Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Распоряжение Правительства Москвы
№ 501-РП от 19 марта 2010 года

Об утверждении концепции и разработке городской целевой комплексной программы «Культура Москвы (2011—2013 гг.)»

     В целях решения задач  комплексного  социально-экономического
развития города, сохранения и развития культурного потенциала, эф-
фективного использования культурного наследия Москвы и обеспечения
непрерывности финансирования целевых программ в области культуры и
искусства:
     1. Одобрить концепцию городской целевой комплексной программы
"Культура Москвы (2011-2013 гг.)" (приложение).
     2. Возложить на Департамент культуры  города  Москвы  функции
государственного  заказчика  по разработке городской целевой комп-
лексной программы "Культура Москвы (2011-2013 гг.)" (далее - Прог-
рамма).
     3. Государственному заказчику  в  I квартале 2010 г. в  уста-
новленном порядке обеспечить размещение государственного заказа на
разработку Программы.
     4. Департаменту культуры города Москвы:
     4.1. Осуществить финансирование работ по разработке Программы
за  счет  и  в пределах средств,  предусмотренных в бюджете города
Москвы на 2010 год Департаменту культуры города Москвы.
     4.2. Представить Программу  на утверждение Правительства Мос-
квы до 10 августа 2010 г.
     5. Контроль  за выполнением настоящего распоряжения возложить
на  первого   заместителя   Мэра  Москвы  в  Правительстве  Москвы
Швецову Л.И.



П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков



                                   Приложение к распоряжению
                                   Правительства Москвы
                                   от 19 марта 2010 г. N 501-РП


                            КОНЦЕПЦИЯ
             ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
                "КУЛЬТУРА МОСКВЫ (2011-2013 гг.)"


      1. Обоснование  соответствия решаемой проблемы и  целей
      программы приоритетным задачам социально-экономического
                      развития города Москвы

     Культура, духовность,  нравственность являются основными сос-
тавляющими всех сторон жизнедеятельности россиян, приоритетами го-
сударственной политики в России. В числе государственных приорите-
тов - производство знаний,  новых технологий и передовой культуры.
При этом культуры,  рассматриваемой не только как различные виды и
жанры искусства, но и в широком, всепроникающем ее понимании - как
культуры политики и экономики,  культуры межнациональных и межлич-
ностных отношений,  культуры семьи,  культуры быта,  экономической
культуры.  Патриотизм, вера в Россию, привязанность к родному дому
- ярчайшее проявление духовной культуры общества.
     В истории  России  Москве  всегда  принадлежала  особая роль.
Именно с ней связан расцвет национальной культуры.  Москва -  один
из крупнейших культурных центров мира,  культурная столица России.
В ней сконцентрировались и переплелись важнейшие  культурные  про-
цессы,  проблемы и противоречия нашего времени. Москва несет бремя
ответственности за сохранение  национальных  культурных  традиций,
межнациональное культурное взаимопонимание и взаимодействие, обес-
печение преемственности развития культуры и искусства, международ-
ное культурное сотрудничество, за воспитание современного культур-
ного человека,  максимально соответствующего в своей  деятельности
интересам государства и общества.
     Сфера культуры - совокупность социальных институтов, функцио-
нирование  которых  сопровождается постановкой и реализацией конк-
ретных социальных задач:  закрепление и воспроизводство обществен-
ных  отношений,  обеспечение устойчивости социальной структуры об-
щества, регулирование отношений между членами общества путем выра-
ботки культурных образцов и моделей поведения, обеспечение сплоче-
ния, взаимозависимости и взаимоответственности членов общества.
     Культурная деятельность,  усвоение культуры являются неотъем-
лемым правом каждого гражданина независимо от социального и нацио-
нального происхождения,  языка,  пола, политических, религиозных и
иных убеждений,  имущественного положения,  образования, профессии
или других обстоятельств. Через культуру, ее виды, формы, проявле-
ния идет процесс осознания человеком и обществом всего  многообра-
зия и ценностей окружающего мира,  осуществляется процесс познания
человеком самого себя.
     Культура -  способ  существования  человека.  Человек как вид
есть культура.  Он не потому культурен,  что является человеком, а
потому он и человек,  что является культурным. Это значит, что со-
держанием культуры становится все содержание человеческой деятель-
ности. Системно функционирующая культурная сфера в отличие от сти-
хийного формирования личности осуществляет свои задачи  с  большей
надежностью, стабильностью и эффективностью. Сохранение и приумно-
жение национальных культурных,  духовных и нравственных ценностей,
укрепление духовного единства граждан являются важнейшими фактора-
ми успешного  социально-политического  и  экономического  развития
московского и российского общества в целом.
     Общие культурные ценности представляют особую социальную зна-
чимость,  объединяя многонациональный московский социум на решение
важнейших задач государственного строительства, воспитывая патрио-
тическое отношение к Родине,  уважение к родной истории,  бережное
отношение к природе.  Культурное воспитание  обусловливает  готов-
ность  граждан к освоению передовых достижений современной науки и
техники, способность к сохранению национальных традиций, противос-
тоянию культурной экспансии. Успех в этом деле возможен лишь в ус-
ловиях сознательного выдвижения  и  реализации  культурно-воспита-
тельных целей, определенной организации и контроля этого процесса,
наличия специально подготовленных кадров,  концентрации усилий  на
решение культурно-воспитательных задач, взаимодействия и координа-
ции между учреждениями культуры,  сотрудничества всех ведомств со-
циальной сферы, что предполагает системный, комплексный, программ-
ный подход  на  основе реализации целостной государственной  куль-
турной  политики  в  условиях комплексного планирования и научного
прогнозирования.
     Настоящая концепция  основывается  на системном анализе соци-
альных и экономических процессов,  происходящих в стране и в мире,
исследованиях  реальных проблем в социально-культурной сфере Моск-
вы, удовлетворенности и запросов населения, социологических иссле-
дованиях результатов реализации предыдущих программ развития куль-
туры столичного мегаполиса, осуществлявшихся Московским институтом
социально-культурных программ совместно с Институтом социально-по-
литических исследований  Российской академии наук.  Результаты ис-
следований  свидетельствуют о том,  что  комплексный,  программный
подход в деле культурного воспитания, просвещения москвичей,  фор-
мирования  и развития культурной сферы московского мегаполиса себя
оправдал.  В ходе  реализации предыдущих целевых комплексных прог-
рамм  "Культура  Москвы"  произошли  реальные позитивные перемены.
Восполняются утраты, имевшие место в сфере культуры в первой поло-
вине  90-х годов, осуществляются строительство и модернизация объ-
ектов культуры, растет численность участников культурного процесса,
расширяются  диапазон и качество досуговых предложений, улучшаются
условия и эффективность труда работников культурно-досуговой сферы,
все большее число москвичей высказывают удовлетворенность культур-
ной ситуацией в Москве.  Но в то же время все  в  большей  степени
растут их культурные и досуговые запросы.
     Результаты проводившихся в ходе реализации Программы "Культу-
ра  Москвы  (2008 - 2010 гг.)" исследований свидетельствуют о том,
что удовлетворенность населения  Москвы  деятельностью  учреждений
культуры  и досуга в целом возросла на 8%.  Москвичи чаще посещают
театры и концерты,  возрос интерес к музеям и библиотекам,  однако
они отмечают недостаток клубов, молодежных мероприятий, территори-
альную отдаленность культурно-досуговых учреждений от районов мас-
совой застройки. Возросли ожидания жителей Москвы в области интел-
лектуализации предоставляемых услуг, развития современных форм до-
суга, модернизации учреждений культуры, привлекательности внешнего
вида объектов культуры,  рекламного обеспечения работы  учреждений
культурно-досуговой сферы.
     Условия развития культуры,  формирования системы деятельности
учреждений и организаций культуры Москвы определяются двумя основ-
ными группами факторов.
     Внешние факторы:
     - уникальность Москвы как столицы Российского  государства  и
крупнейшего  политического,  экономического  и  культурного центра
международного значения;
     - положение  Москвы как мегаполиса массового притяжения насе-
ления России, ближнего и дальнего зарубежья;
     - влияние глобализации культуры,  оказывающей разнонаправлен-
ное воздействие на развитие культуры в Москве и России.
     Внутренние факторы:
     - специфика  социально-демографической  структуры  населения,
определяемой высоким уровнем его концентрации;
     - сложность, многообразие многонационального, поликультурного
состава населения;
     - высокий  культурный  потенциал  столицы,   многочисленность
культурных объектов,  разнообразие культурных предложений и образ-
цов.
     Влияние внешних факторов сказывается прежде всего на деятель-
ности учреждений и организаций культуры уникального характера, ве-
дущих  театров,  крупнейших концертных залов,  музеев,  библиотек,
обусловливая дополнительную нагрузку на  них.  Внутренние  факторы
определяют потребности и степень удовлетворенности постоянного на-
селения,  миллионов москвичей всех  социальных  категорий.
     Москва располагает  большим  числом  как  уникальных объектов
культуры и искусства мирового значения,  так и учреждений культуры
массового спроса. Причем численность их постоянно растет.
     В условиях развития рыночных отношений,  укрепления государс-
твенности,  развития общественных связей,  демократизации общества
городской целевой комплексной программе "Культура Москвы  (2011  -
2013  гг.)" (далее - Программа) предстоит стать инструментом обес-
печения стабильного развития культуры.
     Концептуальной основой  Программы  является  признание Прави-
тельством Москвы воспитания духовности и культуры одним из базовых
факторов поступательного развития всех сфер жизнедеятельности мос-
ковского мегаполиса. Эта концепция определяет суть государственной
культурной  политики  в  Москве,  создавая  условия для реализации
конституционных прав граждан в области культуры, формируя парадиг-
му деятельности всех субъектов культурной политики с учетом реаль-
ной экономической ситуации и прогнозируемой динамики. На основании
предлагаемой  концепции  программа  развития  культуры  Москвы  на
предстоящий период с  учетом  сложившейся  социально-экономической
ситуации, реального культурного потенциала и экономических возмож-
ностей предусматривает дальнейшее планомерное и эффективное разви-
тие  культурной  сферы,  создание оптимальных условий для развития
культуры и искусства, организации досуга москвичей, укрепления ма-
териально-технической базы объектов культуры,  повышение эффектив-
ности,  улучшение условий труда и благосостояния работников  соци-
ально-культурной  сферы,  что окажет позитивное воздействие на ду-
ховное,  культурное,  моральное состояние  общества,  общественное
сознание  в целом,  консолидируя московское общество для успешного
решения важнейших задач экономического и социального развития.

         2. Обоснование целесообразности решения проблемы
                    программно-целевым методом

     Целесообразность решения проблемы развития  культурно-досуго-
вой  сферы  Москвы  программно-целевым методом обусловлена возмож-
ностью органичного сочетания научного подхода к планированию и ор-
ганизации  культурного  процесса  с результатами практической дея-
тельности учреждений культуры и оптимизацией расходования финансо-
вых средств.
     Нормативными, правовыми основаниями для разработки и реализа-
ции программы являются следующие документы:
     - Закон Российской Федерации от 9 октября 1992  г.  N  3612-1
"Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
     - Федеральный закон от 29 декабря 1994 г.  N 78-ФЗ "О библио-
течном деле";
     - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социаль-
ной защите инвалидов в Российской Федерации";
     - Федеральный закон от 12 января 1996 г.  N 7-ФЗ "О некоммер-
ческих организациях";
     - Федеральный закон от 26 мая 1996 г.  N  54-ФЗ  "О  Музейном
фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";
     - Федеральный закон от 25 июня 2002 г.  N 73-ФЗ "Об  объектах
культурного  наследия (памятниках истории и культуры) народов Рос-
сийской Федерации";
     - Закон города Москвы от 17 января 2001 г.  N 3 "Об обеспече-
нии беспрепятственного доступа инвалидов  к  объектам  социальной,
транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы";
     - Закон города Москвы от 23 сентября 2009 г.  N 36 "О библио-
течно-информационном обслуживании населения города Москвы";
     - постановление  Правительства  Москвы  от 17 января 2006  г.
N 33-ПП "О порядке разработки, утверждения, финансирования и конт-
роля за ходом реализации городских целевых программ в городе Моск-
ве".
     Содержательной основой концепции является  поэтапное  целевое
комплексное развитие культуры Москвы с учетом сложившихся реалий и
прогнозируемых процессов в экономике и социальной сфере столицы  и
России.
     Первый этап (кризисная ситуация) - выработка стратегии  орга-
низации деятельности учреждений культуры и досуга в условиях миро-
вого глобального кризиса. В этот период акцент делается на повыше-
ние  эффективности  работы с учетом реально сложившейся ситуации и
ограниченности ресурсного обеспечения. В такой ситуации возрастают
роль и ответственность работников культурно-досуговой сферы. В ус-
ловиях экономии и бережливости  им  предстоит  совершенствовать  и
развивать  культурную  работу с населением за счет рационализации,
оптимизации организуемых ими культурных процессов,  поиска  новых,
не  требующих больших затрат,  форм и направлений,  актуализации и
модернизации работы по содержанию,  исходя из имеющихся  ресурсов,
как  минимум  вдвое повысить эффективность использования бюджетных
вложений.  Особое внимание при этом необходимо уделять обеспечению
культурной,   духовной,   психологической  реабилитации  москвичей
средствами культуры в условиях кризиса,  снижения уровня жизни оп-
ределенной части населения, нестабильности и депрессии.
     Второй этап (посткризисная ситуация) - планомерное  наращива-
ние потенциала культурно-досуговой сферы, количественный и качест-
венный рост сети учреждений культуры и досуга в контексте  измене-
ний социально-экономической ситуации в стране,  формирование мате-
риальной,  организационной, экономической, содержательной базы для
эффективного  развития отрасли в последующий период экономического
подъема в целях полного и качественного обеспечения всех категорий
населения Москвы качественным,  высокоинтеллектуальным,  одухотво-
ренным культурным продуктом, современными, на уровне мировых стан-
дартов,  видами  досуга,  а работников культурно-досуговой сферы -
современными условиями труда и достойным уровнем заработной платы.
     Экономической основой  концепции является ориентация на стра-
тегические,  перспективные,  социально-ориентированные направления
развития культурной сферы Москвы, целями  развития которых являют-
ся:
     1. Первоочередное  развитие учреждений культуры и досуга мас-
сового спроса, доступных для всех категорий населения, в том числе
инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в районах
массового проживания.
     2. Обеспечение  доступности культурных благ в период снижения
потенциальных возможностей граждан в условиях экономического  спа-
да.
     3. Реализация программ культурной реабилитации  и  психологи-
ческой разгрузки населения столицы.
     4. Культурное воспитание подростков  и  молодежи,  подготовка
культурных,  эрудированных,  духовно  развитых менеджеров для всех
сфер производства, экономики, политики.
     5. Борьба с негативными явлениями в социальной сфере,  такими
как наркомания, алкоголизм, преступность и т. п., средствами куль-
туры, искусства, одухотворенного интеллектуального досуга.
     В целях  рационализации,  повышения  эффективности,  экономии
бюджетных ресурсов предполагается концентрировать усилия на реали-
зации ключевых проектов и программ,  закладывающих основу для  ин-
тенсивного развития и подъема культуры в посткризисный период эко-
номического подъема, финансирование современных, масштабных проек-
тов, устремленных в будущее, использование программно-целевого ме-
тода на всех уровнях и направлениях работы,  ориентируясь на целе-
вую аудиторию и решение конкретных социально-культурных задач.

