Правовые акты (Нормативная база) Москвы
Внимание! С данным правовым актом связанно ещё 2 документа.
Подробнее смотрите в конце текущей страницы.
Постановление Правительства Москвы
№ 654-ПП от 22 августа 2000 года
Об утверждении Концепции безопасности Москвы
Целенаправленная деятельность городской администрации в области устойчивого развития Москвы позволила достичь приемлемый уровень безопасности населения и города в целом. Активная социальная политика обусловила стабилизацию демографической обстановки, снизила напряженность между различными слоями населения. Наметилась тенденция роста промышленного производства, началось возрождение научного и культурного потенциала столицы. Достигнута определенная стабилизация экологической обстановки. Сформировалась положительная тенденция сокращения преступлений. Создана и успешно функционирует московская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, безопасность Москвы не является достаточной. Экономическая и политическая нестабильность в стране, снижение жизненного уровня населения, старение основных производственных фондов, стремительный рост количества террористических актов обусловливают сохранение различных видов угроз устойчивому развитию Москвы. В то же время реализуемые сегодня городские программы не в полной мере учитывают все аспекты безопасности населения и территорий столицы от угроз внутреннего и внешнего характера. В целях формирования единой городской политики в области обеспечения безопасности населения и территорий столицы от угроз различного характера Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Концепцию безопасности Москвы (приложение). 2. Департаментам, комитетам, управлениям и городским организациям при формировании перспективных планов развития подведомственных организаций руководствоваться положениями Концепции безопасности Москвы, утвержденной настоящим постановлением. 3. Научно-техническому совету комплексной программы "Безопасность Москвы" обеспечить в 2000 году разработку стратегии реализации Концепции безопасности Москвы, в том числе перечня первоочередных городских целевых программ. 4. Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы обеспечить государственную экспертизу городских инвестиционных программ в части их влияния на состояние защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В трехмесячный срок представить в установленном порядке в Правительство Москвы Положение о порядке проведения государственной экспертизы. 5. Для повышения эффективности научных исследований в области безопасности столицы: 5.1. Создать при Комиссии по чрезвычайным ситуациям Правительства Москвы экспертный совет (далее- Совет) с участием представителей городских организаций и научных учреждений, специализирующихся в данной области. Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы в двухмесячный срок представить на утверждение председателя Комиссии по чрезвычайным ситуациям Правительства Москвы проект положения о Совете и его состав. 5.2. Предложить ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" начиная с 2001 года предусматривать ежегодное выделение не менее 5,5 млн. рублей на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разделу "Безопасность населения" Программы развития науки и технологий. При увеличении общего объема финансирования по статье городского бюджета "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" предусмотреть соответствующее увеличение расходов на финансирование раздела "Безопасность населения". 6. Москомархитектуре совместно с Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы при формировании программы приоритетных работ по реализации Генерального плана развития Москвы предусмотреть вопросы обеспечения безопасности населения и территорий столицы. 7. Комиссии по чрезвычайным ситуациям Правительства Москвы регулярно представлять в Правительство Москвы аналитический доклад о состоянии защиты населения и территорий столицы от чрезвычайных ситуаций. Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы в IY квартале 2000 года представить на утверждение Правительства Москвы Положение об аналитическом докладе. 8. Департаменту науки и промышленной политики совместно с городскими организациями в рамках выставочной деятельности обеспечить пропаганду достижений Москвы в области безопасности населения и городских объектов. 9. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации организовать освещение основных направлений Концепции безопасности Москвы в средствах массовой информации. 10. Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы в декабре 2000 года доложить Премьеру Правительства Москвы о ходе выполнения настоящего постановления. 11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б. В. П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков Приложение к постановлению Правительства Москвы от 22 августа 2000 года N 654 КОНЦЕПЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ МОСКВЫ Москва - 2000 г. Концепция безопасности Москвы (далее именуется Концепция) представляет собой официально принятую систему взглядов на цели, задачи, основные принципы и направления деятельности в области обеспечения безопасности устойчивого развития города, жизни и здо- ровья населения Москвы, его прав и свобод в условиях возможных внешних и внутренних опасностей и угроз (далее именуются угрозы). Она является основой для: разработки стратегии обеспечения безопасности Москвы; совершенствования и дальнейшего развития нормативной правовой базы обеспечения безопасности личности, общества, города; разработки и реализации целевых программ по обеспечению безо- пасности столицы от конкретных угроз; формирования и проведения единой политики городских властей, экономических и социальных структур, населения города в области обеспечения безопасности Москвы. Правовую и методологическую базу Концепции составляют Консти- туция Российской Федерации, законы Российской Федерации в сфере безопасности, экологии, экономики, градостроительства и другие, Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Устав и законодательство Москвы. В Концепции отражены проблемы безопасности Москвы, жизненно важные интересы города, его населения и каждого гражданина, основ- ные виды угроз этим интересам, сформулированы цели, принципы и ос- новные направления деятельности по обеспечению безопасности Моск- вы. 1. Состояние безопасности города В Москве ведется целенаправленная работа по повышению безо- пасности столицы. В первую очередь это относится к предупреждению социальных конфликтов за счет ограничения роста безработицы (до 1% трудоспо- собного населения), оказания социальной помощи малообеспеченным, частичной компенсации из бюджета затрат на жилищно-коммунальные услуги, доплат неработающим пенсионерам, обеспечения населения бесплатной медицинской помощью гарантированного объема и качества. В последние годы в Москве стабилизировалась демографическая обстановка, прекратились спад рождаемости и рост смертности. Значительные усилия предпринимаются по сохранению промышлен- ного и научного потенциала столицы за счет дотирования из городс- кого бюджета предприятий, научных организаций, ВУЗов, финансирова- ния разработок и производства наукоемких изделий. Достигнута определенная стабилизация экологической обстановки за счет снижения выбросов с ТЭЦ, внедрения нейтрализаторов выбро- сов на автотранспорте, ликвидации свалок, использования современ- ных технологий утилизации отходов, очистки территории города от различного рода загрязнений. Принимаются активные меры по повышению устойчивости систем жизнеобеспечения города за счет создания страховых запасов продо- вольствия, санаций из бюджета города предприятий, имеющих приори- тетное значение для жизнедеятельности столицы, ремонта и профилак- тики коммунальных сетей. Происходит определенное снижение зависимости от импорта за счет развития производств в Москве и Московской области, воссозда- ния старых и формирование новых межрегиональных связей. Укрепляется связь Москвы и Московской области в решении всего комплекса социально-экономических, природоохранных и других задач. Создана и функционирует Московская городская система предуп- реждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разработаны основы законодательной и нормативной правовой базы ее функционирования, совершенствуется научное обеспечение решения проблемных вопросов безопасности города. Активизируется деятельность по совершенствованию работы над- зорных органов и реализации превентивных мер на действующих потен- циально опасных объектах и в проектных документах на новое строи- тельство. Более эффективно стала действовать система оперативного реа- гирования на чрезвычайные ситуации. Наметилась положительная тенденция сокращения преступлений, особенно среди несовершеннолетних, существенно сократилось коли- чество разбойных нападений, краж, случаев мошенничества. Вместе с тем сохраняется тенденция к снижению общего уровня безопасности Москвы, расширению спектра и многообразия внутренних и внешних угроз, действующих как в рамках переходного периода, пе- реживаемого Россией в целом, так и во все более усложняющихся ус- ловиях развития человечества. Все чаще террористические акты из области возможных угроз пе- реходят в области реальных чрезвычайных ситуаций. Наблюдается тен- денция активизации деятельности экстремистских группировок в Рос- сии и зарубежных странах. В условиях плотной городской застройки, высокой концентрации промышленных объектов особую опасность представляет возможность инициирования ими техногенных катастроф и применения средств мас- сового поражения. Во взаимоотношениях между странами все чаще стали использо- ваться силовые способы достижения политических целей без надлежа- щих решений со стороны Совета безопасности ООН. Это чревато деста- билизацией обстановки во всем мире, и делает реальными для столицы военные угрозы. В условиях ослабления государственного надзора, недостаточной эффективности правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивается риск катастроф тех- ногенного и природного характера. Усиление криминализации, происходящее в целом в стране, нега- тивно сказывается на общественно-социальной и экономической обста- новке в столице, на обеспечение личной безопасности граждан. Становление новых условий жизни сопровождается размежеванием людей по уровню доходов и качеству жизни. Изменения в социальной, экономической, экологической и прочих сферах, усиление конфронтационности в экономических, политических, духовно-нравственных, межнациональных областях делают ситуацию в Москве чреватой возможными крупными поворотами и чрезвычайными си- туациями. Все это требует разработки и принятия стратегических мер по стабилизации экономической и социальной обстановки, улучшению обеспечения безопасности города. 2. Жизненно важные интересы города Жизненно важные интересы города представляют собой совокуп- ность интересов каждого отдельного жителя, общественных, произ- водственных и иных законопризнанных коллективов и города в целом. Интересы жителя Москвы состоят в реальном обеспечении консти- туционных прав и свобод, личной безопасности, безопасности его имущества, возможности физического, духовного и интеллектуального развития, создания и поддержания здорового образа и качества жизни на уровне благополучных крупных городов развитых стран. Интересы социальных групп состоят в обеспечении обусловленных законами условий их функционирования, саморазвития, самоуправле- ния, повышения активности членов этих групп по выполнению установ- ленных законодательством задач. Интересы города включают установление политической, экономи- ческой и социальной стабильности, выполнение законов и поддержание правопорядка, создание нормальных условий жизнедеятельности для жителей города и его структур. При этом в конкретных сферах прояв- ления интересы Москвы заключаются в следующем: в сфере общественной безопасности: в недопущении и своевременном пресечении любых проявлений террористической деятельности; в ликвидации условий возникновения явлений криминального ха- рактера; в поддержке и совершенствовании системы обеспечения правопо- рядка; в создании условий для развития инициативы граждан в части содействия силам обеспечения общественной безопасности; в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: в создании городской системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; в совершенствовании организационно-правовых основ функциони- рования Московской городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; в повышении эффективности деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий; в развитии и поддержании в готовности сил и средств для лик- видации чрезвычайных ситуаций; в техногенной сфере: в обеспечении безопасности производственных структур, после- довательной их модернизации на основе передовых и безвредных тех- нологий; в повышении надежности работы объектов и систем жизнеобеспе- чения города; в рациональном размещении производительных сил города; в обеспечении устойчивого функционирования производств и инф- раструктуры города в условиях воздействия факторов опасностей и угроз; в социальной сфере: в обеспечении прав каждого человека на личную безопасность; в повышении уровня и качества жизни жителей города, искорене- нии бедности, обеспечении достойной жизни ветеранам, инвалидам и людям преклонного возраста, в преодолении кризисной демографичес- кой и экологической ситуации и обеспечении здоровья населения; в развитии жилищно-коммунального хозяйства и сферы бытовых услуг; в доступности для всех жителей медицинского обслуживания, транспорта, связи; в поддержке семьи, как первоначальной ячейки общества; в оборонной сфере: в создании условий для эффективной деятельности предприятий оборонного профиля; в создании и ведении эффективной системы гражданской обороны; в укреплении связей города и военных учреждений России; в проведении активной военно-патриотической работы среди мо- лодежи; в своевременном и полном выполнении мероприятия мобилизацион- ной подготовки; в экологической сфере: в оздоровлении природной среды, восстановлении приемлемого уровня экологической обстановки в городе; во внедрении передовых природоохранных мер и технологий в Ге- неральный план развития города; в учете факторов защиты природы при реализации экономических и социальных программ и проектов; в области экономики: в повышении инновационной и инвестиционной активности; в защите интересов отечественных производителей, повышении конкурентоспособности товаров и услуг, производимых в Москве; в борьбе с экономическими преступлениями, с коррупцией; в обеспечении перехода экономики на модель устойчивого разви- тия; в обеспечении развития и эффективного использования научно- технического потенциала города; в четком функционировании и развитии инфраструктуры города; в углублении сотрудничества Москвы и Московской области, в развитии межрегиональных связей; в разумном, отвечающим интересам жителей города, проведении экономических преобразований (приватизации, акционировании и т.д.); в области духовной жизни, культуры и науки: в духовном возрождении общества, утверждении высокой нравс- твенности, гуманизма и культуры, развитии многовековых духовных традиций; в обеспечении доступности образования, культурных ценностей всем членам общества; в развитии науки, поддержании научного потенциала города на высоком международном уровне, создании условий для прекращения от- тока ученых из науки в другие сферы деятельности, отъезда за гра- ницу; во внутриполитической сфере: в соблюдении основополагающих прав граждан на жизнь и безо- пасность, в обеспечении гражданского мира, согласия, правопорядка, стабильности государственной власти и ее институтов, завершении становления демократического общества; в международной сфере: в обеспечении традиционных связей со столицами государств - членами СНГ; в установлении двухсторонних связей с крупнейшими городами мира на основе всестороннего сотрудничества и взаимопонимания; в развитии туризма, привлечении иностранных граждан для озна- комления с достопримечательностями города, создание комфортных ус- ловий для их пребывания в городе; во всестороннем поддержании русской диаспоры за рубежом. 3. Возможные угрозы безопасности Москвы Разработка мер по улучшению состояния безопасности города, механизма их реализации осуществляется с учетом угроз, которые противостоят соответствующим интересам граждан, социальных групп, города в целом. Наиболее характерными являются следующие группы угроз: соци- альные, политические, коммунально-бытовые, природные, техногенные, экологические, информационные, психологические, криминальные, тер- рористические, военные. Эти угрозы носят комплексный взаимосвязан- ный характер и в большинстве своем имеют трансграничные масштабы. Уровни опасности угроз различного вида зависят от политичес- кой обстановки в стране и в мире, стабильности социально-экономи- ческого развития России и Москвы как субъекта Федерации в разные периоды могут изменяться. Эти изменения должны отражаться в после- дующих разделах Концепции, в стратегии ее реализации и программных мероприятиях. Значимость угроз усиливается особенностями Москвы: Москва исторически является духовным центром русской земли. Ее влияние на судьбу России имеет определяющее значение; Москва - столица России, ее политическая, социальная, нравс- твенная и культурная атмосфера - залог здорового общественного климата всех земель России и ее народов; Москва - один из крупнейших городов мира и ей присущи все проблемы городов - мегаполисов; Москва - крупнейший промышленный центр России, ее вклад в об- щие экономические показатели страны является определяющим; Москва - крупнейший транспортный узел страны, от состояния которого зависит функционирование всей транспортной системы Рос- сии; Москва - крупнейшее сосредоточение финансовых и информацион- ных потоков, обеспечивающих развитие России; Москва - центр научной и культурной жизни государства, сосре- доточение значительной части национального достояния; Москва - уникальный исторический и архитектурный мировой центр, объект градостроительной деятельности особого регулирова- ния. Террористические угрозы Терроризм стал одним из наиболее опасных вызовов безопасности общества. Особую опасность он представляет для крупных городов, политических, экономических и культурных центров. Террористические акты становятся все более крупномасштабными, многоликими по прес- ледуемым целям и видам проявления. Терроризм получил возможность использовать в своих преступных целях достижения науки и техники. К основным угрозам террористического характера относятся: нападение на политические и экономические объекты (захват, подрыв, обстрел и т.д.); взрывы и другие террористические акты в местах массового пре- бывания людей (метро, вокзалы, транспорт, жилые кварталы); похище- ние людей и захват заложников; захват воздушных судов и других транспортных пассажирских средств; нападение на объекты, потенциально опасные для жизни населе- ния в случае их разрушения или нарушения технологического режима; вывод из строя систем управления авиационным и железнодорож- ным движением, силовых линий электроснабжения, средств связи, компьютерной техники и других электронных приборов (электромагнит- ный терроризм); нарушение психофизического состояния людей путем программиро- ванного поведения и деятельности целых групп населения; кибернетические атаки на важнейшие компьютерные сети; внедрение через печать, радио и телевидение информации, кото- рая может вызвать искаженное общественное мнение, беспорядки в об- ществе; проникновение с целью нарушения работы в информационные сети; применение химических и радиоактивных веществ в местах массо- вого пребывания людей; отравление (заражение) систем водоснабжения, продуктов пита- ния; искусственное распространение возбудителей инфекционных бо- лезней. Основными предпосылками, усугубляющими возникновение терро- ристической угрозы, являются: сочетание организованных террористических организаций с боль- шим количеством самостоятельных автономных ячеек и индивидуумов; появление новых видов терроризма (информационного, техноген- ного, кибернетического и др.); расширение спектра способов террористической деятельности (биологических, химических, радиационных и др.); немотивированность и непредсказуемость так называемого "не- разборчивого" терроризма, когда насилие направлено не против конк- ретных лиц и объектов, а на беспорядочное убийство случайных лю- дей; рост "интеллектуального" уровня терроризма пропорционально темпам развития техники и науки. Реализация указанных угроз может привести: к нарушению на длительный срок нормальной жизни города; к созданию атмосферы страха; к большому количеству жертв. Криминальные угрозы Усиление криминализации всех сторон жизни общества наносит серьезный ущерб идеям демократизации, нарушает нормальную жизнь города. К основным криминальным угрозам относятся: усиление криминального давления на жизнедеятельность города; возможность срастания преступных сил с представителями власт- ных структур; переход под контроль криминальных групп банков, экономичес- ких, торговых и посреднических центров; возможность проникновения преступных авторитетов в выборные
органы законодательной власти государства и города, а также в пра- воохранительные органы; влияние криминальных структур на рыночные цены на продукты питания. Основными предпосылками, усугубляющими возникновение крими- нальной угрозы, являются: отсутствие достаточного проработанного законодательства в этой сфере, как на федеральном, так и на местном уровне; недостаточный уровень профессиональной подготовленности сот- рудников правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью; поделенность сфер влияния среди различных криминальных струк- тур; значительное количество в городе выходцев из стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе и незарегистрированных установлен- ным порядком граждан из кавказского региона; слабая раскрываемость заказных убийств, в том числе по поли- тическим мотивам. Реализация указанных угроз может привести: к появлению атмосферы страха и неуверенности в обществе; к возможности перехода реальной власти в городе к преступным авторитетам; к парализации экономических преобразований; к обесцениванию демократических завоеваний. Угрозы коммунально-бытового и жилищного характера Для нормальной жизнедеятельности города и его населения жиз- ненно важное значение имеет устойчивое и надежное коммунально-бы- товое обеспечение, устойчивость систем жизнеобеспечения города и решение жилищных проблем. К основным угрозам коммунально-бытового и жилищного характера относятся: повышение аварийности на инженерных коммуникациях и источни- ках энергоснабжения; возможность воздействия внешних факторов на качество воды, ограниченность водопотребления из закрытых водоисточников; дефицит источников теплоснабжения в отдельных районах города; перегруженность магистральных инженерных сетей канализации и полей фильтрации; медленное внедрение новых технологий очистки питьевой воды, уборки улиц, утилизации производственных и бытовых отходов, энер- госберегающих, малоотходных технологий, в том числе в строительст- ве, применение материалов, сырья, продуктов, содержащих вещества, разрушающие озоновый слой, чрезвычайно стабильных веществ, требую- щих специальных технологий утилизации; снижение надежности и устойчивости энергоснабжения, связанное с недостаточным объемом замены устаревших инженерных сетей и ос- новного энергетического оборудования; снижение уровня коммунально-бытовых услуг для населения (ба- ни, прачечные, химчистки и др.); возрастающий уровень утечек в сетях тепло- и водоснабжения, приводящий к вымыванию грунта и образованию провалов; старение жилого фонда, особенно зданий дореволюционной пост- ройки и полносборных домов первого поколения, а также инженерной инфраструктуры города. Основными предпосылками, усугубляющими возникновение угроз коммунально-бытового и жилищного характера, являются: ослабление материально-технической базы жилищного и комму- нально-бытового обеспечения из-за низкой платежеспособности насе- ления, отсутствие надежной системы резервного водоснабжения; старение и износ газовых, водопроводных, тепловых и других инженерных сетей и сооружений; неполная закольцованность сетей теплоснабжения; резкое обмеление источников питьевого водоснабжения; недоста- точное наличие или полное отсутствие резервных и аварийных источ- ников водо- и теплоснабжения; невозможность использования альтернативных энергоресурсов (ветровой, солнечной, геотермальной энергии и др.). Реализация указанных угроз может привести: к резкому повышению аварийности на коммунально-энергетических сетях города; к деформированию жизнедеятельности населения и функционирова- ния экономики города; к дестабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки, по- вышению уровня инфекционных заболеваний; к снижению уровня жизнеобеспечения населения столицы при при- родных чрезвычайных ситуациях, вызванных сильными морозами, засу- хой; созданию нестабильной социальной обстановки. Техногенные угрозы Наличие большого количества взрыво-, химически-, радиационно- и пожароопасных предприятий, огромной транспортной сети, обширной техносферы в городе обуславливает высокий уровень риска техноген- ных аварий и катастроф. К основным техногенным угрозам относятся вероятность возник- новения: аварий с выбросом химически опасных веществ в районах прожи- вания населения (хлор, аммиак, окись азота и др.) и образованием зон химического заражения; радиационных аварий на ядерных установках и других объектах использования атомной энергии с образованием обширных зон радиоак- тивного загрязнения; аварий на железнодорожном, речном и автомобильном транспорте с выбросом опасных веществ и возникновением обширных площадей за- ражения, загрязнения и возгорания; крупномасштабных пожаров в местах концентрированного прожива- ния и нахождения населения; зон затопления вследствие разрушения водоограничительных уст- ройств на каналах; транспортных аварий на метрополитене; аварий на коммунально-энергетических сетях. Основными предпосылками, усугубляющими возникновение техно- генных угроз, являются: повышенная концентрация потенциально опасных объектов; старе- ние основных производственных фондов; сокращение вследствие застройки санитарно-защитных зон вокруг потенциально опасных объектов; увеличение количества ядерных и радиационных установок, не задействованных в производстве и исследованиях; падение производственной дисциплины и увеличение в связи с этим числа отклонений от установленных технологических режимов ра- боты; появление большого количества мелких производителей вне над- зорного поля; отсутствие надлежащих мер защиты и профилактики на железнодо- рожном и автомобильном транспорте, перевозящем опасные вещества в черте города; недостаточная эффективность системы защиты населения и реаги- рования на чрезвычайные ситуации на городском уровне (автоматизи- рованных систем обнаружения и оповещения, локализации и ликвидации последствий аварий). Реализация техногенных угроз может привести: к гибели и потере здоровья промышленно-производственного пер- сонала и проживающего вблизи опасных объектов населения; к росту травматизма на производстве; к уничтожению значительных материальных ценностей, большому экономическому ущербу; к разрушению среды жизнеобитания человека с усилением соци- ально-политических и экономических угроз. Военные угрозы Москва и многие ее объекты могут стать первоочередными целями вооруженного воздействия. К основным военным угрозам относятся: возможность применения ядерного и других видов оружия массо- вого уничтожения, а также систем высокоточного оружия и обычных средств поражения повышенной мощности в современной войне. Основными предпосылками, усугубляющими возникновение военной угрозы, являются: расширение круга государств, обладающих ядерным и другими ви- дами оружия массового уничтожения; незавершенность процесса реформирования военной организации государства; статус города как столицы государства, определяющий вероят- ность нанесения по нему ударов в первую очередь; снижение возможностей противовоздушной обороны города; снижение эффективности системы гражданской обороны. Реализация военной угрозы может привести: к массовому поражению населения; к нарушению управления городом; к разрушению жизненно важных объектов; к снижению до критического уровня жизнеобеспечения населения. Природные угрозы В целом Москва располагается в достаточно спокойной (относи- тельно природных катастроф) зоне. Однако усиливающееся воздействие московской агломерации на природную среду может привести к катаст- рофическим проявлениям. К основным природным угрозам относятся: возможность подтопления территории города; возникновение карстово-суффозионных процессов - провалов на поверхности земной коры; появление оползней; вероятность обильных снегопадов и затяжных дождей, ураганов, обледенения дорог и токонесущих проводов; задымление вследствие массовых торфяных и лесных пожаров в Московской области. Основными предпосылками, усугубляющими возникновение природ- ных угроз, являются: длительные периоды с низкими отрицательными температурами; недостаточная развитость системы мониторинга окружающей сре- ды; изношенность ливневых канализаций, особенно в центре города; наличие значительного количества подземных выработок и соору- жений. Реализация указанных угроз может привести: к гибели и потере здоровья большого числа жителей города; к значительному ущербу производственного и жилого фондов, культурным ценностям; к нарушению нормальной жизнедеятельности города. Экологические угрозы Охрана среды обитания от негативного, разрушительного воз- действия общества - производства и потребления, аварий и катастроф и т.п. - является для всех крупнейших городов мира проблемой пер- востепенной важности. Природа в условиях урбанизированного мегаполиса не в состоя- нии без помощи человека противостоять последствиям антропогенного воздействия. К основным экологическим угрозам относятся: критическое состояние атмосферы, рост до опасных пределов концентрации ряда химических веществ (оксидов азота, серы, оксида, диоксида углерода и др.) в воздушном пространстве города, недопус- тимый уровень загрязненности воздуха; загрязнение до критических уровней сточными водами и вредными выбросами гидросферы, опасные загрязнения не только поверхностных, но и подземных вод; техногенное загрязнение литосферы вследствие отсутствия эф- фективных технологий утилизации радиоактивных, химических, промыш- ленных и бытовых отходов; превышение допустимых в продуктах питания концентрации опас- ных для здоровья веществ (ядохимикаты, нитраты, тяжелые металлы, консерванты и др.); угроза воздействия на население и территорию города аварий и стихийных бедствий, происходящих на территориях Московской и дру- гих областей. Основными предпосылками, усугубляющими возникновение экологи- ческой угрозы, являются: невыполнение природоохранного законодательства, отсутствие контроля за газоочистными установками и системой их эксплуатации; проникновение технологий, не обеспечивающих безопасность при- роды и человека; интенсивное снижение площади лесопарковых зон и зон озелене- ния в городе; применение коммунально-бытовыми службами веществ, приносящих вред окружающей среде; увеличение количества автотранспорта с высоким уровнем заг- рязненности в выхлопных газах. Реализация экологических угроз может привести: к увеличению числа заболеваний; к сокращению продолжительности жизни людей; к обострению противоречий между производством и природоохран- ной деятельностью. Угрозы эпидемиологического характера Создание благополучной санитарно-эпидемиологической обстанов- ки является непременным условием жизнедеятельности большого горо- да. К основным эпидемиологическим угрозам относятся: вспышки инфекционных заболеваний с воздушно-капельным меха- низмом передачи; рост кожно-венерологических заболеваний и заболеваний СПИДом; рост острых кишечных заболеваний, заболеваний туберкулезом и вирусным гепатитом; возможность вспышек особо опасных инфекционных заболеваний. Основные предпосылки, усугубляющие возникновение угроз эпиде- миологического характера: рост социально-неблагополучного контингента жителей (беженцы, переселенцы, лица БОМЖ и др.); ухудшение социально-экологических, жилищно-бытовых условий, жизни значительной части жителей; усиление миграционных процессов, что способствует снижению уровня иммунизации населения, в первую очередь детей; слабая профилактика инфекционных заболеваний; наличие в столице учреждений, работающих с возбудителями осо- бо опасных инфекционных заболеваний, и возможность распространения таких инфекций вследствие снижения трудовой и производственной дисциплины или террористического акта; децентрализованная поставка большого количества скоропортя- щихся продуктов питания, импортных продуктов с просроченными сро- ками реализации и продуктов низкого качества; резкое расширение уличной торговли, в том числе несанкциони- рованной, при которой отсутствуют необходимые санитарно-гигиеничес- кие условия реализации и хранения продукции; социальное расслоение населения, упадок нравственности, рост проституции и наркомании; резкое увеличение числа москвичей, выезжающих за границу, в том числе в страны Азии и Африки; рост численности иностранных туристов. Реализация указанных угроз может привести: к увеличению смертности; к возникновению эпидемий опасных и особо опасных инфекционных заболеваний; к снижению уровня здоровья жителей, сокращению средней про- должительности жизни. Экономические угрозы Проблемы экономических условий жизни общества в современных условиях приобрели особую остроту. Экономическая защищенность каж- дой отдельной личности - важнейшая характеристика устойчивого и стабильного развития общества в целом. К основным экономическим угрозам относятся: одновременный резкий спад промышленного производства и недо- потребление основной массой населения товаров и услуг; неоправданный рост цен на энергоресурсы; возрастание стоимости услуг внутригородского транспорта; разрыв сложившихся хозяйственных связей; нарушение сферы денежного обращения (нехватка "живых" денег); рост экономических преступлений; ослабление творческой и трудовой активности населения; большая зависимость города от поставок зарубежных стран, не- достаточная кооперация с предприятиями Подмосковья, ближайших ре- гионов и ближнего зарубежья; снижение уровня качества продукции и ее конкурентоспособнос- ти; недостаточная надежность энергоснабжения ответственных потре- бителей, недостаточные запасы топлива и резервных источников энер- госнабжения; перегруженность транспортных магистралей; низкая живучесть системы связи в условиях нарушений энергос- набжения; переход части торговых центров под контроль отдельных группи- ровок и криминальных структур. Основными предпосылками, усугубляющими возникновение угроз экономического характера, являются: диктат инфляционного и спекулятивного капитала; преобладание частных и корпоративных интересов над обществен- ными; криминализация экономики; недостаточная эффективность действующих методов государствен- ного регулирования в сфере экономики; высокий уровень монополизации экономики и производства; диктат иностранной валюты над рублем; переход от нормальных товарно-денежных отношений к методам взаимозачетов долгов и другим подобным формам экономических отно- шений; выезд за рубеж квалифицированных инженерно-технических и на- учных кадров; стагнация наукоемких производств и производств с передовыми технологиями; резкое отличие уровня оплаты труда работников в различных сферах экономики и организациях различных форм собственности; нерегулируемость производственно-хозяйственных связей субъек- тов собственности; отказ федеральных органов от финансирования затрат Москвы как столицы России. Реализация указанных угроз может привести: к цепному процессу реализации угроз социального, политическо- го, экологического и техногенного характера; к голоду и разрухе, массовой безработице, резкому снижению жизненного уровня; к экономическому кризису в городе. Угрозы социального характера Угрозы социального характера города являются приоритетными при рассмотрении всего спектра возможных угроз. Угрозы в этой сфе- ре могут привести к нарастанию до критической черты социальной напряженности в обществе, возникновению трудноразрешимых противо- речий среди различных слоев городского населения. К основным социальным угрозам относятся: расслоение общества на узкий круг богатых и широкую массу ма- лообеспеченных граждан; возникновение и усугубление тенденций возрастания конфликтов на межнациональной основе, особенно на основе этносоциальной стра- тификации (закрепление престижных и социально значимых видов дея- тельности за определенными национальностями); возрастание уровня безработицы трудоспособных граждан, осо- бенно среди молодежи, научно-технических и научных работников, во- еннослужащих, уволенных с действительной военной службы; снижение уровня образования и грамотности, интеллектуального потенциала и культуры населения; появление напряженности среди части населения на почве рели- гиозной нетерпимости; снижение уровня духовной сферы жизни города, обусловленное духовной экспансией извне, необходимостью смены одних духовных ориентиров на другие; снижение уровня удовлетворения неотложных нужд в питании, жилье, коммунальных, транспортных и других видах услуг; снижение уровня здоровья населения города вследствие несовер- шенства системы здравоохранения, возрастание потребления алкоголя, табака и наркотических веществ, резкого ухудшения условий и охраны труда, интенсификации трудового процесса; возрастание возможностей возникновения эпидемий. Основными предпосылками, усугубляющими возникновение социаль- ных угроз, являются: большая численность населения города и высокая плотность его проживания; высокая доля жителей преклонного и пенсионного возраста; постоянный приток населения извне с другим (отличным от ко- ренных жителей) менталитетом и образом жизни, большая миграция на- селения внутри Московского мегаполиса (рабочая сила, дачники и т.д.); проникновение в среду жителей большого количества религиозных конфессий, противоречащих строю, укладу и образу жизни жителей Москвы; переход от лечебно-профилактической медицинской помощи к экс- тренной медицине; коммерциализация сети здравоохранения и аптечной сети; отсутствие равных экономических возможностей жителей Москвы в получении образования и реализации своих возможностей; недостаточность слоя среднего класса, являющегося гарантом стабильности общества; относительно высокие цены на продовольствие и товары повсед- невного спроса, жилье в Москве по сравнению с другими городами и местностями России; высокая доля зарубежных поставок продовольствия и товаров повседневного спроса. Реализация указанных угроз может привести: к снижению уровня здоровья жителей, сокращению средней про- должительности жизни, уменьшению рождаемости, ухудшению других де- мографических показателей; к глубокому расслоению городского общества на различные слои и группы (по экономическому положению, национальной принадлежнос- ти, религиозным убеждениям и т.д.) и возникновению на этой почве трудноразрешимых конфликтов и массовых беспорядков; к созданию предпосылок для углубления опасных негативных тен- денций (пьянство, наркомания, преступность, в том числе детская, проституция); к снижению общего среднего уровня нравственных устоев жите- лей. Угрозы политического характера Москва является столицей государства. Это требует особого внимания к угрозам политического характера. В условиях отсутствия господствующей идеологии существующий плюрализм мнений и идейных течений может привести к нарушениям в устойчивом развитии города, потере обществом политической управляемости и разрушению всей по- литической системы государства. К основным угрозам политического характера относятся: возникновение экстремистских политических течений и группиро- вок; противоправная деятельность некоторых политических и общест- венных объединений, использующих насилие как средство политической борьбы; тенденция к отстраненности основной части населения от поли- тической жизни города, "политическое равнодушие", наряду с повы- шенной политизацией некоторых групп населения; возможность перерождения политики в "элитарную политику" или, наоборот, в "политику толпы". Основными предпосылками, усугубляющими возникновение угроз политического характера, являются: смена идеологических ориентиров, выработка новых идеологичес- ких ценностей, непонятных и недоступных широким массам; относительная легкость регистрации и законного оформления различных общественных и политических организаций (партий, союзов, фондов и т.д.) без учета общественного мнения; деятельность общественных и политических организаций вне вся- кого контроля общества; переход средств массовой информации под контроль отдельных лиц и группировок, ослабление контроля со стороны общественности за деятельностью этих средств; низкая политическая культура масс. Реализация указанных угроз может привести: к превращению самой политики в ущербное и опасное для сущест- вования и развития общества средство; к разрушению механизма выработки и проведения в жизнь полити- ки, отвечающим интересам стабильного и устойчивого развития Моск- вы. Информационные угрозы В современных условиях создание развитой и защищенной инфор- мационной среды является одним из важнейших направлений обеспече- ния общей безопасности города. Наличие в Москве мощной информационно-ресурсной базы, пересе- чение многочисленных информационных потоков, имеющих не только го- родское, общероссийское, но и международное значение обусловливает особую актуальность проблем информационной безопасности. К основным информационным угрозам относятся: неполная реализация прав граждан в области получения и обмена
достоверной информации; создание и провоцирование социальной межнациональной, религи- озной напряженности; манипулирование массовым сознанием с использованием информа- ционно-психологического воздействия; утрата сведений из информационных ресурсов в важнейших сферах политической, экономической, научно-технической и военной информа- ции; распространение злоупотреблений в кредитно-финансовой сфере, связанных с проникновением криминальных элементов в компьютерные системы и сети; искажение исторического опыта, экономического уклада и нацио- нальных традиций народа; возможность нарушения информационных систем и структур, раз- рушение их или искажение в работе через специальные средства воз- действия. Основными предпосылками, усугубляющими возникновение информа- ционной угрозы, являются: монополизация информационной среды определенными группами и кланами; информационная экспансия ряда развитых стран, осуществляющих глобальный мониторинг мировых политических, экономических, воен- ных, экологических и других процессов, распространяющих информацию в целях получения односторонних преимуществ; низкая правовая и информационная культура жителей города; расширяющаяся кооперация с зарубежными фирмами в развитии ин- формационной инфраструктуры; недостаточная нормативная правовая база в сфере информацион- ных отношений; недостаточное регулирование органами городского управления процессов функционирования и развития рынка средств информации, информационных услуг и продуктов; широкое использование в сфере управления и кредитно-финансо- вой сфере незащищенных от утечки информации импортных технических и программных средств. Реализация указанных угроз может привести: к подрыву на международном уровне авторитета города как поли- тического, экономического и культурно-духовного центра; к созданию атмосферы напряженности и политической нестабиль- ности; к дискредитированию органов управления и провоцированию конф- ликтов; к снижению темпов научно-технического развития; к нанесению значительного экономического ущерба. Угрозы психологического характера Значительные нагрузки на психику и сознание людей, вызываемые социальными, политическими, экономическими, криминальными опаснос- тями, а также особенности жизни и быта в условиях мегаполиса Моск- вы вычленяют угрозы психологического характера в самостоятельный фактор опасности для личности, социальных групп и города. К угрозам психологического характера относятся: рост психологической напряженности населения вследствие уве- личения числа стрессовых ситуаций в городе, в коллективах, на про- изводстве, в семьях; повышение психологической напряженности у населения вследс- твие усиления ощущения социальной незащищенности: у детей - от не- возможности понимания происходящего в мире; у необеспеченных слоев населения - от отсутствия материальной обеспеченности; у пожилых ветеранов войны и труда - от ощущения бессмысленности прожитых лет и борьбы за попранные идеалы; у производственников - от отсутствия зарплаты и от неуверенности в завтрашнем дне и т.д.; противопоставление поколений на базе различия в условиях жиз- ни и мотиваций; информационное навязывание и финансовое подкрепление "запад- ных" стереотипов восприятия, мышления, поведения, внедряемых в сознание жителей города без учета особенностей российского мента- литета; "зомбирование" сознания людей рекламным бизнесом и психотроп- ными методами воздействия; утрата веры в разум, честность и человечность политических лидеров; потребительское отношение к Москве, как "пространству", где можно обрести финансовую независимость и иные материальные блага, особенно у приезжих и у некоренных жителей Москвы; изменение жизненных ценностей в сторону потребительской и ин- дивидуалистической (эгоцентрической) психологии; рост числа психических заболеваний; рост потребления алкоголя, распространение наркомании; формирование культа богатства (за счет приобретения матери- ального благополучия любыми средствами), агрессии и насилия, как наиболее современных жизненных ценностей и, как следствие этого, потеря ориентации на нравственные, духовные и культурные ценности. Основными предпосылками, усугубляющими возникновение угрозы психологического характера, являются: рост напряженности и нестабильности экономической, финансо- вой, криминогенной ситуации в городе, увеличение стрессогенных и психогенных факторов в семье, в учебных заведениях, на работе, на улице и т.д.; разрушение и отсутствие целенаправленных способов формирова- ния духовно-нравственных, культурных, социальных и экономических оснований для объединения жителей Москвы в единую социальную общ- ность, с единым и достойным уважения менталитетом "москвича - жи- теля столицы"; отсутствие психологической культуры у представителей органов власти и у населения в целом; социальная и психологическая оторванность детей и подростков от взрослых; снижение гуманитарной культуры, нарушение преемственности со- циально-культурных, национальных традиций и, как следствие, усвое- ние чуждых российскому менталитету нормативов и образцов (российс- кий менталитет - соборность, западный - индивидуализм); недостаточность пространственных (ландшафтных), жилищных, культурных, спортивных и иных социальных условий для психологичес- кой разгрузки и комфорта жителей (парки, скверы, клубы по интере- сам, бесплатные спортивные площадки, недорогие кафе и т.д.); резкое уменьшение возможностей для продуктивной и соответс- твующей моральным нормам реализации активности детей и подростков, из-за чего их активность реализуется в противоправных и аморальных формах (от вандализма до криминала); агрессивность информационной видеосреды. Реализация угроз психологического характера может привести: к нарушению психического здоровья определенной части жителей Москвы; к увеличению количества психических заболеваний, самоубийств и преступлений. Предельные показатели нарастания угроз Предельными показателями нарастания опасных процессов, за ко- торыми наступает эскалация разрушения и деградация, исходя из на- ционального опыта и опыта зарубежных стран, могут служить: В год уровень падения промышленного производства - 30-40%; доля импортных продуктов питания - 30%; доля экспорта высокотехнологичной продукции - 10-15%; доля от валового продукта ассигнований на науку - 2%; соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных групп населения - 10:1; доля населения, живущая за порогом бедности - 10%; соотношение минимальной и средней зарплаты - 1:3; уровень зарегистрированной и скрытой безрабо- тицы - 8-10%; ожидаемая продолжительность жизни населения - 65-70 лет; суммарные поступления от экологических плате- жей (в % от валового продукта) - 5%; предохранительные затраты на экологию в вало- вом продукте - 5%; уровень преступности (количество преступлений на 100 тысяч человек населения) - 5-6 тысяч; уровень потребления алкоголя - 8 л абсолют- ного алкоголя на 1 чел.; доля граждан, выступающих за кардинальное из- менение политической системы - 40%; уровень доверия населения к органам власти - 20-25%. 4. Долгосрочные и приоритетные цели и принципы обеспечения безопасности города Главной стратегической целью обеспечения безопасности Москвы является создание и поддержание такого политического, экономичес- кого и социального положения города, которое создавало бы благоп- риятные условия для устойчивого развития личности, общества и го- рода, превращения Москвы в один из самых безопасных городов мира для проживания и деятельности его жителей и гостей и исключало бы опасность ослабления роли и значения Москвы как столицы России, одного из ведущих политических, экономических, деловых, научных и духовно-культурных центров мира. Приоритетными целями, реализующими стратегическую цель, явля- ются цели, обеспечивающие такое политическое и социально-экономи- ческое положение города, при котором достигнуто и обеспечивается: неукоснительное соблюдение прав и свобод граждан, высокий уровень правопорядка, отсутствие экстремистских организаций; оздоровление и стабилизация социально-экономической обстанов- ки, устойчивый рост и высокий уровень промышленного производства, выпуск высококачественной и конкурентоспособной продукции, широкое внедрение прогрессивных наукоемких технологий; высокий уровень и высокое качество жизни всех категорий граж- дан, полное решение жилищной проблемы для коренных жителей столи- цы, достаточное количество рабочих мест и низкий уровень безрабо- тицы, высокий уровень минимальной заработной платы, пенсий, сти- пендий и социальных пособий; высокая степень социального равенства, высокая система обра- зования, доступность образования и медицинского обслуживания; низкий уровень преступности, прежде всего организованной, низкий уровень коррупции и преступности в экономической сфере, вы- сокий уровень личной безопасности граждан, высокий уровень проти- водействия терроризму; благополучная экологическая обстановка, высокий уровень при- родоохранной деятельности; низкий уровень информационных и психологических угроз; приемлемый уровень риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, низкий уровень социально-эко- номического ущерба от чрезвычайных ситуаций, высокая эффективность системы защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций и воен- ного времени; высокая надежность и устойчивость систем жизнеобес- печения города. Реализация целей, обеспечивающих безопасность города, разра- ботка и осуществление мероприятий по их выполнению должны прово- диться в соответствии с основными принципами: принцип всеобщей обязательности - обеспечение безопасности города должно являться обязательной функцией всех органов госу- дарственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений, различных организационно-правовых форм, обязанностью каждого жителя города; принцип правовой обусловленности - обеспечение безопасности города осуществляться в строгом соответствии с Конституцией Рос- сийской Федерации, действующими законодательными и правовыми акта- ми Российской Федерации, Концепцией национальной безопасности Рос- сийской Федерации, Уставом и законодательством Москвы; принцип универсальности - мероприятия по обеспечению безопас- ности города организуются и осуществляются с учетом возможности реализации любого из разумно вероятных видов угроз; принцип превентивности - мероприятия по обеспечению безопас- ности города организуются, прежде всего, в интересах предупрежде- ния угроз, осуществляются заблаговременно в сочетании с оператив- ным наращиванием их объема и интенсивности; принцип разумной достаточности - мероприятия по обеспечению безопасности города планируются и реализуются с учетом разумной достаточности их объемов и сроков и экономической обоснованности; принцип дифференцированности - характер, объем, сроки и поря- док осуществления мероприятий по обеспечению безопасности города должны соответствовать особенностям каждого административного ок- руга и городского района, предприятия, организации, учреждения и предусматривать рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов; принцип разграничения функций - обеспечение безопасности го- рода строится на разделении полномочий между органами государс- твенной власти, органами местного управления, администрацией предприятия, организации, учреждения, на сочетании централизма в управлении мероприятиями с обязательным активным управлением их осуществления во всех звеньях. 5. Основные направления обеспечения безопасности города Деятельность по обеспечению безопасности города должна осу- ществляться по следующим основным направлениям: завершение реформирования командно-административной системы в демократическую, основанную на идеях национального возрождения, приоритета прав и свобод личности при соблюдении социальных гаран- тий и условий безопасной жизнедеятельности каждого гражданина; восстановление и развитие экономического и научного потенциа- ла Москвы; создание условий, стимулирующих дальнейшее развитие культуры, образования, науки и спорта; охрана и сбережение национальных ценностей; стабилизация и подъем уровня жизни населения города, обеспе- чении его социальной защиты; внедрение новых механизмов городской экономической политики (нормативную и правовую базу, экономические методы, система эколо- гического мониторинга, экологическая экспертиза); активное взаимодействие с федеральными органами и организаци- ями по проблемам безопасности Москвы; обеспечение эффективной работы городской системы предупрежде- ния и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны; усиление борьбы с коррупцией и организованной преступностью; преодоление криминализации экономики, контроль и пресечение источ- ников легализации преступных доходов; охрана здоровья. На современном этапе в Москве первоочередными для разработки стратегии реализации настоящей Концепции и соответствующих прог- раммных мероприятий являются следующие приоритеты: повышение эффективности противодействия террористической дея- тельности; снижение уровня криминализации; обеспечение безопасности в жилищно-коммунальной сфере; переход на новые принципы градостроительства с учетом уровня техногенного и природного рисков; повышение уровня безопасности промышленных и транспортных объектов (снижение угроз взрыва, пожара, выбросов опасных ве- ществ); совершенствование городской системы мониторинга состояния бе- зопасности Москвы; развитие системы гражданской обороны, предупреждения и ликви- дации чрезвычайных ситуаций; развитие Московской нормативной правовой базы в области безо- пасности города; обеспечение устойчивого роста экономического потенциала и уровня социальной защиты населения. При этом основными мероприятиями по обеспечению безопасности города являются: в области предупреждения, выявления, пресечения террористи- ческой деятельности и минимизации ее последствий: выявление и устранение причин и условий, способствующих осу- ществлению террористической деятельности; идеологическое, информационное, административное, организаци- онное противодействие формированию у граждан террористических настроений и намерений; правовое, информационное, административное и оперативное про- тиводействие возникновению террористических групп и организаций; недопущение ввоза в город средств террористической деятель- ности (боеприпасов, взрывчатых веществ, опасных химических веществ и др.); создание общегородской системы оперативного пресечения терро- ристических действий; проведение комплекса специальных мер по защите особо опасных производств и сооружений; создание системы кризисного управления на период возникнове- ния угрозы террористического акта до ликвидации причин его пос- ледствий; организация эффективного взаимодействия всех федеральных и го- родских структур, участвующих в контртеррористической деятельнос- ти; совершенствование технического оснащения сил, привлекаемых для ликвидации последствий террористических актов; совершенствование систем мониторинга по обнаружению радиоак- тивных и химических веществ и биологических агентов; формирование городских специализированных химико-биологических команд быстрого реагирования; повышение общего уровня промышленной безопасности для снижения рисков техногенного терроризма. в области общественной безопасности, правопорядка и информаци- онной безопасности: разработка правовых и административных мер по недопущению це- ленаправленного психологического воздействия на людей через средс- тва массовой информации; изъятие незаконно хранящегося оружия у населения; искоренение случаев срастания преступных сил с властными структурами; усиление мер защиты и охраны на потенциально опасных объектах экономики; пресечение деятельности групп и группировок, провозгласивших решение политических, социальных и хозяйственных задач террористи- ческими методами; проведение планомерной работы по ликвидации криминальных груп- пировок и изоляции преступных авторитетов, сокращению детской преступности, недопущению вовлечения детей и подростков в крими- нальную сферу; взятие под особый контроль наиболее криминальных районов и мест города; развитие системы мер по пресечению наркобизнеса, транзита и распространения наркотиков. в области природно-техногенной безопасности и в градострои- тельной политике: переход на новые принципы градостроительства, разработанные в Концепции законодательной и нормативной базы развития Генерального плана Москвы в области градостроительства с внедрением и реализа- цией в ней вопросов безопасности города; разработка и внедрение мероприятий по снижению дефицита источ- ников и подачи питьевой воды; перепрофилизация или снижение степени опасности взрыво-, ради- ационно-, химически-, пожароопасных объектов и производств; освобождение от застройки санитарно-защитных зон вокруг опас- ных объектов, запрет и санкции против их дальнейшей застройки; ужесточение порядка перевозки опасных грузов внутри города; завершение сноса при реконструкции физически устаревших зданий и жилых домов; проведение работ по обеззараживанию производственных площадей при сносе, реконструкции, перепрофилировании объектов, отдельных участков, применяющих (производящих) опасные вещества, а также при работе с возбудителями инфекционных болезней; учет при промышленно-гражданском строительстве геологических аномалий с вероятными катастрофическими проявлениями; сокращение применения аммиака на объектах, имеющих его в тех- нологическом производстве; вывоз и захоронение в специальных местах радиоактивного мусора с городских свалок; развитие коммунально-энергетических и транспортных структур с учетом эффективного действия в условиях аномальных погодных прояв- лений; запрет на строительство новых и расширение существующих произ- водств, представляющих потенциальную опасность для города; вывод опасных производств за пределы города; совершенствование Московской городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, нормативного правового обеспе- чения ее деятельности. в экологической области: совершенствование административных и экономических методов уп- равления природоохранной деятельностью, природоохранительного за- конодательства и экологических стандартов; снижение техногенного воздействия на окружающую природную сре- ду и здоровье населения; увеличение площади зеленых насаждений в черте города; широкого участия общественности в принятии и реализации реше- ний, оказывающих влияние на состояние окружающей среды; развитие системы мониторинга за состоянием окружающей среды и контроля за источниками загрязнения; совершенствование эколого-просветительской деятельности и сис- темы непрерывного экологического образования для формирования у граждан бережного отношения к природе. в области военной безопасности: поддержание гражданской обороны города на уровне, обеспечиваю- щем эффективную защиту населения, материальных и культурных цен- ностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; активная реализация положений и норм Федерального закона "О гражданской обороне" и других нормативных правовых актов Прави- тельства РФ по вопросам гражданской обороны; поддержание мобилизационной подготовки города на уровне требо- ваний федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобили- зации в Российской Федерации"; принятие мер по обеспечению устойчивости функционирования объ- ектов экономики в военное время; организация тесного взаимодействия с органами военного коман- дования, отвечающих за безопасность Москвы в военное время, оказа- ние им всемерной помощи в выполнении возложенных на них функций; активное проведение оборонно-массовой работы среди населения и, особенно, среди молодежи. в экономической области: ограничение концентрации производства в отдельных промышленных зонах города; перевод трудоемких, энерго- и ресурсоемких производств на бо- лее прогрессивные и высокотехнологические с учетом мирового опыта; проведение комплекса мер по снижению дефицитности энергосисте- мы города; исключение из сферы товарно-денежных отношений "черных касс", перевод всей системы взаиморасчетов через банковские учреждения; организация городской поддержки товаропроизводителей; проведение приватизации и акционирования с учетом интересов города и населения; обеспечение конкурентоспособности предприятий города, содейс- твие процессам их реформирования; содействие финансовому обеспечению программ развития промыш- ленных предприятий; укрепление производственно-экономических связей с регионами России и странами ближнего зарубежья; развитие выставочной деятельности, сферы услуг, создание усло- вий для привлечения туристов; дальнейшее развитие транспортных магистралей с обеспечением нелимитированных входов и выходов транспортных потоков и их обхода вокруг города. в социально-политической сфере: разработка и реализация программ по внедрению идей культурного и здорового образа жизни; введение дифференцированной оплаты за коммунальные и транс- портные услуги различным категориям населения в соответствии с уровнем их доходов; развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки, организация общественных работ с целью максимальной занятости тру- довых ресурсов; реализация мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обс- тановки в городе; оптимизация соотношений государственной, муниципальной и част- ной собственности в создании текущих запасов и организации торгов- ли продуктами питания и предметами первой необходимости; расширение сети благотворительных фондов, осуществление регу- лярного общественного контроля и контроля городских властей за их деятельностью; увеличение доли государственной и городской поддержки дошколь- ных учреждений и учебных заведений, увеличение сети бесплатных спортивных и оздоровительных детских учреждений; улучшение условий для здорового отдыха горожан, создание ин- дустрии развлечений как альтернативы бесцельному времяпрепровожде- нию, пьянству, наркомании; реализация комплексной программы мер социальной защиты жителей Москвы; расширение сети бесплатных столовых, мест для ночлега и цент- ров социальной реабилитации; организация цивилизованного диалога с оппозицией, перенос
центра политических дискуссий с площадей и улиц в организованные формы (специальные политические центры, средства массовой информа- ции и т.д.); обеспечение уровня оплаты труда и пенсионного обеспечения не ниже прожиточного минимума. в области подготовки населения по проблемам безопасности: психологическая подготовка и тестирование (на предмет профес- сионального соответствия) специалистов, работающих на предприяти- ях, связанных с химическим, атомным, пожаро- и взрывоопасным про- изводством; подготовка для потенциально опасных объектов психологов, обес- печивающих возможность релаксационных и реабилитационных занятий с работающими на них специалистами; разработка методов и приемов информационного (зрительного, слухового) психологического воздействия, учитывающих возрастные особенности населения; организация рекламы, направленной на расширение знаний о Моск- ве, просвещение населения о поведении при различных чрезвычайных ситуациях; создание на радио и телевидении цикла передач, в том числе по различным аспектам обеспечения безопасности; разработка и распространение учебных пособий, популярной лите- ратуры, игр (в том числе компьютерных) по основным правилам обес- печения безопасности на бытовом уровне; создание сети специализированных магазинов по реализации насе- лению бытовых приборов, средств защиты и профилактических меди- цинских препаратов; введение обязательной, общей и специальной подготовки руково- дящих работников, специалистов и различных групп населения для действий в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного вре- мени. в организационной сфере: разработка стратегии обеспечения безопасности Москвы на основе данной концепции; закрепление ответственности на всех уровнях управления за реа- лизацию концепции и стратегии обеспечения безопасности Москвы; совершенствование нормативной правовой базы по регулированию и управлению безопасностью Москвы. 6. Организация системы обеспечения безопасности города Система обеспечения безопасности Москвы - это совокупность структур в сфере государственной власти Российской Федерации и Москвы, органов местного самоуправления, организаций и граждан го- рода, а также специально создаваемых органов управления, сил и средств, осуществляющих целенаправленную деятельность и непосредс- твенное участие в реализации целей и задач безопасности города. Цель функционирования системы обеспечения безопасности города: на основе объединения усилий всех органов управления, сил и средств системы безопасности в ходе функционирования и развития города, его инфраструктуры и отраслей, реализации социально-эконо- мических и природоохранных программ обеспечить условия обществен- но-приемлемой безопасности личности, населения и города в целом от всех угроз в мирное и военное время. Назначение системы обеспечения безопасности - организовывать, осуществлять и контролировать состояние и достижение необходимого уровня безопасности для граждан, социальных групп и города в це- лом. Основными задачами системы обеспечения безопасности являются: выявление и изучение угроз безопасности личности, обществу, городу; анализ факторов воздействия существующих и развивающихся угроз безопасности города; выявление и определение реального состояния безопасности горо- да по всем видам угроз; разработка городских законодательных правовых актов, направ- ленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и реализацию систе- мы безопасности Москвы; разработка мероприятий по достижению целевых параметров в бе- зопасности города; разработка и реализация целевых, научно-технических программ, планов и других плановых документов по реализации мероприятий обеспечения безопасности; выделение необходимых финансовых и материально-технических ре- сурсов для осуществления мероприятий обеспечения безопасности; совершенствование системы координации деятельности и взаимо- действия контрольных органов и общественных организаций, осущест- вляющих надзор за состоянием безопасности; создание общегородской системы органов управления, сил и средств для действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, свя- занных с опасностью для личности, социальных групп и города в це- лом; поддержание в готовности указанных сил и средств для немедлен- ных действий при возникновении чрезвычайных ситуаций; подготовка и оснащение сил для экстренного реагирования при возникновении реальной опасности для личности и города в целом; организация обеспечения действий указанных сил и средств в чрезвычайных ситуациях, связанных с опасностями для личности, со- циальных групп и города в целом. Структура системы обеспечения безопасности города включает: органы власти Москвы и ее муниципальных образований, которые решают отдельные задачи безопасности в составе выполняемых общих функций (городская Дума, районные собрания, Правительство города, префектуры, руководство ведомств); специально создаваемые органы управления, уполномоченные ре- шать вопросы безопасности в повседневной деятельности и при чрез- вычайных ситуациях мирного и военного времени; администрация объектов экономики и инфраструктуры города, на которых должны или могут решаться вопросы безопасности в связи с наличием источников угрозы; силы и средства, которые создаются для обеспечения безопаснос- ти. Органы власти Москвы и ее муниципальных образований, которые решают отдельные задачи безопасности в составе выполняемых общих функций (городская Дума, районные собрания, Правительство города, префектуры, руководство ведомств) В пределах своей компетенции: определяют направления, пути и способы повышения безопасности личности, населения, экономики, окружающей природной среды, города в целом; принимают меры к совершенствованию и развитию нормативной пра- вовой, методической базы, регулирующей деятельность в области бе- зопасности города; создают, совершенствуют и задействуют экономические, правовые, административные и прочие механизмы, обеспечивающие деятельность в области безопасности; организуют и обеспечивают выполнение требований руководящих документов, вышестоящих органов и руководителей по вопросам безо- пасности; принимают меры к созданию, развитию и совершенствованию мате- риально-технической базы для решения задач безопасности; обеспечивают руководство деятельностью подведомственных орга- нов, сил и средств в области безопасности; принимают необходимые меры по оказанию помощи пострадавшим, обеспечению жизнедеятельности населения при возникновении чрезвы- чайных ситуаций. а) Московская городская Дума: принимает законодательные акты Москвы по вопросам безопаснос- ти; утверждает объемы ассигнований и материально-технических ре- сурсов, необходимых для реализации мер безопасности, предупрежде- ния чрезвычайных ситуаций, обеспечения защиты населения и экономи- ки города; устанавливает порядок предоставления льгот по городским нало- гам и сборам, другим обязательным платежам в целях стимулирования деятельности в области безопасности; устанавливает санкции, штрафы и иные виды ответственности граждан, должностных лиц, предприятий, организаций и учреждений за нарушения законодательства в области безопасности по вопросам, от- несенным к ведению города Москвы; входит в Государственную Думу Российской Федерации с законода- тельной инициативой по вопросам безопасности; создает из числа депутатов Думы постоянные и временные комис- сии по конкретным проблемам безопасности. б) Районное Собрание: утверждает в составе сметы расходов финансовых ресурсов объемы финансирования на мероприятия по безопасности; рассматривает и утверждает в составе годовой программы соци- ально-экономического развития и застройки территории района мероп- риятия, способствующие, наряду с решением задач социально-экономи- ческого характера, повышению безопасности населения, экономики и окружающей природной среды района; создает временные и постоянные комиссии для решения вопросов безопасности, утверждает положения об этих комиссиях; заслушивает отчеты должностных лиц о состоянии работы по реше- нию конкретных проблем безопасности, организует проведение прове- рок по этим вопросам. в) Правительство Москвы: осуществляет общее руководство решением проблем безопасности, а также Московской городской системой по предупреждению и ликвида- ции чрезвычайных ситуаций, разрабатывает основные направления их развития и совершенствования; организует деятельность всех специальных органов управления безопасностью, в том числе Комиссии по чрезвычайным ситуациям Пра- вительства Москвы и Главного управления ГОЧС города; в пределах своей компетенции издает нормативные акты в области безопасности и организует разработку проектов законодательных ак- тов для рассмотрения и принятия их городской Думой; обеспечивает мероприятия по исполнению на территории Москвы федерального и городского законодательства в области безопасности, эффективное применение правовых и экономических механизмов в этой области; предусматривает при разработке проекта бюджета города объемы ассигнований на содержание и деятельность органов управления, от- ветственных за вопросы безопасности и подведомственные городу, проведение запланированных мероприятий безопасности и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите населения, эконо- мики и окружающей природной среды; организует контроль за эффек- тивным расходованием этих средств; организует подготовку городского хозяйства к устойчивому функ- ционированию в чрезвычайных ситуациях и в военное время; оказывает помощь в проведении указанных мероприятий на других объектах, расположенных на территории города, независимо от их ве- домственной принадлежности и организационно-правовой формы; разрабатывает и осуществляет городские целевые и научно-техни- ческие программы в области безопасности, осуществляет функции го- родского инвестора в их реализации; обеспечивает выполнение требований нормативных документов в области безопасности при разработке и реализации Генерального пла- на развития Москвы; принимает меры к повышению безопасности населения и экономики города в процессе разработки и реализации общегородских проектов и программ, направленных на решение экономических и социальных проб- лем; управляет силами и средствами безопасности и Московской го- родской системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситу- ациях, привлекаемым к работам при угрозе или возникновении ка- кой-либо опасности для населения и города в целом; создает резервы финансовых и материальных ресурсов города для ликвидации реальных угроз городу и чрезвычайных ситуаций; осуществляет меры по созданию и поддержанию в готовности орга- нов управления, сил и средств системы безопасности и Московской городской системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных си- туациях и гражданской обороны; организует и обеспечивает подготовку органов управления, сил и средств системы безопасности и Московской городской системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, обучение на- селения по гражданской обороне и действиям в чрезвычайных ситуаци- ях. г) Префектура административного округа: осуществляет общее руководство окружной подсистемой системы безопасности города и Московской городской системы по предупрежде- нию и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечивает их постоянную готовность; обеспечивает соблюдение законодательства Российской Федерации и правовых актов Москвы в области безопасности на территории окру- га; организует разработку окружных целевых программ в области бе- зопасности, участвует в разработке аналогичных городских программ, обеспечивает их практическую реализацию на территории округа; принимает меры к повышению безопасности населения и экономики округа при согласовании проекта Генерального плана развития Моск- вы, при разработке и реализации иных проектов и программ экономи- ческого и социального характера; создает резервы финансовых и материальных ресурсов округа для ликвидации угроз безопасности округа и чрезвычайных ситуаций; принимает меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций локального характера; обеспечивает создание, подготовку и поддержание в готовности органов управления, сил и средств округа для ликвидации угроз его безопасности и действий в чрезвычайных ситуациях. д) Районная управа: осуществляет общее руководство районным звеном системы безо- пасности и Московской городской системы по предупреждению и ликви- дации в чрезвычайных ситуациях; руководит комиссией по чрезвычайным ситуациям Управы; органи- зует деятельность отдела ГОЧС района; обеспечивает соблюдение законодательства Российской Федерации и правовых актов Москвы по вопросам безопасности на территории ра- йона; обеспечивает создание, подготовку и поддержание в готовности органов управления, сил и средств района к действиям по предупреж- дению и ликвидации опасностей и чрезвычайных ситуаций; обеспечивает организацию и проведение работ по ликвидации опасностей и чрезвычайных ситуаций на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях; координирует и направляет работу в области безопасности терри- ториальных подразделений городских служб и инспекций, а также контрольных органов города; участвует в разработке целевых городских и окружных программ в области безопасности; принимает меры по повышению безопасности населения района при разработке и реализации программ экономического и социального ха- рактера. е) Ведомство: разрабатывает и осуществляет мероприятия по повышению безопас- ности и устойчивости отрасли в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам безопасности, обеспечивает разработку и реализацию мероп- риятий по повышению безопасности в подведомственном хозяйстве и по своим функциям в городе; финансирует и обеспечивает мероприятия по предупреждению и ликвидации опасностей и чрезвычайных ситуаций на объектах ведомс- тва; организует и обеспечивает проведение в интересах ведомства на- учно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам безопасности; обеспечивает организацию и проведение работ по ликвидации опасностей и чрезвычайных ситуаций на подведомственных объектах; обеспечивает выполнение ведомством производственных функций в чрезвычайных ситуациях; создает ведомственные резервы финансовых и материальных ресур- сов для ликвидации опасностей и чрезвычайных ситуаций; обеспечивает создание, подготовку и поддержание в готовности сил и средств, необходимых для выполнения своих функций при воз- никновении опасностей и чрезвычайных ситуаций и при их ликвидации. ж) Специально создаваемые органы управления, уполномоченные решать вопросы безопасности в повседневной деятельности и при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Кроме специально создаваемых органов управления для непосредс- твенного обеспечения безопасности, в столице создана Комиссия по чрезвычайным ситуациям Правительства Москвы, которая предназначена для координации деятельности всех городских служб в области обес- печения жизнедеятельности, защиты населения и территорий от чрез- вычайных ситуаций природного и техногенного характера. Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы является органом при Правительстве Москвы, специально уполномоченным на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, которое предназначено для ор- ганизации и управления выполнением мероприятий гражданской оборо- ны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, надзора и контроля за выполнением указанных мероприятий и готовностью орга- нов управления и организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, как в мирное, так и в военное время. з) Администрация объектов экономики и инфраструктуры города, на которых должны или могут решаться вопросы безопасности в связи с наличием источников угроз: планирует и осуществляет необходимые мероприятия по защите ра- ботников и обеспечению функционирования организаций и подведомс- твенных объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях; обеспечивает создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычай- ных ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и действиям в составе невоенизированных формирований; обеспечивает организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ. Кроме того, дополнительно на потенциально опасных объектах: разрабатывает и реализует программы безопасности на всех эта- пах создания, эксплуатации и снятия с эксплуатации объекта; создает локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; использует оборудование, технологии и материалы в соответствии с требованиями и условиями разрешений (лицензий) и только для тех целей, для которых они предназначены; разрабатывает и реализует меры по предотвращению чрезвычайных ситуаций и снижению их негативных последствий для персонала, насе- ления и окружающей природной среды; поддерживает на должном уровне квалификации работающего персо- нала, осуществляет подбор и подготовку личного состава аварий- но-спасательных служб и формирований; информирует органы управления МГСЧС, общественные организации и граждан о состоянии и мерах обеспечения безопасности на подве- домственном объекте и прилегающей территории. и) Силы и средства, которые создаются для обеспечения безопас- ности. Кроме специальных сил, которые создаются для непосредственного обеспечения безопасности, в столице имеются силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые пред- назначены для осуществления на территории города наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа- ций. Они включают в себя органы управления, системы связи, опове- щения и информирования, аварийно-спасательные службы, профессио- нальные, нештатные и общественные аварийно-спасательные формирова- ния, создаваемые органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями горо- да, которые находятся в едином оперативном подчинении Главного уп- равления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы. В состав этих сил в обязательном порядке входят аварийно-спа- сательные формирования, укомплектованные с учетом необходимой дос- таточности для выполнения аварийно-спасательных работ. Порядок создания, оснащения, обеспечения, подготовки и исполь- зования сил обеспечения безопасности, а также вопросы льгот и сти- мулирования их деятельности регламентируются нормативными правовы- ми и методическими документами. 7. Реализация Концепции безопасности города Сущность реализации Концепции безопасности Москвы заключается в разработке, установлении и обеспечении условий и порядка выпол- нения требований и положений Концепции. Реализация Концепции безопасности Москвы организуется и осу- ществляется органами управления, силами и средствами, входящими в систему обеспечения безопасности Москвы. Основными формами реализации Концепции безопасности Москвы яв- ляются: а) совершенствование общегородской системы мониторинга состоя- ния безопасности Москвы; б) создание и совершенствование системы законодательных и нор- мативных правовых актов в области обеспечения безопасности города с учетом действующих федеральных документов в этой области; в) разработка норм и требований, регламентирующих обеспечение безопасности города, позволяющих осуществлять контроль за ее сос- тоянием; г) разработка и реализация городских целевых программ в облас- ти обеспечения безопасности города, участие в реализации федераль- ных целевых программ в этой области; д) проведение НИОКР по разработке эффективных средств, методов и способов обеспечения безопасности города; е) разработка и внедрение мер экономического стимулирования осуществления мероприятий обеспечения безопасности города; ж) создание экономических механизмов привлечения внебюджетных источников финансирования для реализации мероприятий в сфере безо- пасности города, внедрение страхования ответственности за причи- ненный ущерб; з) разработка разделов градостроительной документации о защите территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и тех- ногенного характера, а также инженерно-технических мероприятий гражданской обороны; и) внедрение декларирования состояния безопасности и лицензи- рования деятельности, влияющей на безопасность города; к) участие всех надзорных органов в проведении экспертиз науч- но-технических, социально-экономических, природно-экологических, оборонных и других программ; л) осуществление контроля и надзора за деятельностью в области обеспечения безопасности города; м) осуществление международного сотрудничества в области обес- печения безопасности города; н) информационное обеспечение реализации Концепции безопаснос- ти Москвы. * * * Реализация Концепции безопасности осуществляется через разра- ботку и принятие стратегии обеспечения безопасности г. Москвы. В силу длительных сроков разрешения многих проблем безопасности стратегия должны предусматривать первоочередные, среднесрочные и долгосрочные мероприятия. СОДЕРЖАНИЕ 1. СОСТОЯНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ГОРОДА.................................3 2. ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ГОРОДА...............................5 3. ВОЗМОЖНЫЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ МОСКВЫ..........................8 Террористические угрозы........................................ 9 Криминальные угрозы............................................10 Угрозы коммунально-бытового и жилищного характера...............11 Техногенные угрозы ............................................13 Военные угрозы ................................................14 Природные угрозы................................................15 Экологические угрозы............................................16 Угрозы эпидемиологического характера............................17 Экономические угрозы............................................18 Угрозы социального характера...................................19 Угрозы политического характера.................................21 Информационные угрозы...........................................22 Угрозы психологического характера...............................24 Предельные показатели нарастания угроз..........................26 4. ДОЛГОСРОЧНЫЕ И ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГОРОДА.............................................27 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГОРОДА.........29 6. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГОРОДА.......36 7. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ГОРОДА.....................44 .
- Постановление Правительства Москвы № 551-ПП от 29 июня 2010 года
- О признании утратившими силу постановлений Правительства Москвы от 22 августа 2000 г. N 654 и от 2 декабря 2003 г. N 1005-ПП
- Постановление Правительства Москвы № 1005-ПП от 2 декабря 2003 года
- О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 22 августа 2000 года N 654