В целях осуществления информационной поддержки реализации
Комплексной городской программы формирования кондоминиумов и создания
условий для образования и деятельности товариществ собственников
жилья, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 29 августа
2000 г. N 690 "О Комплексной городской программе формирования
кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности
товариществ собственников жилья":
1. Утвердить Концепцию информирования населения города по
вопросам управления в жилищной сфере (приложение).
2. Департаменту муниципального жилья и жилищной политики
Правительства Москвы, префектам административных округов, Комитету
территориальных органов исполнительной власти и развития местного
самоуправления, Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой
информации Правительства Москвы руководствоваться в своей работе
положениями настоящей Концепции.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Швецову Л. И.
П.п.Премьер Правительства
Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к распоряжению Премьера
Правительства Москвы
от 12 июля 2001 г. N 626-РП
К О Н Ц Е П Ц И Я
ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА
ПО ВОПРОСАМ УПРАВЛЕНИЯ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ
I. Общие положения
1.1. В условиях реформирования жилищно-коммунального хозяй-
ства принципиальное значение имеет повышение роли собственников
жилья, выступающих заказчиками на предоставление жилищно-комму-
нальных услуг, и участие их в управлении комплексами недвижимого
имущества, развитие конкуренции в системе управления и обслужива-
ния жилищного фонда.
1.2. Постановлением Правительства Москвы от 29 августа
2000 г. N 690 "О Комплексной городской программе формирования кон-
доминиумов и создания условий для образования и деятельности това-
риществ собственников жилья" утверждена Комплексная городская про-
грамма формирования кондоминиумов и создания условий для образова-
ния и деятельности товариществ собственников жилья на 2000 -
2004 гг.
1.3. Программа разработана с учетом имеющейся федеральной и
городской законодательной базы в сфере жилищной политики и терри-
ториального самоуправления, основных направлений реформирования
жилищно-коммунального хозяйства, предложений отраслевых и террито-
риальных органов городской администрации, районных Управ, товари-
ществ собственников жилья (далее - ТСЖ).
1.4. Приоритетными задачами Программы являются:
- формирование кондоминиумов на базе объектов существующей и
перспективной застройки;
- привлечение собственников к управлению общим имуществом в
кондоминиумах, повышение их заинтересованности в экономном расхо-
довании средств и бережном отношении к жилищному фонду;
- развитие в городе рынка жилищно-коммунальных услуг и полный
переход на договорные отношения в жилищном хозяйстве;
- снижение уровня бюджетного финансирования содержания жилищ-
ного фонда;
- обеспечение баланса интересов органов городской администра-
ции и собственников помещений в кондоминиумах.
II. Оценка состояния работы по созданию кондоминиумов
и товариществ собственников жилья
2.1. В настоящее время в Москве в собственности граждан и
юридических лиц находится более 52% от общего фонда жилья. Число
жилых зданий, в которых зарегистрировано в собственности граждан и
юридических лиц более 50% площади и в которых собственники обязаны
выбрать способ управления, составляет более трети от общего коли-
чества многоквартирных жилых домов в городе. Однако пока товари-
щества собственников образованы лишь в незначительной части этих
домов. По состоянию на 1 мая 2001 г. в городе зарегистрировано 556
товариществ, 178 товарищества получили свидетельство о регистрации
кондоминиума. Лишь около 42% взяли в управление земельно-имущест-
венные комплексы, на базе которых они созданы.
2.2. Причины, сдерживающие процесс формирования кондоминиумов
и создания ТСЖ, связаны с экономической ситуацией в городе, со
сложившейся структурой жилищного фонда и его состоянием, ограни-
ченностью бюджетных средств на содержание и ремонт жилого фонда,
низким уровнем доходов основной массы населения. Кроме того, на
решение проблем формирования кондоминиумов влияет также менталитет
населения - моральная неготовность большинства жителей многоквар-
тирных домов самостоятельно управлять своей собственностью. Боль-
шая часть населения оплачивает менее 12% фактической стоимости ус-
луг по содержанию и ремонту жилищного фонда. Однако при этом от-
сутствует доступная и объективная информация о размерах необходи-
мых затрат на техническое обслуживание и ремонт жилых домов.
2.3. Усложнена существующая процедура формирования и передачи
кондоминиума в управление ТСЖ.
Имеются различия в законодательстве Российской Федерации и
города Москвы относительно прав на земельный участок, входящий в
состав кондоминиума.
Не урегулированы вопросы передачи товариществам в управление
объектов нежилого фонда, находящихся в городской собственности и
входящих в состав кондоминиума.
В городе фактически отсутствует конкурентная среда в сфере
управления и эксплуатации жилья.
В должной мере москвичи не получают информацию о целях и за-
дачах, решаемых ТСЖ, порядке их создания, об ответственности ТСЖ
за содержание общего имущества в жилых домах, о способах эффектив-
ного управления домовладениями.
III. Цель Концепции информирования населения города
по вопросам управления в жилищной сфере
3.1. Дальнейшее развитие самоуправления в жилищной сфере, по-
вышение эффективности и качества жилищно-коммунального обслужива-
ния, обеспечение условий, стимулирующих вовлечение домовладельцев
в процесс управления собственностью, должны сопровождаться пос-
тоянной и адресной информационно-пропагандистской работой среди
населения столицы. Без коренного изменения общественного сознания
по данному вопросу реформирование жилищно-коммунальной сферы обре-
чено на неудачу.
3.2. Целью Концепции является разработка и осуществление ос-
новных принципов информационной поддержки реализации Комплексной
городской программы формирования кондоминиумов, становления инсти-
тута реальных собственников жилья и эффективное использование при
этом информационных ресурсов города.
3.3. Реализация Концепции позволит:
- обсудить на страницах местных средств массовой информации
вопросы, связанные с организацией управления кондоминиумами и кон-
тролем за обеспечением гарантий прав владения недвижимостью;
- изучить общественное мнение по основным положениям город-
ской жилищной политики в отношении частного жилья для учета его в
деятельности местных органов;
- усилить информационную составляющую в деятельности муници-
пальных органов власти по охране жилищных прав и прав собственнос-
ти граждан;
- разъяснить непосредственно собственникам жилья необходи-
мость реорганизации существующей муниципальной системы управления
жилищным фондом и собственностью;
- обеспечить более эффективное использование информационных
ресурсов города, округов и Управ в сотрудничестве с частным жилищ-
ным сектором.
IV. Приоритетные направления информационного
обеспечения реализации программы
формирования кондоминиумов
4.1. Стратегия осуществления информационной деятельности по
вопросам управления в жилищной сфере подразумевает использование
различных средств, методов и подходов в разъяснении существа прог-
раммных положений различным группам населения, пробуждении у соб-
ственников жилья интереса к объединению и совместной коллективной
ответственности за содержание жилищного фонда, утверждении в соз-
нании москвичей правомерности предпринимаемых мер, появлении убеж-
денности в гарантированном получении ими всех необходимых жилищ-
но-коммунальных услуг.
4.2. Приоритетные направления информационного обеспечения
реализации программы формирования кондоминиумов и создания ТСЖ:
- формирование в среде собственников жилья устойчивого пози-
тивного отношения к работе по формированию кондоминиумов и созда-
нию ТСЖ;
- утверждение в общественном мнении понимания сути программы
реформирования жилищно-коммунальной сферы, пробуждение интереса к
созданию товарищества собственников жилья для управления кондоми-
ниумом;
- привлечение к работе по информированию населения организа-
ций общественного самоуправления - советов микрорайонов, террито-
риальных общин, домовых комитетов, старших по дому и подъездам,
советов ветеранов, ассоциаций ТСЖ и др.;
- популярное изложение ключевых моментов реформы правоотноше-
ний в жилищной сфере различными средствами информирования;
- разъяснение собственникам жилья преимуществ создания ТСЖ
(прозрачность финансовой деятельности, оптимизация затрат, сохра-
нение жилищного фонда);
- обобщение и распространение передового опыта организации
ТСЖ и кондоминиумов;
- осуществление мероприятий и информационных акций, направ-
ленных на предупреждение и нейтрализацию недостоверной и негатив-
ной информации;
- проведение "горячих телефонных линий" с руководителями ок-
ружной и районной администраций;
- организация выступлений в "прямом эфире" окружных и район-
ных студий кабельного телевидения организаторов работы по развитию
ТСЖ и кондоминиумов;
- прямая рекламная деятельность;
- издание и распространение справочно-информационных листо-
вок, брошюр, проспектов по вопросам организации кондоминиумов и
деятельности ТСЖ;
- создание информационной базы в городской информацион-
но-справочной системе (далее - ГИСС), а также в сети Интернет.
V. Разграничение полномочий организаций, участвующих
в информационной и организационной работе по
пропаганде программы формирования кондоминиумов
и деятельности ТСЖ
Для обеспечения координации действий различных структур уп-
равления города, участвующих в разъяснении населению существа
программы и вопросов, связанных с управлением кондоминиумами,
представляется необходимым следующим образом распределить обязан-
ности:
5.1. Координационный совет при Правительстве Москвы по раз-
витию самоуправления в жилищной сфере:
- формирует единую городскую политику по вопросам управления
в жилищной сфере, осуществляет контроль за ходом проведения работ
по реализации настоящей Концепции;
- контролирует ход реализации программы.
5.2. Департамент муниципального жилья и жилищной политики
Правительства Москвы:
- разрабатывает предложения по развитию самоуправления в жи-
лищной сфере для рассмотрения на Координационном совете при Прави-
тельстве Москвы по развитию самоуправления в жилищной сфере и го-
товит информационные материалы по рассматриваемым вопросам;
- взаимодействует с ТСЖ, жилищными ассоциациями и движениями,
оказывает им практическую помощь в информационной работе;
- использует для информационных целей учебу председателей
ТСЖ, профессиональных управляющих кондоминиумами;
- координирует информационную деятельность Центра содействия
управлению кондоминиумами;
- готовит методические, разъяснительные и информационные ма-
териалы для регулярного распространения в системе информирования
населения на городском, окружном и районном уровнях;
- организует регулярные выступления руководителей в городских
и местных средствах массовой информации, брифинги, пресс-конферен-
ции для журналистов.
5.3. Центр содействия управлению кондоминиумами:
- формирует информационно-консультационную базу по созданию
кондоминиумов и деятельности ТСЖ и через инициативные группы до-
мовладельцев организует ее использование;
- осуществляет юридическую, экономическую, организационную и
другую консультационную помощь ТСЖ;
- разрабатывает рекомендации и оказывает методическую помощь
префектурам административных округов и районным Управам по вопро-
сам реализации программы;
- ежеквартально готовит материалы об эффективности информа-
ционно-разъяснительной работы, проводимой в административных окру-
гах города;
- готовит итоговые информационные материалы для использования
их в работе с населением и для публикации в средствах массовой
информации;
- взаимодействует с префектурами административных округов и
районными Управами, окружными и районными средствами массовой ин-
формации по вопросам разъяснительной и информационной работы с на-
селением;
- участвует в разъяснении программы формирования кондоминиу-
мов и деятельности ТСЖ в ходе обучения профессиональных управляю-
щих жилищным фондом, председателей ТСЖ, бухгалтеров;
- подготавливает и распространяет методические материалы;
- разрабатывает и доводит до сведения домовладельцев, домовых
комитетов, старших по подъездам, инициативных групп концепции и
программы в сфере управления жилищным фондом, находящимся в общей
долевой собственности граждан и юридических лиц;
- использует для информирования потенциальных участников ТСЖ
семинары и конференции по проблемам формирования кондоминиумов,
образования и деятельности ТСЖ;
- готовит материалы для пропаганды кондоминиумов, в том числе
и через средства массовой информации, и обеспечивает финансирова-
ние размещения их в средствах массовой информации и наружной рек-
ламе на городском уровне;
- оказывает содействие в организации пропагандистской работы
структурам содействия управлению кондоминиумами, создающимися в
административных округах и районных Управах, и оказывает методи-
ческую помощь в ее проведении и финансировании на местном уровне.
5.4. Комитет территориальных органов исполнительной власти и
развития местного самоуправления:
- разрабатывает рекомендации и оказывает методическую помощь
префектурам, районным Управам в работе с населением, ТСЖ;
- подготавливает материалы о практике и опыте работы префек-
тур и районных Управ по реализации программ формирования кондоми-
ниумов и деятельности ТСЖ;
- организует информирование населения о преимуществах способа
управления кондоминиумами путем создания товариществ собственников
жилья, распространение опыта ТСЖ, добившихся положительных резуль-
татов;
- осуществляет методическое руководство работой по организа-
ции информационной поддержки Городской комплексной программы, ок-
ружных и районных программ на окружном и районном уровнях системы
информирования населения.
5.5. Префектуры административных округов:
- обеспечивают подготовку материалов о ходе выполнения прог-
раммы развития кондоминиумов и ТСЖ на территории округа;
- разрабатывают и реализуют соответствующие окружные информа-
ционные программы и осуществляют финансирование предусмотренных
ими мероприятий;
- выпускают распоряжения о проведении районными Управами
разъяснительной работы с населением в домах, включенных в утверж-
денный перечень;
- оказывают необходимую методическую и организационную помощь
районным Управам в организации информационной поддержки городской,
окружной и районных программ формирования кондоминиумов и ТСЖ.
5.6. Районные Управы:
- разрабатывают и реализуют соответствующие районные програм-
мы информирования населения;
- непосредственно организуют информационную, разъяснительную
и агитационную работу среди собственников помещений о преимущест-
вах существующих форм управления жилищным фондом и финансируют ее
на уровне района;
- проводят общие собрания домовладельцев по выбору способа
управления кондоминиумом;
- оказывают содействие инициативным группам в разъяснении по-
рядка регистрации и создания ТСЖ, подборе управляющего или управ-
ляющей организации любой организационно-правовой формы.
5.7. Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой инфор-
мации Правительства Москвы:
- оказывает содействие департаментам, комитетам, управлениям
Мэрии и Правительства Москвы, префектурам административных окру-
гов, районным Управам, городским организациям, участвующим в рабо-
те по разъяснению населению задач по созданию системы управления в
кондоминиумах, в проведении пресс-конференций, размещении информа-
ционных материалов в городских средствах массовой информации (в
т.ч. электронных);
- организует регулярное размещение в городских и центральных
средствах массовой информации материалов департаментов, комитетов,
управлений, Центра содействия управлению кондоминиумами и др. о
ходе реализации Комплексной городской программы формирования кон-
доминиумов и создания условий для образования и деятельности това-
риществ собственников жилья на 2000-2004 гг.;
- способствует созданию в электронных и печатных средствах
массовой информации специальных передач, рубрик и публикаций, нап-
равленных прежде всего на популяризацию положительного опыта рабо-
ты формирования кондоминиумов, деятельности ТСЖ;
- организует за счет средств, предусмотренных в Комитете по
телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства
Москвы на эти цели, проведение социологических исследований и оп-
росов общественного мнения.
5.8. Управление Правительства Москвы по делам наружной рекла-
мы, информации и оформления города разрабатывает и осуществляет
программу пропаганды кондоминиумов и товариществ собственников
жилья.
VI. Первоочередные мероприятия по разъяснению
задач формирования кондоминиумов и
деятельности ТСЖ
6.1. На первом этапе реализации программы (2000-2001 гг.)
предстоит осуществить следующие мероприятия:
- создать в префектурах и районных Управах сеть консультатив-
но-информационных центров, методических кабинетов по обмену опытом
деятельности товариществ;
- обеспечить информирование населения о существующей норма-
тивной базе кондоминиумов и ТСЖ;
- публиковать в муниципальной прессе перечни домов, где
имеются предпосылки создания ТСЖ и формирования кондоминиумов, а
также информацию о проведении конкурсов по привлечению к управле-
нию кондоминиумами частных компаний;
- провести собрания домовладельцев по разъяснению способов
управления кондоминиумами;
- создать систему обучения сотрудников районных Управ, других
территориальных органов городской администрации, членов правлений
ТСЖ, профессиональных управляющих жилищным фондом, бухгалтеров;
- регулярно доводить до сведения москвичей уточненные окруж-
ные и районные программы формирования кондоминиумов и создания
ТСЖ;
- подготовить и издать сборник нормативно-методических доку-
ментов по вопросам финансирования и организации работ, связанных с
эксплуатацией жилищного фонда для практического использования ТСЖ;
- обеспечить адресное распространение информационно-мето-
дических рекомендаций и инструкций для работников районных Управ
по формированию кондоминиумов, управлению ими и по организации
ТСЖ;
- предусмотреть в составе создаваемого Центра содействия уп-
равлению кондоминиумами структуру, занимающуюся вопросами информа-
ции, пропаганды и рекламы деятельности ТСЖ;
- организовать распространение опыта работы префектуры и ра-
йонных Управ Центрального административного округа по реализации
постановления Правительства Москвы от 20 апреля 1999 г. N 329 "О
развитии инициативы жителей Центрального административного округа
по передаче им в управление жилых домов, финансовых средств и от-
ветственности за эксплуатацию жилищного фонда";
- создать систему изучения и распространения практики работы
с населением объединений ТСЖ;
- провести совещание-семинар председателей ТСЖ;
- обеспечить пропаганду положительного опыта работы ТСЖ;
- разработать и издать комплект рекламно-разъяснительных и
информационных брошюр по проблемам ТСЖ;
- организовать в средствах массовой информации освещение ра-
боты специальных структур, осуществляющих деятельность по формиро-
ванию кондоминиумов, образованию и поддержке ТСЖ, - Координацион-
ного совета при Правительстве Москвы по развитию самоуправления в
жилищной сфере и Центра содействия управлению кондоминиумами, а
также консультативно-информационных центров, методических кабине-
тов по обмену опытом деятельности товариществ в префектурах и
районных Управах и др.;
- организовать проведение мониторинга в сфере формирования
кондоминиумов, создания и деятельности ТСЖ с целью выявления ак-
туальных проблем;
- провести социологическое исследование по изучению общест-
венного мнения о состоянии и развитии самоуправления в жилищной
сфере города;
- разработать программу пропаганды кондоминиумов и товари-
ществ собственников жилья.
6.2. Департаментам, комитетам, управлениям Мэрии и Правитель-
ства Москвы, префектурам административных округов, районным Упра-
вам, городским организациям, участвующим в информационном обеспе-
чении программы, разрабатывать мероприятия с определением сроков
их проведения и ответственных исполнителей.
VII. Финансовое обеспечение информационных
мероприятий по формированию кондоминиумов
и деятельности ТСЖ
Финансирование информационных мероприятий осуществляется в
установленном порядке за счет средств, предусмотренных на проведе-
ние работ по информированию населения.