Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 57-ПП от 26 января 2010 года

О проекте постановления Московской городской Думы «О проекте федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

     В целях совершенствования правоприменительной практики в сфе-
ре противодействия ксенофобии и экстремизму  Правительство  Москвы
постановляет:
     1. Одобрить проект постановления Московской городской Думы "О
проекте  федерального закона "О внесении изменений в Уголовный ко-
декс Российской Федерации и отдельные  законодательные  акты  Рос-
сийской Федерации" (приложение).
     2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный  проект  поста-
новления  в  установленном  порядке на рассмотрение Московской го-
родской Думы.
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Байдакова С.Л. и
заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Виноградова В.Ю.



П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков



                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 26 января 2010 г. N 57-ПП


                                                          Проект


                    МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

                          ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                  О проекте федерального закона
             "О внесении изменений в Уголовный кодекс
      Российской Федерации  и отдельные законодательные акты
                      Российской Федерации"


     В соответствии со статьей 104 Конституции Российской  Федера-
ции и статьей 35 Устава города Москвы
             МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1. Внести  на  рассмотрение Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы
проект  федерального  закона "О внесении изменений в Уголовный ко-
декс Российской Федерации и отдельные  законодательные  акты  Рос-
сийской Федерации" (приложение).
     2. Поручить представление указанного  законопроекта  на  всех
этапах его рассмотрения в Государственной Думе депутату Московской
городской Думы ________________________________.
     3. Настоящее  постановление вступает в силу со дня его приня-
тия.
     4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на председателя Московской городской Думы.



                                     Вносится Московской городской
                                     Думой

                                                       Проект

                        ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

        О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской
            Федерации и отдельные законодательные акты
                       Российской Федерации

     Статья 1
     Внести в  Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание за-
конодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N
26,  ст. 3012; 2001, N 11, ст. 1002; 2003, N 50, ст. 4848; 2004, N
30,  ст.  3091; 2007, N 31, ст. 4008; 2009, N 1, ст. 29) следующие
изменения:
     1) в статье 105:
     а) пункт "л" части второй исключить;
     б) дополнить частью третьей следующего содержания:
     "3. Убийство,  совершенное по мотивам политической, идеологи-
ческой, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды
либо  по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо соци-
альной группы, -
     наказывается лишением  свободы  на срок от восьми до двадцати
лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.";
     2) в статье 111:
     а) пункт "е" части второй исключить;
     б) часть третью дополнить пунктом "г" следующего содержания:
     "г) по мотивам политической,  идеологической, расовой, нацио-
нальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам нена-
висти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;";
     3) в  части четвертой статьи 150 слово "восьми" заменить сло-
вом "десяти";
     4) абзац  второй части второй статьи 214 изложить в следующей
редакции:
     "наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет.";
     5) в статье 280:
     а) в  части  первой слова "до трех" заменить словами "от трех
до пяти";
     б) в  части  второй слова "до пяти" заменить словами "от трех
dn семи";
     6) в статье 282:
     а) абзац второй части первой изложить в следующей редакции:
     "наказываются штрафом  в  размере от трехсот тысяч до пятисот
тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуж-
денного  за период от двух до пяти лет,  либо лишением права зани-
мать определенные должности или заниматься  определенной  деятель-
ностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до
двухсот часов, либо исправительными работами на срок до одного го-
да, либо лишением свободы на срок до пяти лет.";
     б) абзац второй части второй изложить в следующей редакции:
     "наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до восьмисот
тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуж-
денного  за  период от одного до четырех лет,  либо лишением права
занимать определенные должности или заниматься  определенной  дея-
тельностью  на  срок  до пяти лет,  либо обязательными работами на
срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными
работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы
на срок от трех до семи лет.";
     7) в статье 282.1:
     а) в части первой слово "четырех" заменить словом "пяти";
     б) в  части  второй слова "до двух" заменить словами "от двух
до четырех";
     в) в части третьей слова "до шести" заменить словами "от трех
до семи";
     8) в статье 282.2:
     а) в части первой слово "трех" заменить словом "пяти";
     б) в части второй слово "двух" заменить словом "четырех".
     Статья 2
     Внести в  Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
(Собрание законодательства Российской Федерации,  2001,  N 52, ст.
4921;  2002, N 22, ст. 2027; 2003, N 27, ст. 2706; 2007, N 16, ст.
1827;  N 24, ст. 2830, 2833; 2008, N 49, ст. 5724, N 52, ст. 6235)
следующие изменения:
     1) в статье 30:
     а) пункт 2 части второй после слов "предусмотренных статьями"
дополнить словами "105 частью третьей,";
     б) пункт 3 части второй после слов "предусмотренных статьями"
дополнить словами "105 частью третьей,";
     2) первое  предложение  пункта 1 части пятой статьи 217 изло-
жить в следующей редакции:
     "1) о  рассмотрении  судом  с  участием присяжных заседателей
уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью
второй,  126 частью третьей,  131 частью третьей,  209 - 211, 227,
263 частью третьей,  267 частью третьей,  269 частью третьей,  290
частями  третьей  и  четвертой,  294  - 302,  303 частями второй и
третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353
-  358,  359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Рос-
сийской Федерации".

     Статья 3
     Внести в  статью  13.15 Кодекса Российской Федерации об адми-
нистративных правонарушениях (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2007, N 26, ст. 3089; N 31, ст. 4008;
2008, N 19) следующие изменения:
     1) в  абзаце  1  слова "Изготовление и (или) распространение"
заменить словами "1. Изготовление и (или) распространение";
     2) дополнить частью 2 следующего содержания:
     "2. Злоупотребление свободой массовой информации, выразившее-
ся  в распространении непроверенной информации под видом достовер-
ных сообщений,  порочащих граждан по признакам пола, возраста, ра-
совой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии,
профессии, места жительства и работы, а также в связи с их полити-
ческими убеждениями,  если эти действия не содержат уголовно-нака-
зуемого деяния -
     влечет наложение административного штрафа на граждан в разме-
ре от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета  ад-
министративного правонарушения; на должностных лиц - от десяти ты-
сяч до двадцати пяти тысяч рублей с  конфискацией  предмета  адми-
нистративного  правонарушения;  на юридических лиц - от пятидесяти
тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административно-
го правонарушения.".
     Статья 4
     Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1  января  2011
года.



                                    Президент Российской Федерации



                                     Приложение  1
                                     к проекту федерального закона
                                     "О внесении изменений в  Уго-
                                     ловный кодекс  Российской Фе-
                                     дерации и отдельные законода-
                                     тельные акты Российской Феде-
                                     рации"


                             ПЕРЕЧЕНЬ
    актов федерального законодательства, подлежащих признанию
   утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или
     принятию в связи с принятием проекта федерального закона
       "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской
 Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"


     Принятие данного проекта  федерального  закона  не  потребует
принятия других федеральных законов,  а также не потребует призна-
ния утратившими силу,  приостановления действия или внесения изме-
нений в какие-либо законодательные акты, действующие на территории
Российской Федерации.



                                     Приложение  2
                                     к проекту федерального закона
                                     "О внесении  изменений в Уго-
                                     ловный кодекс Российской  Фе-
                                     дерации и отдельные законода-
                                     тельные акты Российской Феде-
                                     рации"


               ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

                   проекта федерального закона
       "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской
 Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"


     Принятие данного проекта федерального закона не повлечет  но-
вых расходов за счет средств федерального бюджета.


                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      к проекту федерального закона "О внесении изменений в
        Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные
            законодательные акты Российской Федерации"


     Проект федерального закона разработан в целях совершенствова-
ния  правоприменительной практики в сфере противодействия ксенофо-
бии и этнополитическому экстремизму.
     В соответствии со статьей 6 Уголовного кодекса Российской Фе-
дерации наказание и иные меры уголовно-правового характера, приме-
няемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливы-
ми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опас-
ности преступления,  обстоятельствам его совершения и личности ви-
новного.
     В связи  с этим предлагается санкции за преступления,  совер-
шенные по мотивам расовой,  национальной или религиозной ненависти
или вражды,  привести в соответствие с фактической степенью их об-
щественной опасности.  В случае принятия данного проекта федераль-
ного  закона  у  судебных  органов появится возможность дать более
объективную правовую оценку по данной категории уголовных дел.
     При работе  над  законопроектом принято во внимание поручение
Президента Российской Федерации  Д.А.Медведева  об  исключении  из
подсудности судов присяжных дел об экстремизме.
     Негативное отношение к представителям той или иной националь-
ности,  расы либо религии может воспрепятствовать вынесению судами
присяжных правосудных приговоров.  Данный факт приняли во внимание
члены Общественной палаты Российской Федерации на заседании Комис-
сии по вопросам толерантности и свободы совести (Заявление  от  26
июля 2006 года),  предложив вывести из-под юрисдикции суда присяж-
ных рассмотрение уголовных дел о преступлениях по  мотиву  расовой
вражды  и ненависти.  Многократное необоснованное оправдание судом
присяжных обвиняемых в преступлениях на почве расовой и националь-
ной вражды и ненависти убеждают в том,  что эта категория судебных
дел пока  должна  рассматриваться  только  высокопрофессиональными
судьями.
     Учитывая вышеизложенное,  предлагается изменить состав  суда,
уполномоченного рассматривать уголовные дела об убийствах,  совер-
шенных по мотивам политической,  идеологической,  расовой,  нацио-
нальной или религиозной ненависти или вражды.  Согласно законопро-
екту исключительными полномочиями по рассмотрению данной категории
дел предлагается наделить коллегии из трех профессиональных судей.
     Актуальность внесения изменений в Уголовно-процессуальный ко-
декс  Российской Федерации в этой части основывается,  в том числе
на правоприменительной практике,  согласно которой дела  указанной
категории,  как правило, объективно являются наиболее сложными при
их рассмотрении.
     Так, по  данным  Прокуратуры  города Москвы,  преступления на
почве национальной ненависти  и  вражды  зачастую  совершаются  по
предварительному сговору организованными устойчивыми группами лиц.
Дела об этих преступлениях обычно являются многоэпизодными.
     К примеру:
     1) уголовное дело N 354604. С данным делом в одном производс-
тве соединено 11 уголовных дел по фактам убийств,  совершенным Та-
латыновым А.А. и другими обвиняемыми (всего 12 обвиняемых) на поч-
ве национальной ненависти и вражды.  Осужденные, действуя по пред-
варительному сговору,  на протяжении длительного времени  группами
нападали на граждан ближнего зарубежья,  которых избивали,  нанося
потерпевшим множественные ножевые ранения,  от  которых  последние
умирали. От преступных действий указанных лиц скончались 2 гражда-
нина Республики Таджикистан,  7 граждан Кыргызстана и 3 гражданина
Республики Узбекистан.
     2) уголовное дело N 371817. С данным делом объединено 10 уго-
ловных дел.  В ходе следствия установлено,  что Калиниченко И.И. и
другие (всего 13 обвиняемых) совершили убийства 2 граждан и  поку-
шения на убийства 9.
     3) уголовное дело N 355020.  В ходе следствия было установле-
но,  что  Михайлов  Н.Н.  и другие (всего 11 обвиняемых) совершили
убийства по мотиву национальной,  расовой ненависти  и  вражды  20
граждан и покушения на убийства 5 граждан.
     В 2007 году  в  Москве  органами  предварительного  следствия
привлечено  к уголовной ответственности 12 лиц за совершение прес-
туплений экстремистской направленности,  в 2008 году - 87 лиц, в 1
полугодии 2009 года - 36.
     В 2007 году судами Москвы осуждено 19 лиц,  в 2008 году -  83
лица,  в 1 полугодии 2009 года - 10 лиц за совершение преступлений
данной категории.
     В 2007  году по уголовным делам экстремистской направленности
судами Москвы оправдательные приговоры не выносились.  В 2008 году
коллегией присяжных заседателей Московского городского суда оправ-
дано 2 лица. В 1 полугодии 2009 года - 8 лиц.
     В соответствии с пунктом 1 части пятой статьи 217 УПК РФ сле-
дователь обязан разъяснить обвиняемому его право ходатайствовать о
рассмотрении  уголовного дела судом с участием присяжных заседате-
лей,  в случаях, предусмотренных пунктом 1 части третьей статьи 31
УПК  РФ,  которая  содержит перечень преступлений,  дела о которых
подсудны федеральным судам.  Часть дел  из  этого  перечня  должна
рассматриваться  только  коллегией из трех судей федерального суда
общей юрисдикции (п.3 ч. 3 ст. 30 УПК РФ).
     С целью  устранения внутренних несоответствий УПК РФ,  касаю-
щихся реализации права обвиняемого на рассмотрение уголовного дела
судом присяжных, предлагается внести изменения технического харак-
тера в статью 217 УПК РФ.
     Помимо усиления санкций за преступления, совершенные по моти-
вам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы,
предлагается повысить уровень ответственности средств массовой ин-
формации за распространение  непроверенной  информации,  порочащей
отдельные категории граждан в связи с расовой,  национальной и ре-
лигиозной принадлежностью.
     Недопустимость злоупотреблений  правами журналиста предусмот-
рена статьей 51 Закона Российской Федерации от 27.12.1991  N  2124
"О средствах массовой информации". Кроме того, часть вторая статьи
59 этого же Закона предполагает возможность привлечения к  ответс-
твенности виновных в злоупотреблении свободой массовой информации.
Однако Кодекс Российской Федерации об административных  правонару-
шениях  не  предусматривает мер ответственности за соответствующие
противоправные действия.
     Учитывая, что  в последнее время участились случаи публикации
в СМИ непроверенных сведений,  порочащих граждан в связи с их при-
надлежностью к той или иной национальности, предлагается закрепить
административную ответственность за данное злоупотребление  свобо-
дой массовой информации.
     Предлагаемые меры противодействия экстремизму не исчерпывают-
ся усилением мер уголовной и административной ответственности. Эф-

фективность действующего законодательства в значительной мере  за-
висит от правоприменительной практики.
     Принятие проекта  федерального  закона  будет  способствовать
правильному,  единообразному и комплексному применению мер по про-
тиводействию ксенофобии и этнополитическому экстремизму.