Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 591-ПП от 22 июля 2008 года

О мерах по оптимизации привлечения иностранных работников на предприятия города Москвы

     Москва продолжает  оставаться  одним из основных центров кон-
центрации значительных масс мигрантов различных категорий, особен-
но трудовых, и вопросы управления миграционными процессами на тер-
ритории города на сегодняшний день остаются актуальными.
    Практическая реализация мероприятий Московской городской целе-
вой миграционной программы на 2008-2010 годы  (далее - Программа),
утвержденной  постановлением  Правительства  Москвы  от 21 августа
2007 г.  N 711-ПП, анализ действующего миграционного законодатель-
ства,  а  также проблем в сфере миграционной политики подтверждают
необходимость совершенствования как федерального, так и московско-
го законодательства.
     Кроме того,  для  создания  эффективной  комплексной  системы
обеспечения города квалифицированными трудовыми ресурсами  необхо-
димо  организовать централизованный и эффективный учет прибывающих
в город иностранных граждан,  в том числе  с  целью  осуществления
трудовой  деятельности.  В  рамках  этой системы также должно быть
предусмотрено цивилизованное пребывание в городе  Москве  трудовых
мигрантов.
     Правительство Москвы постановляет:
     1. Принять к сведению информацию о ходе реализации Московской
городской целевой миграционной программы на 2008-2010 годы соглас-
но приложению 1.
     2. Утвердить Концепцию Московского единого миграционного окна
(далее - МЕМО) согласно приложению 2.
     3. Одобрить  создание  пилотного проекта МЕМО на существующих
территориях АМО ЗИЛ.
     4. Установить, что:
     4.1. Государственное  учреждение  города  Москвы  "Московский
центр  трудового  обмена" (далее - ГУ "МЦТО") осуществляет прием и
распределение иностранных граждан по подразделениям МЕМО, оформле-
ние  документов для постановки на учет по месту пребывания и полу-
чения разрешения на  работу,  организацию  медосвидетельствований,
направление на работу иностранных граждан,  прибывших в рамках ор-
ганизованного набора.
     4.2. Управление  государственной  службы  занятости населения
города Москвы оказывает содействие в  трудоустройстве  иностранных
граждан,  прибывших вне рамок организованного набора и не нашедших
работу.
     5. Принять к сведению согласие УФМС России по г.Москве прово-
дить проверку документов,  представляемых ГУ "МЦТО" и  необходимых
для  постановки  иностранных  граждан  на учет по месту временного
пребывания,  организовать выдачу разрешений на работу  иностранным
гражданам, прием и учет результатов медосвидетельствований.
     6. Департаменту здравоохранения города Москвы до  1  сентября
2008 г. проработать  вопрос  медицинского  обеспечения прибывающих
мигрантов и представить предложения в Правительство Москвы.
     7. ГУ  "МЦТО" совместно с Московской Конфедерацией промышлен-
ников и предпринимателей (работодателей) в трехмесячный срок  раз-
работать регламент взаимодействия подразделений, на которые возла-
гается обеспечение функционирования пилотного проекта МЕМО.
     8. Комитету межрегиональных связей  и  национальной  политики
города  Москвы  в  I квартале 2009 г.  провести анализ результатов
функционирования пилотного проекта МЕМО, подготовить и представить
в Правительство Москвы предложения по развитию системы МЕМО.
     9. Комитету  межрегиональных  связей  и национальной политики
города Москвы начиная с 2009 года предусматривать средства на экс-
плуатацию пилотного  проекта МЕМО на территории АМО ЗИЛ в пределах
показателей, определенных основными параметрами бюджетного обеспе-
чения расходных обязательств города Москвы на 2009-2011 годы.
     10. Считать целесообразным создание в Москве автоматизирован-
ной информационной системы "Карта иностранного гостя" (далее - АИС
КИГ) для информационного обеспечения работы органов исполнительной
власти города Москвы и городских организаций с иностранными работ-
никами в режиме "одного окна".
     11. Утвердить Положение об автоматизированной  информационной
системе "Карта иностранного гостя" согласно приложению 3.
     12. Возложить  на  Управление  информатизации  города  Москвы
функции  государственного заказчика работ по созданию,  развитию и
эксплуатации АИС КИГ.
     13. Установить, что разработка АИС КИГ осуществляется в соот-
ветствии с техническим заданием (ТЗ) и технико-экономическим обос-
нованием (ТЭО),  согласованными Комитетом межрегиональных связей и
национальной политики города Москвы и УФМС России по  г.Москве   и
утвержденными  заместителем  Мэра Москвы в Правительстве Москвы по
вопросам межрегионального сотрудничества,  массовых  коммуникаций,
спорта и туризма.
     14. Управлению  информатизации  города  Москвы:
     14.1. До 1 августа 2008 г.  обеспечить проведение конкурса по
выбору исполнителя разработки АИС КИГ на основе утвержденных ТЗ  и
ТЭО.
     14.2. Предусматривать   в  установленном  порядке  начиная  с
2008 года  финансирование разработки,  развития и эксплуатации АИС
КИГ за счет и в пределах средств,  планируемых  в  бюджете  города
Москвы по соответствующим видам расходов.
     15. Одобрить  проект "Временный административно-бытовой горо-
док повторного применения" (далее - ВАГ),  разработанный с  учетом
всех  требований  к  техническим  и качественным характеристикам и
компоновке модулей в составе ВАГ для обеспечения противопожарной и
санитарно-эпидемиологической  безопасности,  благоприятных условий
пребывания иностранных и иногородних работников (приложение 4).
     16. Установить, что:
     16.1. Объединение административно-технических инспекций горо-
да Москвы оформляет ордер на работы по возведению ВАГ и  закрывает
ордер  после  демонтажа ВАГ и восстановления нарушенного благоуст-
ройства.
     16.2. Заказчик  на  строительство  градостроительного объекта
обеспечивает оформление в установленном порядке  земельно-правовых
отношений, в том числе и для размещения ВАГ.
     16.3. Собственник ВАГ или арендатор в  соответствии  с  феде-
ральным законодательством принимает необходимые меры для постанов-
ки на миграционный учет иностранных граждан.
     16.4. Инвестор при возведении ВАГ согласовывает проект в  ус-
тановленном порядке.
     17. Департаменту  градостроительной политики,  развития и ре-
конструкции города Москвы, Департаменту науки и промышленной поли-
тики города Москвы, Департаменту транспорта и связи города Москвы,
Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства го-
рода Москвы, Департаменту капитального ремонта жилищного фонда го-
рода Москвы по согласованию с  Москомархитектурой  и  префектурами
административных округов города Москвы  до 1 января 2009 г. внести
в установленном порядке предложения по  схеме  размещения  ВАГ  на
территории  города  Москвы  с  учетом потребностей в иностранной и
иногородней рабочей силе.
     18. В целях обеспечения согласованных действий по  формирова-
нию  системы организованного набора и направления на работу квали-
фицированных иностранных работников:
     18.1. Создать  Межведомственную  рабочую  группу  по вопросам
внешней трудовой миграции (далее - Межведомственная рабочая  груп-
па).
     18.2. Утвердить состав Межведомственной рабочей группы  (при-
ложение 5).
     18.3. Комитету межрегиональных связей и национальной политики
города Москвы:
     18.3.1. В трехмесячный срок разработать  положение  о  Межве-
домственной рабочей группе.
     18.3.2. Совместно  с Департаментом внешнеэкономических и меж-
дународных связей города Москвы продолжить работу по созданию сис-
темы организованного набора иностранной рабочей силы и взаимодейс-
твию со странами-донорами.
     По результатам проделанной работы до 1 марта 2009 г. предста-
вить предложения в Правительство Москвы.
     19. Просить Московскую Федерацию профсоюзов и Московскую Кон-
федерацию промышленников и предпринимателей  (работодателей)  при-
нять  меры  по  недопущению работодателями создания рабочих мест с
заниженным уровнем оплаты труда и дискриминации иностранных работ-
ников при оплате труда, трудовых и связанных с ними отношениях.
     20. Комитету межрегиональных связей и  национальной  политики
города Москвы совместно с Пресс-службой Мэра и Правительства Моск-
вы, Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации
города Москвы, префектурами административных округов города Москвы
провести информационную кампанию в средствах  массовой  информации
по  разъяснению позитивного значения создания МЕМО и ВАГ для соци-
ально-экономического развития города Москвы и формированию положи-
тельного общественного мнения.
     21. Разрешить Комитету межрегиональных связей и  национальной
политики города Москвы перераспределять средства,  предусмотренные
на реализацию мероприятий Программы, до 10 процентов расходов.
     22. Контроль  за  выполнением настоящего постановления возло-
жить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам
межрегионального сотрудничества,  массовых коммуникаций,  спорта и
туризма Виноградова В.Ю.
     О ходе  выполнения  постановления  доложить  Мэру  Москвы  во
II квартале 2009 г.


П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков


                              Приложение 1
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 22 июля 2008 г. N 591-ПП



                            Информация
          о ходе реализации Московской городской целевой
            миграционной программы на 2008 - 2010 годы


     В 2007  году суммарный размер квоты для привлечения и исполь-
зования иностранных работников,  прибывших в РФ в безвизовом и ви-
зовом порядке составил 810 000.
     Из стран с  безвизовым  порядком  въезда  работодатели  могли
привлечь 578 390 работников,  которые получили разрешения на рабо-
ту. При этом в УФМС России по г.Москве поступило 207 108 уведомле-
ний  от  работодателей  о приеме на работу иностранных работников,
въехавших в РФ в безвизовом порядке.  Сведения  о  трудоустройстве
371 282 иностранных работников отсутствуют.
     В то же время на конец года,  по данным Управления  государс-
твенной службы  занятости  населения  города Москвы (далее - УГСЗН
города Москвы),  оставались вакантными более 140 000 рабочих  мест
по 132 рабочим профессиям и должностям. Таким образом, при переиз-
бытке трудовых ресурсов значительное количество вакантных  рабочих
мест оставались незаполненными. Причинами такого положения дел яв-
ляются, в том числе:
     1) заниженный уровень оплаты труда,  который экономически не-
выгоден для москвичей и иногородних;
     2) низкая квалификация  иностранных  работников,  которая  не
устраивает работодателей;
     3) значительное  количество (до 50%)  иностранных  работников
оказываются занятыми в частном секторе без оформления трудовых от-
ношений.
     В связи с этим в рамках выполнения Московской городской целе-
вой миграционной программы на 2008-2010 годы предприняты следующие
шаги.
     1. Организованный набор иностранной рабочей силы.
     В настоящее  время  московский рынок труда заполняется иност-
ранными работниками стихийно,  без учета реальных потребностей ра-
ботодателей в тех или иных специалистах. Оптимальной представляет-
ся такая схема действий,  при которой работодатель  имеет  возмож-
ность  набрать  нужных  ему работников непосредственно в стране их
проживания.
     Для отработки алгоритма действий по этой схеме всех заинтере-
сованных сторон Комитетом межрегиональных  связей  и  национальной
политики  города  Москвы  проведены  встречи  с работодателями (ПО
"ТЕПЛОТЕХНИКА",  ЗАО "МОССТРОЙИНВЕСТ" и другими),  агентствами  по
труду занятости Киргизии,  Таджикистана и Узбекистана. В настоящее
время согласованный заинтересованными сторонами  порядок  действий
состоит из следующих этапов:
     - работодатели подают заявки о потребности в  тех,  или  иных
работниках в Комитет межрегиональных связей и национальной полити-
ки города Москвы,  указывая в них размер оплаты труда, условия ра-
боты, гарантируя работникам предоставление общежития и медицинско-
го обслуживания;
     - Комитет заявки работодателей согласует с УГСЗН города Моск-
вы и направляет в агентства по труду и  занятости  соответствующих
республик,  где по ним в обговоренные с работодателем сроки подби-
раются нужные работники;
     - эти  работники  проходят  медицинское освидетельствование в
республиканских учреждениях здравоохранения;
     - загодя  извещенный  о готовности к отправке партии работни-
ков, представитель работодателя прибывает в республику для провер-
ки  соответствия отобранной партии работников требованиям поданной
работодателем заявки;
     - направленную в Москву партию работников сопровождают предс-
тавитель работодателя и агентства по труду и занятости республики;
     - партия по прибытии размещается в общежитии работодателя или
в административно-бытовом городке Московского единого миграционно-
го окна (МЕМО), работники которого оформляют их постановку на миг-
рационный учет, а затем и разрешения на работу.
     Для детальной  проработки обозначенных позиций с 22 по 27 ап-
реля 2008 года  состоялись  встречи  представителей  Правительства
Москвы и органов исполнительной власти  Киргизии  и  Таджикистана.
В состав  рабочей группы вошли сотрудники Комитета межрегиональных
связей и национальной политики города  Москвы,  Департамента  гра-
достроительной  политики,  развития и реконструкции города Москвы,
Департамента здравоохранения города Москвы,  Комитета общественных
связей  города  Москвы  и УГСЗН города Москвы.  В целях проработки
вопросов оргнабора 22 мая состоялась  аналогичная  командировка  в
Республику Армения.
     2. Временные административно-бытовые городки (ВАГ).
     Московской  городской  целевой  миграционной   программой  на
2008-2010  годы предусматривается строительство временных гостиниц
упрощенного типа для иногородних и иностранных работников на осно-
ве модулей "Универсал" за счет инвесторов. В настоящее время такие
сооружения определяются термином "Временные  административно-быто-
вые городки (ВАГ)".
     До 15 января 2007 года - вступления в силу нового  миграцион-
ного  законодательства - инвесторы заинтересованности в строитель-
стве ВАГ не проявляли  из-за  неопределенности  правового  статуса
этих  сооружений,  что ставило под сомнение рентабельность их экс-
плуатации. Новое законодательство позволяет владельцам ВАГ ставить
проживающих в них иностранных работников на миграционный учет, од-
нако действующие санитарные нормы и правила не допускают использо-
вание модулей для жилья. В целях разрешения этой проблемы в начале
года в Комитете межрегиональных связей и национальной политики го-
рода  Москвы  проведено совещание с участием представителей компа-
ний, производящих   модули,  Главного  управления  МЧС  России  по
г.Москве, Управления Роспотребнадзора по городу Москве,  УФМС Рос-
сии по г.Москве, строительных компаний. На этом совещании произво-
дителями модулей была достигнута договоренность о совместной с уп-
равлениями  МЧС и Роспотребнадзора по г.Москве разработке типового
проекта ВАГ,  в котором возможно временное  проживание.  Выполнить
эту  работу взяла на себя обязательство компания ЗАО "Центр струк-
турных расчетов" (ЦСР).  Согласованный проект ВАГ  представлен  на
заседание Правительства Москвы.
     3. Московское единое миграционное окно (МЕМО).
     В соответствии  с   поручениями   Мэра   Москвы   Ю.М.Лужкова
2 октября 2007 г.  N 4-19-17330/7 Комитетом межрегиональных связей
и национальной политики города Москвы совместно с заинтересованны-
ми органами исполнительной власти города Москвы была начата работа
по  созданию МЕМО для обеспечения отраслей экономики города Москвы
иностранными работниками в порядке организованного набора.
     28 февраля 2008 года в Комитете проведено совещание по вопро-
су  создания  пилотного  проекта МЕМО с использованием конструкций
модульного типа на заводе АМО "ЗИЛ", который располагает достаточ-
ной территорией для размещения МЕМО,  имеет опыт работы по привле-
чению иностранной рабочей силы: привлекает в год до 4,5 тыс.иност-
ранных работников. Кроме того, завод имеет собственную учебную ба-
зу и общежитие. При принятии решения о размещении пилотного проек-
та МЕМО на указанной территории также принято во внимание располо-
жение завода: на удалении от центра города, но в то же время рядом
с развязками 3-го транспортного кольца.
     На совещании принято решение считать целесообразным включение
в состав МЕМО подразделения ГУ "МЦТО",  сотрудников УФМС России по
г.Москве и УГСЗН города Москвы.  При этом предложено  разграничить
сферы ответственности:
     1) ГУ "МЦТО":  прием и распределение иностранных  граждан  по
подразделениям МЕМО модульного  типа;  оформление  документов  для
постановки  на  миграционный  учет по месту пребывания и получения
разрешений на работу;  организация медосвидетельствований; направ-
ление  на  работу иностранных граждан прибывших в рамках организо-
ванного набора;
     2) УФМС России по г.Москве:  проверка документов, необходимых
для постановки иностранных граждан на  учет  по  месту  временного
пребывания;  организация  выдачи  разрешений на работу иностранным
гражданам; прием и учет результатов медосвидетельствований;
     3) УГСЗН города Москвы: организация трудоустройства иностран-
ных граждан,  прибывших вне рамок организованного набора,  а также
иностранных граждан, которые не были трудоустроены на АМО "ЗИЛ".
     В третьем  квартале текущего года пилотный проект МЕМО на за-
воде АМО "ЗИЛ" приступит к работе.
     4. Единый   межведомственный   идентификационно-аналитический
банк данных (ЕМИБД) и пластиковая "Карта иностранного гостя".
     В целях обеспечения надежного контроля пребывания иностранных
граждан на территории Москвы и обеспечения их прав Комитетом пред-
ложено создание единого межведомственного  идентификационно-анали-
тического банка  данных  (ЕМИБД) и пластиковой "Карты иностранного
гостя", которая является пропуском для входа в ЕМИБД.  Въезжающему
в  страну мигранту еще на границе должен присваиваться идентифика-
ционный номер в межведомственной и межрегиональной электронной ба-
зе данных.  И все его отношения с властями - миграционной службой,
службой занятости населения, учреждениями здравоохранения, работо-
дателями, налоговой службой должны заноситься на электронный носи-
тель - "Карту иностранного гостя".  Естественно, и соответствующие
структуры  должны  иметь возможность внести и получить необходимую
информацию по любому иностранцу.  Соответствующие предложения Пра-
вительством  Москвы  подготовлены  и  направлены на согласование в
ФМС России.
     5. В сфере совершенствования миграционного законодательства.
     Новое миграционное законодательство лишило субъекты Федерации
возможности  контролировать  численность большей части прибывающих
трудовых мигрантов,  получать своевременную информацию о сфере  их
занятости,  условиях  проживания  и состоянии здоровья.
     В связи с этим Комитетом межрегиональных связей и  националь-
ной  политики  города Москвы разработан проект федерального закона
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты  Российской
Федерации  в  связи  с  совершенствованием механизма регулирования
внешней трудовой миграции".  Законопроект направлялся в Московскую
трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отноше-
ний.
     В соответствии  с нашим законопроектом предусматривается вне-
сение изменений в 11 федеральных законодательных актов.  Предложе-
ния  подготовлены  с учетом правоприменительной практики,  которая
выявила ряд существенных проблем в сфере государственного  регули-
рования внешней трудовой миграции, требующих скорейшего решения.
     1. Изменение порядка определения квоты на выдачу  иностранным
гражданам разрешений на работу.
     Действующая в настоящее время система квотирования,  когда на
федеральном  уровне  утверждается объем квоты для каждого региона,
является низкоэффективной по следующим основаниям:
     1) процесс  подачи и сбора заявок крайне забюрократизирован и
трудоемок. Заявка подается более, чем за год до привлечения иност-
ранных работников,  что не позволяет работодателям объективно оце-
нить потребность в привлечении иностранной рабочей  силы,  которая
реально может возникнуть в следующем году;
     2) квоты на 2008 год были утверждены Минздравсоцразвития Рос-
сии только в марте этого года. В то же время органами ФМС России с
начала года осуществлялась выдача разрешений на привлечение и  ис-
пользование  иностранной рабочей силы,  а также разрешений на осу-
ществление трудовой деятельности.
     С учетом  перечисленных обстоятельств работодатели не заинте-
ресованы в подаче заявок.  При этом, серьезная работа, которую ор-
ганизуют в субъектах РФ соответствующие уполномоченные органы, яв-
ляется малоэффективной.
     Прямым следствием  существующей системы квотирования являются
следующее:
     а) разрешения  на  работу  выдаются независимо от ситуации на
рынке труда;
     б) работодателями  создаются рабочие места с заниженной опла-
той труда,  что приводит к демпингу оплаты труда отечественных ра-
ботников и их вытеснению с рынка труда.
     В связи с этим предлагается установить, что определение квоты
на  привлечение иностранной рабочей силы должно являться предметом
социального партнерства и осуществляться региональными трехсторон-
ними комиссиями,  а на федеральном уровне - Российской трехсторон-
ней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.  Дан-
ный  подход  позволит учесть интересы всех участников рынка труда.
При этом профсоюзы будут контролировать соблюдение интересов  рос-
сийских работников,  Российский союз промышленников и предпринима-
телей - интересы работодателей при привлечении иностранной рабочей
силы, а органы исполнительной власти будут контролировать выполне-
ние договоренностей и соблюдение интересов экономического развития
регионов. А  Правительство  Российской  Федерации будет утверждать
ежегодную квоту на выдачу иностранным гражданам разрешений на  ра-
боту  с распределением ее по субъектам РФ в соответствии с догово-
ренностями,  закрепленными в Генеральном соглашении с общероссийс-
кими  объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями ра-
ботодателей.
     2. Установление единого порядка привлечения  и  использования
работодателями для осуществления трудовой деятельности иностранных
граждан, прибывших в Российскую Федерацию,  как в визовом, так и в
безвизовом порядке - только при  условии  получения  работодателем
разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
     3. Уточнение  порядка предоставления трудовыми мигрантами до-
кументов, необходимых для получения разрешения на работу:
     1) предлагается  предусмотреть подачу иностранным гражданином
медицинских документов о состоянии здоровья одновременно с заявле-
нием о выдаче разрешения на осуществление трудовой деятельности.
     2) введение требования о профессиональном образовании.
     4. Введение контроля за наймом  частными  лицами  иностранных
граждан в рамках трудового и гражданско-правового договоров.
     5. Изменение порядка учета трудовых  мигрантов.
     Предлагается внести  в действующее законодательство изменения
о том, что смена фактического места пребывания является основанием
для  снятия с учета по прежнему адресу места пребывания и для пос-
тановки на учет - по новому.
     6. Усиление ответственности.
     Предлагается, в том числе:
     1) усилить  ответственность квартиросдатчиков и собственников
нежилых помещений за ненадлежащее их  использование,  связанное  с
проживанием в них иностранных граждан;
     2) установить административную ответственность за:
     а) нарушение  законодательства о труде,  охране труда и заня-
тости населения при привлечении к трудовой деятельности на услови-
ях нелегального найма;
     б) незаконную  деятельность  по  трудоустройству  иностранных
граждан на территории Российской Федерации;
     в) нарушение правил содержания и эксплуатации  жилых  помеще-
ний,  не принятых в эксплуатацию, либо признанных непригодными для
проживания, а также непринятие мер по устранению причин и условий,
способствовавших  их  использованию для незаконного проживания,  в
том числе иностранных граждан.
     7. Предупреждение   совершения   правонарушений  иностранными
гражданами в период пребывания в Российской Федерации.
     Законопроект был  предварительно доработан с учетом замечаний
Правового управления Аппарата Госдумы РФ,  независимых экспертов и
21 апреля  текущего года направлен депутатом И.Н.Габдрахмановым на
заключение в Правительство РФ.
.

                              Приложение 2
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 22 июля 2008 г. N 591-ПП


                            КОНЦЕПЦИЯ
              Московского единого миграционного окна
                           I. ВВЕДЕНИЕ

     В условиях глобализации миграционных процессов  вступление  в
силу в Российской Федерации в начале 2007 года новых законодатель-
ных и нормативных актов привело к значительным переменам в регули-
ровании  миграции  в  городе Москве.  С одной стороны,  процедуры,
обеспечивающие привлечение иностранной рабочей силы (далее-ИРС) на
трудовой рынок города Москвы,  значительно упростились,  однако, с
другой,  осталось много нерешенных, и появился ряд новых проблем в
этой области.
     По общему мнению экспертов в  вопросах  трудовой  миграции  в
России  продолжают  действовать  нелегальные механизмы привлечения
ИРС.  В 2007 году число предоставленных работодателями в УФМС Рос-
сии по г.Москве уведомлений о приеме ИРС на работу составило всего
32,4 % от общего числа выданных за этот период иностранным гражда-
нам разрешений на осуществление трудовой деятельности. Таким обра-
зом,  остальные 67,6 %  иностранных граждан оказались  лишними  на
официальном рынке труда. Большая часть из них трудоустраивается на
условиях нелегального найма в частном секторе.
     Практика показывает,  что в процессах обслуживания миграцион-
ных потоков и ИРС задействованы три категории участников:  работо-
датели, иностранные граждане и государственные органы, причем каж-
дая из этих групп отстаивает свои собственные, иногда противореча-
щие  друг другу интересы.  В настоящее время отсутствует механизм,
способный на основе баланса интересов данных групп наладить их эф-
фективное взаимодействие.

             II. ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКШИЕ В СВЯЗИ С НОВЫМ
                  МИГРАЦИОННЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

     Можно сформулировать следующие основные проблемы, связанные с
существующей в настоящее время процедурой выдачи разрешений на ра-
боту трудовым мигрантам.
     1. Прогнозируемые  экономические потери из-за недопоступления
в бюджет соответствующих налогов и сборов.  Так, опираясь на квоту
2007 года для города Москвы в 810 тыс.иностранных работников, мож-
но предположить, что экономические потери от того, что 67,6 % тру-
довых  мигрантов  (547,56 тыс.человек) пополнят ряды неофициальных
работников,  в годовом выражении,  при минимальном размере  оплаты
труда 5,0 тыс.рублей на каждого работника и налоге 30 % от размера
заработной платы  для нерезидента,  составят порядка 7,0 млрд.руб-
лей.
     2. Угроза безопасности в санитарно-эпидемиологической  сфере,
вызванная отсутствием действенного механизма управления и контроля
за прохождением медицинского освидетельствования трудовых  мигран-
тов.
     3. Ухудшение  криминогенной  ситуации  в  городе.  Отсутствие
контроля  за  местонахождением и перемещением по территории города
Москвы трудовых мигрантов угрожает безопасности  жителей  столицы.
По данным  ГУВД  по г.Москве виновниками четверти всех совершаемых
приезжими в Москве правонарушений являются иммигранты.
     Эти проблемы  усугубляются наличием большого количества тене-
вых структур, взявших на себя вопросы регистрации, трудоустройства
и размещения в городе Москве иностранных работников.

             III. ПУТИ  РЕШЕНИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОБЛЕМ

     Отмеченные выше проблемы заключаются,  в основном,  в отсутс-
твии должной координации в  деятельности  государственных  органов
всех уровней,  работодателей и иностранных работников. Причем, это
особенно актуально для  города  Москвы,  Санкт-Петербурга  и  ряда
приграничных районов,  где численность ИРС значительно выше, чем в
других регионах России.
     В интересах решения описанных проблем,  было бы целесообразно
сопровождать иностранного гражданина с момента его приезда на тер-
риторию  субъекта  федерации  до заключения им трудового или иного
договора с работодателем или заказчиком работ (услуг), оформляя на
него все необходимые документы в режиме "одного окна". Такую функ-
цию мог бы взять на себя  территориально-функциональный  комплекс,
объединяющий представительства заинтересованных ведомств,  которые
связаны между собой в информационную сеть с единой базой данных.
     По своему функционалу он в чем-то аналогичен таможенному тер-
миналу, только объектом обработки в нем является физическое лицо -
иностранный гражданин. Названием такого объекта может стать - Мос-
ковское единое миграционное окно (далее - МЕМО).

          IV. МОСКОВСКОЕ ЕДИНОЕ МИГРАЦИОННОЕ ОКНО (МЕМО)

     МЕМО предназначено  для  обеспечения оперативного и организо-
ванного учета,  размещения и организации трудоустройства иностран-
ных  граждан,  прибывших в город Москву для осуществления трудовой
деятельности.
     Целью создания  МЕМО  является  объединение в едином функцио-
нально-территориальном комплексе представительств заинтересованных
ведомств и организаций, в интересах повышения эффективности реали-
зации миграционной программы на территории города Москвы.
     Представляется, что МЕМО должно быть имущественно-хозяйствен-
ной структурой,  включающей головной офис  и  представительства  в
каждом из административных округов города Москвы. МЕМО будет комп-
лексно заниматься деятельностью, связанной с учетом, распределени-
ем,  размещением и трудоустройством иностранной рабочей силы, при-
бывающей для работы в Российскую Федерацию из стран ближнего зару-
бежья в режиме оргнабора.
     Помимо собственно  структур  МЕМО  для  ускорения   процессов
оформления и выдачи мигрантам необходимых документов, при МЕМО бу-
дет организована работа представительства УФМС России по г.Москве.
Деятельность  МЕМО  будет направлена на оказание услуг иностранным
гражданам, прибывшим в город в целях трудоустройства, а также мос-
ковским работодателям,  которые в установленном порядке подали за-
явки на привлечение и использование иностранной рабочей силы.
     МЕМО будет включать следующие подразделения:

         1. Служба приема и учета иностранных работников

     Данное структурное  подразделение должно обеспечить:  входную
фильтрацию иностранных работников; постановку на миграционный учет
и  присвоение  персонального номера;  прием необходимых документов
для получения разрешения на работу;  регистрацию по месту прожива-
ния;  направление иностранных работников в другие структурные под-
разделения МЕМО.

         2. Служба трудоустройства иностранных работников

     Задачами данного подразделения являются: взаимодействие с ра-
ботодателями по вопросам трудоустройства иностранных работников, в
том числе по системе организованного набора из  стран  ближнего  и
дальнего  зарубежья;  консультирование  иностранных  работников по
вопросам подготовки трудового договора; оказание содействия иност-
ранным  работникам  в  соблюдении их прав в городе Москве;  выдача
иностранным работникам направлений на работу к конкретному работо-
дателю;  мониторинг прохождения трудовой деятельности иностранного
работника.

           3. Служба расселения иностранных работников

     Задачи данного подразделения - взаимодействие с системой ВАГ,
выдача иностранному работнику направлений на проживание к конкрет-
ному владельцу этих помещений, мониторинг движения иностранных ра-
ботников через эти гостиницы.

              4. Организационно-аналитическая служба

     Данное подразделение  должно обеспечить ведение интегрирован-
ного информационного банка данных; взаимодействие со специализиро-
ванными  информационными  системами  размещаемых в МЕМО представи-
тельств УФМС России по г.Москве, ГУВД по г.Москве и координацию их
деятельности;  поддерживать присутствие МЕМО в глобальной сети Ин-
тернет; осуществлять информационный обмен с внешними корреспонден-
тами;  обеспечивать анализ обрабатываемой информации и формировать
отчетные материалы.

        5. Пункт выдачи направлений иностранным работникам
                на медицинское освидетельствование

     Задачей данного  подразделения  является  выдача  направлений
иностранным работникам в  специализированные  лечебные  учреждения
города Москвы для медицинского освидетельствования.

                  6. Организация управления МЕМО

     На первом  этапе  функцию управления будет осуществлять Госу-
дарственное учреждение города Москвы "Московский  центр  трудового
обмена" (ГУ "МЦТО").
     Функциями управления МЕМО будут являться: осуществление взаи-
модействия с Комитетом межрегиональных связей и национальной поли-
тики города Москвы, обеспечивающим организационно-методическое ру-
ководство деятельностью МЕМО;  координация работы всех структурных
элементов МЕМО;  решение материально-хозяйственных  вопросов  дея-
тельности.
     Задачей управления МЕМО должно быть  создание  и  организация
работы его представителей в округах и обеспечение взаимодействия с
органами,  регулирующими рынок труда и обеспечивающими  соблюдение
миграционного законодательства,  и работодателями.  Кроме того, на
управление МЕМО предлагается возложить задачу по обеспечению взаи-
модействия  по вопросам организации предварительной подготовки не-
обходимых документов с государственными и коммерческими структура-
ми  стран СНГ и дальнего зарубежья,  из которых прибывают трудовые
мигранты с целью последующего трудоустройства и расселения в горо-
де Москве.

     7. Представительства федеральных органов исполнительной
                         власти при МЕМО

     Данные представительства создаются  на  территории  МЕМО  для
обеспечения быстроты процессов оформления и выдачи мигрантам необ-
ходимых для трудоустройства документов.

            Представительство УФМС России  по г.Москве

     Предполагается, что УФМС России по г.Москве обеспечит  созда-
ние  своего выделенного подразделения на территории МЕМО.  Следует
учитывать,  что пропускная способность МЕМО в основном зависит  от
возможностей данного подразделения. В этой связи, в рамках сущест-
вующего законодательства и регламентирующей  нормативной  правовой
базы планируется разработать такой алгоритм его работы, чтобы мак-
симально сократить время на  выдачу  разрешений  на  осуществление
трудовой деятельности.

                Представительство ГУВД по г.Москве

     Предполагается, что  данное  подразделение будет осуществлять
проверочные мероприятия в ходе оформления  документов  иностранных
работников,  для чего представитель данного ведомства должен иметь
доступ  к  специализированным  информационным  ресурсам  ГУВД   по
г.Москве с целью оперативного принятия решений.

                          V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     МЕМО после  своего создания обеспечит качественно новый проз-
рачный механизм эффективной обработки миграционных потоков,  обес-
печивающий необходимый  уровень  безопасности  столицы  в санитар-
но-эпидемиологической сфере,  а также значительное уменьшение эко-
номических  потерь за счет сокращения нелегальной миграции на тру-
довом рынке столицы,  а также случаев трудоустройства на  условиях
нелегального найма.
     Внесение поправок в схему взаимодействия субъектов рынка тру-
довой  миграции  (государственные  органы  власти - работодатели -
иностранный гражданин) может быть осуществлено путем введения  еще
одного субъекта рынка от региональной власти, который мог бы коор-
динировать данный процесс  в  пользу  принимающей  стороны.  Таким
субъектом  рынка  может стать Московское единое миграционное окно,
которое сделает процесс привлечения иностранных работников в город
Москву упорядоченным и контролируемым,  а их взаимоотношения с ра-
ботодателями - легальными и  прозрачными.  Такого  рода  изменения
приведут  к увеличению налоговых поступлений в бюджет города Моск-
вы.
     Немаловажно и то,  что сам факт упорядочения процессов мигра-
ции и создание механизма контроля над рынком труда приведет к сни-
жению  межнациональной напряженности,  сокращению этнической прес-
тупности и уменьшению угрозы здоровью и безопасности жителей  сто-
лицы.
     В ходе разработки Положения о МЕМО будут определены  функцио-
нальные  взаимосвязи  всех  структурных подразделений,  входящих в
состав МЕМО, объем их полномочий, а также источники финансирования
МЕМО, помимо средств бюджета.
     В настоящее время прорабатывается вопрос о возможном оказании
платных услуг