Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 584-ПП от 24 августа 2004 года

О проекте закона города Москвы «О комплексе природных и озелененных территорий города Москвы»

     В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 8 ию-
ля 2003 года  N 537-ПП  "О Концепции закона города Москвы "О комп-
лексе природных и озелененных территорий города Москвы" Правитель-
ство Москвы постановляет:
     1. Одобрить проект закона города Москвы "О комплексе  природ-
ных и озелененных территорий города Москвы" (приложение).
     2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный  проект  закона
на рассмотрение Московской городской Думы в установленном порядке.
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петрова А.В.





П.п.Исполняющий обязанности
    Мэра Москвы                                         В.П.Шанцев

                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 24 августа 2004 года N 584-ПП


                                                            ПРОЕКТ


                              ЗАКОН
                          ГОРОДА МОСКВЫ



О комплексе природных и
озелененных  территорий
города Москвы



     Настоящий Закон  регулирует  отношения в области охраны и ис-
пользования природных и озелененных территорий города Москвы в це-
лях  сохранения и восстановления образующих их природных и природ-
но-антропогенных объектов,  ландшафтного и биологического разнооб-
разия,  улучшения состояния окружающей среды, создания благоприят-
ных условий жизни населения города.


     ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе

     В целях настоящего Закона используются следующие понятия:
     природные территории  - территории города Москвы,  в пределах
которых расположены  природные  объекты,  имеющие  преимущественно
природоохранное,  рекреационное и ландшафтообразующее значение,  а
также участки природных  территорий  с  утраченными  (нарушенными)
элементами природных объектов, подлежащими восстановлению;
     озелененные территории - территории города Москвы, в пределах
которых  расположены природно-антропогенные объекты (парки,  сады,
бульвары,  скверы,  малозастроенные участки жилого, общественного,
делового,  коммунального,  производственного назначения и другие),
площадь которых не менее чем на 70 процентов  занята  растительным
покровом,  имеющие преимущественно рекреационное, оздоровительное,
защитное и эстетическое значение,  а также участки  с  утраченными
(нарушенными) элементами природно-антропогенных объектов, предназ-
наченные для нового озеленения и благоустройства;
     комплекс природных  и  озелененных  территорий - совокупность
природных и озелененных территорий города Москвы;
     природный объект  - естественная экологическая система,  при-
родный ландшафт и составляющие их элементы,  сохранившие свои при-
родные свойства;
     природно-антропогенный объект - природный объект,  измененный
в  результате  хозяйственной и иной деятельности,  и (или) объект,
созданный человеком,  обладающий свойствами природного  объекта  и
имеющий  рекреационное  и защитное значение;
     элементы природных и природно-антропогенных объектов -  живые
растения, животные, другие организмы и неживые;
     резервные участки природных и озелененных территорий - участ-
ки городской территории, предназначенные для реорганизации в целях
восстановления утраченных (нарушенных) элементов природных и  при-
родно-антропогенных объектов,  воссоздания утраченных или создания
новых природно-антропогенных объектов,  формирования новых  озеле-
ненных территорий.


     Статья 2.  Законодательство  города Москвы в области охраны и
использования природных и озелененных территорий

     1. Законодательство города Москвы в области охраны и  исполь-
зования природных и озелененных территорий города Москвы основыва-
ется на Конституции Российской Федерации,  федеральных  законах  в
области охраны окружающей среды, принимаемых в соответствии с ними
иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Уставе горо-
да Москвы и состоит из настоящего Закона и иных нормативных право-
вых актов города Москвы в области охраны и использования природных
и озелененных территорий.
     2. Отношения в области образования,  охраны  и  использования
особо  охраняемых природных территорий в городе Москве не являются
предметом регулирования настоящего Закона и регулируются федераль-
ными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Фе-
дерации,  а также законами города Москвы и иными нормативными пра-
вовыми актами города Москвы об особо охраняемых природных террито-
риях.
     3. Отношения в области охраны и использования городских лесов
не являются предметом регулирования настоящего Закона.
     Статья 3. Категории природных и озелененных территорий

     1. В зависимости от природоохранной ценности, целевого назна-
чения и выполняемых функций природных и озелененных территорий,  а
также в зависимости от площади участков выделяются следующие кате-
гории природных и озелененных территорий:
     1) особо охраняемые природные территории;
     2) иные природные территории (лесопарки,  городские леса, за-
лесенные участки,  луга, отдельные урочища (овраги, фрагменты пойм
и террас),  искусственно созданные парки, которые приобрели  свой-
ства естественных экологических систем за время своего существова-
ния);
     3) озелененные территории общего  пользования,  ограниченного
пользования, специального назначения;
     4) резервные участки природных и озелененных территорий;
     5) иные категории природных и озелененных территорий.
     2. Категории, установленные для природных территорий и озеле-
ненных территорий, не подлежат пересмотру, за исключением случаев,
предусмотренных статьей 8 настоящего Закона.
     3. При принятии решения о признании земельных участков города
Москвы природной территорией для  обеспечения  географической  це-
лостности  в  их  состав  могут  включаться озелененные территории
(природно-антропогенные объекты) и резервные участки  природных  и
озелененных  территорий  с ранее установленным правовым режимом их
использования.

     ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ  ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ВЛАСТИ  ГОРОДА
МОСКВЫ  И  ОРГАНОВ  МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИС-
ПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ И ОЗЕЛЕНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА МОСКВЫ

     Статья 4.  Полномочия Московской городской Думы в области ох-
раны и использования природных и озелененных территорий

     К полномочиям  Московской  городской  Думы в области охраны и
использования природных и  озелененных  территорий  относятся:
     1) принятие  законов города Москвы в области охраны и исполь-
зования природных и озелененных территорий города Москвы;
     2) утверждение  городских долгосрочных целевых программ в об-
ласти охраны и использования природных и озелененных территорий;
     3) осуществление контроля за соблюдением и исполнением насто-
ящего Закона;
     4) иные полномочия, предусмотренные федеральным законодатель-
ством и законодательством города Москвы

     Статья 5.  Полномочия Правительства Москвы в области охраны и
использования природных и озелененных территорий

     К полномочиям Правительства Москвы в области охраны и исполь-
зования природных и озелененных территорий относятся:
     1) принятие нормативных правовых актов в области охраны и ис-
пользования природных и озелененных территорий;
     2) разработка  и  реализация  городских  долгосрочных целевых
программ,  принятие городских среднесрочных целевых программ в об-
ласти охраны и использования природных и озелененных территорий;
     3) установление и изменение категорий природных и озелененных
территорий города Москвы;
     4) принятие решений о признании территорий города Москвы при-
родными  и озелененными территориями и установлении правовых режи-
мов на них;
     5) утверждение  границ  природных  и озелененных территорий и
принятие решений об их изменении;
     6) принятие  решений  о  резервировании  земельных  участков,
предназначенных для признания территорий города Москвы  природными
и озелененными территориями, и об ограничении на них хозяйственной
деятельности;
     7) решение  иных  вопросов  в  области охраны и использования
природных и озелененных территорий в соответствии с  законодатель-
ством города Москвы.

     Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в облас-
ти охраны и использования природных и озелененных территорий

     К полномочиям органов местного самоуправления в области охра-
ны и использования природных и озелененных территорий относятся:
     1) разработка  и  внесение  в специально уполномоченный орган
предложений о признании территорий в пределах муниципальных  обра-
зований природными территориями, озелененными территориями, об ус-
тановлении их границ и правовых режимов;
     2) информирование граждан,  юридических лиц,  общественных  и
иных  организаций  по  вопросам охраны и использования природных и
озелененных территорий,  расположенных в  пределах  муниципального
образования,  а  также  по вопросам изменения границ или категории
природной или озелененной территории.

     ГЛАВА III.  ПРИЗНАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА МОСКВЫ  ПРИРОДНЫМИ  И
ОЗЕЛЕНЕННЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ

     Статья 7.  Порядок признания территорий города Москвы природ-
ными и озелененными территориями

     1. Территории города Москвы признаются природными территория-
ми в следующем порядке:
     1) Правительство Москвы принимает решения о признании  терри-
торий  города  Москвы  природными  территориями (далее - решение о
признании) в соответствии с  Генеральным  планом  развития  города
Москвы и другой градостроительной документацией;
     2) решение о признании принимается на  основании  материалов,
подготовленных  в  установленном порядке специально уполномоченным
органом, по согласованию с соответствующими территориальными орга-
нами исполнительной власти города Москвы, в пределах которых приз-
нается природная территория;
     3) природной  территорией могут быть признаны  участки город-
ской территории,  в том числе резервные участки, на которых распо-
ложены природные объекты,  а также озелененные территории, природ-
но-антропогенные объекты которых в процессе естественной трансфор-
мации приобрели свойства природных объектов;
     4) территории города Москвы могут  быть  признаны  природными
территориями  по предложениям органов исполнительной власти города
Москвы,  органов местного самоуправления,  а также граждан, юриди-
ческих лиц, общественных и иных организаций;
     5) предложения о признании природной территории  с  указанием
предполагаемого местоположения и категории территории направляются
в специально уполномоченный орган, который рассматривает указанные
предложения и выносит соответствующее заключение;
     6) при положительном решении вопроса  о  признании  природной
территории специально уполномоченный орган готовит соответствующие
материалы с последующим внесением их в Правительство  Москвы,  при
отрицательном решении вопроса - выносится мотивированный отказ;
     7) описание (схема) границ,  проекты планировки и  иная  гра-
достроительная документация на природные территории разрабатывают-
ся органом исполнительной власти города Москвы, обеспечивающим ре-
ализацию  государственного регулирования градостроительной и архи-
тектурной деятельности на территории  города, по  согласованию  со
специально уполномоченным органом;
     8) в решении о признании определяется статус конкретной кате-
гории природной территории, утверждаются ее границы, а также уста-
навливается правовой режим охраны и использования природной терри-
тории.
     2. Материалы об отнесении территории к природной  включают  в
себя:
     1) обоснование необходимости признания природной территории;
     2) сведения о местонахождении и площади природной территории;
     3) предложения по отнесению участка к определенной  категории
природной  территории и по установлению на ней специального право-
вого режима охраны и использования;
     4) описание (схема) границ природной территории;
     5) иные сведения.
     3. Материалы  о  признании  природной территории включаются в
состав исходных данных для разработки или актуализации градострои-
тельной документации.
     4. Признание территорий города Москвы озелененными территори-
ями  общего пользования осуществляется в соответствии с частями 1,
2, 3 настоящей статьи.
     5. Признание территорий города Москвы озелененными территори-
ями ограниченного пользования и специального  назначения  осущест-
вляется в порядке, устанавливаемом Правительством Москвы.

     Статья 8. Порядок изменения категории природной и озелененной
территории

     1. Изменение категории природной или  озелененной  территории
или  ее  части производится Правительством Москвы по представлению
специально уполномоченного органа.
     2. Основанием для изменения категории природной или озеленен-
ной территории или ее части является частичная утрата  территорией
соответственно природных или природно-антропогенных свойств,  сос-
тавляющих основу данной категории природной или озелененной терри-
тории.  Заключение  о  частичной  утрате природной или озелененной
территорией соответственно  природных  или  природно-антропогенных
свойств выносит специально уполномоченный орган.
     3. При изменении категории природной или озелененной террито-
рии или ее части границы территории пересмотру не подлежат.


     ГЛАВА IV.  ПРАВОВОЙ  РЕЖИМ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ И
ОЗЕЛЕНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА МОСКВЫ

     Статья 9. Общие положения правового режима природных и озеле-
ненных территорий

     1. Правовой режим охраны и использования природной или озеле-
ненной территории включает в себя требования о  регулировании  хо-
зяйственной и иной деятельности на конкретной территории.
     2. Границы и правовые режимы природных и озелененных террито-
рий города Москвы учитываются при разработке всех видов документа-
ции, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, затрагиваю-
щую эти территории.
     3. При разработке  проектной  документации  на  реконструкцию
участков жилой,  общественной,  производственной и иных  видов за-
стройки, транспортных  и инженерных коммуникаций должны предусмат-
риваться меры по  сохранению  природных  и  природно-антропогенных
объектов природных и озелененных территорий.


     Статья 10.  Планирование размещения и  развития  природных  и
озелененных территорий в городе Москве

     Планирование размещения и развития  природных  и  озелененных
территорий  осуществляется  в  составе Генерального плана развития
города Москвы и другой градостроительной документации.
     Статья 11. Зонирование природных и озелененных территорий об-
щего пользования

     1. В зависимости от категории природной территории, озеленен-
ной территории общего пользования, целей и задач их образования, а
также площади,  природных, историко-культурных и иных особенностей
территории проектом планировки и проектными материалами могут быть
предусмотрены различные зоны и участки,  в пределах которых  уста-
навливаются дифференцированные режимы охраны и использования конк-
ретной природной или озелененной территории.
     2. В пределах природной территории могут выделяться следующие
зоны и участки:
     1) экологические  зоны (заповедные участки),  предназначенные
для использования в природоохранных и научных целях и выделяемые с
целью обеспечения сохранения природных объектов и (или) восстанов-
ления  представляющих особую ценность утраченных (нарушенных) эле-
ментов природных объектов,  редких и исчезающих видов растений или
животных, других объектов живой и неживой природы;
     2) прогулочные зоны;
     3) зоны рекреационной деятельности;
     4) зоны охраняемого ландшафта;
     5) зоны охраны историко-культурных объектов,  предназначенные
для сохранения и восстановления  объектов историко-культурного на-
следия, которые могут быть использованы в научных и  просветитель-
ских целях;
     6) учебно-экскурсионные зоны, предназначенные для использова-
ния  в целях экологического просвещения и воспитания населения,  в
которых могут быть организованы учебные и познавательные маршруты;
     7) административно-хозяйственные участки, предназначенные для
размещения, строительства и эксплуатации объектов, необходимых для
обеспечения охраны,  содержания и использования природных террито-
рий в соответствии с их целями и задачами;
     8) участки  юридических  лиц и граждан,  включенные в границы
природных территорий при их образовании,  деятельность которых  не
связана с охраной, содержанием и использованием природных террито-
рий, но не противоречит установленному режиму.
     3. В  пределах  парков,  отнесенных к озелененным территориям
общего пользования,  выделяются  указанные  в  части  2  настоящей
статьи зоны, а также следующие зоны:
     1) физкультурно-оздоровительные зоны, предназначенные для ин-
дивидуальных  и групповых занятий физкультурой и специально обуст-
роенные для этих целей;
     2) рекреационные  зоны,  специально обустроенные и предназна-
ченные для массового отдыха населения:
     3) иные зоны,  предусмотренные документами в области градост-
роительства и благоустройства.
     4. Состав выделяемых на территориях парков функциональных зон
и участков,  их размеры,  нормы озелененности определяются в соот-
ветствии с нормами и правилами в области градостроительства и бла-
гоустройства.
     5. На  иных  озелененных  территориях общего пользования,  на
озелененных территориях ограниченного  и  специального  назначения
функциональное зонирование не осуществляется, если иное не предус-
мотрено нормативными документами в  области  градостроительства  и
благоустройства.

     Статья 12.  Регулирование  градостроительной  деятельности на
природных и озелененных территориях

     1. Режимы  регулирования  градостроительной  деятельности  на
природных и озелененных территориях устанавливаются с учетом  тре-
бований  земельного и градостроительного законодательства и предс-
тавляют собой совокупность разрешенных изменений ландшафта, разре-
шенных видов озеленения, благоустройства, реставрации, реконструк-
ции и строительства,  установленных на отдельной территории или на
ее части.
     2. Режимы  регулирования  градостроительной  деятельности  на
конкретных природных и озелененных территориях  устанавливаются  в
соответствии с настоящим Законом,  а также земельным и градострои-
тельным законодательством.
     3. Установленные  режимы  градостроительной  деятельности  на
природных и озелененных территориях подлежат  отображению  в  гра-
достроительном кадастре города Москвы.
     4. Разработка предложений по установлению режимов градострои-
тельной  деятельности  на природных и озелененных территориях осу-
ществляется при разработке градостроительной документации  органом
исполнительной власти города Москвы, обеспечивающим реализацию го-
сударственного регулирования градостроительной и архитектурной де-
ятельности  на  территории  города  по  согласованию со специально
уполномоченным органом.

     Статья 13.  Правовой режим охраны и  использования  природных
территорий

     1. В  пределах  природных  территорий  устанавливается особый
правовой режим,  в соответствии с которым запрещаются  любые  виды
деятельности, не связанные с целевым назначением этих территорий.
     2. В экологических зонах (заповедных участках) природных тер-
риторий градостроительная и иная деятельность не допускается.
     3. В пределах иных зон и участков природных территорий запре-
щается:
     1) изменение ландшафта,  природных объектов  и  их  элементов
(компонентов),  кроме изменений, связанных с восстановлением нару-
шенных элементов (компонентов) природных объектов или реставрацией
историко-культурных объектов;
     2) строительство зданий и сооружений,  не связанных с целевым
назначением природной территории;
     3) прокладка автомобильных дорог и инженерно-технических ком-
муникаций  (возможно  при  специальном  градостроительном и техни-
ко-экономическом обосновании);
     4) все  виды рубок,  кроме санитарных и рубок ухода (осветле-
ние, прочистка, прореживание) зеленых насаждений.
     4. На природных территориях допускаются:
     1) ремонт существующих в пределах природных территорий зданий
(объектов)  и сооружений (в соответствии с установленными нормати-
вами), автомобильных дорог по согласованию со специально уполномо-
ченным  органом  и  органом  исполнительной  власти города Москвы,
обеспечивающим реализацию государственного регулирования  градост-
роительной и архитектурной деятельности на территории города;
     2) проведение работ по устранению аварий и ликвидации их пос-
ледствий;
     3) ремонт и реконструкция существующих  инженерно-технических
коммуникаций и пешеходных дорог.
     5. В пределах зоны  ограниченной  рекреационной  деятельности
допускается:
     1) благоустройство существующих и ограниченное создание новых
прогулочных дорог,  троп здоровья, площадок отдыха, малых архитек-
турных форм и иных элементов и  объектов  рекреационной  структуры
территории;
     2) уборка мусора;
     3) трассировка  и оформление познавательных маршрутов и учеб-
ных троп;
     4) проведение массовых спортивных, зрелищных и иных мероприя-
тий только в специально выделенных для этих целей местах и с  раз-
решения специально уполномоченного органа;
     5) оформление входов на территорию.
     6. На  природных территориях (кроме экологических зон) разре-
шается проведение следующих природоохранных,  восстановительных  и
научно-исследовательских  мероприятий,  применимых для конкретного
вида природной территории в соответствии с установленным  для  нее
охранным режимом:
     1) реставрация и восстановление элементов (компонентов) нару-
шенных природных объектов;
     2) благоустройство территории;
     3) мероприятия  по  сохранению и улучшению мест произрастания
видов растений и условий обитания  видов  животных,  занесенных  в
Красную  книгу Москвы или являющихся редкими на конкретной природ-
ной территории;
     4) мероприятия  по поддержанию луговых сообществ в стабильном
состоянии.
     7. В случае нарушения требований установленного режима охраны
и использования природной территории граждане,  должностные  лица,
юридические  лица  привлекаются к ответственности в соответствии с
настоящим Законом.

     Статья 14.  Правовой режим охраны и использования озелененных
территорий

     1. В  пределах озелененных территорий запрещается хозяйствен-
ная и иная деятельность,  оказывающая  негативное  воздействие  на
природно-антропогенные  объекты и составляющие их элементы и веду-
щая к их деградации или уничтожению.
     2. Правовой режим охраны и использования озелененных террито-
рий определяется в соответствии с настоящим Законом,  а также  зе-
мельным и градостроительным законодательством.
     3. На озелененных территориях не допускается:
     1) проезд и стоянка автотранспортных средств;
     2) установка гаражей и тентов типа "ракушка", "пенал";
     3) складирование различных грузов.
     4. На озелененных территориях допускается рекреационная  дея-
тельность и ограниченная хозяйственная деятельность в соответствии
с установленным для этих территорий правовым режимом охраны и  ис-
пользования.
     5. На озелененных территориях допускается  строительная  дея-
тельность,  прокладка  дорог и инженерно-технических коммуникаций,
необходимых для обеспечения  охраны,  содержания  и  использования
указанных  территорий в соответствии с целями и задачами их созда-
ния и в соответствии с утвержденной градостроительной документаци-
ей.
     6. На озелененных территориях допускаются виды  деятельности,
указанные в пункте 4 статьи 15, а также ремонт и реконструкция су-
ществующих в пределах озелененной территории зданий  (объектов)  и
сооружений, дорог и инженерно-технических коммуникаций.
     7. На озелененных территориях разрешается проведение  следую-
щих природоохранных, восстановительных, научно-исследовательских и
рекреационных мероприятий,  применимых для конкретного вида озеле-
ненной  территории в соответствии с установленным для нее охранным
режимом:
     1) воссоздание  утраченных или создание новых природно-антро-
погенных объектов и их элементов (компонентов);
     2) рекультивация  участков  с  сильно  нарушенным почвенным и
растительным покровом;
     3) санация почв с высоким уровнем загрязнения;
     4) ликвидация и санация свалок;
     5) санитарные рубки и уборка сухостоя;
     6) реставрация природных,  озелененных и  историко-культурных
объектов;
     7) создание водоемов рекреационного назначения;
     8) мероприятия по охране памятников, установка информационных
щитов;
     9) комплексное благоустройство территории;
     10) организация рекреационных зон с регулируемым  доступом  в
соответствии с установленной нормой рекреационных нагрузок (ограж-
дения, плотность посещения);
     11) строительство сети прогулочных троп,  троп здоровья, уст-
ройство площадок отдыха, детских и спортивных площадок в создавае-
мых рекреационных центрах;
     12) комплексная реконструкция капитальных  сооружений,  лест-
ниц, пешеходных мостиков, торшеров освещения, фонтанов, монументов
и других объектов, связанных с целевым назначением конкретной озе-
лененной территории;
     13) проведение массовых и культурных мероприятий;
     14) иные  виды деятельности,  предусмотренные разрешенным ис-
пользованием земельных участков.
     8. Соотношение участков озелененной территории, занятых зеле-
ными  насаждениями,  элементами  благоустройства,  сооружениями  и
строениями, габариты допускаемой застройки и ее назначение, мероп-
риятия по благоустройству определяются в соответствии с документа-
ми о градостроительстве и благоустройстве.
     9. В случае нарушения требований установленного режима охраны
и использования озелененной территории граждане, должностные лица,
юридические лица привлекаются к ответственности в  соответствии  с
законодательством.

     ГЛАВА V.  ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ОЗЕЛЕНЕННЫХ  ТЕРРИТОРИЙ И РЕЗЕРВНЫХ УЧАСТКОВ ПРИРОДНЫХ И ОЗЕЛЕНЕН-
НЫХ ТЕРРИТОРИЙ

     Статья 15.  Особенности правового режима охраны и использова-
ния озелененных территорий общего пользования

     1. Озелененные территории общего пользования (садово-парковые
комплексы,  парки,  сады,  скверы,  бульвары, зоны отдыха, пляжи и
прочие) предназначены для организации отдыха,  культурно-просвети-
тельной,  физкультурно-оздоровительной и  спортивной  деятельности
граждан.
     2. Правовой режим охраны и использования озелененных террито-
рий общего пользования определяется настоящим Законом,  законами и
иными нормативными правовыми актами города Москвы в области защиты
зеленых насаждений, градостроительной деятельности.
     3. На озелененных территориях общего пользования не  допуска-
ются  изменения существующих парков,  садов,  бульваров,  скверов,
объектов благоустройства и застройки, кроме изменений, связанных с
восстановлением нарушенных (утраченных) зеленых насаждений, других
природно-антропогенных объектов и их элементов или с  реставрацией
историко-культурных объектов.
     4. На озелененных территориях общего пользования  допускается
строительство объектов капитального типа,  прокладка дорог и инже-
нерно-технических коммуникаций,  необходимых для обеспечения охра-
ны, содержания и использования указанных территорий в соответствии
с целями и задачами их создания.
     5. Допускаются ремонт и реконструкция существующих в пределах
озелененной территории зданий (объектов) и сооружений, дорог и ин-
женерно-технических  коммуникаций  по  согласованию  со специально
уполномоченным органом  и  органом  исполнительной  власти  города
Москвы,  обеспечивающим  реализацию государственного регулирования
градостроительной и архитектурной деятельности на территории горо-
да.
     6. На озелененных территориях общего пользования в  соответс-
твии  с их целевым назначением могут осуществляться следующие виды
работ:
     1) воссоздание  утраченных или создание новых природно-антро-
погенных объектов и их элементов;
     2) реставрация  природных,  озелененных и историко-культурных
объектов;
     3) создание водоемов рекреационного назначения;
     4) комплексное благоустройство территории;
     5) строительство сети прогулочных троп,  троп здоровья,  уст-
ройство площадок отдыха, детских и спортивных площадок в создавае-
мых рекреационных центрах;
     6) комплексная реконструкция капитальных сооружений, лестниц,
пешеходных мостиков,  торшеров освещения,  фонтанов,  монументов и
других объектов, связанных с целевым назначением конкретной озеле-
ненной территории;
     7) проведение иных природоохранных,  восстановительных, науч-
но-исследовательских  и рекреационных мероприятий,  применимых для
конкретного вида озелененной территории общего  пользования,  пре-
дусмотренных настоящим Законом.
     7. Доля озелененных,  застроенных участков, участков, занятых
аллеями,  дорожками,  иными элементами благоустройства,  площадь и
высота застройки,  мероприятия по благоустройству  определяются  в
зависимости  от  вида  озелененной  территории общего пользования,
рекреационной нагрузки в соответствии с нормативными документами о
градостроительстве и благоустройстве.
     8. Использование озелененных  территорий  общего  пользования
осуществляется в соответствии с утвержденной  градостроительной  и
проектной  документацией конкретной территории и установленным для
нее правовым режимом охраны и использования,  а также  разрешенным
использованием земельного участка.

     Статья 16.  Особенности правового режима охраны и использова-
ния озелененных территорий ограниченного пользования

     1. Озелененными  территориями ограниченного пользования явля-
ются:
     1) территории  зеленых  насаждений  в  составе участков жилой
застройки (озелененные придомовые  территории  или  внутридворовые
озелененные территории);
     2) территории зеленых насаждений в составе  участков  общест-
венной застройки:  озелененные территории лечебно-оздоровительных,
учебно-воспитательных, образовательных, культовых, культурно-прос-
ветительных  административных учреждений и других объектов общест-
венного назначения;
     3) участки производственной застройки: озелененные территории
промышленных, коммунально-складских, жилищно-коммунальных предпри-
ятий.
     2. На озелененных территориях в составе участков жилого,  об-
щественного и производственного назначения разрешается:
     1) сохранение,  реконструкция существующих  объектов  жилого,
общественно-делового, коммунального, производственного назначения;
     2) ограниченное новое строительство объектов, необходимых для
содержания  территории и деятельности хозяйствующих субъектов,  не
противоречащей установленному назначению территории.
     3. Использование озелененных территорий ограниченного пользо-
вания осуществляется в соответствии с утвержденной в установленном
порядке градостроительной документацией.
     4. При  использовании  озелененных  территорий  ограниченного
пользования должно соблюдаться соотношение участков, занятых зеле-
ными  насаждениями,  элементами  благоустройства,  сооружениями  и
застройкой,  предусмотренное  утвержденной градостроительной доку-
ментацией, определяющей развитие конкретной озелененной территории
в  соответствии  с  нормативными документами в области градострои-
тельства и благоустройства.
     5. Собственники  земельных участков,  землевладельцы,  земле-
пользователи и арендаторы земельных участков,  на территории кото-
рых  находятся  озелененные  территории ограниченного пользования,
используют свои земельные участки с соблюдением требований законо-
дательства в области защиты зеленых насаждений, настоящего Закона,
а  также  в  соответствии  с разрешенным использованием земельного
участка.

     Статья 17.  Особенности правового режима охраны и использова-
ния озелененных территорий специального назначения.

     1. Озелененными  территориями специального назначения являют-
ся:
     1) территории  зеленых насаждений в пределах санитарно-защит-
ных зон предприятий и групп предприятий;
     2) территории  зеленых насаждений в пределах кладбищ и их са-
нитарно-защитных зон;
     3) территории  зеленых  насаждений в пределах участков транс-
портных и инженерных коммуникаций;
     4) территории  зеленых насаждений в пределах санитарно-защит-
ных зон транспортных и инженерных коммуникаций;
     5) участки под ЛЭП;
     6) разделительные полосы.
     2. Образование  и использование озелененных территорий специ-
ального назначения производятся в соответствии с требованиями нор-
мативных документов, определяющих порядок проектирования и эксплу-
атации объектов и их санитарно-защитных зон.
     3. Собственники  земельных участков,  землевладельцы,  земле-
пользователи и арендаторы земельных участков, находящихся в преде-
лах  озелененных  территорий  специального назначения,  используют
свои земельные участки с соблюдением требований законодательства в
области защиты зеленых насаждений,  настоящего Закона,  а также  в
соответствии с разрешенным использованием земельного участка.
     4. К озелененным территориям участков транспортных и инженер-
ных коммуникаций относятся озелененные территории, расположенные в
пределах  красных линий улично-дорожной сети,  а также технических
зон метрополитена, магистральных сетей инженерных коммуникаций.
     5. Образование  и использование озелененных территорий участ-
ков транспортных и инженерных коммуникаций  производится  в  соот-
ветствии с требованиями нормативных документов, определяющих поря-
док проектирования и эксплуатации объектов транспортных и инженер-
ных коммуникаций.

     Статья 18.  Особенности правового режима охраны и использова-
ния резервных участков природных и озелененных территорий

     В пределах резервных участков природных и озелененных  терри-
торий разрешается следующая деятельность:
     1) по восстановлению утраченных (нарушенных)  элементов  при-
родных и природно-антропогенных объектов;
     2) по воссозданию утраченных или созданию новых природно-ант-
ропогенных объектов, формированию новых озелененных территорий.

     ГЛАВА VI.  УПРАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСОМ ПРИРОДНЫХ И ОЗЕЛЕНЕННЫХ ТЕР-
РИТОРИЙ

     Статья 19.  Финансирование  мероприятий по созданию,  охране,
содержанию и восстановлению природных и озелененных территорий

     1. Создание,  охрана, содержание природных и озелененных тер-
риторий  осуществляется  в соответствии с требованиями нормативных
правовых актов Российской Федерации и города Москвы.
     2. Финансирование мероприятий по созданию, охране, содержанию
и восстановлению природных и озелененных территорий и  расположен-
ных на них природных и природно-антропогенных объектов осуществля-
ется за счет средств бюджета города Москвы и других  источников  в
соответствии  с  федеральным законодательством и законодательством
города Москвы.
     3. Средства на финансирование мероприятий по созданию,  охра-
не, содержанию и восстановлению природных и озелененных территорий
ежегодно  предусматриваются  отдельной  строкой  в  бюджете города
Москвы в соответствии с действующими нормативами.
     4. Специально уполномоченным органом за счет средств, указан-
ных в части 3 настоящей статьи,  осуществляется финансирование ме-
роприятий по созданию, охране, содержанию и восстановлению природ-
ных и озелененных территорий и расположенных на  них  природных  и
природно-антропогенных объектов.

     Статья 20.  Государственный контроль за охраной и использова-
нием природных и озелененных территорий

     1. Государственный контроль за охраной и использованием  при-
родных  и  озелененных  территорий осуществляется государственными
инспекторами города Москвы по охране природы в соответствии с  за-
конодательством  города Москвы в области государственного экологи-
ческого контроля.
     2. Специализированные  природоохранные   подразделения   ГУВД
г.Москвы  обеспечивают экологическую безопасность и охрану общест-
венного порядка на  природных  и  озелененных  территориях  города
Москвы.

     Статья 21.  Реестр природных и озелененных территорий  города
Москвы

     1. Специально уполномоченный орган ведет реестр  природных  и
озелененных  территорий  и  находящихся  в их пределах природных и
природно-антропогенных объектов в порядке,  устанавливаемом Прави-
тельством Москвы.
     2. Реестр природных и озелененных территорий содержит  сведе-
ния  о  местоположении,  размерах этих территорий и находящихся на
них объектах недвижимости и другие сведения.

     ГЛАВА VII.  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ КОМП-
ЛЕКСА ПРИРОДНЫХ И ОЗЕЛЕНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА МОСКВЫ


     Статья 22. Ответственность