Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 568-ПП от 22 июля 2003 года

Об утверждении Временного положения о Системе экологического аудита в городе Москве, Временного порядка проведения экологического аудита, Критериев отнесения организаций города Москвы к числу рекомендованных для проведения экологического аудита

     В  целях  реализации  постановления  Правительства Москвы  от
27.08.2002 N 693-ПП "Об экологическом аудите",  а также  повышения
экологической безопасности и эффективности охраны окружающей среды
города Москвы и  активизации  предпринимательской  деятельности  в
сфере выполнения природоохранных работ (услуг) Правительство Моск-
вы постановляет:
     1. Утвердить:
     - Временное положение о Системе экологического аудита в горо-
де Москве (приложение 1);
     - Критерии отнесения организаций города Москвы к числу  реко-
мендованных для проведения экологического аудита (приложение 2);
     - Временный порядок проведения экологического аудита  (прило-
жение 3).
     2. Согласиться с предложением  Департамента  природопользова-
ния и охраны окружающей  среды города Москвы  о  возложении на ГУП
города Москвы  "Экология  московской промышленности" функций Цент-
рального органа Системы экологического аудита в  городе  Москве  в
соответствии с Временным положением о Системе экологического ауди-
та в городе Москве, утвержденным настоящим постановлением.
     3. Департаменту природопользования и охраны окружающей  среды
города Москвы в IV квартале 2003 года утвердить:
     - состав Совета по экоаудиторской деятельности;
     - порядок проведения  аттестации  на право осуществления эко-
логического  аудита, аккредитации  учебно-методических  центров по
обучению экологических аудиторов.
     4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на министра Правительства Москвы Бочина Л.А.






П.п.Исполняющий обязанности                             В.П.Шанцев
    Мэра Москвы


                              Приложение 1
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 22 июля 2003 года N 568-ПП


                      Временное положение о
             Системе экологического аудита в городе Москве



     1. Общие  положения
     1.1. Временное  положение  (далее  - Положение) разработано в
соответствии с постановлением  Правительства  Москвы от 27.08.2002
N 693-ПП  "Об  экологическом  аудите" в целях реализации государс-
твенной экологической политики в городе Москве,  развития экологи-
ческого аудита и экологической сертификации организаций,  предпри-
нимательских видов деятельности в сфере охраны окружающей среды  и
обеспечения экологической безопасности.
     1.2. Положение основывается на следующих нормативных правовых
актах:
     1) в области  экологического  аудита  как правового механизма
охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности:
     - федеральные законы "Об охране окружающей среды", "Об охране
атмосферного воздуха";
     - Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная ра-
споряжением  Правительства  Российской  Федерации  от   31.08.2002
N 1225-р;
     - Закон города Москвы от 11.04.2001 N 12  "О приватизации го-
сударственной и муниципальной собственности Москвы";
     - стандарты ГОСТ Р ИСО:
     14010-98. Руководящие указания по  экологическому аудиту. Ос-
новные принципы.
     14011-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Про-
цедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей сре-
дой.
     14050-99. Управление окружающей средой. Словарь.
     14031-2001. Управление окружающей средой. Оценивание экологи-
ческой эффективности. Общие требования.
     2) в области обеспечения безопасности населения и  территории
города Москвы:
     - федеральные   законы  "О промышленной  безопасности опасных
производственных объектов"; "О безопасности  гидротехнических соо-
ружений", "О защите населения и территорий  от чрезвычайных ситуа-
ций природного и техногенного характера", "О техническом регулиро-
вании";
     - Закон города  Москвы от 11.04.2001 N 12 "О приватизации го-
сударственной и муниципальной собственности Москвы";
     - постановление Правительства Москвы  от 05.02.2002  N 104-ПП
"Об утверждении Временного  порядка  разработки, согласования, ут-
верждения и состава предпроектной документации (обоснований инвес-
тиций) и оценки компенсационных затрат при реформировании, переба-
зировании промышленных предприятий в г.Москве";
     - распоряжение Мэра Москвы от 21.05.99 N 517-РМ "Об утвержде-
нии Перечня предприятий и организаций на территории  исторического
центра Москвы, подлежащих  перебазированию, реформированию, ликви-
дации".
     1.3. Настоящее Положение:
     1.3.1. Вводит принципы организации и  функционирования Систе-
мы экологического аудита в городе Москве, определяет ее структуру.
     1.3.2. Устанавливает:
     1) состав, цели, задачи функционирования  Системы экологичес-
кого аудита в городе Москве;
     2) виды экологического аудита;
     3) участников экоаудиторских проверок;
     4) основы организации экоаудиторской деятельности;
     5) функции уполномоченного органа  государственного регулиро-
вания в области экологического аудита в городе Москве;
     6) функции Совета по экоаудиторской деятельности  при уполно-
моченном органе государственного регулирования в  области экологи-
ческого аудита в городе Москве;
     7) функции Центрального органа Системы;
     8) направления развития Системы экологического аудита в горо-
де Москве.
     1.4. Экологический аудит является инициативным (добровольным)
за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российс-
кой Федерации.
     2. Состав, цели, задачи и принципы организации и функциониро-
вания Системы экологического аудита в городе Москве
     2.1. Система экологического  аудита в  городе Москве (далее -
Система) - это организационно-функциональное объединение, включаю-
щее: уполномоченный орган государственного регулирования в области
экологического аудита в городе Москве  и органы координации экоау-
диторской деятельности, создаваемые  при нем; экоаудиторские орга-
низации; организации, осуществляющие хозяйственную и иную деятель-
ность; профессиональные экоаудиторские объединения;  аккредитован-
ные учебно-методические центры по подготовке экоаудиторов, и имею-
щее целью внедрение и развитие экоаудиторской деятельности как ви-
да предпринимательской деятельности.
     2.2. Целями Системы являются:
     1) организация и внедрение в практику хозяйственной и  приро-
доохранной деятельности в городе Москве:
     а) экологического аудита в качестве:
     - организационно-правового механизма независимой оценки  при-
родоохранной деятельности  организаций, являющихся  потенциальными
источниками негативного воздействия на окружающую среду,
     - финансово-экономического  механизма,  способствующего повы-
шению финансовой устойчивости  деятельности  и инвестиционной при-
влекательности аудируемых лиц, а  также  направленного на снижение
риска материально-финансовых потерь Правительства Москвы  при бюд-
жетном финансировании деятельности организаций;
     б) экоаудиторской деятельности как одного из видов предприни-
мательской деятельности, осуществляемого в целях охраны окружающей
среды и обеспечения экологической безопасности;
     в) сопутствующих  экологическому  аудиту  услуг,  оказываемых
экоаудиторскими организациями и индивидуальными  экоаудиторами ор-
ганизациям в области охраны окружающей среды и обеспечения  эколо-
гической безопасности;
     2) содействие повышению качества и  обоснованности  комплекса
мер по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопа-
сности города Москвы;
     3) развитие экоаудиторской деятельности, осуществляемой в це-
лях охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопаснос-
ти, снижения экологических и  инвестиционных рисков, повышение эф-
фективности использования бюджетных средств города Москвы,инвести-
ционной привлекательности организаций.
     2.3. В Систему входят:
     1) Департамент природопользования и  охраны окружающей  среды
города Москвы, являющийся уполномоченным органом  государственного
регулирования в области экологического аудита в городе Москве (да-
лее - уполномоченный орган),  согласно постановлению Правительства
Москвы от 27.08.2002 N 693-ПП "Об экологическом аудите";
     2) Совет по экоаудиторской  деятельности  при  уполномоченном
органе;
     3) Центральный орган Системы, утверждаемый Правительством Мо-
сквы;
     4) аккредитованные при уполномоченном органе   учебно-методи-
ческие центры по подготовке экоаудиторов, имеющие  лицензии на ве-
дение образовательной деятельности;
     5) экоаудиторские организации, внесенные в Реестр экоаудитор-
ских организаций, который ведется уполномоченным органом;
     6) индивидуальные экоаудиторы, зарегистрированные в  качестве
предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования
юридического лица, и внесенные в Реестр индивидуальных  экоаудито-
ров, который ведется уполномоченным органом;
     7) организации, отнесенные к числу экоаудируемых в соответст-
вии с Критериями отнесения организаций города Москвы к числу реко-
мендованных для проведения экологического аудита ( далее -  Крите-
рии).
     2.4. Система  предназначена для решения следующих задач:
     2.4.1. Унификации правил экологического аудита и  контроль за
их соблюдением.
     2.4.2. Формирования условий снижения экологических рисков при
принятии финансовых,  хозяйственных и управленческих решений в го-
роде Москве.
     2.4.3. Повышения качества экоаудиторских услуг и ведение Рее-
стров экоаудиторских организаций.
     2.4.4. Организации проведения экологического аудита организа-
ций.
     2.4.5. Формирования предложений в  целевые  программы  охраны
окружающей среды и обеспечения  экологической  безопасности города
Москвы.
     2.4.6.  Организации и  проведения работ  по совершенствованию
методологических и правовых основ экологического аудита и   подго-
товке экоаудиторов.
     2.5. Система  при  решении  перечисленных  задач осуществляет
взаимодействие по организационным и методологическим вопросам эко-
аудиторской деятельности:
     - с Некоммерческим партнерством "Экологический аудит  "Эколо-
гическая аудиторская палата" и его региональными филиалами;
     - с региональными  учебно-методическими центрами по  обучению
экоаудиторов;
     - с  Некоммерческим партнерством "Московская  аудиторская па-
лата" (с Комитетом по экологическому аудиту);
     - с Некоммерческим партнерством  "Аудиторская палата  России"
(с Комитетом по экологическому аудиту) и другими организациями.
     2.6. Основные  принципы организации и функционирования Систе-
мы:
     1) обеспечение государственного регулирования  организации  и
функционирования  Системы;
     2) обеспечение решения практических задач Правительства Моск-
вы по экологической безопасности, снижению экологических и  инвес-
тиционных рисков, повышению эффективности использования  бюджетных
средств города Москвы;
     3) информационно-функциональное взаимодействие Системы с сис-
темами добровольной экологической сертификации в городе Москве;
     4) развитие экологического аудита по направлениям:
     - экологический  аудит  страхователей  (природопользователей)
при подготовке договоров страхования ответственности за вред,  на-
носимый загрязнением окружающей среды;
     - экологический аудит при проведении экологической сертифика-
ции.
     3. Экологический аудит и экоаудиторская деятельность:
     участники и правовое регулирование
     3.1. Основные понятия и определения
     Экологический аудит (экоаудит)- независимая, комплексная, до-
кументированная оценка соблюдения субъектом  хозяйственной и  иной
деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных  до-
кументов, в области охраны окружающей среды, требований междунаро-
дных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению  такой дея-
тельности.
     Экоаудиторская  деятельность -  предпринимательская  деятель-
ность, осуществляемая экоаудиторской организацией или индивидуаль-
ным экоаудитором, по независимой проверке соответствия деятельнос-
ти организации требованиям законодательства и международным  стан-
дартам в  области  охраны  окружающей среды  и природопользования,
обеспечения промышленной и экологической безопасности.
     Объект экоаудита - хозяйственная и иная деятельность, связан-
ная с воздействием на окружающую среду, событие,  условие, система
управления и/или информация об этих предметах.
     Критерии экоаудита - политика, методы, процедуры или требова-
ния, по которым аудитор проверяет собранные аудиторские данные  об
объекте аудита. Требования могут  включать,  но  не ограничиваться
этим, стандарты, руководящие указания, специальные требования  ор-
ганизации, а также требования нормативных правовых актов или  рег-
ламентов.
     Аудиторские данные - проверяемые сведения, записи или заявле-
ния, касающиеся  фактов воздействия на окружающую  среду. Аудитор-
ские данные могут быть качественными и количественными; использую-
тся аудитором для сопоставления с критериями аудита и основываются
на интервью, изучении  документов, наблюдениях за  деятельностью и
условиями, на имеющихся результатах измерений, испытаний или  све-
дениях, полученных иным путем в рамках аудита.
     Аудируемое лицо - организация или индивидуальный предпринима-
тель, чья деятельность подвергается экологическому аудиту.
     Заказчик  экологического аудита -  субъект, заказавший эколо-
гический аудит.
     Экоаудитор - физическое  лицо,  отвечающее   квалификационным
требованиям, установленным уполномоченным органом, и  имеющее ква-
лификационный аттестат экоаудитора.
     Ведущий экологический аудитор   (ведущий экоаудитор)  - лицо,
демонстрирующее хорошие знания и личные качества и навыки, которые
необходимы для обеспечения  эффективного  управления и руководства
процессом экологического аудита, удовлетворяющее требованиям стан-
дартов ГОСТ Р ИСО серии 14000 и  квалифицированное руководить эко-
логическим аудитом и проводить его.
     Экоаудиторская организация - организация, осуществляющая эко-
аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие экоаудиту услуги.
     Сопутствующие экологическому аудиту услуги - отдельные услуги
(работы) по обеспечению  рационального  природопользования, охраны
окружающей среды и экологической  безопасности, оказываемые экоау-
диторскими организациями и индивидуальными экоаудиторами:
     - аудируемому лицу в  рамках  программы экологического аудита
или  по  договору  о  возмездном оказании услуг с учетом положений
п.4.3.2 Временного порядка проведения экологического аудита;
     -  лицу, экологический аудит которого не проводился.
     Под сопутствующими экологическому аудиту услугами  понимаются
следующие по:
     - составлению  финансовой (бухгалтерской)  отчетности о плате
за природопользование;
     - консультированию  по  финансовым, хозяйственным  и правовым
вопросам природопользования;
     - анализу финансово-хозяйственной деятельности по обеспечению
использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и эколо-
гической безопасности;
     - консультированию по оценке и управлению экологическими рис-
ками;
     - правовому консультированию при решении экологических споров;
     - разработке и анализу инвестиционных проектов в части эколо-
гических рисков,
     - проведению маркетинговых исследований;
     - проведению научно-исследовательских и экспериментальных ра-
бот в области, связанной с экоаудиторской деятельностью, и распро-
странение  их результатов;
     - обучению в установленном законодательством порядке  специа-
листов  в  областях, связанных с  деятельностью по обеспечению ис-
пользования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологи-
ческой безопасности;
     - разработке и внедрению системы управления окружающей средой
(СУОС)  организациями  в  соответствии  с  требованиями ГОСТ Р ИСО
14001;
     - экологической паспортизации;
     - оценке воздействия  на окружающую среду намечаемой хозяйст-
венной деятельности;
     -  разработке  раздела "охрана окружающей среды" в  проектной
документации;
     - разработке нормативов  предельно допустимых выбросов (сбро-
сов)  (включая  радиоактивные) загрязняющих  веществ в  окружающую
среду, лимитов  размещения отходов, допустимых уровней воздействия
на окружающую среду, обоснования лимитов природопользования;
     - экологическому мониторингу.
.

                              - 8 -

     3.2. Аттестация  на право осуществления экологического аудита
     3.2.1. Аттестация на право осуществления экологического ауди-
та (далее - аттестация) - проверка  квалификации  физических  лиц,
желающих  осуществлять  экоаудиторские проверки. Аттестация прово-
дится  уполномоченным  органом в форме квалификационного экзамена.
Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалифи-
кационный аттестат экоаудитора без ограничения срока его действия.
     3.2.2. Претенденты на  получение  квалификационного аттестата
экоаудитора должны удовлетворять следующим обязательным требовани-
ям:
     - наличие документа о высшем экономическом и/или  юридическом
образовании либо в экологически ориентированных отраслях (экономи-
ки  природопользования, либо  промышленной экологии и т.д.), полу-
ченном в российских организациях высшего профессионального образо-
вания, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие докумен-
та о высшем образовании в перечисленных выше  областях знаний, по-
лученном в образовательном учреждении иностранного государства,  и
свидетельства об эквивалентности указанного документа  российскому
документу государственного образца о высшем образовании;
     - наличие стажа работы в областях  деятельности, связанных  с
природопользованием, охраной окружающей среды, обеспечением промы-
шленной и экологической безопасности, не  менее трех лет.
     3.2.3. Дополнительные требования к  претендентам на получение
квалификационного аттестата экоаудитора, а также порядок  проведе-
ния аттестации на право проведения  экоаудиторских проверок, пере-
чень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттес-
тации, типовая форма аттестата, программы квалификационных экзаме-
нов и порядок их сдачи определяются уполномоченным органом  Прави-
тельства Москвы.
     3.2.4. Экоаудитор, имеющий квалификационный  аттестат, обязан
в течение каждых  двух  календарных лет, начиная со  второго года,
следующего  за годом  получения  аттестата, проходить  обучение по
программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным ор-
ганом Правительства Москвы.
     Обучение по программам повышения  квалификации осуществляется
лицами, имеющими лицензию на осуществление  образовательной деяте-
льности.
     3.2.5. Основания и  порядок  аннулирования  квалификационного
аттестата экоаудитора.
     3.2.5.1. Квалификационный аттестат экоаудитора аннулируется в
случаях, если:
     1) установлен факт получения квалификационного аттестата эко-
аудитора с использованием подложных документов;
     2) вступил в  законную силу  приговор суда, предусматривающий
наказание в виде лишения права  заниматься экоаудиторскими провер-
ками в течение определенного срока;
     3) установлен  факт  систематического нарушения  экоаудитором
при проведении экоаудита требований, установленных законодательст-
вом Российской Федерации  или правилами (стандартами) экоаудиторс-
кой деятельности, в т.ч. настоящим  Положением;
     4) установлен  факт подписания  экоаудитором  экоаудиторского
заключения без проведения экоаудиторской проверки;
     5) экоаудитор нарушает  требование о  прохождении обучения по
программам повышения квалификации.
     3.2.5.2. Решение об аннулировании квалификационного аттестата
экоаудитора принимает уполномоченный орган.
     Экоаудитор, квалификационный  аттестат  которого аннулирован,
вправе обжаловать решение уполномоченного органа об  аннулировании
квалификационного  аттестата в суд  в течение  трех месяцев со дня
получения решения об аннулировании квалификационного аттестата.
     Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по осно-
ваниям,  предусмотренным пп. 1),3),4)  пункта 3.2.5.1,  не  вправе
повторно  обращаться  с  заявлением о получении аттестата на право
осуществления экоаудиторской деятельности в течение  трех  лет  со
дня  принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата
экоаудитора.
     Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по осно-
ваниям, предусмотренным п.2) пункта 3.2.5.1,  не  вправе  повторно
обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществле-
ния экоаудиторской деятельности в течение срока,  предусмотренного
вступившим в законную силу приговором суда.
     3.2.5.3. Квалификационные  аттестаты экоаудиторов, выданные в
установленном порядке до введения в действие настоящего Положения,
сохраняют свое действие до окончания предусмотренного в них срока.
По истечении указанного срока они могут быть обменены (без  прове-
дения повторной аттестации) на аттестаты, предусмотренные  настоя-
щим Положением, в порядке, определяемом уполномоченным органом.
     3.3. Экоаудиторская организация:
     3.3.1. Может  быть  создана в  любой  организационно-правовой
форме, за исключением открытого акционерного общества.
     3.3.2. В ее штате должно состоять не менее трех экоаудиторов.
     3.3.3. Осуществляет экологический аудит  после внесения ее  в
Реестр  экоаудиторских  организаций  и получения  соответствующего
свидетельства.
     3.4. Экоаудитор осуществляет экоаудиторские проверки в качес-
тве работника экоаудиторской организации или в качестве лица, при-
влекаемого экоаудиторской организацией к работе на основании граж-
данско-правового договора, либо в  качестве  индивидуального пред-
принимателя, осуществляющего  свою  деятельность  без  образования
юридического лица.
     3.5. Аудируемое лицо - организация  или  индивидуальный пред-
приниматель, экологический аудит которых осуществляется:
     - либо по договору, который  им заключается  самостоятельно с
экоаудиторской организацией (экоаудитором),
     - либо по договору собственника  или  учредителя  аудируемого
лица с экоаудиторской организацией (индивидуальным экоаудитором).
     3.6. Организация  и  контроль  за проведением  экоаудиторских
проверок
     3.6.1. Экоаудиторские организации  и индивидуальные экоудито-
ры (экоаудиторы) проводят экологический аудит на основании  свиде-
тельства о внесении их в Реестры экоаудиторских  организаций и ин-
дивидуальных экоаудиторов, выдаваемых уполномоченным органом.
     3.6.2. Контроль качества работы экоаудиторских организаций  и
индивидуальных экоаудиторов.
     3.6.2.1. Экоаудиторские организации обязаны установить и соб-
людать правила внутреннего контроля качества проводимых ими экоау-
диторских проверок. Требования,  предъявляемые к  указанным прави-
лам, регламентируются правилами (стандартами)  экоаудиторской дея-
тельности и стандартами ГОСТ Р ИСО 14000 и настоящим Положением.
     3.6.2.2. Система проверки качества работы  экоаудиторских ор-
ганизаций и индивидуальных экоаудиторов  внешними проверяющими ус-
танавливается уполномоченным органом, который может  проводить та-
кие проверки.
     3.6.2.3. Уклонение от проведения  внешней  проверки  качества
работы или непредставление проверяющим всей необходимой для прове-
рки документации или иной требуемой информации может служить осно-
ванием для приостановления действия свидетельства о внесении в Ре-
естры экоаудиторских организаций и индивидуальных экоаудиторов.
     3.6.2.4. В случае выявления в ходе внешней проверки  качества
работы экоаудиторских организаций (экоаудиторов) фактов системати-
ческого нарушения требований нормативных правовых актов или правил
(стандартов) экоаудиторской деятельности проверяющие обязаны сооб-
щить о них в уполномоченный орган.
     Виновные в таких нарушениях  лица могут быть привлечены к от-
ветственности вплоть до аннулирования у них  квалификационного ат-
тестата экоаудитора, а  также свидетельства  о внесении  в реестры
экоаудиторских организаций и индивидуальных экоаудиторов.
     4. Функции уполномоченного  органа государственного регулиро-
вания в области экологического аудита в городе Москве
     Основными функциями уполномоченного органа являются:
     - организация разработки и утверждение правил  (стандартов) и
иных документов, регламентирующих  экоаудиторскую  деятельность  в
городе Москве;
     - организация системы аттестации, обучения и повышения квали-
фикации  экоаудиторов в  городе  Москве,  организация аккредитации
учебно-методических центров по подготовке экоаудиторов;
     - аттестация физических лиц на право  проведения экоаудита;
     - аккредитация учебно-методических центров по подготовке эко-
аудиторов;
     - организация системы контроля за соблюдением экоаудиторскими
организациями и индивидуальными экоаудиторами требований и условий
осуществления экоаудиторской деятельности в городе Москве;
     - контроль за соблюдением экоаудиторскими организациями и ин-
дивидуальными экоудиторами правил (стандартов) экоаудиторской дея-
тельности;
     - определение объема и разработка порядка представления упол-
номоченному органу отчетности экоаудиторскими  организациями и ин-
дивидуальными экоаудиторами;
     - ведение  Реестров аттестованных экоудиторов, экоаудиторских
организаций, индивидуальных экоаудиторов и аккредитованных учебно-
методических центров в соответствии с положением о ведении указан-
ных Реестров, утверждаемым уполномоченным органом, а также предос-
тавление информации, содержащейся в Реестрах, всем  заинтересован-
ным лицам;
     - выдача свидетельств экоаудиторским организациям и индивиду-
альным экоаудиторам  о включении их в Реестры.
     5. Совет по экоаудиторской деятельности
     5.1. В целях учета мнения  профессиональных участников  рынка
экологического аудита и сопутствующих ему услуг создается Совет по
экоаудиторской деятельности (далее - Совет) при уполномоченном ор-
гане. Положение о Совете утверждается руководителем уполномоченно-
го органа.
     5.2. Совет:
     - принимает участие в подготовке и предварительном рассмотре-
нии основных документов экоаудиторской деятельности и проектов ре-
шений уполномоченного органа;
     - участвует в разработке  правил (стандартов)  экоаудиторской
деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмот-
рение уполномоченного органа;
     - рассматривает обращения и  ходатайства экоаудиторских орга-
низаций и индивидуальных экоаудиторов и вносит соответствующие ре-
комендации на рассмотрение уполномоченного органа;
     - осуществляет иные функции в соответствии с Положением о Со-
вете.
     5.3. Состав Совета утверждается руководителем уполномоченного
органа по представлению  экоаудиторских  организаций, включенных в
Реестр экоаудиторских  организаций, органов исполнительной  власти
города  Москвы, научных организаций  и высших учебных заведений. В
состав Совета включаются представители органов исполнительной вла-
сти города Москвы, осуществляющих  регулирование  профессиональной
деятельности организаций, рекомендованных для  проведения экологи-
ческого аудита, в соответствии с Критериями.
     5.4. Представительство экоаудиторских и  аудиторских (имеющих
подразделение по экологическому аудиту) организаций в Совете долж-
но составлять не менее 51 процента  от общего состава Совета.
     6. Центральный орган Системы  экологического аудита в  городе
Москве
     6.1. Центральный орган Системы экологического аудита в городе
Москве (далее - Центральный орган Системы) определяется Правитель-
ством Москвы.
     6.2. Основными функциями Центрального органа Системы являются:
     - разработка проектов нормативных и инструктивно-методических
документов, регулирующих деятельность Системы, подготовка информа-
ционных материалов Системы;
     - обеспечение проведения процедуры аттестации, обучения и по-
вышения квалификации экоаудиторов, аккредитации  учебно-методичес-
ких центров по подготовке экоаудиторов в  городе Москве;
     - подготовка заключений для принятия решения об отнесении ор-
ганизаций к числу рекомендованных  для  проведения  экологического
аудита в соответствии с Критериями;
     - ведение  Реестра организаций, отнесенных к числу рекомендо-
ванных для проведения экоаудита, и предоставление информации о них
экоаудиторским организациям и индивидуальным экоаудиторам;
     - подготовка предложений в программы и планы деятельности  по
охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности;
     - взаимодействие с  участниками  Системы в части  обеспечения
организации их деятельности в рамках данной Системы;
     - организация взаимодействия Системы с системами добровольной
сертификации по экологическим требованиям и с  участниками страхо-
вой деятельности  по страхованию  гражданской  ответственности  за
вред вследствие загрязнения окружающей среды.
     6.3. Центральный орган Системы действует в соответствии с По-
ложением о Центральном органе Системы, утверждаемом уполномоченным
органом.

.

                              Приложение 2
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 22 июля 2003 года N 568-ПП



           Критерии отнесения организаций города Москвы
   к числу рекомендованных для проведения экологического аудита



     1. Настоящий документ устанавливает общие признаки (критерии)
деятельности организаций,  в процессе  осуществлении  которой ока-
зывается негативное воздействие на окружающую среду, и основываясь
на которых должностными лицами принимаются  решения  о  проведении
экологического аудита.
     2. Проведение экологического аудита рекомендуется организаци-
ям вне зависимости от их принадлежности и  организационно-правовых
форм,  осуществляющим  деятельность  на территории города Москвы и
оказывающим негативное воздействие на окружающую среду,  либо соз-
дающим вероятность экологических рисков для природной среды города
Москвы.
     3. Рекомендуется также проведение экологического аудита орга-
низациям:
     - включенным в программу приватизации государственной и муни-
ципальной собственности в Москве, либо  в программу участия города
в хозяйственных обществах;
     - подлежащих реформированию и перебазированию в установленном
порядке.
     4. Под негативным воздействием на окружающую  среду  в  соот-
ветствии с  действующим  законодательством  понимается воздействие
хозяйственной и иной деятельности,  последствия которой приводят к
негативным изменениям качества окружающей среды.
     Под экологическим риском понимается вероятность неблагоприят-
ных последствий  для  природной среды,  вызываемых негативным воз-
действием хозяйственной и иной деятельности.
     5. Характеристиками отдельных видов хозяйственной деятельнос-
ти, связанных с негативным воздействием на окружающую среду и  ве-
роятностью экологических рисков, являются:
     - наличие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
     - наличие сбросов загрязняющих веществ в водные объекты;
     - образование и размещение отходов производства  и  потребле-
ния;
     - наличие физических воздействий (теплового, электромагнитно-
го и ионизирующего излучений,  шума, вибрации и др.), осуществляе-
мых с превышением установленных нормативов.
.

                              Приложение 3
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 22 июля 2003 года N 568-ПП




                        Временный порядок
                 проведения экологического аудита



     1. Общие положения
     1.1. Временный  порядок  (далее - Порядок) разработан в соот-
ветствии  с  постановлением  Правительства  Москвы  от  27.08.2002
N 693-ПП "Об экологическом аудите".
     1.2. Настоящий  порядок  устанавливает  основы  регулирования
правовых отношений, возникающих  между  заказчиком  экологического
аудита (далее - заказчик), аудируемым лицом и экоаудиторской орга-
низацией или индивидуальным экоаудитором на этапе заключения дого-
вора о проведении экологического аудита, в процессе экоаудиторской
проверки, на этапе оформления и сдачи экоаудиторского отчета  (да-
лее - отчет) и экоаудиторского заключения (далее - заключение) за-
казчику, а  также  права, обязанности и ответственность аудируемых
лиц,  экоаудиторских организаций и экоаудиторов.

     2. Цель, задачи и принципы проведения и организация  экологи-
ческого аудита
     2.1. Цель и основные задачи экологического аудита
     2.1.1. Цель экологического аудита - оценка деятельности орга-
низации  в области охраны окружающей среды и экологической безопа-
сности:
     - содействие субъектам хозяйственной деятельности в определе-
нии своей экологической политики;
     - формирование  приоритетов по  осуществлению  мероприятий, в
том числе предупредительных, направленных на соблюдение экологиче-
ских требований;
     - создание  механизма  реализации эффективного  регулирования
природопользования и обеспечения устойчивого развития.
     2.1.2. Основные задачи экологического аудита:
     - обоснование экологической стратегии и политики организации;
     - определение  приоритетов  при планировании  природоохранной
деятельности аудируемого лица, выявление дополнительных возможнос-
тей ее осуществления;
     - проверка соблюдения  аудируемым лицом  природоохранного за-
конодательства, экологических норм и правил;
     - снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связан-
ных с экологическими аспектами деятельности аудируемого лица;
     - подготовка  рекомендаций  по совершенствованию деятельности
аудируемого лица в области обеспечения рационального использования
природных ресурсов, охраны окружающей среды и  экологической безо-
пасности.

     2.2. Принципы осуществления экологического аудита
     2.2.1. Объективность и независимость экоаудиторов от проверя-
емой хозяйственной деятельности и третьих лиц при проведении  эко-
логического аудита;
     2.2.2. Профессионализм и компетентность экоаудиторов в вопро-
сах охраны окружающей среды,  природопользования,  экологической и
промышленной  безопасности, специфики обследуемого субъекта хозяй-
ственной деятельности;
     2.2.3. Достоверность и полнота информации, на которой базиру-
ются выводы экологического аудита (заключение);
     2.2.4. Комплексность экологического аудита (охват всех эколо-
гических аспектов деятельности субъекта хозяйственной  деятельнос-
ти);
     2.2.5. Ответственность экоаудиторов.
     2.2.6. Конфиденциальность информации, полученной в результате
проведения экологического аудита.

     3. Регламент проведения экологического аудита
     3.1. Выбор  экоаудиторской организации, индивидуальных экоау-
диторов, привлекаемых для проведения экологического аудита, осуще-
ствляется заказчиком из числа экоаудиторских организаций и индиви-
дуальных экоаудиторов, внесенных в соответствующие Реестры уполно-
моченным органом.
     3.2. Экологический аудит организаций, в проверяемой  докумен-
тации которой  содержатся  сведения, составляющие  государственную
тайну, осуществляется в соответствии с законодательством  Российс-
кой Федерации.
     3.3. Экологический аудит проводится на основании гражданского
договора между заказчиком и экоаудиторской организацией либо инди-
видуальным экоаудитором.
     3.4. Экологический аудит является инициативным (добровольным)
за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российс-
кой Федерации.
     3.5. Инициативный экологический аудит осуществляется по реше-
нию  заказчика, который  самостоятельно  определяет  цели, задачи,
критерии и объем проведения экологического аудита.
     3.6. Перед проведением проверки  экоаудитором составляется  и
документально оформляется план проведения экоаудита.
     3.7. При составлении плана  учитываются:
     -  деятельность аудируемого лица;
     -  система внутреннего контроля;
     -  сроки проведения проверки;
     -  необходимость привлечения  других экоаудиторов и экспертов
к проверке;
     - объемы работ и наличие обособленных структурных подразделе-
ний аудируемого лица;
     - другие обстоятельства.
     3.8. Экоаудитором  составляется и  документально  оформляется
программа  экологического  аудита, определяющая  характер, сроки и
объем запланированных процедур экологического аудита.
     3.9. При  проведении  экологического  аудита в зависимости от
решаемых задач проверяются:
     - учредительные документы аудируемого лица;
     - разрешительные документы на осуществление основной деятель-
ности и воздействие на окружающую среду;
     - документация о движении сырья и материалов;
     - документация  по  существующей  системе контроля соблюдения
природоохранных требований,  экологической и промышленной безопас-
ности;
     - документация на природопользование;
     - документация по учету и списанию расходов  на осуществление
мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды;
     - техническая документация аудируемого  лица (технологический
регламент, другие документы);
     - документальное и фактическое  состояние систем оборудования
по очистке  выбросов, сбросов  загрязняющих  веществ, переработке,
утилизации, транспортировки  и размещению отходов;
     - доку