В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Феде-
рации, законами города Москвы от 3 марта 2004 года N 13 "Об осно-
вах градостроительства в городе Москве" и от 21 октября 1998 года
N 26 "О регулировании градостроительной деятельности на территори-
ях природного комплекса города Москвы", в целях определения соста-
ва, порядка разработки, согласования и утверждения проектов плани-
ровки территорий природного комплекса Правительство Москвы поста-
новляет:
1. Утвердить Положение о составе и порядке разработки, согла-
сования и утверждения проектов планировки территорий природного
комплекса в городе Москве (приложение).
2. Ввести в действие Положение о составе и порядке разработ-
ки, согласования и утверждения проектов планировки территорий при-
родного комплекса в городе Москве с момента опубликования настоя-
щего постановления.
3. Москомархитектуре в 2005 году разработать Методические ре-
комендации по подготовке материалов проектов планировки территорий
природного комплекса в городе Москве.
4. Опубликовать настоящее постановление в установленном по-
рядке в газете "Тверская, 13" и журнале "Вестник Мэра и Правитель-
ства Москвы".
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Реси-
на В.И.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 20 июля 2004 года N 504-ПП
ПОЛОЖЕНИЕ
о составе и порядке разработки, согласования и
утверждения проектов планировки территорий
природного комплекса в городе Москве
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Градост-
роительным кодексом Российской Федерации, законами города Москвы
от 3 марта 2004 года N 13 "Об основах градостроительства в городе
Москве" и от 21 октября 1998 года N 26 "О регулировании градостро-
ительной деятельности на территориях природного комплекса города
Москвы". Положение устанавливает состав разрабатываемых и утверж-
даемых материалов проекта планировки территорий природного комп-
лекса в городе Москве. Действие данного Положения не распространя-
ется на особо охраняемые природные территории.
2. Проект планировки территорий природного комплекса опреде-
ляет основные направления сохранения и перспективного развития
территорий, их функционально-планировочную организацию, содержит
предложения по уточнению границ территорий природного комплекса,
установлению или корректировке режимов регулирования градострои-
тельной деятельности и границ участков с разными режимами, опреде-
ляет мероприятия по сохранению и восстановлению природных объектов
и их компонентов, мероприятия по сохранению и восстановлению исто-
рико-культурных объектов, размещение новых объектов строительства,
транспортное обслуживание и инженерное обеспечение функционирова-
ния территории, устанавливает градостроительное зонирование терри-
тории, границы объектов нормирования.
3. Проект планировки территории природного комплекса разраба-
тывается в соответствии с Генеральным планом развития города Моск-
вы (Раздел "Основные направления сохранения и развития территорий
природного комплекса"), градостроительными планами развития терри-
торий административных округов, районов города Москвы, территори-
альными схемами городского, окружного уровня.
4. В границы разработки проекта планировки территории природ-
ного комплекса при необходимости обеспечения подъездов к террито-
рии, определения мест паркирования автотранспорта, размещения за
пределами границ территории природного комплекса объектов, необхо-
димых для ее функционирования, ликвидации источников негативного
воздействия на территорию природного комплекса, увеличения площади
территории природного комплекса могут включаться территории, при-
легающие к границам природного комплекса.
5. При разработке проектов планировки жилых, производственных
территорий, улично-дорожной сети проектирование входящих в их сос-
тав территорий природного комплекса ведется в соответствии с тре-
бованиями настоящего Положения.
6. Утвержденный проект планировки территории природного комп-
лекса является основанием для разработки исходно-разрешительной и
проектной документации на восстановление существующих природных
объектов, создание новых объектов озеленения, воссоздание утрачен-
ных исторических садово-парковых объектов, озеленение и благоуст-
ройство территории или отдельных ее участков, строительство новых
объектов, соответствующих статусу территории и режимам регулирова-
ния градостроительной деятельности.
7. Разработчиками проектов планировки территорий природного
комплекса в городе Москве являются Государственное унитарное
предприятие "Научно-исследовательский и проектный институт Гене-
рального плана города Москвы" (ГУП "НИ и ПИ Генплана Москвы") и
другие организации.
8. Проекты планировки территорий природного комплекса разра-
батываются по заказу Москомархитектуры и других органов исполни-
тельной власти города Москвы, на которых Правительством Москвы
возложены функции государственных заказчиков, по согласованию с
Москомархитектурой.