     Основополагающие принципы Программы:
     - комплексный подход к решению культурных проблем в контексте
конституционных прав граждан России в области культуры и государс-
твенной культурной политики;
     - обеспечение  эффективного  взаимодействия органов государс-
твенной власти и гражданских институтов в деле  развития  культуры
Москвы, культурного воспитания граждан;
     - социальная  ориентированность,  стимулирование  культурной,
творческой активности населения;
     - гарантия  сохранения и развития национальной культуры, рус-
ского народного творчества,  традиционного творчества народов Рос-
сии;
     - поддержка инновационных творческих проектов в области куль-
туры и искусства;
     - развитие современных информационных технологий, организаци-
онно-техническое обеспечение деятельности  учреждений  культуры  и
досуга;
     - стимулирование  развития  межрегиональных  и  международных
связей учреждений культуры,  творческих работников, поддержка меж-
дународных культурных проектов;
     - изучение  и использование на практике зарубежного опыта ор-
ганизации развития культурной сферы в условиях мегаполисов;
     - гибкость  планирования,  адаптация  проектов к изменяющимся
социальным, экономическим и культурным условиям;
     - концентрация  ресурсов на решение приоритетных задач разви-
тия культурной сферы.

     Адресаты программы:
     - население города Москвы;
     - комплексы городского управления;
     - организации культуры, искусства и досуга;
     - работники культуры и искусства;
     - творческие союзы;
     - общественные организации культуры;
     - коммерческие организации,  осуществляющие свою деятельность
в сфере культуры, искусства, досуга, шоу-бизнеса;
     - средства массовой информации.

     Социальная значимость проблем, связанных с развитием культуры
Москвы, культурным, духовным воспитанием жителей московского мега-
полиса,  ролью  духовной культуры во всех сферах жизнедеятельности
российского общества,  обусловливает необходимость их решения  при
активной государственной поддержке с использованием программно-це-
левого метода,  который позволяет обеспечить высокий уровень орга-
низации процессов в сфере культуры,  межведомственной координации,
оптимизации средств и методов решения поставленных целей и  задач,
систематизирует  процесс  развития  культуры  в  реальном социаль-
но-экономическом и политическом контексте.
     Система программных  мероприятий позволит направить имеющиеся
ресурсы на развитие стратегических,  социально значимых  направле-
ний,  осуществлять  системный  подход в противодействии негативным
явлениям в сфере культуры и в обществе.  Городская  целевая  комп-
лексная программа "Культура Москвы (2011 - 2013 гг.)" должна стать
инструментом стабильного,  рационального и  эффективного  развития
культуры Москвы.

   3. Характеристика и прогноз сложившейся проблемной ситуации
  в сфере культуры без использования программно-целевого метода

     Социально-культурная сфера Москвы располагает следующими  по-
зитивными характеристиками:
     - обширностью связей,  реализуемых внутри и в контексте соци-
ально-культурной сферы;
     - широтой охвата различных социально-демографических  катего-
рий населения;
     - уникальной для России численностью и разнообразием объектов
культуры и досуга;
     - многообразием содержательной  культурно-досуговой  деятель-
ности;
     - высоким уровнем культурного, творческого, интеллектуального
и досугового продукта, предлагаемого населению;
     - многочисленными  кадрами  специалистов  культурно-досуговой
сферы и творческих работников;
     - уникальными ценностями культуры и  искусства,  накопленными
за многовековую историю Москвы.
                                                        Таблица 1.

     Плотность населения и распределения учреждений культуры
             в административных округах города Москвы
__________________________________________________________________
Название Кол-во  Площадь Население    Плотность Количество Коли-
округа   районов округа  округа (тыс. населения учреждений чество
                 (кв.м)  чел. и в %  (тыс. чел. культуры   учре-
                         от общей    на кв.км)  в округе  ждений на
                         численности)                     100 тыс.
                                                          жителей

Восточный 16     151,0    1381,8         9,2       97         7
                (14,4%)   (13,4%)
Западный  13     132,8    1029,0         7,7      121        12
                (12,7%)   (9,9%)
Зелено-    3     37,0     215,7          5,8       21        10
градский        (3,5%)    (2,1%)
Северный  16     87,3    1112,9         12,7       87         8
                (8,4%)    (10,8%)
Северо-   17    102,3    1240,0         12,1       83         7
Восточный       (9,8%)    (12,0%)
Северо-    8    106,9    780,0           7,3       68         9
Западный        (10,2%)  (7,5%)
Централь- 10    64,1     701,4          15,6      217        31
ный             (6,1%)   (6,8%)
Юго-      12    126,0    1109,1          8,6       80         7
Восточный       (12,1%)  (10,7%)
Юго-      12    107,7    1179,2         10,9       59         5
Западный        (10,3%)  (11,4%)
Южный     16    130,5    1593,1         12,2       91         6
                (12,5%)  (15,4%)
__________________________________________________________________
Всего    123   1045,6    10342,2        10,2      924         9
по             (100%)    (100%)        (среднее)
Москве


     В то  же  время  динамику развития социально-культурной сферы
Москвы в современных условиях определяет и  целый  ряд  негативных
факторов, таких, например, как:
     - коммерциализация деятельности государственных и негосударс-
твенных учреждений культуры и досуга;
     - ограниченность бюджетных средств, предусматриваемых на раз-
витие культурно-досуговой сферы в связи с глобальным экономическим
кризисом;
     - сокращение  материальных возможностей населения для получе-
ния культурных и досуговых благ;
     - пропаганда  СМИ  бездуховных,  примитивных,  антикультурных
форм досуга для наиболее активной части населения -  подростков  и
молодежи;
     - не в полной мере обеспечение доступности учреждений культу-
ры и культурных благ для маломобильных групп населения;
     - отсутствие социальной рекламы деятельности учреждений куль-
туры и досуга,  продукта высокой культуры в средствах массовой ин-
формации.
     По результатам социологических исследований 72%  москвичей не
знают о том,  какие культурно-досуговые  услуги  предоставляют  их
культурно-досуговые учреждения района,  51% - округа, 38% - Москвы
в целом.
     Программа "Культура  Москвы (2011 - 2013 гг.)" является логи-
ческим продолжением  и  развитием  Городской  целевой  комплексной
программы "Культура Москвы (2008 - 2010 гг.)" и направлена на реа-
лизацию государственной политики в сфере культуры на новом этапе с
учетом  динамики  социально-экономической  и культурной ситуации в
Москве и в России.  Она ориентирована на  обеспечение  оптимальных
условий  для  гармоничного,  всестороннего,  комплексного развития
культурного потенциала столичного мегаполиса,  определение приори-
тетных  направлений  государственной политики в области культуры и
искусства на предстоящий период.  Программа формирует  основу  для
эффективного и динамичного развития отрасли культуры,  являясь ба-
зовым документом для разработки планов,  программ и проектов в му-
ниципальных округах,  государственных учреждениях культуры и досу-
га,  функционирующих за счет средств городского бюджета. Программа
призвана  стать  основой и гарантией сохранения и развития единого
культурного пространства Москвы, ее уникального культурного потен-
циала.
     Приоритетами развития театрально-концертной деятельности ста-
ли  проведение  целенаправленной  репертуарной политики,  создание
современной инфраструктуры по обслуживанию посетителей,  объедине-
ние  свободных сценических площадок в единую театрально-концертную
сеть.  Совершенствовалась и система целевого государственного  фи-
нансирования.  Успешно развивался проект "Открытая сцена". Поддер-
живалась творческая деятельность фольклорных коллективов. Стимули-
ровалась  работа  театров,  театров-студий,  размещенных в районах
массовой застройки.  Развивалась  театрально-гастрольная  деятель-
ность.  Яркие  краски  в  культурную палитру Москвы внесли ставшие
традиционными фестивали, конкурсы и юбилейные мероприятия.
     Музейная и  выставочная деятельность отражала мировые тенден-
ции в формировании современного культурного продукта. Главными за-
дачами  в  области  музейно-выставочной  работы стали сохранение и
учет коллекций путем внедрения современных технических  средств  и
технологий,  формирование  музейно-выставочных экспозиций.  Велась
работа по созданию музейно-выставочного комплекса "Царицыно". Фор-
мировались  многофункциональные  музейные  комплексы "Провиантские
магазины",  Усадьба Гагариных, "Музей истории Москвы", Музей русс-
кой  усадебной  культуры  "Кузьминки",  Московский государственный
объединенный  художественный,  историко-архитектурный  и   природ-
но-ландшафтный музей-заповедник (Коломенское - Люблино - Лефортово
- Измайлово).  Реализовалась общегородская программа,  посвященная
Дням исторического и культурного наследия. Расширялась сеть окруж-
ных музейно-выставочных залов под кураторством городских музеев.
     В сфере  библиотечного  обслуживания комплекс программных ме-
роприятий предусматривал преодоление "кризиса чтения" путем реали-
зации комплексных программ,  разработки и реализации проекта "Биб-
лиоград" - создания открытой корпоративной информационной  системы
обмена базами данных московских библиотек. Осуществлялись: органи-
зация новых инновационных видов услуг  библиотечного  профиля  для
всех категорий населения - автоматизированной справочно-информаци-
онной и поисковой системы, службы индивидуального клиентского обс-
луживания  ("Служба запросов"),  службы "Единого сводного каталога
московских библиотек",  службы "Единый читательский билет", "Музей
редкой книги",  "Электронная библиотека Москвы",  "Фонд  "Домашняя
библиотека", "Фонд нотно-музыкальных изданий";  создание детских и
юношеских центров на базе интеллект-центров, центров общественного
доступа на базе публичных библиотек в рамках программы  "Электрон-
ная  Москва",  распространение  программ  "Запишись в библиотеку",
"Новое поколение выбирает чтение" и других программ,  направленных
на  повышение  роли библиотеки и социального статуса библиотечного
работника; формирование культуры чтения, пропаганда книги.
     Продолжалось развитие  сети учреждений культуры клубного типа
для удовлетворения растущих потребностей населения Москвы в совре-
менных формах семейного, молодежного досуга, детского эстетическо-
го воспитания. Повысился объем и качество культурных услуг. Разви-
валась  система  учреждений клубного типа в местах,  отдаленных от
центральной части города,  обновлялось оборудование клубов, разви-
вались новые виды деятельности, отрабатывалась модель клубного уч-
реждения культуры нового типа - креатив-центра.
     Приоритетным направлением развития парков стало распростране-
ние социальной маркетинговой стратегии на их текущую деятельность,
что  способствовало  развитию профильной специализации,  повышению
уровня рекреационных возможностей,  воспитанию экологической куль-
туры населения,  сохранению природных комплексов, развитию их инф-
раструктуры,  привлечению внебюджетных источников финансирования и
модернизации аттракционного хозяйства.
     Цели развития кинофикации  и  кинопроката  реализовывались  с
учетом ориентации на общественно значимый результат за счет реали-
зации протекционистской политики по  прокату  российских  фильмов,
развитию видового разнообразия, повышению уровня услуг кинопоказа.
Развивалась городская  сеть  государственных  учреждений  культуры
"Специализированные детские кинотеатры",  продолжалась реконструк-
ция кинозалов,  детские кинотеатры преобразовывались в современные
молодежные кинотеатральные центры,  внедрялись эффективные иннова-
ционные технологии.  За истекший период было приобретено 160 новых
фильмов отечественного производства, сеть детских кинотеатров рас-
ширилась с 8 до 12, успешно функционирует современный мультимедий-
ный детский киноцентр - Центральный Дом детского кино.
     Продолжалось комплексное развитие образовательных учреждений,
значительно повысились объем и качество услуг населению учреждени-
ями профессионального образования  и  дополнительного  образования
детей  и  взрослых.  Осуществлялись меры по расширению доступности
качественного художественного образования для всех  слоев  населе-
ния. Значительно обновлен парк музыкальных инструментов в учрежде-
ниях дополнительного образования.
     Систематизации и  повышению  эффективности  работы учреждений
культурно-досуговой сферы способствовали  научно-исследовательская
деятельность,  анализ  состояния,  тенденций и перспектив развития
отрасли,  исследования запросов и уровня удовлетворенности населе-
ния  диапазоном и качеством предоставляемых возможностей для куль-
турного развития и  творческого  самовыражения.  Научно-исследова-
тельская,  методическая,  экспериментальная, научно-издательская и
информационная деятельность в социально-культурной сфере  осущест-
вляется  Московским институтом социально-культурных программ.  Эта
работа ведется им как самостоятельно,  так и  в  сотрудничестве  с
другими  научно-исследовательскими организациями Москвы и Российс-
кой Федерации,  департаментами и комитетами Правительства  Москвы,
учреждениями культуры, искусства, общественными организациями.
     Важнейшая задача,  стоящая перед институтом,  - разработка  и
научный  мониторинг реализации программы развития отрасли культуры
и отдельных ее подотраслей.
     В области охраны художественного наследия продолжалась работа
по обогащению градостроительного и архитектурного  облика  города,
переводу  на  конкурсную основу основных видов творческой деятель-
ности, осваивались новые технологии в работе по выявлению, экспер-
тизе,  постановке  на государственный учет произведений искусства,
находящихся в немузейных собраниях,  осуществлялся контроль за вы-
возом  культурных ценностей за рубеж,  что обеспечивало на должном
уровне выполнение решений Правительства Москвы по охране и  созда-
нию памятников художественного наследия. В Москве были установлены
памятники летчику В.П.Чкалову, академику А.М.Прохорову, поэту Мусе
Джалилю,  скульптурная  композиция  "Астана",  памятник   генералу
М.Д.Скобелеву.
     Важнейшими целями международного и межрегионального сотрудни-
чества в области культуры и искусства стало формирование  позитив-
ного образа Москвы,  ее культурного богатства и разнообразия, раз-
витие культурного взаимодействия со странами ближнего  и  дальнего
зарубежья,  регионами России, оказание поддержки российским сооте-
чественникам за рубежом,  продвижение русской  культуры  и  языка.
Москва  позиционирует  себя  на международной арене как культурный
центр мирового значения,  активно интегрируясь в европейское и ми-
ровое культурное пространство.
     Ежегодно в Москве проводятся городские  общественно  значимые
культурные мероприятия, в которых принимают участие миллионы моск-
вичей и гостей столицы.  Эти мероприятия консолидируют  московский
социум,  объединяют людей разных национальностей,  расширяют куль-
турное пространство города,  сохраняя и развивая национальные тра-
диции массовых народных праздников и гуляний.
     В то же время культурная сфера города и культурное обслужива-
ние населения имеют ряд недостатков:
     - развитие сети объектов культуры в районах новостроек значи-
тельно отстает от темпа строительства жилых объектов;
     - культурно-досуговые предложения не покрывают всего диапазо-
на запросов, предпочтений и ожиданий граждан;
     - Москва все еще отстает от  мировых  культурных  центров  по
обеспеченности населения продуктами культуры и искусства,  досуго-
выми объектами;
     - город испытывает дефицит объектов культуры, целевым образом
ориентированных на организацию досуга подростков и молодежи -  мо-
лодежных клубов, студий, кружков и т.п.;
     - недостаточно развита материально-техническая база  учрежде-
ний культуры;
     - недостаточен уровень доступности учреждений и услуг культу-
ры для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;
     - в целом невысок уровень технологической и юридической  ком-
петентности руководителей культурно-досуговых учреждений;
     - среди работников культурно-досуговой сферы полностью не из-
жито "бюджетное сознание", недостаточно стремление к самостоятель-
ным инновационным решениям в содержательной деятельности  учрежде-
ний культуры;
     - недостаточен  уровень  социальной  защищенности  работников
культурно-досуговой сферы.
     Практика последних двух десятилетий подтверждает правильность
и  целесообразность  решения  проблем развития сферы культуры мос-
ковского мегаполиса путем разработки и реализации комплексных  го-
родских целевых программ. Такой подход позволяет:
     - во-первых,  системно,  с максимальной социальной и экономи-
ческой  эффективностью  решать задачи культурного развития Москвы,
сохранения и приумножения культурных ценностей, приобщения к куль-
туре многомиллионного населения города;
     - во-вторых,  избежать ошибок, "близорукости" принимаемых ре-
шений и осуществляемых мер,  характерных в условиях краткосрочного
планирования,  неоправданного,  нерационального использования бюд-
жетных средств и материальных ресурсов;
     - в-третьих,  среднесрочное планирование, разработка и реали-
зация городских целевых комплексных программ позволяет заглянуть в
более отдаленную перспективу, открывая путь к долгосрочному плани-
рованию развития сферы культуры, что наиболее эффективно в услови-
ях развитого государства и общества и стабильных социально-полити-
ческих и экономических отношений.

    4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ
  и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

     Решение проблемы эффективного развития культурной сферы Моск-
вы  в сложившихся условиях и с учетом прогнозируемой динамики раз-
вития экономической и социальной ситуации может  предполагать  два
варианта организационно-экономических мероприятий.
     Первый вариант предполагает определение основных целей и  за-
дач  Программы  количественного характера,  для достижения которых
осуществляется их рейтинговый отбор, дается обоснование, предлага-
ется перечень программных мероприятий,  и на основании этого опре-
деляется необходимый объем финансовых затрат.
     Второй вариант   исходит   из   наличия  реальных  финансовых
средств,  которые могут быть привлечены для реализации программных
положений  и мероприятий.  Исходя из финансовых возможностей Прог-
раммой определяется комплекс  приоритетных  задач  и  мероприятий,
обеспечивающих  наибольшую эффективность в достижении основных це-
лей.
     Оба варианта  решения проблемы содержат перечень исходных за-
даний,  показателей и ожидаемых социокультурных результатов по оп-
ределяемым Программой объемам финансирования.
     Первый вариант имеет преимущество в связи с расширением  воз-
можностей как для более масштабных культурных проектов,  так и для
обеспечения массовых культурно-досуговых запросов населения, одна-
ко  предполагает  определенные риски как неоправданного завышения,
так и занижения определяемых Программой финансовых  средств,  нап-
равляемых на те или иные подпрограммы, проекты и мероприятия.
     Второй вариант характеризуется определенными рамками выделяе-
мых  финансовых  средств,  направляемых  на  решение целей и задач
Программы, объем этих средств и является определяющим фактором при
выборе основных приоритетов и направлений работы. Этот вариант со-
держит риски, связанные со снижением масштабов и динамики культур-
ного  строительства,  однако  позволяет более реалистично и рацио-
нально подойти к процессу программного обеспечения и,  в  конечном
итоге, в полном объеме реализовать программные положения.
     Оба варианта ориентированы на количественные показатели  при-
общения  населения к активным или потребительским формам участия в
культурном процессе,  а также на количественные и качественные по-
казатели по объектам и средствам культурного обеспечения,  так как
духовно содержательная эффективность воздействия культуры на  лич-
ность  и  общество  выявляется и проявляется опосредованно,  через
другие сферы жизнедеятельности личности и общества.
     Возможными рисками,  возникающими  в ходе решения проблемы по
первому и по второму вариантам, могут быть:
     - сокращение определенного Программой финансирования;
     - неэффективность организации и управления процессом реализа-
ции программных положений;
     - необоснованное  перераспределение   средств,   определенных
Программой в ходе ее исполнения;
     - недостаточный уровень квалификации и  исполнительской  дис-
циплины руководителей учреждений культуры и досуга;
     - отсутствие или недостаточность межведомственной координации
в ходе реализации Программы.
     Наиболее реальным и приемлемым в современных условиях являет-
ся второй вариант решения проблемы программно-целевым методом, оп-
ределяющий и обосновывающий конкретные объемы финансового  обеспе-
чения как Программы в целом, так и отдельных ее разделов, проектов
и мероприятий, выбор наиболее рационального и эффективного перечня
и критериев оценки результатов выполнения Программы.
     Исходя из  характеристики  сложившейся  проблемной   ситуации
Программа  осуществляет  следующие  принципы  организации процесса
развития культурной сферы Москвы:
     - комплексное  решение задач реализации культурной политики в
городе Москве в рамках широкого взаимодействия  органов  государс-
твенной власти и местного самоуправления,  общественных и иных не-
государственных субъектов культурной деятельности;
     - социальная ориентированность мероприятий, касающихся сохра-
нения и развития сферы культуры,  а также  обеспечения  социальных
гарантий для москвичей и работников учреждений культуры;
     - поддержка инновационных проектов в области культуры,  внед-
рение современных управленческих, информационных и иных технологий
в деятельность учреждений культуры;
     - социальное партнерство и сетевое сотрудничество в деле раз-
вития отрасли;
     - гибкость планирования, то есть возможность адаптации проек-
тов к изменяющимся условиям развития отрасли (как внутренним,  так
и внешним);
     - возможность использования альтернативных вариантов в случа-
ях изменения ситуации;
     - возможность реализации проектов параллельно,  в  последова-
тельности и выборочно, определяя приоритеты в зависимости от изме-
нений экономического и социокультурного контекста.

       5. Предложения по целям и задачам программы, целевым
       индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход
              реализации целевой программы по годам

     Государственная политика  в  области  культуры  рассматривает
культуру  как  основополагающий  компонент устойчивого развития во
всех сферах жизнедеятельности российского общества, обеспечивающий
предпосылки для политического, социального и экономического роста.
     Целями Программы  являются:  разработка  системы  эффективных
мер,  направленных на формирование правовых, социально-экономичес-
ких и организационных  условий  развития  культурного  потенциала,
сохранение культурного наследия города, обеспечение равных возмож-
ностей для получения доступа к культурным ценностям и удовлетворе-
ния культурных потребностей представителей разных социальных слоев
и групп населения, интеграция в мировое культурное сообщество.
     Основными задачами  развития  культуры  на предстоящий период
являются:
     - оптимизация  культурных процессов в период глобального эко-
номического кризиса,  системный выход из него и последующее  дина-
мичное развитие культуры;
     - повышение  значимости,  национальных  культурных,  духовных
ценностей в общественном сознании российского народа;
     - обеспечение сохранности национальных культурных и  духовных
ценностей;
     - концентрация материальных,  организационных и кадровых  ре-
сурсов  на поддержку на высоком уровне ведущих учреждений культуры
и творческих коллективов;
     - создание  благоприятных  условий  для развития и реализации
имеющегося потенциала творческих сил столицы;
     - сокращение  неравномерности  развития  социально-культурной
инфраструктуры в округах и районах города;
     - повышение эффективности деятельности учреждений культуры по
культурному просвещению граждан;
     - сохранение памятников культуры и культурного наследия;
     - государственная  поддержка  профессионального  и  народного
творчества;
     - комплексная модернизация учреждений культуры города в целях
повышения культурного уровня и разнообразия услуг в досуговой сфе-
ре;
     - разработка  и  внедрение инновационных культурных проектов,
формирование интегрированной системы информационных ресурсов куль-
туры и искусства;
     - развитие и поддержка социально-культурных инициатив, стиму-
лирование творческой активности населения,  поддержка общественных
проектов и новых форм культурно-досуговой деятельности;
     - обеспечение доступности культуры и информации социально не-
защищенным малообеспеченным  слоям  населения,  молодежи,  группам
риска;
     - обеспечение доступности учреждений культуры для  инвалидов,
лиц  с ограниченными возможностями путем реконструкции и оснащения
спецоборудованием учреждений отрасли, расширения услуг; совершенс-
твование системы льгот;
     - сохранение и развитие национальных  культур  представителей
наций и народов России и стран СНГ, проживающих в Москве;
     - организация и поддержка в условиях многонационального мега-
полиса  различных  форм межнационального культурного обмена и сот-
рудничества,  обеспечивающих рост взаимопонимания и взаимоуважения
жителей города различных наций и народностей;
     - развитие межрегионального,  международного культурного сот-
рудничества,  пропаганда культурных достижений, традиционной куль-
туры, народного и современного искусства за рубежом;
     - формирование  системы мониторинга целевых индикаторов и по-
казателей Программы;
     - обеспечение  культурно-информационной  безопасности жителей
Москвы и гостей столицы;
     - снижение уровня социальной напряженности, культурная реаби-
литация населения Москвы в условиях кризиса;
     - стимулирование  деятельности  средств массовой информации и
массовых коммуникаций по культурному просвещению, пропаганде наци-
ональных культурных ценностей;
     - развитие материально-технической и финансовой базы учрежде-
ний культуры города;
     - концентрация бюджетных ресурсов на приоритетных направлени-
ях развития отрасли;
     - расширение нормативно-правовой базы деятельности учреждений
культуры и досуга.
     Оценка результатов реализации Программы осуществляется на ос-
нове использования целевых индикаторов и показателей по нравствен-
но-духовным и количественным параметрам.
     Нравственно-духовные параметры:
     - социологические  индикаторы,  характеризующие  соответствие
культурных запросов различных категорий населения культурным пред-
ложениям отрасли;
     - социологические  индикаторы,  выявляющие  уровень  духовной
культуры в обществе и динамику ее развития;
     - социологические  индикаторы,  определяющие  влияние  уровня
культуры личности и различных социальных групп на формирование ми-
ровоззрения, социальную и гражданскую активность;
     - социологические индикаторы,  отражающие степень доступности
учреждений   культурно-досуговой  деятельности,  удовлетворенности
культурно-досуговыми предложениями.
     Количественные параметры:
     - статистические показатели посещаемости различных типов  уч-
реждений культуры;
     - статистические показатели востребованности образцов культу-
ры и искусства, форм досуговой деятельности;
     - статистические показатели расширения сети объектов культуры
и досуга;
     - статистические показатели оснащенности объектов культуры  и
досуга;
     - натуральные показатели, отражающие полноту выполнения прог-
раммных мероприятий и ресурсного обеспечения программных мероприя-
тий;
     - экономические показатели,  характеризующие структуру затрат
и финансовые ресурсы.

                  Основные мероприятия Программы

     В сфере театральной деятельности:

     - реализация  проекта создания сценических площадок в районах
массовой жилой застройки,  отдаленных от центральной части города,
"Москва - территория театра" (рабочее название);
     - реализация проекта создания театральных  площадок  на  базе
музеев-заповедников, музейных усадебных комплексов и архитектурных
ансамблей "Арт-музей" (рабочее название);
     - формирование  "Школьного абонемента" (рабочее название) для
организации циклов театральных программ для бесплатного  посещения
учащимися Москвы;
     - разработка,  внедрение и  распространение  медиа-продукции,
направленной на популяризацию театрального искусства;
     - создание автоматизированной системы заказа и реализации би-
летов в театры города.

     В сфере концертной деятельности:

     - создание музыкальных произведений для детей и молодежи;
     - реализация проекта создания открытых филармонических площа-
док в исторических местах,  парках и местах массового отдыха моск-
вичей - "Фестиваль популярной классики на пленэре" (рабочее назва-
ние);
     - проведение музыкальных фестивалей-смотров  для  выпускников
музыкальных школ города Москвы;
     - проведение тематических концертов, связанных с юбилеями вы-
дающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
     - создание музыкальных абонементов в концертных залах с учас-
тием  ведущих исполнителей,  музыкальных коллективов,  дирижеров и
творческой молодежи;
     - создание и формирование "Школьного музыкального абонемента"
(рабочее название);
     - разработка,  внедрение  и  распространение медиа-продукции,
направленной на популяризацию музыкального искусства;
     - создание автоматизированной системы заказа и реализации би-
летов в концертные залы Москвы.

     В сфере музейной и выставочной деятельности:

     - внедрение системы государственных заданий на оказание госу-
дарственных услуг музеями и выставочными залами города Москвы, оп-
ределяющих приоритетные направления в деятельности музеев и  акту-
альность существующих музейных услуг, для обеспечения целевого фи-
нансирования текущей деятельности музеев;
     - в  целях повышения эффективности работы музеев поддерживать
на конкурсной основе музейные массово-просветительские,  выставоч-
но-экспозиционные  и  иные проекты путем определения лучших проек-
тов, имеющих важное социально-культурное значение, в том числе для
патриотического  воспитания  и  поддержки образования и воспитания
подрастающего поколения;
     - обеспечение достаточного количества современных фондохрани-
лищ и улучшения условий хранения фондовых коллекций;
     - применение  и развитие современных инновационных технологий
в хранении,  реставрации, показа музейных предметов без ущерба для
их  сохранности,  а  также использование современных электронных и
мультимедиа технологий;
     - разработка  и  реализация программы повышения эффективности
систем охраны,  безопасности, контроля доступа и видеонаблюдения в
целях обеспечения сохранности музейных предметов, зарегистрирован-
ных в государственной части музейного фонда Российской Федерации;
     - проведение во всех музеях города Москвы целевых мероприятий
по социокультурной реабилитации  инвалидов  музейными  средствами,
включая адаптацию экспозиционного материала к особенностям посети-
телей;
     - дальнейшее  развитие  общегородских  межмузейных программ и
инициатив:  "Ночь в музее", "Вечер в музее", "Всей семьей в музей"
и пр.;
     - создание новых медиапродуктов и современной инфраструктуры,
позволяющих  значительно  улучшить  информированность населения  о
деятельности и услугах музеев, а также в целях публикации музейных
предметов для использования при дистанционном обучении и самообра-
зовании населения;
     - повышение  эффективности использования выставочных площадей
путем создания экспозиций  с использованием современных  медиатех-
нологий;
     - создание материальных и иных стимулов для музейных работни-
ков  в  целях поощрения их деятельности, привлечения в музеи моло-
дых талантливых специалистов, в том числе в целях поощрения специ-
алистов, занимающихся социокультурной реабилитацией инвалидов;
     - реализация проекта "Музеи города - музеям районов", направ-
ленного  на методическое обеспечение деятельности музеев районного
уровня,  в том числе для привлечения их к участию в  общегородских
программах;
     - развитие проекта создания детских музейных центров в музеях
города для организации семейных программ посещения музеев и пребы-
вания детей;
     - завершение  начатых ранее программ по созданию новых музей-
ных комплексов:  Музейного объединения "Музей Москвы" в "Провиант-
ских  магазинах",  Музейно-мемориального  комплекса  истории Воен-
но-морского флота России, Музейного комплекса "История танка Т-34",
Государственной картинной галереи Василия Нестеренко и др.

     В сфере библиотечного дела и информационного обслуживания
     населения:

     - разработка и реализация проекта  "Библиогород"  -  создание
открытой корпоративной информационной системы обмена базами данных
московских библиотек;
открытой корпоративной информационной системы обмена базами данных
московских библиотек;
     - организация на базе проекта "Библиогород" новых видов услуг
библиотечного профиля для всех категорий населения:  автоматизиро-
ванной справочно-информационной и поисковой системы,  службы инди-
видуального клиентского обслуживания ("служба  запросов"),  службы
"Единого сводного каталога московских библиотек",  службы "Единого
читательского билета",  службы обслуживания инвалидов и других ма-
ломобильных категорий граждан,  "Музей редкой книги", "Электронная
библиотека Москвы,  "Фонд "Домашняя библиотека", "Фонд нотно-музы-
кальных  изданий"  и других проектов централизованных библиотечных
систем и библиотек города;
     - дальнейшая реализация проекта создания интеллект-центров на
базе публичных библиотек города Москвы - создание в каждом  районе
города многофункциональных культурных центров на основе библиотеч-
ных форм работы и компьютерных технологий;
     - реализация  проекта создания детских и юношеских центров на
базе интеллект-центров, созданных в библиотеках города в ходе реа-
лизации комплексной программы;
     - реализация проекта создания центров  общественного  доступа
(ЦОД) на базе публичных библиотек города Москвы в рамках программы
"Электронная Москва";
     - реализация проекта "Библиоавтобус" для обслуживания населе-
ния, не имеющего возможности для регулярного посещения библиотек;
     - реализация  проекта создания "Библиотеки литературы народов
и народностей России" на базе Библиотеки украинской литературы;
     - реализация программ "Запишись в библиотеку", "Новое поколе-
ние выбирает чтение" и других направленных на повышение роли  биб-
лиотеки и социального статуса библиотечного работника;  формирова-
ние культуры чтения, пропаганда книги.

     В сфере клубной деятельности:

     - реализация комплексной программы развития системы  и  видов
деятельности  учреждений культуры клубного типа,  таких как центры
культуры, искусства и творчества;
     - развитие системы учреждений клубного типа в районах,  отда-
ленных от центральной части  города;  строительство  многофункцио-
нальных культурно-досуговых центров в районах с дефицитным уровнем
культурных услуг населению;
     - модернизация звукового и светового оборудования действующих
учреждений культуры,  оборудование современных систем охраны и бе-
зопасности,  создание  новых услуг на основе компьютерных техноло-
гий, детских и молодежных центров;
     - создание  клубных учреждений культуры нового типа - центров
поддержки инновационных проектов в сфере культуры -  креатив-цент-
ров.

     В области кинофикации и кинопроката:

     - обеспечение  государственной поддержки продвижения отечест-
венных кинопроизведений в городских кинотеатрах;
     - внедрение в кинотеатрах Москвы  федеральной  программы еди-
ной автоматизированной информационной системы  сведений  о  показе
фильмов в кинозалах,  призванной обеспечить поступление и учет ин-
формации о публичной демонстрации фильмов в кинозалах в целях  за-
щиты  экономических  интересов  участников  создания и продвижения
отечественной кинопродукции;
     - обеспечение  доступности  услуг кинотеатров для малообеспе-
ченных категорий населения города Москвы;
     - проведение репертуарной политики, направленной на поддержку
творческих достижений отечественного  кинематографа,  формирование
молодежного и детского репертуара,  основанного на лучших образцах
отечественного и мирового кинематографа, удовлетворение культурных
потребностей различных категорий населения средствами кинематогра-
фа;
     - развитие  на базе городских кинотеатров дополнительных про-
фильных сервисов и услуг;
     - дальнейшее совершенствование работы государственных бюджет-
ных учреждений культуры московских кинотеатров для детей и молоде-
жи  в  области репертуарной и информационной политики и проведение
сетевых киномероприятий;
     - дальнейшее  распространение  в городских кинотеатрах единой
системы электронного кинобилета;
     - капитальный ремонт и техническая модернизация государствен-
ных кинотеатров в соответствии с современными требованиями  цифро-
вого кинопоказа.

     В сфере деятельности парков культуры и отдыха:

     - разработка  проектов  планировок парков культуры и отдыха с
учетом особенности и специфики их деятельности в  едином  парковом
комплексе города Москвы; создание парков культуры и отдыха различ-
ных типов:  парков аттракционов,  экологических парков, этнографи-
ческих парков,  исторических парков, парков искусств, парков куль-
туры и спорта;
     - разработка и реализация проектов,  направленных на сохране-
ние и развитие природных комплексов парков города;
     - приоритетное  развитие  всесезонных  объектов  для работы и
обслуживания посетителей парков;
     - разработка  и реализация проектов,  направленных на восста-
новление исторических объектов,  расположенных на территориях пар-
ков и прилегающих к ним территориях;
     - разработка и реализация проектов создания объектов парковой
инфраструктуры  для организации совместных форм работы с театрами,
концертными организациями,  музеями и другими учреждениями культу-
ры;
     - модернизация аттракционного хозяйства.

     В сфере деятельности образовательных учреждений и научно-ис-
     следовательской деятельности:

     - повышение качества и уровня дополнительного образования;
     - разработка и реализация образовательных программ,  нацелен-
ных на сохранение и развитие многообразных жанров и видов народной
культуры,  а также освоение новых  видов  художественно-творческой
деятельности;
     - развитие системы учреждений дополнительного  образования  в
районах  с  дефицитным уровнем культурного обслуживания населения,
особенно отдаленных от центральной части города;
     - обновление парка музыкальных инструментов в учреждениях до-
полнительного образования;
     - проведение научных исследований развития социально-культур-
ной сферы,  общественного мнения,  запросов  москвичей  в  области
культуры, искусства, досуга;
     - разработка научно-методических  рекомендаций,  пособий  для
управленческих структур и учреждений культуры;
     - экспериментальная деятельность и внедрение в практику инно-
вационных  форм,  методов и направлений работы культурно-досуговых
учреждений;
     - анализ  мировой практики в сфере культуры и досуга примени-
тельно к условиям московского мегаполиса;
     - разработка  нормативных  документов по обеспечению деятель-
ности различных типов учреждений культуры и досуга;
     - развитие научно-издательской и информационной деятельности,
пропаганда культуры высоких достижений,  лучших образцов народного
творчества;
     - проведение конференций,  круглых столов по проблемам разви-
тия культуры и искусства в Москве.


                 Результаты реализации Программы

     Реализация Программы обеспечит стабильное развитие культурной
сферы Москвы,  расширит возможности учреждений культуры  и  досуга
для  всех  категорий населения московского мегаполиса,  будет осу-
ществляться реконструкция и  модернизация  технического  оснащения
значительной части учреждений культуры и досуга,  повысится эффек-
тивность содержательной деятельности  библиотек,  клубов,  музеев,
молодежных культурных центров,  будет реализован ряд крупных теат-
ральных проектов.
     Развитие культуры  на основе настоящей Программы позволит по-
высить эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на
развитие культурной сферы города.
     Совместная работа по реализации Программы  будет  способство-
вать повышению эффективности работы органов исполнительной власти,
местного самоуправления,  учреждений и организаций социально-куль-
турной сферы.
     В соответствии с концепцией Программы, определенными ею целя-
ми  и задачами ее реализация будет способствовать повышению духов-
но-нравственного и культурного уровня граждан, воспитанию гордости
за культурное наследие, патриотизма.
     За период реализации Программы будет создана основа для даль-
нейшего поступательного развития культуры Москвы на основе долгос-
рочных комплексных программ, открывающих возможности для принципи-
ально  новых подходов к планированию развития социально-культурной
сферы города.
     Результатами выполнения положений Программы станут:
     - социально-ориентированное,  динамичное развитие сферы куль-
туры столицы;
     - повышение качества и разнообразия услуг в области  культуры
и искусства,  государственная поддержка творческих сил в театраль-
ной,  концертно-гастрольной,  музейно-выставочной,  досуговой дея-
тельности,  кинематографии,  сфере художественного образования,  а
также социально значимых программ и проектов;
     - развитие международных и межрегиональных культурных связей;
     - сохранение культурного потенциала  и  культурного  наследия
города,  создание  условий для диалога культур в многонациональном
мегаполисе;
     - укрепление  материально-технической  базы  сферы  культуры,
включая информатизацию отрасли, внедрение инновационных технологий
и оснащение специализированным оборудованием;
     - развитие и обеспечение  оптимальных  условий  использования
кадровых ресурсов отрасли;
     - внедрение системы комплексной оценки  результатов  деятель-
ности  организаций и учреждений культуры города по объективным це-
левым показателям и индикаторам.

                                                        Таблица 2.

           Показатели развития сети учреждений культуры
__________________________________________________________________
N    Показатель  Едини-  2008    2009  2010  2011   2012   2013
п/п              цы       год     год   год   год   год    год
                 измере-
                 ния
__________________________________________________________________
1        2         3       4       5     6     7      8      9
__________________________________________________________________

1  Количество     ед.     908     924   915   919    924    930
   объектов
   культуры,
   охваченных
   мероприяти-
   ями Програм-
   мы

2  Количество     тыс.     55      52    65    68     72     77
   рабочих мест   чел.
   в отрасли

3  Театры и
   концертные
   организации

3.1 Количество    ед.     112     114   110   110    111    113
   учреждений

3.2 Показатели
    театров на
    своих
    площадках:
   - количество   ед.   17249   15880  16460  16960  17560  18260
    спектаклей
   - число        тыс.  3792,5  3720,0 3950,0 4200,0 4450,0 4750,0
    зрителей      чел.
   - коммерческая ед.   25007   28511  29300  32500  35600  38800
    вместимость
    зрительных
    залов
   - число новых  ед.     187     122    205  216    226    238
    постановок

4  Библиотеки

4.1 Количество    ед.     440     440    437  437    438    439
    учреждений

4.2 Количество    тыс.  2580,8 2970,5  2705,0 2765,0 2840,0 2915,0
    читателей     чел.

4.3 Книговыдача   тыс. 51826,3 52200   53000  53300   53600 53950
    (количество   ед.
    выданных
    книг)

4.4 Количество    тыс. 26790   26942   27300  27400   27550 27710
    изданий в     ед.
    библиотеках

5   Музеи и
    выставочные
    залы

5.1 Количество    ед.     63      64      63     63     64     66
    учреждений

5.2 Количество   тыс.  4503,0  4950,0  4889,0 5089,0 5299,0 5499,0
    посетителей  чел.

5.3 Количество   ед.     751     965    1025   1085   1155   1225
    выставок

6   Учреждения
    образования

6.1 Количество   ед.     139     140     139    139    139    140
    учреждений

6.2 Количество   тыс.     59      60,0    61,4   61,4   61,4  61,5
    учащихся,    чел.
    занимающихся
    в детских
    музыкальных,
    художественных
    школах и
    школах
    искусств

7   Детские
    кинотеатры и
    ГУК "Эльдар"

7.1 Количество    ед.      9       9      10     10     10    11
    учреждений

7.2 Количество  тыс.     148,3   160,0   175,0  185,0  203,0 225,0
    посещений   чел.
    кинотеатров

8   Клубы и дома
    культуры

8.1 Количество  ед.       91      94     105    105    108   116
    учреждений

8.2 Количество  тыс.     121,99  125,5   130,0  132,0  137,0 142,0
    участников  чел.
    культурно-
    досуговых
    формирований

9   Парки культуры
    и отдыха,
    зоопарк

9.1 Количество  ед.       15      15      15     15     15    15
    учреждений

9.2 Количество тыс.14000,0 15000,0 15500,0 16500,0 17500,0 18700,0
    посетителей чел.

10  Мероприятия

10.1Количество    ед.     68      49     100    105    111   119
    проведенных
    межрегиональных
    и международных
    культурных
    акций

10.2 Количество   ед.    189     130     200    208    218   228
    общественно
    значимых и
    культурных
    мероприятий
__________________________________________________________________

  6. Предложения по источникам финансирования целевой программы

     Ресурсное обеспечение реализации Программы осуществляется ре-
ально располагаемым кадровым,  организационным и финансовым потен-
циалом  отрасли  за  счет и в пределах средств,  предусмотренных в
бюджете города Москвы,  а также с привлечением внебюджетных источ-
ников:
     - спонсорские средства;
     - инвестиционные вложения.
     С учетом нестабильности  экономической  ситуации  в  условиях
глобального  экономического  кризиса  программой предусматривается
три возможных варианта бюджетного финансирования в зависимости  от
динамики экономических процессов.
     Пессимистический вариант  в  условиях стагнации развития рос-
сийской экономики не позволит решать стратегические задачи  разви-
тия культурной сферы,  он предполагает принцип бюджетного финанси-
рования текущего года по отношению к предыдущему с индексацией ус-
тановленных  объемов в соответствии с макроэкономической ситуацией
в стране. Этот вариант финансирования обеспечивает задачи сохране-
ния сети учреждений культуры на существующем уровне,  не предпола-
гая ее развития,  гарантируя обеспечение их функционирования,  со-
вершенствование  и расширение обслуживания населения за счет имею-
щихся ресурсов, интенсификации и рационализации труда.
     Реалистический вариант  в условиях стабилизации экономической
ситуации  предполагает  поступательное  развитие  отрасли,  прежде
всего  определенных  программой приоритетных направлений. При этом
бюджетное финансирование текущей деятельности будет осуществляться
по  базовому  сценарию,  а приоритетные направления реализуются на
основании целевого бюджетного финансирования и  внебюджетных  пос-
туплений.  Финансирование  отрасли  по этому сценарию предполагает
сохранение объемов бюджетных средств на существующем  уровне,  что
позволит реализовать весь комплекс определенных Программой задач.
     Оптимистический вариант финансирования и реализации положений
Программы  будет возможен в условиях реальных позитивных макроэко-
номических перемен,  стабилизации развития  основополагающих  сфер
экономики страны.

     Анализ динамики внебюджетного финансирования в условиях  кри-
зиса  демонстрирует сокращение его доли в структуре общего бюджета
учреждений культуры с 30% до 15%.

     7. Предложения по участию органов исполнительной власти
   города Москвы в формировании и реализации целевой программы

     В формировании  и реализации Программы предполагается участие
всех органов исполнительной власти города Москвы,  в том числе Де-
партамента образования города Москвы,  Департамента семейной и мо-
лодежной политики города Москвы,  Департамента  социальной  защиты
населения города Москвы, Департамента физической культуры и спорта
города Москвы, Департамента здравоохранения города Москвы, Комите-
та  общественных  связей  города Москвы,  Комитета межрегиональных
связей и национальной политики города Москвы,  во взаимодействии с
органами  местного самоуправления,  а также Московского городского
профессионального союза работников культуры,  государственных, об-
щественных, иных некоммерческих организаций города Москвы.

     8. Предложения по государственным заказчикам и
                   разработчикам программы

     Государственный заказчик и координатор Программы  -  Департа-
мент культуры города Москвы.
     Государственные заказчики - департаменты:  образования города
Москвы,  семейной и молодежной политики города Москвы,  социальной
защиты населения города  Москвы,  городского  заказа  капитального
строительства  города Москвы,  физической культуры и спорта города
Москвы, здравоохранения города Москвы; комитеты: общественных свя-
зей города Москвы,  межрегиональных связей и национальной политики
города Москвы.
     Основные разработчики концепции Программы - Департамент куль-
туры города Москвы,  Институт социально-политических  исследований
Российской академии наук, Московский институт социально-культурных
программ, ИПЦ "Социум".

     9. Предложения по формам и методам управления
                   реализацией программы

     Организация управления  и  контроля  за исполнением Программы
осуществляется путем создания эффективных вертикальных и  горизон-
тальных управленческо-информационных связей между заказчиком и ис-
полнителями Программы.  Руководителем Программы является руководи-
тель  Департамента  культуры города Москвы,  который несет ответс-
твенность за ее выполнение. Текущее управление Программой осущест-
вляется государственным заказчиком Программы.
     Руководитель Программы совместно с государственным заказчиком
обеспечивает  управление реализацией Программы,  предусматривающее
выполнение организационно-финансового плана реализации  Программы,
использование  механизмов  корректировки  программных мероприятий,
процедуры обеспечения публичности  информации  о  ходе  выполнения
Программы, значениях целевых индикаторов и результатах мониторинга
реализации Программы.  Для контроля за ходом реализации  Программы
руководитель Программы ежегодно представляет отчет о ходе выполне-
ния Программы и об эффективности расходования финансовых средств в
Департамент экономической политики и развития города Москвы, после
чего уточняет показатели эффективности Программы на  соответствую-
щий год.
     Государственный заказчик передает руководителю Программы сле-
дующие свои функции:
     - отбор на конкурсной основе исполнителей программных  мероп-
риятий;
     - сбор и систематизация статистической и аналитической инфор-
мации о реализации программных мероприятий;
     - организация независимой оценки показателей результативности
и  эффективности программных мероприятий,  их соответствия целевым
индикаторам и показателям;
     - внедрение  и обеспечение применения информационных техноло-
гий в целях эффективного управления реализацией Программы;
     - мониторинг реализации программных мероприятий;
     - мониторинг социокультурной и  общественной  значимости  ре-
зультатов выполнения Программы.