Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Распоряжение заместителя мэра Москвы
№ 71-РЗМ от 29 марта 2006 года

Об утверждении Рекомендаций по проведению смотров-конкурсов по охране труда в организациях, отраслях экономики города и административных округах города Москвы

     В целях снижения уровня производственного травматизма и улуч-
шения условий труда работников в процессе  трудовой  деятельности,
активизации  профилактической  работы по предупреждению производс-
твенного травматизма и профессиональной заболеваемости и  в  соот-
ветствии с п.14 раздела 1 мероприятий Городской программы по охра-
не труда на 2005-2007 годы, утвержденной постановлением Правитель-
ства Москвы от 8 февраля 2005 г. N 55-ПП "О Городской программе по
охране труда на 2005-2007 годы":
     1. Утвердить  Рекомендации по проведению смотров-конкурсов по
охране труда в организациях, отраслях экономики города и админист-
ративных  округах  города  Москвы  (далее - Рекомендации) согласно
приложению к настоящему распоряжению.
     2. Комитету  общественных связей города Москвы обеспечить из-
дание и распространение Рекомендаций (п.1).
     3. Контроль  за  выполнением настоящего распоряжения оставляю
за собой.


П.п.Первый заместитель Мэра Москвы
    в Правительстве Москвы                             Л.И.Швецова

                                         Приложение к распоряжению
                                         первого заместителя Мэра
                                         Москвы в Правительстве
                                         Москвы
                                         от 29 марта 2006 г.
                                         N 71-РЗМ



                            РЕКОМЕНДАЦИИ

           по проведению смотров-конкурсов по охране труда
   в организациях, отраслях экономики города и в административных
                        округах города Москвы


                        1. Общие положения

     Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с п.14 раз-
дела  1  мероприятий  Городской программы по охране труда на 2005-
2007 годы,  утвержденной постановлением Правительства Москвы от  8
февраля 2005 г. N 55-ПП.
     В рекомендациях изложены порядок и условия проведения смотра-
конкурса по охране труда (далее - смотр-конкурс) в организациях, в
отраслях экономики города, в административных округах города Моск-
вы.
     В зависимости от целей и задач смотра-конкурса  в  нем  могут
принимать  участие организации и (или) их обособленные подразделе-
ния,  независимо от их организационно-правовой формы и формы собс-
твенности (далее - организации),  осуществляющие свою деятельность
на территории города Москвы.

                 2. Цели и задачи смотра-конкурса

     Смотры-конкурсы проводятся в целях привлечения  внимания  об-
щественности к решению вопросов охраны труда, изучения и распрост-
ранения положительного опыта,  а также стимулирования работы в об-
ласти охраны труда в организациях города Москвы, отраслевых и тер-
риториальных органах исполнительной власти города Москвы, способс-
твующей улучшению условий труда,  предупреждению производственного
травматизма и профессиональной заболеваемости.
     Пропаганда достижений в области охраны труда, повышение дело-
вого статуса организаций,  победивших в смотре-конкурсе,  повышают
заинтересованность работодателей в создании здоровых и  безопасных
условий труда работникам.
               3. Этапы проведения смотра-конкурса

     Как правило, смотры-конкурсы проводятся в 3 этапа:
     - подготовка и организация смотра-конкурса;
     - проведение смотра-конкурса;
     - подведение итогов смотра-конкурса и награждение победителей.

            4. Требования к участникам смотра-конкурса

     Участниками смотра-конкурса  в административном округе города
Москвы могут быть организации и (или) обособленные  подразделения,
осуществляющие  свою  деятельность на территории административного
округа города Москвы,  независимо  от  их  организационно-правовой
формы и формы собственности, не допустившие в течение двух лет пе-
ред проведением смотра-конкурса  тяжелых  и  групповых  несчастных
случаев  на  производстве,  несчастных  случаев на производстве со
смертельным исходом.
     Участниками смотра-конкурса в отраслях экономики города Моск-
вы могут быть организации соответствующих отраслей, осуществляющие
свою  деятельность  на территории города Москвы,  независимо от их
организационно-правовой формы и формы собственности,  не допустив-
шие в течение двух лет перед проведением смотра-конкурса тяжелых и
групповых несчастных случаев на производстве,  несчастных  случаев
на  производстве со смертельным исходом,  или имеющих значительное
снижение или исключение случаев производственного травматизма.

    5. Организация и проведение смотра-конкурса в организации

     5.1. Организация смотра-конкурса
     Решение о  проведении смотра-конкурса по охране труда в орга-
низации принимает работодатель совместно с  профсоюзным  или  иным
уполномоченным работниками представительным органом.
     Проведение смотра-конкурса в организации объявляется приказом
руководителя организации и доводится до сведения работников.
     Организация и  проведение  смотра-конкурса в организации осу-
ществляется работодателем совместно с комитетом (комиссией) по ох-
ране труда, создаваемым в соответствии со ст.218 Трудового кодекса
Российской Федерации и действующим в соответствии с Рекомендациями
по  формированию  и  организации деятельности совместных комитетов
(комиссий) по охране труда,  создаваемых на предприятиях, в учреж-
дениях  и организациях с численностью работников более 10 человек,
утвержденных постановлением Минтруда России от 12 октября 1994  г.
N 64.
     Для осуществления координационной деятельности по организации
и  проведению  смотра-конкурса  и подведения его итогов может быть
создан Организационный комитет,  в который могут  входить  главные
специалисты, руководители структурных подразделений и другие лица.

     5.2. Проведение смотра-конкурса в организации

     Проведение смотра-конкурса  среди  подразделений  организации
ставит  следующие  задачи:
     - привлечение внимания работодателей и работников к  вопросам
обеспечения охраны труда;
     - улучшение условий труда работников;
     - совершенствование  системы управления охраной труда в орга-
низации;
     - распространение  положительного опыта по обеспечению охраны
труда в подразделениях организации;
     - усиление контроля за состоянием условий труда и его обеспе-
чением. Проведение смотра-конкурса в организации целесообразно на-
чинать  с  оценки  состояния  условий и охраны труда в структурных
подразделениях организации. При этом следует обратить внимание на:
     -  уровень  обеспечения безопасности на рабочих местах;
     - наличие случаев производственного травматизма;
     - состояние  рабочих мест (соблюдение санитарно-гигиенических
норм: по шуму, вибрации, загазованности, запыленности, освещеннос-
ти и т.д.);
     - соблюдение работниками правил и инструкций по охране  труда
при  выполнении  работ;
     - исправность и использование работниками защитных ограждений
опасных зон, блокирующих устройств и т.п.;
     - обеспеченность сертифицированной спецодеждой,  спецобувью и
другими средствами индивидуальной защиты;
     - своевременное проведение обучения охране труда  руководите-
лей и специалистов подразделений;
     - своевременность и качество проведения инструктажей по охра-
не труда с работниками подразделений;
     - наличие инструкций по профессиям и видам выполняемых работ;
     - выполнение мероприятий по предупреждению  производственного
травматизма,  указанных в актах Н-1, разработанных при расследова-
нии несчастных случаев;
     - выполнение  мероприятий  по улучшению условий охраны труда,
предусмотренных коллективным договором  и  соглашением  по  охране
труда;
     - сроки и качество выполнения предписаний службы охраны  тру-
да,  государственных  органов  надзора  и контроля,  представлений
профсоюзных органов и их технической инспекции труда;
     - эффективность работы уполномоченных по охране труда подраз-
делений;
     - внедрение новых технологий и механизмов, улучшающих условия
труда и обеспечивающих снижение физических нагрузок на работающих;
     - сокращение числа работников,  занятых на тяжелых физических
работах;
     - состояние и обеспеченность санитарно-бытовыми помещениями.
     В обеспечении охраны труда должен принимать активное  участие
профсоюзный комитет и весь коллектив организации в целом.  Поэтому
одной из главных идей смотра-конкурса является  привлечение  самих
работников  к совершенствованию системы обеспечения охраны труда в
подразделениях организации.
     Проведение смотра-конкурса  в организации предполагает прове-
дение периодических проверок состояния условий и  охраны  труда  в
подразделениях организации. При этом рекомендуется в состав комис-
сии включать представителей  соревнующихся  подразделений.  Перек-
рестные проверки дают возможность участникам смотра-конкурса лично
ознакомиться с условиями охраны  труда  в  других  подразделениях,
применить  их передовой опыт в своих подразделениях.  В частности,
много полезного подразделения могут позаимствовать друг у друга  -
по методам проведения инструктажей по охране труда,  организации и
проведению безопасного производства работ, оснащению подразделения
и  мест  проведения работ плакатами и наглядной агитацией по безо-
пасности труда,  знаками безопасности,  уголками охраны труда. Все
это способствует предупреждению производственного травматизма, по-
вышению мотивации работника к работе без травм и аварий.
     5.3. Подведение итогов смотра-конкурса в организации

     Подведение итогов смотра-конкурса и  определение  победителей
проводит комитет (комиссия) по охране труда.
     При подведении итогов смотра-конкурса рекомендуется использо-
вать систему балльной оценки показателей состояния условий и охра-
ны труда. Рекомендуемая методика оценки состояния условий и охраны
труда  в  подразделениях организации представлена в приложении 6 к
Рекомендациям.
     Итоги смотра-конкурса в организации подводит комиссия органи-
зации и представляет их на утверждение  руководителю  организации.
Руководитель  организации  по согласованию с профсоюзным комитетом
издает приказ об утверждении итогов смотра-конкурса и  награждении
подразделений,  победивших в смотре-конкурсе.  Приказ доводится до
сведения всех работников организации и (или) их обособленных  под-
разделений.
     Основные рекомендуемые показатели при определении победителей
смотра-конкурса среди обособленных подразделений организации:
     - обеспечение подразделения основными нормативными документа-
ми по охране труда;
     - наличие инструкций по охране труда по  профессиям  и  видам
выполняемых работ;
     - отсутствие или значительное снижение в подразделении  орга-
низации  несчастных  случаев на производстве и случаев вновь выяв-
ленных профессиональных заболеваний;
     - проведение обучения и проверки знаний,  инструктажей по ох-
ране труда по профессиям и видам работ;
     - выполнение  мероприятий  по улучшению условий охраны труда,
предусмотренных коллективным договором  и  соглашением  по  охране
труда;
     - сроки и качество выполнения предписаний службы охраны  тру-
да,  государственных  органов  надзора  и контроля,  представлений
профсоюзных органов и их технической инспекции труда;
     - эффективность работы уполномоченных по охране труда подраз-
делений;
     - внедрение новых технологий и механизмов, улучшающих условия
труда работающих и обеспечивающих безопасность труда;
     - обеспечение работников подразделения  специальной  одеждой,
специальной обувью и другими сертифицированными средствами индиви-
дуальной защиты;
     - проведение  предварительных  (при  поступлении на работу) и
периодических (во время трудовой деятельности) медицинских  осмот-
ров работников подразделения;
     - наличие в подразделении знаков  безопасности,  плакатов  по
охране труда, уголка по охране труда и другой наглядной агитации;
     - содержание рабочих мест и санитарно-бытовых помещений в со-
ответствии с требованиями норм и правил.
     Основные рекомендуемые показатели при определении победителей
смотра-конкурса среди обособленных подразделений организации:
     - наличие службы охраны труда в подразделении в  соответствии
со ст.217 Трудового кодекса Российской Федерации;
     - наличие кабинета по охране труда и обеспечение службы охра-
ны труда нормативными и правовыми актами по охране труда;
     - отсутствие в подразделении групповых и  тяжелых  несчастных
случаев  на  производстве,  несчастных  случаев на производстве со
смертельным исходом и случаев вновь выявленных профзаболеваний,  а
также  снижение числа несчастных случаев на производстве (не отно-
сящихся к категории групповых, тяжелых и со смертельным исходом) и
профессиональных заболеваний;
     - организация работы системы управления охраной труда в орга-
низации;
     - организация обязательного страхования  работников  от  нес-
частных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
     - проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
     - выполнение  мероприятий  по улучшению условий охраны труда,
предусмотренных коллективным договором  и  соглашением  по  охране
труда;
     - сроки и качество выполнения предписаний службы охраны  тру-
да,  государственных  органов  надзора  и контроля,  представлений
профсоюзных органов и их технической инспекции труда;
     - эффективность работы уполномоченных по охране труда подраз-
делений;
     - внедрение новых технологий и механизмов, улучшающих условия
труда работающих и обеспечивающих безопасность труда;
     - информирование работников о состоянии условий и охраны тру-
да на рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья и по-
лагающихся компенсациях, о средствах индивидуальной и коллективной
защиты;
     - проведение обучения, инструктажа и проверки знаний по охра-
не труда у работников организации, включая руководителей и специа-
листов, в соответствии с действующим законодательством;
     - проведение  предварительных  (при  поступлении на работу) и
периодических (во время трудовой деятельности) медицинских  осмот-
ров работников организации;
     - обеспечение  работников  организации  специальной  одеждой,
специальной обувью и другими сертифицированными средствами индиви-
дуальной защиты;
     - содержание  в соответствии с требованиями охраны труда тех-
нологического оборудования,  машин,  механизмов, электрооборудова-
ния, электроустановок и т.д.;
     - содержание рабочих мест и санитарно-бытовых помещений в со-
ответствии с требованиями норм и правил;
     - наличие комитетов (комиссий) по охране труда в организациях
в  соответствии  со ст.218 Трудового кодекса Российской Федерации,
уполномоченных (доверенных) лиц по охране  труда,  организация  их
работы.

   6. Организация проведения смотра-конкурса по охране труда в
    административных округах и отраслях экономики города Москвы

     6.1. Организаторы смотра-конкурса
     Смотр-конкурс в административных округах города Москвы прово-
дится территориальными органами исполнительной власти города (пре-
фектурами  административных  округов города Москвы) во взаимодейс-
твии с окружными советами Московской федерации профсоюзов и окруж-
ными отделениями Московской конфедерации промышленников и предпри-
нимателей (работодателей).
     Смотр-конкурс в отраслях экономики  города  проводится  соот-
ветствующим отраслевым органом исполнительной власти города Москвы
во взаимодействии с отраслевыми городскими комитетами профсоюзов и
другими общественными организациями и объединениями.
     Для организации и проведения смотра-конкурса в административ-
ном округе города Москвы или отрасли экономики города,  распоряди-
тельным документом территориального или отраслевого органа  испол-
нительной  власти города Москвы (распоряжением префекта,  приказом
руководителя отраслевого органа исполнительной власти города Моск-
вы) объявляется о проведении смотра-конкурса,  создается организа-
ционный комитет территориального или отраслевого смотра-конкурса.
     В состав  организационного  комитета  рекомендуется  включать
представителей территориальных (отраслевых) органов исполнительной
власти города Москвы,  окружных (отраслевых) объединений работода-
телей и профсоюзов,  органов государственного надзора  и  контроля
(по согласованию).
     Контроль за организацией и проведением смотра-конкурса возла-
гается на Межведомственную комиссию по охране труда при префектуре
административного округа города Москвы (отраслевую комиссию по ох-
ране  труда  при  отраслевом  органе  исполнительной власти города
Москвы).

     6.2. Оповещение организаций о проведении территориального или
отраслевого смотра-конкурса
     Информация о  проведении  территориального  или   отраслевого
смотра-конкурса  и  условия его проведения должны быть доведены до
сведения организаций города Москвы территориальными и  отраслевыми
органами исполнительной власти города Москвы и окружными (отрасле-
выми) советами Московской федерации профсоюзов,  а также окружными
отделениями  Московской конфедерации промышленников и предпринима-
телей (работодателей).
     Эта информация и формы представляемых участниками смотра-кон-
курса документов могут быть опубликованы в средствах массовой  ин-
формации (окружные или отраслевые газеты, профсоюзные печатные из-
дания),  помещены на сайтах отраслевых и  территориальных  органов
исполнительной власти города Москвы, Московской федерации профсою-
зов,  Московской конфедерации  промышленников  и  предпринимателей
(работодателей) в Интернете, представлены на кабельном телевидении
и т.д.
     Рекомендуется опубликовать  эти сведения в средствах массовой
информации до 15 декабря предшествующего конкурсному года.  В пуб-
ликуемые данные целесообразно включать:
     - информацию о проведении смотра-конкурса;
     - общие сведения о конкурсе,  его целях и сроках его проведе-
ния;
     - порядок и условия проведения смотра-конкурса;
     - требования  к оформлению заявок на участие в смотре-конкур-
се, даты начала и окончания приема заявок;
     - необходимые контактные адреса,  телефоны, ф.и.о. контактных
лиц и т.д.  (рекомендуемая форма  Информации  о  проведении  смот-
ра-конкурса приведена в приложении 1 к рекомендациям).
     Формы документов, подаваемых в территориальный или отраслевой
орган исполнительной власти города Москвы:
     - форму Заявки на участие в  территориальном  или  отраслевом
смотре-конкурсе по охране труда (рекомендуемая форма Заявки приве-
дена в приложении 2 к рекомендациям);
     - показатели  состояния  условий и охраны труда в организации
(рекомендуемая форма приведена в приложении 3 к рекомендациям).

     6.3. Принятие решения об участии организации в  территориаль-
ном или отраслевом смотре-конкурсе
     После опубликования информации о проведении смотра-конкурса в
средствах массовой информации работодатель совместно с профсоюзным
или иным уполномоченным работниками представительным органом  при-
нимает решение об участии организации в территориальном или отрас-
левом смотре-конкурсе.
     Организация, желающая принять участие в смотре-конкурсе,  мо-
жет использовать сведения и  формы  документов,  опубликованные  в
средствах  массовой информации,  или получить их непосредственно в
организационном комитете смотра-конкурса.
     В этом  случае организационный комитет осуществляет тиражиро-
вание (печать) необходимой документации.

     6.4. Подача  Заявки  на участие организации в территориальном
или отраслевом смотре-конкурсе
     После принятия решения об участии организации в территориаль-
ном или отраслевом смотре-конкурсе по  охране  труда  руководитель
организации  (работодатель) не позднее указанного в опубликованной
информации срока (не позднее 30 января конкурсного года) направля-
ет Заявку на участие в смотре-конкурсе (приложение 2 к  Рекоменда-
циям):
     - в территориальный орган исполнительной власти города Москвы
(если  эта организация и (или) его обособленное подразделение осу-
ществляет свою деятельность на территории административного  окру-
га);
     - в отраслевой орган исполнительной власти города Москвы (ес-
ли это организация соответствующей отрасли экономики города).
     Организация, желающая участвовать в смотре-конкурсе и которой
необходимо получить какие-либо разъяснения в отношении  заполнения
Заявки на участие в смотре-конкурсе или таблицы Показателей состо-
яния условий и охраны труда в  организации,  может  обратиться  за
разъяснениями в организационный комитет смотра-конкурса.
     Организационный комитет смотра-конкурса  должен  ответить  на
любой запрос организации, желающей участвовать в смотре-конкурсе.

                    7. Проведение смотра-конкурса

     7.1. Работа организационных комитетов смотра-конкурса
     Организационный комитет смотра-конкурса  выполняет  следующие
функции:
     - координирует работу по подготовке и проведению  смотра-кон-
курса и непосредственное проведение смотра-конкурса;
     - организует в ходе проведения смотра-конкурса оказание  кон-
сультативной и методической помощи организациям и (или) их обособ-
ленным подразделениям;
     - готовит  тексты информационных материалов и направляет их в
средства массовой информации;
     - готовит  информацию  о  ходе проведения смотра-конкурса для
заслушивания на заседаниях  межведомственных  комиссий  по  охране
труда  при префектурах административных округов или отраслевых ко-
миссий по охране труда;
     - привлекает,  в случае необходимости, экспертов при подведе-
нии итогов смотра-конкурса для решения спорных вопросов;
     - подводит  предварительные итоги смотра-конкурса и предвари-
тельное определение победителей смотра-конкурса.
     Деятельностью организационного  комитета  руководит председа-
тель организационного комитета. Он председательствует на заседани-
ях,  подписывает протоколы и решения организационного комитета.  В
отсутствие председателя организационного комитета  его  полномочия
исполняет заместитель председателя организационного комитета.
     7.2. Порядок подготовки документов участником смотра-конкур-
     са
     Участник смотра-конкурса  должен  подготавливать  необходимые
документы в соответствии с требованиями проведения  смотра-конкур-
са.
     Заявка на участие в смотре-конкурсе заполняется на бланке ор-
ганизации.  В  ней  указывается полное наименование организации (с
указанием организационно-правовой формы),  фактический и юридичес-
кий адрес. Заявка на участие направляется в адрес территориального
(или отраслевого) органа исполнительной власти  города  Москвы  не
позднее установленной условиями смотра-конкурса даты.
     Информация о состоянии условий и охраны труда в организации -
участнике смотра-конкурса по охране труда (приложение 3 к Рекомен-
дациям) является приложением к заявке и направляется в адрес  тер-
риториального  (отраслевого)  органа  исполнительной власти города
Москвы.
     По окончании  конкурсного  года  руководитель  организации  -
участника смотра-конкурса направляет в адрес территориального  или
отраслевого  органа  исполнительной  власти города Москвы итоговые
документы,  содержащие:
     - информацию  об итогах смотра-конкурса по охране труда в ор-
ганизации с пояснительной запиской по основным показателям,  опре-
деляющим победителя смотра-конкурса;
     - информацию о состоянии условий и охраны труда в организации
- участнике смотра-конкурса по охране труда с данными за три пред-
шествующих года (в том числе конкурсный);
     - другую  дополнительную  информацию  по  желанию организации
(копии коллективного договора или соглашения по охране труда,  пе-
речень  проведенных в конкурсном году мероприятий по улучшению ус-
ловий и охраны труда работников,  в том числе женщин и подростков,
информацию  о внедрении в конкурсном году новой техники и техноло-
гий и т.д.).
     Эти документы  направляются  в  адрес  органа  исполнительной
власти не позднее 30 января следующего  за  конкурсным  года.
     При подведении итогов смотра-конкурса организационный комитет
может запросить участника смотра-конкурса  о  представлении  подт-
верждающих  документов по некоторым позициям представленной инфор-
мации.
     7.3. Предварительный отбор конкурсантов
     В рамках отборочной стадии конкурсантов организационный коми-
тет проверяет:
     - соответствие участника смотра-конкурса необходимым требова-
ниям (отсутствие групповых и тяжелых несчастных случаев на  произ-
водстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом
в течение предшествующего конкурсу года и всего периода проведения
смотра-конкурса, снижение или исключение случаев производственного
травматизма);
     - правильность оформления таблицы Показателей состояния усло-
вий и охраны труда в организации и их соответствие условиям  смот-
ра-конкурса по существу;
     - полноту представленной информации.
     Организационный комитет  может запросить у участников смотра-
конкурса разъяснения или дополнения показателей состояния  условий
и охраны труда в организации, в том числе представления отсутству-
ющей информации или подтверждающих представленные данные  докумен-
тов.
     По результатам проведения отборочной  стадии  организационный
комитет отклоняет Заявку, если:
     - участник смотра-конкурса, подавший заявку, не соответствует
требованиям,  предъявляемым к участникам смотра-конкурса;
     - поданные документы в существенной мере не отвечают требова-
ниям, предъявляемым к их оформлению.
     Организации, допустившие в период проведения  смотра-конкурса
несчастные случаи на производстве со смертельным исходом,  а также
групповые и тяжелые случаи производственного травматизма, из даль-
нейшего участия в смотре-конкурсе исключаются,  и материалы по ним
не рассматриваются.


  8. Подведение итогов территориального или отраслевого смотра-
                конкурса и награждение победителей

     Организационный комитет  территориального   или   отраслевого
смотра-конкурса  подводит  предварительные итоги смотра-конкурса в
административном  округе  (отрасли).  Оргкомитет  представляет  на
рассмотрение  в Межведомственную комиссию по охране труда при пре-
фектуре административного  округа города Москвы или отрасли эконо-
мики города (отраслевую комиссию по охране  труда  при  отраслевом
органе  исполнительной  власти)  информацию о подведении предвари-
тельных итогов смотра-конкурса.
     На своем  заседании Межведомственная комиссия по охране труда
при префектуре административного округа города Москвы или отрасле-
вая  комиссия по охране труда при отраслевом органе исполнительной
власти города Москвы утверждает итоги смотра-конкурса в  админист-
ративном округе или отрасли экономики города и представляет их ру-
ководителю территориального или отраслевого органа  исполнительной
власти города Москвы.
     Руководитель территориального или отраслевого органа исполни-
тельной  власти  города Москвы издает распорядительный документ об
итогах смотра-конкурса и о награждении победителей.
     Победители смотра-конкурса определяются как участники смотра-
конкурса, занявшие первые, вторые и третьи места в итоговом ранжи-
ровании по степени предпочтительности с точки зрения установленных
критериев. Рекомендуемая методика оценки состояния условий и охра-
ны  труда в организации представлена в приложении 6 к Рекомендаци-
ям.
     Предварительная оценка представленных  Показателей  состояния
условий  и охраны труда в организации осуществляется организацион-
ным комитетом, а в случае необходимости и иными лицами (экспертами
и специалистами), привлеченными оргкомитетом.
     В числе критериев оценки могут быть:
     - балльная оценка показателей состояния условий и охраны тру-
да в организации;
     - балльные  оценки  динамики  отдельных показателей состояния
условий и охраны труда;
     - суммарная  балльная оценка состояния условий и охраны труда
в организации;
     - балльная оценка проведенных мероприятий по улучшению  усло-
вий  и  охраны  труда в организации (по дополнительной информации,
представленной по желанию организации).
     После суммарной  балльной  оценки  состояния условий и охраны
труда в организации проводится ранжирование участников смотра-кон-
курса по степени предпочтительности,  например,  по количеству ра-
ботников,  специфики производства работ, относящихся к работам по-
вышенной опасности.
     После предварительного определения победителей смотра-конкур-
са организационный комитет направляет в государственную  инспекцию
труда  запрос  о том,  имели ли место в этих организациях тяжелые,
групповые несчастные случаи на производстве и несчастные случаи на
производстве  со  смертельным  исходом  в  период проведения смот-
ра-конкурса и подведения его итогов. При наличии таких случаев ор-
ганизации исключаются из числа победителей смотра-конкурса.
     Подведение итогов территориальных или отраслевых смотров-кон-
курсов освещается в окружных или отраслевых средствах массовой ин-
формации.

   9. Участие в Московском городском смотре-конкурсе на лучшую
            организацию работы в области охраны труда

     9.1. Организаторы и участники смотра-конкурса
     Московский городской смотр-конкурс на лучшую организацию  ра-
боты в области охраны труда проводится среди организаций-победите-
лей смотров-конкурсов по охране труда в префектурах административ-
ных  округов  города  Москвы и отраслях экономики города,  а также
среди территориальных и отраслевых органов  исполнительной  власти
города Москвы.
     Организацию и проведение Московского  городского  смотра-кон-
курса  осуществляет  Комитет  общественных связей города Москвы во
взаимодействии с Московской  Федерацией  профсоюзов  и  Московской
Конфедерацией промышленников и предпринимателей (работодателей).

     9.2. Подача заявки на участие в Московском городском  смотре-
конкурсе на лучшую организацию работы в области охраны труда орга-
нами исполнительной власти города Москвы
     Территориальные или отраслевые органы  исполнительной  власти
города  Москвы,  желающие  принять  участие в Московском городском
смотре-конкурсе на лучшую организацию работы в области охраны тру-
да,  не позднее 30 марта конкурсного года направляют в Комитет об-
щественных связей города Москвы следующие документы:
     - заявку на участие в Московском городском смотре-конкурсе на
лучшую организацию  работы в области охраны труда (приложение 4  к
Рекомендациям);
     - пояснительную записку по выполнению условий смотра-конкурса
для органов исполнительной власти;
     - показатели результатов работы по улучшению условий и охраны
труда в административном округе города Москвы или отрасли экономи-
ки города (приложение 5 к рекомендациям).

     9.3. Направление итоговых материалов территориального или от-
раслевого смотра-конкурса в  Комитет  общественных  связей  города
Москвы
     Для участия организаций-победителей территориального  (отрас-
левого)  смотра-конкурса  по  охране  труда в Московском городском
смотре-конкурсе на лучшую организацию работы в области охраны тру-
да  органы исполнительной власти города Москвы до 30 марта следую-
щего за конкурсным года,  направляют в Комитет общественных связей
города Москвы следующие документы:
     - распорядительные документы о подведении  итогов  территори-
альных (отраслевых) смотров-конкурсов;
     - материалы на  победителей  территориальных  или  отраслевых
смотров-конкурсов  (итоги смотра-конкурса в организациях с поясни-
тельной запиской и Показателями состояния условий и охраны труда в
организациях).
     Территориальные или отраслевые органы  исполнительной  власти
города Москвы,  участвующие в смотре-конкурсе, до 30 марта следую-
щего за конкурсным годом направляют в Комитет общественных  связей
следующие документы:
     - пояснительную записку по выполнению условий смотра-конкурса
для органов исполнительной власти;
     - показатели результатов работы по улучшению условий и охраны
труда в административном округе (отрасли) (приложение 5 к Рекомен-
дациям).
     Направленные материалы  рассматриваются Организационным коми-
тетом и Межведомственной комиссией по охране труда при  Правитель-
стве Москвы.

     9.4. Условия смотра-конкурса среди территориальных или отрас-
левых органов исполнительной власти города Москвы

     Основными показателями, определяющими победителей смотра-кон-
курса  среди территориальных или отраслевых органов исполнительной
власти города Москвы являются:
     - снижение  числа  тяжелых  и групповых несчастных случаев на
производстве, несчастных случаев  на производстве  со  смертельным
исходом в организациях отрасли экономики города или административ-
ного округа города Москвы по сравнению с двумя предшествующими го-
дами;
     - реализация мероприятий городской программы по охране труда;
     - наличие окружной или отраслевой программы по охране труда и
реализация программных мероприятий;
     - эффективность деятельности межведомственной комиссии по ох-
ране труда при префектуре или отраслевой комиссии по охране труда;
     - участие представителей территориального или отраслевого ор-
гана  исполнительной власти города Москвы в расследовании несчаст-
ных случаев на производстве;
     - осуществление ведомственного контроля за состоянием условий
и охраны труда;
     - проведение работы по профилактике производственного травма-
тизма и профессиональной заболеваемости в организациях отрасли го-
рода или административного округа города Москвы;
     - информационное обеспечение работников организаций по вопро-
сам законодательства о труде и об охране труда,  публикации и выс-
тупления в территориальных или отраслевых средствах  массовой  ин-
формации;
     - включение в трехстороннее соглашение или отраслевое  согла-
шение мероприятий по охране труда и контроль за их выполнением;
     - проведение семинаров-совещаний по охране труда, дней охраны
труда,  круглых столов,  смотров-конкурсов в организациях и других
массовых мероприятий по охране труда в  отрасли  экономики  города
или в административных округах города Москвы;
     - наличие территориального или отраслевого центра (консульта-
ционно-методического  кабинета)  по охране труда при префектурах и
отраслевых органах исполнительной власти города Москвы.

     9.5. Подведение итогов Московского городского смотра-конкурса
на лучшую организацию работы в области охраны труда

     Итоги смотра-конкурса  среди организаций города и органов ис-
полнительной власти города Москвы в соответствии  с  показателями,
приведенными в приложениях 3 и 5 к Рекомендациям,  подводит Межве-
домственная комиссия по охране труда при Правительстве  Москвы  на
своем заседании во II квартале следующего за конкурсным года.
     Межведомственная комиссия  по  охране труда при Правительстве
Москвы определяет победителей смотра-конкурса в следующих  номина-
циях:
     - Лучшая организация города Москвы  в  области  охраны  труда
(среди  организаций  производственной  сферы);
     - Лучшая организация города Москвы  в  области  охраны  труда
(среди организаций непроизводственной сферы);
     - Лучшая организация города Москвы  в  области  охраны  труда
среди подведомственных префектуре организаций;
     - Лучшая организация города Москвы  в  области  охраны  труда
среди организаций малого предпринимательства;
     - Лучший административный округ города Москвы по  организации
работы  в области охраны труда;
     - Лучшая отрасль экономики города Москвы по организации рабо-
ты в области охраны труда.
     Итоги Московского  городского  смотра-конкурса   утверждаются
постановлением Правительства Москвы.
     Информация о ходе проведения и итогах Московского  городского
смотра-конкурса на лучшую организацию работы в области охраны тру-
да публикуется в городских средствах массовой информации.

           10. Поощрение победителей смотров-конкурсов

     Поощрение победителей этапов  смотров-конкурсов  производится
почетными грамотами, дипломами, вымпелами и другими видами поощре-
ний. Материальное поощрение победителей смотра-конкурса может про-
изводиться призами, ценными подарками, денежными премиями и други-
ми видами поощрений.
     Материальное поощрение победителей осуществляется:
     - в организациях - за счет средств организаций и  оформляется
приказом руководителя;
     - в территориальных и отраслевых органах исполнительной влас-
ти города Москвы - за счет средств,  предусмотренных в бюджете го-
рода Москвы на расходы по осуществлению мероприятий социальной по-
литики в области трудовых отношений и социального партнерства.
     Материальное поощрение победителей смотра-конкурса по  охране
труда  может осуществляться за счет спонсоров - учредителей допол-
нительных номинаций.
.

                                    Приложение 1
                                    К  Рекомендациям по проведению
                                    смотров-конкурсов по  охране
                                    труда в организациях, отраслях
                                    экономики города  и в админи-
                                    стративных округах  города
                                    Москвы



        ИНФОРМАЦИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО (ОТРАСЛЕВОГО)
                    СМОТРА-КОНКУРСА ПО ОХРАНЕ ТРУДА



     Префектура административного округа города Москвы (Отраслевой
орган исполнительной власти города Москвы) приглашает к участию  в
смотре-конкурсе по охране труда.
     В конкурсе могут принять участие организации и (или) их  обо-
собленные подразделения,  осуществляющие свою деятельность на тер-
ритории административного округа города Москвы (отраслевые органи-
зации),  независимо  от  их  организационно-правовой формы и формы
собственности.
     По  вопросам участия в  смотре-конкурсе обращаться по адресу:
    ______________________________________________________________
           (индекс города, улица, дом, подъезд, N комнаты)
    тел.  _________________________________________
    факс ________________________________________
    Электронная почта _______________________________________
    контактные  лица  организационного  комитета  смотра-конкурса:
_________________________________________________________________
   Организатор смотра-конкурса:__________________________________
   Адрес организационного комитета:

_________________________________________________________________
           (почтовый индекс, город, улица, номер дома)
   Телефон/факс:
   Электронная почта:
   Время работы: с ___  до ____  (в рабочие дни)
   Адрес для представления Заявок на участие в смотре-конкурсе:
   г. Москва_____________________________________________________
            (улица, номер дома, подъезд, этаж, номер комнаты)
 ________________________________________________________________
            (фамилия, имя, отчество контактного лица)
   Для  разъяснения условий смотра-конкурса просим  обращаться  не
позднее чем за 10 дней до истечения срока приема Заявок.
    Срок окончания приема Заявок:
    Не позднее __  ______  200__ года
   Реестр представляемых на участие в смотре-конкурсе документов:
     1. Заявка  на  участие в территориальном (отраслевом) смотре-
конкурсе по охране  труда  (заполняется  на  бланке  организации).
Представляется в организационный комитет до ______________.
                                                (дата)
     2. Показатели  состояния условий и охраны труда в организации
(см. приложение 3) с данными за два предшествующих конкурсному го-
да.
    Эти документы направляются в адрес территориального или отрас-
левого  органа  исполнительной  власти города Москвы не позднее 30
января конкурсного года.
     По окончании   конкурсного  года  организация-участник  смот-
ра-конкурса направляет в адрес оргкомитета дополнительные докумен-
ты, включающие:
     1. Информацию об итогах смотра-конкурса по охране труда в ор-
ганизации с пояснительной запиской по основным показателям,  опре-
деляющим победителя смотра-конкурса.
     2. Показатели  состояния условий и охраны труда в организации
с данными за три предшествующих года (в том числе конкурсный).
     3. Другую  информацию  об  улучшении условий и охраны труда в
организации в конкурсном году (по желанию).
     Дополнительные документы направляются в адрес организационно-
го комитета смотра-конкурса не позднее  30  января  следующего  за
конкурсным года.
     Общие требования к представляемым документам:
     Размер шрифта  (при заполнении Заявки и других документов лю-
бым из шрифтов) - не менее 10.
     Каждый документ  должен быть подписан работодателем или упол-
номоченным им лицом,  а также председателем комитета (комиссии) по
охране  труда  или  конкурсной комиссии организации и скреплен пе-
чатью организации.
     В тексте  документов  нежелательны  исправления.  Допускаются
исправления в тексте, заверенные рукописной надписью "исправленно-
му верить" и собственноручной  подписью  руководителя  организации
или уполномоченного лица, расположенной рядом с каждым исправлени-
ем.

.

                                    Приложение 2
                                    К Рекомендациям по проведению
                                    смотров-конкурсов по охране
                                    труда в организациях, отраслях
                                    экономики города и в админи-
                                    стративных округах  города
                                    Москвы




                              ЗАЯВКА

            на участие в территориальном (отраслевом)
                 смотре-конкурсе по охране труда
               (заполняется на бланке организации)





Прошу зарегистрировать ___________________________________________
                     (указывается полное наименование организации)
расположенного ___________________________________________________
                (фактический и юридический адрес организации,
__________________________________________________________________
                   отрасль, тел/факс для связи)
как участника территориального  (отраслевого)  смотра-конкурса  по
охране труда.
     С порядком проведения смотра-конкурса ознакомлены и согласны.
     Полноту и достоверность сведений, указанных в настоящей заяв-
ке и прилагаемых к ней документах, гарантируем.
     Уведомлены о том,  что участники смотра-конкурса, представив-
шие в организационный комитет недостоверные данные,  могут быть не
допущены к участию в смотре-конкурсе или сняты с участия в смотре-
конкурсе  в  процессе  его  проведения.
Руководитель  организации ________________________________________
                                    (ФИО, подпись, дата)
Председатель профсоюзного комитета________________________________
                                      (ФИО, подпись, дата)
     Направляется руководителем  организации в адрес территориаль-
ного или отраслевого органа исполнительной власти города Москвы.

.

                                    Приложение 3
                                    К Рекомендациям по проведению
                                    смотров-конкурсов по охране
                                    труда в организациях, отраслях
                                    экономики города и в админи-
                                    стративных округах  города
                                    Москвы



           ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
                          В ОРГАНИЗАЦИИ


   _______________________________________________________________
             (полное наименование организации, адрес)

                        1. Общие сведения
     Вид
     собственности________________________________________________
     Вид
     деятельности_________________________________________________
     Основные виды выполняемых работ______________________________

             2. Показатели производственного травматизма
__________________________________________________________________
                                    По         По        По
NN        Перечень показателей      состоянию  состоянию состоянию
пп                                  на 1       на 1      на 1
                                    января     января    января
                                    предшест-  конкурс-  следующе-
                                    вующего    ного      го за
                                    конкурс-   года      конкурс-
                                    ному года            ным года
__________________________________________________________________
1                2                     3          4          5
__________________________________________________________________
 1  Численность работающих (чел.)
 2  Количество несчастных случаев на
    производстве, всего
 3  Количество  несчастных случаев
    на производстве, подлежащих
    специальному расследованию,
    всего
    в том числе:
      со смертельным исходом
      тяжелых
      групповых
 4  Показатель частоты
    производственного травматизма в
    расчете на 1000 работающих (Кч)
 5  Показатель тяжести
    производственного травматизма
    (Кт)
 6 Занято в условиях, не
   отвечающих санитарно-
   гигиеническим   нормам,
   всего (чел.)
   в % к  общему числу работающих

                     3. Состояние условий труда
__________________________________________________________________
                                    По         По        По
NN        Перечень показателей      состоянию  состоянию состоянию
пп                                  на 1       на 1      на 1
                                    января     января    января
                                    предшест-  конкурс-  следующе-
                                    вующего    ного      го за
                                    конкурс-   года      конкурс-
                                    ному года            ным года
__________________________________________________________________
1                2                     3          4          5
__________________________________________________________________


 7 Численность работников, занятых
   на тяжелых физических работах,
   всего (чел.)
   в % к общему числу занятых в
   основном производстве
 8 Численность работников,
   получающих компенсации за
   работу с тяжелыми, вредными или
   опасными условиями труда (чел.)
 9 Сокращено рабочих мест с
   тяжелыми и вредными условиями
   труда (в % к общему количеству
   мест с тяжелыми и вредными
   условиями труда), всего
   в том числе:
   - за счет внедрения в
   производство новых технологий и
   технических средств
   - за счет устранения
   неблагоприятных и вредных
   факторов производства
   - за счет сокращения объемов
   производства


     4. Состояние организации и выполнения работ по охране труда
__________________________________________________________________
                                    По         По        По
NN        Перечень показателей      состоянию  состоянию состоянию
пп                                  на 1       на 1      на 1
                                    января     января    января
                                    предшест-  конкурс-  следующе-
                                    вующего    ного      го за
                                    конкурс-   года      конкурс-
                                    ному года            ным года
__________________________________________________________________
1                2                     3          4          5
__________________________________________________________________

10 Выполнение мероприятий по
   улучшению условий и охраны
   труда, предусмотренных
   коллективным договором
   (соглашением)
      - запланировано на год
      - выполнено фактически
11 Финансирование мероприятий по
   охране труда (тыс. руб.)
      - запланировано
      - фактически
12 Доля затрат на мероприятия по
   охране труда от суммы затрат на
   производство продукции (работ,
   услуг) в %
13 Количество работников службы
   охраны труда
   всего (чел.)
   На малых предприятиях:
      - на условиях
        совместительства
      - по договору
14 Наличие совместного комитета
   (комиссии) по охране труда (да,
   нет)
   число членов комиссии (чел.)
   кол-во заседаний
   принято решений
15 Численность уполномоченных
   (доверенных) лиц по охране
   труда профсоюза или трудового
   коллектива (чел.)
16 Обучено:
      - членов комиссии (чел.)
      - доверенных лиц (чел.)
17 Прошли обучение и проверку
   знаний по охране труда
   руководители и специалисты,
   всего(чел.)
   в % от количества подлежащих
   обучению
18 Прошли обучение и проверку
   знаний по охране труда рабочие,
   всего (чел.)
   в % от количества подлежащих
   обучению
19 Проведена аттестация рабочих
   мест  по условиям труда, всего
   в % от количества рабочих
   мест,
   из  них признаны не
   соответствующими требованиям
   охраны труда (в % от количества
   рабочих мест)
20 Обеспеченность работников
   сертифицированной спецодеждой,
   спецобувью и другими средствами
   индивидуальной защиты (в % к
   норме)
21 Обеспеченность  санитарно-
   бытовыми помещениями (в % к
   нормам):
   гардеробными
   душевыми
   умывальными
   комнатами личной гигиены женщин
22 Количество работников,
   подлежащих прохождению
   периодических медицинских
   осмотров, всего (чел.)
   Количество прошедших медосмотр
   (чел.)
23 Застраховано работников от
   несчастных случаев и
   профессиональных заболеваний,
   всего (чел.)
   % от общего числа работающих
24 Действенность контроля  за
   состоянием охраны труда
      - количество проверок
        состояния охраны труда
      - количество выявленных
        нарушений
      - выдано предписаний
      - устранено нарушений
25 Наличие кабинета по охране
   труда (да, нет)
   уголков по охране труда в
   подразделениях (кол-во)

Руководитель организации
_________________________________________________
              (ФИО, подпись, дата)

Председатель профсоюзного комитета
_________________________________________________
        (ФИО, подпись, дата)



По всем показателям обязательное заполнение информацией.

.

                                    Приложение 4
                                    К Рекомендациям  по проведению
                                    смотров-конкурсов  по   охране
                                    труда в организациях, отраслях
                                    экономики города  и  в админис-
                                    тративных округах города Москвы




                               ЗАЯВКА

          на участие в московском городском смотре-конкурсе
         на лучшую организацию работы в области охраны труда

(заполняется на бланке органа исполнительной власти города Москвы)






Прошу зарегистрировать ___________________________________________
                       (указывается полное наименование
__________________________________________________________________
           органа исполнительной власти города Москвы)

как участника Московского городского смотра-конкурса на лучшую ор-
ганизацию работы в области охраны труда.


Руководитель органа
исполнительной власти города
Москвы                            _______________________________

                                             (ФИО, подпись, дата)

     Направляется руководителем органа исполнительной власти горо-
да  Москвы на имя председателя Комитета общественных связей города
Москвы

.


                                    Приложение 5
                                    К Рекомендациям по проведению
                                    смотров-конкурсов по охране
                                    труда в организациях, отраслях
                                    экономики  города и  в
                                    административных округах
                                    города Москвы



                            ПОКАЗАТЕЛИ

      результатов работы по улучшению условий и охраны труда
в отраслевом (территориальном) органе исполнительной власти города
                              Москвы

     ___________________________________________________________
     (наименование отрасли экономики, административного округа)

__________________________________________________________________
                              Данные  на           Данные за
 N         Показатели          1 января       предшествующие годы
пп.                           следующего   _______________________
                                  за       Данные на  Данные на
                              конкурсным   1 января   1 января
                                 года      конкурс-   предшест-
                                           ного года  вующего
                                                      конкурсному
                                                      года
__________________________________________________________________
 1              2                  3           4            5
__________________________________________________________________
 1  Число  организаций в
    отрасли (округе), всего:
 2  Состояние
    производственного
    травматизма
     - число пострадавших с
     утратой
     трудоспособности на 1
     рабочий день и более
     - число несчастных
     случаев со смертельным
     исходом
     - число групповых
     несчастных случаев
     - число  тяжелых
     несчастных  случаев на
     производстве
 3  Количество работников,
    всего (чел.)
    в  том  числе  занятых
    в условиях, не
    отвечающих     санитарно-
    гигиеническим нормам
    (чел.)
 4  Проведена  аттестация
    рабочих мест по условиям
    труда:
    число организаций
    число рабочих мест
 5  Число организаций,
    которые провели обучение
    и проверку знаний по
    охране труда
    руководителей,
    специалистов и других
    работников,
    в % к общему числу
    организаций
 6  Количество руководителей
    и специалистов,
    прошедших обучение по
    охране труда (чел.)
 7  Проведено  семинаров,
    совещаний, дней охраны
    труда, смотров-
    конкурсов, всего,
    в т.ч. приняло участие
       - организаций
       - работников (чел.)
 8  Организован:
    - Территориальный
    (отраслевой) учебно-
    методический центр по
    охране труда (да, нет)
    - Консультативно-
    методический кабинет по
    охране труда (да, нет)
 9  Число публикаций в
    средствах  массовой
    информации   материалов
    по вопросам охраны
    труда,  выступлений  по
    радио, телевидению
10  Проведено  заседаний
    Межведомственной
    (отраслевой комиссии) по
    охране труда
    принято решений
    выполнено
11  Оказана помощь по
    вопросам охраны труда с
    посещением организаций,
    всего (чел.)
    в том числе совместно с
    работниками органов
    государственного надзора
    и контроля
12  Проведено проверок
    организаций по
    соблюдению требований
    законодательных и иных
    нормативных актов по
    охране труда, всего,
    в том числе совместно с
    работниками органов
    государственного надзора
    и контроля и
    общественного контроля
    Выявлено нарушений
13  Принято  участие
    представителями
    администрации в работе
    комиссий по
    расследованию групповых.
    тяжелых несчастных
    случаев на производстве,
    несчастных  случаев на
    производстве со
    смертельным  исходом
    (кол-во)
14  Рассмотрено  несчастных
    случаев на производстве
    со смертельным исходом,
    групповых и тяжелых
    несчастных случаев на
    производстве на
    заседании  отраслевой
    (межведомственной)
    комиссии по  охране
    труда (кол-во)



Руководитель отраслевого (территориального)
органа исполнительной власти города
Москвы_____________________________
             (ФИО подпись)



По всем показателям - обязательное заполнение информацией.
.

                                    Приложение 6
                                    К Рекомендациям по проведению
                                    смотров-конкурсов по  охране
                                    труда в организациях, отраслях
                                    экономики   города   и  в
                                    административных округах
                                    города Москвы



                              МЕТОДИКА
       оценки состояния условий и охраны труда  в организации




     1. Критериями оценки состояния условий и охраны труда в орга-
низации могут быть:
     - балльная оценка показателей состояния условий и охраны тру-
да в организации;
     - балльные  оценки  динамики  отдельных показателей состояния
условий и охраны труда;
     - суммарная балльная оценка состояния условий и охраны труда;
     - при равных показателях - оценка  проведенных  в  конкурсном
году мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организации
(возможно,  с учетом информации,  приведенной в дополнительных ин-
формационных материалах). Преимущество могут иметь также организа-
ции,  имеющие показатели частоты и тяжести производственного трав-
матизма  ниже средних по отрасли (региону),  организации,  имеющие
показатели лучше нормативных,  имеющие лучшую динамику показателей
за  последние  годы,  внедрившие в течение конкурсного года новые,
более совершенные формы организационной работы по охране  труда  и
т.д.
     2. Организации,  допустившие в период проведения  смотра-кон-
курса и подведения его итогов случаи тяжелого и группового травма-
тизма и несчастные случаи на производстве со смертельным  исходом,
из  дальнейшего  участия в смотре-конкурсе исключаются и материалы
по ним не рассматриваются.
     3. Определение  суммарного показателя состояния условий и ох-
раны труда в организации.
     3.1.  Для определения суммарного показателя необходимо:
     - провести классификацию  показателей,  определение  наиболее
влияющих факторов;
     - составить алгоритмы нахождения балльных оценок показателей;
     - определить, при необходимости, их весовые коэффициенты.
     Методика позволяет  учитывать  различное  число показателей и
сопоставлять на основании количественных оценок их вклад в  конеч-
ный результат.
     3.2. Для оценки учитываемых показателей (приложения  3,  6  к
Рекомендациям)  рекомендуется  использовать метод непосредственной
оценки.  При проведении оценки рассматриваются показатели, которые
измеряются в различных единицах (человек,  %,  единица и т.д.) или
качественными признаками (да, нет). Поэтому показатели смотра-кон-
курса целесообразно оценивать в баллах.
     При использовании метода непосредственной оценки диапазон из-
менения какого-либо количественного показателя (например,  от 0 до
100%) или качественного показателя (фактор, объект, альтернатива и
т.д.) разбиваем на несколько интервалов,  каждому из которых прис-
ваиваем определенную оценку (балл),  например от 0 до  10.  Задача
заключается  в  помещении  какой-либо рассматриваемой величины или
признака в определенный оценочный интервал либо в  соответствии  с
их величиной или степенью обладания тем или иным свойством, либо в
соответствии с предположениями об их значимости.
     3.3. Подведение  итогов  смотра-конкурса  можно  проводить по
10-балльной системе.  Например,  организации,  не допустившие нес-
частные  случаи,  получают по 10 баллов,  а добившиеся снижения их
числа на 30, 40, 50 и т.д. % - соответственно 3, 4, 5 балла. Орга-
низации,  имеющие  100-процентную  обеспеченность своих работников
спецодеждой, спецобувью и другими средствами защиты, а также сани-
тарно-бытовыми помещениями  получают по 10 баллов,  при обеспечен-
ности на 60, 70, 80% - 6, 7, 8 баллов и т.д.
     Баллы могут присваиваться также за положительную динамику по-
казателей.
     С организаций, имеющих отрицательную динамику по показателям,
снимается соответствующее количество баллов.
     3.4. Все частные показатели объединяются в суммарный  показа-
тель состояния условий и охраны труда в организации.
                              n
                     Qот   =  Е Кi Qi , где
                              i=1

     i - индекс частного показателя;
     n - общее количество частных показателей;
     Ki- коэффициент значимости i-го частного показателя (в  общем
случае  принимаем  его равным единице,  тогда все показатели имеют
одинаковую значимость);
     Qi-значение i-го частного показателя (в баллах);
     Qот- суммарный балльный показатель состояния условий и охраны
труда в организации.
     4. Победителями в смотре-конкурсе считаются организации, наб-
равшие наибольшее количество баллов в своей группе.
     5. Организации, представившие необъективные данные по показа-
телям смотра, при подведении итогов не рассматриваются.



Примеры балльной оценки отдельных показателей при оценке состояния
 условий и охраны труда в организациях отрасли, административного
                              округа

__________________________________________________________________
NN             Показатель            Максимальное Алгоритм расчета
пп.                                    значение
                                      (в баллах)
__________________________________________________________________

             Показатели производственного травматизма

 1  Численность работающих (чел.)   Показатель включен для оценки
                                    при необходимости, весовых
                                    коэффициентов (например, в
                                    отрасли  в зависимости от
                                    численности работающих в
                                    организации)

 2  Количество несчастных случаев на       10   Если показатель
   производстве, всего                          равен 0, оценка
                                                - 10 баллов, если
                                                не равен 0, то
                                                показатель
                                                сравнивается с
                                                предыдущим годом.
                                                При уменьшении
                                                показателя,
                                                например, на 30%,
                                                балльная оценка
                                                составляет
                                                3 балла,
                                                при увеличении,
                                                например, на 50%
                                                балльная оценка
                                                равна минус 5
                                                баллам
 3 Количество  пострадавших от    Показатель в балльной оценке не
   несчастных случаев на          участвует, предусматривается для
   производстве, подлежащих       выявления случаев группового и
   специальному расследованию     тяжелого травматизма, несчастных
                                  случаев со смертельным исходом

 4  Показатель частоты                     10   Балльная оценка
   производственного травматизма в              проводится так же
   расчете на 1000 работающих (Кч)              как в п.2

 5  Показатель тяжести                     10   Балльная оценка
   производственного травматизма                проводится так же
   (Кт)                                         как в п.2


                 Показатели состояния условий труда

 6  Занято в условиях, не отвечающих       10   Балльная оценка
   санитарно-гигиеническим                      проводится так же
   нормам,  всего (чел.)                        как и в случае
   в % к  общему числу работающих               показателя N 2

 7  Численность работников, занятых        10   Балльная оценка
   на тяжелых физических работах,               проводится так же
   всего (чел.)                                 как и в случае
   в % к общему числу занятых в                 показателя N 2
   основном производстве

 8  Численность работников,                10   Балльная оценка
   получающих компенсации за работу             проводится так же
   с тяжелыми, вредными или                     как и в случае
   опасными условиями труда (чел.)              показателя N 2

 9  Сокращено рабочих мест с               10   Если показатель
   тяжелыми и вредными условиями                равен 100%(или же
   труда (в % к общему количеству               в организации
   мест с тяжелыми и вредными                   отсутствовали
   условиями труда), всего                      рабочие места с
   в том числе:                                 тяжелыми и
                                                вредными
    - за счет устранения                        условиями труда),
      неблагоприятных и вредных                 балльная оценка
      факторов производства                     равна 10 баллам
    - за счет внедрения в                       Если сокращено 10%
      производство новых технологий             рабочих мест с
      и технических средств                     тяжелыми и вредны-
    - за счет сокращения объемов                ми условиями тру-
      производства                              да,то оценка равна
                                                1 баллу,  рабочие
                                                места, сокращенные
                                                за счет уменьшения
                                                объемов
                                                производства, в
                                                расчет не
                                                принимаются
 Показатели состояния организации и выполнения работ по охране труда

10. Выполнение мероприятий по             10    При 100% ном
    улучшению условий и охраны                  выполнении
    труда, предусмотренных                      мероприятий - 10
    коллективным договором                      баллов,   если
    (соглашением)                               показатель не
     - запланировано на год                     равен 100%,  то
     - выполнено фактически                     балльная оценка
                                                равна 0,1 от
                                                показателя

11 Финансирование мероприятий по          10    Как в п. 10
   охране труда (тыс. руб.)
     - запланировано
     - фактически

12  Доля затрат на мероприятия по    Может быть Если показатель
    охране труда от суммы затрат на   более 10  равен 100% от
    производство продукции (работ,              нормативной доли
    услуг) в %                                  затрат, установ-
                                                ленной Московским
                                                трехсторонним
                                                соглашением,оценка
                                                - 10 баллов. Если
                                                показатель менее
                                                нормативного, то
                                                оценка - 0 баллов.
                                                Если показатель
                                                более 100% от
                                                нормативного, то
                                                балльная оценка
                                                равна 0,1 от
                                                показателя.

13 Количество работников службы           10    Как в п.12. При
   охраны труда                                 прочих равных
   всего (чел.)                                 показателях
   На малых предприятиях:                       предпочтение мо-
     - на условиях                              жет быть отдано
       совместительства                         организациям,
     - по договору                              имеющим отдельное
                                                подразделение по
                                                охране труда
                                                (штатную единицу)

14  Наличие совместного комитета           10   Да - 10 баллов,нет
   (комиссии) по охране труда (да,              - 0 баллов. При
   нет)                                         прочих равных
   число членов комиссии (чел.)                 показателях
     - кол-во заседаний                         предпочтение может
     - принято решений                          быть отдано
                                                организациям, чьи
                                                совместные комите-
                                                ты проводят более
                                                активную работу
15 Численность уполномоченных        Показатель используется для
   (доверенных) лиц по охране        определения % доверенных лиц,
   труда профсоюза или трудово-      прошедших обучение
   го коллектива (чел.)

16 Обучено:                               10     Как в п.10
     - членов комиссии (чел.)
     - доверенных лиц (чел.)

17 Прошли обучение и проверку             10     Как в п.10
   знаний по охране труда
   руководители и специалисты,
     - всего (чел.)
     - в % от количества
       подлежащих обучению

18 Прошли обучение и проверку             10     Как в п.10
   знаний по охране труда рабочие
     - всего (чел.)
     - % от количества подлежащих
       обучению

19 Проведена аттестация рабочих           10     Как в п.10
   мест  по условиям труда, всего
   % от количества рабочих мест
   из  них признаны не
   соответствующими требованиям
   охраны труда (в % от количества
   рабочих мест)

20 Обеспеченность работников              10     Как в п.10
   спецодеждой, спецобувью и
   другими средствами
   индивидуальной защиты (в % к
   норме)

21 Обеспеченность  санитарно-                    Как в п. 10
   бытовыми помещениями (в % к
   нормам):                               10
   гардеробными                           10
   душевыми                               10
   умывальными                            10
   комнатами личной гигиены женщин

22 Количество работников,                 10     Как в п. 10
   подлежащих прохождению
   периодических медицинских
   осмотров, чел.
   Количество прошедших медосмотр,
   чел.

23 Застраховано работников от             10     Как в п. 10
   несчастных случаев и
   профессиональных заболеваний,
   чел. % от общего числа
   работающих
24 Действенность контроля  за             10    Используется для
   состоянием охраны труда                      сравнительного
     - количество проверок                      анализа показателей
       состояния охраны труда                   различных
     - количество выявленных                    организаций.
       нарушений                                Балльная оценка -
     - выдано предписаний                       экспертным путем.
     - устранено нарушений

25 Наличие кабинета по охране труда       10    При наличии каби-
   (да, нет)                                    нета по охране
   уголков по охране труда в                    труда - оценка
   подразделениях                               10 баллов
   (кол-во)                                     при отсутствии - 0



   Примеры балльной оценки отдельных показателей при оценке работы
 отраслевых и территориальных органов исполнительной власти отрасли,
                      административного округа

__________________________________________________________________
NN             Показатель           Максимальное  Алгоритм расчета
пп.                                   значение
                                     (в баллах)
__________________________________________________________________

 1  Число  организаций в отрасли    Показатель используется для
   (округе)                         определения относительных
                                    показателей

 2 Состояние производственного                  Балльная оценка
   травматизма - число пострадавших             динамики каждого
   с утратой трудоспособности на 1              из показателей за
   рабочий день и более                         три года
   - число несчастных случаев со
   смертельным исходом
   - число групповых несчастных
   случаев
   - число  тяжелых несчастных
   случаев на производстве

 3  Количество работников, всего         10     Определяется процент
   (чел.)                                       работников, занятых
   в  том  числе  занятых  в                    в условиях, не от-
   условиях, не отвечающих                      вечающих санитарно-
   санитарно-гигиеническим нормам               гигиеническим
   (чел.)                                       нормам. 0% - 10
                                                баллов, 30% - 10-3=7
                                                баллов и т.д.

 4 Проведена  аттестация  рабочих        10     Определяется процент
   мест по условиям труда:                      организаций, в
   число организаций                            которых проведена
   число рабочих мест                           аттестация рабочих
                                                мест по условиям
                                                труда. Балльная
                                                оценка - как в п.2

 5 Число организаций, которые            10     100% - 10 баллов,
   провели обучение и проверку                  20% - 2 балла. При
   знаний по охране труда                       равных показателях
   руководителей, специалистов и                можно смотреть
   других работников                            динамику

 6 Количество руководителей и             10    Как в п.2
   специалистов, прошедших обучение
   по охране труда (чел.)

 7 Проведено  семинаров,                        Оценка динамики.
   совещаний, дней охраны  труда,               Могут добавляться
   смотров-конкурсов, всего,                    баллы за процент
   в т.ч. приняло участие                       организаций (в
   организаций                                  общему), принявших
   работников (чел.)                            участие в
                                                мероприятиях

 8 Организован:                          10     Имеется учебно-
   Территориальный (отраслевой)                 методический
   учебно-методический центр по                 (консультативно-
   охране труда (да, нет)                       методический) центр
   Консультативно-методический                  - 10 баллов, нет -
   кабинет по охране труда (да,                 0 баллов
   нет)

 9 Число публикаций в средствах           10    Как в п.2
   массовой информации   материалов
   по вопросам охраны  труда,
   выступлений  по радио,
   телевидению

10 Проведено  заседаний                   10    Как в п.2
   Межведомственной (отраслевой
   комиссии) по  охране труда
   принято решений
   выполнено

11 Оказана помощь по вопросам             10    Как в п.2
   охраны труда с посещением
   организаций, всего (чел.)
   в том числе совместно с
   работниками органов
   государственного надзора и
   контроля

12 Проведено проверок организаций         10    Как в п.2
   по соблюдению требований
   законодательных и иных норма-
   тивных актов по охране труда,
   всего, в том числе совместно с
   работниками органов государст-
   венного надзора и контроля и
   общественного контроля
   Выявлено нарушений
13 Принято  участие представителями       10  Определяется процент
   администрации в работе комиссий            расследований такого
   по расследованию групповых.                рода несчастных
   тяжелых несчастных  случаев на             случаев (к общему их
   производстве, несчастных                   числу), в которых
   случаев на производстве со                 приняли участие
   смертельным  исходом (кол-во)              представители
                                              администрации, далее
                                              как в п.5

14 Рассмотрено  несчастных                10  Определяется процент
   случаев на производстве  со                несчастных случаев
   смертельным исходом, групповых и           такого рода (к
   тяжелых несчастных случаев на              общему их числу),
   производстве на заседании                  которые были
   отраслевой (межведомственной)              рассмотрены на
   комиссии по  охране труда (кол-            заседаниях, далее
   во)                                        как в п.5



     Подобная формализация  алгоритмов  балльной  оценки позволяет
упростить процедуру расчета,  а также делает возможным  разработку
компьютерных  программ суммарной балльной оценки состояния условий
и охраны труда в организациях по Показателям состояния  условий  и
охраны труда в организации.



     Верно: