Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Обращение Московской городской Думы
№ 5 от 3 июля 2002 года

По вопросу передачи городу Москве контрольного пакета акций ОАО «Москвич»

    Председателю Правительства
    Российской Федерации
    Касьянову М.М.


    Уважаемый Михаил Михайлович!

    Тяжелое финансовое положение ОАО "Москвич" и ситуация,
складывающаяся в ходе выполнения Указа Президента Российской
Федерации от 
2 апреля 1997 года № 276 "О передаче г.Москве находящихся в федеральной
собственности акций акционерного общества "Москвич", вынуждает
Московскую городскую Думу обратиться к Вам, уважаемый Михаил
Михайлович, с просьбой об ускорении решения данного вопроса.
    ОАО "Москвич" является единственным в стране предприятием,
выпускающим легковые автомобили класса "Д", ценовой диапазон которых
не превышает 6 тыс. долларов США. Именно поэтому его продукция
продолжает оставаться конкурентоспособной как на внутреннем рынке, так
и на рынках стран СНГ и стран бывшего социалистического лагеря.
    За период своего более чем 70-летнего существования этим
предприятием был внесен неоценимый вклад в развитие экономики страны
на всех этапах ее развития, в силу чего ОАО "Москвич" остается для
России одной из ярких страниц ее промышленной культуры.
    На примере ОАО "Москвич" впервые в Москве была проведена
реструктуризация крупного машиностроительного комплекса, целью которой
было создание современного сборочного производства с одновременной
ликвидацией непрофильных и затратных направлений деятельности.
Проведенная реструктуризация позволила выйти из режима натурального
хозяйства и создать предприятие, отвечающее требованиям рыночной
экономики.
    В целях обеспечения дальнейшего развития московского
автомобилестроения в 1998 году была разработана экономически
сбалансированная Программа вывода предприятия из кризиса, для
реализации которой ОАО "Москвич" были заимствованы кредиты в ряде
коммерческих банков. В июле 1998 года предприятием при поддержке
Правительства Москвы и Московской городской Думы была пройдена "точка
убыточности". В тот период были все основания полагать, что
разработанная Программа вывода предприятия из кризиса будет реализована.
Однако дефолт 1998 года "взорвал" ситуацию, так как к концу года
наступили сроки возврата полученных кредитных средств.
    ОАО "Москвич" глубоко интегрирован в отечественную
промышленность - самые крупные предприятия Москвы и России - ОАО
"Московский подшипник", ОАО "Московский шинный завод", АО "АТЭ-1",
ЗАО 
"АТЭ-2", ОАО "Московский трубный завод", ОАО "Московский
металлургический завод "Серп и Молот", ОАО "Московский шелк", ОАО
"ИСКОЖ", ОАО "Кусковский химический завод" и многие другие -
ежедневно осуществляют в больших объемах отгрузку своей продукции для
ОАО "Москвич". Это обстоятельство побудило Правительство Москвы
выйти с предложением о передаче городу Москве контрольного пакета
акций, находящихся в федеральной собственности. Это предложение было
поддержано руководством страны и 2 апреля 1997 года был издан Указ
Президента Российской Федерации № 276, в развитие которого 14 апреля
1998 года Председателем Правительства Российской Федерации
С.В.Кириенко и Мэром Москвы Ю.М.Лужковым было подписано
соглашение "О передаче г.Москве находящихся в федеральной
собственности акций ОАО "Москвич" и государственной поддержке
структурной перестройки этого акционерного общества".
    К сожалению, и Указ Президента Российской Федерации и
соглашение до настоящего времени остались невыполненными.
    Основной причиной задержки выполнения принятых решений явилось
наличие задолженности ОАО "Москвич" перед федеральным бюджетом в
размере более 600 млн. долларов США, образовавшейся в ходе реализации
постановления Совета Министров СССР от 14 января 1987 года № 57 "О
создании производства двигателей для новых автомобилей "Москвич" и
нужд автомобильной промышленности СССР". Средства в размере 625 млн.
долларов США, выделенные в соответствии с этим постановлением
Внешэкономбанком СССР под правительственные гарантии и до настоящего
времени числящиеся за ОАО "Москвич", были использованы на
приобретение импортного оборудования, которое размещено в полном
соответствии с постановлением на ОАО "Москвич" и на предприятиях пяти
городов Российской Федерации (Кашире, Кинешме, Ставрополе, Челябинске
и Йошкар-Оле).
    К моменту окончания функционирования Советского Союза из
предусмотренных указанным постановлением 625 млн. долларов США были
освоены 380,4 млн. долларов США (60,7 процента от суммы кредита).
Недофинансирование составило 244,6 млн. долларов США, что естественно
не позволило обеспечить ввод мощностей в запланированных объемах.
Полученное оборудование уже в течение 10 лет находится на балансе ОАО
"Москвич" и других предприятий, претерпевая моральное и физическое
старение.
    Выходом из сложившейся ситуации могла бы стать передача
полученного оборудования на Уфимское моторостроительное
производственное объединение, которое на протяжении последних 30 лет
является поставщиком моторов не только для ОАО "Москвич", но и для ОАО
"ИжМаш".
    Это предложение, подготовленное руководителями трех субъектов
Российской Федерации Ю.М.Лужковым, М.Г.Рахимовым и А.А.Волковым,
было направлено Минпромнауке Российской Федерации (письмо № 4-14-
7522/9 от 30 апреля 1999 года), где оно до настоящего времени не нашло
положительного решения несмотря на неоднократные обращения этих
руководителей.
    Прямое поручение Президента Российской Федерации В.В.Путина на
предложение Президента Республики Башкортостан М.Г.Рахимова,
касающееся передачи полученного оборудования Уфимскому
моторостроительному производственному объединению, осталось также
невыполненным (письмо Президента Республики Башкортостан
М.Г.Рахимова № 535 от 22 марта 2000 года).
    На совещании у Вас 17 декабря 2001 года (протокол совещания
№ МК-115-41-ПР) был определен механизм урегулирования этого вопроса.
    В апреле 2002 года с аналогичным предложением к Вам обратился
Мэр Москвы Ю.М.Лужков (письмо № 4-14-1188/2-4). Одновременно в
Правительство Российской Федерации были представлены согласованные с
министерствами и ведомствами (кроме Минфина России) проекты Указа
Президента Российской Федерации, постановления Российской Федерации и
распоряжения, касающиеся вопросов передачи на безвозмездной основе в
собственность города Москвы акций ОАО "Москвич", находящихся в
федеральной собственности.
    Однако этот вопрос и урегулирование валютной задолженности,
обсуждаемые уже с 1997 года, до настоящего времени не решены, что
привело к катастрофической ситуации на ОАО "Москвич".
    Уже на протяжении более 7 месяцев текущего года ОАО "Москвич"
не обеспечивается электроэнергией и теплом в связи с его задолженностью
ОАО "Мосэнерго" в размере около 500 млн. рублей (с учетом начисленных
пеней и штрафов, узаконенных Арбитражным судом города Москвы),
образовавшейся в период простоя предприятия в 1994-1997 годах.
Коллектив ОАО "Москвич" находится в состоянии вынужденного отпуска, а
нарастающая социальная напряженность может привести к непредсказуемым
последствиям.
    Учитывая Вашу длительную работу в Министерстве финансов
Российской Федерации, Вы безусловно лучше всех знаете историю этого
вопроса. Вам также известно, что за счет московского городского бюджета
погасить долги ОАО "Москвич", образовавшиеся еще с советского периода,
не представляется возможным.
    Московская городская Дума просит Вас, уважаемый Михаил
Михайлович, не связывать проблему урегулирования валютной
задолженности перед федеральным бюджетом,  числящейся  за  ОАО
"Москвич", с судьбой крупнейшего автомобильного предприятия города и
ускорить решение вопроса о передаче акций ОАО "Москвич" городу Москве.



    П.п. Председатель Московской     В.М.Платонов
        городской Думы