Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 619-ПП от 31 июля 2007 года

О концепции Целевой среднесрочной программы комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных реки Москвы

     Руководствуясь Генеральной схемой комплексного  благоустройс-
тва города Москвы, утвержденной постановлением Правительства Моск-
вы от 2 сентября 2003 г.  N 746-ПП, на основании распоряжения Пра-
вительства  Москвы  от 29 декабря 2005 г.  N 2688-РП "О разработке
Целевой среднесрочной  программы  комплексного  благоустройства  и
ландшафтного оформления набережных реки Москвы" и в соответствии с
Порядком разработки, утверждения, финансирования и контроля за хо-
дом реализации городских целевых программ в городе Москве, утверж-
денным  постановлением  Правительства  Москвы от 17 января 2006 г.
N 33-ПП,  в  целях  планомерного  превращения  набережных и других
прибрежных территорий реки Москвы в  благоустроенные  общественные
ландшафтно-рекреационные  пространства Правительство Москвы поста-
новляет:
     1. Утвердить  концепцию Целевой среднесрочной программы комп-
лексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных реки
Москвы,  разработанную Департаментом жилищно-коммунального хозяйс-
тва и благоустройства города Москвы (приложение).
     2. Префектурам   Центрального,  Северо-Западного,  Западного,
Юго-Западного, Южного и Юго-Восточного  административных  округов,
Департаменту экономической политики и развития города Москвы,  Де-
партаменту градостроительной политики,  развития  и  реконструкции
города Москвы,  Департаменту транспорта и связи города Москвы, Де-
партаменту природопользования и  охраны  окружающей  среды  города
Москвы, Департаменту физической культуры и спорта  города  Москвы,
Департаменту внешнеэкономической деятельности и международных свя-
зей города Москвы,  Комитету по архитектуре  и  градостроительству
города Москвы,  Комитету  рекламы,  информации и оформления города
Москвы,  Управлению по обеспечению мероприятий гражданской  защиты
города Москвы, Главному управлению МЧС России по г.Москве (по сог-
ласованию) принять участие  в  формировании  Департаментом  жилищ-
но-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и гене-
ральным проектировщиком мероприятий Целевой среднесрочной програм-
мы комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набереж-
ных реки Москвы в сроки,  установленные Государственным заказчиком
Целевой  программы - Департаментом жилищно-коммунального хозяйства
и благоустройства города Москвы.
     3. Внести  следующие  изменения  в распоряжение Правительства
Москвы от 29 декабря 2005 г. N 2688-РП "О разработке Целевой сред-
несрочной  программы  комплексного  благоустройства и ландшафтного
оформления набережных реки Москвы":
     3.1. В пункте 1 распоряжения слова "второе полугодие 2006 го-
да" и "I полугодие  2007  года"  заменить  соответственно  словами
"второе полугодие 2007 г.".
     3.2. В пункте 3 распоряжения слова "во втором полугодии  2006
года" заменить словами "в первом полугодии 2008 г.".
     3.3. В пункте 4 распоряжения слова "в III квартале 2007 года"
заменить словами "во втором полугодии 2008 г.".
     4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на  первого  заместителя   Мэра   Москвы  в  Правительстве  Москвы
Бирюкова П.П. и  первого  заместителя  Мэра Москвы в Правительстве
Москвы Ресина В.И.

П.п.Исполняющий обязанности                              В.И.Ресин
    Мэра Москвы
Приложение отредактировано исполнителем: Кауровым Н.Г.
                                          957-91-00

Исполнитель отвечает за соответствие электронной и бумажной  копии
документа.

Необходимое количество экземпляров размножать с подлинника.
.

                                           Приложение
                                к постановлению Правительства Москвы
                                от  31 июля 2007 г. N 619-ПП




                        К О Н Ц Е П Ц И Я
           Целевой среднесрочной программы комплексного
            благоустройства и ландшафтного оформления
                      набережных реки Москвы


     Введение.

     Концепция Целевой среднесрочной программы комплексного благо-
устройства и ландшафтного оформления набережных реки Москвы (далее
Концепция) разработана Департаментом жилищно-коммунального хозяйс-
тва и благоустройства города Москвы в соответствии с постановлени-
ем Правительства Москвы от 17.01.2006 г. N 33-ПП "О порядке разра-
ботки,  утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации
городских целевых программ в городе Москве".  Согласно  указанному
постановлению  разработке  Целевой программы должна предшествовать
разработка Концепции,  ее согласование  и  утверждение.  Концепция
разработана также на основании распоряжения  Правительства  Москвы
от  29.12.2005  г.  N  2688-РП "О разработке Целевой среднесрочной
программы комплексного благоустройства и  ландшафтного  оформления
набережных реки Москвы", которым Департамент жилищно-коммунального
хозяйства и благоустройства города Москвы определен  Государствен-
ным  заказчиком  указанной  Целевой среднесрочной программы (далее
Целевая программа).
     Разработка Целевой программы предусматривается в 2007 году.
     В соответствии  с  постановлением  Правительства  Москвы   от
11.01.2005  г.  N  З-ПП "О совершенствовании практики разработки и
реализации городских целевых программ в городе  Москве"  Государс-
твенный заказчик обязан  представлять  Департаменту  экономической
политики и  развития  города Москвы и Департаменту финансов города
Москвы заявки на финансирование целевых программ до 1 апреля года,
предшествующего планируемому.  Учитывая это, а также то, что Зако-
ном города Москвы "О государственных целевых программах  в  городе
Москве" расчетный срок среднесрочных целевых программ составляет 3
года, настоящая Концепция предусматривает разработку Целевой прог-
раммы  на период 2009-2011 гг.  При этом Предпроектные предложения
по первоочередным объектам и объемам выполняемых работ как состав-
ной  части  Целевой программы намечаются к разработке на период до
2010 года.

     Концепция содержит следующие разделы и подразделы:
     1. Обоснование  соответствия  решаемой проблемы и целей прог-
раммы приоритетным задачам социально экономического развития  го-
рода  Москвы.
     1.1. Значение реки Москвы в структуре города.
     1.2. Существующее состояние набережных реки Москвы.
     1.3 Социально - экономическая значимость комплексного  благо-
устройства  и  ландшафтного  оформления набережных реки Москвы.
     1.4. Предмет и территориальные границы Целевой программы, по-
нятия -"набережные" и "прибрежные территории".
     1.5. Понятия "Объекты Целевой программы", "Комплексное благо-
устройство  и ландшафтное оформление".
     1.6. Аналитическая составляющая Целевой программы.
     1.7. Градостроительные критерии выбора объектов Целевой прог-
раммы.
     2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно -
целевым методом.
     3. Характеристика и прогноз развития  сложившейся  проблемной
ситуации в  рассматриваемой  сфере  без использования программно -
целевого метода.
     4. Возможные варианты решения проблемы,  оценка преимуществ и
рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы.
     5. Предложения по целям и задачам программы,  целевым индика-
торам и показателям,  позволяющим оценивать ход реализации целевой
программы по годам.
     5.1. Цель и задачи  Целевой программы.
     5.2. Структура  Целевой программы.
     5.3. Целевые индикаторы  Целевой программы.
     6. Предложения по источникам финансирования Целевой  програм-
мы.
     7. Предложения по участию органов исполнительной власти горо-
да Москвы в формировании и реализации Целевой программы.
     8. Предложения по государственным заказчикам и  разработчикам
Целевой программы.
     9. Предложения по формам и методам управления реализацией Це-
левой программы.

     Раздел 1.  Обоснование соответствия решаемой проблемы
     и целей программы приоритетным задачам  социально-
     экономического  развития города Москвы

     1.1. Значение реки Москвы в структуре города.

     Река Москва  -  основная  водная  артерия города,  давшая ему
жизнь и название, протекает с северо-запада на юго-восток столицы,
связывая территории шести административных округов - Северо-Запад-
ного,  Западного, Центрального, Юго-Западного, Южного, Юго-Восточ-
ного.  Она вступает в пределы города в Северо-западном округе близ
ст.  Трикотажная железной дороги Рижского направления  и  покидает
его в Юго-восточном округе в районе Капотни.
     Эта водная лента объединяет разные эпохи  России,  прибрежные
земли,  памятники истории и культуры,  природные комплексы,  жилые
районы и промышленные предприятия.  В сочетании с холмистым  рель-
ефом  прибрежных  территорий река Москва является важнейшим градо-
формирующим природным объектом, одной из композиционных осей горо-
да, в значительной мере влияющей на формирование его планировочной
структуры.
     Наиболее значимые   архитектурные   ансамбли  и  общественные
пространства города обращены на акваторию реки,  что всегда  явля-
лось одной из традиций отечественного градостроительства.
     В районе набережных реки существуют крупные спортивные соору-
жения,  парки культуры и отдыха,действует двадцать одна гостиница,
строятся и намечены к строительству до 2010 года еще пять  отелей,
разрабатывается  схема размещения объектов береговой инфраструкту-
ры,  предназначенных для обеспечения работы водного такси.  Нераз-
рывная связь Москвы-реки с городом и,  в особенности с прибрежными
территориями, является важнейшим элементом столичной архитектуры.
     Общая тенденция развития современных городов, в планировочную
структуру которых включена река, заключается в трансформации исто-
рической роли реки.  Если в периоды интенсивного развития произво-
дительных сил основная функция реки - это промышленно-транспортная
артерия, то на современном этапе ведущими функциями рек становятся
микроклиматическая (экологический коридор  города),  оздоровитель-
ная, эстетическая и туристическая, с сохранением экологически чис-
тых транспортных перевозок.
     В связи с изменением функции реки, трансформируются и функци-
ональные зоны прибрежных территорий:  сокращаются промышленно-пор-
товые функции, расширяются жилые, общественные и туристско-рекреа-
ционные зоны на этих территориях.  Данная тенденция в полной  мере
характерна для города Москвы и набережных Москвы-реки.
     В совокупности с лесными массивами ближайшего  Подмосковья  и
природным  комплексом  города,  река  Москва существенно влияет на
экологическую обстановку в Московском регионе.  Долина Москвы-реки
в  значительной  своей части представляет собой водно-зеленый диа-
метр столицы, определяющий ландшафтное своеобразие города, обеспе-
чивает "проветривание"  города, его связь с природой, активно вли-
яет на состояние воздушного бассейна, является важнейшим элементом
туристско-рекреационной инфраструктуры города.
     Вместе с тем,  река Москва  продолжает  оставаться  важнейшим
звеном водных путей Московского бассейна,  который в свою очередь,
входит в единую глубоководную систему европейской части России.
     Урбанизация территории  города,  рост  автопарка,  обновление
речного флота,  в том числе создание комфортабельных  пассажирских
судов, формирование в Москве системы взаимосвязанных перевозок на-
земным и водным транспортом,  оснащение маршрутных линий современ-
ными  причальными сооружениями будут повышать роль реки как транс-
портной артерии,  способствовать превращению водного транспорта  в
современное, высокоэффективное средство передвижения в городе.
      Правительством Москвы принято постановление от 27.12.2006 г.
N 1055-ПП "О развитии водного такси в Московском регионе". Также в
декабре  2006 года одобрена представленная Комитетом по внешнеэко-
номической деятельности города Москвы Концепция  развития  водного
такси в Московском регионе. 15 июня 2007 года Правительством Моск-
вы принято  Для обеспечения работы водного такси
набережные реки Москвы должны соответствовать современным  тенден-
циям развития городского транспорта и эстетического оформления на-
бережных.
     1.2. Существующее состояние набережных реки Москвы.
     Правительством Москвы,   Департаментом  жилищно-коммунального
хозяйства и благоустройства г. Москвы, Москомархитектурой, другими
отраслевыми  и территориальными органами исполнительной власти го-
рода планомерно осуществляются меры,  направленные на упорядочение
содержания  и  использования акватории реки Москвы,  ее притоков и
прилегающих к ним прибрежных территорий.
     Генеральным планом развития г.  Москвы на период до 2020 года
дальнейшее архитектурно-пространственное развитие столицы  предус-
матривается  в  неразрывной  связи с важнейшим элементом городской
композиции -  рекой Москвой, создание гармоничной водно-прибрежной
городской среды, которая уже сегодня делает Москву зеленым природ-
но-комфортным городом.
     В районе набережных расположены главные объекты, обеспечиваю-
щие осуществление городом Москвой функций столицы Российской Феде-
рации:  резиденция  Президента  Российской  Федерации - Московский
Кремль - памятник истории и культуры мирового значения, Дом Прави-
тельства Российской Федерации,  строиться Московский Международный
деловой центр - "Москва - Сити".
     Кроме того,  на  набережных  находятся Храм Христа Спасителя,
монастыри и другие храмовые сооружения,  спортивный комплекс "Луж-
ники", имеющие общероссийскую известность и значимость.
     По  существу в Генеральном плане  развития  до 2020 г. Москвы
речь  идет о новой стратегии развития территорий, выходящих на ак-
ваторию реки.
     Намечается реорганизация производственных и коммунальных тер-
риторий, строительство объектов береговой инфрасруктуры для  функ-
ционирования водного такси,  транспортных магистралей, прилегающих
к реке, максимальное сохранение и развитие природных комплексов, в
ближайшее время  вводятся  в  эксплуатацию  пешеходные мосты через
Москву-реку от Храма Христа Спасителя через водоотводной канал  на
ул. Якиманка, предусмотрено строительство пешеходного моста от па-
мятника Петру 1 к парку искусств,  создание туристской зоны у  па-
мятника с использованием Крымской набережной и др.
     В целях развития туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо
Москвы" предусматривается строительство низких набережных, которые
после выполнения определенного объема работ, возможно использовать
для  причаливания и посадки-высадки пассажиров.  Низкие набережные
предусматривается построить вдоль следующих существующих  набереж-
ных:   Берсеневская,   Болотная,   Якиманская,   Софийская,  район
"ММДЦ-Сити". Предусмотрено строительство видовой площадки с прича-
лом  на Кремлевской набережной,  обустройство Пречистинской и Яки-
манской набережных.
     В направлении  реконструкции промышленных территорий реализу-
ется проект технопарка "Нагатино-Зил".  Он  формируется  на  месте
ликвидируемых  устаревших  промышленных предприятий с созданием на
части высвобождаемой территории широкой озелененной полосы-бульва-
ра  вдоль  берега реки Москвы,  меры по защите реки от загрязнения
сточными водами.
     Принята Правительством Москвы и реализуется развернутая прог-
рамма капитального ремонта набережных на 2006-2007 гг,  утвержден-
ная постановлением Правительства Москвы "О  содержании  и  ремонте
инженерно-транспортных сооружений    города   Москвы   на   период
2006-2007 гг. и перспективе до 2010 года", а также реконструкции и
ремонта объектов озеленения утвержденная постановлением Правитель-
ства Москвы "О программных мероприятиях по созданию,  реставрации,
реконструкции, ремонту  и  содержанию  зеленых  нсаждений в городе
Москве на 2006-2008 гг. и на перспективу до 2010 года".
     О неослабном внимании Мэра Москвы Ю.М. Лужкова и Правительст-
ва  Москвы  к  проблемам улучшения внешнего вида и дальнейшего ис-
пользования набережных свидетельствует,  в  частности,  решение  о
разработке  Целевой среднесрочной программы комплексного благоуст-
ройства и ландшафтного оформления набережных реки Москвы.
     Вместе с тем, изучение современного состояния набережных реки
показало, что  предусмотренное  Генеральным  планом  города Москвы
(Основные направления градостроительного развития  города  Москвы)
утвержденным  Законом  города Москвы N 14 от 27.04.2005 г.,  комп-
лексное благоустройство столицы, в отношении прибрежных территорий
реализуется недостаточно эффективно.
     Полученные, в результате планомерных обследований с акватории
реки Москвы,  а также выборочных наземных обследований,  материалы
визуальных  наблюдений  состояния  набережных  и прилегающих к ним
территорий  с  фотофиксацией,  дали  возможность  охарактеризовать
участки с проблемными ситуациями в части комлексного благоустройс-
тва.
     Состояние городского  дизайна набережных не соответствует той
роли и значению,  которые занимает река Москва в архитектурно-гра-
достроительной композиции города.
     Не в полной мере используется  очаровательная  неповторимость
Москвы-реки,  ее  привлекательность  для отдыха москвичей и гостей
столицы, великолепные природные возможности для современного архи-
тектурно-пространственного решения набережных.
     Благоустройство прибрежных территорий в силу особенностей ис-
торического развития города носит неравномерный характер. Наиболее
обустроенными в функциональном и эстетическом  отношении  являются
прибрежные объекты природного комплекса  Центрального  администра-
тивного округа,  Западного административного округа, Северо-Запад-
ного административного округа. Этому способствуют естественные то-
пографические  особенности и конфигурация русла  реки и размещение
рекреационных объектов в верхнем течении, отведение под промышлен-
ные зоны прибрежных территорий в нижнем течении реки.
     Существующее функциональное зонирование прибрежных территорий
характеризуется участками различного функционального назначения, в
основном территориями природного комплекса:  участками  природоох-
ранного,  природно-рекреационного  назначения,  резервными землями
природного  комплекса. Земельные  участки сторонних пользователей,
расположенных на территориях природного комплекса, по функции, как
правило,  относятся  к территориям общественного назначения: адми-
нистративно-делового, культурно-просветительного, спортивно-рекре-
ационного, лечебно-оздоровительного и других видов, что  не проти-
воречит статусу природного комплекса.
     Большой процент территорий природного комплекса  в  настоящее
время  относится  к категории неиспользуемых земель.
     Существующее функциональное зонирование резервных  территорий
природного комплекса  представлено помимо категории неиспользуемых
земель различными видами участков производственного назначения.
     Рассматривая береговую  линию  Москва-реки,  как водный фасад
города,  играющий важную роль в формировании декоративно-художест-
венного образа города,  в целом, и ландшафтно-рекреационных прост-
ранств в частности,  в составе настоящей  работы  проведен  анализ
современного  функционального зонирования участков,  примыкающих к
Москва-реке (таблица).
         Соотношение участков различного функционального
           назначения, расположенных вдоль Москва-реки
             (существующее использование территории)
                                                          Таблица
_________________________________________________________________
N    Функциональ-     Протяженность вдоль берегов Москва-реки, км
п/п  ное назначение  --------------------------------------------
     территории       СЗАО  ЗАО  ЮЗАО  ЦАО  ЮАО  ЮВАО  Всего по
                                                       городу
_________________________________________________________________
1_________2____________3_____4____5_____6____7_____8______9______
1. Природная          7,08  7,95  1,00  6,91 1,38  5,00  29,32
   % по округу       13,6  30,8  71,4  17,8  3,1  22,1
   % по функцио-     24,1  27,1   3,3  23,5  4,6  17,4   15,8%
   нальной группе
2. Природно-производ- 2,82  -     -    -     -     -      2,82
   ственная
   % по округу        5,4   -     -    -     -     -      -
   % по функцио-      100   -     -    -     -     -      1,5%
   нальной группе
3. Общественная       5,85  0,82  0,40 15,36 1,56  0,23  24,22
   % по округу       11,2   3,2  28,6  39,7  3,4   1,0
   % по функцио-     24,2   3,4   1,7  63,4  6,4   0,9   13,2%
   нальной группе
4. Жилая              1,80  5,59  -     7,52 5,48  1,72  22,11
   % по округу        3,5  21,7   -    19,4 12,3   7,6   11,9%
   % по функцио-      8,1  25,3   -    34,0 24,8   7,8
   нальной группе
5. Производственая,   7,73  6,93  -     8,94 26,03 10,45 60,08
   транспорт
   % по округу       14,8  26,8   -    23,1  58,3  46,3  32,4%
   % по функцио-     12,9  11,5   -    14,9  43,3  17,4
   нальной группе
6. Неиспользуемая    26,82  4,52  -    -     10,22  5,19 46,75
   % по округу       51,5  17,5   -    -     22,9  23,0 25,2%
   % по функцио-     57,4   9,7   -    -     21,8  11,1
   нальной группе
   Всего протяжен-   52,10 25,81 1,40  38,73 44,67 22,59 185,30
   ность берегов
   Москва-реки по
   округу:
   % по городу        28,1 13,9  7,6   20,9  24,1  12,2  100
     Анализ соотношения участков различного функционального назна-
чения,  расположенных вдоль всей Москва-реки в границах города по-
казал,  что в настоящее время береговой фронт  по  обоим  берегам,
включая наиболее значимые островные и полуостровные участки,  сос-
тавляет около 185 км и представлен всеми основными функциональными
типами: природный, природно-производственный, общественный, жилой,
производственный, неиспользуемый.
     Максимальная протяженность,  порядка  60  км,  приходится  на
участки производственного назначения и транспорт  (32,4%),  причем
на Южный административный округ приходится 58%  от их общей протя-
женности.  Минимальная  протяженность  участков  производственного
назначения,  составляющая около 15%, в Северо-Западном администра-
тивном округе.
     Вторыми по протяженности вдоль береговой линии идут неисполь-
зуемые земли,  которые занимают около 47 км (25,2%), причем макси-
мальная  протяженности в 27 км приходится на Северо-Западный адми-
нистративный округ,  а в Юго-Западном и Центральном административ-
ных  округах такие участки отсутствуют.  В Центральном администра-
тивном округе основная часть берегового  фронта  уже  в  настоящее
время занята общественной функцией (около 40% по округу), а резер-
ва для создания новых ландшафтно-рекреационных пространств, учиты-
вая отсутствие незанятых земель и незначительные показатели произ-
водственной функции (протяженность около 9 км), практически нет.
     Рассматривая сложившуюся  ситуацию  по  использованию  земель
вдоль береговой линии Москва-реки, можно сделать вывод, что основ-
ным  резервом  для  создания новых ландшафтно-рекреационных прост-
ранств обладают Северо-Западный административный  округ,  за  счет
неиспользуемых земель, а также Южный административный округ.
     В центральных районах города большая часть набережных  занята
автомобильными дорогами с интенсивным движением, отсекающими город
от реки непрерывными автомобильными потоками,  с завесой выхлопных
газов и круглосуточным гулом автомобилей.
     Практически ко всем существующим в центре города видовым пло-
щадкам,  пристаням  и спускам к воде затруднен доступ из-за интен-
сивного движения по набережным,  недостаточного количества регули-
руемых  пешеходных и подземных переходов (например,  на участке от
Котельнической набережной до Краснохолмской набережной).
     На значительном протяжении реки, особенно в пределах Южного и
Юго-Восточного административных округов, производственная застрой-
ка  обращается  своими тылами на реку,  а кварталы жилой застройки
оказываются отрезанными от водного зеркала производственными  объ-
ектами.
     Негативным элементом является использование  акватории  Моск-
вы-реки для размещения ресторанов, стационарных сценических площа-
док на воде,  установки плавучих пристаней и причалов  (дебаркаде-
ров), что портит эстетический вид, приводит к нарушению гидрологи-
ческого режима водотока из-за создания искусственных  препятствий.
В связи с этим наблюдается цветение воды в реке. На акватории око-
ло этих сооружений скапливается плавающий мусор.  Большинство  де-
баркадеров имеют неприглядный внешний вид.
     И главное -  при массовом размещении подобных объектов водная
гладь постепенно начинает исчезать,  превращается,  как бы, в про-
должение прибрежных территорий, что представляется совершенно неп-
риемлемым.
     Сохраняется негативная тенденция длительного "отстоя" судов и
других плавсредств на акватории реки в неприспособленных для этого
местах, как в навигацию, так и в межнавигационный период.
     К примеру,  наблюдается скопление ржавых кораблей в Кожуховс-
ком затоне, других местах акватории реки.
     Существенным фактором,  нарушающим  экологию и эстетику реки,
создающим дисгармонию ее с окружающей природой являются  многочис-
ленные автостоянки и "АЗС" на набережных. ( Нагатинская набережная
-  практически у всех  предприятий,  Новоданиловская,  Павелецкая,
Дербеневская, Космодомианская набережные - стоянки с двух сторон и
др.).
     В водоохраной  зоне  реки  имеются свалки (ЮВАО,  Курьяново в
пойме Москвы-реки, площадью около 19 га.; ЮАО, Каширское шоссе, на
берегу реки Москвы,,  площадью около 1,0 га ; также ЮАО, Нагатино,
вблизи Южного речного порта,  18 га ; СЗАО, между ул. Нижние Мнев-
ники и Москвой рекой около 2,5 га и др.).
     Значительная часть существующих сооружений по очистке поверх-
ностного стока технически устарела.  К наиболее характерным недос-
таткам,  снижающим уровень благоустройства и эстетического  облика
набережных относятся:
     - необустроенность береговой линии (у обреза  воды),  отсутс-
твие  подпорных стенок набережных,  причалов,  пешеходных и транс-
портных путей вдоль реки,  наземных и подземных переходов к  набе-
режным;
     - отсутствие комплексного благоустройства в рекреационных зо-
нах, как правило, нет туалетов, зачастую детских площадок, отсутс-
твуют или недостаточны по количеству цветники,  парковые скамейки,
урны, элементы декора (оригинальные изгороди, светильники и т.п.);
даже крупные ландшафтно -  рекреационные объекты не имеют таксофо-
нов, пультов вызова спецслужб; на большинстве рекреационных объек-
тов отсутствуют декоративные произведения монументального  искусс-
тва (парковая скульптура, архитектурно - скульптурные композиции);
     - размещение на набережных и озелененных прибрежных  террито-
риях гаражей типа "ракушка",  контейнерных и групповых одноэтажных
гаражей;
     - непривлекательный облик фоновой застройки,  требующей ради-
кального ремонта фасадов старых типовых зданий;
     - отсутствие  на определенных участках набережных мероприятий
по формированию древесного озеленения - кроны деревьев не  купиру-
ются, не подвергаются санитарной и садовой обрезке, в ряде случаев
закрывают обзор с реки и набережных эстетичных,  архитектурно цен-
ных  фасадов  или  наоборот не прикрывают неблагоприятную по внеш-
нему виду застройку;
     - использование прибрежных территорий,  особенно закрытых для
массового посещения,  в качестве свалок строительного  и  бытового
мусора;
     - недостаток обустроенных мест для проведения массовых празд-
ничных  мероприятий и рекреационной инфраструктуры;
     - недостаточность количества или отсутствие визуальной инфор-
мации в рекреационных зонах,  указателей выхода к прилегающим ули-
цам,  пляжам,  пунктам питания,  туалетам,  информация о порядке и
правилах  поведения  на территории;  имеющиеся элементы визуальной
информации очень разнородны по оформлению и не отличаются  хорошим
дизайном;
     - отсутствие предварительной очистки поверхностного стока во-
ды, являющегося серьезным источником загрязнения реки.
     Отмеченные выше недостатки и нерешенные  проблемы  набережных
реки Москвы препятствуют полноценному использованию потенциала ре-
ки в экологическом, спортивно-оздоровительном, туристско-рекреаци-
онном, эстетическом, культурно-воспитательном и транспортном отно-
шениях,  затрудняют создание более высокого  декоративно-художест-
венного образа города со стороны реки Москвы.

      1.3. Социально-экономическая значимость комплексного
           благоустройства и ландшафтного оформления
           набережных реки Москвы.

     Приоритетные задачи социально-экономического развития столицы
определены в  ряде  правовых  актов  города Москвы,  в том числе в
Прогнозе  социально-экономического  развития  города   Москвы   на
2006-2010 годы, одобренного постановлением Правительства Москвы от
27 июня 2006 г. N 449-ПП.
     Основные направления градостроительного развития города,  ус-
тановлены Генеральным планом развития города Москвы (основные нап-
равления градостроительного развития города Москвы), утвержденным
Законом города Москвы N 14 от 27.04.2005 г.,  предусматривающим, в
частности, "Создание во взаимодействии со средствами ландшафтной и
садово-парковой архитектуры  ансамблей  природных,  озелененных  и
водных пространств" (ст. 12). Эта задача конкретизирована градост-
роительными планами развития административных округов, по террито-
рии которых протекает река Москва.
     Типы функционального,  строительного, ландшафтного назначения
территорий установлены Законом города Москвы от 9 декабря 1998  г.
N 28 (в ред. Законов г. Москвы от 01.12.1999г. N 41, от 12.02.2003
г.  N 5, от 27.04.2005 N 14) "О градостроительном зонировании тер-
ритории города Москвы". "Нормы и правила проектирования  комплекс-
ного благоустройства на территории города Москвы МГСН 1.02-02" ут-
верждены постановлением  Правительства Москвы от 6 августа 2002 г.
N 623-ПП  (в   ред.   постановлений   Правительства   Москвы    от
19.08.2003 г. N 693-ПП, от 11.07.2006 г. N 497-ПП).
     Одной из актуальных задач Целевой программы ставится  обеспе-
чение  доступа москвичей и гостей столицы к акватории реки на всем
ее протяжении,  организация удобных связей береговой полосы с  об-
щественными  центрами  и  жилыми  районами города. Это находится в
полном соответствии с п.8 ст.6  нового Водного кодекса  Российской
Федерации,  предусматривающим что "Каждый гражданин вправе пользо-
ваться (без  использования механических транспортных  средств) бе-
реговой  полосой  водных объектов общего  пользования для передви-
жения и пребывания около них, в том  числе для осуществления люби-
тельского  и  спортивного  рыболовства  и  причаливания   плавучих
средств" и устанавливающей ширину береговой поло сы общего пользо-
вания 20 метров.
     Основные принципы государственной политики в  области  защиты
водных  объектов  от загрязнения,  развития озелененных территорий
определены в Экологической доктрине  города  Москвы,  утвержденной
постановлением Правительства Москвы от 4 октября 2005 г.  N 760-ПП
"Об экологической доктрине города Москвы", Законе города Москвы от
21 октября 1998 г.  N 26 "О регулировании  градостроительной  дея-
тельности на территориях природного комплекса города Москвы", Схе-
ме развития и размещения особо охраняемых природных  территорий  в
городе Москве, одобренной постановлением Правительства Москвы от 7
декабря 2004 г.  N 854-ПП (в редакции постановления  Правительства
Москвы от 28.12.2004 г.  N 956-ПП),  в постановлении Правительства
Москвы от 28 марта 2006 г.  N 219-ПП "О целевой среднесрочной эко-
логической программе города Москвы на 2006- 2008 годы".
     Градостроительные предпосылки   комплексного  благоустройства
набережных нашли отражение в Основных положениях Генеральной схемы
комплексного благоустройства города Москвы, утвержденной постанов-
лением Правительства Москвы от 2 сентября 2003 г.  N 746-ПП "О ге-
неральной схеме комплексного благоустройства города Москвы".
     Принципы развития  инфраструктуры  воднотранспортной  системы
определены в Концепции  развития  внутреннего  водного  транспорта
Московского бассейна до 2020 года,  одобренной постановлением Пра-
вительства Москвы от 1 апреля 2003 г. N 219-ПП "О целевой среднес-
рочной экологической программе города Москвы на 2006-2008 годы" (в
редакции  постановления   Правительства  Москвы   от  5.12.2006 г.
N 942-ПП).
     Новый элемент водотранспортной системы и соответствующее раз-
витие инфраструктуры набережных реки Москвы отражены в постановле-
нии Правительства Москвы от 27 декабря 2006 г. N 1055-ПП "О разви-
тии водного такси в Московском регионе".
     Развитие туристско-рекреационной  инфраструктуры определено в
Программе развития туризма в г.  Москве на период  до  2010  года,
одобренной постановлением Правительства Москвы от 8 августа 2000 г.
N 602 (в ред.  постановления Правительства Москвы от 27.06.2006 г.
N 448-ПП), а также в постановлении Правительства Москвы от 26 мар-
та 2002 года N 208-ПП "О концепции комплексного  развития  турист-
ско-рекреационной  зоны  "Золотое  кольцо Москвы" и первоочередных
мерах по ее реализации".
     Обеспечение безопасности на воде  и  комфортные  условия  для
круглогодичного отдыха  населения определено постановлением Прави-
тельства Москвы от 24 августа 1999 г.  N 780 "Об  утверждении  го-
родской  целевой  программы  "Создание спасательно-оздоровительных
комплексов на воде до 2010 года" (в редакции постановления  Прави-
тельства Москвы от 15.01.2002 г. N 24-ПП).
     В Концепции также учтены положения других нормативных  право-
вых актов Российской Федерации и города Москвы, материалы разрабо-
ток НИиПИ Генплана города Москвы,  ГУП "Моспроект-2", ГУП "Моспро-
ект-3", и других организаций, касающиеся данной проблемы.
     Перечень основных использованных документов и материалов при-
веден в приложении к Концепции.
     Таким образом, разработка Целевой программы комплексного бла-
гоустройства и ландшафтного оформления набережных реки Москвы име-
ет значительную правовую нормативную и  методическую  базу  ,соот-
ветствует  приоритетным  задачам социально-экономического развития
города Москвы,  направленным на создание наилучших условий  труда,
жизни и отдыха москвичей и гостей столицы,  обеспечение полномасш-
табного выполнения Москвой функций столицы Российской Федерации.

     1.4 Предмет и территориальные границы  Целевой программы,
         понятия "набережные" и "прибрежные территории"

     Предметом рассмотрения  Целевой  программы  является комплекс
градостроительных,  архитектурно-художественных,  организационных,
инженерно-технических,  экологических и экономических мероприятий,
обеспечивающих комплексность благоустройства и ландшафтного оформ-
ления  набережных и других прибрежных территорий реки Москвы в пе-
риод 2009-2011 года.
     В специальной литературе под словом "набережные",  понимаются
прибрежные территории, имеющие оборудованную береговую полосу- бе-
регоукрепительные  сооружения.  Применительно к реке Москве - это,
как правило,  подпорные стенки - сооружения из железобетонных бло-
ков облицованные гранитом, вдоль которых организованы сквозные ав-
томобильные магистрали,  пешеходные тротуары,  зеленые насаждения.
Такие  набережные преимущественно сооружены в Центральном и Запад-
ном административных округах.  В Северо-Западном,  Южном, Юго-Вос-
точном  округах это в лучшем случае низкие подпорные стенки с озе-
лененными откосами.
     Прибрежные территории -  понятие более расширительное и вклю-
чает в себя любые территории,  прилегающие к береговой полосе, не-
зависимо от степени их обустройства.
     Вопрос заключается в том,  что в  распоряжении  Правительства
Москвы от 29.12.2005 г.  N 2688-РП "О разработке Целевой программы
комплексного благоустройства и ландшафтного оформления  набережных
реки  Москвы" говориться о благоустройстве набережных реки Москвы.
При этом очевидно,  что речь идет не только и не столько об обору-
дованной береговой полосе, сколько о территориях с проблемными си-
туациями, требующих экологической реабилитации и обустройства.
     Таким образом  термины "набережные"  или "прибрежные террито-
рии"  применяются в настоящей Концепции в одинаковом, равнозначном
значении. Тот или иной термин применяется в тексте лишь для исклю-
чения повторов.
     Протяженность береговой полосы, охватываемой Целевой програм-
мой,  включает набережные собственно реки и обводного  канала  без
Химкинского  водохранилища и Канала им.  Москвы.  Ширина береговой
полосы принята,  как правило, в пределах 100 - 150 метров и расши-
ряется  до зоны видимости с фарватера в зависимости от градострои-
тельной ситуации.
     В районах  выхода  к  реке обширных по своей площади объектов
природного комплекса (ПК),  особо охраняемых природных  территорий
(ООПТ),  территориальные границы Целевой программы могут не совме-
щаться с границами ПК и ООПТ,  а будут охватывать только их  приб-
режные части.
     В местах набережных,  где расположены капитальные здания  или
сооружения различного назначения,  границы Целевой программы опре-
деляются существующей или проектируемой линией застройки.

     1.5  Понятия  "Объекты Целевой программы,  "Комплексное
          благоустройство и ландшафтное оформление"
     Объектами Целевой  программы  являются  набережные (фрагменты
набережных) реки Москвы.
     Возможные типы объектов :  собственно набережные,  прибрежные
территории общественных пространств, производственных предприятий,
природных комплексов (парков,  бульваров, скверов), особо охраняе-
мых природных территорий, неиспользуемых территорий и др.
     Концепцией и  разрабатываемой в дальнейшем на ее основе Целе-
вой программе предусматривается формирование в  прибрежной  полосе
различных  функциональных  пространств с комплексным благоустройс-
твом и ландшафтным оформлением  путем  применения  соответствующих
средств.
     В  п.11  статьи 1  Закона  города Москвы от 27 апреля 2005 г.
N 14 "О Генеральном плане города Москвы (Основные направления гра-
достроительного развития города Москвы)" дано понятие комплексного
благоустройства по отношению к городу в целом;
     В Основных положениях Генеральной схемы комплексного благоус-
тройства города Москвы,  утвержденной постановлением Правительства
Москвы от 2 сентября 2003 г. N 746-ПП четко сформулировано понятие
комплексного   благоустройства   как   взаимоувязанное  применение
средств ландшафтной и  садово-парковой  архитектуры,  пластической
организации и покрытия поверхности земли,  оборудование территории
и застройки устройствами для безопасности и  удобства  использова-
ния,  средств  освещения  и цветового решения участков территории,
зданий и сооружений,  декоративного озеленения, декоративной плас-
тики и графики, визуальной информации и рекламы, иных средств.
     Таким образом "комплексное благоустройство" включает  в  себя
понятие "ландшафтное оформление" как художественное проектирование
пейзажа городского пространства с использованием материалов приро-
ды.
     При этом комплексное благоустройство и ландшафтное оформление
набережных  по  сравнению с другими территориями города имеет свои
существенные особенности, такие как:
     - необходимость  защиты  берегов  от разрушающего воздействия
течений,  льдов,  напора воды.  Т.е.- берегоукрепительные работы в
своем  многообразии являются важнейшим элементом комплексного бла-
гоустройства набережных;
     - проведение водоохранных мероприятий;
     - приведения в надлежащий вид портовых сооружений;
     - строительство  и  реконструкция  причалов,  в том числе для
водного такси;
     - организация  спасательно-оздоровительных комплексов на реке.
     Конкретные объекты и их границы определяются  в  мероприятиях
Целевой  программы по согласованию с территориальными органами ис-
полнительной власти.
     Работа, проведенная при разработке Концепции,  показала,  что
наиболее перспективными для создания системы  ландшафтно-рекреаци-
онных  пространств  и туристско-рекреационных комплексов вдоль ре-
ки-Москвы являются территории природного комплекса, не имеющие ог-
раничений по рекреационному использованию,  а также ПК ограничения
использования которых при определенных условиях могут быть снижены
или сняты. Целевой программой могут предусматриваться разработка и
обоснование такого рода предложений.
     Особое внимание  при выборе первоочередных объектов комплекс-
ного благоустройства будет уделяться территориям в секторах  особо
ценных  видовых раскрытий с реки и ее берегов на наиболее значимые
архитектурные и природные ансамбли.  В этих  уникальных  по  своей
значимости участках потребуется уникальное благоустройство.

     1.6.  Аналитическая составляющая  Целевой программы.

     В предыдущем  подразделе Концепции определена особенность по-
нятия "комплексного благоустройства и ландшафтного  оформ-
ления"  применительно  к набережным реки Москвы.
     Учитывая это, в Целевой программе необходимо разработать сис-
тему дифференцированных показателей комплексного благоустройства и
ландшафтного оформления для различных типов набережных реки  Моск-
вы:
     - набережных в районах особо охраняемых природных  территорий
и  территорий природного комплекса с соответствующим режимом регу-
лирования градостроительной деятельности;
     - набережных  в  районах  рекреационных территорий природного
комплекса (зоны отдыха,  парки, сады, скверы, бульвары), рекреаци-
онных  центров  в  составе  особо охраняемых природных территорий,
применительно режимам регулирования градостроительной  деятельнос-
ти, которые устанавливаются градостроительной документацией;
     - набережных в районах нового жилищно-гражданского строитель-
ства  и  реконструкции  в  условиях выноса с прибрежных территорий
промышленных, коммунальных, строительных, транспортных предприятий
и экологической реабилитации этих территорий;
     - набережных в районах сохраняемой сложившейся жилой, общест-
венной и производственной застройки с оборудованной и обустроенной
прибрежной полосой.
     Такое многообразие  типов  набережных  реки диктует необходи-
мость использования многообразия архитектурно-ландшафтных  приемов
связи  прибрежных  территорий с водной поверхностью реки -  от ес-
тественных озелененных берегов до устройства благоустроенных,  об-
рамленных  гранитом  набережных  с минимальным количеством зеленых
насаждений.
     В целях обоснованного определения программных мероприятий при
разработке Целевой программы предусматривается  провести  аналити-
ческую работу по определению:
     - дифференцированных показателей комплексного благоустройства
и ландшафтного оформления набережных различных типов;
     - недостающей градостроительной и проектной  документации;
     - проблемных ситуаций на приоритетных прибрежных территориях;
     - первоочередных объектов, исходя из остроты проблемных ситу-
аций, наличия градостроительной и проектной документации и возмож-
ностей финансирования работ;
     - земельных  участков с оформленными земельно-правовыми отно-
шениями;
     - индикаторов оценки состояния комплексного благоустройства и
ландшафтного оформления набережных.

     1.7. Градостроительные критерии выбора объектов
          Целевой программы

     Объекты комплексного  благоустройства,  включаемые  в Целевую
программу,  должны отвечать следующим критериям:
     1. Объекты должны размещаться, в основном, в пределах  терри-
торий,  имеющих градостроительную документацию.
     2. Перечень объектов комплексного благоустройства и ландшафт-
ного оформления набережных реки Москвы должен быть увязан с переч-
нями объектов озеленения,  утвержденными в составе программных ме-
роприятий по созданию,  реставрации,  реконструкции, ремонту и со-
держанию зеленых насаждений в городе Москве на 2006-2008 годы и на
перспективу до 2010 года, утвержденных постановлением Правительст-
ва Москвы от 13.06.2006 г. N 379-ПП (в редакции постановления Пра-
вительства Москвы N 357-ПП от 15.05.2007 г.);
     3. Приоритетными  для  выбора объектов комплексного благоуст-
ройства являются территории,  вошедшие в зоны  формирования  ланд-
шафтно-рекреационных пространств,  туристско - рекреационных зон и
зоны общественных пространств,  приоритетность которых установлена
Генеральной  схемой  комплексного  благоустройства  города Москвы,
одобренной постановлением  Правительства  Москвы от  02.09.2003 г.
N 746-ПП.
     В Целевой программе должны быть отражены типологические ситу-
ации, определяющие дифференцированный подход к комплексному благо-
устройству и ландшафтному оформлению набережных, включая:
     - положение в городе: исторический центр, срединная зона, пе-
риферия;
     - положение  по  отношению к той или иной функциональной зоне
города (производственная,  жилая, природная, общественная);
     - историко-культурную и природную характеристику набережных и
прилегающих территорий;
     - планировочную роль набережных;
     - положение в перспективной архитектурно-пространственной ор-
ганизации города;
     - положение по отношению к особо значимым общественным прост-
ранствам города Москвы;
     - размещение на территориях преимущественно сохраняемых (бла-
гоустройство  решается как самостоятельная задача) либо подлежащих
градостроительной реорганизации (благоустройство носит сопутствую-
щий характер и решается в рамках общих проектов планировки и заст-
ройки).
     В Целевой  программе  должны быть сформулированы приоритетные
направления комплексного благоустройства и ландшафтного оформления
в зависимости от типологической ситуации, включая:
     - благоустройство высокоурбанизированной городской  среды,  в
том  числе с созданием альтернативных видов озеленения (вертикаль-
ного,  мобильного,  крышного);
     - нейтрализацию диссонирующей застройки;
     - благоустройство   и   озеленение   ландшафтно-рекреационных
пространств методами ландшафтного дизайна;
     - экологическую реабилитацию ценных  природных  территорий  в
пределах ландшафтно-рекреационных пространств.

     2. Обоснование целесообразности решения проблемы
        программно-целевым методом

     Реализация правовых актов Российской Федерации и города Моск-
вы в сфере экологии и градостроительства позволяет  решать  многие
проблемы реки Москвы и ее берегов.  Вместе с тем, многолетний опыт
доказывает,  что обеспечение комплексности при разработке и реали-
зации благоустройства набережных реки Москвы не может быть достиг-
нуто только в рамках основной деятельности отдельных  органов  ис-
полнительной власти города. Принимаемые и реализуемые ими меропри-
ятия носят узко отраслевой, подчас эпизодический характер.
     Дальнейшее продвижение  в  этом  деле  не  должно сводиться к
простому наращиванию объемов ремонтных и озеленительных работ. При
этом необходимо преодоление стереотипа в представлении о комплекс-
ном благоустройстве и ландшафтном оформлении  как  преимущественно
декоративной  деятельности,  направленной  на  украшение городской
среды.
     В настоящее  время  уже  очевидно,  что решение стоящих задач
требует комплексного, системного подхода, тем более в условиях ре-
формирования бюджетного процесса,  предусматривающего смещения ак-
центов с управления расходами на управление результатами и переход
преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирова-
ния.
     Чтобы верно  определить  и реализовать мероприятия,  по комп-
лексному благоустройству и ландшафтному  оформлению  набережных  с
учетом  реконструкции и нового строительства,  выходящего на реку,
помимо отдельных проектов необходима Целевая программа  -  своеоб-
разный сводный план мероприятий,  скоординированный и увязанный по
ресурсам, исполнителям, срокам начала и завершения работ.
     Программно-целевой метод  решения  данной проблемы позволит в
период 2009-2011 годов оптимально наметить и реализовать  конкрет-
ные проекты в разрезе административных округов,  районов и отдель-
ных набережных.
     Именно поэтому для решения поставленной в Концепции многопла-
новой задачи Государственным заказчиком предусматривается привлечь
к  формированию  Целевой программы ряд отраслевых органов исполни-
тельной власти города,  а также префектуры административных  окру-
гов, по территории которых протекает река Москва (раздел 7).
     Необходимость решения проблемы  комплексного  благоустройства
набережных  программно-целевым методом обусловлена следующими объ-
ективными причинами:
     - наличием единого и неразрывного объекта обустройства - реки
Москвы,  требующей естественно единых подходов, скоординированного
и комплексного решения существующих проблем;
     - необходимостью координации действий органов  исполнительной
власти  города в решении проблемных ситуаций,  связанных с рекой и
ее прибрежными территориями,  четкого распределения  полномочий  и
ответственности между органами исполнительной власти за выполнение
отдельных мероприятий;
     - многообразием видов и объемов работ,  требующих привлечения
значительных инвестиций из различных источников финансирования;
     - необходимостью  выбора оптимальных решений в условиях нали-
чия ограниченных ресурсов и сроков реализации инвестиционных прог-
рамм;
     - требованием выбора целевых индикаторов и показателей,  поз-
воляющих оценить ход реализации Целевой программы, мониторинга ре-
зультатов реализации тех или иных мероприятий.
     Таким образом, именно программно-целевой метод в качестве ос-
новы государственного управления  комплексным  благоустройством  и
ландшафтным оформлением набережных реки является наиболее предпоч-
тительным инструментом управления, поскольку позволяет существенно
повысить эффективность работы всех задействованных в этой проблеме
структур.
     С учетом  изложенного  использование  в 2009-2011 годах прог-
раммно-целевого метода представляется наиболее целесообразным  для
комплексного  благоустройства и ландшафтного оформления набережных
реки Москвы.

     3. Характеристика и  прогноз  развития  сложившейся
        проблемной  ситуации  в  рассматриваемой  сфере
        без использования программно-целевого метода
     В предыдущих разделах Концепции отражены основные  негативные
тенденции  и проблемы существующего состояния набережных и аквато-
рии реки Москвы.  Без комплексного решения указанных проблем прог-
раммно-целевым  методом  негативные моменты могут еще более усугу-
биться.
     Непрограммный подход  не  может  обеспечить системное решение
организационных,  методологических,  технологических,   материаль-
но-финансовых вопросов реабилитации акватории реки и ее набережных
и следовательно,  не даст возможности выбора оптимального варианта
комплексного благоустройства набережных реки в заявленный трехлет-
ний период.
     При этом  основными  недостатками осуществления работ непрог-
раммным методом по-прежнему будут:
     - организационная разобщенность при проведении различными ве-
домствами  многообразных  и  разнохарактерных  работ  капитального
строительства и благоустройства на прибрежных территориях;
     - недостаточная эффективность  использования  материальных  и
финансовых средств,  направляемых на эти цели;
     - невозможность формирования единых целевых индикаторов и по-
казателей;
     - отсутствие эффективных механизмов  контроля  и  мониторинга
реализации намеченных мероприятий.
     Как показывает практика, даже увеличение финансирования работ
по строительству и реконструкции на прибрежных территориях в усло-
виях отсутствия программно-целевого подхода не приведет к желаемым
результатам.
     Отказ от использования возможностей программно-целевого мето-
да  при  решении  проблемных  ситуаций реки Москвы и ее набережных
сделает невозможным достижение необходимых городу результатов.
     Решение задач,  поставленных  Правительством  Москвы по комп-
лексному благоустройству  и  ландшафтному  оформлению  набережных,
возможно  лишь  в  рамках Целевой программы с использованием прог-
раммно-целевого метода бюджетного планирования с широким привлече-
нием средств инвесторов.
     4. Возможные варианты  решения проблемы, оценка
        преимуществ и рисков, возникающих при различных
        вариантах решения проблемы

     В Концепции  предлагаются различные варианты решения проблемы
комплексного благоустройства и ландшафтного оформления  набережных
реки Москвы.
     Первый вариант.  Осуществление комплексного благоустройства и
ландшафтного  оформления  прибрежных  территорий по всей береговой
полосе реки с учетом:
     - более  широкого раскрытия городской застройки на реку Моск-
ву;
     - полного вывода с прибрежных территорий непрофильных промыш-
ленных предприятий и складских зон;
     - освобождения  части набережных от автомобильного транспорта
и преобразование набережных в пешеходные зоны;
     - полномасштабного  развития инфраструктуры водного транспор-
та;
     - существенного  развития инфраструктуры природно-рекреацион-
ного и туристического комплексов;
     - сооружения  спасательно-оздоровительных комплексов на реке.
     Это оптимистический вариант,  выходящий за временные рамки  -
три  года.  Для  Целевой среднесрочной программы,  рассчитанной на
2009-2011 г.г., этот вариант не реалистичен.
     В тоже  время - это стратегическое направление переустройства
набережных реки Москвы.Представляется,  что данный  вариант  может
присутствовать  в Целевой программе в виде задела работ на следую-
щий период реализации  комплексного  благоустройства  по  основным
направлениям  преобразования набережных,  заложенным в Генеральном
плане города Москвы.
     Второй, третий и четвертый варианты Целевой программы опреде-
лены с учетом градостроительных критериев выбора объектов  Целевой
программы, изложенных в подразделе 1.7 настоящей Концепции, а так-
же возможностей реализации программы в намеченные три года.
     Второй вариант. С учетом имеющихся ресурсов, в том числе гра-
достроительной и проектной документации,  осуществляется комплекс-
ное  благоустройство  и  ландшафтное оформление только набережных,
имеющих наиболее острые проблемные ситуации..  Это касается в пер-
вую очередь прибрежных территорий Юго-Восточного,  Южного, в мень-
шей степени, Северо-Западного административных округов.
     Ограниченные благоустроительные  работы  по уже оборудованным
набережным в Центральном, Юго-Западном и Западном административным
округам.
     Третий вариант. С учетом имеющихся ресурсов, в том числе гра-
достроительной и проектной документации,  осуществляется комплекс-
ное благоустройство и ландшафтное оформление фрагментов набережных
так называемых "пусковых комплексов"  во всех административных ок-
ругах, по которым протекает река Москва.
     Четвертый вариант. Заключается в рациональной комбинации эле-
ментов второго и третьего вариантов.
     Выбор оптимального варианта должен быть осуществлен на стадии
разработки Целевой программы при формировании Государственным  за-
казчиком совместно с префектурами административных округов Перечня
объектов Целевой программы.
     При любом  варианте  решения  проблемы  в мероприятия Целевой
программы необходимо включать разработку градостроительной и  про-
ектной  документации  для  обеспечения благоустроительных работ на
период, выходящий за сроки реализации Целевой программы.

     5. Предложения по целям и задачам программы, целевым
        индикаторам и показателям, позволяющим оценивать
        ход реализации целевой программы по годам

     5.1. Цели и задачи  Целевой программы

     Целевая программа разрабатывается в целях определения направ-
лений  и  способов  обеспечения программными методами комплексного
благоустройства и  ландшафтного  оформления  набережных  и  других
прибрежных  территорий  реки  Москвы,  с учетом их функционального
назначения, повышения художественной выразительности и ландшафтной
организации территории.
     Для достижения указанной цели,  исходя из положений, отражен-
ных в разделе 1 настоящей Концепции, в Целевой программе
должна быть решена следующая основная задача:
     - сформировать в 2007,  утвердить в 2008 году для осуществле-
ния в 2009 - 2011 гг.  программные  мероприятия,  направленные  на
комплексное  благоустройство  и  ландшафтное оформление набережных
реки Москвы,  включающие организационно - методические, проектные,
благоустроительные  и  другие программные действия в разрезе адми-
нистративных округов,  районов и  набережных,  с  указанием  видов
(состава) и объемов работ,  источников финансирования,  сроков вы-
полнения и исполнителей работ,  органов исполнительной власти, от-
ветственных за выполнение мероприятий;
     Выполнение этой основной задачи базируется на  решении  взаи-
мосвязанных  с ней следующих задач:
     - определить приоритетные территории для выбора  объектов,  в
том числе первоочередных,  с учетом типологических ситуаций, обус-
ловливающих дифференцированный подход к комплексному благоустройс-
тву и ландшафтному оформлению набережных;
     - выявить специфику состава и показателей комплексного благо-
устройства и ландшафтного оформления различных типов набережных;
     - предусмотреть мероприятия до 2011 года  по  благоустройству
реки  и  ее  использованию для туристско-рекриационных целей и для
развития водного такси в Московском регионе,  а  также  разработку
предложений по развитию данных работ на период после 2011 года;
     - сформировать перечень объектов,  в том числе первоочередных
объектов и объемов выполняемых работ,  направленных на комплексное
благоустройство и ландшафтное оформление набережных;
     - проработать вопрос включения в указанный перечень гидротех-
нических сооружений,  устройств по предотвращению попадания мусора
в акваторию реки Москвы, объектов, обслуживающих речные туристские
и пассажирские маршруты;
     - сформировать  и осуществить взаимоувязанные по срокам,  ис-
точникам финансирования и исполнителям,  программные  мероприятия,
предшествующие комплексному благоустройству, направленные на осво-
бождение набережных от свалок и захламлений,  от таких  сооружений
как гаражи,  АЗС, на восстановление рельефа и рекультивацию почвы,
перенос границ и ограждений участков  предприятий,  технологически
не  связанных с акваторией реки,  за линию береговой полосы общего
пользования ( 20 метров) в соответствии с федеральными и городски-
ми правовыми актами, решениями префектур и управ районов.
     - разработать  предпроектные  предложения  по  первоочередным
объектам и объемам выполняемых работ в виде градостроительных, ар-
хитектурно-художественных, экологических и других требований к ре-
шению  вопросов комплексного благоустройства и ландшафтного оформ-
ления при проектировании первоочередных объектов.
     5.2. Структура  Целевой  программы

     Распоряжением Правительства Москвы от 29.12.2005 г. N 2688-РП
"О  разработке Целевой среднесрочной программы комплексного благо-
устройства и ландшафтного оформления набережных реки Москвы"  раз-
работка программы предусматривается в два этапа:
     I этап - разработка предпроектных предложений по первоочеред-
ными  объектам и объемам выполняемых работ как составной части Це-
левой программы";
     II этап  -  разработка Целевой программы.
     Разработка Целевой программы  на  каждом  этапе  определяется
Технологическим заданием Государственного заказчика.

     Первый  этап  Целевой программы.
     Предпроектные предложения по первоочередным объектам  и  объ-
емам выполняемых работ должны включать:
     Пояснительную записку, содержащую обоснование цели, направле-
ний и способов решения следующих задач:.
     - формирования программных мероприятий,  предшествующих комп-
лексному  благоустройству  набережных  и  программных  мероприятий
собственно по комплексному благоустройству и ландшафтному оформле-
нию первоочередных объектов;
     - требования к проектированию первоочередных  объектов,  нап-
равленные  на обеспечение комплексности их благоустройства и ланд-
шафтного оформления и содержащие краткую оценку существующего бла-
гоустройства, рекомендуемые показатели его комплексности, градост-
роительные,  архитектурно-художественные,  экологические и  другие
требования к проектным решениям.
     - Графические материалы в составе:
     - схемы размещения первоочередных объектов вдоль реки Москвы,
в границах административных округов и районов с  отражением  типов
набережных,  состояния  объектов,  рекомендуемых показателей комп-
лексности их благоустройства;
     - схемы  обеспечения первоочередных объектов недостающей гра-
достроительной и проектной документаций;
     - материалы фотофиксации состояния первоочередных объектов;
     - материалы визуализации предпроектных предложений  по  комп-
лексному  благоустройству и ландшафтному оформлению первоочередных
объектов (на примерах характерных типов набережных).
     Предпроектные предложения  согласовываются с Москомархитекту-
рой, префектурами  Центрального  административного  округа,  Севе-
ро-Западного  административного округа, Западного административно-
го округа, Юго-Западного административного  округа, Южного админи-
стративного округа,  Юго-Восточного административного округа,  Де-
партаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства  го-
рода Москвы и Главным управлением МЧС России по г. Москве.

     Второй этап  Целевой  программы

     В соответствии с Порядком разработки, утверждения, финансиро-
вания и контроля городских целевых программ в городе Москве  Целе-
вая программа в целом будет включать следующие разделы:
     1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Це-
левая программа,  и оценка сложившейся ситуации.
     2. Основные цели программы,  оценка социальных, экономических
и экологических результатов реализации Целевой программы.
     3. Задачи,  которые необходимо решить для достижения цели,  с
указанием сроков и этапов их реализации,  индикаторы и показатели,
характеризующие поэтапное решение задачи.
     4. Перечень мероприятий Целевой программы, которые необходимо
реализовать для решения каждой из задач,  и конкретный  результат,
который  должен  быть получен вследствие реализации этих мероприя-
тий.
    5. Обоснование  источников  и  объемов финансового обеспечения
Целевой программы.
    6. Оценка внешних факторов, которые могут влиять на достижение
поставленных целей.
    7. Механизм управления программой.
    Результат Целевой программы будет также включать  паспорт  го-
родской  целевой  программы  и  проект постановления Правительства
Москвы об утверждении Целевой среднесрочной программы комплексного
благоустройства  и  ландшафтного оформления набережных реки Москвы
на период 2009 - 2011 гг.
     Целевая программа в целом подлежит утверждению Правительством
Москвы в соответствии с установленным порядком.
     5.3. Целевые показатели и индикаторы, позволяющие
          оценить ход реализации Целевой программы

     В подразделе 1.  6 Концепции приведены четыре типа набережных
в зависимости от природных условий и градостроительных ситуаций их
расположения.
     В соответствии с этим на первом этапе Целевой программы долж-
на быть разработана система показателей комплексного благоустройс-
тва и ландшафтного оформления применительно к каждому  из  четырех
типов набережных.
     При этом ход реализации Целевой программы предполагается оце-
нивать посредством "Индикаторов состояния". Так, например, если на
набережной, где предусматривается декоративное озеленение, таковое
отсутствует "индикатор  состояния"   по  данной позиции равен "0".
При выполнении работ "индикатор состояния" увеличивается: 0.1, 0,2
и т.д.  до единицы.  И так по каждому виду благоустройства.  Комп-
лексность благоустройства также оценивается "индикаторами  состоя-
ния"  путем  получения  средней  величины по конкретным набережным
Москвы.

     6. Предложения по источникам финансирования
        Целевой программы.

     Успешная реализация  Целевой  программы  возможна при условии
использования различных источников финансирования, предусмотренных
статьями 16,  9.5 и 9.6 "Порядка разработки, утверждения, финанси-
рования и контроля за ходом реализации городских целевых  программ
в городе Москве ", утвержденного постановлением Правительства Моск-
вы от 17.01.2006 г.N 33-ПП  - федерального  бюджета  (по  объектам
федеральной собственности), городского бюджета (по статьям бюджет-
ной классификации), средств организаций и других внебюджетных ис-
точников.
     По мероприятиям,  предусматривающим  финансирование  за  счет
средств федерального бюджета и внебюджетных источников, в процессе
разработки Целевой программы будут подготовлены проекты соглашений
с федеральными органами исполнительной власти и различными органи-
зациями для подписания от имени города Москвы.
     7. Предложения по участию органов исполнительной власти
        города Москвы в формировании и реализации целевой программы

     Для отражения  в  Целевой программе потребностей и перспектив
развития различных отраслей хозяйства г.  Москвы в районе набереж-
ных  и  других прибрежных территорий,  а также интересов отдельных
административных округов,  по территории  которых  протекает  река
Москва,  предлагается  участие  следующих  органов  исполнительной
власти города в формировании и реализации Целевой программы:
     Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства
г.  Москвы;
     Департамент экономической политики и развития г.  Москвы;
     Департамент транспорта и связи г.  Москвы;
     Департамент градостроительной  политики,  развития  и реконс-
трукции г. Москвы;
     Департамент природопользования и охраны окружающей среды;
     Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы;
     Комитет по  внешнеэкономической  деятельности  города Москвы;
     Комитет рекламы,  информации и оформления г.  Москвы;
     Комитет по  физической культуре и спорту г.  Москвы;
     Главное управление МЧС России по г. Москве;
     Управление по  обеспечению мероприятий гражданской защиты го-
рода Москвы  (МГПСС,  ГУП  "Берега  Москвы");
     Префектуры: Центрального,  Юго-восточного, Южного, Юго-запад-
ного, Западного, Северо-западного административных округов.
     Возможность такого  участия определяется Положениями о данных
органах утвержденными Правительством Москвы.

     8. Предложения  по государственным заказчикам  и
        разработчикам   Целевой программы.

     Как указывалось  выше,  распоряжением Правительства Москвы от
29.12.2005 г. N 2688-РП Государственным  заказчиком  Целевой прог-
раммы определен Департамент жилищно-коммунального хозяйства и бла-
гоустройства г. Москвы.

     Разработчики Целевой программы.
     Предлагаемый Генеральный разработчик Целевой программы -  го-
ловной  институт  Москомархитектуры по проектированию комплексного
благоустройства и городского дизайна ГУП "Моспроект-3", являющийся
Генеральным разработчиком настоящей Концепции.
     Генеральный разработчик определяет разработчиков-соисполните-
лей из числа ГУПов системы Москомархитектуры и Архитектурно-плани-
ровичных отделов административных округов г. Москвы, других специ-
ализированных проектных организаций.
     Разработка Целевой программы осуществляется на условиях дого-
воров (контрактов), заключаемых государственным заказчиком с Гене-
ральным разработчиком,  а также договоров, заключаемых Генеральным
разработчиком  с  другими  разработчиками-соисполнителями  Целевой
программы.

     9. Предложения по формам и методам управления
        реализацией целевой программы

     В соответствии с разделом VIII "Порядка",  утвержденного пос-
тановлением Правительства Москвы от 17.01.2006 г.  N33-ПП управле-
ние реализацией Программы возлагается на Государственного заказчи-
ка.  Государственный заказчик обеспечивает взаимодействие  органов
исполнительной власти города, а также юридических лиц, участвующих
в реализации мероприятий Целевой программы.
     В соответствии с п.  24 указанного выше "Порядка" в целях эф-
фективного текущего управления реализацией Целевой программы пред-
лагается  рассмотреть  целесообразность  внесения  в Правительство
Москвы в установленном порядке предложения о создании Дирекции Це-
левой программы.
     В целях эффективного и действенного контроля  за  реализацией
Целевой программы Государственный заказчик осуществляет мониторинг,
предусматривающий:
     - сбор  и анализ сведений о ходе реализации мероприятий Целе-
вой программы;
     - оценку  показателей  результативности и эффективности прог-
раммных мероприятий;
     - информацию о целевом использовании и объемах средств бюдже-
та г. Москвы, а также средств, привлеченных из внебюджетных источ-
ников;
     - подготовку отчетов в Департамент экономической  политики  и
развития города (два раза в год) о ходе выполнения программных ме-
роприятий.
.
                                              Приложение
                                     к Концепции Целевой программы
                                     компексного благоустройства
                                     и  ландшафтного  оформления
                                     набережных реки Москвы

           Перечень правовых актов Российской федерации
         и города Москвы, научно-методических документов
        и других материалов, использованных при подготовке
        Концепции Целевой программы комплексного благоуст-
    ройства и  ландшафтного оформления  набережных реки Москвы
_________________________________________________________________
NN  Наименование документа                    Выходные данные
п/п
_________________________________________________________________
1_______________2_____________________________________3__________
1. Градостроительный кодекс            От 29.12.2004 N 190-ФЗ
   Российской Федерации                (в ред.Федеральных законов
                                       от 22.07.2005 N 117-ФЗ,
                                       от 31.12.2005 N 199-ФЗ,
                                       N210-ФЗ,
                                       от 03.06.2006 N 73-ФЗ,
                                       от 27.07.2006 N 143-ФЗ,
                                       от 04.12.2006 N 201-ФЗ,
                                       от 18.12.2006 N 232-ФЗ,
                                       от 29.12.2006 N 258-ФЗ,
                                       от 10.05.2007 N 69-ФЗ)

2. Водный кодекс Российской            От 3.06.2006 N 73-ФЗ
   Федерации                           (в ред.Федерального закона
                                       от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

3. Кодекс внутреннего водного          От 07.03.2001 г. N 24-ФЗ
   транспорта  Российской              (в ред.Федеральных законов
   Федерации                           от 05.04.2003 N 43-ФЗ,
                                       от 30.06.2003 N 86-ФЗ,
                                       от 29.06.2004 N 58-ФЗ,
                                       от 4.12.2006 N 201-ФЗ,
                                       от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
4. Закон города Москвы "О Генераль-    От 27.04.2005 N 14
   ном плане города Москвы (Основные
   направления  градостроительного
   развития города Москвы")

5. Закон города Москвы "Об особо        От 26.09.2001 N48 (в ред.
   охраняемых природных территориях     Законов г.Москвы от
   в городе Москве"                     14.07.2004 N 48,от
                                        08.12.2004 N 82,
                                        от 11.05.2005 N16,
                                        от 18.01.2006 N 5.)
_________________________________________________________________
1_______________2_____________________________________3__________

6. Закон города Москвы "О градострои-   От 09.12.1998 N 28 (в ред.
   тельном зонировании территории       Законов г. Москвы от
   города Москвы"                       1.12.2003 N 41,
                                        от 12.02.2003 N 5,
                                        от 27.04.2005 N 14)
7. Закон города Москвы "О регулиро-     От 21.10.1998 N 26
   вании градостроительной деятель-
   ности на территориях природного
   комплекса города Москвы"

8. Постановление Правительства Москвы   От 4.10.2005 N 760-ПП
   "Об экологической доктрине города
   Москвы"

9. Постановление Правительства Москвы   От 7.12.2004 N 854-ПП
   "О схеме развития и размещения       (в ред.
   особо охраняемых природных терри-    пост. Правительства Москвы
   торий в городе Москве"               от 28.12.2004 N 955-ПП)

10. Постановление  Правительства        От 28.03.2006  N219-ПП
    Москвы "О Целевой среднесрочной     (в ред.
    экологической программе города      пост. Правительства Москвы
    Москвы на 2006-2008 годы"           от 5.12.2006  N 942-ПП)

11. Постановление Правительства         От 02.09.2003  N 746-ПП
    Москвы "О  Генеральной  схеме
    комплексного благоустройства
    города Москвы"

12. Постановление  Правительства        От 6 .08.2002 N 623-ПП
    Москвы "Об утверждении норм и       (в ред.пост.Правительства
    правил комплексного благоуст-       Москвы от 19.08.2003 N 693-ПП,
    ройства на территории города        от  11.07.2006  N 497-ПП)
    Москвы  МГСН 1.02-02"
_________________________________________________________________
1_______________2_____________________________________3__________

13. Постановление Правительства         От 27.06.2006 N 449-ПП
    Москвы "О прогнозе социально-       (в ред.постановлений
    экономического развития города      Правительства Москвы
    Москвы  до 2010 года"               от 20.03.2007 N 178-ПП,
                                        от 24.04.2007 N 299-ПП,
                                        от 29.05.2007 N 411-ПП)

14. Постановление  Правительства        От 8.08.2000 N 602
    Москвы "Об основных положениях      (в ред.постановления
    программы  развития туризма  в      Правительства  Москвы
    городе Москве на период до 2010     от 27.06.2006 N 448-ПП)
    года"

15. Постановление Правительства         От 1.04.2003 N 219-ПП
    Москвы "О концепции развития        (в ред.постановления
    внутреннего водного транспорта      Правительства Москвы
    Московского бассейна до 2020        от 22.06.2004 N 423-ПП)
    года"

16. Постановление Правительства         От 26.03.2002 N 208-ПП
    Москвы "О концепции комплексного    (в ред.постановлений
    развития  туристско-рекреационной   Правительства Москвы
    зоны "Золотое кольцо Москвы" и      от 18.05.2004 N 305-ПП,
    первоочередных мерах по ее          от 17.06.2003 N 440-ПП)
    реализации"

17. Постановление Правительства         От 2.05.2006 N 298-ПП
    Москвы  "О содержании и ремонте
    инженерно-транспортных сооружений
    города Москвы на период 2006-2007
    г.г. и  перспективе до 2010 года"

18. Постановление Правительства         От 14.02.2006 N 102-ПП
    Москвы "О порядке разработки и
    утверждения программ  социально-

    экономического развития админист-
    ративных округов города Москвы
    и отчетов об их исполнении"
_________________________________________________________________
1_______________2_____________________________________3__________

19. Постановление Правительства        От 28.09.2004 N666-ПП
    Москвы "О Целевой долгосрочной
    программе по восстановлению малых
    рек и водоемов города Москвы  на
    период до 2010 года"

20. Постановление Правительства        От 17.01.2006 N 33-ПП
    Москвы "О порядке  разработки,     (в ред.постановления
    утверждения, финансирования и      Правительства  Москвы
    контроля  за ходом реализации      от 26.09.2006 N 744-ПП)
    городских целевых программ в
    городе Москве"

21. Постановление  Правительства       От 19.01.1999  N 38 (в ред.
    Москвы "О проектных предложениях   26 пост.Правительства
    по установлению границ природного  Москвы, принятых в период
    комплекса  с их описанием и        с 1994 по 2005 г.г.)
    закреплением актами..."

22. Постановление Правительства        От 13.06.2006 N 379-ПП
    Москвы "О программных мероприя-    (в ред.
    тиях по созданию, реставрации,     пост. Правительства Москвы
    реконструкции, ремонту и содер-    Москвы от 15.05.2007
    жанию зеленых насаждений в го-     N 357-ПП)
    роде Москве на 2006-2008 г.г.
    и на перспективу до 2010 года"

23. Постановление  Правительства      от 27.12.2006 N 1055-ПП
    Москвы "О развитии водного
    такси в  Московском регионе"

24. Распоряжение Правительства        от 29.12.2005 N 2688-РП
    Москвы "О  разработке Целевой
    среднесрочной программы комплек-
    сного благоустройства и ландшафт-
    ного оформления набережных реки
    Москвы "
_________________________________________________________________
1_______________2_____________________________________3__________


25. Письмо Департамента экономической От 18.09.06 N ДПР/6-394
    политики и развития города Москвы
    в адрес Департамента жилищно-ком-
    мунального хозяйства и благоустро-
    йства города Москвы по вопросу
    внесения уточнений в инвестицион-
    ную программу города на 2006 г.

26. Градостроительные проблемы рекон-  МГЦНТИ,Москва-1991г.
    струкции прибрежных районов круп-
    нейших городов

27. Постановление  Правительства       От 24.08.2004 N 574-ПП
    Москвы "О Генеральной схеме        (в ред. Постановления
    размещения гостиниц в городе       Правительства Москвы от
    Москве до 2010 года"               03.05.2005 года N 314-ПП
                                       "О внесении изменений и
                                       дополнений в постановление
                                       Правительства Москвы
                                       от 24.08.2004 г.N 574-ПП")

28. И.Воскресенский "Береговые         Журнал "Ландшафтная архи-
    ландшафты"                         тектура, дизайн" 03.2006

29. Схема комплексной реабилитации     ГУП НИиПИ Генплана г.Москвы
    прибрежных територий Москвы-       (в соавторстве с ГУП "Мос-
    реки                               проект-3, 2006 г.)




                             Верно: