Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 602-ПП от 31 августа 2004 года

О Концепции закона города Москвы «О городских почвах»

     В соответствии  с  постановлением  Правительства Москвы от 25
февраля 2003 года N 102-ПП "О Целевой среднесрочной  экологической
программе  города  Москвы  на 2003-2005 годы" Правительство Москвы
постановляет:
     1. Одобрить  Концепцию закона города Москвы "О городских поч-
вах" (приложение).
     2. Департаменту  природопользования и охраны окружающей среды
города Москвы:
     2.1. Обеспечить  разработку  проекта  закона города Москвы "О
городских почвах" на конкурсной основе.
     2.2. В  III  квартале 2005 года внести на рассмотрение Прави-
тельства Москвы проект закона города Москвы "О городских почвах".
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на министра Правительства Москвы, руководителя Департамента приро-
допользования и охраны окружающей среды города Москвы Бочина Л.А.


П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков


                                         Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 31 августа 2004 года N 602-ПП





                  КОНЦЕПЦИЯ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ
                       "О ГОРОДСКИХ ПОЧВАХ"




  I. Современная ситуация в сфере законодательного  регулирова-
                        ния городских почв



     1. Правовое  регулирование охраны и рационального использова-
ния земель и почв города Москвы в настоящее  время  осуществляется
значительным количеством нормативных правовых актов Российской Фе-
дерации и города Москвы.
     Федеральное законодательство регулирует главным образом отно-
шения в области рационального использования и охраны  земель.  Что
касается почв, то в основном регулирование связано с сохранением и
повышением плодородия почв,  используемых  в  сельскохозяйственном
производстве и лесном хозяйстве.
     Правовые акты города Москвы посвящены,  в основном, регулиро-
ванию  отношений  по  использованию и охране земель города Москвы.
Комплексное законодательное регулирование отношений  по  охране  и
использованию  городских  почв отсутствует,  многие вопросы данной
области общественных отношений остаются вне правового поля.
     Таким образом,  разработка концепции закона города Москвы  "О
городских  почвах" обусловлена отсутствием правового регулирования
отношений в области охраны и использования городских почв на феде-
ральном уровне,  а также фрагментарностью регулирования этой проб-
лемы в законах и иных правовых актах города Москвы.
     2. Согласно Земельному кодексу Российской Федерации,  в целях
охраны земель собственники земельных участков,  землепользователи,
землевладельцы и арендаторы земельных участков  обязаны  проводить
мероприятия  по  сохранению  почв и их плодородия,  восстановлению
плодородия почв.
     Согласно Федеральному  закону  "Об  охране окружающей среды",
земля и почвы являются компонентами природной среды и одновременно
природными ресурсами,  то есть используются или могут быть исполь-
зованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности  в  ка-
честве средства производства (в сельском и лесном хозяйстве).  Фе-
деральный закон запрещает хозяйственную и иную деятельность,  реа-
лизацию проектов, которые могут привести к изменению и (или) унич-
тожению, истощению природных ресурсов.  И земля, и почвы выступают
объектами охраны окружающей среды от загрязнения,  истощения, дег-
радации,  порчи,  уничтожения и иного негативного воздействия  хо-
зяйственной и иной деятельности. Согласно части 3 статьи 4 закона,
редкие или находящиеся под  угрозой  исчезновения  почвы  подлежат
особой охране.
     Ряд федеральных  законов  и  иных  нормативных правовых актов
посвящены в основном вопросам сохранения  и  повышения  плодородия
почв, используемых в сельскохозяйственном производстве. Так, Феде-
ральный закон "О государственном регулировании обеспечения  плодо-
родия земель сельскохозяйственного назначения" предусматривает ос-
новные направления обеспечения  плодородия  земель  сельскохозяйс-
твенного назначения, в том числе проведение учета показателей пло-
дородия земель сельскохозяйственного назначения и мониторинга пло-
дородия этих земель, сертификацию почв.
     Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении
и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденные
Приказом  Минприроды  России  и Роскомзема от 22 декабря 1995 года
N 525/67, регулируют осуществление мероприятий по снятию, транспор-
тировке  и нанесению плодородного слоя почвы и потенциально плодо-
родных пород на малопродуктивные угодья с целью их  улучшения  при
проведении  строительных работ,  связанных с нарушением почвенного
слоя.  Указанный документ направлен на охрану сельскохозяйственных
и лесных земель.
     3. В городе Москве имеется достаточно объемная правовая база,
регулирующая земельные отношения.
     Базовым законом в области земельных отношений  на  территории
Москвы  является  Закон  город  Москвы от 14 мая 2003 года N 27 "О
землепользовании и застройке в городе Москве". Закон устанавливает
градостроительные  требования  к землепользованию в городе Москве,
порядок охраны земель и контроля за их использованием,  устанавли-
вает общие принципы платы за использование земель.
     В соответствии с Положением о Департаменте земельных ресурсов
города  Москвы  Департамент  земельных ресурсов города Москвы осу-
ществляет функции по ведению государственного земельного  кадастра
и  мониторинга  земель  в городе Москве,  а также государственного
контроля за использованием и охраной земель.
     Достаточно детально  вопрос  возмещения  причиненного  ущерба
землям и почвам регулируется в Методике исчисления размера ущерба,
вызываемого захламлением,  загрязнением и  деградацией  земель  на
территории  Москвы,  утвержденной  распоряжением Мэра Москвы от 27
июля 1999 года N 801-РМ.  В частности, установлен порядок исчисле-
ния размера ущерба,  вызываемого незаконным уничтожением и повреж-
дением почвенно-грунтового слоя в результате допущения конкретными
юридическими  и  физическими лицами нарушений земельного законода-
тельства в виде захламления,  загрязнения и  деградации  городских
земель.
     Кроме рассмотренных,  в Москве действуют и  некоторые  другие
законы и правовые акты, затрагивающие вопросы охраны и использова-
ния городских почв.
     Таким образом, можно сделать следующие выводы:
     1. Основным недостатком земельного законодательства  является
регулирование охраны почв только в совокупности с землями,  а не в
качестве самостоятельного компонента природной среды.
     2. Федеральное законодательство регулирует отношения в облас-
ти охраны и рационального использования почв,  но  основная  часть
установленных требований касается почв,  используемых в сельскохо-
зяйственном производстве.
     3. В законодательстве города Москвы предметом регулирования в
основном являются земли города Москвы, земельные участки, а не го-
родские почвы как таковые. При этом земельные участки рассматрива-
ются главным образом как объект недвижимого имущества.
     4. Земельное  законодательство  Российской Федерации и города
Москвы в основном исходит из понимания "земля",  "земельные ресур-
сы"  с  точки  зрения  их социально-экономических аспектов в ущерб
природно-экологическим аспектам,  не проводит  разделение  понятий
"земля" и "почвы".
     5. Требование об учете в документации земельного кадастра по-
казателей,  характеризующих качество почв,  законодательно не зак-
реплено. Не предусмотрена оценка и компенсация ущерба почвам, при-
чиненного собственниками (арендаторами) земельных участков, в слу-
чае распоряжения ими своими  земельными  участками  (при  переходе
прав  на участки к новым собственникам или арендаторам (субаренда-
торам),  не разработан механизм проведения такой оценки и возмеще-
ния компенсации.
     Разрабатываемый проект закона города Москвы "О городских поч-
вах"  призван ликвидировать существующий пробел в законодательстве
и направлен на учет особенностей почв города Москвы, их многофунк-
ционального назначения.
     Концепция закона  города Москвы "О городских почвах" разрабо-
тана с учетом требований следующих документов: Федерального закона
"Об охране окружающей среды",  Земельного кодекса Российской Феде-
рации,  Градостроительного кодекса Российской  Федерации,  Кодекса
Российской  Федерации об административных правонарушениях,  Устава
города Москвы,  законов города Москвы "О землепользовании и  заст-
ройке в городе Москве", "Об особо охраняемых природных территориях
в городе Москве",  "О защите зеленых насаждений",  "О  градострои-
тельном зонировании территории города Москвы",  "Об административ-
ной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства  го-
рода",  постановления Правительства Москвы от 08.08.2000 N 603 "Об
утверждении Правил производства  земляных  и  строительных  работ,
прокладки  и  переустройства    инженерных   сетей и коммуникаций
в г.Москве".


  II. Цели  и  задачи проекта закона города Москвы "О городских
                             почвах"



     1. Необходимость подготовки и принятия  закона  "О  городских
почвах" обусловлена важными экологическими функциями почвы в горо-
де,  определяющими экологический баланс в  системе  город-здоровье
человека.
     Городские почвы представляют собой неотъемлемый компонент го-
родской  природной  среды,  основными  функциями которого являются
продуктивность,  пригодность для произрастания зеленых насаждений,
способность  абсорбировать  в  своей толще загрязняющие вещества и
удерживать их от проникновения в сопредельные среды.  Почвы участ-
вуют  в биохимическом круговороте веществ,  в формировании поверх-
ностного стока, обеспечивают зеленые насаждения необходимыми пита-
тельными компонентами,  микроэлементами и условиями произрастания.
Основными экологическими функциями почвы являются  ее  плодородие,
очищение и воспроизводство компонентов окружающей среды,  санитар-
но-гигиеническая функция,  консервация и накопление жизненно-необ-
ходимых  веществ,  энергии,  поддержание биоразнообразия и другие.
Однако главные свойства городских почв (плодородие,  сорбционная и
очищающая  способность) обеспечивают выполнение указанных экологи-
ческих функций лишь до определенного (критического) уровня  антро-
погенной нагрузки.  Утрата этой способности приводит к возникнове-
нию в городе долговременных негативных  экологических  явлений,  в
частности:  снижение биологической продуктивности почвы и качества
зеленых насаждений, резкое ухудшение санитарно-эпидемиологического
состояния территории города в силу накопления в почвах опасных для
здоровья человека веществ и микроорганизмов и прочее.
     В результате  сложившейся общей неблагоприятной экологической
ситуации в городе Москве, вызванной, в первую очередь, все возрас-
тающей антропо-техногенной нагрузкой, значительно увеличилось воз-
действие на городские почвы (деградация,  загрязнение и  захламле-
ние). Интенсивное промышленное воздействие приводит к повсеместным
очагам техногенного загрязнения городских земель  и  почв,  что  в
значительной  мере  связано  с накоплением в них тяжелых металлов.
Одним из наиболее значимых источников  антропогенного  воздействия
на  состояние почв города является автомобильный транспорт.  Акту-
альна для города Москвы проблема,  связанная с поступлением в  го-
родские почвы химических веществ и элементов при применении проти-
вогололедных материалов,  использование которых с превышением норм
расхода,  несоблюдением  правил  их хранения и складирования также
ведет к загрязнению почв и уничтожению зеленых насаждений и живот-
ного мира города.
     Критическое положение почв города Москвы напрямую  связано  с
отсутствием  необходимого правового регулирования отношений в дан-
ной области.  Недостаточно регламентируется осуществление  хозяйс-
твенной  и иной деятельности с точки зрения воздействия на городс-
кие почвы,  предусмотренная законодательством  ответственность  за
правонарушения  в  области  охраны почв не может эффективно приме-
няться к хозяйствующим субъектам за невыполнение обязательных  ме-
роприятий по охране и рациональному использованию городских почв.
     2. Разрабатываемый проект закона города Москвы  "О  городских
почвах" призван устранить указанный пробел в законодательстве, ус-
тановить правовые основы регулирования  отношений  по  сохранению,
восстановлению  и использованию почв как важнейшего компонента го-
родской природной среды и неотъемлемой части среды обитания  чело-
века,  растений  и животных.  Закон обеспечит проведение городской
политики не только в области сохранения почв как природного ресур-
са и компонента городской природной среды,  но также в области ох-
раны от негативных воздействий почв на окружающую среду.
     3. Закон позволит определить правовой статус почвы как самос-
тоятельного природного объекта и,  соответственно,  объекта охраны
от  негативных  последствий антропогенной деятельности.  В связи с
этим в проекте будет  сформулировано  понятие  "городские  почвы",
проведено  разграничение  между понятиями "городские почвы" и "го-
родские земли".  Необходимость такого разделения обусловлена  тем,
что  "городская  земля"  рассматривается  в  основном как социаль-
но-экономическая категория   для обеспечения хозяйственной и  иной
деятельности в городе Москве. "Городские почвы" - это базовый при-
родный компонент городской среды, выполняющий важные экологические
функции.  Объектами регулирования закона являются почвы в традици-
онном понимании,  а также важные для городской среды почвоподобные
тела  ("искусственные  почвы",  конструктоземы)  и  так называемые
"растительные грунты".
     4. Почву   как  динамичное образование   необходимо не только
охранять,  но и непрерывно поддерживать  в  надлежащем  состоянии,
формировать,  окультуривать.  В  противном случае почва в короткий
срок теряет свои экологические функции и плодородие, превращаясь в
исходный грунт,  безжизненный субстрат. Таким образом, цель закона
- не просто охрана почв,  а регулирование общественных отношений в
сфере природопользования,  направленное на обеспечение устойчивого
функционирования почвенного покрова как важнейшего условия жизни и
благосостояния всего населения города.
     5. Задачами проекта закона в области охраны почв города Моск-
вы являются установление следующих  правовых основ регулирования:
     - сохранение плодородного слоя городских почв;
     - предотвращение деградации почв, загрязнения почв, минимиза-
ция других неблагоприятных воздействий на почвы,  устранение  пос-
ледствий негативных воздействий и восстановление почв.
     Также задачами проекта закона являются:
     - установление  нормирования в области охраны и использования
почв;
     - учет состояния городских почв;
     - контроль за охраной и рациональным использованием городских
почв;
     - обязательность оценки воздействия на городские почвы плани-
руемой к осуществлению хозяйственной и иной деятельности;
     - закрепление положения об установлении предельного минималь-
ного  (критического)  размера  площади,  которая должна оставаться
"незапечатанной" (незастроенной,  незаасфальтированной и  т.п.)  в
пределах конкретных районов (участков) города.
     Законодательно не регламентируется  соблюдение  экологических
интересов  в  случае изъятия городских почв из городской природной
среды в процессе строительной или иной деятельности (так  называе-
мое  "запечатывание"  почв).  В связи с этим одной из важных задач
проекта закона является  введение  обязательного  компенсационного
оздоровления  городских  почв застройщиками (инвесторами) в случае
"запечатывания" почв.
     Мероприятия по  компенсационному  оздоровлению городских почв
должны проводиться также гражданами и юридическими лицами,  винов-
ными в их порче или уничтожении.
     6. В связи с принятием закона города Москвы "О городских поч-
вах"  потребуется  разработка и принятие ряда постановлений Прави-
тельства Москвы,  в частности: "Об определении порядка составления
и  ведения  почвенной карты города Москвы",  "О мониторинге почв в
городе Москве".
     Далее предлагается  концептуальный  вариант структуры проекта
закона "О городских почвах".


  III. Структура проекта закона города Москвы "О городских поч-
                               вах"



                            Преамбула

     В преамбуле проекта закона определяется,  что городские почвы
являются жизненно важным компонентом природной среды города  Моск-
вы, неотъемлемой частью среды обитания человека, животных и расте-
ний, основой осуществления хозяйственной и иной деятельности.
     В преамбуле законопроекта следует определить круг  отношений,
на которые распространяются положения закона,  в частности: рацио-
нальное использование и охрана городских  почв,  их  сохранение  и
восстановление.  Предметом  регулирования  закона являются,  в том
числе,  отношения по охране почв в процессе  осуществления  строи-
тельной  и  иной хозяйственной деятельности,  наиболее существенно
влияющей на состояние почв.

                     Глава 1. Общие положения

     В главе содержатся основные термины и понятия, используемые в
проекте закона, в частности, такое понятие, как "городские почвы".
     Понятие "почва" можно определить как поверхностный  плодород-
ный  слой  Земли,  в котором посредством многочисленных организмов
создается, упорядочивается и непрерывно поддерживается необходимый
запас веществ. Почва составляет основу жизни, является одновремен-
но компонентом природы и стратегически важным природным ресурсом.
     Специфика почв,  формирующихся  в городской среде,  состоит в
том,  что человек создает  поверхностный  органо-минеральный  слой
земли,  полученный в результате перемешивания, насыпания, погребе-
ния грунта и (или)  загрязнения  материалами  строительно-бытового
происхождения. При выработке понятия "городские почвы" следует ис-
ходить из того,  что это почвы городских территорий,  имеющие соз-
данный  или  преобразованный человеком поверхностный слой глубиной
более 50 см,  полученный в результате смешивания (и/или  загрязне-
ния)  естественной  природной  почвы  с непочвенными материалами и
привозным органосодержащим грунтом.
     Понятие "городские  почвы"  включает в себя все почвы,  расп-
ространенные на территории города Москвы: как природные естествен-
ные  ненарушенные почвы (территории лесопарков),  так и нарушенные
или вновь созданные человеком.
     В главе содержатся также следующие понятия: "охрана городских
почв",  "рациональное использование городских  почв",  "мониторинг
городских почв", "реестр почв города Москвы", "незапечатанная тер-
ритория", "деградация почв" и другие понятия.
     Кроме того, в данной главе законопроекта содержится разграни-
чение городских почв по категориям:  почвы природных территорий, в
том  числе почвы особо охраняемых природных территорий,  почвы зе-
мель,  зарезервированных для создания объектов  озеленения,  почвы
водоохранных зон и иные.
     Необходимо выделить следующие основные принципы проекта зако-
на:
     - обязательная охрана используемых и подверженных антропоген-
ной нагрузке почв;
     - своевременное выявление негативных  изменений  (деградации)
почв;
     - гласность,  полнота и достоверность информации об  экологи-
ческом  состоянии почв и мерах по ее поддержанию в надлежащей фор-
ме;
     - обязательное возмещение вреда.


   Глава 2. Управление в области охраны и рационального исполь-
                     зования городских почв


     Глава посвящена полномочиям Московской городской Думы, Прави-
тельства Москвы,  органов местного самоуправления в области охраны
и рационального использования  городских  почв,  их  сохранения  и
восстановления.  В главе закрепляется участие органов местного са-
моуправления в области охраны и рационального использования  почв,
а также права общественных объединений и граждан.

                Глава 3. Охрана почв города Москвы

     1. Охрана почв города Москвы представляет собой комплекс мер,
направленных на сохранение почвенно-растительного разнообразия, на
непрерывное  поддержание экологического состояния и плодородия го-
родских почв,  а также на предотвращение загрязнения, деградации и
других  негативных  воздействий на их состояние.  Охрана городских
почв - это также  недопущение  их  нерационального  использования,
осуществление мер по улучшению и восстановлению городских почв.
     2. В главе предусматриваются меры по обеспечению охраны  почв
города Москвы,  их рационального использования и сохранения плодо-
родия почв, в том числе:
     - разработка и утверждение городской целевой программы охраны
почв;
     - инвентаризация почв;
     - паспортизация почв;
     - обязанности  граждан  и юридических лиц - собственников зе-
мельных участков,  владельцев, пользователей и арендаторов земель-
ных участков по обеспечению охраны почв,  их рационального исполь-
зования и сохранения плодородия почв;
     - введение  положения о закреплении оптимального размера пло-
щади,  которая должна оставаться "незапечатанной" в пределах конк-
ретных  районов города в соответствии с функциональным назначением
территории;
     - экономическое регулирование охраны почв и рационального ис-
пользования городских почв;
     - административная ответственность за нарушение требований об
охране и рациональном использовании городских почв;
     - и прочее.
     3. Одной  из  основных  мер по улучшению качества почв города
Москвы является окультуривание почв, то есть систематическое улуч-
шение физических,  физико-химических и биологических свойств почв.
Основными показателями окультуренности городских почв являются  их
плодородие,  способность выполнять средозащитные, средоочищающие и
иные функции.  В главе содержатся положения о  необходимости  осу-
ществления мероприятий, направленных на реабилитацию (восстановле-
ние) городских почв, о проведении оросительной мелиорации, а также
биорекультивации.  Эти  виды  работ проводятся как за счет средств
бюджета города Москвы, так и за счет средств инвесторов.
     4. В главе предусматривается,  что если осуществление хозяйс-
твенной и иной деятельности приводит к  нарушению,  загрязнению  и
иному негативному воздействию на городские почвы,  то лица, в ходе
деятельности которых оказывается воздействие на окружающую  среду,
в  том числе на почвы в пределах отведенного в пользование земель-
ного участка и на прилегающие территории, обязаны осуществлять ме-
ры по предотвращению загрязнения почв, по восстановлению и рекуль-
тивации почвенного покрова в соответствии с требованиями к их  ка-
честву и составу.
     5. Среди мер по охране почв в главе предусматривается обязан-
ность лиц,  виновных в их порче и уничтожении, за счет собственных
средств проводить компенсационное оздоровление на  освобождающихся
от свалок,  загрязненных или захламленных территориях.  Такое ком-
пенсационное оздоровление городских почв должно осуществляться не-
зависимо  от применения мер административного наказания.  Отдельно
стоит выделить обязанность хозяйствующих  субъектов  (экологически
опасных  предприятий) при их выводе,  перебазировании осуществлять
меры по рекультивации территории и восстановлению почв в соответс-
твии с требованиями к их качеству и составу в зависимости от даль-
нейшего функционального использования данной
территории.
     6. Одной из существенных мер по охране почв является предотв-
ращение сокращения открытых, прежде всего с растительным покровом,
территорий в результате их "запечатывания" при строительстве,  при
асфальтобетонном покрытии. Учитывая важную роль таких территорий в
формировании благоприятной экологической ситуации в городе Москве,
в  главе предусматривается требование об установлении и соблюдении
минимального (критического) размера площади,  которая должна оста-
ваться "незапечатанной" в пределах конкретных районов города. Раз-
мер такой "незапечатанной" площади будет устанавливаться в  поряд-
ке, определяемом Правительством Москвы.

      Глава 4. Особенности использования почв города Москвы

     Задачей проекта закона является определение особенности раци-
онального использования городских почв,  а также особенности  осу-
ществления  отдельных  видов  хозяйственной  и иной деятельности с
точки зрения минимизации вредных воздействий на городские почвы.
     В связи  с этим в главе вводятся некоторые ограничения и зап-
реты в осуществлении хозяйственной и  иной  деятельности.  Так,  в
частности, не допускается:
     - проведение работ,  которые могут привести к нарушению  поч-
венного покрова,  загрязнению, заражению и захламлению почв, физи-
ческой деградации,  возникновению и развитию эрозионных и оползне-
вых процессов,  без заключения специально уполномоченного органа в
области охраны и использования почв;
     - применение  солей  и других химических реактивов в качестве
противогололедного средства, если это может причинить вред почвам.
     При проектировании,  размещении, строительстве и вводе в экс-
плуатацию новых и реконструируемых зданий,  строений, сооружений и
других объектов, а также внедрении новой техники и технологий, от-
рицательно влияющих на состояние почв,  должны предусматриваться и
осуществляться мероприятия по защите почв.


   Глава 5. Нормирование  в  области охраны и рационального ис-
                    пользования городских почв


     В главе предусматривается возможность установления  с  учетом
специфических  условий  города Москвы более жестких по сравнению с
федеральными нормативами  городских  экологических  показателей  в
части  характеристики и оценки почв.  Нормативы качества городских
почв устанавливаются в зависимости от функционального назначения и
особенностей территорий их распространения.
     В целях регулирования воздействия хозяйственной и  иной  дея-
тельности на городские почвы с позиций их сохранения и обеспечения
экологической безопасности в соответствии с федеральным  законода-
тельством  и  законодательством города Москвы для граждан и юриди-
ческих лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допус-
тимого  воздействия на городские почвы и условия их использования.
Для субъектов,  осуществляющих свою  деятельность  на  территориях
природного комплекса или в непосредственной близости от них, уста-
навливаются более строгие нормативы допустимого воздействия на го-
родские почвы.


  Глава 6. Мониторинг городских почв. Контроль за охраной и ра-
             циональным использованием городских почв


     1. В главе регулируются вопросы ведения государственного уче-
та  показателей состояния городских почв;  ведения мониторинга го-
родских почв; осуществления контроля за охраной и рациональным ис-
пользованием городских почв; ведения реестра городских почв.
     2. Государственный учет показателей состояния городских  почв
проводится  в  целях  обеспечения  органов  государственной власти
Москвы,  органов местного самоуправления, заинтересованных граждан
и юридических лиц информацией о состоянии указанных почв.
     3. Мониторинг городских почв является  составной  частью  го-
родского  экологического  мониторинга и осуществляется в соответс-
твии с требованиями федерального законодательства и  законодатель-
ства города Москвы.


   Глава 7. Экономическое  регулирование охраны и рационального
                   использования городских почв


     1. Проект закона определяет меры экономического регулирования
охраны и рационального использования городских почв, которые вклю-
чают в себя в том числе:
     - организацию  финансирования  и  кредитования мероприятий по
охране почв, восстановлению и повышению их плодородия;
     - экономическое стимулирование охраны и рационального исполь-
зования городских почв собственниками земельных  участков,  земле-
пользователями,  землевладельцами  и арендаторами земельных участ-
ков;
     - и другие.
     2. В главе закреплено,  что в установленном законодательством
города  Москвы  порядке  могут  устанавливаться льготы по плате за
землю в виде частичного или полного освобождения от уплаты земель-
ного  налога,  а также могут быть снижены ставки арендной платы за
землю в особом порядке по категориям землепользователей, к которым
они применяются, при внедрении физическими и юридическими лицами -
собственниками земельных участков, владельцами, пользователями или
арендаторами земельных участков почвозащитных технологий, при про-
ведении мероприятий по восстановлению деградированных и загрязнен-
ных  почв  и осуществлении других мер по их охране и рациональному
использованию.
     3. В  главе  закрепляется  положение об определении оценочной
стоимости городских почв с учетом их качества. Оценочная стоимость
городских  почв  должна применяться при исчислении размера ущерба,
вызываемого захламлением,  загрязнением  и  деградацией  городских
почв, наряду со стоимостью этапов необходимой рекультивации.


   Глава 8. Ответственность  за  нарушения  в области городских
                               почв


     1. За нарушение требований охраны и  использования  городских
почв  к виновным гражданам,  должностным лицам и юридическим лицам
могут быть применены меры административной, уголовной и другой от-
ветственности в порядке,  установленном законодательством Российс-
кой Федерации.
     2. В  главе  следует  предусмотреть  составы административных
правонарушений в области охраны и использования городских почв.  В
частности,  предусматриваются следующие виды правонарушений: нару-
шение правил охраны почв,  имеющих определенную ценность; разруше-
ние плодородного слоя;  действия, приводящие к деградации и эрозии
почв;  захламление поверхности почв (свалки), химическое загрязне-
ние, биологическое заражение; уничтожение почв и другие.
     3. Кроме того, в данной главе проекта закона устанавливается,
что  государственный контроль за охраной и использованием почв го-
рода Москвы проводит орган исполнительной  власти  города  Москвы,
осуществляющий государственное управление в области охраны окружа-
ющей среды в городе Москве.

                Глава 9. Заключительные положения

     В главу включены положения о вступлении закона в силу, о при-
ведении  в  соответствие  с  ним нормативных правовых актов города
Москвы.

                         IV. Общие выводы

     Принятие закона создаст правовую базу для обеспечения охраны,
использования и восстановления городских почв как одного  из  важ-
нейших  природных  компонентов  городской среды,  поддержания их в
удовлетворительном состоянии,  для налаживания эффективной системы
управления охраной и рациональным использованием почв, для оптими-
зации финансирования почвоохранных  мероприятий.  Принятие  закона
позволит упорядочить взаимоотношения органов государственной влас-
ти города Москвы, органов местного самоуправления, юридических лиц
и граждан в области охраны и использования городских почв. Отсутс-
твие до настоящего времени такого акта  приводит  к  недостаточной
эффективности принимаемых мер в области охраны, восстановления го-
родских почв,  что негативно сказывается на  состоянии  окружающей
среды и качестве жизни населения столицы.
     Принятие закона города Москвы "О городских почвах"  обеспечит
гармонизацию  земельного законодательства и законодательства в об-
ласти охраны окружающей среды,  будет способствовать совершенство-
ванию  правового механизма защиты законных прав собственников зем-
ли, землепользователей, землевладельцев, арендаторов с одновремен-
ным повышением их ответственности за нарушение требований по охра-
не почв и их рациональному использованию. В комплексе с мерами ор-
ганизационного,  экономического  и  воспитательного  характера это
позволит предотвратить дальнейшее развитие процессов деградации  и
загрязнения  почв города Москвы и обеспечит реализацию конституци-
онных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

                             Верно: