В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25
февраля 2003 года N 102-ПП "О Целевой среднесрочной экологической
программе города Москвы на 2003-2005 годы" Правительство Москвы
постановляет:
1. Одобрить Концепцию закона города Москвы "О городских поч-
вах" (приложение).
2. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды
города Москвы:
2.1. Обеспечить разработку проекта закона города Москвы "О
городских почвах" на конкурсной основе.
2.2. В III квартале 2005 года внести на рассмотрение Прави-
тельства Москвы проект закона города Москвы "О городских почвах".
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на министра Правительства Москвы, руководителя Департамента приро-
допользования и охраны окружающей среды города Москвы Бочина Л.А.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 31 августа 2004 года N 602-ПП
КОНЦЕПЦИЯ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ
"О ГОРОДСКИХ ПОЧВАХ"
I. Современная ситуация в сфере законодательного регулирова-
ния городских почв
1. Правовое регулирование охраны и рационального использова-
ния земель и почв города Москвы в настоящее время осуществляется
значительным количеством нормативных правовых актов Российской Фе-
дерации и города Москвы.
Федеральное законодательство регулирует главным образом отно-
шения в области рационального использования и охраны земель. Что
касается почв, то в основном регулирование связано с сохранением и
повышением плодородия почв, используемых в сельскохозяйственном
производстве и лесном хозяйстве.
Правовые акты города Москвы посвящены, в основном, регулиро-
ванию отношений по использованию и охране земель города Москвы.
Комплексное законодательное регулирование отношений по охране и
использованию городских почв отсутствует, многие вопросы данной
области общественных отношений остаются вне правового поля.
Таким образом, разработка концепции закона города Москвы "О
городских почвах" обусловлена отсутствием правового регулирования
отношений в области охраны и использования городских почв на феде-
ральном уровне, а также фрагментарностью регулирования этой проб-
лемы в законах и иных правовых актах города Москвы.
2. Согласно Земельному кодексу Российской Федерации, в целях
охраны земель собственники земельных участков, землепользователи,
землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить
мероприятия по сохранению почв и их плодородия, восстановлению
плодородия почв.
Согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды",
земля и почвы являются компонентами природной среды и одновременно
природными ресурсами, то есть используются или могут быть исполь-
зованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в ка-
честве средства производства (в сельском и лесном хозяйстве). Фе-
деральный закон запрещает хозяйственную и иную деятельность, реа-
лизацию проектов, которые могут привести к изменению и (или) унич-
тожению, истощению природных ресурсов. И земля, и почвы выступают
объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, дег-
радации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хо-
зяйственной и иной деятельности. Согласно части 3 статьи 4 закона,
редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы подлежат
особой охране.
Ряд федеральных законов и иных нормативных правовых актов
посвящены в основном вопросам сохранения и повышения плодородия
почв, используемых в сельскохозяйственном производстве. Так, Феде-
ральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодо-
родия земель сельскохозяйственного назначения" предусматривает ос-
новные направления обеспечения плодородия земель сельскохозяйс-
твенного назначения, в том числе проведение учета показателей пло-
дородия земель сельскохозяйственного назначения и мониторинга пло-
дородия этих земель, сертификацию почв.
Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении
и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденные
Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 года
N 525/67, регулируют осуществление мероприятий по снятию, транспор-
тировке и нанесению плодородного слоя почвы и потенциально плодо-
родных пород на малопродуктивные угодья с целью их улучшения при
проведении строительных работ, связанных с нарушением почвенного
слоя. Указанный документ направлен на охрану сельскохозяйственных
и лесных земель.
3. В городе Москве имеется достаточно объемная правовая база,
регулирующая земельные отношения.
Базовым законом в области земельных отношений на территории
Москвы является Закон город Москвы от 14 мая 2003 года N 27 "О
землепользовании и застройке в городе Москве". Закон устанавливает
градостроительные требования к землепользованию в городе Москве,
порядок охраны земель и контроля за их использованием, устанавли-
вает общие принципы платы за использование земель.
В соответствии с Положением о Департаменте земельных ресурсов
города Москвы Департамент земельных ресурсов города Москвы осу-
ществляет функции по ведению государственного земельного кадастра
и мониторинга земель в городе Москве, а также государственного
контроля за использованием и охраной земель.
Достаточно детально вопрос возмещения причиненного ущерба
землям и почвам регулируется в Методике исчисления размера ущерба,
вызываемого захламлением, загрязнением и деградацией земель на
территории Москвы, утвержденной распоряжением Мэра Москвы от 27
июля 1999 года N 801-РМ. В частности, установлен порядок исчисле-
ния размера ущерба, вызываемого незаконным уничтожением и повреж-
дением почвенно-грунтового слоя в результате допущения конкретными
юридическими и физическими лицами нарушений земельного законода-
тельства в виде захламления, загрязнения и деградации городских
земель.
Кроме рассмотренных, в Москве действуют и некоторые другие
законы и правовые акты, затрагивающие вопросы охраны и использова-
ния городских почв.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Основным недостатком земельного законодательства является
регулирование охраны почв только в совокупности с землями, а не в
качестве самостоятельного компонента природной среды.
2. Федеральное законодательство регулирует отношения в облас-
ти охраны и рационального использования почв, но основная часть
установленных требований касается почв, используемых в сельскохо-
зяйственном производстве.
3. В законодательстве города Москвы предметом регулирования в
основном являются земли города Москвы, земельные участки, а не го-
родские почвы как таковые. При этом земельные участки рассматрива-
ются главным образом как объект недвижимого имущества.
4. Земельное законодательство Российской Федерации и города
Москвы в основном исходит из понимания "земля", "земельные ресур-
сы" с точки зрения их социально-экономических аспектов в ущерб
природно-экологическим аспектам, не проводит разделение понятий
"земля" и "почвы".
5. Требование об учете в документации земельного кадастра по-
казателей, характеризующих качество почв, законодательно не зак-
реплено. Не предусмотрена оценка и компенсация ущерба почвам, при-
чиненного собственниками (арендаторами) земельных участков, в слу-
чае распоряжения ими своими земельными участками (при переходе
прав на участки к новым собственникам или арендаторам (субаренда-
торам), не разработан механизм проведения такой оценки и возмеще-
ния компенсации.
Разрабатываемый проект закона города Москвы "О городских поч-
вах" призван ликвидировать существующий пробел в законодательстве
и направлен на учет особенностей почв города Москвы, их многофунк-
ционального назначения.
Концепция закона города Москвы "О городских почвах" разрабо-
тана с учетом требований следующих документов: Федерального закона
"Об охране окружающей среды", Земельного кодекса Российской Феде-
рации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях, Устава
города Москвы, законов города Москвы "О землепользовании и заст-
ройке в городе Москве", "Об особо охраняемых природных территориях
в городе Москве", "О защите зеленых насаждений", "О градострои-
тельном зонировании территории города Москвы", "Об административ-
ной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства го-
рода", постановления Правительства Москвы от 08.08.2000 N 603 "Об
утверждении Правил производства земляных и строительных работ,
прокладки и переустройства инженерных сетей и коммуникаций
в г.Москве".
II. Цели и задачи проекта закона города Москвы "О городских
почвах"
1. Необходимость подготовки и принятия закона "О городских
почвах" обусловлена важными экологическими функциями почвы в горо-
де, определяющими экологический баланс в системе город-здоровье
человека.
Городские почвы представляют собой неотъемлемый компонент го-
родской природной среды, основными функциями которого являются
продуктивность, пригодность для произрастания зеленых насаждений,
способность абсорбировать в своей толще загрязняющие вещества и
удерживать их от проникновения в сопредельные среды. Почвы участ-
вуют в биохимическом круговороте веществ, в формировании поверх-
ностного стока, обеспечивают зеленые насаждения необходимыми пита-
тельными компонентами, микроэлементами и условиями произрастания.
Основными экологическими функциями почвы являются ее плодородие,
очищение и воспроизводство компонентов окружающей среды, санитар-
но-гигиеническая функция, консервация и накопление жизненно-необ-
ходимых веществ, энергии, поддержание биоразнообразия и другие.
Однако главные свойства городских почв (плодородие, сорбционная и
очищающая способность) обеспечивают выполнение указанных экологи-
ческих функций лишь до определенного (критического) уровня антро-
погенной нагрузки. Утрата этой способности приводит к возникнове-
нию в городе долговременных негативных экологических явлений, в
частности: снижение биологической продуктивности почвы и качества
зеленых насаждений, резкое ухудшение санитарно-эпидемиологического
состояния территории города в силу накопления в почвах опасных для
здоровья человека веществ и микроорганизмов и прочее.
В результате сложившейся общей неблагоприятной экологической
ситуации в городе Москве, вызванной, в первую очередь, все возрас-
тающей антропо-техногенной нагрузкой, значительно увеличилось воз-
действие на городские почвы (деградация, загрязнение и захламле-
ние). Интенсивное промышленное воздействие приводит к повсеместным
очагам техногенного загрязнения городских земель и почв, что в
значительной мере связано с накоплением в них тяжелых металлов.
Одним из наиболее значимых источников антропогенного воздействия
на состояние почв города является автомобильный транспорт. Акту-
альна для города Москвы проблема, связанная с поступлением в го-
родские почвы химических веществ и элементов при применении проти-
вогололедных материалов, использование которых с превышением норм
расхода, несоблюдением правил их хранения и складирования также
ведет к загрязнению почв и уничтожению зеленых насаждений и живот-
ного мира города.
Критическое положение почв города Москвы напрямую связано с
отсутствием необходимого правового регулирования отношений в дан-
ной области. Недостаточно регламентируется осуществление хозяйс-
твенной и иной деятельности с точки зрения воздействия на городс-
кие почвы, предусмотренная законодательством ответственность за
правонарушения в области охраны почв не может эффективно приме-
няться к хозяйствующим субъектам за невыполнение обязательных ме-
роприятий по охране и рациональному использованию городских почв.
2. Разрабатываемый проект закона города Москвы "О городских
почвах" призван устранить указанный пробел в законодательстве, ус-
тановить правовые основы регулирования отношений по сохранению,
восстановлению и использованию почв как важнейшего компонента го-
родской природной среды и неотъемлемой части среды обитания чело-
века, растений и животных. Закон обеспечит проведение городской
политики не только в области сохранения почв как природного ресур-
са и компонента городской природной среды, но также в области ох-
раны от негативных воздействий почв на окружающую среду.
3. Закон позволит определить правовой статус почвы как самос-
тоятельного природного объекта и, соответственно, объекта охраны
от негативных последствий антропогенной деятельности. В связи с
этим в проекте будет сформулировано понятие "городские почвы",
проведено разграничение между понятиями "городские почвы" и "го-
родские земли". Необходимость такого разделения обусловлена тем,
что "городская земля" рассматривается в основном как социаль-
но-экономическая категория для обеспечения хозяйственной и иной
деятельности в городе Москве. "Городские почвы" - это базовый при-
родный компонент городской среды, выполняющий важные экологические
функции. Объектами регулирования закона являются почвы в традици-
онном понимании, а также важные для городской среды почвоподобные
тела ("искусственные почвы", конструктоземы) и так называемые
"растительные грунты".
4. Почву как динамичное образование необходимо не только
охранять, но и непрерывно поддерживать в надлежащем состоянии,
формировать, окультуривать. В противном случае почва в короткий
срок теряет свои экологические функции и плодородие, превращаясь в
исходный грунт, безжизненный субстрат. Таким образом, цель закона
- не просто охрана почв, а регулирование общественных отношений в
сфере природопользования, направленное на обеспечение устойчивого
функционирования почвенного покрова как важнейшего условия жизни и
благосостояния всего населения города.
5. Задачами проекта закона в области охраны почв города Моск-
вы являются установление следующих правовых основ регулирования:
- сохранение плодородного слоя городских почв;
- предотвращение деградации почв, загрязнения почв, минимиза-
ция других неблагоприятных воздействий на почвы, устранение пос-
ледствий негативных воздействий и восстановление почв.
Также задачами проекта закона являются:
- установление нормирования в области охраны и использования
почв;
- учет состояния городских почв;
- контроль за охраной и рациональным использованием городских
почв;
- обязательность оценки воздействия на городские почвы плани-
руемой к осуществлению хозяйственной и иной деятельности;
- закрепление положения об установлении предельного минималь-
ного (критического) размера площади, которая должна оставаться
"незапечатанной" (незастроенной, незаасфальтированной и т.п.) в
пределах конкретных районов (участков) города.
Законодательно не регламентируется соблюдение экологических
интересов в случае изъятия городских почв из городской природной
среды в процессе строительной или иной деятельности (так называе-
мое "запечатывание" почв). В связи с этим одной из важных задач
проекта закона является введение обязательного компенсационного
оздоровления городских почв застройщиками (инвесторами) в случае
"запечатывания" почв.
Мероприятия по компенсационному оздоровлению городских почв
должны проводиться также гражданами и юридическими лицами, винов-
ными в их порче или уничтожении.
6. В связи с принятием закона города Москвы "О городских поч-
вах" потребуется разработка и принятие ряда постановлений Прави-
тельства Москвы, в частности: "Об определении порядка составления
и ведения почвенной карты города Москвы", "О мониторинге почв в
городе Москве".
Далее предлагается концептуальный вариант структуры проекта
закона "О городских почвах".
III. Структура проекта закона города Москвы "О городских поч-
вах"
Преамбула
В преамбуле проекта закона определяется, что городские почвы
являются жизненно важным компонентом природной среды города Моск-
вы, неотъемлемой частью среды обитания человека, животных и расте-
ний, основой осуществления хозяйственной и иной деятельности.
В преамбуле законопроекта следует определить круг отношений,
на которые распространяются положения закона, в частности: рацио-
нальное использование и охрана городских почв, их сохранение и
восстановление. Предметом регулирования закона являются, в том
числе, отношения по охране почв в процессе осуществления строи-
тельной и иной хозяйственной деятельности, наиболее существенно
влияющей на состояние почв.
Глава 1. Общие положения
В главе содержатся основные термины и понятия, используемые в
проекте закона, в частности, такое понятие, как "городские почвы".
Понятие "почва" можно определить как поверхностный плодород-
ный слой Земли, в котором посредством многочисленных организмов
создается, упорядочивается и непрерывно поддерживается необходимый
запас веществ. Почва составляет основу жизни, является одновремен-
но компонентом природы и стратегически важным природным ресурсом.
Специфика почв, формирующихся в городской среде, состоит в
том, что человек создает поверхностный органо-минеральный слой
земли, полученный в результате перемешивания, насыпания, погребе-
ния грунта и (или) загрязнения материалами строительно-бытового
происхождения. При выработке понятия "городские почвы" следует ис-
ходить из того, что это почвы городских территорий, имеющие соз-
данный или преобразованный человеком поверхностный слой глубиной
более 50 см, полученный в результате смешивания (и/или загрязне-
ния) естественной природной почвы с непочвенными материалами и
привозным органосодержащим грунтом.
Понятие "городские почвы" включает в себя все почвы, расп-
ространенные на территории города Москвы: как природные естествен-
ные ненарушенные почвы (территории лесопарков), так и нарушенные
или вновь созданные человеком.
В главе содержатся также следующие понятия: "охрана городских
почв", "рациональное использование городских почв", "мониторинг
городских почв", "реестр почв города Москвы", "незапечатанная тер-
ритория", "деградация почв" и другие понятия.
Кроме того, в данной главе законопроекта содержится разграни-
чение городских почв по категориям: почвы природных территорий, в
том числе почвы особо охраняемых природных территорий, почвы зе-
мель, зарезервированных для создания объектов озеленения, почвы
водоохранных зон и иные.
Необходимо выделить следующие основные принципы проекта зако-
на:
- обязательная охрана используемых и подверженных антропоген-
ной нагрузке почв;
- своевременное выявление негативных изменений (деградации)
почв;
- гласность, полнота и достоверность информации об экологи-
ческом состоянии почв и мерах по ее поддержанию в надлежащей фор-
ме;
- обязательное возмещение вреда.
Глава 2. Управление в области охраны и рационального исполь-
зования городских почв
Глава посвящена полномочиям Московской городской Думы, Прави-
тельства Москвы, органов местного самоуправления в области охраны
и рационального использования городских почв, их сохранения и
восстановления. В главе закрепляется участие органов местного са-
моуправления в области охраны и рационального использования почв,
а также права общественных объединений и граждан.
Глава 3. Охрана почв города Москвы
1. Охрана почв города Москвы представляет собой комплекс мер,
направленных на сохранение почвенно-растительного разнообразия, на
непрерывное поддержание экологического состояния и плодородия го-
родских почв, а также на предотвращение загрязнения, деградации и
других негативных воздействий на их состояние. Охрана городских
почв - это также недопущение их нерационального использования,
осуществление мер по улучшению и восстановлению городских почв.
2. В главе предусматриваются меры по обеспечению охраны почв
города Москвы, их рационального использования и сохранения плодо-
родия почв, в том числе:
- разработка и утверждение городской целевой программы охраны
почв;
- инвентаризация почв;
- паспортизация почв;
- обязанности граждан и юридических лиц - собственников зе-
мельных участков, владельцев, пользователей и арендаторов земель-
ных участков по обеспечению охраны почв, их рационального исполь-
зования и сохранения плодородия почв;
- введение положения о закреплении оптимального размера пло-
щади, которая должна оставаться "незапечатанной" в пределах конк-
ретных районов города в соответствии с функциональным назначением
территории;
- экономическое регулирование охраны почв и рационального ис-
пользования городских почв;
- административная ответственность за нарушение требований об
охране и рациональном использовании городских почв;
- и прочее.
3. Одной из основных мер по улучшению качества почв города
Москвы является окультуривание почв, то есть систематическое улуч-
шение физических, физико-химических и биологических свойств почв.
Основными показателями окультуренности городских почв являются их
плодородие, способность выполнять средозащитные, средоочищающие и
иные функции. В главе содержатся положения о необходимости осу-
ществления мероприятий, направленных на реабилитацию (восстановле-
ние) городских почв, о проведении оросительной мелиорации, а также
биорекультивации. Эти виды работ проводятся как за счет средств
бюджета города Москвы, так и за счет средств инвесторов.
4. В главе предусматривается, что если осуществление хозяйс-
твенной и иной деятельности приводит к нарушению, загрязнению и
иному негативному воздействию на городские почвы, то лица, в ходе
деятельности которых оказывается воздействие на окружающую среду,
в том числе на почвы в пределах отведенного в пользование земель-
ного участка и на прилегающие территории, обязаны осуществлять ме-
ры по предотвращению загрязнения почв, по восстановлению и рекуль-
тивации почвенного покрова в соответствии с требованиями к их ка-
честву и составу.
5. Среди мер по охране почв в главе предусматривается обязан-
ность лиц, виновных в их порче и уничтожении, за счет собственных
средств проводить компенсационное оздоровление на освобождающихся
от свалок, загрязненных или захламленных территориях. Такое ком-
пенсационное оздоровление городских почв должно осуществляться не-
зависимо от применения мер административного наказания. Отдельно
стоит выделить обязанность хозяйствующих субъектов (экологически
опасных предприятий) при их выводе, перебазировании осуществлять
меры по рекультивации территории и восстановлению почв в соответс-
твии с требованиями к их качеству и составу в зависимости от даль-
нейшего функционального использования данной
территории.
6. Одной из существенных мер по охране почв является предотв-
ращение сокращения открытых, прежде всего с растительным покровом,
территорий в результате их "запечатывания" при строительстве, при
асфальтобетонном покрытии. Учитывая важную роль таких территорий в
формировании благоприятной экологической ситуации в городе Москве,
в главе предусматривается требование об установлении и соблюдении
минимального (критического) размера площади, которая должна оста-
ваться "незапечатанной" в пределах конкретных районов города. Раз-
мер такой "незапечатанной" площади будет устанавливаться в поряд-
ке, определяемом Правительством Москвы.
Глава 4. Особенности использования почв города Москвы
Задачей проекта закона является определение особенности раци-
онального использования городских почв, а также особенности осу-
ществления отдельных видов хозяйственной и иной деятельности с
точки зрения минимизации вредных воздействий на городские почвы.
В связи с этим в главе вводятся некоторые ограничения и зап-
реты в осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Так, в
частности, не допускается:
- проведение работ, которые могут привести к нарушению поч-
венного покрова, загрязнению, заражению и захламлению почв, физи-
ческой деградации, возникновению и развитию эрозионных и оползне-
вых процессов, без заключения специально уполномоченного органа в
области охраны и использования почв;
- применение солей и других химических реактивов в качестве
противогололедного средства, если это может причинить вред почвам.
При проектировании, размещении, строительстве и вводе в экс-
плуатацию новых и реконструируемых зданий, строений, сооружений и
других объектов, а также внедрении новой техники и технологий, от-
рицательно влияющих на состояние почв, должны предусматриваться и
осуществляться мероприятия по защите почв.
Глава 5. Нормирование в области охраны и рационального ис-
пользования городских почв
В главе предусматривается возможность установления с учетом
специфических условий города Москвы более жестких по сравнению с
федеральными нормативами городских экологических показателей в
части характеристики и оценки почв. Нормативы качества городских
почв устанавливаются в зависимости от функционального назначения и
особенностей территорий их распространения.
В целях регулирования воздействия хозяйственной и иной дея-
тельности на городские почвы с позиций их сохранения и обеспечения
экологической безопасности в соответствии с федеральным законода-
тельством и законодательством города Москвы для граждан и юриди-
ческих лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допус-
тимого воздействия на городские почвы и условия их использования.
Для субъектов, осуществляющих свою деятельность на территориях
природного комплекса или в непосредственной близости от них, уста-
навливаются более строгие нормативы допустимого воздействия на го-
родские почвы.
Глава 6. Мониторинг городских почв. Контроль за охраной и ра-
циональным использованием городских почв
1. В главе регулируются вопросы ведения государственного уче-
та показателей состояния городских почв; ведения мониторинга го-
родских почв; осуществления контроля за охраной и рациональным ис-
пользованием городских почв; ведения реестра городских почв.
2. Государственный учет показателей состояния городских почв
проводится в целях обеспечения органов государственной власти
Москвы, органов местного самоуправления, заинтересованных граждан
и юридических лиц информацией о состоянии указанных почв.
3. Мониторинг городских почв является составной частью го-
родского экологического мониторинга и осуществляется в соответс-
твии с требованиями федерального законодательства и законодатель-
ства города Москвы.
Глава 7. Экономическое регулирование охраны и рационального
использования городских почв
1. Проект закона определяет меры экономического регулирования
охраны и рационального использования городских почв, которые вклю-
чают в себя в том числе:
- организацию финансирования и кредитования мероприятий по
охране почв, восстановлению и повышению их плодородия;
- экономическое стимулирование охраны и рационального исполь-
зования городских почв собственниками земельных участков, земле-
пользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участ-
ков;
- и другие.
2. В главе закреплено, что в установленном законодательством
города Москвы порядке могут устанавливаться льготы по плате за
землю в виде частичного или полного освобождения от уплаты земель-
ного налога, а также могут быть снижены ставки арендной платы за
землю в особом порядке по категориям землепользователей, к которым
они применяются, при внедрении физическими и юридическими лицами -
собственниками земельных участков, владельцами, пользователями или
арендаторами земельных участков почвозащитных технологий, при про-
ведении мероприятий по восстановлению деградированных и загрязнен-
ных почв и осуществлении других мер по их охране и рациональному
использованию.
3. В главе закрепляется положение об определении оценочной
стоимости городских почв с учетом их качества. Оценочная стоимость
городских почв должна применяться при исчислении размера ущерба,
вызываемого захламлением, загрязнением и деградацией городских
почв, наряду со стоимостью этапов необходимой рекультивации.
Глава 8. Ответственность за нарушения в области городских
почв
1. За нарушение требований охраны и использования городских
почв к виновным гражданам, должностным лицам и юридическим лицам
могут быть применены меры административной, уголовной и другой от-
ветственности в порядке, установленном законодательством Российс-
кой Федерации.
2. В главе следует предусмотреть составы административных
правонарушений в области охраны и использования городских почв. В
частности, предусматриваются следующие виды правонарушений: нару-
шение правил охраны почв, имеющих определенную ценность; разруше-
ние плодородного слоя; действия, приводящие к деградации и эрозии
почв; захламление поверхности почв (свалки), химическое загрязне-
ние, биологическое заражение; уничтожение почв и другие.
3. Кроме того, в данной главе проекта закона устанавливается,
что государственный контроль за охраной и использованием почв го-
рода Москвы проводит орган исполнительной власти города Москвы,
осуществляющий государственное управление в области охраны окружа-
ющей среды в городе Москве.
Глава 9. Заключительные положения
В главу включены положения о вступлении закона в силу, о при-
ведении в соответствие с ним нормативных правовых актов города
Москвы.
IV. Общие выводы
Принятие закона создаст правовую базу для обеспечения охраны,
использования и восстановления городских почв как одного из важ-
нейших природных компонентов городской среды, поддержания их в
удовлетворительном состоянии, для налаживания эффективной системы
управления охраной и рациональным использованием почв, для оптими-
зации финансирования почвоохранных мероприятий. Принятие закона
позволит упорядочить взаимоотношения органов государственной влас-
ти города Москвы, органов местного самоуправления, юридических лиц
и граждан в области охраны и использования городских почв. Отсутс-
твие до настоящего времени такого акта приводит к недостаточной
эффективности принимаемых мер в области охраны, восстановления го-
родских почв, что негативно сказывается на состоянии окружающей
среды и качестве жизни населения столицы.
Принятие закона города Москвы "О городских почвах" обеспечит
гармонизацию земельного законодательства и законодательства в об-
ласти охраны окружающей среды, будет способствовать совершенство-
ванию правового механизма защиты законных прав собственников зем-
ли, землепользователей, землевладельцев, арендаторов с одновремен-
ным повышением их ответственности за нарушение требований по охра-
не почв и их рациональному использованию. В комплексе с мерами ор-
ганизационного, экономического и воспитательного характера это
позволит предотвратить дальнейшее развитие процессов деградации и
загрязнения почв города Москвы и обеспечит реализацию конституци-
онных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Верно: