Обращение Московской городской Думы
№ 5 от 23 марта 2005 года
О сохранении сложившейся системы особо охраняемых природных территорий
Председателю Правительства
Российской Федерации
М.Е.Фрадкову
Уважаемый Михаил Ефимович!
3 марта 2005 года на заседании Правительства Российской Федерации
был рассмотрен подготовленный Министерством природных ресурсов
Российской Федерации проект федерального закона <О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон <Об особо охраняемых природных
территориях> (далее - законопроект).
По представленному документу имеется ряд серьезных замечаний:
1. Законопроект предусматривает исключение абзаца первого пункта
2 статьи 2 указанного Федерального закона. Тем самым вводится закрытый
перечень категорий особо охраняемых природных территорий (ООПТ), что
лишает субъекты Российской Федерации права создавать и обеспечивать
функционирование ООПТ иных категорий.
Последние 10 лет практика законопроектной деятельности шла по
пути введения новых категорий ООПТ законодательными актами как на
федеральном уровне (например, в федеральном законе о территориях
традиционного природопользования), так и на региональном (в законах
отдельных субъектов Российской Федерации об ООПТ). Со времени
принятия Федерального закона <Об особо охраняемых природных
территориях> в регионах России было установлено около 100 различных
категорий ООПТ. Это обусловлено местными природными, социальными,
культурными и религиозными традициями и полностью соответствует
концепции федерализма и совместного ведения по данному предмету.
Законодательство города Москвы также устанавливает
дополнительные по отношению к федеральному закону категории ООПТ,
важнейшими из которых для города являются природно-исторические парки.
Их сеть формируется с 1998 года. На сегодняшний день статус природно-
исторических парков имеют такие ценнейшие объекты природного
комплекса города, как <Измайлово>, <Покровское-Стрешнево>, <Царицыно>,
<Останкино> и <Битцевский лес>. Планируется создание еще четырех новых
природно-исторических парков. Существование этой категории ООПТ
регионального значения позволяет успешно увязывать вопросы сохранения
природного и историко-культурного наследия. В городе сформирована
необходимая нормативная база, обеспечивающая устойчивое существование
системы природно-исторических парков; в целом данная практика оказалась
весьма позитивной.
Сохранение открытого перечня ООПТ и возможность
законодательного введения их новых категорий позволят сохранить
построенную в нашей стране уникальную систему ООПТ различного уровня,
так как это в наибольшей степени соответствует потребностям сложившейся
практики территориальной охраны природы.
С этой точки зрения законодательная инициатива, с которой
выступает МПР России и которая ведет к ликвидации института природно-
исторических парков и иных подобных категорий ООПТ, представляется
необоснованной.
2. В законопроекте дается новая редакция пункта 1 статьи 2
Федерального закона <Об особо охраняемых природных территориях>, в
соответствии с которой предусматривается замена категорий ООПТ
перечнем категорий земель соответствующих ООПТ. Признавая, что
существующая ситуация создает незначительные правовые проблемы,
следует отметить, что практика правоприменения действующей юридической
конструкции существует уже несколько десятков лет и доказала свою
жизнеспособность, поскольку не противоречит никаким законодательным
нормам. Кардинальное ее изменение приведет к путанице и разночтениям
при применении данных норм, а также потребует внесения изменений в
огромное количество существующих нормативных правовых актов.
Кроме того, данная редакция статьи 2 будет противоречить
Земельному кодексу Российской Федерации, поскольку в соответствии
с ним (статья 3) земельные отношения регулируются земельным
законодательством, а нормы других законов должны соответствовать
земельному законодательству.
При этом в других статьях законопроекта указано, что сами
государственные природные заповедники (статья 6), национальные парки
(статья 11), природные парки (статья 18) являются государственными
учреждениями, то есть возникают внутренние противоречия между
указанными статьями и статьями 2 и 3 Федерального закона <Об особо
охраняемых природных территориях>, что недопустимо.
В связи с изложенным предлагается сохранить редакцию пункта
1 статьи 2 действующего Федерального закона.
3. Из текста измененной редакции пункта 6 статьи 2
Федерального закона <Об особо охраняемых природных территориях>
следует, что ООПТ регионального значения могут быть созданы только
на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Таким образом, фактически исключается возможность создания ООПТ
регионального значения на землях лесного фонда и иных землях,
находящихся в федеральной собственности. К тому же, из приведенной
формулировки совершенно неясен статус ООПТ, созданных на землях,
находящихся в частной или общей долевой собственности. Принятие
данной редакции приведет к фактической ликвидации большинства
региональных ООПТ, а значит большинства всех ООПТ России, в том числе
и тех, на которые распространяются нормы международных конвенций и
соглашений.
Таким образом, принятие законопроекта, внесенного МПР России,
не только будет противоречить всем ранее принятым законодательным
актам, но и приведет к фактическому разрушению сложившейся сети особо
охраняемых природных территорий Российской Федерации.
В этой связи просим Вас, уважаемый Михаил Ефимович, дать
поручение Министерству природных ресурсов Российской Федерации учесть
все указанные замечания при доработке проекта федерального закона <О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон <Об особо
охраняемых природных территориях>.
П.п. Председатель Московской В.М.Платонов
городской Думы