В целях формирования правовых и организационных основ для на-
иболее полного удовлетворения потребностей жителей и гостей города
Москвы в качественных и безопасных услугах такси и в соответствии
с постановлениями Правительства Москвы от 03.06.2003 N 425-ПП "Об
основных направлениях развития таксомоторных перевозок в городе
Москве" и от 12.09.2000 N 726 "О мерах по совершенствованию зако-
нопроектной работы в органах исполнительной власти города" Прави-
тельство Москвы постановляет:
1. Одобрить Концепцию закона города Москвы "О такси в городе
Москве" (приложение).
2. Департаменту транспорта и связи города Москвы:
2.1. В IV квартале 2004 года внести на рассмотрение Прави-
тельства Москвы проект закона города Москвы "О такси в городе
Москве".
2.2. В IV квартале 2005 года подготовить в установленном по-
рядке предложения по внесению изменений в федеральное законода-
тельство в области регулирования деятельности такси.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксе-
нова П.Н.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 28 сентября 2004 года N 667-ПП
КОНЦЕПЦИЯ
закона города Москвы "О такси в городе Москве"
Введение
Разработка Концепции закона города Москвы "О такси в городе
Москве" обусловлена фактическим отсутствием в федеральном законо-
дательстве целостного правового регулирования вопросов таксомотор-
ных перевозок. В нем содержатся лишь фрагментарные и не полностью
соответствующие друг другу положения, которые не дают возможность
участникам таксомоторных перевозок действовать в четком правовом
поле и, тем самым, создает возможности для некачественного оказа-
ния такого рода услуг.
Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании
отдельных видов деятельности", определяющий лицензирование пере-
возки пассажиров легковым автотранспортом на коммерческой основе,
не обеспечивает эффективного контроля осуществления предпринима-
тельской деятельности в области таксомоторных перевозок, а также
взаимодействие различных ведомств при осуществлении контроля. Ко-
декс Российской Федерации об административных правонарушениях от
30.12.2001 N 195-ФЗ не дает действенных рычагов для борьбы с неле-
гальным извозом. Закон Российской Федерации от 26.06.91 N 1488-1
"Об инвестиционной деятельности в РСФСР" не устанавливает механиз-
мов поддержки органами государственной власти и местного самоуп-
равления инвестиций в соответствующие транспортные предприятия, а
также субсидирование лизинговых и кредитных схем перевозчиков,
обеспечивающих повышение качества обслуживания населения.
В Москве, в свою очередь, уже действует целый ряд правовых
актов в области регулирования таксомоторных перевозок. Однако в
связи с тем, что они не носят комплексного характера, возникла
острая потребность в принятии закона, который восполнил бы сущест-
вующий пробел в правовом поле в области таксомоторных перевозок.
Принятие подобного законодательного акта находится в компе-
тенции города Москвы, поскольку он будет затрагивать вопросы
транспортного, экологического, административного законодательства.
В связи с изложенным, наиболее эффективным способом устране-
ния имеющихся недостатков правового регулирования в области таксо-
моторных перевозок в городе Москве является разработка проекта
предлагаемого закона города Москвы, определяющего единые подходы и
требования к деятельности этого вида перевозок.
Представленная Концепция закона города Москвы "О такси в го-
роде Москве" содержит основные позиции и положения, которые найдут
свое воплощение и развитие в тексте проекта закона, будут в нем
детализированы, расширены и наполнены смысловым содержанием. В за-
коне будут сформулированы основные термины и понятия, применяемые
при осуществлении таксомоторной деятельности.
Такси (таксомотор) - легковой автомобиль категории М1, имею-
щий соответствующие отличительные знаки обслуживания, оборудован-
ный таксометром и предназначенный для перевозки пассажиров и бага-
жа в порядке индивидуального пользования.
Таксомоторная перевозка - перевозка, осуществляемая автомоби-
лем-такси по маршруту, предлагаемому пассажиром по километровому
или временному тарифу.
Тариф - установленная величина оплаты перевозки пассажиров и
багажа на единицу расстояния или времени поездки.
Таксомоторная деятельность - комплекс работ и услуг, связан-
ных с подготовкой, организацией и осуществлением таксомоторных пе-
ревозок людей и багажа.
Сложившаяся ситуация в области деятельности
такси в городе Москве
В период плановой экономики вопросы организации таксомоторных
перевозок решались, в основном, в административном порядке путем
принятия соответствующих отраслевых документов.
В настоящее время таксомоторные перевозки выполняются предп-
риятиями и организациями различных организационно-правовых форм и
различного ведомственного подчинения, а функции лицензирования,
надзора и контроля в области перевозок пассажиров легковыми авто-
мобилями на коммерческой основе, сертификации транспортных средств
и услуг перевозчика распределены между различными уровнями госу-
дарственной власти.
К нерешенным вопросам в данной области следует также отнести
отсутствие терминов, которые могли бы быть использованы для регла-
ментации данного вида деятельности. Отсутствует система подготовки
и аттестации кадров. В настоящее время в Москве обслуживание насе-
ления на основании полученных в установленном порядке лицензий
осуществляют около 3 000 автомобилей - таксомоторов, которые при-
надлежат предприятиям и организациям различных организационно-пра-
вовых форм, а также индивидуальным предпринимателям.
В то же время растет число владельцев транспортных средств,
выполняющих перевозки пассажиров без оформления лицензий на пере-
возку пассажиров легковыми автомобилями, без правил и тарифов, без
уплаты налогов в городской бюджет. Отсутствие единого порядка осу-
ществления перевозок влечет за собой некачественное оказание услуг
в данной сфере.
Анализ зарубежной практики показал, что отсутствие государс-
твенного регулирования данной отрасли в различных странах Европы
не увенчалось успехом вследствие проявления неэффективности рыноч-
ного механизма применительно к таксомоторным перевозкам. К основ-
ным вопросам регулирования относятся:
- требования при допуске к профессии перевозчиков такси;
- допуск на рынок;
- регулирование качества и безопасности сервиса;
- регулирование тарифов;
- требования к водителям такси.
Цели разработки, социально-экономическая эффективность
принятия закона города Москвы "О такси в городе Москве"
Проект закона города Москвы "О такси в городе Москве" ориен-
тирован на:
- установление правовых и организационных основ для наиболее
полного удовлетворения потребностей жителей и гостей столицы в ка-
чественных и безопасных услугах такси;
- установление требований, направленных на обеспечение ка-
чества и безопасности обслуживания пассажиров;
- упорядочение отношений, касающихся обеспечения качественно-
го и безопасного обслуживания пассажиров, между органами исполни-
тельной власти города и хозяйствующими субъектами, действующими на
территории города Москвы, в связи с отсутствием правового регули-
рования, установленного законодательством Российской Федерации;
- развитие системы взаимодействия с саморегулируемыми органи-
зациями в сфере таксомоторных перевозок.
Принятие закона города Москвы "О такси в городе Москве" поз-
волит:
- создать равновесие между государственным контролем и само-
регулированием на основе сочетания административных и рыночных ме-
ханизмов регулирования таксомоторных перевозок;
- установить особенности различных видов таксомоторных пере-
возок, общие требования к организации таксомоторных перевозок, по-
рядок допуска перевозчиков к осуществлению деятельности в сфере
таксомоторных перевозок, общие требования к ним;
- улучшить качество и обеспечить единые нормы безопасности в
сфере таксомоторных перевозок;
- установить единство системы регулирования деятельности так-
сомоторных перевозок в городе Москве, порядок осуществления конт-
роля и надзора в сфере таксомоторных перевозок;
- обеспечить приоритет в развитии таксомоторного транспорта
как альтернативы использованию личного транспорта для поездок по
городу, с целью снижения транспортной загрузки магистралей;
- обеспечить доступность услуги для граждан с ограниченной
подвижностью;
- снизить уровень незаконного занятия предпринимательской де-
ятельностью в сфере таксомоторных перевозок, что повлечет за собой
увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
- привлечь инвестиции для развития таксомоторных перевозок;
обеспечить сферу таксомоторных перевозок квалифицированными кадра-
ми;
- улучшить экологическую обстановку в городе Москве.
Разрабатываемый проект закона даст возможность установить до-
полнительные требования к водителям и операторам таксомоторных пе-
ревозок, такие как:
- требования к профессиональным качествам водителей (стаж не
менее 3 лет, знание Москвы);
- требования к транспортному средству (техническое состояние,
оборудование, электронный таксометр, средства связи и навигации,
внешний вид, срок эксплуатации);
- экологические требования к автомобилям-такси;
- требования к безопасности (регулярный медицинский осмотр,
сезонные покрышки, ремни безопасности и т.д.);
- требования к информированию пассажира (фирменное наименова-
ние перевозчика, юридический адрес, телефон, тариф за проезд, ви-
зитная карточка водителя, телефоны органов государственной власти,
уполномоченных осуществлять контроль за качеством и безопасностью
услуг);
- требования к регистрации автомобиля-такси (желтые государс-
твенные номерные знаки в соответствии с приказом МВД и соответс-
твующим ГОСТом).
Для дальнейшего развития услуги такси в городе, проект закона
позволит использовать различные формы государственной поддержки
легальных перевозчиков. Это касается использования городских стоя-
нок такси, Единой службы заказа такси, преимущества при проведении
конкурсов на право доверительного управления таксомоторными предп-
риятиями и т.д.
Такая система государственной поддержки позволит вытеснить
нелегальных перевозчиков из этого сектора транспортных услуг, и не
административными, а экономическими методами регулировать эти про-
цессы.
В законопроекте необходимо также урегулировать виды контроля
за таксомоторными перевозками на территории города Москвы в ука-
занных выше целях (по уровням - ведомственный и общественный конт-
роль), а также порядок его осуществления.
Отдельную статью (ряд статей) необходимо посвятить взаимо-
действию контролирующих органов города Москвы с федеральными, спе-
циально уполномоченными органами в области, связанной с регулиро-
ванием оказания услуг такси, в том числе с правоохранительными ор-
ганами. В целях реализации соответствующих законодательных положе-
ний на уровне правовых актов будут установлены регламенты проведе-
ния совместных проверок.
Также в законопроекте следует урегулировать вопросы организа-
ции информационного обмена между органами, контролирующими осу-
ществление таксомоторных перевозок.
Структура закона города Москвы "О такси в городе Москве"
В преамбуле проекта закона будет отражен предмет правового
регулирования и сфера его применения.
Глава 1. Общие положения
Настоящая глава посвящена задачам и принципам правового регу-
лирования деятельности в области таксомоторных перевозок, а также
определит круг участников процесса таксомоторных перевозок. В этой
главе будут даны термины и понятия применительно к таксомоторным
перевозкам.
Глава 2. Управление в области таксомоторных перевозок
В главе будут отображены полномочия государственных органов
власти, роль саморегулируемых организаций в области таксомоторных
перевозок, а также формы государственной поддержки таксомоторных
перевозок.
Глава 3. Осуществление таксомоторных перевозок на
территории города Москвы
В настоящей главе предусматриваются требования к безопасности
при таксомоторных перевозках (включая и экологическую безопасность
транспортных средств), к организаторам перевозок и водителям, их
непосредственно осуществляющим. Отдельными статьями будет предус-
мотрено проведение тарифной политики в области таксомоторных пере-
возок, а также определены задачи регулирования таксомоторных пере-
возок.
Глава 4. Ответственность за несоблюдение настоящего закона
В связи с установлением требований глава предусматривает ад-
министративную ответственность в пределах компетенции города Моск-
вы за нарушение требований безопасности транспорта при осуществле-
нии таксомоторных перевозок, за нарушение требований, предъявляе-
мых к водителям, осуществляющим таксомоторные перевозки.
Глава 5. Заключительные и переходные положения
В настоящей главе в соответствии с юридическими требованиями
содержатся положения о вступлении в силу закона и приведении ряда
правовых актов города Москвы в соответствие с настоящим законом и
порядок их применения.
Верно: