В целях реализации положений Бюджетного кодекса Российской
Федерации для обеспечения бюджетного процесса в городе Москве Пра-
вительство Москвы постановляет:
1. Одобрить проект закона города Москвы "О бюджетном устройс-
тве и бюджетном процессе в городе Москве" (приложение).
2. Рекомендовать Мэру Москвы внести проект закона города
Москвы "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Моск-
ве" в установленном порядке на рассмотрение Московской городской
Думы.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на руководителя Департамента финансов города Москвы Коросте-
лева Ю.В. и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Пет-
рова А.В.
П.п.Исполняющий обязанности
Мэра Москвы В.И.Ресин
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 17 июня 2008 г. N 507-ПП
Проект
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
"О БЮДЖЕТНОМ УСТРОЙСТВЕ И БЮДЖЕТНОМ
ПРОЦЕССЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ"
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Фе-
дерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации и Уставом города
Москвы устанавливает бюджетное устройство, порядок организации и
осуществления бюджетного процесса и полномочия субъектов бюджетных
правоотношений в городе Москве.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Правоотношения, регулируемые настоящим Законом
1. Настоящий Закон регулирует правоотношения, возникающие
между субъектами бюджетных правоотношений на территории города
Москвы в пределах полномочий, предоставленных органам государс-
твенной власти города Москвы и иным государственным органам Бюд-
жетным кодексом Российской Федерации:
1) в процессе формирования доходов и осуществления расходов
бюджетов бюджетной системы города Москвы, осуществления государс-
твенных заимствований города Москвы, регулирования государственно-
го долга города Москвы;
2) в процессе составления и рассмотрения проектов бюджета го-
рода Москвы (далее бюджет города), его утверждения, исполнения и
контроля за его исполнением, осуществления бюджетного учета, сос-
тавления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности;
3) в процессе взаимодействия с федеральным бюджетом и бюдже-
тами внутригородских муниципальных образований в городе Москве
(далее - бюджеты муниципальных образований).
2. Правоотношения, возникающие между субъектами бюджетных
правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюд-
жета Территориального фонда обязательного медицинского страхования
города Москвы, его утверждения, исполнения и контроля за его ис-
полнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотре-
ния и утверждения бюджетной отчетности регулируются федеральным
законодательством, а в части полномочий, предоставленных федераль-
ным законодательством городу Москве, в порядке, предусмотренном
настоящим Законом.
Статья 2. Правовые акты, регулирующие бюджетные правоотно-
шения на территории города Москвы
1. Органы государственной власти города Москвы принимают пра-
вовые акты города Москвы, регулирующие бюджетные правоотношения на
территории города Москвы, предусмотренные статьей 1 настоящего За-
кона, в случаях и пределах, предусмотренных Бюджетным кодексом
Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним федеральными
законами, законами города Москвы и настоящим Законом.
2. Органы местного самоуправления муниципальных образований в
городе Москве (далее - органы местного самоуправления) принимают
муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения
на территории муниципальных образований, в пределах компетенции,
определенной Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим
Законом.
3. Правовые акты органов государственной власти города Моск-
вы, регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить
нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральных зако-
нов и настоящего Закона. В случае возникновения противоречий при-
меняются нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации и настояще-
го Закона.
4. Муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные право-
отношения, не могут противоречить нормам Бюджетного кодекса Рос-
сийской Федерации, федеральным законам и законам города Москвы. В
случае возникновения противоречий применяются нормы Бюджетного ко-
декса Российской Федерации, федеральных законов и законов города
Москвы.
Статья 3. Бюджетная система города Москвы
1. К бюджетам бюджетной системы города Москвы относятся:
1) бюджет города Москвы (далее - бюджет города);
2) бюджет Территориального фонда обязательного медицинского
страхования города Москвы;
3) бюджеты муниципальных образований.
2. Бюджет города и бюджет Территориального фонда обязательно-
го медицинского страхования города Москвы разрабатываются и ут-
верждаются в форме законов города Москвы.
3. Бюджет города и свод бюджетов муниципальных образований
без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами составля-
ют консолидированный бюджет города Москвы.
4. Правовая форма бюджетов муниципальных образований опреде-
ляется муниципальными правовыми актами представительных органов
местного самоуправления.
Глава 2. ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ
Статья 4. Формирование и зачисление доходов
1. Доходы бюджета города и бюджетов муниципальных образований
формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российс-
кой Федерации, законодательством о налогах, сборах и иных обяза-
тельных платежах и принятыми в соответствии с ними правовыми акта-
ми города Москвы с учетом особенностей, предусмотренных федераль-
ными законами для городов федерального значения.
2. Денежные средства считаются поступившими в доход бюджета
города и бюджетов муниципальных образований с момента их зачисле-
ния на единый счет соответствующего бюджета, открытый в территори-
альном органе Федерального казначейства по городу Москве.
Статья 5. Доходы бюджетов муниципальных образований
1. В доходы бюджетов муниципальных образований передаются от-
дельные виды налоговых доходов и (или) отчисления от отдельных ви-
дов налоговых доходов, предусмотренных законодательством к зачис-
лению в бюджет города.
2. Перечень доходов бюджетов муниципальных образований и нор-
мативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в
бюджеты муниципальных образований определяются законом города
Москвы о бюджете города на очередной финансовый год и плановый пе-
риод и не подлежат изменению в течение очередного финансового го-
да.
Статья 6. Правовые акты города Москвы по формированию до-
ходов бюджетов
1. Законами города Москвы о налогах и сборах вводятся регио-
нальные и местные налоги и сборы, устанавливаются налоговые ставки
и предоставляются налоговые льготы по федеральным, региональным и
местным налогам в соответствии с законодательством Российской Фе-
дерации о налогах и сборах.
2. Законы города Москвы о внесении изменений в законодатель-
ство города Москвы о налогах и сборах, законы города Москвы, регу-
лирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов
бюджетов бюджетной системы города Москвы, вступающие в силу в оче-
редном финансовом году и плановом периоде, должны быть приняты не
позднее, чем за один месяц до внесения проекта закона города Моск-
вы о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Мос-
ковскую городскую Думу.
3. Внесение изменений в законодательство города Москвы о на-
логах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение те-
кущего финансового года, допускается только в случае внесения со-
ответствующих изменений в закон города Москвы о бюджете на текущий
финансовый год и плановый период.
Глава 3. РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ
Статья 7. Формирование расходов бюджетов
Формирование расходов бюджета города и бюджетов муниципальных
образований осуществляется в соответствии с расходными обязатель-
ствами, обусловленными установленным федеральным законодательством
и законодательством города Москвы, разграничением полномочий феде-
ральных органов государственной власти, органов государственной
власти города Москвы и органов местного самоуправления, исполнение
которых согласно федеральному законодательству, законодательству
города Москвы и муниципальным правовым актам, международным и иным
договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом
году и плановом периоде за счет средств соответствующих бюджетов.
Статья 8. Расходные обязательства города Москвы
1. Расходные обязательства города Москвы возникают в резуль-
тате:
1) принятия законов и иных нормативных правовых актов города
Москвы, а также заключения от имени города Москвы договоров (сог-
лашений) при осуществлении органами государственной власти города
Москвы полномочий по предметам ведения города Москвы, а также по
предметам совместного ведения, определенных федеральным законода-
тельством;
2) заключения от имени города Москвы договоров (соглашений)
бюджетными учреждениями города Москвы в случаях, установленных
правовыми актами города Москвы;
3) принятия законов и иных правовых актов города Москвы, пре-
дусматривающих предоставление из бюджета города межбюджетных
трансфертов в формах и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом
Российской Федерации;
4) принятия законов и иных правовых актов города Москвы при
осуществлении органами государственной власти города Москвы полно-
мочий Российской Федерации, переданных в установленном порядке.
2. Расходные обязательства города Москвы, указанные в пунктах
1-3 части 1 настоящей статьи, устанавливаются самостоятельно орга-
нами государственной власти города Москвы и исполняются за счет
собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета
города.
3. Расходные обязательства города Москвы, указанные в пункте
4 части 1 настоящей статьи, устанавливаются законами и иными нор-
мативными правовыми актами органов государственной власти города
Москвы в соответствии с федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций
из федерального бюджета.
4. Расходные обязательства города Москвы, подлежащие исполне-
нию в соответствующем финансовом году, являются бюджетными обяза-
тельствами города Москвы.
Статья 9. Реестр расходных обязательств города Москвы
1. Под реестром расходных обязательств города Москвы понима-
ется используемый при составлении проекта бюджета города свод (пе-
речень) законов и иных нормативных правовых актов, являющихся ос-
нованием для принятия расходных обязательств города Москвы с оцен-
кой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения
включенных в реестр обязательств.
2. Реестр расходных обязательств города Москвы ведется в по-
рядке, установленном Правительством Москвы.
3. Реестр расходных обязательств города Москвы и свод реест-
ров расходных обязательств муниципальных образований представляют-
ся в Министерство финансов Российской Федерации в порядке, уста-
новленном Министерством финансов Российской Федерации.
Статья 10. Расходные обязательства муниципальных образований
в городе Москве
1. Расходные обязательства муниципальных образований в городе
Москве обуславливаются полномочиями, регламентируемыми законами
города Москвы:
1) об организации местного самоуправления в городе Москве;
2) о передаче органам местного самоуправления отдельных госу-
дарственных полномочий города Москвы.
2. Расходные обязательства муниципальных образований, указан-
ные в пункте 1 части 1 настоящей статьи, исполняются за счет собс-
твенных доходов бюджетов муниципальных образований, определяемых в
соответствии со статьей 5 настоящего Закона, и дотаций из бюджета
города, предоставляемых бюджетам муниципальных образований на вы-
равнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности.
3. Расходные обязательства муниципальных образований, указан-
ные в пункте 2 части 1 настоящей статьи, исполняются за счет и в
пределах субвенций из бюджета города.
4. Перечень расходных обязательств муниципальных образований
устанавливается Правительством Москвы.
5. Расходные обязательства муниципальных образований, подле-
жащие исполнению в соответствующем финансовом году, являются бюд-
жетными обязательствами органов местного самоуправления.
Статья 11. Реестр расходных обязательств муниципальных
образований
1. Под реестром расходных обязательств муниципальных образо-
ваний понимается используемый при составлении проекта бюджета му-
ниципального образования свод (перечень) законов города Москвы и
муниципальных правовых актов, обуславливающих принятие расходных
обязательств муниципальных образований, с оценкой объемов бюджет-
ных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр
обязательств.
2. Реестр расходных обязательств муниципального образования
ведется в порядке, установленном Правительством Москвы.
3. Реестр расходных обязательств муниципального образования
представляется в финансовый орган города Москвы в порядке, уста-
новленном финансовым органом города Москвы.
Статья 12. Бюджетные обязательства
1. Бюджетные обязательства города Москвы и органов местного
самоуправления обеспечиваются бюджетными ассигнованиями, предус-
мотренными в бюджете города и бюджетах муниципальных образований
на соответствующие цели.
2. Предоставление средств бюджета города и бюджетов муници-
пальных образований в соответствии с утвержденными бюджетными ас-
сигнованиями осуществляется в формах и порядке, предусмотренных
Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом, и
принятыми в соответствии с ними правовыми актами города Москвы и
муниципальными правовыми актами.
Статья 13. Предоставление бюджетных инвестиций из бюджета
города
1. Бюджетные инвестиции из бюджета города предоставляются:
1) в объекты капитального строительства государственной собс-
твенности города Москвы, предназначенные для выполнения полномочий
города Москвы, а также развития социальной и инженерной инфраст-
руктуры города Москвы в соответствии с инвестиционными проектами;
2) государственным унитарным предприятиям города Москвы в це-
лях модернизации производственных мощностей и увеличения произ-
водства товаров, работ и услуг по государственному заказу города
Москвы, а также для осуществления мероприятий по реализации го-
родских целевых программ;
3) юридическим лицам, не являющимся государственными учрежде-
ниями или государственными унитарными предприятиями города Москвы,
осуществляющим мероприятия по реализации городских целевых прог-
рамм.
2. Бюджетные инвестиции, предусмотренные пунктом 1 части 1
настоящей статьи, отражаются в составе ведомственной структуры и
сводной бюджетной росписи расходов бюджета города в порядке, опре-
деляемом Правительством Москвы в зависимости от объема средств по
конкретным объектам бюджетных инвестиций.
3. Бюджетные инвестиции, предусмотренные пунктом 2 части 1
настоящей статьи влекут соответствующее увеличение уставного фонда
предприятия в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
4. Бюджетные инвестиции, предусмотренные пунктом 3 части 1
настоящей статьи, независимо от объема бюджетных инвестиций ут-
верждаются законом о бюджете города на очередной финансовый год и
плановый период с указанием юридического лица, объема и цели выде-
ляемых ассигнований и включаются в состав ведомственной структуры
расходов бюджета города.
Статья 14. Предоставление субсидий из бюджета города
Субсидии из бюджета города предоставляются в случаях и поряд-
ке, установленных законом города Москвы о бюджете города на оче-
редной финансовый год и плановый период и разработанными в соот-
ветствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Моск-
вы:
1) юридическим лицам (за исключением субсидий государственным
учреждениям), индивидуальным предпринимателям и физическим лицам -
производителям товаров, работ и услуг на безвозмездной и безвозв-
ратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов
в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ,
оказанием услуг;
2) автономным учреждениям города Москвы на возмещение норма-
тивных затрат на оказание ими в соответствии с государственным за-
данием государственных услуг.
Глава 4. МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Статья 15. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых
из бюджета города бюджетам муниципальных
образований
Межбюджетные трансферты из бюджета города бюджетам муници-
пальных образований предоставляются в форме:
1) дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в части
финансирования расходов по направлениям, отнесенным к предметам
ведения органов местного самоуправления;
2) субвенций для осуществления переданных органам местного
самоуправления отдельных полномочий города Москвы;
3) субсидий;
4) иных межбюджетных трансфертов.
Статья 16. Дотации из бюджета города бюджетам муниципальных
образований на выравнивание бюджетной
обеспеченности
1. Дотации из бюджета города на выравнивание бюджетной обес-
печенности предоставляются бюджетам муниципальных образований в
случае, если объем прогнозируемых доходов бюджета муниципального
образования в очередном финансовом году и плановом периоде ниже
суммы минимальных расходов бюджета муниципального образования.
2. Расчет объема дотаций осуществляется по единой методике
определения прогноза доходов и минимальных расходов бюджетов муни-
ципальных образований с учетом положений статей 5 и 10 настоящего
Закона.
3. Нормативы, применяемые для расчета размера дотаций, а так-
же суммы дотаций по каждому бюджету муниципального образования ут-
верждаются законом города Москвы о бюджете города на очередной фи-
нансовый год и плановый период.
4. Совокупность дотаций из бюджета города на выравнивание
бюджетной обеспеченности образует Фонд финансовой поддержки бюдже-
тов муниципальных образований.
5. Средства, полученные бюджетом муниципального образования
сверх прогноза доходов, учтенного при определении суммы дотации,
не подлежат изъятию в бюджет города и не учитываются при последую-
щем распределении межбюджетных трансфертов.
6. Представительный орган местного самоуправления вправе при-
нять решение о полном или частичном отказе от получения дотации из
бюджета города в очередном финансовом году.
7. Потери бюджета муниципального образования в связи с полу-
чением доходов ниже прогноза, учтенного при определении дотации,
не подлежат компенсации из бюджета города и не учитываются при
последующем распределении межбюджетных трансфертов.
8. Дотации из бюджета города на выравнивание бюджетной обес-
печенности предоставляются при условии:
1) соблюдения органом местного самоуправления положений бюд-
жетного законодательства Российской Федерации и города Москвы при
формировании и исполнении бюджета муниципального образования;
2) принятия и обеспечения бюджетных обязательств, предусмот-
ренных пунктом 1 части 1 статьи 10 настоящего Закона;
3) обеспечения муниципальных служащих на уровне, не превышаю-
щем уровень обеспечения государственных служащих города Москвы.
9. Законом города Москвы о бюджете города на очередной финан-
совый год и плановый период могут быть установлены дополнительные
условия предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспе-
ченности.
10. Органы государственной власти города Москвы, Контрольнос-
четная палата Москвы в отношении бюджетов муниципальных образова-
ний - получателей дотаций из бюджета города вправе осуществлять
контроль за исполнением бюджета муниципального образования, в по-
рядке, установленном правовыми актами города Москвы.
Статья 17. Субвенции из бюджета города бюджетам муниципаль-
ных образований
1. Субвенции из бюджета города бюджетам муниципальных обра-
зований предоставляются в случаях принятия законов города Москвы о
передаче органам местного самоуправления полномочий, отнесенных
законодательством к расходным обязательствам города Москвы.
2. Средства, передаваемые из бюджета города бюджетам муници-
пальных образований в форме субвенций, имеют строго целевой харак-
тер и не могут направляться на обеспечение других расходных обяза-
тельств органов местного самоуправления.
3. Методика расчета объема субвенции по каждому виду переда-
ваемых полномочий утверждается законом города Москвы о наделении
органов местного самоуправления отдельными государственными полно-
мочиями и является единой для всех бюджетов муниципальных образо-
ваний.
4. Суммы субвенций по каждому виду передаваемых полномочий и
бюджету муниципального образования утверждаются законом города
Москвы о бюджете города на очередной финансовый год и плановый пе-
риод.
5. Совокупность субвенций из бюджета города бюджетам муници-
пальных образований, включая резерв в объеме, не превышающем 5
процентов общего объема соответствующей субвенции, и расходуемый в
порядке, установленном Правительством Москвы, образует Фонд ком-
пенсаций.
6. Средства, выделенные из бюджета города в виде субвенций
бюджетам муниципальных образований, расходуются органами местного
самоуправления через лицевые счета, открытые финансовым органом
города Москвы, на основании соглашения, заключенного с органами
местного самоуправления.
7. Субвенции в случае их нецелевого использования подлежат
возврату в бюджет города.
8. Межбюджетные трансферты, получаемые в форме субвенций, не
использованные в текущем финансовом году, подлежат использованию в
очередном финансовом году на те же цели, за исключением субвенций
на содержание муниципальных служащих, которые подлежат возврату в
бюджет города.
9. При установлении финансовым органом города Москвы отсутс-
твия потребности в субвенциях остаток указанных межбюджетных
трансфертов подлежит возврату в бюджет города.
10. Органы государственной власти города Москвы в отношении
бюджетов муниципальных образований - получателей субвенций из бюд-
жета города вправе:
1) осуществлять контроль за целевым расходованием средств,
переданных бюджетам муниципальных образований в форме субвенций;
2) принимать решение о приостановлении (сокращении) предос-
тавления субвенций из бюджета города в случае их нецелевого ис-
пользования.
11. Контроль за целевым использованием субвенций из бюджета
города осуществляется Контрольно-счетной палатой Москвы, исполни-
тельным органом государственной власти города Москвы, уполномочен-
ным Правительством Москвы, а также соответствующими органами мест-
ного самоуправления.
Статья 18. Субсидии из бюджета города бюджетам муниципальных
образований
1. Цели и условия предоставления и расходования субсидий из
бюджета города бюджетам муниципальных образований, критерии отбора
муниципальных образований - получателей этих субсидий, а также
распределение конкретных сумм субсидий между муниципальными обра-
зованиями устанавливаются законом города Москвы о бюджете города
на очередной финансовый год и плановый период.
2. Совокупность субсидий из бюджета города бюджетам муници-
пальных образований образует Фонд софинансирования.
Статья 19. Иные межбюджетные трансферты, предоставляемые из
бюджета города бюджетам муниципальных образований
В случаях и порядке, предусмотренных законом города Москвы о
бюджете города на очередной финансовый год и плановый период, мо-
жет быть предусмотрено предоставление иных межбюджетных трансфер-
тов из бюджета города бюджетам муниципальных образований.
Статья 20. Субсидии из бюджетов муниципальных образований
бюджету города
1. Субсидии из бюджетов муниципальных образований бюджету го-
рода на покрытие общегородских расходов и мероприятий могут быть
предусмотрены в случаях, когда в отчетном финансовом году расчет-
ные доходы бюджетов муниципальных образований, определенные стать-
ей 5 настоящего Закона, превышают уровень, установленный законом
города Москвы о бюджете города на указанный год.
2. Порядок расчета и предоставления субсидий из бюджетов му-
ниципальных образований бюджету города, а также их объем по каждо-
му бюджету муниципального образования устанавливаются законом го-
рода Москвы о бюджете города на очередной финансовый год и плано-
вый период.
3. Субсидии, предусмотренные настоящей статьей, отражаются в
бюджетах муниципальных образований в порядке, установленном для
межбюджетных трансфертов.
Статья 21. Бюджетные кредиты из бюджета города бюджетам муни-
ципальных образований
1. Бюджетные кредиты из бюджета города бюджетам муниципальных
образований предоставляются для покрытия временных кассовых разры-
вов, возникающих при исполнении бюджетов муниципальных образова-
ний, на финансирование расходов, предусмотренных в соответствии с
пунктом 1 части 1 статьи 10 настоящего Закона.
2. Условия предоставления, использования и возврата бюджетных
кредитов бюджетам муниципальных образований устанавливаются зако-
ном города Москвы о бюджете города на очередной финансовый год и
плановый период.
3. Порядок предоставления бюджетных кредитов из бюджета горо-
да бюджетам муниципальных образований определяется Правительством
Москвы с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации
и закона города Москвы о бюджете города на очередной финансовый
год и плановый период.
4. Бюджетные кредиты из бюджета города Москвы бюджетам внут-
ригородских муниципальных образований предоставляются без обеспе-
чения исполнения обязательств по возврату кредита и оформляются
соглашением между финансовым органом города Москвы и органом мест-
ного самоуправления.
5. Использование бюджетных кредитов, предусмотренных настоя-
щей статьей, для предоставления бюджетных кредитов юридическим ли-
цам не допускается.
6. В случае, если предоставленный бюджету муниципального об-
разования бюджетный кредит из бюджета города не погашен в установ-
ленный срок, остаток непогашенного кредита, а также проценты,
штрафы и пени, взыскиваются за счет дотаций бюджету муниципального
образования из бюджета города Москвы, а также доходов, подлежащих
зачислению в бюджет муниципального образования в соответствии со
статьей 5 настоящего Закона.
7. Контроль за целевым использованием муниципальными образо-
ваниями бюджетных кредитов, полученных из бюджета города, осущест-
вляется органами государственного финансового контроля города
Москвы.
Глава 5. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Статья 22. Организация бюджетного процесса в городе Москве
1. Организация бюджетного процесса в городе Москве регулиру-
ется Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом и
принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Рос-
сийской Федерации, города Москвы и органов местного самоуправле-
ния.
2. Бюджет города и бюджет Территориального фонда обязательно-
го медицинского страхования города Москвы составляются и утвержда-
ются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый пе-
риод.
3. Организация бюджетного процесса при составлении, рассмот-
рении, утверждении и исполнении бюджетов муниципальных образова-
ний, а также контроля за их исполнением регулируется Бюджетным ко-
дексом Российской Федерации, настоящим Законом и принятыми в соот-
ветствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федера-
ции, города Москвы и органов местного самоуправления.
Статья 23. Участники бюджетного процесса в городе Москве
Участниками бюджетного процесса - субъектами бюджетных право-
отношений на территории города Москвы являются:
1) Мэр Москвы;
2) Московская городская Дума;
3) Правительство Москвы;
4) органы местного самоуправления;
5) финансовый орган города Москвы;
6) территориальные органы Федерального казначейства;
7) подразделения Центрального банка Российской Федерации и
иные кредитные учреждения в рамках функций, определенных Бюджетным
кодексом Российской Федерации;
8) орган управления Территориального фонда обязательного ме-
дицинского страхования города Москвы;
9) органы государственного (муниципального) финансового конт-
роля в городе Москве, Контрольно-счетная палата Москвы;
10) главные администраторы (администраторы) доходов бюджета
города;
11) главные администраторы (администраторы) источников финан-
сирования дефицита бюджета города;
12) главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
13) получатели бюджетных средств.
Статья 24. Правовое регулирование полномочий участников
бюджетного процесса в городе Москве
1. Полномочия органов государственной власти города Москвы в
области организации бюджетного процесса по отношению к бюджету го-
рода и бюджету Территориального фонда обязательного медицинского
страхования города Москвы регулируются Бюджетным кодексом Российс-
кой Федерации, настоящим Законом и принятыми в соответствии с ними
нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Моск-
вы.
2. Полномочия органов местного самоуправления в области орга-
низации бюджетного процесса по отношению к бюджетам муниципальных
образований регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации,
принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Рос-
сийской Федерации, города Москвы и органов местного самоуправле-
ния.
Статья 25. Бюджетные полномочия Мэра Москвы
1. Мэр Москвы:
1) вносит на рассмотрение Московской городской Думы проекты
законов города Москвы о бюджете города, об исполнении бюджета го-
рода, о введении на территории города Москвы региональных и мест-
ных налогов и сборов, установления размеров ставок по ним и пре-
доставления налоговых льгот в пределах прав, предоставленных зако-
нодательством о налогах и сборах Российской Федерации, проекты
других законов, регулирующих бюджетные правоотношения на террито-
рии города Москвы;
2) назначает должностных лиц, представляющих проекты законов
города Москвы о бюджете города, об исполнении бюджета города, про-
екты других законов, регулирующих бюджетные правоотношения на тер-
ритории города Москвы, при их рассмотрении в Московской городской
Думе;
3) назначает представителей от Правительства Москвы в согла-
сительную комиссию для рассмотрения разногласий, организует расс-
мотрение разногласий между Московской городской Думой и Правитель-
ством Москвы по проекту бюджета города;
4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Бюджетным
кодексом Российской Федерации, федеральными законами, иными норма-
тивными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города
Москвы и настоящим Законом.
2. Мэр Москвы осуществляет полномочия, аналогичные установ-
ленным частью 1 настоящей статьи, в отношении Территориального
фонда обязательного медицинского страхования города Москвы.
Статья 26. Бюджетные полномочия Московской городской Думы
1. Московская городская Дума:
1) рассматривает и утверждает законы города Москвы о бюджете
города, об исполнении бюджета города, о введении на территории го-
рода Москвы региональных и местных налогов и сборов, установлении
размеров ставок и предоставлении налоговых льгот в пределах прав,
предоставленных федеральным законодательством о налогах и сборах,
другие законы, регулирующие бюджетные правоотношения на территории
города Москвы;
2) осуществляет государственный финансовый контроль в формах,
установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, и определя-
ет полномочия органов, которым поручает его проведение;
3) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Бюджетным
кодексом Российской Федерации, иными федеральными нормативными
правовыми актами, Уставом города Москвы и настоящим Законом.
2. В отношении Территориального фонда обязательного медицинс-
кого страхования города Москвы Московская городская Дума осущест-
вляет полномочия, аналогичные установленным частью 1 настоящей
статьи.
3. Порядок введения в действие законов города Москвы о нало-
гах регламентируется Налоговым и Бюджетным кодексами Российской
Федерации.
Статья 27. Бюджетные полномочия Правительства Москвы
Правительство Москвы:
1) организует работу органов исполнительной власти города
Москвы и определяет порядок их взаимодействия в процессе составле-
ния и исполнения бюджета города;
2) определяет порядок установления и исполнения расходных
обязательств города Москвы;
3) обеспечивает составление проекта бюджета города, отчет о
его исполнении и проекты других законов, регулирующих налоговые и
бюджетные правоотношения на территории города Москвы;
4) вносит предложения Мэру Москвы о направлении на утвержде-
ние в Московскую городскую Думу проектов законов города Москвы о
бюджете города, его изменении, исполнении и законов, регулирующих
налоговые и бюджетные правоотношения на территории города Москвы;
5) принимает решения о расходовании средств резервного фонда,
образуемого в составе бюджета города;
6) организует государственный финансовый контроль в органах
исполнительной власти города Москвы;
7) определяет политику заимствований и осуществляет управле-
ние государственным долгом города Москвы;
8) определяет порядок и условия предоставления бюджетных кре-
дитов на финансирование кассовых разрывов из бюджета города бюдже-
там муниципальных образований;
9) определяет порядок ведения и представления реестров рас-
ходных обязательств муниципальных образований;
10) обеспечивает исполнение бюджета города;
11) утверждает целевые программы (подпрограммы), порядок и
критерии оценки эффективности их реализации;
12) устанавливает порядок формирования государственного зада-
ния и его финансового обеспечения;
13) утверждает перечень государственных услуг, оказываемых
физическим и юридическим лицам безвозмездно и на платной основе;
14) устанавливает цены (тарифы) или порядок определения цен
(тарифов) на государственные услуги, оказываемые физическим и юри-
дическим лицам на платной основе;
15) определяет порядок предоставления из бюджета города Моск-
вы субсидий в соответствии с положениями, установленными законом о
бюджете;
16) определяет порядок предоставления бюджетных инвестиций;
17) определяет порядок открытия и ведения лицевых счетов для
учета операций, осуществляемых главными администраторами (адми-
нистраторами) доходов и источников финансирования дефицита бюджета
города, главными распорядителями, распорядителями и получателями
средств бюджета города;
18) определяет порядок управления средствами на едином счете
бюджета города;
19) принимает решение о выполнении полномочий по кассовому
обслуживанию исполнения бюджета города и бюджетов муниципальных
образований на основании соглашения, заключаемого с Федеральным
казначейством;
20) устанавливает бюджетные полномочия главных администрато-
ров (администраторов) доходов бюджета города, являющихся органами
государственной власти города Москвы;
21) осуществляет полномочия, предоставленные федеральным за-
конодательством и правовыми актами города Москвы в отношении Тер-
риториального фонда обязательного медицинского страхования города
Москвы;
22) организует работу по применению мер принуждения к наруши-
телям бюджетного законодательства при использовании средств бюдже-
та города;
23) иные полномочия, определенные Бюджетным кодексом Российс-
кой Федерации, иными федеральными нормативными правовыми актами и
настоящим Законом.
Статья 28. Бюджетные полномочия финансового органа города
Москвы
1. Финансовый орган города Москвы осуществляет:
1) организацию разработки проектов бюджета города и консоли-
дированного бюджета города Москвы;
2) методическое руководство в области составления и исполне-
ния бюджета города и бюджетов муниципальных образований;
3) составление и представление в Правительство Москвы проекта
закона о бюджете города, о внесении изменений в бюджет города и об
исполнении бюджета города;
4) ведение Реестра расходных обязательств города Москвы;
5) получение от главных администраторов (администраторов) до-
ходов бюджета города, главных администраторов (администраторов)
источников финансирования дефицита бюджета города, главных распо-
рядителей, распорядителей и получателей средств бюджета города,
органов местного самоуправления материалов, необходимых для сос-
тавления проекта и отчета об исполнении бюджета города, прогноза и
отчета об исполнении консолидированного бюджета города Москвы;
6) определение порядка составления, утверждения и ведения
сводной бюджетной росписи;
7) доведение до главных администраторов источников финансиро-
вания дефицита бюджета города и главных распорядителей средств
бюджета города бюджетных ассигнований и/или лимитов бюджетных обя-
зательств;
8) организацию исполнения бюджета города;
9) составление отчета об исполнении бюджета города и консоли-
дированного бюджета города Москвы;
10) утверждение перечня кодов подвидов по видам доходов бюд-
жета города, главными администраторами которых являются органы го-
сударственной власти города Москвы и находящиеся в их ведении бюд-
жетные учреждения;
11) устанавливает порядок представления реестров расходных
обязательств муниципальных образований;
12) ведение Долговой книги города Москвы;
13) ведение сводного реестра главных администраторов (адми-
нистраторов) доходов бюджета города, главных администраторов (ад-
министраторов) источников финансирования дефицита бюджета города,
главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюд-
жета города;
14) управление средствами на едином счете бюджета города в
порядке установленном нормативными актами города Москвы;
15) кассовое обслуживание исполнения бюджета города и бюдже-
тов внутригородских муниципальных образований и учет операций по
кассовому исполнению бюджета города на основании соглашения, зак-
люченного Правительством Москвы с Федеральным казначейством;
16) обеспечение проведения кассовых выплат с единого счета по
исполнению бюджета города от имени и по поручению администраторов
источников финансирования дефицита бюджета города и получателей
средств бюджета города;
17) санкционирование оплаты денежных обязательств получателей
средств бюджета города и администраторов источников финансирования
дефицита бюджета города;
18) учет принятых получателями средств бюджета города бюджет-
ных обязательств и их исполнения;
19) составление и утверждение кассового плана и внесение в
него изменений в установленном порядке;
20) открытие счетов в Центральном банке или иных кредитных
организациях в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Рос-
сийской Федерации;
21) обеспечение информационного взаимодействия территориаль-
ных органов федерального казначейства с администраторами доходов
бюджета города и доходов бюджетов муниципальных образований;
23) иные полномочия, определенные Бюджетным кодексом Российс-
кой Федерации, иными федеральными нормативными правовыми актами и
настоящим Законом.
2. Во исполнение указанных полномочий финансовый орган города
Москвы имеет право:
1) открывать и закрывать банковские счета в валюте Российской
Федерации и иностранной валюте, а также определять режим их функ-
ционирования, в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российс-
кой Федерации;
2) проводить операции со средствами бюджета города в рублях и
иностранной валюте;
3) привлекать кредитные организации на основании агентских
соглашений для выполнения отдельных операций со средствами бюджета
города;
4) применять меры принуждения к нарушителям бюджетного зако-
нодательства в случаях и порядке, предусмотренных Бюджетным кодек-
сом Российской Федерации;
5) получать от главных администраторов (администраторов) до-
ходов и источников финансирования дефицита бюджета города сведе-
ния, необходимые для составления проекта бюджета города и ведения
кассового плана, исполнения бюджета, а также формирование бюджет-
ной отчетности о поступлениях в бюджет города;
6) получать от главных распорядителей, распорядителей и полу-
чателей бюджетных средств отчеты об исполнении бюджетных смет и
иные сведения, связанные с использованием средств бюджета города,
от Банка России, уполномоченных банков и иных кредитных организа-
ций - сведения об операциях со средствами бюджета города;
7) требовать от органов исполнительной власти города Москвы,
органов местного самоуправления представления материалов, необхо-
димых для составления проекта бюджета и отчета об исполнении бюд-
жета города, а также консолидированного бюджета города Москвы.
3. Финансовый орган города Москвы может осуществлять кассовое
обслуживание исполнения бюджетов муниципальных образований на ос-
новании соглашений, заключенных с органами местного самоуправления
в случаях передачи Федеральным казначейством соответствующих пол-
номочий исполнительным органам государственной власти города Моск-
вы.
Статья 29. Исключительные полномочия руководителя финансового
органа города Москвы
1. Руководитель финансового органа города Москвы имеет исклю-
чительное право на:
1) утверждение сводной бюджетной росписи бюджета города;
2) внесение изменений в сводную бюджетную роспись бюджета го-
рода, в пределах, установленных Бюджетным кодексом Российской Фе-
дерации;
3) осуществление блокировки расходов в случаях, определенных
Бюджетным кодексом Российской Федерации;
4) применение меры принуждения к нарушителям бюджетного зако-
нодательства в случаях и порядке, предусмотренных Бюджетным кодек-
сом Российской Федерации и настоящим Законом.
2. Руководитель финансового органа города Москвы имеет право
запретить:
1) главным распорядителям бюджетных средств - изменять целе-
вое назначение бюджетных средств в пределах бюджетной сметы на ос-
новании представления органа государственного финансового контроля
о нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации и го-
рода Москвы главными распорядителями бюджетных средств;
2) главному распорядителю, распорядителю, получателю бюджет-
ных средств, осуществлять отдельные расходы на основании представ-
ления органа государственного финансового контроля о нарушении
бюджетного законодательства Российской Федерации и города Москвы.
Статья 30. Бюджетные полномочия других участников бюджетного
процесса
Бюджетные полномочия других участников бюджетного процесса
определяются в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российс-
кой Федерации и Правительством Москвы.
Глава 6. СОСТАВЛЕНИЕ, РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ
ПРОЕКТА БЮДЖЕТА ГОРОДА
Статья 31. Составление проекта бюджета города
1. Составлению проекта бюджета города предшествует одобрение
Правительством Москвы прогноза социально-экономического развития
города Москвы и основных направлений бюджетной и налоговой полити-
ки на очередной финансовый год и плановый период.
2. Прогноз социально-экономического развития города Москвы на
очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем
уточнения параметров планового периода и добавления параметров
второго года планового периода.
3. В случае уточнения параметров социально-экономического
развития города Москвы против ранее предусмотренных показателей,
приводится обоснование параметров прогноза, в том числе их сопос-
тавление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин и
факторов прогнозируемых изменений.
4. Изменение прогноза социально-экономического развития горо-
да Москвы влечет за собой изменение основных характеристик проекта
бюджета на соответствующий период.
5. Уточнение утвержденных показателей проекта бюджета города
на очередной финансовый год и плановый период осуществляется исхо-
дя из изменений параметров прогноза социально-экономического раз-
вития города Москвы в соответствии с частью 3 настоящей статьи, а
также действующих и принимаемых в этом периоде расходных обяза-
тельств города Москвы.
6. Уточнение ранее утвержденных показателей в соответствии с
частью 5 настоящей статьи предусматривает:
1) утверждение уточненных показателей объема прогнозируемых
доходов и источников финансирования дефицита бюджета города;
2) утверждение объема увеличения или сокращения утвержденных
показателей ведомственной структуры расходов бюджета города либо
включение в нее бюджетных ассигнований по дополнительным целевым
статьям и (или) видам расходов исходя из изменений, утвержденных в
соответствии с пунктом 1 части 6 настоящей статьи, и объема услов-
но утверждаемых расходов в соответствии с частью 3 статьи 32 нас-
тоящего закона.
7. Порядок организации работы по составлению проекта бюджета
города, а также перечень необходимых для этого документов и мате-
риалов, в том числе представляемых одновременно с проектом бюджета
города, устанавливается Правительством Москвы в соответствии с
требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статья 32. Состав показателей, представляемых для рассмот-
рения и утверждения в проекте закона города
Москвы о бюджете города
1. Состав показателей, представляемых для рассмотрения и ут-
верждения в проекте закона города Москвы о бюджете города регла-
ментируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим
Законом.
2. Дополнительно в составе показателей для рассмотрения и ут-
верждения проекта бюджета города представляются:
1) расходы по финансированию городских целевых программ, ут-
вержденных Правительством Москвы, и предусматриваемых к финансиро-
ванию в очередном финансовом году и плановом периоде;
2) расходы по разделам, подразделам, целевым статьям и видам
расходов бюджетной классификации.
3. В составе показателей проекта бюджета города утверждается
объем условно утверждаемых расходов в объеме не менее 2,5 и не бо-
лее 10 процентов от общего объема расходов бюджета на первый год
планового периода, в объеме не менее 5 и не более 15 процентов от
общего объема расходов бюджета на второй год планового периода.
4. Объем условно утвержденных расходов в плановом периоде, не
распределяется по разделам, подразделам, целевым статьям и видам
расходов в ведомственной структуре расходов бюджета города и учи-
тывается в последующем при составлении проекта бюджета города на
очередной финансовый год.
Статья 33. Внесение проекта закона города Москвы о бюджете
города на рассмотрение Московской городской Думы
1. Мэр Москвы вносит проект закона города Москвы о бюджете
города на очередной финансовый год и плановый период на рассмотре-
ние Московской городской Думы не позднее 10 сентября года, пред-
шествующего планируемому периоду.
2. Одновременно с проектом закона о бюджете города представ-
ляются:
1) основные направления бюджетной и налоговой политики;
2) предварительные итоги социально-экономического развития
города за истекший период текущего финансового года и ожидаемые
итоги социально-экономического развития за текущий финансовый год;
3) прогноз социально-экономического развития города;
4) прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий
объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) консолидированного
бюджета города на очередной финансовый год и плановый период;
5) пояснительная записка к проекту бюджета;
6) методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюд-
жетных трансфертов;
7) верхний предел государственного долга на конец очередного
финансового года и конец каждого года планового периода;
8) проекты программ государственных гарантий на очередной фи-
нансовый год и плановый период;
9) оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый
год;
10) проект Адресной инвестиционной программы города Москвы на
очередной финансовый год и плановый период;
11) проект закона о бюджете Территориального фонда обязатель-
ного медицинского страхования города Москвы.
Статья 34. Рассмотрение и утверждение проекта закона города
Москвы о бюджете города в Московской городской
Думе
1. Рассмотрение проекта закона города Москвы о бюджете города
на очередной финансовый год и плановый период (далее - проект за-
кона о бюджете города) проводится в трех чтениях.
2. Московская городская Дума не позднее чем через неделю со
дня официального внесения Мэром Москвы проекта закона о бюджете
города организует его рассмотрение в комиссиях, фракциях и рабочих
группах Московской городской Думы и одновременно направляет ука-
занный законопроект в Контрольно-счетную палату Москвы для прове-
дения экспертизы.
3. Проект закона о бюджете города вносится на рассмотрение
Московской городской Думы на основании заключения структурного
подразделения Московской городской Думы, к функциям которого отне-
сены вопросы бюджетного законодательства, с учетом его рассмотре-
ния в комиссиях, фракциях и рабочих группах Московской городской
Думы, а также на основании заключения Контрольно-счетной палаты
Москвы.
4. Первое чтение проекта закона о бюджете города проводится
не позднее 10 октября года, предшествующего планируемому периоду.
5. Предметом рассмотрения проекта закона о бюджете города в
первом чтении являются:
1) основные характеристики бюджета города, определенные на
основе прогноза социально-экономического развития города и основ-
ных направлений бюджетной и налоговой политики на очередной финан-
совый год и плановый период;
2) основные принципы и расчеты во взаимоотношениях бюджета
города и бюджетов муниципальных образований;
3) проект программы государственных заимствований города
Москвы в части источников финансирования дефицита бюджета города.
6. К основным характеристикам проекта бюджета города, утверж-
даемым постановлением Московской городской Думы в первом чтении,
относятся:
1) общий объем доходов;
2) межбюджетные отношения, в том числе распределение доходов
между бюджетом города и бюджетами муниципальных образований;
3) общий объем дефицита (профицита) бюджета города и источни-
ки финансирования дефицита;
4) общий объем расходов.
7. В случае отклонения проекта закона о бюджете города в пер-
вом чтении Московская городская Дума вправе принять решение:
1) о передаче законопроекта в согласительную комиссию по
рассмотрению проекта бюджета города на очередной финансовый год,
порядок формирования и организации деятельности которой определен
частью 8 настоящей статьи;
2) о направлении законопроекта в Правительство Москвы на до-
работку.
8. Согласительная комиссия по рассмотрению проекта бюджета
города на очередной финансовый год и плановый период формируется
из равного числа представителей Московской городской Думы и Прави-
тельства Москвы. Решение согласительной комиссии принимается раз-
дельным голосованием членов согласительной комиссии от Московской
городской Думы и от Правительства Москвы.
9. Решение считается принятым стороной, если за него проголо-
совало большинство присутствующих на заседании представителей дан-
ной стороны. Результаты голосования каждой стороны принимаются за
один голос. Решение считается согласованным, если его поддержали
обе стороны. Позиции, по которым стороны не выработали согласован-
ного решения, выносятся на рассмотрение Московской городской Думы.
10. При передаче в согласительную комиссию проекта закона о
бюджете города, отклоненного в первом чтении, комиссия в течение
семи дней разрабатывает вариант основных характеристик бюджета го-
рода.
11. Рассмотрение проекта закона о бюджете города в первом
чтении с учетом решения, принятого согласительной комиссией, осу-
ществляется в первоочередном порядке.
12. Если Московская городская Дума не принимает решения по
итогам работы согласительной комиссии, проект закона о бюджете го-
рода считается повторно отклоненным в первом чтении и направляется
в Правительство Москвы на доработку.
13. Проект закона о бюджете города, отклоненный в первом чте-
нии, дорабатывается Правительством Москвы в течение семи дней с
момента официального представления Мэру Москвы соответствующего
решения Московской городской Думы, которое должно содержать конк-
ретные замечания, предложения и рекомендации по доработке проекта
закона.
14. Доработанный и повторно внесенный проект закона Москвы о
бюджете города рассматривается Московской городской Думой в перво-
очередном порядке.
15. Предметом рассмотрения проекта закона о бюджете города во
втором чтении являются поправки к проекту, принятому в первом чте-
нии, относящиеся к:
1) структуре доходов и источников финансирования дефицита
бюджета города в соответствии с бюджетной классификацией;
2) конкретным источникам доходов и финансирования дефицита
бюджета города;
3) Программе государственных заимствований города Москвы;
4) текстовым статьям проекта закона о бюджете города, затра-
гивающим показатели, относящиеся к предмету второго чтения.
16. К показателям, утверждаемым постановлением Московской го-
родской Думы о принятии проекта закона о бюджете города во втором
чтении, относятся:
1) общий объем и конкретные источники формирования доходной
части бюджета города;
2) общий объем дефицита (профицита) бюджета города и источни-
ков его финансирования;
3) Программа государственных заимствований города Москвы.
17. Предметом рассмотрения проекта закона о бюджете города в
третьем чтении являются поправки к проекту, принятому во втором
чтении, относящиеся к:
1) расходам бюджета города по разделам, подразделам, целевым
статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов Российс-
кой Федерации и главным распорядителям средств бюджета города;
2) распределению средств на оказание финансовой поддержки
бюджетам муниципальных образований;
3) расходам бюджета города на финансирование городских целе-
вых программ;
4) текстовым статьям проекта закона о бюджете города, затра-
гивающим показатели, относящиеся к предмету третьего чтения.
18. В третьем чтении проекта закона о бюджете города без сог-
ласия Мэра Москвы не принимаются поправки, изменяющие величину ре-
зервного фонда и объема расходов, условно утверждаемых на плановый
период.
19. Рассмотрение поправок, относящихся к предмету третьего
чтения проекта закона о бюджете города, осуществляется в пределах
показателей, принятых во втором чтении, и с учетом обеспечения
сбалансированности проекта бюджета города.
20. В случае принятия на федеральном уровне законов о феде-
ральных, региональных или местных налогах и сборах, вступающих в
силу с начала очередного финансового года, и решений об изменении
нормативов распределения регулирующих федеральных налогов между
уровнями бюджетной системы Российской Федерации, а также уточнения
показателей прогноза социально-экономического развития города
Москвы, до принятия проекта закона о бюджете города в третьем чте-
нии, Правительство Москвы вправе внести в Московскую городскую Ду-
му предложения о приведении показателей проекта закона города
Москвы о бюджете города, утвержденных в первом и втором чтениях в
соответствие с измененным бюджетным и налоговым законодательством.
При внесении указанных предложений Московская городская Дума впра-
ве принять постановление о возврате к рассмотрению проекта закона
о бюджете города по процедуре первого чтения.
21. Рассмотрение проекта закона о бюджете города в третьем
чтении завершается принятием проекта закона в целом.
22. Порядок внесения и рассмотрения поправок к проекту закона
о бюджете города осуществляется в соответствии с законами города
Москвы и Регламентом Московской городской Думы.
23. Поправки к законопроекту и результаты их рассмотрения
формируются редактором законопроекта в соответствии с бюджетной
классификацией Российской Федерации.
24. При рассмотрении проекта закона о бюджете города во всех
трех чтениях Московская городская Дума заслушивает доклад долж-
ностного лица, определенного Мэром Москвы в качестве редактора
проекта, содоклады представителя структурного подразделения Мос-
ковской городской Думы, к функциям которого отнесены вопросы бюд-
жетного законодательства, и представителя Контрольно-счетной пала-
ты Москвы.
Статья 35. Подписание и обнародование закона о бюджете города
1. Принятый Московской городской Думой закон о бюджете города
на очередной финансовый год и плановый период в установленном по-
рядке передается на подписание Мэру Москвы.
2. Закон города Москвы о бюджете города подписывается Мэром
Москвы и подлежит официальному опубликованию не позднее 5 дней
после его подписания в порядке, установленном законом города Моск-
вы.
Статья 36. Составление, рассмотрение и утверждение бюджета
Территориального фонда обязательного медицинского
страхования города Москвы
Составление, рассмотрение и утверждение бюджета территориаль-
ного фонда обязательного медицинского страхования города Москвы
осуществляется одновременно с составлением, рассмотрением и ут-
верждением бюджета города в порядке, предусмотренном настоящим за-
коном в отношении бюджета города.
Статья 37. Внесение изменений в закон города Москвы о бюдже-
те города на текущий финансовый год и плановый
период
1. Мэр Москвы представляет в Московскую городскую Думу проект
закона города Москвы о внесении изменений в закон города Москвы о
бюджете города на текущий финансовый год и плановый период в слу-
чаях:
1) необходимости использования остатка средств бюджета, обра-
зовавшегося на начало текущего финансового года. Неиспользованные
остатки бюджетных средств на конец текущего года направляются в
очередном финансовом году на те же цели. При установлении Прави-
тельством Москвы отсутствия потребности в их использовании по це-
левому назначению бюджетные средства могут быть направлены на сок-
ращение дефицита бюджета города или иные цели с внесением измене-
ний в закон о бюджете города в установленном порядке;
2) изменения показателей, явившихся основой утверждения бюд-
жета города текущего года;
3) возникновения других обстоятельств, требующих изменения
утвержденных бюджетных показателей или текстовых статей закона го-
рода Москвы о бюджете города.
2. Одновременно с проектом закона города Москвы о внесении
изменений в закон о бюджете города на текущий финансовый год и
плановый период представляются:
1) сведения об исполнении бюджета города за истекший финансо-
вый год и отчетный период текущего финансового года;
2) оценка ожидаемого исполнения бюджета города в текущем фи-
нансовом году;
3) пояснительная записка с обоснованием предлагаемых измене-
ний в закон города Москвы о бюджете города на текущий финансовый
год и плановый период.
3. Рассмотрение и утверждение проекта законов города Москвы о
внесении изменений в закон о бюджете города на текущий финансовый
год и плановый период осуществляются в порядке, установленном за-
коном города Москвы и Регламентом Московской городской Думы.
4. Одновременно проект закона о внесении изменений в закон
города о бюджете направляется для экспертизы в Контрольно-счетную
палату Москвы.
5. Изменения, внесенные в бюджет города на текущий финансовый
год, учитываются при формировании проекта бюджета города на оче-
редной финансовый год и плановый период.
Глава 7. ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА ГОРОДА
Статья 38 . Общие положения
1. Главные администраторы (администраторы) доходов, главные
администраторы (администраторы) источников финансирования дефици-
та, главные распорядители, распорядители и получатели средств бюд-
жета города, финансовый орган города Москвы выполняют функции по
исполнению бюджета города в соответствии с полномочиями, опреде-
ленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, и принятыми в со-
ответствии с ним правовыми актами города Москвы.
2. Распорядители и получатели бюджетных средств вправе полу-
чать бюджетные ассигнования (лимиты бюджетных обязательств) только
от одного органа государственной власти города Москвы - главного
распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которо-
го они находятся. Подведомственность распорядителя или получателя
бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных
средств возникает в силу нормативного правового акта Правительства
Москвы.
3. Правительство Москвы может принимать решение об осущест-
влении кассовых расходов по финансированию переданных в установ-
ленном порядке федеральных расходных обязательств за счет собс-
твенных средств бюджета города с последующим возмещением состояв-
шихся расходов из федерального бюджета.
Статья 39. Кассовое исполнение бюджета города
1. Кассовое обслуживание исполнения бюджета города (проведе-
ние операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам
из бюджета через единый счет бюджета города) осуществляется в со-
ответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
2. Прогноз кассовых поступлений в бюджет города и кассовых
выплат из бюджета города с распределением по кварталам текущего
финансового года формируют кассовый план исполнения бюджета горо-
да.
3. Кассовый план составляется и ведется в порядке, установ-
ленном финансовым органом города Москвы, на основании показателей
утвержденного бюджета и с учетом предложений главных администрато-
ров доходов, главных администраторов источников финансирования де-
фицита и главных распорядителей бюджетных средств.
4. Кассовый план утверждается руководителем финансового орга-
на города Москвы.
Статья 40. Управление средствами бюджета города
1. Управление средствами бюджета города осуществляется финан-
совым органом города Москвы на едином счете бюджета города в по-
рядке, установленном Правительством Москвы.
2. Временно свободные средства бюджета города могут разме-
щаться на банковских депозитах в кредитных организациях в соот-
ветствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, оп-
ределенном Правительством Москвы.
Статья 41. Обращение взысканий на средства бюджета города
1. Обращение взысканий на средства бюджета города по денежным
обязательствам получателей средств бюджета города осуществляется в
соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федера-
ции.
2. Порядок организации работы в органах исполнительной власти
города Москвы по исполнению судебных решений, обращенных к взыска-
нию на средства получателей средств бюджета города, устанавливает-
ся Правительством Москвы.
3. Исполнение судебных актов по искам к городу Москве, к бюд-
жету города Москвы (к казне города) о возмещении вреда, причинен-
ного незаконными действиями (бездействием) органов государственной
власти или их должностных лиц, в том числе в результате издания
органами государственной власти актов, не соответствующих закону
или иному нормативному правовому акту Российской Федерации или го-
рода Москвы, организует финансовый орган города Москвы.
4. Исполнение судебных актов, указанных в части 3 настоящей
статьи осуществляется за счет средств бюджета города.
Статья 42. Завершение исполнения бюджета города
1. Завершение операций по исполнению бюджета города в текущем
финансовом году осуществляется в порядке, установленном Бюджетным
кодексом Российской Федерации, и предусматривает:
1) принятие денежных обязательств не позднее 25 декабря;
2) подтверждение финансовым органом города Москвы денежных
обязательств не позднее 28 декабря;
3) прекращение действия лимитов бюджетных обязательств 31 де-
кабря;
4) завершение исполнения бюджета города 31 декабря.
2. Финансовый орган города Москвы оплачивает принятые и подт-
вержденные денежные обязательства до последнего рабочего дня теку-
щего финансового года включительно.
3. Средства, полученные бюджетными учреждениями от предприни-
мательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 де-
кабря, изъятию не подлежат и используются бюджетными учреждениями
в очередном финансовом году.
4. После завершения операций по принятым денежным обязатель-
ствам завершившегося года остаток средств на счете бюджета города
подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного фи-
нансового года.
ГЛАВА 8. СОСТАВЛЕНИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, ВНЕШНЯЯ
ПРОВЕРКА, РАССМОТРЕНИЕ И УТВРЕРЖДЕНИЕ
ГОДОВОГО ОТЧЕТА ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА ГОРОДА
Статья 43. Формирование отчетности об исполнении бюджета
города
1. Главные распорядители бюджетных средств, главные админист-
раторы доходов и источников финансирования дефицита бюджета горо-
да:
а) составляют сводную бюджетную отчетность на основании
представленной им бюджетной отчетности подведомственных распоряди-
телей и получателей бюджетных средств, администраторов доходов и
источников финансирования дефицита бюджета города;
б) представляют сводную бюджетную отчетность в финансовый ор-
ган города Москвы;
в) после принятия сводной бюджетной отчетности финансовым ор-
ганом города Москвы представляют ее в Контрольно-счетную палату
Москвы.
2. Бюджетная отчетность города Москвы является годовой. Отчет
об исполнении бюджета - ежеквартальным.
3. Отчет об исполнении бюджета города за I квартал, полугодие
и 9 месяцев текущего финансового года:
1) составляется финансовым органом города Москвы и представ-
ляется Правительству Москвы в порядке, установленном Правительст-
вом Москвы;
2) утверждается Правительством Москвы и направляется в Мос-
ковскую городскую Думу и Контрольно-счетную палату Москвы.
4. Годовой отчет об исполнении бюджета города подлежит ут-
верждению законом города Москвы.
Статья 44. Составление и представление годового отчета об ис-
полнении бюджета города
1. Финансовый орган города Москвы составляет и представляет
Правительству Москвы годовой отчет об исполнении бюджета города в
форме проекта закона города Москвы.
2. Проект закона города Москвы об исполнении бюджета города
должен быть составлен в соответствии с той же структурой и бюджет-
ной классификацией, которые применялись при утверждении закона го-
рода Москвы о бюджете города.
3. Одновременно с проектом закона города Москвы об исполнении
бюджета города представляются:
1) отчетность об исполнении консолидированного бюджета города
Москвы за прошедший финансовый год;
2) отчет о ходе выполнения городских целевых программ;
3) отчет о расходовании средств резервного фонда Правительст-
ва Москвы.
4. Мэр Москвы представляет в Московскую городскую Думу проект
закона города Москвы об исполнении бюджета города не позднее 1 ию-
ня текущего года.
5. Одновременно проект закона города Москвы об исполнении
бюджета города направляется для экспертизы в Контрольно-счетную
палату Москвы.
Статья 45. Внешняя проверка годового отчета об исполнении
бюджета города
1. Годовой отчет об исполнении бюджета города до его рассмот-
рения в Московской городской Думе подлежит внешней проверке, кото-
рая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных адми-
нистраторов доходов и источников финансирования дефицита бюджета
города, а также главных распорядителей средств бюджета города, в
порядке и сроки, установленные Бюджетным кодексом Российской Феде-
рации, и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюд-
жета города.
2. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета го-
рода осуществляется Контрольно-счетной палатой Москвы в порядке и
сроки, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
3. Правительство Москвы представляет отчет об исполнении бюд-
жета города в Контрольно-счетную палату Москвы для подготовки зак-
лючения на него не позднее 15 апреля текущего года.
4. Подготовка заключения Контрольно-счетной палаты Москвы на
годовой отчет об исполнении бюджета города проводится в срок, не
превышающий 1,5 месяца.
Статья 46. Рассмотрение и утверждение проекта закона города
Москвы об исполнении бюджета города
1. При рассмотрении отчета об исполнении бюджета города Мос-
ковская городская Дума заслушивает:
1)доклад руководителя финансового органа города Москвы;
2) доклад структурного подразделения Московской городской Ду-
мы, к функциям которого отнесены вопросы бюджетного законодатель-
ства;
3) доклад председателя Контрольно-счетной палаты Москвы о
заключении Контрольно-счетной палаты Москвы на годовой отчет об
исполнении бюджета города.
2. По итогам рассмотрения проекта закона города Москвы об ис-
полнении бюджета города с учетом заключения Контрольно-счетной па-
латы Москвы Московская городская Дума принимает решение об утверж-
дении либо отклонении этого закона.
3. При этом первое чтение должно осуществляться после предс-
тавления в Московскую городскую Думу заключения Контрольно-счетной
палаты Москвы по отчету об исполнении бюджета города.
4. В случае непринятия закона города Москвы об исполнении
бюджета города Московская городская Дума принимает постановление,
устанавливающее последствия такого решения. Повторное рассмотрение
проекта закона города Москвы об исполнении бюджета города прово-
дится Московской городской Думой в срок, не превышающий одного ме-
сяца.
Статья 47. Представление, рассмотрение и утверждение отчета
об исполнении бюджета Территориального фонда
обязательного медицинского страхования города
Москвы
Представление, проведение внешней проверки, рассмотрение и
утверждение отчета об исполнении бюджета Территориального фонда
обязательного медицинского страхования города Москвы осуществляет-
ся в порядке, установленным настоящим Законом для бюджета города.
Глава 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 48. О признании утратившими силу законов города
Москвы
В связи с принятием настоящего Закона считать утратившим силу
Закон города Москвы от 9 октября 2002 года N 51 "О бюджетном уст-
ройстве и бюджетном процессе в городе Москве" (в ред. Закона от 2
июня 2004 года N33).
Статья 49. Вступление настоящего Закона в силу
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
2. Положения пункта 3 части 1 статьи 29 настоящего Закона
действуют до 1 января 2009 года.
3. Доходы от сдачи в аренду государственного имущества, пере-
данного в оперативное управление бюджетным учреждениям, доходы от
платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства без-
возмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности до дня
вступления в силу федерального закона, определяющего особенности
их использования, учитываются в порядке, установленном законом о
бюджете города на очередной финансовый год и плановый период.
Верно: