Во исполнение пункта 2 Плана первоочередных законопроектных
работ органов исполнительной власти города Москвы на 2005 год, ут-
вержденного распоряжением Мэра Москвы от 20 января 2005 г. N 3-РМ,
Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить проект закона города Москвы "О Правительстве
Москвы" (приложение).
2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный проект закона
в установленном порядке на рассмотрение Московской городской Думы.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петрова А.В.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 18 июля 2006 г. N 526-ПП
ПРОЕКТ
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ МОСКВЫ
Настоящий Закон определяет порядок деятельности и полномочия
Правительства Москвы.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Статус Правительства Москвы
1. Правительство Москвы является высшим постоянно действующим
коллегиальным исполнительным органом государственной власти города
Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласован-
ную деятельность подведомственных ему органов исполнительной влас-
ти города Москвы.
2. Правительство Москвы правомочно решать все вопросы, отне-
сенные к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти
города Москвы, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям
Мэра Москвы.
3. Правительство Москвы обладает правами юридического лица,
имеет печать и официальные бланки с изображением герба города
Москвы.
4. Над зданием Правительства Москвы вывешивается Государс-
твенный флаг Российской Федерации и флаг города Москвы.
Статья 2. Правовая основа деятельности Правительства Москвы
Правительство Москвы действует на основании и во исполнение
Конституции Российской Федерации, международных договоров Российс-
кой Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных
законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации,
постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации,
Устава города Москвы, настоящего Закона и иных законов города
Москвы, указов Мэра Москвы.
Статья 3. Система органов исполнительной власти города Моск-
вы, подведомственных Правительству Москвы
1. Систему органов исполнительной власти города Москвы обра-
зуют Правительство Москвы, а также подведомственные Правительству
Москвы отраслевые, функциональные и территориальные органы испол-
нительной власти города Москвы.
2. Отраслевыми и функциональными органами исполнительной
власти города Москвы являются департаменты, комитеты, главные уп-
равления, управления и инспекции.
3. Департаментом является отраслевой или функциональный орган
исполнительной власти города Москвы, проводящий государственную
политику и осуществляющий управление в приоритетных для города
Москвы областях деятельности.
4. Комитетом является отраслевой орган исполнительной власти
города Москвы, осуществляющий отраслевое управление в соответству-
ющих областях деятельности.
5. Главным управлением (управлением) является функциональный
орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевое регули-
рование в определенной области городского управления.
6. Инспекцией является функциональный орган исполнительной
власти города, осуществляющий контрольные и надзорные функции.
7. Территориальными органами исполнительной власти города яв-
ляются префектуры административных округов, возглавляемые префек-
тами административных округов, и управы районов, возглавляемые
главами управ районов.
8. Правительство Москвы руководит деятельностью департамен-
тов, комитетов, главных управлений, управлений, инспекций, префек-
тур административных округов и управ районов
9. Для координации деятельности органов исполнительной власти
города Москвы, подведомственных Правительству Москвы, могут созда-
ваться комплексы городского управления, возглавляемые членами Пра-
вительства Москвы в соответствии с распределением обязанностей.
10. При отраслевых, функциональных и территориальных органах
исполнительной власти города Москвы в соответствии с положениями о
них могут быть созданы коллегии, а также научно - методические,
научно - технические, экспертные и иные советы и комиссии.
11. Структура органов исполнительной власти города Москвы оп-
ределяется указом Мэра Москвы.
12. Руководители отраслевых, функциональных и территориальных
органов исполнительной власти города Москвы действуют на основе
единоначалия, издают в пределах своих полномочий распоряжения и
приказы, представляют Правительству Москвы ежегодные отчеты о сво-
ей деятельности.
ГЛАВА II. СОСТАВ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
Статья 4. Состав Правительства Москвы
1. Членами Правительства Москвы являются Мэр Москвы, замести-
тели Мэра Москвы в Правительстве Москвы (в том числе первые), ру-
ководитель Аппарата Мэра и Правительства Москвы (в ранге первого
заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы), министры Прави-
тельства Москвы и префекты административных округов в ранге ми-
нистров Правительства Москвы.
2. Члены Правительства Москвы не вправе совершать действия,
влекущие неисполнение решений Правительства Москвы или противоре-
чащие решениям Правительства Москвы.
Статья 5. Формирование Правительства Москвы
1. Правительство Москвы формирует и возглавляет Мэр Москвы.
2. Заместители Мэра Москвы в Правительстве Москвы, министры
Правительства Москвы, руководитель Аппарата Мэра и Правительства
Москвы и префекты административных округов назначаются на долж-
ность и освобождаются от должности указом Мэра Москвы.
3. Члены Правительства Москвы назначаются на должность на
срок полномочий Мэра Москвы.
4. Мэр Москвы вручает членам Правительства Москвы должностной
знак и удостоверение члена Правительства Москвы. Положение о долж-
ностном знаке и удостоверении члена Правительства Москвы утвержда-
ется Мэром Москвы.
Статья 6. Отставка Правительства Москвы
1. Решение об отставке Правительства Москвы принимается Мэром
Москвы в форме указа.
2. Правительство Москвы уходит в отставку при вступлении в
должность Мэра Москвы. Мэр Москвы издает указ об отставке Прави-
тельства Москвы в день своего вступления в должность.
3. Решение Президента Российской Федерации об отрешении Мэра
Москвы от должности влечет за собой отставку Правительства Москвы
со дня, следующего за днем принятия решения. В этом случае членами
Правительства Москвы подписывается заявление об отставке Прави-
тельства Москвы.
4. В случае отставки Правительство Москвы продолжает осущест-
влять свои полномочия до формирования нового состава Правительства
Москвы.
Статья 7. Отставка членов Правительства Москвы
1. Каждый член Правительства Москвы вправе заявить Мэру Моск-
вы о своей отставке. Отставка члена Правительства Москвы принима-
ется Мэром Москвы.
2. Член Правительства Москвы может быть отправлен в отставку
решением Мэра Москвы.
3. Решение об отставке члена Правительства Москвы принимается
Мэром Москвы в форме указа.
4. В случае отставки члена Правительства Москвы его полномо-
чия прекращаются в день, следующий за днем подписания соответству-
ющего указа Мэра Москвы, если в самом указе не установлена другая
дата.
Статья 8. Приостановление полномочий члена Правительства
Москвы
Полномочия члена Правительства Москвы могут быть приостанов-
лены Мэром Москвы или лицом, исполняющим его обязанности, с сохра-
нением денежного вознаграждения, если иное не предусмотрено зако-
нодательством, в случаях:
1) подачи заявления об отставке до принятия решения об отс-
тавке;
2) совершения должностного проступка до принятия решения о
дисциплинарной ответственности, но не более чем на месяц;
ГЛАВА III. ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
Статья 9. Общие полномочия Правительства Москвы
1. Правительство Москвы в пределах своих полномочий:
1) осуществляет защиту конституционных прав и свобод человека
и гражданина;
2) обеспечивает исполнение на территории города Конституции
Российской Федерации, международных договоров Российской Федера-
ции, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Рос-
сийской Федерации, Устава города Москвы, законов и иных правовых
актов города Москвы;
3) осуществляет комплексное регулирование в социально-эконо-
мической сфере, проводит жилищно-коммунальную реформу;
4) осуществляет меры по обеспечению единства городского хо-
зяйства и развитию города;
5) разрабатывает, утверждает городские целевые программы и
обеспечивает их реализацию в соответствии с порядком, установлен-
ным законодательством Российской Федерации и города Москвы;
6) формирует городской заказ и обеспечивает его размещение;
7) осуществляет инвестиционную политику и функции городского
инвестора;
8) учреждает организации, назначает и освобождает от должнос-
ти их руководителей;
9) осуществляет законопроектную работу;
10) направляет при необходимости в Конституционный Суд Рос-
сийской Федерации запросы в соответствии со статьей 125 Конститу-
ции Российской Федерации, в том числе для разрешения споров о ком-
петенции.
2. Правительство Москвы оказывает государственную поддержку
развитию местного самоуправления, взаимодействует с органами мест-
ного самоуправления в порядке и формах, установленных Конституцией
Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом горо-
да Москвы и иными законами города Москвы.
3. Правительство Москвы осуществляет свои полномочия непос-
редственно или через подведомственные ему органы исполнительной
власти.
Статья 10. Полномочия Правительства Москвы по руководству ор-
ганами исполнительной власти города
Правительство Москвы:
1) формирует подведомственные ему органы исполнительной влас-
ти города Москвы и утверждает положения о них;
2) определяет полномочия подведомственных ему органов испол-
нительной власти города Москвы, их предельную численность и размер
ассигнований на их содержание в пределах средств, предусмотренных
на эти цели в бюджете города Москвы;
3) осуществляет контроль за деятельностью подведомственных
органов исполнительной власти города Москвы;
4) имеет право отменять или приостанавливать акты подведомс-
твенных ему органов исполнительной власти города Москвы и их долж-
ностных лиц;
5) назначает и освобождает от должности руководителей подве-
домственных ему органов исполнительной власти, их заместителей.
Статья 11. Основные полномочия Правительства Москвы в сфере
экономики
Правительство Москвы:
1) разрабатывает и осуществляет городскую политику в области
экономического регулирования;
2) организует и осуществляет управление собственностью города
Москвы и контроль за ее эффективным использованием, наделяет пол-
номочиями по управлению собственностью города Москвы соответствую-
щие органы исполнительной власти;
3) решает вопросы приватизации собственности города Москвы;
4) разрабатывает проект бюджета города Москвы на очередной год
и обеспечивает его исполнение;
5) организует контроль за эффективным расходованием средств
из бюджета города Москвы, территориальных государственных внебюд-
жетных фондов города Москвы;
6) организует и осуществляет управление государственным дол-
гом города Москвы;
7) принимает меры по использованию в интересах города воз-
можностей финансового и фондового рынков;
8) принимает решение о расходовании средств резервного фонда,
предусматриваемого в бюджете города Москвы;
9) обеспечивает проведение экономической, инвестиционной, фи-
нансовой, ценовой, тарифной и налоговой политики;
10) устанавливает ставки арендной платы, других платежей за
пользование недвижимым имуществом города Москвы;
11) устанавливает подлежащие государственному регулированию
цены (тарифы) на товары (услуги) и организует осуществление конт-
роля за их применением;
12) обеспечивает организацию и осуществление региональных на-
учно-технических и инновационных программ и проектов;
13) осуществляет управление в области земельных отношений;
14) содействует развитию малого предпринимательства, ремесел
и народных промыслов;
15) осуществляет в сфере экономики иные полномочия в соот-
ветствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными консти-
туционными законами, федеральными законами, указами Президента
Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Фе-
дерации, Уставом города Москвы, иными законами города Москвы, а
также указами Мэра Москвы.
Статья 12. Основные полномочия Правительства Москвы в сфере
городского хозяйства
Правительство Москвы:
1) разрабатывает и осуществляет городскую политику в области
развития городской инфраструктуры и обеспечения единства городско-
го хозяйства;
2) регулирует использование месторождений общераспространен-
ных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных
сооружений городского значения; определяет порядок пользования и
распоряжения участками недр местного значения;
3) координирует строительство новых линий метрополитена и го-
ловных инженерных сооружений;
4) осуществляет политику в области продовольственной безопас-
ности города Москвы, координирует обеспечение города Москвы продо-
вольствием, осуществляет в соответствии с федеральным законода-
тельством меры в области государственного регулирования производс-
тва и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции;
5) осуществляет политику в области сбалансированного развития
потребительского рынка, содействует развитию и функционированию
организаций торговли, общественного питания и бытового обслужива-
ния населения; создает условия для обеспечения жителей Москвы ус-
лугами указанных организаций, осуществляет мероприятия по реализа-
ции, обеспечению и защите прав потребителей;
6) устанавливает правила организации торговли, общественного
питания и бытового обслуживания населения, правила работы и поря-
док размещения рынков, объектов мелкорозничной сети и иных торго-
вых объектов, организует и координирует городской государственный
контроль за соблюдением указанных правил;
7) координирует деятельность и развитие организаций промыш-
ленности, расположенных на территории города, осуществляет уста-
новленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и го-
рода Москвы полномочия в области энергетики;
8) содействует сохранению и увеличению производственного и
научно - технического потенциала города Москвы, включая научную и
инновационную инфраструктуру, участвует в развитии фундаменталь-
ной, отраслевой и прикладной науки;
9) содействует конверсии организаций оборонной промышленнос-
ти;
10) регулирует вопросы оказания ритуальных услуг населению на
территории города Москвы;
11) осуществляет в сфере городского хозяйства иные полномочия
в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными законами, указами Прези-
дента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российс-
кой Федерации, Уставом города Москвы, иными законами города Моск-
вы, а также указами Мэра Москвы.
Статья 13. Основные полномочия Правительства Москвы в сфере
градостроительства и землепользования
Правительство Москвы:
1) разрабатывает и осуществляет городскую политику в области
градостроительства и землепользования;
2) организует разработку, реализацию и актуализацию Генераль-
ного плана города Москвы;
3) осуществляет в соответствии с законодательством города
Москвы регулирование градостроительной деятельности;
4) формирует строительные программы в области комплексной
застройки города Москвы, решает вопросы устройства инженерных се-
тей и дорог, реконструкции зданий и сооружений, реставрационных
работ;
5) осуществляет финансирование инвестиционных программ и на-
учно - технических работ в области градостроительства;
6) составляет и ведет земельный и градостроительный кадастры
города Москвы;
7) осуществляет контроль за использованием и охраной земель,
других объектов недвижимости на территории города Москвы;
8) утверждает правила землепользования и застройки, осущест-
вляет подготовку разрешительной документации на проектирование и
строительство объектов;
9) осуществляет в сфере градостроительства и землепользования
иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федера-
ции, федеральными конституционными законами, федеральными закона-
ми, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Пра-
вительства Российской Федерации, Уставом города Москвы, иными за-
конами города Москвы, а также указами Мэра Москвы.
Статья 14. Основные полномочия Правительства Москвы в соци-
альной сфере
Правительство Москвы:
1) разрабатывает и осуществляет городскую политику в жилищной
сфере, в области социальной защиты населения, здравоохранения, об-
разования, культуры, а также в других областях социальной сферы;
2) осуществляет развитие сети организаций социальной защиты
населения, здравоохранения, образования, культуры;
3) обеспечивает развитие дошкольного, общего, профессиональ-
ного и дополнительного образования в городе Москве, принимает меры
по совершенствованию городской государственной системы бесплатного
образования, сохранению гарантированного уровня доступности обра-
зовательных услуг;
4) координирует деятельность образовательных организаций по
вопросам развития системы образования в городе Москве, развивает
систему подготовки и переподготовки педагогических кадров;
5) организует работу по оказанию населению города Москвы всех
видов лечебно - профилактической помощи, осуществляет контроль за
реализацией городских программ медицинской помощи и сохранением
гарантированного уровня бесплатной медицинской помощи,
6) осуществляет регулирование в области ветеринарии; коорди-
нирует деятельность аптечных учреждений города Москвы; осуществля-
ет полномочия в области санитарно - эпидемиологического благополу-
чия населения города Москвы;
7) разрабатывает направления и методы деятельности органов
исполнительной власти города Москвы в области обеспечения граждан
жилой площадью;
8) принимает меры по установлению, охране, использованию и
популяризации памятников истории и культуры, а также иных объектов
историко-культурного наследия;
9) разрабатывает и осуществляет комплексные меры по регулиро-
ванию отношений в области труда и занятости; участвует в трехсто-
ронней комиссии по социальному партнерству;
10) осуществляет поддержку деятельности городских средств
массовой информации, книгоиздательства и книжной торговли;
11) разрабатывает и реализует программы социальной поддержки
жителей города Москвы;
12) организует работу центров социального обслуживания, цент-
ров социальной помощи семье и детям, социальных приютов, финанси-
руемых за счет средств бюджета города Москвы;
13) разрабатывает и реализует программы реабилитации инвали-
дов;
14) содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства
и детства, принимает меры по реализации молодежной политики, ока-
зывает адресную помощь многодетным, молодым и неполным семьям;
15) организует отдых детей и подростков, оказывает помощь в
создании попечительских советов в образовательных учреждениях и
организациях;
16) взаимодействует с негосударственными некоммерческими ор-
ганизациями, общественными объединениями;
17) организует подготовку и проведение государственных и го-
родских праздников, а также иных общегородских мероприятий;
18) осуществляет в социальной сфере иные полномочия в соот-
ветствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными консти-
туционными законами, федеральными законами, указами Президента
Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Фе-
дерации, Уставом города Москвы, иными законами города Москвы, а
также указами Мэра Москвы.
Статья 15. Основные полномочия Правительства Москвы в сфере
природопользования и охраны окружающей природной среды
Правительство Москвы:
1) разрабатывает и осуществляет городскую политику в области
охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
2) принимает меры по обеспечению прав граждан на благоприят-
ную окружающую среду;
3) обеспечивает создание эффективных правовых и экономических
механизмов регулирования в области природопользования и охраны ок-
ружающей природной среды в целях стимулирования рационального при-
родопользования;
4) осуществляет установленные федеральным законодательством
полномочия в отношении водных объектов;
5) обеспечивает разработку и реализацию природоохранных прог-
рамм и отдельных природоохранных мероприятий на территории города
Москвы;
6) координирует деятельность по осуществлению государственно-
го экологического контроля;
7) организует предоставление населению экологической информа-
ции;
8) координирует деятельность организаций на территории Москвы
в области развития системы городского экологического мониторинга,
разработки и внедрения ресурсосберегающих и экологически чистых
технологий, развития системы экологического образования, реализа-
ции экологических программ и отдельных мероприятий по охране окру-
жающей природной среды;
9) организует выполнение научно-исследовательских работ в об-
ласти охраны окружающей среды;
10) организует экологическое воспитание и образование;
11) осуществляет в сфере природопользования и охраны окружаю-
щей природной среды иные полномочия в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными законами, фе-
деральными законами, указами Президента Российской Федерации, пос-
тановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом города
Москвы, иными законами города Москвы, а также указами Мэра Москвы.
Статья 16. Основные полномочия Правительства Москвы в сфере
международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей
Правительство Москвы:
1) в соответствии с федеральным законодательством осуществля-
ет международные, внешнеэкономические и межрегиональные связи с
субъектами иностранных федеративных государств, административно-
территориальными образованиями иностранных государств, а также с
органами государственной власти и органами местного самоуправления
иностранных государств, международными организациями, другими за-
рубежными партнерами, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления располо-
женных на их территории муниципальных образований;
2) в соответствии с федеральным законодательством проводит
переговоры и заключает соглашения о сотрудничестве в сфере соци-
альных, экономических, политических и культурных отношений с орга-
нами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органа-
ми местного самоуправления их муниципальных образований, с зару-
бежными партнерами;
3) участвует в работе международных межправительственных и
неправительственных организаций; принимает участие в осуществлении
государственной политики в отношении соотечественников;
4) организует и проводит мероприятия по реализации межрегио-
нальных и двусторонних программ и соглашений, взаимодействует с
межрегиональными ассоциациями, союзами и объединениями;
5) проводит внешнеэкономическую политику города Москвы, реша-
ет вопросы обеспечения экономической безопасности в области внеш-
неэкономической деятельности;
6) формирует исходя из практики международного и государс-
твенного протокола систему единого протокола при осуществлении
своих международных связей;
7) реализует совместные проекты, определяет объекты, сооруже-
ние которых в городе Москве осуществляется за счет иностранных ин-
вестиций или кредитов, а также объекты, сооружение которых осу-
ществляется за рубежом за счет средств города Москвы;
8) организует развитие туризма и гостиничного хозяйства горо-
да;
9) осуществляет в сфере международных, внешнеэкономических и
межрегиональных связей иные полномочия в соответствии с Конститу-
цией Российской Федерации, международными договорами Российской
Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными
законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями
Правительства Российской Федерации, Уставом города Москвы, иными
законами города Москвы, а также указами Мэра Москвы.
Статья 17. Полномочия Правительства Москвы в сфере обеспече-
ния правопорядка и безопасности
Правительство Москвы:
1) в соответствии с установленным законодательством порядком
участвует в координации деятельности правоохранительных органов по
вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения
законности, правопорядка, общественной безопасности;
2) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод
граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борь-
бе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;
3) решает вопросы организации и участия жителей города Москвы
в охране общественного порядка, взаимодействия добровольных дру-
жин, общественных объединений с органами внутренних дел по охране
общественного порядка;
4) рассматривает вопросы организации проведения массовых ак-
ций населения;
5) организует деятельность в области гражданской обороны и
чрезвычайных ситуаций, руководит работой противопожарной службы
города;
6) управляет силами экстренных служб, привлекаемых к работам
при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
7) организует мобилизационную подготовку и мобилизацию;
8) обеспечивает мероприятия по исполнению законодательства в
области обороны, взаимодействует с учреждениями Министерства обо-
роны Российской Федерации, с организациями, регулирующими исполь-
зование воздушного пространства города;
9) осуществляет в сфере обеспечения правопорядка и безопас-
ности иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Фе-
дерации, федеральными конституционными законами, федеральными за-
конами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями
Правительства Российской Федерации, Уставом города Москвы, иными
законами города Москвы, а также указами Мэра Москвы.
Статья 18. Иные полномочия Правительства Москвы
Правительство Москвы:
1) взаимодействует с Московской городской избирательной ко-
миссией, содействует проведению выборов и референдумов в пределах
полномочий, определенных законодательством о выборах и референду-
мах;
2) организует работу по наименованию и переименованию терри-
ториальных единиц города, улиц, станций метрополитена и иных го-
родских объектов;
3) информирует жителей города Москвы о деятельности органов
исполнительной власти города Москвы;
4) организует мероприятия по правовому просвещению жителей
города Москвы;
5) развивает городские, территориальные и локальные телеком-
муникации для обеспечения развития сетей кабельного телевидения,
информатизации, телефонной связи;
6) в соответствии с федеральным законодательством участвует в
формировании государственного материального резерва;
7) обеспечивает работу городских архивов;
8) принимает меры по сохранению, использованию, популяризации
и государственной охране объектов культурного наследия;
9) осуществляет регулирование и межведомственную координацию
по вопросам физкультуры и спорта, организации и совершенствования
физического воспитания населения, подготовки спортсменов;
1О) координирует деятельность в области городской информации,
рекламы и художественного оформления города, осуществляет установ-
ленные федеральным законодательством полномочия органов местного
самоуправления в области рекламы, проводит мероприятия, направ-
ленные на формирование позитивного образа города Москвы;
11) взаимодействует с религиозными организациями;
12) осуществляет другие полномочия в соответствии с Конститу-
цией Российской Федерации, федеральными конституционными законами,
федеральными законами, указами Президента Российской Федерации,
постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом города
Москвы, иными законами города Москвы, а также указами Мэра Москвы.
ГЛАВА IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
Статья 19. Правовые акты Правительства Москвы и правовые акты
членов Правительства Москвы
1. Правовые акты, имеющие нормативный характер, издаются в
форме постановлений Правительства Москвы. Правовые акты по опера-
тивным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характе-
ра, издаются в форме распоряжений Правительства Москвы.
2. Постановления Правительства Москвы принимаются большинс-
твом голосов от общего числа членов Правительства Москвы. При ра-
венстве голосов голос председательствующего на заседании является
решающим.
3. Постановления и распоряжения Правительства Москвы подписы-
ваются Мэром Москвы или лицом, исполняющим обязанности Мэра Моск-
вы. Постановления и распоряжения Правительства Москвы являются
обязательными для исполнения всеми органами исполнительной власти,
всеми физическими и юридическими лицами на территории города.
4. Заместители Мэра Москвы в Правительстве Москвы, министры
Правительства Москвы в пределах своей компетенции издают распоря-
жения. Руководитель Аппарата Мэра и Правительства Москвы и префек-
ты административных округов в пределах своей компетенции издают
приказы и распоряжения. Указанные правовые акты членов Правитель-
ства Москвы не могут носить нормативный характер.
5. Правовые акты Правительства Москвы могут быть отменены или
приостановлены Правительством Москвы. Правовые акты членов Прави-
тельства Москвы могут быть отменены или приостановлены Мэром Моск-
вы или Правительством Москвы.
6. Постановления Правительства Москвы, за исключением поста-
новлений, содержащих сведения, составляющие государственную или
иную охраняемую законом тайну, или сведения конфиденциального ха-
рактера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати
дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого
их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства
массовой информации безотлагательно.
7. Датой официального опубликования постановления или распо-
ряжения Правительства Москвы считается дата первой публикации его
полного текста в официальных изданиях Правительства Москвы.
8. Постановления Правительства Москвы, затрагивающие права,
свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу через
10 дней со дня их официального опубликования. Иные постановления и
распоряжения Правительства Москвы вступают в силу со дня их подпи-
сания, если не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.
Правительство Москвы осуществляет контроль за исполнением принятых
им актов непосредственно и через подведомственные ему органы ис-
полнительной власти.
9. Правовые акты членов Правительства Москвы вступают в силу
со дня их подписания, если иное не предусмотрено в указанных ак-
тах. Члены Правительства Москвы осуществляют контроль за исполне-
нием принятых ими актов.
10. Правовые акты Правительства Москвы и правовые акты членов
Правительства Москвы могут быть признаны недействительными в су-
дебном порядке.
Статья 20. Полномочия Мэра Москвы по организации работы Пра-
вительства Москвы
Мэр Москвы:
1) организует работу Правительства Москвы и председательству-
ет на его заседаниях;
2) участвует с правом решающего голоса в рассмотрении вопро-
сов на заседаниях Правительства Москвы;
3) подписывает акты Правительства Москвы;
4) распределяет обязанности между членами Правительства Моск-
вы;
5) организует контроль за исполнением постановлений и распо-
ряжений Правительства Москвы;
6) определяет структуру органов исполнительной власти города
Москвы;
7) обеспечивает координацию деятельности органов исполнитель-
ной города Москвы с иными органами государственной власти города
Москвы;
8) представляет Правительство Москвы в отношениях с федераль-
ными органами государственной власти, субъектами Российской Феде-
рации, с физическими и юридическими лицами, а также при осущест-
влении международных, внешнеэкономических и межрегиональных свя-
зей;
9) организует взаимодействие органов исполнительной власти
города Москвы с федеральными органами исполнительной власти, их
территориальными органами, а также органами местного самоуправле-
ния и общественными объединениями.
Статья 21. Полномочия руководителя Аппарата Мэра и Правитель-
ства Москвы
Руководитель Аппарата Мэра и Правительства Москвы:
1) осуществляет руководство Аппаратом Мэра и Правительства
Москвы в соответствии с Положением об Аппарате Мэра и Правительст-
ва Москвы;
2) осуществляет подготовку проведения заседаний Правительства
Москвы;
3) участвует в работе Правительства Москвы, в формировании
плана его работы и перечня вопросов для обсуждения;
4) осуществляет правовое, организационное, информационное,
документационное и материально - техническое обеспечение деятель-
ности Правительства Москвы;
5) обладает иными полномочиями, возложенными на него Прави-
тельством Москвы или Мэром Москвы.
Статья 22. Полномочия членов Правительства Москвы
Члены Правительства Москвы:
1) участвуют с правом решающего голоса в рассмотрении вопро-
сов на заседаниях Правительства Москвы;
2) участвуют в подготовке постановлений и распоряжений Прави-
тельства Москвы, обеспечивают их исполнение;
3) координируют в соответствии с распределением обязанностей
работу органов исполнительной власти города Москвы, а также иных
городских организаций, контролируют их деятельность и дают им по-
ручения;
4) осуществляют контроль за исполнением постановлений Прави-
тельства Москвы и распоряжений Правительства Москвы;
5) обладают иными полномочиями, возложенными на них Прави-
тельством Москвы или Мэром Москвы.
Статья 23. Комиссии и другие рабочие органы Правительства
Москвы
1. Правительство Москвы может создавать постоянные и времен-
ные комиссии, советы и другие рабочие органы, занимающиеся изуче-
нием различных вопросов и их внесением в Правительство Москвы.
2. Деятельностью рабочего органа руководит член Правительства
Москвы либо иное уполномоченное лицо. Положение о рабочем органе
утверждается Правительством Москвы.
Статья 24. Заседания Правительства Москвы
1. Заседания Правительства Москвы проводятся по мере необхо-
димости в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства Моск-
вы. Заседание Правительства Москвы считается правомочным, если на
нем присутствует не менее половины общего числа его членов.
2. Заседания Правительства Москвы проходят под председатель-
ством Мэра Москвы. При его отсутствии на заседаниях председатель-
ствует лицо, исполняющее обязанности Мэра Москвы.
3. На заседаниях Правительства Москвы решения принимаются
большинством голосов от общего числа членов Правительства Москвы.
При равенстве голосов голос председательствующего является решаю-
щим. Участие в голосовании является для членов Правительства Моск-
вы обязательным.
4. При необходимости могут проводиться совместные заседания с
Правительством Московской области, высшими органами исполнительной
власти других субъектов Российской Федерации, коллегиями федераль-
ных органов исполнительной власти. Правительство Москвы вправе
принимать совместные решения с Правительством Московской области,
высшими органами исполнительной власти других субъектов Российской
Федерации, к