В соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 31 декабря 2002
года N 746-РМ "О Плане первоочередных законопроектных работ орга-
нов исполнительной власти города Москвы на 2003 год" Правительство
Москвы постановляет:
1. Одобрить Концепцию закона города Москвы "О комплексе при-
родных и озелененных территорий города Москвы" (приложение).
2. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды
города Москвы:
- обеспечить разработку проекта закона города Москвы "О комп-
лексе природных и озелененных территорий города Москвы" на кон-
курсной основе;
- во II квартале 2004 года внести на заседание Правительства
Москвы проект закона города Москвы "О комплексе природных и озеле-
ненных территорий города Москвы".
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на министра Правительства Москвы Бочина Л.А.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 8 июля 2003 года N 537-ПП
КОНЦЕПЦИЯ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ
"О КОМПЛЕКСЕ ПРИРОДНЫХ И ОЗЕЛЕНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА МОСКВЫ"
I. Современная ситуация в сфере законодательного регулирова-
ния озелененных территорий
1. Разработка Концепции закона города Москвы "О комплексе
природных и озелененных территорий города Москвы" обусловлена фак-
тическим отсутствием в федеральном законодательстве норм, регули-
рующих вопросы функционирования природных и озелененных террито-
рий, за исключением особо охраняемых природных территорий (далее -
ООПТ). В Москве принят ряд законодательных актов, которые в недос-
таточной мере обеспечивают системный подход к правовому регулиро-
ванию отношений в этой сфере.
В то же время следует отметить, что в новом Федеральном зако-
не "Об охране окружающей среды" содержатся некоторые общие положе-
ния о природных комплексах, в частности, дается понятие Природного
комплекса, которое в значительной степени отличается от того со-
держания, которое вкладывается в понятие Природного комплекса,
согласно московскому законодательству.
В соответствии со ст.1 указанного Федерального закона Природ-
ный комплекс это "комплекс функционально и естественно связанных
между собой природных объектов, объединенных географическими и
иными соответствующими признаками". При этом под природным объек-
том понимается естественная экологическая система, природный ланд-
шафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойс-
тва.
Указанный Федеральный закон относит принцип приоритета сохра-
нения естественных экологических систем, природных ландшафтов и
природных комплексов к основным принципам охраны окружающей среды.
Именно эти объекты, не подвергшиеся антропогенному воздействию,
подлежат охране в первоочередном порядке.
2. В московском законодательстве не выработано единых понятий
природных территорий, озелененных территорий, Природного комплек-
са.
Так, в соответствии со ст.1 Закона города Москвы "О регулиро-
вании градостроительной деятельности на территориях природного
комплекса города Москвы" "Природный комплекс - это совокупность
территорий с преобладанием растительности и (или) водных объектов,
выполняющих преимущественно природоохранные, рекреационные, оздо-
ровительные и ландшафтообразующие функции".
На озелененных территориях могут располагаться искусственно
созданные парки, сады, бульвары, скверы, к озелененным территориям
относятся также малозастроенные территории жилого, общественного,
делового, коммунального, производственного назначения, в пределах
которых не менее 70 процентов поверхности занято растительным пок-
ровом.
В Законе города Москвы "Об особо охраняемых природных терри-
ториях в городе Москве" не содержится понятия Природного комплек-
са, хотя в его преамбуле записано, что ООПТ составляют основу При-
родного комплекса города Москвы. С другой стороны, согласно зако-
ну, сами особо охраняемые природные территории являются природными
комплексами и объектами, т.е. имеет место смешение понятий.
Отдельные категории территорий Природного комплекса содержат-
ся также в Нормах и правилах проектирования планировки и застройки
Москвы МГСН 1.01-99 (утверждены постановлением Правительства Моск-
вы от 25.01.2000 N 49).
Согласно этому документу объектами градостроительного норми-
рования являются функционально-планировочные образования, в том
числе: природные зоны, парки, сады, бульвары и скверы. Выделяются
также резервные территории Природного комплекса. В свою очередь
озелененные территории подразделяются на такие виды, как озеленен-
ные придомовые территории; озелененные территории участков детских
дошкольных учреждений, школ; озелененные территории групп, микро-
района, жилого района; участки зеленых насаждений общего пользова-
ния группы (сквер), микрорайона (сад), жилого района (парк и пр.).
Территории зеленых насаждений имеются в составе участков жилой,
производственной, общественной застройки.
Содержащиеся в Нормах и правилах проектирования планировки и
застройки Москвы МГСН 1.01-99 категории территорий Природного
комплекса выделены по техническому критерию, то есть как объекты
градостроительной деятельности, что носит узкий характер и являет-
ся недостаточным с точки зрения задач всестороннего и эффективного
регулирования охраны, восстановления, использования и развития
территорий Природного комплекса.
Более подробно вопросы регулирования зеленых насаждений, озе-
лененных территорий рассматриваются в Законе города Москвы "О за-
щите зеленых насаждений". Он содержит понятия зеленых насаждений,
озелененных территорий и зеленых массивов.
Проведенный анализ правовых актов позволяет сделать вывод,
что Природный комплекс в законодательстве Москвы понимается значи-
тельно шире, чем в Федеральном законе "Об охране окружающей сре-
ды". Это совокупность не только природных, но и природно-антропо-
генных объектов, что по сути подпадает под более широкое понятие
"озелененные территории".
Вследствие этого в Концепции закона используется не понятие
"природный комплекс" (рассматриваемое в московском законодательст-
ве в другом ракурсе, нежели в федеральном), а понятие "природные
территории", смысл которого полностью соответствует нормам Феде-
рального закона "Об охране окружающей среды".
До настоящего времени не разработана единообразная классифи-
кация озелененных территорий. В разных актах содержатся различные
виды (категории) территорий Природного комплекса, до конца не оп-
ределены критерии отнесения тех или иных участков к конкретным ви-
дам природных и озелененных территорий.
В постановлении Правительства Москвы от 24.02.97 N 117 "О
состоянии и мерах развития Природного комплекса Москвы" не прово-
дится четкая грань между объектами и территориями Природного комп-
лекса. Среди объектов Природного комплекса упоминаются растения,
животные, водные объекты, долины и поймы рек, родники (последние
впоследствии были причислены к ООПТ).
Постановлением Правительства Москвы от 13.10.98 N 799 "О вы-
полнении постановления Правительства Москвы от 24.02.97 N 117 "О
состоянии и мерах развития природного комплекса Москвы" в части
сохранения и реабилитации Природного комплекса центральной части
г.Москвы" были выделены такие объекты природного комплекса, как
памятники природы (согласно Закону города Москвы от 26.09.2001
N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве"
они относятся к особо охраняемым природным территориям), объекты
озеленения общего пользования, а также наиболее ценные озелененные
территории в жилой, коммунальной и производственной застройке на
территории округа.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 27.10.95 N 889
"Об основных направлениях сохранения и развития территорий Природ-
ного комплекса Москвы" в систему территорий Природного комплекса
Москвы входят городские и пригородные леса, лесопарки, парки, озе-
лененные территории различного назначения, водные поверхности, а
также объекты уникальной экологической, ландшафтной и истори-
ко-культурной ценности. Необходимо отметить, что это общий пере-
чень компонентов Природного комплекса, который нуждается в детали-
зации и конкретизации.
Примеры, аналогичные вышеприведенным, можно было бы продол-
жить. Вывод же заключается в том, что, несмотря на обилие городс-
ких нормативных правовых актов, связанных с вопросами сохранения и
развития Природного комплекса, до настоящего времени отсутствует
четкое определение природных и озелененных территорий вообще, от-
сутствует системный подход в классификации категорий (видов) при-
родных и озелененных территорий.
3. Одним из основных факторов негативного антропогенного воз-
действия на состояние природных и озелененных территорий Москвы
является загрязнение воздушного бассейна, водных объектов и поч-
венного слоя как в масштабах всего города, так и на конкретных
озелененных территориях. Ежегодно в Москве образуется в общей
сложности свыше десяти миллионов тонн промышленных, твердых быто-
вых и строительных отходов. Постоянно возникают несанкционирован-
ные свалки, участились случаи самовольного строительства. Все вы-
шеназванное красноречиво свидетельствует о необходимости правового
регулирования охраны и использования не только Природного комплек-
са города Москвы, но и таких озелененных территорий, как придомо-
вые, внутридворовые, придорожные.
В городском законодательстве основное внимание уделяется ре-
гулированию градостроительной деятельности на территориях Природ-
ного комплекса. В то же время остаются не урегулированными отноше-
ния, возникающие при ведении иной деятельности (в частности, тор-
говля, туризм и т.д.).
В Законе города Москвы "О регулировании градостроительной де-
ятельности на территориях природного комплекса города Москвы" ус-
танавливается порядок планирования, регулирования и осуществления
градостроительной деятельности на территориях Природного комплек-
са. Предусмотрено установление на этих территориях пяти различных
режимов регулирования градостроительной деятельности с определен-
ными ограничениями для каждого из них.
Установленные законом режимы градостроительной деятельности
носят достаточно общий характер, не определены критерии установле-
ния того или иного режима для конкретных территорий Природного
комплекса. Кроме того, в нем не ставится (и не могла ставиться в
силу специфики предмета регулирования этого акта) задача урегули-
ровать отношения, возникающие при ведении иной, кроме градострои-
тельной, хозяйственной деятельности на иных, кроме территорий При-
родного комплекса, озелененных территориях.
Специально регулированию градостроительной деятельности на
территориях Природного комплекса Москвы посвящено и постановление
Правительства Москвы от 19.01.99 N 38 "О проектных предложениях по
установлению границ Природного комплекса с их описанием и закреп-
лением актами красных линий". Постановлением был утвержден пере-
чень территорий Природного комплекса Москвы с режимами регулирова-
ния градостроительной деятельности, установлены линии градострои-
тельного регулирования территорий Природного комплекса, предусмот-
рено включение в градостроительную документацию на реконструкцию
районов жилой застройки мер по созданию озелененных территорий об-
щего пользования.
Постановление Правительства Москвы от 13.10.98 N 799 "О вы-
полнении постановления Правительства Москвы от 24.02.97 N 117 "О
состоянии и мерах развития природного комплекса Москвы" в части
сохранения и реабилитации Природного комплекса центральной части
г.Москвы", которым была утверждена схема размещения территорий
природного комплекса и перечень объектов Природного комплекса в
Центральном административном округе, также содержит предложения
только по градостроительному регулированию на этих территориях.
4. Территории Природного комплекса Москвы частично находятся в
хозяйственном ведении префектур (около 20%), частично - ГУП "Мос-
зеленхоз" (около 11%), Комитета по культуре, сторонних пользовате-
лей; водные объекты - на эксплуатации МГП "Мосводоканал", ГУП
"Мосводосток". Существуют также территории, являющиеся собствен-
ностью города Москвы, однако не состоящие на балансе ни у одной
городской организации (в основном, это долины малых ручьев и рек).
В настоящее время различные функции управления в области ох-
раны и использования природных и озелененных территорий возложены
на несколько городских органов, каждый из которых осуществляет их
в соответствии с законодательством города и положениями об этих
органах (Московское городское управление лесами, Московский зе-
мельный комитет, Департамент природопользования и охраны окружаю-
щей среды города Москвы, Москомархитектура и др.). Так, Московское
городское управление лесами осуществляет функции заказчика по вы-
полнению мероприятий по охране, защите, рациональному использова-
нию и воспроизводству городских лесов и лесов лесопаркового защит-
ного пояса. Департамент природопользования и охраны окружающей
среды города Москвы является специально уполномоченным органом по
управлению особо охраняемыми природными территориями в г.Москве, а
также специально уполномоченным органом по защите зеленых насажде-
ний. Московский земельный комитет осуществляет управление земель-
ными ресурсами, в том числе землями озелененных территорий. Моско-
мархитектура осуществляет разработку границ объектов Природного
комплекса, предложений по установлению режимов градостроительной
деятельности на объектах Природного комплекса и т.д.
Практически во всех постановлениях Правительства Москвы, при-
нимаемых по вопросам Природного комплекса отмечаются недостатки в
системе управления, эксплуатации, благоустройства территорий При-
родного комплекса. Об этом, в частности, говорится в постановлении
Правительства Москвы от 24.02.97 N 117 "О состоянии и мерах разви-
тия Природного комплекса Москвы". А в постановлении Правительства
Москвы от 21.07.98 N 564 "О мерах по развитию территорий Природно-
го комплекса Москвы" прямо поставлена задача разработать предложе-
ния об организации единой системы управления Природным комплексом
города и контроля за его состоянием.
II. Цели и задачи проекта закона города Москвы "О комплексе
природных и озелененных территорий города Москвы"
1. Концепция закона разработана с учетом требований следующих
документов: Федерального закона от 10.01.2002 "Об охране окружаю-
щей среды", Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного ко-
декса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации,
Градостроительного кодекса Российской Федерации , Устава города
Москвы, законов города Москвы от 21.10.98 "О регулировании гра-
достроительной деятельности на территории природного комплекса го-
рода Москвы", от 26.09.2001 "Об особо охраняемых природных терри-
ториях в городе Москве", от 05.05.99 "О защите зеленых насажде-
ний", от 14.07.2000 "Об охране и использовании недвижимых памятни-
ков истории и культуры", других законодательных актов Российской
Федерации и города Москвы.
Разработка проекта закона города Москвы "О комплексе природ-
ных и озелененных территорий города Москвы" ставит своей целью
комплексное законодательное регулирование отношений по использова-
нию, сохранению, восстановлению и развитию природных и озелененных
территорий города Москвы. Целями проекта являются урегулирование
отношений, возникающих при ведении хозяйственной (в том числе
строительной) и иной деятельности на природных и озелененных тер-
риториях, обеспечение благополучного качества окружающей среды на
указанных территориях.
2. В законопроекте должны быть даны определения природных
территорий, озелененных территорий города Москвы, при выработке
которых необходимо учитывать следующее.
На территории Москвы природно-антропогенными являются все ис-
кусственно созданные рекреационные объекты (парки, сады, скверы,
бульвары). При установлении объектов Природного комплекса Цент-
рального административного округа соответствующие органы, учитывая
особую ценность любых озелененных участков в центре города, были
вынуждены включить в состав территорий Природного комплекса такие
озелененные участки, которые, строго говоря, не являются природны-
ми объектами (газоны на территориях общественных учреждений, груп-
пы деревьев вдоль улиц и т.п.).
Под природными территориями в законе будут пониматься терри-
тории, с расположенными на них природными объектами, объединенными
географическими и иными соответствующими признаками. В отличие от
природных территорий, к озелененным территориям будут относиться
территории, с расположенными на них природно-антропогенными и ант-
ропогенными объектами. Кроме того, в законе будет предусмотрено
регулирование водных объектов естественного и искусственного про-
исхождения.
3. Одной из основных задач проекта закона является выработка
четкой классификации категорий и видов природных и озелененных
территорий на основе определенных критериев.
Так, по ценности и площади территорий выделяются:
- особо охраняемые природные территории. Регулирование этой
категории наиболее ценных, а значит наиболее строго охраняемых
территорий, не является предметом данного проекта закона;
- природные территории, в которые входят не отнесенные к ООПТ
ценные природные комплексы;
- озелененные территории, в зависимости от расположения в
структуре города, характера их использования и выполняемых функций
подразделяющиеся на следующие виды:
озелененные территории общего пользования (рекреационные
объекты: скверы, бульвары, парки и т.д.);
озелененные территории ограниченного пользования (напри-
мер, озелененные внутриквартальные, внутридворовые территории в
жилой застройке и т.д.);
озелененные территории специального назначения (например,
озелененные территории вдоль технической зоны ЛЭП, вдоль автомо-
бильных и железных дорог, внутримагистральные озелененные террито-
рии, разворотные круги и др.).
4. Одной из важнейших задач законопроекта является определе-
ние особенностей правового режима для каждой категории природных и
озелененных территорий города Москвы (за исключением особо охраня-
емых природных территорий, которые регулируются законодательством
об ООПТ).
5. Проект закона ставит своей задачей определить полномочия
органов государственной власти города Москвы, местного самоуправ-
ления в области образования, управления, изменения категорий при-
родных и озелененных территорий.
При разработке законопроекта учитывается, что до разграниче-
ния государственной собственности на землю между Российской Феде-
рацией и городом Москвой и подписанием соглашения между Российской
Федерацией и Москвой по вопросам управления объектами федеральной
собственности нет возможности конкретизировать полномочия городс-
ких органов в отношении природных и озелененных территорий, нахо-
дящихся в федеральной собственности.
Поскольку вопрос о формировании единой системы управления
природными и озелененными территориями и контроля за их состоянием
до сих пор не решен, компетенцией для реализации положений проекта
закона города Москвы "О комплексе природных и озелененных террито-
рий города Москвы" будет наделен уполномоченный Правительством
Москвы орган государственной власти.
Закон призван упорядочить отношения между органами государс-
твенной власти города Москвы, органами местного самоуправления и
всеми хозяйствующими субъектами, гражданами, касающиеся соблюдения
природоохранных требований при планировании и осуществлении гра-
достроительной и иных видов деятельности на природных и озеленен-
ных территориях.
К задачам законопроекта можно также отнести:
- определение порядка отнесения участков к природным и озеле-
ненным территориям и к отдельным их категориям;
- закрепление прав общественных объединений и граждан в об-
ласти охраны и содержания природных и озелененных территорий;
- установление ответственности за нарушение требований зако-
нодательства в области охраны и содержания природных и озелененных
территорий.
Отсутствие до настоящего времени такого закона негативно ска-
зывается на состоянии лесных и иных природных экосистем, зеленых
насаждений, водных объектов, объектов животного мира и иных компо-
нентов окружающей среды города Москвы.
В процессе разработки проекта закона подлежат пересмотру по-
ложения Закона города Москвы "О регулировании градостроительной
деятельности на территориях Природного комплекса города Москвы",
отдельных постановлений Правительства Москвы, фрагментарно регла-
ментирующих вопросы охраны и содержания природных и озелененных
территорий.
Далее предлагается концептуальный вариант структуры проекта
закона "О комплексе природных и озелененных территорий города
Москвы".
III. Структура проекта закона города Москвы "О комплексе при-
родных и озелененных территорий города Москвы"
Преамбула
В преамбуле законопроекта следует очертить круг отношений, на
которые распространяются положения закона. При этом следует особо
обозначить, что регулирование соблюдения требований по охране и
использованию природных и озелененных территорий направлено на
улучшение состояния окружающей среды в городе, создание благопри-
ятных условий жизни его населения, социального и эстетического
комфорта.
Глава 1. Общие положения
В данной главе законопроекта должны содержаться основные по-
нятия, в частности, понятия природных территорий, озелененных тер-
риторий города Москвы, природных и природно-антропогенных объектов
и др.
В главе будут определены категории и виды природных и озеле-
ненных территорий; критерии отнесения и ограничения хозяйственной
деятельности для каждой из категорий.
Глава 2. Управление природными и озелененными территориями
города Москвы
В главе необходимо определить функции государственного управ-
ления природными и озелененными территориями, их содержание. Зак-
репляются также права граждан, юридических лиц и общественных объ-
единений в области управления природными и озелененными территори-
ями.
К функциям государственного управления природными и озеленен-
ными территориями можно отнести:
- планирование развития природных и озелененных территорий,
их охраны и использования;
- объявление участка (объекта) природной и озелененной терри-
торией (образование природных и озелененных территорий), установ-
ление и изменение границ, изменение категории территорий, упразд-
нение природных и озелененных территорий;
- ведение мониторинга состояния природных и озелененных тер-
риторий;
- государственный контроль за охраной и использованием при-
родных и озелененных территорий.
Отдельно в главе будут предусмотрены полномочия органов зако-
нодательной и исполнительной власти города Москвы, органов местно-
го самоуправления, а также специально уполномоченного органа Пра-
вительства Москвы в области образования, охраны и использования
природных и озелененных территорий.
В главе устанавливается порядок объявления участка (объекта)
природной и озелененной территорией, а также изменения категории и
упразднения природных и озелененных территорий; органы, в чью ком-
петенцию входит образование, изменение категории или упразднение
природных и озелененных территорий.
В связи с утратой природных свойств (особенностей) территории
может быть произведено упразднение природных и озелененных терри-
торий и перевод этого участка в резервную территорию с последующей
ее реабилитацией, восстановлением и т.д. и возвращением в состав
природных и озелененных территорий. В проекте закона необходимо
предусмотреть, что если произошла утрата природного объекта, долж-
ны быть осуществлены мероприятия по созданию его аналога или дру-
гого природно-антропогенного объекта на территории, за которой в
градостроительной документации закреплено определенное функцио-
нальное назначение - природоохранное, природно-рекреационное и
т.п. Таким образом устанавливается принцип сохранения в Москве об-
щего фонда земель природных и озелененных территорий. Это направ-
лено против тех ситуаций, когда после намеренного уничтожения де-
ревьев, засыпки долин и т.п. заинтересованные землепользователи
обращаются в уполномоченные органы с просьбой изменить функцио-
нальное назначение земельного участка в связи с утратой компонен-
тов природы.
В проекте будет уделено должное внимание вопросам подготовки
заключений Департамента природопользования и охраны окружающей
среды города Москвы в случае образования природных и озелененных
территорий, изменения категории территории или ее границ (в сторо-
ну уменьшения площади) или упразднения территории. Определяются
виды документации, в составе которой происходит обоснование этих
действий.
Глава 3. Правовой режим природных и озелененных территорий
города Москвы
При разработке норм данной главы следует исходить из того
принципа, что для озелененных территорий устанавливается общий ре-
жим охраны, то есть общие ограничения и запреты для всех или боль-
шинства категорий территорий, и дифференцированные режимы для
конкретных категорий природных и озелененных территорий.
Примером первых являются запреты тех видов хозяйственной и
иной деятельности, которые несовместимы с целевым назначением этих
территорий. Например, на озелененных территориях не допускаются
действия, причиняющие вред природным и природно-антропогенным объ-
ектам, компонентам природной среды, в том числе:
- проведение работ, которые могут привести к нарушению гидро-
геологического режима местности, почвенного покрова, возникновению
и развитию эрозионных и оползневых процессов;
- искажение исторически сложившегося ландшафта и т.п.
В главу войдут положения о природных и озелененных территори-
ях и их правовом статусе, о критериях выделения природных и озеле-
ненных территорий, о порядке объявления участков (объектов) при-
родных и озелененных территорий.
Глава 4. Экономический механизм охраны, содержания и исполь-
зования природных и озелененных территорий
В главе будет определен экономический механизм образования,
охраны, содержания природных и озелененных территорий, который
включает в себя организацию финансирования мероприятий по образо-
ванию, охране, функционированию и восстановлению этих территорий;
определяются источники финансирования указанных мероприятий.
Законопроект исходит из того, что учреждениям и организациям,
осуществляющим работы по охране, содержанию, восстановлению при-
родных и озелененных территорий, могут предоставляться налоговые и
иные льготы, предусмотренные законами Российской Федерации и горо-
да Москвы.
Категориям граждан и юридических лиц, имеющим в пределах при-
родных и озелененных территорий земельные участки и осуществляющим
мероприятия по их улучшению, может быть установлен пониженный раз-
мер арендной платы в порядке, предусмотренном законами Российской
Федерации и города Москвы. В то же время учреждениям и организаци-
ям, расположенным на природных и озелененных территориях и осу-
ществляющим коммерческую деятельность, не связанную с охраной, со-
держанием, восстановлением этих территорий, может быть установлен
повышенный размер арендной платы в порядке, установленном законами
Российской Федерации и города Москвы.
Глава 5. Ответственность за нарушения законодательства в об-
ласти природных и озелененных территорий города Москвы
За нарушение требований охраны и использования природных и
озелененных территорий к виновным гражданам, должностным лицам и
юридическим лицам могут быть применены меры административной, иму-
щественной, дисциплинарной и уголовной ответственности в порядке,
установленном законодательством.
В главе следует предусмотреть специальные виды правонарушений
в области охраны и использования природных, озелененных террито-
рий, за которые в административном порядке взимаются штрафы, и
размеры этих штрафов.
Юридические и физические лица, причинившие вред природной,
озелененной территории, их отдельным природным или природно-антро-
погенным объектам или компонентам, обязаны возместить его в полном
объеме в соответствии с действующим законодательством.
Вред, причиненный природной и озелененной территории, ее от-
дельным природным или природно-антропогенным объектам или компо-
нентам в результате нарушения установленного режима охраны и ис-
пользования этой территории, рассчитывается по методикам, таксам,
утвержденным в установленном порядке, а при их отсутствии исходя
из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния при-
родной и озелененной территории, ее отдельных природных или при-
родно-антропогенных объектов или компонентов.
Глава 6. Заключительные положения
В данную главу традиционно будут включены положения о вступ-
лении закона в силу, о приведении в соответствие с ним действующих
нормативных правовых актов города Москвы.
IV. Общие выводы
Концепция закона города Москвы "О комплексе природных и озе-
лененных территорий города Москвы" - это еще не сам закон, а ос-
новные позиции, положения, которые найдут свое воплощение и разви-
тие в тексте проекта закона, будут в нем детализированы и расшире-
ны. Принятие закона создаст законодательную базу для обеспечения
охраны, управления, финансирования, поддержания в удовлетворитель-
ном состоянии природных и озелененных территорий города Москвы.
Принятие такого закона позволит упорядочить взаимоотношения
органов власти города Москвы, а также этих органов и органов мест-
ного самоуправления в области охраны и использования природных и
озелененных территорий. Отсутствие до настоящего времени такого
акта приводит к недостаточной эффективности принимаемых мер в об-
ласти охраны, восстановления и развития комплекса природных и озе-
лененных территорий Москвы, что негативно сказывается на состоянии
окружающей среды и качестве жизни населения столицы.
Верно: