Статья 1. Цель и сфера действия настоящего Закона
1. Целью настоящего Закона является регулирование отношений по:
- формированию и использованию информационных ресурсов города
Москвы;
- созданию и эксплуатации информационных систем, содержащих
указанные ресурсы.
2. Действие настоящего Закона распространяется на органы власти
города Москвы, органы местного самоуправления, жителей Москвы, иных
лиц, участвующих в отношениях по формированию и использованию
информационных ресурсов города Москвы.
Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе
1. Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
Информационные ресурсы города Москвы - информация (независимо
от способа ее представления, хранения или организации), содержащаяся в
информационных системах и относимая в соответствии с настоящим
Законом к собственности города Москвы.
Информатизация - организационный социально-экономический и
научно-технический процесс создания оптимальных условий для
ния информационных потребностей и реализации прав граждан, органов
государственной власти, органов местного самоуправления, организаций,
общественных объединений на основе формирования и использования
информационных ресурсов.
Оператор информационной системы - организация, осуществляющая
деятельность по формированию и (или) использованию информационных
ресурсов в соответствующей информационной системе.
2. Иные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются
в тех значениях, в каких они определены в федеральном законодательстве.
3. Если в тексте настоящего Закона не указано иное, под
"информационными ресурсами" понимаются информационные ресурсы города
Москвы, а под "информационными системами" - содержащие такие ресурсы
информационные системы.
Статья 3. Правовые акты об информационных ресурсах и
информатизации города Москвы
Правовые акты об информационных ресурсах и информатизации
города Москвы включают настоящий Закон и принимаемые в соответствии с
ним правовые акты города Москвы.
Правовое регулирование информационных ресурсов совместного
ведения Российской Федерации и города Москвы осуществляется в
соответствии с Договором о разграничении предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти города федерального значения Москвы.
3. Правовое регулирование прочих информационных ресурсов
осуществляется в городе Москве в соответствии с нормами федерального
законодательства.
Глава 2. Информационные ресурсы города Москвы
Статья 4. Основы правового режима информационных ресурсов
1. В собственности города Москвы находятся информационные
ресурсы:
- формируемые за счет средств бюджета города Москвы;
- формируемые на основе документов, обязательных экземпляров
документов, представляемых в установленном федеральным
законодательством порядке в органы государственной власти города
Москвы и органы местного самоуправления;
- передаваемые органам власти города Москвы федеральными
органами государственной власти, органами власти других субъектов
Российской Федерации, иностранными и международными организациями,
иными лицами в порядке сотрудничества и (или) информационного обмена;
- формируемые государственными и иными организациями в
результате исполнения ими функций, делегированных органами
исполнительной власти города Москвы;
- включаемые в состав информационных ресурсов города Москвы по
иным основаниям, предусмотренным законодательством.
2. Правомочия собственника информационных ресурсов города
Москвы осуществляют органы государственной власти города Москвы в
рамках их компетенции, установленной Уставом города Москвы и иными
правовыми актами, определяющими статус этих органов.
3. Информационные ресурсы города Москвы в соответствии с их
правовым режимом, установленным федеральным законодательством и
настоящим Законом, являются объектами правоотношений:
- органов государственной власти города Москвы,
осуществляющих правомочия собственника информационных ресурсов;
- операторов информационных систем;
- пользователей информации;
- иных лиц, участвующих в формировании и использовании
информационных ресурсов.
4. Правовой режим информационных ресурсов включает:
- порядок формирования информационных ресурсов;
- порядок использования информационных ресурсов;
- порядок регистрации информационных ресурсов;
- порядок включения информационных ресурсов в хозяйственный
оборот;
- иные элементы правового режима информационных ресурсов,
установленные федеральным законодательством, включая определение
категории доступа к информационным ресурсам.
5. В отношении отдельных видов информационных ресурсов могут
быть установлены особенности их правового режима, в частности
вытекающие из функционального назначения таких информационных
ресурсов либо вследствие отнесения информационных ресурсов к
определенной категории доступа к ним.
Статья 5. Формирование информационных ресурсов
1. Информационные ресурсы города Москвы формируются на основе
информации, создаваемой, обрабатываемой и накапливаемой в процессе:
- деятельности органов государственной власти города Москвы,
органов местного самоуправления, государственных (муниципальных)
унитарных предприятий, государственных (муниципальных) учреждений,
иных организаций;
- осуществления органами государственной власти города Москвы
полномочий по предметам ведения Москвы как субъекта Российской Федерации
и совместного ведения Российской Федерации и города Москвы;
- информационного взаимодействия органов власти города Москвы с
федеральными органами государственной власти, с органами власти,
организациями и гражданами других субъектов Российской Федерации,
иностранными организациями и гражданами, международными
организациями.
Жители Москвы принимают участие в формировании
информационных ресурсов, включающих сведения о населении Москвы.
2. Порядок обязательного представления информации для
формирования информационных ресурсов города Москвы определяется
Правительством Москвы исходя из оптимизации трудовых и иных затрат,
требуемых для представления информации. Указанный порядок доводится до
сведения лиц, в отношении которых установлены соответствующие
обязанности.
Порядок обязательного представления информации жителями Москвы
определяется федеральным законодательством.
3. Деятельность по формированию информационных ресурсов
осуществляется государственными и иными организациями - операторами
информационных систем. Решения о создании информационных систем для
формирования включаемых в них информационных ресурсов принимаются
органами власти города Москвы и включаются в программы и планы работ
по информатизации города.
4. В случае принятия решения о прекращении деятельности
организации - оператора информационной системы, содержащей
информационные ресурсы города Москвы, указанное решение должно
определять порядок передачи информационных ресурсов иному оператору и
(или) порядок дальнейшего использования таких информационных
ресурсов.
Статья 6. Использование информационных ресурсов
1. Использование информационных ресурсов города Москвы
производится на основании договоров с операторами информационных
систем, заключаемых лицами, реализующими правомочия собственника
информационных ресурсов, либо на основании иных решений указанных
лиц, определяющих порядок доступа к соответствующим информационным
ресурсам.
Использование информационных ресурсов должно соответствовать
правовому режиму, устанавливаемому федеральным законодательством и
законодательством города Москвы, следующих объектов гражданских прав:
- информации, составляющей информационные ресурсы;
- программных и иных средств организации (представления)
информации в информационных системах;
- материальных (бумажных, магнитных, оптических и иных) носителей
информации, составляющей информационные ресурсы, а также иных
технических средств обеспечения информационных систем.
Использование указанных объектов в нарушение установленного
правового режима не допускается.
2. Использование информационных ресурсов в интересах органов
власти города Москвы, информационный обмен между органами
государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления,
государственными (муниципальными) унитарными предприятиями
(учреждениями) по вопросам их компетенции и деятельности (включая
представление обязательных экземпляров документов) производятся на
безвозмездной основе за счет средств, направляемых на финансирование
деятельности указанных органов власти (организаций).
3. Доступ граждан Российской Федерации к информации по вопросам
реализации их конституционных прав и свобод, а также к информации
особой социальной значимости осуществляется бесплатно.
К указанной информации, в частности, относятся:
- справочные сведения о местонахождении, режиме работы, почтовых
адресах и контактных телефонах, адресах электронной почты и официальных
Интернет-сайтах органов власти города Москвы, городских
(муниципальных) организаций социальной и жилищно-коммунальной сфер;
- информация о порядке оформления и направления жителями
города в органы власти города Москвы и органы местного самоуправления
документов, представление которых требуется от них в соответствии с
законодательством;
- тексты вступивших в силу нормативных актов, принятых органами
власти города Москвы и не относящихся к информации ограниченного
доступа;
- иная информация открытого доступа - по перечню, утверждаемому
Правительством Москвы;
- информация, необходимая для обеспечения прав граждан в
социальной, жилищной и градостроительной сферах (за исключением выдачи
документов на бумажных носителях).
4. Доступ граждан Российской Федерации к информации, не указанной
в части третьей настоящей статьи, осуществляется при условии возмещения
затрат, связанных с ее предоставлением, по установленным Правительством
Москвы тарифам (в том числе по льготным тарифам для отдельных
категорий информационных ресурсов или для отдельных категорий
пользователей).
Доступ к информационным ресурсам города Москвы хозяйственных
организаций, иных категорий лиц осуществляется на условиях возмездных
договоров операторов соответствующих информационных систем с
указанными лицами, если настоящим Законом не установлено иное.
Сведения о порядке, условиях и тарифах доступа к информационным
ресурсам, а также перечни информационных ресурсов открытого доступа
предоставляются в порядке, предусмотренном частью седьмой настоящей
статьи.
5. Оплата стоимости прав использования информационных ресурсов
города Москвы производится операторами соответствующих
информационных систем в бюджет города Москвы. Размер оплаты
устанавливается лицами, реализующими правомочия собственника
информационных ресурсов.
6. Доступ к информационным ресурсам (получение информации из
соответствующей информационной системы) производится на основании
запроса, направляемого заинтересованным лицом оператору
информационной системы.
Отказ в удовлетворении запроса возможен только в случае
отсутствия запрошенной информации в информационной системе либо по иным
основаниям, предусмотренным законом.
Доступ к информации персонального характера производится в
порядке, установленном федеральным законодательством, при
неукоснительном соблюдении норм статей 23 и 24 Конституции Российской
Федерации.
7. Доступ к информационным ресурсам, не относящимся к категории
информации ограниченного доступа, может осуществляться через средства
связи и информационные сети, включая Интернет, а также через размещение
информации официального характера в средствах массовой информации,
в учрежденных органами государственной власти города Москвы
информационных изданиях, в финансируемых из бюджета города Москвы
библиотеках.
Статья 7. Регистрация информационных ресурсов
1. Информационные ресурсы города Москвы подлежат учету путем
регистрации содержащих эти ресурсы информационных систем (баз данных)
в едином Реестре информационных ресурсов и систем города Москвы (далее
- Реестр).
Положение о Реестре, устанавливающее порядок его ведения и условия
регистрации, утверждается Правительством Москвы.
2. Обязанности по внесению информационных ресурсов в Реестр несет
оператор информационной системы, содержащей соответствующие
информационные ресурсы.
3. Порядок доступа к сведениям, содержащимся в Реестре,
определяется Положением о Реестре.
Статья 8. Хозяйственный оборот информационных ресурсов
1. Информационные ресурсы включаются в хозяйственный оборот
путем оказания на их основе информационных услуг.
Отношения, связанные с оказанием информационных услуг,
регулируются нормами федерального законодательства и договорами с
потребителями указанных услуг.
2. Оказание информационных услуг на основе информации, не
относящейся к категории открытого доступа, осуществляется с учетом
ограничений и требований законодательства о защите информации.
Информация официального (служебного) характера, равно как и информация
персонального характера, содержащаяся в информационных ресурсах города
Москвы, в хозяйственный оборот не включается.
3. Информационные услуги оказываются операторами
информационных систем и иными лицами, должным образом
уполномоченными на использование информационных ресурсов. В случаях,
допускаемых настоящим Законом и предусмотренных договорами с
потребителями информационных услуг, они оказываются на возмездной
основе. Взимание платы за информационные услуги, оказанные без согласия
стороны, которой они были предоставлены, не допускается.
4. При предоставлении права на оказание информационных услуг на
основе информационных ресурсов города Москвы правомочия собственника
информационных ресурсов не передаются и не могут быть переуступлены.
Глава 3. Информатизация города Москвы
Статья 9. Органы управления в области информатизации
1. По предметам совместного ведения Российской Федерации и
города Москвы органы власти города Москвы осуществляют в области
информатизации:
- контроль за соблюдением федерального законодательства и
законодательства города Москвы лицами, участвующими в формировании и
использовании информационных ресурсов;
- участие в разработке и реализации федеральных программ
информатизации, контроль за исполнением обязательств города Москвы в
федеральных программах информатизации;
- управление развитием городской информационной инфраструктуры,
обслуживающей федеральные органы государственной власти, находящиеся
на территории города Москвы.
2. Вне предметов ведения Российской Федерации и предметов
совместного ведения Российской Федерации и города Москвы органы власти
города Москвы осуществляют в области информатизации:
- разработку и утверждение программ и планов работ по
информатизации города;
- определение организаций-заказчиков по программам и планам работ
по информатизации, а также организаций, выполняющих заказы
Правительства Москвы по отдельным проектам на конкурсной основе;
- утверждение условий и порядка проведения конкурсов;
- контроль за целевым использованием бюджетных средств и
внебюджетных инвестиций, направляемых на информатизацию города;
- регистрацию информационных ресурсов и информационных систем
города Москвы;
- заключение договоров (соглашений) об информационном обмене с
другими субъектами Российской Федерации, иностранными и
международными организациями;
- реализацию иных полномочий по управлению в области
информатизации.
3. Управление в области информатизации в Москве осуществляется
органами исполнительной власти города Москвы в соответствии с Уставом
города Москвы, настоящим Законом и иными нормативными правовыми
актами города Москвы.
Правительство Москвы делегирует полномочия по управлению
информатизацией города Москвы органу власти города - уполномоченному
органу управления информатизацией города Москвы и утверждает
Положение о нем.
4. Уполномоченный орган управления информатизацией города
Москвы:
- разрабатывает предложения по единой городской научно-технической
политике в области информатизации;
- обеспечивает взаимодействие органов власти и иных организаций,
осуществляющих работы по информатизации города Москвы, в том числе по
обеспечению функционирования информационных систем и их
совместимости, по поддержанию и актуализации соответствующих
информационных ресурсов;
- вносит в Правительство Москвы согласованные с организациями-
пользователями информационных ресурсов предложения по разработке и
внедрению информационных систем и организует их выполнение;
- готовит, согласовывает с заинтересованными организациями и вносит
на утверждение Правительства Москвы распорядительные документы по
вопросам управления в области информатизации, создания и эксплуатации
информационных систем;
- выполняет функции государственного заказчика на создание,
эксплуатацию и модернизацию информационных систем;
- контролирует деятельность по обеспечению информационной
безопасности;
- обеспечивает функционирование систем подготовки и
переподготовки кадров по информатизации;
- не реже одного раза в год представляет в Правительство Москвы
отчет о выполнении программ и планов работ по информатизации города, о
создании и эффективности использования информационных систем;
- осуществляет в области информатизации иные функции,
установленные настоящим Законом и Положением об уполномоченном
органе управления информатизацией города Москвы.
5. Органы государственной власти города Москвы, органы местного
самоуправления, государственные (муниципальные) унитарные предприятия
(учреждения) включают в состав своей деятельности задачи по
информатизации подведомственной сферы и собственному
информационному обеспечению и согласовывают порядок их исполнения с
уполномоченным органом управления информатизацией города Москвы.
6. Органы исполнительной власти города Москвы и иные организации,
выступающие в качестве заказчиков по программам и планам работ по
информатизации города:
- участвуют в формировании указанных программ и планов,
согласовывают порядок их исполнения с уполномоченным органом
управления информатизацией города Москвы;
- заключают и контролируют исполнение договоров в области
информатизации, осуществляют приемку результатов работ по таким
договорам;
- несут ответственность за обоснованность расходования средств по
программам и планам работ по информатизации;
- представляют в уполномоченный орган управления информатизацией
города Москвы отчеты о выполнении указанных программ и планов.
Статья 10. Порядок осуществления работ по информатизации
города Москвы
1. Работы по информатизации города Москвы осуществляются
органами государственной власти города Москвы, органами местного
самоуправления, государственными (муниципальными) унитарными
предприятиями (учреждениями), иными организациями в соответствии с
программами и планами работ по информатизации и производятся в целях
создания и соблюдения благоприятных условий для информационного
обеспечения социально-экономического развития Москвы и удовлетворения
информационных потребностей жителей города.
2. Программы информатизации утверждаются в установленном
законодательством города Москвы порядке с учетом принятых
перспективных планов работ по информатизации.
Планы работ по информатизации принимаются Правительством
Москвы, как правило, на период в один календарный год (годовые планы)
или несколько календарных лет (перспективные планы).
3. Выполнение программ и планов работ по информатизации, создание
соответствующих информационных систем осуществляются в порядке,
установленном законодательством города Москвы о городских
государственных заказах, и на условиях договоров подряда и оказания услуг,
заключаемых заказчиком с организацией-исполнителем.
Заказчиками информационных систем, содержащих информационные
ресурсы города Москвы, являются соответствующие органы исполнительной
власти города Москвы.
4. Принятие информационной системы в эксплуатацию подтверждается
оформлением паспорта информационной системы, выдаваемого в порядке,
установленном Правительством Москвы.
Эксплуатация информационной системы осуществляется ее
оператором с целью использования содержащихся в ней информационных
ресурсов, с соблюдением требований настоящего Закона.
5. В отношении отдельных видов информационных систем, имеющих
особо важное значение для города (системы нормативной правовой
информации, статистики, общегородских кадастров, реестров,
классификаторов и т.д.), Правительством Москвы могут быть установлены
особенности их создания и эксплуатации.
6. При создании и эксплуатации информационных систем, содержащих
информационные ресурсы города Москвы, их операторы обязаны
обеспечивать совместимость информационных систем между собой путем
соблюдения установленных требований к аппаратным и программным
средствам, организационным процедурам, формам документооборота и
информационного обмена, правилам предоставления и защиты информации.
7. В предусмотренных федеральным законодательством случаях
отдельные виды деятельности по информатизации города Москвы подлежат
лицензированию, а отдельные виды информационных систем и
информационных услуг - обязательной сертификации.
8. При заключении договоров гражданско-правового характера в
области информатизации в указанных договорах должны в обязательном
порядке содержаться сведения об используемых информационных ресурсах,
внесенных в Реестр, а также устанавливаться меры и основания
ответственности исполнителя (оператора информационной системы) за
неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязанностей по договору.
Статья 11. Финансирование работ по информатизации города
Москвы
1. Финансирование работ по информатизации города Москвы
осуществляется из следующих источников:
- бюджета города Москвы, включая целевые бюджетные фонды
развития территорий;
- бюджета Российской Федерации (при долевом финансировании
объектов городской информационной инфраструктуры, используемых
федеральными органами государственной власти);
- внебюджетных источников, включая средства заинтересованных
организаций, привлекаемых для решения задач информатизации.
2. Создание, модернизация и эксплуатация информационных систем
органов государственной власти города Москвы финансируются из бюджета
города Москвы с привлечением средств заинтересованных организаций.
Создание, модернизация и эксплуатация информационных систем
органов местного самоуправления, государственных (муниципальных)
унитарных предприятий (учреждений) финансируются из бюджета города
Москвы и целевых бюджетных фондов развития территорий с привлечением
средств заинтересованных организаций.
3. В стоимость создания, модернизации и эксплуатации
информационных систем включаются расходы:
- по организации и проведению экспертиз и конкурсов,
предусмотренных для определения исполнителей по программам и планам
работ по информатизации;
- по лицензированию отдельных видов деятельности и обязательной
сертификации отдельных видов информационных систем (услуг) для
государственных организаций;
- по возмещению затрат, связанных с обеспечением бесплатного
доступа к информационным ресурсам, в случаях, предусмотренных
настоящим Законом.
4. Расходы по эксплуатации информационных систем, внесенных в
Реестр, производятся за счет операторов указанных информационных систем,
если актами бюджетного законодательства города Москвы не предусмотрено
иное.
5. Финансирование работ по переводу составляющей информационные
ресурсы города Москвы текстовой, графической, аудиовизуальной и иной
информации в электронную форму осуществляется за счет операторов
соответствующих информационных систем. Перевод больших массивов
информации (архивных, библиотечных, музейных фондов) в электронную
форму может осуществляться в рамках соответствующих программ и планов
работ по информатизации за счет бюджета города Москвы.
6. Привлечение внебюджетных средств (инвестиций)
негосударственных организаций, в том числе иностранных, для
финансирования работ по информатизации города Москвы осуществляется в
порядке, установленном федеральным законодательством и
законодательством города Москвы.
Условия привлечения внебюджетных инвестиций по конкретным
проектам устанавливаются в договорах с инвесторами.
В случаях, предусмотренных федеральным законодательством и
законодательством города Москвы, инвесторам, участвующим в
финансировании работ по информатизации Москвы, могут предоставляться
налоговые и иные льготы.
Статья 12. Обеспечение информационной безопасности
1. Органы власти города Москвы и иные организации, участвующие
в работах по информатизации города Москвы, в формировании и
использовании информационных ресурсов, в создании и эксплуатации
информационных систем, обязаны соблюдать требования федерального
законодательства о защите информации и обеспечении информационной
безопасности.
Руководители указанных органов власти и организаций осуществляют,
в том числе путем создания служб информационной безопасности,
мероприятия по:
- правовому, организационному и техническому обеспечению
безопасности информационных ресурсов, информационных систем, средств
связи и информационных сетей;
- разграничению объемов и содержания информации, которая может
быть доступна различным категориям пользователей;
- выявлению угроз информационной безопасности в процессе выбора и
приобретения аппаратных и программных средств, создания и эксплуатации
информационных систем, их профилактике и предупреждению, а также
ликвидации неблагоприятных последствий в случае их наступления, включая
возмещение материального ущерба;
- соблюдению условий хранения и защиты электронных и иных
документов, обеспечивающих сохранение идентифицирующих их атрибутов;
- соблюдению установленных правил использования средств
криптографической защиты.
2. Деятельность по обеспечению информационной безопасности в
отношении информационных ресурсов города Москвы координируется
уполномоченным органом управления информатизацией города Москвы.
3. С целью возмещения возможного материального ущерба,
причиненного в отношении информационных систем, а также
финансирования восстановления соответствующих информационных
ресурсов в случае их утраты осуществляется страхование таких
информационных ресурсов.
Порядок страхования информационных ресурсов за счет средств
бюджета города Москвы определяется органами исполнительной власти
города Москвы на основании закона города Москвы о бюджете на
соответствующий год.
Глава 4. Заключительные положения
Статья 13. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней со дня его
официального опубликования.
Статья 14. Приведение нормативных правовых актов города
Москвы в соответствие с настоящим Законом
Рекомендовать Правительству Москвы в течение одного года со дня
вступления в силу настоящего Закона принять нормативные правовые акты,
обеспечивающие его реализацию.
П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Москва, Московская
городская Дума
24 октября 2001 года
№ 52