Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 537-ПП от 8 июля 2003 года

О Концепции закона города Москвы «О комплексе природных и озелененных территорий города Москвы»

     В соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 31 декабря 2002
года  N 746-РМ "О Плане первоочередных законопроектных работ орга-
нов исполнительной власти города Москвы на 2003 год" Правительство
Москвы постановляет:
     1. Одобрить Концепцию закона города Москвы "О комплексе  при-
родных  и  озелененных территорий города Москвы" (приложение).
     2. Департаменту  природопользования и охраны окружающей среды
города Москвы:
     - обеспечить разработку проекта закона города Москвы "О комп-
лексе  природных  и  озелененных территорий города Москвы" на кон-
курсной основе;
     - во II квартале 2004 года внести на заседание  Правительства
Москвы проект закона города Москвы "О комплексе природных и озеле-
ненных территорий города Москвы".
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на министра Правительства Москвы Бочина Л.А.


П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков


                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 8 июля 2003 года N 537-ПП


                  КОНЦЕПЦИЯ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ
 "О КОМПЛЕКСЕ ПРИРОДНЫХ И  ОЗЕЛЕНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА МОСКВЫ"

     I. Современная ситуация в сфере законодательного  регулирова-
ния озелененных территорий

     1. Разработка Концепции закона  города  Москвы  "О  комплексе
природных и озелененных территорий города Москвы" обусловлена фак-
тическим отсутствием в федеральном законодательстве норм,  регули-
рующих  вопросы  функционирования природных и озелененных террито-
рий, за исключением особо охраняемых природных территорий (далее -
ООПТ). В Москве принят ряд законодательных актов, которые в недос-
таточной мере обеспечивают системный подход к правовому  регулиро-
ванию отношений в этой сфере.
     В то же время следует отметить, что в новом Федеральном зако-
не "Об охране окружающей среды" содержатся некоторые общие положе-
ния о природных комплексах, в частности, дается понятие Природного
комплекса,  которое  в значительной степени отличается от того со-
держания, которое вкладывается  в  понятие  Природного  комплекса,
согласно московскому законодательству.
     В соответствии со ст.1 указанного Федерального закона Природ-
ный  комплекс  это "комплекс функционально и естественно связанных
между собой природных  объектов,  объединенных  географическими  и
иными соответствующими признаками".  При этом под природным объек-
том понимается естественная экологическая система, природный ланд-
шафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойс-
тва.
     Указанный Федеральный закон относит принцип приоритета сохра-
нения  естественных  экологических систем,  природных ландшафтов и
природных комплексов к основным принципам охраны окружающей среды.
Именно  эти  объекты,  не подвергшиеся антропогенному воздействию,
подлежат охране в первоочередном порядке.
     2. В московском законодательстве не выработано единых понятий
природных территорий,  озелененных территорий, Природного комплек-
са.
     Так, в соответствии со ст.1 Закона города Москвы "О регулиро-
вании градостроительной  деятельности  на  территориях  природного
комплекса  города  Москвы"  "Природный комплекс - это совокупность
территорий с преобладанием растительности и (или) водных объектов,
выполняющих преимущественно природоохранные,  рекреационные, оздо-
ровительные и ландшафтообразующие функции".
     На озелененных территориях могут  располагаться  искусственно
созданные парки, сады, бульвары, скверы, к озелененным территориям
относятся также малозастроенные территории жилого,  общественного,
делового,  коммунального, производственного назначения, в пределах
которых не менее 70 процентов поверхности занято растительным пок-
ровом.
     В Законе города Москвы "Об особо охраняемых природных  терри-
ториях  в городе Москве" не содержится понятия Природного комплек-
са, хотя в его преамбуле записано, что ООПТ составляют основу При-
родного комплекса города Москвы.  С другой стороны, согласно зако-
ну, сами особо охраняемые природные территории являются природными
комплексами и объектами, т.е. имеет место смешение понятий.
     Отдельные категории территорий Природного комплекса содержат-
ся также в Нормах и правилах проектирования планировки и застройки
Москвы МГСН 1.01-99 (утверждены постановлением Правительства Моск-
вы от 25.01.2000 N 49).
     Согласно этому документу объектами градостроительного  норми-
рования  являются  функционально-планировочные образования,  в том
числе:  природные зоны, парки, сады, бульвары и скверы. Выделяются
также  резервные  территории Природного комплекса.  В свою очередь
озелененные территории подразделяются на такие виды, как озеленен-
ные придомовые территории; озелененные территории участков детских
дошкольных учреждений,  школ; озелененные территории групп, микро-
района, жилого района; участки зеленых насаждений общего пользова-
ния группы (сквер), микрорайона (сад), жилого района (парк и пр.).
Территории  зеленых  насаждений  имеются в составе участков жилой,
производственной, общественной застройки.
     Содержащиеся в  Нормах и правилах проектирования планировки и
застройки Москвы  МГСН  1.01-99  категории  территорий  Природного
комплекса  выделены по техническому критерию,  то есть как объекты
градостроительной деятельности, что носит узкий характер и являет-
ся недостаточным с точки зрения задач всестороннего и эффективного
регулирования охраны,  восстановления,  использования  и  развития
территорий Природного комплекса.
     Более подробно вопросы регулирования зеленых насаждений, озе-
лененных  территорий рассматриваются в Законе города Москвы "О за-
щите зеленых насаждений".  Он содержит понятия зеленых насаждений,
озелененных территорий и зеленых массивов.
     Проведенный анализ правовых актов  позволяет  сделать  вывод,
что Природный комплекс в законодательстве Москвы понимается значи-
тельно шире,  чем в Федеральном законе "Об охране окружающей  сре-
ды".  Это совокупность не только природных, но и природно-антропо-
генных объектов,  что по сути подпадает под более широкое  понятие
"озелененные территории".
     Вследствие этого в Концепции закона используется  не  понятие
"природный комплекс" (рассматриваемое в московском законодательст-
ве в другом ракурсе,  нежели в федеральном),  а понятие "природные
территории",  смысл  которого полностью соответствует нормам Феде-
рального закона "Об охране окружающей среды".
     До настоящего  времени не разработана единообразная классифи-
кация озелененных территорий.  В разных актах содержатся различные
виды (категории) территорий Природного комплекса,  до конца не оп-
ределены критерии отнесения тех или иных участков к конкретным ви-
дам природных и озелененных территорий.
     В постановлении Правительства Москвы от  24.02.97  N  117  "О
состоянии  и мерах развития Природного комплекса Москвы" не прово-
дится четкая грань между объектами и территориями Природного комп-
лекса.  Среди  объектов Природного комплекса упоминаются растения,
животные,  водные объекты,  долины и поймы рек, родники (последние
впоследствии были причислены к ООПТ).
     Постановлением Правительства Москвы от 13.10.98 N 799 "О  вы-
полнении  постановления  Правительства Москвы от 24.02.97 N 117 "О
состоянии и мерах развития природного комплекса  Москвы"  в  части
сохранения  и  реабилитации Природного комплекса центральной части
г.Москвы" были  выделены  такие объекты природного комплекса,  как
памятники природы (согласно Закону  города  Москвы  от  26.09.2001
N 48  "Об  особо охраняемых природных территориях в городе Москве"
они относятся к особо охраняемым природным  территориям),  объекты
озеленения общего пользования, а также наиболее ценные озелененные
территории в жилой,  коммунальной и производственной застройке  на
территории округа.
     Согласно постановлению Правительства Москвы от 27.10.95 N 889
"Об основных направлениях сохранения и развития территорий Природ-
ного комплекса Москвы" в систему территорий  Природного  комплекса
Москвы входят городские и пригородные леса, лесопарки, парки, озе-
лененные территории различного назначения,  водные поверхности,  а
также  объекты  уникальной  экологической,  ландшафтной  и истори-
ко-культурной ценности.  Необходимо отметить,  что это общий пере-
чень компонентов Природного комплекса, который нуждается в детали-
зации и конкретизации.
     Примеры, аналогичные вышеприведенным,  можно было бы  продол-
жить.  Вывод же заключается в том, что, несмотря на обилие городс-
ких нормативных правовых актов, связанных с вопросами сохранения и
развития  Природного комплекса,  до настоящего времени отсутствует
четкое определение природных и озелененных территорий вообще,  от-
сутствует  системный подход в классификации категорий (видов) при-
родных и озелененных территорий.
     3. Одним из основных факторов негативного антропогенного воз-
действия на состояние природных и  озелененных  территорий  Москвы
является  загрязнение воздушного бассейна,  водных объектов и поч-
венного слоя как в масштабах всего города,  так  и  на  конкретных
озелененных  территориях.  Ежегодно  в  Москве  образуется в общей
сложности свыше десяти миллионов тонн промышленных,  твердых быто-
вых и строительных отходов.  Постоянно возникают несанкционирован-
ные свалки,  участились случаи самовольного строительства. Все вы-
шеназванное красноречиво свидетельствует о необходимости правового
регулирования охраны и использования не только Природного комплек-
са города Москвы,  но и таких озелененных территорий, как придомо-
вые, внутридворовые, придорожные.
     В городском  законодательстве основное внимание уделяется ре-
гулированию градостроительной деятельности на территориях  Природ-
ного комплекса. В то же время остаются не урегулированными отноше-
ния,  возникающие при ведении иной деятельности (в частности, тор-
говля, туризм и т.д.).
     В Законе города Москвы "О регулировании градостроительной де-
ятельности  на территориях природного комплекса города Москвы" ус-
танавливается порядок планирования,  регулирования и осуществления
градостроительной  деятельности на территориях Природного комплек-
са.  Предусмотрено установление на этих территориях пяти различных
режимов  регулирования градостроительной деятельности с определен-
ными ограничениями для каждого из них.
     Установленные законом  режимы  градостроительной деятельности
носят достаточно общий характер, не определены критерии установле-
ния  того  или  иного  режима для конкретных территорий Природного
комплекса.  Кроме того,  в нем не ставится (и не могла ставиться в
силу  специфики предмета регулирования этого акта) задача урегули-
ровать отношения,  возникающие при ведении иной, кроме градострои-
тельной, хозяйственной деятельности на иных, кроме территорий При-
родного комплекса, озелененных территориях.
     Специально регулированию  градостроительной  деятельности  на
территориях Природного комплекса Москвы посвящено и  постановление
Правительства Москвы от 19.01.99 N 38 "О проектных предложениях по
установлению границ Природного комплекса с их описанием и  закреп-
лением  актами красных линий".  Постановлением был утвержден пере-
чень территорий Природного комплекса Москвы с режимами регулирова-
ния градостроительной деятельности,  установлены линии градострои-
тельного регулирования территорий Природного комплекса, предусмот-
рено  включение  в градостроительную документацию на реконструкцию
районов жилой застройки мер по созданию озелененных территорий об-
щего пользования.
     Постановление Правительства Москвы от 13.10.98 N 799  "О  вы-
полнении  постановления  Правительства Москвы от 24.02.97 N 117 "О
состоянии и мерах развития природного комплекса  Москвы"  в  части
сохранения  и  реабилитации Природного комплекса центральной части
г.Москвы", которым  была  утверждена  схема  размещения территорий
природного комплекса и перечень объектов  Природного  комплекса  в
Центральном  административном  округе,  также содержит предложения
только по градостроительному регулированию на этих территориях.
    4. Территории Природного комплекса Москвы частично находятся в
хозяйственном ведении префектур (около 20%),  частично - ГУП "Мос-
зеленхоз" (около 11%), Комитета по культуре, сторонних пользовате-
лей;  водные объекты - на  эксплуатации  МГП  "Мосводоканал",  ГУП
"Мосводосток".  Существуют также территории,  являющиеся собствен-
ностью города Москвы,  однако не состоящие на балансе ни  у  одной
городской организации (в основном, это долины малых ручьев и рек).
     В настоящее  время различные функции управления в области ох-
раны и использования природных и озелененных территорий  возложены
на несколько городских органов,  каждый из которых осуществляет их
в соответствии с законодательством города и  положениями  об  этих
органах  (Московское  городское управление лесами,  Московский зе-
мельный комитет,  Департамент природопользования и охраны окружаю-
щей среды города Москвы, Москомархитектура и др.). Так, Московское
городское управление лесами осуществляет функции заказчика по  вы-
полнению мероприятий по охране,  защите, рациональному использова-
нию и воспроизводству городских лесов и лесов лесопаркового защит-
ного  пояса.  Департамент  природопользования  и охраны окружающей
среды города Москвы является специально уполномоченным органом  по
управлению особо охраняемыми природными территориями в г.Москве, а
также специально уполномоченным органом по защите зеленых насажде-
ний.  Московский земельный комитет осуществляет управление земель-
ными ресурсами, в том числе землями озелененных территорий. Моско-
мархитектура  осуществляет  разработку  границ объектов Природного
комплекса,  предложений по установлению режимов  градостроительной
деятельности на объектах Природного комплекса и т.д.
     Практически во всех постановлениях Правительства Москвы, при-
нимаемых  по вопросам Природного комплекса отмечаются недостатки в
системе управления,  эксплуатации, благоустройства территорий При-
родного комплекса. Об этом, в частности, говорится в постановлении
Правительства Москвы от 24.02.97 N 117 "О состоянии и мерах разви-
тия Природного комплекса Москвы".  А в постановлении Правительства
Москвы от 21.07.98 N 564 "О мерах по развитию территорий Природно-
го комплекса Москвы" прямо поставлена задача разработать предложе-
ния об организации единой системы управления Природным  комплексом
города и контроля за его состоянием.

     II. Цели  и  задачи проекта закона города Москвы "О комплексе
природных и озелененных территорий города Москвы"

     1. Концепция закона разработана с учетом требований следующих
документов: Федерального  закона от 10.01.2002 "Об охране окружаю-
щей среды",  Земельного кодекса Российской Федерации,  Лесного ко-
декса Российской Федерации,  Водного кодекса Российской Федерации,
Градостроительного кодекса Российской Федерации  ,  Устава  города
Москвы, законов  города  Москвы  от 21.10.98 "О регулировании гра-
достроительной деятельности на территории природного комплекса го-
рода Москвы",  от 26.09.2001 "Об особо охраняемых природных терри-
ториях в  городе  Москве",  от 05.05.99 "О защите зеленых насажде-
ний", от 14.07.2000 "Об охране и использовании недвижимых памятни-
ков  истории и культуры",  других законодательных актов Российской
Федерации и города Москвы.
     Разработка проекта  закона города Москвы "О комплексе природ-
ных и озелененных территорий города  Москвы"  ставит  своей  целью
комплексное законодательное регулирование отношений по использова-
нию, сохранению, восстановлению и развитию природных и озелененных
территорий  города Москвы.  Целями проекта являются урегулирование
отношений,  возникающих при ведении  хозяйственной  (в  том  числе
строительной)  и иной деятельности на природных и озелененных тер-
риториях,  обеспечение благополучного качества окружающей среды на
указанных территориях.
     2. В законопроекте должны  быть  даны  определения  природных
территорий,  озелененных  территорий города Москвы,  при выработке
которых необходимо учитывать следующее.
     На территории Москвы природно-антропогенными являются все ис-
кусственно созданные рекреационные объекты (парки,  сады,  скверы,
бульвары).  При  установлении  объектов Природного комплекса Цент-
рального административного округа соответствующие органы, учитывая
особую  ценность любых озелененных участков в центре города,  были
вынуждены включить в состав территорий Природного комплекса  такие
озелененные участки, которые, строго говоря, не являются природны-
ми объектами (газоны на территориях общественных учреждений, груп-
пы деревьев вдоль улиц и т.п.).
     Под природными территориями в законе будут пониматься  терри-
тории, с расположенными на них природными объектами, объединенными
географическими и иными соответствующими признаками.  В отличие от
природных  территорий,  к озелененным территориям будут относиться
территории, с расположенными на них природно-антропогенными и ант-
ропогенными  объектами.  Кроме того,  в законе будет предусмотрено
регулирование водных объектов естественного и искусственного  про-
исхождения.
     3. Одной из основных задач проекта закона является  выработка
четкой  классификации  категорий  и  видов природных и озелененных
территорий на основе определенных критериев.
     Так, по ценности и площади территорий выделяются:
     - особо охраняемые природные территории.  Регулирование  этой
категории  наиболее  ценных,  а  значит наиболее строго охраняемых
территорий, не является предметом данного проекта закона;
     - природные территории, в которые входят не отнесенные к ООПТ
ценные природные комплексы;
     - озелененные  территории,  в  зависимости  от расположения в
структуре города, характера их использования и выполняемых функций
подразделяющиеся на следующие виды:
        озелененные территории  общего  пользования (рекреационные
объекты: скверы, бульвары, парки и т.д.);
        озелененные территории  ограниченного  пользования (напри-
мер,  озелененные внутриквартальные,  внутридворовые территории  в
жилой застройке и т.д.);
        озелененные территории специального назначения  (например,
озелененные  территории вдоль технической зоны ЛЭП,  вдоль автомо-
бильных и железных дорог, внутримагистральные озелененные террито-
рии, разворотные круги и др.).
     4. Одной  из важнейших задач законопроекта является определе-
ние особенностей правового режима для каждой категории природных и
озелененных территорий города Москвы (за исключением особо охраня-
емых природных территорий,  которые регулируются законодательством
об ООПТ).
     5. Проект закона ставит своей задачей  определить  полномочия
органов государственной власти города Москвы,  местного самоуправ-
ления в области образования,  управления, изменения категорий при-
родных и озелененных территорий.
     При разработке законопроекта учитывается,  что до разграниче-
ния  государственной собственности на землю между Российской Феде-
рацией и городом Москвой и подписанием соглашения между Российской
Федерацией  и Москвой по вопросам управления объектами федеральной
собственности нет возможности конкретизировать полномочия  городс-
ких органов в отношении природных и озелененных территорий,  нахо-
дящихся в федеральной собственности.
     Поскольку вопрос  о  формировании  единой  системы управления
природными и озелененными территориями и контроля за их состоянием
до сих пор не решен, компетенцией для реализации положений проекта
закона города Москвы "О комплексе природных и озелененных террито-
рий  города  Москвы"  будет  наделен уполномоченный Правительством
Москвы орган государственной власти.
     Закон призван  упорядочить отношения между органами государс-
твенной власти города Москвы,  органами местного самоуправления  и
всеми хозяйствующими субъектами, гражданами, касающиеся соблюдения
природоохранных требований при планировании и  осуществлении  гра-
достроительной  и иных видов деятельности на природных и озеленен-
ных территориях.
     К задачам законопроекта можно также отнести:
     - определение порядка отнесения участков к природным и озеле-
ненным территориям и к отдельным их категориям;
     - закрепление прав общественных объединений и граждан  в  об-
ласти охраны и содержания природных и озелененных территорий;
     - установление ответственности за нарушение требований  зако-
нодательства в области охраны и содержания природных и озелененных
территорий.
     Отсутствие до настоящего времени такого закона негативно ска-
зывается на состоянии лесных и иных природных  экосистем,  зеленых
насаждений, водных объектов, объектов животного мира и иных компо-
нентов окружающей среды города Москвы.
     В процессе  разработки проекта закона подлежат пересмотру по-
ложения Закона города Москвы  "О  регулировании  градостроительной
деятельности  на  территориях Природного комплекса города Москвы",
отдельных постановлений Правительства Москвы,  фрагментарно регла-
ментирующих  вопросы  охраны  и содержания природных и озелененных
территорий.
     Далее предлагается  концептуальный  вариант структуры проекта
закона "О комплексе  природных  и  озелененных  территорий  города
Москвы".

     III. Структура проекта закона города Москвы "О комплексе при-
родных и озелененных территорий города Москвы"

     Преамбула

     В преамбуле законопроекта следует очертить круг отношений, на
которые распространяются положения закона.  При этом следует особо
обозначить,  что регулирование соблюдения требований по  охране  и
использованию  природных  и  озелененных  территорий направлено на
улучшение состояния окружающей среды в городе,  создание благопри-
ятных  условий  жизни  его населения,  социального и эстетического
комфорта.

     Глава 1. Общие положения

     В данной главе законопроекта должны содержаться основные  по-
нятия, в частности, понятия природных территорий, озелененных тер-
риторий города Москвы, природных и природно-антропогенных объектов
и др.
     В главе будут определены категории и виды природных и  озеле-
ненных территорий;  критерии отнесения и ограничения хозяйственной
деятельности для каждой из категорий.

     Глава 2.  Управление природными и  озелененными  территориями
города Москвы

     В главе необходимо определить функции государственного управ-
ления природными и озелененными территориями,  их содержание. Зак-
репляются также права граждан, юридических лиц и общественных объ-
единений в области управления природными и озелененными территори-
ями.
     К функциям государственного управления природными и озеленен-
ными территориями можно отнести:
     - планирование развития природных и  озелененных  территорий,
их охраны и использования;
     - объявление участка (объекта) природной и озелененной терри-
торией (образование природных и озелененных территорий),  установ-
ление и изменение границ,  изменение категории территорий, упразд-
нение природных и озелененных территорий;
     - ведение мониторинга состояния природных и озелененных  тер-
риторий;
     - государственный контроль за охраной и  использованием  при-
родных и озелененных территорий.
     Отдельно в главе будут предусмотрены полномочия органов зако-
нодательной и исполнительной власти города Москвы, органов местно-
го самоуправления,  а также специально уполномоченного органа Пра-
вительства  Москвы  в области образования,  охраны и использования
природных и озелененных территорий.
     В главе  устанавливается порядок объявления участка (объекта)
природной и озелененной территорией, а также изменения категории и
упразднения природных и озелененных территорий; органы, в чью ком-
петенцию входит образование,  изменение категории или  упразднение
природных и озелененных территорий.
     В связи с утратой природных свойств (особенностей) территории
может  быть произведено упразднение природных и озелененных терри-
торий и перевод этого участка в резервную территорию с последующей
ее реабилитацией,  восстановлением и т.д.  и возвращением в состав
природных и озелененных территорий.  В проекте  закона  необходимо
предусмотреть, что если произошла утрата природного объекта, долж-
ны быть осуществлены мероприятия по созданию его аналога или  дру-
гого  природно-антропогенного объекта на территории,  за которой в
градостроительной документации  закреплено  определенное  функцио-
нальное  назначение  -  природоохранное,  природно-рекреационное и
т.п. Таким образом устанавливается принцип сохранения в Москве об-
щего фонда земель природных и озелененных территорий.  Это направ-
лено против тех ситуаций,  когда после намеренного уничтожения де-
ревьев,  засыпки  долин и т.п.  заинтересованные землепользователи
обращаются в уполномоченные органы с  просьбой  изменить  функцио-
нальное  назначение земельного участка в связи с утратой компонен-
тов природы.
     В проекте  будет уделено должное внимание вопросам подготовки
заключений Департамента  природопользования  и  охраны  окружающей
среды  города  Москвы в случае образования природных и озелененных
территорий, изменения категории территории или ее границ (в сторо-
ну  уменьшения  площади) или упразднения территории.  Определяются
виды документации,  в составе которой происходит обоснование  этих
действий.

     Глава 3.  Правовой  режим  природных и озелененных территорий
города Москвы

     При разработке норм данной главы  следует  исходить  из  того
принципа, что для озелененных территорий устанавливается общий ре-
жим охраны, то есть общие ограничения и запреты для всех или боль-
шинства  категорий  территорий,  и  дифференцированные  режимы для
конкретных категорий природных и озелененных территорий.
     Примером первых являются запреты тех  видов  хозяйственной  и
иной деятельности, которые несовместимы с целевым назначением этих
территорий.  Например,  на озелененных территориях не  допускаются
действия, причиняющие вред природным и природно-антропогенным объ-
ектам, компонентам природной среды, в том числе:
     - проведение работ, которые могут привести к нарушению гидро-
геологического режима местности, почвенного покрова, возникновению
и развитию эрозионных и оползневых процессов;
     - искажение исторически сложившегося ландшафта и т.п.
     В главу войдут положения о природных и озелененных территори-
ях и их правовом статусе, о критериях выделения природных и озеле-
ненных  территорий,  о порядке объявления участков (объектов) при-
родных и озелененных территорий.

     Глава 4.  Экономический механизм охраны, содержания и исполь-
зования природных и озелененных территорий

     В главе  будет  определен экономический механизм образования,
охраны,  содержания природных и  озелененных  территорий,  который
включает  в себя организацию финансирования мероприятий по образо-
ванию,  охране, функционированию и восстановлению этих территорий;
определяются источники финансирования указанных мероприятий.
     Законопроект исходит из того, что учреждениям и организациям,
осуществляющим работы по охране,  содержанию,  восстановлению при-
родных и озелененных территорий, могут предоставляться налоговые и
иные льготы, предусмотренные законами Российской Федерации и горо-
да Москвы.
     Категориям граждан и юридических лиц, имеющим в пределах при-
родных и озелененных территорий земельные участки и осуществляющим
мероприятия по их улучшению, может быть установлен пониженный раз-
мер арендной платы в порядке,  предусмотренном законами Российской
Федерации и города Москвы. В то же время учреждениям и организаци-
ям,  расположенным на природных и озелененных территориях  и  осу-
ществляющим коммерческую деятельность, не связанную с охраной, со-
держанием,  восстановлением этих территорий, может быть установлен
повышенный размер арендной платы в порядке, установленном законами
Российской Федерации и города Москвы.

     Глава 5.  Ответственность за нарушения законодательства в об-
ласти природных и озелененных территорий города Москвы

     За нарушение  требований  охраны  и использования природных и
озелененных территорий к виновным гражданам,  должностным лицам  и
юридическим лицам могут быть применены меры административной, иму-
щественной,  дисциплинарной и уголовной ответственности в порядке,
установленном законодательством.
     В главе следует предусмотреть специальные виды правонарушений
в  области охраны и использования природных,  озелененных террито-
рий,  за которые в административном порядке  взимаются  штрафы,  и
размеры этих штрафов.
     Юридические и физические лица,  причинившие  вред  природной,
озелененной территории, их отдельным природным или природно-антро-
погенным объектам или компонентам, обязаны возместить его в полном
объеме в соответствии с действующим законодательством.
     Вред, причиненный природной и озелененной территории,  ее от-
дельным  природным  или природно-антропогенным объектам или компо-
нентам в результате нарушения установленного режима охраны  и  ис-
пользования этой территории,  рассчитывается по методикам, таксам,
утвержденным в установленном порядке,  а при их отсутствии  исходя
из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния при-
родной и озелененной территории,  ее отдельных природных или  при-
родно-антропогенных объектов или компонентов.

     Глава 6. Заключительные положения

     В данную  главу традиционно будут включены положения о вступ-
лении закона в силу, о приведении в соответствие с ним действующих
нормативных правовых актов города Москвы.

     IV.  Общие выводы

     Концепция закона  города Москвы "О комплексе природных и озе-
лененных территорий  города Москвы" - это еще не сам закон,  а ос-
новные позиции, положения, которые найдут свое воплощение и разви-
тие в тексте проекта закона, будут в нем детализированы и расшире-
ны.  Принятие закона создаст законодательную базу для  обеспечения
охраны, управления, финансирования, поддержания в удовлетворитель-
ном состоянии природных и озелененных территорий города Москвы.
     Принятие такого закона позволит  упорядочить  взаимоотношения
органов власти города Москвы, а также этих органов и органов мест-
ного самоуправления в области охраны и использования  природных  и
озелененных  территорий.  Отсутствие  до настоящего времени такого
акта приводит к недостаточной эффективности принимаемых мер в  об-
ласти охраны, восстановления и развития комплекса природных и озе-
лененных территорий Москвы, что негативно сказывается на состоянии
окружающей среды и качестве жизни населения столицы.


                              Верно: