Статья 1. Общие положения
Настоящий Закон направлен на обеспечение защиты прав и законных
интересов граждан Российской Федерации, проживающих в городе Москве,
путем введения учета иностранных граждан и лиц без гражданства на рынке
труда, осуществляемого в целях выявления тенденций миграционных
процессов в городе Москве и выработки рациональной миграционной
политики.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
1. Иностранный гражданин - лицо, обладающее гражданством
иностранного государства и не имеющее гражданства Российской
Федерации.
2. Лицо без гражданства - лицо, не принадлежащее к гражданству
Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к
гражданству другого государства.
3. Иностранная рабочая сила - лица, не являющиеся гражданами
Российской Федерации, законно въехавшие на территорию Российской
Федерации и имеющие намерение осуществлять трудовую деятельность в
городе Москве.
4. Иностранные работники - лица, не являющиеся гражданами
Российской Федерации, законно въехавшие на территорию Российской
Федерации и осуществляющие трудовую деятельность в городе Москве.
5. Работодатель - российское либо иностранное юридическое лицо
гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без
гражданства, проживающее в Российской Федерации, осуществляющее наем
иностранных работников.
6. Трудовая деятельность - выполнение за плату работы по
определенной специальности, квалификации или должности в соответствии с
законодательством о труде, а также иная приносящая доход деятельность,
осуществляемая физическим лицом.
7. Разрешение - разрешительный документ на привлечение
иностранной рабочей силы в Российской Федерации, который выдается
работодателю в соответствии с нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
8. Подтверждение - разрешительный документ на право трудовой
деятельности иностранного гражданина в Российской Федерации, который
выдается иностранным гражданам в соответствии с нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
9. Свидетельство о постановке на учет - документ, подтверждающий
постановку на учет уполномоченным органом города Москвы иностранного
гражданина или лица без гражданства в качестве иностранного работника,
выдаваемый ему в соответствии с настоящим Законом и иными
нормативными правовыми актами города Москвы.
Статья 3. Сфера действия настоящего Закона
1. Настоящий Закон распространяется на территорию Москвы и
действует в отношении:
а) иностранных работников;
б) работодателей и их должностных лиц.
2. Настоящий Закон распространяется также на отношения, хотя и
начавшиеся вне территории Москвы, но продолжающиеся на ее территории.
3. В случае если применение норм части второй настоящей статьи
нарушает положения закона другого субъекта Российской Федерации, выбор
приоритета между законами различных субъектов Российской Федерации
осуществляется в порядке, установленном договором между ними или
федеральным законом.
4. Если федеральным законом или международным договором
Российской Федерации, в выполнении которого участвует город Москва как
субъект Российской Федерации, установлены иные правила, чем те, которые
содержатся в настоящем Законе, то применяются нормы федерального закона
или международного договора Российской Федерации.
Статья 4. Основные принципы учета иностранной рабочей силы в
городе Москве
Порядок учета иностранной рабочей силы в городе Москве
определяется в соответствии со следующими принципами:
а) обеспечения защиты прав человека, равенства иностранных
граждан и лиц без гражданства перед законом независимо от происхождения,
социального и имущественного положения, расовой и национальной
принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и
характера занятий и других обстоятельств;
б) защиты интересов граждан Российской Федерации, проживающих в
городе Москве, путем предоставления им права первоочередного
трудоустройства на вакантные рабочие места;
в) обеспечения общественного порядка и законности, согласно
которому на территории города Москвы не должна допускаться трудовая
деятельность лиц, не имеющих на это законных оснований;
г) комплексности, согласно которому регулирование миграционных
процессов в городе Москве осуществляется с учетом всех обстоятельств, в
том числе координации соответствующих действий органов исполнительной
власти и управления, осуществляемых в других регионах России.
Статья 5. Порядок оформления иностранной рабочей силы в
городе Москве
1. Привлечение и использование иностранной рабочей силы в
городе Москве осуществляется в соответствии с нормативными правовыми
актами Российской Федерации и города Москвы.
2. В соответствии с нормативными правовыми актами Российской
Федерации на территории Москвы действует разрешительный порядок
привлечения и использования работодателями иностранной рабочей силы.
3. Получение разрешительных документов на право трудовой
деятельности в городе Москве обязательно для иностранных работников
следующих категорий:
а) работающих на условиях найма по трудовому договору (контракту)
с российскими и иностранными юридическими лицами, отдельными
российскими и иностранными физическими лицами;
б) нанимаемых отдельными российскими, иностранными гражданами
или лицами без гражданства, проживающими на территории Российской
Федерации, для использования их труда в личном хозяйстве;
в) осуществляющих профессиональную деятельность на территории
Москвы по направлению иностранных юридических лиц, реализующих
конкретные проекты на основе заключенных договоров и контрактов.
4. Обязательный порядок оформления разрешительных документов на
право трудовой деятельности в городе Москве не применяется по отношению
к иностранным гражданам, которые в соответствии с законодательством
Российской Федерации:
- официально признаны беженцами;
- постоянно проживают на территории Российской Федерации;
- получили убежище на территории Российской Федерации;
- подали ходатайство о предоставлении статуса беженца и получили
разрешение на временное проживание.
Также указанный порядок не применяется к иностранным гражданам:
- работникам дипломатических и консульских учреждений, а также
организаций, пользующихся дипломатическим статусом, находящихся на
территории Москвы;
- деятелям науки и культуры, работающим на территории Москвы в
учреждениях, созданных в соответствии с российскими
межгосударственными соглашениями;
- религиозным деятелям, осуществляющим свою профессиональную
деятельность в официально зарегистрированных на территории Москвы
религиозных организациях и обществах;
- корреспондентам и журналистам, аккредитованным в Российской
Федерации;
- студентам, проходящим производственную практику во время
каникул в рамках программ российских образовательных учреждений
высшего профессионального образования;
- лекторам и инструкторам, приглашенным для чтения лекций и
другой работы в российских академиях и образовательных учреждениях
высшего профессионального образования, находящихся на территории
Москвы;
- командированным работникам для проведения монтажа (шеф-
монтажа) технологического оборудования, поставляемого иностранными
юридическими лицами;
- лицам, для которых определен иной порядок трудоустройства
межгосударственными и межправительственными соглашениями
Российской Федерации с зарубежными странами, а также нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
5. Иностранные граждане и лица без гражданства, предполагающие
осуществлять на территории Москвы трудовую деятельность, но не
попадающие в категории иностранных работников, указанные в частях
третьей и четвертой настоящей статьи, встают на учет в органе
исполнительной власти города Москвы, уполномоченном Правительством
Москвы на осуществление такого учета.
Документом, подтверждающим факт постановки иностранного
гражданина или лица без гражданства на учет в качестве иностранного
работника, является Свидетельство о постановке на учет.
Статья 6. Порядок учета отдельных категорий иностранных
граждан и лиц без гражданства, имеющих намерение
осуществлять трудовую деятельность в городе Москве
1. Постановка иностранных граждан и лиц без гражданства,
указанных в части 5 статьи 5 настоящего Закона, на учет и выдача им
свидетельств о постановке на учет осуществляется органом исполнительной
власти города Москвы, уполномоченным Правительством Москвы на
осуществление такого учета, на основании заявления иностранного лица
или лица без гражданства.
Форма заявления и перечень прилагаемых к нему документов, а также
форма Свидетельства о постановке на учет, порядок и сроки его выдачи
утверждаются Правительством Москвы.
2. Орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный
Правительством Москвы, осуществляет прием и рассмотрение заявлений
иностранных граждан и лиц без гражданства о постановке на учет в качестве
иностранных работников, постановку на учет, выдачу свидетельств о
постановке на учет, контроль за трудовой деятельностью иностранных
работников.
3. Свидетельство о постановке на учет может быть оформлено на срок
до одного года.
4. Плата за оформление и выдачу Свидетельства не взимается.
5. В случае утраты или порчи Свидетельства о постановке на учет по
заявлению иностранного гражданина выдается его дубликат.
За выдачу дубликата взимается плата равная стоимости затрат на
изготовление дубликата Свидетельства о постановке на учет.
6. Денежные средства, взимаемые в соответствии с настоящей статьей,
подлежат зачислению в бюджет города Москвы и распределяются согласно
закону о бюджете города Москвы на соответствующий год.
Статья 7. Порядок вступления настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней с момента его
официального опубликования.
П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Москва, Московская
городская Дума
19 сентября 2001 года
№ 51