Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 633-ПП от 15 августа 2000 года

О проекте закона города Москвы «О национальных отношениях в городе Москве»

     В   целях   реализации   Концепции  государственной  национальной
политики Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от
15.06.96  N 909)  применительно  к условиям Москвы и во исполнение п.5
постановления  Правительства  Москвы  от 12.05.98 N 382 "О состоянии и
развитии  этнокультурного (национального) образования и взаимодействия
с   национальными   объединениями   в   Москве"  Правительство  Москвы
постановляет:
     1.   Одобрить   проект   закона  города  Москвы  "О  национальных
отношениях в городе Москве" (приложение).
     2.   Внести   законопроект   в   Московскую   городскую   Думу  в
установленном порядке.
     3.  Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Швецову Л. И.


П.п.Премьер Правительства Москвы                        Ю.М.Лужков


                                          Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 15 августа 2000 г. N 633


          Закон города Москвы "О национальных отношениях
                        в  городе Москве "


     Исходя из того,  что в соответствии с положениями Конституции
и законов Российской Федерации, а также общепризнанными принципами
и  нормами  международного права каждому человеку и гражданину га-
рантировано равенство прав и свобод независимо от их расовой,  на-
циональной  и  языковой  принадлежности и что реализация этих прав
является основополагающим признаком становления  гражданского  об-
щества,  учитывая, что в городе Москве проживают граждане, относя-
щие себя к различным национальностям, и нуждающиеся в создании ус-
ловий для выражения, сохранения и развития своей национально-куль-
турной самобытности, учитывая специфику города Москвы как многона-
ционального  мегаполиса,  столицы и субъекта Российской Федерации,
руководствуясь необходимостью реализации Концепции государственной
национальной политики Российской Федерации, в интересах сохранения
и укрепления межнационального согласия в городе Москве, принимает-
ся  Закон  города Москвы "О национальных отношениях в городе Моск-
ве".

                             Глава I
                         Общие положения

     Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

     Предметом регулирования настоящего закона являются обществен-
ные  отношения в социально-культурной,  общественно-политической и
информационной сферах  между  гражданами,  проживающими  в  городе
Москве  и относящими себя к различным национальностям,  а также их
отношения с органами власти,  должностными лицами  органов  власти
города  Москвы,  возникающие  в связи с реализацией прав и свобод,
связанных с национальной принадлежностью граждан  и  установленных
нормами  международного права,  Конституцией Российской Федерации,
федеральным законодательством,  Уставом города Москвы, иными зако-
нодательными актами города Москвы, а также настоящим Законом.

     Статья 2. Пределы действия настоящего Закона

     Действие настоящего  закона распространяется на органы власти
города Москвы (органы власти города и  районов),  должностных  лиц
органов  власти,  организации,  общественные объединения,  жителей
Москвы и лиц,  временно пребывающих на ее территории в связи с об-
щественными отношениями, регулируемыми настоящим Законом.

     Статья 3. Задачи государственной национальной политики в го-
               роде Москве

     Задачами государственной национальной политики в городе Моск-
ве  являются  обеспечение  социальных и гражданских прав относящих
себя к различным национальностям жителей Москвы  и  лиц,  временно
пребывающих на ее территории,  создание условий для свободного вы-
ражения,  сохранения и развития их национально-культурной самобыт-
ности, удовлетворения их национально-культурных, национально-обра-
зовательных и иных запросов в интересах укрепления межнационально-
го мира и стабильности в обществе.

     Статья 4.  Правовая  основа  национальных отношений в городе
                Москве

     Правовую основу национальных отношений в городе Москве  сос-
тавляют Конституция Российской Федерации,  международные договоры
Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые
акты Российской Федерации,  Устав города Москвы, настоящий Закон,
иные законодательные и нормативно-правовые акты города Москвы.

                              Глава II
        Принципы национальных  отношений  в  городе  Москве

     Статья 5.  Основные принципы национальных отношений в городе
                Москве

     В соответствии с целями государственной национальной полити-
ки  национальные отношения в городе Москве должны основываться на
принципах:
     защиты прав  и свобод,  недискриминации жителей Москвы и лиц,
временно пребывающих на ее территории,  независимо от их расовой и
национальной  принадлежности,  уважения национальных особенностей,
языка и культуры каждого;
     свободы определения каждым его национальной принадлежности;
     свободы развития национальных культур с учетом  необходимости
укрепления  духовной  общности россиян,  общего культурного прост-
ранства в городе Москве и роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации;
     многообразия форм национальной самоорганизации;
     законности;
     сочетания личной и общественной инициативы с  государственной
защитой и поддержкой.
     Данные принципы применяются и действуют в их совокупности,  и
ни один из них не может быть противопоставлен другим принципам.
     Осуществление прав и свобод относящих себя  к  данной  нацио-
нальности жителей Москвы и лиц,  временно пребывающих на ее терри-
тории, не должно наносить ущерб гражданам, относящим себя к другим
национальностям.

  Статья 6. Защита прав и свобод, недискриминация жителей Москвы

     Настоящий Закон в соответствии с общепризнанными принципами и
нормами международного права,  Конституцией Российской Федерации и
федеральными законами направлен на защиту прав  и  свобод  жителей
Москвы и лиц, временно пребывающих на ее территории, независимо от
расы, национальности и языка.
     Национальные отношения в городе Москве как столице и субъекте
Российской Федерации должны строиться с учетом  интересов  жителей
Москвы и лиц, временно пребывающих на ее территории, независимо от
их национальной принадлежности и иных связанных с ней  обстоятель-
ств,  и быть направлены на достижение общности, единства и взаимо-
понимания всего многонационального населения Москвы.

     Статья 7.  Право на свободу определения национальной принад-
                лежности
     В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый жи-
тель Москвы и лицо,  временно пребывающее на ее территории, вправе
самостоятельно определять и указывать свою национальную принадлеж-
ность. Никто не может быть принужден к определению и указанию сво-
ей национальной принадлежности.
     Органы власти города Москвы,  их должностные лица  не  вправе
обязывать жителей Москвы и лиц,  временно пребывающих на ее терри-
тории, указывать свою национальную принадлежность.

     Статья 8. Сохранение общего культурного пространства в горо-
               де Москве на основе государственного языка Россий-
               ской Федерации

     Органы власти города Москвы,  их должностные лица, националь-
но-культурные автономии и  национальные  общественные  объединения
создают  условия  для сохранения общего культурного пространства в
городе Москве на основе русского языка как государственного  языка
Российской  Федерации и с учетом исторической консолидирующей роли
многонациональной российской культуры.

     Статья 9.  Многообразие форм национальной самоорганизации в
                городе Москве

     Жители Москвы  самостоятельно  определяют пути и формы своего
национально-культурного развития.
     В целях  сохранения  и  развития своей национально-культурной
самобытности жители Москвы могут создавать  национально-культурные
автономии,  а также национальные общественные объединения в городе
Москве (национальные центры, общества, ассоциации и другие объеди-
нения).
     Осуществление права на создание национально-культурных  авто-
номий  и  национальных общественных объединений не должно наносить
ущерб жителям Москвы, относящим себя к другим национальностям.
     Участие или  неучастие  жителей  Москвы в деятельности нацио-
нально-культурных автономий и национальных общественных  объедине-
ний не может служить основанием для ограничения их прав и свобод.

     Статья 10. Принцип законности в области национальных отноше-
                ний
     Действия в сфере национальных отношений органов власти города
Москвы,  их должностных лиц, жителей Москвы и лиц, временно пребы-
вающих на ее территории, а также общественных объединений не могут
противоречить Конституции Российской Федерации,  международным до-
говорам Российской Федерации,  законам и иным нормативным правовым
актам Российской Федерации,  Уставу,  законам и  иным  нормативным
правовым актам города Москвы.
     Ничто в настоящем законе,  других законах и иных  нормативных
правовых  актах города Москвы не может быть использовано для нару-
шения прав и свобод человека и гражданина, установленных Конститу-
цией  Российской  Федерации и общепризнанными принципами и нормами
международного права.

     Статья 11.  Запрет на дискриминацию по признакам  расовой  и
                 национальной принадлежности

     В соответствии с законодательством Российской Федерации и го-
рода Москвы в городе Москве запрещаются действия,  пропаганда  или
агитация, направленные на ограничение законных прав и свобод жите-
лей Москвы по признакам расовой или  национальной  принадлежности,
оскорбление национального достоинства, установление национального,
расового,  языкового превосходства, а также иные действия, направ-
ленные  на дискриминацию по указанным признакам,  разжигание расо-
вой,  национальной, языковой и религиозной розни и ненависти, при-
менение  или  угрозу  применения  насилия или преследования в иных
формах.
     Органы власти  города  Москвы,  их должностные лица принимают
необходимые меры для предотвращения и пресечения  указанных  дейс-
твий  и несут предусмотренную законодательством Российской Федера-
ции и города Москвы ответственность за непринятие таких мер.

     Статья 12.  Сочетание личной и общественной инициативы с го-
                 сударственной защитой и поддержкой

     Органы власти города Москвы,  их должностные лица  оказывают
поддержку личной и общественной инициативе, направленной на реали-
зацию общественно значимых программ,  проектов,  мероприятий в об-
ласти культуры, образования, просвещения, информации.
     В целях реализации данного закона органы власти города Москвы
должны  взаимодействовать  с национально-культурными автономиями и
национальными общественными объединениями.

                             Глава III
     Права на свободное сохранение и развитие национальной
     культуры,  национального (родного) языка и национально-
     культурной самобытности

     Статья 13.  Права жителей Москвы и лиц,  временно пребывающих
                 на ее территории, в сфере национальной культуры

     В целях реализации права на сохранение и развитие  националь-
ной культуры жители Москвы,  лица, временно пребывающие на ее тер-
ритории,  национально-культурные автономии и национальные  общест-
венные объединения могут:
     - создавать в городе Москве негосударственные учреждения  на-
циональной культуры: театры, культурные центры, музеи, библиотеки,
клубы, студии и другие учреждения;
     - организовывать национальные творческие коллективы професси-
онального и самодеятельного искусства;
     - проводить мероприятия в области национальной культуры:  ме-
мориальные, праздничные, литературные, музыкальные вечера, выстав-
ки, конференции, встречи и другие мероприятия;
     - учреждать организации,  занимающиеся народными художествен-
ными промыслами и ремеслами;
     - разрабатывать и представлять в органы власти города  Москвы
предложения об охране культурного наследия и развитии национальной
культуры.
     - иметь иные права в соответствии с федеральным законодатель-
ством и законодательством города Москвы.

     Статья 14.  Осуществление национально-культурных  обрядов  и
                 традиций на территории города Москвы

     Порядок осуществления национально-культурных обрядов и тради-
ций  на  территории  города  Москвы определяется законодательством
Российской Федерации и законодательством города Москвы.
     Запрещается использование национальных традиций и обрядов для
разжигания национальной розни, оскорбления национального достоинс-
тва, проявления расового и национального экстремизма и нетерпимос-
ти.  В отношении лиц и организаций,  допустивших  такие  действия,
применяются меры ответственности,  установленные законодательством
Российской Федерации и города Москвы.

     Статья 15. Государственная поддержка права жителей Москвы на
                свободное  сохранение  и развитие национально-
                культурной самобытности

     Поддержка органами власти города Москвы права жителей  Москвы
на свободное сохранение и развитие национально-культурной самобыт-
ности может обеспечиваться:
     - финансовым,  организационным, информационным и методическим
содействием реализации общественно  значимых  программ,  проектов,
мероприятий  национально-культурных  автономий  и национальных об-
щественных объединений в области культуры,  образования, просвеще-
ния, информации;
     - определением отдельной строкой в бюджете города Москвы  ас-
сигнований, направляемых на финансирование мероприятий по поддерж-
ке национальных культур;
     - созданием и обеспечением условий функционирования государс-
твенных и муниципальных образовательных учреждений с  этнокультур-
ным  компонентом образования в городе Москве в соответствии с пот-
ребностями жителей Москвы,  относящих себя к  определенным  нацио-
нальностям;
     - созданием или участием в  создании  организаций  националь-
но-культурной направленности: театров, музеев, библиотек, культур-
ных и спортивных центров,  творческих коллективов и других органи-
заций;
     - содействием организации телевизионных и радиопрограмм, соз-
данию печатных средств массовой информации,  подготовке постоянных
рубрик, специальных публикаций, посвященных истории и культуре на-
родов, развитию национально-культурных движений в России и в Моск-
ве;
     - созданием условий функционирования Государственного  учреж-
дения  "Московский дом национальностей" как центра культурной кон-
солидации жителей Москвы, относящих себя к различным национальнос-
тям,  координацией деятельности национально-культурных автономий и
национальных общественных объединений, их взаимодействия с органа-
ми государственной власти;
     - мерами по охране национальных,  исторических  и  культурных
памятников в городе Москве,  организацией в необходимых случаях их
реставрации;
     - организацией или содействием организации массовых мероприя-
тий в области национальной культуры (дней  национальной  культуры,
национальных праздников,  фестивалей,  смотров,  выставок и других
мероприятий);
     - формированием эффективных механизмов взаимодействия органов
власти города Москвы с национально-культурными автономиями и наци-
ональными общественными объединениями;
     - созданием и поддержкой деятельности Консультативного совета
по делам национально-культурных автономий при Правительстве Москвы
и иных консультативно-совещательных органах власти  города  Москвы
по вопросам реализации государственной национальной политики;
     - заключением договоров и соглашений с органами государствен-
ной  власти и местного самоуправления,  а также негосударственными
организациями других субъектов Российской Федерации  и  зарубежных
государств  по  вопросам развития национальных культур в интересах
жителей Москвы.

     Статья 16.  Получение и распространение информации на нацио-
                 нальном  (родном)  языке,  свободное  использо-
                 вание национального (родного) языка

     Жители Москвы, национально-культурные автономии, национальные
общественные объединения вправе получать и распространять информа-
цию на национальном (родном) языке,  иметь доступ к информации  на
этом языке,  учреждать и поддерживать средства массовой информации
на национальном (родном) языке.
     Органы власти города Москвы содействуют свободе использования
национальных языков на территории города Москвы при условии сохра-
нения единого языкового пространства.
     Статья 17. Получение образования в учреждениях с  этнокуль-
                турным компонентом образования в городе Москве

     Жителям Москвы гарантируются равные возможности получения об-
разования в любом государственном и муниципальном  образовательном
учреждении независимо от их расовой,  национальной и языковой при-
надлежности и обстоятельств, связанных с такой принадлежностью.
     В соответствии с возможностями московской системы образования
для реализации права на получение образования с углубленным изуче-
нием национального (родного) языка, национальной истории и культу-
ры в городе Москве могут  создаваться  и  поддерживаться  органами
власти дошкольные и общеобразовательные учреждения, а также учреж-
дения дополнительного образования с этнокультурным компонентом об-
разования.   Финансовая   поддержка  осуществляется  из  бюджетных
средств, выделяемых на развитие образования в городе Москве.
     Содержание образования  в  городе Москве должно содействовать
межнациональному общению,  взаимопониманию и сотрудничеству  между
жителями Москвы независимо от их расовой,  национальной и языковой
принадлежности.
     Органы власти  города  Москвы вправе оказывать материальную и
финансовую поддержку негосударственным учреждениям с  этнокультур-
ным компонентом образования, имеющим государственную аккредитацию.

                              Глава IV

         Национально-культурные автономии и национальные
                     общественные объединения

     Статья 18.  Национально-культурные автономии и  национальные
                 общественные объединения в городе Москве

     Национальные общественные объединения в городе Москве (нацио-
нальные центры,  ассоциации, общества и другие объединения) созда-
ются  и  действуют  в соответствии с Федеральными законами "Об об-
щественных объединениях" и "О некоммерческих организациях". Нацио-
нально-культурные  автономии,  как особый вид национальных общест-
венных объединений, создаются и действуют в соответствии с указан-
ными  федеральными законами и Федеральным законом "О национально -
культурной автономии".
     Национально-культурные автономии  в  городе Москве могут быть
местными (создаваемыми на  уровне  территориальных  единиц  города
Москвы)  и  региональными  (создаваемыми на общегородском уровне).
Местные национально-культурные автономии  создаются  национальными
общественными объединениями,  зарегистрированными в органе юстиции
города Москвы.
     Московская региональная  национально  -  культурная автономия
учреждается местными национально - культурными автономиями.  Мест-
ная  национально - культурная автономия может быть принята в члены
московской региональной национально-культурной автономии  в  соот-
ветствии с ее уставом.
     Национально-культурные автономии,  особенно  имеющие   статус
московских региональных, пользуются приоритетом перед национальны-
ми общественными объединениями при  рассмотрении  органами  власти
города Москвы вопросов государственной поддержки национальных объ-
единений.

     Статья 19.  Права национально-культурных автономий и  нацио-
                 нальных общественных объединений

     Национально-культурные автономии  и национальные общественные
объединения, создаваемые в городе Москве, могут:

     - сохранять и развивать историческое и  культурное  наследие,
иметь свободный доступ к ценностям национальных культур;
     - развивать и поддерживать национальные  традиции  и  обычаи,
народные художественные ремесла и промыслы;
     - создавать учреждения культуры и искусства,  негосударствен-
ные  образовательные  учреждения  с  этнокультурным  компонентом и
обеспечивать их функционирование;
     - заниматься  предпринимательской деятельностью в целях реше-
ния уставных задач в области культуры,  образования,  просвещения,
информации;
     - получать поддержку со стороны органов власти города Москвы,
необходимую для сохранения и развития национально-культурной само-
бытности,  национального (родного) языка и национальной культуры в
пределах  средств,  предусмотренных  на  эти цели в бюджете города
Москвы;
     - обращаться в органы власти города Москвы для представления,
реализации и защиты прав и интересов жителей Москвы,  связанных  с
их национальной принадлежностью;
     - участвовать через своих полномочных представителей  в  дея-
тельности международных неправительственных организаций;
     - оказывать содействие деятельности средств массовой информа-
ции,  связанной  с освещением исторического и культурного наследия
народов Российской Федерации,  актуальных проблем национальных от-
ношений в городе Москве;
     - устанавливать и поддерживать гуманитарные контакты с  граж-
данами, общественными организациями иностранных государств;
     - иметь иные права в соответствии  с  законодательством  Рос-
сийской Федерации и города Москвы.

     Статья 20. Государственная поддержка деятельности националь-
                но-культурных автономий и национальных обществен-
                ных объединений  в городе Москве

     Органы власти  города Москвы содействуют реализации права на-
ционально-культурных автономий и национальных общественных объеди-
нений на финансовую, информационную, методическую поддержку реали-
зуемых ими общественно значимых программ,  проектов, мероприятий в
области культуры, образования, просвещения, информации.
     Для достижения целей  государственной  национальной  политики
органы  власти Москвы в соответствии с федеральным законодательст-
вом и законодательством города Москвы:
     - предусматривают  в  бюджете  города Москвы ассигнования для
финансовой поддержки общественно значимых программ, проектов и ме-
роприятий общемосковского значения,  реализуемых национально-куль-
турными автономиями и национальными общественными объединениями  в
области культуры, образования, просвещения, информации.
     - на основании предложений национально-культурных автономий и
национальных общественных объединений могут в установленном поряд-
ке предоставлять льготы по налогам и сборам,  зачисляемым в бюджет
города  Москвы,  а  также  устанавливать  для  них льготные ставки
арендной платы в порядке, предусмотренном для некоммерческих орга-
низаций  культуры и образования в соответствии с законодательным и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и  города
Москвы.
     Финансовая поддержка оказывается в соответствии с федеральны-
ми законами "О национально-культурной автономии" и "Об  обществен-
ных объединениях" и может осуществляться на основе договоров орга-
нов власти города Москвы с национально-культурными  автономиями  и
национальными общественными объединениями.
     Программы, проекты  и  мероприятия,  в отношении которых осу-
ществляется финансовая поддержка, определяются в порядке, устанав-
ливаемом  органами  исполнительной власти города Москвы с участием
представителей национально-культурных автономий и национальных об-
щественных объединений,  а также,  при необходимости,  независимых
экспертов.  Контроль за целевым использованием выделенных  средств
осуществляется финансовыми органами города Москвы в соответствии с
законодательными и иными нормативными правовыми актами  Российской
Федерации и города Москвы.

     Статья 21. Взаимодействие национально-культурных автономий и
                национальных  общественных  объединений  с органа-
                ми власти города Москвы

     В целях обеспечения эффективности реализации  государственной
национальной  политики  в городе Москве,  координации деятельности
национально-культурных автономий и национальных общественных  объ-
единений  в области развития национальной культуры,  национального
(родного) языка,  сохранения и развития национально-культурной са-
мобытности,  а  также обеспечения защиты прав,  свобод и интересов
жителей Москвы,  связанных с их национальной принадлежностью,  при
органах исполнительной власти города Москвы могут создаваться пос-
тоянно действующие консультативно-совещательные органы.
     Порядок создания,  деятельности и ликвидации,  а также состав
Консультативного  совета по делам национально-культурных автономий
при Правительстве Москвы определяется Правительством Москвы.
     Консультативный совет по делам национально-культурных автоно-
мий при Правительстве Москвы состоит из делегированных на  опреде-
ленный срок представителей региональных национально-культурных ав-
тономий.
     Порядок создания,  деятельности и ликвидации,  а также состав
иных,  в том числе общемосковских консультативно-совещательных ор-
ганов по вопросам реализации государственной национальной политики
при органах исполнительной власти города Москвы определяется этими
органами власти.  Основными задачами Консультативного  совета  при
Правительстве  Москвы  и иных консультативно-совещательных органов
при органах исполнительной власти города Москвы являются:
     - согласование деятельности национально-культурных  автономий
и национальных общественных объединений, установление и укрепление
связей между ними;
     - представление и защита в органах власти Москвы социальных и
культурных интересов и потребностей жителей Москвы,  обусловленных
их национальной принадлежностью;
     - участие в подготовке программ в области сохранения и разви-
тия национального (родного) языка и национальной культуры,  проек-
тов,  нормативных правовых актов, а также других решений, затраги-
вающих  права  и законные интересы жителей Москвы и лиц,  временно
пребывающих на ее территории;
     - осуществление консультирования Правительства и иных органов
власти города Москвы по национальным проблемам  жителей  Москвы  и
лиц, временно пребывающих на ее территории.

                            Глава  V
                     Заключительные положения

     Статья 22. Ответственность за нарушение настоящего Закона

     Органы власти города Москвы, должностные лица органов власти,
жители Москвы и лица, временно пребывающие на ее территории, орга-
низации,  общественные объединения несут предусмотренную законода-
тельством  Российской Федерации и города Москвы ответственность за
нарушение норм настоящего Закона.

     Статья 23. О вступлении в силу настоящего Закона
     Настоящий Закон вступает в  силу  со  дня  его  официального
опубликования.