Москва продолжает оставаться одним из основных центров кон-
центрации значительных масс мигрантов различных категорий, особен-
но трудовых, и вопросы управления миграционными процессами на тер-
ритории города на сегодняшний день остаются актуальными.
Практическая реализация мероприятий Московской городской целе-
вой миграционной программы на 2008-2010 годы (далее - Программа),
утвержденной постановлением Правительства Москвы от 21 августа
2007 г. N 711-ПП, анализ действующего миграционного законодатель-
ства, а также проблем в сфере миграционной политики подтверждают
необходимость совершенствования как федерального, так и московско-
го законодательства.
Кроме того, для создания эффективной комплексной системы
обеспечения города квалифицированными трудовыми ресурсами необхо-
димо организовать централизованный и эффективный учет прибывающих
в город иностранных граждан, в том числе с целью осуществления
трудовой деятельности. В рамках этой системы также должно быть
предусмотрено цивилизованное пребывание в городе Москве трудовых
мигрантов.
Правительство Москвы постановляет:
1. Принять к сведению информацию о ходе реализации Московской
городской целевой миграционной программы на 2008-2010 годы соглас-
но приложению 1.
2. Утвердить Концепцию Московского единого миграционного окна
(далее - МЕМО) согласно приложению 2.
3. Одобрить создание пилотного проекта МЕМО на существующих
территориях АМО ЗИЛ.
4. Установить, что:
4.1. Государственное учреждение города Москвы "Московский
центр трудового обмена" (далее - ГУ "МЦТО") осуществляет прием и
распределение иностранных граждан по подразделениям МЕМО, оформле-
ние документов для постановки на учет по месту пребывания и полу-
чения разрешения на работу, организацию медосвидетельствований,
направление на работу иностранных граждан, прибывших в рамках ор-
ганизованного набора.
4.2. Управление государственной службы занятости населения
города Москвы оказывает содействие в трудоустройстве иностранных
граждан, прибывших вне рамок организованного набора и не нашедших
работу.
5. Принять к сведению согласие УФМС России по г.Москве прово-
дить проверку документов, представляемых ГУ "МЦТО" и необходимых
для постановки иностранных граждан на учет по месту временного
пребывания, организовать выдачу разрешений на работу иностранным
гражданам, прием и учет результатов медосвидетельствований.
6. Департаменту здравоохранения города Москвы до 1 сентября
2008 г. проработать вопрос медицинского обеспечения прибывающих
мигрантов и представить предложения в Правительство Москвы.
7. ГУ "МЦТО" совместно с Московской Конфедерацией промышлен-
ников и предпринимателей (работодателей) в трехмесячный срок раз-
работать регламент взаимодействия подразделений, на которые возла-
гается обеспечение функционирования пилотного проекта МЕМО.
8. Комитету межрегиональных связей и национальной политики
города Москвы в I квартале 2009 г. провести анализ результатов
функционирования пилотного проекта МЕМО, подготовить и представить
в Правительство Москвы предложения по развитию системы МЕМО.
9. Комитету межрегиональных связей и национальной политики
города Москвы начиная с 2009 года предусматривать средства на экс-
плуатацию пилотного проекта МЕМО на территории АМО ЗИЛ в пределах
показателей, определенных основными параметрами бюджетного обеспе-
чения расходных обязательств города Москвы на 2009-2011 годы.
10. Считать целесообразным создание в Москве автоматизирован-
ной информационной системы "Карта иностранного гостя" (далее - АИС
КИГ) для информационного обеспечения работы органов исполнительной
власти города Москвы и городских организаций с иностранными работ-
никами в режиме "одного окна".
11. Утвердить Положение об автоматизированной информационной
системе "Карта иностранного гостя" согласно приложению 3.
12. Возложить на Управление информатизации города Москвы
функции государственного заказчика работ по созданию, развитию и
эксплуатации АИС КИГ.
13. Установить, что разработка АИС КИГ осуществляется в соот-
ветствии с техническим заданием (ТЗ) и технико-экономическим обос-
нованием (ТЭО), согласованными Комитетом межрегиональных связей и
национальной политики города Москвы и УФМС России по г.Москве и
утвержденными заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы по
вопросам межрегионального сотрудничества, массовых коммуникаций,
спорта и туризма.
14. Управлению информатизации города Москвы:
14.1. До 1 августа 2008 г. обеспечить проведение конкурса по
выбору исполнителя разработки АИС КИГ на основе утвержденных ТЗ и
ТЭО.
14.2. Предусматривать в установленном порядке начиная с
2008 года финансирование разработки, развития и эксплуатации АИС
КИГ за счет и в пределах средств, планируемых в бюджете города
Москвы по соответствующим видам расходов.
15. Одобрить проект "Временный административно-бытовой горо-
док повторного применения" (далее - ВАГ), разработанный с учетом
всех требований к техническим и качественным характеристикам и
компоновке модулей в составе ВАГ для обеспечения противопожарной и
санитарно-эпидемиологической безопасности, благоприятных условий
пребывания иностранных и иногородних работников (приложение 4).
16. Установить, что:
16.1. Объединение административно-технических инспекций горо-
да Москвы оформляет ордер на работы по возведению ВАГ и закрывает
ордер после демонтажа ВАГ и восстановления нарушенного благоуст-
ройства.
16.2. Заказчик на строительство градостроительного объекта
обеспечивает оформление в установленном порядке земельно-правовых
отношений, в том числе и для размещения ВАГ.
16.3. Собственник ВАГ или арендатор в соответствии с феде-
ральным законодательством принимает необходимые меры для постанов-
ки на миграционный учет иностранных граждан.
16.4. Инвестор при возведении ВАГ согласовывает проект в ус-
тановленном порядке.
17. Департаменту градостроительной политики, развития и ре-
конструкции города Москвы, Департаменту науки и промышленной поли-
тики города Москвы, Департаменту транспорта и связи города Москвы,
Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства го-
рода Москвы, Департаменту капитального ремонта жилищного фонда го-
рода Москвы по согласованию с Москомархитектурой и префектурами
административных округов города Москвы до 1 января 2009 г. внести
в установленном порядке предложения по схеме размещения ВАГ на
территории города Москвы с учетом потребностей в иностранной и
иногородней рабочей силе.
18. В целях обеспечения согласованных действий по формирова-
нию системы организованного набора и направления на работу квали-
фицированных иностранных работников:
18.1. Создать Межведомственную рабочую группу по вопросам
внешней трудовой миграции (далее - Межведомственная рабочая груп-
па).
18.2. Утвердить состав Межведомственной рабочей группы (при-
ложение 5).
18.3. Комитету межрегиональных связей и национальной политики
города Москвы:
18.3.1. В трехмесячный срок разработать положение о Межве-
домственной рабочей группе.
18.3.2. Совместно с Департаментом внешнеэкономических и меж-
дународных связей города Москвы продолжить работу по созданию сис-
темы организованного набора иностранной рабочей силы и взаимодейс-
твию со странами-донорами.
По результатам проделанной работы до 1 марта 2009 г. предста-
вить предложения в Правительство Москвы.
19. Просить Московскую Федерацию профсоюзов и Московскую Кон-
федерацию промышленников и предпринимателей (работодателей) при-
нять меры по недопущению работодателями создания рабочих мест с
заниженным уровнем оплаты труда и дискриминации иностранных работ-
ников при оплате труда, трудовых и связанных с ними отношениях.
20. Комитету межрегиональных связей и национальной политики
города Москвы совместно с Пресс-службой Мэра и Правительства Моск-
вы, Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации
города Москвы, префектурами административных округов города Москвы
провести информационную кампанию в средствах массовой информации
по разъяснению позитивного значения создания МЕМО и ВАГ для соци-
ально-экономического развития города Москвы и формированию положи-
тельного общественного мнения.
21. Разрешить Комитету межрегиональных связей и национальной
политики города Москвы перераспределять средства, предусмотренные
на реализацию мероприятий Программы, до 10 процентов расходов.
22. Контроль за выполнением настоящего постановления возло-
жить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам
межрегионального сотрудничества, массовых коммуникаций, спорта и
туризма Виноградова В.Ю.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы во
II квартале 2009 г.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 22 июля 2008 г. N 591-ПП
Информация
о ходе реализации Московской городской целевой
миграционной программы на 2008 - 2010 годы
В 2007 году суммарный размер квоты для привлечения и исполь-
зования иностранных работников, прибывших в РФ в безвизовом и ви-
зовом порядке составил 810 000.
Из стран с безвизовым порядком въезда работодатели могли
привлечь 578 390 работников, которые получили разрешения на рабо-
ту. При этом в УФМС России по г.Москве поступило 207 108 уведомле-
ний от работодателей о приеме на работу иностранных работников,
въехавших в РФ в безвизовом порядке. Сведения о трудоустройстве
371 282 иностранных работников отсутствуют.
В то же время на конец года, по данным Управления государс-
твенной службы занятости населения города Москвы (далее - УГСЗН
города Москвы), оставались вакантными более 140 000 рабочих мест
по 132 рабочим профессиям и должностям. Таким образом, при переиз-
бытке трудовых ресурсов значительное количество вакантных рабочих
мест оставались незаполненными. Причинами такого положения дел яв-
ляются, в том числе:
1) заниженный уровень оплаты труда, который экономически не-
выгоден для москвичей и иногородних;
2) низкая квалификация иностранных работников, которая не
устраивает работодателей;
3) значительное количество (до 50%) иностранных работников
оказываются занятыми в частном секторе без оформления трудовых от-
ношений.
В связи с этим в рамках выполнения Московской городской целе-
вой миграционной программы на 2008-2010 годы предприняты следующие
шаги.
1. Организованный набор иностранной рабочей силы.
В настоящее время московский рынок труда заполняется иност-
ранными работниками стихийно, без учета реальных потребностей ра-
ботодателей в тех или иных специалистах. Оптимальной представляет-
ся такая схема действий, при которой работодатель имеет возмож-
ность набрать нужных ему работников непосредственно в стране их
проживания.
Для отработки алгоритма действий по этой схеме всех заинтере-
сованных сторон Комитетом межрегиональных связей и национальной
политики города Москвы проведены встречи с работодателями (ПО
"ТЕПЛОТЕХНИКА", ЗАО "МОССТРОЙИНВЕСТ" и другими), агентствами по
труду занятости Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. В настоящее
время согласованный заинтересованными сторонами порядок действий
состоит из следующих этапов:
- работодатели подают заявки о потребности в тех, или иных
работниках в Комитет межрегиональных связей и национальной полити-
ки города Москвы, указывая в них размер оплаты труда, условия ра-
боты, гарантируя работникам предоставление общежития и медицинско-
го обслуживания;
- Комитет заявки работодателей согласует с УГСЗН города Моск-
вы и направляет в агентства по труду и занятости соответствующих
республик, где по ним в обговоренные с работодателем сроки подби-
раются нужные работники;
- эти работники проходят медицинское освидетельствование в
республиканских учреждениях здравоохранения;
- загодя извещенный о готовности к отправке партии работни-
ков, представитель работодателя прибывает в республику для провер-
ки соответствия отобранной партии работников требованиям поданной
работодателем заявки;
- направленную в Москву партию работников сопровождают предс-
тавитель работодателя и агентства по труду и занятости республики;
- партия по прибытии размещается в общежитии работодателя или
в административно-бытовом городке Московского единого миграционно-
го окна (МЕМО), работники которого оформляют их постановку на миг-
рационный учет, а затем и разрешения на работу.
Для детальной проработки обозначенных позиций с 22 по 27 ап-
реля 2008 года состоялись встречи представителей Правительства
Москвы и органов исполнительной власти Киргизии и Таджикистана.
В состав рабочей группы вошли сотрудники Комитета межрегиональных
связей и национальной политики города Москвы, Департамента гра-
достроительной политики, развития и реконструкции города Москвы,
Департамента здравоохранения города Москвы, Комитета общественных
связей города Москвы и УГСЗН города Москвы. В целях проработки
вопросов оргнабора 22 мая состоялась аналогичная командировка в
Республику Армения.
2. Временные административно-бытовые городки (ВАГ).
Московской городской целевой миграционной программой на
2008-2010 годы предусматривается строительство временных гостиниц
упрощенного типа для иногородних и иностранных работников на осно-
ве модулей "Универсал" за счет инвесторов. В настоящее время такие
сооружения определяются термином "Временные административно-быто-
вые городки (ВАГ)".
До 15 января 2007 года - вступления в силу нового миграцион-
ного законодательства - инвесторы заинтересованности в строитель-
стве ВАГ не проявляли из-за неопределенности правового статуса
этих сооружений, что ставило под сомнение рентабельность их экс-
плуатации. Новое законодательство позволяет владельцам ВАГ ставить
проживающих в них иностранных работников на миграционный учет, од-
нако действующие санитарные нормы и правила не допускают использо-
вание модулей для жилья. В целях разрешения этой проблемы в начале
года в Комитете межрегиональных связей и национальной политики го-
рода Москвы проведено совещание с участием представителей компа-
ний, производящих модули, Главного управления МЧС России по
г.Москве, Управления Роспотребнадзора по городу Москве, УФМС Рос-
сии по г.Москве, строительных компаний. На этом совещании произво-
дителями модулей была достигнута договоренность о совместной с уп-
равлениями МЧС и Роспотребнадзора по г.Москве разработке типового
проекта ВАГ, в котором возможно временное проживание. Выполнить
эту работу взяла на себя обязательство компания ЗАО "Центр струк-
турных расчетов" (ЦСР). Согласованный проект ВАГ представлен на
заседание Правительства Москвы.
3. Московское единое миграционное окно (МЕМО).
В соответствии с поручениями Мэра Москвы Ю.М.Лужкова
2 октября 2007 г. N 4-19-17330/7 Комитетом межрегиональных связей
и национальной политики города Москвы совместно с заинтересованны-
ми органами исполнительной власти города Москвы была начата работа
по созданию МЕМО для обеспечения отраслей экономики города Москвы
иностранными работниками в порядке организованного набора.
28 февраля 2008 года в Комитете проведено совещание по вопро-
су создания пилотного проекта МЕМО с использованием конструкций
модульного типа на заводе АМО "ЗИЛ", который располагает достаточ-
ной территорией для размещения МЕМО, имеет опыт работы по привле-
чению иностранной рабочей силы: привлекает в год до 4,5 тыс.иност-
ранных работников. Кроме того, завод имеет собственную учебную ба-
зу и общежитие. При принятии решения о размещении пилотного проек-
та МЕМО на указанной территории также принято во внимание располо-
жение завода: на удалении от центра города, но в то же время рядом
с развязками 3-го транспортного кольца.
На совещании принято решение считать целесообразным включение
в состав МЕМО подразделения ГУ "МЦТО", сотрудников УФМС России по
г.Москве и УГСЗН города Москвы. При этом предложено разграничить
сферы ответственности:
1) ГУ "МЦТО": прием и распределение иностранных граждан по
подразделениям МЕМО модульного типа; оформление документов для
постановки на миграционный учет по месту пребывания и получения
разрешений на работу; организация медосвидетельствований; направ-
ление на работу иностранных граждан прибывших в рамках организо-
ванного набора;
2) УФМС России по г.Москве: проверка документов, необходимых
для постановки иностранных граждан на учет по месту временного
пребывания; организация выдачи разрешений на работу иностранным
гражданам; прием и учет результатов медосвидетельствований;
3) УГСЗН города Москвы: организация трудоустройства иностран-
ных граждан, прибывших вне рамок организованного набора, а также
иностранных граждан, которые не были трудоустроены на АМО "ЗИЛ".
В третьем квартале текущего года пилотный проект МЕМО на за-
воде АМО "ЗИЛ" приступит к работе.
4. Единый межведомственный идентификационно-аналитический
банк данных (ЕМИБД) и пластиковая "Карта иностранного гостя".
В целях обеспечения надежного контроля пребывания иностранных
граждан на территории Москвы и обеспечения их прав Комитетом пред-
ложено создание единого межведомственного идентификационно-анали-
тического банка данных (ЕМИБД) и пластиковой "Карты иностранного
гостя", которая является пропуском для входа в ЕМИБД. Въезжающему
в страну мигранту еще на границе должен присваиваться идентифика-
ционный номер в межведомственной и межрегиональной электронной ба-
зе данных. И все его отношения с властями - миграционной службой,
службой занятости населения, учреждениями здравоохранения, работо-
дателями, налоговой службой должны заноситься на электронный носи-
тель - "Карту иностранного гостя". Естественно, и соответствующие
структуры должны иметь возможность внести и получить необходимую
информацию по любому иностранцу. Соответствующие предложения Пра-
вительством Москвы подготовлены и направлены на согласование в
ФМС России.
5. В сфере совершенствования миграционного законодательства.
Новое миграционное законодательство лишило субъекты Федерации
возможности контролировать численность большей части прибывающих
трудовых мигрантов, получать своевременную информацию о сфере их
занятости, условиях проживания и состоянии здоровья.
В связи с этим Комитетом межрегиональных связей и националь-
ной политики города Москвы разработан проект федерального закона
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с совершенствованием механизма регулирования
внешней трудовой миграции". Законопроект направлялся в Московскую
трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отноше-
ний.
В соответствии с нашим законопроектом предусматривается вне-
сение изменений в 11 федеральных законодательных актов. Предложе-
ния подготовлены с учетом правоприменительной практики, которая
выявила ряд существенных проблем в сфере государственного регули-
рования внешней трудовой миграции, требующих скорейшего решения.
1. Изменение порядка определения квоты на выдачу иностранным
гражданам разрешений на работу.
Действующая в настоящее время система квотирования, когда на
федеральном уровне утверждается объем квоты для каждого региона,
является низкоэффективной по следующим основаниям:
1) процесс подачи и сбора заявок крайне забюрократизирован и
трудоемок. Заявка подается более, чем за год до привлечения иност-
ранных работников, что не позволяет работодателям объективно оце-
нить потребность в привлечении иностранной рабочей силы, которая
реально может возникнуть в следующем году;
2) квоты на 2008 год были утверждены Минздравсоцразвития Рос-
сии только в марте этого года. В то же время органами ФМС России с
начала года осуществлялась выдача разрешений на привлечение и ис-
пользование иностранной рабочей силы, а также разрешений на осу-
ществление трудовой деятельности.
С учетом перечисленных обстоятельств работодатели не заинте-
ресованы в подаче заявок. При этом, серьезная работа, которую ор-
ганизуют в субъектах РФ соответствующие уполномоченные органы, яв-
ляется малоэффективной.
Прямым следствием существующей системы квотирования являются
следующее:
а) разрешения на работу выдаются независимо от ситуации на
рынке труда;
б) работодателями создаются рабочие места с заниженной опла-
той труда, что приводит к демпингу оплаты труда отечественных ра-
ботников и их вытеснению с рынка труда.
В связи с этим предлагается установить, что определение квоты
на привлечение иностранной рабочей силы должно являться предметом
социального партнерства и осуществляться региональными трехсторон-
ними комиссиями, а на федеральном уровне - Российской трехсторон-
ней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Дан-
ный подход позволит учесть интересы всех участников рынка труда.
При этом профсоюзы будут контролировать соблюдение интересов рос-
сийских работников, Российский союз промышленников и предпринима-
телей - интересы работодателей при привлечении иностранной рабочей
силы, а органы исполнительной власти будут контролировать выполне-
ние договоренностей и соблюдение интересов экономического развития
регионов. А Правительство Российской Федерации будет утверждать
ежегодную квоту на выдачу иностранным гражданам разрешений на ра-
боту с распределением ее по субъектам РФ в соответствии с догово-
ренностями, закрепленными в Генеральном соглашении с общероссийс-
кими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями ра-
ботодателей.
2. Установление единого порядка привлечения и использования
работодателями для осуществления трудовой деятельности иностранных
граждан, прибывших в Российскую Федерацию, как в визовом, так и в
безвизовом порядке - только при условии получения работодателем
разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
3. Уточнение порядка предоставления трудовыми мигрантами до-
кументов, необходимых для получения разрешения на работу:
1) предлагается предусмотреть подачу иностранным гражданином
медицинских документов о состоянии здоровья одновременно с заявле-
нием о выдаче разрешения на осуществление трудовой деятельности.
2) введение требования о профессиональном образовании.
4. Введение контроля за наймом частными лицами иностранных
граждан в рамках трудового и гражданско-правового договоров.
5. Изменение порядка учета трудовых мигрантов.
Предлагается внести в действующее законодательство изменения
о том, что смена фактического места пребывания является основанием
для снятия с учета по прежнему адресу места пребывания и для пос-
тановки на учет - по новому.
6. Усиление ответственности.
Предлагается, в том числе:
1) усилить ответственность квартиросдатчиков и собственников
нежилых помещений за ненадлежащее их использование, связанное с
проживанием в них иностранных граждан;
2) установить административную ответственность за:
а) нарушение законодательства о труде, охране труда и заня-
тости населения при привлечении к трудовой деятельности на услови-
ях нелегального найма;
б) незаконную деятельность по трудоустройству иностранных
граждан на территории Российской Федерации;
в) нарушение правил содержания и эксплуатации жилых помеще-
ний, не принятых в эксплуатацию, либо признанных непригодными для
проживания, а также непринятие мер по устранению причин и условий,
способствовавших их использованию для незаконного проживания, в
том числе иностранных граждан.
7. Предупреждение совершения правонарушений иностранными
гражданами в период пребывания в Российской Федерации.
Законопроект был предварительно доработан с учетом замечаний
Правового управления Аппарата Госдумы РФ, независимых экспертов и
21 апреля текущего года направлен депутатом И.Н.Габдрахмановым на
заключение в Правительство РФ.
.
Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 22 июля 2008 г. N 591-ПП
КОНЦЕПЦИЯ
Московского единого миграционного окна
I. ВВЕДЕНИЕ
В условиях глобализации миграционных процессов вступление в
силу в Российской Федерации в начале 2007 года новых законодатель-
ных и нормативных актов привело к значительным переменам в регули-
ровании миграции в городе Москве. С одной стороны, процедуры,
обеспечивающие привлечение иностранной рабочей силы (далее-ИРС) на
трудовой рынок города Москвы, значительно упростились, однако, с
другой, осталось много нерешенных, и появился ряд новых проблем в
этой области.
По общему мнению экспертов в вопросах трудовой миграции в
России продолжают действовать нелегальные механизмы привлечения
ИРС. В 2007 году число предоставленных работодателями в УФМС Рос-
сии по г.Москве уведомлений о приеме ИРС на работу составило всего
32,4 % от общего числа выданных за этот период иностранным гражда-
нам разрешений на осуществление трудовой деятельности. Таким обра-
зом, остальные 67,6 % иностранных граждан оказались лишними на
официальном рынке труда. Большая часть из них трудоустраивается на
условиях нелегального найма в частном секторе.
Практика показывает, что в процессах обслуживания миграцион-
ных потоков и ИРС задействованы три категории участников: работо-
датели, иностранные граждане и государственные органы, причем каж-
дая из этих групп отстаивает свои собственные, иногда противореча-
щие друг другу интересы. В настоящее время отсутствует механизм,
способный на основе баланса интересов данных групп наладить их эф-
фективное взаимодействие.
II. ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКШИЕ В СВЯЗИ С НОВЫМ
МИГРАЦИОННЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
Можно сформулировать следующие основные проблемы, связанные с
существующей в настоящее время процедурой выдачи разрешений на ра-
боту трудовым мигрантам.
1. Прогнозируемые экономические потери из-за недопоступления
в бюджет соответствующих налогов и сборов. Так, опираясь на квоту
2007 года для города Москвы в 810 тыс.иностранных работников, мож-
но предположить, что экономические потери от того, что 67,6 % тру-
довых мигрантов (547,56 тыс.человек) пополнят ряды неофициальных
работников, в годовом выражении, при минимальном размере оплаты
труда 5,0 тыс.рублей на каждого работника и налоге 30 % от размера
заработной платы для нерезидента, составят порядка 7,0 млрд.руб-
лей.
2. Угроза безопасности в санитарно-эпидемиологической сфере,
вызванная отсутствием действенного механизма управления и контроля
за прохождением медицинского освидетельствования трудовых мигран-
тов.
3. Ухудшение криминогенной ситуации в городе. Отсутствие
контроля за местонахождением и перемещением по территории города
Москвы трудовых мигрантов угрожает безопасности жителей столицы.
По данным ГУВД по г.Москве виновниками четверти всех совершаемых
приезжими в Москве правонарушений являются иммигранты.
Эти проблемы усугубляются наличием большого количества тене-
вых структур, взявших на себя вопросы регистрации, трудоустройства
и размещения в городе Москве иностранных работников.
III. ПУТИ РЕШЕНИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОБЛЕМ
Отмеченные выше проблемы заключаются, в основном, в отсутс-
твии должной координации в деятельности государственных органов
всех уровней, работодателей и иностранных работников. Причем, это
особенно актуально для города Москвы, Санкт-Петербурга и ряда
приграничных районов, где численность ИРС значительно выше, чем в
других регионах России.
В интересах решения описанных проблем, было бы целесообразно
сопровождать иностранного гражданина с момента его приезда на тер-
риторию субъекта федерации до заключения им трудового или иного
договора с работодателем или заказчиком работ (услуг), оформляя на
него все необходимые документы в режиме "одного окна". Такую функ-
цию мог бы взять на себя территориально-функциональный комплекс,
объединяющий представительства заинтересованных ведомств, которые
связаны между собой в информационную сеть с единой базой данных.
По своему функционалу он в чем-то аналогичен таможенному тер-
миналу, только объектом обработки в нем является физическое лицо -
иностранный гражданин. Названием такого объекта может стать - Мос-
ковское единое миграционное окно (далее - МЕМО).
IV. МОСКОВСКОЕ ЕДИНОЕ МИГРАЦИОННОЕ ОКНО (МЕМО)
МЕМО предназначено для обеспечения оперативного и организо-
ванного учета, размещения и организации трудоустройства иностран-
ных граждан, прибывших в город Москву для осуществления трудовой
деятельности.
Целью создания МЕМО является объединение в едином функцио-
нально-территориальном комплексе представительств заинтересованных
ведомств и организаций, в интересах повышения эффективности реали-
зации миграционной программы на территории города Москвы.
Представляется, что МЕМО должно быть имущественно-хозяйствен-
ной структурой, включающей головной офис и представительства в
каждом из административных округов города Москвы. МЕМО будет комп-
лексно заниматься деятельностью, связанной с учетом, распределени-
ем, размещением и трудоустройством иностранной рабочей силы, при-
бывающей для работы в Российскую Федерацию из стран ближнего зару-
бежья в режиме оргнабора.
Помимо собственно структур МЕМО для ускорения процессов
оформления и выдачи мигрантам необходимых документов, при МЕМО бу-
дет организована работа представительства УФМС России по г.Москве.
Деятельность МЕМО будет направлена на оказание услуг иностранным
гражданам, прибывшим в город в целях трудоустройства, а также мос-
ковским работодателям, которые в установленном порядке подали за-
явки на привлечение и использование иностранной рабочей силы.
МЕМО будет включать следующие подразделения:
1. Служба приема и учета иностранных работников
Данное структурное подразделение должно обеспечить: входную
фильтрацию иностранных работников; постановку на миграционный учет
и присвоение персонального номера; прием необходимых документов
для получения разрешения на работу; регистрацию по месту прожива-
ния; направление иностранных работников в другие структурные под-
разделения МЕМО.
2. Служба трудоустройства иностранных работников
Задачами данного подразделения являются: взаимодействие с ра-
ботодателями по вопросам трудоустройства иностранных работников, в
том числе по системе организованного набора из стран ближнего и
дальнего зарубежья; консультирование иностранных работников по
вопросам подготовки трудового договора; оказание содействия иност-
ранным работникам в соблюдении их прав в городе Москве; выдача
иностранным работникам направлений на работу к конкретному работо-
дателю; мониторинг прохождения трудовой деятельности иностранного
работника.
3. Служба расселения иностранных работников
Задачи данного подразделения - взаимодействие с системой ВАГ,
выдача иностранному работнику направлений на проживание к конкрет-
ному владельцу этих помещений, мониторинг движения иностранных ра-
ботников через эти гостиницы.
4. Организационно-аналитическая служба
Данное подразделение должно обеспечить ведение интегрирован-
ного информационного банка данных; взаимодействие со специализиро-
ванными информационными системами размещаемых в МЕМО представи-
тельств УФМС России по г.Москве, ГУВД по г.Москве и координацию их
деятельности; поддерживать присутствие МЕМО в глобальной сети Ин-
тернет; осуществлять информационный обмен с внешними корреспонден-
тами; обеспечивать анализ обрабатываемой информации и формировать
отчетные материалы.
5. Пункт выдачи направлений иностранным работникам
на медицинское освидетельствование
Задачей данного подразделения является выдача направлений
иностранным работникам в специализированные лечебные учреждения
города Москвы для медицинского освидетельствования.
6. Организация управления МЕМО
На первом этапе функцию управления будет осуществлять Госу-
дарственное учреждение города Москвы "Московский центр трудового
обмена" (ГУ "МЦТО").
Функциями управления МЕМО будут являться: осуществление взаи-
модействия с Комитетом межрегиональных связей и национальной поли-
тики города Москвы, обеспечивающим организационно-методическое ру-
ководство деятельностью МЕМО; координация работы всех структурных
элементов МЕМО; решение материально-хозяйственных вопросов дея-
тельности.
Задачей управления МЕМО должно быть создание и организация
работы его представителей в округах и обеспечение взаимодействия с
органами, регулирующими рынок труда и обеспечивающими соблюдение
миграционного законодательства, и работодателями. Кроме того, на
управление МЕМО предлагается возложить задачу по обеспечению взаи-
модействия по вопросам организации предварительной подготовки не-
обходимых документов с государственными и коммерческими структура-
ми стран СНГ и дальнего зарубежья, из которых прибывают трудовые
мигранты с целью последующего трудоустройства и расселения в горо-
де Москве.
7. Представительства федеральных органов исполнительной
власти при МЕМО
Данные представительства создаются на территории МЕМО для
обеспечения быстроты процессов оформления и выдачи мигрантам необ-
ходимых для трудоустройства документов.
Представительство УФМС России по г.Москве
Предполагается, что УФМС России по г.Москве обеспечит созда-
ние своего выделенного подразделения на территории МЕМО. Следует
учитывать, что пропускная способность МЕМО в основном зависит от
возможностей данного подразделения. В этой связи, в рамках сущест-
вующего законодательства и регламентирующей нормативной правовой
базы планируется разработать такой алгоритм его работы, чтобы мак-
симально сократить время на выдачу разрешений на осуществление
трудовой деятельности.
Представительство ГУВД по г.Москве
Предполагается, что данное подразделение будет осуществлять
проверочные мероприятия в ходе оформления документов иностранных
работников, для чего представитель данного ведомства должен иметь
доступ к специализированным информационным ресурсам ГУВД по
г.Москве с целью оперативного принятия решений.
V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
МЕМО после своего создания обеспечит качественно новый проз-
рачный механизм эффективной обработки миграционных потоков, обес-
печивающий необходимый уровень безопасности столицы в санитар-
но-эпидемиологической сфере, а также значительное уменьшение эко-
номических потерь за счет сокращения нелегальной миграции на тру-
довом рынке столицы, а также случаев трудоустройства на условиях
нелегального найма.
Внесение поправок в схему взаимодействия субъектов рынка тру-
довой миграции (государственные органы власти - работодатели -
иностранный гражданин) может быть осуществлено путем введения еще
одного субъекта рынка от региональной власти, который мог бы коор-
динировать данный процесс в пользу принимающей стороны. Таким
субъектом рынка может стать Московское единое миграционное окно,
которое сделает процесс привлечения иностранных работников в город
Москву упорядоченным и контролируемым, а их взаимоотношения с ра-
ботодателями - легальными и прозрачными. Такого рода изменения
приведут к увеличению налоговых поступлений в бюджет города Моск-
вы.
Немаловажно и то, что сам факт упорядочения процессов мигра-
ции и создание механизма контроля над рынком труда приведет к сни-
жению межнациональной напряженности, сокращению этнической прес-
тупности и уменьшению угрозы здоровью и безопасности жителей сто-
лицы.
В ходе разработки Положения о МЕМО будут определены функцио-
нальные взаимосвязи всех структурных подразделений, входящих в
состав МЕМО, объем их полномочий, а также источники финансирования
МЕМО, помимо средств бюджета.
В настоящее время прорабатывается вопрос о возможном оказании
платных услуг