В целях реализации Федерального Закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О
радиационной безопасности населения", в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 16.06.1997 N 718 "О порядке
создания единой государственной системы контроля и учета
индивидуальных доз облучения граждан" и постановлением Правительства
Москвы от 28.11.2000 N 945 "О мерах по повышению радиационной
безопасности населения г. Москвы":
1. Утвердить Систему учета и регистрации индивидуальных доз
облучения граждан г. Москвы (приложение 1) и Порядок учета и
регистрации индивидуальных доз облучения граждан г. Москвы (приложение
2).
2. Установить, что Система учета и регистрации индивидуальных доз
облучения граждан г. Москвы является составной частью единой
Государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения
граждан Российской Федерации.
3. Московскому государственному предприятию "Объединенный
эколого-технологический и научно-исследовательский центр по
обезвреживанию радиоактивных отходов и охране окружающей среды" (Мос
НПО "Радон") осуществлять обобщение, обработку и учет информации об
индивидуальных дозах облучения граждан г. Москвы от различных
источников облучения.
4. Центру Государственного санитарно-эпидемиологического надзора
в г. Москве, Главному управлению по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям г. Москвы, Комитету здравоохранения Москвы,
Головному Центру Государственного санитарно-эпидемиологического
надзора Федерального Управления "Медбиоэкстрем" Министерства
здравоохранения Российской Федерации и др. организациям, занимающимся
сбором и систематизацией сведений о дозах облучения населения (в том
числе персонала), направлять информацию в Мос НПО "Радон" в
соответствии с утвержденными годовыми формами федерального
государственного статистического наблюдения за индивидуальными дозами
облучения граждан (постановление Государственного комитета Российской
Федерации по статистике от 07.09.99 N 84 "Об утверждении годовых форм
федерального государственного наблюдения за индивидуальными дозами
облучения граждан", Приказ Министерства здравоохранения Российской
Федерации от 19.03.2001 N 73 "О ведении государственного
статистического наблюдения за дозами облучения пациентов").
5. Центру Государственного санитарно-эпидемиологического надзора
в г. Москве осуществлять контроль за организацией учета и регистрации
индивидуальных доз облучения населения.
6. Организациям, указанным в п.4, представлять информацию об
индивидуальных дозах облучения населения в федеральные банки данных,
предусмотренные в Положении о единой Государственной системе контроля
и учета индивидуальных доз облучения граждан.
7. На основании обобщения и анализа данных полученной информации
Мос НПО "Радон" по согласованию с Центром Государственного
санитарно-эпидемиологического надзора в г. Москве, Головным Центром
Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Федерального
Управления "Медбиоэкстрем" Министерства здравоохранения Российской
Федерации ежегодно представлять в Правительство г. Москвы для
ознакомления "Заключение об уровнях индивидуальных доз облучения
граждан г. Москвы" и необходимые рекомендации.
8. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б. В.
П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков
Приложение 1
к распоряжению Премьера
Правительства Москвы
от 6 августа 2001 г.
N 708-РП
СИСТЕМА УЧЕТА И РЕГИСТРАЦИИ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОЗ ОБЛУЧЕНИЯ ГРАЖДАН Г.МОСКВЫ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Система учета и регистрации индивидуальных доз облучения
граждан (Система) содержит описание принципов ее создания и функ-
ционирования, видов индивидуальных доз облучения граждан, подлежа-
щих контролю и учету, регламентирует порядок осуществления контро-
ля и учета индивидуальных доз облучения граждан.
1.2. Система является составной частью единой Государственной
системы контроля индивидуальных доз облучения граждан.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
2.1. Основными целями создания системы учета и регистрации
доз облучения граждан являются:
- оценка воздействия радиационного фактора на население;
- контроль и учет индивидуальных доз облучения граждан;
- анализ индивидуальных и коллективных доз облучения, получа-
емых отдельными группами населения от всех видов источников иони-
зирующего излучения;
- учет лиц, подвергшихся облучению выше установленных преде-
лов;
- прогнозирование развития радиационной обстановки и меди-
цинских последствий облучения населения;
- информационная поддержка органов исполнительной власти в
принятии решений, направленных на обеспечение радиационной безо-
пасности в связи с изменением радиационной обстановки, включая ме-
ры по снижению уровней облучения населения;
- ознакомление общественности достоверной информацией о дозах
облучения граждан.
2.2. Основными задачами являются:
- организация и проведение контроля и учета индивидуальных
доз облучения граждан от всех источников излучения, подлежащих
учету согласно Нормам радиационной безопасности;
- организация и контроль соблюдения методических, метрологи-
ческих и технических требований к контролю индивидуальных доз об-
лучения граждан;
- сопряжение контроля индивидуальных доз облучения граждан с
контролем радиационной обстановки;
- ведение учета индивидуальных доз облучения граждан на базе
единых форм федерального государственного статистического учета;
- ведение баз данных индивидуальных (или среднегрупповых) доз
облучения граждан от воздействия различных источников ионизирующе-
го излучения;
- предоставление официальной информации об индивидуальных до-
зах облучения граждан в органы исполнительной власти и по запросам
общественных и других организаций.
3. КОНТРОЛИРУЕМЫЕ ВИДЫ ОБЛУЧЕНИЯ И ОБЪЕКТЫ КОНТРОЛЯ
3.1. Контролю и учету подлежат:
- индивидуальные дозы облучения, получаемые гражданами при
воздействии различных источников ионизирующего излучения и прове-
дении медицинских рентгенорадиологических процедур;
- индивидуальные дозы облучения, обусловленные естественным
радиационным и техногенно измененным радиационным фоном.
На основании требований Норм радиационной безопасности конт-
ролю подлежат уровни облучения:
- персонала и населения в условиях нормальной эксплуатации
техногенных источников ионизирующего излучения;
- населения природными источниками ионизирующего излучения;
- персонала и населения в результате радиационной аварии;
- населения при проведении медицинских рентгенорадиологичес-
ких процедур.
3.2. Объектом контроля и учета в зависимости от вида и усло-
вий облучения могут быть индивидуальные дозы облучения отдельных
граждан, а также среднегрупповые дозы граждан, имеющих сходные ус-
ловия облучения, близкие производственные и (или) территориальные
условия.
3.3. Для определения индивидуальных доз облучения используют-
ся:
- прямые измерения с помощью индивидуальных дозиметров;
- расчеты индивидуальной дозы облучения граждан на основе
данных контроля радиационной обстановки, а также полученных с по-
мощью фантомов и счетчиков излучения человека;
- реконструкция индивидуальной дозы облучения граждан по био-
логическим, биохимическим и биофизическим эффектам в облученном
организме;
- реконструкция индивидуальной дозы облучения граждан по ра-
диационным эффектам в различных материалах.
3.4. Контроль и учет индивидуальных доз облучения граждан
проводится на основе единого нормативного, методического, метроло-
гического и информационного обеспечения.
3.5. Применимость данных контроля радиационной обстановки для
использования в Системе обеспечивается выработкой унифицированных
требований к объему, методам и средствам контроля.
3.6. По мере развития Системы расчеты индивидуальной дозы об-
лучения граждан на основе данных контроля радиационной обстановки
постепенно автоматизируются с использованием методического и прог-
раммного обеспечения единой Государственной системы контроля инди-
видуальных доз.
4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ
4.1. Мос НПО "Радон" осуществляет обобщение и обработку ин-
формации об индивидуальных дозах облучения граждан г.Москвы от
различных источников излучения.
4.2. Центр Государственного санитарно-эпидемиологического
надзора в г.Москве осуществляет надзор за ведением учета и регист-
рации индивидуальных доз облучения граждан.
4.3. Центр Государственного санитарно-эпидемиологического
надзора (ЦГСЭН) в г.Москве, Главное управление по делам гражданс-
кой обороны и чрезвычайным ситуациям (ГУ ГО и ЧС) г.Москвы, Коми-
тет здравоохранения Москвы (Научно-практический центр медицинской
радиологии), Головной Центр Государственного санитарно-эпидемиоло-
гического надзора (ГЦГСЭН) Федерального Управления "Медбиоэкстрем"
Минздрава Российской Федерации и др. организации, занимающиеся
сбором и систематизацией сведений о дозах облучения населения (в
том числе персонала) представляют информацию в Мос НПО "Радон" в
соответствии с утвержденными годовыми формами федерального госу-
дарственного статистического наблюдения за индивидуальными дозами
облучения граждан.
4.4. Сбор первичного материала и ведение баз данных осущест-
вляют организации, перечисленные в п.4.3. Организации-участники
имеют доступ к указанным базам данных на взаимной основе. Ежегодно
в установленном порядке они представляют информацию об индивиду-
альных дозах облучения граждан г.Москвы в федеральные банки дан-
ных, предусмотренные в Положении о единой Государственной системе
контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан:
- В федеральную базу данных по индивидуальным дозам облучения
граждан, создаваемого естественным радиационным и техногенно изме-
ненным радиационным фоном, а также дозам облучения граждан при
проведении медицинских рентгенорадиологических процедур, информа-
цию представляют ЦГСЭН в г.Москве, Мос НПО "Радон", Научно-практи-
ческий центр медицинской радиологии Комитета здравоохранения Моск-
вы.
- В федеральную базу данных по индивидуальным дозам облучения
персонала организаций, подконтрольных Федеральному Управлению
"Медбиоэкстрем", информацию представляет ГЦГСЭН Федерального Уп-
равления "Медбиоэкстрем".
- В федеральную базу данных по индивидуальным дозам облучения
персонала организаций информацию представляет ЦГСЭН в г.Москве.
- В федеральную базу данных Российского Государственного ме-
дико-дозиметрического регистра по индивидуальным дозам облучения
граждан, получаемым при радиационных авариях, и обобщенным данным
облучения населения от различных источников, информацию представ-
ляют ГУ ГО и ЧС г.Москвы, Мос НПО "Радон", ЦГСЭН в г. Москве, На-
учно-практический центр медицинской радиологии Комитета здравоох-
ранения Москвы.
4.5. Мос НПО "Радон" использует информацию об индивидуальных
дозах облучения граждан при оформлении радиационно-гигиенического
паспорта территории г.Москвы.
5. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ
5.1. Реализация системы учета и регистрации индивидуальных
доз облучения граждан г.Москвы осуществляется в два этапа. На пер-
вом этапе (2001 г.) обеспечивается решение организационных и мето-
дических вопросов в реализации системы учета индивидуальных доз
облучения граждан на базе существующих в настоящее время форм
контроля.
5.2. На втором этапе (2002-2003 гг.) осуществляется методи-
ческое и техническое обеспечение системы контроля индивидуальных
доз облучения граждан с учетом ее специфики.
.
Приложение 2
к распоряжению Премьера
Правительства Москвы
от 6 августа 2001 г.
N 708-РП
ПОРЯДОК
УЧЕТА И РЕГИСТРАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОЗ
ОБЛУЧЕНИЯ ГРАЖДАН Г.МОСКВЫ
1. В формировании баз данных по индивидуальным дозам облуче-
ния граждан, в том числе персонала, принимают участие:
- Мос НПО "Радон";
- Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзо-
ра в г.Москве;
- Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвы-
чайным ситуациям г.Москвы;
- Головной Центр Государственного санитарно-эпидемиологичес-
кого надзора Федерального Управления "Медбиоэкстрем" Минздрава РФ;
- Комитет здравоохранения Москвы (Научно-практический центр
медицинской радиологии).
2. Информацию об индивидуальных дозах облучения граждан орга-
низации представляют в соответствии с таблицей:
+---+------------------------------+------------------------------+
|N | Представляемые материалы |Организация, ответственная за |
|п/п| |представление данных |
+---+------------------------------+------------------------------+
|1. |Данные по индивидуальным дозам|ЦГСЭН в г.Москве |
| |облучения граждан от естест- |Мос НПО "Радон" |
| |венных и техногенных радионук-| |
| |лидов | |
+---+------------------------------+------------------------------+
|2. |Данные по индивидуальным дозам|ЦГСЭН в г.Москве |
| |облучения граждан от содержа- | |
| |ния радионуклидов в воде и | |
| |пищевых продуктах | |
+---+------------------------------+------------------------------+
|3. |Данные по индивидуальным дозам|ЦГСЭН в г.Москве |
| |облучения граждан от содержа- | |
| |ния радионуклидов в строитель-| |
| |ных материалах | |
+---+------------------------------+------------------------------+
|4. |Данные по индивидуальным дозам|Мос НПО "Радон" |
| |облучения граждан от аварийных| |
| |загрязнений территории г.Моск-| |
| |вы | |
+---+------------------------------+------------------------------+
+---+------------------------------+------------------------------+
|5. |Данные по индивидуальным дозам|НПЦ медицинской радиологии |
| |облучения персонала и граждан | |
| |при рентгенорадиологических | |
| |исследованиях | |
+---+------------------------------+------------------------------+
|6. |Данные по индивидуальным дозам|ГЦГСЭН "Медбиоэкстрем" |
| |облучения персонала радиацион-| |
| |но-опасных и ядерно-опасных | |
| |объектов | |
+---+------------------------------+------------------------------+
|7. |Данные по индивидуальным дозам|ГУ ГО и ЧС г.Москвы, |
| |облучения персонала и граждан |Мос НПО "Радон" |
| |при чрезвычайных ситуациях | |
+---+------------------------------+------------------------------+
|8. |Средние и среднегрупповые дан-|ЦГСЭН в г.Москве, |
| |ные по индивидуальной и кол- |НПЦ медицинской радиологии, |
| |лективной дозе облучения пер- |ГЦГСЭН "Мебиоэкстрем" |
| |сонала | |
+---+------------------------------+------------------------------+
|9. |Средние и среднегрупповые дан-|ЦГСЭН в г.Москве, |
| |ные по индивидуальной и кол- |НПЦ медицинской радиологии, |
| |лективной дозе облучения насе-|Мос НПО "Радон" |
| |ления |ГУ ГО и ЧС г.Москвы |
+---+------------------------------+------------------------------+
3. Первичные материалы представляются в соответствии с
годовыми формами федерального государственного статистического
наблюдения:
- N 1-ДОЗ "Сведения о дозах облучения лиц из персонала в ус-
ловиях нормальной эксплуатации техногенных источников ионизирующих
излучений";
- N 2-ДОЗ "Сведения о дозах облучения лиц из персонала в ус-
ловиях радиационной аварии или планируемого повышенного облучения,
а также лиц из населения, подвергшегося аварийному облучению";
- N 3-ДОЗ "Сведения о дозах облучения пациентов при проведе-
нии медицинских рентгенорадиологических исследований".
Верно: