Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Распоряжение Правительства Москвы
№ 626-РП от 12 июля 2001 года

О Концепции информирования населения города по вопросам управления в жилищной сфере

     В   целях   осуществления   информационной  поддержки  реализации
Комплексной  городской программы формирования кондоминиумов и создания
условий  для  образования  и  деятельности  товариществ  собственников
жилья,  утвержденной постановлением Правительства Москвы от 29 августа
2000   г.   N 690  "О  Комплексной  городской  программе  формирования
кондоминиумов  и  создания  условий  для  образования  и  деятельности
товариществ собственников жилья":
     1.   Утвердить   Концепцию  информирования  населения  города  по
вопросам управления в жилищной сфере (приложение).
     2.   Департаменту   муниципального   жилья  и  жилищной  политики
Правительства  Москвы,  префектам  административных  округов, Комитету
территориальных  органов  исполнительной  власти  и  развития местного
самоуправления,  Комитету  по  телекоммуникациям  и средствам массовой
информации  Правительства  Москвы  руководствоваться  в  своей  работе
положениями настоящей Концепции.
     3.  Контроль  за выполнением настоящего распоряжения возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Швецову Л. И.


П.п.Премьер Правительства
    Москвы                                             Ю.М.Лужков


                                            Приложение
                                    к распоряжению Премьера
                                    Правительства Москвы
                                    от 12 июля 2001 г. N 626-РП




                        К О Н Ц Е П Ц И Я

                 ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА
             ПО ВОПРОСАМ УПРАВЛЕНИЯ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ



                    I. Общие положения

     1.1. В условиях реформирования  жилищно-коммунального  хозяй-
ства  принципиальное  значение имеет  повышение роли собственников
жилья,  выступающих  заказчиками на  предоставление жилищно-комму-
нальных услуг,  и участие их  в управлении комплексами недвижимого
имущества,  развитие конкуренции в системе управления и обслужива-
ния жилищного фонда.
     1.2. Постановлением  Правительства   Москвы   от  29  августа
2000 г. N 690 "О Комплексной городской программе формирования кон-
доминиумов и создания условий для образования и деятельности това-
риществ собственников жилья" утверждена Комплексная городская про-
грамма формирования кондоминиумов и создания условий для образова-
ния  и  деятельности  товариществ  собственников  жилья  на 2000 -
2004 гг.
     1.3. Программа разработана с  учетом  имеющейся федеральной и
городской законодательной базы в сфере жилищной политики и  терри-
ториального  самоуправления,  основных  направлений реформирования
жилищно-коммунального хозяйства, предложений отраслевых и террито-
риальных органов городской администрации, районных Управ,  товари-
ществ собственников жилья (далее - ТСЖ).
     1.4. Приоритетными задачами Программы являются:
     - формирование  кондоминиумов на базе объектов существующей и
перспективной застройки;
     - привлечение собственников к управлению общим  имуществом  в
кондоминиумах,  повышение их заинтересованности в экономном расхо-
довании средств и бережном отношении к жилищному фонду;
     - развитие в городе рынка жилищно-коммунальных услуг и полный
переход на договорные отношения в жилищном хозяйстве;
     - снижение уровня бюджетного финансирования содержания жилищ-
ного фонда;
     - обеспечение баланса интересов органов городской администра-
ции и собственников помещений в кондоминиумах.



        II. Оценка состояния работы по созданию кондоминиумов
                 и товариществ собственников жилья



     2.1. В настоящее  время в  Москве  в  собственности граждан и
юридических  лиц находится более 52%  от общего фонда жилья. Число
жилых зданий, в которых зарегистрировано в собственности граждан и
юридических лиц более 50% площади и в которых собственники обязаны
выбрать способ управления,  составляет более трети от общего коли-
чества многоквартирных жилых домов в городе.  Однако пока  товари-
щества  собственников  образованы лишь в незначительной части этих
домов. По состоянию на 1 мая 2001 г. в городе зарегистрировано 556
товариществ, 178 товарищества получили свидетельство о регистрации
кондоминиума.  Лишь около 42% взяли в управление земельно-имущест-
венные комплексы, на базе которых они созданы.
     2.2. Причины, сдерживающие процесс формирования кондоминиумов
и  создания ТСЖ,  связаны с  экономической ситуацией в  городе, со
сложившейся структурой жилищного фонда и его  состоянием,  ограни-
ченностью  бюджетных средств на  содержание и ремонт жилого фонда,
низким уровнем  доходов основной  массы населения.  Кроме того, на
решение проблем формирования кондоминиумов влияет также менталитет
населения - моральная  неготовность большинства жителей многоквар-
тирных домов самостоятельно управлять своей собственностью.  Боль-
шая часть населения оплачивает менее 12% фактической стоимости ус-
луг по  содержанию и ремонту жилищного фонда.  Однако при этом от-
сутствует доступная и объективная информация о размерах  необходи-
мых затрат на техническое обслуживание и ремонт жилых домов.
     2.3. Усложнена существующая процедура формирования и передачи
кондоминиума в управление ТСЖ.
     Имеются различия в законодательстве  Российской  Федерации  и
города Москвы  относительно прав на  земельный участок, входящий в
состав кондоминиума.
     Не урегулированы  вопросы передачи товариществам в управление
объектов нежилого фонда,  находящихся в городской собственности  и
входящих в состав кондоминиума.
     В городе фактически отсутствует конкурентная  среда  в  сфере
управления и эксплуатации жилья.
     В должной мере москвичи не получают информацию о целях и  за-
дачах, решаемых ТСЖ, порядке их создания,  об ответственности  ТСЖ
за содержание общего имущества в жилых домах, о способах эффектив-
ного управления домовладениями.



       III. Цель Концепции информирования населения города
               по вопросам управления в жилищной сфере



     3.1. Дальнейшее развитие самоуправления в жилищной сфере, по-
вышение эффективности  и качества жилищно-коммунального обслужива-
ния, обеспечение условий, стимулирующих вовлечение  домовладельцев
в  процесс  управления собственностью,  должны сопровождаться пос-
тоянной  и  адресной  информационно-пропагандистской работой среди
населения столицы.  Без коренного изменения общественного сознания
по данному вопросу реформирование жилищно-коммунальной сферы обре-
чено на неудачу.
     3.2. Целью Концепции является разработка и осуществление  ос-
новных  принципов  информационной поддержки реализации Комплексной
городской программы формирования кондоминиумов, становления инсти-
тута реальных  собственников жилья и эффективное использование при
этом информационных ресурсов города.
     3.3. Реализация Концепции позволит:
     - обсудить  на  страницах местных средств массовой информации
вопросы, связанные с организацией управления кондоминиумами и кон-
тролем за обеспечением гарантий прав владения недвижимостью;
     - изучить  общественное мнение  по основным положениям город-
ской жилищной политики в отношении частного жилья для учета  его в
деятельности местных органов;
     - усилить информационную составляющую в деятельности  муници-
пальных органов власти по охране жилищных прав и прав собственнос-
ти граждан;
     - разъяснить  непосредственно  собственникам  жилья необходи-
мость реорганизации существующей муниципальной системы  управления
жилищным фондом и собственностью;
     - обеспечить более эффективное  использование  информационных
ресурсов города, округов и Управ в сотрудничестве с частным жилищ-
ным сектором.



              IV. Приоритетные направления информационного
                     обеспечения реализации программы
                      формирования кондоминиумов



     4.1. Стратегия  осуществления  информационной деятельности по
вопросам  управления  в жилищной сфере подразумевает использование
различных средств, методов и подходов в разъяснении существа прог-
раммных положений  различным группам населения, пробуждении у соб-
ственников жилья интереса к объединению и совместной  коллективной
ответственности за содержание жилищного фонда,  утверждении в соз-
нании москвичей правомерности предпринимаемых мер, появлении убеж-
денности  в  гарантированном получении ими всех необходимых жилищ-
но-коммунальных услуг.
     4.2. Приоритетные  направления  информационного   обеспечения
реализации программы формирования кондоминиумов и создания ТСЖ:
     - формирование  в среде собственников жилья устойчивого пози-
тивного отношения к работе по формированию кондоминиумов и  созда-
нию ТСЖ;
     - утверждение в общественном мнении понимания сути  программы
реформирования жилищно-коммунальной сферы,  пробуждение интереса к
созданию товарищества собственников жилья для управления  кондоми-
ниумом;
     - привлечение к работе по информированию населения  организа-
ций общественного самоуправления - советов микрорайонов,  террито-
риальных общин,  домовых комитетов,  старших по дому и  подъездам,
советов ветеранов, ассоциаций ТСЖ и др.;
     - популярное изложение ключевых моментов реформы правоотноше-
ний  в жилищной сфере различными средствами информирования;
     - разъяснение  собственникам  жилья  преимуществ создания ТСЖ
(прозрачность финансовой деятельности,  оптимизация затрат, сохра-
нение жилищного фонда);
     - обобщение и распространение  передового  опыта  организации
ТСЖ и кондоминиумов;
     - осуществление мероприятий и информационных  акций,  направ-
ленных  на предупреждение и нейтрализацию недостоверной и негатив-
ной информации;
     - проведение  "горячих телефонных линий" с руководителями ок-
ружной и районной администраций;
     - организация  выступлений в "прямом эфире" окружных и район-
ных студий кабельного телевидения организаторов работы по развитию
ТСЖ и кондоминиумов;
     - прямая рекламная деятельность;
     - издание  и  распространение справочно-информационных листо-
вок,  брошюр,  проспектов по вопросам организации кондоминиумов  и
деятельности ТСЖ;
     - создание  информационной  базы  в  городской   информацион-
но-справочной системе (далее - ГИСС), а также в сети Интернет.



            V. Разграничение полномочий организаций, участвующих
                 в информационной и организационной работе по
                пропаганде программы формирования кондоминиумов
                            и деятельности ТСЖ



     Для обеспечения координации  действий различных структур уп-
равления города,  участвующих  в  разъяснении  населению существа
программы и вопросов,  связанных  с  управлением  кондоминиумами,
представляется необходимым следующим образом распределить обязан-
ности:
     5.1. Координационный совет при Правительстве  Москвы по раз-
витию самоуправления в жилищной сфере:
     - формирует единую городскую политику по вопросам  управления
в жилищной сфере,  осуществляет контроль за ходом проведения работ
по реализации настоящей Концепции;
     - контролирует ход реализации программы.
     5.2. Департамент муниципального  жилья  и  жилищной  политики
Правительства Москвы:
     - разрабатывает предложения по развитию самоуправления в  жи-
лищной сфере для рассмотрения на Координационном совете при Прави-
тельстве Москвы по развитию самоуправления в жилищной сфере и  го-
товит информационные материалы по рассматриваемым вопросам;
     - взаимодействует с ТСЖ, жилищными ассоциациями и движениями,
оказывает им практическую помощь в информационной работе;
     - использует  для  информационных  целей  учебу председателей
ТСЖ, профессиональных управляющих кондоминиумами;
     - координирует  информационную деятельность Центра содействия
управлению кондоминиумами;
     - готовит методические,  разъяснительные и информационные ма-
териалы для регулярного распространения в  системе  информирования
населения на городском, окружном и районном уровнях;
     - организует регулярные выступления руководителей в городских
и местных средствах массовой информации, брифинги, пресс-конферен-
ции для журналистов.
     5.3. Центр содействия управлению кондоминиумами:
     - формирует  информационно-консультационную  базу по созданию
кондоминиумов и деятельности ТСЖ и через инициативные  группы  до-
мовладельцев организует ее использование;
     - осуществляет юридическую,  экономическую, организационную и
другую консультационную помощь ТСЖ;
     - разрабатывает рекомендации и оказывает методическую  помощь
префектурам  административных округов и районным Управам по вопро-
сам реализации программы;
     - ежеквартально  готовит материалы об эффективности  информа-
ционно-разъяснительной работы, проводимой в административных окру-
гах города;
     - готовит итоговые информационные материалы для использования
их в работе  с населением и для публикации  в  средствах  массовой
информации;
     - взаимодействует с префектурами административных  округов  и
районными  Управами, окружными и районными средствами массовой ин-
формации по вопросам разъяснительной и информационной работы с на-
селением;
     - участвует  в разъяснении программы формирования кондоминиу-
мов и деятельности ТСЖ в ходе обучения профессиональных  управляю-
щих жилищным фондом, председателей ТСЖ, бухгалтеров;
     - подготавливает и распространяет методические материалы;
     - разрабатывает и доводит до сведения домовладельцев, домовых
комитетов,  старших по подъездам,  инициативных групп концепции  и
программы в сфере управления жилищным фондом,  находящимся в общей
долевой собственности граждан и юридических лиц;
     - использует для информирования потенциальных участников  ТСЖ
семинары  и  конференции  по проблемам формирования кондоминиумов,
образования и деятельности ТСЖ;
     - готовит материалы для пропаганды кондоминиумов, в том числе
и через средства массовой информации,  и обеспечивает финансирова-
ние размещения их в средствах массовой информации  и наружной рек-
ламе на городском уровне;
     - оказывает содействие в организации пропагандистской  работы
структурам  содействия  управлению кондоминиумами,  создающимися в
административных округах и районных Управах, и  оказывает  методи-
ческую помощь в ее проведении и финансировании на местном уровне.
     5.4. Комитет территориальных  органов исполнительной власти и
развития местного самоуправления:
     - разрабатывает  рекомендации и оказывает методическую помощь
префектурам, районным Управам в работе с населением, ТСЖ;
     - подготавливает материалы о практике и опыте работы  префек-
тур  и районных Управ по реализации программ формирования кондоми-
ниумов и деятельности ТСЖ;
     - организует информирование населения о преимуществах способа
управления кондоминиумами путем создания товариществ собственников
жилья, распространение опыта ТСЖ, добившихся положительных резуль-
татов;
     - осуществляет методическое руководство работой по  организа-
ции информационной поддержки Городской комплексной программы,  ок-
ружных и районных программ на окружном и районном уровнях  системы
информирования населения.
     5.5. Префектуры административных округов:
     - обеспечивают  подготовку материалов о ходе выполнения прог-
раммы развития кондоминиумов и ТСЖ на территории округа;
     - разрабатывают и реализуют соответствующие окружные информа-
ционные  программы  и  осуществляют финансирование предусмотренных
ими мероприятий;
     - выпускают  распоряжения  о  проведении  районными  Управами
разъяснительной работы с населением в домах,  включенных в утверж-
денный перечень;
     - оказывают необходимую методическую и организационную помощь
районным Управам в организации информационной поддержки городской,
окружной и районных программ формирования кондоминиумов и ТСЖ.
     5.6. Районные Управы:
     - разрабатывают и реализуют соответствующие районные програм-
мы информирования населения;
     - непосредственно организуют информационную,  разъяснительную
и  агитационную работу среди собственников помещений о преимущест-
вах существующих форм управления жилищным фондом и финансируют  ее
на уровне района;
     - проводят  общие  собрания  домовладельцев по выбору способа
управления кондоминиумом;
     - оказывают содействие инициативным группам в разъяснении по-
рядка регистрации и создания ТСЖ,  подборе управляющего или управ-
ляющей организации любой организационно-правовой формы.
     5.7. Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой инфор-
мации Правительства Москвы:
     - оказывает содействие департаментам,  комитетам, управлениям
Мэрии  и Правительства Москвы,  префектурам административных окру-
гов, районным Управам, городским организациям, участвующим в рабо-
те по разъяснению населению задач по созданию системы управления в
кондоминиумах, в проведении пресс-конференций, размещении информа-
ционных  материалов  в городских средствах массовой информации  (в
т.ч. электронных);
     - организует регулярное размещение в городских и  центральных
средствах массовой информации материалов департаментов, комитетов,
управлений,  Центра содействия управлению кондоминиумами и  др.  о
ходе  реализации Комплексной городской программы формирования кон-
доминиумов и создания условий для образования и деятельности това-
риществ собственников жилья на 2000-2004 гг.;
     - способствует  созданию в  электронных  и печатных средствах
массовой информации специальных передач, рубрик и публикаций, нап-
равленных прежде всего на популяризацию положительного опыта рабо-
ты формирования кондоминиумов, деятельности ТСЖ;
     - организует за счет средств, предусмотренных  в  Комитете по
телекоммуникациям  и средствам  массовой  информации Правительства
Москвы на эти цели, проведение социологических исследований  и оп-
росов общественного мнения.
     5.8. Управление Правительства Москвы по делам наружной рекла-
мы, информации и оформления города  разрабатывает  и  осуществляет
программу  пропаганды  кондоминиумов  и  товариществ собственников
жилья.



              VI. Первоочередные мероприятия по разъяснению
                     задач формирования кондоминиумов и
                             деятельности ТСЖ



     6.1. На  первом  этапе  реализации  программы (2000-2001 гг.)
предстоит осуществить следующие мероприятия:
     - создать в префектурах и районных Управах сеть консультатив-
но-информационных центров, методических кабинетов по обмену опытом
деятельности товариществ;
     - обеспечить  информирование  населения о существующей норма-
тивной базе кондоминиумов и ТСЖ;
     - публиковать  в  муниципальной  прессе  перечни  домов,  где
имеются  предпосылки создания ТСЖ и  формирования кондоминиумов, а
также информацию о проведении конкурсов по привлечению  к управле-
нию кондоминиумами частных компаний;
     - провести  собрания  домовладельцев  по разъяснению способов
управления кондоминиумами;
     - создать систему обучения сотрудников районных Управ, других
территориальных органов городской администрации,  членов правлений
ТСЖ, профессиональных управляющих жилищным фондом, бухгалтеров;
     - регулярно  доводить до сведения москвичей уточненные окруж-
ные и районные программы  формирования  кондоминиумов  и  создания
ТСЖ;
     - подготовить и издать сборник нормативно-методических  доку-
ментов по вопросам финансирования и организации работ, связанных с
эксплуатацией жилищного фонда для практического использования ТСЖ;
     - обеспечить   адресное  распространение  информационно-мето-
дических  рекомендаций и инструкций для работников районных  Управ
по  формированию  кондоминиумов,  управлению  ими и по организации
ТСЖ;
     - предусмотреть в составе создаваемого Центра содействия  уп-
равлению кондоминиумами структуру, занимающуюся вопросами информа-
ции, пропаганды и рекламы деятельности ТСЖ;
     - организовать  распространение опыта работы префектуры и ра-
йонных Управ Центрального административного округа  по  реализации
постановления  Правительства  Москвы от 20 апреля 1999 г. N 329 "О
развитии  инициативы жителей Центрального административного округа
по  передаче им в управление жилых домов, финансовых средств и от-
ветственности за эксплуатацию жилищного фонда";
     - создать  систему изучения и распространения практики работы
с населением объединений ТСЖ;
     - провести совещание-семинар председателей ТСЖ;
     - обеспечить пропаганду положительного опыта работы ТСЖ;
     - разработать и издать  комплект  рекламно-разъяснительных  и
информационных брошюр по проблемам ТСЖ;
     - организовать  в средствах массовой информации освещение ра-
боты специальных структур, осуществляющих деятельность по формиро-
ванию кондоминиумов, образованию и поддержке ТСЖ,  - Координацион-
ного совета при Правительстве Москвы по развитию  самоуправления в
жилищной  сфере  и Центра содействия управлению кондоминиумами,  а
также консультативно-информационных центров,  методических кабине-
тов  по обмену опытом  деятельности  товариществ  в  префектурах и
районных Управах и др.;
     - организовать  проведение  мониторинга  в сфере формирования
кондоминиумов,  создания и деятельности ТСЖ  с целью выявления ак-
туальных проблем;
     - провести социологическое исследование по  изучению  общест-
венного  мнения  о  состоянии и развитии самоуправления в жилищной
сфере города;
     - разработать  программу  пропаганды  кондоминиумов и товари-
ществ собственников жилья.
     6.2. Департаментам, комитетам, управлениям Мэрии и Правитель-
ства Москвы, префектурам административных округов, районным  Упра-
вам, городским  организациям, участвующим в информационном обеспе-
чении программы, разрабатывать  мероприятия  с определением сроков
их проведения и  ответственных исполнителей.



              VII. Финансовое   обеспечение   информационных
                   мероприятий по формированию кондоминиумов
                           и деятельности ТСЖ



     Финансирование информационных  мероприятий  осуществляется  в
установленном порядке за счет средств, предусмотренных на проведе-
ние работ по информированию населения.