В целях социальной интеграции инвалидов и других лиц с огра-
ничениями жизнедеятельности Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить проект закона города Москвы "О дополнительных ме-
рах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями
жизнедеятельности в городе Москве" (приложение).
2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный проект закона в
установленном порядке на рассмотрение в Московскую городскую Думу.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Шве-
цову Л.И.
П.п.Исполняющий обязанности В.П.Шанцев
Мэра Москвы
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 19 июля 2005 г. N 527-ПП
ПРОЕКТ
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и
других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве
Настоящий Закон на основании Конституции Российской Федера-
ции, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Рос-
сийской Федерации, законов города Москвы и иных правовых актов го-
рода Москвы регулирует отношения, связанные с предоставлением ор-
ганами государственной власти города Москвы мер социальной под-
держки по медицинской, профессиональной, социальной реабилитации,
обеспечению техническими средствами реабилитации, воспитанию и об-
разованию, содействию занятости инвалидам и другим лицам с ограни-
чениями жизнедеятельности.
Целями настоящего Закона являются создание инвалидам и другим
лицам с ограничениями жизнедеятельности условий для восстановления
способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятель-
ности для интеграции их в общество, возможно полное удовлетворение
потребностей в реабилитационных услугах, улучшение качества и
уровня жизни.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
1. Действие настоящего Закона распространяется на граждан
Российской Федерации, имеющих место жительства в городе Москве, и
отнесенных к категориям граждан, указанным в статье 3 настоящего
Закона.
2. Права других граждан, в том числе иностранных, а также лиц
без гражданства, проживающих в городе, определяются в соответствии
с нормами федерального законодательства.
Статья 2. Основные принципы деятельности по реализации мер
социальной поддержки
1. Деятельность по реализации мер социальной поддержки, уста-
новленных настоящим Законом, строится на принципах:
1) обеспечения сохранения ранее достигнутого уровня социаль-
ной защиты граждан;
2) предоставления гражданам возможности адаптироваться к но-
вым условиям в связи с изменениями федерального законодательства,
регулирующего вопросы социальной поддержки граждан.
2. Предусмотренные настоящим Законом меры социальной поддерж-
ки реализуются на заявительной основе.
Статья 3. Категории граждан, которым предоставляются дополни-
тельные меры социальной поддержки
1. Настоящим Законом устанавливаются меры социальной поддерж-
ки следующих категорий граждан:
1) инвалидов I, II, III групп (независимо от причины инвалид-
ности);
2) детей-инвалидов;
3) лиц, не признанных в установленном порядке детьми-инвали-
дами и инвалидами I, II, III групп, но имеющих временные или пос-
тоянные ограничения жизнедеятельности и нуждающихся в мерах соци-
альной поддержки.
2. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или
частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять
самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться,
общаться, контролировать свое поведение, обучаться, заниматься
трудовой деятельностью.
3. Приоритетное право на получение установленных настоящим
Законом мер социальной поддержки имеют граждане из числа ветеранов
труда, тружеников тыла, реабилитированных и признанных пострадав-
шими от политических репрессий, а также малоимущих и одиноко про-
живающих граждан.
Статья 4. Формы реализации мер социальной поддержки, установ-
ленных настоящим Законом
1. Меры социальной поддержки, установленные настоящим Зако-
ном, обеспечиваются путем предоставления соответствующих услуг по
медицинской, профессиональной и социальной реабилитации без оплаты
или на льготных условиях.
2. Порядок предоставления гражданам указанных мер социальной
поддержки устанавливается Правительством Москвы.
3. Меры социальной поддержки, установленные настоящим Зако-
ном, предоставляются гражданам по месту их проживания.
Глава 2. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
Статья 5. Меры социальной поддержки, предоставляемые инвали-
дам и детям - инвалидам
Инвалидам, указанным в подпунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 нас-
тоящего Закона, в дополнение к утвержденному Правительством Рос-
сийской Федерации федеральному перечню реабилитационных мероприя-
тий, технических средств реабилитации и услуг предоставляются сле-
дующие меры социальной поддержки:
1) услуги по медицинской, профессиональной и социальной реа-
билитации (включая создание необходимых условий для воспитания и
обучения детей-инвалидов, профессиональную подготовку), включая
обеспечение техническими средствами реабилитации и протезно-орто-
педическими изделиями, по перечню, утверждаемому Правительством
Москвы;
2) содействие в обеспечении трудовой занятости;
3) обеспечение доступа к объектам социальной, транспортной и
инженерной инфраструктур города Москвы;
4) другие государственные гарантии, установленные законода-
тельством города Москвы.
Статья 6. Меры социальной поддержки, предоставляемые другим
лицам с ограничениями жизнедеятельности
1. Гражданам, указанным в подпункте 3 части 1 статьи 3 насто-
ящего Закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) услуги по медицинской, профессиональной и социальной реа-
билитации, включая обеспечение протезно-ортопедическими изделиями,
по перечню, утверждаемому Правительством Москвы;
2) содействие в обеспечении трудовой занятости;
3) обеспечение доступа к объектам социальной, транспортной и
инженерной инфраструктур города Москвы.
Статья 7. Предоставление инвалидам и другим лицам с ограниче-
ниями жизнедеятельности реабилитационных услуг
1. В целях обеспечения потребностей инвалидов и других лиц с
ограничениями жизнедеятельности в комплексной реабилитации органы
исполнительной власти города Москвы создают в установленном поряд-
ке сеть реабилитационных учреждений, обеспечивают развитие системы
медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов,
комплексное развитие реабилитационных услуг для инвалидов и других
лиц с ограничением жизнедеятельности, способствуют развитию него-
сударственных реабилитационных учреждений, а также организаций
различных форм собственности и взаимодействуют с ними в предостав-
лении жителям города Москвы реабилитационных услуг.
2. Координация деятельности в сфере реабилитации инвалидов в
городе Москве осуществляется уполномоченным органом исполнительной
власти города Москвы в области социальной защиты населения.
3. Организация и оказание инвалидам квалифицированной меди-
цинской помощи, включая медицинскую реабилитацию, осуществляются
уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в об-
ласти здравоохранения и подведомственными им организациями в соот-
ветствии с федеральным законодательством и законодательством горо-
да Москвы в рамках государственных стандартов медицинской помощи в
городе Москве.
Статья 8. Предоставление инвалидам и другим лицам с ограниче-
ниями жизнедеятельности технических средств реабилитации и протез-
но-ортопедических изделий
1. Технические средства реабилитации и протезно-ортопедичес-
кие изделия предоставляются инвалидам и другим лицам с ограничени-
ями жизнедеятельности исходя из медицинских показаний с учетом со-
циальных критериев.
2. Медицинские показания инвалидам определяются в порядке,
установленном федеральным законодательством,другим лицам с ограни-
чениями жизнедеятельности - лечебно-профилактическими учреждениями.
3. Социальными критериями являются:
1) степень ограничений жизнедеятельности;
2) уровень реабилитационных возможностей;
3) возможность социальной интеграции;
4) уровень материально-бытового обеспечения и доходов граж-
дан.
Социальные критерии определяются уполномоченным органом ис-
полнительной власти города Москвы в области социальной защиты на-
селения на основе потребностей инвалида или лица с ограничениями
жизнедеятельности для восстановления прежнего или приобретения но-
вого социального статуса путем получения профессиональных знаний,
навыков и умений, социальной адаптации, занятий физической культу-
рой и спортом, удовлетворения духовных потребностей.
4. Решение об обеспечении инвалида и другого лица с ограниче-
ниями жизнедеятельности техническими средствами реабилитации и
протезно-ортопедическими изделиями принимается уполномоченными ор-
ганами исполнительной власти города Москвы.
Статья 9. Воспитание и образование инвалидов
1. Органы исполнительной власти города Москвы создают специ-
альные условия инвалидам, включая детей-инвалидов, в соответствии
с индивидуальной программой реабилитации и лицам с ограничениями
жизнедеятельности (на основании медицинского заключения) для вос-
питания, получения образования и профессиональной подготовки с
учетом индивидуальных особенностей их психофизического развития,
здоровья и ограничением жизнедеятельности в порядке, установленном
федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.
2. Предоставление дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего, начального, среднего, высшего
профессионального и дополнительного образования лицам, указанным в
статье 3 настоящего Закона, является расходными обязательствами
города Москвы.
3. С учетом потребности и возможности детей-инвалидов, инва-
лидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности образовательные про-
граммы осваиваются в следующих формах: в образовательных учрежде-
ниях - в форме очной, очно - заочной (вечерней), заочной; в форме
семейного образования, самообразования, экстерната, надомного обу-
чения, в том числе с использованием дистанционных образовательных
технологий по полной общеобразовательной или индивидуальной прог-
рамме.
4. При освоении программы начального общего, основного обще-
го, среднего (полного) общего, начального профессионального, выс-
шего профессионального и дополнительного образования с использова-
нием дистанционных образовательных технологий лица, указанные в
статье 3 настоящего Закона, обеспечиваются средствами компьютерной
техники, связи и программным обеспечением за счет средств бюджета
города Москвы.
5. Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов самостоя-
тельно на дому (в соответствии с индивидуальной программой реаби-
литации) и размеры компенсации затрат родителей (законных предста-
вителей) на эти цели определяются правовыми актами города Москвы и
являются расходными обязательствами города Москвы.
Статья 10. Обеспечение занятости инвалидов
1. Органы государственной власти города Москвы в пределах
своей компетенции обеспечивают дополнительные гарантии занятости
инвалидов путем разработки и реализации целевых программ содейс-
твия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализи-
рованных организаций (включая организации для труда инвалидов),
резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для
трудоустройства инвалидов, установления квоты для приема на работу
инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации и
адаптации, путем организации обучения по специальным программам, а
также другими мерами.
2. Инвалиды в приоритетном порядке проходят профессиональную
подготовку, повышение квалификации и переподготовку.
3. Инвалидам в целях обеспечения гарантий трудовой занятости
предоставляется работа с созданием необходимых условий труда в со-
ответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Статья 11. Доступ инвалидов к объектам социальной, транспорт-
ной и инженерной инфраструктур города Москвы
1. Обеспечение доступа инвалидов и других лиц с ограничениями
жизнедеятельности, испытывающих трудности в самостоятельном перед-
вижении, ориентировании, общении и вынужденных в силу устойчивого
или временного физического недостатка использовать для своего пе-
редвижения необходимые средства, приспособления и собак-проводни-
ков, к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструк-
тур города Москвы осуществляется с учетом специфики мегаполиса,
характеризующейся большой территорией, значительным объемом и мно-
гообразием архитектурно-планировочных и конструктивных решений
действующих зданий различного функционального назначения, развитой
структурой общественного пассажирского транспорта, современными
средствами и системами телекоммуникаций и информации.
2. Адаптационные мероприятия, направленные на создание усло-
вий доступности, безопасности, информативности и комфортности объ-
ектов инфраструктуры для инвалидов и других лиц с ограничениями
жизнедеятельности, осуществляются в городе Москве на всех стадиях
создания и функционирования объектов инфраструктуры, начиная от
разработки технического задания до ввода объектов в эксплуатацию,
а также в процессе их эксплуатации. Разработка проектных решений
на новое строительство зданий, сооружений и их комплексов без сог-
ласования с соответствующими органами исполнительной власти города
Москвы и учета мнения общественных объединений инвалидов не допус-
кается.
3. Мероприятия по адаптации для инвалидов транспортной и ин-
женерной инфраструктур разрабатываются и реализуются уполномочен-
ными органами исполнительной власти города Москвы с учетом необхо-
димости создания в городе Москве комплексных, общегородских систем
предоставления транспортных и информационных услуг инвалидам и
другим лицам с ограничениями жизнедеятельности.
4. Правовые, организационные и экономические отношения, свя-
занные с созданием условий для пользования инвалидами и другими
лицами с ограничениями жизнедеятельности объектами социальной,
транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы, регулируют-
ся федеральным законодательством, правовыми актами города Москвы
об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам со-
циальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы.
Статья 12. Механизм реализации мер социальной поддержки инва-
лидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности
В целях реализации установленных настоящим Законом мер соци-
альной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедея-
тельности органы исполнительной власти города Москвы обеспечивают:
1) дальнейшее развитие сети подведомственных им учреждений и
организаций, осуществляющих деятельность в сфере медицинской, про-
фессиональной и социальной реабилитации инвалидов;
2) разработку и выполнение целевых городских программ по воп-
росам социальной интеграции инвалидов;
3) функционирование и дальнейшее развитие комплексной автома-
тизированной информационной системы по вопросам реабилитации инва-
лидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности на основе
банка данных "Инвалиды";
4) содействие производству технических средств реабилитации и
развитию негосударственных организаций, предоставляющих реабилита-
ционные услуги инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедея-
тельности.
Статья 13. Общегородской специальный регистр получателей мер
социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизне-
деятельности
1. Общегородской специальный регистр получателей мер социаль-
ной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятель-
ности (далее - Регистр) содержит следующие персонифицированные
сведения о гражданах, имеющих место жительства в городе Москве и
обладающих правом на получение установленных настоящим Законом мер
социальной поддержки:
1) фамилия, имя, отчество;
2) дата рождения;
3) пол;
4) адрес места жительства;
5) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата
выдачи указанных документов, на основании которых в Регистр вклю-
чены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;
6) дата включения в Регистр;
7) сведения о документах, подтверждающих право на получение
гражданином мер социальной поддержки;
8) сведения об объеме и дате полученных мер социальной под-
держки;
9) иные сведения, определяемые Правительством Москвы.
2. Ведение Регистра осуществляется органами социальной защиты
населения города Москвы в порядке, установленном правовыми актами
города Москвы.
3. Регистр является информационным ресурсом города Москвы и
имеет статус официального источника городской информации.
Статья 14. Финансирование мер социальной поддержки
1. Предусмотренные настоящим Законом меры социальной поддерж-
ки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности явля-
ются расходными обязательствами города Москвы.
2. Дополнительные средства для финансирования расходов на
предусмотренные настоящим Законом меры могут быть получены из лю-
бых не запрещенных законом источников.
Статья 15. Взаимодействие с общественными организациями инва-
лидов
Органы государственной власти города Москвы оказывают содейс-
твие деятельности городских общественных объединений инвалидов и
их предприятий.
Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его
официального опубликования.
2. Действие настоящего закона распространяется на правоотно-
шения, возникшие с 1 января 2005 года.
Верно: