Во исполнение постановления Правительства Москвы от 22.02.2000
N 144 "Об организации Единой системы экологического мониторинга города
Москвы" разработан проект закона города Москвы "Об экологическом
мониторинге", который призван регулировать взаимоотношения между
субъектами экологического мониторинга и способствовать обеспечению
органов государственного управления и населения своевременной и
достоверной информацией об экологической ситуации в городе Москве.
В связи с изложенным Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить проект закона города Москвы "Об экологическом
мониторинге" (приложение).
2. Внести указанный проект закона на рассмотрение Московской
городской Думы в установленном порядке.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды
Правительства Москвы Бочина Л. А.
П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы от 17 июля 2001 г. N 649-ПП
Проект
З А К О Н
города Москвы
"Об экологическом мониторинге"
Настоящий Закон устанавливает основные требования и порядок
ведения экологического мониторинга, регулирует правоотношения меж-
ду органами исполнительной власти, юридическими лицами, обществен-
ными организациями и гражданами по вопросам, связанным с осущест-
влением экологического мониторинга.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие понятия:
Экологический мониторинг - система регулярных длительных не-
прерывных наблюдений, оценка и прогноз состояния окружающей среды
источников антропогенного воздействия и своевременного выявления
тенденций загрязнения окружающей природной среды, изменения эко-
систем для обеспечения принятия решений в области охраны окружаю-
щей среды и использования природных ресурсов.
Локальный экологический мониторинг - экологический мониторинг
обособленного антропогенного источника (объекта хозяйственной дея-
тельности), конкретного вида хозяйственной деятельности с целью
оценки воздействия на окружающую среду либо экологический монито-
ринг на обособленной территории города, в том числе обладающей
особым правовым статусом.
Единая система экологического мониторинга города Москвы - со-
вокупность организационных структур, материально-технических
средств и информационных ресурсов, предназначенных для обеспечения
и осуществления экологического мониторинга.
Антропогенное воздействие - влияние производственной (хозяйс-
твенной) и иной деятельности людей на окружающую среду, приводящее
либо могущее привести к изменениям ее структуры и функционирова-
ния.
Экологическая информация - совокупность данных о состоянии
объектов экологического мониторинга, то есть о предметах, фактах,
событиях, явлениях и процессах, имеющих отношение к состоянию ок-
ружающей среды и ее изменениям, влиянию их на здоровье людей, бе-
зопасность их жизни и имущества, безопасность иных элементов эко-
систем.
Экологический риск - вероятность деградации окружающей среды
или ее перехода в неустойчивое состояние, наступления негативных
последствий для экосистем и здоровья населения в результате су-
ществующего или ожидаемого антропогенного воздействия.
Специализированная организация - юридическое лицо любой орга-
низационно-правовой формы, осуществляющее деятельность, связанную
с решением конкретных задач Единой системы экологического монито-
ринга города Москвы (создание, эксплуатация, развитие отдельных
структурных элементов Единой системы экологического мониторинга
города Москвы).
Статья 2. Объекты экологического мониторинга
К объектам экологического мониторинга относятся:
- окружающая природная среда, в том числе атмосферный воздух,
поверхностные и подземные воды, источники питьевого водоснабжения,
земли (почва), недра, растительный и животный мир, иные природные
объекты, находящиеся в пределах территории города Москвы, а также
опасные природные процессы, физические и геохимические поля, раз-
вивающиеся в окружающей природной среде;
- территории, обладающие особым правовым статусом и режимом
функционирования;
- источники антропогенного воздействия на окружающую среду, в
том числе промышленные предприятия, автотранспортный комплекс; ви-
ды деятельности, способные оказать прямое или косвенное воздейс-
твие на окружающую природную среду; внештатные физические, хими-
ческие, биологические и иные обстоятельства, случайным образом
возникшие, способные оказать прямое или косвенное воздействие на
окружающую природную среду, здоровье населения, иные биологические
объекты в пределах территории города Москвы; оборудование, техно-
логии, производственные и иные технические объекты, существование,
использование, преобразование или уничтожение которых на террито-
рии города Москвы оказывает влияние на окружающую природную среду,
здоровье людей, иные биологические объекты.
Статья 3. Единая система экологического мониторинга города
Москвы
Единая система экологического мониторинга города Москвы явля-
ется частью Единой государственной системы экологического монито-
ринга Российской Федерации, совместимой в необходимых случаях с
Единой государственной автоматизированной системой контроля радиа-
ционной обстановки на территории Российской Федерации, системой
социально-гигиенического мониторинга, системой мониторинга чрезвы-
чайных ситуаций и иными системами контроля за состоянием окружаю-
щей среды.
Единая система экологического мониторинга города Москвы дейс-
твует в соответствии с общими принципами организации и ведения ра-
бот по экологическому мониторингу на городском и локальном уров-
нях, обеспечивая надежность, сопоставимость, своевременность и
систематичность наблюдений и получаемых в результате их проведения
данных.
Информационное взаимодействие в рамках Единой системы эколо-
гического мониторинга города Москвы, а также взаимодействие Единой
системы экологического мониторинга города Москвы с иными системами
осуществляется на основании федеральных и городских нормативных
правовых актов, локальных нормативных актов специально уполномо-
ченного органа исполнительной власти города Москвы в области эко-
логического мониторинга.
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
МОНИТОРИНГА В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Статья 4. Государственное управление в области экологического
мониторинга
Государственное управление в области экологического монито-
ринга в городе Москве осуществляется Правительством Москвы, специ-
ально уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в
области экологического мониторинга.
Специально уполномоченный орган исполнительной власти города
Москвы в области экологического мониторинга осуществляет возложен-
ные на него функции во взаимодействии с федеральными органами ис-
полнительной власти, специально уполномоченными в области природо-
пользования и охраны окружающей среды, их территориальными органа-
ми.
Положение о специально уполномоченном органе исполнительной
власти города Москвы в области экологического мониторинга утверж-
дается Правительством Москвы.
Статья 5. Компетенция Правительства Москвы в области экологи-
ческого мониторинга
Правительство Москвы в области экологического мониторинга:
- осуществляет реализацию городской экологической политики в
тесной связи с общей стратегией охраны окружающей природной среды
и во исполнение проводимой государственной экологической политики;
- создает Единую систему экологического мониторинга города
Москвы;
- обеспечивает разработку и утверждает нормативные документы
города Москвы в области экологического мониторинга, разработанные
во исполнение настоящего Закона;
- обеспечивает разработку и реализацию городских целевых
программ по экологическому мониторингу в тесной связи с целевыми
программами по охране окружающей природной среды и природопользо-
ванию;
- принимает на основе данных Единой системы экологического
мониторинга города Москвы решения по проведению мероприятий, нап-
равленных на охрану и оздоровление окружающей природной среды го-
рода, рациональное природопользование;
- обеспечивает взаимодействие с федеральными органами, специ-
ально уполномоченными органами в области природопользования и ох-
раны окружающей среды, а также со службами ГО и ЧС;
- наделяет правами специально уполномоченного органа Прави-
тельства Москвы в области экологического мониторинга одно из своих
структурных подразделений, разрабатывает и утверждает Положение о
специально уполномоченном органе Правительства Москвы в области
экологического мониторинга;
- обеспечивает население необходимой экологической информаци-
ей и информацией о принимаемых мерах по обеспечению экологической
безопасности;
- определяет порядок пользования информационными ресурсами
Единой системы экологического мониторинга города Москвы гражданами
и юридическими лицами;
- принимает решения об отнесении данных, полученных в резуль-
тате ведения экологического мониторинга, к категории информации
ограниченного доступа;
- утверждает перечень объектов, на которых должен осущест-
вляться обязательный экологический мониторинг.
Статья 6. Специально уполномоченный орган Правительства
Москвы в области экологического мониторинга
Специально уполномоченный орган исполнительной власти города
Москвы в области экологического мониторинга является государствен-
ным органом, осуществляющим экологический мониторинг на территории
города Москвы. Правительство Москвы наделяет правами специально
уполномоченного органа в области экологического мониторинга одно
из своих структурных подразделений, разрабатывает и утверждает По-
ложение о специально уполномоченном органе Правительства Москвы в
области экологического мониторинга.
К компетенции специально уполномоченного органа исполнитель-
ной власти города Москвы в области экологического мониторинга от-
носятся:
- комплексное управление в области экологического мониторин-
га, проведение единой научно-технической политики по вопросам эко-
логического мониторинга, координация деятельности государственных
органов, предприятий, учреждений и организаций в этой области;
- организация экологического мониторинга на установленных
настоящим Законом объектах экологического мониторинга, обеспечение
функционирования Единой системы экологического мониторинга города
Москвы;
- разработка нормативных документов города Москвы в области
экологического мониторинга во исполнение настоящего Закона;
- утверждение программ наблюдений, перечня контролируемых по-
казателей состояния объектов экологического мониторинга, методов,
приемов, способов, порядка ведения экологического мониторинга;
- осуществление взаимодействия с федеральными органами испол-
нительной власти в области природопользования и охраны окружающей
среды и их территориальными органами по вопросам осуществления и
ведения экологического мониторинга отдельных природных ресурсов
или средообразующих элементов;
- получение экологической информации от систем мониторинга
окружающей природной среды федерального уровня, других федеральных
систем, Единой системы экологического мониторинга города Москвы,
городских служб, предприятий, учреждений и организаций;
- образование информационно-аналитической службы Единой сис-
темы экологического мониторинга города Москвы и утверждение Поло-
жения об информационно-аналитической службе;
- создание и развитие городской наблюдательной сети станций и
постов, а также автоматизированных информационных систем в области
экологического мониторинга;
- определение и регистрация объектов экологического монито-
ринга, ведение Реестра объектов экологического мониторинга;
- организация проведения научных исследований по экологичес-
кому мониторингу;
- обеспечение деятельности информационно-аналитической службы
Единой системы экологического мониторинга города Москвы;
- определение специализированных организаций по ведению эко-
логического мониторинга;
- определение в пределах своей компетенции состава представ-
ляемых подконтрольными организациями и субъектами хозяйственной
деятельности, осуществляющими локальный мониторинг, обязательных
документированных данных экологического мониторинга;
- осуществление в пределах своей компетенции инструктивно-ме-
тодического руководства ведения организациями и субъектами хозяйс-
твенной деятельности работ по экологическому мониторингу, коорди-
нация их деятельности, контроль за исполнением ими нормативных
требований по организации и ведению экологического мониторинга;
- доведение до сведения организаций и субъектов хозяйственной
деятельности порядка обязательного представления документированных
данных экологического мониторинга;
- организация и обеспечение ведения банков данных экологичес-
кого мониторинга, осуществление информационного обмена с другими
уполномоченными государственными органами;
- организация обучения и подготовки специалистов в системе
экологического мониторинга в сфере своей деятельности;
- информирование органов государственной власти, населения об
экологической обстановке на территории города Москвы, влиянии ок-
ружающей среды на здоровье людей, а также о принимаемых мерах по
охране окружающей природной среды и обеспечении экологической бе-
зопасности;
- ведение учета специализированных организаций;
- контроль за организацией и ведением экологического монито-
ринга в городе Москве;
- международное сотрудничество в области экологического мони-
торинга.
Решения специально уполномоченного органа Правительства Моск-
вы в области экологического мониторинга по вопросам, отнесенным к
его компетенции, обязательны для всех юридических лиц и граждан и
могут быть обжалованы в судебном порядке.
ГЛАВА III. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ
МОНИТОРИНГУ
Статья 7. Правовой статус специализированных организаций
1. Юридические лица признаются специализированной организаци-
ей в установленном порядке по решению Правительства Москвы или его
специально уполномоченного органа в области экологического монито-
ринга в связи с выполнением конкретных задач по обеспечению функ-
ционирования Единой системы экологического мониторинга города
Москвы.
Контроль за деятельностью специализированных организаций осу-
ществляет уполномоченный орган Правительства Москвы в области эко-
логического мониторинга.
Статья 8. Лицензирование деятельности специализированных ор-
ганизаций
Обязательному лицензированию в установленном федеральным за-
конодательством и законодательством города Москвы порядке подлежит
деятельность специализированных организаций, в связи с осуществле-
нием которой им был придан статус специализированной в соответс-
твии с настоящим Законом.
Лицензирование осуществляется специально уполномоченными ор-
ганами исполнительной власти в области охраны окружающей среды и
природных ресурсов, гидрометеорологии и мониторинга окружающей
среды.
Статья 9. Права и обязанности специализированных организаций
Специализированные организации имеют право:
- участвовать в организации и ведении экологического монито-
ринга, принимать участие в разработке и осуществлении программ по
экологическому мониторингу;
- получать в установленном порядке информацию, необходимую
для осуществления своей деятельности;
- привлекать к сотрудничеству на возмездной основе специалис-
тов из иных организаций;
- вносить предложения в специально уполномоченный орган в об-
ласти экологического мониторинга по организации деятельности, пре-
дусмотренной компетенцией специально уполномоченного органа в об-
ласти экологического мониторинга;
Специализированные организации обязаны:
- соблюдать установленный порядок ведения экологического мо-
ниторинга;
- предоставлять полученную в результате деятельности, в связи
с осуществлением которой ей был придан статус специализированной,
информацию в Единую систему экологического мониторинга города
Москвы;
- незамедлительно сообщать в Единую систему экологического
мониторинга города Москвы и в ГУ ГОиЧС г.Москвы о фактах возникно-
вения чрезвычайных обстоятельств, соблюдать Регламент обмена дан-
ными.
Статья 10. Правовое регулирование собственности на экологи-
ческую информацию и способы ее получения, обработ-
ки, распространения
Информация, полученная специализированной организацией при
выполнении городского заказа, является собственностью города. Рас-
поряжение и пользование такой информацией осуществляется с согла-
сия собственника, в том числе на возмездной основе, после предос-
тавления всех необходимых сведений в Единую систему экологического
мониторинга города Москвы.
Информация, полученная специализированной организацией в ходе
работ, выполняемых за счет собственных средств или по заказам
субъектов хозяйственной деятельности, не являющихся государствен-
ными органами либо городскими службами, является собственностью
специализированной организации.
Получение экологической информации осуществляется не противо-
речащими закону средствами и способами.
Статья 11. Финансирование специализированных организаций по
ведению экологического мониторинга
Финансирование деятельности специализированных организаций по
ведению экологического мониторинга осуществляется за счет средств
городского бюджета, а также иных источников на договорной основе.
Статья 12. Взаимодействие специализированных организаций с
иными субъектами экологического мониторинга
Специализированные организации могут осуществлять работы по
созданию, организации и ведению локального экологического монито-
ринга в соответствии с соглашениями с хозяйствующими субъектами
(руководителями, собственниками, арендаторами или иными уполномо-
ченными лицами) вне зависимости от форм собственности и ведомс-
твенной подчиненности на платной основе в порядке предоставления
услуг и выполнения природоохранных работ.
ГЛАВА IV. ВЕДЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
Статья 13. Принципы ведения экологического мониторинга в
городе Москве
1. Экологический мониторинг осуществляется на основании феде-
рального законодательства, настоящего Закона, иных нормативных ак-
тов, а также локальных нормативных правовых актов специально упол-
номоченного органа Правительства Москвы по экологическому монито-
рингу.
2. Экологический мониторинг окружающей природной среды, тер-
риторий, обладающих особым правовым статусом и режимом функциони-
рования осуществляется в обязательном порядке.
Программы экологического мониторинга утверждаются Правитель-
ством Москвы по представлению специально уполномоченного органа
Правительства Москвы в области охраны окружающей среды и природных
ресурсов.
3. Локальный экологический мониторинг источников антропоген-
ного воздействия на окружающую среду осуществляется на основе
принципа добровольной и обязательной регистрации. Перечень объек-
тов локального экологического мониторинга, подлежащих обязательной
регистрации, утверждается Правительством Москвы по представлению
специально уполномоченного органа Правительства Москвы в области
охраны окружающей среды и природопользования.
4. Решение об обязательной регистрации объекта локального
экологического мониторинга с последующей организацией локального
экологического мониторинга на объекте и включением его в единый
Реестр объектов экологического мониторинга города Москвы принима-
ется специально уполномоченным органом Правительства Москвы в об-
ласти охраны окружающей среды и природопользования на основе:
а) решения специально уполномоченного органа Правительства
Москвы в области экологического мониторинга о необходимости регис-
трации объекта;
б) официального согласия руководителя (собственника, аренда-
тора, иного пользователя) объекта экологического мониторинга на
установку в пределах данного объекта соответствующего оборудования
либо заявления о самостоятельной установке такого рода оборудова-
ния.
Обязательной регистрации объекты локального экологического
мониторинга подлежат в случае:
- решения государственной экологической экспертизы о необхо-
димости организации локального экологического мониторинга;
- несоблюдения установленных нормативов выбросов (сбросов)
загрязняющих веществ и размещения отходов (по представлению инс-
пекций государственного экологического контроля);
- если валовый выброс объекта по одному или нескольким ингре-
диентам является определяющим в загрязнении (воздействии) на окру-
жающую среду города по решению специально уполномоченного органа
Правительства Москвы в области охраны окружающей среды и природо-
пользования. В случае несогласия руководителя (собственника, арен-
датора) с принятым решением об обязательной регистрации с последу-
ющей организацией и ведением локального экологического мониторинга
спор разрешается в установленном законом порядке.
5. Решение о добровольной регистрации объекта экологического
мониторинга с последующей организацией локального экологического
мониторинга на объекте и включением его в единый Реестр объектов
экологического мониторинга города Москвы принимается специально
уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в об-
ласти охраны окружающей среды и природных ресурсов на основе:
а) заявления руководителя организации (собственника, аренда-
тора, иного пользователя) объекта, в том числе объекта, на котором
осуществляются виды деятельности, связанные с экологическими рис-
ками, и его официального согласия на установку в пределах данного
объекта соответствующего оборудования либо заявления о самостоя-
тельной установке такого рода оборудования;
б) заключения специально уполномоченного органа Правительства
Москвы в области экологического мониторинга о целесообразности ре-
гистрации объекта.
В случае добровольной регистрации предприятию, учреждению,
организации предоставляются льготы, согласно действующему законо-
дательству. Дополнительные льготы могут предоставляться по решению
Правительства Москвы, если это не противоречит действующему зако-
нодательству.
Статья 14. Особенности ведения экологического мониторинга на
объектах, обладающих особым правовым статусом
1. Объектами, обладающими особым правовым статусом, являются:
- территориальные единицы либо объекты, расположенные в пре-
делах территории города Москвы, обладающие особым режимом охраны,
доступ на которые ограничен либо устанавливается в особом порядке
(режимные объекты), за исключением подведомственных Министерству
обороны Российской Федерации;
- объекты, подведомственные Министерству обороны Российской
Федерации;
- особо охраняемые природные территории и объекты региональ-
ного и местного значения;
- другие объекты, обладающие особым правовым статусом.
2. В случае возникновения или опасности возникновения чрезвы-
чайной экологической ситуации на территории города Москвы Прави-
тельство Москвы незамедлительно организует ведение экологического
мониторинга на этих объектах.
3. Финансирование работ по обеспечению экологического монито-
ринга на указанных в пункте 1 данной статьи объектах осуществляет-
ся в порядке, установленном федеральным и городским законодатель-
ством. Обязанность по организации и ведению мониторинга возлагает-
ся на руководителя специально уполномоченного органа Правительства
Москвы в области экологического мониторинга при взаимодействии со
специально уполномоченным органом Правительства Москвы в области
охраны окружающей среды и природных ресурсов.
4. Экологический мониторинг в связи с внештатными ситуациями,
развитие которых может вызвать угрозу причинения вреда окружающей
среде или повышение уровня экологических рисков для населения и
территории города Москвы, но не получивших в установленном законом
порядке правового статуса зоны чрезвычайной экологической ситуации
или экологического бедствия, организуется незамедлительно путем
установления соответствующего оборудования и принятия иных необхо-
димых мер, и ведется вплоть до ликвидации аварии либо инцидента и
их последствий. Решение об организации экологического мониторинга
в указанных случаях принимается специально уполномоченным органом
Правительства Москвы в области экологического мониторинга.
5. Экологический мониторинг на городских территориях, отне-
сенных в установленном законом и иными нормативно-правовыми актами
порядке, к территориям ограниченного доступа и вследствие этого
обладающим особым правовым статусом и режимом функционирования,
является составной частью Единой системы экологического мониторин-
га города Москвы.
К ним относятся: промышленные зоны, а также участки террито-
рии, используемые для обеспечения городского хозяйства, энерго-,
водо-, теплоснабжения, транспортные коммуникации и иные объекты
городской инфраструктуры, необходимые для жизнеобеспечения населе-
ния.
Создание и функционирование экологического мониторинга на
территориях ограниченного доступа осуществляется в соответствии с
требованиями законодательства Российской Федерации и города Моск-
вы, определяющими их режим, меры безопасности и другие ограниче-
ния.
Решение об организации на указанных территориях наблюдатель-
ной сети, в том числе постов (станций) экологического мониторинга,
принимается Правительством Москвы по представлению специально
уполномоченного органа Правительства Москвы в области экологичес-
кого мониторинга и по согласованию с иными заинтересованными орга-
нами, участвующими в управлении и контроле за деятельностью объек-
тов, расположенных на этих территориях. Данные, получаемые в ре-
зультате ведения экологического мониторинга на указанных объектах,
постановлением Правительства Москвы или распоряжением Мэра Москвы
могут быть отнесены к категории информации ограниченного доступа,
если иное не предусмотрено законом.
6. На военных объектах и объектах оборонного значения, подве-
домственных Министерству обороны Российской Федерации, а также на
территориях города Москвы, временно или постоянно в установленном
законом порядке являющихся местом проведения сборов, учений, дис-
локации войск и военной техники, организация и осуществление эко-
логического мониторинга проводятся в соответствии с требованиями
федерального законодательства и законодательства города Москвы.
7. Экологический мониторинг на особо охраняемых природных
территориях и объектах регионального и местного значения, в том
числе в историко-культурных и лесопарковых зонах, организуется в
обязательном порядке по решению специально уполномоченного органа
Правительства Москвы в области природопользования и охраны окружа-
ющей среды по согласованию с федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным в области управления особо охраняемыми при-
родными территориями и объектами.
Порядок ведения, очередность организации экологического мони-
торинга, объем собираемой информации и иные показатели на указан-
ных объектах определяются по представлению специально уполномочен-
ного органа Правительства Москвы в области экологического монито-
ринга с учетом рекомендаций органа управления, ответственного за
обеспечение режима особо охраняемой природной территории или объ-
екта. Финансирование экологического мониторинга на указанных объ-
ектах осуществляется за счет бюджетных средств с привлечением
средств в виде добровольных пожертвований и взносов экологических
организаций, а также за счет иных средств, предусмотренных законо-
дательством.
Статья 15. Права и обязанности руководителей, собственников,
владельцев, арендаторов объектов экологического
мониторинга
В случаях, когда объектом экологического мониторинга в соот-
ветствии со статьей 2 настоящего Закона являются предприятия, ор-
ганизации и иные источники антропогенного воздействия, характери-
зующиеся повышенным экологическим риском, на руководителей, собс-
твенников, владельцев и арендаторов (как физических, так и юриди-
ческих лиц) возлагаются следующие обязанности:
- обеспечивать за свой счет ведение локального экологического
мониторинга путем создания необходимой материально-технической ба-
зы;
- обеспечивать ведение локального экологического мониторинга
с использованием утвержденных в установленном порядке способов,
методик, приемов, оборудования, в том числе приборов и средств,
обеспечивающих достоверность, надежность и систематичность получе-
ния данных;
- назначать лиц, ответственных за ведение локального экологи-
ческого мониторинга, и принимать зависящие от них меры по обеспе-
чению профессиональной подготовки таких лиц в соответствии с уста-
новленными квалификационными требованиями путем направления на
обучение или переподготовку за свой счет;
- представлять в установленные сроки и в надлежащих объемах в
Единую систему экологического мониторинга города Москвы и органам
местного самоуправления города Москвы обязательные данные локаль-
ного экологического мониторинга, документированные по утвержденным
формам;
- допускать лиц, направленных на объект экологического мони-
торинга уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы
в области экологического мониторинга, для контроля работ по прове-
дению мониторинга на объектах.
Статья 16. Порядок ведения локального мониторинга
Ведение локального экологического мониторинга осуществляется
хозяйствующими субъектами (юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями) самостоятельно либо привлеченными специализиро-
ванными организациями по разработанным ими в соответствии с уста-
новленными требованиями программам (регламентам), согласованным с
уполномоченными государственными органами по экологическому мони-
торингу, а в оговоренных законом случаях и в отношении объектов,
обладающих особым правовым статусом, утвержденных ими.
Данные локального экологического мониторинга вносятся в ин-
формационную базу данных Единой системы экологического мониторинга
города Москвы при условии выполнения соответствующих требований к
качеству информации.
Локальный экологический мониторинг ведется с соблюдением
принципа совместимости разнородных данных, основанном на примене-
нии единых классификаторов, кодов, системы единиц, стандартных
форматов данных и нормативно-технической базы, государственной
системы координат и высот.
Орган Правительства Москвы в области охраны окружающей среды
и природопользования, уполномоченный на организацию и контроль в
области экологического мониторинга, в течение одного месяца с мо-
мента принятия решения извещает уведомлением (предписанием) субъ-
ектов ведения локального экологического мониторинга, то есть орга-
низации, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о вне-
сении подведомственных им объектов в единый Реестр объектов эколо-
гического мониторинга, и обязан в трехмесячный срок направить им
определенные настоящим Законом и иными нормативными правовыми ак-
тами документы, содержащие требования к экологическому мониторингу
и предписания о порядке и результатах его проведения.
Статья 17. Единый Реестр объектов экологического мониторинга
В городе Москве ведется единый Реестр объектов экологического
мониторинга. Ведение Реестра объектов экологического мониторинга
возлагается на специально уполномоченный орган Правительства Моск-
вы в области экологического мониторинга. Контроль за ведением Ре-
естра осуществляет специально уполномоченный орган Правительства
Москвы в области природопользования и охраны окружающей среды.
Включение объектов экологического мониторинга в единый Реестр осу-
ществляется на основании решения о регистрации объекта экологичес-
кого мониторинга.
В Реестр вносятся следующие данные:
- наименование и описание объектов экологического мониторинга
с указанием их пространственного местонахождения на территории го-
рода Москвы (включая юридический адрес);
- паспортная характеристика объектов экологического монито-
ринга (система технических и производственных показателей), необ-
ходимых для осуществления измерений и обеспечения получения соот-
ветствующих данных экологического мониторинга;
- количественные и иные показатели состояния объектов эколо-
гического мониторинга, по которым оно оценивается как соответству-
ющее или не соответствующее установленной нормативно-правовыми ак-
тами норме;
- сведения о программах измерений (проб, замеров и других)
показателей состояния объектов экологического мониторинга с указа-
нием периодичности и последовательности измерений, и иных характе-
ристик;
- указание ответственного за осуществление экологического мо-
ниторинга на данном объекте должностного лица (или лица, выполняю-
щего аналогичные управленческие, административно-хозяйственные или
организационно-распорядительные функции);
- указание на структурное подразделение Единой системы эколо-
гического мониторинга г. Москвы, ответственное за организацию и
контроль в отношении данного объекта экологического мониторинга.
Специальный раздел единого Реестра ведется для особо охраняе-
мых природных территорий, являющихся эталонными участками для
оценки качества окружающей природной среды в городской системе
экологического мониторинга.
Первоочередному и безусловному включению в единый Реестр объ-
ектов экологического мониторинга подлежат источники антропогенного
воздействия на окружающую природную среду, оказывающие наибольшее
негативное влияние на экологическую обстановку в городе Москве,
включая наиболее напряженные участки улично-дорожной сети города.
Ведение локального экологического мониторинга на источниках
антропогенного воздействия на окружающую природную среду, других
объектов осуществляется по мере их выявления, регистрации в уста-
новленном законом порядке и внесения в единый Реестр объектов эко-
логического мониторинга.
Статья 18. Регламент обмена данными Единой системы экологи-
ческого мониторинга города Москвы
Регламент обмена данными Единой системы экологического мони-
торинга города Москвы утверждается Правительством Москвы.
Правительство Москвы определяет объем, структуру, показатели,
порядок получения, предоставления данных в Единую систему экологи-
ческого мониторинга города Москвы, использования и обмена экологи-
ческой информацией субъектами экологического мониторинга в соот-
ветствии с Регламентом обмена данными Единой системы экологическо-
го мониторинга города Москвы. Периодичность и порядок предоставле-
ния данных по контролируемым параметрам в области экологического
мониторинга определяется решением специально уполномоченного орга-
на Правительства Москвы в области природопользования и охраны ок-
ружающей среды.
Статья 19. Программа измерений (наблюдений) показателей сос-
тояния объектов экологического мониторинга
Экологический мониторинг, в том числе локальный, ведется сог-
ласно разработанным и утвержденным специально уполномоченным орга-
ном в области экологического мониторинга программам измерений
(наблюдений), регламентирующим контролируемые показатели, перио-
дичность наблюдений (измерений), способы наблюдений (измерений),
принципы организа