В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 8 ию-
ля 2003 года N 537-ПП "О Концепции закона города Москвы "О комп-
лексе природных и озелененных территорий города Москвы" Правитель-
ство Москвы постановляет:
1. Одобрить проект закона города Москвы "О комплексе природ-
ных и озелененных территорий города Москвы" (приложение).
2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный проект закона
на рассмотрение Московской городской Думы в установленном порядке.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петрова А.В.
П.п.Исполняющий обязанности
Мэра Москвы В.П.Шанцев
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 24 августа 2004 года N 584-ПП
ПРОЕКТ
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
О комплексе природных и
озелененных территорий
города Москвы
Настоящий Закон регулирует отношения в области охраны и ис-
пользования природных и озелененных территорий города Москвы в це-
лях сохранения и восстановления образующих их природных и природ-
но-антропогенных объектов, ландшафтного и биологического разнооб-
разия, улучшения состояния окружающей среды, создания благоприят-
ных условий жизни населения города.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе
В целях настоящего Закона используются следующие понятия:
природные территории - территории города Москвы, в пределах
которых расположены природные объекты, имеющие преимущественно
природоохранное, рекреационное и ландшафтообразующее значение, а
также участки природных территорий с утраченными (нарушенными)
элементами природных объектов, подлежащими восстановлению;
озелененные территории - территории города Москвы, в пределах
которых расположены природно-антропогенные объекты (парки, сады,
бульвары, скверы, малозастроенные участки жилого, общественного,
делового, коммунального, производственного назначения и другие),
площадь которых не менее чем на 70 процентов занята растительным
покровом, имеющие преимущественно рекреационное, оздоровительное,
защитное и эстетическое значение, а также участки с утраченными
(нарушенными) элементами природно-антропогенных объектов, предназ-
наченные для нового озеленения и благоустройства;
комплекс природных и озелененных территорий - совокупность
природных и озелененных территорий города Москвы;
природный объект - естественная экологическая система, при-
родный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои при-
родные свойства;
природно-антропогенный объект - природный объект, измененный
в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект,
созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и
имеющий рекреационное и защитное значение;
элементы природных и природно-антропогенных объектов - живые
растения, животные, другие организмы и неживые;
резервные участки природных и озелененных территорий - участ-
ки городской территории, предназначенные для реорганизации в целях
восстановления утраченных (нарушенных) элементов природных и при-
родно-антропогенных объектов, воссоздания утраченных или создания
новых природно-антропогенных объектов, формирования новых озеле-
ненных территорий.
Статья 2. Законодательство города Москвы в области охраны и
использования природных и озелененных территорий
1. Законодательство города Москвы в области охраны и исполь-
зования природных и озелененных территорий города Москвы основыва-
ется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах в
области охраны окружающей среды, принимаемых в соответствии с ними
иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Уставе горо-
да Москвы и состоит из настоящего Закона и иных нормативных право-
вых актов города Москвы в области охраны и использования природных
и озелененных территорий.
2. Отношения в области образования, охраны и использования
особо охраняемых природных территорий в городе Москве не являются
предметом регулирования настоящего Закона и регулируются федераль-
ными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Фе-
дерации, а также законами города Москвы и иными нормативными пра-
вовыми актами города Москвы об особо охраняемых природных террито-
риях.
3. Отношения в области охраны и использования городских лесов
не являются предметом регулирования настоящего Закона.
Статья 3. Категории природных и озелененных территорий
1. В зависимости от природоохранной ценности, целевого назна-
чения и выполняемых функций природных и озелененных территорий, а
также в зависимости от площади участков выделяются следующие кате-
гории природных и озелененных территорий:
1) особо охраняемые природные территории;
2) иные природные территории (лесопарки, городские леса, за-
лесенные участки, луга, отдельные урочища (овраги, фрагменты пойм
и террас), искусственно созданные парки, которые приобрели свой-
ства естественных экологических систем за время своего существова-
ния);
3) озелененные территории общего пользования, ограниченного
пользования, специального назначения;
4) резервные участки природных и озелененных территорий;
5) иные категории природных и озелененных территорий.
2. Категории, установленные для природных территорий и озеле-
ненных территорий, не подлежат пересмотру, за исключением случаев,
предусмотренных статьей 8 настоящего Закона.
3. При принятии решения о признании земельных участков города
Москвы природной территорией для обеспечения географической це-
лостности в их состав могут включаться озелененные территории
(природно-антропогенные объекты) и резервные участки природных и
озелененных территорий с ранее установленным правовым режимом их
использования.
ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА
МОСКВЫ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИС-
ПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ И ОЗЕЛЕНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА МОСКВЫ
Статья 4. Полномочия Московской городской Думы в области ох-
раны и использования природных и озелененных территорий
К полномочиям Московской городской Думы в области охраны и
использования природных и озелененных территорий относятся:
1) принятие законов города Москвы в области охраны и исполь-
зования природных и озелененных территорий города Москвы;
2) утверждение городских долгосрочных целевых программ в об-
ласти охраны и использования природных и озелененных территорий;
3) осуществление контроля за соблюдением и исполнением насто-
ящего Закона;
4) иные полномочия, предусмотренные федеральным законодатель-
ством и законодательством города Москвы
Статья 5. Полномочия Правительства Москвы в области охраны и
использования природных и озелененных территорий
К полномочиям Правительства Москвы в области охраны и исполь-
зования природных и озелененных территорий относятся:
1) принятие нормативных правовых актов в области охраны и ис-
пользования природных и озелененных территорий;
2) разработка и реализация городских долгосрочных целевых
программ, принятие городских среднесрочных целевых программ в об-
ласти охраны и использования природных и озелененных территорий;
3) установление и изменение категорий природных и озелененных
территорий города Москвы;
4) принятие решений о признании территорий города Москвы при-
родными и озелененными территориями и установлении правовых режи-
мов на них;
5) утверждение границ природных и озелененных территорий и
принятие решений об их изменении;
6) принятие решений о резервировании земельных участков,
предназначенных для признания территорий города Москвы природными
и озелененными территориями, и об ограничении на них хозяйственной
деятельности;
7) решение иных вопросов в области охраны и использования
природных и озелененных территорий в соответствии с законодатель-
ством города Москвы.
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в облас-
ти охраны и использования природных и озелененных территорий
К полномочиям органов местного самоуправления в области охра-
ны и использования природных и озелененных территорий относятся:
1) разработка и внесение в специально уполномоченный орган
предложений о признании территорий в пределах муниципальных обра-
зований природными территориями, озелененными территориями, об ус-
тановлении их границ и правовых режимов;
2) информирование граждан, юридических лиц, общественных и
иных организаций по вопросам охраны и использования природных и
озелененных территорий, расположенных в пределах муниципального
образования, а также по вопросам изменения границ или категории
природной или озелененной территории.
ГЛАВА III. ПРИЗНАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА МОСКВЫ ПРИРОДНЫМИ И
ОЗЕЛЕНЕННЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ
Статья 7. Порядок признания территорий города Москвы природ-
ными и озелененными территориями
1. Территории города Москвы признаются природными территория-
ми в следующем порядке:
1) Правительство Москвы принимает решения о признании терри-
торий города Москвы природными территориями (далее - решение о
признании) в соответствии с Генеральным планом развития города
Москвы и другой градостроительной документацией;
2) решение о признании принимается на основании материалов,
подготовленных в установленном порядке специально уполномоченным
органом, по согласованию с соответствующими территориальными орга-
нами исполнительной власти города Москвы, в пределах которых приз-
нается природная территория;
3) природной территорией могут быть признаны участки город-
ской территории, в том числе резервные участки, на которых распо-
ложены природные объекты, а также озелененные территории, природ-
но-антропогенные объекты которых в процессе естественной трансфор-
мации приобрели свойства природных объектов;
4) территории города Москвы могут быть признаны природными
территориями по предложениям органов исполнительной власти города
Москвы, органов местного самоуправления, а также граждан, юриди-
ческих лиц, общественных и иных организаций;
5) предложения о признании природной территории с указанием
предполагаемого местоположения и категории территории направляются
в специально уполномоченный орган, который рассматривает указанные
предложения и выносит соответствующее заключение;
6) при положительном решении вопроса о признании природной
территории специально уполномоченный орган готовит соответствующие
материалы с последующим внесением их в Правительство Москвы, при
отрицательном решении вопроса - выносится мотивированный отказ;
7) описание (схема) границ, проекты планировки и иная гра-
достроительная документация на природные территории разрабатывают-
ся органом исполнительной власти города Москвы, обеспечивающим ре-
ализацию государственного регулирования градостроительной и архи-
тектурной деятельности на территории города, по согласованию со
специально уполномоченным органом;
8) в решении о признании определяется статус конкретной кате-
гории природной территории, утверждаются ее границы, а также уста-
навливается правовой режим охраны и использования природной терри-
тории.
2. Материалы об отнесении территории к природной включают в
себя:
1) обоснование необходимости признания природной территории;
2) сведения о местонахождении и площади природной территории;
3) предложения по отнесению участка к определенной категории
природной территории и по установлению на ней специального право-
вого режима охраны и использования;
4) описание (схема) границ природной территории;
5) иные сведения.
3. Материалы о признании природной территории включаются в
состав исходных данных для разработки или актуализации градострои-
тельной документации.
4. Признание территорий города Москвы озелененными территори-
ями общего пользования осуществляется в соответствии с частями 1,
2, 3 настоящей статьи.
5. Признание территорий города Москвы озелененными территори-
ями ограниченного пользования и специального назначения осущест-
вляется в порядке, устанавливаемом Правительством Москвы.
Статья 8. Порядок изменения категории природной и озелененной
территории
1. Изменение категории природной или озелененной территории
или ее части производится Правительством Москвы по представлению
специально уполномоченного органа.
2. Основанием для изменения категории природной или озеленен-
ной территории или ее части является частичная утрата территорией
соответственно природных или природно-антропогенных свойств, сос-
тавляющих основу данной категории природной или озелененной терри-
тории. Заключение о частичной утрате природной или озелененной
территорией соответственно природных или природно-антропогенных
свойств выносит специально уполномоченный орган.
3. При изменении категории природной или озелененной террито-
рии или ее части границы территории пересмотру не подлежат.
ГЛАВА IV. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ И
ОЗЕЛЕНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА МОСКВЫ
Статья 9. Общие положения правового режима природных и озеле-
ненных территорий
1. Правовой режим охраны и использования природной или озеле-
ненной территории включает в себя требования о регулировании хо-
зяйственной и иной деятельности на конкретной территории.
2. Границы и правовые режимы природных и озелененных террито-
рий города Москвы учитываются при разработке всех видов документа-
ции, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, затрагиваю-
щую эти территории.
3. При разработке проектной документации на реконструкцию
участков жилой, общественной, производственной и иных видов за-
стройки, транспортных и инженерных коммуникаций должны предусмат-
риваться меры по сохранению природных и природно-антропогенных
объектов природных и озелененных территорий.
Статья 10. Планирование размещения и развития природных и
озелененных территорий в городе Москве
Планирование размещения и развития природных и озелененных
территорий осуществляется в составе Генерального плана развития
города Москвы и другой градостроительной документации.
Статья 11. Зонирование природных и озелененных территорий об-
щего пользования
1. В зависимости от категории природной территории, озеленен-
ной территории общего пользования, целей и задач их образования, а
также площади, природных, историко-культурных и иных особенностей
территории проектом планировки и проектными материалами могут быть
предусмотрены различные зоны и участки, в пределах которых уста-
навливаются дифференцированные режимы охраны и использования конк-
ретной природной или озелененной территории.
2. В пределах природной территории могут выделяться следующие
зоны и участки:
1) экологические зоны (заповедные участки), предназначенные
для использования в природоохранных и научных целях и выделяемые с
целью обеспечения сохранения природных объектов и (или) восстанов-
ления представляющих особую ценность утраченных (нарушенных) эле-
ментов природных объектов, редких и исчезающих видов растений или
животных, других объектов живой и неживой природы;
2) прогулочные зоны;
3) зоны рекреационной деятельности;
4) зоны охраняемого ландшафта;
5) зоны охраны историко-культурных объектов, предназначенные
для сохранения и восстановления объектов историко-культурного на-
следия, которые могут быть использованы в научных и просветитель-
ских целях;
6) учебно-экскурсионные зоны, предназначенные для использова-
ния в целях экологического просвещения и воспитания населения, в
которых могут быть организованы учебные и познавательные маршруты;
7) административно-хозяйственные участки, предназначенные для
размещения, строительства и эксплуатации объектов, необходимых для
обеспечения охраны, содержания и использования природных террито-
рий в соответствии с их целями и задачами;
8) участки юридических лиц и граждан, включенные в границы
природных территорий при их образовании, деятельность которых не
связана с охраной, содержанием и использованием природных террито-
рий, но не противоречит установленному режиму.
3. В пределах парков, отнесенных к озелененным территориям
общего пользования, выделяются указанные в части 2 настоящей
статьи зоны, а также следующие зоны:
1) физкультурно-оздоровительные зоны, предназначенные для ин-
дивидуальных и групповых занятий физкультурой и специально обуст-
роенные для этих целей;
2) рекреационные зоны, специально обустроенные и предназна-
ченные для массового отдыха населения:
3) иные зоны, предусмотренные документами в области градост-
роительства и благоустройства.
4. Состав выделяемых на территориях парков функциональных зон
и участков, их размеры, нормы озелененности определяются в соот-
ветствии с нормами и правилами в области градостроительства и бла-
гоустройства.
5. На иных озелененных территориях общего пользования, на
озелененных территориях ограниченного и специального назначения
функциональное зонирование не осуществляется, если иное не предус-
мотрено нормативными документами в области градостроительства и
благоустройства.
Статья 12. Регулирование градостроительной деятельности на
природных и озелененных территориях
1. Режимы регулирования градостроительной деятельности на
природных и озелененных территориях устанавливаются с учетом тре-
бований земельного и градостроительного законодательства и предс-
тавляют собой совокупность разрешенных изменений ландшафта, разре-
шенных видов озеленения, благоустройства, реставрации, реконструк-
ции и строительства, установленных на отдельной территории или на
ее части.
2. Режимы регулирования градостроительной деятельности на
конкретных природных и озелененных территориях устанавливаются в
соответствии с настоящим Законом, а также земельным и градострои-
тельным законодательством.
3. Установленные режимы градостроительной деятельности на
природных и озелененных территориях подлежат отображению в гра-
достроительном кадастре города Москвы.
4. Разработка предложений по установлению режимов градострои-
тельной деятельности на природных и озелененных территориях осу-
ществляется при разработке градостроительной документации органом
исполнительной власти города Москвы, обеспечивающим реализацию го-
сударственного регулирования градостроительной и архитектурной де-
ятельности на территории города по согласованию со специально
уполномоченным органом.
Статья 13. Правовой режим охраны и использования природных
территорий
1. В пределах природных территорий устанавливается особый
правовой режим, в соответствии с которым запрещаются любые виды
деятельности, не связанные с целевым назначением этих территорий.
2. В экологических зонах (заповедных участках) природных тер-
риторий градостроительная и иная деятельность не допускается.
3. В пределах иных зон и участков природных территорий запре-
щается:
1) изменение ландшафта, природных объектов и их элементов
(компонентов), кроме изменений, связанных с восстановлением нару-
шенных элементов (компонентов) природных объектов или реставрацией
историко-культурных объектов;
2) строительство зданий и сооружений, не связанных с целевым
назначением природной территории;
3) прокладка автомобильных дорог и инженерно-технических ком-
муникаций (возможно при специальном градостроительном и техни-
ко-экономическом обосновании);
4) все виды рубок, кроме санитарных и рубок ухода (осветле-
ние, прочистка, прореживание) зеленых насаждений.
4. На природных территориях допускаются:
1) ремонт существующих в пределах природных территорий зданий
(объектов) и сооружений (в соответствии с установленными нормати-
вами), автомобильных дорог по согласованию со специально уполномо-
ченным органом и органом исполнительной власти города Москвы,
обеспечивающим реализацию государственного регулирования градост-
роительной и архитектурной деятельности на территории города;
2) проведение работ по устранению аварий и ликвидации их пос-
ледствий;
3) ремонт и реконструкция существующих инженерно-технических
коммуникаций и пешеходных дорог.
5. В пределах зоны ограниченной рекреационной деятельности
допускается:
1) благоустройство существующих и ограниченное создание новых
прогулочных дорог, троп здоровья, площадок отдыха, малых архитек-
турных форм и иных элементов и объектов рекреационной структуры
территории;
2) уборка мусора;
3) трассировка и оформление познавательных маршрутов и учеб-
ных троп;
4) проведение массовых спортивных, зрелищных и иных мероприя-
тий только в специально выделенных для этих целей местах и с раз-
решения специально уполномоченного органа;
5) оформление входов на территорию.
6. На природных территориях (кроме экологических зон) разре-
шается проведение следующих природоохранных, восстановительных и
научно-исследовательских мероприятий, применимых для конкретного
вида природной территории в соответствии с установленным для нее
охранным режимом:
1) реставрация и восстановление элементов (компонентов) нару-
шенных природных объектов;
2) благоустройство территории;
3) мероприятия по сохранению и улучшению мест произрастания
видов растений и условий обитания видов животных, занесенных в
Красную книгу Москвы или являющихся редкими на конкретной природ-
ной территории;
4) мероприятия по поддержанию луговых сообществ в стабильном
состоянии.
7. В случае нарушения требований установленного режима охраны
и использования природной территории граждане, должностные лица,
юридические лица привлекаются к ответственности в соответствии с
настоящим Законом.
Статья 14. Правовой режим охраны и использования озелененных
территорий
1. В пределах озелененных территорий запрещается хозяйствен-
ная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на
природно-антропогенные объекты и составляющие их элементы и веду-
щая к их деградации или уничтожению.
2. Правовой режим охраны и использования озелененных террито-
рий определяется в соответствии с настоящим Законом, а также зе-
мельным и градостроительным законодательством.
3. На озелененных территориях не допускается:
1) проезд и стоянка автотранспортных средств;
2) установка гаражей и тентов типа "ракушка", "пенал";
3) складирование различных грузов.
4. На озелененных территориях допускается рекреационная дея-
тельность и ограниченная хозяйственная деятельность в соответствии
с установленным для этих территорий правовым режимом охраны и ис-
пользования.
5. На озелененных территориях допускается строительная дея-
тельность, прокладка дорог и инженерно-технических коммуникаций,
необходимых для обеспечения охраны, содержания и использования
указанных территорий в соответствии с целями и задачами их созда-
ния и в соответствии с утвержденной градостроительной документаци-
ей.
6. На озелененных территориях допускаются виды деятельности,
указанные в пункте 4 статьи 15, а также ремонт и реконструкция су-
ществующих в пределах озелененной территории зданий (объектов) и
сооружений, дорог и инженерно-технических коммуникаций.
7. На озелененных территориях разрешается проведение следую-
щих природоохранных, восстановительных, научно-исследовательских и
рекреационных мероприятий, применимых для конкретного вида озеле-
ненной территории в соответствии с установленным для нее охранным
режимом:
1) воссоздание утраченных или создание новых природно-антро-
погенных объектов и их элементов (компонентов);
2) рекультивация участков с сильно нарушенным почвенным и
растительным покровом;
3) санация почв с высоким уровнем загрязнения;
4) ликвидация и санация свалок;
5) санитарные рубки и уборка сухостоя;
6) реставрация природных, озелененных и историко-культурных
объектов;
7) создание водоемов рекреационного назначения;
8) мероприятия по охране памятников, установка информационных
щитов;
9) комплексное благоустройство территории;
10) организация рекреационных зон с регулируемым доступом в
соответствии с установленной нормой рекреационных нагрузок (ограж-
дения, плотность посещения);
11) строительство сети прогулочных троп, троп здоровья, уст-
ройство площадок отдыха, детских и спортивных площадок в создавае-
мых рекреационных центрах;
12) комплексная реконструкция капитальных сооружений, лест-
ниц, пешеходных мостиков, торшеров освещения, фонтанов, монументов
и других объектов, связанных с целевым назначением конкретной озе-
лененной территории;
13) проведение массовых и культурных мероприятий;
14) иные виды деятельности, предусмотренные разрешенным ис-
пользованием земельных участков.
8. Соотношение участков озелененной территории, занятых зеле-
ными насаждениями, элементами благоустройства, сооружениями и
строениями, габариты допускаемой застройки и ее назначение, мероп-
риятия по благоустройству определяются в соответствии с документа-
ми о градостроительстве и благоустройстве.
9. В случае нарушения требований установленного режима охраны
и использования озелененной территории граждане, должностные лица,
юридические лица привлекаются к ответственности в соответствии с
законодательством.
ГЛАВА V. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ОЗЕЛЕНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ И РЕЗЕРВНЫХ УЧАСТКОВ ПРИРОДНЫХ И ОЗЕЛЕНЕН-
НЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Статья 15. Особенности правового режима охраны и использова-
ния озелененных территорий общего пользования
1. Озелененные территории общего пользования (садово-парковые
комплексы, парки, сады, скверы, бульвары, зоны отдыха, пляжи и
прочие) предназначены для организации отдыха, культурно-просвети-
тельной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности
граждан.
2. Правовой режим охраны и использования озелененных террито-
рий общего пользования определяется настоящим Законом, законами и
иными нормативными правовыми актами города Москвы в области защиты
зеленых насаждений, градостроительной деятельности.
3. На озелененных территориях общего пользования не допуска-
ются изменения существующих парков, садов, бульваров, скверов,
объектов благоустройства и застройки, кроме изменений, связанных с
восстановлением нарушенных (утраченных) зеленых насаждений, других
природно-антропогенных объектов и их элементов или с реставрацией
историко-культурных объектов.
4. На озелененных территориях общего пользования допускается
строительство объектов капитального типа, прокладка дорог и инже-
нерно-технических коммуникаций, необходимых для обеспечения охра-
ны, содержания и использования указанных территорий в соответствии
с целями и задачами их создания.
5. Допускаются ремонт и реконструкция существующих в пределах
озелененной территории зданий (объектов) и сооружений, дорог и ин-
женерно-технических коммуникаций по согласованию со специально
уполномоченным органом и органом исполнительной власти города
Москвы, обеспечивающим реализацию государственного регулирования
градостроительной и архитектурной деятельности на территории горо-
да.
6. На озелененных территориях общего пользования в соответс-
твии с их целевым назначением могут осуществляться следующие виды
работ:
1) воссоздание утраченных или создание новых природно-антро-
погенных объектов и их элементов;
2) реставрация природных, озелененных и историко-культурных
объектов;
3) создание водоемов рекреационного назначения;
4) комплексное благоустройство территории;
5) строительство сети прогулочных троп, троп здоровья, уст-
ройство площадок отдыха, детских и спортивных площадок в создавае-
мых рекреационных центрах;
6) комплексная реконструкция капитальных сооружений, лестниц,
пешеходных мостиков, торшеров освещения, фонтанов, монументов и
других объектов, связанных с целевым назначением конкретной озеле-
ненной территории;
7) проведение иных природоохранных, восстановительных, науч-
но-исследовательских и рекреационных мероприятий, применимых для
конкретного вида озелененной территории общего пользования, пре-
дусмотренных настоящим Законом.
7. Доля озелененных, застроенных участков, участков, занятых
аллеями, дорожками, иными элементами благоустройства, площадь и
высота застройки, мероприятия по благоустройству определяются в
зависимости от вида озелененной территории общего пользования,
рекреационной нагрузки в соответствии с нормативными документами о
градостроительстве и благоустройстве.
8. Использование озелененных территорий общего пользования
осуществляется в соответствии с утвержденной градостроительной и
проектной документацией конкретной территории и установленным для
нее правовым режимом охраны и использования, а также разрешенным
использованием земельного участка.
Статья 16. Особенности правового режима охраны и использова-
ния озелененных территорий ограниченного пользования
1. Озелененными территориями ограниченного пользования явля-
ются:
1) территории зеленых насаждений в составе участков жилой
застройки (озелененные придомовые территории или внутридворовые
озелененные территории);
2) территории зеленых насаждений в составе участков общест-
венной застройки: озелененные территории лечебно-оздоровительных,
учебно-воспитательных, образовательных, культовых, культурно-прос-
ветительных административных учреждений и других объектов общест-
венного назначения;
3) участки производственной застройки: озелененные территории
промышленных, коммунально-складских, жилищно-коммунальных предпри-
ятий.
2. На озелененных территориях в составе участков жилого, об-
щественного и производственного назначения разрешается:
1) сохранение, реконструкция существующих объектов жилого,
общественно-делового, коммунального, производственного назначения;
2) ограниченное новое строительство объектов, необходимых для
содержания территории и деятельности хозяйствующих субъектов, не
противоречащей установленному назначению территории.
3. Использование озелененных территорий ограниченного пользо-
вания осуществляется в соответствии с утвержденной в установленном
порядке градостроительной документацией.
4. При использовании озелененных территорий ограниченного
пользования должно соблюдаться соотношение участков, занятых зеле-
ными насаждениями, элементами благоустройства, сооружениями и
застройкой, предусмотренное утвержденной градостроительной доку-
ментацией, определяющей развитие конкретной озелененной территории
в соответствии с нормативными документами в области градострои-
тельства и благоустройства.
5. Собственники земельных участков, землевладельцы, земле-
пользователи и арендаторы земельных участков, на территории кото-
рых находятся озелененные территории ограниченного пользования,
используют свои земельные участки с соблюдением требований законо-
дательства в области защиты зеленых насаждений, настоящего Закона,
а также в соответствии с разрешенным использованием земельного
участка.
Статья 17. Особенности правового режима охраны и использова-
ния озелененных территорий специального назначения.
1. Озелененными территориями специального назначения являют-
ся:
1) территории зеленых насаждений в пределах санитарно-защит-
ных зон предприятий и групп предприятий;
2) территории зеленых насаждений в пределах кладбищ и их са-
нитарно-защитных зон;
3) территории зеленых насаждений в пределах участков транс-
портных и инженерных коммуникаций;
4) территории зеленых насаждений в пределах санитарно-защит-
ных зон транспортных и инженерных коммуникаций;
5) участки под ЛЭП;
6) разделительные полосы.
2. Образование и использование озелененных территорий специ-
ального назначения производятся в соответствии с требованиями нор-
мативных документов, определяющих порядок проектирования и эксплу-
атации объектов и их санитарно-защитных зон.
3. Собственники земельных участков, землевладельцы, земле-
пользователи и арендаторы земельных участков, находящихся в преде-
лах озелененных территорий специального назначения, используют
свои земельные участки с соблюдением требований законодательства в
области защиты зеленых насаждений, настоящего Закона, а также в
соответствии с разрешенным использованием земельного участка.
4. К озелененным территориям участков транспортных и инженер-
ных коммуникаций относятся озелененные территории, расположенные в
пределах красных линий улично-дорожной сети, а также технических
зон метрополитена, магистральных сетей инженерных коммуникаций.
5. Образование и использование озелененных территорий участ-
ков транспортных и инженерных коммуникаций производится в соот-
ветствии с требованиями нормативных документов, определяющих поря-
док проектирования и эксплуатации объектов транспортных и инженер-
ных коммуникаций.
Статья 18. Особенности правового режима охраны и использова-
ния резервных участков природных и озелененных территорий
В пределах резервных участков природных и озелененных терри-
торий разрешается следующая деятельность:
1) по восстановлению утраченных (нарушенных) элементов при-
родных и природно-антропогенных объектов;
2) по воссозданию утраченных или созданию новых природно-ант-
ропогенных объектов, формированию новых озелененных территорий.
ГЛАВА VI. УПРАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСОМ ПРИРОДНЫХ И ОЗЕЛЕНЕННЫХ ТЕР-
РИТОРИЙ
Статья 19. Финансирование мероприятий по созданию, охране,
содержанию и восстановлению природных и озелененных территорий
1. Создание, охрана, содержание природных и озелененных тер-
риторий осуществляется в соответствии с требованиями нормативных
правовых актов Российской Федерации и города Москвы.
2. Финансирование мероприятий по созданию, охране, содержанию
и восстановлению природных и озелененных территорий и расположен-
ных на них природных и природно-антропогенных объектов осуществля-
ется за счет средств бюджета города Москвы и других источников в
соответствии с федеральным законодательством и законодательством
города Москвы.
3. Средства на финансирование мероприятий по созданию, охра-
не, содержанию и восстановлению природных и озелененных территорий
ежегодно предусматриваются отдельной строкой в бюджете города
Москвы в соответствии с действующими нормативами.
4. Специально уполномоченным органом за счет средств, указан-
ных в части 3 настоящей статьи, осуществляется финансирование ме-
роприятий по созданию, охране, содержанию и восстановлению природ-
ных и озелененных территорий и расположенных на них природных и
природно-антропогенных объектов.
Статья 20. Государственный контроль за охраной и использова-
нием природных и озелененных территорий
1. Государственный контроль за охраной и использованием при-
родных и озелененных территорий осуществляется государственными
инспекторами города Москвы по охране природы в соответствии с за-
конодательством города Москвы в области государственного экологи-
ческого контроля.
2. Специализированные природоохранные подразделения ГУВД
г.Москвы обеспечивают экологическую безопасность и охрану общест-
венного порядка на природных и озелененных территориях города
Москвы.
Статья 21. Реестр природных и озелененных территорий города
Москвы
1. Специально уполномоченный орган ведет реестр природных и
озелененных территорий и находящихся в их пределах природных и
природно-антропогенных объектов в порядке, устанавливаемом Прави-
тельством Москвы.
2. Реестр природных и озелененных территорий содержит сведе-
ния о местоположении, размерах этих территорий и находящихся на
них объектах недвижимости и другие сведения.
ГЛАВА VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ КОМП-
ЛЕКСА ПРИРОДНЫХ И ОЗЕЛЕНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА МОСКВЫ
Статья 22. Ответственность