Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 592-ПП от 22 июля 2003 года

Об основных направлениях развития детского отдыха в городе Москве до 2006 года

     В течение последних лет Правительством Москвы  осуществляются
последовательные  шаги  по  сохранению и развитию системы отдыха и
оздоровления детей в период летних и зимних школьных каникул.
     Число детей, охваченных организованными формами отдыха, оздо-
ровления и занятости в период с 2000 по 2002 год, ежегодно состав-
ляет около 700 тысяч человек, в том числе 300 тыс.детей отдыхают в
оздоровительных ведомственных стационарных лагерях, находящихся на
балансе предприятий города Москвы.
     Наиболее эффективной формой  разностороннего  развития  детей
являются профильные городские и выездные лагеря, в которых органи-
зован отдых более 35 тыс.  детей,  в том числе для  подростков  из
групп "социального риска" и безнадзорных детей.
     Характерной особенностью оздоровительной  кампании  последних
лет  стала  адаптированность содержания работы лагерей к интересам
детей:  половина из них - это спортивные,  туристические, экологи-
ческие лагеря,  появились лагеря экстрима, летние лицеи. Более 100
тыс.  подростков (из них 15 тыс.  "группы риска") успешно сочетают
отдых с различными видами трудовой деятельности. Получили развитие
наиболее эффективные формы  соединения  принципов  оздоровительной
работы с методами социальной реабилитации и адаптации детей на ба-
зе центров социального обслуживания семьи и детей, социальных при-
ютов, центров реабилитации детей с ограниченными возможностями.
     Ежегодно для  300 тыс.детей-сирот,  детей, оставшихся без по-
печения родителей,  детей и подростков из семей малоимущих граждан
организуется бесплатный  отдых  в здравницах Российской Федерации,
стран СНГ.
     Второй год обеспечивается круглогодичный отдых и оздоровление
7 тыс. детей-инвалидов по путевкам "Мать и дитя" в санаториях Кры-
ма, Кавказа и Подмосковья.
     Полностью решены вопросы транспортировки детей к местам отды-
ха  и  обратно,  организации  питания,  обеспечения медикаментами,
спортинвентарем.
     Оперативная работа  ГУВД  г.Москвы  и  Управления  ГИБДД ГУВД
г.Москвы, Центра Госсанэпиднадзора в г.Москве позволила обеспечить
безопасное проведение детского отдыха.
     Стабильным стало финансирование оздоровительных  мероприятий.
Ежегодно  Комплексной  программой  мер социальной защиты населения
Москвы предусматриваются целевые средства из бюджета города.  Так,
в 2002 году выделено 941 447 000 руб.  Из целевых бюджетных фондов
развития территорий  административных  округов  и  управ   районов
84 152  000 руб.  На 2003 год предусмотрены ассигнования в размере
1 176 810 000 рублей. Несмотря на то, что средняя стоимость путев-
ки  в загородные лагеря и санатории за последние 4 года возросла в
1,4 раза,  в городе зафиксирован родительский взнос,  равный  10%.
Бесплатные путевки предоставляются детям-сиротам и подопечным, ль-
готные - детям из льготных категорий семей.
     Вместе с тем, инфраструктура детского отдыха сегодня исчерпа-
ла возможности своего интенсивного  развития.  Не  строятся  новые
современные загородные оздоровительные лагеря.  Увеличения числен-
ности отдыхающих детей удается добиться,  в основном, за счет уве-
личения количества смен и сокращения сроков пребывания детей в ла-
герях.  Большинство загородных лагерей требует капитального ремон-
та,  многие из них не приспособлены для круглогодичного функциони-
рования.
     В целях  совершенствования системы организации отдыха и оздо-
ровления детей и занятости подростков, а также формирования гармо-
нично развитой  личности  с  учетом возрастных особенностей в 2003
году и на ближайшие годы Правительство Москвы постановляет:
     1. Одобрить  Основные  направления развития детского отдыха в
городе Москве до 2006 года (приложение).
     2. Комплексу  социальной сферы Правительства Москвы совместно
с префектурами административных округов города Москвы:
     2.1. Сформировать  до  1  октября 2003 года рабочую группу по
проведению инвентаризации  ведомственных  загородных  стационарных
баз детского отдыха.
     2.2. Уделять особое внимание организации отдыха, оздоровления
и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
     2.3. Принять  дополнительные  меры по профилактике безнадзор-
ности и правонарушений несовершеннолетних в период школьных  кани-
кул,  в том числе организовать временные рабочие места для детей в
возрасте 14-18 лет,  а также обеспечить наибольшему количеству де-
тей из семей,  находящихся в социально опасном положении,  условия
для организованного отдыха, оздоровления и занятости.
     3. Городской межведомственной Комиссии по организации отдыха,
оздоровления детей и занятости подростков (далее -  межведомствен-
ная  Комиссия)  осуществлять  координацию  работы  всех  городских
структур,  профсоюзных и общественных объединений,  предприятий  и
учреждений по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей в
каникулярный период. О результатах проведения летней оздоровитель-
ной  кампании  2003  года  проинформировать Правительство Москвы в
срок до 1 ноября 2003 года.
     4. Департаменту образования города Москвы:
     4.1. Совместно с Комитетом общественных связей города  Москвы
при  участии Департамента федеральной государственной службы заня-
тости населения города Москвы разработать и реализовать в 2004 го-
ду конкретные меры по развитию сети городских и загородных лагерей
труда и отдыха.
     4.2. Совместно с Комитетом общественных связей города Москвы,
в рамках реализации программы общественных работ для  студенческой
молодежи,  ежегодно формировать студенческие педагогические отряды
из числа обучающихся в вузах и  педагогических  колледжах  системы
департамента для работы в трудовых объединениях старшеклассников и
оздоровительных учреждениях.
     4.3. Совместно  с комитетами города Москвы:  по делам семьи и
молодежи,  по культуре, физической культуры и спорта на межведомс-
твенной  основе шире использовать возможности подведомственных уч-
реждений для разнообразия форм работы с детьми  и  подростками  по
организации отдыха в городских условиях.
     4.4. Совместно с комитетами: по культуре и общественных свя-
зей  города  Москвы подготовить предложения по организации отдыха
детей и  подростков  в каникулярное время в рамках программы "Ода-
ренные дети",  а также творческих коллективов, активных участников
городских,  окружных, районных мероприятий и представить их в меж-
ведомственную Комиссию до 1 декабря 2003 года.
     5. Департаментам: здравоохранения и социальной защиты населе-
ния города Москвы  совместно  с  Ассоциацией  "Санаторно-курортное
объединение  "Курорты  Подмосковья"  продолжить  реализацию мер по
круглогодичному оздоровлению детей-инвалидов и до 1  декабря  2003
года подготовить  предложения по организации отдыха этой категории
детей для включения в проект комплексной целевой программы  реаби-
литации инвалидов города Москвы на 2004-2006 годы.
     6. Комитету по делам семьи и молодежи города Москвы:
     6.1. При участии заинтересованных организаций разработать го-
родскую программу семейного отдыха для льготных категорий семей  и
внести  ее  на рассмотрение межведомственной Комиссии в I квартале
2004 года.
     6.2. Обеспечить подготовку и функционирование оздоровительных
учреждений дневного пребывания, выездных групп подростков по прог-
рамме  "Дети улиц" и межмуниципальных Центров работы с подростками
по месту жительства.
     6.3. Проработать вопрос о создании Цента детского,  семейного
отдыха и оздоровления,  предусмотрев целью его  деятельности  осу-
ществление  работы  с  оздоровительными  учреждениями  всех типов,
обеспечивая патронаж со стороны государственных органов,  и предс-
тавить  в  Правительство Москвы проект соответствующего распоряди-
тельного документа до 1 декабря 2003 года.
     7. Комитету общественных связей города Москвы:
     7.1. Совместно с Фондом развития экономических и гуманитарных
связей "Москва-Крым"  продолжить  работу  по  реализации городской
благотворительной программы "Социально незащищенным детям Москвы -
лечение и оздоровительный отдых".
     7.2. Принять меры по дальнейшему развитию  загородного  учеб-
но-методического центра "Московия",  шире использовать базу центра
для организации профильных лагерей актива  детского  общественного
движения города.
     7.3. Совместно с  Московским фондом поддержки и развития меж-
региональных  связей  "Сотрудничество"   продолжить  в 2003 году и
последующие годы реализацию программы  отдыха и оздоровления детей
на базе пансионата "Камчия" в Республике Болгария.
     7.4. Организовать в марте 2004 года проведение общегородского
конкурса проектов по созданию временных рабочих мест для  подрост-
ков  в  период детского отдыха в соответствии с действующим поряд-
ком.
     8. Комитету  физической культуры и спорта города Москвы:
     8.1. Разработать и утвердить до 1 ноября 2003 года  положения
об  оздоровительном выездном и городском спортивном лагере для уч-
реждений дополнительного образования спортивной направленности.
     8.2. В  срок до 1 декабря 2003 года проработать вопрос о соз-
дании в каждом административном округе города Москвы базового  го-
родского  оздоровительно-спортивного  лагеря дневного пребывания и
внести предложение на рассмотрение в  префектуры  административных
округов города Москвы.
     8.3. Совместно с Ассоциацией "Санаторно-курортное объединение
"Курорты  Подмосковья" при участии Московской федерации профсоюзов
изучить и внести до 1 октября 2003 года в межведомственную  Комис-
сию предложения о создании стационарных загородных оздоровительных
спортивных лагерей для учащихся Центров образования и Училищ Олим-
пийского резерва.
     9. Главному управлению внутренних дел г.Москвы разработать до
1 декабря  2003 года план на период до 2006 года совместных мероп-
риятий служб ГУВД г.Москвы и Московской области по обеспечению ох-
раны  и общественного порядка в оздоровительных детских учреждени-
ях,  лагерях труда и отдыха старшеклассников с учетом  оперативной
обстановки  и  специфики обслуживаемой территории и обеспечить его
реализацию. В обязательном порядке предусмотреть мероприятия, нап-
равленные  на  предупреждение наркомании и токсикомании среди под-
ростков.
     10. Департаментам:  продовольственных ресурсов,  потребитель-
ского рынка и услуг,  здравоохранения города Москвы;  Главному уп-
равлению внутренних дел г.Москвы,  Управлению транспорта  и  связи
города  Москвы  совместно с ГУП "Мосгортранс" оказывать в пределах
своей компетенции содействие и поддержку в организации отдыха  де-
тей и подростков и обеспечении их безопасности в каникулярное вре-
мя.
     11. Комплексам: экономической политики и развития, социальной
сферы Правительства Москвы совместно с Департаментом финансов  го-
рода Москвы и Управлением Министерства Российской Федерации по на-
логам и сборам по г.Москве проработать вопрос о порядке  налогооб-
ложения  организаций,  имеющих  на балансе детские лагеря отдыха и
другие объекты социальной сферы, и внести предложение в Правитель-
ство  Москвы  по снижению налоговой нагрузки в отношении указанных
организаций в срок до 1 ноября 2003 года в установленном порядке.
     12. Префектам административных округов города Москвы:
     12.1. Ежегодно утверждать окружные программы организации  от-
дыха  детей и проведения оздоровительных и спортивно-досуговых ме-
роприятий в период школьных каникул.
     12.2. О результатах реализации программы на  лето  2003  года
проинформировать межведомственную Комиссию в сентябре 2003 года.
     12.3. При  формировании проектов целевых фондов развития тер-
риторий предусматривать средства на оказание финансовой  поддержки
развития баз детского отдыха и проведения оздоровительных меропри-
ятий.
     12.4. Систематически рассматривать вопросы детского отдыха на
заседаниях коллегий и о результатах информировать  жителей  округа
через средства массовой информации.
     12.5. В целях реализации Основных направлений развития  детс-
кого отдыха в городе Москве до 2006 года усилить роль окружной Ко-
миссии по организации отдыха,  оздоровления детей и занятости под-
ростков в структуре органов исполнительной власти.
     13. Рекомендовать  главам управ районов:
     13.1. Принять  меры  по  укреплению и расширению материальной
базы городских учреждений,  используемых для  организованных  форм
отдыха детей в каникулярное время.
     13.2. В целях профилактики детской безнадзорности совместно с
районными  комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав
при участии учреждений образования,  ДЮСШ, центров и клубов по ра-
боте  с  детьми  по  месту жительства способствовать развитию сети
трудовых объединений, оборонно-спортивных, спортивных и палаточных
лагерей.
     14. Департаменту финансов города Москвы, Управлению бюджетно-
го планирования и городского заказа города Москвы при формировании
бюджета города Москвы на 2004 год и последующие годы  предусматри-
вать средства на проведение оздоровительных мероприятий.
     15. Просить Московскую федерацию профсоюзов:
     15.1. Разработать  банк данных о возможности организации про-
фильных смен на базе загородных ведомственных лагерей, предложения
представить в межведомственную Комиссию по мере готовности.
     15.2. Представлять ежегодно заявку в Департамент  образования
города Москвы на привлечение студентов, специалистов из учреждений
дополнительного образования,  творческих и спортивных центров, пе-
дагогов  школ и педагогических колледжей для работы с детьми в за-
городных оздоровительных учреждениях на период 2003 - 2004 годов.
     16. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой инфор-
мации  города  Москвы оказывать содействие детским оздоровительным
учреждениям в освещении их деятельности,  пропаганде здорового об-
раза жизни.
     17. Контроль за исполнением настоящего  постановления  возло-
жить  на  первого  заместителя  Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Швецову Л.И.
     О ходе выполнения данного постановления доложить Мэру  Москвы
в I квартале 2004 года.


П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков


                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 22 июля 2003 года N 592-ПП


                       ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
      развития детского отдыха в городе Москве до 2006 года

     Отдых следует рассматривать в качестве  одного  из  важнейших
этапов в проблеме оздоровления и развития подрастающего поколения.
     Сегодня состояние организации  детского  отдыха  предполагает
необходимость закрепления и развития положительных тенденций и на-
копленного опыта в городе Москве.
     В этой связи необходимо:
     - сохранить достигнутую положительную динамику развития орга-
низованных форм отдыха в период летних и зимних каникул, обеспечи-
вая  отдых  и оздоровление детей в период весенних и осенних кани-
кул;
     - оказывать  государственную поддержку предприятиям по укреп-
лению материально-технического состояния баз загородных стационар-
ных оздоровительных лагерей;
     - развивать малозатратные формы отдыха и  оздоровления  детей
(палаточные  оборонно-спортивные  лагеря,  лагеря  труда и отдыха,
проведение походов и экспедиций);
     - активно использовать возможности учреждений социальной сфе-
ры различной ведомственной принадлежности для сочетания  оздорови-
тельной  работы  с  социальной реабилитацией детей,  нуждающихся в
особой социальной поддержке,  в том числе детей, находящихся в со-
циально опасном положении;
     - совершенствовать  механизмы  межведомственного  взаимодейс-
твия, а также сотрудничества с общественными организациями по воп-
росам организации отдыха и оздоровления детей.
     I. Развитие сети загородных ведомственных оздоровительных уч-
реждений предприятий и организаций города  Москвы:
     - провести в 2003 - 2004 гг. инвентаризацию ведомственных за-
городных стационарных баз детского отдыха;
     - принять меры по увеличению  числа  загородных  стационарных
детских оздоровительных лагерей круглогодичного действия;
     - расширить возрастной диапазон детей для пребывания в  оздо-
ровительных учреждениях с 6 до 15 лет;
     - создать условия по использованию оздоровительных учреждений
для  организации  отдыха детей по социальному заказу управ районов
(дети-сироты, подопечные,  воспитанники школ-интернатов,  дети  из
социальных приютов);
     - разработать программы для организации профильных  смен  уч-
реждений образования, ДЮСШ, клубов по месту жительства;
     - создать условия для внедрения современных методик в  воспи-
тательный процесс работы учреждений.
    II. Организация отдыха детей на оздоровительных базах  Подмос-
ковья, сопредельных регионов, стран СНГ:
     - осуществлять приобретение путевок на конкурсной основе;
     - определить перечень категорий детей,  получающих льготные и
бесплатные путевки;
     - предоставить  социально незащищенным детям Москвы лечение и
оздоровительных отдых в детских санаториях Крыма;
     - использовать базы для создания системы семейного  отдыха.
     III. Формирование системы отдыха детей в городских  условиях:
     - развивать и укреплять материальную базу городских детских
оздоровительных и санаторных учреждений;
     - создать  сеть  городских  оздоровительно-спортивных лагерей
дневного пребывания;
     - практиковать  заключение договоров как с Московским центром
труда и занятости молодежи "Перспектива", окружными службами заня-
тости,  так и с предприятиями города с целью создания для подрост-
ков временно оплачиваемых рабочих мест;
     - создать творческие экспериментальные площадки для отработки
перспективных технологий организации  отдыха  и  досуга  детей  на
уровне управ районов;
     - шире использовать спортивные, культурно-развлекательные со-
оружения различной ведомственной принадлежности, находящиеся вбли-
зи дислокации оздоровительных учреждений  с  дневным  пребыванием;
     - совершенствовать работу учреждений санаторного типа для де-
тей с нарушениями  физического  развития,  заболеваниями  желудоч-
но-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, зрения, эндок-
ринной системы;
     - отдавать  предпочтение зданиям школ-интернатов с полным на-
бором необходимых помещений и оборудования при выборе объектов для
размещения санаторных лагерей.
     IV. Обеспечение санаторно-курортного лечения детей-инвалидов:
     - осуществлять разработку и реализацию мер по социальной реа-
билитации  и  адаптации  данной категории детей с учетом имеющихся
медицинских показаний и противопоказаний;
     - продолжить развитие системы отдыха и оздоровления в кругло-
годичном режиме детей-инвалидов с нарушением органов зрения и слу-
ха,  функций опорно-двигательного аппарата, а также имеющих откло-
нения в состоянии здоровья,  в возрасте до 18 лет,  проживающих  в
семьях и обучающихся в учреждениях образования.
     V. Создание оборонно-спортивных лагерей:
     - направлять  детей  из  многодетных и малообеспеченных семей
москвичей в детские оздоровительные лагеря  Военно-морского  флота
России;
     - создавать оборонно-спортивные лагеря на базе войсковых час-
тей  Московского  военного  округа Министерства обороны Российской
Федерации.
     VI. Финансовое обеспечение:
     - использовать в структуре финансирования детского  отдыха  и
оздоровления средства:  федерального бюджета,  городского бюджета,
целевых фондов развития  территорий,  организаций  и  предприятий,
Московского  регионального отделения Фонда социального страхования
Российской Федерации, родителей и другие привлеченные источники;
     - предусмотреть  за  счет  средств Фонда квотирование рабочих
мест и специальных программ содействия занятости населения:
     а) оплату труда несовершеннолетних и педагогического персона-
ла городских и загородных лагерей труда и отдыха;
     б) восстановление и ремонт баз загородных лагерей труда и от-
дыха;
     в) увеличение  нормативов финансирования расходов на питание,
культурно-досуговую работу с подростками и хозяйственные нужды;
     - сформировать ценовую политику в отношении стоимости детских
путевок;
     - предусмотреть  средства на охрану детских учреждений и уве-
личение оплаты труда работников лагерей.
     VП. Кадровое обеспечение работы оздоровительных учреждений:
     - совершенствовать систему подготовки  кадров  для  работы  в
детских оздоровительных учреждениях различных видов;
     - обеспечить широкое привлечение студентов педагогических ву-
зов в период прохождения летней педагогической практики к работе с
детьми в качестве вожатых в  загородных  оздоровительных  лагерях,
осуществлять их подготовку в рамках учебных программ на бесплатной
основе;
     - расширить в рамках реализации  молодежной  программы  "Мос-
ковский  студенческий педагогический отряд" объемы подготовки сту-
дентов различных вузов города для работы в учреждениях системы от-
дыха и оздоровления детей;
     - ввести в штатное расписание городских оздоровительных лаге-
рей, лагерей труда и отдыха медицинских работников;
     - решить  вопрос  об  обязательном  медицинском сопровождении
групп школьников, отъезжающих в летние учреждения за пределы Моск-
вы и Московской области.
     VIII. Нормативно-правовое обеспечение детского отдыха:
     - на базе Московского городского педагогического университета
создать комплекс условий для разработки программы подготовки орга-
низаторов детского отдыха, вожатых, социальных работников, руково-
дителей  детских  общественных  объединений  в условиях временного
детского коллектива лагеря;
     - разработать  и утвердить Положение о "Центре детского,  се-
мейного отдыха и оздоровления";
     - разработать положение о смотре-конкурсе видов отдыха и  оз-
доровления детей в городских условиях;
     - доработать типовое положение о городских санаторных лагерях
с учетом их специфики.


                              Верно: