Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Московской городской Думы
№ 68 от 30 марта 2005 года

Об отзыве на проект федерального закона № 273623-3 «Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка»

    Рассмотрев поступивший из Совета Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации проект федерального закона № 273623-3
<Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка>,


    МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЯЕТ:


    1. Направить в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации отзыв на проект федерального закона № 273623-3
<Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка>,
внесенный депутатами Государственной Думы Г.В.Гудковым, Е.А.Афанасьевым,
А.Г.Баксаевым, В.В.Бобыревым, В.В.Дятленко, А.С.Куликовым, С.А.Керимовым,
В.В.Маргеловым, В.В.Пановым, П.Г.Свечниковым, А.Е.Хинштейном, Е.В.Ройзманом.
    2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
    3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
Председателя Московской городской Думы.



    П.п. Председатель Московской     В.М.Платонов
        городской Думы


    Вносится Московской
    городской Думой


    Отзыв на проект
    федерального закона № 273623-3 <Об участии граждан
    Российской Федерации в обеспечении правопорядка>


    Поступивший проект федерального закона № 273623-3 <Об участии
граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка> определяет
правовую основу, цель и принципы участия граждан Российской Федерации
в обеспечении правопорядка, основания и порядок привлечения граждан к
обеспечению правопорядка, формы участия граждан в обеспечении
правопорядка (внештатное сотрудничество, общественные и государственно-
общественные объединения), виды и особенности деятельности
государственно-общественных объединений по обеспечению правопорядка,
руководство их деятельностью со стороны органов государственной власти
и органов местного самоуправления, их взаимодействие с
правоохранительными органами, членство в государственно-общественных
объединениях, обязанности, права и ответственность членов государственно-
общественных объединений по обеспечению правопорядка (в том числе
порядок применения ими в интересах обеспечения правопорядка физической
силы и специальных средств), вопросы финансирования и материально-
технического обеспечения, социальные гарантии.
    Положения законопроекта предусматривают возможность учреждения
органами местного самоуправления государственно-общественных
объединений по обеспечению правопорядка.
    Законопроект содержит серьезные недостатки и нуждается в
доработке по следующим основаниям:

    1. Законопроект ограничивает участие граждан в обеспечении
правопорядка лишь тремя формами:
    1) внештатное сотрудничество;
    2) общественное объединение;
    3) государственно-общественное объединение.
    При подобном ограничении принцип добровольности реализуется
только до момента назначения лица внештатным сотрудником или членом
общественного или государственно-общественного объединения, с
возникновением у последнего обязанностей и прав указанный принцип
утрачивается (статьи 4, 11 и 12 законопроекта).

    2. Законопроектом предусматриваются условия, на которых органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления могут или должны создавать государственно-общественные
объединения по обеспечению правопорядка.
    Согласно пункту <б> части 1 статьи 72 Конституции Российской
Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение
законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в
совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации, однако предлагаемый законопроект все организационные и иные
проблемы участия граждан Российской Федерации в обеспечении
правопорядка возлагает исключительно на субъекты Российской Федерации
и местное самоуправление.

    3. В законопроекте имеются противоречия: статьи 1 и 2
провозглашают участие граждан в обеспечении правопорядка, а статья 3
обязывает органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и органы местного самоуправления организовывать содействие гражданам
Российской Федерации не в участии, а в обеспечении правопорядка.

    4. Из положений статьи 7 законопроекта неясно, каким образом
органы местного самоуправления будут создавать государственно-
общественные объединения в виде государственных учреждений по
обеспечению правопорядка, потому что согласно статье 12 Конституции
Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в
систему органов государственной власти.

    5. Наделение членов государственно-общественных объединений
обязанностями, предусмотренными статьями 11, 12, 14, 15, 16
законопроекта (оказание содействия уполномоченным и должностным лицам,
осуществляющим борьбу с терроризмом; разъяснение гражданам, в том
числе правонарушителям, оснований применения к ним в целях обеспечения
общественного порядка мер по временному ограничению их прав и свобод и
возникающего в связи с этим права на обжалование этих действий),
предполагает не участие граждан в обеспечении правопорядка или их
содействие правоохранительным органам, а замену органов власти и
выполнение гражданами их обязанностей.

    6. Предоставление членам государственно-общественных объединений
права (абзац шестой статьи 12, статьи 14 и 16 законопроекта) применять к
правонарушителям специальные средства, в том числе резиновые палки,
слезоточивый газ, наручники, служебных собак, электрошоковые устройства
и физическую силу, вызывает возражения. Деятельность таких объединений
должна строиться на профессиональной основе, то есть подлежать
лицензированию, а члены государственно-общественных объединений
должны иметь лицензию на ношение и хранение оружия самообороны
(электрошоковые устройства, газовое оружие и др.), проходить специальную
подготовку и проверку в органах внутренних дел на пригодность к действиям
в ситуациях, связанных с применением специальных средств. Подобная
ситуация требует обеспечения указанных объединений профессиональными
кадрами, что также противоречит принципам добровольности и
общественного характера участия граждан в обеспечении правопорядка.

    7. Законопроект также не решает вопросы содержания служебных
собак и обеспечения деятельности кинологов, хранения спецсредств.
    На основании вышеизложенного Московская городская Дума не
поддерживает предложенный законопроект.



    Редактор проекта:
    депутат
    И.Ю.Святенко
    921-86-47
    30 марта 2005 года