В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19
января 1999 г. N 24 "О внедрении Единой государственной картогра-
фической основы г.Москвы для решения задач управления городским
хозяйством с использованием автоматизированных технологий" в горо-
де были начаты работы по формированию пространственных данных, ко-
торые заложили фундамент для создания единого геоинформационного
пространства города Москвы. В соответствии с распоряжением Прави-
тельства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. N 1157-р была
одобрена Концепция создания и развития инфраструктуры пространс-
твенных данных Российской Федерации, определяющая основные принци-
пы и направления работ в области создания и развития инфраструкту-
ры пространственных данных Российской Федерации.
На протяжении последних лет между федеральными органами ис-
полнительной власти и городом Москвой был заключен ряд соглашений
о взаимодействии и информационном обмене на основе пространствен-
ных данных.
В настоящее время в городе постоянно проводятся работы по
созданию и развитию пространственной информации, формируются тема-
тические базы пространственных данных, по отдельным территориям
выполняются работы в трехмерном информационном пространстве. По
результатам их выполнения накоплены значительные объемы пространс-
твенной информации, которые для обеспечения эффективного функцио-
нирования единого городского геоинформационного пространства и ин-
формационного обеспечения города в целом требуют решения задач по
интеграции и постоянной актуализации.
В целях создания наиболее благоприятной среды для жизнедея-
тельности и дальнейшего устойчивого развития города за счет ис-
пользования геопространственных данных Правительство Москвы пос-
тановляет:
1. Одобрить Концепцию среднесрочной городской целевой прог-
раммы работ по развитию единого геоинформационного пространства
города Москвы на 2010-2012 годы (далее - Концепция) согласно при-
ложению к настоящему постановлению.
2. Москомархитектуре совместно с заинтересованными органами
исполнительной власти города Москвы на основании Концепции разра-
ботать среднесрочную городскую целевую программу работ по развитию
единого геоинформационного пространства города Москвы на 2010-
2012 годы и представить ее на утверждение Правительства Москвы
не позднее 10 августа 2009 г.
3. Председателю Совета по картографическому обеспечению
г.Москвы предусмотреть в планах работы совета рассмотрение вопро-
сов развития единого геоинформационного пространства города Моск-
вы.
4. Признать утратившим силу пункт 8 постановления Правитель-
ства Москвы от 5 марта 1996 г. N 203 "Об обеспечении выполнения
программы развития метрополитена в 1996 году".
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первых заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы Реси-
на В.И. и Росляка Ю.В.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 30 июня 2009 г. N 619-ПП
Концепция
среднесрочной городской целевой программы работ по развитию
единого геоинформационного пространства города Москвы на
2010-2012 годы
1. Используемая терминология
Единое геоинформационное пространство города Москвы - сочета-
ние массивов пространственных данных о территории города Москвы,
представленных в двухмерном и трехмерном видах, охватывающих на-
земное, подземное и надземное пространство, связанных между собой
единой координатной основой, позволяющей отображать и обрабатывать
пространственные объекты одновременно из разных массивов данных
любых масштабов, включая массивы тематических данных различных
пользователей. Единое геоинформационное пространство города Москвы
является составной частью инфраструктуры пространственных данных
города Москвы.
Пространственные данные (пространственная информация) - циф-
ровые данные о пространственных объектах, включающие сведения об
их местоположении, форме и свойствах, представленные в координат-
но-временной системе.
Трехмерные пространственные данные (трехмерная пространствен-
ная информация) - цифровые данные о пространственных объектах,
включающие сведения об их местоположении, форме и свойствах,
представленные в трехмерном виде и трехмерной координатно-времен-
ной системе.
Инфраструктура пространственных данных города Москвы - сово-
купность городских информационных ресурсов, технологий, систем,
нормативных и правовых актов, необходимых для сбора, обработки,
актуализации, хранения, распространения, обмена и использования
пространственных данных и метаданных.
Метаданные (данные о пространственных данных) - данные, кото-
рые позволяют описывать содержание, объем, положение в пространс-
тве, качественные и другие характеристики пространственных данных
и пространственных объектов.
Информационное обеспечение города Москвы - совокупность го-
родских информационных ресурсов, государственных и иных услуг,
предоставляемых потребителям этих услуг для решения управленчес-
ких, научно-технических, социально-экономических и других задач,
обеспечивающих жизнедеятельность города Москвы и его граждан.
2. Введение
В Москве пространственные данные о городской территории пос-
тоянно накапливаются в Геофонде города Москвы, включающего в себя
картографо-геодезические, геологические материалы, данные инженер-
ных изысканий, представляющие согласованные между собой наборы
пространственной информации в виде совокупности карт и планов,
моделей местности, отдельных слоев картографической информации, а
также материалов и данных дистанционного зондирования территории
города Москвы, опорно-геодезической сети и других видов информа-
ции.
Пространственные данные, имеющие отраслевую принадлежность,
такие как данные кадастра объектов недвижимости, градостроительно-
го кадастра, кадастра особо охраняемых природных территорий, эко-
логического мониторинга территории города Москвы, данные различных
городских информационных систем, сформированные в результате вы-
полнения городских программ и отдельных договоров, не являющиеся
фондовой картографической информацией, накапливаются в составе те-
матических информационных ресурсов органов исполнительной власти
города Москвы или уполномоченных городских организаций и служб.
Постановлением Правительства Москвы от 19 января 1999 г. N 24
"О внедрении Единой государственной картографической основы
г.Москвы для решения задач управления городским хозяйством с ис-
пользованием автоматизированных технологий" в Москве были опреде-
лены основные принципы выполнения работ по картографическому обес-
печению территории города Москвы и, тем самым, были заложены осно-
вы по формированию и использованию пространственной информации
различных масштабов в едином координатном (геоинформационном)
пространстве.
Благодаря внедрению и активному использованию данных Единой
государственной картографической основы (ЕГКО) города Москвы, а
также материалов Общегородского Банка данных дистанционного зонди-
рования по территории города Москвы (ОБДДЗ) и опорной геодезичес-
кой сети (ОГС) города Москвы, постоянному ведению Геофонда города
Москвы были созданы условия для использования и интеграции на их
основе других общегородских информационных ресурсов, функциониро-
вания различных городских информационных систем, обеспечения сов-
местимости пространственной информации данных систем, развития
технологий, создания новых тематических информационных ресурсов и
других задач, использующих при решении пространственную информацию
о территории города Москвы.
Решение данных задач позволило пройти начальный этап формиро-
вания единого геоинформационного пространства, заложить фундамент
для дальнейшего развития и совершенствования инфраструктуры прост-
ранственных данных на территории города Москвы, в том числе для
разработки новых (недостающих на сегодняшний момент) массивов
пространственных данных.
Вместе с тем отсутствие или неактуальность пространственной
информации ведет к снижению эффективности работы органов исполни-
тельной власти города Москвы, городских организаций и служб и, как
следствие, к снижению качества предоставляемых государственных и
иных услуг.
Исходя из этого диктуется необходимость продолжения реализа-
ции в Москве государственной политики в сфере информационного
обеспечения на основе единого геоинформационного пространства че-
рез механизм Программы, включая разработку новых видов пространс-
твенных данных и совершенствование законодательства по данному
направлению. Необходимость в новом информационном обеспечении
подтвердили решения Совета по картографическому обеспечению города
Москвы на заседании, состоявшемся 2 декабря 2008 г. (протокол
N 2/08) с участием представителей органов исполнительной власти
и служб города Москвы.
Перспективными видами работ по развитию единого геоинформаци-
онного пространства города Москвы являются работы по созданию и
развитию базовой региональной системы навигационно-геодезического
обеспечения города Москвы на основе спутниковых технологий с ис-
пользованием системы ГЛОНАСС/GPS и трехмерной цифровой модели под-
земного, наземного и надземного пространства города Москвы на базе
ЕГКО и ОБДДЗ города Москвы.
Настоящая Концепция и будущая Программа направлены на обес-
печение выполнения следующих нормативных правовых документов:
- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ
"Градостроительный Кодекс Российской Федерации";
- Закон Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ
"Земельный кодекс Российской Федерации";
- Закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О
государственном кадастре недвижимости";
- Закон Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ
"О геодезии и картографии";
- распоряжение Мэра Москвы от 3 февраля 1998 г. N 98-РМ "О
едином порядке присвоения и регистрации адресов объектов недвижи-
мости в г.Москве".
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 ав-
густа 2006 г. N 1157-р "О Концепции создания и развития инфраст-
руктуры пространственных данных Российской Федерации";
- Закон города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градострои-
тельный кодекс города Москвы";
- постановление Правительства Москвы от 19 января 1999 г. N
24 "О внедрении Единой государственной картографической основы
г.Москвы для решения задач управления городским хозяйством с ис-
пользованием автоматизированных технологий";
- постановление Правительства Москвы от 21 марта 2000 г. N
198 "Об утверждении Положения о порядке формирования и выполнения
ежегодного городского заказа на аэрокосмическую съемку территории
г.Москвы, обработки данных дистанционного зондирования и ведения
Банка данных дистанционного зондирования по территории г.Москвы";
- постановление Правительства Москвы от 9 октября 2001 г. N
905-ПП "О вводе в промышленную эксплуатацию информационных ресур-
сов Единой государственной картографической основы г.Москвы";
- постановление Правительства Москвы от 13 декабря 2005 г. N
1001-ПП "Об утверждении Положения о порядке использования информа-
ционных ресурсов Единой государственной картографической основы
г.Москвы";
- постановление Правительства Москвы от 7 ноября 2006 г. N
879-ПП "О городской целевой среднесрочной программе работ по со-
вершенствованию опорной геодезической сети города Москвы на
2007-2009 годы";
- постановление Правительства Москвы от 19 февраля 2008 г. N
122-ПП "О мерах по совершенствованию обеспечения исполнительных
органов государственной власти города Москвы геоинформационными
(пространственными) данными";
- распоряжение Правительства Москвы от 10 февраля 2003 г. N
190-РП "О публикации в сети Интернет информационных ресурсов Еди-
ной государственной картографической основы г.Москвы (открытый ва-
риант)";
- распоряжение Правительства Москвы от 26 марта 2007 г. N
518-РП "О создании тематических геологических крупномасштабных
карт территории города Москвы";
- распоряжение Правительства Москвы от 27 июня 2008 г. N
1427-РП "Об утверждении Концепции Городской целевой программы
"Электронная Москва (2009-2011 г.г.)".
3. Обоснование соответствия решаемой проблемы
и целей Программы приоритетным задачам
социально-экономического развития города Москвы
Использование согласованных между собой пространственных дан-
ных различного назначения и тематической направленности в сфере
государственного управления, в экономической, социальной сфере и
других областях городского хозяйства ведет не только к автоматиза-
ции многих функций и деловых процессов в органах власти, организа-
циях и службах города Москвы, отвечающих за его жизнеобеспечение,
но и к новому качеству оказания государственных и иных услуг. Это
способствует совершенствованию технологических решений, развитию
комплексного подхода при выполнении текущих и перспективных задач
и, как следствие, ведет к экономическому развитию, в том числе и
смежных областей городского хозяйства, являющихся потребителями
информационных услуг. Одной из важных сфер деятельности в данной
области является также информационное обеспечение жителей города
Москвы.
Вместе с тем при достижении указанных целей возникают опреде-
ленные проблемы:
- информационные ресурсы теряют свою актуальность и нуждаются
в постоянном поддержании в современном состоянии;
- увеличивается количество задач, требующих наличия дополни-
тельного информационного обеспечения;
- отсутствие отдельных видов информационных ресурсов или их
неактуальность влечет за собой недостаточную оперативность в при-
нятии ответственных управленческих решений, в том числе, связанных
с обеспечением безопасности города и его жителей, а также недоста-
точный объем и качество информационных услуг, оказываемых населе-
нию, органам власти и городским организациям;
- недостаточный уровень оптимизации расходов на эксплуатацию
городских информационных ресурсов;
- недостаточный уровень нормативного правового обеспечения
процессов, связанных с использованием пространственных данных и
оказания на их основе государственных и иных услуг;
- недостаточный уровень развития технической и технологичес-
кой базы для обеспечения должного уровня инфраструктуры пространс-
твенных данных города Москвы.
Основные проблемы, которые предлагается решить с помощью
Программы:
Проблемы геодезического обеспечения.
а) Создание базовой региональной системы навигационно-геоде-
зического обеспечения города Москвы (СНГО Москвы) на основе спут-
никовых технологий с использованием системы ГЛОНАСС/GPS.
В соответствии с п.4.1. постановления Правительства Москвы от
19 февраля 2008 г. N 122-ПП "О мерах по совершенствованию обеспе-
чения исполнительных органов государственной власти города Москвы
геоинформационными (пространственными) данными" и п.2 постановле-
ния Правительства Москвы от 16 декабря 2008 г. N 1144-ПП "О внесе-
нии изменений в постановление Правительства Москвы от 31 июля 2007
г. N 653-ПП", в порядке реализации основных мероприятий по созда-
нию и использованию на территории города Москвы базовой региональ-
ной системы навигационно-геодезического обеспечения (высокоточно-
го навигационного поля на базе спутниковой системы ГЛОНАСС или
ГЛОНАСС/GPS), перечень которых одобрен Советом по картографическо-
му обеспечению города Москвы и утвержден постановлением Правитель-
ства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП "О мерах по обеспечению
постановки на государственный кадастровый учет земельных участков
в городе Москве", проводятся работы по созданию СНГО Москвы,
завершение которых запланировано на 2012 год.
Система должна создавать условия для применения спутниковых
методов определения координат при развитии геодезической основы, в
производстве землеустроительных и кадастровых работ, инженерных
изысканий, геодезическом обеспечении строительства и эксплуатации
объектов капитального строительства, мониторинга деформационных
процессов, навигации транспорта и других видов деятельности, тре-
бующих определения координат объектов.
б) Мониторинг состояния ОГС Москвы и обеспечение нормативной
плотности ее пунктов.
В условиях современного города применение спутниковых методов
определения координат объектов возможно не везде. Поэтому для про-
ведения геодезических работ в условиях плотной городской застрой-
ки, под карнизами, в помещениях, под кронами деревьев и иных по-
добных условиях применяются традиционные геодезические приборы и
используются существующие пункты ОГС Москвы.
В 2009 году завершаются работы по обновлению и сгущению ОГС
Москвы, выполняемые в рамках городской целевой среднесрочной прог-
раммы работ по совершенствованию опорной геодезической сети города
Москвы на 2007-2009 годы, утвержденной постановлением Правительст-
ва Москвы от 7 ноября 2006 г. N 879-ПП. В результате на всей тер-
ритории города будет завершено создание ОГС Москвы, отвечающей
современным требованиям, которые предъявляются к геодезическим се-
тям городов в связи с внедрением в производство инженерных изыска-
ний и строительных работ высокоточных геодезических приборов и
современных технологий.
По ходу выполнения работ установлено, что за год в результа-
те строительства и реконструкции объектов городской инфраструкту-
ры, а также сноса пятиэтажного и ветхого жилого фонда, уничтожает-
ся порядка 5-10 % пунктов ОГС Москвы. Снижение количества сущест-
вующих пунктов ОГС Москвы, являющейся исходной координатной осно-
вой единого геоинформационного пространства города Москвы, непос-
редственно влияет на сроки и качество инженерно-геодезических и
инженерно-геологических изысканий, проектных и строительных работ
и, как следствие, ведет к понижению точности самого геоинформаци-
онного пространства. Поддержание плотности пунктов ОГС Москвы на
уровне, предусмотренном действующими нормативно-техническими доку-
ментами, возможно с помощью проведения постоянного мониторинга ее
состояния и проведения работ по своевременному восстановлению ут-
рачиваемых пунктов.
Проблемы картографического обеспечения.
Исходной основой единого геоинформационного пространства го-
рода Москвы являются пространственные данные ЕГКО города Москвы. В
настоящий момент самыми массовыми в использовании являются цифро-
вые картографические фоны масштабов 1:10000 и 1:25000, цифровые
топографические планы и планы магистральных подземных инженерных
коммуникаций масштаба 1:2000. От состояния этих данных зависит ка-
чество решений при выполнении законодательных, технических, соци-
альных мероприятий, управлении хозяйственной деятельностью, подго-
товке градостроительной и проектной документации, решении задач
эксплуатации объектов недвижимости, инженерных сетей и сооружений,
ведении Генерального плана города Москвы, обеспечении задач дорож-
но-мостового и жилищного строительства, государственной регистра-
ции прав на недвижимое имущество и сделок с ним, задач навигации,
геодинамики, а также других задач, связанных с использованием
пространственной информации, в том числе при решении совместных
задач, связанных с деятельностью Московского региона.
Главной проблемой является актуальность пространственных дан-
ных. Сокращение количества заказов на их актуализацию (например:
по цифровым топографическим планам, планам магистральных подземных
инженерных коммуникаций масштаба 1:2000) привело к тому, что за
последние годы содержание используемых в работе пространственных
данных стало отставать от постоянно происходящих изменений на тер-
ритории города Москвы. Наметившаяся тенденция к постоянному коли-
чественному росту устаревшей информации, а также потребность раз-
личных пользователей работать на актуальных материалах привели к
необходимости их постоянной актуализации.
Необходимым элементом информационного обеспечения градострои-
тельной деятельности и решения задач оформления земельных отноше-
ний является картографическое обеспечение развития геоинформацион-
ного пространства сведениями о территориальных зонах, зонах с осо-
быми условиями использования территорий, включая территории (зоны)
планируемого размещения объектов капитального строительства. Дан-
ная информация используется при постановке на государственный ка-
дастровый учет земельных участков, расположенных на территории го-
рода Москвы и находящихся в государственной собственности города
Москвы, а также в собственности граждан и юридических лиц.
При формировании данной информации должна быть обеспечена
точность, требуемая федеральными органами для реализации положений
федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном
кадастре недвижимости", в том числе при осуществлении государс-
твенного кадастрового учета объектов недвижимости.
Решить указанные проблемы можно в рамках предлагаемой к раз-
работке Программы.
Проблемы трехмерного пространственного обеспечения.
Одним из новых направлений в создании и развитии единого ге-
оинформационного пространства города Москвы является возрастающая
потребность в использовании трехмерной пространственной информа-
ции. С 2005 г. по настоящее время в городе Москве в опытно-промыш-
ленном режиме силами ГУП "Мосгоргеотрест" выполнен ряд работ по
созданию трехмерных цифровых моделей отдельных участков городской
территории, таких как трассы пешеходного туристического маршрута
"Нескучный сад" - ММДЦ "Москва-Сити", прилегающих к ММДЦ "Моск-
ва-Сити" территорий, проектных высотных объектов в рамках програм-
мы "Новое кольцо Москвы", ледового дворца спорта "Мегаспорт" и
прилегающих территорий, а также по заказу префектуры Центрального
административного округа города Москвы, с участием ГУП "ГНПП "Гра-
нитЦентр", территории Центрального административного округа города
Москвы.
Особое место в информационном обеспечении города Москвы зани-
мают вопросы по представлению в трехмерном виде подземных инженер-
ных коммуникаций. В течении двух последних лет ГУП "Мосгоргеот-
рест" по отдельным заказам в промышленном режиме выполняет такие
работы в масштабе 1:500, которые в дальнейшем используются для
проектирования. Накопленный в этой области опыт показал, что сроки
проектирования с использованием полученных результатов значительно
сокращаются.
Основным источником информации в этом направлении являются
данные Геофонда города Москвы, включающие контрольную геодезичес-
кую съемку подземных коммуникаций и исполнительную документацию по
подземным коммуникациям. Однако наличие исходной информации
или актуальности имеющихся данных не всегда достаточно для созда-
ния трехмерных моделей на любые участки городской территории. Вы-
являются объекты, по которым не сданы в Геофонд города Москвы ис-
полнительные чертежи. Исполнительная топографическая съемка до
настоящего времени не выполняется в полной мере. Контрольная гео-
дезическая съемка подземных коммуникаций зачастую производится по
уже засыпанной трассе, что часто приводит к потере необходимой ин-
формации. Встречаются случаи, когда контрольные геодезические съ-
емки не проводятся и материалы не сдаются в Геофонд города Москвы.
Отсутствие информации по подземным коммуникациям создает проблему
при проектировании, может приводить к аварийным ситуациям при экс-
плуатации объектов или территорий, а также при ликвидации последс-
твий негативных процессов.
При этом в городе существует необходимость в использовании
трехмерной модели магистральных подземных инженерных коммуникаций
при проработке проектов планировки и предпроектной проработке раз-
вития территорий.
Исследование вопроса по данному направлению показало, что всю
территорию города Москвы можно покрыть трехмерной моделью магист-
ральных подземных инженерных коммуникаций М 1:10000. Этот ресурс
может быть создан только после создания цифровой модели рельефа
местности на всю территорию города Москвы. Для согласования объек-
тов наземного и надземного пространства он должен быть связан с
цифровым картографическим фоном М 1:10000 ЕГКО города Москвы. Кро-
ме этого, для повышения эффективности использования пространствен-
ных данных трехмерную модель магистральных подземных инженерных
коммуникаций следует создать в объектовом виде в отличие от чисто
графического ресурса.
Эффективность реализации этих задач возможна при условии хра-
нения и обработки исполнительных чертежей подземных коммуникаций,
принимаемых в Геофонд города Москвы, в цифровом трехмерном виде.
В градостроительной деятельности использование пространствен-
ных данных обеспечивает принятие управленческих решений за счет
использования всей совокупности информации, имеющейся в Геофонде
города Москвы. При выработке решений в архитектуре и градострои-
тельстве рассмотрению подлежат пространственно-объемные характе-
ристики объектов в совокупности с их технико-экономическими пока-
зателями. При проектировании выполняется анализ ряда характерис-
тик, например: высоты объектов, объемные характеристики, архитек-
турное соответствие вновь строящегося объекта стоящим рядом здани-
ям и сооружениям, цветовая гамма объектов, изменение инсоляции для
существующих зданий и другие характеристики. При этом используются
фотографические изображения существующей застройки и фотомонтажи
внешнего вида новых объектов. Таким образом моделируется визуаль-
ное представление будущей градостроительной и архитектурной среды
городской территории.
Однако вносимые при макетировании и фотомонтаже искажения не
позволяют в полной мере принимать объективные решения за счет
весьма условного изображения как самих объектов, так и окружающей
обстановки. При проведении анализа проекта сложно оценить объект в
сочетании с окружающей средой, изменения инсоляции существующих
зданий. Главной проблемой в этом плане является то, что используе-
мые в настоящее время способы визуального представления проектиру-
емых объектов обеспечивают лишь весьма общее представление о них и
не дают полной картины, поскольку изображения объектов выполняются
с отдельных (наиболее выгодных) ракурсов и скрывают слабые места
проекта.
Одним из путей решения поставленной выше задачи является соз-
дание единой визуальной информационной базы пространственной ин-
формации по всем объектам города Москвы в виде трехмерных цифровых
моделей. Трехмерные модели городской территории с отображением фа-
садов, цветовых решений, рельефа местности, дорожной сети и других
объектов позволят объективно оценивать предлагаемые проекты, а
также моделировать различные проектные варианты с привязкой к
конкретной градостроительной ситуации.
Трехмерные модели городской территории обеспечат также реше-
ние задач визуально-ландшафтного анализа, принятие градостроитель-
ных решений, мониторинга объектов на протяжении жизненного цикла,
проведение историко-культурного обследования объектов и накопление
банка пространственных данных по этой тематике, решение задач бе-
зопасности и управления. Проводимые до настоящего времени работы
по созданию трехмерной модели города Москвы являются не системати-
ческими и охватывают только ограниченные участки городской терри-
тории. Для решения этой проблемы необходимо обеспечить системати-
ческий сбор и обработку первичных пространственных данных, создать
актуальную пространственную информацию на территорию города Моск-
вы.
Проблемы мониторинга территории города Москвы.
Одной из проблем в жизнедеятельности города Москвы являются
проявления негативных процессов. Это, прежде всего, подтопление,
проседания участков городской территории, оползневые и карстовые
проявления, связанные с результатами техногенной деятельности и
естественных природных явлений. Такие процессы вызывают деформацию
участков поверхности земли и отдельных объектов. Они создают угро-
зу городской инфраструктуре, влияют на безопасность проживания жи-
телей города, создают трудности при ведении городского хозяйства.
Ликвидация их последствий приводит к незапланированным затратам,
покрываемым бюджетом города Москвы, нарушает процессы планирова-
ния, усложняет условия эксплуатации объектов инфраструктуры. Изме-
нения на местности, вызванные деформационными процессами, влекут
за собой изменение качественных (функциональных) характеристик
пространственной информации. Главной задачей в борьбе с негативны-
ми проявлениями является своевременное получение информации о сос-
тоянии объектов и потенциально опасных для эксплуатации городских
территориях, проведение упреждающих мероприятий. Основным методом
получения первичных данных о состоянии городской территории и ее
объектов является геодезический мониторинг деформационных процес-
сов.
Интенсивность процессов строительства и реконструкции, освое-
ния территорий влияет на процессы управления и ведения городского
хозяйства. В этих условиях важным фактором мониторинга городской
территории являются данные по использованию и состоянию земель.
Получение таких данных на всю территорию города возможно с исполь-
зованием данных дистанционного зондирования. При этом главная осо-
бенность такого мониторинга состоит в получении комплексных данных
о территории всего города.
Условием выполнения этой задачи является непрерывность этого
процесса.
Решение этой проблемы предусматривается в Программе.
Обеспечение территории города Москвы данными дистанционного
зондирования.
В настоящее время в Москве реализован комплексный подход по
получению, обработке, хранению и предоставлению в пользование ма-
териалов дистанционного зондирования территории города Москвы. На
протяжении последних шести лет успешно функционирует централизо-
ванная система обеспечения органов исполнительной власти города
Москвы, городских служб и организаций информационными пространс-
твенными данными ОБДДЗ.
Эти данные востребованы многими городскими пользователями и
интегрированы в их производственные процессы: актуализация ЕГКО
города Москвы, оценка состояния природного комплекса и экологичес-
кой обстановки в городе Москве, создание и ведение Экологической
карты города, мониторинг динамики изменения состояния окружающей
среды, мониторинг фактического использования земель города Москвы,
мониторинг Генерального плана города Москвы и другие процессы.
Кроме того данные дистанционного зондирования обеспечивают выход
на новый технологический уровень ведения и анализа пространствен-
ной информации, решают задачи, требующие единовременного получения
информации о состоянии территории всего города и происходящих на
ней процессах.
Проведенные за последние годы работы создали благоприятные
условия для создания и развития трехмерной цифровой модели терри-
тории города Москвы, как нового вида информационного пространс-
твенного обеспечения.
Вопросы инженерно-геологического обеспечения города Москвы.
Главной проблемой инженерно-геологического обеспечения явля-
ется то, что данная информация не представлена в городе Москве в
качестве городского информационного ресурса. При этом в Геофонде
города Москвы на протяжении почти 65 лет накоплен достаточный объ-
ем геологической информации. В результате был создан фонд геологи-
ческих данных, насчитывающий описания почти 800 000 геологических
скважин, пробуренных в границах города Москвы. Эти данные рассчи-
таны на удовлетворение потребностей в геологической информации
различных видов хозяйственной деятельности. Наиболее востребован-
ными из них являются современные геодинамические движения, геомор-
фология и формы рельефа, геологическое строение городской террито-
рии, инженерно-геологические условия участков и массивов (состоя-
ние и свойство пород, гидрогеологические условия, развитие геоло-
гических процессов).
Устранение указанной проблемы необходимо осуществлять через
инженерно-геологическое картографирование и ведение банка данных
инженерно-геологических изысканий по территории города Москвы.
Проблемы информационно-картографического обеспечения с ис-
пользованием коммуникационных технических средств.
Задачей информационного обеспечения в данном направлении яв-
ляется удовлетворение потребности пользователей в доступе к откры-
той пространственной информации через сеть Интернет. Первоисточни-
ком пространственных данных является сайт ЕГКО города Москвы, вве-
денный в эксплуатацию постановлением Правительства от 10 февраля
2003 г. N 190-РП "О публикации в сети Интернет информационных ре-
сурсов Единой государственной картографической основы г.Москвы
(открытый вариант)", который входит в состав сведений о деятель-
ности Правительства Москвы и комплексов городского управления,
подлежащих обязательному размещению в общедоступных информационных
ресурсах сети Интернет.
На данный момент одной из главных задач функционирования сай-
та является его информационное обеспечение. Актуальность содержа-
щихся в нем открытых пространственных данных должна полностью со-
ответствовать данным, обеспечивающим формирование и развитие еди-
ного геоинформационного пространства. Доведение до пользователей
доступной для открытого использования информации является следую-
щим не менее важным вопросом функционирования сайта.
Главными факторами, определяющими необходимость развития дан-
ного направления, являются:
- увеличение числа задач, требующих использования открытых
пространственных данных;
- распространение и постоянный рост потребности в использова-
нии геоинформационных технологий и условий для оперативного досту-
па к открытым пространственным данным и метаданным;
- постоянное развитие информационных технологий, в том числе
с использованием сети Интернет.
В настоящий момент доступ к сайту имеют только специализиро-
ванные пользователи (органы исполнительной власти, городские служ-
бы и организации). Доступность к открытой пространственной инфор-
мации является необходимым условием предоставления безвозмездных
услуг обычным (непрофессиональным) пользователям - жителям города
Москвы в рамках реализации политики развития единого геоинформаци-
онного пространства.
Проблемы нормативного правового обеспечения.
Основными проблемами, которые необходимо решать в области
нормативного правового обеспечения являются:
- разработка проектов нормативных правовых актов города Моск-
вы по приведению действующих правил и норм в области картографии и
связанных с ней областей деятельности в соответствие с нормативны-
ми правовыми актами федерального уровня;
- разработка, совершенствование нормативных правовых актов
отраслевого уровня (использование пространственных данных для гра-
достроительных целей, использование базы пространственных данных
города Москвы в кадастровом учете, использование пространственных
данных в целях управления и развития транспортной и инженерной
инфраструктуры и т.п.);
- разработка, совершенствование нормативных актов уровня спе-
циализированных предприятий, подведомственных органам исполнитель-
ной власти города Москвы (совершенствование Положения о Геофонде
города Москвы, регламент получения, использования и предоставления
пространственной информации на территорию города Москвы, по исклю-
чительным правам на результаты интеллектуальной деятельности в об-
ласти пространственной информации и т.п.).
Кроме того, необходимо разрабатывать нормативную документацию
на новые виды пространственных данных. Важным моментом является
разработка Стандартов представления пространственных данных в
трехмерном виде. Это позволит городским пользователям подготовить
свои автоматизированные системы к восприятию данного ресурса. А
также приведение некоторых распорядительных актов в соответствие с
требованиями современных условий создания и использования прост-
ранственной информации. Например, исполнительная топографическая
съемка, предусмотренная п.3 постановления Правительства Москвы от
29 сентября 1992 г. N 815 "О муниципальной геолого-геодезической
службе г.Москвы", а также постановлением Правительства Москвы от 7
июля 1998 г. N 541 "Об обеспечении порядка проведения и оформления
исполнительной топографической съемки", до настоящего времени не
выполняется в полной мере.
В качестве совершенствования нормативной базы необходимо для
обеспечения постоянного или длительного хранения данных единого
геоинформационного пространства привести в соответствие Положение
о Геофонде города Москвы. Для этого необходимо разработать регла-
мент сдачи и приемки исполнительных чертежей по подземным коммуни-
кациям в Геофонд города Москвы с учетом их перевода в электронный
вид.
Проблемы по кадровому и научно-информационному обеспечению.
Вопросы создания и развития единого геоинформационного прост-
ранства города Москвы не могут быть решены без подготовки квалифи-
цированных кадров в области технологий геоинформационных систем
для геодезии, геологии и картографии. В настоящее время профильные
ВУЗы города Москвы не обеспечивают необходимое количество специа-
листов по специализациям, связанным с современными геоинформацион-
ными технологиями.
Развитие инновационной и научной деятельности в области соз-
дания и развития единого геоинформационного пространства города
Москвы в современных условиях может быть эффективным лишь при на-
личии тесного взаимодействия научно-исследовательских организаций,
ВУЗов, проектно-строительных организаций города Москвы, с учетом
передовых достижений российских и зарубежных компаний в этой сфере
деятельности.
Информационное обеспечение в области создания и развития
пространственных данных представляется достаточным количеством из-
даний и интернет-ресурсов. Однако, для повышения эффективности ин-
формационного обеспечения необходимо организовать отдельное перио-
дическое издание с публикацией соответствующей информации в сети
Интернет по тематике единого геоинформационного пространства горо-
да Москвы.
В качестве решения проблемы кадрового обеспечения единого ге-
оинформационного пространства города Москвы необходимо разработать
соответствующие дополнительные образовательные программы для сту-
дентов профильных специальностей, организовать процесс повышения
квалификации и переподготовки специалистов, а также целевые учеб-
ные курсы, в том числе проведение учебных семинаров с представите-
лями органов исполнительной власти города Москвы и заинтересован-
ными организациями.
Для решения проблемы научно-информационного обеспечения в об-
ласти развития единого геоинформационного пространства города
Москвы необходимо реализовать комплекс мероприятий по подготовке
справочной и учебно-методической литературы, размещению информации
в специализированных изданиях, мониторингу инновационных разрабо-
ток и передовых достижений в сфере геоинформационных технологий,
созданию информационного банка по профессиональной переподготовке,
повышению квалификации, нормативно-правовой базе, учебной литера-
туре и методической документации в области пространственных дан-
ных.
Проблемы технологического и технического обеспечения.
Техническое и технологическое обеспечение непосредственно
влияют на качество формирования, использования и оказания услуг на
основе пространственных данных, сроки подготовки требуемой инфор-
мации, принятие решений, а также перспективное развитие. Проблемы,
которые необходимо решить для обеспечения развития единого геоин-
формационного пространства должны быть направлены на разработку и
совершенствование технологий создания и ведения пространственного
(геоинформационного) обеспечения, а также приобретение необходимых
технических (современных, отвечающих поставленным задачам)
средств.
Основными целями Программы являются:
- обеспечение деятельности органов исполнительной власти и
городских организаций, создание и развитие необходимой для этого
единой геоинформационной инфраструктуры;
- повышение качества государственного управления, государс-
твенных и иных услуг, предоставляемых городским организациям, на-
селению и бизнесу;
- создание условий более эффективного использования прост-
ранственных данных через расширение сферы оказания информационных
услуг;
- повышение уровня межведомственного информационного взаимо-
действия и обеспечение доступа к базам данных городских систем в
соответствии с требованиями, установленными постановлением Прави-
тельства Москвы от 30 октября 2007 г. N 945-ПП "Об организации
межведомственного информационного взаимодействия и обеспечения
доступа к базам данных городских систем";
- обеспечение координации деятельности различных городских
служб с участием Главного управления МЧС России по г. Москве с
целью упреждения и ликвидации негативных техногенных и природных
процессов, обеспечение безопасности отдельных объектов, повышение
безопасности города в целом;
- создание наиболее благоприятных условий устойчивого разви-
тия города Москвы и его жизнедеятельности.
Решение комплекса проблем, на которые направлена Программа,
напрямую связано с повышением эффективности использования имеющих-
ся пространственных данных, а также с созданием новых данных, пот-
ребность в которых постоянно нарастает (таких, как трехмерные ге-
опространственные данные, включая данные о подземном пространстве
города Москвы, данные о геологическом строении городской террито-
рии, данные о наземном и надземном пространстве).
Принятие Программы можно охарактеризовать как начало следую-
щего этапа информационного обеспечения единого геоинформационного
пространства города Москвы и переход на качественно новый уровень
информационного развития и представления пространственных данных.
Этот переход можно обозначить как переход от экстенсивного к ин-
тенсивному этапу, в котором на первый план выходят вопросы эффек-
тивного, комплексного использования пространственной информации
для повышения эффективности городского управления, предоставления
государственных и иных услуг, повышения их доступности и качества.
Важным моментом является взаимодействие города, как субъекта
Федерации, с другими субъектами Федерации и уполномоченными ими
структурами по информационному обмену и оказанию информационных
услуг, а также координации совместных решений при исполнении рас-
порядительных актов Российской Федерации.
Принципы и условия, необходимые для формирования и использо-
вания этой Программы, были апробированы в ходе создания и ведения
информационных ресурсов ЕГКО, ОБДДЗ и ОГС города Москвы, а также
при разработке трехмерных моделей отдельных территорий города на
основе ЕГКО и ОБДДЗ города Москвы в опытно-промышленном режиме.
Реализация предложенных Программой целей станет существенным
вкладом в решение задач социально-экономического развития города
Москвы.
4. Обоснование целесообразности решения проблемы программ-
но-целевым методом
Создание единого геоинформационного пространства города Моск-
вы на протяжении последних лет осуществлялось за счет создания и
поддержания в актуальном состоянии пространственных данных в рам-
ках выполнения различных городских программ.
Эффективное решение обозначенных в настоящей Концепции проб-
лем, которые имеют межотраслевой системный характер, может осу-
ществляться на основе непосредственной увязки целей Программы.
Использование программно-целевого метода позволит:
- повысить эффективность при принятии управленческих решений
и контроле их исполнения;
- стимулировать инвестиции в создание и ведение пространс-
твенных данных и оказание связанных с ними информационных услуг;
- оптимизировать процессы планирования и ведения новых инфор-
мационных ресурсов, развития информационных технологий, решения
управленческих и других городских задач, оптимизировать процессы
проектирования;
- повысить безопасность города в целом;
- проводить единую техническую политику при решении задач с
использованием единого геоинформационного пространства для соци-
ально-экономического развития города;
- повысить бюджетную эффективность расходов за счет:
а) исключения дублирования работ при создании и использовании
информационных ресурсов города;
б) внедрения в процессы планирования и управления городским
хозяйством новых информационных технологий, а также широкого при-
менения комплексной пространственной информации;
в) обеспечения взаимодействия действующих и создаваемых го-
родских информационных систем для эффективного решения задач го-
родского управления на основе геоинформационных технологий;
г) повышения уровня взаимодействия органов власти и городских
организаций между собой, а также с потребителями государственных и
иных услуг, населением и предприятиями города Москвы;
д) сокращения эксплуатационных затрат в результате использо-
вания единого информационного обеспечения;
- обеспечить решение интеграционных, межведомственных задач,
создание и развитие межведомственных информационных систем и баз
данных, в том числе для обеспечения информационной безопасности,
ведения городских кадастров, тематического картографирования тер-
ритории города Москвы, обеспечения интеграции с информационными
системами федерального уровня;
- определить конкретные цели дальнейшего геоинформационного и
информационного развития в интересах ведения городского хозяйства
и предоставления государственных и иных услуг органам власти,
службам, городским организациям, населению, бизнесу и обеспечить
условия их достижения;
- создать условия повышения эффективного использования земли
города Москвы;
- совершенствовать процессы землепользования и регистрации
прав собственности города Москвы на земельные участки;
- создать механизмы регулирования управления городским иму-
ществом, рационального использования земель города и его подземно-
го пространства;
- повысить качество и сократить сроки разработки проектной и
рабочей документации по объектам подземного строительства, сокра-
тить неэффективно используемые подземные пространства города;
- повысить эффективность оценки влияния природных и техноген-
ных факторов на стоимость строительства подземных сооружений;
- увеличить социальный, инвестиционный, производственный, ин-
форматизационный потенциал города Москвы, создать условия экономи-
ческого роста, совершенствования системы управления;
- уменьшить дополнительные затраты при реализации инвестици-
онных проектов.
Для выполнения этих условий необходим комплексный подход к
реализации мероприятий по развитию единого геоинформационного
пространства города Москвы. Комплексный подход позволит сократить
часть затрат при согласованном решении смежных задач. Позволит в
полной мере использовать взаимоувязанность, преемственность, ин-
тегрированность информационных ресурсов, возможность использования
одной и той же исходной информации для реализации нескольких за-
дач.
Эффективно решать поставленные задачи, а также существующие
проблемы возможно только программно-целевым методом.
5. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной
ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-це-
левого метода
При реализации первого этапа работ по созданию единого геоин-
формационного пространства города Москвы была создана основа широ-
комасштабного использования пространственных данных для функциони-
рования городских информационных ресурсов и информационных систем,
оказания на их основе информационных услуг, решения различных за-
дач, направленных на развитие городского хозяйства.
Вместе с тем до настоящего времени не решены в полном объеме
следующие проблемные вопросы:
1. По качеству использования услуг, предоставляемых органами
власти и организациями города, показатели Москвы пока не достигли
уровня крупных городов развитых стран, где представление таких ус-
луг рассматривается как одно из важнейших направлений развития
открытого информационного общества. При этом возрастает тенденция
интенсивного роста спроса на услуги, в основу которых заложено ис-
пользование пространственной информации.
2. В Москве наиболее остро в рамках проводимой административ-
ной реформы стоят вопросы обеспечения нового качества государс-
твенных и иных услуг, в том числе за счет комплексного подхода по
информационному обеспечению.
3. Остается недостаточным уровень интеграции существующих и
создаваемых городских информационных ресурсов. До конца не решены
вопросы создания общегородского комплекса стандартов, классифика-
торов, позволяющих обеспечить согласованное функционирование ин-
формационных систем.
4. Отсутствие единой координации работ, выполняемых через
различные программы, способствует усилению несогласованности по
созданию, поддержанию в актуальном состоянии информационных ресур-
сов, их информационному содержанию, готовности использования для
эксплуатации информационными системами различных организаций и ве-
домств, торможению процессов планирования, согласования, выпуска
нормативной и законодательной документации.
5. Старение одних и актуальность других информационных ресур-
сов приводит при их совместном использовании к дополнительным зат-
ратам на воспроизводство требуемой информации или необходимой до-
кументации.
6. Нередки случаи противоречия данных в нормативных докумен-
тах по наличию или отсутствию регламентированной информации, зат-
рудняющие оперативное решение возложенных городом на специализиро-
ванные организации функциональных задач.
7. Отсутствие или частичная взаимоувязанность различных видов
пространственной информации при необходимости комплексного подхода
при решении общегородских задач.
8. Отсутствие необходимой исходной информации для формирова-
ния или актуализации других пространственных данных, подготовки
документации, решения оперативных вопросов или оказания услуг не-
изменно приводит к потере качества конечного результата. Особое
место в этом плане отводится вопросам ликвидации негативных про-
цессов, когда только наличие достоверной и полной информации га-
рантирует оперативность и качество решения поставленной задачи.
Без использования программно-целевого метода для разрешения
описанных проблем сложно обеспечить нужный темп развития информа-
ционного обеспечения при освоении и развитии геоинформационного
пространства, решении вопросов по обеспечению жизнедеятельности
города и, как следствие, удовлетворение возрастающих потребностей
в предоставлении государственных и иных услуг.
6. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и
рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Первый возможный вариант решения указанных проблем, на реше-
ние которых направлена Программа, экстенсивный (консервативный). В
основу его заложено сохранение в несколько модифицированном виде
принципов, характерных для стадии создания единого геоинформацион-
ного пространства, в рамках которого при реализации мероприятий
приоритетным считается создание и актуализация информационных ре-
сурсов для поддержки, в основном, сначала ведомственных интересов
в объемах собственных потребностей (за исключением отдельных видов
данных, наиболее востребованных пользователями), а потом общего-
родских при соответственном отставании нормативного правового
обеспечения. Реализация такого подхода связана с риском усугубле-
ния отставания информационного развития города Москвы от постоянно
возрастающих потребностей в использовании геоинформационных дан-
ных.
В рамках второго (интенсивного) варианта предлагается выстро-
ить приоритеты Программы с учетом комплексного (системного) подхо-
да, в котором повышение качества государственных и иных услуг выс-
тупает в качестве основной цели. При этом выполнение мероприятий
программы должно носить взаимоувязанный характер, даже по отдель-
ным видам работ разной тематики, на основе мониторинга состояния
пространственных данных и мониторинга наличия исходной информации
для их актуализации. Максимальное использование имеющихся прост-
ранственных данных в качестве исходных для формирования других
данных также должно быть основным принципом реализации мероприятий
Программы. Такой подход позволит задавать цели, формировать прио-
ритеты и более эффективно и согласованно определять последователь-
ность действий при реализации Программы.
Риски такого подхода связаны с требованиями высокого уровня
координации в реализации мероприятий Программы, а также с необхо-
димостью соблюдения графика финансирования программных мероприя-
тий.
Необходимость решения данных проблем интенсивным методом
обусловлена комплексным решением и взаимосвязанностью многих нап-
равлений, что требует скоординированного выполнения различных ме-
роприятий правового, организационного, производственного и техно-
логического характера. Основными особенностями интенсивного метода
является глобальный характер создаваемого единого геоинформацион-
ного пространства города Москвы.
Преимуществом данного подхода является возможность создания
условий внедрения эффективных экономических механизмов в сфере уп-
равления городским хозяйством, создания благоприятных условий для
обеспечения качества принятия управленческих решений за счет повы-
шения достоверности и полноты имеющейся информации, внедрения сов-
ременных информационных технологий, роста объемов инвестиций в ре-
альный сектор экономики.
Кроме того, трехлетнее планирование мероприятий Программы и
объемов финансирования позволит свести до минимума финансовые, ор-
ганизационные и иные риски, возникающие при реализации работ.
Основными целевыми показателями и индикаторами, отражающими
результативность поставленных задач являются:
- повышение уровня актуальности пространственных данных, вли-
яющие на качество оказываемых услуг;
- повышение доли информационных услуг, предоставление которых
органам власти, городским организациям, службам и населению осу-
ществляется с использованием пространственных данных;
- повышение доли информационного обеспечения для решения про-
фессиональных задач, обеспечивающих жизнедеятельность города;
- повышение уровня интеграции пространственных данных;
- повышение уровня межведомственного взаимодействия на основе
пространственных данных;
- повышение уровня информационного обеспечения о городских
объектах и территории города в целом;
- увеличение эффективности использования градостроительного
потенциала подземного пространства;
- повышение уровня стандартизации нормативно-правовой и нор-
мативно-технической документации;
- увеличение числа задач, требующих использования пространс-
твенных данных;
- повышение оптимизации производственных процессов по созда-
нию и внедрению информационных ресурсов;
- снижение бюджетных расходов на создание пространственных
данных, повышение их качества за счет исключения дублирования ра-
бот по созданию городских информационных ресурсов;
- повышение инвестиционной привлекательности строительных
процессов;
- совершенствование организационных и технологических процес-
сов по развитию инфраструктуры пространственных данных;
- повышения уровня развития геоинформационных технологий;
- повышение социально-экономической эффективности от внедре-
ния новых технологий и новых видов пространственных данных;
- повышение уровня мероприятий по прогнозированию и упрежде-
нию чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности города в це-
лом.
Конкретные значения по целевым индикаторам, а также пользова-
тели результатов Программы будут отражены в программе работ по
развитию единого геоинформационного пространства.
7. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индика-
торам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Програм-
мы по годам
Реализация Программы должна быть направлена на решение пос-
тавленных городом основных задач в области развития единого геоин-
формационного пространства и связанных с ней смежных областей за
счет дальнейшего масштабного развития информационных ресурсов и
технологий и их широкого использования заинтересованными пользова-
телями в различных сферах деятельности.
Программа должна быть структурирована на пять основных нап-
равлений, соответствующих целям Программы. Внутри направлений не-
обходимо выделить основные разделы, соответствующие задачам Прог-
раммы. В состав разделов должны входить основные мероприятия, реа-
лизация которых необходима для выполнения задач и достижения целей
Программы.
В соответствии с указанными целями и задачами в Программе
предлагается выполнить мероприятия по следующим направлениям:
I. Информационное обеспечение, включающее в себя:
1. Геодезическое обеспечение, включая работы по:
- мониторингу опорной геодезической сети города Москвы и
обеспечению нормативной плотности ее пунктов;
- созданию базовой региональной системы навигационно-геодези-
ческого обеспечения города Москвы на основе спутниковых техноло-
гий.
2. Картографическое обеспечение на базе ЕГКО города Моск-
вы,включая:
- работы по актуализации информационных ресурсов:
а) масштаба 1:2000 (цифровые топографические планы с создани-
ем объектовой базы данных, планы магистральных подземных инженер-
ных коммуникаций);
б) масштаба 1:10000 (цифровой картографический фон, схема ма-
гистральных подземных инженерных коммуникаций, интегрированный ре-
сурс на базе адресного реестра зданий и сооружений);
в) масштаба 1:25000 (цифровой картографический фон);
- работы по уточнению положения границ территориальных зон,
зон с особыми условиями использования территорий, включая террито-
рии (зоны) планируемого размещения объектов капитального строи-
тельства, с обеспечением требуемой точности, а также границ водных
объектов и озелененных территорий;
- координатную привязку зеленых насаждений;
- создание отраслевых картографических тематических слоев.
3. Трехмерное пространственное обеспечение, включая работы по
созданию:
- трехмерной цифровой модели рельефа и модели местности на
базе цифрового картографического фона масштаба 1:10000;
- трехмерной цифровой модели магистральных подземных инженер-
ных коммуникаций масштаба 1:10000;
- концептуальной модели данных архитектурно-объемных и фасад-
ных решений;
- банка данных архитектурно-объемных и фасадных решений (1-я
очередь),
а также:
- сбор и обработка данных о подземных объектах для создания
трехмерной цифровой модели подземных объектов масштаба 1:10000.
4. Обеспечение территории города Москвы данными дистанционно-
го зондирования, включая выполнение работ по:
- проведению и обработке аэрофотосъемки, тепловой аэросъемки
в ИК-диапазоне;
- приобретению и обработке материалов космической съемки
(черно-белой, цветной, ИК-диапазон);
- обеспечению органов власти города Москвы материалами обще-
городского Банка данных дистанционного зондирования по территории
города Москвы.
5. Инженерно-геологическое обеспечение, включая выполнение
работ по:
- инженерно-геологическому картографированию;
- ведению банка данных инженерно-геологических изысканий по
территории города Москвы.
6. Проведение мониторинга территории города Москвы, включая:
- геодезический мониторинг деформационных процессов земной
поверхности и ответственных объектов капитального строительства, в
том числе с использованием систем дистанционного мониторинга;
- топографический мониторинг территории города Москвы.
II.Нормативное правовое обеспечение, включающее:
- подготовку нормативных правовых актов города Москвы в об-
ласти картографии и связанных с ней областей деятельности;
- совершенствование нормативных правовых актов отраслевого
уровня (в том числе регламентов обмена между отраслевыми информа-
ционными системами, включая метасистему "Электронная Москва", раз-
работку классификаторов) и уровня специализированных предприятий.
- разработку порядка создания и предоставления пользователям
ведомственных тематических карт и геоинформационных ресурсов.
III. Кадровое и научно-информационное обеспечение, включая
проведение работ по:
- подготовке специалистов, повышению квалификации на основе
прохождения дополнительного целевого обучения;
- научно-информационному обеспечению и проведению учебных се-
минаров.
IV. Информационно-картографическое обеспечение с использова-
нием коммуникационных технических средств, включающее обеспечение
работ специализированного сайта ЕГКО города Москвы и его информа-
ционное обеспечение.
V. Технологическое и техническое обеспечение, включающее вы-
полнение работ по разработке (совершенствованию) технологий созда-
ния и ведения геоинформационного обеспечения, приобретение техни-
ческих средств для обеспечения ведения единого геоинформационного
пространства и развития среды информационного взаимодействия.
8. Предложения по источникам финансирования Программы
Источниками финансирования мероприятий Программы являются
средства бюджета города Москвы, внебюджетные источники финансиро-
вания, а также (при наличии соответствующих постановлений Прави-
тельства Российской Федерации, либо соглашений с соответствующими
федеральными органами исполнительной власти) средства федерального
бюджета.
9. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам
целевой Программы
Организацию разработки Программы осуществляет Москомархитек-
тура. К обсуждению состава и содержания основных мероприятий Прог-
раммы привлекаются представители заинтересованных подразделений
Правительства Москвы и городских организаций.
Государственный заказчик (заказчик-координатор) Программы -
Москомархитектура.
Функции государственного заказчика (заказчика-координатора)
по всем проектам Программы, финансируемым за счет бюджета города
Москвы, возлагаются на Москомархитектуру с делегированием отдель-
ным органам исполнительной власти города Москвы функций государс-
твенных заказчиков.
Основные исполнители Программы определяются на конкурсной ос-
нове, назначаются в порядке, установленном Федеральным законом от
21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципаль-
ных нужд".
10. Предложения по участию органов исполнительной власти
города Москвы в формировании и реализации Программы
Для участия в формировании и реализации Программы предлагают-
ся следующие органы исполнительной власти города Москвы:
Департамент экономической политики и развития города Москвы;
Департамент земельных ресурсов города Москвы;
Департамент городского строительства города Москвы;
Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства го-
рода Москвы;
Департамент природопользования и охраны окружающей среды го-
рода Москвы;
Департамент науки и промышленной политики города Москвы;
Управление информатизации города Москвы;
Комитет по культурному наследию города Москвы;
Префектуры административных округов города Москвы.
11. Предложения по формам и методам управления реализацией
Программы
В систему управления реализацией Программы предлагается вклю-
чить следующие рабочие органы:
1. Государственный заказчик - координатор Программы в лице
Москомархитектуры.
2. Совет по картографическому обеспечению г. Москвы -
коллегиальный орган при Правительстве Москвы по вопросам создания
и внедрения ЕГКО города Москвы, разработки стандартов и регламен-
тов, управления социальным и экономическим развитием города, внед-
рения средств автоматизации, вычислительной техники и связи в сфе-
ре управления городским хозяйством и обеспечения его жизнедеятель-
ности.
3. Система заказчиков Программы, включающая в свой состав по-
мимо государственного заказчика-координатора Программы также:
- государственных заказчиков по отдельным мероприятиям Прог-
раммы;
- инвесторов и заказчиков, осуществляющих финансирование
программных мероприятий и проектов из внебюджетных источников.
Государственный заказчик Программы осуществляет городской го-
сударственный заказ на услуги и работы, осуществляет функции по
технической координации и контролю исполнения Программы, организу-
ет выполнение мероприятий организационного, научного и информаци-
онного обеспечения реализации Программы.
Государственный заказчик-координатор осуществляет координацию
деятельности государственных заказчиков и других участников реали-
зации Программы по выполнению мероприятий Программы, формирует
проекты ежегодных планов и предложений по приоритетным направлени-
ям и мероприятиям Программы на очередной год, согласовывает кон-
курсную документацию при проведении конкурсов по выбору исполните-
лей и стартовые цены программных мероприятий и проектов Программы.
Инвесторы и заказчики программных мероприятий, финансирование
которых должно осуществляться из внебюджетных источников, опреде-
ляются для каждого программного мероприятия в порядке, устанавли-
ваемом Правительством Москвы, по представлению государственного
заказчика Программы.
Государственные заказчики Программы представляют заказчи-
ку-координатору Программы - Москомархитектуре до 15 февраля отчеты
о ходе выполнения программных мероприятий за отчетный год и до 1
ноября - отчет за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом выполне-
нии за год.
Москомархитектура - государственный заказчик - координатор
Программы для обеспечения мониторинга хода реализации целевой
Программы ежегодно представляет:
- первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы, ру-
ководителю Комплекса градостроительной политики и строительства
города Москвы до 1 марта отчет о ходе выполнения программных ме-
роприятий за отчетный год;
- в Департамент экономической политики и развития города
Москвы сводные отчеты о ходе выполнения программных мероприятий по
городской целевой программе в целом: - до 1 марта - за отчетный
год, - до 15 ноября - за 9 месяцев текущего года и ожидаемом вы-
полнении за год.
Верно: