В целях реализации Концепции государственной национальной
политики Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от
15.06.96 N 909) применительно к условиям Москвы и во исполнение п.5
постановления Правительства Москвы от 12.05.98 N 382 "О состоянии и
развитии этнокультурного (национального) образования и взаимодействия
с национальными объединениями в Москве" Правительство Москвы
постановляет:
1. Одобрить проект закона города Москвы "О национальных
отношениях в городе Москве" (приложение).
2. Внести законопроект в Московскую городскую Думу в
установленном порядке.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Швецову Л. И.
П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 15 августа 2000 г. N 633
Закон города Москвы "О национальных отношениях
в городе Москве "
Исходя из того, что в соответствии с положениями Конституции
и законов Российской Федерации, а также общепризнанными принципами
и нормами международного права каждому человеку и гражданину га-
рантировано равенство прав и свобод независимо от их расовой, на-
циональной и языковой принадлежности и что реализация этих прав
является основополагающим признаком становления гражданского об-
щества, учитывая, что в городе Москве проживают граждане, относя-
щие себя к различным национальностям, и нуждающиеся в создании ус-
ловий для выражения, сохранения и развития своей национально-куль-
турной самобытности, учитывая специфику города Москвы как многона-
ционального мегаполиса, столицы и субъекта Российской Федерации,
руководствуясь необходимостью реализации Концепции государственной
национальной политики Российской Федерации, в интересах сохранения
и укрепления межнационального согласия в городе Москве, принимает-
ся Закон города Москвы "О национальных отношениях в городе Моск-
ве".
Глава I
Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Предметом регулирования настоящего закона являются обществен-
ные отношения в социально-культурной, общественно-политической и
информационной сферах между гражданами, проживающими в городе
Москве и относящими себя к различным национальностям, а также их
отношения с органами власти, должностными лицами органов власти
города Москвы, возникающие в связи с реализацией прав и свобод,
связанных с национальной принадлежностью граждан и установленных
нормами международного права, Конституцией Российской Федерации,
федеральным законодательством, Уставом города Москвы, иными зако-
нодательными актами города Москвы, а также настоящим Законом.
Статья 2. Пределы действия настоящего Закона
Действие настоящего закона распространяется на органы власти
города Москвы (органы власти города и районов), должностных лиц
органов власти, организации, общественные объединения, жителей
Москвы и лиц, временно пребывающих на ее территории в связи с об-
щественными отношениями, регулируемыми настоящим Законом.
Статья 3. Задачи государственной национальной политики в го-
роде Москве
Задачами государственной национальной политики в городе Моск-
ве являются обеспечение социальных и гражданских прав относящих
себя к различным национальностям жителей Москвы и лиц, временно
пребывающих на ее территории, создание условий для свободного вы-
ражения, сохранения и развития их национально-культурной самобыт-
ности, удовлетворения их национально-культурных, национально-обра-
зовательных и иных запросов в интересах укрепления межнационально-
го мира и стабильности в обществе.
Статья 4. Правовая основа национальных отношений в городе
Москве
Правовую основу национальных отношений в городе Москве сос-
тавляют Конституция Российской Федерации, международные договоры
Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые
акты Российской Федерации, Устав города Москвы, настоящий Закон,
иные законодательные и нормативно-правовые акты города Москвы.
Глава II
Принципы национальных отношений в городе Москве
Статья 5. Основные принципы национальных отношений в городе
Москве
В соответствии с целями государственной национальной полити-
ки национальные отношения в городе Москве должны основываться на
принципах:
защиты прав и свобод, недискриминации жителей Москвы и лиц,
временно пребывающих на ее территории, независимо от их расовой и
национальной принадлежности, уважения национальных особенностей,
языка и культуры каждого;
свободы определения каждым его национальной принадлежности;
свободы развития национальных культур с учетом необходимости
укрепления духовной общности россиян, общего культурного прост-
ранства в городе Москве и роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации;
многообразия форм национальной самоорганизации;
законности;
сочетания личной и общественной инициативы с государственной
защитой и поддержкой.
Данные принципы применяются и действуют в их совокупности, и
ни один из них не может быть противопоставлен другим принципам.
Осуществление прав и свобод относящих себя к данной нацио-
нальности жителей Москвы и лиц, временно пребывающих на ее терри-
тории, не должно наносить ущерб гражданам, относящим себя к другим
национальностям.
Статья 6. Защита прав и свобод, недискриминация жителей Москвы
Настоящий Закон в соответствии с общепризнанными принципами и
нормами международного права, Конституцией Российской Федерации и
федеральными законами направлен на защиту прав и свобод жителей
Москвы и лиц, временно пребывающих на ее территории, независимо от
расы, национальности и языка.
Национальные отношения в городе Москве как столице и субъекте
Российской Федерации должны строиться с учетом интересов жителей
Москвы и лиц, временно пребывающих на ее территории, независимо от
их национальной принадлежности и иных связанных с ней обстоятель-
ств, и быть направлены на достижение общности, единства и взаимо-
понимания всего многонационального населения Москвы.
Статья 7. Право на свободу определения национальной принад-
лежности
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый жи-
тель Москвы и лицо, временно пребывающее на ее территории, вправе
самостоятельно определять и указывать свою национальную принадлеж-
ность. Никто не может быть принужден к определению и указанию сво-
ей национальной принадлежности.
Органы власти города Москвы, их должностные лица не вправе
обязывать жителей Москвы и лиц, временно пребывающих на ее терри-
тории, указывать свою национальную принадлежность.
Статья 8. Сохранение общего культурного пространства в горо-
де Москве на основе государственного языка Россий-
ской Федерации
Органы власти города Москвы, их должностные лица, националь-
но-культурные автономии и национальные общественные объединения
создают условия для сохранения общего культурного пространства в
городе Москве на основе русского языка как государственного языка
Российской Федерации и с учетом исторической консолидирующей роли
многонациональной российской культуры.
Статья 9. Многообразие форм национальной самоорганизации в
городе Москве
Жители Москвы самостоятельно определяют пути и формы своего
национально-культурного развития.
В целях сохранения и развития своей национально-культурной
самобытности жители Москвы могут создавать национально-культурные
автономии, а также национальные общественные объединения в городе
Москве (национальные центры, общества, ассоциации и другие объеди-
нения).
Осуществление права на создание национально-культурных авто-
номий и национальных общественных объединений не должно наносить
ущерб жителям Москвы, относящим себя к другим национальностям.
Участие или неучастие жителей Москвы в деятельности нацио-
нально-культурных автономий и национальных общественных объедине-
ний не может служить основанием для ограничения их прав и свобод.
Статья 10. Принцип законности в области национальных отноше-
ний
Действия в сфере национальных отношений органов власти города
Москвы, их должностных лиц, жителей Москвы и лиц, временно пребы-
вающих на ее территории, а также общественных объединений не могут
противоречить Конституции Российской Федерации, международным до-
говорам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым
актам Российской Федерации, Уставу, законам и иным нормативным
правовым актам города Москвы.
Ничто в настоящем законе, других законах и иных нормативных
правовых актах города Москвы не может быть использовано для нару-
шения прав и свобод человека и гражданина, установленных Конститу-
цией Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами
международного права.
Статья 11. Запрет на дискриминацию по признакам расовой и
национальной принадлежности
В соответствии с законодательством Российской Федерации и го-
рода Москвы в городе Москве запрещаются действия, пропаганда или
агитация, направленные на ограничение законных прав и свобод жите-
лей Москвы по признакам расовой или национальной принадлежности,
оскорбление национального достоинства, установление национального,
расового, языкового превосходства, а также иные действия, направ-
ленные на дискриминацию по указанным признакам, разжигание расо-
вой, национальной, языковой и религиозной розни и ненависти, при-
менение или угрозу применения насилия или преследования в иных
формах.
Органы власти города Москвы, их должностные лица принимают
необходимые меры для предотвращения и пресечения указанных дейс-
твий и несут предусмотренную законодательством Российской Федера-
ции и города Москвы ответственность за непринятие таких мер.
Статья 12. Сочетание личной и общественной инициативы с го-
сударственной защитой и поддержкой
Органы власти города Москвы, их должностные лица оказывают
поддержку личной и общественной инициативе, направленной на реали-
зацию общественно значимых программ, проектов, мероприятий в об-
ласти культуры, образования, просвещения, информации.
В целях реализации данного закона органы власти города Москвы
должны взаимодействовать с национально-культурными автономиями и
национальными общественными объединениями.
Глава III
Права на свободное сохранение и развитие национальной
культуры, национального (родного) языка и национально-
культурной самобытности
Статья 13. Права жителей Москвы и лиц, временно пребывающих
на ее территории, в сфере национальной культуры
В целях реализации права на сохранение и развитие националь-
ной культуры жители Москвы, лица, временно пребывающие на ее тер-
ритории, национально-культурные автономии и национальные общест-
венные объединения могут:
- создавать в городе Москве негосударственные учреждения на-
циональной культуры: театры, культурные центры, музеи, библиотеки,
клубы, студии и другие учреждения;
- организовывать национальные творческие коллективы професси-
онального и самодеятельного искусства;
- проводить мероприятия в области национальной культуры: ме-
мориальные, праздничные, литературные, музыкальные вечера, выстав-
ки, конференции, встречи и другие мероприятия;
- учреждать организации, занимающиеся народными художествен-
ными промыслами и ремеслами;
- разрабатывать и представлять в органы власти города Москвы
предложения об охране культурного наследия и развитии национальной
культуры.
- иметь иные права в соответствии с федеральным законодатель-
ством и законодательством города Москвы.
Статья 14. Осуществление национально-культурных обрядов и
традиций на территории города Москвы
Порядок осуществления национально-культурных обрядов и тради-
ций на территории города Москвы определяется законодательством
Российской Федерации и законодательством города Москвы.
Запрещается использование национальных традиций и обрядов для
разжигания национальной розни, оскорбления национального достоинс-
тва, проявления расового и национального экстремизма и нетерпимос-
ти. В отношении лиц и организаций, допустивших такие действия,
применяются меры ответственности, установленные законодательством
Российской Федерации и города Москвы.
Статья 15. Государственная поддержка права жителей Москвы на
свободное сохранение и развитие национально-
культурной самобытности
Поддержка органами власти города Москвы права жителей Москвы
на свободное сохранение и развитие национально-культурной самобыт-
ности может обеспечиваться:
- финансовым, организационным, информационным и методическим
содействием реализации общественно значимых программ, проектов,
мероприятий национально-культурных автономий и национальных об-
щественных объединений в области культуры, образования, просвеще-
ния, информации;
- определением отдельной строкой в бюджете города Москвы ас-
сигнований, направляемых на финансирование мероприятий по поддерж-
ке национальных культур;
- созданием и обеспечением условий функционирования государс-
твенных и муниципальных образовательных учреждений с этнокультур-
ным компонентом образования в городе Москве в соответствии с пот-
ребностями жителей Москвы, относящих себя к определенным нацио-
нальностям;
- созданием или участием в создании организаций националь-
но-культурной направленности: театров, музеев, библиотек, культур-
ных и спортивных центров, творческих коллективов и других органи-
заций;
- содействием организации телевизионных и радиопрограмм, соз-
данию печатных средств массовой информации, подготовке постоянных
рубрик, специальных публикаций, посвященных истории и культуре на-
родов, развитию национально-культурных движений в России и в Моск-
ве;
- созданием условий функционирования Государственного учреж-
дения "Московский дом национальностей" как центра культурной кон-
солидации жителей Москвы, относящих себя к различным национальнос-
тям, координацией деятельности национально-культурных автономий и
национальных общественных объединений, их взаимодействия с органа-
ми государственной власти;
- мерами по охране национальных, исторических и культурных
памятников в городе Москве, организацией в необходимых случаях их
реставрации;
- организацией или содействием организации массовых мероприя-
тий в области национальной культуры (дней национальной культуры,
национальных праздников, фестивалей, смотров, выставок и других
мероприятий);
- формированием эффективных механизмов взаимодействия органов
власти города Москвы с национально-культурными автономиями и наци-
ональными общественными объединениями;
- созданием и поддержкой деятельности Консультативного совета
по делам национально-культурных автономий при Правительстве Москвы
и иных консультативно-совещательных органах власти города Москвы
по вопросам реализации государственной национальной политики;
- заключением договоров и соглашений с органами государствен-
ной власти и местного самоуправления, а также негосударственными
организациями других субъектов Российской Федерации и зарубежных
государств по вопросам развития национальных культур в интересах
жителей Москвы.
Статья 16. Получение и распространение информации на нацио-
нальном (родном) языке, свободное использо-
вание национального (родного) языка
Жители Москвы, национально-культурные автономии, национальные
общественные объединения вправе получать и распространять информа-
цию на национальном (родном) языке, иметь доступ к информации на
этом языке, учреждать и поддерживать средства массовой информации
на национальном (родном) языке.
Органы власти города Москвы содействуют свободе использования
национальных языков на территории города Москвы при условии сохра-
нения единого языкового пространства.
Статья 17. Получение образования в учреждениях с этнокуль-
турным компонентом образования в городе Москве
Жителям Москвы гарантируются равные возможности получения об-
разования в любом государственном и муниципальном образовательном
учреждении независимо от их расовой, национальной и языковой при-
надлежности и обстоятельств, связанных с такой принадлежностью.
В соответствии с возможностями московской системы образования
для реализации права на получение образования с углубленным изуче-
нием национального (родного) языка, национальной истории и культу-
ры в городе Москве могут создаваться и поддерживаться органами
власти дошкольные и общеобразовательные учреждения, а также учреж-
дения дополнительного образования с этнокультурным компонентом об-
разования. Финансовая поддержка осуществляется из бюджетных
средств, выделяемых на развитие образования в городе Москве.
Содержание образования в городе Москве должно содействовать
межнациональному общению, взаимопониманию и сотрудничеству между
жителями Москвы независимо от их расовой, национальной и языковой
принадлежности.
Органы власти города Москвы вправе оказывать материальную и
финансовую поддержку негосударственным учреждениям с этнокультур-
ным компонентом образования, имеющим государственную аккредитацию.
Глава IV
Национально-культурные автономии и национальные
общественные объединения
Статья 18. Национально-культурные автономии и национальные
общественные объединения в городе Москве
Национальные общественные объединения в городе Москве (нацио-
нальные центры, ассоциации, общества и другие объединения) созда-
ются и действуют в соответствии с Федеральными законами "Об об-
щественных объединениях" и "О некоммерческих организациях". Нацио-
нально-культурные автономии, как особый вид национальных общест-
венных объединений, создаются и действуют в соответствии с указан-
ными федеральными законами и Федеральным законом "О национально -
культурной автономии".
Национально-культурные автономии в городе Москве могут быть
местными (создаваемыми на уровне территориальных единиц города
Москвы) и региональными (создаваемыми на общегородском уровне).
Местные национально-культурные автономии создаются национальными
общественными объединениями, зарегистрированными в органе юстиции
города Москвы.
Московская региональная национально - культурная автономия
учреждается местными национально - культурными автономиями. Мест-
ная национально - культурная автономия может быть принята в члены
московской региональной национально-культурной автономии в соот-
ветствии с ее уставом.
Национально-культурные автономии, особенно имеющие статус
московских региональных, пользуются приоритетом перед национальны-
ми общественными объединениями при рассмотрении органами власти
города Москвы вопросов государственной поддержки национальных объ-
единений.
Статья 19. Права национально-культурных автономий и нацио-
нальных общественных объединений
Национально-культурные автономии и национальные общественные
объединения, создаваемые в городе Москве, могут:
- сохранять и развивать историческое и культурное наследие,
иметь свободный доступ к ценностям национальных культур;
- развивать и поддерживать национальные традиции и обычаи,
народные художественные ремесла и промыслы;
- создавать учреждения культуры и искусства, негосударствен-
ные образовательные учреждения с этнокультурным компонентом и
обеспечивать их функционирование;
- заниматься предпринимательской деятельностью в целях реше-
ния уставных задач в области культуры, образования, просвещения,
информации;
- получать поддержку со стороны органов власти города Москвы,
необходимую для сохранения и развития национально-культурной само-
бытности, национального (родного) языка и национальной культуры в
пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города
Москвы;
- обращаться в органы власти города Москвы для представления,
реализации и защиты прав и интересов жителей Москвы, связанных с
их национальной принадлежностью;
- участвовать через своих полномочных представителей в дея-
тельности международных неправительственных организаций;
- оказывать содействие деятельности средств массовой информа-
ции, связанной с освещением исторического и культурного наследия
народов Российской Федерации, актуальных проблем национальных от-
ношений в городе Москве;
- устанавливать и поддерживать гуманитарные контакты с граж-
данами, общественными организациями иностранных государств;
- иметь иные права в соответствии с законодательством Рос-
сийской Федерации и города Москвы.
Статья 20. Государственная поддержка деятельности националь-
но-культурных автономий и национальных обществен-
ных объединений в городе Москве
Органы власти города Москвы содействуют реализации права на-
ционально-культурных автономий и национальных общественных объеди-
нений на финансовую, информационную, методическую поддержку реали-
зуемых ими общественно значимых программ, проектов, мероприятий в
области культуры, образования, просвещения, информации.
Для достижения целей государственной национальной политики
органы власти Москвы в соответствии с федеральным законодательст-
вом и законодательством города Москвы:
- предусматривают в бюджете города Москвы ассигнования для
финансовой поддержки общественно значимых программ, проектов и ме-
роприятий общемосковского значения, реализуемых национально-куль-
турными автономиями и национальными общественными объединениями в
области культуры, образования, просвещения, информации.
- на основании предложений национально-культурных автономий и
национальных общественных объединений могут в установленном поряд-
ке предоставлять льготы по налогам и сборам, зачисляемым в бюджет
города Москвы, а также устанавливать для них льготные ставки
арендной платы в порядке, предусмотренном для некоммерческих орга-
низаций культуры и образования в соответствии с законодательным и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города
Москвы.
Финансовая поддержка оказывается в соответствии с федеральны-
ми законами "О национально-культурной автономии" и "Об обществен-
ных объединениях" и может осуществляться на основе договоров орга-
нов власти города Москвы с национально-культурными автономиями и
национальными общественными объединениями.
Программы, проекты и мероприятия, в отношении которых осу-
ществляется финансовая поддержка, определяются в порядке, устанав-
ливаемом органами исполнительной власти города Москвы с участием
представителей национально-культурных автономий и национальных об-
щественных объединений, а также, при необходимости, независимых
экспертов. Контроль за целевым использованием выделенных средств
осуществляется финансовыми органами города Москвы в соответствии с
законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации и города Москвы.
Статья 21. Взаимодействие национально-культурных автономий и
национальных общественных объединений с органа-
ми власти города Москвы
В целях обеспечения эффективности реализации государственной
национальной политики в городе Москве, координации деятельности
национально-культурных автономий и национальных общественных объ-
единений в области развития национальной культуры, национального
(родного) языка, сохранения и развития национально-культурной са-
мобытности, а также обеспечения защиты прав, свобод и интересов
жителей Москвы, связанных с их национальной принадлежностью, при
органах исполнительной власти города Москвы могут создаваться пос-
тоянно действующие консультативно-совещательные органы.
Порядок создания, деятельности и ликвидации, а также состав
Консультативного совета по делам национально-культурных автономий
при Правительстве Москвы определяется Правительством Москвы.
Консультативный совет по делам национально-культурных автоно-
мий при Правительстве Москвы состоит из делегированных на опреде-
ленный срок представителей региональных национально-культурных ав-
тономий.
Порядок создания, деятельности и ликвидации, а также состав
иных, в том числе общемосковских консультативно-совещательных ор-
ганов по вопросам реализации государственной национальной политики
при органах исполнительной власти города Москвы определяется этими
органами власти. Основными задачами Консультативного совета при
Правительстве Москвы и иных консультативно-совещательных органов
при органах исполнительной власти города Москвы являются:
- согласование деятельности национально-культурных автономий
и национальных общественных объединений, установление и укрепление
связей между ними;
- представление и защита в органах власти Москвы социальных и
культурных интересов и потребностей жителей Москвы, обусловленных
их национальной принадлежностью;
- участие в подготовке программ в области сохранения и разви-
тия национального (родного) языка и национальной культуры, проек-
тов, нормативных правовых актов, а также других решений, затраги-
вающих права и законные интересы жителей Москвы и лиц, временно
пребывающих на ее территории;
- осуществление консультирования Правительства и иных органов
власти города Москвы по национальным проблемам жителей Москвы и
лиц, временно пребывающих на ее территории.
Глава V
Заключительные положения
Статья 22. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Органы власти города Москвы, должностные лица органов власти,
жители Москвы и лица, временно пребывающие на ее территории, орга-
низации, общественные объединения несут предусмотренную законода-
тельством Российской Федерации и города Москвы ответственность за
нарушение норм настоящего Закона.
Статья 23. О вступлении в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.