Проекты планировки территорий природного комплекса могут раз-
рабатываться также по заказу других организаций, имеющих оформлен-
ную в установленном порядке лицензию и привлекаемых на конкурсной
основе, по согласованию с Москомархитектурой.
9. Финансирование разработки проектов планировки территорий
природного комплекса осуществляется Москомархитектурой и инвесто-
рами, определенными распорядительными документами Правительства
Москвы.
II. Состав исходных данных
В состав исходных данных для разработки проекта планировки
территории природного комплекса входят:
1. Топографический план с линиями градостроительного регули-
рования, М 1:2000 (предоставляется ГУП "Мосгоргеотрест").
2. Топографический план с подземными коммуникациями, М 1:2000
(предоставляется ГУП "Мосгоргеотрест").
3. Данные инвентаризации природных сообществ, растительного и
животного мира, зеленых насаждений (собираются разработчиком про-
екта планировки или предоставляются по запросу заказчика или раз-
работчика проекта Департаментом природопользования и охраны окру-
жающей среды города Москвы и, в установленном порядке, - федераль-
ным органом в области охраны окружающей среды по г.Москве, а также
балансодержателем территории).
4. Данные о состоянии окружающей среды: загрязнение атмосфер-
ного воздуха, водных объектов, почвенного покрова, состояние рас-
тительного покрова и животного мира (собираются разработчиком про-
екта планировки или предоставляются по запросу заказчика или раз-
работчика проекта Департаментом природопользования и охраны окру-
жающей среды города Москвы и, в установленном порядке, - федераль-
ным органом в области охраны окружающей среды по г.Москве и Цент-
ром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в
г.Москве).
5. Данные о памятниках истории и культуры (предоставляются
ГУ "Главное управление охраны памятников г.Москвы").
6. Кадастровые данные по землепользованию (предоставляются
Департаментом земельных ресурсов города Москвы).
7. Данные о действующей исходно-разрешительной документации и
ранее утвержденной градостроительной и проектной документации
(предоставляются Москомархитектурой).
8. Сведения об объектах недвижимости на территории природного
комплекса, включая функциональное назначение, тип, этажность и
другие параметры зданий и сооружений (предоставляются префектурой
административного округа).
9. Сведения об имущественных правах на объекты недвижимости,
расположенные на территории природного комплекса (предоставляются
Департаментом имущества города Москвы).
10. Заключение о трассировке, глубине заложения и состоянии
инженерных коммуникаций, проходящих по территории природного комп-
лекса, ширине технической зоны (предоставляются городскими эксплу-
атационными организациями по видам инженерного обеспечения).
11. Данные об объектах коммунального хозяйства, гаражах, сто-
янках легковых автомобилей, размещенных на территории природного
комплекса (предоставляются префектурой административного округа).
12. Сведения о численности и возрастной структуре постоянного
населения, проживающего в зоне пешеходной доступности от объекта
природного комплекса: 1200 м от парков и скверов, 400 м - от садов
в соответствии с "Нормами и правилами проектирования планировки и
застройки г.Москвы МГСН 1.01-99", утвержденными постановлением
Правительства Москвы от 25 января 2000 года N 49 "Об утверждении
Норм и правил проектирования планировки и застройки Москвы МГСН
1.01-99" (предоставляются префектурой административного округа).
13. Плановое задание ГУ "Главное управление охраны памятников
г.Москвы" (при наличии на территории природного комплекса памятни-
ков истории и культуры).
Исходные данные для разработки проекта планировки территории
природного комплекса предоставляются разработчику проекта заказчи-
ком. Сбор исходных данных может осуществляться разработчиком про-
екта, и в этом случае включается в состав финансируемых по проекту
работ.
Организации (пункты 1-13) предоставляют исходные данные по
соответствующему запросу заказчика или разработчика.
III. Состав проекта планировки
1. Существующее положение.
1.1. Местоположение территории.
Характеризуется и оценивается роль объекта проектирования:
- в структуре города и административного округа;
- в функциональной, планировочной, пространственной организа-
ции района;
- в системе территорий природного комплекса города Москвы и
пригородной зоны.
Местоположение территории иллюстрируется схемой М 1:50000 (на
копии Схемы развития территорий природного комплекса).
1.2. Характеристика природного комплекса:
- характеристика природных условий территории;
- оценка биоразнообразия территории природного комплекса;
- характеристика ценных природных объектов;
- оценка природоохранной значимости объектов природного комп-
лекса, экологической ценности, средоформирующей роли, эстетической
ценности, значения в развитии системы природного комплекса города
Москвы и обеспечении территориальной связи с природными ландшафта-
ми Подмосковья.
Характеристика природного комплекса иллюстрируется:
- компонентными и комплексными схемами М 1:2000, содержащими
информацию о геолого-геоморфологических и гидрогеологических усло-
виях; водных объектах, почвах, флоре и растительности, фауне и жи-
вотном мире, ценных природных объектах, ландшафтных особенностях
территории.
Характеристика природного комплекса производится на основании
результатов натурного обследования территории, данных мониторинга
и фондовых данных.
1.3. Оценка современного состояния компонентов природного
комплекса:
- характеристика современного состояния компонентов природно-
го комплекса;
- выявление основных факторов и источников отрицательного
антропогенного воздействия на природный комплекс и его компоненты,
находящихся на данной территории и на сопредельных с ней террито-
риях;
- оценка потенциальной устойчивости территории природного
комплекса и его компонентов к внешним антропогенным воздействиям;
- оценка условий развития природных сообществ;
- оценка условий осуществления рекреационной деятельности.
Оценка современного состояния компонентов природного комплек-
са иллюстрируется компонентными и комплексными схемами современно-
го состояния территории природного комплекса М 1: 2000.
1.4. Историко-культурная характеристика территории.
При наличии на территории объекта проектирования памятников
истории и культуры, а также зон исторической застройки территории,
требующих реставрации или восстановления, по заключению ГУ "Глав-
ное управление охраны памятников г.Москвы" выполняются историкоар-
хитектурные исследования и историко-архитектурный опорный план
М 1:2000 в установленном порядке.
1.5. Характеристика существующего использования территории.
Характеристика существующего использования территории включа-
ет оценку современного функционального использования территории,
правовых режимов землепользования, имущественных прав на объекты
недвижимости, существующих и допустимых рекреационных нагрузок на
территорию.
Характеристика существующего использования территории иллюст-
рируется Планом существующего использования территории М 1: 2000.
На плане показываются:
- функциональное использование территории, в том числе рекре-
ационное (основные источники рекреации, основные и второстепенные
входы, места массового отдыха, основные и второстепенные прогулоч-
ные дороги и тропы, размещение элементов благоустройства, объектов
инфраструктуры);
- границы земельных участков с выделением организаций, функ-
ционирование которых противоречит режиму использования территории
природного комплекса;
- технические зоны общегородских инженерных коммуникаций и
сооружений;
- улично-дорожная сеть и транспортная доступность территории;
- застройка;
- действующие линии градостроительного регулирования.
1.6. Ландшафтно-визуальный анализ территории.
Раздел выполняется при изменении объемно-пространственных ха-
рактеристик территории природного комплекса или необходимости реа-
билитации композиционной структуры зон охраны объектов историко-
культурного наследия.
При разработке раздела помимо схем, отражающих природные ха-
рактеристики, современное состояние территории, и плана существую-
щего использования могут разрабатываться иные графические материа-
лы, конкретизирующие существо выявленных проблем, - аналитические
схемы, фотофрагменты и др.
2. Основные направления сохранения и развития территории при-
родного комплекса.
2.1. Предложения по установлению режимов регулирования гра-
достроительной деятельности.
Предложения по установлению или корректировке ранее установ-
ленных режимов регулирования градостроительной деятельности и гра-
ниц участков с различными режимами регулирования градостроительной
деятельности разрабатываются в соответствии с Законом города Моск-
вы "О регулировании градостроительной деятельности на территориях
природного комплекса города Москвы" на основании характеристики
природного комплекса, оценки современного состояния объектов при-
родного комплекса и их компонентов, природоохранной и истори-
ко-культурной ценности участков территории, их рекреационной дос-
тупности и привлекательности, анализа сложившейся градостроитель-
ной ситуации, с уточнением площади и характера землепользования и
соблюдением целостности территории природного комплекса.
Границы участков с различными режимами регулирования градост-
роительной деятельности отражаются на Схеме границ территории при-
родного комплекса и участков с различными режимами регулирования
градостроительной деятельности М 1: 2000.
2.2. Основные направления сохранения и развития территории
природного комплекса:
- обоснование задач сохранения и развития территории с учетом
ее природоохранного, историко-культурного, эстетического значения,
рекреационной емкости территории;
- разработка предложений по организации функционально-плани-
ровочной структуры территории, в том числе:
- по сохранению ценных объектов природного комплекса;
- по восстановлению и реконструкции нарушенных объектов
природного комплекса и его компонентов;
- по восстановлению целостности территории и ее связи с со-
предельными территориями природного комплекса или природ-
ными ландшафтами Подмосковья;
- по сохранению и восстановлению существующих объектов или
воссозданию утраченных историко-культурных объектов;
- по реорганизации участков территории с целью воссоздания
утраченных природных или исторических ландшафтов;
- по созданию объектов нового озеленения и благоустройству
территории;
- по использованию территории в соответствии с предлагаемым
функциональным назначением;
- по реконструкции и приспособлению существующих объектов и
размещению объектов нового строительства, необходимых для
осуществления основных функций территории;
- по использованию участков территории природного комплек-
са, занятых организациями, функционирование которых про-
тиворечит режиму ее использования;
- для участков с режимом регулирования градостроительной
деятельности N 5 - по размещению новых объектов в соотве-
тствии с требованиями, установленными Законом города Мо-
сквы "О регулировании градостроительной деятельности на
территориях природного комплекса города Москвы";
- по выделению функционально-планировочных образований, в
том числе объектов нормирования, и объектов градострои-
тельной деятельности для последующих стадий проектирова-
ния.
Основные направления сохранения и развития территории природ-
ного комплекса иллюстрируются Схемой функционально-планировочной
организации территории М 1:2000, Планом границ функциональноплани-
ровочных образований, в том числе объектов нормирования, М 1:2000.
2.3. Предложения по уточнению границ территории природного
комплекса.
Предложения по уточнению границ территории природного комп-
лекса разрабатываются на основании анализа современного состояния
и использования территории и в соответствии с основными направле-
ниями ее сохранения и развития.
В случае, если при уточнении границ территории природного
комплекса выявляется необходимость сокращения его площади, даются
предложения по территориальной компенсации с целью сохранения по-
казателей баланса территорий природного комплекса.
Предложения по уточнению границ территории природного комп-
лекса отражаются на Схеме границ территории природного комплекса и
участков с различными режимами регулирования градостроительной де-
ятельности М 1: 2000.
2.4. Основные направления развития транспортного обслуживания
территории.
Основные направления развития транспортного обслуживания тер-
ритории включают:
- анализ транспортного обслуживания территории (пешеходной
доступности территории, включая доступность остановок общественно-
го транспорта, обеспеченности подъездами и местами хранения транс-
портных средств);
- разработку предложений по размещению остановочных пунктов
общественного транспорта, пешеходных переходов, организации мест
паркирования и хранения транспортных средств; при необходимости -
реорганизации улично-дорожной сети и корректировке красных линий.
Основные направления развития транспортного обслуживания тер-
ритории иллюстрируются Схемой организации транспортного обслужива-
ния территории М 1: 2000.
2.5. Основные направления развития инженерного обеспечения
территории.
Основные направления развития инженерного обеспечения терри-
тории включают:
- анализ существующего положения (обеспеченности общегородс-
кими коммуникациями, наличия технических зон проектируемых и су-
ществующих инженерных сооружений и коммуникаций);
- разработку предложений по обеспечению территории общего-
родскими коммуникациями и сооружениями.
Основные направления развития инженерного обеспечения терри-
тории иллюстрируются Схемой инженерного обеспечения территории об-
щегородскими коммуникациями и сооружениями (М 1: 2000).
Для раскрытия важнейших градостроительных и смысловых аспек-
тов при подготовке предложений и рекомендаций могут разрабатывать-
ся вспомогательные схемы и иные графические материалы.
2.6. Основные направления охраны окружающей среды.
Основные направления охраны окружающей среды включают:
- анализ антропогенного воздействия на территорию природного
комплекса;
- разработку предложений по снижению уровня загрязнения ком-
понентов окружающей среды, восстановлению условий развития природ-
ных сообществ и создания оптимальных условий для формирования зе-
леных насаждений, созданию комфортных условий для отдыха населе-
ния.
При включении в границы разработки проекта планировки терри-
торий, прилегающих к природному комплексу (пункт 4 раздела I), на
них также разрабатываются предложения по охране окружающей среды.
Основные направления иллюстрируются Схемами прогнозного сос-
тояния территории природного комплекса и его компонентов М 1:2000
с обозначением природоохранных мероприятий.
3. Градостроительный регламент.
3.1. Градостроительное зонирование территории.
Градостроительное зонирование территории природного комплекса
устанавливает перспективное ландшафтное, строительное и функцио-
нальное зонирование участков территории.
В составе проекта планировки разрабатываются:
- схема функционального зонирования территории;
- схема строительного зонирования территории;
- схема ландшафтного зонирования территории.
3.2. Линии градостроительного регулирования.
Линии градостроительного регулирования отражаются на Проект-
ном плане линий градостроительного регулирования М 1:2000 (с пред-
ложениями по корректировке или отмене действующих линий).
4. Основные показатели развития территории.
Основные показатели развития включают распределение участков
проектируемой территории по функциональному, строительному, ланд-
шафтному назначению в соответствии с градостроительным зонировани-
ем территории.
IV. Порядок разработки, согласования и утверждения
проектов планировки территорий природного комплекса
1. Требования к составу, порядку разработки и согласования
проекта планировки территории природного комплекса устанавливаются
настоящим Положением и уточняются заданием на разработку проекта.
2. Задание разрабатывается проектной организацией - исполни-
телем, согласовывается с Департаментом природопользования и охраны
окружающей среды города Москвы и утверждается Москомархитектурой
при выполнении ею функций заказчика (пункт 8 раздела I настоящего
Положения). В случае, если функции заказчика выполняют другие ор-
ганизации, техническое задание подлежит обязательному согласованию
с Москомархитектурой.
3. Проект планировки территории природного комплекса согласо-
вывается с Москомархитектурой, Центром государственного санитар-
но-эпидемиологического надзора в г.Москве, Департаментом природо-
пользования и охраны окружающей среды города Москвы, Государствен-
ным учреждением "Главное управление охраны памятников г.Москвы"
(при наличии на территории природного комплекса памятников истории
и культуры), со специально уполномоченным органом управления охра-
ной и использованием водного фонда (при наличии на территории при-
родного комплекса водных объектов), Департаментом жилищно-комму-
нального хозяйства и благоустройства города Москвы, Государствен-
ным учреждением "Московское городское управление лесами", префек-
турой административного округа, главой районной управы.
4. Информирование граждан о результатах разработки проекта
планировки территорий природного комплекса и их участие в обсужде-
нии проекта осуществляются в соответствии со статьей 18 Градостро-
ительного кодекса Российской Федерации.
5. Проект планировки территории природного комплекса подлежит
обязательной государственной экологической экспертизе в соответс-
твии со статьей 12 Федерального закона "Об экологической эксперти-
зе" и статьей 28 (пункт 6) Градостроительного кодекса Российской
Федерации. Государственная экологическая экспертиза проекта плани-
ровки территорий природного комплекса осуществляется в порядке,
предусмотренном статьей 14 Федерального Закона "Об экологической
экспертизе".
6. Государственная экспертиза проекта планировки территории
природного комплекса осуществляется в порядке, установленном
статьей 29 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Проведение государственной экспертизы осуществляет Московская
государственная вневедомственная экспертиза.
7. Проект планировки территории природного комплекса предс-
тавляется Москомархитектурой и иными государственными заказчиками
(в соответствии с пунктом 8 раздела I настоящего Положения) для
рассмотрения в установленном порядке Правительством Москвы.
8. Проект планировки территории природного комплекса утверж-
дается постановлением Правительством Москвы в следующем составе:
- схема границ территории природного комплекса и участков с
различными режимами регулирования градостроительной деятельности;
- планы функционального, строительного и ландшафтного назна-
чения территории природного комплекса;
- план границ функционально-планировочных образований, в том
числе объектов нормирования;
- основные показатели проекта планировки.
Верно: