Руководствуясь Генеральной схемой комплексного благоустройс-
тва города Москвы, утвержденной постановлением Правительства Моск-
вы от 2 сентября 2003 г. N 746-ПП, на основании распоряжения Пра-
вительства Москвы от 29 декабря 2005 г. N 2688-РП "О разработке
Целевой среднесрочной программы комплексного благоустройства и
ландшафтного оформления набережных реки Москвы" и в соответствии с
Порядком разработки, утверждения, финансирования и контроля за хо-
дом реализации городских целевых программ в городе Москве, утверж-
денным постановлением Правительства Москвы от 17 января 2006 г.
N 33-ПП, в целях планомерного превращения набережных и других
прибрежных территорий реки Москвы в благоустроенные общественные
ландшафтно-рекреационные пространства Правительство Москвы поста-
новляет:
1. Утвердить концепцию Целевой среднесрочной программы комп-
лексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных реки
Москвы, разработанную Департаментом жилищно-коммунального хозяйс-
тва и благоустройства города Москвы (приложение).
2. Префектурам Центрального, Северо-Западного, Западного,
Юго-Западного, Южного и Юго-Восточного административных округов,
Департаменту экономической политики и развития города Москвы, Де-
партаменту градостроительной политики, развития и реконструкции
города Москвы, Департаменту транспорта и связи города Москвы, Де-
партаменту природопользования и охраны окружающей среды города
Москвы, Департаменту физической культуры и спорта города Москвы,
Департаменту внешнеэкономической деятельности и международных свя-
зей города Москвы, Комитету по архитектуре и градостроительству
города Москвы, Комитету рекламы, информации и оформления города
Москвы, Управлению по обеспечению мероприятий гражданской защиты
города Москвы, Главному управлению МЧС России по г.Москве (по сог-
ласованию) принять участие в формировании Департаментом жилищ-
но-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и гене-
ральным проектировщиком мероприятий Целевой среднесрочной програм-
мы комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набереж-
ных реки Москвы в сроки, установленные Государственным заказчиком
Целевой программы - Департаментом жилищно-коммунального хозяйства
и благоустройства города Москвы.
3. Внести следующие изменения в распоряжение Правительства
Москвы от 29 декабря 2005 г. N 2688-РП "О разработке Целевой сред-
несрочной программы комплексного благоустройства и ландшафтного
оформления набережных реки Москвы":
3.1. В пункте 1 распоряжения слова "второе полугодие 2006 го-
да" и "I полугодие 2007 года" заменить соответственно словами
"второе полугодие 2007 г.".
3.2. В пункте 3 распоряжения слова "во втором полугодии 2006
года" заменить словами "в первом полугодии 2008 г.".
3.3. В пункте 4 распоряжения слова "в III квартале 2007 года"
заменить словами "во втором полугодии 2008 г.".
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Бирюкова П.П. и первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве
Москвы Ресина В.И.
П.п.Исполняющий обязанности В.И.Ресин
Мэра Москвы
Приложение отредактировано исполнителем: Кауровым Н.Г.
957-91-00
Исполнитель отвечает за соответствие электронной и бумажной копии
документа.
Необходимое количество экземпляров размножать с подлинника.
.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 31 июля 2007 г. N 619-ПП
К О Н Ц Е П Ц И Я
Целевой среднесрочной программы комплексного
благоустройства и ландшафтного оформления
набережных реки Москвы
Введение.
Концепция Целевой среднесрочной программы комплексного благо-
устройства и ландшафтного оформления набережных реки Москвы (далее
Концепция) разработана Департаментом жилищно-коммунального хозяйс-
тва и благоустройства города Москвы в соответствии с постановлени-
ем Правительства Москвы от 17.01.2006 г. N 33-ПП "О порядке разра-
ботки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации
городских целевых программ в городе Москве". Согласно указанному
постановлению разработке Целевой программы должна предшествовать
разработка Концепции, ее согласование и утверждение. Концепция
разработана также на основании распоряжения Правительства Москвы
от 29.12.2005 г. N 2688-РП "О разработке Целевой среднесрочной
программы комплексного благоустройства и ландшафтного оформления
набережных реки Москвы", которым Департамент жилищно-коммунального
хозяйства и благоустройства города Москвы определен Государствен-
ным заказчиком указанной Целевой среднесрочной программы (далее
Целевая программа).
Разработка Целевой программы предусматривается в 2007 году.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от
11.01.2005 г. N З-ПП "О совершенствовании практики разработки и
реализации городских целевых программ в городе Москве" Государс-
твенный заказчик обязан представлять Департаменту экономической
политики и развития города Москвы и Департаменту финансов города
Москвы заявки на финансирование целевых программ до 1 апреля года,
предшествующего планируемому. Учитывая это, а также то, что Зако-
ном города Москвы "О государственных целевых программах в городе
Москве" расчетный срок среднесрочных целевых программ составляет 3
года, настоящая Концепция предусматривает разработку Целевой прог-
раммы на период 2009-2011 гг. При этом Предпроектные предложения
по первоочередным объектам и объемам выполняемых работ как состав-
ной части Целевой программы намечаются к разработке на период до
2010 года.
Концепция содержит следующие разделы и подразделы:
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей прог-
раммы приоритетным задачам социально экономического развития го-
рода Москвы.
1.1. Значение реки Москвы в структуре города.
1.2. Существующее состояние набережных реки Москвы.
1.3 Социально - экономическая значимость комплексного благо-
устройства и ландшафтного оформления набережных реки Москвы.
1.4. Предмет и территориальные границы Целевой программы, по-
нятия -"набережные" и "прибрежные территории".
1.5. Понятия "Объекты Целевой программы", "Комплексное благо-
устройство и ландшафтное оформление".
1.6. Аналитическая составляющая Целевой программы.
1.7. Градостроительные критерии выбора объектов Целевой прог-
раммы.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно -
целевым методом.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной
ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно -
целевого метода.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и
рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы.
5. Предложения по целям и задачам программы, целевым индика-
торам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой
программы по годам.
5.1. Цель и задачи Целевой программы.
5.2. Структура Целевой программы.
5.3. Целевые индикаторы Целевой программы.
6. Предложения по источникам финансирования Целевой програм-
мы.
7. Предложения по участию органов исполнительной власти горо-
да Москвы в формировании и реализации Целевой программы.
8. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам
Целевой программы.
9. Предложения по формам и методам управления реализацией Це-
левой программы.
Раздел 1. Обоснование соответствия решаемой проблемы
и целей программы приоритетным задачам социально-
экономического развития города Москвы
1.1. Значение реки Москвы в структуре города.
Река Москва - основная водная артерия города, давшая ему
жизнь и название, протекает с северо-запада на юго-восток столицы,
связывая территории шести административных округов - Северо-Запад-
ного, Западного, Центрального, Юго-Западного, Южного, Юго-Восточ-
ного. Она вступает в пределы города в Северо-западном округе близ
ст. Трикотажная железной дороги Рижского направления и покидает
его в Юго-восточном округе в районе Капотни.
Эта водная лента объединяет разные эпохи России, прибрежные
земли, памятники истории и культуры, природные комплексы, жилые
районы и промышленные предприятия. В сочетании с холмистым рель-
ефом прибрежных территорий река Москва является важнейшим градо-
формирующим природным объектом, одной из композиционных осей горо-
да, в значительной мере влияющей на формирование его планировочной
структуры.
Наиболее значимые архитектурные ансамбли и общественные
пространства города обращены на акваторию реки, что всегда явля-
лось одной из традиций отечественного градостроительства.
В районе набережных реки существуют крупные спортивные соору-
жения, парки культуры и отдыха,действует двадцать одна гостиница,
строятся и намечены к строительству до 2010 года еще пять отелей,
разрабатывается схема размещения объектов береговой инфраструкту-
ры, предназначенных для обеспечения работы водного такси. Нераз-
рывная связь Москвы-реки с городом и, в особенности с прибрежными
территориями, является важнейшим элементом столичной архитектуры.
Общая тенденция развития современных городов, в планировочную
структуру которых включена река, заключается в трансформации исто-
рической роли реки. Если в периоды интенсивного развития произво-
дительных сил основная функция реки - это промышленно-транспортная
артерия, то на современном этапе ведущими функциями рек становятся
микроклиматическая (экологический коридор города), оздоровитель-
ная, эстетическая и туристическая, с сохранением экологически чис-
тых транспортных перевозок.
В связи с изменением функции реки, трансформируются и функци-
ональные зоны прибрежных территорий: сокращаются промышленно-пор-
товые функции, расширяются жилые, общественные и туристско-рекреа-
ционные зоны на этих территориях. Данная тенденция в полной мере
характерна для города Москвы и набережных Москвы-реки.
В совокупности с лесными массивами ближайшего Подмосковья и
природным комплексом города, река Москва существенно влияет на
экологическую обстановку в Московском регионе. Долина Москвы-реки
в значительной своей части представляет собой водно-зеленый диа-
метр столицы, определяющий ландшафтное своеобразие города, обеспе-
чивает "проветривание" города, его связь с природой, активно вли-
яет на состояние воздушного бассейна, является важнейшим элементом
туристско-рекреационной инфраструктуры города.
Вместе с тем, река Москва продолжает оставаться важнейшим
звеном водных путей Московского бассейна, который в свою очередь,
входит в единую глубоководную систему европейской части России.
Урбанизация территории города, рост автопарка, обновление
речного флота, в том числе создание комфортабельных пассажирских
судов, формирование в Москве системы взаимосвязанных перевозок на-
земным и водным транспортом, оснащение маршрутных линий современ-
ными причальными сооружениями будут повышать роль реки как транс-
портной артерии, способствовать превращению водного транспорта в
современное, высокоэффективное средство передвижения в городе.
Правительством Москвы принято постановление от 27.12.2006 г.
N 1055-ПП "О развитии водного такси в Московском регионе". Также в
декабре 2006 года одобрена представленная Комитетом по внешнеэко-
номической деятельности города Москвы Концепция развития водного
такси в Московском регионе. 15 июня 2007 года Правительством Моск-
вы принято Для обеспечения работы водного такси
набережные реки Москвы должны соответствовать современным тенден-
циям развития городского транспорта и эстетического оформления на-
бережных.
1.2. Существующее состояние набережных реки Москвы.
Правительством Москвы, Департаментом жилищно-коммунального
хозяйства и благоустройства г. Москвы, Москомархитектурой, другими
отраслевыми и территориальными органами исполнительной власти го-
рода планомерно осуществляются меры, направленные на упорядочение
содержания и использования акватории реки Москвы, ее притоков и
прилегающих к ним прибрежных территорий.
Генеральным планом развития г. Москвы на период до 2020 года
дальнейшее архитектурно-пространственное развитие столицы предус-
матривается в неразрывной связи с важнейшим элементом городской
композиции - рекой Москвой, создание гармоничной водно-прибрежной
городской среды, которая уже сегодня делает Москву зеленым природ-
но-комфортным городом.
В районе набережных расположены главные объекты, обеспечиваю-
щие осуществление городом Москвой функций столицы Российской Феде-
рации: резиденция Президента Российской Федерации - Московский
Кремль - памятник истории и культуры мирового значения, Дом Прави-
тельства Российской Федерации, строиться Московский Международный
деловой центр - "Москва - Сити".
Кроме того, на набережных находятся Храм Христа Спасителя,
монастыри и другие храмовые сооружения, спортивный комплекс "Луж-
ники", имеющие общероссийскую известность и значимость.
По существу в Генеральном плане развития до 2020 г. Москвы
речь идет о новой стратегии развития территорий, выходящих на ак-
ваторию реки.
Намечается реорганизация производственных и коммунальных тер-
риторий, строительство объектов береговой инфрасруктуры для функ-
ционирования водного такси, транспортных магистралей, прилегающих
к реке, максимальное сохранение и развитие природных комплексов, в
ближайшее время вводятся в эксплуатацию пешеходные мосты через
Москву-реку от Храма Христа Спасителя через водоотводной канал на
ул. Якиманка, предусмотрено строительство пешеходного моста от па-
мятника Петру 1 к парку искусств, создание туристской зоны у па-
мятника с использованием Крымской набережной и др.
В целях развития туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо
Москвы" предусматривается строительство низких набережных, которые
после выполнения определенного объема работ, возможно использовать
для причаливания и посадки-высадки пассажиров. Низкие набережные
предусматривается построить вдоль следующих существующих набереж-
ных: Берсеневская, Болотная, Якиманская, Софийская, район
"ММДЦ-Сити". Предусмотрено строительство видовой площадки с прича-
лом на Кремлевской набережной, обустройство Пречистинской и Яки-
манской набережных.
В направлении реконструкции промышленных территорий реализу-
ется проект технопарка "Нагатино-Зил". Он формируется на месте
ликвидируемых устаревших промышленных предприятий с созданием на
части высвобождаемой территории широкой озелененной полосы-бульва-
ра вдоль берега реки Москвы, меры по защите реки от загрязнения
сточными водами.
Принята Правительством Москвы и реализуется развернутая прог-
рамма капитального ремонта набережных на 2006-2007 гг, утвержден-
ная постановлением Правительства Москвы "О содержании и ремонте
инженерно-транспортных сооружений города Москвы на период
2006-2007 гг. и перспективе до 2010 года", а также реконструкции и
ремонта объектов озеленения утвержденная постановлением Правитель-
ства Москвы "О программных мероприятиях по созданию, реставрации,
реконструкции, ремонту и содержанию зеленых нсаждений в городе
Москве на 2006-2008 гг. и на перспективу до 2010 года".
О неослабном внимании Мэра Москвы Ю.М. Лужкова и Правительст-
ва Москвы к проблемам улучшения внешнего вида и дальнейшего ис-
пользования набережных свидетельствует, в частности, решение о
разработке Целевой среднесрочной программы комплексного благоуст-
ройства и ландшафтного оформления набережных реки Москвы.
Вместе с тем, изучение современного состояния набережных реки
показало, что предусмотренное Генеральным планом города Москвы
(Основные направления градостроительного развития города Москвы)
утвержденным Законом города Москвы N 14 от 27.04.2005 г., комп-
лексное благоустройство столицы, в отношении прибрежных территорий
реализуется недостаточно эффективно.
Полученные, в результате планомерных обследований с акватории
реки Москвы, а также выборочных наземных обследований, материалы
визуальных наблюдений состояния набережных и прилегающих к ним
территорий с фотофиксацией, дали возможность охарактеризовать
участки с проблемными ситуациями в части комлексного благоустройс-
тва.
Состояние городского дизайна набережных не соответствует той
роли и значению, которые занимает река Москва в архитектурно-гра-
достроительной композиции города.
Не в полной мере используется очаровательная неповторимость
Москвы-реки, ее привлекательность для отдыха москвичей и гостей
столицы, великолепные природные возможности для современного архи-
тектурно-пространственного решения набережных.
Благоустройство прибрежных территорий в силу особенностей ис-
торического развития города носит неравномерный характер. Наиболее
обустроенными в функциональном и эстетическом отношении являются
прибрежные объекты природного комплекса Центрального администра-
тивного округа, Западного административного округа, Северо-Запад-
ного административного округа. Этому способствуют естественные то-
пографические особенности и конфигурация русла реки и размещение
рекреационных объектов в верхнем течении, отведение под промышлен-
ные зоны прибрежных территорий в нижнем течении реки.
Существующее функциональное зонирование прибрежных территорий
характеризуется участками различного функционального назначения, в
основном территориями природного комплекса: участками природоох-
ранного, природно-рекреационного назначения, резервными землями
природного комплекса. Земельные участки сторонних пользователей,
расположенных на территориях природного комплекса, по функции, как
правило, относятся к территориям общественного назначения: адми-
нистративно-делового, культурно-просветительного, спортивно-рекре-
ационного, лечебно-оздоровительного и других видов, что не проти-
воречит статусу природного комплекса.
Большой процент территорий природного комплекса в настоящее
время относится к категории неиспользуемых земель.
Существующее функциональное зонирование резервных территорий
природного комплекса представлено помимо категории неиспользуемых
земель различными видами участков производственного назначения.
Рассматривая береговую линию Москва-реки, как водный фасад
города, играющий важную роль в формировании декоративно-художест-
венного образа города, в целом, и ландшафтно-рекреационных прост-
ранств в частности, в составе настоящей работы проведен анализ
современного функционального зонирования участков, примыкающих к
Москва-реке (таблица).
Соотношение участков различного функционального
назначения, расположенных вдоль Москва-реки
(существующее использование территории)
Таблица
_________________________________________________________________
N Функциональ- Протяженность вдоль берегов Москва-реки, км
п/п ное назначение --------------------------------------------
территории СЗАО ЗАО ЮЗАО ЦАО ЮАО ЮВАО Всего по
городу
_________________________________________________________________
1_________2____________3_____4____5_____6____7_____8______9______
1. Природная 7,08 7,95 1,00 6,91 1,38 5,00 29,32
% по округу 13,6 30,8 71,4 17,8 3,1 22,1
% по функцио- 24,1 27,1 3,3 23,5 4,6 17,4 15,8%
нальной группе
2. Природно-производ- 2,82 - - - - - 2,82
ственная
% по округу 5,4 - - - - - -
% по функцио- 100 - - - - - 1,5%
нальной группе
3. Общественная 5,85 0,82 0,40 15,36 1,56 0,23 24,22
% по округу 11,2 3,2 28,6 39,7 3,4 1,0
% по функцио- 24,2 3,4 1,7 63,4 6,4 0,9 13,2%
нальной группе
4. Жилая 1,80 5,59 - 7,52 5,48 1,72 22,11
% по округу 3,5 21,7 - 19,4 12,3 7,6 11,9%
% по функцио- 8,1 25,3 - 34,0 24,8 7,8
нальной группе
5. Производственая, 7,73 6,93 - 8,94 26,03 10,45 60,08
транспорт
% по округу 14,8 26,8 - 23,1 58,3 46,3 32,4%
% по функцио- 12,9 11,5 - 14,9 43,3 17,4
нальной группе
6. Неиспользуемая 26,82 4,52 - - 10,22 5,19 46,75
% по округу 51,5 17,5 - - 22,9 23,0 25,2%
% по функцио- 57,4 9,7 - - 21,8 11,1
нальной группе
Всего протяжен- 52,10 25,81 1,40 38,73 44,67 22,59 185,30
ность берегов
Москва-реки по
округу:
% по городу 28,1 13,9 7,6 20,9 24,1 12,2 100
Анализ соотношения участков различного функционального назна-
чения, расположенных вдоль всей Москва-реки в границах города по-
казал, что в настоящее время береговой фронт по обоим берегам,
включая наиболее значимые островные и полуостровные участки, сос-
тавляет около 185 км и представлен всеми основными функциональными
типами: природный, природно-производственный, общественный, жилой,
производственный, неиспользуемый.
Максимальная протяженность, порядка 60 км, приходится на
участки производственного назначения и транспорт (32,4%), причем
на Южный административный округ приходится 58% от их общей протя-
женности. Минимальная протяженность участков производственного
назначения, составляющая около 15%, в Северо-Западном администра-
тивном округе.
Вторыми по протяженности вдоль береговой линии идут неисполь-
зуемые земли, которые занимают около 47 км (25,2%), причем макси-
мальная протяженности в 27 км приходится на Северо-Западный адми-
нистративный округ, а в Юго-Западном и Центральном административ-
ных округах такие участки отсутствуют. В Центральном администра-
тивном округе основная часть берегового фронта уже в настоящее
время занята общественной функцией (около 40% по округу), а резер-
ва для создания новых ландшафтно-рекреационных пространств, учиты-
вая отсутствие незанятых земель и незначительные показатели произ-
водственной функции (протяженность около 9 км), практически нет.
Рассматривая сложившуюся ситуацию по использованию земель
вдоль береговой линии Москва-реки, можно сделать вывод, что основ-
ным резервом для создания новых ландшафтно-рекреационных прост-
ранств обладают Северо-Западный административный округ, за счет
неиспользуемых земель, а также Южный административный округ.
В центральных районах города большая часть набережных занята
автомобильными дорогами с интенсивным движением, отсекающими город
от реки непрерывными автомобильными потоками, с завесой выхлопных
газов и круглосуточным гулом автомобилей.
Практически ко всем существующим в центре города видовым пло-
щадкам, пристаням и спускам к воде затруднен доступ из-за интен-
сивного движения по набережным, недостаточного количества регули-
руемых пешеходных и подземных переходов (например, на участке от
Котельнической набережной до Краснохолмской набережной).
На значительном протяжении реки, особенно в пределах Южного и
Юго-Восточного административных округов, производственная застрой-
ка обращается своими тылами на реку, а кварталы жилой застройки
оказываются отрезанными от водного зеркала производственными объ-
ектами.
Негативным элементом является использование акватории Моск-
вы-реки для размещения ресторанов, стационарных сценических площа-
док на воде, установки плавучих пристаней и причалов (дебаркаде-
ров), что портит эстетический вид, приводит к нарушению гидрологи-
ческого режима водотока из-за создания искусственных препятствий.
В связи с этим наблюдается цветение воды в реке. На акватории око-
ло этих сооружений скапливается плавающий мусор. Большинство де-
баркадеров имеют неприглядный внешний вид.
И главное - при массовом размещении подобных объектов водная
гладь постепенно начинает исчезать, превращается, как бы, в про-
должение прибрежных территорий, что представляется совершенно неп-
риемлемым.
Сохраняется негативная тенденция длительного "отстоя" судов и
других плавсредств на акватории реки в неприспособленных для этого
местах, как в навигацию, так и в межнавигационный период.
К примеру, наблюдается скопление ржавых кораблей в Кожуховс-
ком затоне, других местах акватории реки.
Существенным фактором, нарушающим экологию и эстетику реки,
создающим дисгармонию ее с окружающей природой являются многочис-
ленные автостоянки и "АЗС" на набережных. ( Нагатинская набережная
- практически у всех предприятий, Новоданиловская, Павелецкая,
Дербеневская, Космодомианская набережные - стоянки с двух сторон и
др.).
В водоохраной зоне реки имеются свалки (ЮВАО, Курьяново в
пойме Москвы-реки, площадью около 19 га.; ЮАО, Каширское шоссе, на
берегу реки Москвы,, площадью около 1,0 га ; также ЮАО, Нагатино,
вблизи Южного речного порта, 18 га ; СЗАО, между ул. Нижние Мнев-
ники и Москвой рекой около 2,5 га и др.).
Значительная часть существующих сооружений по очистке поверх-
ностного стока технически устарела. К наиболее характерным недос-
таткам, снижающим уровень благоустройства и эстетического облика
набережных относятся:
- необустроенность береговой линии (у обреза воды), отсутс-
твие подпорных стенок набережных, причалов, пешеходных и транс-
портных путей вдоль реки, наземных и подземных переходов к набе-
режным;
- отсутствие комплексного благоустройства в рекреационных зо-
нах, как правило, нет туалетов, зачастую детских площадок, отсутс-
твуют или недостаточны по количеству цветники, парковые скамейки,
урны, элементы декора (оригинальные изгороди, светильники и т.п.);
даже крупные ландшафтно - рекреационные объекты не имеют таксофо-
нов, пультов вызова спецслужб; на большинстве рекреационных объек-
тов отсутствуют декоративные произведения монументального искусс-
тва (парковая скульптура, архитектурно - скульптурные композиции);
- размещение на набережных и озелененных прибрежных террито-
риях гаражей типа "ракушка", контейнерных и групповых одноэтажных
гаражей;
- непривлекательный облик фоновой застройки, требующей ради-
кального ремонта фасадов старых типовых зданий;
- отсутствие на определенных участках набережных мероприятий
по формированию древесного озеленения - кроны деревьев не купиру-
ются, не подвергаются санитарной и садовой обрезке, в ряде случаев
закрывают обзор с реки и набережных эстетичных, архитектурно цен-
ных фасадов или наоборот не прикрывают неблагоприятную по внеш-
нему виду застройку;
- использование прибрежных территорий, особенно закрытых для
массового посещения, в качестве свалок строительного и бытового
мусора;
- недостаток обустроенных мест для проведения массовых празд-
ничных мероприятий и рекреационной инфраструктуры;
- недостаточность количества или отсутствие визуальной инфор-
мации в рекреационных зонах, указателей выхода к прилегающим ули-
цам, пляжам, пунктам питания, туалетам, информация о порядке и
правилах поведения на территории; имеющиеся элементы визуальной
информации очень разнородны по оформлению и не отличаются хорошим
дизайном;
- отсутствие предварительной очистки поверхностного стока во-
ды, являющегося серьезным источником загрязнения реки.
Отмеченные выше недостатки и нерешенные проблемы набережных
реки Москвы препятствуют полноценному использованию потенциала ре-
ки в экологическом, спортивно-оздоровительном, туристско-рекреаци-
онном, эстетическом, культурно-воспитательном и транспортном отно-
шениях, затрудняют создание более высокого декоративно-художест-
венного образа города со стороны реки Москвы.
1.3. Социально-экономическая значимость комплексного
благоустройства и ландшафтного оформления
набережных реки Москвы.
Приоритетные задачи социально-экономического развития столицы
определены в ряде правовых актов города Москвы, в том числе в
Прогнозе социально-экономического развития города Москвы на
2006-2010 годы, одобренного постановлением Правительства Москвы от
27 июня 2006 г. N 449-ПП.
Основные направления градостроительного развития города, ус-
тановлены Генеральным планом развития города Москвы (основные нап-
равления градостроительного развития города Москвы), утвержденным
Законом города Москвы N 14 от 27.04.2005 г., предусматривающим, в
частности, "Создание во взаимодействии со средствами ландшафтной и
садово-парковой архитектуры ансамблей природных, озелененных и
водных пространств" (ст. 12). Эта задача конкретизирована градост-
роительными планами развития административных округов, по террито-
рии которых протекает река Москва.
Типы функционального, строительного, ландшафтного назначения
территорий установлены Законом города Москвы от 9 декабря 1998 г.
N 28 (в ред. Законов г. Москвы от 01.12.1999г. N 41, от 12.02.2003
г. N 5, от 27.04.2005 N 14) "О градостроительном зонировании тер-
ритории города Москвы". "Нормы и правила проектирования комплекс-
ного благоустройства на территории города Москвы МГСН 1.02-02" ут-
верждены постановлением Правительства Москвы от 6 августа 2002 г.
N 623-ПП (в ред. постановлений Правительства Москвы от
19.08.2003 г. N 693-ПП, от 11.07.2006 г. N 497-ПП).
Одной из актуальных задач Целевой программы ставится обеспе-
чение доступа москвичей и гостей столицы к акватории реки на всем
ее протяжении, организация удобных связей береговой полосы с об-
щественными центрами и жилыми районами города. Это находится в
полном соответствии с п.8 ст.6 нового Водного кодекса Российской
Федерации, предусматривающим что "Каждый гражданин вправе пользо-
ваться (без использования механических транспортных средств) бе-
реговой полосой водных объектов общего пользования для передви-
жения и пребывания около них, в том числе для осуществления люби-
тельского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих
средств" и устанавливающей ширину береговой поло сы общего пользо-
вания 20 метров.
Основные принципы государственной политики в области защиты
водных объектов от загрязнения, развития озелененных территорий
определены в Экологической доктрине города Москвы, утвержденной
постановлением Правительства Москвы от 4 октября 2005 г. N 760-ПП
"Об экологической доктрине города Москвы", Законе города Москвы от
21 октября 1998 г. N 26 "О регулировании градостроительной дея-
тельности на территориях природного комплекса города Москвы", Схе-
ме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в
городе Москве, одобренной постановлением Правительства Москвы от 7
декабря 2004 г. N 854-ПП (в редакции постановления Правительства
Москвы от 28.12.2004 г. N 956-ПП), в постановлении Правительства
Москвы от 28 марта 2006 г. N 219-ПП "О целевой среднесрочной эко-
логической программе города Москвы на 2006- 2008 годы".
Градостроительные предпосылки комплексного благоустройства
набережных нашли отражение в Основных положениях Генеральной схемы
комплексного благоустройства города Москвы, утвержденной постанов-
лением Правительства Москвы от 2 сентября 2003 г. N 746-ПП "О ге-
неральной схеме комплексного благоустройства города Москвы".
Принципы развития инфраструктуры воднотранспортной системы
определены в Концепции развития внутреннего водного транспорта
Московского бассейна до 2020 года, одобренной постановлением Пра-
вительства Москвы от 1 апреля 2003 г. N 219-ПП "О целевой среднес-
рочной экологической программе города Москвы на 2006-2008 годы" (в
редакции постановления Правительства Москвы от 5.12.2006 г.
N 942-ПП).
Новый элемент водотранспортной системы и соответствующее раз-
витие инфраструктуры набережных реки Москвы отражены в постановле-
нии Правительства Москвы от 27 декабря 2006 г. N 1055-ПП "О разви-
тии водного такси в Московском регионе".
Развитие туристско-рекреационной инфраструктуры определено в
Программе развития туризма в г. Москве на период до 2010 года,
одобренной постановлением Правительства Москвы от 8 августа 2000 г.
N 602 (в ред. постановления Правительства Москвы от 27.06.2006 г.
N 448-ПП), а также в постановлении Правительства Москвы от 26 мар-
та 2002 года N 208-ПП "О концепции комплексного развития турист-
ско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы" и первоочередных
мерах по ее реализации".
Обеспечение безопасности на воде и комфортные условия для
круглогодичного отдыха населения определено постановлением Прави-
тельства Москвы от 24 августа 1999 г. N 780 "Об утверждении го-
родской целевой программы "Создание спасательно-оздоровительных
комплексов на воде до 2010 года" (в редакции постановления Прави-
тельства Москвы от 15.01.2002 г. N 24-ПП).
В Концепции также учтены положения других нормативных право-
вых актов Российской Федерации и города Москвы, материалы разрабо-
ток НИиПИ Генплана города Москвы, ГУП "Моспроект-2", ГУП "Моспро-
ект-3", и других организаций, касающиеся данной проблемы.
Перечень основных использованных документов и материалов при-
веден в приложении к Концепции.
Таким образом, разработка Целевой программы комплексного бла-
гоустройства и ландшафтного оформления набережных реки Москвы име-
ет значительную правовую нормативную и методическую базу ,соот-
ветствует приоритетным задачам социально-экономического развития
города Москвы, направленным на создание наилучших условий труда,
жизни и отдыха москвичей и гостей столицы, обеспечение полномасш-
табного выполнения Москвой функций столицы Российской Федерации.
1.4 Предмет и территориальные границы Целевой программы,
понятия "набережные" и "прибрежные территории"
Предметом рассмотрения Целевой программы является комплекс
градостроительных, архитектурно-художественных, организационных,
инженерно-технических, экологических и экономических мероприятий,
обеспечивающих комплексность благоустройства и ландшафтного оформ-
ления набережных и других прибрежных территорий реки Москвы в пе-
риод 2009-2011 года.
В специальной литературе под словом "набережные", понимаются
прибрежные территории, имеющие оборудованную береговую полосу- бе-
регоукрепительные сооружения. Применительно к реке Москве - это,
как правило, подпорные стенки - сооружения из железобетонных бло-
ков облицованные гранитом, вдоль которых организованы сквозные ав-
томобильные магистрали, пешеходные тротуары, зеленые насаждения.
Такие набережные преимущественно сооружены в Центральном и Запад-
ном административных округах. В Северо-Западном, Южном, Юго-Вос-
точном округах это в лучшем случае низкие подпорные стенки с озе-
лененными откосами.
Прибрежные территории - понятие более расширительное и вклю-
чает в себя любые территории, прилегающие к береговой полосе, не-
зависимо от степени их обустройства.
Вопрос заключается в том, что в распоряжении Правительства
Москвы от 29.12.2005 г. N 2688-РП "О разработке Целевой программы
комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных
реки Москвы" говориться о благоустройстве набережных реки Москвы.
При этом очевидно, что речь идет не только и не столько об обору-
дованной береговой полосе, сколько о территориях с проблемными си-
туациями, требующих экологической реабилитации и обустройства.
Таким образом термины "набережные" или "прибрежные террито-
рии" применяются в настоящей Концепции в одинаковом, равнозначном
значении. Тот или иной термин применяется в тексте лишь для исклю-
чения повторов.
Протяженность береговой полосы, охватываемой Целевой програм-
мой, включает набережные собственно реки и обводного канала без
Химкинского водохранилища и Канала им. Москвы. Ширина береговой
полосы принята, как правило, в пределах 100 - 150 метров и расши-
ряется до зоны видимости с фарватера в зависимости от градострои-
тельной ситуации.
В районах выхода к реке обширных по своей площади объектов
природного комплекса (ПК), особо охраняемых природных территорий
(ООПТ), территориальные границы Целевой программы могут не совме-
щаться с границами ПК и ООПТ, а будут охватывать только их приб-
режные части.
В местах набережных, где расположены капитальные здания или
сооружения различного назначения, границы Целевой программы опре-
деляются существующей или проектируемой линией застройки.
1.5 Понятия "Объекты Целевой программы, "Комплексное
благоустройство и ландшафтное оформление"
Объектами Целевой программы являются набережные (фрагменты
набережных) реки Москвы.
Возможные типы объектов : собственно набережные, прибрежные
территории общественных пространств, производственных предприятий,
природных комплексов (парков, бульваров, скверов), особо охраняе-
мых природных территорий, неиспользуемых территорий и др.
Концепцией и разрабатываемой в дальнейшем на ее основе Целе-
вой программе предусматривается формирование в прибрежной полосе
различных функциональных пространств с комплексным благоустройс-
твом и ландшафтным оформлением путем применения соответствующих
средств.
В п.11 статьи 1 Закона города Москвы от 27 апреля 2005 г.
N 14 "О Генеральном плане города Москвы (Основные направления гра-
достроительного развития города Москвы)" дано понятие комплексного
благоустройства по отношению к городу в целом;
В Основных положениях Генеральной схемы комплексного благоус-
тройства города Москвы, утвержденной постановлением Правительства
Москвы от 2 сентября 2003 г. N 746-ПП четко сформулировано понятие
комплексного благоустройства как взаимоувязанное применение
средств ландшафтной и садово-парковой архитектуры, пластической
организации и покрытия поверхности земли, оборудование территории
и застройки устройствами для безопасности и удобства использова-
ния, средств освещения и цветового решения участков территории,
зданий и сооружений, декоративного озеленения, декоративной плас-
тики и графики, визуальной информации и рекламы, иных средств.
Таким образом "комплексное благоустройство" включает в себя
понятие "ландшафтное оформление" как художественное проектирование
пейзажа городского пространства с использованием материалов приро-
ды.
При этом комплексное благоустройство и ландшафтное оформление
набережных по сравнению с другими территориями города имеет свои
существенные особенности, такие как:
- необходимость защиты берегов от разрушающего воздействия
течений, льдов, напора воды. Т.е.- берегоукрепительные работы в
своем многообразии являются важнейшим элементом комплексного бла-
гоустройства набережных;
- проведение водоохранных мероприятий;
- приведения в надлежащий вид портовых сооружений;
- строительство и реконструкция причалов, в том числе для
водного такси;
- организация спасательно-оздоровительных комплексов на реке.
Конкретные объекты и их границы определяются в мероприятиях
Целевой программы по согласованию с территориальными органами ис-
полнительной власти.
Работа, проведенная при разработке Концепции, показала, что
наиболее перспективными для создания системы ландшафтно-рекреаци-
онных пространств и туристско-рекреационных комплексов вдоль ре-
ки-Москвы являются территории природного комплекса, не имеющие ог-
раничений по рекреационному использованию, а также ПК ограничения
использования которых при определенных условиях могут быть снижены
или сняты. Целевой программой могут предусматриваться разработка и
обоснование такого рода предложений.
Особое внимание при выборе первоочередных объектов комплекс-
ного благоустройства будет уделяться территориям в секторах особо
ценных видовых раскрытий с реки и ее берегов на наиболее значимые
архитектурные и природные ансамбли. В этих уникальных по своей
значимости участках потребуется уникальное благоустройство.
1.6. Аналитическая составляющая Целевой программы.
В предыдущем подразделе Концепции определена особенность по-
нятия "комплексного благоустройства и ландшафтного оформ-
ления" применительно к набережным реки Москвы.
Учитывая это, в Целевой программе необходимо разработать сис-
тему дифференцированных показателей комплексного благоустройства и
ландшафтного оформления для различных типов набережных реки Моск-
вы:
- набережных в районах особо охраняемых природных территорий
и территорий природного комплекса с соответствующим режимом регу-
лирования градостроительной деятельности;
- набережных в районах рекреационных территорий природного
комплекса (зоны отдыха, парки, сады, скверы, бульвары), рекреаци-
онных центров в составе особо охраняемых природных территорий,
применительно режимам регулирования градостроительной деятельнос-
ти, которые устанавливаются градостроительной документацией;
- набережных в районах нового жилищно-гражданского строитель-
ства и реконструкции в условиях выноса с прибрежных территорий
промышленных, коммунальных, строительных, транспортных предприятий
и экологической реабилитации этих территорий;
- набережных в районах сохраняемой сложившейся жилой, общест-
венной и производственной застройки с оборудованной и обустроенной
прибрежной полосой.
Такое многообразие типов набережных реки диктует необходи-
мость использования многообразия архитектурно-ландшафтных приемов
связи прибрежных территорий с водной поверхностью реки - от ес-
тественных озелененных берегов до устройства благоустроенных, об-
рамленных гранитом набережных с минимальным количеством зеленых
насаждений.
В целях обоснованного определения программных мероприятий при
разработке Целевой программы предусматривается провести аналити-
ческую работу по определению:
- дифференцированных показателей комплексного благоустройства
и ландшафтного оформления набережных различных типов;
- недостающей градостроительной и проектной документации;
- проблемных ситуаций на приоритетных прибрежных территориях;
- первоочередных объектов, исходя из остроты проблемных ситу-
аций, наличия градостроительной и проектной документации и возмож-
ностей финансирования работ;
- земельных участков с оформленными земельно-правовыми отно-
шениями;
- индикаторов оценки состояния комплексного благоустройства и
ландшафтного оформления набережных.
1.7. Градостроительные критерии выбора объектов
Целевой программы
Объекты комплексного благоустройства, включаемые в Целевую
программу, должны отвечать следующим критериям:
1. Объекты должны размещаться, в основном, в пределах терри-
торий, имеющих градостроительную документацию.
2. Перечень объектов комплексного благоустройства и ландшафт-
ного оформления набережных реки Москвы должен быть увязан с переч-
нями объектов озеленения, утвержденными в составе программных ме-
роприятий по созданию, реставрации, реконструкции, ремонту и со-
держанию зеленых насаждений в городе Москве на 2006-2008 годы и на
перспективу до 2010 года, утвержденных постановлением Правительст-
ва Москвы от 13.06.2006 г. N 379-ПП (в редакции постановления Пра-
вительства Москвы N 357-ПП от 15.05.2007 г.);
3. Приоритетными для выбора объектов комплексного благоуст-
ройства являются территории, вошедшие в зоны формирования ланд-
шафтно-рекреационных пространств, туристско - рекреационных зон и
зоны общественных пространств, приоритетность которых установлена
Генеральной схемой комплексного благоустройства города Москвы,
одобренной постановлением Правительства Москвы от 02.09.2003 г.
N 746-ПП.
В Целевой программе должны быть отражены типологические ситу-
ации, определяющие дифференцированный подход к комплексному благо-
устройству и ландшафтному оформлению набережных, включая:
- положение в городе: исторический центр, срединная зона, пе-
риферия;
- положение по отношению к той или иной функциональной зоне
города (производственная, жилая, природная, общественная);
- историко-культурную и природную характеристику набережных и
прилегающих территорий;
- планировочную роль набережных;
- положение в перспективной архитектурно-пространственной ор-
ганизации города;
- положение по отношению к особо значимым общественным прост-
ранствам города Москвы;
- размещение на территориях преимущественно сохраняемых (бла-
гоустройство решается как самостоятельная задача) либо подлежащих
градостроительной реорганизации (благоустройство носит сопутствую-
щий характер и решается в рамках общих проектов планировки и заст-
ройки).
В Целевой программе должны быть сформулированы приоритетные
направления комплексного благоустройства и ландшафтного оформления
в зависимости от типологической ситуации, включая:
- благоустройство высокоурбанизированной городской среды, в
том числе с созданием альтернативных видов озеленения (вертикаль-
ного, мобильного, крышного);
- нейтрализацию диссонирующей застройки;
- благоустройство и озеленение ландшафтно-рекреационных
пространств методами ландшафтного дизайна;
- экологическую реабилитацию ценных природных территорий в
пределах ландшафтно-рекреационных пространств.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
Реализация правовых актов Российской Федерации и города Моск-
вы в сфере экологии и градостроительства позволяет решать многие
проблемы реки Москвы и ее берегов. Вместе с тем, многолетний опыт
доказывает, что обеспечение комплексности при разработке и реали-
зации благоустройства набережных реки Москвы не может быть достиг-
нуто только в рамках основной деятельности отдельных органов ис-
полнительной власти города. Принимаемые и реализуемые ими меропри-
ятия носят узко отраслевой, подчас эпизодический характер.
Дальнейшее продвижение в этом деле не должно сводиться к
простому наращиванию объемов ремонтных и озеленительных работ. При
этом необходимо преодоление стереотипа в представлении о комплекс-
ном благоустройстве и ландшафтном оформлении как преимущественно
декоративной деятельности, направленной на украшение городской
среды.
В настоящее время уже очевидно, что решение стоящих задач
требует комплексного, системного подхода, тем более в условиях ре-
формирования бюджетного процесса, предусматривающего смещения ак-
центов с управления расходами на управление результатами и переход
преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирова-
ния.
Чтобы верно определить и реализовать мероприятия, по комп-
лексному благоустройству и ландшафтному оформлению набережных с
учетом реконструкции и нового строительства, выходящего на реку,
помимо отдельных проектов необходима Целевая программа - своеоб-
разный сводный план мероприятий, скоординированный и увязанный по
ресурсам, исполнителям, срокам начала и завершения работ.
Программно-целевой метод решения данной проблемы позволит в
период 2009-2011 годов оптимально наметить и реализовать конкрет-
ные проекты в разрезе административных округов, районов и отдель-
ных набережных.
Именно поэтому для решения поставленной в Концепции многопла-
новой задачи Государственным заказчиком предусматривается привлечь
к формированию Целевой программы ряд отраслевых органов исполни-
тельной власти города, а также префектуры административных окру-
гов, по территории которых протекает река Москва (раздел 7).
Необходимость решения проблемы комплексного благоустройства
набережных программно-целевым методом обусловлена следующими объ-
ективными причинами:
- наличием единого и неразрывного объекта обустройства - реки
Москвы, требующей естественно единых подходов, скоординированного
и комплексного решения существующих проблем;
- необходимостью координации действий органов исполнительной
власти города в решении проблемных ситуаций, связанных с рекой и
ее прибрежными территориями, четкого распределения полномочий и
ответственности между органами исполнительной власти за выполнение
отдельных мероприятий;
- многообразием видов и объемов работ, требующих привлечения
значительных инвестиций из различных источников финансирования;
- необходимостью выбора оптимальных решений в условиях нали-
чия ограниченных ресурсов и сроков реализации инвестиционных прог-
рамм;
- требованием выбора целевых индикаторов и показателей, поз-
воляющих оценить ход реализации Целевой программы, мониторинга ре-
зультатов реализации тех или иных мероприятий.
Таким образом, именно программно-целевой метод в качестве ос-
новы государственного управления комплексным благоустройством и
ландшафтным оформлением набережных реки является наиболее предпоч-
тительным инструментом управления, поскольку позволяет существенно
повысить эффективность работы всех задействованных в этой проблеме
структур.
С учетом изложенного использование в 2009-2011 годах прог-
раммно-целевого метода представляется наиболее целесообразным для
комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных
реки Москвы.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся
проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
без использования программно-целевого метода
В предыдущих разделах Концепции отражены основные негативные
тенденции и проблемы существующего состояния набережных и аквато-
рии реки Москвы. Без комплексного решения указанных проблем прог-
раммно-целевым методом негативные моменты могут еще более усугу-
биться.
Непрограммный подход не может обеспечить системное решение
организационных, методологических, технологических, материаль-
но-финансовых вопросов реабилитации акватории реки и ее набережных
и следовательно, не даст возможности выбора оптимального варианта
комплексного благоустройства набережных реки в заявленный трехлет-
ний период.
При этом основными недостатками осуществления работ непрог-
раммным методом по-прежнему будут:
- организационная разобщенность при проведении различными ве-
домствами многообразных и разнохарактерных работ капитального
строительства и благоустройства на прибрежных территориях;
- недостаточная эффективность использования материальных и
финансовых средств, направляемых на эти цели;
- невозможность формирования единых целевых индикаторов и по-
казателей;
- отсутствие эффективных механизмов контроля и мониторинга
реализации намеченных мероприятий.
Как показывает практика, даже увеличение финансирования работ
по строительству и реконструкции на прибрежных территориях в усло-
виях отсутствия программно-целевого подхода не приведет к желаемым
результатам.
Отказ от использования возможностей программно-целевого мето-
да при решении проблемных ситуаций реки Москвы и ее набережных
сделает невозможным достижение необходимых городу результатов.
Решение задач, поставленных Правительством Москвы по комп-
лексному благоустройству и ландшафтному оформлению набережных,
возможно лишь в рамках Целевой программы с использованием прог-
раммно-целевого метода бюджетного планирования с широким привлече-
нием средств инвесторов.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка
преимуществ и рисков, возникающих при различных
вариантах решения проблемы
В Концепции предлагаются различные варианты решения проблемы
комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных
реки Москвы.
Первый вариант. Осуществление комплексного благоустройства и
ландшафтного оформления прибрежных территорий по всей береговой
полосе реки с учетом:
- более широкого раскрытия городской застройки на реку Моск-
ву;
- полного вывода с прибрежных территорий непрофильных промыш-
ленных предприятий и складских зон;
- освобождения части набережных от автомобильного транспорта
и преобразование набережных в пешеходные зоны;
- полномасштабного развития инфраструктуры водного транспор-
та;
- существенного развития инфраструктуры природно-рекреацион-
ного и туристического комплексов;
- сооружения спасательно-оздоровительных комплексов на реке.
Это оптимистический вариант, выходящий за временные рамки -
три года. Для Целевой среднесрочной программы, рассчитанной на
2009-2011 г.г., этот вариант не реалистичен.
В тоже время - это стратегическое направление переустройства
набережных реки Москвы.Представляется, что данный вариант может
присутствовать в Целевой программе в виде задела работ на следую-
щий период реализации комплексного благоустройства по основным
направлениям преобразования набережных, заложенным в Генеральном
плане города Москвы.
Второй, третий и четвертый варианты Целевой программы опреде-
лены с учетом градостроительных критериев выбора объектов Целевой
программы, изложенных в подразделе 1.7 настоящей Концепции, а так-
же возможностей реализации программы в намеченные три года.
Второй вариант. С учетом имеющихся ресурсов, в том числе гра-
достроительной и проектной документации, осуществляется комплекс-
ное благоустройство и ландшафтное оформление только набережных,
имеющих наиболее острые проблемные ситуации.. Это касается в пер-
вую очередь прибрежных территорий Юго-Восточного, Южного, в мень-
шей степени, Северо-Западного административных округов.
Ограниченные благоустроительные работы по уже оборудованным
набережным в Центральном, Юго-Западном и Западном административным
округам.
Третий вариант. С учетом имеющихся ресурсов, в том числе гра-
достроительной и проектной документации, осуществляется комплекс-
ное благоустройство и ландшафтное оформление фрагментов набережных
так называемых "пусковых комплексов" во всех административных ок-
ругах, по которым протекает река Москва.
Четвертый вариант. Заключается в рациональной комбинации эле-
ментов второго и третьего вариантов.
Выбор оптимального варианта должен быть осуществлен на стадии
разработки Целевой программы при формировании Государственным за-
казчиком совместно с префектурами административных округов Перечня
объектов Целевой программы.
При любом варианте решения проблемы в мероприятия Целевой
программы необходимо включать разработку градостроительной и про-
ектной документации для обеспечения благоустроительных работ на
период, выходящий за сроки реализации Целевой программы.
5. Предложения по целям и задачам программы, целевым
индикаторам и показателям, позволяющим оценивать
ход реализации целевой программы по годам
5.1. Цели и задачи Целевой программы
Целевая программа разрабатывается в целях определения направ-
лений и способов обеспечения программными методами комплексного
благоустройства и ландшафтного оформления набережных и других
прибрежных территорий реки Москвы, с учетом их функционального
назначения, повышения художественной выразительности и ландшафтной
организации территории.
Для достижения указанной цели, исходя из положений, отражен-
ных в разделе 1 настоящей Концепции, в Целевой программе
должна быть решена следующая основная задача:
- сформировать в 2007, утвердить в 2008 году для осуществле-
ния в 2009 - 2011 гг. программные мероприятия, направленные на
комплексное благоустройство и ландшафтное оформление набережных
реки Москвы, включающие организационно - методические, проектные,
благоустроительные и другие программные действия в разрезе адми-
нистративных округов, районов и набережных, с указанием видов
(состава) и объемов работ, источников финансирования, сроков вы-
полнения и исполнителей работ, органов исполнительной власти, от-
ветственных за выполнение мероприятий;
Выполнение этой основной задачи базируется на решении взаи-
мосвязанных с ней следующих задач:
- определить приоритетные территории для выбора объектов, в
том числе первоочередных, с учетом типологических ситуаций, обус-
ловливающих дифференцированный подход к комплексному благоустройс-
тву и ландшафтному оформлению набережных;
- выявить специфику состава и показателей комплексного благо-
устройства и ландшафтного оформления различных типов набережных;
- предусмотреть мероприятия до 2011 года по благоустройству
реки и ее использованию для туристско-рекриационных целей и для
развития водного такси в Московском регионе, а также разработку
предложений по развитию данных работ на период после 2011 года;
- сформировать перечень объектов, в том числе первоочередных
объектов и объемов выполняемых работ, направленных на комплексное
благоустройство и ландшафтное оформление набережных;
- проработать вопрос включения в указанный перечень гидротех-
нических сооружений, устройств по предотвращению попадания мусора
в акваторию реки Москвы, объектов, обслуживающих речные туристские
и пассажирские маршруты;
- сформировать и осуществить взаимоувязанные по срокам, ис-
точникам финансирования и исполнителям, программные мероприятия,
предшествующие комплексному благоустройству, направленные на осво-
бождение набережных от свалок и захламлений, от таких сооружений
как гаражи, АЗС, на восстановление рельефа и рекультивацию почвы,
перенос границ и ограждений участков предприятий, технологически
не связанных с акваторией реки, за линию береговой полосы общего
пользования ( 20 метров) в соответствии с федеральными и городски-
ми правовыми актами, решениями префектур и управ районов.
- разработать предпроектные предложения по первоочередным
объектам и объемам выполняемых работ в виде градостроительных, ар-
хитектурно-художественных, экологических и других требований к ре-
шению вопросов комплексного благоустройства и ландшафтного оформ-
ления при проектировании первоочередных объектов.
5.2. Структура Целевой программы
Распоряжением Правительства Москвы от 29.12.2005 г. N 2688-РП
"О разработке Целевой среднесрочной программы комплексного благо-
устройства и ландшафтного оформления набережных реки Москвы" раз-
работка программы предусматривается в два этапа:
I этап - разработка предпроектных предложений по первоочеред-
ными объектам и объемам выполняемых работ как составной части Це-
левой программы";
II этап - разработка Целевой программы.
Разработка Целевой программы на каждом этапе определяется
Технологическим заданием Государственного заказчика.
Первый этап Целевой программы.
Предпроектные предложения по первоочередным объектам и объ-
емам выполняемых работ должны включать:
Пояснительную записку, содержащую обоснование цели, направле-
ний и способов решения следующих задач:.
- формирования программных мероприятий, предшествующих комп-
лексному благоустройству набережных и программных мероприятий
собственно по комплексному благоустройству и ландшафтному оформле-
нию первоочередных объектов;
- требования к проектированию первоочередных объектов, нап-
равленные на обеспечение комплексности их благоустройства и ланд-
шафтного оформления и содержащие краткую оценку существующего бла-
гоустройства, рекомендуемые показатели его комплексности, градост-
роительные, архитектурно-художественные, экологические и другие
требования к проектным решениям.
- Графические материалы в составе:
- схемы размещения первоочередных объектов вдоль реки Москвы,
в границах административных округов и районов с отражением типов
набережных, состояния объектов, рекомендуемых показателей комп-
лексности их благоустройства;
- схемы обеспечения первоочередных объектов недостающей гра-
достроительной и проектной документаций;
- материалы фотофиксации состояния первоочередных объектов;
- материалы визуализации предпроектных предложений по комп-
лексному благоустройству и ландшафтному оформлению первоочередных
объектов (на примерах характерных типов набережных).
Предпроектные предложения согласовываются с Москомархитекту-
рой, префектурами Центрального административного округа, Севе-
ро-Западного административного округа, Западного административно-
го округа, Юго-Западного административного округа, Южного админи-
стративного округа, Юго-Восточного административного округа, Де-
партаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства го-
рода Москвы и Главным управлением МЧС России по г. Москве.
Второй этап Целевой программы
В соответствии с Порядком разработки, утверждения, финансиро-
вания и контроля городских целевых программ в городе Москве Целе-
вая программа в целом будет включать следующие разделы:
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Це-
левая программа, и оценка сложившейся ситуации.
2. Основные цели программы, оценка социальных, экономических
и экологических результатов реализации Целевой программы.
3. Задачи, которые необходимо решить для достижения цели, с
указанием сроков и этапов их реализации, индикаторы и показатели,
характеризующие поэтапное решение задачи.
4. Перечень мероприятий Целевой программы, которые необходимо
реализовать для решения каждой из задач, и конкретный результат,
который должен быть получен вследствие реализации этих мероприя-
тий.
5. Обоснование источников и объемов финансового обеспечения
Целевой программы.
6. Оценка внешних факторов, которые могут влиять на достижение
поставленных целей.
7. Механизм управления программой.
Результат Целевой программы будет также включать паспорт го-
родской целевой программы и проект постановления Правительства
Москвы об утверждении Целевой среднесрочной программы комплексного
благоустройства и ландшафтного оформления набережных реки Москвы
на период 2009 - 2011 гг.
Целевая программа в целом подлежит утверждению Правительством
Москвы в соответствии с установленным порядком.
5.3. Целевые показатели и индикаторы, позволяющие
оценить ход реализации Целевой программы
В подразделе 1. 6 Концепции приведены четыре типа набережных
в зависимости от природных условий и градостроительных ситуаций их
расположения.
В соответствии с этим на первом этапе Целевой программы долж-
на быть разработана система показателей комплексного благоустройс-
тва и ландшафтного оформления применительно к каждому из четырех
типов набережных.
При этом ход реализации Целевой программы предполагается оце-
нивать посредством "Индикаторов состояния". Так, например, если на
набережной, где предусматривается декоративное озеленение, таковое
отсутствует "индикатор состояния" по данной позиции равен "0".
При выполнении работ "индикатор состояния" увеличивается: 0.1, 0,2
и т.д. до единицы. И так по каждому виду благоустройства. Комп-
лексность благоустройства также оценивается "индикаторами состоя-
ния" путем получения средней величины по конкретным набережным
Москвы.
6. Предложения по источникам финансирования
Целевой программы.
Успешная реализация Целевой программы возможна при условии
использования различных источников финансирования, предусмотренных
статьями 16, 9.5 и 9.6 "Порядка разработки, утверждения, финанси-
рования и контроля за ходом реализации городских целевых программ
в городе Москве ", утвержденного постановлением Правительства Моск-
вы от 17.01.2006 г.N 33-ПП - федерального бюджета (по объектам
федеральной собственности), городского бюджета (по статьям бюджет-
ной классификации), средств организаций и других внебюджетных ис-
точников.
По мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет
средств федерального бюджета и внебюджетных источников, в процессе
разработки Целевой программы будут подготовлены проекты соглашений
с федеральными органами исполнительной власти и различными органи-
зациями для подписания от имени города Москвы.
7. Предложения по участию органов исполнительной власти
города Москвы в формировании и реализации целевой программы
Для отражения в Целевой программе потребностей и перспектив
развития различных отраслей хозяйства г. Москвы в районе набереж-
ных и других прибрежных территорий, а также интересов отдельных
административных округов, по территории которых протекает река
Москва, предлагается участие следующих органов исполнительной
власти города в формировании и реализации Целевой программы:
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства
г. Москвы;
Департамент экономической политики и развития г. Москвы;
Департамент транспорта и связи г. Москвы;
Департамент градостроительной политики, развития и реконс-
трукции г. Москвы;
Департамент природопользования и охраны окружающей среды;
Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы;
Комитет по внешнеэкономической деятельности города Москвы;
Комитет рекламы, информации и оформления г. Москвы;
Комитет по физической культуре и спорту г. Москвы;
Главное управление МЧС России по г. Москве;
Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты го-
рода Москвы (МГПСС, ГУП "Берега Москвы");
Префектуры: Центрального, Юго-восточного, Южного, Юго-запад-
ного, Западного, Северо-западного административных округов.
Возможность такого участия определяется Положениями о данных
органах утвержденными Правительством Москвы.
8. Предложения по государственным заказчикам и
разработчикам Целевой программы.
Как указывалось выше, распоряжением Правительства Москвы от
29.12.2005 г. N 2688-РП Государственным заказчиком Целевой прог-
раммы определен Департамент жилищно-коммунального хозяйства и бла-
гоустройства г. Москвы.
Разработчики Целевой программы.
Предлагаемый Генеральный разработчик Целевой программы - го-
ловной институт Москомархитектуры по проектированию комплексного
благоустройства и городского дизайна ГУП "Моспроект-3", являющийся
Генеральным разработчиком настоящей Концепции.
Генеральный разработчик определяет разработчиков-соисполните-
лей из числа ГУПов системы Москомархитектуры и Архитектурно-плани-
ровичных отделов административных округов г. Москвы, других специ-
ализированных проектных организаций.
Разработка Целевой программы осуществляется на условиях дого-
воров (контрактов), заключаемых государственным заказчиком с Гене-
ральным разработчиком, а также договоров, заключаемых Генеральным
разработчиком с другими разработчиками-соисполнителями Целевой
программы.
9. Предложения по формам и методам управления
реализацией целевой программы
В соответствии с разделом VIII "Порядка", утвержденного пос-
тановлением Правительства Москвы от 17.01.2006 г. N33-ПП управле-
ние реализацией Программы возлагается на Государственного заказчи-
ка. Государственный заказчик обеспечивает взаимодействие органов
исполнительной власти города, а также юридических лиц, участвующих
в реализации мероприятий Целевой программы.
В соответствии с п. 24 указанного выше "Порядка" в целях эф-
фективного текущего управления реализацией Целевой программы пред-
лагается рассмотреть целесообразность внесения в Правительство
Москвы в установленном порядке предложения о создании Дирекции Це-
левой программы.
В целях эффективного и действенного контроля за реализацией
Целевой программы Государственный заказчик осуществляет мониторинг,
предусматривающий:
- сбор и анализ сведений о ходе реализации мероприятий Целе-
вой программы;
- оценку показателей результативности и эффективности прог-
раммных мероприятий;
- информацию о целевом использовании и объемах средств бюдже-
та г. Москвы, а также средств, привлеченных из внебюджетных источ-
ников;
- подготовку отчетов в Департамент экономической политики и
развития города (два раза в год) о ходе выполнения программных ме-
роприятий.
.
Приложение
к Концепции Целевой программы
компексного благоустройства
и ландшафтного оформления
набережных реки Москвы
Перечень правовых актов Российской федерации
и города Москвы, научно-методических документов
и других материалов, использованных при подготовке
Концепции Целевой программы комплексного благоуст-
ройства и ландшафтного оформления набережных реки Москвы
_________________________________________________________________
NN Наименование документа Выходные данные
п/п
_________________________________________________________________
1_______________2_____________________________________3__________
1. Градостроительный кодекс От 29.12.2004 N 190-ФЗ
Российской Федерации (в ред.Федеральных законов
от 22.07.2005 N 117-ФЗ,
от 31.12.2005 N 199-ФЗ,
N210-ФЗ,
от 03.06.2006 N 73-ФЗ,
от 27.07.2006 N 143-ФЗ,
от 04.12.2006 N 201-ФЗ,
от 18.12.2006 N 232-ФЗ,
от 29.12.2006 N 258-ФЗ,
от 10.05.2007 N 69-ФЗ)
2. Водный кодекс Российской От 3.06.2006 N 73-ФЗ
Федерации (в ред.Федерального закона
от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
3. Кодекс внутреннего водного От 07.03.2001 г. N 24-ФЗ
транспорта Российской (в ред.Федеральных законов
Федерации от 05.04.2003 N 43-ФЗ,
от 30.06.2003 N 86-ФЗ,
от 29.06.2004 N 58-ФЗ,
от 4.12.2006 N 201-ФЗ,
от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
4. Закон города Москвы "О Генераль- От 27.04.2005 N 14
ном плане города Москвы (Основные
направления градостроительного
развития города Москвы")
5. Закон города Москвы "Об особо От 26.09.2001 N48 (в ред.
охраняемых природных территориях Законов г.Москвы от
в городе Москве" 14.07.2004 N 48,от
08.12.2004 N 82,
от 11.05.2005 N16,
от 18.01.2006 N 5.)
_________________________________________________________________
1_______________2_____________________________________3__________
6. Закон города Москвы "О градострои- От 09.12.1998 N 28 (в ред.
тельном зонировании территории Законов г. Москвы от
города Москвы" 1.12.2003 N 41,
от 12.02.2003 N 5,
от 27.04.2005 N 14)
7. Закон города Москвы "О регулиро- От 21.10.1998 N 26
вании градостроительной деятель-
ности на территориях природного
комплекса города Москвы"
8. Постановление Правительства Москвы От 4.10.2005 N 760-ПП
"Об экологической доктрине города
Москвы"
9. Постановление Правительства Москвы От 7.12.2004 N 854-ПП
"О схеме развития и размещения (в ред.
особо охраняемых природных терри- пост. Правительства Москвы
торий в городе Москве" от 28.12.2004 N 955-ПП)
10. Постановление Правительства От 28.03.2006 N219-ПП
Москвы "О Целевой среднесрочной (в ред.
экологической программе города пост. Правительства Москвы
Москвы на 2006-2008 годы" от 5.12.2006 N 942-ПП)
11. Постановление Правительства От 02.09.2003 N 746-ПП
Москвы "О Генеральной схеме
комплексного благоустройства
города Москвы"
12. Постановление Правительства От 6 .08.2002 N 623-ПП
Москвы "Об утверждении норм и (в ред.пост.Правительства
правил комплексного благоуст- Москвы от 19.08.2003 N 693-ПП,
ройства на территории города от 11.07.2006 N 497-ПП)
Москвы МГСН 1.02-02"
_________________________________________________________________
1_______________2_____________________________________3__________
13. Постановление Правительства От 27.06.2006 N 449-ПП
Москвы "О прогнозе социально- (в ред.постановлений
экономического развития города Правительства Москвы
Москвы до 2010 года" от 20.03.2007 N 178-ПП,
от 24.04.2007 N 299-ПП,
от 29.05.2007 N 411-ПП)
14. Постановление Правительства От 8.08.2000 N 602
Москвы "Об основных положениях (в ред.постановления
программы развития туризма в Правительства Москвы
городе Москве на период до 2010 от 27.06.2006 N 448-ПП)
года"
15. Постановление Правительства От 1.04.2003 N 219-ПП
Москвы "О концепции развития (в ред.постановления
внутреннего водного транспорта Правительства Москвы
Московского бассейна до 2020 от 22.06.2004 N 423-ПП)
года"
16. Постановление Правительства От 26.03.2002 N 208-ПП
Москвы "О концепции комплексного (в ред.постановлений
развития туристско-рекреационной Правительства Москвы
зоны "Золотое кольцо Москвы" и от 18.05.2004 N 305-ПП,
первоочередных мерах по ее от 17.06.2003 N 440-ПП)
реализации"
17. Постановление Правительства От 2.05.2006 N 298-ПП
Москвы "О содержании и ремонте
инженерно-транспортных сооружений
города Москвы на период 2006-2007
г.г. и перспективе до 2010 года"
18. Постановление Правительства От 14.02.2006 N 102-ПП
Москвы "О порядке разработки и
утверждения программ социально-
экономического развития админист-
ративных округов города Москвы
и отчетов об их исполнении"
_________________________________________________________________
1_______________2_____________________________________3__________
19. Постановление Правительства От 28.09.2004 N666-ПП
Москвы "О Целевой долгосрочной
программе по восстановлению малых
рек и водоемов города Москвы на
период до 2010 года"
20. Постановление Правительства От 17.01.2006 N 33-ПП
Москвы "О порядке разработки, (в ред.постановления
утверждения, финансирования и Правительства Москвы
контроля за ходом реализации от 26.09.2006 N 744-ПП)
городских целевых программ в
городе Москве"
21. Постановление Правительства От 19.01.1999 N 38 (в ред.
Москвы "О проектных предложениях 26 пост.Правительства
по установлению границ природного Москвы, принятых в период
комплекса с их описанием и с 1994 по 2005 г.г.)
закреплением актами..."
22. Постановление Правительства От 13.06.2006 N 379-ПП
Москвы "О программных мероприя- (в ред.
тиях по созданию, реставрации, пост. Правительства Москвы
реконструкции, ремонту и содер- Москвы от 15.05.2007
жанию зеленых насаждений в го- N 357-ПП)
роде Москве на 2006-2008 г.г.
и на перспективу до 2010 года"
23. Постановление Правительства от 27.12.2006 N 1055-ПП
Москвы "О развитии водного
такси в Московском регионе"
24. Распоряжение Правительства от 29.12.2005 N 2688-РП
Москвы "О разработке Целевой
среднесрочной программы комплек-
сного благоустройства и ландшафт-
ного оформления набережных реки
Москвы "
_________________________________________________________________
1_______________2_____________________________________3__________
25. Письмо Департамента экономической От 18.09.06 N ДПР/6-394
политики и развития города Москвы
в адрес Департамента жилищно-ком-
мунального хозяйства и благоустро-
йства города Москвы по вопросу
внесения уточнений в инвестицион-
ную программу города на 2006 г.
26. Градостроительные проблемы рекон- МГЦНТИ,Москва-1991г.
струкции прибрежных районов круп-
нейших городов
27. Постановление Правительства От 24.08.2004 N 574-ПП
Москвы "О Генеральной схеме (в ред. Постановления
размещения гостиниц в городе Правительства Москвы от
Москве до 2010 года" 03.05.2005 года N 314-ПП
"О внесении изменений и
дополнений в постановление
Правительства Москвы
от 24.08.2004 г.N 574-ПП")
28. И.Воскресенский "Береговые Журнал "Ландшафтная архи-
ландшафты" тектура, дизайн" 03.2006
29. Схема комплексной реабилитации ГУП НИиПИ Генплана г.Москвы
прибрежных територий Москвы- (в соавторстве с ГУП "Мос-
реки проект-3, 2006 г.)
Верно: