Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 667-ПП от 28 сентября 2004 года

О Концепции закона города Москвы «О такси в городе Москве»

     В целях формирования правовых и организационных основ для на-
иболее полного удовлетворения потребностей жителей и гостей города
Москвы  в качественных и безопасных услугах такси и в соответствии
с постановлениями Правительства Москвы от 03.06.2003 N 425-ПП  "Об
основных  направлениях  развития  таксомоторных перевозок в городе
Москве" и от 12.09.2000 N 726 "О мерах по совершенствованию  зако-
нопроектной  работы в органах исполнительной власти города" Прави-
тельство Москвы постановляет:
     1. Одобрить  Концепцию закона города Москвы "О такси в городе
Москве" (приложение).
     2. Департаменту транспорта и связи города Москвы:
     2.1. В IV квартале 2004 года внести  на  рассмотрение  Прави-
тельства  Москвы  проект  закона  города  Москвы "О такси в городе
Москве".
     2.2. В  IV квартале 2005 года подготовить в установленном по-
рядке предложения по внесению изменений  в  федеральное  законода-
тельство в области регулирования деятельности такси.
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на  первого  заместителя  Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксе-
нова П.Н.

П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков

                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 28 сентября 2004 года N 667-ПП



                            КОНЦЕПЦИЯ

          закона города Москвы "О такси в городе Москве"



                             Введение

     Разработка Концепции  закона  города Москвы "О такси в городе
Москве" обусловлена фактическим отсутствием в федеральном  законо-
дательстве целостного правового регулирования вопросов таксомотор-
ных перевозок.  В нем содержатся лишь фрагментарные и не полностью
соответствующие друг другу положения,  которые не дают возможность
участникам таксомоторных перевозок действовать в  четком  правовом
поле и,  тем самым, создает возможности для некачественного оказа-
ния такого рода услуг.
     Федеральный закон от 08.08.2001 N  128-ФЗ  "О  лицензировании
отдельных  видов деятельности",  определяющий лицензирование пере-
возки пассажиров легковым автотранспортом на коммерческой  основе,
не  обеспечивает  эффективного контроля осуществления предпринима-
тельской деятельности в области таксомоторных перевозок,  а  также
взаимодействие различных ведомств при осуществлении контроля.  Ко-
декс Российской Федерации об административных  правонарушениях  от
30.12.2001 N 195-ФЗ не дает действенных рычагов для борьбы с неле-
гальным извозом.  Закон Российской Федерации от 26.06.91 N  1488-1
"Об инвестиционной деятельности в РСФСР" не устанавливает механиз-
мов поддержки органами государственной власти и  местного  самоуп-
равления инвестиций в соответствующие транспортные предприятия,  а
также субсидирование лизинговых  и  кредитных  схем  перевозчиков,
обеспечивающих повышение качества обслуживания населения.
     В Москве,  в  свою очередь,  уже действует целый ряд правовых
актов в области регулирования таксомоторных  перевозок.  Однако  в
связи  с  тем,  что они не носят комплексного характера,  возникла
острая потребность в принятии закона, который восполнил бы сущест-
вующий пробел в правовом поле в области таксомоторных перевозок.
     Принятие подобного законодательного акта находится  в  компе-
тенции  города  Москвы,  поскольку  он  будет  затрагивать вопросы
транспортного, экологического, административного законодательства.
     В связи с изложенным,  наиболее эффективным способом устране-
ния имеющихся недостатков правового регулирования в области таксо-
моторных  перевозок  в  городе  Москве является разработка проекта
предлагаемого закона города Москвы, определяющего единые подходы и
требования к деятельности этого вида перевозок.
     Представленная Концепция закона города Москвы "О такси в  го-
роде Москве" содержит основные позиции и положения, которые найдут
свое воплощение и развитие в тексте проекта закона,  будут  в  нем
детализированы, расширены и наполнены смысловым содержанием. В за-
коне будут сформулированы основные термины и понятия,  применяемые
при осуществлении таксомоторной деятельности.
     Такси (таксомотор) - легковой автомобиль категории М1,  имею-
щий соответствующие отличительные знаки обслуживания,  оборудован-
ный таксометром и предназначенный для перевозки пассажиров и бага-
жа в порядке индивидуального пользования.
     Таксомоторная перевозка - перевозка, осуществляемая автомоби-
лем-такси  по маршруту,  предлагаемому пассажиром по километровому
или временному тарифу.
     Тариф -  установленная величина оплаты перевозки пассажиров и
багажа на единицу расстояния или времени поездки.
     Таксомоторная деятельность - комплекс работ и услуг,  связан-
ных с подготовкой, организацией и осуществлением таксомоторных пе-
ревозок людей и багажа.


           Сложившаяся ситуация в области деятельности
                      такси в городе Москве



     В период плановой экономики вопросы организации таксомоторных
перевозок решались,  в основном,  в административном порядке путем
принятия соответствующих отраслевых документов.
     В настоящее время таксомоторные перевозки выполняются  предп-
риятиями  и организациями различных организационно-правовых форм и
различного ведомственного подчинения,  а  функции  лицензирования,
надзора  и контроля в области перевозок пассажиров легковыми авто-
мобилями на коммерческой основе, сертификации транспортных средств
и  услуг  перевозчика распределены между различными уровнями госу-
дарственной власти.
     К нерешенным  вопросам в данной области следует также отнести
отсутствие терминов, которые могли бы быть использованы для регла-
ментации данного вида деятельности. Отсутствует система подготовки
и аттестации кадров. В настоящее время в Москве обслуживание насе-
ления  на  основании  полученных  в установленном порядке лицензий
осуществляют около 3 000 автомобилей - таксомоторов,  которые при-
надлежат предприятиям и организациям различных организационно-пра-
вовых форм, а также индивидуальным предпринимателям.
     В то  же  время растет число владельцев транспортных средств,
выполняющих перевозки пассажиров без оформления лицензий на  пере-
возку пассажиров легковыми автомобилями, без правил и тарифов, без
уплаты налогов в городской бюджет. Отсутствие единого порядка осу-
ществления перевозок влечет за собой некачественное оказание услуг
в данной сфере.
     Анализ зарубежной практики показал,  что отсутствие государс-
твенного регулирования данной отрасли в различных  странах  Европы
не увенчалось успехом вследствие проявления неэффективности рыноч-
ного механизма применительно к таксомоторным перевозкам.  К основ-
ным вопросам регулирования относятся:
     - требования при допуске к профессии перевозчиков такси;
     - допуск на рынок;
     - регулирование качества и безопасности  сервиса;
     - регулирование тарифов;
     - требования к водителям такси.


      Цели разработки, социально-экономическая эффективность
     принятия закона города Москвы "О такси в городе Москве"



     Проект закона  города Москвы "О такси в городе Москве" ориен-
тирован на:
     - установление правовых и организационных основ для  наиболее
полного удовлетворения потребностей жителей и гостей столицы в ка-
чественных и безопасных услугах такси;
     - установление  требований,  направленных  на обеспечение ка-
чества и безопасности обслуживания пассажиров;
     - упорядочение отношений, касающихся обеспечения качественно-
го и безопасного обслуживания пассажиров,  между органами исполни-
тельной власти города и хозяйствующими субъектами, действующими на
территории города Москвы,  в связи с отсутствием правового регули-
рования, установленного законодательством Российской Федерации;
     - развитие системы взаимодействия с саморегулируемыми органи-
зациями в сфере таксомоторных перевозок.
     Принятие закона города Москвы "О такси в городе Москве"  поз-
волит:
     - создать равновесие между государственным контролем и  само-
регулированием на основе сочетания административных и рыночных ме-
ханизмов регулирования таксомоторных перевозок;
     - установить  особенности различных видов таксомоторных пере-
возок, общие требования к организации таксомоторных перевозок, по-
рядок  допуска  перевозчиков  к осуществлению деятельности в сфере
таксомоторных перевозок, общие требования к ним;
     - улучшить  качество и обеспечить единые нормы безопасности в
сфере таксомоторных перевозок;
     - установить единство системы регулирования деятельности так-
сомоторных перевозок в городе Москве,  порядок осуществления конт-
роля и надзора в сфере таксомоторных перевозок;
     - обеспечить приоритет в развитии  таксомоторного  транспорта
как  альтернативы  использованию личного транспорта для поездок по
городу, с целью снижения транспортной загрузки магистралей;
     - обеспечить  доступность  услуги  для граждан с ограниченной
подвижностью;
     - снизить уровень незаконного занятия предпринимательской де-
ятельностью в сфере таксомоторных перевозок, что повлечет за собой
увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
     - привлечь  инвестиции  для развития таксомоторных перевозок;
обеспечить сферу таксомоторных перевозок квалифицированными кадра-
ми;
     - улучшить экологическую обстановку в городе Москве.
     Разрабатываемый проект закона даст возможность установить до-
полнительные требования к водителям и операторам таксомоторных пе-
ревозок, такие как:
     - требования к профессиональным качествам водителей (стаж  не
менее 3 лет, знание Москвы);

     - требования к транспортному средству (техническое состояние,
оборудование,  электронный таксометр,  средства связи и навигации,
внешний вид, срок эксплуатации);
     - экологические требования к автомобилям-такси;
     - требования к безопасности (регулярный  медицинский  осмотр,
сезонные покрышки, ремни безопасности и т.д.);
     - требования к информированию пассажира (фирменное наименова-
ние перевозчика,  юридический адрес, телефон, тариф за проезд, ви-
зитная карточка водителя, телефоны органов государственной власти,
уполномоченных  осуществлять контроль за качеством и безопасностью
услуг);
     - требования к регистрации автомобиля-такси (желтые государс-
твенные номерные знаки в соответствии с приказом МВД  и  соответс-
твующим ГОСТом).
     Для дальнейшего развития услуги такси в городе, проект закона
позволит  использовать  различные  формы государственной поддержки
легальных перевозчиков. Это касается использования городских стоя-
нок такси, Единой службы заказа такси, преимущества при проведении
конкурсов на право доверительного управления таксомоторными предп-
риятиями и т.д.
     Такая система государственной  поддержки  позволит  вытеснить
нелегальных перевозчиков из этого сектора транспортных услуг, и не
административными, а экономическими методами регулировать эти про-
цессы.
     В законопроекте необходимо также урегулировать виды  контроля
за  таксомоторными  перевозками на территории города Москвы в ука-
занных выше целях (по уровням - ведомственный и общественный конт-
роль), а также порядок его осуществления.
     Отдельную статью (ряд статей)  необходимо  посвятить  взаимо-
действию контролирующих органов города Москвы с федеральными, спе-
циально уполномоченными органами в области,  связанной с регулиро-
ванием оказания услуг такси, в том числе с правоохранительными ор-
ганами. В целях реализации соответствующих законодательных положе-
ний на уровне правовых актов будут установлены регламенты проведе-
ния совместных проверок.
     Также в законопроекте следует урегулировать вопросы организа-
ции информационного обмена между  органами,  контролирующими  осу-
ществление таксомоторных перевозок.

     Структура закона города Москвы "О такси в городе Москве"

     В преамбуле  проекта закона  будет отражен  предмет правового
регулирования и сфера его применения.

                     Глава 1. Общие положения

     Настоящая глава посвящена задачам и принципам правового регу-
лирования деятельности в области таксомоторных перевозок,  а также
определит круг участников процесса таксомоторных перевозок. В этой
главе будут даны термины и понятия применительно  к  таксомоторным
перевозкам.

      Глава 2. Управление в области таксомоторных перевозок

     В главе будут отображены полномочия  государственных  органов
власти,  роль саморегулируемых организаций в области таксомоторных
перевозок,  а также формы государственной поддержки  таксомоторных
перевозок.


        Глава 3. Осуществление таксомоторных перевозок на
                     территории города Москвы


     В настоящей главе предусматриваются требования к безопасности
при таксомоторных перевозках (включая и экологическую безопасность
транспортных средств),  к организаторам перевозок и водителям,  их
непосредственно осуществляющим.  Отдельными статьями будет предус-
мотрено проведение тарифной политики в области таксомоторных пере-
возок, а также определены задачи регулирования таксомоторных пере-
возок.

    Глава 4. Ответственность за несоблюдение настоящего закона

     В связи  с установлением требований глава предусматривает ад-
министративную ответственность в пределах компетенции города Моск-
вы за нарушение требований безопасности транспорта при осуществле-
нии таксомоторных перевозок,  за нарушение требований, предъявляе-
мых к водителям, осуществляющим таксомоторные перевозки.

          Глава 5. Заключительные и переходные положения

     В настоящей главе в соответствии с юридическими  требованиями
содержатся положения  о вступлении в силу закона и приведении ряда
правовых актов города Москвы в соответствие с настоящим законом  и
порядок их применения.


                              Верно: