Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 709-ПП от 19 сентября 2006 года

О Концепции закона города Москвы «Об объектах животного мира города Москвы»

     В целях формирования правовых и организационных основ  управ-
ления объектами животного мира и средой их обитания в городе Моск-
ве,  в  соответствии с  распоряжением  Мэра  Москвы  от 28 декабря
2005 г. N 433-РМ "О Плане первоочередных законопроектных работ ор-
ганов  исполнительной власти города Москвы на 2006 год" Правитель-
ство Москвы постановляет:
     1. Одобрить Концепцию закона города Москвы "Об  объектах  жи-
вотного мира города Москвы" (приложение).
     2. Департаменту  природопользования и охраны окружающей среды
города Москвы:
     2.1. Обеспечить разработку проекта  закона  города Москвы "Об
объектах животного мира города Москвы".
     2.2. В I квартале 2007 года внести на рассмотрение Правитель-
ства Москвы проект закона города Москвы "Об объектах животного ми-
ра города Москвы".
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на  министра  Правительства Москвы Бочина Л.А.  и заместителя Мэра
Москвы в Правительстве Москвы Петрова А.В.




П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков


                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 19 сентября 2006 г. N 709-ПП




                  КОНЦЕПЦИЯ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ
            "Об объектах животного мира города Москвы"

             I. Современная  ситуация  в сфере охраны
   и использования объектов животного мира и среды его обитания

     Животный мир,  то есть совокупность живых организмов всех ви-
дов диких животных, является одним из основных компонентов природ-
ной среды, ее неотъемлемой составной частью. Охрана животного мира
и  среды его обитания необходима в целях сохранения биологического
разнообразия,  для удовлетворения материальных и духовных  потреб-
ностей отдельных граждан и общества в целом.
     В соответствии с пунктами "в",  "д" части 1 статьи 72 Консти-
туции Российской Федерации вопросы владения,  пользования и распо-
ряжения природными ресурсами,  а также природопользование,  охрана
окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находят-
ся  в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российс-
кой Федерации.
     Основные вопросы  охраны  и  использования объектов животного
мира и среды его обитания регулируются Федеральным законом  от  24
апреля 1995 г.  N 52-ФЗ "О животном мире". Статьями 6, 6.1 данного
закона определены полномочия органов государственной власти  субъ-
ектов Российской Федерации в области охраны и использования объек-
тов животного мира,  к которым отнесено принятие  законов  и  иных
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регули-
рующих отношения в области охраны и использования объектов  живот-
ного мира,  а также контроль за их исполнением. Ряд полномочий ор-
ганов государственной власти субъектов Российской Федерации в дан-
ной  сфере  одновременно предусмотрен Федеральным законом от 6 ок-
тября 1999 г.  N 184-ФЗ "Об общих принципах организации  законода-
тельных  (представительных) и исполнительных органов государствен-
ной  власти  субъектов  Российской  Федерации" (пп. 8,  49  ч.   2
ст. 26.3).
     Статья 19 Федерального закона "О животном мире"  предусматри-
вает, что организация охраны животного мира осуществляется органа-
ми государственной власти субъектов Российской Федерации в  рамках
их  компетенции,  установленной актами,  определяющими статус этих
органов.
     Пользование животным миром осуществляется с соблюдением феде-
ральных и региональных стандартов,  правил,  лимитов и нормативов,
разрабатываемых  в  соответствии с законами и другими нормативными
правовыми актами Российской Федерации,  а также законами и другими
нормативными   правовыми  актами  субъектов  Российской  Федерации
(статья 35 Федерального закона "О животном мире").
     Согласно Федеральному закону "О животном мире" в целях сохра-
нения и воспроизводства объектов животного мира и среды их  обита-
ния  осуществление  отдельных видов пользования животным миром,  а
также пользование определенными  объектами  животного  мира  могут
быть ограничены, приостановлены или полностью запрещены на опреде-
ленных территориях и акваториях или на определенные сроки решением
соответствующего  федерального  органа  власти или органа исполни-
тельной власти субъекта Российской Федерации в пределах их  компе-
тенции по представлению соответствующего специально уполномоченно-
го государственного органа по охране, контролю и регулированию ис-
пользования  объектов  животного мира и среды их обитания.  Органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации  осуществляют
государственное управление в области охраны и использования живот-
ного мира.
     Федеральный закон  "О  животном  мире" содержит ряд пробелов.
Например, законом не предусматривается регламентация вопросов вла-
дения, пользования, распоряжения объектами животного мира, которые
могут быть отнесены к собственности (ведению) субъектов Российской
Федерации. Также не предусматривается порядок ведения учета и про-
ведения мониторинга по таким объектам.
     Федеральные нормативные  правовые акты регламентирует вопросы
охраны и использования редких и находящихся под угрозой исчезнове-
ния объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской
Федерации либо охраняемых международными договорами,  а также объ-
ектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и рыболовства.
     Вне федерального нормативного регулирования  остаются  многие
вопросы охраны и использования иных объектов животного мира,  нап-
ример объектов животного мира,  занесенных в Красные книги субъек-
тов  Российской Федерации,  а также вопросы охраны и использования
объектов животного мира,  содержащихся в полувольных условиях  или
искусственно созданной среде обитания.
     В городе Москве имеется правовая база, регулирующая отношения
в области охраны и использования объектов животного мира.  Но ука-
занная база недостаточна для правового регулирования в данной сфе-
ре.
     Единственным законом в области охраны и использования  объек-
тов животного мира является Закон города Москвы от 30 июня 1999 г.
N 28 "О регулировании использования редких и исчезающих диких  жи-
вотных и растений на территории города Москвы". С момента внесения
изменений в данный закон в марте 2004 года существенно  изменилось
законодательное  регулирование полномочий субъектов Российской Фе-
дерации в данной сфере в связи с принятием федеральных законов  от
29 декабря 2004 г.  N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодатель-
ные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий ор-
ганов  государственной  власти  субъектов  Российской Федерации по
предметам совместного ведения  Российской  Федерации  и  субъектов
Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов мест-
ного значения муниципальных образований" и  от 31 декабря  2005 г.
N 199-ФЗ  "О  внесении  изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи  с  совершенствованием  разграничения
полномочий".  Кроме  того,  предметом регулирования данного закона
являются лишь правоотношения в области использования и охраны ред-
ких и исчезающих диких животных на территории города Москвы, зако-
ном не регламентируются правоотношения в сфере охраны и  использо-
вания иных объектов животного мира.  Таким образом, внесение изме-
нений в указанный Закон города Москвы не приведет к желаемому  ре-
зультату  -  комплексному  регулированию  общественных отношений в
сфере охраны и использования объектов животного мира и  среды  его
обитания.
     Отдельные вопросы  охраны  и использования объектов животного
мира и среды их обитания на уровне города Москвы урегулированы ря-
дом нормативных правовых актов: постановление Правительства Москвы
от 19 августа 1997 г.  N 630 "О правилах добывания и  коммерческом
использовании диких наземных животных в г. Москве и на прилегающих
подведомственных территориях", распоряжение Премьера Правительства
Москвы от 30 января 1998 г.  N 102-РП "О порядке выдачи разрешений
на добывание диких животных и регистрации пользователей дикими жи-
вотными,  содержащимися  в  неволе",  постановление  Правительства
Москвы  от 10  июля 2001  г.  N  634-ПП "О  Красной  книге  города
Москвы",  постановление  Правительства  Москвы от  2 марта 2004 г.
N 116-ПП "О мероприятиях по восстановлению естественных раститель-
ных сообществ  и  увеличению  численности редких животных на особо
охраняемых природных территориях города Москвы".
     Некоторые вопросы в данной сфере также регламентированы акта-
ми законодательства в области охраны окружающей среды (среды  оби-
тания  объектов  животного  мира):  законы города Москвы от 12 мая
2004 г.  N 32 "О государственном экологическом контроле  в  городе
Москве",  от 26 сентября 2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природ-
ных территориях в городе Москве",  от 20 октября 2004 г.  N 65 "Об
экологическом мониторинге в городе Москве" и другие.
     Однако перечисленные правовые акты  города  Москвы  не  носят
комплексного  характера по отношению к вопросам охраны и использо-
вания объектов животного мира и среды его  обитания,  а  некоторые
аспекты данной области отношений остаются вне законодательного ре-
гулирования.
     Попытки урегулировать данные общественные отношения не приве-
ли к  результату.  Так,  одобренный  постановлением  Правительства
Москвы  от 12 ноября 2002 г.  N 931-ПП проект закона города Москвы
"О животных" был преобразован в ходе его  рассмотрения  Московской
городской Думой в проект закона города Москвы "О содержании домаш-
них животных в городе Москве" (принят во втором  чтении  23  марта
2005 г., постановление Московской городской Думы N 59).
     Отсутствие закона,  регулирующего отношения в области исполь-
зования  объектов животного мира,  приводит к возрастанию теневого
сектора экономики.  Лица, осуществляющие незаконную деятельность в
данной области,  оказываются вне сферы правового регулирования.  В
данной ситуации практически исключено развитие легального предпри-
нимательства, например, в сфере разведения диких животных. По дан-
ным Интерпола, нелегальная торговля редкими и находящимися под уг-
розой  исчезновения  дикими животными по объему оборота выходит на
второе место в мире,  достигая не менее 6 млрд. долларов США. Рос-
сия  является одной из основных стран - импортеров,  экспортеров и
стран транзита таких животных.  При этом более  половины  ввозимых
контрабандным  путем объектов животного мира беспрепятственно про-
ходит таможенные посты в городе Москве.
     Учитывая изложенное, необходимость законодательного регулиро-
вания отношений в области охраны и использования объектов животно-
го  мира и среды его обитания на уровне города Москвы вызвана объ-
ективными факторами:
     - противоречие  значительного числа норм Закона города Москвы
от 30 июня 1999 г.  N 28 "О регулировании использования  редких  и
исчезающих  диких животных и растений на территории города Москвы"
федеральному законодательству, в том числе, не соответствие переч-
ня документов, подтверждающих законность владения образцами живот-
ных, действующему законодательству, регламентация вопросов конфис-
кации животных;
     - пробелы  федерального  законодательного  регулирования,  не
предусматривающего  конкретных  способов охраны объектов животного
мира при их коммерческом использовании; конкретных ограничительных
мер  в  целях  охраны и воспроизводства объектов животного мира на
территории субъекта Российской Федерации,  а также  иных  аспектов
регулирования  охраны  и  использования  объектов животного мира и
среды их обитания;
     - необходимость  конкретизации  полномочий  органов государс-
твенной власти города Москвы как субъекта Российской Федерации;
     - отсутствие  детализации регулирования вопросов охраны и ис-
пользования объектов животного мира с учетом конкретных  географи-
ческих, политических и социальных условий субъектов Российской Фе-
дерации.
     В связи с изложенным наиболее эффективным способом устранения
пробелов правового регулирования охраны и  использования  объектов
животного  мира  и  среды его обитания является разработка проекта
закона города Москвы в указанной сфере,  определяющего единые под-
ходы и требования к управлению в данной области.
     Особая важность отношений в области  охраны  и  использования
объектов  животного мира для города Москвы и его жителей,  а также
неопределенность круга лиц,  на которых эти отношения могут  расп-
ространяться,  предполагают  принятие  акта  в форме закона города
Москвы.
     Представленная Концепция  закона  города  Москвы "Об объектах
животного мира города Москвы" содержит основные положения, которые
будут реализованы в тексте проекта закона.
     Принятие закона позволит обобщить отдельные направления регу-
лирования правоотношений в области охраны и использования объектов
животного мира и среды его обитания,  а также  повысить  эффектив-
ность государственного управления в этой сфере.

         II. Цели, задачи и предмет регулирования
 закона города Москвы "Об объектах животного мира города Москвы"

     Основными целями регулирования закона города Москвы "Об  объ-
ектах животного мира города Москвы" являются:
     - обеспечение устойчивого  существования  объектов  животного
мира  на  территории  субъекта Российской Федерации - города феде-
рального значения Москвы;
     - повышение эффективности охраны и использования объектов жи-
вотного мира и среды его обитания в городе Москве;
     - создание  необходимых условий для сохранения и восстановле-
ния популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения объек-
тов животного мира;
     - формирование единой системы охраны и восстановления  биоло-
гического разнообразия.
     Достижению указанных целей будет способствовать решение  сле-
дующих задач:
     - установление ограничений и запретов на отдельные виды поль-
зования животным миром, а также ограничений на пользование опреде-
ленными объектами животного мира;
     - законодательное закрепление и реализация норм, регулирующих
содержание объектов животного мира в полувольных условиях или  ис-
кусственно созданной среде обитания;
     - разработка и  реализация  государственных  программ  города
Москвы по охране объектов животного мира и среды его обитания;
     - создание и функционирование центров  реабилитации  объектов
животного мира;
     - установление требований  к  разрешенным  видам  и  способам
пользования  объектами  животного мира,  в том числе коммерческому
использованию;
     - определение  круга пользователей объектами животного мира и
установление требований к ним.
     Достижение данных  задач возможно только путем принятия пред-
лагаемого закона.
     Предметом регулирования закона города Москвы "Об объектах жи-
вотного мира города Москвы" являются общественные отношения в  об-
ласти охраны и использования объектов животного мира,  то есть ди-
ких животных, находящихся в состоянии естественной свободы на тер-
ритории города Москвы,  среды их обитания - природные, озелененные
и иные территории, а также объектов животного мира, содержащихся в
полувольных  условиях  или искусственно созданной среде обитания в
целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов  животного
мира и в иных научных, учебных и воспитательных целях.

     III. Предполагаемые  последствия  реализации
 закона города Москвы "Об объектах животного мира города Москвы"

     Законодательное регулирование правоотношений в области охраны
и  использования  объектов  животного  мира  и среды их обитания в
Москве предполагает наступление ряда социально-экономических, пра-
вовых и иных последствий.
     Социальным последствием реализации закона будет являться раз-
витие системы информационного взаимодействия органов власти города
Москвы с населением по вопросам охраны  и  использования  объектов
животного  мира  и среды их обитания.  К конкретным мероприятиям в
данной области предполагается привлекать  общественность,  учебные
заведения.
     Принятие закона необходимо, в том числе, для определения пол-
номочий  всех  уровней  власти города Москвы,  формирования четкой
системы управления в данной области общественных отношений. Приня-
тие  закона города Москвы "Об объектах животного мира города Моск-
вы" создаст благоприятные предпосылки для развития легальной  дея-
тельности в области использования объектов животного мира,  позво-
лит в полной мере реализовать полномочия субъектов Российской  Фе-
дерации  в  данной сфере и достичь целей охраны объектов животного
мира и среды их обитания.  Формирование единой системы  управления
охраной и использованием объектов животного мира создаст необходи-
мые условия для упорядочения деятельности различных видов  пользо-
вателей животным миром,  обеспечения законности обращения с живот-
ными.
     Правовым последствием  принятия закона города Москвы "Об объ-
ектах животного мира города Москвы"  будет  отмена  Закона  города
Москвы от 30 июня 1999 г. N 28 "О регулировании использования ред-
ких и исчезающих диких животных и растений  на  территории  города
Москвы",  а  также отмена ряда действующих и принятие новых норма-
тивных правовых актов города Москвы в данной сфере.

        IV. Структура проекта закона города Москвы
        "Об объектах животного мира города Москвы"

     В преамбуле законопроекта определяется круг отношений, на ко-
торые распространяются положения закона, в частности: сохранение и
восстановление популяций животных, в том числе редких и находящих-
ся под угрозой исчезновения объектов животного мира,  рациональное
использование  и  охрана объектов животного мира и среды их обита-
ния.
     Предметом правового регулирования закона являются в том числе
отношения по охране и использованию объектов животного  мира,  со-
держащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде
обитания.

     Глава 1. Общие положения

     В главе содержатся  статьи,  определяющие  основные  понятия,
принципы  охраны  и  использования  объектов животного мира,  круг
субъектов, на которых распространяются нормы закона.
     В качестве  одного  из  основных понятий проекта закона будет
закреплено понятие "дикие животные",  которое не имеет четкого оп-
ределения в федеральном законодательстве, однако в нем использует-
ся.  Определение данного понятия необходимо также  в  целях  более
четкого  разграничения  предметов регулирования различных правовых
актов города Москвы.
     Специфика определения понятия "дикие животные" состоит в том,
что к ним можно отнести только те объекты животного мира,  которые
находятся в состоянии полной естественной свободы.  Животные,  со-
держащиеся из поколения в поколение в полувольных условиях или ис-
кусственно созданной среде обитания,  в определенной мере являются
прирученными, допускающими к себе человека (для кормления, лечения
и  ухода),  хотя и не утратившими признаков диких предков.  В этой
связи их нельзя назвать полностью дикими, они занимают промежуточ-
ное положение между дикими и домашними животными.
     В этой связи закон содержит определение понятий  "полувольные
условия", "искусственно созданная среда обитания".
     В главе также закреплены следующие понятия: "центр реабилита-
ции объектов животного мира", "учет пользователей животным миром",
"запрещенные виды пользования животным миром" и другие.
     В главе  сформулированы  следующие  основные принципы проекта
закона:
     - приоритет сохранения животного мира и среды его обитания;
     - своевременное выявление негативных изменений биологического
разнообразия животного мира;
     - привлечение граждан и юридических лиц к решению задач в об-
ласти  охраны,  воспроизводства и использования объектов животного
мира;
     - обязательное возмещение вреда, причиненного объектам живот-
ного мира и среде их обитания, в порядке предусмотренном законода-
тельством.

     Глава 2. Управление в области охраны и использования объектов
животного мира и среды их обитания

     В главе предполагается законодательное закрепление полномочий
органов государственной власти города Москвы,  с учетом полномочий
Российской Федерации, передаваемых в целях реализации Федерального
закона "О животном мире",  а также закрепление прав и обязанностей
граждан,  юридических лиц и общественных объединений в области ох-
раны  и использования объектов животного мира и среды их обитания,
разрешенные виды и способы пользования объектами животного мира, а
также основных способов управления в данной сфере: государственно-
го учета,  мониторинга,  государственного контроля в данной  сфере
отношений  как  составных частей государственного управления в об-
ласти охраны окружающей среды.

     Глава 3. Охрана объектов животного мира и среды их обитания

     Охрана объектов животного мира и среды их обитания  представ-
ляет собой комплекс мер, направленных на сохранение биологического
разнообразия животного мира, обеспечение устойчивого существования
объектов  животного  мира на территории города Москвы,  а также на
предотвращение негативных воздействий на их состояние, недопущение
их нерационального использования, их восстановление.
     В главе предусматриваются статьи о мерах по обеспечению охра-
ны объектов животного мира и среды их обитания, в том числе:
     - принятие государственных программ города Москвы  по  охране
объектов животного мира и среды их обитания;
     - нормирование в области использования и охраны животного ми-
ра и среды его обитания;
     - установление ограничений и запретов на использование объек-
тов  животного  мира,  а  также хозяйственной деятельности в целях
сохранения среды обитания объектов животного мира;
     - охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения объек-
тов животного мира;
     - требования к содержанию объектов животного мира в полуволь-
ных условиях или искусственно созданной среде обитания;
     - учет пользователей животным миром на добровольной основе;
     - правовые основы деятельности центров реабилитации  объектов
животного мира;
     - разрешенные виды и способы пользования объектами  животного
мира.
     Одной из основных мер по охране  объектов  животного  мира  и
среды их обитания является создание и функционирование центров ре-
абилитации объектов животного мира.
     Необходимо на уровне закона установить задачи и функции цент-
ров реабилитации:  содержание  животных,  изъятых  из  незаконного
пользования или конфискованных по решению суда;  ветеринарное обс-
луживание животных;  определение возможности выпуска и выпуск  жи-
вотных,  находящихся в удовлетворительном физическом состоянии,  в
природную среду;  создание необходимых условий для содержания  жи-
вотных  в  полувольных  условиях  или искусственно созданной среде
обитания в научных и воспитательных целях; и другие.
     Также важной  мерой  охраны  объектов животного мира является
учет пользователей животным миром.  Такой учет предполагается осу-
ществлять на добровольной основе,  предусмотрев,  что только заре-
гистрированные в системе учета пользователи могут пользоваться ус-
лугами  ветеринарного обслуживания в центрах реабилитации объектов
животного мира и использовать иные поощрительные механизмы.
     В главе предусматривается, что если осуществление хозяйствен-
ной или иной деятельности приводит к  негативному  воздействию  на
объекты животного мира и среду их обитания,  то лица,  в ходе дея-
тельности которых оказывается воздействие на объекты животного ми-
ра  и  среду  их обитания в пределах отведенного в пользование зе-
мельного участка,  обязаны  осуществлять  меры  по  восстановлению
(разведению)  уничтоженных животных,  лечению заболевших животных,
восстановлению нарушенного состояния среды их обитания.
     Среди мер  по  охране объектов животного мира в главе предус-
матривается обязанность пользователей животным миром при прекраще-
нии некоторых видов разрешенного пользования определять дальнейшую
судьбу изъятых из среды обитания объектов животного мира по согла-
сованию  с  соответствующим государственным органом исполнительной
власти города Москвы (выпуск в природную среду,  помещение в центр
реабилитации объектов животного мира, помещение в организацию, со-
держащую животных в полувольных условиях или искусственно  создан-
ной среде обитания).


     Глава 4.  Экономическое  регулирование в области охраны и ис-
пользования объектов животного мира и среды их обитания


     Проект закона определяет меры экономического регулирования  в
области  охраны и использования объектов животного мира и среды их
обитания на территории города Москвы,  в том  числе  экономическое
стимулирование  деятельности по охране и рациональному пользованию
объектами животного мира, и другие.
     В главе закреплена обязанность возмещения вреда, причиненного
объектам животного мира и среде их обитания.
     В главе  предусматривается,  что  деятельность  по содержанию
объектов животного мира в полувольных  условиях  или  искусственно
созданной среде обитания финансируется как за счет средств бюджета
города Москвы,  так и из иных источников, не запрещенных законода-
тельством.
     Также в главе предусматривается возможность реализации полно-
мочий Российской Федерации в области охраны и использования объек-
тов животного мира и среды их обитания, передаваемых городу Москве
и осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.
                Глава 5. Заключительные положения

     В данную  главу  проекта закона включены положения о контроле
за соблюдением закона,  о вступлении в силу закона и о  приведении
ряда правовых актов города Москвы в соответствие с настоящим зако-
ном.



                              Верно: