Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 658-ПП от 5 сентября 2006 года

О Концепции инновационной политики города Москвы

     В целях создания инновационной системы в городе Москве, в со-
ответствии с Законом города Москвы от 7 июля 2004 г.  N 45 "Об ин-
новационной деятельности в городе Москве", руководствуясь Основны-
ми направлениями политики Российской Федерации в области  развития
инновационной системы на период до 2010 года,  утвержденными Пред-
седателем Правительства Российской Федерации 5  августа  2005  г.,
Правительство Москвы постановляет:
     1. Одобрить Концепцию инновационной  политики  города  Москвы
(далее - Концепция) согласно приложению.
     2. Департаменту науки и промышленной политики города  Москвы:
     2.1. Выступить  государственным  заказчиком по разработке го-
родской целевой среднесрочной программы "Комплексная программа ин-
новаций в городе Москве на 2007-2009 гг." (далее - Программа).
     2.2. В установленном порядке осуществить финансирование  раз-
работки Программы из средств, предусмотренных Департаменту науки и
промышленной политики города Москвы  на  2006  год  на  реализацию
Программы  прикладных  научных исследований и проектов в интересах
города Москвы на 2006-2008 годы,  утвержденной постановлением Пра-
вительства Москвы от 29 ноября 2005 г. N 932-ПП.
     2.3. В IV квартале 2006 г. представить на рассмотрение Прави-
тельства  Москвы разработанный на основе Концепции проект Програм-
мы.
     2.4. До 15 сентября 2006 г.  представить в Департамент эконо-
мической политики и развития города Москвы прогноз обеспечения фи-
нансовыми средствами предполагаемых основных мероприятий Программы
на 2007 год и среднесрочную перспективу  с  указанием  направлений
будущих расходов бюджета города Москвы на реализацию Программы.
     2.5. В целях образования органа управления  Программой  в  IV
квартале 2006 г. внести заявку на создание государственного учреж-
дения "Московский инновационный центр"  в  порядке,  установленном
постановлением Правительства Москвы от 3 июня 2003 г.  N 419-ПП "О
взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы по осу-
ществлению прав собственника имущества  государственных  унитарных
предприятий, казенных предприятий и государственных учреждений го-
рода Москвы".
     2.6. В трехмесячный срок провести  мероприятия  по  выявлению
технологий, освоение которых в производстве обеспечит организациям
науки и промышленности города Москвы конкурентные преимущества  на
рынке  технологий,  и учесть результаты мероприятий при разработке
Программы.
     2.7. В  трехмесячный срок совместно с Департаментом поддержки
и развития малого предпринимательства города Москвы  проанализиро-
вать имеющуюся материальную базу, созданную за счет средств бюдже-
та города  Москвы,  по  нежилым  помещениям,  технопаркам  и  биз-
нес-центрам и подготовить предложения по  развитию  инфраструктуры
инновационной  деятельности  в  городе Москве на трехлетний период
для использования при разработке Программы.
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на министра Правительства Москвы,  руководителя Департамента науки
и промышленной политики города Москвы Пантелеева Е.А.
     О ходе  выполнения  постановления  доложить  Мэру Москвы в IV
квартале 2006 г.



П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков

                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 5 сентября 2006 г. N 658-ПП


                            КОНЦЕПЦИЯ
               ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ


     1. Введение
     Настоящая концепция разработана на основе и в развитие Закона
города Москвы от 7 июля 2004 г. N 45 "Об инновационной деятельнос-
ти в городе Москве".  В концепции применяются термины  и  понятия,
определенные законом.
     При разработке концепции  также  учитывалось,  что  Президент
Российской Федерации  В.В.Путин  в  Послании Федеральному Собранию
Российской Федерации от 10 мая 2006 г.,  в частности, сказал: "Нам
нужна  сегодня такая инновационная среда,  которая поставит произ-
водство новых знаний на поток. Для этого нужно создать необходимую
инфраструктуру:  технико-внедренческие зоны, технопарки, венчурные
фонды, инвестиционный фонд - все это уже делается, создается. Нуж-
но сформировать благоприятные налоговые условия для финансирования
инновационной деятельности".

     2. Главная стратегическая цель инновационной политики города
     Основной целью  государственной  политики  в  области науки и
технологий является переход к инновационному развитию страны.
     Но для  Москвы развитие инновационной деятельности и формиро-
вание экономики,  основанной на знаниях,  имеет  особое  значение,
поскольку в столице конкурентоспособными могут быть только высоко-
технологичные и наукоемкие производства и предприятия.
     Сегодня как экономика России, так и экономика Москвы по цело-
му ряду причин постепенно теряют конкурентоспособность. В том чис-
ле и из-за того,  что многие предприятия, составляющие основу эко-
номики,  используют изношенное оборудование и устаревшие  техноло-
гии. К тому же промышленные предприятия давно уже лишились притока
инноваций и научной поддержки.  Вследствие этого увеличивается  их
технологическое  отставание  от зарубежных конкурентов.  Из года в
год растет приток импортных товаров. Вступление России в ВТО неиз-
бежно  приведет к дальнейшему падению конкурентоспособности эконо-
мик страны и города.
     Поэтому  главной  стратегической целью инновационной политики
Москвы должно стать достижение конкурентоспособности как большинс-
твом предприятий, составляющих основу экономики города, так и всей
экономикой Москвы в целом.  Причем, учитывая растущую глобализацию
мировых рынков, конкурентоспособности на мировом уровне.
     Инновационная деятельность  позволит решить и другие актуаль-
ные проблемы города.  Однако все они имеют для перспектив развития
Москвы меньшее значение,  чем обеспечение конкурентоспособности ее
экономики.
     Достичь главной  стратегической  цели  инновационной политики
можно только за счет кардинального  переоснащения  промышленности,
строительства, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, транс-
порта,  связи, медицины и других отраслей города на базе передовых
достижений науки и техники. Такая модернизация поможет существенно
повысить технический уровень и экономическую эффективность  предп-
риятий Москвы.

     3. Научно-технический потенциал Москвы
     Для перехода на инновационный путь развития в городе  имеется
достаточный научно-технический потенциал.
     В Москве сосредоточено свыше 1200 научно-технических учрежде-
ний,  в  которых  трудится  почти  третья часть научных работников
страны,  в том числе более половины докторов наук и 44% кандидатов
наук России.
     В столице расположены лучшие высшие учебные заведения страны,
выпускающие специалистов практически по всем специальностям, необ-
ходимым для развития экономики города.  Они имеют в своем  составе
успешно работающие научно-образовательные комплексы.
     На базе университетов,  прикладных и академических институтов
созданы научно-технические и инновационные предприятия малого биз-
неса.  При ведущих университетах и институтах организованы  техно-
парки.
      На территории Зеленоградского административного округа Моск-
вы  по соглашению между Правительством Российской Федерации и Пра-
вительством Москвы от 18 января 2006 г. создана особая экономичес-
кая зона технико-внедренческого типа "Зеленоград".
     Проведенный  анализ свидетельствует,  что в Москве сосредото-
чено порядка 60%  научно-технического потенциала страны. Этот уни-
кальный, не имеющий аналогов в  мире,  потенциал  города  способен
создавать и  осваивать  научно-технические разработки,  отвечающие
мировому уровню.

     4. Основные проблемы развития инновационной деятельности
     Мощный научно-технический потенциал Москвы очень мало задейс-
твован на инновационное развитие экономики города. Так, московская
товарная продукция, которую можно условно отнести к инновационной,
составляет  по отношению к общему объему продукции города не более
5%.
     Много причин  определяет  эту  ситуацию.  Но основная причина
состоит в плохой организации инновационной деятельности в целом по
стране.
     За последние годы была разрушена существовавшая  ранее  госу-
дарственная  система  создания инноваций и внедрения их в реальную
экономику.  В недавнем прошлом инновационный процесс  начинался  с
фундаментальных  и  поисковых  исследований,  обязательно проходил
стадию прикладных  НИОКР,  а  завершался  освоением  инноваций  на
предприятиях всех отраслей экономики.
     Но сейчас прежняя система  не  работает,  поскольку  перестал
функционировать  его  механизм административного управления и бюд-
жетного финансирования.  А новый механизм, действующий в соответс-
твии с рыночными принципами, пока еще не создан.
     К тому же разрыв между наукой  и  производством  в  последнее
время возрос,  поскольку они оказались организационно разобщены. А
без интеграции науки и производства экономику неизбежно ждет  кол-
лапс.
     Чтобы восстановить работу инновационной системы, следует сос-
редоточить  максимум сил и средств на процессе внедрения инноваций
в реальную экономику.  Здесь они дадут наибольшую отдачу,  так как
позволят  запустить в действие и другие звенья инновационного про-
цесса.
     Еще одним серьезным препятствием на пути развития инновацион-
ной деятельности является полное отсутствие стимулов для  осущест-
вления  научно-технической и инновационной деятельности.  Хотя из-
вестно,  что, когда власти хотят поддержать какое-либо направление
деятельности,  они  обычно создают для него систему льгот и префе-
ренций.  Однако федеральные власти,  отстаивая принцип равных воз-
можностей для всех хозяйствующих субъектов,  лишили научные учреж-
дения и университеты даже тех малых льгот, которые они имели рань-
ше.  В том числе льгот по налогу на имущество, по налогу на землю,
по тарифам на энергоносители и других.
     Следует также отметить, что в стране созданы фискальные усло-
вия,  невыгодные для модернизации производств. Приобретение обору-
дования и заказ НИОКР нужно оплачивать из прибыли предприятия. Не-
малых затрат требует выплата таможенных пошлин за импорт  сырья  и
оборудования.
     Кроме того,  в стране не созданы условия  для  финансирования
инновационной деятельности, без чего ее развитие невозможно.
     Вследствие этих причин ни потенциальные  потребители  иннова-
ций, ни инвесторы не заинтересованы в научно-технической и иннова-
ционной деятельности.  Финансовые потоки ищут и находят  для  себя
пути к менее рискованным, более прибыльным видам бизнеса.
     В такой ситуации научные исследования и разработки  не  нужны
экономике страны.  Поэтому реальные поступления денежных средств в
отечественную науку не обеспечивают даже ее простое  воспроизводс-
тво.  В равной мере это относится и к академической,  и к приклад-
ной, и к университетской науке.
     Трудное финансово-экономическое положение, в котором пребыва-
ет наука,  приводит к тому, что научные приборы и оборудование из-
нашиваются и устаревают,  а инфраструктура научных учреждений раз-
рушается.
     Но главной бедой является низкий уровень зарплат у  ученых  и
специалистов.  В связи с этим молодые специалисты не идут в науку.
Даже квалифицированные ученые часто переходят в коммерческие фирмы
или уезжают за границу, где их труд востребован и оплачивается го-
раздо лучше. Возраст руководителей, ученых и специалистов почти во
всех  научных  учреждениях  Москвы подходит к верхнему пределу.  И
обычно им некому передавать накопленные поколениями знания и опыт.
     В особо  трудном положении сейчас оказалась отраслевая наука.
Дезинтеграция отраслей, неразумная приватизация, набеги рейдеров и
другие  беды  привели  к серьезным разрушениям научно-технического
потенциала отраслевых институтов.  Некоторых известных прежде инс-
титутов уже нет.  Другие только числятся,  но не являются научными
учреждениями.
     Если  такая ситуация сохранится еще несколько лет,  то запоз-
далое вливание в науку даже больших финансовых ресурсов не поможет
возродить в полной мере науку России и  Москвы.
     Необходимо отметить, что в нынешних условиях научно-техничес-
кие и инновационные предприятия малого бизнеса также  находятся  в
незавидном  положении.  Они обычно не имеют ни инфраструктуры,  ни
денежных средств,  которые необходимы для доработки и освоения ин-
новаций.  К  тому  же  создание и освоение любого достижения науки
требует комплексного подхода и участия самых разных  специалистов.
А персонал малых предприятий по определению отличается малочислен-
ностью. Все это негативно сказывается на качестве предлагаемых ин-
новаций и сроках их освоения. Кроме того, такие предприятия сильно
зависят от конъюнктуры рынка, что не позволяет им планировать рис-
кованную  инновационную деятельность на перспективу.  Зачастую они
меняют свой профиль и занимаются лишь производством и  реализацией
новой мелкосерийной продукции.  И, наконец, количество малых науч-
но-технических и инновационных предприятий в городе пока еще  нез-
начительно.
     Кроме того,  в Москве слабо развита инновационная инфраструк-
тура.  Она представляет собой отдельные,  не связанные между собой
фрагменты.
     К тому  же  существует большой дефицит специалистов в области
инновационной деятельности. Специалистов, имеющих профессиональные
знания  и  опыт по коммерциализации достижений науки и техники.  И
управленцев, умеющих реализовывать инновационные проекты.

     5. Основные задачи инновационной политики
     В сложившейся  ситуации инновационная политика органов власти
Москвы должна обеспечить решение следующих основных задач:
     - организацию  городской  инновационной системы,  способной к
массовому созданию и освоению инноваций;
     - формирование  городских  органов  организации и координации
инновационной деятельности;
     - разработку  и  реализацию  на практике различных форм госу-
дарственной поддержки научно-технической и инновационной  деятель-
ности, обеспечивающих благоприятную среду для ускоренного развития
в городе этих видов деятельности;
     - разработку и реализацию на практике комплекса мер по сохра-
нению и развитию прикладной науки;
     -  создание условий,  способствующих ускоренному развитию ма-
лого научно-технического и инновационного  предпринимательства;
     - создание в городе полноценной инновационной инфраструктуры,
включая  организацию  множества  новых инновационных предприятий и
фондов для финансирования инновационной деятельности;
     - осуществление  комплекса мер по модернизации городской эко-
номики Москвы на базе передовых достижений науки и техники.
     Россия уже скоро вступит в ВТО. Поэтому органам власти Москвы
следует максимально ускорить решение  перечисленных  задач,  чтобы
успеть  предотвратить  угрозу  неконкурентоспособности,  неумолимо
надвигающуюся на экономику города.

     6. Городская инновационная система
     Инновационная деятельность  в  Москве сможет успешно и быстро
развиваться только в случае проведения  целенаправленной  политики
государственных органов власти города и при активной поддержке об-
щественных организаций Москвы.
     Развитие инновационной деятельности следует рассматривать как
важную,  срочную и комплексную проблему города,  которую можно ре-
шить  только  при новом,  гораздо более высоком уровне организации
дела.
     Для перевода  экономики города на инновационный путь развития
в Москве необходимо в ближайшие годы создать мощную и  всеобъемлю-
щую  городскую  инновационную  систему,  которая должна обеспечить
постоянное комплексное развитие инновационной деятельности в Моск-
ве.
     Чтобы обеспечить достижение главной стратегической цели инно-
вационной  деятельности  - конкурентоспособности экономики города,
инновационная система Москвы с самого начала должна быть рассчита-
на  на массовую разработку и освоение передовых достижений науки и
техники. Как сказал президент России В.В.Путин,  эту  деятельность
необходимо поставить на поток.
     Массовость  инноваций  требует принципиально новых подходов к
проведению инновационной политики.  В этом случае управление инно-
вационной деятельностью только административными методами не будет
эффективным.  Следует организовать плодотворное взаимодействие го-
сударственных органов власти города, которые будут оказывать науч-
но-технической и инновационной деятельности всестороннюю  поддерж-
ку,  с предприятиями различных форм собственности,  действующими в
соответствии с рыночными принципами,  а также с  отечественными  и
зарубежными инвесторами, стремящимися работать в экономике Москвы.
     Взаимоотношения всех  участников  инновационной  деятельности
должны  основываться  на инициативе,  заинтересованности и ответс-
твенности самих участников.  Именно сами участники должны  опреде-
лять,  какие инновации следует создавать и где их осваивать, каким
образом привлекать инвестиции,  и в каком размере. И нести за свои
решения  ответственность,  в том числе материальную.  Отбор лучших
инновационных проектов также должен производиться главным  образом
заинтересованными инвесторами, которые рискуют собственными денеж-
ными средствами.

     7. Городские органы организации и координации инновационной
        деятельности
     Общее руководство инновационной деятельностью в городе  необ-
ходимо  возложить на Департамент науки и промышленной политики го-
рода Москвы,  который должен определять государственную политику в
отношении инновационной деятельности, регулировать, координировать
и контролировать эту деятельность.  Чтобы подчеркнуть важность но-
вой функции Департамента,  его целесообразно в дальнейшем переиме-
новать в Департамент инновационной и промышленной политики  города
Москвы.
     Важным элементом организации и координации городской инфраст-
руктуры должен стать Московский инновационный центр, который будет
выполнять функции рабочего органа по организации и координации ин-
новационной деятельности в городе.  Этот центр следует создать при
Департаменте науки и промышленной политики города Москвы.  Он дол-
жен подготавливать предложения по стратегии и тактике развития ин-
новационной деятельности,  разрабатывать нормативно-правовую базу,
регулирующую эту деятельность, обобщать информацию, способствовать
обмену передовым опытом и осуществлять другие подобные функции.
     На  первом этапе Московский инновационный центр для  сокраще-
ния  сроков  его организации может быть создан как государственное
учреждение. Но в дальнейшем целесообразно как можно быстрее преоб-
разовать его в открытое акционерное общество со 100% участием Пра-
вительства Москвы.  Это позволит Московскому инновационному центру
осуществлять свою деятельность на условиях полной коммерческой от-
ветственности.
     Кроме того,  при  Департаменте  науки и промышленной политики
города Москвы должен быть сформирован на общественных началах Экс-
пертный совет по инновационной деятельности. Этот общественный ор-
ган должен вырабатывать основные приоритеты и направления развития
инновационной  деятельности,  давать заключения по проектам норма-
тивных и распорядительных документов,  касающихся этой деятельнос-
ти,  организовывать экспертизу, в том числе с привлечением профес-
сиональных экспертов,  наиболее значимых  инновационных  проектов,
координировать  действия других общественных организаций,  которые
будут участвовать в инновационной деятельности.
     Инновационную политику  в городе невозможно проводить без ак-
тивного участия Московской городской Думы.  Этот орган власти дол-
жен  создать законы Москвы,  обеспечивающие режим наибольшего бла-
гоприятствования для научно-технической и  инновационной  деятель-
ности.  Мосгордуме  следует  также подготовить в порядке законода-
тельной инициативы предложения для Государственной думы Российской
Федерации по преодолению препятствий, стоящих на пути развития ин-
новационной деятельности в целом по стране.
     Создание и  развитие  городской  инновационной системы - дело
сложное,  комплексное и многоплановое. Ему должны постоянно оказы-
вать содействие Департамент поддержки и развития малого предприни-
мательства города Москвы,  Департамент  экономической  политики  и
развития города Москвы, Департамент финансов города Москвы, Депар-
тамент имущества города Москвы и другие структурные  подразделения
Правительства Москвы.
     Особую роль в  проведении  инновационной  политики  в  городе
должны  играть префектуры.  Необходимо укрепить управления префек-
тур,  координирующие инновационную деятельность на территориях ок-
ругов.  В среднесрочной перспективе следует создать окружные инно-
вационные центры,  которые будут помогать префектурам  в  развитии
инновационной деятельности в округах.  Эффективность работы окруж-
ных центров будет обеспечиваться за счет взаимодействия с Московс-
ким инновационным центром. Помимо этого, при префектурах целесооб-
разно организовать общественные советы по науке и инновациям,  ко-
торые будут выполнять функции,  подобные Экспертному совету по ин-
новационной деятельности.
     Большое  влияние  на выработку и проведение инновационной по-
литики должны оказывать общественные организации города.  Московс-
кой федерации профсоюзов, Московской Конфедерации промышленников и
предпринимателей,  Московской торговой палате, союзам предпринима-
телей  и  другим  общественным  организациям нужно объединить свои
усилия для решения проблемы конкурентоспособности предприятий  го-
рода.
     Особо важной задачей всех органов государственной власти  го-
рода Москвы должно стать повышение престижности научно-технической
и инновационной деятельности.  Эту деятельность следует включить в
число наиболее приоритетных направлений деятельности городских ор-
ганов власти. До уровня региональной идеи необходимо поднять проб-
лему обеспечения конкурентоспособности экономики города на мировом
уровне.

     8. Государственная поддержка инновационной деятельности
     Органы государственной власти города Москвы должны  оказывать
научно-технической  и  инновационной  деятельности различные формы
поддержки.
     1) Административная  поддержка.  Все  органы  государственной
власти города Москвы должны в  максимальной  степени  использовать
свои  возможности  и  административные ресурсы для поддержки науч-
но-технической и инновационной деятельности, в том числе в приори-
тетном  порядке принимая административные решения и контролируя их
исполнение.
     2) Законодательное  обеспечение.  Важной  формой поддержки со
стороны органов власти города Москвы  должна  являться  разработка
правовых  основ  инновационной  деятельности  и принятие норматив-
но-правовых актов города Москвы,  направленных на создание благоп-
риятной  среды  для инновационного развития экономики города.  Эта
работа должна включать:
     - совершенствование  городского законодательства с целью соз-
дания благоприятных условий для развития научно-технической и  ин-
новационной деятельности, в том числе по ее стимулированию;
     - разработку  предложений  по  совершенствованию федерального
законодательства с целью устранения препятствий,  стоящих на  пути
развития инновационной деятельности в целом по стране;
     -  совершенствование  нормативно-правового обеспечения по за-
щите авторских прав и интеллектуальной собственности;
     - разработку предложений по совершенствованию нормативно-пра-
вового обеспечения частно-государственного  партнерства  при  осу-
ществлении инновационной деятельности в городе Москве;
     - разработку предложений по увеличению  объема  использования
высокотехнологичной и наукоемкой продукции в рамках госзаказа.
     Кроме того,  следует повысить заинтересованность предприятий,
разрабатывающих передовые достижения науки и техники,  путем пере-
дачи им всех прав на интеллектуальную собственность, созданную ими
за  счет  средств города.  Целесообразно также разработать порядок
долевого использования средств бюджета при зарубежном патентовании
изобретений.
     3) Финансовая поддержка.  Наибольшую актуальность имеет выбор
форм и методов финансовой поддержки научно-технической и инноваци-
онной деятельности.  В настоящее время уже нельзя применять методы
из арсенала командно-административной системы прежних времен.
     Бюджетные средства города следует использовать главным  обра-
зом на создание благоприятной среды для развития науки и инноваци-
онного бизнеса,  включая  создание  инновационной  инфраструктуры.
Только  в  строго регламентированных случаях в качестве инвесторов
инновационных проектов могут выступать подразделения Правительства
Москвы.
     Финансовую поддержку из бюджета необходимо в значительной ме-
ре  направить на создание условий,  при которых инновационная дея-
тельность в Москве стала бы более выгодна,  чем какая-либо другая.
Для  этого нужно создать городскую систему стимулирования участни-
ков научно-технической и инновационной  деятельности.  Она  должна
предоставлять участникам различные виды льгот и преференций, в том
числе налоговые льготы,  а также льготы по аренде земли и  помеще-
ний.  Система стимулирования непременно должна включать льготы для
предприятий,  осваивающих инновации.  Без этого инновационная дея-
тельность развития в городе не получит.
     4) Создание инновационной инфраструктуры. Для перевода эконо-
мики  на  инновационный путь развития городу требуется полноценная
инфраструктура. Такая инфраструктура должна включать большое число
предприятий, которые условно можно разбить на следующие группы:
     -  городские органы координации  и  управления  инновационной
деятельностью;
     - научно-технические  предприятия,  которые  генерируют новые
знания, идеи, разработки и создают инновации;
     - инновационные предприятия,  специализирующиеся на внедрении
инноваций в реальную экономику;
     - предприятия,  осваивающие инновации;
     - обслуживающие предприятия, которые оказывают участникам ин-
новационной   деятельности  финансовые,  экспертно-консалтинговые,
правовые, патентные, информационные, рекламные, проектно-конструк-
торские, производственные, образовательные и другие услуги.
     Однако создание любой инфраструктуры дело долгое и весьма ка-
питалоемкое.  Поэтому  инновационную инфраструктуру Москвы следует
создавать постепенно,  рачительно используя имеющиеся в городе ре-
зервы,  в  том числе городскую собственность,  и хорошо продумывая
каждый следующий шаг.
     Опыт развитых  стран  свидетельствует  о  том,  что бюджетные
средства целесообразно использовать для создания и развития  инно-
вационной инфраструктуры даже в виде прямых инвестиций. Однако та-
кие инвестиции  желательно  осуществлять  в  рамках  государствен-
но-частного партнерства путем объединения ресурсов города и предп-
ринимательского сообщества.
     Из всех элементов инновационной инфраструктуры важнейшее зна-
чение имеют инновационные предприятия, то есть предприятия, специ-
ализирующиеся на освоении достижений науки и техники.
     В Москве сейчас действует множество предприятий, занимающихся
производственной и научно-технической деятельностью. Но существует
огромный дефицит предприятий,  основная деятельность которых  нап-
равлена на внедрение инноваций в экономику города.
     Поэтому постановка вопроса о массовом освоении инноваций  вы-
зывает необходимость проведения такой инновационной политики,  ко-
торая  способствовала  бы  созданию  множества новых инновационных
предприятий и появлению в городе развитой сети таких предприятий.
     Однако, чтобы предприятие было способно достичь успеха в  ин-
новационной деятельности, причем на мировом уровне, оно должно со-
ответствовать определенным критериям.  Инновационному  предприятию
необходимо  иметь  в своем распоряжении передовые достижения науки
или техники, располагать квалифицированными учеными и специалиста-
ми,  имеющими внедренческий опыт, а также обладать современной на-
учной,  опытной,  инженерной, а иногда и производственной инфраст-
руктурой.
     С этой точки зрения наиболее приспособлены к преобразованию в
инновационные предприятия отраслевые институты и  научно-техничес-
кие предприятия малого бизнеса. В Москве имеется успешный опыт по-
добных преобразований, что позволяет рекомендовать такую стратегию
развития для более широкого распространения.
     Новые инновационные  предприятия могут также учреждаться Мос-
ковским инновационным центром,  окружными центрами или любыми дру-
гими инвесторами.  И чем больше инновационных предприятий появится
в Москве, тем лучше будет интеграция науки и производства.
     Первоочередной задачей  является  также  создание  финансовой
инфраструктуры  инновационной  деятельности и прежде всего фондов,
занимающихся финансированием инновационных проектов. Без них инно-
вации и инвестиции друг с другом так никогда и не встретятся. Ведь
сейчас никто в городе не оказывает такие услуги,  так как банковс-
кое сообщество и инвесторы опасаются рисков, связанных с инноваци-
онной деятельностью.
     В развитых странах эту нишу заполняют венчурные фонды,  кото-
рые охотно берутся за финансирование инноваций.  Хотя освоение не-
которых из них приносит таким фондам только убытки, за счет успеш-
ных инноваций венчурные фонды в целом получают хорошую прибыль.
     Органы власти и банковское сообщество Москвы  должны  активно
участвовать в создании городских венчурных и других фондов. Следу-
ет также рассмотреть целесообразность создания целевого бюджетного
инновационного фонда,  предусмотренного Законом города Москвы от 7
июля 2004 г. N 45 "Об инновационной деятельности в городе Москве".
     Кроме того,  необходимо создать систему подготовки и перепод-
готовки кадров в области инновационной деятельности. К этой работе
следует привлечь ведущие университеты Москвы.
     5) Повышение престижности инновационной деятельности.  Далеко
не последняя по значимости государственная форма поддержки  заклю-
чается в повышении престижности научно-технической и инновационной
деятельности.  Авторитет ученого,  изобретателя,  новатора  должен
быть поднят на прежнюю высоту, как в те годы, когда весь мир пора-
жался достижениям нашей науки и техники.  На это важное дело нужно
нацелить все городские средства массовой информации.
     6)  Другие  формы  поддержки.  Государственным органам власти
необходимо создать в городе условия для оказания  всем  участникам
инновационной деятельности правовой,  рекламной,  информационной и
консалтинговой помощи,  в которых особенно нуждаются научно-техни-
ческие и инновационные предприятия малого бизнеса.
     Реализация всех  форм  поддержки  инновационной  деятельности
потребует,  конечно, значительных затрат бюджетных средств города.
Однако опыт передовых стран свидетельствует, что затраты на созда-
ние благоприятных условий для  инновационной  деятельности  быстро
окупаются.

     9. Сохранение и развитие прикладной науки
     Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует,  что главную
роль  в инновационной деятельности должна играть прикладная наука.
Именно она создает и осваивает большую часть инноваций.
     Так, в передовых странах до 70%  всех инноваций создают и ос-
ваивают научно-технические и инженерные  центры  при  промышленных
корпорациях. Эти центры определяют техническую политику корпораций
и  обеспечивают  конкурентоспособность  производств.  Руководители
корпораций  постоянно  оказывают  финансовую помощь таким центрам,
чтобы поддерживать свою прикладную науку на самом высоком уровне.
     В нашей  стране корпорации и промышленные предприятия пока не
спешат создавать научно-технические и инженерные центры. В связи с
этим  инновационная политика города должна предусматривать систему
стимулов,  создающих заинтересованность корпораций и  промышленных
предприятий города в развитии собственных научно-технических и ин-
женерных центров. Однако такое развитие потребует много времени.
     Поэтому сейчас  следует сосредоточить внимание на том,  что в
Москве расположено большое количество отраслевых институтов, кото-
рые  проводят  исследования  и  разработки  прикладного характера.
Именно эти институты осуществляли всю инновационную деятельность в
советское время.
     Эти институты сегодня еще имеют квалифицированные кадры, зна-
ющие  реальную экономику и умеющие осваивать инновации.  Они в ос-
новном сохранили  инфраструктуру,  необходимую  для  разработки  и
внедрения  передовых  достижений науки.  Причем эту инфраструктуру
можно легко модернизировать, приспособив ее к современным рыночным
условиям. Это проще, дешевле и быстрее, чем создавать ее заново.
     Комплекс  мер по сохранению и развитию прикладной науки в го-
роде должен включать:
     - разработку и реализацию действенных мероприятий по предотв-
ращению недружественных поглощений, захватов и необоснованного пе-
репрофилирования отраслевых институтов;
     - создание системы стимулирования участия отраслевых институ-
тов в решении научно-технических проблем города;
     - создание условий,  стимулирующих организацию  научно-техни-
ческих и инженерных центров при промышленных предприятиях и корпо-
рациях;
     - создание  системы стимулирования притока молодых специалис-
тов в прикладную науку и инновационный бизнес;
     - создание   условий,  способствующих  модернизации  научной,
опытной,  инженерной и производственной инфраструктуры  отраслевых
институтов.
     Необходимо также создать  условия,  заинтересовывающие  руко-
водство  и  коллективы  отраслевых  институтов  в выборе для своих
предприятий стратегии развития,  предусматривающей постепенное  их
преобразование  в  инновационные  предприятия.  В результате таких
преобразований в городе могут появиться новые научно-инновационные
комплексы,  которые профессионально займутся созданием и освоением
инноваций,  а также инновационно-промышленные  комплексы,  которые
возьмут  на себя не только разработку и освоение новых видов высо-
котехнологичной и наукоемкой продукции,  но и  ее  производство  и
сбыт.

     10. Развитие малого инновационного предпринимательства
     Научно-технические и инновационные предприятия малого бизнеса
создавались главным образом на базе ведущих университетов,  отрас-
левых и академических институтов. Обычно их возглавляют предприим-
чивые специалисты. Они умеют работать на рынке и, как правило, до-
водят предлагаемые инновации до внедрения. Такие малые предприятия
являются  естественным  резервом  для  развития сети инновационных
предприятий.
     Однако  предстоит  многое  сделать,  чтобы малое предпринима-
тельство смогло проявить себя в качестве среды,  постоянно рождаю-
щей новые инновационные предприятия. Следует создать условия, спо-
собствующие существенному росту числа научно-технических и иннова-
ционных предприятий малого бизнеса, развить инновационную инфраст-
руктуру, в которой малые предприятия очень нуждаются, организовать
им правовую и информационную помощь,  обеспечить условия, способс-
твующие быстрому превращению успешных малых предприятий в  средние
и крупные.
     Необходимо продолжить практику создания в городе технопарков,
бизнес инкубаторов, центров коллективного пользования и трансферта
технологий. Опыт таких предприятий, организованных в последние го-
ды при ведущих университетах и отраслевых институтах города,  сви-
детельствует, что они смогли преодолеть недостатки предприятий ма-
лого бизнеса и развиваются вполне успешно.
     Союз вузовской науки и малого бизнеса, объединенного в техно-
парки, создает  также многообещающие перспективы для массовой под-
готовки специалистов и управленцев в  области  инновационной  дея-
тельности.
     11.  Сроки реализации и ожидаемые результаты
     Создание городской инновационной системы следует начать с ор-
ганизации и формирования городских органов организации и координа-
ции инновационной деятельности.
     Практически одновременно необходимо будет приступить к созда-
нию окружных инновационных центров  в  Восточном  административном
округе, Юго-Восточном  административном  округе и некоторых других
округах,  имеющих успешные результаты освоения инноваций.  В даль-
нейшем  опыт  первых окружных инновационных центров может быть ис-
пользован при организации таких центров во  всех  административных
округах.
      К числу  первоочередных мер следует отнести создание системы
стимулирования участников инновационной деятельности и организацию
различных  фондов  для финансировани