Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 712-ПП от 3 сентября 2002 года

Об утверждении приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 13.08.96 N 689

В целях повышения эффективности управления объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, осуществления государственного контроля за порядком учета, оформлением прав владения и использованием объектов нежилого фонда Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить новую редакцию приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 13.08.96 N 689 "О поступлении средств по итогам первого полугодия 1996 года от приватизации, аренды земли и нежилых помещений и дополнительных мерах по совершенствованию учета городского имущества и повышению эффективности его использования" согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Считать утратившими силу пункт 11 постановления Правительства Москвы от 31.03.98 N 248 "О состоянии и мерах по развитию бытового обслуживания населения Москвы в 1998-2000 гг.", постановление Правительства Москвы от 17.10.2000 N 813 "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 13.08.96 N 689", постановление Правительства Москвы от 28.08.2001 N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 13.08.96 N 689", пункты 1.2, 1.3 постановления Правительства Москвы от 16.10.2001 N 924-ПП "О внесении изменений в нормативные акты, определяющие порядок распределения неналоговых доходов", часть 1 пункта 7 постановления Правительства Москвы от 24.10.2001 N 956-ПП "Об имущественной поддержке малого предпринимательства в Москве".
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Толкачева О.М.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 3 сентября 2002 г. N 712-ПП
(Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы
от 13 августа 1996 г. N 689)
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И ОФОРМЛЕНИЯ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ
НЕЖИЛОГО ФОНДА (ЗДАНИЯ, СООРУЖЕНИЯ, НЕЖИЛЫЕ
ПОМЕЩЕНИЯ) В Г. МОСКВЕ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок управления объектами нежилого фонда (зданиями, сооружениями, нежилыми помещениями), относящимися к собственности города Москвы, независимо от того, на чьем балансе они учитываются и на каких правах.
1.2. Здесь и далее используются следующие понятия:
- нежилой фонд - нежилые помещения (здания, сооружения);
- нежилые помещения - отдельные строения и их части, не используемые для проживания граждан;
- отдельные строения - здания, сооружения и другие объекты, расположенные на определенном земельном участке и зарегистрированные в Московском городском бюро технической инвентаризации (МосгорБТИ);
- управление объектами - принятие решений, направленных на более полное и эффективное использование нежилого фонда, и оформление документов в отношении имущественных прав, связанных с объектами городской собственности Москвы;
- объекты городской собственности - объекты, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности Москвы;
- государственные (муниципальные) унитарные предприятия - коммерческие организации, созданные по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, федерального или городского подчинения, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество и действующие в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
1.3. Правительство Москвы уполномочивает управлять и распоряжаться объектами городской собственности (нежилым фондом) Департамент имущества города Москвы.
1.4. Объекты нежилого фонда могут быть переданы:
- в хозяйственное ведение;
- в оперативное управление;
- в безвозмездное пользование;
- в аренду;
- в субаренду, а также проданы в соответствии с действующим законодательством, Государственной и Московской программами приватизации, а также действующими нормативными документами по г. Москве.
Примечание. Передача помещений, занимаемых МВД РФ, ГУВД г. Москвы, ФСБ РФ, ФАПСИ, войсковыми частями, режимными предприятиями и другими спецпредприятиями, а также изъятие этих помещений осуществляется по согласованию с отделом помещений специального назначения Департамента имущества города Москвы.
2. Право хозяйственного ведения
2.1. Передача нежилого помещения в хозяйственное ведение реализуется на основании постановления Правительства Москвы государственным и муниципальным унитарным предприятиям, образованным в соответствии с постановлением Правительства Москвы или распоряжением Департамента имущества города Москвы, которые регламентируют передачу имущества в хозяйственное ведение.
2.2. За предприятием на праве хозяйственного ведения закрепляется имущество, ранее находившееся на его балансе, если организационно - правовая форма предприятия приведена в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации.
2.3. Фактическая передача нежилого помещения в хозяйственное ведение осуществляется после заключения контракта на право хозяйственного ведения, согласно которому заинтересованными юридическими лицами оформляется акт приемки - передачи имущества и справка авизо.
2.4. Контракт на хозяйственное ведение (в котором отражаются условия передачи нежилого помещения) оформляется Департаментом имущества города Москвы (приложение 4).
2.5. Нежилое помещение учитывается на балансе юридического лица, использующего это помещение на правах хозяйственного ведения.
2.6. В случае необоснованного отказа балансодержателя городской собственности (или прежнего балансодержателя) передать нежилое помещение на баланс новому владельцу Департамент имущества города Москвы принимает меры к осуществлению прав владельца в соответствии с действующим законодательством.
2.7. При предоставлении помещений в хозяйственное ведение размер передаваемой общей площади под административные цели ограничивается до 9 кв. м общей площади на одного работника аппарата управления.
2.8. При передаче предприятию или организации в хозяйственное ведение части здания в контракт включается запрещение его отчуждения при приватизации.
2.9. Предприятие, получившее право хозяйственного ведения на нежилое помещение, пользуется им в пределах действующего законодательства, нормативных актов г. Москвы и в соответствии с условиями контракта на право хозяйственного ведения.
3. Право оперативного управления
3.1. Передача нежилого помещения в оперативное управление реализуется на основании постановления Правительства Москвы государственным и муниципальным учреждениям, образованным постановлением Правительства Москвы или распоряжением Департамента имущества города Москвы, которые регламентируют передачу имущества в оперативное управление.
3.2. За государственным или муниципальным учреждением на праве оперативного управления закрепляется имущество, ранее находившееся на его балансе, если организационно - правовая форма предприятия или учреждения приведена в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации.
3.3. Фактическая передача нежилого помещения в оперативное управление осуществляется после заключения контракта на право оперативного управления, согласно которому заинтересованными юридическими лицами оформляется акт приемки - передачи имущества и справка авизо.
3.4. Контракт на оперативное управление (в котором отражаются условия передачи нежилого помещения) оформляется Департаментом имущества города Москвы (приложение 5).
3.5. Нежилое помещение учитывается на балансе юридического лица, использующего это помещение на правах оперативного управления.
3.6. В случае необоснованного отказа владельца городской собственности (или прежнего балансодержателя) передать нежилое помещение на баланс новому владельцу Департамент имущества города Москвы принимает меры к осуществлению прав владельца в соответствии с действующим законодательством.
3.7. При предоставлении помещений в оперативное управление размер передаваемой общей площади под административные цели ограничивается до 9 кв. м общей площади на одного работника аппарата управления.
3.8. При передаче государственным или муниципальным учреждениям в оперативное управление части здания в контракт включается запрещение его отчуждения при приватизации.
3.9. Учреждение, получившее право оперативного управления на нежилое помещение, пользуется им в пределах действующего законодательства, нормативных актов г. Москвы и в соответствии с условиями контракта на право оперативного управления.
4. Право безвозмездного пользования
4.1. Передача нежилого помещения в безвозмездное пользование может быть реализована на основании постановления Правительства Москвы любому юридическому или физическому лицу.
4.2. Фактическая передача нежилого помещения в безвозмездное пользование осуществляется после заключения договора на право безвозмездного пользования, согласно которому заинтересованными юридическими или физическими лицами оформляется акт приемки - передачи имущества.
4.3. Договор на безвозмездное пользование (в котором отражаются условия передачи нежилого помещения) оформляется Департаментом имущества города Москвы (приложение 6).
4.4. Нежилое помещение учитывается на балансе юридического лица, в собственности которого находится нежилой фонд.
4.5. В случае необоснованного отказа со стороны балансодержателя в подписании договора Департамент имущества города Москвы заключает договор самостоятельно и принимает меры к передаче имущества владельцу.
4.6. Юридическое или физическое лицо, получившее право безвозмездного пользования нежилым помещением, владеет и пользуется им в пределах действующего законодательства, нормативных актов г. Москвы и в соответствии с договором на безвозмездное пользование.
5. Право на аренду (субаренду)
5.1. Передача нежилого помещения в аренду реализуется, как правило, на основании результатов аукциона или конкурса, обязательным условием которых является обязанность арендатора застраховать арендуемое помещение на время действия договора аренды, любому юридическому или физическому лицу.
5.2. Передача нежилого помещения в аренду без аукциона или конкурса может быть произведена юридическим и физическим лицам на основании распоряжения Мэра Москвы, постановления Правительства Москвы, распоряжения Департамента имущества города Москвы в следующих случаях:
- обеспечение органов представительной и исполнительной власти и управления Российской Федерации, области;
- обеспечение выполнения городских программ, утвержденных Правительством Москвы;
- развитие сети организаций здравоохранения, народного образования и просвещения, культуры, а также под творческие мастерские, работу с детьми и населением;
- вывод арендаторов из высвобождаемых зданий - памятников истории, культуры, культовых сооружений, а также в связи с реконструкцией или сносом зданий, сооружений;
- обеспечение выполнения соглашений между Правительством Москвы и суверенными государствами СНГ, республиками, краями, областями Российской Федерации;
- обеспечение межгосударственных соглашений Российской Федерации;
- размещение государственных и муниципальных предприятий и организаций, не подлежащих приватизации;
- по ходатайству представительных органов власти, префектов административных округов, Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы, Общественно - экспертного совета по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы - для отдельных структур с целью их поддержки и становления;
- обмен нежилых помещений или замена.
Указанные распорядительные документы Правительства Москвы и Департамента имущества города Москвы могут быть приняты при наличии согласования (визы) префектуры административного округа, при этом указываются название юридического (физического) лица и конкретное нежилое помещение (общая площадь, этаж, номера помещений) и цель его использования.
При передаче нежилых помещений организациям с иностранными инвесторами должно быть заключение компетентных органов. Сдача объектов ГО осуществляется в соответствии с Положением по управлению объектами ГО, утвержденным Правительством Москвы.
5.3. При переоформлении договора аренды на новый срок (пролонгации) или при внесении каких-либо изменений (по соглашению сторон), при оформлении договоров на аренду помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении (на балансе) предприятий и организаций, при переуступке прав аренды выпуск распорядительных документов не требуется.
При пролонгации договора аренды условия договора могут быть изменены по соглашению сторон. Возобновление, переоформление договора субаренды на новый срок (пролонгация) по истечении срока его действия допускается с согласия собственника в лице Департамента имущества города Москвы.
5.4. Фактическая передача нежилого помещения в аренду и субаренду осуществляется после заключения договора аренды и субаренды, согласно которым заинтересованными юридическими или физическими лицами (граждане, должностные лица, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) оформляется акт приемки - передачи имущества, который утверждается Департаментом имущества города Москвы или его территориальным агентством.
5.5. Договор аренды и субаренды (в которых отражаются условия передачи нежилого помещения) оформляется Департаментом имущества города Москвы или его территориальным агентством по обращении арендатора и субарендатора к собственнику в лице Департамента имущества города Москвы.
5.6. Нежилое помещение учитывается на балансе организации, эксплуатирующей нежилой фонд (далее - балансодержатель), которая является стороной по договору аренды.
5.7. В случае необоснованного отказа балансодержателя от согласования договора аренды Департамент имущества города Москвы заключает договор аренды самостоятельно и принимает меры к передаче имущества арендатору.
При этом балансодержатель не освобождается от возложенных на него обязанностей.
5.8. За арендуемое имущество (нежилое помещение) арендатор уплачивает арендную плату в сроки, установленные договором аренды (приложение 7). Изменение сроков или условий оплаты аренды отражается в договоре аренды в статье "Особые условия". Арендная плата рассчитывается в соответствии с методикой расчета (приложение 8). Арендная плата подлежит ежегодному пересмотру и перерасчету в соответствии с постановлением Правительства Москвы при изменении базовой стоимости 1 кв. м, минимальной ставки арендной платы или методики расчета.
5.9. Юридическое или физическое лицо, получившее право аренды на нежилое помещение, пользуется им в пределах действующего законодательства, нормативных актов г. Москвы и в соответствии с условиями договора аренды.
Решение об изменении целевого назначения арендуемого помещения (части его) принимается руководителем Департамента имущества города Москвы после получения пользователем согласия префекта административного округа и заключения профильного департамента (комитета).
5.10. С согласия Департамента имущества города Москвы арендатор имеет право сдачи помещения в субаренду или безвозмездное пользование.
При сдаче помещений в субаренду или переуступке прав аренды цели использования помещения должны соответствовать первичному договору.
При сдаче помещений в субаренду, безвозмездное пользование или переуступке прав аренды организациям с иностранными инвестициями или иностранным юридическим и физическим лицам оформление документов производится при наличии заключения компетентных органов. Решение об изменении профиля по предприятиям потребительского рынка и услуг принимается префектурой административного округа.
Оформление договоров субаренды и безвозмездного пользования производится в Департаменте имущества города Москвы или его территориальном агентстве.
Передача прав аренды на помещения, освобождаемые предприятиями бытового обслуживания, производится в установленном порядке с условием их целевого использования под организацию бытовых услуг населению.
Решение об изменении профиля предприятий бытового обслуживания принимается руководителем Департамента имущества города Москвы с участием префекта административного округа по заключению Департамента потребительского рынка и услуг и учета плана приватизации предприятий.
5.11. Арендатор вправе внести в качестве вклада в уставный капитал другого юридического лица арендные права.
5.12. При использовании нежилых помещений, переданных арендатором с согласия собственника в субаренду, безвозмездное пользование или на другом праве, или внесении арендных прав в уставный капитал ответственным за техническое состояние объекта нежилого фонда по договору аренды перед собственником (арендодателем) остается арендатор.
5.13. Отношения между сторонами регулируются действующим законодательством, нормативными актами г. Москвы и условиями договора аренды (субаренды).
6. Продажа в собственность
6.1. Нежилое помещение (здание, сооружение) может быть передано в собственность гражданам и юридическим лицам в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
6.2. Порядок приобретения и прекращения права собственности регулируется законами о приватизации государственного и муниципального имущества, действующим законодательством, нормативными актами г. Москвы.
6.3. Передача нежилых помещений в собственность юридическим и физическим лицам допускается как отдельным строением, так и его частью.
7. Учет и контроль использования нежилого фонда
7.1. Все нежилые помещения (здания, сооружения, в том числе некапитальные, временные) на территории Москвы подлежат учету органами Департамента имущества города Москвы и МосгорБТИ. Основными документами на нежилые помещения являются: технический паспорт, городской реестр и свидетельство на право владения нежилым помещением.
Организацию взаимодействия всех служб по учету и контролю за использованием нежилых помещений на территории административного округа осуществляет префект совместно с территориальным агентством Департамента имущества города Москвы.
7.2. Органы БТИ хранят и вносят в технический паспорт все изменения, касающиеся смены балансодержателя, с указанием номера и даты распорядительного документа, проводят обследование помещений и дают заключение о техническом состоянии помещений, в случае проведения реконструкции или капитального ремонта готовят новую техническую документацию.
7.3. Документы, регламентирующие права сторон на переданные помещения (договоры, контракты), оформляются Департаментом имущества города Москвы (его территориальными агентствами) и хранятся в архиве Департамента имущества города Москвы.
7.4. Департамент имущества города Москвы или уполномоченные им лица во взаимодействии с префектами, управлениями районов в пределах предоставленных прав и полномочий, Государственная городская инспекция по контролю за учетом и использованием объектов нежилого фонда города Москвы (Госгоринспекция) осуществляют систематический контроль за использованием нежилых помещений, переданных юридическим или физическим лицам, в соответствии с технической документацией и документами на право владения.
7.5. Нежилые помещения могут быть изъяты у пользователя в случае нарушения условий договора или контракта в установленном законом порядке.
7.6. Нежилые помещения (здания, сооружения), ранее переданные на баланс (хозведение, оперативное управление) предприятиям и организациям с негосударственной формой собственности, являются городской собственностью, а отношения по их использованию подлежат переоформлению на основании постановления Правительства Москвы или распоряжения Департамента имущества города Москвы. Предприятие, организация имеют право на заключение договора аренды на возвращенные площади.
8. Порядок оформления прав владения
8.1. Оформление прав владения на нежилые помещения осуществляется путем:
- оформления и заключения контракта на хозяйственное ведение;
- оформления и заключения контракта на оперативное управление;
- оформления и заключения договора на безвозмездное пользование;
- оформления и заключения договора аренды;
- оформления и заключения договора субаренды;
- оформления права собственности.
8.2. Для оформления прав формируется следующий пакет документов:
- заявление (форма N 1);
- выписка из технического паспорта БТИ (форма N 1а);
- поэтажный план и экспликация на конкретное помещение;
- справка о техническом состоянии здания;
- копии уставных документов, заверенные нотариально: учредительный договор, устав, свидетельство о регистрации, зарегистрированные в установленном порядке;
- информационное письмо органов госстатистики с указанием классификационных кодов организации;
- в отдельных случаях могут быть затребованы гарантийные обязательства о производстве ремонтных или реставрационных работ в установленные сроки, копия штатного расписания (для государственных структур) или любые другие документы, подтверждающие те или иные факты;
- заключение главы Управы района о возможности использования помещения под конкретные цели;
- заключение административных органов: Госсанэпиднадзора, Госпожнадзора и служб газоснабжения.
Примечание. Для фирм с иностранными инвесторами, иностранных юридических и физических лиц в пакет документов входит заключение отдела помещений специального назначения Департамента имущества города Москвы.
8.3. Указанные выше документы вместе с контрактом (договором) формируются в дело, сшиваются, нумеруются и хранятся в архиве Департамента имущества города Москвы.