Во исполнение Закона города Москвы от 03.03.2004 N 13 "Об ос-
новах градостроительства в городе Москве", предусматривающего раз-
работку специальных видов градостроительной документации на особо
охраняемые природные территории как объекты особого регулирования
градостроительной деятельности, а также Закона города Москвы от
26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в горо-
де Москве" (с изменениями, внесенными Законом города Москвы от
14.07.2004 N 48), с учетом решения Общественного совета при Мэре
Москвы по проблемам формирования градостроительного и архитектур-
но-художественного облика города (протокол от 22.01.2003 N 1) Пра-
вительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Положение о составе, порядке разработки, согла-
сования и утверждения территориальных схем сохранения и развития
особо охраняемых природных территорий в городе Москве (далее - По-
ложение), согласно приложению.
2. Ввести в действие Положение с момента опубликования насто-
ящего постановления.
3. Опубликовать настоящее постановление в установленном по-
рядке в газете "Тверская, 13" и журнале "Вестник Мэра и Правитель-
ства Москвы".
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Реси-
на В.И.
П.п.Исполняющий обязанности
Мэра Москвы В.П.Шанцев
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 21 сентября 2004 года N 634-ПП
ПОЛОЖЕНИЕ
о составе, порядке разработки, согласования и утверждения
территориальных схем сохранения и развития особо охраняемых
природных территорий в городе Москве
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Градо-
строительным кодексом Российской Федерации, федеральными законами
от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 14.03.95
N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", законами го-
рода Москвы от 03.03.2004 N 13 "Об основах градостроительства в
городе Москве", от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных
территориях в городе Москве" (с изменениями, внесенными Законом
города Москвы от 14.07.2004 N 48), от 21.10.98 N 26 "О регулирова-
нии градостроительной деятельности на территориях природного комп-
лекса города Москвы". Территориальные схемы сохранения и развития
особо охраняемых природных территорий - специальный вид градостро-
ительной документации, предусмотренной Законом города Москвы "Об
основах градостроительства в городе Москве", для объектов особого
регулирования градостроительной деятельности, к которым отнесены
особо охраняемые природные территории.
2. Положение устанавливает состав разрабатываемых и утвержда-
емых материалов территориальных схем сохранения и развития особо
охраняемых природных территорий (ТС ООПТ).
3. ТС ООПТ разрабатываются для особо охраняемых природных
территорий регионального значения площадью более 250 га.
4. Территориальная схема сохранения и развития особо охраняе-
мых природных территорий:
- устанавливает в соответствии с Законом города Москвы "Об
особо охраняемых природных территориях в городе Москве" функцио-
нальные зоны особо охраняемой природной территории;
- определяет основные направления сохранения и развития особо
охраняемой природной территории;
- содержит предложения по уточнению границ особо охраняемой
природной территории и определяет возможность установления ее ох-
ранной зоны;
- содержит предложения по установлению или корректировке ре-
жимов регулирования градостроительной деятельности и границ участ-
ков с различными режимами регулирования градостроительной деятель-
ности;
- определяет принципиальную возможность сохранения, реоргани-
зации, вывода с территории сторонних пользователей для детализации
решений на последующих стадиях проектирования;
- определяет функционально-планировочную организацию особо
охраняемой природной территории;
- определяет основные направления сохранения и восстановления
природных объектов и их компонентов, сохранения и восстановления
историко-культурных объектов, охраны окружающей среды, транспорт-
ного обслуживания и инженерного обеспечения отдельных функциональ-
ных зон особо охраняемой природной территории;
- определяет порядок реализации ТС ООПТ, включая предложения
по разработке градостроительной (в том числе проектно-планировоч-
ной) и проектной документации;
- содержит рекомендации и ограничения для последующих стадий
проектирования;
- устанавливает градостроительное зонирование территории,
границы функционально-планировочных образований.
5. ТС ООПТ разрабатывается в соответствии со схемой размеще-
ния и развития особо охраняемых природных территорий, с учетом ут-
вержденного Генерального плана развития города Москвы (раздел "Ос-
новные направления сохранения и развития территорий природного
комплекса"), градостроительных планов развития территорий адми-
нистративных округов и другой градостроительной документации.
6. Утвержденная ТС ООПТ является основанием для разработки
градостроительной и (или) проектной документации на особо охраняе-
мую природную территорию.
7. Разработчиками ТС ООПТ в городе Москве являются Государс-
твенное унитарное предприятие "Научно-исследовательский и проект-
ный институт Генерального плана города Москвы" (ГУП "НИ и ПИ Ген-
плана Москвы") и другие организации.
8. ТС ООПТ разрабатываются по заказу Москомархитектуры и дру-
гих органов исполнительной власти города Москвы, на которых Прави-
тельством Москвы возложены функции государственных заказчиков, по
согласованию с Москомархитектурой и специально уполномоченным ор-
ганом Правительства Москвы по управлению особо охраняемыми природ-
ными территориями.
9. Финансирование разработки ТС ООПТ осуществляется за счет
средств городского бюджета, выделяемых на соответствующие цели.
II. Состав исходных данных
1. Топографический план с линиями градостроительного регули-
рования, М 1:2000 (предоставляется ГУП "Мосгоргеотрест").
2. Топографический план с подземными коммуникациями, М 1:2000
(предоставляется ГУП "Мосгоргеотрест").
3. Данные инвентаризации природных сообществ, растительного и
животного мира (собираются разработчиком ТС ООПТ или предоставля-
ются по запросу заказчика или разработчика специально уполномочен-
ным органом Правительства Москвы по управлению особо охраняемыми
природными территориями и учреждениями, осуществляющими охрану,
содержание и использование особо охраняемых природных территорий).
4. Данные о природных объектах, требующих специальных мер ох-
раны в условиях города Москвы (собираются разработчиком ТС ООПТ
или предоставляются специально уполномоченным органом Правительст-
ва Москвы по управлению особо охраняемыми природными территориями
и учреждениями, осуществляющими охрану, содержание и использование
особо охраняемых природных территорий).
5. Данные о состоянии окружающей среды (загрязнении атмосфер-
ного воздуха, водных объектов, почвенного покрова) и состоянии
объектов растительного покрова и животного мира (собираются разра-
ботчиком ТС ООПТ или предоставляются специально уполномоченным ор-
ганом Правительства Москвы по управлению особо охраняемыми природ-
ными территориями, Центром Госсанэпиднадзора в г.Москве).
6. Данные о памятниках истории и культуры (предоставляются
ГУОП г.Москвы).
7. Кадастровые данные по землепользованию (предоставляются
Департаментом земельных ресурсов города Москвы).
8. Данные государственного кадастра особо охраняемых природ-
ных территорий (предоставляются специально уполномоченным органом
Правительства Москвы по управлению особо охраняемыми природными
территориями).
9. Данные о действующей исходно-разрешительной документации и
утвержденной градостроительной и проектной документации (предос-
тавляются Москомархитектурой).
10. Сведения об объектах недвижимости, включая тип, этажность
и другие параметры зданий и сооружений, расположенных в границах
особо охраняемой природной территории (предоставляются префектурой
административного округа и Бюро технической инвентаризации).
11. Сведения об имущественных правах на объекты недвижимости,
расположенные на особо охраняемой природной территории (предостав-
ляются Департаментом имущества города Москвы).
12. Заключение о состоянии инженерных коммуникаций, проходя-
щих по территории (предоставляется эксплуатационными организациями
по видам инженерного обеспечения).
13. Данные об объектах коммунального хозяйства, гаражах и
стоянках легковых автомобилей (предоставляются префектурой адми-
нистративного округа).
14. Плановое задание ГУОП г.Москвы (при наличии на особо ох-
раняемой природной территории памятников истории и культуры).
Исходные данные для разработки ТС ООПТ предоставляются разра-
ботчику проекта заказчиком. Сбор исходных данных может осущест-
вляться разработчиком проекта и в этом случае включается в состав
финансируемых по проекту работ. Организации (пп.1-14) предоставля-
ют исходные данные по соответствующему запросу заказчика или раз-
работчика.
III. Состав ТС ООПТ
1. Существующее положение
1.1. Местоположение территории.
Характеризуется и оценивается роль объекта проектирования:
- в структуре города и административного округа;
- в функциональной, планировочной, пространственной организа-
ции города;
- в системе особо охраняемых природных территорий города
Москвы и пригородной зоны.
Местоположение территории иллюстрируется схемой, М 1:50000
(на копии схемы развития особо охраняемых природных территорий или
территорий природного комплекса).
1.2. Характеристика особо охраняемой природной территории
включает:
- общие сведения (площадь особо охраняемой территории, ее ка-
тегория, установленные режимы регулирования градостроительной дея-
тельности);
- характеристика природных условий территории (геолого-гео-
морфологических, гидрологических, почвенного и растительного пок-
рова, животного мира, атмосферного воздуха);
- оценка биологического разнообразия;
- наличие и размещение природных объектов, подлежащих охране
(геологические объекты, гидрологические объекты, экосистемы, ланд-
шафты, объекты растительного мира, объекты животного мира, прочие
природные объекты);
- оценка природоохранной значимости территории, экологической
ценности, средоформирующей роли, эстетической ценности, значения в
развитии системы природного комплекса города Москвы и обеспечении
территориальной связи с природными ландшафтами Подмосковья.
Характеристика особо охраняемой природной территории иллюст-
рируется:
- компонентными или комплексными схемами (М 1:5000-1:10000),
содержащими информацию о геолого-геоморфологических и гидрогеоло-
гических условиях, водных объектах, почвах, флоре и растительнос-
ти, фауне и животном мире, ландшафтных особенностях территории;
- схемой размещения природных объектов (М 1:5000-1:10000),
подлежащих охране.
Характеристика существующего состояния территории природного
комплекса производится на основании результатов натурного обследо-
вания территории, данных экологического мониторинга и фондовых
данных.
1.3. Оценка современного состояния природных объектов и их
компонентов:
- характеристика современного состояния компонентов природно-
го комплекса;
- выявление основных факторов и источников отрицательного
антропогенного воздействия на природные объекты и их компоненты,
находящиеся на данной территории и на сопредельных с ней террито-
риях;
- оценка потенциальной устойчивости природных объектов и их
компонентов к внешним антропогенным воздействиям;
- оценка условий функционирования и развития природных сооб-
ществ;
- оценка условий осуществления рекреационной деятельности.
Оценка современного состояния компонентов природной среды ил-
люстрируется схемами (покомпонентными и комплексными) современного
состояния особо охраняемой природной территории, М 1:5000-1:10000.
1.4. Историко-культурная характеристика особо охраняемой при-
родной территории.
При наличии на территории объекта проектирования памятников
истории и культуры, а также зон исторической застройки территории,
требующих реставрации или восстановления, по заключению ГУОП
г.Москвы выполняется историко-архитектурная опорная схема
(М 1:5000) в установленном порядке.
1.5. Характеристика существующего использования особо охраня-
емой природной территории включает оценку современного функцио-
нального использования территории, правовых режимов землепользова-
ния, имущественных прав на объекты недвижимости, рекреационных
нагрузок на территорию, сведения о согласованной и утвержденной в
установленном порядке проектной, градостроительной, исходно-разре-
шительной документации.
Характеристика существующего использования территории иллюст-
рируется схемой существующего использования территории (М 1:5000).
На схеме показываются:
- функциональное использование территории, в том числе рекре-
ационное (основные источники рекреации, основные и второстепенные
входы, места массового отдыха, основные прогулочные маршруты);
- границы земельных участков сторонних пользователей с выде-
лением землепользователей, функционирование которых противоречит
целевому назначению особо охраняемой природной территории и режи-
мам особой охраны территории;
- технические зоны общегородских инженерных коммуникаций и
сооружений;
- улично-дорожная сеть и транспортные сооружения, линии и
объекты скоростного внеуличного и наземного общественного транс-
порта, а также их технические зоны;
- застройка;
- действующие линии градостроительного регулирования.
2. Основные направления сохранения и развития особо охраняе-
мой природной территории
2.1. Функциональное зонирование особо охраняемой природной
территории.
На основании анализа природоохранной, историко-культурной и
рекреационной ценности территории, ее градостроительных особеннос-
тей выделяются зоны и участки, для которых устанавливаются диффе-
ренцированные режимы охраны, хозяйственного и иного использования.
Функциональное зонирование отражается на схеме функционально-
го зонирования особо охраняемой природной территории (М 1:5000).
2.2. Предложения по установлению или корректировке режимов
регулирования градостроительной деятельности.
Установление или корректировка режимов регулирования градост-
роительной деятельности и границ участков с различными режимами
регулирования градостроительной деятельности осуществляются в со-
ответствии с Законом города Москвы "О регулировании градострои-
тельной деятельности на территориях природного комплекса города
Москвы" на основании комплексной характеристики особо охраняемой
природной территории, оценки современного состоянии природных объ-
ектов, историко-культурной ценности участков территории, рекреаци-
онной доступности и привлекательности территории, анализа сложив-
шейся градостроительной ситуации и характера землепользования на
особо охраняемой природной территории и прилегающих территориях.
Предложения по границам участков с различными режимами регу-
лирования градостроительной деятельности разрабатываются в
М 1:2000. Установленные при разработке ТС ООПТ границы участков с
различными режимами регулирования градостроительной деятельности
могут уточняться при разработке последующих стадий градостроитель-
ной документации. Границы участков с различными режимами регулиро-
вания градостроительной деятельности отражаются на схеме границ
особо охраняемой природной территории и режимов регулирования гра-
достроительной деятельности (М 1:5000).
2.3. Основные направления сохранения и развития особо охра-
няемой природной территории:
2.3.1. Обоснование задач сохранения и развития территории с
учетом ее природоохранного потенциала, историко-культурного, эсте-
тического значения, рекреационной емкости территории, включая:
- поддержание естественного развития природных сообществ;
- восстановление нарушенных земель;
- воссоздание утраченных природных объектов;
- сохранение и восстановление биологического разнообразия;
- сохранение и восстановление особо значимых объектов охраны.
2.3.2. Разработка предложений по восстановлению целостности
территории и ее связей с сопредельными территориями природного
комплекса или природными ландшафтами Подмосковья.
2.3.3. Разработка предложений по использованию территории в
соответствии с предлагаемым функциональным зонированием.
2.3.4. Разработка предложений по функционально-планировочной
организации территории, включая выявление участков особо охраняе-
мой природной территории, требующих:
- проведения специализированных природоохранных мероприятий в
соответствии с основными задачами сохранения и развития террито-
рии;
- сохранения и восстановления существующих историко-культур-
ных объектов, воссоздания утраченных историко-культурных объектов;
- развития в целях выполнения территорией основных функций;
- изменения функционального назначения участков сторонних
землепользователей с учетом оформленных имущественно-земельных от-
ношений;
- создания новых или реконструкции существующих рекреационных
объектов.
2.3.5. Разработка предложений по выделению функционально-пла-
нировочных образований.
Основные направления сохранения и развития территории природ-
ного комплекса иллюстрируются схемой функционально-планировочной
организации территории (М 1:5000), схемой функционально-планиро-
вочных образований (М 1:5000), схемой предложений по сохранению и
развитию особо охраняемой природной территории (М 1:5000-1:10000).
2.4. Предложения по уточнению границ особо охраняемой природ-
ной территории даются с учетом анализа современного состояния и
использования территории, в соответствии с основными направлениями
ее сохранения и развития без сокращения общей площади особо охра-
няемой природной территории.
В случае, если по результатам указанного выше анализа выяви-
лась необходимость уточнения границ особо охраняемой природной
территории, разрабатывается схема границ особо охраняемой природ-
ной территории и режимов регулирования градостроительной деятель-
ности (М 1:5000) с фрагментами участков, где проведено изменение
границ особо охраняемой природной территории, в М 1:2000.
2.5. Предложения по установлению охранной зоны особо охраняе-
мой природной территории разрабатываются на основании анализа
функционального использования сопредельных территорий, оценки воз-
можности ограничения хозяйственной, в т.ч. градостроительной, дея-
тельности, с учетом наличия утвержденной в установленном порядке
градостроительной и проектной документации, оформленных земельных
отношений.
Предложения по установлению охранной зоны отражаются на схеме
границ особо охраняемой природной территории и режимов регулирова-
ния градостроительной деятельности (М 1:5000).
2.6. Основные направления развития транспортного обслуживания
территории включают:
- анализ сложившегося транспортного обслуживания объектов и
территории, пешеходной доступности остановок общественного транс-
порта, обеспеченности подъездами и местами хранения транспортных
средств;
- разработку предложений по размещению остановочных пунктов
общественного транспорта, пешеходных переходов, организации мест
паркирования и хранения транспортных средств, при необходимости -
реорганизации улично-дорожной сети и корректировке красных линий.
Основные направления развития транспортного обслуживания тер-
ритории иллюстрируются схемой организации транспортного обслужива-
ния территории (М 1:5000).
2.7. Основные направления развития инженерного обеспечения
территории включают:
- анализ существующего положения (обеспеченности общегородс-
кими коммуникациями, наличия технических зон проектируемых и су-
ществующих инженерных сооружений и коммуникаций);
- разработку предложений по обеспечению общегородскими комму-
никациями и сооружениями участков, подлежащих развитию в целях вы-
полнения территорией основных функций.
Основные направления развития инженерного обеспечения терри-
тории иллюстрируются схемой инженерного обеспечения территории об-
щегородскими коммуникациями и сооружениями (М 1:5000).
2.8. Основные направления охраны окружающей среды включают:
- анализ антропогенного воздействия на особо охраняемой при-
родной территории;
- разработку предложений по снижению уровня загрязнения ком-
понентов окружающей среды, восстановлению условий развития природ-
ных сообществ и созданию оптимальных условий для формирования зе-
леных насаждений, созданию комфортных условий для отдыха населе-
ния.
Основные направления иллюстрируются схемами прогнозного сос-
тояния окружающей среды (М 1:5000) с обозначением природоохранных
мероприятий.
Для раскрытия важнейших градостроительных и смысловых аспек-
тов при подготовке предложений и рекомендаций могут разрабатывать-
ся вспомогательные схемы и иные графические материалы.
3. Градостроительный регламент
3.1. Градостроительное зонирование особо охраняемой природной
территории устанавливает перспективное ландшафтное, строительное и
функциональное зонирование участков территории.
В составе ТС ООПТ разрабатываются:
- схема функционального зонирования территории (М 1:10000);
- схема строительного зонирования территории (М 1:10000);
- схема ландшафтного зонирования территории (М 1:10000).
3.2. Линии градостроительного регулирования отражаются на
схеме линий градостроительного регулирования (М 1:5000). На схеме
даются предложения по установлению новых линий градостроительного
регулирования, корректировке или отмене действующих линий. Схема
линий градостроительного регулирования является основанием для
разработки разбивочных чертежей-актов линий градостроительного ре-
гулирования (М 1:2000). В составе проектно-планировочной, предпро-
ектной и проектной документации, разрабатываемой на отдельные
участки особо охраняемой природной территории, осуществляется
уточнение линий градостроительного регулирования.
4. Основные показатели территориальной схемы развития особо
охраняемой природной территории и предложения по ее реализации
Основные показатели ТС ООПТ, предложения по ее реализации,
экономическая оценка реализации предложений включают:
- основные показатели развития территории;
- предложения по реализации ТС ООПТ, включая предложения по
разработке градостроительной и проектной документации и первооче-
редные мероприятия.
IV. Порядок разработки, согласования и утверждения территори-
альных схем сохранения и развития особо охраняемых природных тер-
риторий
1. Требования к составу, порядку разработки и согласования ТС
ООПТ устанавливаются настоящим Положением и заданием на разработку
проектной документации.
2. Задание разрабатывается проектной организацией - исполни-
телем, согласовывается со специально уполномоченным органом Прави-
тельства Москвы по управлению особо охраняемыми природными терри-
ториями и утверждается заказчиком (пункт 8 раздела I настоящего
Положения).
3. ТС ООПТ согласовывается с:
- Москомархитектурой;
- Центром Госсанэпиднадзора в г.Москве;
- Департаментом природопользования и охраны окружающей среды
города Москвы;
- ГУОП г.Москвы (при наличии на особо охраняемой природной
территории памятников истории и культуры);
- Московско-Окским бассейновым водным управлением (при нали-
чии на территории природного комплекса водных объектов);
- Департаментом транспорта и связи города Москвы;
- Департаментом земельных ресурсов города Москвы;
- Государственным учреждением "Московское городское управле-
ние лесами" (при наличии в пре делах особо охраняемой территории
участков, находящихся в ведении данной организации);
- Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоуст-
ройства города Москвы;
- префектурой административного округа;
- главой районной управы.
4. ТС ООПТ подлежит рассмотрению на Общественном совете при
Мэре Москвы по проблемам формирования градостроительного и архи-
тектурно-художественного облика города.
5. Информирование граждан о результатах разработки ТС ООПТ и
их участие в обсуждении проекта осуществляется в соответствии со
статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации и в со-
ответствии с Законом города Москвы "О защите прав граждан при реа-
лизации градостроительных решений в городе Москве".
6. Проект ТС ООПТ подлежит обязательной государственной эко-
логической экспертизе в порядке, установленном статьей 14 Феде-
рального закона "Об экологической экспертизе" и статьей 28
(пункт 6) Градостроительного кодекса Российской Федерации. Госу-
дарственную экологическую экспертизу проводит специально уполномо-
ченный государственный орган в области экологической экспертизы.
7. Государственная экспертиза ТС ООПТ осуществляется в поряд-
ке, установленном статьей 29 Градостроительного кодекса Российской
Федерации. Государственную экспертизу проводит Московская госу-
дарственная вневедомственная экспертиза.
8. ТС ООПТ утверждается постановлением Правительства Москвы в
составе:
- схема функционального зонирования особо охраняемой природ-
ной территории;
- схема границ особо охраняемой природной территории;
- схема режимов регулирования градостроительной деятельности;
- схемы функционального, строительного и ландшафтного зониро-
вания особо охраняемой природной территории;
- схема функционально-планировочных образований;
- основные показатели ТС ООПТ.
Верно: