В целях реализации положений Федерального закона от 26 декаб-
ря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуаль-
ных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля" Правительство Москвы поста-
новляет:
1. Утвердить Порядок организации и осуществления регионально-
го государственного контроля за соблюдением требований в сфере
внешнего благоустройства территорий, содержания зданий, сооружений
и прочих объектов в городе Москве (приложение).
2. Объединению административно-технических инспекций города
Москвы:
2.1. В срок до 1 июля 2009 г. утвердить административный рег-
ламент проведения проверок при осуществлении регионального госу-
дарственного контроля за соблюдением требований в сфере внешнего
благоустройства территорий, содержания зданий, сооружений и прочих
объектов в городе Москве в соответствии с положениями Порядка ор-
ганизации и осуществления регионального государственного контроля
за соблюдением требований в сфере внешнего благоустройства терри-
торий, содержания зданий, сооружений и прочих объектов в городе
Москве (п.1).
2.2. В двухмесячный срок внести изменения в Положение об Объ-
единении административно-технических инспекций города Москвы, свя-
занные с реализацией настоящего постановления.
2.3. Ежегодно до 1 декабря представлять на утверждение Мэра
Москвы План комплексных и целевых проверок, осуществляемых ОАТИ
совместно с другими контрольными органами города Москвы, на после-
дующий год и организовывать контрольную деятельность ОАТИ, руко-
водствуясь указанным планом.
2.4. Организовать ежедневное выборочное наблюдение за испол-
нением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния
исполнения обязательных требований к объектам в части внешнего
благоустройства города Москвы юридическими лицами независимо от
форм собственности и должностными лицами. При выборочном наблюде-
нии не допускать взаимодействия с юридическими лицами, индивиду-
альными предпринимателями и не возлагать на указанных лиц обязан-
ности по предоставлению информации.
2.5. В случае выявления фактов причинения или возникновения
угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным,
растениям, окружающей среде, безопасности государства, угрозы
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также
самовольного ведения работ, установки объектов и других подобных
случаев, носящих умышленный характер, незамедлительно принимать
административные меры в соответствии с законодательством об адми-
нистративных правонарушениях Российской Федерации и города Москвы.
Информировать соответствующие органы исполнительной власти города
Москвы о необходимости принятия мер по устранению причин, способс-
твовавших появлению выявленных нарушений.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления Мэр Моск-
вы оставляет за собой.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 23 июня 2009 г. N 581-ПП
П О Р Я Д О К
организации и осуществления регионального
государственного контроля за соблюдением требований
в сфере внешнего благоустройства территорий, содержания зданий,
сооружений и прочих объектов в городе Москве
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок регулирует деятельность Объединения
административно-технических инспекций города Москвы (далее - ОАТИ)
по организации и осуществлению регионального государственного
контроля за соблюдением требований в сфере внешнего благоустройс-
тва территорий, содержания зданий, сооружений и прочих объектов в
городе Москве.
1.2. Порядок разработан в соответствии с законодательством
Российской Федерации и города Москвы и устанавливает порядок орга-
низации и осуществления контроля за внешним благоустройством с
привлечением к административной ответственности должностных и юри-
дических лиц за нарушение:
1.2.1. Правил санитарного содержания территорий, организации
уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, иных нор-
мативных правовых актов по данным направлениям.
1.2.2. Норм и правил комплексного благоустройства территории
города.
1.2.3. Установленных нормативными правовыми документами тре-
бований при проведении земляных и строительных работ в части
обустройства и содержания строительных площадок, культуры произ-
водства, соблюдения благоприятной среды жизнедеятельности при вы-
полнении работ.
1.2.4. Требований законов города Москвы и других нормативных
правовых актов в части содержания в надлежащем состоянии фасадов
нежилых зданий и сооружений, а также в части защиты и сохранности
подземных инженерных сооружений и коммуникаций.
1.2.5. Государственных стандартов, строительных норм и пра-
вил, иных нормативных актов при производстве дорожных работ в час-
ти:
- состояния дорожного покрытия магистралей, улиц, тротуаров и
дворовых территорий;
- качества исходных материалов, используемых для изготовления
асфальтобетонных смесей, а также самих асфальтобетонных смесей и
других дорожно-строительных материалов и изделий;
- качества проектно-сметной документации на объектах дорожно-
го строительства;
- соблюдения технологии и правил производства работ на объек-
тах дорожного строительства, включая качество готового покрытия
(по результатам лабораторных испытаний).
1.2.6. Правил размещения средств наружной рекламы и информа-
ции в городе Москве, иных нормативных правовых актов по данному
направлению контроля.
1.2.7. Правил и технических условий на эксплуатацию наружного
освещения города Москвы, Правил устройства электроустановок, иных
нормативных правовых актов по данному направлению контроля в части
содержания устройств наружного освещения, светофорных и иных объ-
ектов, архитектурно-художественной подсветки зданий и сооружений,
других систем светового оформления города, режима и качества их
работы.
1.2.8. Нормативных правовых актов Российской Федерации и го-
рода Москвы по надзору за техническим состоянием и безопасной экс-
плуатацией самоходных машин, аттракционов и других видов техники.
1.2.9. Норм и правил создания и содержания зеленых насаждений
города Москвы в части:
- содержания деревьев: выявление сухостойных и аварийных де-
ревьев, контроль за своевременным удалением (за исключением терри-
торий особо охраняемых природных зон);
- содержания газонов: контроль за своевременным выполнением
работ по кошению травы, ремонту повреждений (вытоптанные, заезжен-
ные, необустроенные) газонов (за исключением территорий особо ох-
раняемых природных зон);
- устройства и содержания цветников: контроль за соблюдением
норм высадки цветочной рассады при устройстве цветников, соответс-
твием площади цветника утвержденному паспорту (согласованному в
установленном порядке), своевременным выполнением работ по посадке
цветочной рассады, поливу, прополке, сбору мусора, замене увядшей
или утраченной рассады.
1.3. Мероприятия по контролю осуществляются ОАТИ в соответс-
твии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защи-
те прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осу-
ществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля".
2. Осуществление контроля за соблюдением требований в сфере
внешнего благоустройства территорий, содержания зданий,
сооружений и прочих объектов в городе Москве
2.1. ОАТИ осуществляет государственный региональный контроль
за соблюдением требований в сфере внешнего благоустройства терри-
торий, содержания зданий, сооружений и прочих объектов в городе
Москве путем проведения:
- плановых проверок;
- внеплановых проверок;
- систематического наблюдения за исполнением обязательных
требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обяза-
тельных требований при осуществлении деятельности юридическими ли-
цами и индивидуальными предпринимателями.
2.2. Проведение плановых проверок:
О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуаль-
ный предприниматель уведомляются не позднее чем за три рабочих дня
до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения
(приказа) о проведении проверки заказным почтовым отправлением с
уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Результаты проведения плановых мероприятий по надзору фикси-
руются инспекторским составом ОАТИ в журнале ежедневного учета
надзорной деятельности структурного подразделения.
2.3. Проведение внеплановых проверок:
2.3.1. Внеплановые проверки соблюдения законодательства про-
водятся в случаях:
1) истечения срока исполнения юридическим лицом, индивидуаль-
ным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении вы-
явленного нарушения;
2) поступления в ОАТИ обращений и заявлений граждан, юриди-
ческих лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов
государственной власти, органов местного самоуправления, из
средств массовой информации о фактах:
а) возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью
граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности
государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера;
б) причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным,
растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также
возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха-
рактера;
в) нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан,
права которых нарушены).
Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обра-
тившееся в ОАТИ, а также обращения и заявления, не содержащие све-
дений о фактах нарушений законодательства, при наличии которых
проводится внеплановая проверка, не могут служить основанием для
проведения внеплановой проверки.
2.3.2. Внеплановая выездная проверка юридического лица, инди-
видуального предпринимателя, относящегося в соответствии с законо-
дательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего
предпринимательства, проводится по основаниям, указанным в под-
пунктах "а" и "б" подпункта 2 пункта 2.3.1 настоящего Порядка,
после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления
деятельности такого юридического лица, индивидуального предприни-
мателя.
2.3.3. Если основанием для проведения внеплановой выездной
проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда
животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а
также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенно-
го характера, обнаружение нарушений обязательных требований в мо-
мент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия
неотложных мер должностные лица ОАТИ вправе приступить к проведе-
нию внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением ор-
ганов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю в течение
24 часов.
2.3.4. О проведении внеплановой выездной проверки (за исклю-
чением проверки по основаниям, указанным в подпункте 2 пунк-
та 2.3.1 настоящего Порядка) юридическое лицо, индивидуальный
предприниматель уведомляются должностными лицами ОАТИ не менее чем
за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В случае если в результате деятельности юридического лица,
индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жиз-
ни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде,
безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть
чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера предва-
рительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринима-
телей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требу-
ется.
2.3.5. В случае поступления информации об административном
правонарушении (подпункт 2 пункта 2.3.1 настоящего Порядка) долж-
ностное лицо ОАТИ обязано:
- в установленном порядке уведомить органы прокуратуры;
- выйти на объект, по которому получена информация;
- установить факт совершения правонарушения;
- принять меры административного воздействия в соответствии с
действующим законодательством.
2.4. Порядок проведения плановых и внеплановых проверок.
2.4.1. Проведение проверок используемых юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности
территорий и помещений осуществляется должностным лицом ОАТИ при
наличии распоряжения (приказа) начальника ОАТИ, заместителей на-
чальника ОАТИ.
2.4.2. Проверки осуществляются по месту нахождения юридичес-
кого лица, месту осуществления деятельности индивидуального предп-
ринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятель-
ности.
2.4.3. О намечаемой проверке юридическому лицу и индивидуаль-
ному предпринимателю вручается или направляется уведомление.
2.4.4. Заверенные печатью копии распоряжения (приказа) о про-
ведении проверки вручаются под роспись должностными лицами ОАТИ,
проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или
уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному
предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с
предъявлением служебных удостоверений.
2.4.5. Продолжительность мероприятий по контролю не может
превышать 20 рабочих дней, а в отношении одного субъекта малого
предпринимательства общий срок проведения плановой выездной про-
верки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 ча-
сов для микропредприятия в год.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведе-
ния сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специаль-
ных экспертиз и расследований на основании мотивированных предло-
жений должностных лиц ОАТИ, проводящих выездную плановую проверку,
срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен на-
чальником ОАТИ (первым заместителем начальника ОАТИ), но не более
чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредп-
риятий не более чем на 15 часов.
2.4.6. Руководитель, иное должностное лицо или представитель
юридического лица, индивидуальный предприниматель, его представи-
тель обязаны предоставить должностным лицам ОАТИ, проводящим выез-
дную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными
с целями, задачами и предметом выездной проверки, а также обеспе-
чить доступ проводящих выездную проверку инспекторов на террито-
рию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринима-
телем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения,
помещения.
2.4.7. В рамках проводимых проверок соблюдения законодатель-
ства, регулирующего внешнее благоустройство территории города
Москвы, содержание объектов, производство работ на территории го-
рода Москвы осуществляются:
1) визуальный осмотр объекта надзора в целях оценки соответс-
твия объекта требованиям законодательства в установленной сфере
деятельности;
2) анализ документов.
Визуальный осмотр объекта контроля осуществляется в присутс-
твии руководителя или иного уполномоченного руководителем долж-
ностного лица организации, индивидуального предпринимателя.
В ходе визуального осмотра фиксируются факты нарушений уста-
новленных норм и правил в сфере внешнего благоустройства террито-
рии города Москвы, содержания объектов производства работ на тер-
ритории города Москвы, на что устно указывается руководителю или
иному уполномоченному руководителем должностному лицу организации,
индивидуальному предпринимателю либо сотруднику проверяемого объ-
екта.
Сроки проведения визуального осмотра определяются величиной
объекта, его отдаленностью, наличием филиалов, иными обстоятельст-
вами, но не могут превышать сроков, установленных законодательст-
вом.
Анализ документов осуществляется в ходе проверки объекта.
Должностное лицо ОАТИ, проводящее проверку, вправе потребовать для
ознакомления документацию, необходимую для оценки состояния объек-
та и прилегающей к нему территории.
К указанной документации относятся учредительные документы,
свидетельства о государственной регистрации, договоры аренды, до-
говоры подряда, договоры на вывоз мусора и т.п., наличие которых
регламентируется законодательством в установленной сфере деятель-
ности. При необходимости с указанной документации или ее части де-
лаются ксерокопии для изучения и приобщения к материалам проверки.
2.4.8. По результатам мероприятий по контролю должностными
лицами ОАТИ, осуществляющими проверку, составляется акт проверки.
Акт должен содержать следующую информацию:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование структурного подразделения ОАТИ, осуществляю-
щего проверку;
3) дата и номер распоряжения (приказа) на проведение провер-
ки;
4) фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц, про-
водивших проверку;
5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия,
имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия,
имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица
или уполномоченного представителя юридического лица, уполномочен-
ного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовав-
ших при проведении проверки;
6) дата, время, продолжительность и место проведения провер-
ки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных
нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах,
допустивших указанные нарушения;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом
проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного
представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя,
его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении
проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подпи-
си, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о
проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в
связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпри-
нимателя указанного журнала;
9) подписи должностных лиц, проводивших проверку.
К акту проверки прилагаются объяснения лиц, на которых возла-
гается ответственность за нарушение требований законодательства и
другие документы или их копии, связанные с результатами мероприя-
тий по контролю.
Акт проверки оформляется после завершения проверки в двух эк-
земплярах, один из которых с копиями приложений вручается руково-
дителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю
юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномо-
ченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе
в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя,
иного должностного лица или уполномоченного представителя юриди-
ческого лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного
представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать рас-
писку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом про-
верки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомле-
нием о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки,
хранящемуся в материалах дела.
В случае если для составления акта проверки необходимо полу-
чить заключения по результатам проведенных исследований, испыта-
ний, экспертиз акт проверки составляется в срок, не превышаю-
щий 3 рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и
вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченно-
му представителю юридического лица, индивидуальному предпринимате-
лю, его уполномоченному представителю под расписку либо направля-
ется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, ко-
торое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле.
В случае если при проведении проверки требуется согласование
с органом прокуратуры копия акта проверки направляется в орган
прокуратуры в течение пяти рабочих дней со дня составления акта
проверки.
2.4.9. В журнале учета проверок (ведущемся юридическими лица-
ми, индивидуальными предпринимателями) должностными лицами ОАТИ
осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения
о наименовании органа государственного контроля (надзора), датах
начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения,
правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявлен-
ных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фами-
лии, имена, отчества и должности должностных лиц, проводящих про-
верку, их подписи. При отсутствии журнала учета проверок в акте
проверки делается соответствующая запись.
2.5. Проведение систематического наблюдения за исполнением
обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния ис-
полнения обязательных требований при осуществлении деятельности
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
2.5.1. Инспекторский состав ОАТИ осуществляет систематическое
наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прог-
нозирование состояния исполнения обязательных требований при осу-
ществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями путем ежедневного выборочного обследования сос-
тояния внешнего благоустройства территории, содержания зданий, со-
оружений и прочих объектов в городе Москве.
2.5.2. В ходе обследования осуществляется сбор и анализ ин-
формации по основным направлениям контроля, оценивается состояние
внешнего благоустройства территорий и объектов,обнаруживаются на-
рушения в текущем содержании территории и объектов, которые фикси-
руются с помощью фото- или видеосредств. При выборочном наблюдении
не допускается взаимодействие с юридическими лицами, индивидуаль-
ными предпринимателями и невозложение на указанных лиц обязаннос-
ти по предоставлению информации.
2.6. В случае если в ходе ежедневного обследования должност-
ными лицами ОАТИ выявляются достаточные данные, указывающие на на-
личие состава административного правонарушения, предусмотренного
Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, долж-
ностное лицо ОАТИ должно уведомить законного представителя органи-
зации, на территории или объекте которого имеется нарушение, о
составлении протокола об административном правонарушении на юриди-
ческое или должностное лицо и пригласить в инспекцию для дачи объ-
яснения и получения предписания на устранение нарушения.
3. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц и
принятых ими решений
Обжалование действий (бездействия) должностных лиц ОАТИ и ре-
шений, принятых ими в ходе исполнения государственной функции по
контролю в установленной сфере деятельности, производится в соот-
ветствии с законодательством Российской Федерации.
Верно: