Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Обращение Московской городской Думы
№ 5 от 26 марта 2003 года

О преобразовании Госстроя России

    Президенту России
    В.В.Путину


    Уважаемый Владимир Владимирович!

    В условиях начавшегося укрепления вертикали исполнительных
органов власти в Российской Федерации и широкомасштабной реформы
местного самоуправления особое значение приобретает сохранение и
укрепление конституционных принципов российского федерализма.
    При этом представляется необходимым не только в соответствии
со статьями 72 и 77 Конституции Российской Федерации всемерно
совершенствовать и укреплять систему исполнительных органов власти по
предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, но
и освобождать их от излишней опеки и необоснованного вмешательства
федеральных органов власти в дела субъектов Российской Федерации,
отнесенные в соответствии со статьей 73 Конституции Российской
Федерации к их собственной компетенции.
    В связи с этим, обращаем Ваше внимание, что законодательство
в области архитектуры и градостроительства не содержится в закрытых
перечнях статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации, то есть не
является ни предметом ведения Российской Федерации, ни предметом
совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом,
данная отрасль законодательства, согласно статье 73 Конституции
Российской Федерации (остаточный принцип), относится к предметам
ведения субъектов Российской
    Федерации, которые вправе осуществлять по данным вопросам
собственное правовое регулирование (часть четвертая статьи 76 Конституции
Российской Федерации).
    В случае противоречия между федеральным законом и законом
субъекта федерации в данной сфере будут действовать нормы закона
субъекта федерации (часть шестая статьи 76 Конституции Российской
Федерации). При этом у субъектов Российской Федерации не возникает
обязанность приводить свое законодательство в данной сфере в соответствие
с федеральными законами, так как в этих вопросах субъекты Российской
Федерации обладают всей полнотой государственной власти, и нормы их
законов имеют большую юридическую силу, чем нормы Градостроительного
кодекса Российской Федерации и федеральных законов.
    Устанавливая такие положения в Конституции Российской Федерации,
конституционный законодатель исходил из понимания того, что
климатические особенности регионов России (Норильск и Сочи, Астрахань и
Петропавловск-Камчатский), а также национально-культурные традиции
(Татарстан, Тыва, Дагестан, Калининград, Москва, Санкт-Петербург) делают
нецелесообразным централизованное установление строительных норм и
правил, утверждение генеральных планов городов, навязывание
архитектурных стандартов равно как федеральными законами, так и
подзаконными нормативными актами Правительства Российской Федерации.
    В связи с тем, что органы исполнительной власти Российской
Федерации и ее субъектов, согласно статье 77 Конституции Российской
Федерации, образуют единую систему только по вопросам совместного
ведения, а по вопросам собственного правового регулирования органы
власти субъектов Российской Федерации не зависят от федеральных
структур, данное конституционное положение организации органов власти
федеральный законодатель детализирует и раскрывает применительно к
конкретным правовым институтам в области архитектуры и
градостроительства.
    Так в статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации
приводится закрытый перечень вопросов, относящихся к области
градостроительства, по которым нормативные акты субъекта федерации
должны приводиться в соответствие с федеральными законами - владение,
пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими
природными ресурсами, охрана окружающей среды, особо охраняемые
природные территории, памятники истории и культуры, обеспечение
экологической безопасности, предупреждение чрезвычайных ситуаций и
ликвидация их последствий, а в статье 24 Градостроительного кодекса
Российской Федерации устанавливается, что органы архитектуры и
градостроительства субъектов Российской Федерации только по данным
вопросам образуют с органами власти Российской Федерации единую
систему.
    Однако не трудно заметить, что все данные вопросы принадлежат
также к различным другим, смежным с градостроительным, областям
законодательства, находящимся в совместном ведении Российской
Федерации и ее субъектов, и образуют системы комплексных межотраслевых
правовых институтов. При этом в единой системе органов власти по
предметам совместного ведения данные вопросы призваны также решаться
на различных уровнях органами исполнительной власти, входящими в
системы Министерства имущественных отношений Российской Федерации,
Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации,
Министерства культуры Российской Федерации и Министерства природных
ресурсов Российской Федерации, не относящимися к ведению Госстроя
России. Возникает естественный вопрос о целесообразности дублирования
данных функций профильных министерств в структурах Госстроя России.
    Кроме того, в период 1992 - 2002 годов Госстрой России не
проявил себя в достаточной мере в части решения возложенных на него
задач по методическому и научному обеспечению реформы жилищно-
коммунального хозяйства, созданию системы ипотечного кредитования в
России, а также в управлении федеральными проектами, в том числе по
восстановлению пострадавших от стихийных бедствий регионов России,
по подготовке к юбилею города Санкт-Петербурга, восстановлению
Останкинской телебашни, ре-монту Большого и Мариинского театров.
Понизился также уровень научной и проектной работы в Государственном
институте проектирования городов (ГП "Гипрогор"), ЦНИИП
градостроительства и многих ведущих профильных институтах федерального
подчинения.
    С учетом вышеизложенного, просим Вас рассмотреть возможность
и целесообразность в ходе административной реформы осуществить
преобразование Госстроя России, передав его функции, относящиеся к
предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов,
соответствующим профильным федеральным органам исполнительной
власти и учреждениям Академии архитектуры и строительных наук России,
закрепив основные полномочия по градостроительному планированию,
разрешенному использованию земель и организации строительства в
соответствии с Конституцией Российской Федерации за субъектами
Российской Федерации.
    При этом представляется желательным и полезным сохранить
некоторые координационные и методические функции в области
архитектуры и градостроительства на федеральном уровне путем создания
нового координирующего органа при Правительстве Российской Федерации
или путем преобразования в орган Госстроя России.
    Мы полагаем, что развитие российского федерализма призвано
продолжаться в областях архитектуры, градостроительства, комплексного
благоустройства территорий и поселений, создания благоприятной
социальной и культурной среды проживания, что особенно важно и
необходимо для нашей гигантской социально-, национально-, культурно- и
климатически многообразной страны с уникальными укладами жизни,
традициями и этнокультурными особенностями ее регионов, и этот процесс
должен осуществляться в постоянном взаимодействии между органами
власти субъектов Российской Федерации и Правительством Российской
Федерации в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.



    П.п. Председатель Московской     В.М.Платонов
        городской Думы