Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 649-ПП от 17 июля 2001 года

О проекте закона города Москвы «Об экологическом мониторинге»

     Во  исполнение  постановления  Правительства Москвы от 22.02.2000
N 144 "Об организации Единой системы экологического мониторинга города
Москвы"  разработан  проект  закона  города  Москвы  "Об экологическом
мониторинге",   который  призван  регулировать  взаимоотношения  между
субъектами  экологического  мониторинга  и  способствовать обеспечению
органов   государственного  управления  и  населения  своевременной  и
достоверной информацией об экологической ситуации в городе Москве.
     В связи с изложенным Правительство Москвы постановляет:
     1.   Одобрить  проект  закона  города  Москвы  "Об  экологическом
мониторинге" (приложение).
     2.  Внести  указанный  проект  закона  на рассмотрение Московской
городской Думы в установленном порядке.
     3.  Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды
Правительства Москвы Бочина Л. А.


П.п.Премьер Правительства Москвы                   Ю.М.Лужков


                                           Приложение
                                к постановлению Правительства
                                Москвы от 17 июля 2001 г. N 649-ПП


                                                     Проект



                            З А К О Н

                          города Москвы

                  "Об экологическом мониторинге"




     Настоящий Закон устанавливает основные требования  и  порядок
ведения экологического мониторинга, регулирует правоотношения меж-
ду органами исполнительной власти, юридическими лицами, обществен-
ными организациями и гражданами по вопросам,  связанным с осущест-
влением экологического мониторинга.

     ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Основные понятия

     В настоящем Законе используются следующие понятия:
     Экологический мониторинг - система регулярных  длительных не-
прерывных наблюдений,  оценка и прогноз состояния окружающей среды
источников  антропогенного  воздействия и своевременного выявления
тенденций загрязнения окружающей природной среды,  изменения  эко-
систем  для обеспечения принятия решений в области охраны окружаю-
щей среды и использования природных ресурсов.
     Локальный экологический мониторинг - экологический мониторинг
обособленного антропогенного источника (объекта хозяйственной дея-
тельности),  конкретного  вида  хозяйственной деятельности с целью
оценки воздействия на окружающую среду либо экологический  монито-
ринг  на  обособленной  территории города,  в том числе обладающей
особым правовым статусом.
     Единая система экологического мониторинга города Москвы - со-
вокупность   организационных   структур,   материально-технических
средств и информационных ресурсов, предназначенных для обеспечения
и осуществления экологического мониторинга.
     Антропогенное воздействие - влияние производственной (хозяйс-
твенной) и иной деятельности людей на окружающую среду, приводящее
либо  могущее  привести к изменениям ее структуры и функционирова-
ния.
     Экологическая информация  -  совокупность  данных о состоянии
объектов экологического мониторинга,  то есть о предметах, фактах,
событиях,  явлениях и процессах, имеющих отношение к состоянию ок-
ружающей среды и ее изменениям,  влиянию их на здоровье людей, бе-
зопасность их жизни и имущества,  безопасность иных элементов эко-
систем.
     Экологический риск  - вероятность деградации окружающей среды
или ее перехода в неустойчивое состояние,  наступления  негативных
последствий  для  экосистем  и здоровья населения в результате су-
ществующего или ожидаемого антропогенного воздействия.
     Специализированная организация - юридическое лицо любой орга-
низационно-правовой формы,  осуществляющее деятельность, связанную
с  решением конкретных задач Единой системы экологического монито-
ринга города Москвы (создание,  эксплуатация,  развитие  отдельных
структурных  элементов  Единой  системы экологического мониторинга
города Москвы).

     Статья 2. Объекты экологического мониторинга

     К объектам экологического мониторинга относятся:
     - окружающая природная среда, в том числе атмосферный воздух,
поверхностные и подземные воды, источники питьевого водоснабжения,
земли (почва),  недра, растительный и животный мир, иные природные
объекты,  находящиеся в пределах территории города Москвы, а также
опасные природные процессы,  физические и геохимические поля, раз-
вивающиеся в окружающей природной среде;
     - территории,  обладающие  особым правовым статусом и режимом
функционирования;
     - источники антропогенного воздействия на окружающую среду, в
том числе промышленные предприятия, автотранспортный комплекс; ви-
ды деятельности,  способные оказать прямое или косвенное  воздейс-
твие на окружающую природную среду;  внештатные физические,  хими-
ческие,  биологические и иные  обстоятельства,  случайным  образом
возникшие,  способные  оказать прямое или косвенное воздействие на
окружающую природную среду, здоровье населения, иные биологические
объекты в пределах территории города Москвы;  оборудование, техно-
логии, производственные и иные технические объекты, существование,
использование,  преобразование или уничтожение которых на террито-
рии города Москвы оказывает влияние на окружающую природную среду,
здоровье людей, иные биологические объекты.

     Статья 3. Единая система экологического мониторинга города
               Москвы

     Единая система экологического мониторинга города Москвы явля-
ется  частью Единой государственной системы экологического монито-
ринга Российской Федерации,  совместимой в необходимых  случаях  с
Единой государственной автоматизированной системой контроля радиа-
ционной обстановки на территории  Российской  Федерации,  системой
социально-гигиенического мониторинга, системой мониторинга чрезвы-
чайных ситуаций и иными системами контроля за состоянием  окружаю-
щей среды.
     Единая система экологического мониторинга города Москвы дейс-
твует в соответствии с общими принципами организации и ведения ра-
бот по экологическому мониторингу на городском и  локальном  уров-
нях,  обеспечивая  надежность,  сопоставимость,  своевременность и
систематичность наблюдений и получаемых в результате их проведения
данных.
     Информационное взаимодействие в рамках Единой системы  эколо-
гического мониторинга города Москвы, а также взаимодействие Единой
системы экологического мониторинга города Москвы с иными системами
осуществляется  на  основании  федеральных и городских нормативных
правовых актов,  локальных нормативных актов специально  уполномо-
ченного  органа исполнительной власти города Москвы в области эко-
логического мониторинга.

     ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
               МОНИТОРИНГА В ГОРОДЕ МОСКВЕ

     Статья 4. Государственное управление в области экологического
               мониторинга
     Государственное управление в области  экологического  монито-
ринга в городе Москве осуществляется Правительством Москвы, специ-
ально уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в
области экологического мониторинга.
     Специально уполномоченный орган исполнительной власти  города
Москвы в области экологического мониторинга осуществляет возложен-
ные на него функции во взаимодействии с федеральными органами  ис-
полнительной власти, специально уполномоченными в области природо-
пользования и охраны окружающей среды, их территориальными органа-
ми.
     Положение о специально уполномоченном  органе  исполнительной
власти  города Москвы в области экологического мониторинга утверж-
дается Правительством Москвы.

     Статья 5. Компетенция Правительства Москвы в области экологи-
               ческого мониторинга

     Правительство Москвы в области экологического мониторинга:
     - осуществляет реализацию городской экологической политики  в
тесной  связи с общей стратегией охраны окружающей природной среды
и во исполнение проводимой государственной экологической политики;
     - создает  Единую  систему  экологического мониторинга города
Москвы;
     - обеспечивает  разработку и утверждает нормативные документы
города Москвы в области экологического мониторинга,  разработанные
во исполнение настоящего Закона;
     - обеспечивает  разработку  и  реализацию  городских  целевых
программ  по  экологическому мониторингу в тесной связи с целевыми
программами по охране окружающей природной среды и  природопользо-
ванию;
     - принимает на основе данных  Единой  системы  экологического
мониторинга города Москвы решения по проведению мероприятий,  нап-
равленных на охрану и оздоровление окружающей природной среды  го-
рода, рациональное природопользование;
     - обеспечивает взаимодействие с федеральными органами, специ-
ально уполномоченными органами в области природопользования и  ох-
раны окружающей среды, а также со службами ГО и ЧС;
     - наделяет правами специально уполномоченного  органа  Прави-
тельства Москвы в области экологического мониторинга одно из своих
структурных подразделений,  разрабатывает и утверждает Положение о
специально  уполномоченном  органе  Правительства Москвы в области
экологического мониторинга;
     - обеспечивает население необходимой экологической информаци-
ей и информацией о принимаемых мерах по обеспечению  экологической
безопасности;
     - определяет порядок  пользования  информационными  ресурсами
Единой системы экологического мониторинга города Москвы гражданами
и юридическими лицами;
     - принимает решения об отнесении данных, полученных в резуль-
тате ведения экологического мониторинга,  к  категории  информации
ограниченного доступа;
     - утверждает перечень объектов,  на которых  должен  осущест-
вляться обязательный экологический мониторинг.

     Статья 6. Специально уполномоченный орган Правительства
               Москвы в области экологического мониторинга

     Специально уполномоченный орган исполнительной власти  города
Москвы в области экологического мониторинга является государствен-
ным органом, осуществляющим экологический мониторинг на территории
города  Москвы.  Правительство  Москвы наделяет правами специально
уполномоченного органа в области экологического  мониторинга  одно
из своих структурных подразделений, разрабатывает и утверждает По-
ложение о специально уполномоченном органе Правительства Москвы  в
области экологического мониторинга.
     К компетенции специально уполномоченного органа  исполнитель-
ной  власти города Москвы в области экологического мониторинга от-
носятся:
     - комплексное  управление в области экологического мониторин-
га, проведение единой научно-технической политики по вопросам эко-
логического мониторинга,  координация деятельности государственных
органов, предприятий, учреждений и организаций в этой области;
     - организация  экологического  мониторинга  на  установленных
настоящим Законом объектах экологического мониторинга, обеспечение
функционирования Единой системы экологического мониторинга  города
Москвы;
   - разработка  нормативных документов города Москвы в области
экологического мониторинга во исполнение настоящего Закона;
     - утверждение программ наблюдений, перечня контролируемых по-
казателей состояния объектов экологического мониторинга,  методов,
приемов, способов, порядка ведения экологического мониторинга;
     - осуществление взаимодействия с федеральными органами испол-
нительной власти в области природопользования и охраны  окружающей
среды  и  их территориальными органами по вопросам осуществления и
ведения экологического мониторинга  отдельных  природных  ресурсов
или средообразующих элементов;
     - получение экологической информации  от  систем  мониторинга
окружающей природной среды федерального уровня, других федеральных
систем,  Единой системы экологического мониторинга города  Москвы,
городских служб, предприятий, учреждений и организаций;
     - образование информационно-аналитической службы Единой  сис-
темы  экологического мониторинга города Москвы и утверждение Поло-
жения об информационно-аналитической службе;
     - создание и развитие городской наблюдательной сети станций и
постов, а также автоматизированных информационных систем в области
экологического мониторинга;
     - определение и регистрация объектов  экологического  монито-
ринга, ведение Реестра объектов экологического мониторинга;
     - организация проведения научных исследований по  экологичес-
кому мониторингу;
     - обеспечение деятельности информационно-аналитической службы
Единой системы экологического мониторинга города Москвы;
     - определение специализированных организаций по ведению  эко-
логического мониторинга;
     - определение в пределах своей компетенции состава  представ-
ляемых  подконтрольными  организациями  и субъектами хозяйственной
деятельности,  осуществляющими локальный мониторинг,  обязательных
документированных данных экологического мониторинга;
     - осуществление в пределах своей компетенции инструктивно-ме-
тодического руководства ведения организациями и субъектами хозяйс-
твенной деятельности работ по экологическому мониторингу,  коорди-
нация  их  деятельности,  контроль  за исполнением ими нормативных
требований по организации и ведению экологического мониторинга;
     - доведение до сведения организаций и субъектов хозяйственной
деятельности порядка обязательного представления документированных
данных экологического мониторинга;
     - организация и обеспечение ведения банков данных экологичес-
кого  мониторинга,  осуществление информационного обмена с другими
уполномоченными государственными органами;
     - организация  обучения  и  подготовки специалистов в системе
экологического мониторинга в сфере своей деятельности;
     - информирование органов государственной власти, населения об
экологической обстановке на территории города Москвы,  влиянии ок-
ружающей  среды на здоровье людей,  а также о принимаемых мерах по
охране окружающей природной среды и обеспечении экологической  бе-
зопасности;
     - ведение учета специализированных организаций;
     - контроль за организацией и ведением экологического монито-
ринга в городе Москве;
     - международное сотрудничество в области экологического мони-
торинга.
     Решения специально уполномоченного органа Правительства Моск-
вы в области экологического мониторинга по вопросам,  отнесенным к
его компетенции,  обязательны для всех юридических лиц и граждан и
могут быть обжалованы в судебном порядке.

     ГЛАВА III. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ
                МОНИТОРИНГУ

     Статья 7. Правовой статус специализированных организаций

     1. Юридические лица признаются специализированной организаци-
ей в установленном порядке по решению Правительства Москвы или его
специально уполномоченного органа в области экологического монито-
ринга в связи с выполнением конкретных задач по обеспечению  функ-
ционирования  Единой  системы  экологического  мониторинга  города
Москвы.
     Контроль за деятельностью специализированных организаций осу-
ществляет уполномоченный орган Правительства Москвы в области эко-
логического мониторинга.

     Статья 8. Лицензирование деятельности специализированных ор-
               ганизаций

     Обязательному лицензированию  в установленном федеральным за-
конодательством и законодательством города Москвы порядке подлежит
деятельность специализированных организаций, в связи с осуществле-
нием которой им был придан статус специализированной  в  соответс-
твии с настоящим Законом.
     Лицензирование осуществляется специально уполномоченными  ор-
ганами  исполнительной  власти в области охраны окружающей среды и
природных ресурсов,  гидрометеорологии  и  мониторинга  окружающей
среды.

     Статья 9. Права и обязанности специализированных организаций

     Специализированные организации имеют право:
     - участвовать в организации и ведении экологического  монито-
ринга,  принимать участие в разработке и осуществлении программ по
экологическому мониторингу;
     - получать  в  установленном порядке информацию,  необходимую
для осуществления своей деятельности;
     - привлекать к сотрудничеству на возмездной основе специалис-
тов из иных организаций;
     - вносить предложения в специально уполномоченный орган в об-
ласти экологического мониторинга по организации деятельности, пре-
дусмотренной  компетенцией специально уполномоченного органа в об-
ласти экологического мониторинга;
     Специализированные организации обязаны:
     - соблюдать установленный порядок ведения экологического  мо-
ниторинга;
     - предоставлять полученную в результате деятельности, в связи
с  осуществлением которой ей был придан статус специализированной,
информацию в  Единую  систему  экологического  мониторинга  города
Москвы;
     - незамедлительно сообщать  в Единую  систему  экологического
мониторинга города Москвы и в ГУ ГОиЧС г.Москвы о фактах возникно-
вения чрезвычайных обстоятельств,  соблюдать Регламент обмена дан-
ными.

     Статья 10. Правовое регулирование собственности на экологи-
               ческую информацию и способы ее получения, обработ-
               ки, распространения
     Информация, полученная  специализированной  организацией  при
выполнении городского заказа, является собственностью города. Рас-
поряжение и пользование такой информацией осуществляется с  согла-
сия собственника,  в том числе на возмездной основе, после предос-
тавления всех необходимых сведений в Единую систему экологического
мониторинга города Москвы.
     Информация, полученная специализированной организацией в ходе
работ,  выполняемых  за  счет  собственных  средств или по заказам
субъектов хозяйственной деятельности,  не являющихся государствен-
ными  органами  либо городскими службами,  является собственностью
специализированной организации.
     Получение экологической информации осуществляется не противо-
речащими закону средствами и способами.

     Статья 11. Финансирование специализированных организаций по
                ведению экологического мониторинга

     Финансирование деятельности специализированных организаций по
ведению экологического мониторинга осуществляется за счет  средств
городского бюджета, а также иных источников на договорной основе.

     Статья 12. Взаимодействие специализированных организаций с
                иными субъектами экологического мониторинга

     Специализированные организации могут осуществлять  работы  по
созданию,  организации и ведению локального экологического монито-
ринга в соответствии с соглашениями  с  хозяйствующими  субъектами
(руководителями,  собственниками, арендаторами или иными уполномо-
ченными лицами) вне зависимости от форм  собственности  и  ведомс-
твенной  подчиненности  на платной основе в порядке предоставления
услуг и выполнения природоохранных работ.

     ГЛАВА IV. ВЕДЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

     Статья 13. Принципы ведения экологического мониторинга в
                городе Москве

     1. Экологический мониторинг осуществляется на основании феде-
рального законодательства, настоящего Закона, иных нормативных ак-
тов, а также локальных нормативных правовых актов специально упол-
номоченного  органа Правительства Москвы по экологическому монито-
рингу.
     2. Экологический мониторинг окружающей природной среды,  тер-
риторий,  обладающих особым правовым статусом и режимом функциони-
рования осуществляется в обязательном порядке.
     Программы экологического мониторинга утверждаются  Правитель-
ством  Москвы  по  представлению специально уполномоченного органа
Правительства Москвы в области охраны окружающей среды и природных
ресурсов.
     3. Локальный экологический мониторинг источников  антропоген-
ного  воздействия  на  окружающую  среду  осуществляется на основе
принципа добровольной и обязательной регистрации.  Перечень объек-
тов локального экологического мониторинга, подлежащих обязательной
регистрации,  утверждается Правительством Москвы по  представлению
специально  уполномоченного  органа Правительства Москвы в области
охраны окружающей среды и природопользования.
     4. Решение  об  обязательной  регистрации  объекта локального
экологического мониторинга с последующей  организацией  локального
экологического  мониторинга  на  объекте и включением его в единый
Реестр объектов экологического мониторинга города Москвы  принима-
ется  специально уполномоченным органом Правительства Москвы в об-
ласти охраны окружающей среды и природопользования на основе:
     а) решения специально  уполномоченного  органа  Правительства
Москвы в области экологического мониторинга о необходимости регис-
трации объекта;
     б) официального согласия руководителя (собственника,  аренда-
тора,  иного пользователя) объекта экологического  мониторинга  на
установку в пределах данного объекта соответствующего оборудования
либо заявления о самостоятельной установке такого рода  оборудова-
ния.
     Обязательной регистрации объекты  локального  экологического
мониторинга подлежат в случае:
     - решения государственной экологической экспертизы о необхо-
димости организации локального экологического мониторинга;
     - несоблюдения установленных  нормативов  выбросов  (сбросов)
загрязняющих  веществ  и размещения отходов (по представлению инс-
пекций государственного экологического контроля);
     - если валовый выброс объекта по одному или нескольким ингре-
диентам является определяющим в загрязнении (воздействии) на окру-
жающую  среду  города по решению специально уполномоченного органа
Правительства Москвы в области охраны окружающей среды и  природо-
пользования. В случае несогласия руководителя (собственника, арен-
датора) с принятым решением об обязательной регистрации с последу-
ющей организацией и ведением локального экологического мониторинга
спор разрешается в установленном законом порядке.
     5. Решение  о добровольной регистрации объекта экологического
мониторинга с последующей организацией  локального  экологического
мониторинга  на  объекте и включением его в единый Реестр объектов
экологического мониторинга города  Москвы  принимается  специально
уполномоченным  органом  исполнительной власти города Москвы в об-
ласти охраны окружающей среды и природных ресурсов на основе:
     а) заявления руководителя организации (собственника,  аренда-
тора, иного пользователя) объекта, в том числе объекта, на котором
осуществляются виды деятельности,  связанные с экологическими рис-
ками,  и его официального согласия на установку в пределах данного
объекта  соответствующего  оборудования либо заявления о самостоя-
тельной установке такого рода оборудования;
     б) заключения специально уполномоченного органа Правительства
Москвы в области экологического мониторинга о целесообразности ре-
гистрации объекта.
     В случае добровольной  регистрации  предприятию,  учреждению,
организации предоставляются льготы,  согласно действующему законо-
дательству. Дополнительные льготы могут предоставляться по решению
Правительства Москвы,  если это не противоречит действующему зако-
нодательству.

     Статья 14. Особенности ведения экологического мониторинга на
                объектах, обладающих особым правовым статусом

     1. Объектами, обладающими особым правовым статусом, являются:
     - территориальные единицы либо объекты,  расположенные в пре-
делах территории города Москвы,  обладающие особым режимом охраны,
доступ на которые ограничен либо устанавливается в особом  порядке
(режимные  объекты),  за исключением подведомственных Министерству
обороны Российской Федерации;
     - объекты, подведомственные Министерству обороны Российской
Федерации;
     - особо охраняемые природные территории и объекты  региональ-
ного и местного значения;
     - другие объекты,  обладающие особым правовым статусом.
     2. В случае возникновения или опасности возникновения чрезвы-
чайной экологической ситуации на территории города  Москвы  Прави-
тельство  Москвы незамедлительно организует ведение экологического
мониторинга на этих объектах.
     3. Финансирование работ по обеспечению экологического монито-
ринга на указанных в пункте 1 данной статьи объектах осуществляет-
ся в порядке,  установленном федеральным и городским законодатель-
ством. Обязанность по организации и ведению мониторинга возлагает-
ся на руководителя специально уполномоченного органа Правительства
Москвы в области экологического мониторинга при взаимодействии  со
специально  уполномоченным  органом Правительства Москвы в области
охраны окружающей среды и природных ресурсов.
     4. Экологический мониторинг в связи с внештатными ситуациями,
развитие которых может вызвать угрозу причинения вреда  окружающей
среде  или  повышение  уровня экологических рисков для населения и
территории города Москвы, но не получивших в установленном законом
порядке правового статуса зоны чрезвычайной экологической ситуации
или экологического бедствия,  организуется  незамедлительно  путем
установления соответствующего оборудования и принятия иных необхо-
димых мер,  и ведется вплоть до ликвидации аварии либо инцидента и
их последствий.  Решение об организации экологического мониторинга
в указанных случаях принимается специально уполномоченным  органом
Правительства Москвы в области экологического мониторинга.
     5. Экологический мониторинг на городских  территориях,  отне-
сенных в установленном законом и иными нормативно-правовыми актами
порядке,  к территориям ограниченного доступа и  вследствие  этого
обладающим  особым  правовым  статусом и режимом функционирования,
является составной частью Единой системы экологического мониторин-
га города Москвы.
     К ним относятся:  промышленные зоны, а также участки террито-
рии,  используемые для обеспечения городского хозяйства,  энерго-,
водо-,  теплоснабжения,  транспортные коммуникации и иные  объекты
городской инфраструктуры, необходимые для жизнеобеспечения населе-
ния.
     Создание и  функционирование  экологического  мониторинга  на
территориях ограниченного доступа осуществляется в соответствии  с
требованиями  законодательства Российской Федерации и города Моск-
вы,  определяющими их режим,  меры безопасности и другие ограниче-
ния.
     Решение об организации на указанных территориях  наблюдатель-
ной сети, в том числе постов (станций) экологического мониторинга,
принимается  Правительством  Москвы  по  представлению  специально
уполномоченного  органа Правительства Москвы в области экологичес-
кого мониторинга и по согласованию с иными заинтересованными орга-
нами, участвующими в управлении и контроле за деятельностью объек-
тов,  расположенных на этих территориях.  Данные, получаемые в ре-
зультате ведения экологического мониторинга на указанных объектах,
постановлением Правительства Москвы или распоряжением Мэра Москвы
могут быть отнесены к категории информации ограниченного  доступа,
если иное не предусмотрено законом.
     6. На военных объектах и объектах оборонного значения, подве-
домственных Министерству обороны Российской Федерации,  а также на
территориях города Москвы,  временно или постоянно в установленном
законом порядке являющихся местом проведения сборов,  учений, дис-
локации войск и военной техники,  организация и осуществление эко-
логического мониторинга проводятся в соответствии  с  требованиями
федерального законодательства и законодательства города Москвы.
     7. Экологический мониторинг  на  особо  охраняемых  природных
территориях  и  объектах регионального и местного значения,  в том
числе в историко-культурных и лесопарковых зонах,  организуется  в
обязательном  порядке по решению специально уполномоченного органа
Правительства Москвы в области природопользования и охраны окружа-
ющей  среды  по  согласованию с федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным в области управления особо охраняемыми при-
родными территориями и объектами.
     Порядок ведения, очередность организации экологического мони-
торинга,  объем собираемой информации и иные показатели на указан-
ных объектах определяются по представлению специально уполномочен-
ного  органа Правительства Москвы в области экологического монито-
ринга с учетом рекомендаций органа управления,  ответственного  за
обеспечение  режима особо охраняемой природной территории или объ-
екта.  Финансирование экологического мониторинга на указанных объ-
ектах  осуществляется  за  счет  бюджетных  средств с привлечением
средств в виде добровольных пожертвований и взносов  экологических
организаций, а также за счет иных средств, предусмотренных законо-
дательством.

     Статья 15. Права и обязанности руководителей, собственников,
                владельцев, арендаторов объектов экологического
                мониторинга

     В случаях,  когда объектом экологического мониторинга в соот-
ветствии со статьей 2 настоящего Закона являются предприятия,  ор-
ганизации и иные источники антропогенного воздействия,  характери-
зующиеся повышенным экологическим риском,  на руководителей, собс-
твенников,  владельцев и арендаторов (как физических, так и юриди-
ческих лиц) возлагаются следующие обязанности:
     - обеспечивать за свой счет ведение локального экологического
мониторинга путем создания необходимой материально-технической ба-
зы;
     - обеспечивать ведение локального экологического  мониторинга
с  использованием  утвержденных  в установленном порядке способов,
методик,  приемов,  оборудования,  в том числе приборов и средств,
обеспечивающих достоверность, надежность и систематичность получе-
ния данных;
     - назначать лиц, ответственных за ведение локального экологи-
ческого мониторинга,  и принимать зависящие от них меры по обеспе-
чению профессиональной подготовки таких лиц в соответствии с уста-
новленными  квалификационными  требованиями  путем  направления на
обучение или переподготовку за свой счет;
     - представлять в установленные сроки и в надлежащих объемах в
Единую систему экологического мониторинга города Москвы и  органам
местного  самоуправления города Москвы обязательные данные локаль-
ного экологического мониторинга, документированные по утвержденным
формам;
     - допускать лиц,  направленных на объект экологического мони-
торинга уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы
в области экологического мониторинга, для контроля работ по прове-
дению мониторинга на объектах.

     Статья 16.  Порядок ведения локального мониторинга
     Ведение локального  экологического мониторинга осуществляется
хозяйствующими субъектами (юридическими лицами  и  индивидуальными
предпринимателями) самостоятельно либо привлеченными специализиро-
ванными организациями по разработанным ими в соответствии с  уста-
новленными требованиями программам (регламентам),  согласованным с
уполномоченными государственными органами по экологическому  мони-
торингу,  а  в оговоренных законом случаях и в отношении объектов,
обладающих особым правовым статусом, утвержденных ими.
     Данные локального  экологического  мониторинга вносятся в ин-
формационную базу данных Единой системы экологического мониторинга
города  Москвы при условии выполнения соответствующих требований к
качеству информации.
     Локальный экологический   мониторинг  ведется  с  соблюдением
принципа совместимости разнородных данных,  основанном на примене-
нии  единых классификаторов,  кодов,  системы единиц,  стандартных
форматов данных  и  нормативно-технической  базы,  государственной
системы координат и высот.
     Орган Правительства Москвы в области охраны окружающей  среды
и  природопользования,  уполномоченный на организацию и контроль в
области экологического  мониторинга, в течение одного месяца с мо-
мента принятия решения извещает уведомлением (предписанием)  субъ-
ектов ведения локального экологического мониторинга, то есть орга-
низации,  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о вне-
сении подведомственных им объектов в единый Реестр объектов эколо-
гического мониторинга,  и обязан в трехмесячный срок направить им
определенные  настоящим Законом и иными нормативными правовыми ак-
тами документы, содержащие требования к экологическому мониторингу
и предписания о порядке и результатах его проведения.

     Статья 17. Единый Реестр объектов экологического мониторинга

     В городе Москве ведется единый Реестр объектов экологического
мониторинга.  Ведение Реестра объектов экологического  мониторинга
возлагается на специально уполномоченный орган Правительства Моск-
вы в области экологического мониторинга.  Контроль за ведением Ре-
естра  осуществляет  специально уполномоченный орган Правительства
Москвы в области природопользования  и  охраны  окружающей  среды.
Включение объектов экологического мониторинга в единый Реестр осу-
ществляется на основании решения о регистрации объекта экологичес-
кого мониторинга.
     В Реестр вносятся следующие данные:
     - наименование и описание объектов экологического мониторинга
с указанием их пространственного местонахождения на территории го-
рода Москвы (включая юридический адрес);
     - паспортная характеристика объектов  экологического  монито-
ринга (система технических и производственных показателей),  необ-
ходимых для осуществления измерений и обеспечения получения  соот-
ветствующих данных экологического мониторинга;
     - количественные и иные показатели состояния объектов  эколо-
гического мониторинга, по которым оно оценивается как соответству-
ющее или не соответствующее установленной нормативно-правовыми ак-
тами норме;
     - сведения о программах измерений (проб,  замеров  и  других)
показателей состояния объектов экологического мониторинга с указа-
нием периодичности и последовательности измерений, и иных характе-
ристик;
     - указание ответственного за осуществление экологического мо-
ниторинга на данном объекте должностного лица (или лица, выполняю-
щего аналогичные управленческие, административно-хозяйственные или
организационно-распорядительные функции);
     - указание на структурное подразделение Единой системы эколо-
гического  мониторинга г.  Москвы,  ответственное за организацию и
контроль в отношении данного объекта экологического мониторинга.
     Специальный раздел единого Реестра ведется для особо охраняе-
мых природных  территорий,  являющихся  эталонными  участками  для
оценки  качества  окружающей  природной  среды в городской системе
экологического мониторинга.
     Первоочередному и безусловному включению в единый Реестр объ-
ектов экологического мониторинга подлежат источники антропогенного
воздействия на окружающую природную среду,  оказывающие наибольшее
негативное влияние на экологическую обстановку  в  городе  Москве,
включая наиболее напряженные участки улично-дорожной сети города.
     Ведение локального экологического мониторинга  на  источниках
антропогенного  воздействия на окружающую природную среду,  других
объектов осуществляется по мере их выявления,  регистрации в уста-
новленном законом порядке и внесения в единый Реестр объектов эко-
логического мониторинга.
     Статья 18. Регламент обмена данными Единой системы экологи-
                ческого мониторинга города Москвы
     Регламент обмена  данными Единой системы экологического мони-
торинга города Москвы утверждается Правительством Москвы.
     Правительство Москвы определяет объем, структуру, показатели,
порядок получения, предоставления данных в Единую систему экологи-
ческого мониторинга города Москвы, использования и обмена экологи-
ческой информацией субъектами экологического мониторинга  в  соот-
ветствии с Регламентом обмена данными Единой системы экологическо-
го мониторинга города Москвы. Периодичность и порядок предоставле-
ния  данных  по контролируемым параметрам в области экологического
мониторинга определяется решением специально уполномоченного орга-
на  Правительства Москвы в области природопользования и охраны ок-
ружающей среды.

     Статья 19. Программа измерений (наблюдений) показателей сос-
                тояния объектов экологического мониторинга
     Экологический мониторинг, в том числе локальный, ведется сог-
ласно разработанным и утвержденным специально уполномоченным орга-
ном в  области  экологического  мониторинга  программам  измерений
(наблюдений),  регламентирующим контролируемые показатели,  перио-
дичность наблюдений (измерений),  способы наблюдений  (измерений),
принципы организа