Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Московской городской Думы
№ 60 от 15 февраля 2006 года

О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»

    В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации
и статьей 35 Устава города Москвы


    МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЯЕТ:


    1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы
проект федерального закона <О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросу эмиссии и
обращения государственных и муниципальных ценных бумаг>.
    2. Поручить представление указанного законопроекта на всех этапах
его рассмотрения в Государственной Думе депутату Московской городской
Думы Крутову Александру Николаевичу.
    3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
    4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
Председателя Московской городской Думы.



    П.п. Председатель Московской     В.М.Платонов
        городской Думы



    Вносится Московской
    городской Думой

    Проект

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
    О внесении изменений в отдельные законодательные акты
    Российской Федерации по вопросу эмиссии и обращения
    государственных и муниципальных ценных бумаг


    Статья 1

    Внести в Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 136-ФЗ <Об
особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных
ценных бумаг> (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998,
№ 31, ст. 3814; 2005, № 30, ст. 3101) следующие изменения:
    1) в статье 2:
    а) абзац первый части 2 исключить;
    б) часть 3 изложить в следующей редакции:
    <3. Эмитентом государственных ценных бумаг Российской Федерации
является Правительство Российской Федерации либо иной орган исполни-
тельной власти Российской Федерации, уполномоченный Правительством
Российской Федерации на осуществление функций эмитента
государственных ценных бумаг Российской Федерации.
    Эмитентом государственных ценных бумаг субъекта Российской
Федерации является высший исполнительный орган государственной власти
субъекта Российской Федерации либо иной орган исполнительной власти
субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным
органом государственной власти субъекта Российской Федерации на
осуществление функций эмитента государственных ценных бумаг субъекта
Российской Федерации.
    Эмитентом муниципальных ценных бумаг является местная
администрация либо отраслевой (функциональный) орган местной
администрации, уполномоченный местной администрацией на
осуществление функций эмитента муниципальных ценных бумаг.>;
    2) статью 5 дополнить частью следующего содержания:
    <Каждому отдельному выпуску государственных ценных бумаг
Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъекта Российской
Федерации, муниципальных ценных бумаг эмитентом соответственно
государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных
ценных бумаг субъекта Российской Федерации, муниципальных ценных
бумаг присваивается государственный регистрационный номер, порядок
формирования которого определяется федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на
осуществление контроля за эмиссией государственных и муниципальных
ценных бумаг (далее - федеральный орган по контролю за эмиссией
государственных и муниципальных ценных бумаг).>;
    3) абзацы четвертый - девятый части 2 статьи 6 и статью 7
признать утратившими силу;
    4) часть первую статьи 8 изложить в следующей редакции:
    <Правительство Российской Федерации, высший исполнительный
орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная
администрация утверждает Генеральные условия эмиссии и обращения
(далее - Генеральные условия) соответственно государственных ценных
бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъекта
Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг, а также при
необходимости вносит в них изменения.>;
    5) в статье 9:
    а) абзац первый части первой изложить в следующей редакции:
    <Эмитент государственных ценных бумаг Российской Федерации,
государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации,
муниципальных ценных бумаг в соответствии с Генеральными условиями
утверждает условия эмиссии и обращения (далее - условия эмиссии)
соответственно государственных ценных бумаг Российской Федерации,
государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации,
муниципальных ценных бумаг, а также при необходимости вносит в них
изменения. Условия эмиссии включают указание на:>;
    б) части вторую - шестую признать утратившими силу;
    6) статью 10 изложить в следующей редакции:
    <Статья  10. Государственная регистрация условий эмиссии
    государственных и муниципальных ценных бумаг

    1. Условия эмиссии государственных ценных бумаг Российской
Федерации и вносимые в них изменения подлежат государственной
регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
    2. Условия эмиссии государственных ценных бумаг субъектов
Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг и вносимые в них
изменения подлежат государственной регистрации в федеральном органе по
контролю за эмиссией государственных и муниципальных ценных бумаг.
    3. Для осуществления государственной регистрации условий эмиссии
государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации,
муниципальных ценных бумаг или вносимых в них изменений эмитент
соответственно государственных ценных бумаг субъекта Российской
Федерации или муниципальных ценных бумаг предоставляет в федеральный
орган по контролю за эмиссией государственных и муниципальных ценных
бумаг:
    1) заявление о государственной регистрации условий эмиссии
государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации,
муниципальных ценных бумаг или вносимых в них изменений;
    2) Генеральные условия государственных ценных бумаг субъекта
Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг;
    3) условия эмиссии государственных ценных бумаг субъекта
Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг или вносимые в них
изменения;
    4) правовой акт высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации или местной администрации о
возложении функций эмитента государственных ценных бумаг субъекта
Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг на иной орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации или отраслевой
(функциональный) орган местной администрации (в случае, если эмитентом
государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации или
муниципальных ценных бумаг не является непосредственно высший
исполнительный орган государственной власти субъекта Российской
Федерации или местная администрация).
    4. Федеральный орган по контролю за эмиссией государственных и
муниципальных ценных бумаг осуществляет государственную регистрацию
условий эмиссии государственных ценных бумаг субъекта Российской
Федерации, муниципальных ценных бумаг или вносимых в них изменений
либо принимает решение об отказе в регистрации в течение 15 дней со дня
получения документов, указанных в части 3 настоящей статьи.
    5. Основанием для отказа в государственной регистрации условий
эмиссии государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации,
муниципальных ценных бумаг или вносимых в них изменений могут
служить:
    1) несоответствие положений условий эмиссии государственных
ценных бумаг субъекта Российской Федерации, муниципальных ценных
бумаг или вносимых в них изменений гражданскому законодательству
Российской Федерации, законодательству Российской Федерации о рынке
ценных бумаг в части, распространяющейся на государственные и
муниципальные ценные бумаги, настоящему Федеральному закону, а также
Генеральным условиям соответствующих государственных ценных бумаг
субъекта Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг;
    2) отсутствие у органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации или отраслевого (функционального) органа местной
администрации, утвердившего условия эмиссии ценных бумаг субъекта
Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг или внесшего в них
изменения, полномочий осуществлять функции эмитента государственных
ценных бумаг субъекта Российской Федерации или муниципальных ценных
бумаг (в случае, если эмитентом государственных ценных бумаг субъекта
Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг не является
непосредственно высший исполнительный орган государственной власти
субъекта Российской Федерации или местная администрация).
    6. Иные основания для отказа в регистрации условий эмиссии
государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации,
муниципальных ценных бумаг или вносимых в них изменений не
допускаются.
    7. Порядок осуществления государственной регистрации условий
эмиссии государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации,
муниципальных ценных бумаг или вносимых в них изменений в
соответствии с частями 2-6 настоящей статьи устанавливается
Правительством Российской Федерации.>;
    7) дополнить статьями 101 и 102 следующего содержания:
    <Статья 101. Объем эмиссии государственных и муниципальных
    ценных бумаг

    Объем эмиссии государственных ценных бумаг Российской
Федерации, государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации,
муниципальных ценных бумаг в соответствующем финансовом году
утверждается соответственно Правительством Российской Федерации,
высшим исполнительным органом государственной власти субъекта
Российской Федерации или местной администрацией в целях исполнения
закона (решения) о бюджете, а также программы государственных или
муниципальных внутренних заимствований и программы государственных
внешних заимствований Российской Федерации.

    Статья 102. Согласование объема эмиссии государственных
    ценных бумаг субъекта Российской Федерации или
    муниципальных ценных бумаг

    1. Эмиссия государственных ценных бумаг субъекта Российской
Федерации или муниципальных ценных бумаг в соответствующем
финансовом году может осуществляться только после согласования ее
объема, утвержденного в соответствии со статьей 101 настоящего
Федерального закона, с федеральным органом по контролю за эмиссией
государственных и муниципальных ценных бумаг.
    2. Для согласования объема эмиссии государственных ценных бумаг
субъекта Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг в
соответствующем финансовом году эмитент соответственно
государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации или
муниципальных ценных бумаг направляет в федеральный орган по контролю
за эмиссией государственных и муниципальных ценных бумаг:
    1) заявление о согласовании объема эмиссии государственных ценных
бумаг субъекта Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг в
соответствующем финансовом году;
    2) правовой акт высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации или местной администрации,
утверждающий объем эмиссии соответственно государственных ценных
бумаг субъекта Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг в
соответствующем финансовом году;
    3) закон (решение) о бюджете субъекта Российской Федерации или
муниципального образования на соответствующий финансовый год;
    4) копии зарегистрированных федеральным органом по контролю за
эмиссией государственных и муниципальных ценных бумаг в соответствии
со статьей 10 настоящего Федерального закона условий эмиссии
государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации или
муниципальных ценных бумаг, в соответствии с которыми предполагается
осуществлять эмиссию государственных ценных бумаг субъекта Российской
Федерации или муниципальных ценных бумаг в соответствующем
финансовом году.
    3. Федеральный орган по контролю за эмиссией государственных и
муниципальных ценных бумаг осуществляет согласование объема эмиссии
государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации или
муниципальных ценных бумаг в соответствующем финансовом году либо
принимает решение об отказе в согласовании в течение 15 дней со дня
получения документов, указанных в части 2 настоящей статьи.
    4. Основанием для отказа в согласовании федеральным органом по
контролю за эмиссией государственных и муниципальных ценных бумаг
объема эмиссии государственных ценных бумаг субъекта Российской
Федерации или муниципальных ценных бумаг в соответствующем
финансовом году могут являться:
    1) нарушение в законе (решении) о бюджете субъекта Российской
Федерации или муниципального образования на соответствующий
финансовый год предельных значений бюджетных показателей, соблюдение
которых в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации
является условием осуществления  государственных заимствований субъекта
Российской Федерации или муниципальных заимствований;
    2) неутверждение в законе (решении) о бюджете субъекта Российской
Федерации или муниципального образования на соответствующий
финансовый год источников финансирования дефицита бюджета и
программы государственных или муниципальных внутренних
заимствований, предусматривающих привлечение заемных средств за счет
эмиссии государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации
или муниципальных ценных бумаг.
    5. Иные основания для отказа в согласовании федеральным органом
по контролю за эмиссией государственных и муниципальных ценных бумаг
объемов эмиссии государственных ценных бумаг субъекта Российской
Федерации или муниципальных ценных бумаг не допускаются.
    6. Порядок согласования объема эмиссии государственных ценных
бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг в
соответствии с частями 2-5 настоящей статьи устанавливается
Правительством Российской Федерации.>;
    8) в части 1 статьи 11:
    а) абзац первый изложить в следующей редакции:
    <1. Эмитент государственных ценных бумаг Российской Федерации,
государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации,
муниципальных ценных бумаг в соответствии с Генеральными условиями и
условиями эмиссии принимает решение об эмиссии отдельного выпуска
соответственно государственных ценных бумаг Российской Федерации,
государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации,
муниципальных ценных бумаг (далее - решение о выпуске). Внесение
изменений в решение о выпуске не допускается.>;
    б) пункт 10 изложить в следующей редакции:
    <10) государственный регистрационный номер выпуска
государственных или муниципальных ценных бумаг;>;
    9) часть 2 статьи 16 считать утратившей силу.


    Статья 2

    Признать утратившей силу часть вторую статьи 38 Федерального
закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ <О рынке ценных бумаг> (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996, № 17, ст. 1918).


    Статья 3

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
    2. Правительству Российской Федерации в двухмесячный срок
привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным
законом.



    Президент
    Российской Федерации



    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    к проекту федерального закона
    <О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
    Федерации по вопросу эмиссии и обращения государственных и
    муниципальных ценных бумаг>


    Проект федерального закона <О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросу эмиссии и
обращения государственных и муниципальных ценных бумаг> (далее -
законопроект) подготовлен в целях совершенствования порядка эмиссии
государственных и муниципальных ценных бумаг и контроля за ее
осуществлением на основе обобщения практики применения Федерального
закона от 29 июля 
1998 года № 136-ФЗ <Об особенностях эмиссии и обращения
государственных и муниципальных ценных бумаг>.
    Основной задачей представленного законопроекта является
совершенствование порядка регистрации условий эмиссии и обращения
государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и
муниципальных ценных бумаг, обеспечение соответствия государственных и
муниципальных заимствований нормам бюджетного законодательства.
    Практика применения Федерального закона <Об особенностях эмиссии
и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг> пошла по
пути ежегодного утверждения и регистрации в Министерстве финансов
Российской Федерации условий эмиссии и обращения государственных
ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных
бумаг. Подобное положение приводит к тому, что однотипные ценные
бумаги одного эмитента выпускаются в соответствии с различными
условиями эмиссии и обращения. Это создает неудобства для инвесторов и
может создать ситуацию, при которой объем их прав по различным выпускам
одних и тех же ценных бумаг может быть разным.
    Другой проблемой, возникающей в ходе применения указанного
Федерального закона, является расплывчатость оснований для отказа в
регистрации условий эмиссии и обращения государственных и
муниципальных ценных бумаг. Так, положение о том, что в регистрации
может быть отказано в случае нарушения эмитентом требований бюджетного
законодательства Российской Федерации, а также законодательства
Российской Федерации о ценных бумагах (статья 10 Федерального закона
<Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных
ценных бумаг>), вынуждает Министерство финансов Российской Федерации
осуществлять всеобъемлющую проверку бюджета субъекта Российской
Федерации или муниципального образования на соответствующий
финансовый год, а нередко и за предшествующие финансовые годы. При
этом решение об отказе в регистрации зачастую принимается Министерством
финансов Российской Федерации по причинам, не связанным с эмиссией
государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации или
муниципальных ценных бумаг.
    В целях устранения указанных недостатков представленный
законопроект предполагает:
    1. Установление по аналогии с условиями эмиссии и обращения
государственных ценных бумаг Российской Федерации неограниченного
срока действия для условий эмиссии и обращения государственных ценных
бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг. Это
позволит унифицировать условия эмиссии и обращения однотипных ценных
бумаг одного эмитента и будет способствовать дальнейшему развитию рынка
субфедеральных долговых обязательств (пункт 5 статьи 1 законопроекта).
    2. Формализацию и упрощение порядка регистрации условий эмиссии
и обращения государственных ценных бумаг субъекта Российской
Федерации и муниципальных ценных бумаг Министерством финансов
Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на
осуществление контроля за эмиссией государственных и муниципальных
ценных бумаг (далее - федеральный орган по контролю за эмиссией
государственных и муниципальных ценных бумаг). Основной целью данной
регистрации должно стать обеспечение соответствия условий эмиссии и
обращения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации
и муниципальных ценных бумаг гражданскому законодательству Российской
Федерации и законодательству Российской Федерации о рынке ценных бумаг
в части, распространяющейся на государственные и муниципальные ценные
бумаги. При этом вводится закрытый перечень оснований для отказа в
регистрации федеральным органом по контролю за эмиссией
государственных и муниципальных ценных бумаг условий эмиссии и
обращения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации
и муниципальных ценных бумаг (пункт 6 статьи 1 законопроекта).
    3. Формализацию ежегодного согласования с федеральным органом по
контролю за эмиссией государственных и муниципальных ценных бумаг
объема эмиссии государственных ценных бумаг субъекта Российской
Федерации и муниципальных ценных бумаг, которое в настоящее время
осуществляется в рамках ежегодной регистрации условий эмиссии и
обращения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации
и муниципальных ценных бумаг. Предусматривается также закрытый
перечень бюджетных показателей, подлежащих проверке при осуществлении
согласования объема эмиссии государственных ценных бумаг субъекта
Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг, а также закрытый
перечень оснований для отказа в согласовании (пункт 7 статьи 1
законопроекта).
    Представленный законопроект предусматривает уточнение ряда
положений Федерального закона <Об особенностях эмиссии и обращения
государственных и муниципальных ценных бумаг>:
    1) изменение формулировок Федерального закона <Об особенностях
эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг> в
связи с принятием федеральных законов от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ
<Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации> и от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ <Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации> (пункт 1
статьи 1 законопроекта);
    2) устранение внутренних противоречий и совершенствование
юридической техники изложения Федерального закона <Об особенностях
эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг>
(пункты 2-4, 8 и 9 статьи 1 законопроекта).
    Кроме того, отменяется часть вторая статьи 38 Федерального закона
от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ <О рынке ценных бумаг>, противоречащая
положениям Федерального закона <Об особенностях эмиссии и обращения
государственных и муниципальных ценных бумаг> о порядке утверждения
объема эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг (статья 2
законопроекта).



    Московская городская Дума

    Редактор проекта:
    председатель Комитета
    государственных заимствований
    города Москвы
    С.Б.Пахомов
    795-06-00
    15 февраля 2006 года



    Приложение 1
    к проекту федерального
    закона <О внесении
    изменений в отдельные
    законодательные акты
    Российской Федерации по
    вопросу эмиссии и
    обращения государственных
    и муниципальных ценных
    бумаг>


    ПЕРЕЧЕНЬ
    актов федерального законодательства, подлежащих признанию
    утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи
    с принятием проекта федерального закона <О внесении изменений в
    отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу
    эмиссии и обращения государственных и муниципальных
    ценных бумаг>


    В связи с принятием проекта федерального закона <О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по
вопросу эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных
бумаг> потребуется:

    1. Внести изменения в постановление Правительства Российской
Федерации от 30 сентября 2000 года № 754 <О государственной регистрации
нормативных правовых актов, содержащих условия эмиссии ценных бумаг
субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг, и об
отчетах о проведенной эмиссии>, исключив из него положения о порядке
государственной регистрации нормативных правовых актов, содержащих
условия эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации или
муниципальных ценных бумаг.
    2. Принять:
    1) постановление Правительства Российской Федерации <О
федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на
осуществление контроля за эмиссией государственных и муниципальных
ценных бумаг>;
    2) постановление Правительства Российской Федерации <О порядке
осуществления государственной регистрации условий эмиссии ценных бумаг
субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг>;
    3) постановление Правительства Российской Федерации <О порядке
согласования объема эмиссии государственных ценных бумаг субъекта
Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг>.



    Московская городская Дума

    Редактор проекта:
    председатель Комитета
    государственных заимствований
    города Москвы
    С.Б.Пахомов
    795-06-00
    15 февраля 2006 года



    Приложение 2
    к проекту федерального
    закона <О внесении
    изменений в отдельные
    законодательные акты
    Российской Федерации по
    вопросу эмиссии и
    обращения государственных
    и муниципальных ценных
    бумаг>


    ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
    проекта федерального закона
    <О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
    Федерации по вопросу эмиссии и обращения государственных и
    муниципальных ценных бумаг>


    Принятие проекта федерального закона <О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу эмиссии
и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг> не
потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.



    Московская городская Дума

    Редактор проекта:
    председатель Комитета
    государственных заимствований
    города Москвы
    С.Б.Пахомов
    795-06-00
    15 февраля 2006 года