В течение последних лет Правительством Москвы осуществляются
последовательные шаги по сохранению и развитию системы отдыха и
оздоровления детей в период летних и зимних школьных каникул.
Число детей, охваченных организованными формами отдыха, оздо-
ровления и занятости в период с 2000 по 2002 год, ежегодно состав-
ляет около 700 тысяч человек, в том числе 300 тыс.детей отдыхают в
оздоровительных ведомственных стационарных лагерях, находящихся на
балансе предприятий города Москвы.
Наиболее эффективной формой разностороннего развития детей
являются профильные городские и выездные лагеря, в которых органи-
зован отдых более 35 тыс. детей, в том числе для подростков из
групп "социального риска" и безнадзорных детей.
Характерной особенностью оздоровительной кампании последних
лет стала адаптированность содержания работы лагерей к интересам
детей: половина из них - это спортивные, туристические, экологи-
ческие лагеря, появились лагеря экстрима, летние лицеи. Более 100
тыс. подростков (из них 15 тыс. "группы риска") успешно сочетают
отдых с различными видами трудовой деятельности. Получили развитие
наиболее эффективные формы соединения принципов оздоровительной
работы с методами социальной реабилитации и адаптации детей на ба-
зе центров социального обслуживания семьи и детей, социальных при-
ютов, центров реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Ежегодно для 300 тыс.детей-сирот, детей, оставшихся без по-
печения родителей, детей и подростков из семей малоимущих граждан
организуется бесплатный отдых в здравницах Российской Федерации,
стран СНГ.
Второй год обеспечивается круглогодичный отдых и оздоровление
7 тыс. детей-инвалидов по путевкам "Мать и дитя" в санаториях Кры-
ма, Кавказа и Подмосковья.
Полностью решены вопросы транспортировки детей к местам отды-
ха и обратно, организации питания, обеспечения медикаментами,
спортинвентарем.
Оперативная работа ГУВД г.Москвы и Управления ГИБДД ГУВД
г.Москвы, Центра Госсанэпиднадзора в г.Москве позволила обеспечить
безопасное проведение детского отдыха.
Стабильным стало финансирование оздоровительных мероприятий.
Ежегодно Комплексной программой мер социальной защиты населения
Москвы предусматриваются целевые средства из бюджета города. Так,
в 2002 году выделено 941 447 000 руб. Из целевых бюджетных фондов
развития территорий административных округов и управ районов
84 152 000 руб. На 2003 год предусмотрены ассигнования в размере
1 176 810 000 рублей. Несмотря на то, что средняя стоимость путев-
ки в загородные лагеря и санатории за последние 4 года возросла в
1,4 раза, в городе зафиксирован родительский взнос, равный 10%.
Бесплатные путевки предоставляются детям-сиротам и подопечным, ль-
готные - детям из льготных категорий семей.
Вместе с тем, инфраструктура детского отдыха сегодня исчерпа-
ла возможности своего интенсивного развития. Не строятся новые
современные загородные оздоровительные лагеря. Увеличения числен-
ности отдыхающих детей удается добиться, в основном, за счет уве-
личения количества смен и сокращения сроков пребывания детей в ла-
герях. Большинство загородных лагерей требует капитального ремон-
та, многие из них не приспособлены для круглогодичного функциони-
рования.
В целях совершенствования системы организации отдыха и оздо-
ровления детей и занятости подростков, а также формирования гармо-
нично развитой личности с учетом возрастных особенностей в 2003
году и на ближайшие годы Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Основные направления развития детского отдыха в
городе Москве до 2006 года (приложение).
2. Комплексу социальной сферы Правительства Москвы совместно
с префектурами административных округов города Москвы:
2.1. Сформировать до 1 октября 2003 года рабочую группу по
проведению инвентаризации ведомственных загородных стационарных
баз детского отдыха.
2.2. Уделять особое внимание организации отдыха, оздоровления
и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2.3. Принять дополнительные меры по профилактике безнадзор-
ности и правонарушений несовершеннолетних в период школьных кани-
кул, в том числе организовать временные рабочие места для детей в
возрасте 14-18 лет, а также обеспечить наибольшему количеству де-
тей из семей, находящихся в социально опасном положении, условия
для организованного отдыха, оздоровления и занятости.
3. Городской межведомственной Комиссии по организации отдыха,
оздоровления детей и занятости подростков (далее - межведомствен-
ная Комиссия) осуществлять координацию работы всех городских
структур, профсоюзных и общественных объединений, предприятий и
учреждений по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей в
каникулярный период. О результатах проведения летней оздоровитель-
ной кампании 2003 года проинформировать Правительство Москвы в
срок до 1 ноября 2003 года.
4. Департаменту образования города Москвы:
4.1. Совместно с Комитетом общественных связей города Москвы
при участии Департамента федеральной государственной службы заня-
тости населения города Москвы разработать и реализовать в 2004 го-
ду конкретные меры по развитию сети городских и загородных лагерей
труда и отдыха.
4.2. Совместно с Комитетом общественных связей города Москвы,
в рамках реализации программы общественных работ для студенческой
молодежи, ежегодно формировать студенческие педагогические отряды
из числа обучающихся в вузах и педагогических колледжах системы
департамента для работы в трудовых объединениях старшеклассников и
оздоровительных учреждениях.
4.3. Совместно с комитетами города Москвы: по делам семьи и
молодежи, по культуре, физической культуры и спорта на межведомс-
твенной основе шире использовать возможности подведомственных уч-
реждений для разнообразия форм работы с детьми и подростками по
организации отдыха в городских условиях.
4.4. Совместно с комитетами: по культуре и общественных свя-
зей города Москвы подготовить предложения по организации отдыха
детей и подростков в каникулярное время в рамках программы "Ода-
ренные дети", а также творческих коллективов, активных участников
городских, окружных, районных мероприятий и представить их в меж-
ведомственную Комиссию до 1 декабря 2003 года.
5. Департаментам: здравоохранения и социальной защиты населе-
ния города Москвы совместно с Ассоциацией "Санаторно-курортное
объединение "Курорты Подмосковья" продолжить реализацию мер по
круглогодичному оздоровлению детей-инвалидов и до 1 декабря 2003
года подготовить предложения по организации отдыха этой категории
детей для включения в проект комплексной целевой программы реаби-
литации инвалидов города Москвы на 2004-2006 годы.
6. Комитету по делам семьи и молодежи города Москвы:
6.1. При участии заинтересованных организаций разработать го-
родскую программу семейного отдыха для льготных категорий семей и
внести ее на рассмотрение межведомственной Комиссии в I квартале
2004 года.
6.2. Обеспечить подготовку и функционирование оздоровительных
учреждений дневного пребывания, выездных групп подростков по прог-
рамме "Дети улиц" и межмуниципальных Центров работы с подростками
по месту жительства.
6.3. Проработать вопрос о создании Цента детского, семейного
отдыха и оздоровления, предусмотрев целью его деятельности осу-
ществление работы с оздоровительными учреждениями всех типов,
обеспечивая патронаж со стороны государственных органов, и предс-
тавить в Правительство Москвы проект соответствующего распоряди-
тельного документа до 1 декабря 2003 года.
7. Комитету общественных связей города Москвы:
7.1. Совместно с Фондом развития экономических и гуманитарных
связей "Москва-Крым" продолжить работу по реализации городской
благотворительной программы "Социально незащищенным детям Москвы -
лечение и оздоровительный отдых".
7.2. Принять меры по дальнейшему развитию загородного учеб-
но-методического центра "Московия", шире использовать базу центра
для организации профильных лагерей актива детского общественного
движения города.
7.3. Совместно с Московским фондом поддержки и развития меж-
региональных связей "Сотрудничество" продолжить в 2003 году и
последующие годы реализацию программы отдыха и оздоровления детей
на базе пансионата "Камчия" в Республике Болгария.
7.4. Организовать в марте 2004 года проведение общегородского
конкурса проектов по созданию временных рабочих мест для подрост-
ков в период детского отдыха в соответствии с действующим поряд-
ком.
8. Комитету физической культуры и спорта города Москвы:
8.1. Разработать и утвердить до 1 ноября 2003 года положения
об оздоровительном выездном и городском спортивном лагере для уч-
реждений дополнительного образования спортивной направленности.
8.2. В срок до 1 декабря 2003 года проработать вопрос о соз-
дании в каждом административном округе города Москвы базового го-
родского оздоровительно-спортивного лагеря дневного пребывания и
внести предложение на рассмотрение в префектуры административных
округов города Москвы.
8.3. Совместно с Ассоциацией "Санаторно-курортное объединение
"Курорты Подмосковья" при участии Московской федерации профсоюзов
изучить и внести до 1 октября 2003 года в межведомственную Комис-
сию предложения о создании стационарных загородных оздоровительных
спортивных лагерей для учащихся Центров образования и Училищ Олим-
пийского резерва.
9. Главному управлению внутренних дел г.Москвы разработать до
1 декабря 2003 года план на период до 2006 года совместных мероп-
риятий служб ГУВД г.Москвы и Московской области по обеспечению ох-
раны и общественного порядка в оздоровительных детских учреждени-
ях, лагерях труда и отдыха старшеклассников с учетом оперативной
обстановки и специфики обслуживаемой территории и обеспечить его
реализацию. В обязательном порядке предусмотреть мероприятия, нап-
равленные на предупреждение наркомании и токсикомании среди под-
ростков.
10. Департаментам: продовольственных ресурсов, потребитель-
ского рынка и услуг, здравоохранения города Москвы; Главному уп-
равлению внутренних дел г.Москвы, Управлению транспорта и связи
города Москвы совместно с ГУП "Мосгортранс" оказывать в пределах
своей компетенции содействие и поддержку в организации отдыха де-
тей и подростков и обеспечении их безопасности в каникулярное вре-
мя.
11. Комплексам: экономической политики и развития, социальной
сферы Правительства Москвы совместно с Департаментом финансов го-
рода Москвы и Управлением Министерства Российской Федерации по на-
логам и сборам по г.Москве проработать вопрос о порядке налогооб-
ложения организаций, имеющих на балансе детские лагеря отдыха и
другие объекты социальной сферы, и внести предложение в Правитель-
ство Москвы по снижению налоговой нагрузки в отношении указанных
организаций в срок до 1 ноября 2003 года в установленном порядке.
12. Префектам административных округов города Москвы:
12.1. Ежегодно утверждать окружные программы организации от-
дыха детей и проведения оздоровительных и спортивно-досуговых ме-
роприятий в период школьных каникул.
12.2. О результатах реализации программы на лето 2003 года
проинформировать межведомственную Комиссию в сентябре 2003 года.
12.3. При формировании проектов целевых фондов развития тер-
риторий предусматривать средства на оказание финансовой поддержки
развития баз детского отдыха и проведения оздоровительных меропри-
ятий.
12.4. Систематически рассматривать вопросы детского отдыха на
заседаниях коллегий и о результатах информировать жителей округа
через средства массовой информации.
12.5. В целях реализации Основных направлений развития детс-
кого отдыха в городе Москве до 2006 года усилить роль окружной Ко-
миссии по организации отдыха, оздоровления детей и занятости под-
ростков в структуре органов исполнительной власти.
13. Рекомендовать главам управ районов:
13.1. Принять меры по укреплению и расширению материальной
базы городских учреждений, используемых для организованных форм
отдыха детей в каникулярное время.
13.2. В целях профилактики детской безнадзорности совместно с
районными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав
при участии учреждений образования, ДЮСШ, центров и клубов по ра-
боте с детьми по месту жительства способствовать развитию сети
трудовых объединений, оборонно-спортивных, спортивных и палаточных
лагерей.
14. Департаменту финансов города Москвы, Управлению бюджетно-
го планирования и городского заказа города Москвы при формировании
бюджета города Москвы на 2004 год и последующие годы предусматри-
вать средства на проведение оздоровительных мероприятий.
15. Просить Московскую федерацию профсоюзов:
15.1. Разработать банк данных о возможности организации про-
фильных смен на базе загородных ведомственных лагерей, предложения
представить в межведомственную Комиссию по мере готовности.
15.2. Представлять ежегодно заявку в Департамент образования
города Москвы на привлечение студентов, специалистов из учреждений
дополнительного образования, творческих и спортивных центров, пе-
дагогов школ и педагогических колледжей для работы с детьми в за-
городных оздоровительных учреждениях на период 2003 - 2004 годов.
16. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой инфор-
мации города Москвы оказывать содействие детским оздоровительным
учреждениям в освещении их деятельности, пропаганде здорового об-
раза жизни.
17. Контроль за исполнением настоящего постановления возло-
жить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Швецову Л.И.
О ходе выполнения данного постановления доложить Мэру Москвы
в I квартале 2004 года.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 22 июля 2003 года N 592-ПП
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
развития детского отдыха в городе Москве до 2006 года
Отдых следует рассматривать в качестве одного из важнейших
этапов в проблеме оздоровления и развития подрастающего поколения.
Сегодня состояние организации детского отдыха предполагает
необходимость закрепления и развития положительных тенденций и на-
копленного опыта в городе Москве.
В этой связи необходимо:
- сохранить достигнутую положительную динамику развития орга-
низованных форм отдыха в период летних и зимних каникул, обеспечи-
вая отдых и оздоровление детей в период весенних и осенних кани-
кул;
- оказывать государственную поддержку предприятиям по укреп-
лению материально-технического состояния баз загородных стационар-
ных оздоровительных лагерей;
- развивать малозатратные формы отдыха и оздоровления детей
(палаточные оборонно-спортивные лагеря, лагеря труда и отдыха,
проведение походов и экспедиций);
- активно использовать возможности учреждений социальной сфе-
ры различной ведомственной принадлежности для сочетания оздорови-
тельной работы с социальной реабилитацией детей, нуждающихся в
особой социальной поддержке, в том числе детей, находящихся в со-
циально опасном положении;
- совершенствовать механизмы межведомственного взаимодейс-
твия, а также сотрудничества с общественными организациями по воп-
росам организации отдыха и оздоровления детей.
I. Развитие сети загородных ведомственных оздоровительных уч-
реждений предприятий и организаций города Москвы:
- провести в 2003 - 2004 гг. инвентаризацию ведомственных за-
городных стационарных баз детского отдыха;
- принять меры по увеличению числа загородных стационарных
детских оздоровительных лагерей круглогодичного действия;
- расширить возрастной диапазон детей для пребывания в оздо-
ровительных учреждениях с 6 до 15 лет;
- создать условия по использованию оздоровительных учреждений
для организации отдыха детей по социальному заказу управ районов
(дети-сироты, подопечные, воспитанники школ-интернатов, дети из
социальных приютов);
- разработать программы для организации профильных смен уч-
реждений образования, ДЮСШ, клубов по месту жительства;
- создать условия для внедрения современных методик в воспи-
тательный процесс работы учреждений.
II. Организация отдыха детей на оздоровительных базах Подмос-
ковья, сопредельных регионов, стран СНГ:
- осуществлять приобретение путевок на конкурсной основе;
- определить перечень категорий детей, получающих льготные и
бесплатные путевки;
- предоставить социально незащищенным детям Москвы лечение и
оздоровительных отдых в детских санаториях Крыма;
- использовать базы для создания системы семейного отдыха.
III. Формирование системы отдыха детей в городских условиях:
- развивать и укреплять материальную базу городских детских
оздоровительных и санаторных учреждений;
- создать сеть городских оздоровительно-спортивных лагерей
дневного пребывания;
- практиковать заключение договоров как с Московским центром
труда и занятости молодежи "Перспектива", окружными службами заня-
тости, так и с предприятиями города с целью создания для подрост-
ков временно оплачиваемых рабочих мест;
- создать творческие экспериментальные площадки для отработки
перспективных технологий организации отдыха и досуга детей на
уровне управ районов;
- шире использовать спортивные, культурно-развлекательные со-
оружения различной ведомственной принадлежности, находящиеся вбли-
зи дислокации оздоровительных учреждений с дневным пребыванием;
- совершенствовать работу учреждений санаторного типа для де-
тей с нарушениями физического развития, заболеваниями желудоч-
но-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, зрения, эндок-
ринной системы;
- отдавать предпочтение зданиям школ-интернатов с полным на-
бором необходимых помещений и оборудования при выборе объектов для
размещения санаторных лагерей.
IV. Обеспечение санаторно-курортного лечения детей-инвалидов:
- осуществлять разработку и реализацию мер по социальной реа-
билитации и адаптации данной категории детей с учетом имеющихся
медицинских показаний и противопоказаний;
- продолжить развитие системы отдыха и оздоровления в кругло-
годичном режиме детей-инвалидов с нарушением органов зрения и слу-
ха, функций опорно-двигательного аппарата, а также имеющих откло-
нения в состоянии здоровья, в возрасте до 18 лет, проживающих в
семьях и обучающихся в учреждениях образования.
V. Создание оборонно-спортивных лагерей:
- направлять детей из многодетных и малообеспеченных семей
москвичей в детские оздоровительные лагеря Военно-морского флота
России;
- создавать оборонно-спортивные лагеря на базе войсковых час-
тей Московского военного округа Министерства обороны Российской
Федерации.
VI. Финансовое обеспечение:
- использовать в структуре финансирования детского отдыха и
оздоровления средства: федерального бюджета, городского бюджета,
целевых фондов развития территорий, организаций и предприятий,
Московского регионального отделения Фонда социального страхования
Российской Федерации, родителей и другие привлеченные источники;
- предусмотреть за счет средств Фонда квотирование рабочих
мест и специальных программ содействия занятости населения:
а) оплату труда несовершеннолетних и педагогического персона-
ла городских и загородных лагерей труда и отдыха;
б) восстановление и ремонт баз загородных лагерей труда и от-
дыха;
в) увеличение нормативов финансирования расходов на питание,
культурно-досуговую работу с подростками и хозяйственные нужды;
- сформировать ценовую политику в отношении стоимости детских
путевок;
- предусмотреть средства на охрану детских учреждений и уве-
личение оплаты труда работников лагерей.
VП. Кадровое обеспечение работы оздоровительных учреждений:
- совершенствовать систему подготовки кадров для работы в
детских оздоровительных учреждениях различных видов;
- обеспечить широкое привлечение студентов педагогических ву-
зов в период прохождения летней педагогической практики к работе с
детьми в качестве вожатых в загородных оздоровительных лагерях,
осуществлять их подготовку в рамках учебных программ на бесплатной
основе;
- расширить в рамках реализации молодежной программы "Мос-
ковский студенческий педагогический отряд" объемы подготовки сту-
дентов различных вузов города для работы в учреждениях системы от-
дыха и оздоровления детей;
- ввести в штатное расписание городских оздоровительных лаге-
рей, лагерей труда и отдыха медицинских работников;
- решить вопрос об обязательном медицинском сопровождении
групп школьников, отъезжающих в летние учреждения за пределы Моск-
вы и Московской области.
VIII. Нормативно-правовое обеспечение детского отдыха:
- на базе Московского городского педагогического университета
создать комплекс условий для разработки программы подготовки орга-
низаторов детского отдыха, вожатых, социальных работников, руково-
дителей детских общественных объединений в условиях временного
детского коллектива лагеря;
- разработать и утвердить Положение о "Центре детского, се-
мейного отдыха и оздоровления";
- разработать положение о смотре-конкурсе видов отдыха и оз-
доровления детей в городских условиях;
- доработать типовое положение о городских санаторных лагерях
с учетом их специфики.
Верно: