В целях приведения законодательства города Москвы в соответс-
твие с Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ "О
введении в действие Кодекса Российской Федерации об административ-
ных правонарушениях", Федеральным законом от 8 августа 2001 года
N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпри-
нимателей при проведении государственного контроля (надзора)", во
исполнение постановления Правительства Москвы от 12 сентября 2000
года N 726 "О мерах по совершенствованию законопроектной работы в
органах исполнительной власти города" Правительство Москвы поста-
новляет:
1. Одобрить Концепцию организации контроля в сфере потреби-
тельского рынка и услуг города Москвы (приложение 1).
2. Одобрить проект закона города Москвы "Об организации конт-
роля и административной ответственности за нарушения в сфере пот-
ребительского рынка и услуг города Москвы" (приложение 2).
3. Внести законопроект на рассмотрение Московской городской
Думы в установленном порядке.
4. Департаменту поддержки и развития малого предприниматель-
ства Правительства Москвы совместно с органами исполнительной
власти города Москвы и городскими организациями, уполномоченными
на проведение государственного контроля, до 1 марта 2003 года раз-
работать и представить на рассмотрение Правительства Москвы кон-
цепцию закона города Москвы об организации контрольной деятельнос-
ти на территории города Москвы.
5. Комитету территориальных органов исполнительной власти и
развития местного самоуправления Правительства Москвы совместно с
Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства Пра-
вительства Москвы и Департаментом потребительского рынка и услуг в
срок до 1 января 2003 года подготовить проект распорядительного
документа, определяющего порядок проведения мероприятий по контро-
лю органами местного самоуправления.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на министров Правительства Москвы Малышкова В.И. и Егорова Е.В.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 27 августа 2002 года N 692-ПП
К О Н Ц Е П Ц И Я
организации контроля в сфере потребительского рынка и услуг
города Москвы
СОДЕРЖАНИЕ:
Стр.
Раздел 1. Краткие итоги и основные направления совершенство-
вания системы организации контрольной деятельности в сфере
потребительского рынка и услуг города Москвы ....................2
Раздел 2. Правовая основа организации контроля и администра-
тивной ответственности за нарушения в сфере потребительского
рынка и услуг города Москвы......................................5
Раздел 3. Цели и задачи организации контрольной деятельности
на потребительском рынке города Москвы...........................7
Раздел 4. Принципы организации контрольной деятельности на
территории города Москвы.........................................8
Раздел 5. Основные вопросы, которые необходимо решить в це-
лях совершенствования системы контроля на потребительском рынке
города Москвы...................................................8
Раздел 6. Разграничение полномочий органов государственной
власти города Москвы и органов местного самоуправления..........10
Раздел 7. Порядок организации контрольной деятельности..........12
Раздел 8. Административная ответственность и порядок произ-
водства по делам об административных правонарушениях............12
К О Н Ц Е П Ц И Я
организации контроля в сфере потребительского рынка и услуг
города Москвы
Раздел 1. Краткие итоги и основные направления совершенствования
системы организации контрольной деятельности в сфере потребительс-
кого рынка и услуг города Москвы
Указ Президента Российской Федерации от 29.01.92 N 65 "О
свободе торговли" создал правовую основу для интенсивного развития
потребительского рынка в условиях кардинальной перестройки эконо-
мики и либерализации цен. При этом возникла необходимость органи-
зации эффективной системы контроля на потребительском рынке города
в новых условиях.
В административных округах города Москвы были созданы терри-
ториальные управления Государственной инспекции по торговле, ка-
честву товаров и защите прав потребителей.
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1984 года
не предусматривал возможности применения административных взыска-
ний к юридическим лицам.
Соответственно размеры административных штрафов определялись
исходя из того, что субъектами правонарушений являются физические
лица (граждане).
Несмотря на внесенные изменения и дополнения, значительное
число составов правонарушений, содержавшихся в КоАП РСФСР, не от-
вечало сложившейся социально-экономической ситуации.
В этих условиях был принят Закон города Москвы от 29.06.94
N 11-51 "О штрафных санкциях за нарушения в работе предприятий
потребительского рынка и услуг г.Москвы", которым, с учетом пробе-
лов федерального законодательства, были установлены составы адми-
нистративных правонарушений в сфере потребительского рынка, опре-
делены штрафные санкции и порядок их применения.
Право проведения контрольных мероприятий и наложения адми-
нистративных взысканий (штрафов) было предоставлено префектурам
административных округов, районным Управам, Департаменту потреби-
тельского рынка и услуг, ряду органов исполнительной власти горо-
да, ранее не имевших реальных рычагов экономического воздействия
на правонарушителей.
Названные, а также некоторые другие меры, осуществляемые ор-
ганами власти Москвы, позволили создать условия для защиты прав
потребителей и пресечения недобросовестной конкуренции.
Также принимались меры по защите прав юридических лиц и ин-
дивидуальных предпринимателей при проведении проверок их деятель-
ности. Постановлением Правительства Москвы от 19.07.94 N 611 "Об
утверждении Правил работы предприятий, осуществляющих розничную
торговую деятельность на территории г.Москвы" было введено обяза-
тельное требование фиксации проведенной проверки и ее результатов
в контрольном журнале установленной формы.
Законом города Москвы от 09.12.98 N 29 "О торговой деятель-
ности в городе Москве" было введено требование об обязательном на-
личии у работников контролирующих органов направления на проведе-
ние проверки с указанием даты и цели ее проведения, должностей и
фамилий проверяющих.
В соответствии с указанным Законом координация контроля в
сфере потребительского рынка была возложена на отраслевой орган
городской администрации, осуществляющий управление и регулирование
в сфере торговой деятельности, которым является Департамент потре-
бительского рынка и услуг.
Такая координация осуществлялась Департаментом посредством
взаимодействия с контролирующими структурами, в том числе путем
организации плановых комплексных проверок.
При проведении комплексных проверок особое внимание уделя-
лось городским рынкам. Была согласована и принята к исполнению
"Временная инструкция о порядке организации и проведения комплекс-
ных проверок рынков города Москвы".
Скоординированные действия различных контролирующих органов,
осуществляющих проверки в соответствии с указанной инструкцией,
позволили повысить эффективность контроля на рынках при одновре-
менном сокращении общего количества проверок.
В целях создания условий для предоставления населению услуг
торговли и питания, отвечающих современным требованиям и стимули-
рования развития конкурентного рынка, в г.Москве была введена сис-
тема сертификации услуг торговли и общественного питания, которая
позволила повысить качество предоставляемых услуг.
По инициативе Департамента с 1998 года в Москве и области
была введена региональная система идентификации качества алкоголь-
ной продукции, позволившая сократить объемы некачественной и фаль-
сифицированной продукции с 60% на момент введения системы до 7-9%
в 2001 году.
При этом были отработаны вопросы взаимодействия с контроли-
рующими органами, решены задачи технологического и материаль-
но-технического обеспечения системы и т.д.
В соответствии с изменениями Федерального закона "О госу-
дарственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции" маркировка алкогольной
продукции региональными идентификационными марками была отменена,
что требует реформирования сложившейся системы.
В связи с этим, проблема контроля качества алкогольной про-
дукции приобретает особую актуальность.
В целом, вопросы организации контроля в сфере потребительс-
кого рынка требуют дальнейшего совершенствования, в том числе, пу-
тем пересмотра структур и функций контролирующих органов.
Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Соб-
ранию Российской Федерации от 18.04.2002 отмечена необходимость
устранения необоснованных административных барьеров, совершенство-
вания работы управленческих органов, повышения доверия граждан к
государству.
За последнее время был принят пакет федеральных законов,
направленных на "дебюрократизацию" экономики, в том числе Феде-
ральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государствен-
ного контроля (надзора)".
Вместе с тем, всеми контролирующими органами отмечается по-
прежнему высокий процент выявляемых нарушений. Наиболее распрост-
раненными продолжают оставаться нарушения, связанные с качеством и
безопасностью товаров (работ, услуг), отсутствием полной и досто-
верной информации о товарах (работах, услугах), изготовителях и
продавцах, что представляет собой весьма негативную тенденцию.
Сложившаяся ситуация требует более четкой координации дея-
тельности контролирующих органов разных уровней. Причем, их дейс-
твия должны быть ограничены рамками установленных функций каждого
контролирующего органа.
Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше-
ниях (далее - КоАП РФ), вступивший в силу с 1 июля 2002 года, оп-
ределил основные составы правонарушений и меры юридической ответс-
твенности за их совершение, единый порядок назначения и исполнения
административного наказания, иные вопросы производства по делам об
административных правонарушениях применительно к современным реа-
лиям.
Согласно Федеральному закону от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О вве-
дении в действие Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях" органам государственной власти субъектов Российс-
кой Федерации необходимо привести принятые ими акты об администра-
тивных правонарушениях в соответствие с КоАП РФ.
С учетом изложенного необходимо привести законодательные ак-
ты города Москвы, в том числе Закон города Москвы от 29.06.94
N 11-51 "О штрафных санкциях за нарушения в работе предприятий
потребительского рынка и услуг г.Москвы", в соответствие с феде-
ральным законодательством, а также принять меры к совершенствова-
нию системы организации контрольной деятельности в сфере потреби-
тельского рынка города, исходя из приоритетов развития взаимоотно-
шений бизнеса и власти в современных условиях, специфики организа-
ции городского управления и самоуправления в Москве.
Раздел 2. Правовая основа организации контроля и административной
ответственности за нарушения в сфере потребительского рынка и ус-
луг города Москвы
Статьей 72 Конституции Российской Федерации административное
и административно-процессуальное законодательство отнесено к сов-
местному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Феде-
рации.
Положениями КоАП РФ определено, что законодательство об ад-
министративных правонарушениях состоит из данного кодекса и прини-
маемых в соответствии с ним законов субъектов Федерации.
Рядом федеральных законов вопросы организации контроля в
сфере потребительского рынка прямо отнесены к компетенции субъек-
тов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в том
числе и по отдельным видам деятельности.
К ним относятся Федеральные законы от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О
качестве и безопасности пищевых продуктов", от 07.02.92 N 2300-1
"О защите прав потребителей" (в ред. от 30.12.2001), от 22.11.95
N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в
ред. от 07.01. 99 N 18-ФЗ) и др.
В соответствии со ст. 7 Устава города Москвы основной целью
функционирования органов государственной власти столицы является
обеспечение прав и свобод человека и гражданина, экономического,
социального и культурного развития города в интересах его населе-
ния.
Таким образом, Москва, как субъект федерации, вправе ввести
административную ответственность за правонарушения в сфере потре-
бительского рынка и услуг. При этом вопросы административной от-
ветственности и общие положения организации контроля в сфере пот-
ребительского рынка целесообразно урегулировать специальным зако-
ном города, разработанным в соответствии с федеральным законода-
тельством, Уставом города Москвы.
Предметом регулирования данного закона должны быть общест-
венные отношения, складывающиеся между органами государственной
власти, органами местного самоуправления, общественными объедине-
ниями и другими субъектами при осуществлении контроля в сфере роз-
ничной торговли, выполнения работ, оказания услуг потребительского
назначения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями
и гражданами.
К предмету регулирования закона, также, должны быть отнесены
вопросы установления административной ответственности за нарушения
обязательных требований (правил и норм) в указанной сфере.
Следует учитывать, что в соответствии с федеральным законо-
дательством субъектом федерации может быть установлена администра-
тивная ответственность только за нарушения тех требований, которые
предусмотрены нормативными правовыми актами субъекта, изданными по
предметам ведения субъекта федерации либо по предметам совместного
ведения Российской Федерации и ее субъектов, в части, не противо-
речащей федеральному законодательству.
Выполнение предусмотренных федеральными нормативными актами
требований, в частности, по вопросам качества и безопасности то-
варов потребительского назначения, соблюдения правил продажи от-
дельных видов товаров и т.д., вправе проверять и налагать за нару-
шение санкции только федеральные контролирующие органы.
Законом города Москвы могут быть установлены дополнительные
льготы для субъектов предпринимательской деятельности, не противо-
речащие федеральному законодательству, в том числе в части увели-
чения периода освобождения от плановых комплексных проверок (сог-
ласно федеральному закону данный период не может составлять менее
двух лет).
При этом дополнительных ограничений, связанных с организаци-
ей и проведением мероприятий по контролю или увеличением макси-
мального размера, санкций закон вводить не может.
Федеральные органы исполнительной власти могут учитывать
требования данного закона при организации совместной работы с го-
родскими службами.
Кроме того, законом может быть предусмотрен порядок органи-
зации такой работы на основе заключаемых с федеральными органами
исполнительной власти соглашений о взаимодействии.
Раздел 3. Цели и задачи организации контрольной деятельности на
потребительском рынке города Москвы
Организация контрольной деятельности в сфере потребительско-
го рынка города Москвы должна быть направлена на реализацию следу-
ющих основных целей и задач:
- защита прав предпринимателей и конституционных гарантий
предпринимательской деятельности;
- сокращение количества проверок и создание эффективного ме-
ханизма обеспечения прав граждан, юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при организации контроля и применении мер адми-
нистративной ответственности в соответствии с федеральным законо-
дательством;
- упорядочение деятельности контролирующих органов в сфере
потребительского рынка города и устранение административных барь-
еров развитию предпринимательства на территории Москвы посредством
пересмотра полномочий и сокращения числа городских контролирующих
органов, имеющих право наложения штрафов;
- предупреждение правонарушений в сфере потребительского рын-
ка;
- повышение ответственности и добросовестности граждан, юри-
дических лиц и индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере
потребительского рынка и услуг города, в том числе путем стимули-
рования образования саморегулируемых организаций предпринимателей,
основной целью которых является обеспечение добросовестного осу-
ществления профессиональной деятельности членами такой организа-
ции;
- координация деятельности общественных объединений потреби-
телей и объединений предпринимателей;
- приведение законодательства Москвы в соответствие с феде-
ральным законодательством.
Раздел 4. Принципы организации контрольной деятельности на терри-
тории города Москвы
Организация и координация контрольной деятельности в городе
Москве должна быть основана на следующих принципах:
- презумпция добросовестности юридического лица или индивиду-
ального предпринимателя;
- распределенность (установление четкого разделения компетен-
ции органов, осуществляющих производство по делам об администра-
тивных правонарушениях, и органов, осуществляющих выявление нару-
шений и составление протоколов по ним, при одновременном сокраще-
нии общего числа органов, уполномоченных применять административ-
ное наказание);
- комплексность (переход на проведение преимущественно комп-
лексных проверок);
- приоритет применения мер превентивного характера (предуп-
реждений);
- законность (осуществление контроля строго в соответствии с
законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации и города Москвы);
- системность (обеспечение взаимодействия городских и феде-
ральных контролирующих органов, а также общественных организаций и
объединений предпринимателей).
Раздел 5. Основные вопросы, которые необходимо решить в целях со-
вершенствования системы контроля на потребительском рынке города
Москвы
Для дальнейшего совершенствования системы контроля на потре-
бительском рынке в соответствии с указанными принципами необходимо
решить следующие вопросы:
1. Создать условия для сокращения количества проводимых про-
верок и числа контролирующих органов в городе Москве путем поэтап-
ного перехода на преимущественно комплексные проверки, формируемые
с участием федеральных структур.
Для этого необходимо заключить соглашения с федеральными
контролирующими органами, в которых целесообразно определить поря-
док их взаимодействия с городскими структурами, в том числе, путем
участия в комплексных проверках.
2. Исключить органы исполнительной власти города (департа-
менты, префектуры) и органы местного самоуправления из числа орга-
низаций, имеющих право применять штрафные санкции, путем отмены
Закона города Москвы от 29.06.94 N 11-51 "О штрафных санкциях за
нарушения в работе предприятий потребительского рынка и услуг
г.Москвы" и принятия нового закона, учитывающего положения феде-
рального законодательства.
Указанные органы должны проводить проверки предприятий и вы-
носить предупреждения об устранении выявленных по итогам проведен-
ных проверок нарушений с установлением сроков их устранения.
Неустранение нарушений в добровольном порядке в определенный
срок должно быть основанием для применения штрафных санкций со
стороны должностных лиц контролирующих органов.
3. Определить порядок координации контрольной деятельности в
сфере потребительского рынка по уровням управления городом, с уче-
том полномочий органов государственной власти и органов местного
самоуправления.
4. Расширить практику применения предупреждения в качестве
превентивной меры (вместо штрафа) по отношению к правонарушениям
небольшой тяжести с одновременным установлением жесткого контроля
за устранением нарушений.
5. Установить действенные меры ответственности должностных
лиц контролирующих органов за нарушение прав хозяйствующих субъек-
тов при проведении контроля, вплоть до отстранения от занимаемой
должности.
В частности, для более эффективного выявления злоупотребле-
ний должностных лиц контролирующих органов возможно создание сис-
тем внутреннего контроля ("надзорного аудита").
6. Упорядочить контрольную деятельность общественных органи-
заций на территории города в соответствии с законодательством Рос-
сийской Федерации путем заключения соглашений о взаимодействии.
7. Проработать вопросы установления льготного режима контро-
ля для сетевых и иных структур, добровольно принимающих на себя
обязательства по обеспечению установленных требований, в том числе
посредством организации внутреннего производственного контроля,
участия в системах добровольной сертификации услуг, осуществления
страхования имущественной ответственности за причинение вреда
третьим лицам и т.д.
Так, может быть увеличен период освобождения от плановых
комплексных проверок, а также предоставлена возможность доброволь-
но урегулировать претензии, содержащиеся в жалобе на действия хо-
зяйствующего субъекта, до начала процедуры рассмотрения жалобы по
существу уполномоченным органом.
8. Штрафные санкции необходимо сохранить только по тем сос-
тавам, которые предусматривают ответственность за серьезные нару-
шения, исключив незначительные (в том числе устраняемые в ходе
проверок).
При этом должен соблюдаться принцип коллегиального принятия
решения о наложении штрафных санкций путем передачи права наложе-
ния таких санкций административным комиссиям, создаваемым Мэром
Москвы и префектами административных округов.
9. Определить единый механизм реализации полномочий феде-
ральных органов по приостановлению деятельности предприятий потре-
бительского рынка и услуг, в том числе, при проведении комплексных
проверок, а также принудительной ликвидации юридических лиц.
10. Привести законодательство города Москвы в соответствие с
федеральным законодательством, с учетом его последних изменений.
Раздел 6. Разграничение полномочий органов государственной власти
города Москвы и органов местного самоуправления
Полномочия органов законодательной и исполнительной власти
Москвы как субъекта федерации и органов местного самоуправления по
организации и осуществлению контрольной деятельности в сфере пот-
ребительского рынка на территории города определены, в целом, нор-
мами федерального законодательства.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001
N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпри-
нимателей при проведении государственного контроля (надзора)" к
полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Фе-
дерации в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля (надзо-
ра), в том числе, относятся:
- реализация единой государственной политики и соблюдение фе-
дерального законодательства в области защиты прав юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного
контроля (надзора) на территории субъекта федерации;
- организация государственного контроля (надзора) на террито-
рии субъекта федерации органами исполнительной власти субъекта фе-
дерации и подведомственными им государственными учреждениями;
- определение органов исполнительной власти субъектов федера-
ции, уполномоченных осуществлять контрольные (надзорные) функции,
установление их организационной структуры, компетенции и порядка
деятельности (осуществляется высшим должностным лицом субъекта фе-
дерации).
Статьей 44 Закона Российской Федерации "О защите прав потре-
бителей" к компетенции органов местного самоуправления отнесено:
- рассмотрение жалоб потребителей, консультирование по вопро-
сам защиты прав потребителей;
- анализ договоров, заключаемых продавцами (исполнителями,
изготовителями) с потребителями, в целях выявления условий, ущем-
ляющих права потребителей;
- извещение федеральных органов исполнительной власти, осу-
ществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ,
услуг), о выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества
либо опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей, окружаю-
щей среды и пр.
Федеральным законом от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" уста-
новлено, что в городах федерального значения Москве и Санкт-Петер-
бурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы
ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в
том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной
собственности, источники доходов местных бюджетов определяются за-
конами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
В силу статьи 12 Конституции Российской Федерации органы
местного самоуправления не относятся к органам государственного
контроля (надзора) и не могут быть наделены полномочиями по назна-
чению и исполнению административных наказаний за выявленные право-
нарушения. Поэтому проведение проверок хозяйствующих субъектов
представителями районных Управ целесообразно по жалобам граждан.
В целях повышения эффективности контроля и устранения нео-
боснованного дублирования функций контролирующих органов, разреше-
ния спорных вопросов и разработки предложений по дальнейшему со-
вершенствованию контрольной деятельности, целесообразно создание
при Правительстве Москве коллегиальных органов (Межведомственных
комиссий с привлечением общественных организаций и предпринима-
тельских структур, советов и пр.).
Раздел 7. Порядок организации контрольной деятельности
Основой организации контроля являются комплексные проверки
субъектов предпринимательской деятельности, организуемые органами
исполнительной власти города с участием федеральных контролирующих
органов, общественных объединений потребителей и органов местного
самоуправления по поручениям Мэра и Правительства Москвы, Департа-
мента потребительского рынка и услуг, префектов административных
округов с указанием цели проверки и пределов подлежащих контролю
требований.
Проверки по обращениям организаций и жалобам граждан (потре-
бителей) производятся тем органом, которому адресована жалоба
(направлена по подведомственности) в пределах его компетенции.
В целях оптимизации контрольной деятельности предлагается
дифференцировать комплексные проверки по уровням городского управ-
ления по следующей схеме: город - округ - район. Для каждого уров-
ня следует определить рамки мероприятий по контролю.
Для городского уровня целесообразно определить перечень под-
ведомственных объектов (объектов городского значения), в который
должны войти:
- крупные торговые объекты (в соответствии с Законом города
Москвы от 09.12.98 N 29 "О торговой деятельности в городе Москве"
к категории крупных объектов отнесены те, торговая площадь которых
превышает 1 000 кв. метров, независимо от количества арендаторов
(собственников) объекта);
- объекты, расположенные на центральных городских магистра-
лях и в местах особого историко-архитектурного значения; объекты,
деятельность которых в силу ее специфики должна координироваться
на уровне города (например, рынки, крупные сетевые предприятия и
т.д.).
Перечень таких объектов (категорий объектов) должен быть оп-
ределен нормативным актом исполнительной власти.
Городские проверки необходимо осуществлять силами городских
контролирующих органов с привлечением территориальных управлений
федеральных структур по городу Москве, префектур административных
округов. Организатором таких комплексных проверок должен выступать
орган, созданный для координации деятельности инспекций на уровне
города, и Департамент потребительского рынка и услуг.
Комплексные проверки объектов окружного значения следует
осуществлять преимущественно силами территориальных подразделений
контрольных (надзорных) органов в округах с привлечением предста-
вителей районных Управ.
Организация плановых проверок объектов окружного значения пе-
редается префектам административных округов.
Органы местного самоуправления (районные управы) вправе про-
водить проверки объектов потребительского рынка только по жалобам
граждан.
При организации контроля необходимо предусмотреть льготные
режимы проведения контрольных мероприятий в отношении крупных се-
тевых структур предпринимателей, добровольно принимающих на себя
обязательства по обеспечению соблюдения установленных нормативных
требований, в том числе в рамках производственного контроля, а
также предприятий, аккредитованных Правительством Москвы на соци-
альное обслуживание.
Необходимо отработать механизм взаимодействия контролирующих
органов и саморегулируемых организаций предпринимателей, создавае-
мых в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридичес-
ких лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государс-
твенного контроля (надзора)", в том числе, путем предупреждения о
предстоящей проверке, проведения проверки только в отношении 10%
членов саморегулируемой организации и т.д.
Отдельно также должен быть регламентирован порядок взаимо-
действия контролирующих органов и общественных организаций по за-
щите прав потребителей.
При этом следует исходить из того, что такие общественные ор-
ганизации имеют право проведения проверок хозяйствующих субъектов
в порядке, определенном ст. 45 Закона Российской Федерации "О за-
щите прав потребителей", составления актов по результатам проверок
и направления их в соответствующие контролирующие органы.
Требуют особого внимания вопросы учета мероприятий по контро-
лю, в том числе порядок обмена информацией о результатах их прове-
дения с учетом использования информации Центра координации конт-
рольной деятельности, созданного при Департаменте поддержки и раз-
вития малого предпринимательства Правительства Москвы, регистриру-
ющих органов, Торгового реестра и т.д.
Раздел 8. Административная ответственность и порядок производства
по делам об административных правонарушениях
Законом города Москвы "Об организации контроля и администра-
тивной ответственности за нарушения в сфере потребительского рын-
ка и услуг г.Москвы" должен быть установлен перечень составов ад-
министративных правонарушений с указанием вида и размера санкций
(административных наказаний).
Составы, включенные в закон не должны дублировать составы,
содержащиеся в федеральном законодательстве, так как законом горо-
да может быть установлена ответственность только за несоблюдение
требований, предусмотренных нормативными правовыми актами города в
пределах компетенции, предоставленной Москве как субъекту федера-
ции.
В число составов правонарушений могут быть включены:
- нарушение правил работы предприятий торговли и бытового
обслуживания, установленных нормативными актами города (в том чис-
ле правил работы рынков и объектов мелкорозничной сети);
- нарушение требований к розничной реализации алкогольной
продукции, установленных субъектом федерации в рамках полномочий,
делегированных субъектам федеральными законами;
- осуществление мелкорозничной торговли (услуг) без разреше-
ния на право торговли (оказание услуг);
- нарушение сроков устранения выявленных контролирующими ор-
ганами нарушений и т.д.
Для удобства правоприменения соответствующие статьи (части,
статей) следует сгруппировать по тяжести правонарушений, критерия-
ми оценки которой могут быть общественная опасность, вид и размер
административного наказания.
Разработка данных положений предполагает систематизацию и
анализ нормативной базы города в сфере потребительского рынка в
целях выявления норм, устанавливающих обязательные требования к
деятельности субъектов потребительского рынка, не обеспеченных
действенными мерами ответственности за их нарушение.
В качестве административного наказания следует предусмотреть
вынесение предупреждения или взимание административного штрафа.
Предупреждение будет являться действенной превентивной мерой
в отношении субъектов, совершивших правонарушения небольшой тяжес-
ти, а административный штраф - реальным экономическим механизмом
контроля за соблюдением действующих норм и правил, применяемым в
случаях, когда превентивные меры не достигли ожидаемого эффекта
или применение их нецелесообразно либо несоразмерно тяжести соде-
янного.
Размеры штрафов устанавливаются по правилам и в пределах,
предусмотренных КоАП РФ.
В части процессуального порядка оформления результатов про-
ведения контрольных мероприятий, следует сделать ссылку на соот-
ветствующие положения законодательства, которыми он регламентиру-
ется, особенно в случаях выявления нарушений.
В законе должен содержаться перечень необходимых процессу-
альных документов, обязательное наличие которых предусмотрено фе-
деральным законодательством.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных
законом должны рассматриваться:
- при выявлении административного правонарушения в ходе про-
ведения проверки объекта городского значения - городской админист-
ративной комиссией;
- при выявлении административного правонарушения в ходе про-
ведения проверки объекта окружного значения либо объекта мелкороз-
ничной торговли или услуг - окружной административной комиссией.
Составы административных комиссий целесообразно формировать
из представителей городских контролирующих органов. При этом в их
число в обязательном порядке должны войти представители органов,
обеспечивающих качество и безопасность продукции (товаров и ус-
луг).
Городская административная комиссия, уполномоченная рассмат-
ривать дела об административных правонарушениях в сфере потреби-
тельского рынка, создается при отраслевом органе исполнительной
власти города. Состав городской административной комиссии и поря-
док ее деятельности определяется Положением об административных
комиссиях, утверждаемым высшим должностным лицом города Москвы.
Окружные административные комиссии, уполномоченные рассмат-
ривать дела об административных правонарушениях в сфере потреби-
тельского рынка, создаются при территориальных органах исполни-
тельной власти города Москвы (префектурах административных окру-
гов). Составы окружных административных комиссий утверждаются пре-
фектами административных округов города Москвы в соответствии с
Положением об административных комиссиях.
Также, должен быть указан механизм обжалования действий
должностных лиц органов государственного контроля, в том числе и
решений о наложении административного наказания.
Для предупреждения возможных злоупотреблений со стороны
должностных лиц контролирующих органов в текст закона необходимо
включить положение о персональной ответственности должностных лиц
за объективное, полное и всестороннее исследование обстоятельств
дел о выявленных правонарушениях, а также за разглашение сведений,
составляющих коммерческую тайну контролируемых хозяйствующих субъ-
ектов.
Целесообразно включить в закон положение о материальной от-
ветственности контролирующего органа за ущерб, нанесенный неправо-
мерными действиями должностных лиц при проведении контрольных ме-
роприятий.
Жалобы на неправомерные действия должностных лиц городских
контролирующих органов могут быть направлены в Межведомственную
комиссию при Правительстве Москвы по устранению административных
барьеров при развитии предпринимательства (далее - Межведомствен-
ная комиссия).
По результатам рассмотрения поступивших жалоб Межведомствен-
ная комиссия выносит решение о правомерности (неправомерности)
действий должностного лица с направлением материалов в Правитель-
ство Москвы, руководителям отраслевых и функциональных органов ис-
полнительной власти города, префектам административных округов.
Решение Межведомственной комиссии является основанием для
наложения дисциплинарного взыскания, предусмотренного законода-
тельством Российской Федерации, вплоть до увольнения виновного
должностного лица.
Решение Межведомственной комиссии может быть обжаловано в
суд.
В качестве дополнительной меры воздействия на нарушителей
следует предусмотреть проведение мероприятий по проверке предписа-
ний контролирующих органов об устранении выявленных нарушений.
Целесообразно определить механизм приостановления функциони-
рования торговых и иных объектов потребительского рынка в соот-
ветствии с федеральным законодательством. При этом нужно учиты-
вать, что в настоящее время правом приостановления отдельных видов
деятельности (например, продажи, хранения товаров, использования
определенных помещений, эксплуатации объектов и т.д.) обладают:
федеральный антимонопольный орган; федеральный орган по стандарти-
зации, метрологии и сертификации; федеральный орган санитарно-эпи-
демиологического надзора; федеральный орган по охране окружающей
среды и природных ресурсов; другие федеральные органы исполнитель-
ной власти (их территориальные подразделения), осуществляющие
контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) в
пределах своей компетенции.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской
Федерации, в случае осуществления деятельности без надлежащего
разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо
с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных
правовых актов юридическое лицо (субъект потребительского рынка)
может быть ликвидировано по решению суда.
В этом случае требование о ликвидации юридического лица по
основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 61 Гражданского ко-
декса Российской Федерации, может быть предъявлено в суд государс-
твенным органом, которому предоставлено законом право на предъяв-
ление такого требования.
В частности, в соответствующих случаях иски о принудительной
ликвидации юридических лиц могут быть заявлены налоговыми органа-
ми, органами Федеральной комиссии по ценным бумагам, рядом иных
органов, а также прокурором (на основании ст. 35 Федерального за-
кона "О прокуратуре Российской Федерации").
Правом на предъявление такого рода исков в суд не наделены
ни органы исполнительной власти субъектов федерации, ни органы
местного самоуправления.
Таким образом, подобные иски могут быть направлены в суд че-
рез прокуратуру города по инициативе городского отраслевого органа
исполнительной власти, осуществляющего управление и регулирование
в сфере торговой деятельности, а также территориальных органов ис-
полнительной власти Москвы.
В связи с принятием закона необходимо признать утратившими
силу Закон города Москвы от 29.06.94 N 11-51 "О штрафных санкциях
за нарушения в работе предприятий потребительского рынка и услуг
г.Москвы" и абзацы второй, третий, четвертый статьи 14 Закона го-
рода Москвы от 09.12.98 N 29 "О торговой деятельности в городе
Москве".
.
Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 27 августа 2002 года N 692-ПП
ПРОЕКТ
З А К О Н
ГОРОДА МОСКВЫ
Об организации контроля и административной ответственности
за нарушения в сфере потребительского рынка
и услуг города Москвы
Настоящий Закон в соответствии с Кодексом Российской Федера-
ции об административных правонарушениях, Федеральным законом "О
защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
проведении государственного контроля (надзора)", Федеральным зако-
ном "Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос-
сийской Федерации", иными федеральными законами и Уставом города
Москвы регулирует отношения, связанные с организацией и осущест-
влением контроля, а также устанавливает административную ответс-
твенность за нарушения обязательных требований, предусмотренных
нормативными правовыми актами города Москвы в сфере розничной тор-
говли, общественного питания и оказания бытовых услуг населению.
Действие настоящего Закона не распространяется на отношения,
связанные с проведением лицензионного контроля, а также иных видов
контроля (надзора), регулируемых специальными федеральными закона-
ми и законами города Москвы, если законодательством Российской Фе-
дерации не предусмотрено иное.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
контрольная деятельность - деятельность уполномоченных на
проведение государственного контроля (надзора) органов исполни-
тельной власти города Москвы по проведению проверок выполнения
юридическими и физическими лицами или индивидуальными предпринима-
телями обязательных требований, установленных законами и иными
нормативными правовыми актами города Москвы в сфере потребитель-
ского рынка и услуг;
объекты городского значения - крупные торговые объекты, а
также другие имущественные комплексы, отнесенные к категории объ-
ектов городского значения в силу особенностей месторасположения,
осуществляемых видов деятельности и т.д. Перечень таких объектов
определяется в порядке, установленном Мэром Москвы;
объекты окружного значения - объекты потребительского рынка
города, не отнесенные к объектам городского значения либо к объек-
там мелкорозничной сети;
сетевая организация потребительского рынка - совокупность
расположенных на территории города Москвы юридических лиц, их фи-
лиалов либо иных структурных подразделений, осуществляющих торгов-
лю или оказание бытовых услуг населению либо услуг общественного
питания и находящихся под общим управлением в силу закона или до-
говора.
Статья 2. Цели Закона
Целями настоящего Закона являются:
защита прав предпринимателей и конституционных гарантий
предпринимательской деятельности;
устранение административных барьеров развитию предпринима-
тельства на территории города;
создание условий для обеспечения прав потребителей и предуп-
реждение правонарушений в сфере потребительского рынка;
повышение эффективности деятельности контролирующих органов в
сфере потребительского рынка и услуг.
Статья 3. Задачи Закона
К задачам настоящего Закона относятся:
организация взаимодействия федеральных и городских контроли-
рующих органов, устранение дублирования их функций;
координация деятельности общественных объединений потребите-
лей;
стимулирование создания саморегулируемых организаций предпри-
нимателей;
установление административной ответственности за правонару-
шения в сфере потребительского рынка;
сокращение количества проверок деятельности юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей, а также органов, уполномоченных
назначать административные наказания в виде административного
штрафа.
Статья 4. Принципы организации контрольной деятельности на
территории города
К основным принципам организации контрольной деятельности на
территории города относятся:
презумпция добросовестности юридического лица или индивиду-
ального предпринимателя;
законность и обоснованность проведения мероприятий по конт-
ролю;
комплексность мероприятий по контролю;
распределенность (четкое разграничение полномочий контроли-
рующих органов);
системность (координация деятельности контролирующих орга-
нов);
приоритет применения мер превентивного характера (предупреж-
дений) за правонарушения небольшой тяжести.
Статья 5. Разграничение полномочий органов государственной
власти города Москвы и органов местного самоуправления
1. К полномочиям законодательного (представительного) органа
власти города Москвы относятся:
определение общих принципов и порядка организации контроль-
ной деятельности на территории города в соответствии с законода-
тельством Российской Федерации, в том числе целей, принципов, при-
оритетов и т.д.;
установление административной ответственности за нарушение
требований, предусмотренных нормативными правовыми актами города
Москвы;
иные полномочия, отнесенные к компетенции законодательного
(представительного) органа власти Уставом города Москвы.
2. К полномочиям Мэра Москвы относятся:
установление перечня городских органов исполнительной власти
и подведомственных организаций, уполномоченных на проведение госу-
дарственного контроля (городских контролирующих органов);
определение организационной структуры, компетенции, функций
и порядка деятельности городских органов государственного контроля
в соответствии с федеральными законами, Уставом города Москвы,
настоящим Законом, иными законами города Москвы;
утверждение Положения об административных комиссиях, уполно-
моченных рассматривать дела об административных правонарушениях в
сфере потребительского рынка города Москвы.
3. К полномочиям органов исполнительной власти города Москвы
относятся:
реализация единой государственной политики в области защиты
прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при прове-
дении государственного контроля (надзора);
организация государственного контроля на территории города
Москвы и осуществление контрольной деятельности органами исполни-
тельной власти города Москвы, подведомственными им организациями
в пределах своей компетенции в соответствии с федеральным зако-
нодательством и нормативными правовыми актами города Москвы;
осуществление взаимодействия с федеральными органами испол-
нительной власти, уполномоченными на проведение государственного
контроля (надзора);
координация деятельности органов местного самоуправления и
общественных объединений потребителей в соответствии с федеральны-
ми законами, Уставом, законами и иными нормативными правовыми ак-
тами города Москвы;
осуществление производства и исполнение постановлений по де-
лам об административных правонарушениях в пределах своей компетен-
ции;
привлечение представителей юридических лиц и (или) индивиду-
альных предпринимателей, а также общественных объединений потреби-
телей к участию в решении вопросов организации и осуществления
контрольной деятельности;
иные полномочия в соответствии с федеральными законами, Ус-
тавом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
4. К полномочиям органов местного самоуправления города
Москвы относятся:
рассмотрение жалоб потребителей на нарушение обязательных
требований к товарам (работам, услугам) и проведение проверок по
обращениям потребителей;
извещение федеральных и городских контролирующих органов, о
выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества либо опас-
ных для жизни, здоровья, имущества потребителей или окружающей
среды;
участие в проведении комплексных и иных проверок, организуе-
мых уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы;
оказание консультационных услуг гражданам по вопросам защиты
прав потребителей;
обращение в суды в защиту прав потребителей;
иные полномочия, предусмотренные для органов местного само-
управления законами города Москвы.
5. Органы местного самоуправления не вправе осуществлять
производство по делам об административных правонарушениях, назна-
чать и применять административные наказания.
6. При проведении проверок должностные лица городских конт-
ролирующих органов, а также органов местного самоуправления обяза-
ны использовать утвержденные нормативными правовыми актами города
Москвы формы документов, в том числе бланки распоряжений на прове-
дение проверки.
Глава 2. Порядок организации контрольной деятельности
Статья 6. Формы государственного контроля
1. Государственный контроль в сфере потребительского рынка и
услуг на территории города осуществляется путем проведения плано-
вых и внеплановых проверок деятельности физических и юридических
лиц, индивидуальных предпринимателей.
Проверки организуются преимущественно на комплексной основе.
Порядок организации проверок и порядок взаимодействия конт-
ролирующих органов города Москвы при проведении проверок определя-
ется Мэром Москвы в соответствии с федеральным законодательством и
настоящим Законом.
В отношении одного юридического лица или индивидуального
предпринимателя каждым органом государственного контроля плановая
проверка может быть проведена не более чем один раз в два года.
2. При проведении мероприятий по контролю должностные лица
органов государственного контроля города Москвы не вправе прове-
рять выполнение требований, не относящихся к компетенции органа
государственного контроля, от имени которого действуют должностные
лица, а также совершать иные действия, запрещенные федеральными
законами или законами города Москвы.
Статья 7. Взаимодействие городских и федеральных контролиру-
ющих органов
1. Координация деятельности городских контролирующих органов
и территориальных подразделений федеральных органов государствен-
ного контроля (надзора) осуществляется на основе соглашений, зак-
лючаемых в соответствии с законами и иными нормативными правовы-
ми актами Российской Федерации и города Москвы.
Соглашения определяют формы и порядок взаимодействия городс-
ких и федеральных органов государственного контроля (надзора), в
том числе вопросы информационного обмена, участия в проведении ме-
роприятий по контролю, совместной разработки и реализации мер по
предупреждению и пресечению правонарушений, повышению добросовест-
ности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
2. Соглашения о взаимодействии, предусмотренные частью 1
настоящей статьи, заключаются между отраслевым органом исполни-
тельной власти города Москвы, осуществляющим управление и регу-
лирование в сфере торговой деятельности и предоставления населению
услуг потребительского назначения, и территориальными подразделе-
ниями федеральных органов государственного контроля (надзора).
Статья 8. Взаимодействие контролирующих органов и отдельных
категорий предприятий потребительского рынка
1. Саморегулируемые организации предпринимателей, а также
сетевые организации потребительского рынка вправе добровольно при-
нять на себя дополнительные обязательства по добросовестному осу-
ществлению профессиональной деятельности, в том числе в рамках
внутреннего производственного контроля, страхования имущественной
ответственности за причинение вреда третьим лицам, предоставления
иных гарантий.
В этом случае заключаются соглашения о взаимодействии при
проведении государственного контроля, если федеральным законода-
тельством или законодательством города Москвы не установлено иное.
2. Соглашения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи,
заключаются отраслевым органом исполнительной власти города Моск-
вы, осуществляющим управление и регулирование в сфере торговой де-
ятельности и предоставления населению услуг потребительского наз-
начения.
Статья 9. Взаимодействие контролирующих органов и обществен-
ных объединений потребителей
1. Общественные объединения потребителей могут привлекаться
к осуществлению мероприятия по контролю на основании распоряжения
(приказа) руководителя органа исполнительной власти, ответственно-
го за проведение проверки.
2. Формы взаимодействия городских контролирующих органов и
общественных объединений потребителей определяются соглашениями о
взаимодействии.
Статья 10. Проведение мероприятий по контролю в отношении
участников сертификации услуг
В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимате-
лей - участников систем сертификации услуг плановые комплексные
проверки проводятся одновременно с проведением предусмотренных ус-
ловиями добровольной сертификации мероприятий по инспекционному
контролю, но не чаще чем один раз в два года.
Статья 11. Учет мероприятий по контролю
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут
журнал учета мероприятий по контролю установленной формы.
О каждой проверке лицо, ответственное за ее проведение, либо
иное уполномоченное должностное лицо производит запись в журнале
учета мероприятий по контролю с указанием даты, времени и продол-
жительности проверки, фамилии, имени, отчества и должности лица ее
проводившего.
О внесении записи в журнал учета мероприятий по контролю ли-
бо о невнесении такой записи (с указанием причин) делается отметка
в акте, составляемом по результатам проведенной проверки.
2. Лицо, ответственное за проведение проверки, либо иное
уполномоченное должностное лицо направляет информацию о результа-
тах проведенной проверки в уполномоченный орган исполнительной
власти города Москвы, осуществляющий учет мероприятий по контролю.
3. В случаях, предусмотренных соглашениями о взаимодействии,
информация о результатах проведенной городскими контролирующими
органами проверки направляется федеральным органам государственно-
го контроля (надзора) и (или) общественным объединениям потребите-
лей.
4. При формировании базы данных учета мероприятий по контро-
лю, проводимых на территории города Москвы, используются сведения
органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей, данные Торгового реестра,
иных информационных ресурсов города Москвы.
Городские органы государственного контроля обязаны использо-
вать информацию базы данных учета мероприятий по контролю при пла-
нировании проведения проверок деятельности хозяйствующих субъек-
тов.
5. Информация, полученная в результате проведения мероприя-
тия по контролю, за исключением сведений о некачественных либо
опасных для жизни или здоровья товарах (работах, услугах), счита-
ется конфиденциальной и не подлежит разглашению.
Лица, допустившие разглашение такой информации несут ответс-
твенность в соответствии с федеральным законодательством и нас-
тоящим Законом.
Глава 3. Административная ответственность и производство по
делам об административных правонарушениях
Статья 12. Производство по делам об административных право-
нарушениях
1. Оформление результатов мероприятий по контролю и произ-
водство по делам об административных правонарушениях осуществляет-
ся в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федера-
ции.
2. Совершение административного правонарушения, предусмот-
ренного настоящим Законом, влечет назначение административного на-
казания в виде вынесения предупреждения или наложения администра-
тивного штрафа.
3. Административные наказания в виде административного штра-
фа назначаются только административными комиссиями, создаваемыми
на территории города Москвы в соответствии с федеральным зако-
нодательством и настоящим Законом.
Статья 13. Органы, уполномоченные рассматривать дела об ад-
министративных правонарушениях
1. Органами (должностными лицами), уполномоченными рассмат-
ривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных
настоящим Законом, являются руководители городских контролирующих
органов в пределах своей компетенции и административные комиссии,
создаваемые в соответствии с федеральным законодательством и нас-
тоящим Законом.
2. Административные комиссии являются коллегиальными органа-
ми, уполномоченными рассматривать дела об административных право-
нарушениях и назначать административные наказания в виде вынесения
предупреждений и наложения административных штрафов.
Положение об административных комиссиях, уполномоченных
рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере
потребительского рынка города Москвы, утверждается Мэром Москвы в
соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.
Административные комиссии формируются из представителей го-
родских контролирующих органов с обязательным включением в их сос-
тав должностных лиц органов, осуществляющих контроль за качеством
и безопасностью продукции, сырья и продовольствия.
3. Постановление административной комиссии по делу об адми-
нистративном правонарушении может быть обжаловано в суд в порядке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статья 14. Нарушение правил работы рынков
1. Нарушение установленных законом либо иным нормативным
правовым актом города Москвы правил (требований, норм) работы рын-
ков -
влечет вынесение предупреждения.
2. Повторное нарушение предусмотренных частью 1 настоящей
статьи правил (требований, норм), а равно нарушение, повлекшее или
создавшее угрозу причинения вреда здоровью людей, либо неустране-
ние нарушения в установленный срок -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц
в размере от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты
труда; на юридических лиц - от ста до трехсот минимальных размеров
оплаты труда.
Статья 15. Нарушение правил работы объектов мелкорозничной
торговли
1. Нарушение установленных законом либо иным нормативным пра-
вовым актом города Москвы правил (требований, норм) работы объек-
тов мелкорозничной торговли -
влечет вынесение предупреждения.
2. Повторное нарушение предусмотренных частью 1 настоящей
статьи правил (требований, норм), а равно нарушение, повлекшее или
создавшее угрозу причинения вреда здоровью людей, либо неустране-
ние нарушения в установленный срок -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц
в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты тру-
да; на юридических лиц - от двадцати до двухсот минимальных разме-
ров оплаты труда.
Статья 16. Осуществление мелкорозничной торговли (услуг) без
разрешения на право торговли (оказание услуг)
Осуществление мелкорозничной торговли и (или) оказание услуг
без специального разрешения, предусмотренного законом либо иным
нормативным правовым актом города Москвы, или с нарушением условий
выдачи такого разрешения -
влечет наложение административного штрафа на граждан в разме-
ре от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда;
на должностных лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных разме-
ров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до трехсот минималь-
ных размеров оплаты труда.
Статья 17. Нарушение порядка льготного обслуживания населе-
ния
1. Нарушение порядка предоставления льгот в обслуживании от-
дельных категорий граждан, установленного нормативными правовыми
актами города Москвы -
влечет вынесение предупреждения.
2. Повторное нарушение предусмотренных частью 1 настоящей
статьи правил, либо неустранение нарушения в установленный срок -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в
размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на
юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты
труда.
Статья 18. Невыполнение предписания органа государственного
контроля города Москвы
Невыполнение в установленный срок законного предписания
(постановления) или требования уполномоченного органа (должностно-
го лица) города Москвы, осуществляющего государственный контроль
либо воспрепятствование осуществлению должностным лицом органа го-
сударственного контроля служебных обязанностей -
влечет наложение административного штрафа на граждан в разме-
ре от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должност-
ных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на
юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты
труда.
Статья 19. Приостановление и прекращение деятельности объек-
тов
1. В случае неоднократного нарушения юридическим лицом или
индивидуальным предпринимателем требований, установленных феде-
ральным законодательством или законодательством города Москвы, ру-
ководитель отраслевого (территориального) органа исполнительной
власти города, наделенного полномочиями по проведению государс-
твенного контроля, вправе:
направить обращение в федеральные органы исполнительной влас-
ти, наделенные соответствующими полномочиями, с предложением о
приостановлении деятельности такого юридического лица или индиви-
дуального предпринимателя до устранения выявленных нарушений;
направить обращение в уполномоченные федеральные органы влас-
ти с предложением о ликвидации такого юридического лица или инди-
видуального предпринимателя в судебном порядке.
2. В случае выявления нарушений в действиях должностных лиц
организаций потребительского рынка, руководитель отраслевого (тер-
риториального) органа исполнительной власти вправе инициировать
процедуру дисквалификации должностного лица, в порядке, предусмот-
ренном законодательством Российской Федерации.
Статья 20. Ответственность должностных лиц органов государс-
твенного контроля
1. Должностные лица органов государственного контроля несут
персональную ответственность за полное, объективное и всестороннее
исследование всех обстоятельств, имеющих значение при проведении
мероприятия по контролю.
За ущерб, причиненный неправомерными действиями при проведе-
нии мероприятия по контролю, должностные лица, участвовавшие в
проведении проверки, несут дисциплинарную, административную, уго-
ловную и иную ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
2. Действия должностных лиц городских контролирующих органов
могут быть обжалованы в вышестоящий орган (вышестоящему должност-
ному лицу) либо непосредственно в суд.
Статья 21. Распределение денежных средств, полученных от
взимания штрафов
Денежные средства, полученные от взимания административных
штрафов, направляются в бюджет города Москвы.
Запрещается непосредственное перечисление средств, получен-
ных от взимания штрафов, на счета органов государственного контро-
ля.
Глава 4. Заключительные положения
Статья 22. Приведение нормативных правовых актов города
Москвы в соответствие с настоящим Законом
1. С момента введения в действие настоящего Закона признать
утратившими силу:
- Закон города Москвы от 29.06.94 N 11-51 "О штрафных санкци-
ях за нарушения в работе предприятий потребительского рынка и ус-
луг г.Москвы";
- Закон города Москвы от 27.09.95 N 19 "О внесении дополнений
в Закон города Москвы от 29 июня 1994 года N 11-51 "О штрафных
санкциях за нарушения в работе предприятий потребительского рынка
и услуг города Москвы";
- Закон города Москвы от 05.11.97 N 45 "О внесении изменений
и дополнений в Закон города Москвы от 29 июня 1994 года N 11-51 "О
штрафных санкциях за нарушения в работе предприятий потребитель-
ского рынка и услуг города Москвы";
- пункт 1 статьи 1 Закона города Москвы от 21.02.2001 N 6 "О
приведении в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федера-
ции отдельных законов города Москвы";
- абзацы второй, третий, четвертый статьи 14 Закона города
Москвы от 09.12.98 N 29 "О торговой деятельности в городе Москве".
2. Пункт 11 статьи 2 Закона города Москвы от 11.09.96
N 28-91 "О районной Управе в городе Москве" изложить в следующей
редакции:
"11) контроль за соблюдением установленного правовыми актами горо-
да Москвы порядка в сфере потребительского рынка и услуг в соот-
ветствии с законами города Москвы;".
3. Органам государственной власти города Москвы привести
свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
Статья 23. Введение настоящего Закона в действие
Настоящий закон вступает в силу через 10 дней после его офи-
циального опубликования.
Верно: