Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 505-ПП от 19 июня 2007 года

Об обращении с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации

     В связи  с  возникшей неопределенностью в вопросе о соответс-
твии Конституции Российской Федерации абзаца пятого части 2 статьи
6,  части второй статьи 9,  абзацев второго, третьего и четвертого
части первой статьи 10 Федерального закона  от  29  июля  1998  г.
N 136-ФЗ  "Об  особенностях  эмиссии и обращения государственных и
муниципальных ценных бумаг", статьи 2 Федерального закона от 5 ав-
густа  2000 г.  N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Бюд-
жетный кодекс Российской Федерации", части 7 статьи 5 Федерального
закона  от 26 апреля 2007 г.  N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюд-
жетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетно-
го  процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодатель-
ством Российской Федерации отдельных  законодательных  актов  Рос-
сийской Федерации",  ограничивающих права субъектов Российской Фе-
дерации на осуществление заимствований,  в том  числе  и  внешних,
Правительство Москвы постановляет:
     1. Обратиться в Конституционный Суд  Российской  Федерации  с
запросом  о  соответствии  Конституции Российской Федерации абзаца
пятого части 2 статьи 6,  части второй статьи 9,  абзацев второго,
третьего  и  четвертого части первой статьи 10 Федерального закона
от 29 июля 1998 г.  N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и  обращения
государственных и муниципальных ценных бумаг",  статьи 2 Федераль-
ного закона от 5 августа 2000 г.  N 116-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений  в  Бюджетный  кодекс  Российской  Федерации",  части 7
статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 г.  N 63-ФЗ "О вне-
сении  изменений  в  Бюджетный кодекс Российской Федерации в части
регулирования бюджетного процесса и приведении  в  соответствие  с
бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законо-
дательных актов Российской Федерации" (приложение).
     2. Комитету государственных заимствований города Москвы  сов-
местно с  Правовым управлением Правительства Москвы внести предло-
жение о представителе Правительства Москвы при рассмотрении запро-
са в Конституционном Суде Российской Федерации,  подготовить необ-
ходимые материалы и направить запрос в  Конституционный  Суд  Рос-
сийской Федерации.
     3. Установить, что оплата расходов на обращение в Конституци-
онный Суд Российской Федерации производится за счет средств бюдже-
та города Москвы на содержание аппарата управления Комитета  госу-
дарственных заимствований города Москвы.
     4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на  первого  заместителя  Мэра Москвы в Правительстве Москвы  Рос-
ляка Ю.В.



П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков



                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 19 июня 2007 г. N 505-ПП





                          Конституционный Суд Российской Федерации
                                        г. Москва, ул. Ильинка, 21
                                   Заявитель: Правительство Москвы,
                                       г. Москва, ул. Тверская, 13


                              ЗАПРОС

         о соответствии Конституции Российской Федерации
      абзаца пятого части 2 статьи 6, части второй статьи 9,
       абзацев второго, третьего и четвертого части первой
   статьи 10 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ
       "Об особенностях эмиссии и обращения государственных
                  и муниципальных ценных бумаг",
       статьи 2 Федерального закона от 5 августа 2000 года
           N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений
            в Бюджетный кодекс Российской Федерации",
      части 7 статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007
      года N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс
            Российской Федерации в части регулирования
         бюджетного процесса и приведении в соответствие
        с бюджетным законодательством Российской Федерации
                 отдельных законодательных актов
                      Российской Федерации"

     В соответствии  с  пунктом "а" части 2 статьи 125 Конституции
Российской Федерации,  подпунктом "а" пункта 1 части первой статьи
3 и статьями 84-87 Федерального конституционного закона от 21 июля
1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном  Суде  Российской  Федерации"
Правительство  Москвы  обращается в Конституционный Суд Российской
Федерации с настоящим запросом о соответствии Конституции Российс-
кой Федерации:
     - абзаца пятого части 2 статьи 6,  части второй статьи 9, аб-
зацев второго,  третьего и четвертого части первой статьи 10 Феде-
рального закона от 29 июля 1998 года  N  136-ФЗ  "Об  особенностях
эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг";
     - статьи 2 Федерального закона  от  5  августа  2000  года  N
116-ФЗ  "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Рос-
сийской Федерации";
     - части 7 статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 года
N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской  Феде-
рации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в со-
ответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации  от-
дельных законодательных актов Российской Федерации".
     В соответствии со статьей  36  Федерального  конституционного
закона  от  21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Рос-
сийской Федерации" основанием к рассмотрению дела является обнару-
жившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли:
     - абзац пятый части 2 статьи 6,  абзацы второй, третий и чет-
вертый  части первой статьи 10 Федерального закона от 29 июля 1998
года N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных
и  муниципальных  ценных  бумаг"  части  2 статьи 4,  частям 1 и 2
статьи 15 и части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации;
     - часть  вторая  статьи 9 Федерального закона от 29 июля 1998
года N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных
и муниципальных ценных бумаг" части 2 статьи 4,  части 2 статьи 8,
частям 2 и 3 статьи 11, частям 1 и 2 статьи 15 и части 1 статьи 19
и статье 73 Конституции Российской Федерации;
     - статья 2 Федерального закона  от  5  августа  2000  года  N
116-ФЗ  "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Рос-
сийской Федерации", часть 7 статьи 5 Федерального закона от 26 ап-
реля  2007  года  N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс
Российской Федерации в части регулирования бюджетного  процесса  и
приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской
Федерации отдельных законодательных  актов  Российской  Федерации"
части  2  статьи  8,  частям 2 и 3 статьи 11,  части 1 статьи 19 и
статье 73 Конституции Российской Федерации.
     Федеральный закон  от  29 июля 1998 года N 136-ФЗ "Об особен-
ностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных  ценных
бумаг"  опубликован в Собрании законодательства Российской Федера-
ции, 1998, N 31, Ст. 3814.
     Федеральный закон от 5 августа 2000 года N 116-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в Бюджетный  кодекс  Российской  Федерации"
опубликован  в  Собрании  законодательства  Российской  Федерации,
2000, N 32, Ст. 3339.
     Федеральный закон  от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ "О внесении
изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части  регули-
рования  бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджет-
ным законодательством Российской Федерации отдельных законодатель-
ных актов Российской Федерации",  опубликован в Собрании законода-
тельства Российской Федерации, 2007, N 18, Ст. 2117.
     1. Содержание  правовых  норм,  неопределенность соответствия
которых Конституции Российской Федерации является предметом насто-
ящего запроса в Конституционный Суд Российской Федерации:
     1.1. Абзац пятый части 2 статьи 6 Федерального закона  от  29
июля 1998 года N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения госу-
дарственных и муниципальных ценных бумаг" (далее - Федеральный за-
кон  от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ) предусматривает,  что субъекты
Российской Федерации могут  осуществлять  эмиссию  государственных
ценных бумаг,  приводящую к образованию внешнего долга при условии
предоставления при государственной регистрации  проспекта  эмиссии
государственных ценных бумаг сведений о доходах, расходах, размере
дефицита бюджета и источниках его финансирования за три  последних
года, предшествующих указанной эмиссии.
     1.2. Часть вторая статьи 9 Федерального  закона  от  29  июля
1998  года  N 136- ФЗ предусматривает,  что условия эмиссии ценных
бумаг субъектов Российской Федерации должны также содержать инфор-
мацию:
     - о бюджете заемщика на год  выпуска  государственных  ценных
бумаг;
     - о суммарной величине долга заемщика на момент выпуска госу-
дарственных ценных бумаг;
     - об исполнении бюджета заемщика за последние три завершенных
финансовых года.
     1.3. Абзацы второй, третий и четвертый части первой статьи 10
Федерального  закона от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ устанавливают в
качестве оснований для отказа в государственной регистрации  усло-
вий эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации:
     - нарушение эмитентом требований бюджетного  законодательства
Российской Федерации,  а также законодательства Российской Федера-
ции о ценных бумагах;
     - несоответствие  представленных на государственную регистра-
цию условий эмиссии ценных бумаг  субъектов  Российской  Федерации
требованиям  законодательства  Российской Федерации,  а также иным
нормативным правовым актам Российской Федерации;
     - нарушение эмитентом норм и предельных значений, установлен-
ных представительными и исполнительными  органами  государственной
власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным
законом от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ.
     1.4. Статья  2  Федерального  закона от 5 августа 2000 года N
116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс  Рос-
сийской  Федерации"  (далее  - Федеральный закон от 5 августа 2000
года N 116-ФЗ) ограничивает право субъектов  Российской  Федерации
осуществлять внешние заимствования следующим образом:
     - право осуществления внешних заимствований принадлежит субъ-
ектам Российской Федерации,  имевшим внешний долг на дату введения
в действие названного Федерального закона;
     - объем  внешних заимствований субъекта Российской Федерации,
относящегося к названной категории,  в текущем финансовом году  не
может  превышать  объема  обязательств по погашению основной суммы
внешнего долга субъекта Российской Федерации в текущем  финансовом
году,  за исключением случаев, указанных в части второй рассматри-
ваемой статьи.
     1.5. Часть  7  статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007
года N 63-ФЗ отсрочивает до 1 января 2011 года вступление  в  силу
абзаца  четвертого  пункта  1 новой редакции статьи 104 Бюджетного
кодекса Российской Федерации,  введенной названным Федеральным за-
коном,  наделяющей субъекты Российской Федерации, для которых рас-
четная доля межбюджетных трансфертов из федерального  бюджета  (за
исключением  субвенций)  в течение двух из трех последних отчетных
лет не превышала 5 процентов объема собственных доходов консолиди-
рованного бюджета субъекта Российской Федерации, начиная с очеред-
ного финансового года осуществлять внешние  заимствования,  в  том
числе  и в целях финансирования дефицита бюджета субъекта Российс-
кой Федерации.
     2. Неконституционность положений федеральных законов, указан-
ных в пункте 1 настоящего запроса, усматривается в том, что:
     - нарушается конституционный принцип равенства;
     - нарушаются требования определенности,  ясности,  недвусмыс-
ленности  правовой нормы и ее согласованности с системой действую-
щего правового регулирования;
     - нарушается  установленное Конституцией Российской Федерации
разграничение предметов ведения и полномочий между органами  госу-
дарственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации;
     - необоснованно  умаляется финансовая самостоятельность субъ-
ектов Российской Федерации;
     - в результате возникают препятствия для полноценной реализа-
ции органами государственной власти субъектов Российской Федерации
мер по обеспечению прав и свобод человека и гражданина.
     3. Полагаем,  что абзац пятый части 2 статьи 6,  часть вторая
статьи 9, абзацы второй, третий и четвертый части первой статьи 10
Федерального закона от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ не соответствуют
части 2 статьи 4, частям 1 и 2 статьи 15 и части 1 статьи 19 Конс-
титуции Российской Федерации по следующим основаниям:
     3.1. Конституция  Российской  Федерации устанавливает обязан-
ность органов государственной власти,  органов местного самоуправ-
ления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Консти-
туцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 4, части 1 и 2
статьи 15 Конституции Российской Федерации). По смыслу данного по-
ложения федеральный законодатель в процессе осуществления финансо-
вого регулирования (пункт "ж" статьи 71 Конституции Российской Фе-
дерации) может предусматривать юридические  механизмы  поддержания
правопорядка  в  этой сфере,  включая введение механизма государс-
твенной регистрации осуществления каких-либо операций,  установле-
ние  требований  к  материалам,  предоставляемым для осуществления
указанной государственной регистрации, а также закрепление основа-
ний для отказа в осуществлении такой регистрации. Именно такие по-
ложения содержат абзац пятый части 2 статьи  6  и  абзацы  второй,
третий  и  четвертый части первой статьи 10 Федерального закона от
29 июля 1998 года N 136-ФЗ.
     Вместе с  тем,  как неоднократно указывал Конституционный Суд
Российской Федерации в своих решениях (Постановления Конституцион-
ного  Суда Российской Федерации от 11 ноября 2003 года N 16-П и от
17 июня 2004 года N 12-П),  из конституционного принципа равенства
(часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации) вытекает тре-
бование определенности,  ясности и недвусмысленности законодатель-
ного регулирования, поскольку такое равенство может быть обеспече-
но лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой
нормы всеми правоприменителями.  Неопределенность содержания зако-
нодательного регулирования напротив допускает возможность  неогра-
ниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произво-
лу,  а значит - к нарушению принципов равенства и верховенства за-
кона.  Приведенная  правовая  позиция имеет значение для всех сфер
законодательного регулирования,  в том числе для финансового регу-
лирования.
     3.2. Оценка нормативного содержания  абзаца  пятого  части  2
статьи  6,  абзацев  второго,  третьего  и четвертого части первой
статьи 10 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ должна
осуществляться в системе норм этого Федерального закона,  устанав-
ливающего основы правопорядка в сфере  эмиссии  государственных  и
муниципальных ценных бумаг.
     В соответствии со статьей 1 Федерального закона  от  29  июля
1998  года  N 136-ФЗ указанный Федеральный закон устанавливает,  в
частности,  процедуру эмиссии государственных и муниципальных цен-
ных бумаг. Согласно статье 2 Федерального закона от 22 апреля 1996
года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" под эмиссией ценных бумаг  по-
нимается   установленная  федеральным  законом  последовательность
действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг,  этапами
которой для государственных и муниципальных ценных бумаг являются,
в частности,  утверждение условий эмиссии и их государственная ре-
гистрация.
     3.3. Часть четвертая статьи 9 Федерального закона от 29  июля
1998 года N 136-ФЗ предусматривает,  что государственной регистра-
ции подлежит правовой акт,  содержащий условия  эмиссии  государс-
твенных ценных бумаг субъектов Российской Федерации.  При этом Фе-
деральный закон от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ,  за исключением аб-
заца пятого части 2 статьи 6, конституционность которого оспарива-
ется в настоящем запросе, нигде не упоминает о государственной ре-
гистрации проспекта эмиссии государственных ценных бумаг субъектов
Российской Федерации. Более того, названный Федеральный закон сре-
ди  документов,  утверждаемых  в  процессе эмиссии государственных
ценных бумаг (статьи 8,  9 и 11),  вообще не предусматривает прос-
пекта  эмиссии  государственных  ценных бумаг субъектов Российской
Федерации.
     Соответственно, отсутствуют  нормы о порядке утверждения ука-
занного проспекта эмиссии и составе информации,  отражаемой в нем.
В такой ситуации субъекты Российской Федерации фактически лишаются
права осуществлять выпуск облигационных займов,  приводящих к воз-
никновению внешнего долга, поскольку не ясно какой документ, каким
образом составленный и оформленный,  какой  орган  государственной
власти  куда должен предоставлять для государственной регистрации,
необходимой для выпуска таких займов.
     3.4. Положения  части  второй статьи 9 Федерального закона от
29 июля 1998 года N 136-ФЗ предусматривают,  что  условия  эмиссии
ценных  бумаг  субъектов Российской Федерации должны содержать ин-
формацию о бюджете субъекта Российской Федерации и  об  исполнении
его бюджета за три последних завершенных финансовых года.  В соот-
ветствии со статьями 11 и 15 Бюджетного кодекса Российской Федера-
ции  бюджет субъекта Российской Федерации утверждается в форме за-
кона субъекта Российской Федерации, и представляет собой форму об-
разования  и расходования денежных средств в расчете на финансовый
год,  предназначенных для исполнения расходных обязательств  соот-
ветствующего субъекта Российской Федерации. Минимальный состав по-
казателей, утверждаемых в рамках закона о  бюджете  субъекта  Рос-
сийской Федерации,  предусмотрен в статье 184.1 Бюджетного кодекса
Российской Федерации.  Вместе с тем,  часть вторая статьи 9  Феде-
рального  закона  от  29  июля 1998 года N 136-ФЗ не устанавливает
объем информации о бюджете субъекта Российской Федерации, подлежа-
щей  включению в условия эмиссии ценных бумаг субъектов Российской
Федерации.  В результате, эмитенты ценных бумаг субъектов Российс-
кой Федерации определяют объем указанной информации произвольно.
     В свою  очередь,  регистрирующий  орган  (в  соответствии  со
статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации - Министерство
финансов Российской  Федерации),  руководствуясь  абзацем  третьим
части  первой статьи 10 Федерального закона от 29 июля 1998 года N
136-ФЗ о том,  что основанием для отказа в государственной регист-
рации  условий эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации
(соответственно включая информацию о бюджете) может служить их не-
соответствие требованиям законодательства Российской Федерации,  а
также иным нормативным правовым актам Российской  Федерации,  осу-
ществляет  полномасштабную проверку закона о бюджете субъекта Рос-
сийской Федерации, а не информации о бюджете, включенной в условия
эмиссии.
     Аналогичное положение складывается с отчетами  об  исполнении
бюджета субъекта Российской Федерации за последние три года. В со-
ответствии с пунктами 1 и 2 статьи 272 Бюджетного кодекса Российс-
кой  Федерации  указанные отчеты составляются в соответствии с той
же структурой и бюджетной классификацией,  которые применялись при
утверждении  бюджета и утверждаются в форме законов субъектов Рос-
сийской Федерации.  Однако, часть вторая статьи 9 Федерального за-
кона  от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ также не конкретизирует состав
информации из указанных отчетов,  подлежащей отражению об условиях
эмиссии  ценных бумаг субъектов Российской Федерации,  что ведет к
последствиям, рассмотренным выше применительно к информации о бюд-
жете субъекта Российской Федерации.
     Таким образом,  неопределенная и неясная  формулировка  части
второй  статьи 9 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ
затрудняет ее применение для эмитентов государственных ценных  бу-
маг субъектов Российской Федерации при утверждении условий эмиссии
ценных бумаг субъектов Российской Федерации и создает  предпосылки
для  произвольного  расширения регистрирующим органом объекта про-
верки и контроля при регистрации указанных условий эмиссии.
     3.5. Абзацы второй, третий и четвертый части первой статьи 10
Федерального закона от 29  июля  1998  года  N  136-ФЗ  фактически
представляют  собой меры юридической ответственности для эмитентов
государственных ценных бумаг, нарушивших законодательство Российс-
кой Федерации. Однако, предусмотренное ими нормативное регулирова-
ние меры ответственности в виде отказа в регистрации условий эмис-
сии государственных ценных бумаг,  применяемое к эмитентам - нару-
шителям законодательства, не отличается необходимой конкретикой.
     Так, наряду с  несоответствием  требованиям  законодательства
Российской Федерации, а также иным нормативным правовым актам Рос-
сийской Федерации представленных для  государственной  регистрации
условий эмиссии (абзац третий части первой статьи 10),  предусмат-
ривается,  что основанием для отказа в регистрации условий эмиссии
является нарушение эмитентом требований бюджетного законодательст-
ва Российской Федерации и законодательства Российской Федерации  о
рынке  ценных бумаг (абзац второй части первой статьи 10).  Однако
не ясно какое нарушение эмитента имеется  в  виду:  совершенное  в
процессе  утверждения условий эмиссии государственных ценных бумаг
- тогда это нарушение охватывается нормой о несоответствии  предс-
тавленных на государственную регистрацию условий эмиссии законода-
тельству Российской Федерации (абзац третий  части  первой  статьи
10);  совершенное  при выпуске ценных бумаг в соответствии с ранее
зарегистрированными условиями эмиссии;  или же речь идет о наруше-
нии  любых требований бюджетного законодательства,  в том числе не
связанных с выпуском государственных  ценных  бумаг.  В  последних
двух случаях положения абзаца второго части первой статьи 10 Феде-
рального закона от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ означают,  что  эми-
тент  когда-либо нарушивший требования законодательства Российской
Федерации о рынке ценных бумаг и/или  бюджетного  законодательства
Российской  Федерации  (в  том числе и не в связи с выпуском госу-
дарственных ценных бумаг) навсегда лишается  возможности  осущест-
вить  государственную  регистрацию условий эмиссии своих государс-
твенных ценных бумаг.
     Аналогично, абзац четвертый части первой статьи 10  Федераль-
ного закона от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ не устанавливает времен-
ные рамки,  в пределах которых нарушение эмитентом государственных
ценных бумаг предельных значений,  установленных представительными
и исполнительными органами государственной власти  субъектов  Рос-
сийской Федерации, в соответствии с названным Федеральным законом,
является основанием для отказа в государственной регистрации усло-
вий  эмиссии государственных ценных бумаг.  Последствия отсутствия
такого указания были подробно  рассмотрены  выше  применительно  к
анализу  абзаца второго части первой статьи 10 Федерального закона
от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ. Более того, Федеральный закон от 29
июля 1998 года N 136-ФЗ не содержит указаний на то, какие предель-
ные значения должны устанавливать представительные и  исполнитель-
ные  органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Также в статье 9 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ
отсутствует указание на необходимость включения указанных предель-
ных значений в условия эмиссии государственных ценных бумаг.
     Что касается абзаца третьего части первой статьи 10 Федераль-
ного закона от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ,  то он предусматривает,
что  основанием  для  отказа в государственной регистрации условий
эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации может  служить
их  несоответствие требованиям законодательства Российской Федера-
ции, а также иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
С  учетом  неопределенности  объема информации о бюджете,  которая
должна содержаться в условиях эмиссии ценных бумаг субъектов  Рос-
сийской Федерации (пункт 3.4 настоящего запроса) применение абзаца
третьего части первой статьи 10 Федерального  закона  от  29  июля
1998 года N 136-ФЗ фактически позволяет отказывать в государствен-
ной регистрации условий эмиссии в  случае  противоречия  закона  о
бюджете  субъекта  Российской  Федерации или отчетов об исполнении
бюджета за три последних завершенных  финансовых  года  каким-либо
положениям  законодательства  Российской  Федерации  и подзаконным
нормативным правовым актам Российской Федерации,  не  связанным  с
осуществлением заимствований в форме выпуска ценных бумаг.
     Подобное положение противоречит  самой  сути  государственной
регистрации  условий эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Фе-
дерации,  которая состоит в обеспечении соответствия условий эмис-
сий  указанных ценных бумаг прежде всего гражданскому и бюджетному
законодательству,  а также законодательству о рынке ценных бумаг в
целях обеспечения надлежащей защиты интересов инвесторов. Противо-
речия отдельных положений закона о бюджете субъекта Российской Фе-
дерации  или отчетов об исполнении бюджета за три последних завер-
шенных финансовых года,  не связанных с выпуском ценных бумаг,  не
затрагивают интересов инвесторов и, соответственно, не должны слу-
жить основанием для отказа в государственной  регистрации  условий
эмиссии  ценных бумаг субъектов Российской Федерации.  В противном
случае рассматриваемая процедура государственной регистрации  фак-
тически подменяет собой механизмы надзора за соблюдением субъекта-
ми Российской Федерации законодательства  Российской  Федерации  и
означает  присвоение  регистрирующим  органом  функций прокуратуры
Российской Федерации, предусмотренных статьями 21 - 25.1 Федераль-
ного  закона  от  17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Рос-
сийской Федерации".
     Более того, неопределенная формулировка абзаца третьего части
первой статьи 10 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ
предполагает  проверку  условий  эмиссии,  включая закон о бюджете
субъекта Российской Федерации и отчеты об  исполнении  бюджета  за
три  последних  завершенных  финансовых года на соответствие всему
массиву нормативных правовых актов Российской Федерации,  что соз-
дает  существенные трудности для правоприменителей - органов госу-
дарственной власти субъектов Российской Федерации.
     Таким образом,  неопределенная и неясная формулировка положе-
ния абзаца третьего части первой статьи 10 Федерального закона  от
29  июля 1998 года N 136-ФЗ открывает большие возможности для про-
извола со стороны регистрирующего органа.
     4. Полагаем, что часть вторая статьи 9 Федерального закона от
29 июля 1998 года N 136-ФЗ,  статья 2 Федерального закона от 5 ав-
густа 2000 года N 116-ФЗ и часть 7 статьи 5 Федерального закона 26
апреля 2007 года N 63-ФЗ противоречат части 2 статьи 8, частям 2 и
3 статьи 11,  статье 19 и статье 73 Конституции Российской Федера-
ции по следующим основаниям:
     4.1. В  соответствии с частью 2 статьи 8 Конституции Российс-
кой Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются  рав-
ным образом частная, государственная (федеральная и субъектов Рос-
сийской Федерации), муниципальная и иные формы собственности. Это-
му  положению корреспондирует конституционный принцип юридического
равенства (часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации).
     В соответствии  с  частью  2 статьи 11 Конституции Российской
Федерации государственную власть в субъектах Российской  Федерации
осуществляют  образуемые  ими  органы государственной власти.  При
этом,  в соответствии с частью 3 статьи 11 Конституции  Российской
Федерации,  разграничение предметов ведения и полномочий между ор-
ганами государственной власти Российской Федерации и органами  го-
сударственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется
Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами
о разграничении предметов ведения и полномочий.  В соответствии со
статьей 73 Конституции Российской Федерации вне  пределов  ведения
Российской  Федерации и полномочий Российской Федерации по предме-
там совместного ведения Российской Федерации и субъектов  Российс-
кой Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой
государственной власти.  Согласно статье 71 Конституции Российской
Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральная го-
сударственная собственность и управление ею (пункт "д"), федераль-
ный бюджет (пункт "з").  Статьи 71 и 72 Конституции Российской Фе-
дерации не относят бюджет и собственность субъектов Российской Фе-
дерации  к  ведению  Российской  Федерации и к совместному ведению
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
     Учитывая изложенное можно сделать выводы о том, что:
     - к предметам исключительного  ведения  субъектов  Российской
Федерации  относятся  право управлять своей собственностью,  иметь
собственный бюджет и самостоятельно  осуществлять  бюджетный  про-
цесс, а также формирование, определение направлений использования,
утверждение и исполнение бюджетов субъектов Российской  Федерации.
Данный  вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда
Российской Федерации,  сформулированной в Постановлении от 17 июня
2004 года N 12-П и Определении от 8 января 1998 года N 4-О;
     - статус субъектов Российской Федерации  как  самостоятельных
участников  (субъектов)  бюджетных  правоотношений обусловлен тем,
что они осуществляют правомочия собственника в отношении  денежных
средств  и  иного принадлежащего им имущества.  Данный вывод соот-
ветствует правовой позиции Конституционного Суда Российской  Феде-
рации,  сформулированной  в  Постановлении  от 17 июня 2004 года N
12-П.
     Указанные положения Конституции Российской Федерации получили
свое развитие в законодательстве Российской Федерации.
     4.2. В соответствии со статьей 26.10 Федерального закона от 6
октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законо-
дательных  (представительных)  и  исполнительных органов государс-
твенной власти субъектов Российской Федерации" (далее -  Федераль-
ный  закон  от  6 октября 1999 года N 184-ФЗ) экономическую основу
деятельности органов государственной власти  субъектов  Российской
Федерации  составляют,  в  том числе,  находящиеся в собственности
субъекта Российской Федерации средства бюджета субъекта Российской
Федерации.
     Статья 26.13 Федерального закона от 6  октября  1999  года  N
184-ФЗ  предусматривает,  что  каждый субъект Российской Федерации
имеет собственный бюджет (пункт 1);  органы государственной власти
субъекта Российской Федерации обеспечивают сбалансированность бюд-
жета соответствующего субъекта Российской Федерации  и  соблюдение
установленных федеральными законами и нормативными правовыми акта-
ми Президента Российской Федерации и Правительства Российской  Фе-
дерации требований к регулированию бюджетных правоотношений,  осу-
ществлению бюджетного процесса, размерам дефицита бюджета, размеру
и  составу  государственного  долга субъекта Российской Федерации,
исполнению бюджетных и долговых обязательств  субъекта  Российской
Федерации (пункт 2); формирование, утверждение, исполнение бюджета
субъекта Российской Федерации и контроль за его  исполнением  осу-
ществляются  органами  государственной  власти субъекта Российской
Федерации самостоятельно с соблюдением  требований,  установленных
данным Федеральным законом и Бюджетным кодексом Российской Федера-
ции,  а также принятыми в соответствии с  ними  законами  субъекта
Российской Федерации (пункт 3).
     При этом Конституционный Суд Российской Федерации в определе-
нии  от 2 ноября 2006 года N 540-О сформулировал правовую позицию,
в соответствии с которой привлечение заемных средств,  в том числе
за  счет  выпуска государственных ценных бумаг субъекта Российской
Федерации,  является одним из установленных законом способов прив-
лечения  денежных  средств  для формирования бюджета субъекта Рос-
сийской Федерации.
     Приведенным законоположениям  корреспондируют  положения Бюд-
жетного кодекса Российской Федерации, выделяющие бюджеты субъектов
Российской  Федерации  в  отдельный уровень бюджетной системы Рос-
сийской Федерации и закрепляющие принцип самостоятельности  бюдже-
тов,  который означает,  в частности,  право и обязанность органов
государственной власти субъектов  Российской  Федерации  самостоя-
тельно  осуществлять бюджетный процесс,  включая утверждение и ис-
полнение бюджета,  а также право самостоятельно определять формы и
направления  расходования средств бюджетов,  за исключением расхо-
дов,  финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субси-
дий  и  субвенций из бюджетов других уровней (статьи 8,  10,  15 и
31).
     4.3. В контексте рассмотренных  норм  Конституции  Российской
Федерации,  Федерального  закона  от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ,
Бюджетного кодекса Российской  Федерации  положения  части  второй
статьи 9 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ наруша-
ют самостоятельность субъектов Российской Федерации в формировании
средств бюджетов субъектов Российской Федерации следующим образом.
     Содержание условий эмиссии ценных бумаг субъектов  Российской
Федерации  устанавливается  частями первой и второй статьи 9 Феде-
рального закона от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ.  При  этом  пределы
рассмотрения  и  анализа  текста условий эмиссии при осуществлении
указанной государственной регистрации фактически определяются  аб-
зацем третьим части первой статьи 10 Федерального закона от 29 ию-
ля 1998 года N 136-ФЗ,  в соответствии с которой основанием отказа
в  регистрации  условий  эмиссии ценных бумаг субъектов Российской
Федерации является их несоответствие требованиям  законодательства
Российской Федерации, а также иным нормативным правовым актам Рос-
сийской Федерации.
     Принимая во  внимание,  что  в  соответствии  с частью второй
статьи 9 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ условия
эмиссии  ценных бумаг субъектов Российской Федерации должны содер-
жать информацию о бюджете заемщика на год выпуска  государственных
ценных бумаг и об исполнении бюджета заемщика за последние три за-
вершенных финансовых года, предметом рассмотрения и соответственно
государственной регистрации являются,  в том числе, указанные дан-
ные.
     Таким образом,  речь  фактически  идет о санкционировании ре-
гистрирующим органом (Министерством финансов Российской Федерации)
бюджета субъекта Российской Федерации на год выпуска ценных бумаг,
без осуществления которого невозможно его исполнение в полном объ-
еме,  поскольку последнее предполагает,  в том числе,  привлечение
средств из источников финансирования дефицита бюджета путем выпус-
ка ценных бумаг. При этом, с учетом сложившейся на основании части
второй статьи 9 Федерального закона от 29 июля 1998 года N  136-ФЗ
практики  ежегодной  государственной  регистрации  условий эмиссии
ценных бумаг субъектов Российской Федерации, подобное санкциониро-
вание бюджета субъектов Российской Федерации происходит также еже-
годно. Этим ограничивается право субъектов Российской Федерации на
самостоятельное  утверждение и исполнение бюджетов,  основанное на
частях 2 и 3 статей 11 и статье 73 Конституции Российской  Федера-
ции, предусмотренное статьей 26.13 Федерального закона от 6 октяб-
ря 1999 года N 184-ФЗ и статьями 8, 10, 15 и 31 Бюджетного кодекса
Российской Федерации.
     Кроме того,  необходимо отметить,  что сложившаяся на  основе
положений  части  второй  статьи  9 Федерального закона от 29 июля
1998 года N 136-ФЗ,  и не предусмотренная законом практика ежегод-
ной государственной регистрации условий эмиссии ценных бумаг субъ-
ектов Российской Федерации,  ограничивает права субъектов Российс-
кой  Федерации по сравнению с Российской Федерацией в формировании
своей собственности (бюджета), поскольку ежегодная регистрация ус-
ловий эмиссии ценных бумаг Российской Федерации не осуществляется.
Одновременно указанным положением нарушается конституционный прин-
цип  равенства  (часть  2 статьи 8 и часть 1 статьи 19 Конституции
Российской Федерации).
     4.4. Положения статьи 2 Федерального закона от 5 августа 2000
года N 116- ФЗ,  с одной стороны, накладывают ограничения на внеш-
ние заимствования субъектов Российской Федерации,  лишая их одного
из способов формирования собственности (бюджета), поскольку запре-
щают  привлекать  внешние займы на финансирование дефицита бюджета
субъекта Российской Федерации. При этом в отношении внешних заимс-
твований  Российской Федерации (субъекта федеральной государствен-
ной собственности) и юридических лиц (субъектов частной  собствен-
ности) такие ограничения в законодательстве отсутствуют. Таким об-
разом,  нарушается  конституционный  принцип  равенства  (часть  2
статьи 8 и часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации).
     С другой стороны,  рассматриваемые положения статьи  2  Феде-
рального  закона  от 5 августа 2000 года N 116-ФЗ ограничивают са-
мостоятельность  субъектов  Российской  Федерации  в  формировании
средств  бюджетов  субъектов  Российс