Правовые акты (Нормативная база) Москвы
Внимание! С данным правовым актом связан ещё 1 документ.
Подробнее смотрите в конце текущей страницы.
Распоряжение заместителя мэра Москвы
№ 70-РЗМ от 29 марта 2006 года
Об утверждении Рекомендаций по участию органов исполнительной власти города Москвы в расследовании несчастных случаев на производстве
В целях активизации профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и в соответствии с пунктом 14 разде- ла 1 мероприятий Городской программы по охране труда на 2005- 2007 гг., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 8 февраля 2005 г. N 55-ПП: 1. Утвердить Рекомендации по участию органов исполнительной власти города Москвы в расследовании несчастных случаев на произ- водстве (приложение). 2. Комитету общественных связей города Москвы обеспечить из- дание и распространение Рекомендаций по участию органов исполни- тельной власти города Москвы в расследовании несчастных случаев на производстве в отраслевых и территориальных органах исполнительной власти города Москвы. 3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой. П.п.Первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Л.И.Швецова Приложение к распоряжению первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 29 марта 2006 г. N 70-РЗМ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧАСТИЮ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ В РАССЛЕДОВАНИИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ 1. Общие положения 1.1. Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с за- конодательством Российской Федерации и города Москвы, регламенти- рующим порядок расследования несчастных случаев на производстве. 1.2. Рекомендации предназначены для представителей органов исполнительной власти города Москвы, принимающих участие в комис- сиях по расследованию групповых несчастных случаев на производс- тве, тяжелых несчастных случаев на производстве и несчастных слу- чаев на производстве со смертельным исходом (далее - комиссия). 1.3. В рекомендациях конкретизированы действия представителей органов исполнительной власти города Москвы до начала работы ко- миссии, в ходе ее работы и по завершении работы комиссии. 1.4. Правовую основу деятельности органов исполнительной власти города Москвы и их представителей, принимающих участие в комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве, сос- тавляют: - Трудовой кодекс Российской Федерации; - Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболева- ний" от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ; - Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (утверждено постановлением Министерства труда и социального развития Российс- кой Федерации от 24 октября 2002 г. N 73); - Закон города Москвы "Об охране труда в городе Москве" от 14 марта 2001 г. N 7; - Положение о системе государственного управления охраной труда в городе Москве (утверждено постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 1997 г. N 900); - Порядок участия представителей органов исполнительной влас- ти города Москвы в расследовании несчастных случаев на производс- тве (утвержден распоряжением Правительства Москвы от 31 марта 2004 г. N 558-РП). Извлечения из указанных документов приведены в приложении. 1.5. Отраслевые органы исполнительной власти города Москвы доводят до всех организаций соответствующих отраслей независимо от их организационно-правовой формы информацию о номерах телефонов и факсов, по которым работодатели в соответствии со статьей 228 Тру- дового кодекса Российской Федерации обязаны направлять сообщения о произошедших групповых несчастных случаях на производстве, тяжелых несчастных случаях на производстве, несчастных случаях на произ- водстве со смертельным исходом. 2. Действия органа исполнительной власти города Москвы при получении сообщения о происшедшем несчастном случае на производстве 2.1. В соответствии с п.1.2. Порядка участия представителей органов исполнительной власти города Москвы в расследовании нес- частных случаев на производстве (далее - Порядок) работодатель в течение суток сообщает в отраслевой орган исполнительной власти города Москвы о групповом несчастном случае на производстве, тяже- лом несчастном случае на производстве, несчастном случае на произ- водстве со смертельным исходом. 2.2. При получении данного сообщения отраслевой орган испол- нительной власти города Москвы вправе передать полномочия по нап- равлению представителя в комиссию соответствующей префектуре адми- нистративного округа города Москвы согласно Порядку, если нес- частный случай произошел в организации, подведомственной префекту- ре, или в организации малого предпринимательства, осуществляющей свою деятельность на территории административного округа. 2.3. Руководитель отраслевого или территориального органа ис- полнительной власти города Москвы направляет своего представителя для участия в работе комиссии и сообщает работодателю данные о представителе для подготовки приказа о расследовании несчастного случая на производстве. 2.4. Представителем от органа исполнительной власти города Москвы в состав комиссии по расследованию несчастного случая на производстве назначается специалист по охране труда или должност- ное лицо из числа руководителей или специалистов. 3. Действия представителя органа исполнительной власти города Москвы в ходе работы комиссии 3.1. Представитель органа исполнительной власти города Москвы приступает к работе в комиссии в сроки, определенные приказом ра- ботодателя о создании данной комиссии, с участием в ее первом ор- ганизационном заседании. В дальнейшем представитель органа исполнительной власти горо- да Москвы работает под непосредственным руководством председателя комиссии и в соответствии с планом работы комиссии. 3.2. В ходе расследования несчастного случая представитель органа исполнительной власти города Москвы как член комиссии при- нимает участие в: - обследовании места происшествия (рабочего места, инструмен- тов и механизмов, при работе с которыми произошел несчастный слу- чай), производственного участка, цеха; - опросе пострадавшего и очевидцев несчастного случая; - изучении действующих в организации нормативных и организа- ционно-распорядительных документов, регламентирующих требования безопасности, обязанности и ответственность конкретных должностных лиц за обеспечение здоровых и безопасных условий труда; - рассмотрении (заслушивании) объяснений должностных и иных лиц, показания которых могут быть необходимы; - установлении причин происшествия и лиц, допустивших наруше- ния законов, иных нормативных правовых актов о труде и охране тру- да; - квалификации несчастного случая; - разработке необходимых мероприятий по предупреждению подоб- ных несчастных случаев. 3.2.1. Своевременный и тщательный осмотр места происшествия является первоочередным элементом расследования несчастных случа- ев, так как информация, полученная в ходе осмотра места происшест- вия, как правило, становится определяющей при установлении истин- ных обстоятельств и причин несчастного случая. В этой связи представителю органа исполнительной власти реко- мендуется осмотреть: - рабочее место, агрегаты, машины, механизмы, транспортные средства, где произошел несчастный случай; - части постройки, сооружения, оборудования, машины и меха- низмы, а также материал, инструмент, приспособления и другие пред- меты, которыми была нанесена травма; - средства индивидуальной защиты, спецодежду и спецобувь, ко- торыми пользовался пострадавший, в целях выяснения их пригодности и соответствия нормативным правовым актам по охране труда; - защитные ограждения, блокировки, сигнализацию и другие за- щитные и предохранительные средства. При проведении осмотра анализируется воздействие вредных или опасных производственных факторов на работника, возникших при экс- плуатации машин, станков, оборудования, приборов и других средств производства, а также в результате нарушений технологических про- цессов. В соответствии со ст.229 Трудового кодекса Российской Федера- ции комиссия имеет право потребовать от работодателя выполнения технических расчетов, лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ с привлечением специалистов-экспертов. 3.2.2. Если представитель органа исполнительной власти участ- вует в опросе пострадавшего и очевидцев несчастного случая им сле- дует предложить подробно и последовательно описать обстоятельства несчастного случая. Исходя из практики расследования различных несчастных случаев, в общем виде круг этих вопросов может быть сведен к следующей схеме: - кем и когда поручено выполнение работы, при выполнении ко- торой произошел несчастный случай; - когда и какую операцию (работу) осуществлял пострадавший в момент несчастного случая, в каком он находился положении; - с помощью каких инструментов (приспособлений) выполнялась данная работа; - в каком состоянии непосредственно перед несчастным случаем находился пострадавший, как он себя при этом чувствовал; - в каком состоянии перед несчастным случаем находился ста- нок, машина (оборудование), инструмент, какие нарушения правил техники безопасности были замечены; - когда, кто и как обучал и инструктировал пострадавшего (и других работников данного участка) по охране труда; - какие средства индивидуальной защиты были выданы пострадав- шему и пользовался ли он ими. Кроме того, при опросе очевидцев несчастного случая рекомен- дуется выяснить, что, по их мнению, является причиной несчастного случая, где конкретно они находились в момент несчастного случая, какую работу при этом выполняли, как вел себя пострадавший до нес- частного случая и в момент происшествия, были ли слышны сигналы об опасности и как на них реагировал пострадавший, замечали ли они ранее какие-либо нарушения по охране труда на участке (особенно аналогичные тем, при которых произошел несчастный случай), знало ли об этих нарушениях руководство производственного подразделения (цеха, участка, предприятия) и какие меры принимались. Представителю органа исполнительной власти города Москвы сле- дует помнить, что результаты проведенного опроса пострадавшего, очевидцев происшедшего несчастного случая, должностных и иных лиц, необходимы для правильного понимания и анализа происшедшего нес- частного случая. 3.2.3. При изучении действующих в организации нормативных и организационно-распорядительных документов рассматриваются следую- щие материалы: - учредительные документы организации; - наряды, графики, путевые листы и т.д. на выполнение работ, при которых произошел несчастный случай, табель учета рабочего времени на участке (производстве), где произошел несчастный слу- чай; - технические паспорта, чертежи, схемы машин, механизмов, оборудования, при эксплуатации которых произошел несчастный слу- чай; - акты ввода в эксплуатацию сооружений, технологических про- цессов, оборудования, акты (сведения) о проведении периодических испытаний и обслуживания; - действующие на предприятии эксплуатационные документы на оборудование и процессы, где произошел несчастный случай (инструк- ции по эксплуатации, инструкции по техническому обслуживанию и ре- монту оборудования, технологические карты, описания, регламенты и др.); - документы, подтверждающие (дающие) право пострадавшего на самостоятельное выполнение работы, при которой произошел несчаст- ный случай (удостоверения, допуски и др.); - документы, подтверждающие прохождение пострадавшим в уста- новленном порядке инструктажей, стажировки, обучения и проверки знаний по охране труда (журналы, включая журналы посещаемости за- нятий, программы, протоколы и др.); - документы, подтверждающие правомочия должностных лиц предп- риятия, проводивших инструктирование, обучение и проверку знаний по охране труда пострадавшего (удостоверения, протоколы), срок их действия; - законодательные и иные нормативно-правовые акты по охране труда (правила, нормы, стандарты и др.), регламентирующие требова- ния безопасности при выполнении работы, при которой произошел нес- частный случай; - действующие на предприятии инструкции по охране труда для работ (профессий), при выполнении которых произошел несчастный случай; - положение об организации работы по охране труда в организа- ции; - приказы о распределении обязанностей по охране труда между руководителями, должностными лицами и специалистами организации, включая обязанность и ответственность за надзор и безопасную экс- плуатацию машин и оборудования, явившихся причинителем вреда, их должностные инструкции. В акте расследования группового несчастного случая на произ- водстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом отражаются выявлен- ные недостатки в содержании этих документов, так как установленные нарушения могут быть одной из причин, происшедшего несчастного случая. 3.2.4. В ходе расследования также рассматриваются сведения о состоянии травматизма в организации и имеющиеся материалы рассле- дования несчастных случаев, происшедших ранее. При этом выясняет- ся: - не было ли ранее на данном предприятии (в производственном подразделении) несчастных случаев на производстве, происшедших при обстоятельствах и по причинам, аналогичных расследуемым; - какие были предложены меры по предупреждению несчастных случаев; - как они были выполнены и т.д. 3.2.5. При расследовании несчастных случаев на производстве особое внимание рекомендуется обратить на квалификацию несчастного случая на производстве. Представителю органа исполнительной власти города Москвы сле- дует помнить, что, в соответствии со статьями 228 и 229 Трудового кодекса Российской Федерации и Положением об особенностях рассле- дования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (приложение 2 к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73) расследованию подлежат события, в результате которых работ- никам или другим лицам, участвующим в производственной деятельнос- ти работодателя, были получены увечья или иные телесные поврежде- ния, происшедшие: - при непосредственном исполнении трудовых обязанностей или работ по заданию работодателя (его представителя), в том числе во время служебной командировки, а также при совершении иных право- мерных действий в интересах работодателя, в том числе направленных на предотвращение несчастных случаев, аварий, катастроф и иных си- туаций чрезвычайного характера; - на территории организации, других объектах и площадях, зак- репленных за организацией на правах владения либо аренды (далее - территория организации), либо в ином месте работы в течение рабо- чего времени (включая установленные перерывы), в том числе во вре- мя следования на рабочее место (с рабочего места), а также в тече- ние времени, необходимого для приведения в порядок орудий произ- водства, одежды и т.п. перед началом и после окончания работы, ли- бо при выполнении работ за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни; - при следовании к месту работы или с работы на транспортном средстве работодателя или сторонней организации, предоставившей его на основании договора с работодателем, а также на личном транспортном средстве в случае использования его в производствен- ных целях в соответствии с документально оформленным соглашением сторон трудового договора или объективно подтвержденным распоряже- нием работодателя (его представителя) либо с его ведома; - во время служебных поездок на общественном транспорте, а также при следовании по заданию работодателя (его представителя) к месту выполнения работ и обратно, в том числе пешком; - при следовании к месту служебной командировки и обратно; - при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель - сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, бригада почтового вагона и другие); - во время между сменного отдыха при работе вахтовым методом, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном и др.) в свободное от вахты и судовых работ время; - при привлечении в установленном порядке к участию в ликви- дации последствий катастроф, аварий и других чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, криминогенного и иного характера. В установленном порядке расследуются также несчастные случаи, происшедшие с работодателями - физическими лицами и их полномочны- ми представителями при непосредственном осуществлении ими трудовой деятельности либо иных действий, обусловленных трудовыми отношени- ями с работниками. Расследуются в установленном порядке, квалифицируются, оформ- ляются и учитываются в соответствии с требованиями ст.230 Трудово- го кодекса Российской Федерации как связанные с производством нес- частные случаи, происшедшие с работниками или другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, при ис- полнении ими трудовых обязанностей или работ по заданию работода- теля (его представителя), а также осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовым отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах. При проведении расследования несчастных случаев, происшедших с работниками, направленными в установленном порядке для выполне- ния работ к другому работодателю и работавшими там под его руко- водством и контролем (под руководством и контролем его представи- телей), расследуется комиссией, формируемой работодателем (его представителем). В состав комиссии включается представитель рабо- тодателя, направившего упомянутых работников. Не прибытие или нес- воевременное их прибытие не является основанием для изменения сро- ков расследования. Несчастные случаи, происшедшие на территории организации с работниками сторонних организаций при выполнении ими трудовых обя- занностей, расследуются комиссией, формируемой работодателем на территории которой произошел несчастный случай. При необходимости в состав комиссии могут включаться представители организации нап- равившей работника. Несчастные случаи, происшедшие с работниками, выполнявшими работу по заданию работодателя (его представителя) на выделенном в установленном порядке участке сторонней организации, расследуются комиссией, формируемой работодателем (его представителем), произ- водящим работу, с обязательным участием представителя организации, на территории которой производились работы. Достаточно широкое распространение получила практика, когда организация (в основном малого и среднего бизнеса), не имея собс- твенных производственных помещений и средств производства, осу- ществляет свою производственную деятельность на производственных площадях и при помощи средств производства, арендованных у других организаций. При этом в заключаемых договорах о передаче в аренду средств производства, как правило, не оговаривается взаимная от- ветственность арендодателя и арендатора за их безопасную эксплуа- тацию. Это, зачастую, создает дополнительные трудности при опреде- лении причин и ответственных лиц в ходе расследования несчастных случаев, происходящих с работниками организаций-арендаторов. В этой связи, представителю органа исполнительной власти ре- комендуется учитывать, что в целях объективного и правильного оп- ределения причин указанных несчастных случаев, в состав комиссий по их расследованию целесообразно включать (по согласованию) пол- номочных представителей организаций-арендодателей (собственников средств производства). Рекомендуется также учитывать, что в соответствии со ст.229 Трудового кодекса Российской Федерации пострадавший на производс- тве работник вправе доверить любому лицу представление его интере- сов и участие в расследовании несчастного случая. В случае смерти пострадавшего, доверенное лицо определяется его родственниками. Такое лицо действует на основании доверенности заверенной по уста- новленной форме и вправе принимать непосредственное участие в расследовании несчастного случая. Если доверенное лицо не участву- ет в расследовании, работодатель или уполномоченный им его предс- тавитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверен- ного лица ознакомить его с материалами расследования. В соответствии со статьями 56 и 57 Трудового кодекса Российс- кой Федерации основными отличительными признаками трудовых отноше- ний лиц, выполняющих работы на основе трудовых договоров, от дого- воров гражданско-правового характера являются: - выполнение работником определенной трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации, должности), а не за- ранее оговоренного сторонами объема работ; - подчинение работника внутреннему трудовому распорядку (при- ход и уход на работу в установленное время, обязанность исполнения приказов и распоряжений должностных лиц организации, выполнение работ под их прямым руководством и т.д.); - выплата работнику заработной платы, а не оговоренного зара- нее сторонами денежного вознаграждения (с удержанием установленных законодательством налогов и отчислений в фонды, включая отчисления в фонд социального страхования); - обязанность работодателя обеспечить предусмотренные законо- дательством о труде условия труда. Расследование несчастных случаев, происшедших в результате аварий (катастроф) транспортных средств (в том числе воздушных, железнодорожных, автомобильных, водных морских и речных и др.), проводится комиссиями, формируемыми в соответствии с требованиями ст.229 Трудового кодекса Российской Федерации. Окончательное решение комиссия принимает при получении мате- риалов расследования аварии (катастрофы), проводимой специальными органами государственного надзора и контроля. В соответствии со ст.230 Трудового кодекса Российской Федера- ции отдельные несчастные случаи по результатам расследования могут квалифицироваться комиссией как несчастные случаи, не связанные с производством, и оформляются актом произвольной формы. К таким несчастным случаям относятся: - смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке учреждением здравоохранения и следственными органами; - смерть или повреждение здоровья, единственной причиной ко- торой явилось (по заключению учреждения здравоохранения) алкоголь- ное, наркотическое или токсическое опьянение (отравление) работни- ка, не связанное с нарушениями технологического процесса, где ис- пользуются технические спирты, ароматические, наркотические и дру- гие аналогичные вещества; - несчастный случай, проишедший при совершении пострадавшим проступка, содержащего по заключению представителей правоохрани- тельных органов признаки уголовно наказуемого деяния. Указанное правило не применяется к несчастным случаям, проис- шедшим с водителями транспортных средств организаций в результате дорожно-транспортных происшествий, несмотря на то, что в большинс- тве случаев в их действиях правоохранительными органами могут быть усмотрены признаки уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ст.264 Уголовного кодекса Российской Федерации. Это обусловлено тем, что транспортное средство, которым управлял водитель, являет- ся источником повышенной опасности, ответственность за безопасную эксплуатацию которого в соответствии с действующим законодательст- вом всегда несет его владелец, которым зачастую является работода- тель или его полномочный представитель. 3.3. Решение о возложении на пострадавшего ответственности за допущенные нарушения, приведшие к несчастному случаю, может быть принято только после проведенной членами комиссии проверки его подготовки по охране труда и принятых мер по обеспечения его безо- пасности. В частности, решение о возложении на пострадавшего ответс- твенности за допущенные нарушения может быть правомерным, если: - работодателем обеспечены все необходимые требования по бе- зопасности труда работнику, изложенные в ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе: - с пострадавшим в установленном порядке был проведен вводный инструктаж по разработанной и утвержденной программе; - с пострадавшим был своевременно проведен повторный инструк- таж (первичный инструктаж на рабочем месте) по разработанной и ут- вержденной в установленном порядке программе первичного инструкта- жа на рабочем месте, а также целевой инструктаж (для работ, осу- ществляемых по наряду-допуску либо разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями работника, выполняемых им по приказу (распо- ряжению, поручению) работодателя (руководителя работ); - перед допуском к самостоятельной работе пострадавший в ус- тановленном порядке проходил стажировку под руководством опытных работников организации в течение определенного периода времени (если несчастный случай произошел в период освоения работником но- вой профессии); - в установленном порядке были проведены обучение и проверка знаний пострадавшего по охране труда (для работников, выполняющих работы, к которым предъявляются повышенные требования по охране труда), и членам комиссии были представлены соответствующие подт- верждающие документы (программы обучения, протоколы проверки зна- ний, журнал посещения занятий и др.); - руководители, проводившие инструктирование обучение и про- верку знаний по охране труда у пострадавшего, прошли в установлен- ном порядке обучение и проверку знаний по охране труда; - действующие в организации инструкции по охране труда (по профессиям и видам работ, имеющим отношение к несчастному случаю) в полной мере отражают требования соответствующих отраслевых и ме- жотраслевых нормативных актов по охране труда; - действующие в организации технологические документы (на операции и виды работ, имеющие отношение к несчастному случаю) со- держат необходимые меры безопасности, включая требования по их со- держанию, установленные в соответствующих основополагающих норма- тивных актах; - пострадавший был в полной мере обеспечен сертифицированными и исправными средствами индивидуальной защиты, предусмотренными нормами и правилами, и обучен пользованию ими; - не использование пострадавшим, средств индивидуальной защи- ты, защитных экранов, блокировок и т.д. 3.4. В практике расследования несчастных случаев достаточно часто возникают вопросы, связанные с возложением ответственности за несчастный случай на пострадавшего, находившегося в состоянии алкогольного опьянения и нарушившего таким образом трудовую дис- циплину. Для объективного и правильного разрешения данного вопроса рекомендуется учитывать следующее: - в соответствии с решением Пленума Верховного суда Российс- кой Федерации от 28 апреля 1994 г. N 3 (по делам о возмещении вре- да причиненного повреждением здоровья) при рассмотрении вопросов возмещения вреда за трудовое увечье, алкогольное опьянение постра- давшего может квалифицироваться как грубая неосторожность, что мо- жет являться основанием для применения смешанной ответственности при определении размера возмещения вреда. Вместе с тем, при опре- делении причин каждого конкретного несчастного случая с учетом конкретных обстоятельств необходимо оценить, произошел бы данный несчастный случай, если бы пострадавший находился в трезвом состо- янии. При положительном ответе возложение на пострадавшего ответс- твенности за несчастный случай только на основании его алкогольно- го опьянения следует признать необоснованным. 3.5. В соответствии со ст.230 Трудового кодекса Российской Федерации по окончании расследования и оформления его материалов члены комиссии в полном составе должны подписать акт о расследова- нии группового несчастного случая на производстве, тяжелого нес- частного случая на производстве несчастного случая на производстве со смертельным исходом. По результатам расследования также составляется и подписыва- ется членами комиссии акт по форме Н-1, являющийся основным доку- ментом расследования группового несчастного случая на производс- тве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного слу- чая на производстве со смертельным исходом. Он является исходным документом для проведения анализа причин производственного травма- тизма и разработки на его основе мер по их устранению. Рекомендуется учитывать также, что акт по форме Н-1 является официальным юридическим документом, в этой связи, всякого рода отступления от установленной формы акта не допускаются, так как в последующем они могут вызвать осложнения при разрешении вопросов о назначении пенсий и возмещения материального ущерба пострадавшим. При групповых несчастных случаях акт формы Н-1 составляется на каждого пострадавшего в отдельности. В соответствии с п.24 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и органи- зациях (приложение 2 к постановлению Министерства труда и социаль- ного развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73) в случаях разногласия представителя органа исполнительной власти го- рода Москвы с отдельными выводами комиссии он вправе подписать акт о расследовании с особым мнением, которое должно быть приложено к материалам расследования несчастного случая. 4. Действия представителя органа исполнительной власти города Москвы после окончания работы комиссии 4.1. В соответствии со своими должностными обязанностями представитель органа исполнительной власти города Москвы после окончания расследования несчастного случая на производстве должен: - принять участие в работе совещания представителей от рабо- тодателя и трудового коллектива по итогам работы комиссии, в слу- чае необходимости представитель может выступить инициатором прове- дения такого совещания; - информировать руководителя соответствующего органа исполни- тельной власти города Москвы о результатах расследования несчаст- ного случая и дать предложения о рассмотрении материалов расследо- вания несчастного случая на межведомственной комиссии по охране труда при префектуре; отраслевой комиссии по охране труда или в руководящем органе исполнительной власти города Москвы; - подготовить информацию о результатах расследования несчаст- ного случая на производстве и мерах по их предупреждению для представления в Комитет общественных связей города Москвы, являю- щийся специально уполномоченным органом Правительства Москвы по труду. . Приложение к рекомендациям по участию органов исполнительной власти города Москвы в расследовании несчастных случаев на производстве Извлечения из федеральных и городских законодательных и нормативных правовых актов по охране труда 1. Трудовой кодекс Российской Федерации: Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда. Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются: - расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - защита законных интересов работников, пострадавших от нес- частных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхо- вания от несчастных случаев на производстве и профессиональных за- болеваний. Статья 228. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве. При групповом несчастном случае на производстве (два человека и более), тяжелом несчастном случае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток обязан сообщить соответственно: 1) о несчастном случае, происшедшем в организации: - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федера- ции; 2) о несчастном случае, происшедшем у работодателя - физичес- кого лица: - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федера- ции. Статья 229. Порядок расследования несчастных случаев на про- изводстве. Для расследования группового несчастного случая на производс- тве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного слу- чая на производстве со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор по охране труда, представите- ли органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения профессиональных союзов. Работодатель образует комиссию и утверждает ее состав во главе с государствен- ным инспектором по охране труда. При несчастном случае, происшедшем в организациях и на объек- тах, подконтрольных территориальным органам федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопаснос- ти, состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа. Возглавляет эту комиссию представитель этого органа (Управление по технологическому и экологическому над- зору Ростехнадзора по городу Москве). 2. Закон города Москвы от 14 марта 2001 г. N 7 "Об охране труда в городе Москве" (извлечение): Статья 4. Принципы и основные направления государственной по- литики в области охраны труда в городе Москве. Основными направлениями государственной политики в области охраны труда в городе Москве являются: - защита законных интересов работников, пострадавших от нес- частных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание, а также членов их семей на основе обязательного соци- ального страхования от несчастных случаев на производстве и про- фессиональных заболеваний; - обязательное расследование каждого несчастного случая на производстве и профессионального заболевания; - информирование организаций, работников и население города Москвы о законодательных и иных нормативных правовых актах по ох- ране труд, о состоянии условий и охраны труда, основных причинах, уровнях производственного травматизма и профессиональных заболева- ний в организациях. Статья 11. Полномочия специально уполномоченного органа Пра- вительства Москвы по труду. Уполномоченный орган Правительства Москвы по труду, осущест- вляющий функции государственного управления охраной труда на тер- ритории города Москвы: - организует участие в установленном порядке представителей исполнительной власти города Москвы в расследовании несчастных случаев на производстве. Статья 12. Полномочия отраслевых органов исполнительной влас- ти города Москвы. Отраслевые органы исполнительной власти города Москвы: - разрабатывают и реализуют предупредительные и профилакти- ческие меры, направленные на улучшение условий труда, санитар- но-бытового обслуживания, снижение производственного травматизма в организациях отрасли; - принимают участие в установленном порядке в расследовании групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходам. Статья 12.1. Полномочия функциональных органов исполнительной власти города Москвы. Функциональные органы власти города Москвы: - принимают участие в установленном порядке в расследовании групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходам; - разрабатывают и реализуют меры, направленные на улучшения условий труда и санитарно-бытового обслуживания, снижение произ- водственного травматизма и профессиональной заболеваемости в под- ведомственных организациях. Статья 12.2. Полномочия территориальных органов исполнитель- ной власти города Москвы. Территориальные органы испол
- Распоряжение заместителя мэра Москвы № 17-РЗМ от 18 марта 2010 года
- О признании утратившим силу распоряжения первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 29 марта 2006 г. N 70-РЗМ