Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 543-ПП от 3 августа 2004 года

О Концепции программы «Солнечный круг» по оказанию психологической, педагогической, социальной и правовой помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

     С целью организации поддержки семьям и детям  г.Москвы  и  на
основании распоряжения Правительства Москвы от 30 октября 2003 го-
да N 1997-РП "О дополнительных мерах по  оказанию  помощи  семьям,
оказавшимся  в  трудной  жизненной  ситуации" Правительство Москвы
постановляет:
     1. Одобрить разработанную некоммерческим партнерством "Неком-
мерческое партнерство научного развития "Фемида"  Концепцию  прог-
раммы  "Солнечный круг" по оказанию психологической,  педагогичес-
кой,  социальной и правовой помощи семьям,  оказавшимся в  трудной
жизненной ситуации (далее - Концепция программы "Солнечный круг"),
согласно приложению.
     2. Комитету по делам семьи и молодежи города Москвы, Комитету
общественных связей города Москвы, Департаменту образования города
Москвы  при  участии  некоммерческого  партнерства "Некоммерческое
партнерство научного развития "Фемида":
     2.1. Разработать  и представить Правительству Москвы до 1 де-
кабря 2004 года проект  городской  целевой  комплексной  программы
"Солнечный круг" на 2005-2007 гг. по оказанию психологической, пе-
дагогической,  социальной и правовой помощи семьям,  оказавшимся в
трудной жизненной ситуации.
     2.2. Совместно с префектурами административных округов и  Го-
сударственным учреждением " Городской центр профилактики,  безнад-
зорности,  преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДА среди не-
совершеннолетних  "Дети улиц" организовать в двухмесячный срок ра-
боту по реализации Концепции программы "Солнечный круг" на  окруж-
ном уровне.
     2.3. Совместно с Комитетом физической культуры и спорта горо-
да  Москвы,  Комитетом по культуре города Москвы,  Государственным
учреждением "Городской центр профилактики безнадзорности, преступ-
ности,  алкоголизма,  наркомании  и СПИДА среди несовершеннолетних
"Дети улиц" и другими государственными учреждениями города  Москвы
в двухмесячный срок принять дополнительные меры по организации ин-
формирования детей и подростков о  деятельности  культурно-досуго-
вых,  образовательных,  воспитательных  и  спортивных учреждений и
привлечению детей и подростков к занятиям в кружках, секциях.
     3. Департаменту  образования города Москвы организовать в ав-
густе - октябре 2004 года проведение заседания родительских  коми-
тетов школ, родительских советов округов, московское городское ро-
дительское собрание для создания системы работы  родительской  об-
щественности по реализации Концепции программы "Солнечный круг".
     4. Комитету общественных связей города  Москвы,  Комитету  по
делам семьи и молодежи города Москвы, Комитету физической культуры
и спорта города Москвы,  Департаменту социальной защиты  населения
города Москвы предусмотреть в рамках реализуемых социальных и об-
щественно значимых программ (проектов), проводимых общественными и
негосударственными  некоммерческими  организациями  города Москвы,
поддержку Концепции программы "Солнечный круг".
     5. Предложить Главному управлению внутренних дел города Моск-
вы оказывать организационное, информационное, методическое содейс-
твие  в  проведении  мероприятий по реализации Концепции программы
"Солнечный круг".
     6. Пресс-службе  Мэра и Правительства Москвы совместно с пре-
фектурами административных округов оказывать  содействие  Комитету
по  делам  семьи  и молодежи города Москвы,  Комитету общественных
связей города Москвы,  Департаменту образования города Москвы, не-
коммерческому  партнерству  "Некоммерческое  партнерство  научного
развития "Фемида" в информировании населения о мероприятиях по ре-
ализации Концепции программы "Солнечный круг".
     7. Комитету  по телекоммуникациям и средствам массовой инфор-
мации города Москвы:
     7.1. Совместно с открытым акционерным  обществом  "ТВ  Центр"
разместить  с  августа по декабрь 2004 года в эфире телеканала ТВЦ
еженедельную телевизионную программу "Солнечный круг".
     7.2. Совместно с префектурами административных округов оказы-
вать  содействие в трансляции программы "Солнечный круг" окружными
студиями кабельного телевидения.
     8. Комитету рекламы,  информации и оформления  города  Москвы
оказывать  содействие в изготовлении и размещении информации о ме-
роприятиях,  проводимых в рамках  Концепции  программы  "Солнечный
круг", по тарифам городского заказа.
     9. Департаменту  экономической  политики  и  развития  города
Москвы:
     9.1. Профинансировать  расходы  в сумме 96 000 000 рублей,  в
том  числе  в III квартале - 73 000 000 рублей  и  в IV квартале -
23 000 000 рублей на реализацию  мероприятий  Концепции  программы
"Солнечный круг" за счет средств, предусмотренных в бюджете города
Москвы на 2004 год.
     9.2. Заключить  договор с некоммерческим партнерством "Неком-
мерческое партнерство научного развития "Фемида", являющимся авто-
ром Концепции программы "Солнечный круг",  на ее реализацию в 2004
году.
     10. Контроль  за  выполнением настоящего постановления возло-
жить на первого заместителя Мэра  Москвы  в  Правительстве  Москвы
Швецову Л.И.


П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков


                                          Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 3 августа 2004 года N 543-ПП













                  Концепция программы "Солнечный круг"
                по оказанию психологической, педагогической,
                  социальной и правовой помощи семьям,
                  оказавшимся в трудной жизненной ситуации











                            Москва  2004 год








                            Введение


     Изменение общественного  устройства  в нашей стране разрушило
основы прежней системы воспитания и образования  молодого  поколе-
ния, ухудшило положение детей и возможности семьи и государства по
их жизнеобеспечению и развитию,привело к увеличению количества де-
тей,лишенных  возможности получить необходимое содержание,воспита-
ние и образование.  Результатом этого стали не  только  безнадзор-
ность и беспризорность несовершеннолетних, а отторжение значитель-
ной части молодого поколения из сферы внимания семьи. Данная ситу-
ация  требует дополнительных усилий и заботы со стороны общества и
государства.  Опасность безнадзорности детей даже  в  "действующих
юридических семьях" видится в том, что данная ситуация способству-
ет формированию личности,  не приспособленной к нормальной общест-
венной  жизни  на основе присущих обществу ценностей,  норм и форм
поведения.  Будучи предоставлены сами себе,  многие из  подростков
совершают  преступления  и  считают  это нормой в своей дальнейшей
жизни. Нахождение подростка длительное время вне "семейного очага"
и  внимания со стороны родителей,  педагогов,  психологов приводит
его на улицы мегаполиса,  заполненные криминалом, насилием, нарко-
тиками, что фактически предопределяет его жизненный путь.
     В чем основная причина детской беспризорности и,  прежде все-
го, безнадзорности даже в существующих семьях? В первую очередь, в
тяжелой социально-экономической ситуации в стране. Ослабление цен-
ностей семьи,  распад семей,  алкоголизм,  наркомания, безработица
взрослых членов семей, недостаточная социальная поддержка малоиму-
щих семей со стороны государства - вот неполный  перечень  причин,
выбрасывающих детей на улицы.  Однако можно предположить, что даже
после преодоления экономического кризиса,  проблемы,  связанные  с
детской  безнадзорностью  все-таки  останутся.  Это долговременная
проблема,  для решения которой потребуется кропотливая  совместная
работа правоохранительных,  общественных,  учебно-воспитательных и
других структур исполнительной власти.  Особое место в данном про-
цессе следует отвести формированию общественных структур,  способ-
ных привлечь внимание граждан к существующим проблемам и  сподвиг-
нуть их к активным действиям для противостояния злу.
     И главное, нужно не только повышать уровень жизни подростков,
но и укреплять их духовно-нравственные ценности.
     Целью данного документа является проработка основных подходов
к программе оказания психологической, педагогической, социальной и
правовой помощи семьям,  оказавшимся в сложной жизненной ситуации,
а  также анализ возможностей применения современных коммуникацион-
ных технологий в сфере "детской политики".
     Основные задачи при подготовке документа:
     - анализ актуальности проблемы семей, попавших в сложную жиз-
ненную ситуацию;
     - определение наиболее острых проблем детей, подростков и се-
мей, попавших в сложную жизненную ситуацию;
     - выяснение уровня обеспокоенности общества  проблемами  под-
ростков и детей;
     - определение реальных способов решения проблем семей, попав-
ших в сложную жизненную ситуацию.
     Проблемы современных подростков.
     Жизненное самоопределение  молодежи  (подростков) можно расс-
матривать как одну из основных форм включения в социальную  струк-
туру. Оно является как бы итогом определенной взаимосвязи социаль-
ного,  профессионального,  общественно-политического, мировоззрен-
ческого,межличностного и других видов самоопределения. Можно также
сказать,  что жизненное самоопределение представляет собой процесс
целенаправленной  выработки  личностью  жизненных смыслов и целей,
жизненной стратегии и тактики с целью реализации  своей  концепции
жизни.И  именно  в этот ответственный период жизни подростки могут
оказаться безнадзорными,  т.е.  выпасть из сферы внимания семьи  и
государства,подвергнуться  деструктивному влиянию таких социальных
бедствий, как наркомания, проституция.
     Беспризорные дети - это те,  кто не имеет определенного места
жительства и (или) места пребывания.  Такие дети составляют не бо-
лее  1/10  от числа безнадзорных,  к которым согласно Федеральному
закону от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилак-
тики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" относятся
те, за поведением которых отсутствует контроль вследствие неиспол-
нения  или  ненадлежащего  исполнения  обязанностей по воспитанию,
обучению,  содержанию со стороны родителей (законных  представите-
лей) либо должностных лиц.  Безусловно, в городе существует доста-
точное количество социальных программ,  посвященных проблеме  без-
надзорных подростков.
     В основу действующей системы профилактической и  реабилитаци-
онной  работы  по преодолению безнадзорности положена установка на
неприемлемость,непродуктивность административно-карательного  под-
хода  к  детям,  социализация которых оказалась деформированной по
вине взрослых,  на необходимость гарантирования ребенку  реального
права  на достойную форму существования в здоровой социальной сре-
де,  на защиту его прав и интересов, незамедлительное оказание со-
циальной помощи.
     Несмотря на положительные результаты активизации деятельности
органов  и учреждений системы профилактики безнадзорности и право-
нарушений несовершеннолетних,  необходимо признать,что принимаемые
меры  остаются  недостаточно  адекватными остроте проблемы детской
безнадзорности,  наркомании и проституции, характеризующейся широ-
ким спектром причин и проявлений.
     Распространенность злоупотребления наркотическими  и  другими
психоактивными  веществами  возросла за последнее десятилетие нас-
только резко, что в настоящее время ситуация приняла характер эпи-
демического  процесса  как по темпам нарастания,  так и по степени
распространенности наркологических заболеваний.  По данным различ-
ных  исследований считается,  что каждый наркоман "заражает" от 10
до 30 человек;  иначе говоря, на одного зарегистрированного нарко-
мана  приходится 10 - 30 незарегистрированных.  Распространенность
наркомании среди подростков в Российской Федерации  в  целом  и  в
Москве растет.
     Распространенность употребления  наркотиков  и  психоактивных
веществ  в  Москве  характеризуется  рядом тенденций:  расширением
спектра потребляемых наркотиков;  ростом числа  несовершеннолетних
младших возрастных групп среди наркоманов, числа наркоманов, впер-
вые обратившихся  за  лечением;  распространением  вирусоносителей
СПИДа  среди  наркоманов.  Озабоченность  употреблением наркотиков
среди детей и молодежи актуализируется угрозами и вызовам  общест-
венному здоровью, антиобщественным поведением и преступностью.
     Одновременно с распространением детской наркомании в России и
Москве сложилась тревожная ситуация:  дети все более  активно вов-
лекаются в занятие проституцией, секс-бизнес, используются в съем-
ках порнофильмов.  По  данным  специалистов  РФ входит в список 20
стран,  лидирующих в мире по темпу роста детской  проституции.  Во
многом это связано со значительным падением уровня и качества жиз-
ни большинства россиян в последнее  десятилетие  двадцатого  века,
резким  перепадом мира богатых и мира бедных,  атмосферой рыночных
отношений "дикого капитализма".  Прослеживается также социальная и
правовая  незащищенность  детей и подростков от массовых публичных
форм совращений,  в том числе с использованием неадаптированных  к
отечественным  условиям  образовательных  программ по сексуальному
воспитанию,  проектов некоторых развлекательных журналов для  юно-
шества, компьютерных СМИ и телекоммуникационных систем.
     В большинстве случаев меры государственной политики направле-
ны уже на последствия,  а не на причины того или иного социального
явления, это касается и действий исполнительных институтов в отно-
шении борьбы "за здоровое поколение молодежи".
     По данным социологических опросов причинами "антиобщественно-
го"  поведения  среди  молодежи (по опросам самих подростков) чаще
всего являются:
     Проблемы взаимоотношений с родителями в семье.  Дети не нахо-
дят столь необходимой в их возрасте теплоты и ласки у своих  близ-
ких  по  разным причинам:  занятость родителей "зарабатыванием де-
нег", алкоголизм, наркомания взрослых, неполнота семей.
     Проблемы с учебой. Большинство родителей слишком много внима-
ния уделяют лишь школьной успеваемости своих детей,не пытаясь  по-
нять, а уж тем более принять мир своих подрастающих детей.
     Изнасилование. Школьная секс-революция в середине 90-х годов,
когда  неадаптированные  к российским реалиям жизни западные прог-
раммы "ликвидации половой безграмотности" закончилась полным  про-
валом и привела к росту числа преступлений подростков, совершаемых
на сексуальной почве.
     Долги. Социальные перемены 90-х,  градация общества на "бога-
тых и бедных"  вызвали  необратимый  мировоззренческий  кризис  не
только у взрослых,  но и у детей,  когда основу ценностной системы
составляет исключительно материальное благополучие, "зарабатывание
денег" любым способом.  Неготовность подростков к"взрослым" товар-
но-денежным отношениям  в период "хищнического капитализма" зачас-
тую ставит их в долговую зависимость от полукриминальных и  крими-
нальных групп, использующих неопытность детей в своих интересах.
     Одиночество. Занятость  родителей,  формальность  отношений с
воспитанниками педагогов,  неприятие сверстниками, вызывает зачас-
тую  экзистенциальные чувства изолированности и одиночества в жес-
током мире, где никто не хочет прийти на помощь. Учитывая подрост-
ковый  максимализм,  мысль "никому я не нужен" становится особенно
опасной, способной привести подростка к трагическому решению "ухо-
да" (это может быть суицид, наркотики, асоциальное поведение).
     Безответная любовь.  Как  отмечают  психологи,в  подростковом
возрасте  человека очень волнуют взаимоотношения полов.  Проблемы,
которые у взрослых вызывают снисходительную  улыбку,  мальчикам  и
девочкам кажутся неразрешимыми.
     Насилие в семье. Семей, где физическое насилие считается при-
емлемым, в  принципе не так уж мало.  Как правило,  в семьях,  где
применялась сила, жертвами в первую очередь оказываются дети. Кро-
ме того,  ребенок сталкивается в семье не только с насилием по от-
ношению к себе, но и к своим близким, что также наносит непоправи-
мую травму детской личности.
     Незанятость. В большинстве случаев современные  молодые  люди
располагают  достаточно значительным количеством свободного време-
ни,  но не находят "себе применения". Имеющиеся в столице спортив-
ные секции,  клубы,  дискотеки и т.д. в основном платные. У многих
родителей просто не хватает денег,  чтобы отправить своего ребенка
в спортивную секцию или тренажерный зал.  В итоге многие подростки
все свободное время проводят на улице со сверстниками,  попадая  в
различные истории.  Вышеперечисленные проблемы подростков не явля-
ются окончательным списком.  Следует также добавить, что подростки
сталкиваются не с одной, а сразу с несколькими проблемами одновре-
менно.
     Семья как основной фактор социализации личности.  Кризис сов-
ременной российской семьи.
     Семья характеризуется  как сложное социальное образование,ко-
торое, с одной стороны, является специфическим социальным институ-
том, а с другой - малой социальной группой. Поэтому можно говорить
о двойственности функций семьи,  о ее  макро-  и  микроструктурах,
позволяющих рассматривать ее как систему.  Существование семьи как
социальной общности и как фактора социализации основано на потреб-
ности людей в семейном образе жизни. Семья остается главной, исто-
рически сложившейся формой личностного  удовлетворения  социальной
потребности в воспроизводстве населения.  Однако в последнее время
достаточно четко намечается  тенденция  к  уменьшению  потребности
семьи в детях,  что сказывается на демографической ситуации в ряде
стран.
     Наиболее принятым определением семьи является следующее:
     Семья - это общность,  основанная на общесемейной деятельнос-
ти, связанная узами супружества - родительства - родства, осущест-
вляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поко-
лений,  социализацию  детей  и  поддержку  существования  - членов
семьи. Наличие триединого отношения супружество-родительство-родс-
тво считается основанием формального признания семьи, ее конститу-
ирования.  Если же этих отношений нет,  то употребляют термин "се-
мейная группа".
     Основными мотивирующими факторами образования семьи  выступа-
ют:
     - стремление избежать одиночества;
     - желание иметь детей;
     - реализация потребности в эмоциональном контакте,  в понима-
нии;
     -  создание психологической "ниши";
     - поиск способов и механизмов психологической защиты.
     Диапазон индивидуальных моделей семьи достаточно  вариативен.
     Также разнообразны  феномены,  в которых реализуются типы се-
мейных отношений.
     Функции семьи принято делить на специфические и неспецифичес-
кие.  К специфическим функциям семьи, которые определяются ее сущ-
ностью,  ее социальной природой,  относятся следующие:
     - репродуктивная (рождение детей);
     - социализирующая (обеспечивающая воспитание  детей);
     - охранительная (ответственность за защиту членов семьи).
     Неспецифические функции  институт  семьи был вынужден освоить
под давлением складывающихся социально-исторических условий.  Нап-
ример, в  последнее время произошел "перехват" семьей функций дру-
гих социальных институтов - образовательных, правовых, обслуживаю-
щих,  досуговых и др. Неспецифическими функциями семьи являются:
     - накопление и передача собственности и статуса;
     - организация производства и потребления;
     - ведение домашнего хозяйства;
     - организация досуга,  связанного с заботой о здоровье и бла-
гополучии членов семьи, микроклимате, способствующем снятию напря-
жения, развитию каждого члена семьи.
     Они могут резко изменяться на разных исторических этапах, су-
жаясь,  расширяясь, модифицируясь или даже исчезая. Семья как инс-
титут социализации претерпевала и продолжает претерпевать  сущест-
венные изменения.  Поэтому при характеристике семьи следует указы-
вать,  какой модели она соответствует - традиционной или современ-
ной. Традиционные семьи имеют родственно-семейный тип организации,
а современные - ценностям рода предпочитают экономические  и  лич-
ностные интересы.
     Основными трансляторами  социальных  и   культурных   ценнос-
тей,главными  "фигурами" социализации личности были и остаются ро-
дители ребенка.  Это не значит,  что старшие члены семьи (бабушки,
дедушки,  тети, дяди) или старшие дети в многодетных семьях не мо-
гут быть реальными и равноправными участниками этих процессов. Ре-
альная  ценность  производимых  ими воздействий находится в прямой
зависимости от их социальной, гражданской позиции и включенности в
жизнедеятельность не только семьи, но других социальных групп.
     В каждой семье складывается своеобразная  структура  семейных
отношений,  специфическая система воздействий,ценность которых оп-
ределяется пониманием законов и механизмов социального и  психоло-
гического развития детей, умениями целенаправленно отбирать методы
и приемы воспитания.
     Но сегодня приходится констатировать, что "средняя российская
семья" переживает глубокий социально-экономический и ценностнопси-
хологический кризисы.
     Кризисные отношения в современных семьях  приводят  к  потере
ими своей главной функции - социализации и воспитания детей.Совре-
менные семьи сталкиваются в своей повседневной жизни с целым набо-
ром  проблемных  ситуаций,которые могут привести к краху "семейной
жизни".  Основные проблемы современной семьи в основном сводятся к
следующим аспектам:
     Катастрофическое падение "семейных  ценностей" в  современном
общественном сознании.  На  сегодняшний день семья как малая соци-
альная группа перестала представлять собой ценность в глазах насе-
ления страны.  Семья перестала быть первоначальной ячейкой общест-
ва,  его опорой.  Наше население все больше начинает  походить  на
"общество индивидуумов", разрозненных и разобщенных. Данная ситуа-
ция характерна не только для России. Схожие тенденции отмечаются и
западными социологами,  занимающимися вопросами развития современ-
ных обществ. Постиндустриальное, информационное общество, ориенти-
рованное на ценности потребления оказывает разрушительное воздейс-
твие на ценность семьи.
     Повышение уровня  конфликтных отношений в современных семьях.
Сложность во взаимоотношениях членов семей.  Разобщенность родите-
лей становится главной причиной распада современных семей.  Посто-
янно растет количество разводов по отношению к заключаемым бракам.
Это  является  прямым следствием современного отношения общества к
семье.  Молодые люди,  вступая в брак, очень часто не имеют предс-
тавления  о  той ответственности и мудрости,  которую им предстоит
проявить в новой роли.
     Отсутствие детей  в  семьях.  Тяжелое  материальное положение
становится серьезным препятствием для молодых семей, когда они ре-
шают  завести  ребенка. Все больше становится семей только с одним
ребенком.  Но не только экономические  причины  составляют  основу
тенденции  к  сокращению  детей в семьях.  В глазах общества семья
больше не является "репродуктивным институтом".  Также сюда  может
быть отнесена проблема бесплодия родителей, что само по себе явля-
ется серьезной психологической травмой для взрослых членов семьи.
     Различные социально (материально)-психологические ситуации:
     Потеря (утрата) одного из членов семьи (неполные семьи).Утра-
та  одного  из  членов семьи может произойти в силу разных причин.
Это может быть и смерть,  и развод родителей. Так или иначе, семья
оказывается неполной, что негативно сказывается, в первую очередь,
на детях в неполных семьях.
     Инвалидность одного из членов семьи.  Инвалидность становится
серьезным испытанием для всей семьи. В случае утраты дееспособнос-
ти  старшими членами семьи это автоматически ведет к ухудшению ма-
териального положения,  осложнению взаимоотношений родителей,появ-
лению напряжения, ослаблению стрессоустойчивости семьи. В случаях,
когда инвалидами в семьях по тем или иным причинам оказываются де-
ти,  это приводит к дополнительной психологической нагрузке на ро-
дителей,  становится  серьезным  вызовом  и  угрозой  благополучию
семьи.
     Алкоголизм, наркомания,  преступность в семье.  При появлении
этих серьезных социальных недугов в семье,  особенно в случае воз-
никновения наркотической зависимости у кого-либо из взрослых  чле-
нов,  "пассивное"  развитие  событий  может  привести к разрушению
семьи.  Из семьи в переносном,  а чаще даже  в  буквальном  смысле
"изымается" один из родителей и она становится неполной.
     Насилие в семье. В данном случае речь идет не только о сексу-
альном насилии в семьях,  но также о причинении любого физического
или психологического вреда кому-либо из членов семьи.  Чаще  всего
объектами насилия в семье становятся младшие члены (дети).  В слу-
чаях же применения "силовых" методов разрешения конфликтных ситуа-
ций между родителями,  у ребенка формируется неправильное восприя-
тие семейных отношений, и в дальнейшем деформированная модель вза-
имоотношений  может  быть  им воспроизведена уже в "своей семье во
взрослой жизни".
     Тяжелое материальное  положение семьи.  Экономические реформы
90-х годов прошлого столетия подорвали  материальное  благополучие
большинства  населения нашей страны.Не всем удалось приспособиться
к новым экономическим реалиям современной жизни  России.  В  боль-
шинстве случаев каждая семья в отдельности предоставлена "сама се-
бе", не рассчитывая на помощь извне.
     Отсутствие жилья  ("жилищный вопрос").  Эта проблема особенно
актуальна для молодых семей.В некоторых случаях "жилищный  вопрос"
становится непреодолимой  преградой для молодых людей на пути соз-
дания собственной семьи.  В случаях же проживания молодых семей  с
родственниками, нередки ситуации "возрастного непонимания" старши-
ми членами семей молодых супругов, что является благодатной почвой
для возникновения конфликтов.
     Различные стрессовые ситуации. Составить полный перечень всех
возможных проблемных ситуаций современных семей очень сложно. "Все
счастливые семьи счастливы одинаково, а все несчастные - несчастны
по-своему".  Стоит лишь перечислить наиболее распространенные: по-
теря имущества,  различного рода трагедии (автокатастрофы,  терро-
ризм  и т.д.),  потеря родителями работы,  вынужденное переселение
(беженцы, миграция и т.д.) и многое другое...

                   Выход из кризиса.

     Уже упоминавшаяся система государственной  политики  (реакция
на следствие, но не на причину) не эффективна в достаточной степе-
ни. Наиболее действенной может стать только активность самого  об-
щества,  готового  бороться  с социальными недугами.  Вернуть себе
здоровое поколение можно лишь самим родителям,  заинтересованным в
успешности своих детей.
     Сегодня, наконец-то,  произошел отказ от  репрессивной  госу-
дарственной  системы воспитания молодого поколения и переход к со-
циозащитным принципам работы с детьми.
     В стране  стали  создаваться детские реабилитационные центры,
приюты и иные учреждения,  которые ставят своей  задачей  усиление
внимания  к  конкретному ребенку с его конкретной проблемой,  а не
работу с классом,  группой,  отрядом как бы по общему воспитанию и
образованию детей. И это стало новым.
     Термин "трудная жизненная  ситуация"-  открытый,  понятный  и
доступный. В трудную жизненную ситуацию можно включить разные обс-
тоятельства.  И вполне добропорядочные граждане,  и дети из вполне
нормальных семей оказываются в этих ситуациях.С детьми работают не
только приюты и центры, но и иные учреждения, как-то: центры помо-
щи  семьи и детям,  центры помощи детям,  оставшимся без попечения
родителей,  телефоны доверия для взрослых и детей и иные организа-
ции.
     Но сегодня абсолютно понятно,что  более  раннее  включение  в
кризисную  семью,  адекватная  помощь  взрослым и детям - это есть
перспектива. И эта помощь может быть не только государственной, но
и общественной. К тому же все существующие государственные, регио-
нальные,  муниципальные программы, учреждения раздроблены и разоб-
щены.  Нет координирующего центра,  способного адекватно проводить
сбор информации и направлять общественный интерес в нужное  русло.
Поэтому  представляется целесообразным создание Общественного дви-
жения (рабочее название "Обеспокоенные родители"),  в задачи кото-
рого входило бы выявление и оказание реальной помощи семьям,  ока-
завшимся в трудной жизненной ситуации. Зачастую в помощи нуждаются
не только дети-подростки,  но и их родители, которые не знают, как
решить возникшую в их семье проблему.
     Одновременно с  конкретной помощью семьям общественное движе-
ние может предоставить каждому желающему реальные возможности  по-
зитивно воздействовать на среду развития детей.
     Для действительной работы Общественной организации по улучше-
нию социальной среды семей основу структуры должен составлять Блок
профессиональных организаторов.
     Именно блок  организаторов должен отвечать за структуру орга-
низации,  ее материально-техническое обеспечение, пропагандистскую
работу, рекрутинг добровольцев, контакты с иными структурами госу-
дарственной или муниципальной принадлежности.
      Первостепенной задачей блока организаторов должна стать раз-
работка наиболее полной и рабочей концепции "детской политики сов-
ременного города", которая станет идеологической базой создающейся
Общественной организации.
     Также на  начальном  этапе  должны  быть разработаны основные
принципы, методы работы организации с семьями, попавшими в трудную
ситуацию;  определены  миссия  и видение общественной организации,
сформулированы главные цели и задачи развития общественной  струк-
туры.
     Общественная организация должна быть также  готова  взять  на
себя функции по установлению горизонтальных связей между уже дейс-
твующими государственными и  муниципальными  структурами  в  сфере
детской политики.
     Для дальнейшей работы с семьями  и  подростками  организаторы
могут привлекать профессиональных психологов,  юристов, социальных
работников.
     На сегодняшний день видится несколько направлений деятельнос-
ти создаваемой общественной организации:
   - оказание социальной помощи семьям,  оказавшимся в сложной си-
туации;
   - оказание психологической помощи семьям, оказавшимся в сложной
ситуации;
   - оказание правовой помощи семьям, оказавшимся в сложной ситуа-
ции;
   - ведение активной информационно-рекламной кампании в обществе;
   - содействие реализации программ по "досуговой занятости" под-
ростков;
   - оказание  общественного давления на государственные институты
власти в вопросах социальной политики.

              Оказание социально-психологической помощи.

     На начальных этапах деятельности общественной организации нет
необходимости создавать собственные реабилитационные центры.  Дос-
таточно  провести "общегородской аудит" уже действующих на предмет
выявления основных трудностей в  работе,  составления  общей  базы
данных обратившихся граждан,  определения размеров помощи, требую-
щейся уже функционирующим структурам.
     Главной целью  в  данной области для общественной организации
может стать осуществление социальных,  благотворительных, культур-
ных,  образовательных,  научных и управленческих мероприятий в об-
ласти охраны  здоровья,  социальной  профилактики  и  реабилитации
детско-подростковой дезаптации,  в том числе детской токсикомании,
наркомании, алкоголизма, проституции.
     В соответствии с указанной целью общественная организация мо-
жет ставить перед собой следующие задачи:
     - развитие различных видов социальной реабилитации детей и их
семей;
     - создание курсов обучения, переподготовки и переквалификации
воспитателей, социальных работников, а также других категорий лиц,
профессионально  работающих  с детьми,  подростками,  родителями в
Москве и возможно в последствии в других регионах России;
     - помощь  уже действующим центрам и создание собственной сети
социально-психологических реабилитационных центров;
     - проведение научно-исследовательской работы в целях создания
социально-реабилитационных программ для детей и распространение их
среди учреждений системы образования города Москвы.
     - сбор,  обобщение, анализ информации, выявление потребностей
в различных видах социальной и психологической помощи семьям,  по-
павшим в сложную ситуацию. Технологически это осуществляется мето-
дом интервьюирования сотрудников собесов, правоохранительных орга-
нов,  районных муниципальных  органов,  отвечающих  за  реализацию
программ социальной политики,  а также работой по запросам с орга-
нами государственного управления;
     - социальный  патронаж  семей,  попавших  в трудную ситуацию.
Открытие собственных приемных и  телефонных  линий  для  обращений
граждан. Обрабатывая обращения граждан, сотрудники организации мо-
гут проводить консультации и направлять обратившихся  в  соответс-
твующие инстанции и структуры;
     - представление интересов семей в государственных и иных  об-
щественных  организациях  с целью побуждения их к оказанию практи-
ческой и социальной помощи;
     - разработка  и  реализация  программ социальной профилактики
детской и подростковой дезаптации, в том числе детской наркомании,
алкоголизма, проституции, подростковых суицидов;
     - создание экспериментальных групп,  классов диагностической,
консультативной помощи детям, подросткам и их семьям;
     - оказание благотворительной помощи детям,  подросткам, семь-
ям,  детским учреждениям, некоммерческим организациям в виде мате-
риального, имущественного,  консультативного или другого вида осу-
ществления благотворительной помощи.

                    Оказание   правовой  помощи.

     Большинство семей,  оказавшись  в сложной ситуации,  не знают
своих прав и обязанностей,  не имеют представления о государствен-
ных программах помощи.
     Решением проблемы может стать открытие общественных приемных,
ведущих юридическую консультацию для семей в трудных жизненных си-
туациях.
     Работа с населением, накопление практического опыта, позволит
сформулировать необходимые законодательные инициативы, которые мо-
гут быть выдвинуты общественной организацией на последующих этапах
своей деятельности.
     Как показывает практика, действующее законодательство регули-
рует только внутрисемейный конфликт и обращает внимание на  семей-
ное положение гражданина лишь в отдельных кризисных случаях.
     Под законодательное регулирование попадают только личные неи-
мущественные  и  имущественные  отношения между членами семьи.  То
есть семья не является субъектом в законодательстве, которое пред-
назначено  лишь для распутывания разного рода внутрисемейных конф-
ликтов.  Проведение политики,  направленной на повышение  семейных
ценностей,  требует и законодательного оформления статуса семьи, с
фиксацией ее состава.

     Ведение информационно-рекламной кампании или связи с обществен-
ностью.
     В целях формирования общественной организации,  прежде  всего
необходимо взаимодействие с обществом и властями на основах посто-
янного диалога,  так как любая общественная структура не  способна
легитимно функционировать вне процессов гласности, игнорируя прин-
цип "прозрачности" своей деятельности.
     Осуществлять подобное взаимодействие организации с гражданами
при наличии эффективной системы связей с общественностью,  в инте-
ресах  которых  организация  создана.  Это также придаст структуре
большую оперативность, гибкость, экономичность и действенностью.
     В данном  разделе  предлагается модель построения эффективной
системы связей с общественностью, которые могут быть воспроизведе-
ны  в реальном времени при формировании организации "Обеспокоенные
родители".
     Диалог организации  и  общественности  - основа существования
создаваемой структуры.
     В современную постиндустриальную эпоху, по мнению большинства
экспертов,  возник институт общественного мнения,  принимающий  на
себя политическую функцию контроля обществом над всеми действующи-
ми структурами, организациями и институтами. Говоря другими слова-
ми,  произошло  создание  автономной публичной сферы.  Ее основное
оружие - убедительный аргумент в существующем информационном  поле
и  перманентная дискуссия по различным вопросам общественного раз-
вития.
     Функционирование общественной  организации оказалось в полной
зависимости от систем связи с общественностью и управления потока-
ми информации.
     Современные социально-политические институты всего  мира  все
больше осознают, что эффективность деятельности их структур напря-
мую зависит от потребностей,  ожиданий и мнений граждан.  Воздейс-
твие на потребности, ожидания и мнения граждан происходит постоян-
но, но осуществляется на разном уровне, разными способами и с раз-
ными результатами, в зависимости от выбранной организацией, прово-
дящей работу с общественностью, модели воздействия.
     Американские специалисты в области "паблик рилейшнз" Т.Хант и
Дж.Груниг выделили четыре основные исторически сложившиеся  модели
связей с общественностью.
     При формировании новой общественной организации возможно  ис-
пользование двух моделей, поэтапно сменяющих друг друга.
     На начальном этапе создания организации целесообразно исполь-
зовать  так называемую "асимметричную" модель взаимодействия с об-
щественностью, суть которой заключается в одностороннем информиро-
вании общественности о деятельности организации.  Основной задачей
на данном этапе является  распространение  объективной  информации
через  средства  массовой  информации  о деятельности организации.
Слабость модели состоит лишь в односторонности информационного по-
тока. Вместе с тем она позволяет достигнуть важную цель - создание
положительного имиджа организации при помощи пропагандистских  ме-
тодов  и  распространения  преимущественно  благоприятной о себе и
своей деятельности информации.  Следует также подчеркнуть,  что на
последующих  этапах  деятельности  общественной организации она не
может выполнять в полной мере ожиданий граждан.
     Продолжительность первого  этапа - от шести до двенадцати ме-
сяцев.  Помимо информирования общественности о создании  и  первых
мероприятиях  организации  за этот период следует создать "клиент-
скую" базу организации. База должна включать информацию о действу-
ющих социальных,  психологических, реабилитационных центрах, госу-
дарственных программах и институтах, экспертах, средствах массовой
информации и журналистах и, конечно же, общественных добровольцах.
На следующем этапе своего функционирования организации следует пе-
рейти к иной модели взаимодействия с общественностью - "двусторон-
ней симметричной".  В данном случае предполагается систематическое
информирование со стороны организации о своей деятельности граждан
для улучшения взаимопонимания между организацией и общественностью
и своевременного предотвращения возможных конфликтных ситуаций. Но
главное - эта модель предполагает постоянную координацию  деятель-
ности  структуры  в  соответствии с интересами общественности пос-
редством изучения потребностей и ожиданий общества.
     Данная модель в наибольшей степени отвечает интересам общест-
венной организации,  ибо при такой модели общественность  косвенно
принимает участие в деятельности структуры.
     Цель функционирования "двусторонней симметричной" модели сос-
тоит во взаимодействии всех сил общества,  заинтересованных в раз-
решении острых социальных проблем, на основе принятия взаимоприем-
лемых решений и их своевременной корректировки.
     Основными задачами "двусторонней симметричной" модели являют-
ся следующие:
     1. Информирование (систематическое,  планомерное информирова-
ние  общественности  о  деятельности организации и систематическое
информирование руководства организации о существующей и  возможной
реакции общественности на проводимую или намеченную политику).
     2. Объяснение действий организации (подробный анализ для  об-
щественности принятия каждого решения и действия).
     3. Организация  обратной связи (изучение общественного мнения).
     4. Прогнозирование реакции общественности на конкретное реше-
ние организации с дальнейшим упреждением негативного  отношения  к
нему или отказом от достижения поставленной цели в намеченной фор-
ме.
     5. Социализация процессов (стимулирование развития обществен-
ной активности).
     6. Работа с опорными группами общественности,  а именно: реа-
билитационными центрами, социальными службами, правоохранительными
органами,  школами, интернатами, политическими партиями, религиоз-
ными конфессиями,  добровольцами (привлечение каждого из  перечис-
ленных социальных институтов к решению обозначенных проблем).
     7. Привлечение  коммерческих структур к проектам.
     8. Создание положительного имиджа организации, ее руководите-
лей, каждого ключевого деятеля организации (данная задача решается
в первую очередь в процессе выполнения всех предыдущих задач).
     Предлагаемая ниже структура управления (комитета,  отдела) по
связям  с общественностью может включать разное количество подраз-
делений или просто работников.  Подробнее об  особенностях  работы
каждого предполагаемого отдела необходимо отметить следующее.
     Отдел анализа  и  прогнозирования социально-политических про-
цессов предназначен выполнять следующие функции:
     - анализировать потребности и ожидания общественности,  выст-
раивая  их  в  приоритетной  последовательности (в том числе через
постоянный социологический мониторинг общественного мнения, анализ
писем  и обращений граждан,  мониторинг СМИ,  работу по запросам с
органами исполнительной и законодательной власти) и вырабатывая на
их основе стратегию действий организации;
     - проводить предварительную  научную  экспертизу  документов,
программ, проектов государственных органов управления;
     - осуществлять прогнозирование общественно-политических  про-
цессов;
     - разрабатывать технологии воздействия на общественность, од-
нако  не  с целью манипулирования общественным мнением,  а с целью
совершенствования социализации процессов;
     - формировать имидж организации, ее руководителей, внутреннюю
и внешнюю корпоративную культуру.
     Отдел взаимодействия  со средствами массовой информации в ка-
честве основы своей деятельности должен рассматривать формирование
и осуществление информационной политики в городе, конкретную рабо-
ту с журналистами,  позволяющую, с одной стороны, последним форми-
ровать  объективное  представление  о деятельности организации,  с
другой стороны,  самой структуре получать "из первых рук" информа-
цию о событиях, ожиданиях, потребностях и мнениях населения.
     Этот отдел также  должен  курировать  работу,  обеспечивающую
журналистов  оперативной  информацией  о деятельности организации,
архивом документов и материалов,  фотодокументами, системой элект-
ронной обработки информации, телефоном, факсом и т.д.
     Отделу взаимодействия с организациями  и  населением  следует
взять  на  себя координирующую роль по участию в социально-полити-
ческих событиях,  контактах с аналогичными структурами, представи-
телями религиозных конфессий,  коммерческих структур. Этому же от-
делу следует осуществлять связи с районными организациями соцобес-
печения, управами и правоохранительными органами по сбору информа-
ции, жалоб,  предложений, поступающих с мест, относительно потреб-
ностей и  ожиданий  общественности и осуществлять изучение общест-
венного мнения при непосредственном контакте с населением  (откры-
тые приемные,  встречи с населением по месту жительства, посещение
общественных мест).
     Пресс-служба тесно  сотрудничает  с отделом взаимодействия со
СМИ, готовит печатные и аудиовизуальные материалы для прессы, осу-
ществляет мониторинг материалов,  проходящих в СМИ и затрагивающих
интересы граждан, проживающих на соответствующей территории, обес-
печивает публичную сторону деятельности организации и ее руководи-
телей (пресс-конференции,  брифинги,  официальные  заявления   для
прессы, презентации, пресс-релизы, информационные письма и т.д.).
      Технологии взаимодействия организации с общественностью
     Диалог организации с общественностью базируется на ряде осно-
вополагающих правил,  наиболее важными из которых являются следую-
щие.
     Постоянно и  систематически  информировать  общественность  о
проводимой  политике  так,  чтобы  эта информация была доведена до
каждого гражданина.
     Мероприятия структур  по связям с общественностью должны сос-
тоять не из единичных (и потому воспринимаемых нередко как случай-
ные) мероприятий, а из системы взаимосогласованных акций.
     Всегда необходимо настаивать на правде и  полной  информации.
Долго  сохранять придуманный имидж (деятельности,  персоны) невоз-
можно (как говорил А.Линкольн: "Можно дурачить часть  народа  все
время;  можно дурачить весь народ некоторое время, но нельзя дура-
чить все время весь народ").
     Если общественная  организация  сознательно  не  включается в
процесс создания и закрепления понятного и принимаемого обществен-
ностью имиджа своей деятельности,  то имидж будет сформирован сти-
хийно, а значит будет трудно управляемым или неуправляемым.
     Следует формулировать  общие  цели  и не просто декларировать
их, а фактически доказывать возможность их реального достижения.
     Следует ставить  реалистичные цели и насколько возможно выра-
жать их в конкретном количественном отношении.
     Связи с общественностью всегда должны осуществляться на высо-
ком этическом уровне, они никогда не должны быть негативными.
     Отрицания не  убеждают  сомневающихся.  Гораздо больше шансов
наладить сотрудничество при помощи конкретных убедительных фактов.
     Надо предоставлять  общественности возможность высказать свое
мнение о новых важных проектах и планах до принятия  окончательных
решений.
     При реализации многосторонних решений  необходимо  продемонс-
трировать,  что  никто  не  стремится добиться своих целей в ущерб
другим сторонам.  Для этого рекомендуется проводить "открытые дис-
куссии".
     В случаях,  когда объективно нельзя вызвать у всех участников
тех или иных событий или процессов чувств победы, всегда можно до-
биться,  чтобы неучастие во взаимодействии выглядело менее привле-
кательно, чем участие.
     Решения в области социальной политики, пропущенные через пот-
ребности населения, дают наивысший результат, поэтому следует чаще
проводить "дни жалоб", "дни идей", "дни предложений" граждан.
     Нужно "работать" с обвинениями,  а не противостоять им; необ-
ходимо предупреждать появление обвинения заблаговременным информи-
рованием, демонстрировать опережающее знание сути недоверия.
     Следует постоянно осуществлять намеренную оптимизацию контак-
та в современной обстановке недоверия и неверия в будущее.
     В целях формирования доверия к общественной организации необ-
ходимо принимать активное участие в открытых обсуждениях проблем.
     Внутренняя культура общественной организации  не  завершается
на  коммуникации "руководитель - сотрудник",  "сотрудник - сотруд-
ник", а распространяется на "клиента", т.е. гражданина. Если внут-
ри организации отсутствует порядок,  не работают этические отноше-
ния, то и внешняя деятельность выглядит неубедительной. Если глав-
ный внутренний принцип - "не демократия", то организация не сможет
демократично функционировать и во вне.  Необходимо постоянно разви-
вать у людей чувство гражданской гордости.
     В случае кризисной ситуации:
     - личную  ответственность должен принимать на себя авторитет-
ный лидер (демонстрация ответственности лидером должна проводиться
постоянно);
     - действовать надо в соответствии  с  формулой:  "Скажи  все,
скажи всем, скажи сразу", в противном случае произойдет утрата до-
верия, восстановление которого потребует много времени и сил.
     Следует помнить, что человек живет не по законам разума и ло-
гики.  У каждого человека имеется набор стереотипов,  которые  су-
щественно влияют на восприятие человеком сообщений.  То есть,  что
человек хочет,  то и слышит, видит, чувствует. Поэтому осуществле-
нием  связей  с  общественностью  должны заниматься профессионалы,
способные корректировать человеческие стереотипы.  Но  делать  это
они должны с высочайшей долей моральной ответственности.
     Выполнение перечисленных правил взаимодействия организации  с
общественностью позволит развивать гражданское самосознание и вос-
питывать у людей активный интерес к проблемам  социального  значе-
ния.
     В силу того,  что в последние 50 лет активно развивается про-
цесс,  который получил название "медиатизации" политики,  политика
перемещается в сферу средств массовой информации  и  коммуникации,
руководители  организации  должны с особой ответственностью подхо-
дить к взаимодействию с прессой.
     Для этого следует помнить о следующем:
     СМИ поднимают и освещают обсуждаемые в обществе темы и  таким
образом  доводят  их  до сведения исполнительной власти.  И они же
представляют обществу деятельность организации  и,  следовательно,
контролируют и критикуют ее действия, и это закономерное явление.
     Если какое-либо событие не было показано телевидением широким
общественным кругам, можно считать, что оно не происходило.
     Некоторые события существуют только потому, что их показывает
телевидение.
     Чтобы "держать руку на пульсе" развития социума и в  реальном
времени реагировать на оценку событий,  даваемых в СМИ, необходимо
любое решение и действие переводить на язык масс-медиа.
     Чтобы попасть  в СМИ (и быть замеченными потребителями инфор-
мации),  факт или событие должны возбуждать интерес у  потребителя
информации. СМИ способны создавать виртуальную реальность, отража-
ющую не действительное развитие событий,  а то  развитие  событий,
которое отвечает запросам широкой публики.
     Разными способами необходимо стимулировать  появление  в  СМИ
информации,  идущей  "снизу вверх",  ибо это в первую очередь дает
возможность получить представление о потребностях и ожиданиях  об-
щественности.
     Готовя информационные материалы для СМИ,  необходимо ответить
на  следующие вопросы:  Что может быть интересно журналистам?  Что
может быть приемлемо их редакторам?  Что может находиться в фокусе
интереса читателя, зрителя, слушателя?
     Следует вовремя предотвращать конфликты с прессой.  В  случае
появления  компрометирующих материалов в средствах массовой инфор-
мации необходимо проявлять крайне оперативную реакцию.
     Граждане должны иметь право выражать свое мнение публично, но
с определенными ограничениями,  чтобы  не  причинять  вред  другим
гражданам,  не  создавать угрозы национальной безопасности или об-
щественному порядку.
     Объективная реальность, таким образом, свидетельствует о том,
что роль информации в процессах социальной политики  возрастает  и
требует  от действующих общественных организаций большей открытос-
ти,  постоянного диалога с общественностью в целях выработки необ-
ходимых  гражданам  решений  и  сбалансированной  в отношении всех
субъектов и объектов информационной политики.

   Создание телевизионной  программы - инициирующего элемента Дви-
жения
     В заключение стоит еще раз подчеркнуть,  что общественная ра-
бота предполагает максимально возможное распространение позитивной
информации в социуме, что является необходимым условием формирова-
ния гражданского ядра любой общественной организации.  Только пос-
тоянно привлекая новых сторонников собственного движения, возможно
достижение поставленных целей.
     В современных условиях господства электронных СМИ,  по посто-
янно растущему уровню их воздействия на массовое сознание, необхо-
димо создание телевизионной программы, которая может стать иниции-
рующим элементом, локомотивом движения.
     Трансляция на общество наиболее острых проблем детей с  пока-
зом  реальных  способов  их решения инициирует формирование вокруг
программы среды, в которой тяжелейшие социальные проблемы получают
примеры эффективных решений в конкретном, пусть и небольшом, масш-
табе.
     Телевизионная программа, являясь частью более широкого проек-
та, будет выполнять просветительскую гражданскую миссию. Реализуе-
мые в программе проекты станут примером,  пособием и "побуждением"
к действию.
     Программа (рабочее название "Солнечный круг") может быть соз-
дана как еженедельное публицистическое социальное ток-шоу,  посвя-
щенное  широкому  спектру проблем детей и юношества,  отношениям в
семье,  социализации подростков, связанным с этими процессами фак-
торам  и группам риска,  а также вопросам государственной политики
(политики городских властей) в обозначенных сферах.
     Создание программы  "Солнечный круг" обусловлено также целями
и задачами развития деятельности общественного движения "Обеспоко-
енные родители".
     Миссия программы - интерактивный обмен мнениями и  установле-
ние общественного взаимопонимания по широкому кругу социально зна-
чимых проблем,  пропаганда ценностей общественной  солидарности  и
социальной  взаимопомощи,  привлечение новых участников к деятель-
ности общественного движения "Обеспокоенные родители" и  повышение
эффективности его работы,  развитие институтов общественного само-
управления и институтов гражданского общества в  городе,  развитие
обратной  связи  между властью и обществом в Москве и повышение на
этой основе эффективности государственной  (городской)  социальной
политики.
     Для усиления элементов интерактивности и "обратной связи",  в
рамках  программы на постоянной основе можно использовать телефон-
ные опросы и голосования зрителей в течение эфира по наиболее зна-
чимым аспектам обсуждаемой проблемы.
     Задействование интернет-ресурсов оправдано  тем,  что  значи-
тельная часть целевой аудитории - это подростки и "молодые родите-
ли",  для которых информационная активность и  способы  восприятия
информации в значительной степени связаны с сетевыми технологиями.
     В целом,  телепрограмма "Солнечный круг" должна использовать-
ся,  особенно на первом этапе ее работы и в период создания движе-
ния "Обеспокоенные родители",  как ключевой  механизм  разъяснения
целей  и  задач движения,  информирования населения о деятельности
движения,  привлечения новых активистов движения,  расширения  его
социальной базы.
     Именно вокруг программы "Солнечный круг",  как вокруг "трибу-
ны" и некоего "клуба" может сформироваться и укрепиться "ядро" об-
щественного движения "Обеспокоенные родители".
     Тематическая сетка выпусков программы на первом этапе вещания
(20- 25 выпусков) должна быть сориентирована на решение  следующих
задач:
     - привлечение внимания к программе, повышение рейтингов пе-
редачи, превращение ее в "знаковое явление" и "символ" современно-
го этапа развития общества,  телевидения и канала ТВЦ;
     - поддержка  целей и задач движения "Обеспокоенные родители",
что предполагает высокий уровень публицистичности,  выбор наиболее
актуальных  социальных проблем семьи и детства,  остроту их поста-
новки;
     - поддержка  политики Правительства Москвы и МГД в сферах за-
щиты прав детей,  охраны материнства и детства, молодежной полити-
ки, поддержки молодых семей, в сфере образования и т.д.;
     - привлечение "постоянного зрителя", расширение аудитории.
     Запуск программы  "Солнечный  круг" потребует проведения ряда
дополнительных  сопутствующих  мероприятий  рекламного  характера,
призванных привлечь дополнительное внимание аудитории к программе,
сориентировать зрителей на соответствующее восприятие нового  фор-
мата.
     Для этого необходимо разработать рекламу программы в межпрог-
раммном эфире канала ТВЦ.  Целесообразно разработать рекламные ро-
лики программы для их использования перед основными выпусками  но-
востей  и в рекламных паузах наиболее рейтинговых программ и филь-
мов канала.
     Целесообразно провести  накануне запуска программы "Солнечный
круг" рекламную кампанию в печатных СМИ (прежде всего "МК" и  "Ве-
черняя Москва", возможно - "Комсомольская правда", "Жизнь", "Аргу-
менты и факты" и т.д.),  а также в молодежных журналах.  При  этом
особое внимание уделить пятничным выпускам этих изданий и размеще-
нию рекламы на тех полосах данных изданий, где по этим дням публи-
куется  программа  телевидения  на будущую неделю.  Также провести
рекламную кампанию  программы  в специализированных изданиях  "те-
легидах" ("Семь дней", "ТВ парк" и т.д.).

              Программа "Досуг поколения  NEXT"

     В прежние  годы  в СССР задача организации досуга для детей и
подростков была полностью возложена  на  действовавшую  пионерскую
организацию. Наряду с идеологической пропагандой образа "юного ле-
нинца" пионерская организация советского периода выполняла  важную
функцию творческого развития подрастающего поколения. Существовала
обширная и разветвленная система детских клубов, спортивных секций
и кружков по интересам.
     После распада Советского Союза и прекращения деятельности пи-
онерской организации "ниша" детского досуга оказалась незанятой. К
этому следует добавить резкое сокращение государственного финанси-
рования детских программ и образования.
     Одновременно в России произошла  информационная  революция  в
СМИ, в первую очередь в электронных. Однообразная идеология и про-
паганда на страницах официальной печати ("Пионерская правда") были
сметены  непрерывным и никем неконтролируемым информационным пото-
ком новых газет,  журналов, телевизионных программ, рекламы, филь-
мов.  Современные  подростки  воспитаны  уже не на примерах пионе-
ров-героев или сказочных персонажей,  их героями  стали  Бэтмен  и
Терминатор,  солдаты  удачи  из  американских  боевиков и маньяки-
убийцы из триллеров. Доступность информации по любой теме, усилен-
ная всемирной сетью, сделала мир современного ребенка гораздо шире
и разнообразнее, чем был мир его родителей.
     С одной  стороны  информационный  мир предлагает детям больше
возможностей для творческого самовыражения, с другой - большинство
соблазнов из "мира взрослых" становится доступными и детям. А про-
тивостоять "злу" и направить свои усилия в позитивное русло дети в
большинстве случаев, к сожалению, не могут. Именно поэтому сегодня
назрела насущная необходимость "взять детское время" под  контроль
взрослых. Уже сейчас в Москве все больше школ переходят на систему
"полного дня". Это связано не только с увеличившимся объемом пред-
метов  в школьной программе,  но и с желанием родителей,  чтобы их
дети "не болтались на улицах".  Увести подростков  с  улиц  можно,
только создав нормальную систему их занятости вне школы. Это зада-
ча не только государства, но и общества. Именно постоянное общест-
венное внимание к данной проблеме может изменить ситуацию.
    Целью общественной организации "Обеспокоенные родители"  явля-
ется привлечение максимального числа энтузиастов родителей,  гото-
вых проводить свое свободное время с  подростками.  И  такие  люди
есть, практически в каждой управе города. Не хватает только "орга-
низационного толчка" к формированию сети общественных детских  до-
суговых центров.

                 Работа с государственными институтами

     Одним из  направлений  деятельности  общественной организации
"Обеспокоенные родители" должна стать тесная  работа  и  сотрудни-
чество с государственными и муниципальными учреждениями.
     Работа может заключаться и в участии в составе  государствен-
ных комиссий по вопросам детской политики, и в проведении консуль-
таций с соответствующими структурами, на которых возложена ответс-
твенность  по  реализации социальных программ,  и непосредственная
помощь гражданской общественности.
     Самым главными является налаживание конструктивного диалога с
властью, результатом которого должно стать четкое осознание чинов-
никами всех уровней всей сложности и важности поставленной задачи-
"Воспитание здорового нового поколения граждан Российской  Федера-
ции".
     "Атмосфера семьи, домашнего очага, взаимоотношения с родными,
память  о  своих предках и воспитание потомков - все это имеет ог-
ромное значение для нравственного укрепления личности, а значит, и
государства.  Не случайно у многих народов говорится, что любовь к
Родине начинается с семьи" ( Патриарх Московский и всея Руси Алек-
сий II).



                              Верно: