Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Распоряжение Правительства Москвы
№ 538-РП от 5 апреля 2005 года

Об обращении с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации

     В связи с тем,  что арбитражными судами Российской  Федерации
всех уровней удовлетворяются исковые требования Прокуратуры города
Москвы о признании недействительными сделок купли-продажи  городс-
кого  недвижимого имущества,  совершенных органами государственной
власти города Москвы в рамках  действия  постановления  Московской
городской Думы от 2 октября 1996 г.  N 85 "Об утверждении и введе-
нии в действие Положения о порядке продажи объектов нежилого фонда
на территории города Москвы" и Указа Президента Российской Федера-
ции от  6 февраля 1995 г.  N 96 "О втором этапе приватизации в  г.
Москве",  предоставившего  городу Москве полномочия по определению
порядка и стоимости продажи принадлежащего городу имущества:
     1. Обратиться в Конституционный Суд  Российской  Федерации  с
запросом  о  проверке  конституционности  положения пункта 6 Указа
Президента Российской Федерации  от 6 февраля 1995 г. N 96 "О вто-
ром этапе приватизации  в  г.Москве"  и пунктов 1.5  и 4 Положения
о порядке  продажи  объектов нежилого фонда  на  территории города
Москвы, утвержденного  постановлением Московской городской Думы от
2 октября 1996 г.  N 85 (приложение).
     2. Министру  Правительства Москвы Силкину В.Н.  в течение од-
ного месяца внести предложение  о представителе Правительства Мос-
квы  при  рассмотрении  запроса в Конституционном  Суде Российской
Федерации,  подготовить необходимые материалы,  направить запрос в
Конституционный Суд Российской Федерации.
     3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения  возложить
на министра Правительства Москвы Силкина В.Н.






П.п.Мэр Москвы                                         Ю.М.Лужков





                                            Приложение
                               к распоряжению Правительства Москвы
                                  от 5 апреля 2005 г. N 538-РП




                             З А П Р О С
       о  проверке  конституционности  положения  пункта  6  Указа
       Президента Российской Федерации  от  6 февраля 1995 г. N 96
       "О втором этапе приватизации в г.Москве"  и пунктов 1.5 и 4
       Положения  о  порядке  продажи  объектов нежилого  фонда на
       территории  города  Москвы,   утвержденного  постановлением
           Московской городской Думой от 2 октября 1996 г. N 85


     6 февраля  1995 г. Президентом  Российской Федерации подписан
Указ N 96 "О втором этапе приватизации в г.Москве" (опубликован  в
изданиях: "Российская газета", 9 февраля 1995 г., N 30;  "Собрание
законодательства РФ",  13 февраля 1995 г.,  N 7,  ст.510). Пунктом
6 Указа установлено,  что продажа сданных в аренду  объектов нежи-
лого фонда  на  территории города Москвы  осуществляется  по цене,
определяемой  с учетом рыночной конъюнктуры, в порядке, разрабаты-
ваемом Правительством Москвы и утверждаемом (принимаемом) Московс-
кой городской Думой. Во исполнение указа постановлением Московской
городской Думы от 2 октября 1996 г.  N 85 "Об утверждении и введе-
нии в действие Положения о порядке продажи объектов нежилого фонда
на территории города Москвы" (опубликовано в изданиях:  "Тверская,
13", N 45 (7 - 13 ноября) 1996 г.;  "Ведомости  Московской  Думы",
N 7, 1996 г.) утверждено Положение о порядке продажи объектов  не-
жилого фонда на территории города Москвы.
     Положением о порядке продажи объектов нежилого фонда на  тер-
ритории  города  Москвы  установлено,  что объектами продажи могут
быть сданные в аренду объекты,  занятые арендаторами,  получившими
права аренды:
     - в процессе приватизации государственной  или  муниципальной
собственности;
     - в результате аукционной или конкурсной продажи прав аренды;
     - в силу заключенных ранее  договоров аренды  (пункт 1.5 наз-
ванного Положения).
     Пункт 4 Положения гласит, что покупателями  объектов нежилого
фонда могут быть физические и юридические лица, признаваемые поку-
пателями в соответствии с законодательством Российской Федерации о
приватизации,  в том числе:
     - арендаторы,  получившие права аренды и последующего  выкупа
недвижимости  в  процессе приватизации государственной или муници-
пальной собственности;
     - арендаторы,  победившие на конкурсе или аукционе по продаже
прав аренды;
     - арендаторы, получившие права аренды на основании ранее зак-
люченных договоров аренды;
     - товарищества  собственников  жилья  и (или) ЖСК в отношении
объектов нежилого фонда государственной  или  муниципальной  собс-
твенности, входящих в комплексы недвижимого имущества (кондоминиу-
мы).
     В соответствии  с  пунктом "а" части 2 статьи 125 Конституции
Российской Федерации и подпунктом "а" пункта 1 части 1  статьи  3,
статьями 36,  37,  84 и 85 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской  Федерации"  Правительство  Москвы
просит проверить конституционность положений пункта 6 Указа Прези-
дента Российской Федерации  от 6 февраля 1995 г.  N 96  "О  втором
этапе приватизации в г.Москве"  и  пунктов 1.5 и 4 Положения о по-
рядке продажи объектов нежилого фонда на территории города Москвы,
утвержденного постановлением  Московской городской  Думы  от 2 ок-
тября 1996 г. N 85 (далее - Положение о порядке продажи объектов).
     Основанием для обращения в Конституционный Суд Российской Фе-
дерации  является неприменение Прокуратурой города Москвы,  арбит-
ражными судами Российской Федерации:    Арбитражным  судом  города
Москвы, Девятым апелляционным судом города Москвы, Федеральным Ар-
битражным судом Московского округа,  Высшим Арбитражным Судом Рос-
сийской  Федерации  положений пункта 6 Указа Президента Российской
Федерации от 6 февраля 1995 г. N 96  и пунктов 1.5 и 4 Положения о
порядке продажи объектов,  применявшихся на практике до вступления
в действие Федерального закона от 21 декабря 2001 г.  N 178-ФЗ  "О
приватизации государственного и муниципального имущества".
     Допустимость запроса обусловлена тем, что Правительство Моск-
вы считает положения пункта  6 Указа Президента Российской Федера-
ции от 6 февраля 1995 г. N 96 и пунктов 1.5 и 4  Положения порядке
продажи объектов, подлежащими  применению  в  силу их соответствия
части 2 статьи 8,  частям 1 и 2 статьи 11, частям 1 и 2 статьи 15,

части 1 статьи 19, части 1 статьи 35,  части 1 статьи 45,  части 1
статьи 46, подпункту о) статьи 71, подпункту а) части 1 статьи 72,
частям 1 и 5  статьи 76,  части 4 статьи 78,  статье 80,  части  2
статьи 85,  статье 90 Конституции Российской Федерации.
     Позиция Правительства Москвы состоит в следующем:
     Отношения по приватизации государственного  и  муниципального
имущества  до  принятия Указа Президента Российской Федерации от 6
февраля 1995 г. N 96 регулировались различными нормативными актами.
В частности,  Гражданским  кодексом  Российской  Федерации  (часть
первая) было установлено, что имущество, находящееся  в государст-
венной или  муниципальной  собственности,  может быть передано его
собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке,
предусмотренном законами о приватизации государственного и муници-
пального имущества.
     Кроме того,  в  тот  период  действовал Закон РСФСР от 3 июля
1991 г.  N 1531-1 "О приватизации государственных  и муниципальных
предприятий  в  РСФСР"  (опубликован в издании "Ведомости СНД и ВС
РСФСР"  4 июля 1991 г., N 27, ст.927).  Данным законом регулирова-
лись отношения  по  приватизации государственных  и  муниципальных
предприятий, которые статьей 1 закона определены следующим образом:
приобретение  в частную собственность в том числе зданий, сооруже-
ний  как материальных активов предприятия.  Однако,  регламентация
условий  и  порядка продажи  арендуемых нежилых помещений в законе
отсутствовала.
     Данный закон  утратил  силу  в связи с принятием Федерального
закона  от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ "О приватизации  государствен-
ного имущества и об основах  приватизации муниципального имущества
в Российской Федерации" (опубликован в изданиях: "Собрание законо-
дательства РФ" 28 июля 1997 г., N 30, ст.3595; "Российская газета"
2 августа 1997 г., N 148.
     Таким образом,  порядок  приватизации  арендуемых помещений в
отсутствие  предусмотренного Гражданским кодексом Российской Феде-
рации законодательного регулирования на федеральном  уровне регла-
ментировался указами Президента Российской Федерации, в частности,
Указом  Президента  Российской Федерации  от 24 декабря 1993 г.  N
2284, утвердившим Государственную программу приватизации государс-
твенных  и муниципальных предприятий в Российской Федерации (опуб-
ликован в "Собрании актов Президента и Правительства РФ"  3 января

1994 г., N 1, ст.2)  (далее  - Государственная программа).  Данный
указ действует  до  настоящего времени в редакции и с изменениями,
внесенными в соответствии  с изданными позднее  указами Президента
Российской Федерации.
     В соответствии с пунктом 2.6  Государственной  программы при-
ватизация сданных в аренду объектов нежилого фонда,  находящихся в
государственной и  муниципальной  собственности,  допускалась  при
соблюдении следующих условий:
     - приобретателями являются граждане,  осуществляющие предпри-
нимательскую деятельность,  предприятия, в уставном капитале кото-
рых доли  (паи),  находящиеся  в  государственной  (муниципальной)
собственности,  составляют  не  более  25% ,  если договор  аренды
был заключен ими на основании конкурса или аукциона;
     - товариществами и акционерными обществами, созданными в про-
цессе приватизации.
     Абзацем четвертым  пункта 2.6 Государственной программы уста-
новлен исчерпывающий перечень случаев,  когда приватизация сданных
в  аренду  объектов  нежилого  фонда запрещалась.  Это  объекты  и
предприятия, находящиеся в федеральной собственности, приватизация
которых запрещена,  согласно пункту 2.1 Государственной программы,
а также здания и сооружения,  являющиеся недвижимыми объектами ис-
торического и культурного значения, культовыми зданиями и зданиями
и сооружениями,  занимаемыми органами государственной власти и уп-
равления, а также судами.
     Кроме того,  абзацем пятым пункта 2.6 указанной Государствен-
ной программы аукционная,  конкурсная продажа допускалась только в
отношении незанятых или неиспользуемых  объектов  нежилого  фонда.
     Пункт 2.6  Государственной  программы признан утратившим силу
26 марта 2003 г. с принятием Указа Президента Российской Федерации
N 370  "Об изменении  и признании утратившими силу некоторых актов
Президента Российской Федерации" (опубликован в изданиях: "Россий-
ская газета"  29 марта 2003 г., N 59;  "Собрание  законодательства
РФ" 31 марта 2003 г., N 13, ст.1229) в связи с принятием Федераль-
ного закона от 21 декабря 2001 г.  N 178-ФЗ  "О приватизации госу-
дарственного и муниципального имущества".
     Также до принятия Указа Президента Российской Федерации  от 6
февраля 1995 г.  N 96  Президентом  Российской  Федерации подписан
Указ от 22 июля 1994 г.  N 1535, которым утверждены Основные поло-
жения Государственной  программы  приватизации  государственных  и

муниципальных  предприятий  в  Российской  Федерации  после 1 июля
1994 г. (опубликован в изданиях: "Собрание законодательства РФ" 25
июля 1994 г., N 13, ст.1478; "Российские вести" 26-27 июля 1994 г.
NN  137 - 138 (далее - Основные положения Государственной програм-
мы).
     Данный указ  действует  до  настоящего времени в редакции и с
изменениями, внесенными в соответствии с изданными позднее указами
Президента Российской Федерации.
     Согласно пункту 4.5  Основных положений Государственной прог-
раммы  право на приобретение в собственность сданных в аренду зда-
ний, строений, сооружений, помещений имели:
     - физические и юридические лица,  ставшие собственниками при-
ватизированных государственных (муниципальных)  предприятий  (т.е.
основных и оборотных средств предприятия за исключением недвижимо-
го имущества),  в результате выкупа последних;
     - акционерные общества,  созданные путем преобразования госу-
дарственных и муниципальных предприятий в  процессе  приватизации,
после продажи не менее 75% их акций;
     - граждане и их объединения,  осуществляющие предприниматель-
скую  деятельность,  предприятия,  не более 25% уставного капитала
которых находится  в  государственной и (или) муниципальной собст-
венности,  в случае, если договор аренды был заключен ими на осно-
вании конкурса или аукциона объектов нежилого фонда.
     Пункт 4.5  утратил  силу 26 марта 2003 г. с  принятием  Указа
Президента Российской Федерации N 370 "Об  изменении  и  признании
утратившими  силу некоторых актов Президента Российской Федерации"
(опубликован  в  изданиях:  "Российская  газета" 29 марта 2003 г.,
N 59;  "Собрание  законодательства  РФ"  31 марта  2003 г.,  N 13,
ст.1229).
     6 февраля 1995 года Президентом Российской Федерации подписан
Указ N 96 "О втором этапе приватизации в г.Москве"  (опубликован в
изданиях: "Российская газета"  9 февраля 1995 г., N 30;  "Собрание
законодательства РФ" 13 февраля 1995 г., N 7, ст.510). Указом Пре-
зидента РФ от 6 февраля 1995 г. N 96 введен особый порядок продажи
сданных  в  аренду  объектов нежилого фонда  на  территории города
Москвы. Пунктом 6 указа установлено, что такая продажа осуществля-
ется по цене,  определяемой  с  учетом рыночной конъюнктуры, в по-
рядке, разрабатываемом Правительством Москвы и утверждаемом  (при-
нимаемом) Московской городской Думой.
     Таким образом,  будучи равным по юридической силе указам Пре-
зидента Российской Федерации N 2284 и N 1535, но принятым позднее,
Указ от 6 февраля 1995 г.  N 96  изменял  соответствующие  правила
указанных выше президентских актов, предоставляя органам  государ-
ственной власти Москвы самостоятельно определять порядок  привати-
зации сданных в аренду объектов нежилого фонда.
     По общему правилу,  при расхождении норм действующего законо-
дательства  по одному и тому же вопросу применению подлежит норма,
изданная позднее, что подтверждается позицией Конституционного Су-
да  Российской  Федерации,  изложенной  в определении от 5 октября
2000 г. N 199-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражда-
нина Кушнарева Андрея Михайловича на нарушение его конституционных
прав положениями части первой статьи 40.1 Кодекса законов о  труде
Российской  Федерации и пункта 1 статьи 12 Закона Российской Феде-
рации "О занятости населения в Российской Федерации";  в постанов-
лении от 25 июня 2001 г. N 9-П по делу о проверке конституционнос-
ти Указа  Президента Российской Федерации  от 27 сентября 2000  г.
N  1709  "О  мерах по совершенствованию управления государственным
пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом
группы  депутатов  Государственной  Думы;  в определении от 5 июля
2001 г.  N 130-О по запросу Омского  областного  суда  о  проверке
конституционности  положения  пункта 12 статьи 7 Закона Российской
Федерации "О налоговых органах Российской Федерации";  в определе-
нии от 3 декабря 1998 г. N 182-О об отказе в принятии к рассмотре-
нию запроса Алейского городского суда Алтайского края  о  проверке
конституционности  абзаца третьего пункта 12 статьи 7 Закона РСФСР
"О государственной налоговой службе РСФСР".
     Из  этих указов, принятый позже,  и,  следовательно,  имеющий
приоритет по юридической силе, предоставил органам государственной
власти  города Москвы полномочия самостоятельно определять порядок
продажи и стоимость приватизируемого имущества.
      В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент
Российской Федерации как глава государства  и  гарант  Конституции
Российской Федерации,  прав и свобод человека и гражданина обеспе-
чивает в установленном ею порядке согласованное функционирование и
взаимодействие органов государственной власти (статья 80,  части 1
и 2);  Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения,
обязательные  для исполнения на всей территории Российской Федера-
ции (статья 90, части 1 и 2); указы и распоряжения Президента Рос-
сийской  Федерации  не должны противоречить Конституции Российской
Федерации и федеральным законам (статья 90, часть 3).
     Указы нормативного  характера  могут  издаваться  Президентом
Российской Федерации как по предметам ведения  Российской  Федера-
ции, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации и
ее субъектов,  что подтверждается  правовой  позицией,  изложенной
Конституционным  Судом  Российской Федерации в постановлениях от 9
января 1998 г. по делу  о  проверке конституционности Лесного  ко-
декса Российской Федерации  и  от 27 января 1999 г. по делу о тол-
ковании статей 71 (пункт "г"),  76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конс-
титуции  Российской  Федерации.
     Так, в названных постановлениях  Конституционного  Суда  Рос-
сийской  Федерации  указано,  что статья 76 Конституции Российской
Федерации непосредственно не предусматривает возможность правового
регулирования  по  этим предметам ведения в такой форме,  как указ
Президента Российской Федерации. Однако, само  по  себе  отнесение
того  или  иного вопроса к ведению Российской Федерации или к сов-
местному ведению  Российской Федерации и ее субъектов не  означает
невозможности  его урегулирования иными,  помимо закона, норматив-
ными актами (кроме случаев,  когда сама Конституция Российской Фе-
дерации  исключает  это,  требуя  для  решения конкретного вопроса
принятия  именно федерального конституционного  либо  федерального
закона), которые  не  должны  противоречить Конституции Российской
Федерации  и  федеральным законам  и  действие во времени  которых
ограничивается моментом вступления в силу соответствующего законо-
дательного акта.
     По смыслу статей 80 (часть 2) и 90 (части 1 и 3) во  взаимос-
вязи со статьями 4 (часть 2),  10, 11 (часть 1), 15 (части 1 и 2),
45 (часть 1),  71 (пункты "в",  "ж"),  76 (части 1 и 2), 77 (часть
2), 78 (часть 1), 82 (часть 1), и 115 Конституции Российской Феде-
рации,  в данном случае,  когда предметом  регулирования  являются
гражданско-правовые отношения, не урегулированные федеральными за-
конами, Президент Российской Федерации  в осуществление предусмот-
ренного  Конституцией Российской Федерации полномочия по обеспече-
нию согласованного функционирования и взаимодействия органов госу-
дарственной  власти  и в целях исполнения возложенной на него обя-
занности по охране прав и свобод человека и гражданина  был вправе
предпринять правовое регулирование указом - при условии, что дейс-
твие такого указа во времени ограничивается моментом вступления  в
силу  соответствующего  законодательного акта.
     Изложенная позиция подтверждается постановлением  Конституци-
онного  Суда Российской Федерации от 25 июня 2001 г. N 9-П по делу
о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации
от  27 сентября 2000 г.  N 1709  "О мерах по совершенствованию уп-
равления государственным пенсионным обеспечением в Российской  Фе-
дерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы.
Во исполнение  Указа  Президента Российской Федерации от 6 февраля
1995 г. Московской городской  Думой  было принято постановление от
20 сентября 1995 г.  N 61, которым утверждена и введена в действие
Программа приватизации  государственной  и муниципальной собствен-
ности в Москве.
     Согласно пункту 4.5  Программы приватизация объектов, сданных
в  аренду,  производится  на основании Указа Президента Российской
Федерации от 6 февраля 1995 г. N 96  и Положения о порядке продажи
сданных  в  аренду  объектов  нежилого  фонда на территории города
Москвы", утвержденного постановлением Московской городской Думы от
2 октября 1996 г.  N 85 по представлению Правительства Москвы.
     Законодатель урегулировал вопрос выкупа  арендованного  госу-
дарственного и муниципального имущества принятием Федерального за-
кона от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ "О приватизации  государственного
имущества  и  об  основах  приватизации муниципального имущества в
Российской Федерации" (опубликован в изданиях: "Собрание законода-
тельства РФ"  28 июля 1997 г., N 30, ст.3595;  "Российская газета"
2 августа 1997 г., N 148).  В Законе  не  определен  исчерпывающий
круг  приобретателей  государственного и муниципального имущества.
В части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ
перечислены лишь юридические  лица,  которые  не вправе быть поку-
пателями государственного и муниципального имущества.
     Таким образом,  Федеральным  законом  установлены ограничения
круга приобретателей государственного и муниципального  имущества,
отличные  от  ограничений,  вводимых указами Президента Российской
Федерации N 2284 и N 1535. Учитывая положения Гражданского кодекса
Российской Федерации (часть первая),  относящие регулирование воп-
росов приватизации к уровню законов о приватизации государственно-
го и муниципального имущества,  с принятием Федерального закона от
21 июля 1997 г. N 123-ФЗ указы Президента Российской Федерации  не
подлежали применению как акты, имеющие меньшую, нежели Федеральный
закон, юридическую силу  и  подлежащие приведению в соответствие с
положениями Федерального закона, согласно статье 31 этого закона.
     Кроме того, установление порядка продажи отнесено Федеральным
законом от 21 июля 1997 г.т N 123-ФЗ к полномочиям соответствующих
органов  государственной  власти  субъектов  Российской Федерации,
утверждающих программы приватизации субъектов Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержались  в утвержденном постановлением  Мос-
ковской городской Думы от 2 октября 1996 г.  N 85  Положении о по-
рядке продажи  объектов нежилого фонда на территории города Москвы
и реализовывались органами государственной власти города Москвы до
принятия закона.
     Таким образом, принятие Федерального закона от 21 июля 1997 г.
N 123-ФЗ  "О приватизации государственного имущества и об  основах
приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" под-
твердило законность положений Указа Президента  Российской Федера-
ции  от 6 февраля 1995 г.  N 96 "О втором этапе приватизации в го-
роде Москве" и Положения "О порядке продажи сданных  в аренду объ-
ектов нежилого фонда  на  территории города Москвы", утвержденного
Московской городской Думой.
     Приведенные выше  пункты  1.5 и 4 Положения о порядке продажи
объектов были опротестованы  заместителем  Генерального  прокурора
Российской Федерации Звягинцевым А.Г. Верховный суд Российской Фе-
дерации в своем постановлении от 14 мая 2003 г. N 18пв-03пр сделал
вывод о том,  что нет оснований полагать, что московский законода-
тель расширил перечень лиц,  имеющих право на  приобретение в соб-
ственность  сданных  в  аренду  нежилых  помещений,  находящихся в
государственной собственности.
     Указ Президента  Российской  Федерации  от 6 февраля  1995 г.
N 96 действует до настоящего времени, однако пункт 6 Указа не под-
лежит применению  в связи с принятием 21 декабря 2001 г. Федераль-
ного закона  N 178-ФЗ  "О приватизации  государственного и муници-
пального имущества"  как противоречащий его положениям.  Постанов-
ление Московской городской Думы от 2 октября 1996 г.  N 85 "Об ут-
верждении  и  введении  в  действие  Положения  о  порядке продажи
объектов нежилого  фонда  на  территории  города Москвы"  признано
утратившим  силу  постановлением  Московской  городской Думы  от 8
октября 2003 г.  N 302 в связи  с принятием Федерального закона от
21 декабря 2001 г.  N 178-ФЗ  "О приватизации  государственного  и
муниципального имущества".
     Вместе с тем, Прокуратурой города Москвы, арбитражными судами
Российской Федерации:  Арбитражным судом  города  Москвы,  Девятым
апелляционным  судом города Москвы,  Федеральным Арбитражным судом
Московского округа,  Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации
не применяются положения пункта 6  Указа Президента Российской Фе-
дерации  от 6 февраля 1995 г.  N 96  и пунктов 1.5 и 4 Положения о
порядке продажи объектов,  утвержденного постановлением Московской
городской Думы от 2 октября 1996 г. N 85 не смотря на их соответс-
твие Конституции Российской Федерации.  Прокуратурой города Москвы
заявляются,  арбитражными судами Российской Федерации удовлетворя-
ются исковые требования  о  признании недействительными сделок ку-
пли-продажи городского недвижимого имущества, совершенных органами
государственной власти города  Москвы  в рамках действия постанов-
ления Московской городской Думы от 2 октября 1996 г.  N 85 и Указа
Президента Российской Федерации  от 6 февраля 1995 г. N 96  по ос-
нованиям несоответствия этих актов федеральному законодательству.
     Все это  создает серьезные препятствия для реализации консти-
туционного права на частную собственность, порождает опасность пе-
ресмотра  результатов приватизации,  проведенной на основании ука-
занных нормативных правовых актов,  и ставит под угрозу гарантиро-
ванные  частью  2 статьи 8,  частью 1 статьи 19 частью 1 статьи 35
Конституции Российской Федерации права и свободы человека и  граж-
данина,  а также нарушает конституционные принципы,  установленные
частями 1 и 2 статьи 15,  частью 1 статьи 45,  частью 1 статьи  46
Конституции Российской Федерации.
     Отдельно следует отметить,  что арбитражные суды отказывают в
удовлетворении исковых требований Прокуратуры города Москвы в час-
ти применения последствий  недействительности  сделки,  а  именно:
возврата  сторонами  всего полученного по сделке в случаях,  когда
судом установлено,  что имущество в  результате  вторичных  сделок
купли-продажи  приобретено покупателем,  являющимся добросовестным
приобретателем,  как это  установлено  пунктом  3.1  постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2003 г.  N
6-П по делу о проверке конституционности положений пунктов 1  и  2
статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жа-
лобами граждан Мариничевой О.М., Немировской А.В., Скляновой З.А.,
Скляновой Р.М. и  Ширяева В.М.
     Таким образом,  в результате правоприменительной практики  по
вопросам недействительности сделок купли-продажи в рамках привати-
зационного законодательства складывается ситуация,  когда гаранти-
рованные  Конституцией  Российской  Федерации права частного собс-
твенника организации,  приобретшей у государства  недвижимое  иму-
щество  и  продолжающей  использовать его на правах собственности,
менее защищены, нежели права тех, кто впоследствии продал приобре-
тенное государственное имущество,  получив прибыль и обеспечив по-
купателям статус добросовестного приобретателя.
     Подобное игнорирование соответствующих Конституции Российской
Федерации нормативных актов Президента Российской Федерации и Пра-
вительства Москвы,  входящих в правовую систему Российской Федера-
ции, основанной на верховенстве Конституции Российской Федерации и
федеральных законов (статья 4, часть 2; статья 15, части 1, 2 и 4,
Конституции Российской Федерации),  принципиально недопустимо.
     Исходя из изложенного, Правительство Москвы считает, что неп-
рименение постановления Московской городской  Думы  от  2  октября
1996 г. N 85 "Об утверждении и введении в действие Положения о по-
рядке продажи объектов нежилого фонда на территории города Москвы"
и Указа Президента Российской Федерации  от 6 февраля 1995 г. N 96
"О втором этапе приватизации в г.Москве"  Арбитражным судом города
Москвы,  Девятым  апелляционным судом  города Москвы,  Федеральным
арбитражным  судом  Московского  округа,  Высшим арбитражным судом
Российской Федерации является нарушением конституционных прав соб-
ственников соответствующего имущества.
     В судебной  практике  должно  обеспечиваться  соответствующее
Конституции Российской Федерации толкование подлежащих  применению
нормативных положений.  Поэтому,  в тех случаях, когда неоднознач-
ность и противоречивость в истолковании и применении правовых норм
приводит к коллизии реализуемых на их основе конституционных прав,
вопрос об устранении такого противоречия приобретает конституцион-
ное значение и, следовательно, относится к компетенции Конституци-
онного Суда Российской Федерации, который, оценивая как буквальный
смысл рассматриваемого нормативного акта, так и смысл, придаваемый
ему сложившейся правоприменительной практикой,  а также исходя  из
его  места  в системе правовых актов (часть вторая статьи 74 Феде-
рального конституционного закона "О Конституционном Суде  Российс-
кой Федерации"), обеспечивает в этих случаях выявление конституци-
онного смысла  действующего  права.
     Правительство Москвы  просит  Конституционный  Суд Российской
Федерации подтвердить соответствие положений пункта 6 Указа Прези-
дента  Российской Федерации  от 6 февраля 1995 г.  N 96  "О втором
этапе приватизации в г.Москве"  и пунктов 1.5 и 4  Положения о по-
рядке продажи объектов нежилого фонда на территории города Москвы,
утвержденного постановлением Московской городской Думы от 2 октяб-
ря 1996 г. N 85, в период с момента принятия указанных нормативных
правовых актов до принятия 21 декабря 2001 г.  Федерального закона
N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущес-
тва",  Конституции  Российской Федерации,  ее статьям 8 (часть 2),
11 (части 1 и 2),  15 (части 1 и 2),  19 (часть 1),  35 (часть 1),
45 (часть 1), 46 (часть 1), 71 (подпункт о)), 72 (подпункт а) час-
ти 1), 76 (части 1 и 5), 78 (часть 4), 80, статьи 85 (часть 2), 90.
     В соответствии со статьей  38  Федерального  конституционного
закона  "О  Конституционном  Суде  Российской Федерации" к запросу
прилагаются в 30 экземплярах:
     1. Конституция Российской Федерации.
     2. Текст подлежащих применению в силу соответствия  Конститу-
ции  Российской Федерации положений пункта 6 Указа Президента Рос-
сийской Федерации от 6 февраля 1995 г.  N 96  "О втором этапе при-
ватизации в г.Москве"  и пунктов 1.5  и 4 Положения о порядке про-
дажи  объектов нежилого фонда  на  территории  города Москвы,  ут-
вержденного постановлением  Московской городской Думы от 2 октября
1996 г. N 85.
     3. Распоряжение Правительства Москвы "Об обращении с запросом
в Конституционный Суд Российской Федерации".
     4. Решения Конституционного Суда Российской Федерации,  имею-
щие решения для данного запроса.
     5. Документ об уплате государственной пошлины.

     Представлены копии  настоящего  запроса  и прилагаемых к нему
документов в количестве тридцати экземпляров.



П.п.Мэр Москвы                                         Ю.М.Лужков