В настоящее время в целом ряде регионов Российской Федерации, в
том числе и в Москве, сохраняется крайне напряженная эпидемическая
ситуация.
Рост заболеваемости ВИЧ-инфекцией происходит на фоне развития
эпидемии наркомании в России и в Москве параллельно с ростом
заболеваемости парентеральными вирусными гепатитами.
В Москве с начала регистрации ВИЧ-инфекции, а именно с 1987 года
по 2000 год, зарегистрировано 9362 случая данного заболевания у
жителей города.
Участились случаи выявления ВИЧ-инфекции среди лиц без
определенного места жительства. Серьезную проблему представляет риск
заражения москвичей при переливании донорской крови, так как с ростом
заболеваемости в г. Москве участились случаи регистрации ВИЧ-инфекции
среди доноров крови.
В целях комплексного решения проблем по замедлению темпа
распространения ВИЧ-инфекции на территории г. Москвы, снижению
социально-экономических последствий ВИЧ-инфекции, в соответствии с
Федеральными законами от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении
распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого
вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)", от 30 марта 1999 года
N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и во
исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 1 мая
1996 года N 540 "О Федеральной целевой программе по предупреждению
распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого
вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 1996-1997 годы и на
период до 2000 года "Анти-ВИЧ/СПИД" Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Целевую комплексную программу по предупреждению
распространения в г. Москве заболевания, передаваемого вирусом
иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) "АнтиВИЧ/СПИД" на 20012003 годы
(приложение 1).
2. Утвердить Положение о Рабочей группе по контролю и координации
за исполнением Целевой комплексной программы по предупреждению
распространения в г. Москве заболевания, передаваемого вирусом
иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) "АнтиВИЧ/СПИД" на 20012003 годы
(приложение 2).
3. Утвердить состав Рабочей группы по контролю и координации за
исполнением Целевой комплексной программы по предупреждению
распространения в г. Москве заболевания, передаваемого вирусом
иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) "АнтиВИЧ/СПИД" на 20012003 годы
(приложение 3).
4. Определить Комитет здравоохранения Москвы заказчиком Целевой
комплексной программы по предупреждению распространения в г. Москве
заболевания, передаваемого вирусом иммунодефицита человека
(ВИЧ-инфекции) "АнтиВИЧ/СПИД" на 2001-2003 годы (далее - Программа).
5. Комитету здравоохранения Москвы совместно с Центром
госсанэпиднадзора в г. Москве, Комитетом социальной защиты населения
Москвы, Московским комитетом образования, Комитетом по делам семьи и
молодежи Правительства Москвы, Комитетом по телекоммуникациям и
средствам массовой информации Правительства Москвы обеспечить
выполнение мероприятий Программы в 2001 году в пределах средств,
предусмотренных в бюджете города Москвы по соответствующим отраслям.
6. Комитету здравоохранения Москвы в 2002 году обеспечить
выполнение мероприятий Программы в пределах средств, предусматриваемых
на эти цели в проекте бюджета города Москвы на 2002 год.
7. Управлению бюджетного планирования городского заказа
Правительства Москвы совместно с Департаментом финансов г. Москвы и
Комитетом здравоохранения Москвы предусмотреть при разработке проекта
бюджета города Москвы на 2003 год выделение необходимых средств для
реализации Целевой комплексной программы по предупреждению
распространения в г. Москве заболевания, передаваемого вирусом
иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) "АнтиВИЧ/СПИД" на 20012003
годы.
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Швецову Л. И.
П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы
от 31 июля 2001 года N 699-ПП
ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ В Г.МОСКВЕ
ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПЕРЕДАВАЕМОГО ВИРУСОМ ИММУНОДЕФИЦИТА
ЧЕЛОВЕКА (ВИЧ-ИНФЕКЦИИ) "АнтиВИЧ/СПИД"
НА 2001-2003 ГОДЫ
Москва
2001 г.
.
2
С О Д Е Р Ж А Н И Е
I. Паспорт Программы.....................................стр. 3
II. Основные положения Программы
1. Введение............................................стр. 6
2. Состояние проблемы..................................стр. 6
3. Основная цель и задачи программы....................стр. 8
4. Система программных мероприятий
4.1. Развитие системы информирования населения
о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции.......стр. 9
4.2. Совершенствование санитарно-эпидемиологического
надзора за ВИЧ-инфекцией..........................стр. 10
4.3. Обеспечение безопасности медицинских
манипуляций и донорской крови.....................стр. 10
4.4. Использование современных средств диагностики
и лечения ВИЧ-инфекции и оппортунистических
заболеваний.......................................стр. 11
4.5. Организация медицинской и социальной помощи
детям, больным ВИЧ-инфекцией и СПИДом.............стр. 13
4.6. Подготовка кадров по вопросам диагностики,
клиники, лечения, эпидемиологии и профилактики
ВИЧ-инфекции......................................стр. 14
5. Механизм реализации и организации управления
Программой..........................................стр. 14
6. Ресурсное обеспечение мероприятий...................стр. 15
.
3
I. П А С П О Р Т П Р О Г Р А М М Ы
Наименование Программы Целевая комплексная программа
по предупреждению распространения
в г.Москве заболевания, передаваемого
вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-
инфекции) "АнтиВИЧ/СПИД" на 2001-2003
годы
Основание для разработки Постановление Главного государствен-
Программы ного санитарного врача РФ от 29.12.99
г. N 19 "О неотложных мерах по преду-
преждению распространения ВИЧ-инфек-
ции", Федеральная целевая программа
по предупреждению распространения в
Российской Федерации заболевания,
вызываемого вирусом иммунодефицита
человека (ВИЧ-инфекции), на 1996-1997
годы и на период до 2000 года "Анти-
ВИЧ/СПИД", утвержденная Постановле-
нием Правительства Российской Федера-
ции от 1 мая 1996 г. N 540; Федераль-
ный Закон "О предупреждении распрост-
ранения в Российской Федерации забо-
левания, вызываемого вирусом иммуно-
дефицита человека (ВИЧ-инфекция)";
Федеральный Закон "О санитарно-эпиде-
миологическом благополучии населения".
Заказчик Программы Комитет здравоохранения Москвы
Основные разработчики Комитет здравоохранения Москвы, Центр
Программы Госсанэпиднадзора в г.Москве
Цели и задачи Цель - замедление темпа распростране-
ния ВИЧ-инфекции на территории
г.Москвы, снижение социально-экономи-
ческих последствий от нее путем коор-
.
4
динированного осуществления комплекс-
ных мероприятий организационного и
практического характера.
Задачи:
- развитие системы информирования на-
селения о доступных мерах профилакти-
ки ВИЧ-инфекции;
- совершенствование эпидемиологичес-
кого надзора за распространением ВИЧ-
инфекции;
- совершенствование системы инфекци-
онной безопасности донорской крови и
ее препаратов;
- повышение качества диагностики ВИЧ-
инфекции;
- применение современных подходов к
лечению ВИЧ-инфекции, СПИДа и СПИД-
ассоциированных заболеваний;
- подготовка кадров по вопросам диаг-
ностики, клиники, лечения, эпидемио-
логии и профилактике ВИЧ-инфекции.
Сроки реализации 2001-2003 гг.
Программы
Перечень основных - развитие системы информирования на-
мероприятий селения о доступных мерах профилакти-
ки ВИЧ-инфекции;
- совершенствование санитарно-эпиде-
миологического надзора за ВИЧ-инфек-
цией;
- обеспечение безопасности медицин-
ских манипуляций и донорской крови;
- использование современных средств
диагностики и лечения ВИЧ-инфекции и
оппортунистических заболеваний;
- подготовка кадров по вопросам диаг-
ностики, клиники, лечения, эпидемио-
логии и профилактики ВИЧ-инфекции.
.
5
Исполнители Программы Комитет здравоохранения Москвы,
управления здравоохранения админи-
стративных округов г.Москвы, лечебно-
профилактические учреждения Комитета
здравоохранения Москвы
Соисполнители мероприятий Центр Госсанэпиднадзора в г.Москве,
Программы Комитет по телекоммуникациям и сред-
ствам массовой информации, Комитет по
делам семьи и молодежи Правительства
Москвы, Московский комитет образова-
ния, Комитет социальной защиты насе-
ления Москвы, ГУВД г.Москвы, неправи-
тельственные организации
Источники финансирования - средства отраслевых бюджетов;
- внебюджетные источники
Ожидаемые результаты Замедление темпа распространения ВИЧ-
реализации Программы инфекции на территории г.Москвы, сни-
жение социально-экономических послед-
ствий от нее; обеспечение безопаснос-
ти донорской крови. Снижение риска
инфицирования ребенка во время родов
от ВИЧ-инфицированной матери. Повыше-
ние качества медицинского обслужива-
ния ВИЧ-инфицированных и больных
СПИДом. Совершенствование знаний ме-
дицинских работников, воспитателей и
педагогов по вопросам профилактики
ВИЧ-инфекции. Формирование в молодеж-
ной среде мнения о необходимости
"здорового образа жизни".
Система организации Рабочая группа по управлению Целевой
контроля за исполнением комплексной программой по предупреж-
Программы дению распространения в г.Москве за-
болевания, передаваемого вирусом им-
мунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)
"АнтиВИЧ/СПИД" на 2001-2003 годы.
.
6
II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1. Введение
Целевая комплексная программа по предупреждению распростране-
ния в г.Москве заболевания, передаваемого вирусом иммунодефицита
человека (ВИЧ-инфекции) "АнтиВИЧ/СПИД" на 2001-2003 годы сформиро-
вана исходя из принципа преемственности по отношению к Федеральной
целевой программе по предупреждению распространения в Российской
Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита чело-
века (ВИЧ-инфекции), на 1996-1997 годы и на период до 2000 года
"Анти-ВИЧ/СПИД", утвержденной Постановлением Правительства Россий-
ской Федерации от 1 мая 1996 г. N 540.
Основные направления государственной политики по предупрежде-
нию ВИЧ-инфекции в Российской Федерации определены Федеральным
Законом "О предупреждении распространения в Российской Федерации
заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-
инфекция)", Федеральным Законом "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" и постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 29.12.99 г. N 19 "О неотложных мерах по
предупреждению распространения ВИЧ-инфекции".
2. Состояние проблемы
Вопросы профилактики ВИЧ-инфекции, социальной защиты ВИЧ-
инфицированных, членов их семей и лиц, подвергающихся риску зара-
жения при исполнении ими своих служебных обязанностей, регулируют-
ся Федеральными Законами "О предупреждении распространения в Рос-
сийской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита
человека (ВИЧ-инфекция)", "О санитарно-эпидемиологическом благопо-
лучии населения", Основами законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан и другими нормативными правовыми актами
в области здравоохранения.
В Российской Федерации по состоянию на 01.02.2001 года заре-
гистрировано свыше 86 200 ВИЧ-инфицированных. В настоящее время в
целом ряде регионов России, в том числе и в Москве сохраняется
крайне напряженная эпидемиологическая ситуация.
1998 год стал годом начала массового распространения ВИЧ-
инфекции в г.Москве. За 1998 г. выявлено 437 ВИЧ-инфицированных
жителей г.Москвы и, таким образом, по сравнению с 1997 годом при-
.
7
рост новых случаев ВИЧ-инфекции составил 341%.
Начиная с 1999 г. значительно ускорились темпы распростране-
ния ВИЧ-инфекции в г.Москве. В течение 1999 года выявлено 5356
ВИЧ-инфицированных, что в 12,3 раза превышает число выявленных за
1998 год. В течение 2000 г. зарегистрировано 4 877 ВИЧ-инфициро-
ванных москвичей, и на 01.01.2001 года общее число ВИЧ-инфициро-
ванных жителей Москвы составило 10 757. Лица моложе 30 лет состав-
ляют 90% из числа ВИЧ-инфицированных. У 179 человек уже установлен
диагноз СПИДа, 96 из них умерло.
От всех выявленных 94% ВИЧ-инфицированных в 1999 и 2000 гг.
жителей г.Москвы инфицировались при введении наркотиков внутривен-
но, 4,5% - при гетеросексуальных контактах с лицами, употребляющи-
ми внутривенно психоактивные вещества, 1% - при гомосексуальных
контактах, 0,014% составили дети, родившиеся от ВИЧ-инфицированных
матерей, менее 0,5% - лица, заразившиеся ВИЧ при гетеросексуальных
контактах с лицами, не употребляющими психоактивные вещества внут-
ривенно. Из числа ВИЧ-инфицированных жителей Москвы около 25% со-
ставляют женщины детородного возраста. В 2000 г. в Москве от ВИЧ-
инфицированных женщин родилось 178 детей.
Учитывая такие темпы роста числа новых случаев ВИЧ-инфекции,
можно прогнозировать, что в г.Москве к 2002 году количество ВИЧ-
инфицированных может составить более 20 000 человек, а в 2003 г. -
это количество удвоится.
Можно прогнозировать, что к 2002 году у более чем 30% инфици-
рованных ВИЧ, ныне состоящих на учете в Московском городском цент-
ре профилактики и борьбы со СПИДом Комитета здравоохранения Москвы
(МГЦ СПИД), возникнет иммунодефицит, у 1-3% лиц - стадия СПИДа,
у 3-5% лиц - развитие комплекса заболеваний, сопутствующих ВИЧ-
инфекции.
Уровень оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным паци-
ентам г.Москве не соответствует современным требованиям в связи с
недостаточным оснащением медицинских учреждений, занимающихся ВИЧ-
инфекцией, аппаратурой, медикаментами и расходными материалами. В
Москве проводится комбинированная противоретровирусная терапия с
одновременным применением трех и более противоретровирусных препа-
ратов (Тимазид, Хивид, Видекс, Фортоваза, Криксиван, Вирасепт и
др.) в различных комбинациях в зависимости от устойчивости вируса
к тем или иным лекарственным средствам. Однако подобную терапию
получает менее 2% ВИЧ-инфицированных москвичей. Отсутствие доста-
точного количества диагностикумов не позволяет осуществлять в пол-
.
8
ном объеме контроль эффективности терапии путем определения кон-
центрации РНК ВИЧ в плазме крови методом полимеразной цепной реак-
ции (ПЦР), а также определения иммунного статуса пациентов стра-
дающих ВИЧ-инфекцией, СПИДом и оппортунистическими заболеваниями.
Диагностика большинства СПИД-ассоциированных заболеваний (цито-
мегаловирусная инфекция, герпес-вирусные инфекции, токсоплазмоз,
пневмоцистоз и др.) методами генной диагностики (полимеразная цеп-
ная реакция (ПЦР) и с использованием специфических моноклональных
антител) в настоящее время не осуществляется.
В Москве не действует система постоянной информационной про-
паганды, направленной на профилактику ВИЧ-инфекции среди различных
слоев населения и, прежде всего, групп риска, наиболее подвержен-
ных инфицированию. Недостаточно осуществляется информирование уча-
щихся школ, средних специальных и высших учебных заведений о
доступных методах индивидуальной защиты от ВИЧ-инфекции. Объектив-
ная и доступная информация о СПИДе, путях его распространения и
методах предупреждения заражения - в настоящее время единственный
способ профилактики заболевания. Кроме того, такая информация
является мерой профилактики наркомании, так как опасение заразить-
ся СПИДом может предупредить попытку подростка попробовать нарко-
тики в первый раз.
В городе существует система кабинетов профилактики ВИЧ-инфек-
ции, где каждый желающий может не только пройти обследование на
ВИЧ-инфекцию, но и получить от врача всю необходимую информацию об
этом заболевании. Однако до сих пор не создана система медико-
психологической поддержки ВИЧ-инфицированных и членов их семей.
3. Основная цель и задачи программы
Основная цель: замедление темпа распространения ВИЧ-инфекции
на территории г.Москвы, снижение социально-экономических последст-
вий от нее путем координированного осуществления комплексных меро-
приятий организационного и практического характера.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение
следующих задач:
- развитие системы информирования населения о доступных мерах
профилактики ВИЧ-инфекции;
- совершенствование эпидемиологического надзора за распрост-
ранением ВИЧ-инфекции, создание информационной системы эпидемио-
логического контроля;
.
9
- обеспечение инфекционной безопасности медицинских манипуля-
ций и донорской крови;
- использование современных средств диагностики и лечения
ВИЧ-инфекции и СПИД-ассоциированных заболеваний;
- подготовка кадров по вопросам диагностики, клиники, лече-
ния, эпидемиологии и профилактике ВИЧ инфекции.
4. Система программных мероприятий
4.1. Развитие системы информирования населения о доступных
мерах профилактики ВИЧ-инфекции
Основными путями распространения ВИЧ-инфекции являются зара-
жение при половых контактах и внутривенном введении психоактивных
веществ (опиум, героин, эфедрин и др.). В связи с этим, самыми до-
ступными и эффективными мерами профилактики заболевания являются
повышение уровня нравственного и полового воспитания населения,
особенно молодежи, применение средств индивидуальной защиты и ин-
формирование населения о доступных мерах профилактики.
В Программе предусматриваются:
- разработка, издание и распространение санитарно-просвети-
тельных материалов (памятки, буклеты, плакаты) по профилактике
ВИЧ-инфекции и наркомании для различных групп населения, в том
числе для подростков и молодежи;
- разработка программ и пособий по нравственному и половому
воспитанию, дифференцированных для различных групп детей, подрост-
ков и молодежи;
- использование в электронных средствах массовой информации
тематических видеофильмов, видеоклипов, радиопередач и радиоклипов
по профилактике ВИЧ-инфекции;
- внедрение научно-методических пособий, а также подготовка
активистов общественных и неправительственных организаций для ра-
боты по профилактике ВИЧ-инфекции в группах повышенного риска за-
ражения ВИЧ (проститутки, наркоманы, представители сексуальных
меньшинств, водители международных автобусов и т.д.);
- обеспечение учебных заведений г.Москвы (общеобразовательных
школ, средних профессиональных и высших учебных заведений) диффе-
ренцированными программами по нравственному и половому воспитанию
детей, подростков и молодежи;
.
10
- организация и проведение массовых зрелищных мероприятий для
молодежной аудитории, посвященных пропаганде здорового образа жиз-
ни и профилактике ВИЧ-инфекции;
- организация и проведение работы в центрах, объединениях,
клубах по нравственному воспитанию детей, подростков и молодежи.
4.2. Совершенствование санитарно-эпидемиологического
надзора за ВИЧ-инфекцией
В г.Москве внедрена система эпидемиологического надзора за
распространением ВИЧ-инфекции, а также проводится комплекс профи-
лактических противоэпидемических мероприятий. Современное развитие
эпидемии ВИЧ-инфекции в г.Москве требует совершенствования системы
эпидемиологического надзора.
В Программе предусматриваются:
- разработка и внедрение директивных и методических докумен-
тов по совершенствованию санитарно-эпидемиологического надзора за
ВИЧ-инфекцией в г.Москве;
- подготовка и распространение оперативной эпидемиологической
информации, бюллетеней и аналитических обзоров по состоянию забо-
леваемости и профилактики ВИЧ-инфекции в зарубежных странах, в
Российской Федерации и г.Москве;
- разработка технического задания для внедрения компьютерной
информационно-аналитической системы слежения за эпидемическим про-
цессом по ВИЧ-инфекции в г.Москве;
- оснащение учреждений Комитета здравоохранения Москвы и Цен-
тра Госсанэпиднадзора в г.Москве, лечебных и санитарно-противоэпи-
демических учреждений в административных округах г.Москвы, ГУВД
г.Москвы, Управления исполнения наказаний Минюста РФ по г.Москве
компьютерной техникой и другим оборудованием для создания единой
компьютерной сети.
4.3. Обеспечение инфекционной безопасности медицинских
манипуляций и донорской крови
В связи с резким увеличением числа ВИЧ-инфицированных, акту-
альным является проблема обеспечения инфекционной безопасности при
проведении медицинских манипуляций в лечебно-профилактических уч-
реждениях г.Москвы. Существует возможность парентерального зараже-
.
11
ния ВИЧ-инфекцией при использовании биологических жидкостей, орга-
нов и тканей, полученных от ВИЧ-инфицированных лиц в стадии диаг-
ностического окна.
При возникновении аварийной ситуации (нарушение целостности
кожных покровов и слизистых медицинским инструментарием) существу-
ет риск инфицирования ВИЧ медицинского персонала при оказании по-
мощи больным ВИЧ-инфекцией и СПИДом.
В Программе предусматривается:
- внедрение современных методов дезинфекции и стерилизации
медицинского инструментария;
- карантинизация крови в течение трех месяцев с повторным
тестированием на антитела к ВИЧ, гепатитам В и С доноров перед
применением препаратов;
- создание банков аутокрови для лиц, поступающих в лечебные
учреждения г. Москвы для проведения хирургических операций в пла-
новом порядке по добровольному медицинскому страхованию;
- проведение рекламной кампании по привлечению в донорство
лиц, не заинтересованных в материальном вознаграждении (бесплатное
донорство);
- закупка противоретровирусных препаратов для профилактики
заражения ВИЧ медицинского персонала при возникновении аварийных
ситуаций.
4.4. Использование современных средств диагностики и лечения
ВИЧ-инфекции и СПИД-ассоциированных заболеваний
Уровень оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным па-
циентам в г.Москве требует совершенствования. В лечебных учрежде-
ниях Комитета здравоохранения недостаточно специального оборудова-
ния, медикаментов и расходных материалов. Комбинированная противо-
ретровирусная терапия с одновременным применением трех и более
противоретровирусных препаратов в различных комбинациях в зависи-
мости от устойчивости вируса к тем или иным лекарственным средст-
вам проводится крайне ограниченному количеству ВИЧ-инфицированных
москвичей - менее 2%. Отсутствие достаточного количества диагнос-
тикумов не позволяет осуществлять в полном объеме контроль эффек-
тивности терапии путем определения концентрации РНК ВИЧ в плазме
крови методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), а также определе-
ния иммунного статуса пациентов. Диагностика большинства СПИД-
.
12
ассоциированных инфекций (цитомегаловирусная инфекция, герпес-
вирусные инфекции, токсоплазмоз, пневмоцистоз и др.) методами ген-
ной диагностики (ПЦР и с использованием специфических моноклональ-
ных антител) в настоящее время не осуществляется.
В Программе предусматривается:
- обеспечение лечебно-профилактических учреждений Комитета
здравоохранения Москвы диагностическими тест-наборами для проведе-
ния скрининговых (массовых) исследований на антитела к ВИЧ;
- повышение качества верификационных исследований ВИЧ-инфек-
ции и диагностики СПИД-ассоциированных заболеваний путем закупки
высокочувствительных тест-систем и оборудования для иммунофермент-
ного анализа и тест-систем для иммунного блотинга;
- закупка оборудования, расходных материалов для банка ВИЧ-
положительных сывороток, проведения внутрилабораторного и внешнего
контроля качества лабораторных исследований, входного контроля ка-
чества тест-систем с целью поддержания системы гарантии качества
лабораторных исследований;
- применение современных методов определения иммунного ста-
туса и метода ПЦР-диагностики ВИЧ-инфекции и СПИД-ассоциированных
заболеваний;
- закупка и применение современных отечественных и зарубежных
лекарственных препаратов;
- закупка оборудования палат интенсивной терапии для больных
СПИДом в МГЦ СПИД;
- совершенствование оказания амбулаторно-поликлинической по-
мощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом;
- совершенствование оказания стационарной помощи ВИЧ-инфици-
рованным и больным СПИДом в МГЦ СПИД;
- совершенствование специализированной медицинской помощи
ВИЧ-инфицированным в лечебно-профилактических учреждениях Комитета
здравоохранения Москвы;
- организация изолированного лечения ВИЧ-инфицированных лиц,
страдающих наркоманией;
- совершенствование системы оказания консультативной помощи
населению и проведения анонимного тестирования на антитела к ВИЧ в
кабинетах профилактики ВИЧ-инфекции в административных округах
г.Москвы;
- оказание медико-психологической поддержки ВИЧ-инфицирован-
ным и членам их семей в МГЦ СПИД и кабинетах профилактики ВИЧ-
инфекции в административных округах г.Москвы.
.
13
4.5. Организация медицинской и социальной помощи
больным ВИЧ-инфекцией и СПИДом
В городе уровень оказания медицинской и социальной помощи
ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом детям является недостаточным.
Не решены вопросы полноценного содержания ВИЧ-инфицированных детей
в интернатных учреждениях Московского комитета образования и Ко-
митета социальной защиты населения Москвы. В настоящее время в
Москве не в полном объеме внедрены в практику мероприятия по про-
филактике перинатального пути передачи ВИЧ.
МГЦ СПИД располагается на территории инфекционной клинической
больницы N 2 Комитета здравоохранения Москвы в стесненных усло-
виях. Отсутствует возможность для оказания в полном объеме амбула-
торно-поликлинической помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом,
отсутствует возможность оказания хирургической помощи больным ВИЧ-
инфекцией и СПИДом на базе МГЦ СПИД, а также стационарное лечение
больных СПИДом с угрожаемыми жизни оппортунистическими заболева-
ниями в условиях боксированного отделения.
В Программе предусматривается:
- внедрение в практику работы родильных домов г.Москвы тест-
систем для экспресс-диагностики ВИЧ-инфекции у необследованных бе-
ременных женщин;
- уменьшение риска заражения ВИЧ от матери новорожденного
применением противоретровирусных препаратов (Тимазид, Ретровир,
Вирамун) во время беременности, в родах и в первые дни жизни
ребенка;
- создание нормативной базы для обеспечения медико-социальной
помощи детям, рожденным ВИЧ-инфицированными матерями, детям, боль-
ным ВИЧ-инфекцией и СПИДом, в учреждениях Московского комитета
образования, Комитетов социальной защиты населения и здравоохране-
ния Москвы;
- введение дополнительных штатных единиц медицинских работни-
ков в интернатных учреждениях системы Московского комитета образо-
вания и Комитета социальной защиты населения Москвы;
- размещение амбулаторной, эпидемиологической и других служб
МГЦ СПИД на базе инфекционной клинической больницы N 2 Комитета
здравоохранения Москвы.
.
14
4.6. Подготовка кадров по вопросам диагностики, клиники,
лечения, эпидемиологии и профилактике ВИЧ-инфекции
Внедрение в практику новых методов диагностики, лечения, про-
филактики и эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-
инфекции в г.Москве требует совершенствования системы подготовки
врачей и среднего медицинского персонала по этим вопросам.
В Программе предусматривается:
- организация и проведение общегородских конференций, семина-
ров, инструктажей по актуальным проблемам эпидемиологии и профи-
лактики ВИЧ-инфекции для эпидемиологов Центра Госсанэпиднадзора в
г.Москве и специалистов дезинфекционной службы;
- организация и проведение подготовки работников лечебно-про-
филактических учреждений Комитета здравоохранения и ГУВД г.Москвы,
Управления исполнения наказаний Минюста по г.Москве по вопросам
клиники, диагностики, лечения, эпидемиологии, профилактики ВИЧ-
инфекции и дезинфекционных мероприятий;
- обучение персонала "домов малютки" и детских домов города
вопросам профилактики ВИЧ-инфекции;
- подготовка специалистов по медико-психологической поддержке
ВИЧ-инфицированных, членов их семей и населения;
- пересмотр штатного расписания "домов малютки" и детских
домов города, в которых содержатся ВИЧ-инфицированные дети с уве-
личением численности медицинского персонала;
- организация и проведение Правительством Москвы и Объединен-
ной Программой ООН по ВИЧ/СПИДу (UNAIDS), влиятельными обществен-
ными российскими и международными организациями в г.Москве 1-й и
2-й международных конференций по вопросам ВИЧ-инфекции и СПИДа для
педагогов, социальных работников и врачей.
5. Механизм реализации и организации управления Программой
Рабочая группа, действующая на основании Положения о Рабочей
группе, возглавляемой первым заместителем Премьера Правительства
Москвы, контролирует ход реализации Программы и обеспечивает ее
текущее управление.
Рабочая группа определяет формы и методы организации управле-
ния Программы.
.
15
6. Ресурсное обеспечение мероприятий
__________________________________________________________________
Наименование раздела Объем финансирования Исполнители
(тыс.руб.)
2001 г. 2002 г. 2003 г.
__________________________________________________________________
1 2 3 4 5
------------------------------------------------------------------
1. Развитие системы информирования населения о доступных
мерах профилактики ВИЧ-инфекции
1.1. Разработка, издание и 2100 2100 2100 Комитет
распространение санитарно- здраво-
просветительных материалов охранения,
(памятки, буклеты) по про- Центр ГСЭН,
филактике ВИЧ-инфекции и Комитет по
наркомании для различных делам семьи
групп населения, в том и молодежи
числе для подростков и
молодежи
1.2. Разработка дифферен- из текущего финансиро- Комитет
цированных программ и по- вания здраво-
собий, методических реко- охранения,
мендаций по нравственному Московский
и половому воспитанию комитет об-
подростков и молодежи разования,
Центр ГСЭН
1.3. Создание и использо- 2000 2000 2000 Комитет
вание тематических видео- здраво-
фильмов, видеоклипов, охранения,
радиопередач и радиокли- Комитет по
пов по профилактике ВИЧ- телекомму-
инфекции в электронных никациям
средствах массовой и СМИ
информации
.
16
__________________________________________________________________
1 2 3 4 5
------------------------------------------------------------------
1.4. Внедрение научно- из текущего финансиро- Комитет
методических пособий и вания здраво-
подготовка активистов охранения,
общественных и неправи- Центр ГСЭН
тельственных организаций
для работы по профилак-
тике ВИЧ-инфекции в груп-
пах повышенного риска
заражения ВИЧ-инфекцией
(проститутки, наркоманы,
представители сексуальных
меньшинств, др.)
1.5. Обеспечение учебных из текущего финансиро- Московский
заведений г.Москвы (сред- вания комитет об-
них и общеобразовательных разования,
школ, профессиональных и Комитет
высших учебных заведений) здраво-
дифференцированными про- охранения,
граммами по нравственному Центр ГСЭН
и половому воспитанию детей,
подростков и молодежи
1.6. Организация и прове- 6000 6000 6000 Комитет
дение зрелищных массовых здраво-
мероприятий для молодежной охранения,
аудитории, посвященных Комитет по
пропаганде здорового делам семьи
образа жизни и профилак- и молодежи,
тике ВИЧ Центр ГСЭН
ВСЕГО: 10100 10100 10100
.
17
__________________________________________________________________
1 2 3 4 5
------------------------------------------------------------------
2. Совершенствование санитарно-эпидемиологического надзора
за ВИЧ-инфекцией
2.1. Подготовка и распро- из текущего финансиро- Комитет
странение оперативной эпи- вания здраво-
демиологической информации, охранения,
бюллетеней и аналитических Центр ГСЭН
обзоров по состоянию забо-
леваемости и профилактики
ВИЧ-инфекции в зарубежных
странах, в Российской
Федерации и в г.Москве
для заинтересованных
служб города
2.2. Разработка и внедре- из текущего финансиро- Комитет
ние технико-рабочего вания здраво-
проекта информационно- охранения,
аналитической системы Центр ГСЭН
слежения за эпидемическим
процессом по ВИЧ-инфекции
в г.Москве "ИНФОВИЧ-МОСКВА"
2.3. Оснащение учреждений 354 - - Комитет
Комитета здравоохранения здраво-
и отдела ООИ Центра ГСЭН охранения,
в г.Москве и Центров ГСЭН Центр ГСЭН,
в АО, ГУВД г.Москвы, УИН ГУВД
Минюста РФ по г.Москве г.Москвы,
компьютерной техникой и УИН Минюста
другим оборудованием для РФ по
внедрения единой компью- г.Москве
терной сети "ИНФОВИЧНЕТ"
Всего: 354 - -
.
18
__________________________________________________________________
1 2 3 4 5
------------------------------------------------------------------
3. Обеспечение инфекционной безопасности медицинских
манипуляций и донорской крови
3.1. Карантинизация пре- 23000 3000 3000 Комитет
паратов крови в течение здраво-
трех месяцев с повторным охранения
тестированием на антитела
к ВИЧ, гепатитам В и С
доноров перед применением
препаратов
3.2. Проведение тестиро- 11200 15000 20000 Комитет
вания донорской крови на здраво-
ВИЧ-инфекцию тест-системами охранения
5-го поколения (технология
Ab-Ag) с целью сокращения
периода диагностического
окна
3.3. Создание банков 5000 * * Комитет
аутокрови на Станции здраво-
переливания крови и ЛПУ охранения
Комитета здравоохранения
3.4. Внедрение в службе 1000 ** ** Комитет
крови методов амплифика- здраво-
ции нуклеиновых кислот для охранения
выявления вирусов, передаю-
щихся с кровью (ВИЧ, гепа-
титы В и С) для создания
"банка чистой крови"
3.5. Проведение рекламной 15000 15000 15000 Комитет
кампании по привлечению в здраво-
донорство лиц, не заинте- охранения
ресованных в материальном
вознаграждении
(бесплатное донорство)
.
19
__________________________________________________________________
1 2 3 4 5
------------------------------------------------------------------
3.6. Закупка противоретро- 250 250 250 Комитет
вирусных препаратов для здраво-
профилактики заражения ВИЧ охранения
медицинского персонала при
возникновении аварийных
ситуаций
ВСЕГО: 55450 33250 38250 *внебюджет-
ное финан-
сирование,
**объем фи-
нансирова-
ния будет
определен
по итогам
внедрения
4. Использование современных средств диагностики
и лечения ВИЧ-инфекции и оппортунистических заболеваний
4.1. Обеспечение ЛПУ - - - Комитет
Комитета здравоохранения здраво-
диагностическими тест- охранения
наборами для проведения
скрининговых исследований
на антитела к ВИЧ за счет
средств Федерального
бюджета
4.2. Закупка оборудования 12300 3900 3900 Комитет
для диагностических лабо- здраво-
раторий города и техничес- охранения
кое обеспечение скрининго-
вых и верификационных ис-
следований МГЦ СПИД и ЛПУ
Комитета здравоохранения
.
20
__________________________________________________________________
1 2 3 4 5
------------------------------------------------------------------
4.3. Обеспечение верифика- 15000 25000 30000 Комитет
ционных исследований ВИЧ- здраво-
инфекции, диагностики охранения
оппортунистических заболе-
ваний, определение вирус-
ной нагрузки и иммунного
статуса
4.4. Закупка и применение 170000 220000 300000 Комитет
специфической противови- здраво-
русной терапии при оказа- охранения
нии амбулаторно-поликли-
нической и стационарной
помощи ВИЧ-инфицированным
и больным СПИДом
4.5.Обеспечение препара- - - - Комитет
тами Тимазид, Никавир ВИЧ- здраво-
инфицированных и больных охранения
СПИДом в МГЦ СПИД за счет
средств Федерального бюджета
4.6. Закупка оборудования из текущего финансиро- Комитет
палат интенсивной терапии вания здраво-
для больных СПИДом в МГЦ охранения
СПИД
4.7. Организация изолиро- из текущего финансиро- Комитет
ванного лечения ВИЧ-инфи- вания здраво-
цированных лиц, страдающих охранения
наркоманией
4.8. Оказание консульта- 1200 1200 1400 Комитет
тивной помощи населению и здраво-
проведения анонимного тес- охранения,
тирования на антитела к ВИЧ УЗ АО
в кабинетах профилактики г.Москвы
ВИЧ-инфекции в АО г.Москвы
.
21
__________________________________________________________________
1 2 3 4 5
------------------------------------------------------------------
4.9. Оказание медико- из текущего финансиро- Комитет
психологической поддержки вания здраво-
ВИЧ-инфицированным и чле- охранения,
нам их семей в МГЦ СПИД и УЗ АО
кабинетах профилактики г.Москвы
Вич-инфекции в АО г.Москвы
4.10. Обеспечение ЛПУ, из текущего финансиро- Комитет
подчиненных УИН Минюста вания здраво-
РФ по г.Москве тест- охранения
системами для ИФА на
антитела к ВИЧ
ВСЕГО: 198500 250100 335300
5. Организация медицинской и социальной помощи
больным ВИЧ-инфекцией и СПИДом
5.1. Закупка для родиль- 500 700 900 Комитет
ных домов г.Москвы тест- здраво-
систем для экспресс диаг- охранения
ностики ВИЧ-инфекции у
необследованных беременных
женщин и противоретро-
вирусных препаратов для
уменьшения риска передачи
ВИЧ от матери к ребенку во
время беременности, родов и
ребенку в первые дни жизни
5.2. Введение дополни- из текущего финансиро- Комитет
тельных штатных единиц вания социальной
медицинских работников защиты на-
в интернатных учреждениях селения,
системы Московского коми- Московский
тета образования и Коми- комитет
тета социальной защиты образования
населения Москвы
.
22
__________________________________________________________________
1 2 3 4 5
------------------------------------------------------------------
5.3. Реконструкция и 20000 10000 10000 Комитет
оснащение корпуса 3 ИКБ здраво-
N 2 Комитета здравоохра- охранения
нения для размещения МГЦ
СПИД
5.4. Капитальный ремонт - 14000 -
корпуса 5 ИКБ N 2 Комите-
та здравоохранения для
размещения поликлиничес-
кого отделения МГЦ СПИД
ВСЕГО: 20500 24700 10900
6. Подготовка кадров по вопросам диагностики, клиники,
лечения, эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции
6.1. Организация и прове- из текущего финансиро- Комитет
дение общегородских конфе- вания здраво-
ренций, семинаров, инструк- охранения,
тажей по актуальным пробле- Центр ГСЭН,
мам эпидемиологии и профи- Московский
лактики ВИЧ-инфекции для комитет об-
эпидемиологов ЦГСЭН, спе- разования,
циалистов дезинфекционной Комитет
службы, ГУВД, педагогов и социальной
социальных работников защиты
населения
6.2. Обучение персонала из текущего финансиро- Комитет
"домов-малютки", детских вания здраво-
домов города вопросам про- охранения,
филактики ВИЧ-инфекции Московский
комитет
образования
.
23
__________________________________________________________________
1 2 3 4 5
------------------------------------------------------------------
6.3. Подготовка специалис- из текущего финансиро- Комитет
тов по медико-психологи- вания здраво-
ческой поддержке ВИЧ-инфи- охранения,
цированных, членов их семей Московский
и различных категорий насе- комитет
ления образования
6.4. Организация и прове- 100 - 200 Комитет
дение Правительством Москвы здраво-
и Объединенной Программой охранения,
ООН по ВИЧ/СПИДу (UNAIDS), Центр ГСЭН
влиятельными общественными
российскими и международ-
ными организациями в
г.Москве 1-й, 2-й междуна-
родных конференций по воп-
росам ВИЧ-инфекции и СПИДа
для педагогов, социальных
работников и врачей
ВСЕГО: 100 - 200
ВСЕГО по программе: 2001 г. - 285 004 тыс. руб.;
2002 г. - 318 150 тыс. руб.;
2003 г. - 394 750 тыс. руб.
Общая стоимость программы: 997 904 тыс. руб.
по состоянию цен на 01.01.2001 г.
__________________________________________________________________
.
Приложение 2
к постановлению Правительства
Москвы
от 31 июля 2001 года N 699-ПП
П О Л О Ж Е Н И Е
о Рабочей группе по контролю и координации
за исполнением Целевой комплексной программы
по предупреждению распространения в г.Москве заболевания,
передаваемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)
"АнтиВИЧ/СПИД"
на 2001-2003 годы
1. Рабочая группа по контролю и координации за исполнением
Целевой комплексной программы по предупреждению распространения в
г.Москве заболевания, передаваемого вирусом иммунодефицита челове-
ка (ВИЧ-инфекции) "АнтиВИЧ/СПИД" на 2001-2003 годы, в дальнейшем
именуемая Рабочая группа, является координирующим органом и созда-
на для обеспечения взаимодействия городских органов исполнительной
власти при решении задач, направленных на снижение темпов распро-
странения на территории г.Москвы ВИЧ-инфекции, социальной защиты
ВИЧ-инфицированных москвичей и членов их семей и лиц, подвергаю-
щихся риску заражения при исполнении ими своих служебных обязан-
ностей, лечения ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом.
2. Рабочая группа в своей деятельности руководствуется Зако-
ном Российской Федерации "О предупреждении распространения в Рос-
сийской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита
человека (ВИЧ-инфекции)", нормативными документами Правительства
Российской Федерации.
3. Основными задачами Рабочей группы являются:
- координация деятельности городских служб, решающих в преде-
лах своей компетенции вопросы, связанные с организацией и проведе-
нием мероприятий, направленных на предупреждение распространения в
г.Москве ВИЧ-инфекции;
- координация деятельности предприятий, учреждений, организа-
ций вне зависимости от их ведомственной принадлежности и формы
собственности, осуществляющих мероприятия по вопросам профилактики
ВИЧ-инфекции на территории г.Москвы;
- разработка перспективных направлений развития противо-
эпидемических, лечебных, просветительских, правовых мероприятий,
.
2
направленных на борьбу с ВИЧ-инфекцией;
- контроль за ходом реализации Целевой комплексной про-
граммы по предупреждению распространения в г.Москве заболевания,
передаваемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)
"АнтиВИЧ/СПИД" на 2001-2003 годы.
4. Рабочая группа обязана:
- информировать Правительство Москвы о ходе выполнения Целе-
вой комплексной программы по предупреждению распространения в
г.Москве заболевания, передаваемого вирусом иммунодефицита челове-
ка (ВИЧ-инфекции) "АнтиВИЧ/СПИД" на 2001-2003 годы не реже одного
раза в квартал;
- информировать все заинтересованные структуры и ведомства об
изменении эпидемиологической ситуации по ВИЧ-инфекции в городе.
5. Рабочая группа имеет право:
- запрашивать и получать от городских органов исполнительной
власти, предприятий, учреждений и организаций материалы и информа-
цию по вопросам, находящимся в ее компетенции;
- создавать временные или постоянные экспертные комиссии из
числа специалистов по наиболее важным и актуальным направлениям
деятельности для подготовки материалов и проектов решения Рабочей
группы;
- заслушивать руководителей всех заинтересованных служб, ве-
домств, предприятий, учреждений, организаций о выполнении меро-
приятий по борьбе с распространением ВИЧ-инфекции, входящих в их
компетенцию и предусмотренных городской программой.
7. Заседания Рабочей группы проводятся по мере необходимости,
но не реже одного раза в 3 месяца, и ее решения считаются право-
мочными, если на них присутствуют более половины ее членов.
8. Решения Рабочей группы принимаются простым большинством
голосов присутствующих на заседании членов Рабочей группы путем
открытого голосования и оформляются в виде протоколов, а при необ-
ходимости в виде проектов постановлений или распоряжений Прави-
тельства Москвы, которые вносятся в установленном порядке.
.
Приложение 3
к постановлению Правительства
Москвы
от 31 июля 2001 года N 699-ПП
Состав Рабочей группы
по контролю и координации за исполнением
Целевой комплексной программы по предупреждению
распространения в г.Москве заболевания, передаваемого
вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) "АнтиВИЧ/СПИД"
на 2001-2003 годы
Председатель группы:
Швецова Л.И. - первый заместитель Премьера
Правительства Москвы
Заместители председателя группы:
Мартин В.А. - начальник Управления координации исполнения
социальной политики Правительства Москвы
Сельцовский А.П. - председатель Комитета здравоохранения
Москвы
Филатов Н.Н. - главный государственный санитарный врач
по г.Москве
Члены группы:
Поляков С.В. - первый заместитель председателя Комитета
здравоохранения Москвы
Щербаченко М.Л. - председатель Комитета по телекоммуникациям
и средствам массовой информации
Правительства Москвы
.
2
Сырников И.К. - председатель Комитета социальной защиты
населения Москвы
Кезина Л.П. - председатель Московского комитета
образования
Муравьева И.Н. - председатель Комитета по делам семьи
и молодежи Правительства Москвы
Швидкин В.А. - ГУВД г.Москвы
Худяков С.И. - председатель Комитета по культуре Москвы
Лешкевич И.А. - заместитель председателя Комитета
здравоохранения Москвы
Иваненко А.В. - заместитель главного врача ЦГСЭН
в г.Москве
Аксенова О.А. - заместитель главного врача ЦГСЭН
в г.Москве
Хрупалов А.А. - начальник управления организации медицин-
ской помощи Комитета здравоохранения Москвы
Малышев Н.А. - главный специалист по инфекционным болезням
и СПИДу Комитета здравоохранения Москвы
Родина Л.В. - заведующая отделом надзора за особо
опасными инфекциями ЦГСЭН в г.Москве
Секретарь группы:
Мазус А.И. - руководитель Московского городского центра
профилактики и борьбы со СПИДом Комитета
здравоохранения Москвы