Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Распоряжение Правительства Москвы
№ 720-РП от 10 апреля 2008 года

Об утверждении Концепции Комплексной целевой среднесрочной программы осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2009—2011 годы

     В связи с  завершением  срока  действия  Комплексной  целевой
среднесрочной  программы  осуществления государственной политики в
отношении соотечественников за рубежом на 2006-2008 годы, одобрен-
ной  постановлением Правительства Москвы от 6 сентября 2005 г.  N
679-ПП, и в целях выполнения п.3 Перечня поручений Президента Рос-
сийской  Федерации по развитию и укреплению связей с соотечествен-
никами, проживающими за рубежом (от 9 июля 2007 г. N Пр-1245):
     1. Утвердить  Концепцию  Комплексной  целевой   среднесрочной
программы  осуществления государственной политики в отношении соо-
течественников за рубежом на 2009-2011 годы (приложение).
     2. Возложить  функции государственного заказчика-координатора
Комплексной целевой среднесрочной  программы  осуществления  госу-
дарственной  политики  в отношении соотечественников за рубежом на
2009-2011 годы на Департамент внешнеэкономических и  международных
связей города Москвы.
     3. Департаменту  внешнеэкономических  и  международных связей
города Москвы  разработать Комплексную целевую среднесрочную прог-
рамму осуществления государственной политики в отношении соотечес-
твенников за рубежом на 2009-2011 годы и представить  на заседание
Правительства Москвы во II квартале 2008 г.
    4. Контроль  за  выполнением настоящего распоряжения возложить
на  первого  заместителя  Мэра  Москвы   в   Правительстве  Москвы
Швецову Л.И.

П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков


                                           Приложение
                               к распоряжению Правительства Москвы
                                  от 10 апреля 2008 г. N 720-РП




                          К О Н Ц Е П Ц И Я
             Комплексной целевой среднесрочной программы
               осуществления государственной политики
              в отношении соотечественников за рубежом
                          на 2009-2011 годы


СОДЕРЖАНИЕ:

1. ОБОСНОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ РЕШАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ  И  ЦЕЛЕЙ  ПРОГРАММЫ
ПРИОРИТЕТНЫМ   ЗАДАЧАМ  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ  ГОРОДА
МОСКВЫ ......................................................... 2
2. ОБОСНОВАНИЕ  ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕ-
ВЫМ МЕТОДОМ .................................................... 3
3. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУА-
ЦИИ В РАССМАТРИВАЕМОЙ СФЕРЕ БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО
МЕТОДА ......................................................... 5
4. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ,  ОЦЕНКА ПРЕИМУЩЕСТВ И РИС-
КОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТАХ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ...... 7
5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ, ЦЕЛЕВЫМ ИНДИКАТОРАМ И ПОКАЗАТЕ-
ЛЯМ, ПОЗВОЛЯЮЩИМ ОЦЕНИВАТЬ ХОД РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПО ГО-
ДАМ ............................................................ 9
6. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ..13
7. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЧАСТИЮ  ОРГАНОВ  ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ВЛАСТИ  ГОРОДА
МОСКВЫ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ...........14
8. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗЧИКАМ И РАЗРАБОТЧИКАМ ЦЕЛЕ-
ВОЙ ПРОГРАММЫ ................................................. 16
9. ПРЕДЛОЖЕНИЯ  ПО ФОРМАМ И МЕТОДАМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ ..................................................... 17
1. ОБОСНОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ РЕШАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ  И  ЦЕЛЕЙ  ПРОГРАММЫ
ПРИОРИТЕТНЫМ   ЗАДАЧАМ  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ  ГОРОДА
МОСКВЫ

     Комплексная целевая среднесрочная программа осуществления го-
сударственной политики в отношении соотечественников за рубежом на
2009-2011 годы построена на основе обобщения и анализа предшеству-
ющего  опыта  Правительства  Москвы по взаимодействию с российской
диаспорой,  накопленного в ходе реализации двух  предыдущих  Прог-
рамм, итоги которых свидетельствуют о достижении нового качествен-
ного уровня в работе города Москвы с соотечественниками  за  рубе-
жом.
     Правительство Москвы,  на протяжении полутора десятилетий ве-
дущее работу по поддержке соотечественников более чем в 70 странах
мира,  накопило уникальный опыт работы с соотечественниками за ру-
бежом.  Значительные  события  произошли в последнее время в сфере
поддержки  зарубежных  российских  соотечественников, прежде всего
на  федеральном  уровне:  прошел  II Всемирный конгресс российских
соотечественников и принята Федеральная программа работы с  сооте-
чественниками  за  рубежом на 2006-2008 годы,  действует Государс-
твенная программа по оказанию содействия добровольному переселению
в Российскую Федерацию соотечественников,  проживающих за рубежом,
состоялось объединение Русской Православной  Церкви,  что  открыло
новые горизонты и возможности консолидации "Русского мира".
     Активно развивается сотрудничество Москвы с Международным со-
юзом общественных объединений "Международный совет российских соо-
течественников"  (далее - МСРС),  отметившим  в  октябре 2007 года
пятилетний юбилей.  Основными  задачами Совета являются содействие
консолидации "Русского мира", сохранение и развитие русского языка
и культуры за пределами России, защита гражданских и социально-эко-
номических прав соотечественников.  Становление  этой  организации
наглядно  доказывает способность российской диаспоры к самооргани-
зации и внутреннему структурированию.  В 2007 г.  совместно Прави-
тельством Москвы и МСРС был проведен I Фестиваль российских сооте-
чественников зарубежья "Русская песня",  в котором приняли участие
450  талантливых  исполнителей  и  творческих коллективов из числа
российских соотечественников из 40 стран.
     Эффективно действует Государственное учреждение города Москвы
"Центр гуманитарного и делового сотрудничества с соотечественника-
ми  за  рубежом  - Московский Дом соотечественника" (далее - МДС),
ставшее с 2004 года организационным центром реализации программ  и
проектов города Москвы по работе с российской диаспорой, координи-
рующим работу различных общественных, политических, деловых, науч-
ных  и  других  организаций  города с соотечественниками.
     Важными звеньями во взаимоотношениях с  российской  диаспорой
стали  Дома  Москвы в различных странах и городах:  Риге (Латвия),
Софии (Болгария),  Севастополе (Украина),  Ереване (Армения). Дея-
тельность этого качественно нового института заняла достойное мес-
то в реализации программ и проектов по поддержке соотечественников
за  рубежом,  особенно экономического и культурно-просветительного
характера.
     Активное взаимодействие с соотечественниками за рубежом обес-
печивают Московский фонд международного сотрудничества имени  Юрия
Долгорукого,  московские фонды развития экономических и гуманитар-
ных связей "Москва-Крым"  и  "Москва-Севастополь".  Осуществляется
эффективное  сотрудничество с Институтом стран СНГ.
     Накоплен опыт проведения крупных совместных международных ме-
роприятий МДС,  МСРС,  Правительства Москвы.  Одним из них, широко
освещавшимся международной и российской прессой,  стало проведение
в городе Москве в феврале 2008 г. торжественной церемонии вручения
Почетной  награды  Правительства Москвы  и  МСРС  "Соотечественник
года  - 2007",  в ходе которой состоялось чествование Первоиерарха
Русской Православной Зарубежной Церкви митрополита Лавра и всемир-
но известного композитора Софии Губайдулиной.
     Значительные успехи, достигнутые Правительством Москвы в сфе-
ре консолидации "Русского мира",  дают основания для внедрения но-
вых подходов при выработке Комплексной целевой среднесрочной прог-
раммы  осуществления  государственной  политики в отношении сооте-
чественников за рубежом на 2009-2011 годы.
     Особое внимание в период 2009-2011 годов будет уделено вопро-
сам становления и развития хозяйствующих субъектов соотечественни-
ков, что  должно привести к укреплению финансовой базы организаций
соотечественников при сохранении материальной  поддержки  со  сто-
роны Москвы.
     Таким образом,  Комплексная целевая  среднесрочная  программа
осуществления государственной политики в отношении соотечественни-
ков за рубежом на 2009-2011 годы,  с одной стороны,  сохраняет все
доказавшие свою эффективность и пользующиеся одобрением соотечест-
венников направления деятельности Правительства Москвы, а с другой
стороны - намечает новые.
     Это позволит на основе накопленного опыта, а также опыта дру-
гих субъектов Российской Федерации,  использования результатов на-
учно-аналитических исследований скорректировать приоритеты  и  ос-
новные задачи в сфере поддержки соотечественников за рубежом,  оп-
ределить перечень мероприятий и объем финансирования  с  разбивкой
по годам (2009 год, 2010 год, 2011 год).


2. ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ  ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕ-
ВЫМ МЕТОДОМ

     Программно-целевое планирование  в  сфере осуществления госу-
дарственной политики в отношении соотечественников за  рубежом  на
протяжении  последних лет осуществлялось в форме городских целевых
программ, что в значительной мере обусловило высокие темпы и поло-
жительные результаты развития направления.
     Включенные в эти программы мероприятия были направлены на ре-
шение  системных вопросов в области поддержки соотечественников за
рубежом,  представляли собой систему принципов и мер, направленных
на  консолидацию  и укрепление "Русского мира" как социально-куль-
турного феномена путем подключения потенциала города Москвы к реа-
лизации  государственной политики Российской Федерации в отношении
соотечественников за рубежом.
     Необходимость  решения  задач  в  сфере  осуществления  госу-
дарственной политики в отношении соотечественников за рубежом пре-
допределяет их решение программно-целевым методом.  Программно-це-
левой метод позволяет сконцентрировать силы и средства на наиболее
важных  направлениях,  более четко определить стратегию и тактику,
мобилизовать финансовые и организационные ресурсы,  привлечь  раз-
личные источники финансирования для достижения главной цели,  пре-
дотвратив распыление ресурсов.
     Проблема консолидации  "Русского мира",  которую призвана ре-
шить Программа,  характеризуется следующими особенностями:
     - системность  характера проблемы;
     - необходимость обеспечения качественного изменения норматив-
ной правовой базы;
     - недостаточный уровень  межведомственного  взаимодействия;
     - невозможность решения проблемы простым увеличением финанси-
рования;
     - необходимость разработки новых подходов к решению проблемы.
      Разработка Комплексной целевой среднесрочной программы  осу-
ществления  государственной политики в отношении соотечественников
за рубежом на 2009-2011 годы,  а также реализация поставленных за-
дач  возможны только при значительной межведомственной координации
и требуют вовлечения органов власти  города  Москвы.  В  Программе
учитываются экономические, социальные, культурные и иные приорите-
ты и возможности города Москвы,  ее хозяйствующих субъектов, обра-
зовательных,  культурных, научно-исследовательских, общественных и
информационных организаций,  позволяющих эффективно взаимодейство-
вать с российской диаспорой за рубежом.
      Учитывая системный характер преобразований,  происходящих на
данном  направлении,  целесообразно  решать  поставленные задачи в
рамках городской целевой программы с использованием программно-це-
левого метода бюджетного планирования, обеспечивающего эффективное
решение системных проблем в рассматриваемой сфере за счет реализа-
ции комплекса мероприятий,  увязанных по задачам,  ресурсам и сро-
кам.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУА-
ЦИИ  В РАССМАТРИВАЕМОЙ СФЕРЕ БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО
МЕТОДА

     Положение русскоязычного населения в  ряде  стран  "ближнего"
зарубежья остается фактором,  существенно осложняющим развитие от-
ношений с данными государствами.  Соотечественники в странах СНГ и
Балтии  испытывают  трудности в реализации своих гражданских прав,
не всегда имеют возможность влиять на принятие решений, касающихся
положения российской диаспоры.
     Существенно ограничены для представителей нетитульных  нацио-
нальностей  (большинство из которых составляют русские и "русскоя-
зычные") права на труд и на занятие должностей  в  государственных
структурах,  получение  образования  и информации на родном языке,
сохранение этнокультурной самобытности.
     За прошедшие годы в диаспоре "нового" зарубежья произошли ка-
чественные  изменения.   Сформировалась   социально-адаптированная
часть российской диаспоры, "вписавшаяся" в новые реалии и при этом
желающая сохранить духовные и культурные связи с Россией.  При ор-
ганизации  системного  взаимодействия  с  социально адаптированной
частью  российской  диаспоры,  заинтересованной  в  экономическом,
культурном,  информационном  сотрудничестве с организациями города
Москвы,  создается не только мощный инструмент реализации российс-
ких интересов,  но и появляются внутренние условия для финансовой,
социальной и политической поддержки остальных слоев диаспоры.
     Российская диаспора  дальнего зарубежья в целом позитивно от-
носится к России, Москве и готова оказывать содействие становлению
российской  диаспоры  в странах СНГ и Балтии путем передачи опыта,
накопленного в процессе выживания  в  инонациональной  среде.  Эта
часть  "Русского мира" активно боролась за сохранение этнокультур-
ной идентичности, русского языка и культуры, отстаивала свои граж-
данские права, выработала свои механизмы адаптации к новым жизнен-
ным условиям.
     Осуществление Программы  путем комплекса конкретных мероприя-
тий по правовому,  организационному, информационному и финансовому
обеспечению, являющихся составной частью общегосударственной прог-
раммы помощи соотечественникам за рубежом, позволит укрепить связи
Москвы с соотечественниками за рубежом, придаст системный целенап-
равленный характер отношениям Москвы с российской диаспорой, обес-
печит  это  сотрудничество конкретными механизмами и технологиями.
     Реализация будет содействовать процессу дальнейшей консолида-
ции "Русского мира", сохранению русского языка и русской культуры,
привлечению экономического, творческого и духовного потенциала со-
отечественников  за  рубежом для укрепления экономического и куль-
турного сотрудничества города Москвы с зарубежными  партнерами,  а
также развитию деловых связей хозяйствующих субъектов города Моск-
вы с бизнес-структурами соотечественников.
     Осуществление Программы  внесет  значительный  вклад в совер-
шенствование деятельности Государственного учреждения города Моск-
вы  "Центр гуманитарного и делового сотрудничества с соотечествен-
никами за рубежом - Московский Дом соотечественника",  негосударс-
твенных некоммерческих организаций и других организаций, участвую-
щих в реализации Программы.

     В рамках  Программы  город Москва создает условия для взаимо-
действия государственных органов и общественных  организаций,  хо-
зяйствующих субъектов города с общественными организациями и иными
объединениями соотечественников за рубежом, придавая особое значе-
ние  мерам  по поддержке молодежных организаций соотечественников,
углублению связей юношей и девушек российского зарубежья с истори-
ческой  Родиной.
     В рамках Программы будут достигнуты существенные результаты в
процессе  активного вовлечения в сотрудничество с российской диас-
порой Международного союза общественных объединений "Международный
Совет российских соотечественников" и Международного союза общест-
венных организаций "Международная ассоциация молодежных  организа-
ций  российских  соотечественников".
     Осуществление мероприятий  в  рамках  Программы  в  различных
странах  мира позволит достичь определенных успехов в области реа-
лизации прав и свобод соотечественников в  странах  проживания,  в
том числе  в странах, где наблюдается негативное отношение властей
страны проживания по отношению к русскоязычной  диаспоре.
     Отсутствие программно-целевого  метода может нанести ощутимый
ущерб в целом осуществлению государственной политики  в  отношении
соотечественников  за  рубежом,  являющейся  одним из национальных
приоритетов России,  в реализации которой Москва занимает лидирую-
щие  позиции.  Это  также нанесет существенный вред международному
имиджу российской столицы как центру собирания  русских  земель  и
полноправного  партнера  федеральных органов власти,  занимающихся
проблемами российских соотечественников.
     Размытость полномочий в условиях отсутствия Программы с опре-
делением ответственности за результат приведет к падению авторите-
та  Москвы  и России в среде российских соотечественников за рубе-
жом, отсутствию ясного и четкого понимания скоординированной рабо-
ты органов исполнительной власти города в сфере поддержки российс-
ких соотечественников за рубежом.

4. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ,  ОЦЕНКА ПРЕИМУЩЕСТВ И РИС-
КОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТАХ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

     Существуют следующие  альтернативные  варианты участия города
Москвы в осуществлении государственной политики в отношении сооте-
чественников за рубежом на 2009-2011 годы:
     4.1. Участие всех органов исполнительной власти города Москвы
в процессе осуществления государственной политики в отношении соо-
течественников за рубежом при номинальном закреплении данной сферы
за Департаментом внешнеэкономических и международных связей города
Москвы.
     Основным преимуществом  данного  варианта является отсутствие
необходимости увеличения средств финансирования данного  направле-
ния  деятельности города.
     Основные риски данного варианта связаны с:
     - отсутствием конкретных измеряемых результатов деятельности,
связанной с реализацией государственной политики в отношении  соо-
течественников за рубежом;
     - замедлением темпов развития в связи с  отсутствием  систем-
ных, комплексных мероприятий, скоординировано реализуемых несколь-
кими органами исполнительной власти  города  Москвы;
     - возможным  дублированием  расходов на одинаковые по целевой
аудитории и содержанию мероприятия.
     4.2. Комплексное решение проблемы  в рамках  Единой городской
целевой программы.
     Можно выделить  следующие основные преимущества данного вари-
анта решения проблемы:
     - наличие  четких  и  измеримых результатов оценки реализации
программных мероприятий;
     - повышение  эффективности реализуемых мероприятий за счет их
скоординированной реализации несколькими  органами  исполнительной
власти города Москвы;
     - расширение спектра реализуемых мероприятий за счет их  ско-
ординированной   реализации  несколькими  органами  исполнительной
власти города Москвы.
     Основные риски  данного варианта связаны с необходимостью ад-
министрирования процесса реализации Программы,  а также соблюдения
графика финансирования программных мероприятий.
     Таким образом,  наиболее приемлемым следует считать программ-
ный  метод управления,  так как отказ от него создает неоправданно
высокий риск потери управляемости на направлении поддержки  сооте-
чественников, проживающих за рубежом.
5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ, ЦЕЛЕВЫМ ИНДИКАТОРАМ И ПОКАЗАТЕ-
ЛЯМ, ПОЗВОЛЯЮЩИМ ОЦЕНИВАТЬ ХОД РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПО ГО-
ДАМ

     Цель Программы  - оказание поддержки и помощи соотечественни-
кам,  содействие расширению возможностей российской диаспоры и  ее
трансформации  в  сообщество,  основанное  на  единстве духовных и
культурных ценностей.
     5.1. Задачами  Комплексной  целевой  среднесрочной  программы
осуществления государственной политики в отношении соотечественни-
ков за рубежом на 2009-2011 годы являются:
     5.1.1. Совершенствование  созданной ранее городом  Москвой  в
рамках  государственной политики  Российской Федерации системы ме-
роприятий,  стимулирующих  объединительные процессы  в  российской
диаспоре и способствующих  дальнейшему утверждению роли Москвы как
политического,  культурного  и интеллектуального центра  России  в
развитии культурных,  деловых,  научных и других связей соотечест-
венников с исторической Родиной.
     5.1.2. Содействие организациям и объединениям соотечественни-
ков в самоорганизации диаспоры (консолидация "Русского мира").
     5.1.3. Активизация  усилий  по  совершенствованию  и развитию
образования на русском языке,  утверждению высокой  роли  русского
языка в мировой культуре.
     5.1.4. Установление и налаживание связей  хозяйствующих субъ-
ектов города Москвы с деловыми кругами российского зарубежья.
     5.1.5. Создание разветвленной  информационной сети, способной
обеспечить  целостное представление  о состоянии и развитии "Русс-
кого мира",  прогнозирование  социально-политических и  культурных
процессов, происходящих  в российском зарубежье. Деятельность Пра-
вительства Москвы по  поддержке соотечественников является состав-
ной частью формирования  образа столицы как главного культурного и
экономического центра  "Русского мира" и должна сопровождаться со-
ответствующей информационной поддержкой.
     5.2. Основными принципами достижения указанных целей являются:
     5.2.1. Осуществление деятельности в рамках основных направле-
ний  государственной  политики  Российской Федерации  в  отношении
соотечественников на основе федерального законодательства.
     5.2.2. Уважение стандартов  в области прав человека,  предус-
мотренных международными соглашениями и  конвенциями, регулирующи-
ми положение национальных меньшинств,  а также двусторонними дого-
ворами, подписанными Российской Федерацией  со странами, в которых
проживают соотечественники.
     5.2.3. Содействие в обеспечении  прав  всех категорий  сооте-
чественников на правовую, медицинскую и социальную защиту.
     5.2.4. Дифференцированный подход  к  развитию  сотрудничества
с соотечественниками в зависимости  от их принадлежности к различ-
ным социальным группам и проживания в различных странах и регионах.
     5.2.5. Адресность  в  развитии взаимодействия с организациями
и  объединениями соотечественников  с учетом реальных возможностей
и особенностей.
     5.2.6. Определение  приоритетных  направлений  взаимодействия
с  организациями  соотечественников  и  максимальная  концентрация
усилий и ресурсов на важнейших сферах сотрудничества.
     5.2.7. Открытость  для  сотрудничества со всеми организациями
и объединениями соотечественников во всех странах мира.
     5.3. Индикатором (качественным показателем) оценки  ожидаемых
результатов  является  фактическое выполнение всех запланированных
в Программе мероприятий, в том числе:
     5.3.1. Оказание  правовой помощи соотечественникам  в  защите
их прав в странах проживания и международных судах.
     5.3.2. Безвозмездная  поддержка  общественных  организаций  и
объединений российской  диаспоры при осуществлении ими культурных,
образовательных,  информационных и экономических программ и проек-
тов.
     5.3.3. Методическая  помощь в организации  общественной  дея-
тельности соотечественников,  в том числе оказание помощи приходам
Русской  Православной Церкви,  проведение  молодежных  мероприятий
для соотечественников.
     5.3.4. Оказание помощи соотечественникам в  области медицины,
в частности оказание  медицинской помощи в московских лечебно-про-
филактических учреждениях и обеспечение нуждающихся  соотечествен-
ников медицинской техникой индивидуального пользования.
     5.3.5. Поддержка  русского языка,  культуры и образования,  в
том  числе  помощь  в  обеспечении  русскоязычных школ  за рубежом
учебной литературой,  аудио-,  видеоматериалами,  поставка  компь-
ютерных классов и оборудования в учебные заведения.
     5.3.6. Проведение ежегодной Открытой международной олимпиады
школьников по русскому языку среди учащихся школ.
     5.3.7. Повышение квалификации  и  стажировка  преподавателей
зарубежных школ с русским языком обучения.
     5.3.8. Оказание содействия русскоязычным средствам  массовой
информации.
     5.3.9. Поддержка социально незащищенных слоев российских со-
отечественников  (оказание  материальной помощи по заявкам сооте-
чественников): ветеранов, инвалидов, малоимущих;
     5.3.10. Финансирование  совместных  научно-исследовательских
работ ученых Москвы и соотечественников за рубежом по  актуальным
проблемам российского зарубежья; проведение ежегодных встреч соо-
течественников для рассмотрения вопросов их экономического, науч-
но-технического и культурного сотрудничества.
     5.3.11. Иные мероприятия, предусмотренные Программой.
     5.4. В  Программе  предусмотрено сокращение количества мало-
бюджетных мероприятий, не дающих должного эффекта как в плане по-
литическом,  так и экономическом. Вычленяется ряд крупных приори-
тетных направлений,  на которые будут направлены основные  объемы
финансирования.
     Все  мероприятия будут объединены в следующие блоки:
     5.4.1. Поддержка общественных организаций и объединений рос-
сийской диаспоры.
     5.4.2. Поддержка русского языка,  культуры и образования.
     5.4.3. Развитие экономического сотрудничества с организация-
ми и бизнес-структурами соотечественников.
     5.4.4. Информационное сотрудничество с российской диаспорой.
     5.4.5. Научное и экспертное обеспечение Программы.
     5.5. Важнейшими направлениями решения проблемы разобщенности
"Русского  мира",  сохранения русского языка и русской культуры в
странах проживания российских  соотечественников  призваны  стать
следующие векторы:
     5.5.1. Организационное обеспечение.  Совершенствование  дея-
тельности Департамента внешнеэкономических и международных связей
города Москвы,  усиление роли Межведомственной комиссии по работе
с  соотечественниками за рубежом,  повышение эффективности работы
Государственного учреждения города Москвы "Центр гуманитарного  и
делового  сотрудничества с соотечественниками за рубежом Московс-
кий Дом  соотечественника",  Государственного  учреждения  города
Москвы  "Московский центр международного сотрудничества",  других
организаций и фондов города Москвы,  занимающихся проблемами соо-
течественников.
     5.5.2. Правовая защита соотечественников,  включающая оказа-
ние помощи соотечественникам  в  защите их прав в странах  прожи-
вания;  освещение в средствах массовой информации правового поло-
жения соотечественников, поддержка инициатив общественных органи-
заций города Москвы по защите прав и  законных  интересов  сооте-
чественников за рубежом; сотрудничество с международными правоза-
щитными организациями.
     5.5.3. Работа с общественными объединениями и  организациями
российской диаспоры; создание и ведение базы данных об обществен-
ных структурах соотечественников за рубежом; взаимодействие с об-
щественными организациями при осуществлении ими культурных, обра-
зовательных,  информационных и экономических программ и проектов,
методическая  помощь в организации общественной деятельности соо-
течественников.
     5.5.4. Развитие  экономического  сотрудничества с российской
диаспорой,  включающее налаживание связей хозяйствующих субъектов
города Москвы с деловыми кругами русского зарубежья.
     5.5.5. Развитие информационного сотрудничества с  российской
диаспорой  и  странами ее проживания.  Информационное обеспечение
деятельности города Москвы по поддержке соотечественников за  ру-
бежом,  содействие  русскоязычным  средствам массовой информации,
которые играют решающую роль - как в освещении деятельности орга-
нов исполнительной власти, так и в создании системы обратной свя-
зи,  мониторинга общественного мнения и общественных  настроений.
Целью  данного вектора является освещение и разъяснение мероприя-
тий по реализации Программы,  содействие формирование благоприят-
ного образа Москвы посредством проведения целенаправленной инфор-
мационной политики Правительства Москвы.
     5.5.6. Научное и экспертное обеспечение Программы,  включаю-
щее финансирование совместных научно-исследовательских работ уче-
ных Москвы и соотечественников за рубежом по актуальным проблемам
российского зарубежья;  проведение ежегодных встреч соотечествен-
ников для рассмотрения вопросов их экономического,  научно-техни-
ческого и культурного сотрудничества с городом Москвой и  другими
субъектами Российской Федерации,  проведение  круглых столов, се-
минаров, конференций.
     5.5.7. Поддержка тех категорий соотечественников за рубежом,
которые нуждаются в защите и покровительстве:  ветеранов, инвали-
дов, малоимущих.
     5.5.8. Поддержка социально активных слоев соотечественников,
а  также  молодежи,  что  обеспечит будущее российской диаспоры и
сохранение российского информационного и  культурного  пространс-
тва.
     5.5.9. Активизация усилий по поддержке и  развитию  изучения
русского языка,  образования на русском языке за рубежом, повыше-
ние роли русского языка и культуры в российской диаспоре,  созда-
ние  эффективных  механизмов международного сотрудничества в этой
сфере.  Содействие деятельности образовательных учреждений с пре-
подаванием на русском языке, налаживание их сотрудничества с мос-
ковскими образовательными и научно-исследовательскими учреждения-
ми,  совершенствование  механизмов реализации программ "Стипендия
Мэра Москвы" и "Московский аттестат".

6. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

     Расходы по финансовому обеспечению Программы включают затраты
бюджета города Москвы на реализацию  мероприятий,  предусмотренных
соответствующими правовыми актами города Москвы, и прочих источни-
ков.
     Предполагается активное  привлечение  средств  и ресурсов для
долевого финансирования мероприятий Программы за счет:
     - участия бизнес-структур Москвы, ведущих предпринимательскую
деятельность в странах проживания соотечественников;
     - привлечения  средств  предпринимателей соотечественников за
рубежом,  заинтересованных в развитии  деловых  связей  с  городом
Москвой и организациями российских соотечественников за рубежом;
     - использования возможностей  негосударственных  общественных
организаций.
     Привлечение внебюджетных средств возможно  только  на  основе
добровольности  и  взаимной заинтересованности.  Затраты на каждый
год заявляются при формировании очередных проектов бюджета  города
Москвы.
     Сосредоточение средств на основных приоритетных  направлениях
позволит высвободить значительные суммы, которые было бы целесооб-
разно перераспределить, прежде всего, на проведение значимых, име-
ющих  широкое  звучание акций в странах проживания соотечественни-
ков,  на расширение информационного взаимодействия с нашими сооте-
чественниками  (издание  справочной  и  аналитической  литературы,
электронных изданий и т.д.),  что внесет значительный вклад в  ук-
репление  позитивного  имиджа России и Москвы на мировой арене,  а
также более успешное развитие экономического сотрудничества с биз-
нес-структурами диаспоры.
     Предложенная структура позволит избежать дублирования с феде-
ральной программой, что уже само по себе будет способствовать рос-
ту эффективности реализации Программы  Правительства  Москвы.
     Для повышения  эффективности сотрудничества предусматривается
осуществление ряда пилотных проектов,  в первую очередь в экономи-
ческой сфере,  разработка действенной системы оценки эффективности
затрат.

7. ПРЕДЛОЖЕНИЯ  ПО  УЧАСТИЮ  ОРГАНОВ  ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА
МОСКВЫ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

     Успешное выполнение  Программы  и реализация заложенных в ней
мероприятий возможны только при условии  активного  взаимодействия
органов государственной власти города Москвы,  федеральных органов
государственной власти, участвующих в пределах своей компетенции в
выполнении Программы.
     При этом возрастает координирующая роль Межведомственной  ко-
миссии  по  работе  с соотечественниками за рубежом,  определяющей
стратегические направления реализации программ и  проектов  города
Москвы по поддержке российской диаспоры.
     В осуществлении мероприятий Программы в рамках  своей  компе-
тенции участвуют:
     - Департамент внешнеэкономических и международных связей  го-
рода Москвы;
     - Департамент экономической политики и развития города  Моск-
вы;
     - Департамент науки и промышленной политики города Москвы;
     - Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы;
     - Департамент здравоохранения города Москвы;
     - Департамент образования города Москвы;
     - Департамент поддержки и развития малого предпринимательства
города Москвы;
     - Департамент  социальной  защиты населения города Москвы;
     - Департамент культуры города Москвы;
     - Департамент семейной и молодежной политики города Москвы;
     - Департамент продовольственных ресурсов города Москвы;
     - Департамент транспорта и связи города Москвы;
     - Департамент  физической культуры и спорта города Москвы;
     - Комитет общественных связей города Москвы.
     Для повышения эффективности реализации Программы предусматри-
вается согласование деятельности со  следующими  организациями:
     - Правительственной  комиссией  по делам соотечественников за
рубежом и субъектами Российской Федерации  по  вопросам  поддержки
соотечественников;
     - региональными представительствами Управления Верховного ко-
миссара ООН по делам беженцев;
     - Международной организацией по миграции и  другими  междуна-
родными организациями;
     - международными общественными организациями по поддержке со-
отечественников за рубежом, в том числе в сфере образования - Меж-
дународной ассоциацией преподавателей русского языка (МАПРЯЛ) и ее
национальными  отделениями.
     В своей деятельности по осуществлению государственной полити-
ки  в  отношении соотечественников за рубежом Правительство Москвы
также использует потенциал авторитетных международных организаций.
Это  Международный совет  российских соотечественников  и его кол-
лективные члены - Международная ассоциация молодежных  организаций
российских соотечественников (МАМОРС) и Международное педагогичес-
кое общество в поддержку русского языка (МПО),  которые объединяют
в своих рядах более 700 организаций соотечественников, действующих
в более чем 50 странах.
     Важное место в координации усилий всех общественных организа-
ций по поддержке соотечественников занимает Государственное учреж-
дение города Москвы "Центр гуманитарного и делового сотрудничества
с соотечественниками за рубежом - Московский  Дом  соотечественни-
ка", призванный оказывать содействие всестороннему участию общест-
венных,  образовательных, культурных, научных, деловых и иных объ-
единений  зарубежных  соотечественников и их представителей в осу-
ществлении программ города Москвы по  поддержке  соотечественников
за  рубежом,  отвечающих  общегосударственным интересам Российской
Федерации.

8. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗЧИКАМ И РАЗРАБОТЧИКАМ ЦЕЛЕ-
ВОЙ  ПРОГРАММЫ

     Функции государственного   заказчика-координатора   Программы
предлагается возложить на Департамент внешнеэкономических и между-
народных связей города Москвы.
     Основной разработчик  Программы  - Департамент внешнеэкономи-
ческих и международных связей города Москвы.
     Персональным руководителем  Программы  предлагается назначить
руководителя Департамента внешнеэкономических и международных свя-
зей города Москвы Мурадова Г.Л.
     Соисполнителями Программы являются:
     - Департамент экономической политики и развития города  Моск-
вы;
     - Департамент науки и промышленной политики города Москвы;
     - Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы;
     - Департамент здравоохранения города Москвы;
     - Департамент образования города Москвы;
     - Департамент поддержки и развития малого предпринимательства
города Москвы;
     - Департамент  социальной  защиты населения города Москвы;
     - Департамент культуры города Москвы;
     - Департамент семейной и молодежной политики города Москвы;
     - Департамент продовольственных ресурсов города Москвы;
     - Департамент транспорта и связи города Москвы;
     - Департамент физической культуры и спорта города  Москвы;
     - Комитет общественных связей города Москвы.
     Реализация Программы обеспечивается комплексом мероприятий по
правовому,  организационному, финансовому, информационному и мето-
дическому обеспечению.  Для обеспечения единого подхода к выполне-
нию системы программных мероприятий,  а также целевого и эффектив-
ного расходования выделенных финансовых средств осуществляется ко-
ординация  действий  федеральных  органов государственной власти в
сфере осуществления государственной политики Российской  Федерации
в отношении соотечественников за рубежом,  структурных подразделе-
ний Правительства Москвы,  государственных и негосударственных уч-
реждений,  принимающих  участие в мероприятиях по выполнению Прог-
раммы.

9. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМАМ И МЕТОДАМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ  ЦЕ