Правовые акты (Нормативная база) Москвы
Внимание! С данным правовым актом связан ещё 1 документ.
Подробнее смотрите в конце текущей страницы.
Постановление Правительства Москвы
№ 544-ПП от 26 июля 2005 года
Об утверждении Положения о Системе уполномоченных удостоверяющих центров органов исполнительной власти города Москвы
Во исполнение Закона города Москвы от 24 октября 2001 г. N 52 "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы" и пос- тановления Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. N 848-ПП "Об определении Уполномоченных удостоверяющих центров" и в целях соз- дания системы уполномоченных удостоверяющих центров органов испол- нительной власти города Москвы Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Положение о Системе уполномоченных удостоверяю- щих центров органов исполнительной власти города Москвы (далее - СУУЦ), согласно приложению к настоящему постановлению. 2. Возложить на ОАО "Электронная Москва" функции взаимодейс- твия СУУЦ с федеральной системой удостоверяющих центров и кросс - сертификации в СУУЦ. 3. Опубликовать настоящее постановление в установленном по- рядке в официальных изданиях Правительства Москвы. 4. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой. П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков Приложение к постановлению Правительства Москвы от 26 июля 2005 г. N 544-ПП Положение о Системе уполномоченных удостоверяющих центров органов исполнительной власти города Москвы 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет организационную структуру и порядок формирования Системы уполномоченных удостоверяющих цент- ров органов исполнительной власти города Москвы (далее - Система), создаваемой с целью организации единого пространства доверия сер- тификатам ключей электронных цифровых подписей (далее - ЭЦП) для информационных систем и ресурсов органов исполнительной власти го- рода Москвы. 1.2. Правовое регулирование отношений при создании и функцио- нировании Системы уполномоченных удостоверяющих центров органов исполнительной власти города Москвы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, регламентирующими деятельность в облас- ти электронного документооборота с использованием ЭЦП, а также настоящим Положением. 1.3. Действие настоящего Положения распространяется на органы исполнительной власти города Москвы (далее - ОИВ), а также органи- зации, чье участие в электронном документообороте с указанными ор- ганами регламентировано нормативно-правовыми актами. 1.4. Координацию деятельности Системы осуществляет уполномо- ченный орган исполнительной власти в области использования ЭЦП в информационных системах органов исполнительной власти города Моск- вы (далее - Уполномоченный орган) на основе существующей норматив- ной правовой базы в сфере применения ЭЦП. 1.5. Порядок разрешения конфликтных ситуаций, связанных с признанием или не признанием авторства и/или подлинности электрон- ных документов, обработанных с помощью средств ЭЦП, определяется Уполномоченным органом. 1.6. Порядок организации выдачи и отзыва сертификатов ключей электронных цифровых подписей уполномоченных лиц органов исполни- тельной власти города Москвы устанавливается соответствующим Поло- жением. 1.7. Уполномоченные удостоверяющие центры Системы для осу- ществления своей деятельности должны иметь необходимые лицензии, определяемые действующим законодательством. 1.8. В целях осуществления контроля за деятельностью Системы уполномоченные удостоверяющие центры должны иметь долю города Москвы в уставном капитале не менее 51%. 2. Основы организации Системы уполномоченных удостоверяющих центров 2.1. Система организационно состоит из Уполномоченного органа и связанных с ним уполномоченных удостоверяющих центров. 2.2. Система обеспечивает создание и поддержку централизован- ного механизма доверительных связей между ее доменами. 2.3. Система уполномоченных удостоверяющих центров строится на основе следующих принципов: - открытость для различных аппаратно-программных платформ построения уполномоченных удостоверяющих центров; - адаптируемость к протоколам взаимодействия с федеральным и региональными удостоверяющими центрами, а также с иностранными удостоверяющими центрами; - масштабируемость по числу взаимодействующих с уполномочен- ным органом управления уполномоченных удостоверяющих центров; - соответствие техническим регламентам, стандартам и рекомен- дациям в сфере применения электронной цифровой подписи и информа- ционной безопасности; - уникальность идентификаторов объектов, ключей и номеров сертификатов в Системе уполномоченных удостоверяющих центров. 2.4. Система обеспечивает взаимодействие с федеральной систе- мой удостоверяющих центров. 2.5. Система обеспечивает взаимодействие с внешними по отно- шению к ней удостоверяющими центрами других корпоративных информа- ционных систем после установления с ними кросс-сертифицированной связи. 2.6. Система открыта для включения в ее состав внешних удос- товеряющих центров при условии выполнения ими требований настояще- го Положения и других нормативных правовых документов Правительст- ва Москвы. 2.7. Функции взаимодействия Системы с федеральной системой удостоверяющих центров и кросс-сертификации в Системе возлагается на уполномоченный удостоверяющий центр распорядительными докумен- тами Правительства Москвы. 3. Уполномоченный орган координации деятельности Системы уполномоченных удостоверяющих центров 3.1. Задачи Уполномоченного органа: - формирование и реализация основных направлений развития Системы с определением их приоритетов; - организация разработки нормативной правовой базы в сфере применения ЭЦП; - организация работы Системы, координация деятельности упол- номоченных удостоверяющих центров (далее-УЦ), контроль за исполне- нием своих распоряжений; - организация подготовки долгосрочных прогнозов и техни- ко-экономических обоснований развития Системы в целом и отдельных уполномоченных УЦ; - взаимодействие с федеральными органами власти и органами власти города Москвы в целях обеспечения использования ЭЦП в ин- формационных системах органов исполнительной власти города Москвы; - организация взаимодействия с другими системами удостоверяю- щих центров, с федеральными, региональными и иностранными удосто- веряющими центрами; - информирование органов исполнительной власти города Москвы о работе Системы. 3.2. Функции Уполномоченного органа: - подготовка проектов законодательных и иных нормативных пра- вовых актов города Москвы по вопросам функционирования Системы; - совершенствование структуры управления Системой; - согласование предельных стоимостных показателей на единицу услуг на планируемый год, оказываемых уполномоченными удостоверяю- щими центрами для органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им организаций; - оценка обоснованности и согласование потребностей органов исполнительной власти города Москвы в приобретении ими услуг упол- номоченных удостоверяющих центров Системы и ежегодное планирование объемов этих услуг, требующих финансирования из бюджета города Москвы; - обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы в осуществлении их полномочий в отношении Системы; - обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с расположенными на территории города федеральными органами власти по вопросам функционирования Системы; - контроль за функционированием Системы; - обеспечение органов исполнительной власти города Москвы ме- тодическими и информационными материалами по вопросам функциониро- вания Системы; - организация подготовки и переподготовки кадров в области применения ЭЦП, взаимодействие с государственными и негосударс- твенными образовательными учреждениями в этой сфере. 3.3. Права Уполномоченного органа: - выпускать методики, инструкции и регламенты, уточняющие ус- тановленный нормативно - правовыми актами порядок и правила функ- ционирования Системы; - обращаться к федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти города Москвы по вопросам использо- вания ЭЦП; - взаимодействовать с уполномоченным федеральным органом ис- полнительной власти в области использования ЭЦП; - представлять интересы участников Системы в органах исполни- тельной власти Российской Федерации, других регионов Российской Федерации и за рубежом; - вырабатывать политику взаимодействия с федеральными, регио- нальными и иностранными удостоверяющими центрами; - определять порядок выпуска сертификатов уполномоченных УЦ; - регистрировать круг уполномоченных лиц органов исполнитель- ной власти города Москвы, обслуживаемых уполномоченными УЦ; - определять единый порядок доведения до сведения участников Системы информации, доступ к которой должен быть им предоставлен в соответствии с законодательством и настоящим Положением; - готовить решения о включении удостоверяющего центра в Сис- тему или об отказе кандидату в присвоении статуса участника Систе- мы; - готовить решения о прекращении деятельности уполномоченного удостоверяющего центра Системы; - создавать по обращению участников Системы экспертную комис- сию для разрешения конфликтных ситуаций при использовании ЭЦП и выявлении случаев компрометации ключа ЭЦП; - участвовать в создании экспертной комиссии для проведения разбора конфликтных ситуаций, связанных с использованием электрон- ной цифровой подписи при взаимодействии участников Системы с феде- ральными, региональными и иностранными УЦ; - принимать решение по результатам разбора конфликтных ситуа- ций между участниками Системы; - согласовывать регламент работы уполномоченных удостоверяю- щих центров; - вырабатывать требования, предъявляемые к удостоверяющим центрам для включения в Систему. 3.4. Уполномоченный орган обязан: - доводить в недельный срок до сведения всех участников Сис- темы (публиковать) все принимаемые им решения, нормативные доку- менты по вопросам функционирования Системы уполномоченных удосто- веряющих центров; - вести архив, в том числе электронный, всех нормативных пра- вовых документов и принятых решений по Системе. 4. Уполномоченный удостоверяющий центр 4.1. Задачи уполномоченного удостоверяющего центра: - реализация в Системе политик и правил, установленных Упол- номоченным органом, с целью создания и поддержания единого прост- ранства доверия сертификатам; - выпуск сертификатов ключей подписей; - взаимодействие с другими системами удостоверяющих центров, с федеральными, региональными и иностранными удостоверяющими цент- рами по установленным в Системе правилам кросс-сертификации; - подготовка прогнозов и технико-экономических обоснований своего развития; - осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством, законодательными и иными нормативными правовыми актами города Москвы. 4.2. Функции уполномоченного удостоверяющего центра: - подготовка предложений по совершенствованию функционирова- ния Системы; - регистрация, выдача и управление сертификатами и кросс-сер- тификатами уполномоченных УЦ, ведение реестров сертификатов упол- номоченных УЦ и кросс-сертификатов; - организация кросс-сертифицированной связи Системы с другими системами удостоверяющих центров, с федеральными, региональными и иностранными удостоверяющими центрами; - подтверждение электронной цифровой подписи на сертификате, изданном другим уполномоченным удостоверяющим центром Системы; - подтверждение электронной цифровой подписи на сертификате, изданном удостоверяющим центром другого региона Российской Федера- ции, взаимодействующего с Системой; - подтверждение электронной цифровой подписи на иностранном сертификате при наличии кросс-сертифицированной связи Системы с издавшим его иностранным удостоверяющим центром; - выполнение условий кросс-сертификации с другими удостоверя- ющими центрами; - предоставление услуг УЦ по использованию ЭЦП и формированию метки единого времени; - сопровождение системы единого времени и включение уполномо- ченных удостоверяющих центров в данную систему; - использование системы единого времени; - осуществление периодического контроля за выполнением упол- номоченными лицами требований по использованию ЭЦП; - участие в деятельности экспертных комиссий, создаваемых Уполномоченным органом управления для разбора конфликтных ситуа- ций; - осуществление организационно-технического обеспечения дея- тельности экспертных комиссий, создаваемых Уполномоченным органом управления; - подготовка предельных стоимостных показателей на единицу услуг на планируемый год, оказываемых уполномоченными УЦ для орга- нов исполнительной власти города Москвы; - подтверждение соответствия (заверение) текста электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью физического лица, тексту того же документа на бумажном носителе, подписанного собственноручной подписью того же физического лица и заверенного печатью; - осуществление по поручению Уполномоченного органа проверок и тестирования удостоверяющих центров, подавших заявку на включе- ние в Систему, на соответствие требованиям руководящих документов и настоящего Положения; 4.3. Права уполномоченного удостоверяющего центра: - представлять на рассмотрение Уполномоченному органу предло- жения по нормативно-организационным вопросам создания и поддержа- ния единого пространства доверия сертификатам; - разрабатывать по поручению Уполномоченного органа проектные материалы и рекомендации по использованию ЭЦП в электронном доку- ментообороте органов исполнительной власти города Москвы; - участвовать в работе экспертной комиссии по разбору конф- ликтных ситуаций, связанных с использованием ЭЦП участниками Сис- темы; - участвовать в работе экспертной комиссии по разбору конф- ликтных ситуаций, связанных с использованием ЭЦП при взаимодейс- твии участников Системы с федеральными, региональными и иностран- ными удостоверяющими центрами; - проводить подготовку сотрудников органов исполнительной власти города Москвы для работы с ЭЦП; - осуществлять рекламную и маркетинговую деятельность в об- ласти использования электронной цифровой подписи; - обращаться в Уполномоченный орган по вопросам разрешения конфликтных ситуаций при использовании ЭЦП; - оказывать участникам Системы иные услуги в сфере применения электронной цифровой подписи, определенные законодательством и настоящим Положением. 4.4. Обязанности уполномоченного удостоверяющего центра: - руководствоваться нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, регламентирующими деятельность в сфере применения электронной цифровой подписи, а также настоящим Положе- нием; - иметь необходимые лицензии; - создавать Уполномоченному органу необходимые условия для проведения им проверки выполнения требований нормативной правовой базы в сфере применения электронной цифровой подписи; - предоставлять участникам Системы всю предусмотренную дейс- твующим законодательством информацию. 5. Порядок формирования Системы уполномоченных удостоверяю- щих центров 5.1. Порядок включения (регистрации) удостоверяющего центра в Систему. 5.1.1. Для включения в состав Системы удостоверяющий центр - кандидат подает в Уполномоченный орган заявление с необходимыми документами. Образец заявления, состав и содержание необходимых документов определяются Уполномоченным органом и публикуются в официальных изданиях и на сайте www.mos.ru. 5.1.2. Регистрацию удостоверяющих центров в Системе осущест- вляет уполномоченный удостоверяющий центр, осуществляющий функции кросс-сертификации (далее - кросс-центр). 5.1.3. Кросс-центром ведется в электронном виде реестр упол- номоченных УЦ. 5.1.4. Уполномоченный орган рассматривает заявление удостове- ряющего центра-кандидата, принимает решение о начале процедуры ре- гистрации и передает документы в кросс-центр, либо отказывает в процедуре регистрации и сообщает об этом удостоверяющему цент- ру-кандидату с объяснением причин в официальном порядке. 5.1.5. В случае, если принято решение о начале процедуры ре- гистрации, кросс-центр организует на договорной основе проведение обследования удостоверяющего центра с целью проверки его соответс- твия требованиям настоящего Положения. 5.1.6. По результатам обследования удостоверяющего цент- ра-кандидата кросс-центр представляет в Уполномоченный орган акт обследования. 5.1.7. По результатам обследования Уполномоченный орган гото- вит решение о включении удостоверяющего центра-кандидата в состав Системы, либо об отказе и доводит до удостоверяющего центра-канди- дата соответствующую информацию. Решение о включении удостоверяю- щего центра-кандидата в состав Системы утверждается распорядитель- ным документом Правительства Москвы. 5.1.8. В том случае, если принято решение о включении удосто- веряющего центра-кандидата в состав Системы, данные об удостоверя- ющем центре заносятся кросс-центром в реестр объектов Системы и производится его регистрация в соответствии с регламентом. Отказ в регистрации должен быть мотивированным и представлен кандидату в официальном порядке в месячный срок. Отказ может быть обжалован в судебном порядке. 5.2. Порядок исключения удостоверяющего центра из Системы. 5.2.1. Решение об исключении удостоверяющего центра из Систе- мы готовится Уполномоченным органом: - при прекращении деятельности удостоверяющего центра в по- рядке, установленном законодательством; - в связи с передачей полномочий другому удостоверяющему центру; - при выявленных в ходе проверки несоответствиях удостоверяю- щего центра требованиям нормативной правовой базы и неустранении выявленных нарушений в установленные сроки. 5.2.2. Основанием для начала процедуры исключения удостоверя- ющего центра из состава Системы является: - поступившее в Уполномоченный орган заявление с мотивацией прекращения деятельности от удостоверяющего центра; - заключение о несоответствии удостоверяющего центра требова- ниям нормативной правовой базы, вынесенное на основании проведен- ной проверки и неустранения выявленных нарушений в установленные сроки; - судебное решение; - решение федеральных, либо региональных органов исполнитель- ной власти в соответствии с их компетенцией. 5.2.3. Уполномоченный орган регистрирует и передает поручение о прекращении деятельности УЦ в кросс-центр, готовит решение об исключении удостоверяющего центра из Системы. Решение об исключе- нии УЦ из Системы оформляется распорядительным документом Прави- тельства Москвы. 5.2.4. Кросс-центр: - исключает из реестра объектов Системы сведения о прекратив- шем деятельность УЦ и переносит их в электронный архив; - производит оповещение через список отозванных сертификатов об отзыве кросс-сертификата УЦ; - исключает кросс-сертификат из реестра и переносит его в электронный архив сертификатов; - готовит предложения Уполномоченному органу по передаче в другой удостоверяющий центр Системы реестра действующих сертифика- тов ключей подписей и списка отозванных сертификатов, принадлежа- щих прекращающему деятельность УЦ. 5.2.5. Кросс-центр по поручению Уполномоченного органа изве- щает удостоверяющий центр об исключении его из состава Системы 6. Порядок внесения изменений и дополнений в настоящее По- ложение 6.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся распорядительными документами Правительства Москвы. 6.2. Уполномоченный орган устанавливает своими распоряжения- ми: 6.2.1. Форму и состав титула работ по реализации мероприятий настоящего Положения. 6.2.2. Требования к составу, содержанию и срокам подачи зая- вок на включение мероприятий в ежегодный план, а также дополни- тельных документов, представляемых с заявками. 6.2.3. Состав и содержание нормативных документов, регламен- тирующих деятельность Системы в рамках данного Положения. . Приложение к Положению о Системе уполномоченных удостоверяющих центров органов испол- нительной власти города Москвы Термины и определения Единое пространство доверия сертификатам ключей подписей - информационное пространство, в котором обеспечивается подтвержде- ние подлинности электронной цифровой подписи вне зависимости от того, каким удостоверяющим центром изготовлен сертификат ключа подписи и какая программно-аппаратная платформа используется удос- товеряющим центром. Политика безопасности - совокупность документированных управ- ленческих решений, направленных на защиту информации и ассоцииро- ванных с ней ресурсов. Корпоративная информационная система - информационная систе- ма, участниками которой является ограниченный круг лиц, определен- ный ее владельцем или соглашением участников этой информационной системы. Информационная система общего пользования - информационная система, которая открыта для использования всеми физическими и юридическими лицами и в услугах которой этим лицам не может быть отказано. Участники Системы уполномоченных удостоверяющих центров орга- нов исполнительной власти города Москвы - Уполномоченный орган, уполномоченные удостоверяющие центры и обслуживаемые ими уполномо- ченные лица органов исполнительной власти города Москвы. Домен Системы уполномоченных удостоверяющих центров - уполно- моченный удостоверяющий центр и обслуживаемая им совокупность уполномоченных лиц органов исполнительной власти города Москвы. Владелец сертификата ключа электронной цифровой подписи - фи- зическое лицо, на имя которого удостоверяющим центром выдан серти- фикат ключа подписи и которое владеет соответствующим закрытым ключом электронной цифровой подписи, позволяющим с помощью средств электронной цифровой подписи создавать свою электронную цифровую подпись в электронных документах (подписывать электронные докумен- ты). Конфликтная ситуация - ситуация, при которой у пользователя сертификата ключа электронной цифровой подписи возникает необходи- мость разрешения вопросов признания или не признания авторства и/или подлинности электронных документов, обработанных с помощью средств ЭЦП. Компрометация ключа - утрата доверия к тому, что используемые закрытые ключи недоступны посторонним лицам. Кросс-сертификация - комплекс организационно-технических ме- роприятий, предпринимаемых удостоверяющими центрами, для установ- ления взаимных доверенных отношений. Кросс-сертификация между удостоверяющими центрами обеспечивает взаимодействие между пользо- вателями этих УЦ. Кросс-сертификат - это сертификат открытого ключа ЭЦП, в ко- тором издателями и владельцами сертификата являются различные УЦ, используемый для кросс-сертификации в строгой иерархической модели (головной-подчиненный) или в распределенной модели доверия. Сертификат ключа электронной цифровой подписи - документ на бумажном носителе или электронный документ с электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра, включающие в себя открытый ключ электронной цифровой подписи и которые выдаются удостоверяющим центром участнику информационной системы для подт- верждения подлинности электронной цифровой подписи и идентификации владельца сертификата ключа подписи. Реестр уполномоченных лиц - перечень должностных лиц, которым выдаются сертификаты ключей электронной цифровой подписи уполномо- ченных лиц органов исполнительной власти города Москвы, определя- ется в Реестре уполномоченных лиц органов исполнительной власти города Москвы. Средства ЭЦП - аппаратные и/или программные средства, обеспе- чивающие реализацию хотя бы одной из следующих функций - создание электронной цифровой подписи в электронном документе с использова- нием закрытого ключа электронной цифровой подписи, подтверждение с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи под- линности электронной цифровой подписи в электронном документе, создание закрытых и открытых ключей электронных цифровых подписей. Уполномоченное лицо - лицо, осуществляющее в установленном законодательством порядке юридические действия в соответствии с занимаемой должностью и уполномоченное ОИВ на совершение указанных действий с использованием электронной цифровой подписи. Уполномоченные удостоверяющие центры - удостоверяющие центры, определенные Правительством Москвы для выпуска сертификатов ключей подписи уполномоченных лиц органов исполнительной власти города Москвы. Электронная цифровая подпись - реквизит электронного докумен- та, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразова- ния информации с использованием закрытого ключа электронной цифро- вой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. Верно:
- Постановление Правительства Москвы № 189-ПП от 21 марта 2006 года
- О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 26 июля 2005 г. N 544-ПП