Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 692-ПП от 27 августа 2002 года

Об организации контроля и административной ответственности за нарушения в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы

     В целях приведения законодательства города Москвы в соответс-
твие  с  Федеральным  законом  от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ "О
введении в действие Кодекса Российской Федерации об административ-
ных  правонарушениях",  Федеральным законом от 8 августа 2001 года
N 134-ФЗ  "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпри-
нимателей при проведении государственного контроля (надзора)",  во
исполнение  постановления Правительства Москвы от 12 сентября 2000
года N 726 "О мерах по совершенствованию законопроектной работы  в
органах  исполнительной власти города" Правительство Москвы поста-
новляет:
     1. Одобрить Концепцию организации контроля в  сфере  потреби-
тельского рынка и услуг города Москвы (приложение 1).
     2. Одобрить проект закона города Москвы "Об организации конт-
роля  и административной ответственности за нарушения в сфере пот-
ребительского рынка и услуг города Москвы" (приложение 2).
     3. Внести  законопроект  на рассмотрение Московской городской
Думы в установленном порядке.
     4. Департаменту  поддержки и развития малого предприниматель-
ства Правительства  Москвы  совместно  с  органами  исполнительной
власти  города Москвы и городскими организациями,  уполномоченными
на проведение государственного контроля, до 1 марта 2003 года раз-
работать  и  представить на рассмотрение Правительства Москвы кон-
цепцию закона города Москвы об организации контрольной деятельнос-
ти на территории города Москвы.
     5. Комитету территориальных органов исполнительной  власти  и
развития  местного самоуправления Правительства Москвы совместно с
Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства Пра-
вительства Москвы и Департаментом потребительского рынка и услуг в
срок до 1 января 2003 года  подготовить  проект  распорядительного
документа, определяющего порядок проведения мероприятий по контро-
лю органами местного самоуправления.
     6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на министров Правительства Москвы Малышкова В.И. и Егорова Е.В.



П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков


                              Приложение 1
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 27 августа 2002 года N 692-ПП


                        К О Н Ц Е П Ц И Я
   организации контроля в сфере потребительского рынка и услуг
                          города Москвы



                           СОДЕРЖАНИЕ:

                                                              Стр.
Раздел 1. Краткие итоги и основные направления  совершенство-
вания системы организации контрольной деятельности в сфере
потребительского рынка и услуг города Москвы ....................2

Раздел 2. Правовая основа организации контроля и администра-
тивной ответственности за нарушения в сфере потребительского
рынка и услуг города Москвы......................................5

Раздел 3. Цели и задачи организации контрольной деятельности
на потребительском рынке города Москвы...........................7

Раздел 4. Принципы организации контрольной деятельности на
территории города Москвы.........................................8

Раздел 5. Основные вопросы, которые необходимо  решить в це-
лях совершенствования системы контроля на потребительском рынке
 города Москвы...................................................8

Раздел 6. Разграничение полномочий органов государственной
власти города Москвы и органов местного самоуправления..........10

Раздел 7. Порядок организации контрольной деятельности..........12

Раздел 8. Административная ответственность и порядок произ-
водства по делам об административных правонарушениях............12


                        К О Н Ц Е П Ц И Я
   организации контроля в сфере потребительского рынка и услуг
                          города Москвы


Раздел 1. Краткие итоги и основные направления совершенствования
системы организации контрольной деятельности в сфере потребительс-
кого рынка и услуг города Москвы

      Указ Президента  Российской  Федерации  от  29.01.92 N 65 "О
свободе торговли" создал правовую основу для интенсивного развития
потребительского  рынка в условиях кардинальной перестройки эконо-
мики и либерализации цен.  При этом возникла необходимость органи-
зации эффективной системы контроля на потребительском рынке города
в новых условиях.
      В административных округах города Москвы были созданы терри-
ториальные управления Государственной инспекции по  торговле,  ка-
честву товаров и защите прав потребителей.
      Кодекс РСФСР  об  административных правонарушениях 1984 года
не предусматривал возможности применения административных  взыска-
ний к юридическим лицам.
      Соответственно размеры административных штрафов определялись
исходя из того,  что субъектами правонарушений являются физические
лица (граждане).
      Несмотря на  внесенные изменения и дополнения,  значительное
число составов правонарушений,  содержавшихся в КоАП РСФСР, не от-
вечало сложившейся социально-экономической ситуации.
      В этих условиях был принят  Закон города Москвы  от 29.06.94
N 11-51 "О штрафных санкциях за  нарушения  в  работе  предприятий
потребительского рынка и услуг г.Москвы", которым, с учетом пробе-
лов федерального законодательства,  были установлены составы адми-
нистративных правонарушений в сфере потребительского рынка,  опре-
делены штрафные санкции и порядок их применения.
      Право проведения  контрольных  мероприятий и наложения адми-
нистративных взысканий (штрафов)  было  предоставлено  префектурам
административных округов,  районным Управам, Департаменту потреби-
тельского рынка и услуг,  ряду органов исполнительной власти горо-
да,  ранее  не имевших реальных рычагов экономического воздействия
на правонарушителей.
      Названные, а также некоторые другие меры, осуществляемые ор-
ганами власти Москвы,  позволили создать условия для  защиты  прав
потребителей и пресечения недобросовестной конкуренции.
      Также принимались меры по защите прав юридических лиц и  ин-
дивидуальных  предпринимателей при проведении проверок их деятель-
ности. Постановлением  Правительства  Москвы от 19.07.94 N 611 "Об
утверждении  Правил  работы предприятий,  осуществляющих розничную
торговую деятельность на территории г.Москвы" было введено  обяза-
тельное  требование фиксации проведенной проверки и ее результатов
в контрольном журнале установленной формы.
      Законом города  Москвы от 09.12.98 N 29 "О торговой деятель-
ности в городе Москве" было введено требование об обязательном на-
личии  у работников контролирующих органов направления на проведе-
ние проверки с указанием даты и цели ее проведения,  должностей  и
фамилий проверяющих.
      В соответствии с указанным Законом  координация  контроля  в
сфере  потребительского  рынка  была возложена на отраслевой орган
городской администрации, осуществляющий управление и регулирование
в сфере торговой деятельности, которым является Департамент потре-
бительского рынка и услуг.
      Такая координация  осуществлялась  Департаментом посредством
взаимодействия с контролирующими структурами,  в том  числе  путем
организации  плановых  комплексных проверок.
      При проведении комплексных проверок особое  внимание  уделя-
лось  городским  рынкам.  Была  согласована и принята к исполнению
"Временная инструкция о порядке организации и проведения комплекс-
ных  проверок  рынков  города Москвы".
      Скоординированные действия различных контролирующих органов,
осуществляющих  проверки  в  соответствии с указанной инструкцией,
позволили повысить эффективность контроля на рынках  при  одновре-
менном сокращении общего количества проверок.
      В целях создания условий для предоставления населению  услуг
торговли и питания,  отвечающих современным требованиям и стимули-
рования развития конкурентного рынка, в г.Москве была введена сис-
тема сертификации услуг торговли и общественного питания,  которая
позволила повысить качество предоставляемых услуг.
      По инициативе  Департамента  с  1998 года в Москве и области
была введена региональная система идентификации качества алкоголь-
ной продукции, позволившая сократить объемы некачественной и фаль-
сифицированной продукции с 60%  на момент введения системы до 7-9%
в 2001 году.
      При этом были отработаны вопросы взаимодействия с  контроли-
рующими  органами,  решены  задачи  технологического  и материаль-
но-технического обеспечения системы и т.д.
      В соответствии  с  изменениями  Федерального закона "О госу-
дарственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной  и  спиртосодержащей продукции" маркировка алкогольной
продукции региональными идентификационными марками была  отменена,
что  требует  реформирования сложившейся системы.
      В связи с этим,  проблема контроля качества алкогольной про-
дукции приобретает особую актуальность.
      В целом,  вопросы организации контроля в сфере потребительс-
кого рынка требуют дальнейшего совершенствования, в том числе, пу-
тем пересмотра структур и функций контролирующих органов.
      Посланием Президента Российской Федерации Федеральному  Соб-
ранию Российской  Федерации  от  18.04.2002 отмечена необходимость
устранения необоснованных административных барьеров, совершенство-
вания  работы управленческих органов,  повышения доверия граждан к
государству.
      За последнее  время  был  принят  пакет федеральных законов,
направленных на "дебюрократизацию" экономики,  в том  числе  Феде-
ральный  закон  от  08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государствен-
ного контроля (надзора)".
      Вместе с тем, всеми контролирующими органами отмечается  по-
прежнему высокий процент выявляемых нарушений. Наиболее  распрост-
раненными продолжают оставаться нарушения, связанные с качеством и
безопасностью товаров (работ,  услуг), отсутствием полной и досто-
верной  информации о товарах (работах,  услугах),  изготовителях и
продавцах,  что представляет собой  весьма  негативную  тенденцию.
      Сложившаяся ситуация  требует  более четкой координации дея-
тельности контролирующих органов разных уровней.  Причем, их дейс-
твия  должны быть ограничены рамками установленных функций каждого
контролирующего органа.
      Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше-
ниях (далее - КоАП РФ),  вступивший в силу с 1 июля 2002 года, оп-
ределил основные составы правонарушений и меры юридической ответс-
твенности за их совершение, единый порядок назначения и исполнения
административного наказания, иные вопросы производства по делам об
административных правонарушениях применительно к современным  реа-
лиям.
      Согласно Федеральному  закону от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О вве-
дении в действие Кодекса Российской Федерации об  административных
правонарушениях" органам государственной власти субъектов Российс-
кой Федерации необходимо привести принятые ими акты об администра-
тивных правонарушениях в соответствие с КоАП РФ.
      С учетом изложенного необходимо привести законодательные ак-
ты города Москвы,  в том  числе  Закон города Москвы  от  29.06.94
N 11-51  "О  штрафных  санкциях  за нарушения в работе предприятий
потребительского рынка  и услуг г.Москвы",  в соответствие с феде-
ральным законодательством,  а также принять меры к совершенствова-
нию  системы организации контрольной деятельности в сфере потреби-
тельского рынка города, исходя из приоритетов развития взаимоотно-
шений бизнеса и власти в современных условиях, специфики организа-
ции городского управления и самоуправления в Москве.


Раздел 2.  Правовая основа организации контроля и административной
ответственности  за нарушения в сфере потребительского рынка и ус-
луг города Москвы

      Статьей 72 Конституции Российской Федерации административное
и административно-процессуальное  законодательство отнесено к сов-
местному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Феде-
рации.
      Положениями КоАП РФ определено,  что законодательство об ад-
министративных правонарушениях состоит из данного кодекса и прини-
маемых в соответствии с ним законов субъектов Федерации.
      Рядом федеральных  законов  вопросы  организации  контроля в
сфере потребительского рынка прямо отнесены к компетенции  субъек-
тов Российской Федерации и органов местного самоуправления,  в том
числе и по отдельным видам деятельности.
      К ним  относятся Федеральные законы от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О
качестве и  безопасности пищевых продуктов",  от 07.02.92 N 2300-1
"О защите  прав потребителей" (в ред. от 30.12.2001),  от 22.11.95
N 171-ФЗ  "О  государственном регулировании производства и оборота
этилового спирта,  алкогольной и  спиртосодержащей  продукции"  (в
ред. от 07.01. 99 N 18-ФЗ) и др.
      В соответствии со ст. 7 Устава города  Москвы основной целью
функционирования органов государственной власти  столицы  является
обеспечение  прав и свобод человека и гражданина,  экономического,
социального и культурного развития города в интересах его  населе-
ния.
      Таким образом,  Москва, как субъект федерации, вправе ввести
административную ответственность за правонарушения в сфере  потре-
бительского  рынка и услуг.  При этом вопросы административной от-
ветственности и общие положения организации контроля в сфере  пот-
ребительского  рынка целесообразно урегулировать специальным зако-
ном города,  разработанным в соответствии с федеральным  законода-
тельством,  Уставом города Москвы.
      Предметом регулирования данного закона должны  быть  общест-
венные  отношения,  складывающиеся  между органами государственной
власти,  органами местного самоуправления, общественными объедине-
ниями и другими субъектами при осуществлении контроля в сфере роз-
ничной торговли, выполнения работ, оказания услуг потребительского
назначения юридическими лицами,  индивидуальными предпринимателями
и гражданами.
      К предмету регулирования закона, также, должны быть отнесены
вопросы установления административной ответственности за нарушения
обязательных требований (правил и норм) в указанной сфере.
      Следует учитывать,  что в соответствии с федеральным законо-
дательством субъектом федерации может быть установлена администра-
тивная ответственность только за нарушения тех требований, которые
предусмотрены нормативными правовыми актами субъекта, изданными по
предметам ведения субъекта федерации либо по предметам совместного
ведения Российской Федерации и ее субъектов,  в части, не противо-
речащей федеральному законодательству.
      Выполнение предусмотренных  федеральными нормативными актами
требований,  в частности, по  вопросам качества и безопасности то-
варов  потребительского назначения,  соблюдения правил продажи от-
дельных видов товаров и т.д., вправе проверять и налагать за нару-
шение санкции только федеральные контролирующие органы.
      Законом города Москвы могут быть установлены  дополнительные
льготы для субъектов предпринимательской деятельности, не противо-
речащие федеральному законодательству,  в том числе в части увели-
чения  периода освобождения от плановых комплексных проверок (сог-
ласно федеральному закону данный период не может составлять  менее
двух лет).
      При этом дополнительных ограничений, связанных с организаци-
ей  и  проведением  мероприятий по контролю или увеличением макси-
мального размера, санкций закон вводить не может.
      Федеральные органы  исполнительной  власти  могут  учитывать
требования  данного закона при организации совместной работы с го-
родскими службами.
      Кроме того,  законом может быть предусмотрен порядок органи-
зации такой работы на основе заключаемых с  федеральными  органами
исполнительной власти соглашений о взаимодействии.


Раздел 3.  Цели и задачи организации контрольной  деятельности  на
потребительском рынке города Москвы

      Организация контрольной деятельности в сфере потребительско-
го рынка города Москвы должна быть направлена на реализацию следу-
ющих основных целей и задач:
     - защита  прав  предпринимателей  и  конституционных гарантий
предпринимательской деятельности;
     - сокращение  количества проверок и создание эффективного ме-
ханизма обеспечения прав граждан, юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей  при  организации контроля и применении мер адми-
нистративной ответственности в соответствии с федеральным  законо-
дательством;
     - упорядочение деятельности контролирующих  органов  в  сфере
потребительского  рынка города и устранение административных барь-
еров развитию предпринимательства на территории Москвы посредством
пересмотра  полномочий и сокращения числа городских контролирующих
органов, имеющих право наложения штрафов;
     - предупреждение правонарушений в сфере потребительского рын-
ка;
     - повышение ответственности и добросовестности граждан,  юри-
дических лиц и индивидуальных предпринимателей,  занятых  в  сфере
потребительского рынка и услуг города,  в том числе путем стимули-
рования образования саморегулируемых организаций предпринимателей,
основной  целью  которых является обеспечение добросовестного осу-
ществления профессиональной деятельности членами  такой  организа-
ции;
     - координация деятельности общественных объединений  потреби-
телей и объединений предпринимателей;
     - приведение законодательства Москвы в соответствие  с  феде-
ральным законодательством.
Раздел 4.  Принципы организации контрольной деятельности на терри-
тории города Москвы

      Организация и  координация контрольной деятельности в городе
Москве должна быть основана на следующих принципах:
     - презумпция добросовестности юридического лица или индивиду-
ального предпринимателя;
     - распределенность (установление четкого разделения компетен-
ции  органов,  осуществляющих производство по делам об администра-
тивных правонарушениях,  и органов, осуществляющих выявление нару-
шений и составление протоколов по ним,  при одновременном сокраще-
нии общего числа органов,  уполномоченных применять административ-
ное наказание);
     - комплексность (переход на проведение преимущественно  комп-
лексных проверок);
     - приоритет применения мер превентивного  характера  (предуп-
реждений);
     - законность (осуществление контроля строго в соответствии  с
законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации и города Москвы);
     - системность  (обеспечение  взаимодействия городских и феде-
ральных контролирующих органов, а также общественных организаций и
объединений предпринимателей).


Раздел 5.  Основные вопросы, которые необходимо решить в целях со-
вершенствования системы контроля на потребительском рынке города
Москвы

      Для дальнейшего совершенствования системы контроля на потре-
бительском рынке в соответствии с указанными принципами необходимо
решить следующие вопросы:
      1. Создать условия для сокращения количества проводимых про-
верок и числа контролирующих органов в городе Москве путем поэтап-
ного перехода на преимущественно комплексные проверки, формируемые
с участием федеральных структур.
      Для этого  необходимо  заключить  соглашения  с федеральными
контролирующими органами, в которых целесообразно определить поря-
док их взаимодействия с городскими структурами, в том числе, путем
участия в комплексных проверках.
      2. Исключить органы исполнительной власти  города  (департа-
менты, префектуры) и органы местного самоуправления из числа орга-
низаций, имеющих  право  применять штрафные санкции,  путем отмены
Закона города Москвы от 29.06.94 N 11-51 "О штрафных  санкциях  за
нарушения  в  работе  предприятий  потребительского  рынка и услуг
г.Москвы" и принятия нового закона,  учитывающего положения  феде-
рального законодательства.
      Указанные органы должны проводить проверки предприятий и вы-
носить предупреждения об устранении выявленных по итогам проведен-
ных проверок нарушений с установлением сроков их устранения.
      Неустранение нарушений в добровольном порядке в определенный
срок  должно  быть  основанием  для применения штрафных санкций со
стороны должностных лиц контролирующих органов.
      3. Определить порядок координации контрольной деятельности в
сфере потребительского рынка по уровням управления городом, с уче-
том  полномочий  органов государственной власти и органов местного
самоуправления.
      4. Расширить  практику  применения предупреждения в качестве
превентивной меры (вместо штрафа) по отношению  к  правонарушениям
небольшой  тяжести с одновременным установлением жесткого контроля
за устранением нарушений.
      5. Установить  действенные  меры ответственности должностных
лиц контролирующих органов за нарушение прав хозяйствующих субъек-
тов  при проведении контроля,  вплоть до отстранения от занимаемой
должности.
      В частности,  для более эффективного выявления злоупотребле-
ний должностных лиц контролирующих органов возможно создание  сис-
тем внутреннего контроля ("надзорного аудита").
      6. Упорядочить контрольную деятельность общественных органи-
заций на территории города в соответствии с законодательством Рос-
сийской Федерации путем заключения соглашений о взаимодействии.
      7. Проработать вопросы установления льготного режима контро-
ля для сетевых и иных структур,  добровольно принимающих  на  себя
обязательства по обеспечению установленных требований, в том числе
посредством организации  внутреннего  производственного  контроля,
участия в системах добровольной сертификации услуг,  осуществления
страхования  имущественной  ответственности  за  причинение  вреда
третьим лицам и т.д.
      Так, может  быть  увеличен  период  освобождения от плановых
комплексных проверок, а также предоставлена возможность доброволь-
но урегулировать претензии,  содержащиеся в жалобе на действия хо-
зяйствующего субъекта,  до начала процедуры рассмотрения жалобы по
существу уполномоченным органом.
      8. Штрафные санкции необходимо сохранить только по тем  сос-
тавам, которые предусматривают ответственность за серьезные  нару-
шения,  исключив  незначительные  (в  том числе устраняемые в ходе
проверок).
      При этом должен соблюдаться принцип коллегиального  принятия
решения  о наложении штрафных санкций путем передачи права наложе-
ния таких санкций административным  комиссиям,  создаваемым  Мэром
Москвы и префектами административных округов.
      9. Определить  единый  механизм  реализации полномочий феде-
ральных органов по приостановлению деятельности предприятий потре-
бительского рынка и услуг, в том числе, при проведении комплексных
проверок, а также принудительной ликвидации юридических лиц.
      10. Привести законодательство города Москвы в соответствие с
федеральным законодательством, с учетом его последних изменений.


Раздел 6.  Разграничение полномочий органов государственной власти
города Москвы и органов местного самоуправления

      Полномочия органов  законодательной  и исполнительной власти
Москвы как субъекта федерации и органов местного самоуправления по
организации  и осуществлению контрольной деятельности в сфере пот-
ребительского рынка на территории города определены, в целом, нор-
мами федерального законодательства.
      В соответствии со ст. 5  Федерального закона  от  08.08.2001
N 134-ФЗ  "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпри-
нимателей при проведении государственного  контроля  (надзора)"  к
полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Фе-
дерации в области защиты прав  юридических  лиц  и  индивидуальных
предпринимателей  при проведении государственного контроля (надзо-
ра), в том числе, относятся:
     - реализация единой государственной политики и соблюдение фе-
дерального законодательства в области защиты прав юридических  лиц
и  индивидуальных предпринимателей при проведении государственного
контроля (надзора) на территории субъекта федерации;
     - организация государственного контроля (надзора) на террито-
рии субъекта федерации органами исполнительной власти субъекта фе-
дерации и подведомственными им государственными учреждениями;
     - определение органов исполнительной власти субъектов федера-
ции,  уполномоченных осуществлять контрольные (надзорные) функции,
установление  их организационной структуры,  компетенции и порядка
деятельности (осуществляется высшим должностным лицом субъекта фе-
дерации).
      Статьей 44 Закона Российской Федерации "О защите прав потре-
бителей" к компетенции органов местного самоуправления отнесено:
     - рассмотрение жалоб потребителей, консультирование по вопро-
сам защиты прав потребителей;
     - анализ договоров,  заключаемых  продавцами  (исполнителями,
изготовителями) с потребителями,  в целях выявления условий, ущем-
ляющих права потребителей;
     - извещение  федеральных органов исполнительной власти,  осу-
ществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров  (работ,
услуг),  о выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества
либо опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей, окружаю-
щей среды и пр.
      Федеральным законом от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах
организации  местного самоуправления в Российской Федерации" уста-
новлено, что в городах федерального значения Москве и Санкт-Петер-
бурге  в  целях  сохранения единства городского хозяйства предметы
ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в
том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной
собственности, источники доходов местных бюджетов определяются за-
конами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
      В силу статьи 12  Конституции  Российской  Федерации  органы
местного  самоуправления  не  относятся к органам государственного
контроля (надзора) и не могут быть наделены полномочиями по назна-
чению и исполнению административных наказаний за выявленные право-
нарушения.  Поэтому проведение  проверок  хозяйствующих  субъектов
представителями районных Управ целесообразно по жалобам граждан.
      В целях повышения эффективности контроля и  устранения  нео-
боснованного дублирования функций контролирующих органов, разреше-
ния спорных вопросов и разработки предложений по  дальнейшему  со-
вершенствованию  контрольной деятельности,  целесообразно создание
при Правительстве Москве коллегиальных  органов  (Межведомственных
комиссий  с  привлечением  общественных организаций и предпринима-
тельских структур, советов и пр.).
Раздел 7. Порядок организации контрольной деятельности

      Основой организации  контроля  являются комплексные проверки
субъектов предпринимательской деятельности,  организуемые органами
исполнительной власти города с участием федеральных контролирующих
органов,  общественных объединений потребителей и органов местного
самоуправления по поручениям Мэра и Правительства Москвы, Департа-
мента потребительского рынка и услуг,  префектов  административных
округов  с  указанием цели проверки и пределов подлежащих контролю
требований.
      Проверки по обращениям организаций и жалобам граждан (потре-
бителей) производятся  тем  органом,  которому  адресована  жалоба
(направлена по подведомственности) в пределах его компетенции.
      В целях  оптимизации  контрольной  деятельности предлагается
дифференцировать комплексные проверки по уровням городского управ-
ления по следующей схеме: город - округ - район. Для каждого уров-
ня следует определить рамки мероприятий по контролю.
      Для городского уровня целесообразно определить перечень под-
ведомственных объектов (объектов городского значения),  в  который
должны войти:
      - крупные  торговые объекты (в соответствии с Законом города
Москвы от 09.12.98 N 29 "О торговой  деятельности в городе Москве"
к категории крупных объектов отнесены те, торговая площадь которых
превышает 1 000 кв.  метров,  независимо от количества арендаторов
(собственников) объекта);
      - объекты,  расположенные на центральных городских магистра-
лях и в местах особого историко-архитектурного значения;  объекты,
деятельность которых в силу ее специфики  должна  координироваться
на уровне города (например,  рынки,  крупные сетевые предприятия и
т.д.).
      Перечень таких объектов (категорий объектов) должен быть оп-
ределен нормативным актом исполнительной власти.
      Городские проверки необходимо осуществлять силами  городских
контролирующих  органов  с привлечением территориальных управлений
федеральных структур по городу Москве,  префектур административных
округов. Организатором таких комплексных проверок должен выступать
орган,  созданный для координации деятельности инспекций на уровне
города, и Департамент потребительского рынка и услуг.
      Комплексные проверки  объектов  окружного  значения  следует
осуществлять  преимущественно силами территориальных подразделений
контрольных (надзорных) органов в округах с привлечением  предста-
вителей районных Управ.
     Организация плановых проверок объектов окружного значения пе-
редается префектам административных округов.
     Органы местного  самоуправления (районные управы) вправе про-
водить проверки объектов потребительского рынка только по  жалобам
граждан.
     При организации контроля  необходимо  предусмотреть  льготные
режимы  проведения контрольных мероприятий в отношении крупных се-
тевых структур предпринимателей,  добровольно принимающих на  себя
обязательства  по обеспечению соблюдения установленных нормативных
требований,  в том числе в рамках  производственного  контроля,  а
также предприятий,  аккредитованных Правительством Москвы на соци-
альное обслуживание.
     Необходимо отработать  механизм взаимодействия контролирующих
органов и саморегулируемых организаций предпринимателей, создавае-
мых  в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридичес-
ких лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государс-
твенного контроля (надзора)",  в том числе, путем предупреждения о
предстоящей проверке,  проведения проверки только в отношении  10%
членов саморегулируемой организации и т.д.
     Отдельно также должен быть  регламентирован  порядок  взаимо-
действия  контролирующих органов и общественных организаций по за-
щите прав потребителей.
     При этом следует исходить из того, что такие общественные ор-
ганизации имеют право проведения проверок хозяйствующих  субъектов
в порядке,  определенном ст. 45 Закона Российской Федерации "О за-
щите прав потребителей", составления актов по результатам проверок
и направления их в соответствующие контролирующие органы.
     Требуют особого внимания вопросы учета мероприятий по контро-
лю, в том числе порядок обмена информацией о результатах их прове-
дения с учетом использования информации Центра  координации  конт-
рольной деятельности, созданного при Департаменте поддержки и раз-
вития малого предпринимательства Правительства Москвы, регистриру-
ющих органов, Торгового реестра и т.д.


Раздел 8.  Административная ответственность и порядок производства
по делам об административных правонарушениях

     Законом города  Москвы "Об организации контроля и администра-
тивной ответственности за нарушения в сфере потребительского  рын-
ка и услуг г.Москвы" должен быть установлен перечень составов  ад-
министративных  правонарушений  с указанием вида и размера санкций
(административных наказаний).
      Составы, включенные  в  закон не должны дублировать составы,
содержащиеся в федеральном законодательстве, так как законом горо-
да  может  быть установлена ответственность только за несоблюдение
требований, предусмотренных нормативными правовыми актами города в
пределах компетенции,  предоставленной Москве как субъекту федера-
ции.
      В число составов правонарушений могут быть включены:
     - нарушение правил работы  предприятий  торговли  и  бытового
обслуживания, установленных нормативными актами города (в том чис-
ле правил работы рынков и объектов мелкорозничной сети);
     - нарушение  требований  к  розничной  реализации алкогольной
продукции,  установленных субъектом федерации в рамках полномочий,
делегированных субъектам федеральными законами;
     - осуществление  мелкорозничной торговли (услуг) без разреше-
ния на право торговли (оказание услуг);
     - нарушение  сроков устранения выявленных контролирующими ор-
ганами нарушений и т.д.
      Для удобства  правоприменения соответствующие статьи (части,
статей) следует сгруппировать по тяжести правонарушений, критерия-
ми оценки которой могут быть общественная опасность,  вид и размер
административного наказания.
      Разработка данных  положений  предполагает  систематизацию и
анализ нормативной базы города в сфере  потребительского  рынка  в
целях  выявления  норм,  устанавливающих обязательные требования к
деятельности субъектов  потребительского  рынка,  не  обеспеченных
действенными мерами ответственности за их нарушение.
      В качестве административного наказания следует предусмотреть
вынесение предупреждения или взимание административного штрафа.
      Предупреждение будет являться действенной превентивной мерой
в отношении субъектов, совершивших правонарушения небольшой тяжес-
ти,  а административный штраф - реальным экономическим  механизмом
контроля  за соблюдением действующих норм и правил,  применяемым в
случаях,  когда превентивные меры не достигли  ожидаемого  эффекта
или  применение их нецелесообразно либо несоразмерно тяжести соде-
янного.
      Размеры штрафов  устанавливаются  по  правилам и в пределах,
предусмотренных КоАП РФ.
      В части процессуального порядка оформления результатов  про-
ведения  контрольных мероприятий,  следует сделать ссылку на соот-
ветствующие положения законодательства,  которыми он регламентиру-
ется, особенно в случаях выявления нарушений.
      В законе должен содержаться перечень  необходимых  процессу-
альных документов,  обязательное наличие которых предусмотрено фе-
деральным законодательством.
      Дела об  административных  правонарушениях,  предусмотренных
законом должны рассматриваться:
     - при  выявлении административного правонарушения в ходе про-
ведения проверки объекта городского значения - городской админист-
ративной комиссией;
     - при выявлении административного правонарушения в ходе  про-
ведения проверки объекта окружного значения либо объекта мелкороз-
ничной торговли или услуг - окружной административной комиссией.
      Составы административных  комиссий целесообразно формировать
из представителей городских контролирующих органов.  При этом в их
число  в  обязательном порядке должны войти представители органов,
обеспечивающих качество и безопасность продукции  (товаров  и  ус-
луг).
      Городская административная комиссия, уполномоченная рассмат-
ривать  дела  об административных правонарушениях в сфере потреби-
тельского рынка,  создается при отраслевом  органе  исполнительной
власти города.  Состав городской административной комиссии и поря-
док ее деятельности определяется  Положением  об  административных
комиссиях, утверждаемым высшим должностным лицом города Москвы.
      Окружные административные комиссии,  уполномоченные рассмат-
ривать  дела  об административных правонарушениях в сфере потреби-
тельского рынка,  создаются при территориальных  органах  исполни-
тельной  власти  города Москвы (префектурах административных окру-
гов). Составы окружных административных комиссий утверждаются пре-
фектами  административных  округов  города Москвы в соответствии с
Положением об административных комиссиях.
      Также, должен  быть  указан  механизм  обжалования  действий
должностных лиц органов государственного контроля,  в том числе  и
решений о наложении административного наказания.
      Для предупреждения   возможных  злоупотреблений  со  стороны
должностных лиц контролирующих органов в текст  закона  необходимо
включить  положение о персональной ответственности должностных лиц
за объективное,  полное и всестороннее исследование  обстоятельств
дел о выявленных правонарушениях, а также за разглашение сведений,
составляющих коммерческую тайну контролируемых хозяйствующих субъ-
ектов.
      Целесообразно включить в закон положение о материальной  от-
ветственности контролирующего органа за ущерб, нанесенный неправо-
мерными действиями должностных лиц при проведении контрольных  ме-
роприятий.
      Жалобы на неправомерные действия должностных  лиц  городских
контролирующих  органов  могут  быть направлены в Межведомственную
комиссию при Правительстве Москвы по  устранению  административных
барьеров  при развитии предпринимательства (далее - Межведомствен-
ная комиссия).
      По результатам рассмотрения поступивших жалоб Межведомствен-
ная комиссия выносит  решение  о  правомерности  (неправомерности)
действий  должностного лица с направлением материалов в Правитель-
ство Москвы, руководителям отраслевых и функциональных органов ис-
полнительной власти города, префектам административных округов.
      Решение Межведомственной комиссии  является  основанием  для
наложения  дисциплинарного  взыскания,  предусмотренного законода-
тельством Российской Федерации,  вплоть  до  увольнения  виновного
должностного лица.
      Решение Межведомственной комиссии может  быть  обжаловано  в
суд.
      В качестве дополнительной меры  воздействия  на  нарушителей
следует предусмотреть проведение мероприятий по проверке предписа-
ний контролирующих органов об устранении выявленных нарушений.
      Целесообразно определить механизм приостановления функциони-
рования торговых и иных объектов потребительского  рынка  в  соот-
ветствии  с  федеральным законодательством.  При этом нужно учиты-
вать, что в настоящее время правом приостановления отдельных видов
деятельности (например,  продажи,  хранения товаров, использования
определенных помещений,  эксплуатации объектов и  т.д.)  обладают:
федеральный антимонопольный орган; федеральный орган по стандарти-
зации, метрологии и сертификации; федеральный орган санитарно-эпи-
демиологического надзора; федеральный  орган по охране  окружающей
среды и природных ресурсов; другие федеральные органы исполнитель-
ной  власти  (их  территориальные  подразделения),  осуществляющие
контроль  за  качеством  и безопасностью товаров (работ,  услуг) в
пределах своей компетенции.
      В соответствии с ч. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской
Федерации, в случае  осуществления  деятельности  без  надлежащего
разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо
с иными неоднократными или грубыми  нарушениями  закона  или  иных
правовых  актов  юридическое лицо (субъект потребительского рынка)
может быть ликвидировано по решению суда.
      В этом  случае  требование о ликвидации юридического лица по
основаниям,  предусмотренным пунктом 2 статьи 61 Гражданского  ко-
декса Российской Федерации, может быть предъявлено в суд государс-
твенным органом,  которому предоставлено законом право на предъяв-
ление такого требования.
      В частности, в соответствующих случаях иски о принудительной
ликвидации  юридических лиц могут быть заявлены налоговыми органа-
ми,  органами Федеральной комиссии по ценным бумагам,  рядом  иных
органов,  а также прокурором (на основании ст. 35 Федерального за-
кона "О прокуратуре Российской Федерации").
      Правом на  предъявление  такого рода исков в суд не наделены
ни органы исполнительной власти  субъектов  федерации,  ни  органы
местного самоуправления.
      Таким образом, подобные иски могут быть направлены в суд че-
рез прокуратуру города по инициативе городского отраслевого органа
исполнительной власти,  осуществляющего управление и регулирование
в сфере торговой деятельности, а также территориальных органов ис-
полнительной власти Москвы.
      В связи  с  принятием закона необходимо признать утратившими
силу Закон города Москвы от 29.06.94 N 11-51 "О штрафных  санкциях
за  нарушения  в работе предприятий потребительского рынка и услуг
г.Москвы" и абзацы второй,  третий, четвертый статьи 14 Закона го-
рода Москвы от 09.12.98 N 29 "О  торговой  деятельности  в  городе
Москве".
.
                              Приложение 2
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 27 августа 2002 года N 692-ПП

                                                      ПРОЕКТ

                            З А К О Н

                          ГОРОДА  МОСКВЫ



Об организации контроля и административной ответственности
за нарушения в сфере потребительского рынка
и услуг города Москвы


     Настоящий Закон в соответствии с Кодексом Российской  Федера-
ции  об  административных правонарушениях,  Федеральным законом "О
защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей  при
проведении государственного контроля (надзора)", Федеральным зако-
ном "Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос-
сийской  Федерации",  иными федеральными законами и Уставом города
Москвы регулирует отношения,  связанные с организацией и  осущест-
влением  контроля,  а также устанавливает административную ответс-
твенность за нарушения  обязательных  требований,  предусмотренных
нормативными правовыми актами города Москвы в сфере розничной тор-
говли, общественного питания и оказания бытовых услуг населению.
      Действие настоящего Закона не распространяется на отношения,
связанные с проведением лицензионного контроля, а также иных видов
контроля (надзора), регулируемых специальными федеральными закона-
ми и законами города Москвы, если законодательством Российской Фе-
дерации не предусмотрено иное.


     Глава 1. Общие положения

     Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
     Для целей настоящего Закона используются следующие  понятия:
     контрольная деятельность  -  деятельность  уполномоченных  на
проведение  государственного  контроля  (надзора) органов исполни-
тельной  власти  города  Москвы по проведению  проверок выполнения
юридическими и физическими лицами или индивидуальными предпринима-
телями  обязательных  требований,  установленных  законами и иными
нормативными правовыми актами города Москвы в  сфере  потребитель-
ского рынка и услуг;
     объекты городского значения -  крупные  торговые  объекты,  а
также другие имущественные комплексы,  отнесенные к категории объ-
ектов городского значения в силу  особенностей  месторасположения,
осуществляемых  видов деятельности и т.д.  Перечень таких объектов
определяется в порядке, установленном Мэром Москвы;
     объекты окружного  значения  - объекты потребительского рынка
города, не отнесенные к объектам городского значения либо к объек-
там мелкорозничной сети;
     сетевая организация  потребительского  рынка  -  совокупность
расположенных на территории города Москвы юридических лиц,  их фи-
лиалов либо иных структурных подразделений, осуществляющих торгов-
лю  или  оказание бытовых услуг населению либо услуг общественного
питания и находящихся под общим управлением в силу закона или  до-
говора.

     Статья 2. Цели Закона
     Целями настоящего Закона являются:
     защита прав   предпринимателей   и  конституционных  гарантий
предпринимательской деятельности;
     устранение административных  барьеров  развитию  предпринима-
тельства на территории города;
     создание условий  для обеспечения прав потребителей и предуп-
реждение правонарушений в сфере потребительского рынка;
     повышение эффективности деятельности контролирующих органов в
сфере потребительского рынка и услуг.

     Статья 3. Задачи Закона
     К задачам настоящего Закона относятся:
     организация взаимодействия федеральных и городских  контроли-
рующих органов, устранение дублирования их функций;
     координация деятельности общественных объединений  потребите-
лей;
     стимулирование создания саморегулируемых организаций предпри-
нимателей;
      установление административной ответственности за  правонару-
шения в сфере потребительского рынка;
      сокращение количества проверок деятельности юридических  лиц
и индивидуальных предпринимателей, а также органов, уполномоченных
назначать  административные  наказания  в  виде  административного
штрафа.

      Статья 4. Принципы организации контрольной деятельности на
                территории города
      К основным принципам организации контрольной деятельности на
территории города относятся:
      презумпция добросовестности  юридического лица или индивиду-
ального предпринимателя;
      законность и  обоснованность проведения мероприятий по конт-
ролю;
      комплексность мероприятий   по   контролю;
      распределенность (четкое разграничение полномочий  контроли-
рующих органов);
      системность (координация деятельности  контролирующих  орга-
нов);
      приоритет применения мер превентивного характера (предупреж-
дений) за правонарушения небольшой тяжести.

      Статья 5. Разграничение  полномочий органов государственной
            власти города Москвы и органов местного самоуправления
      1. К полномочиям законодательного (представительного) органа
власти города Москвы относятся:
      определение общих  принципов и порядка организации контроль-
ной деятельности на территории города в соответствии  с  законода-
тельством Российской Федерации, в том числе целей, принципов, при-
оритетов и т.д.;
      установление административной  ответственности  за нарушение
требований,  предусмотренных нормативными правовыми актами  города
Москвы;
      иные полномочия,  отнесенные к компетенции  законодательного
(представительного) органа власти Уставом города Москвы.
      2. К полномочиям Мэра Москвы относятся:
      установление перечня городских органов исполнительной власти
и подведомственных организаций, уполномоченных на проведение госу-
дарственного контроля (городских контролирующих органов);
     определение организационной структуры,  компетенции, функций
и порядка деятельности городских органов государственного контроля
в соответствии с федеральными  законами,  Уставом  города  Москвы,
настоящим Законом, иными законами города Москвы;
      утверждение Положения об административных комиссиях, уполно-
моченных  рассматривать дела об административных правонарушениях в
сфере потребительского рынка города Москвы.
      3. К полномочиям органов исполнительной власти города Москвы
относятся:
      реализация единой  государственной политики в области защиты
прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при  прове-
дении  государственного контроля (надзора);
      организация государственного контроля на  территории  города
Москвы  и осуществление контрольной деятельности органами исполни-
тельной власти города Москвы,  подведомственными им  организациями
в  пределах  своей  компетенции в соответствии с федеральным зако-
нодательством и нормативными правовыми актами города  Москвы;
      осуществление взаимодействия с федеральными органами  испол-
нительной  власти,  уполномоченными на проведение государственного
контроля (надзора);
      координация деятельности  органов  местного самоуправления и
общественных объединений потребителей в соответствии с федеральны-
ми законами,  Уставом, законами и иными нормативными правовыми ак-
тами города Москвы;
      осуществление производства и исполнение постановлений по де-
лам об административных правонарушениях в пределах своей компетен-
ции;
      привлечение представителей юридических лиц и (или) индивиду-
альных предпринимателей, а также общественных объединений потреби-
телей к участию в решении  вопросов  организации  и  осуществления
контрольной  деятельности;
      иные полномочия в соответствии с федеральными законами,  Ус-
тавом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
      4. К  полномочиям  органов  местного  самоуправления  города
Москвы  относятся:
      рассмотрение жалоб потребителей  на  нарушение  обязательных
требований к товарам (работам,  услугам) и проведение проверок  по
обращениям потребителей;
      извещение федеральных и городских контролирующих органов,  о
выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества либо опас-
ных для жизни,  здоровья,  имущества потребителей  или  окружающей
среды;
      участие в проведении комплексных и иных проверок, организуе-
мых уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы;
      оказание консультационных услуг гражданам по вопросам защиты
прав потребителей;
      обращение в  суды в защиту прав потребителей;
      иные полномочия,  предусмотренные для органов местного само-
управления законами города Москвы.
      5. Органы местного  самоуправления  не  вправе  осуществлять
производство по делам об административных правонарушениях,  назна-
чать и применять административные  наказания.
      6. При  проведении проверок должностные лица городских конт-
ролирующих органов, а также органов местного самоуправления обяза-
ны  использовать утвержденные нормативными правовыми актами города
Москвы формы документов, в том числе бланки распоряжений на прове-
дение проверки.

      Глава 2. Порядок организации контрольной деятельности

      Статья 6. Формы государственного контроля
      1. Государственный контроль в сфере потребительского рынка и
услуг  на территории города осуществляется путем проведения плано-
вых и внеплановых проверок деятельности физических  и  юридических
лиц, индивидуальных предпринимателей.
      Проверки организуются преимущественно на комплексной основе.
      Порядок организации  проверок и порядок взаимодействия конт-
ролирующих органов города Москвы при проведении проверок определя-
ется Мэром Москвы в соответствии с федеральным законодательством и
настоящим Законом.
      В отношении  одного  юридического  лица  или индивидуального
предпринимателя каждым органом государственного контроля  плановая
проверка может быть проведена не более чем один раз в два года.
      2. При проведении мероприятий по контролю  должностные  лица
органов  государственного  контроля города Москвы не вправе прове-
рять выполнение требований,  не относящихся к  компетенции  органа
государственного контроля, от имени которого действуют должностные
лица,  а также совершать иные действия,  запрещенные  федеральными
законами или законами города Москвы.

      Статья 7. Взаимодействие городских и федеральных контролиру-
                ющих органов
      1. Координация деятельности городских контролирующих органов
и  территориальных подразделений федеральных органов государствен-
ного контроля (надзора) осуществляется на основе соглашений,  зак-
лючаемых в соответствии  с законами и иными  нормативными правовы-
ми актами Российской Федерации и города Москвы.
      Соглашения определяют формы и порядок взаимодействия городс-
ких и федеральных органов государственного контроля  (надзора),  в
том числе вопросы информационного обмена, участия в проведении ме-
роприятий по контролю,  совместной разработки и реализации мер  по
предупреждению и пресечению правонарушений, повышению добросовест-
ности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
      2. Соглашения  о  взаимодействии,  предусмотренные  частью 1
настоящей статьи, заключаются между  отраслевым  органом  исполни-
тельной власти города Москвы, осуществляющим  управление  и  регу-
лирование в сфере торговой деятельности и предоставления населению
услуг потребительского назначения,  и территориальными подразделе-
ниями федеральных органов государственного контроля (надзора).

      Статья 8.  Взаимодействие контролирующих органов и отдельных
                 категорий предприятий потребительского рынка
      1. Саморегулируемые организации  предпринимателей,  а  также
сетевые организации потребительского рынка вправе добровольно при-
нять на себя дополнительные обязательства по добросовестному  осу-
ществлению  профессиональной  деятельности,  в  том числе в рамках
внутреннего производственного контроля,  страхования имущественной
ответственности за причинение вреда третьим лицам,  предоставления
иных гарантий.
      В этом  случае  заключаются  соглашения о взаимодействии при
проведении государственного контроля,  если федеральным  законода-
тельством или законодательством города Москвы не установлено иное.
      2. Соглашения,  предусмотренные частью 1  настоящей  статьи,
заключаются  отраслевым органом исполнительной власти города Моск-
вы, осуществляющим управление и регулирование в сфере торговой де-
ятельности  и предоставления населению услуг потребительского наз-
начения.
      Статья 9. Взаимодействие контролирующих органов и обществен-
                ных объединений потребителей
      1. Общественные объединения потребителей могут  привлекаться
к  осуществлению мероприятия по контролю на основании распоряжения
(приказа) руководителя органа исполнительной власти, ответственно-
го за проведение проверки.
      2. Формы взаимодействия городских контролирующих  органов  и
общественных  объединений потребителей определяются соглашениями о
взаимодействии.

      Статья 10.  Проведение мероприятий по контролю  в  отношении
                  участников сертификации услуг
      В отношении  юридических лиц и индивидуальных предпринимате-
лей - участников систем сертификации  услуг  плановые  комплексные
проверки проводятся одновременно с проведением предусмотренных ус-
ловиями добровольной сертификации  мероприятий  по  инспекционному
контролю, но не чаще чем один раз в два года.

      Статья 11.  Учет мероприятий по контролю
      1. Юридические  лица  и индивидуальные предприниматели ведут
журнал учета мероприятий по контролю установленной формы.
      О каждой проверке лицо, ответственное за ее проведение, либо
иное уполномоченное должностное лицо производит запись  в  журнале
учета мероприятий по контролю с указанием даты,  времени и продол-
жительности проверки, фамилии, имени, отчества и должности лица ее
проводившего.
      О внесении записи в журнал учета мероприятий по контролю ли-
бо о невнесении такой записи (с указанием причин) делается отметка
в акте, составляемом по результатам проведенной проверки.
      2. Лицо,  ответственное  за  проведение проверки,  либо иное
уполномоченное должностное лицо направляет информацию о  результа-
тах  проведенной  проверки  в  уполномоченный орган исполнительной
власти города Москвы, осуществляющий учет мероприятий по контролю.
      3. В случаях, предусмотренных соглашениями о взаимодействии,
информация о результатах  проведенной  городскими  контролирующими
органами проверки направляется федеральным органам государственно-
го контроля (надзора) и (или) общественным объединениям потребите-
лей.
      4. При формировании базы данных учета мероприятий по контро-
лю,  проводимых на территории города Москвы, используются сведения
органов,  осуществляющих  государственную  регистрацию юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей,  данные Торгового  реестра,
иных информационных ресурсов города Москвы.
      Городские органы государственного контроля обязаны использо-
вать информацию базы данных учета мероприятий по контролю при пла-
нировании проведения проверок деятельности  хозяйствующих  субъек-
тов.
      5. Информация,  полученная в результате проведения мероприя-
тия  по  контролю,  за  исключением сведений о некачественных либо
опасных для жизни или здоровья товарах (работах,  услугах), счита-
ется конфиденциальной и не подлежит разглашению.
      Лица, допустившие разглашение такой информации несут ответс-
твенность  в соответствии с федеральным  законодательством и  нас-
тоящим Законом.

      Глава 3.  Административная ответственность и производство по
делам об административных правонарушениях

      Статья 12.  Производство по делам об административных право-
                  нарушениях
      1. Оформление  результатов  мероприятий по контролю и произ-
водство по делам об административных правонарушениях осуществляет-
ся в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федера-
ции.
      2. Совершение  административного правонарушения,  предусмот-
ренного настоящим Законом, влечет назначение административного на-
казания  в виде вынесения предупреждения или наложения администра-
тивного штрафа.
      3. Административные наказания в виде административного штра-
фа назначаются только административными  комиссиями,  создаваемыми
на  территории  города  Москвы  в соответствии с федеральным зако-
нодательством и настоящим Законом.

       Статья 13. Органы, уполномоченные рассматривать дела об ад-
                  министративных правонарушениях
      1. Органами (должностными лицами),  уполномоченными рассмат-
ривать  дела об административных  правонарушениях, предусмотренных
настоящим Законом,  являются руководители городских контролирующих
органов  в пределах своей компетенции и административные комиссии,
создаваемые в соответствии с федеральным  законодательством и нас-
тоящим Законом.
      2. Административные комиссии являются коллегиальными органа-
ми,  уполномоченными рассматривать дела об административных право-
нарушениях и назначать административные наказания в виде вынесения
предупреждений и наложения административных штрафов.
      Положение об   административных   комиссиях,  уполномоченных
рассматривать дела об  административных  правонарушениях  в  сфере
потребительского рынка города Москвы,  утверждается Мэром Москвы в
соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.
      Административные комиссии формируются из представителей  го-
родских контролирующих органов с обязательным включением в их сос-
тав должностных лиц органов,  осуществляющих контроль за качеством
и безопасностью продукции,  сырья и продовольствия.
      3. Постановление административной комиссии по делу об  адми-
нистративном правонарушении может быть обжаловано в суд в порядке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации.

      Статья 14. Нарушение правил работы рынков
      1. Нарушение  установленных  законом  либо  иным нормативным
правовым актом города Москвы правил (требований, норм) работы рын-
ков -
     влечет вынесение предупреждения.
      2. Повторное  нарушение  предусмотренных  частью 1 настоящей
статьи правил (требований, норм), а равно нарушение, повлекшее или
создавшее угрозу причинения вреда здоровью людей,  либо неустране-
ние нарушения в установленный срок -
     влечет наложение административного штрафа на должностных  лиц
в  размере  от  двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты
труда; на юридических лиц - от ста до трехсот минимальных размеров
оплаты труда.

      Статья 15.  Нарушение правил работы объектов  мелкорозничной
                  торговли
     1. Нарушение установленных законом либо иным нормативным пра-
вовым актом города Москвы правил (требований, норм)  работы объек-
тов мелкорозничной торговли -
     влечет  вынесение  предупреждения.
     2. Повторное нарушение  предусмотренных  частью  1  настоящей
статьи правил (требований, норм), а равно нарушение, повлекшее или
создавшее угрозу причинения вреда здоровью людей,  либо неустране-
ние нарушения в установленный срок -
     влечет наложение административного штрафа на должностных  лиц
в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты тру-
да; на юридических лиц - от двадцати до двухсот минимальных разме-
ров оплаты труда.

     Статья 16. Осуществление мелкорозничной торговли (услуг) без
                разрешения на право торговли (оказание услуг)
     Осуществление мелкорозничной  торговли и (или) оказание услуг
без специального разрешения,  предусмотренного законом  либо  иным
нормативным правовым актом города Москвы, или с нарушением условий
выдачи такого разрешения -
     влечет наложение административного штрафа на граждан в разме-
ре от десяти до двадцати пяти минимальных размеров  оплаты  труда;
на  должностных лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных разме-
ров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до трехсот минималь-
ных размеров оплаты труда.

     Статья 17. Нарушение порядка льготного обслуживания населе-
                ния
     1. Нарушение  порядка предоставления льгот в обслуживании от-
дельных категорий граждан,  установленного нормативными  правовыми
актами города Москвы -
     влечет вынесение предупреждения.
     2. Повторное  нарушение  предусмотренных  частью  1 настоящей
статьи правил,  либо неустранение нарушения в установленный срок -
влечет  наложение  административного  штрафа  на должностных лиц в
размере от пяти до десяти минимальных размеров  оплаты  труда;  на
юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты
труда.

      Статья 18.  Невыполнение предписания органа государственного
                  контроля города Москвы
      Невыполнение в   установленный  срок  законного  предписания
(постановления) или требования уполномоченного органа (должностно-
го  лица) города Москвы,  осуществляющего государственный контроль
либо воспрепятствование осуществлению должностным лицом органа го-
сударственного контроля служебных обязанностей -
     влечет наложение административного штрафа на граждан в разме-
ре от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должност-
ных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;  на
юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты
труда.

     Статья 19. Приостановление и прекращение деятельности объек-
                тов
     1. В случае неоднократного нарушения  юридическим  лицом  или
индивидуальным  предпринимателем  требований,  установленных феде-
ральным законодательством или законодательством города Москвы, ру-
ководитель  отраслевого  (территориального)  органа исполнительной
власти города,  наделенного полномочиями по  проведению  государс-
твенного контроля, вправе:
     направить обращение в федеральные органы исполнительной влас-
ти,  наделенные  соответствующими  полномочиями,  с предложением о
приостановлении деятельности такого юридического лица или  индиви-
дуального предпринимателя до устранения выявленных нарушений;
     направить обращение в уполномоченные федеральные органы влас-
ти  с предложением о ликвидации такого юридического лица или инди-
видуального предпринимателя в судебном порядке.
     2. В  случае  выявления нарушений в действиях должностных лиц
организаций потребительского рынка, руководитель отраслевого (тер-
риториального)  органа  исполнительной  власти вправе инициировать
процедуру дисквалификации должностного лица, в порядке, предусмот-
ренном законодательством Российской Федерации.

     Статья 20. Ответственность должностных лиц органов государс-
                твенного  контроля
      1. Должностные лица органов государственного контроля  несут
персональную ответственность за полное, объективное и всестороннее
исследование всех обстоятельств,  имеющих значение при  проведении
мероприятия  по  контролю.
      За ущерб, причиненный неправомерными действиями при проведе-
нии  мероприятия  по контролю,  должностные лица,  участвовавшие в
проведении проверки,  несут дисциплинарную, административную, уго-
ловную  и  иную ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
      2. Действия должностных лиц городских контролирующих органов
могут  быть обжалованы в вышестоящий орган (вышестоящему должност-
ному лицу) либо непосредственно в суд.

      Статья 21.  Распределение денежных  средств,  полученных  от
                  взимания штрафов
      Денежные средства,  полученные от взимания  административных
штрафов,  направляются в бюджет города Москвы.
      Запрещается непосредственное перечисление средств,  получен-
ных от взимания штрафов, на счета органов государственного контро-
ля.

      Глава 4. Заключительные положения

      Статья 22.  Приведение  нормативных  правовых  актов  города
                 Москвы в соответствие с настоящим Законом
      1. С  момента введения в действие настоящего Закона признать
утратившими силу:
     - Закон города Москвы от 29.06.94 N 11-51 "О штрафных санкци-
ях  за нарушения в работе предприятий потребительского рынка и ус-
луг г.Москвы";
     - Закон города Москвы от 27.09.95 N 19 "О внесении дополнений
в Закон города Москвы от 29 июня 1994 года  N  11-51  "О  штрафных
санкциях  за нарушения в работе предприятий потребительского рынка
и услуг города Москвы";
     - Закон  города Москвы от 05.11.97 N 45 "О внесении изменений
и дополнений в Закон города Москвы от 29 июня 1994 года N 11-51 "О
штрафных  санкциях  за нарушения в работе предприятий потребитель-
ского рынка и услуг города Москвы";
     - пункт  1 статьи 1 Закона города Москвы от 21.02.2001 N 6 "О
приведении в соответствие с Бюджетным кодексом Российской  Федера-
ции отдельных законов города Москвы";
     - абзацы второй,  третий,  четвертый статьи 14 Закона  города
Москвы от 09.12.98 N 29 "О торговой деятельности в городе Москве".
      2. Пункт 11  статьи  2  Закона  города  Москвы  от  11.09.96
N 28-91  "О  районной Управе в городе Москве" изложить в следующей
редакции:
"11) контроль за соблюдением установленного правовыми актами горо-
да  Москвы  порядка в сфере потребительского рынка и услуг в соот-
ветствии с законами города Москвы;".
      3. Органам  государственной  власти  города  Москвы привести
свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

      Статья 23.  Введение настоящего Закона в действие
      Настоящий закон вступает в силу через 10 дней после его офи-
циального опубликования.


                              Верно: