В связи с завершением срока действия Комплексной целевой
среднесрочной программы осуществления государственной политики в
отношении соотечественников за рубежом на 2006-2008 годы, одобрен-
ной постановлением Правительства Москвы от 6 сентября 2005 г. N
679-ПП, и в целях выполнения п.3 Перечня поручений Президента Рос-
сийской Федерации по развитию и укреплению связей с соотечествен-
никами, проживающими за рубежом (от 9 июля 2007 г. N Пр-1245):
1. Утвердить Концепцию Комплексной целевой среднесрочной
программы осуществления государственной политики в отношении соо-
течественников за рубежом на 2009-2011 годы (приложение).
2. Возложить функции государственного заказчика-координатора
Комплексной целевой среднесрочной программы осуществления госу-
дарственной политики в отношении соотечественников за рубежом на
2009-2011 годы на Департамент внешнеэкономических и международных
связей города Москвы.
3. Департаменту внешнеэкономических и международных связей
города Москвы разработать Комплексную целевую среднесрочную прог-
рамму осуществления государственной политики в отношении соотечес-
твенников за рубежом на 2009-2011 годы и представить на заседание
Правительства Москвы во II квартале 2008 г.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Швецову Л.И.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к распоряжению Правительства Москвы
от 10 апреля 2008 г. N 720-РП
К О Н Ц Е П Ц И Я
Комплексной целевой среднесрочной программы
осуществления государственной политики
в отношении соотечественников за рубежом
на 2009-2011 годы
СОДЕРЖАНИЕ:
1. ОБОСНОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ РЕШАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ И ЦЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРИОРИТЕТНЫМ ЗАДАЧАМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
МОСКВЫ ......................................................... 2
2. ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕ-
ВЫМ МЕТОДОМ .................................................... 3
3. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУА-
ЦИИ В РАССМАТРИВАЕМОЙ СФЕРЕ БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО
МЕТОДА ......................................................... 5
4. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ, ОЦЕНКА ПРЕИМУЩЕСТВ И РИС-
КОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТАХ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ...... 7
5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ, ЦЕЛЕВЫМ ИНДИКАТОРАМ И ПОКАЗАТЕ-
ЛЯМ, ПОЗВОЛЯЮЩИМ ОЦЕНИВАТЬ ХОД РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПО ГО-
ДАМ ............................................................ 9
6. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ..13
7. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЧАСТИЮ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА
МОСКВЫ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ...........14
8. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗЧИКАМ И РАЗРАБОТЧИКАМ ЦЕЛЕ-
ВОЙ ПРОГРАММЫ ................................................. 16
9. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМАМ И МЕТОДАМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ ..................................................... 17
1. ОБОСНОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ РЕШАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ И ЦЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРИОРИТЕТНЫМ ЗАДАЧАМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
МОСКВЫ
Комплексная целевая среднесрочная программа осуществления го-
сударственной политики в отношении соотечественников за рубежом на
2009-2011 годы построена на основе обобщения и анализа предшеству-
ющего опыта Правительства Москвы по взаимодействию с российской
диаспорой, накопленного в ходе реализации двух предыдущих Прог-
рамм, итоги которых свидетельствуют о достижении нового качествен-
ного уровня в работе города Москвы с соотечественниками за рубе-
жом.
Правительство Москвы, на протяжении полутора десятилетий ве-
дущее работу по поддержке соотечественников более чем в 70 странах
мира, накопило уникальный опыт работы с соотечественниками за ру-
бежом. Значительные события произошли в последнее время в сфере
поддержки зарубежных российских соотечественников, прежде всего
на федеральном уровне: прошел II Всемирный конгресс российских
соотечественников и принята Федеральная программа работы с сооте-
чественниками за рубежом на 2006-2008 годы, действует Государс-
твенная программа по оказанию содействия добровольному переселению
в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом,
состоялось объединение Русской Православной Церкви, что открыло
новые горизонты и возможности консолидации "Русского мира".
Активно развивается сотрудничество Москвы с Международным со-
юзом общественных объединений "Международный совет российских соо-
течественников" (далее - МСРС), отметившим в октябре 2007 года
пятилетний юбилей. Основными задачами Совета являются содействие
консолидации "Русского мира", сохранение и развитие русского языка
и культуры за пределами России, защита гражданских и социально-эко-
номических прав соотечественников. Становление этой организации
наглядно доказывает способность российской диаспоры к самооргани-
зации и внутреннему структурированию. В 2007 г. совместно Прави-
тельством Москвы и МСРС был проведен I Фестиваль российских сооте-
чественников зарубежья "Русская песня", в котором приняли участие
450 талантливых исполнителей и творческих коллективов из числа
российских соотечественников из 40 стран.
Эффективно действует Государственное учреждение города Москвы
"Центр гуманитарного и делового сотрудничества с соотечественника-
ми за рубежом - Московский Дом соотечественника" (далее - МДС),
ставшее с 2004 года организационным центром реализации программ и
проектов города Москвы по работе с российской диаспорой, координи-
рующим работу различных общественных, политических, деловых, науч-
ных и других организаций города с соотечественниками.
Важными звеньями во взаимоотношениях с российской диаспорой
стали Дома Москвы в различных странах и городах: Риге (Латвия),
Софии (Болгария), Севастополе (Украина), Ереване (Армения). Дея-
тельность этого качественно нового института заняла достойное мес-
то в реализации программ и проектов по поддержке соотечественников
за рубежом, особенно экономического и культурно-просветительного
характера.
Активное взаимодействие с соотечественниками за рубежом обес-
печивают Московский фонд международного сотрудничества имени Юрия
Долгорукого, московские фонды развития экономических и гуманитар-
ных связей "Москва-Крым" и "Москва-Севастополь". Осуществляется
эффективное сотрудничество с Институтом стран СНГ.
Накоплен опыт проведения крупных совместных международных ме-
роприятий МДС, МСРС, Правительства Москвы. Одним из них, широко
освещавшимся международной и российской прессой, стало проведение
в городе Москве в феврале 2008 г. торжественной церемонии вручения
Почетной награды Правительства Москвы и МСРС "Соотечественник
года - 2007", в ходе которой состоялось чествование Первоиерарха
Русской Православной Зарубежной Церкви митрополита Лавра и всемир-
но известного композитора Софии Губайдулиной.
Значительные успехи, достигнутые Правительством Москвы в сфе-
ре консолидации "Русского мира", дают основания для внедрения но-
вых подходов при выработке Комплексной целевой среднесрочной прог-
раммы осуществления государственной политики в отношении сооте-
чественников за рубежом на 2009-2011 годы.
Особое внимание в период 2009-2011 годов будет уделено вопро-
сам становления и развития хозяйствующих субъектов соотечественни-
ков, что должно привести к укреплению финансовой базы организаций
соотечественников при сохранении материальной поддержки со сто-
роны Москвы.
Таким образом, Комплексная целевая среднесрочная программа
осуществления государственной политики в отношении соотечественни-
ков за рубежом на 2009-2011 годы, с одной стороны, сохраняет все
доказавшие свою эффективность и пользующиеся одобрением соотечест-
венников направления деятельности Правительства Москвы, а с другой
стороны - намечает новые.
Это позволит на основе накопленного опыта, а также опыта дру-
гих субъектов Российской Федерации, использования результатов на-
учно-аналитических исследований скорректировать приоритеты и ос-
новные задачи в сфере поддержки соотечественников за рубежом, оп-
ределить перечень мероприятий и объем финансирования с разбивкой
по годам (2009 год, 2010 год, 2011 год).
2. ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕ-
ВЫМ МЕТОДОМ
Программно-целевое планирование в сфере осуществления госу-
дарственной политики в отношении соотечественников за рубежом на
протяжении последних лет осуществлялось в форме городских целевых
программ, что в значительной мере обусловило высокие темпы и поло-
жительные результаты развития направления.
Включенные в эти программы мероприятия были направлены на ре-
шение системных вопросов в области поддержки соотечественников за
рубежом, представляли собой систему принципов и мер, направленных
на консолидацию и укрепление "Русского мира" как социально-куль-
турного феномена путем подключения потенциала города Москвы к реа-
лизации государственной политики Российской Федерации в отношении
соотечественников за рубежом.
Необходимость решения задач в сфере осуществления госу-
дарственной политики в отношении соотечественников за рубежом пре-
допределяет их решение программно-целевым методом. Программно-це-
левой метод позволяет сконцентрировать силы и средства на наиболее
важных направлениях, более четко определить стратегию и тактику,
мобилизовать финансовые и организационные ресурсы, привлечь раз-
личные источники финансирования для достижения главной цели, пре-
дотвратив распыление ресурсов.
Проблема консолидации "Русского мира", которую призвана ре-
шить Программа, характеризуется следующими особенностями:
- системность характера проблемы;
- необходимость обеспечения качественного изменения норматив-
ной правовой базы;
- недостаточный уровень межведомственного взаимодействия;
- невозможность решения проблемы простым увеличением финанси-
рования;
- необходимость разработки новых подходов к решению проблемы.
Разработка Комплексной целевой среднесрочной программы осу-
ществления государственной политики в отношении соотечественников
за рубежом на 2009-2011 годы, а также реализация поставленных за-
дач возможны только при значительной межведомственной координации
и требуют вовлечения органов власти города Москвы. В Программе
учитываются экономические, социальные, культурные и иные приорите-
ты и возможности города Москвы, ее хозяйствующих субъектов, обра-
зовательных, культурных, научно-исследовательских, общественных и
информационных организаций, позволяющих эффективно взаимодейство-
вать с российской диаспорой за рубежом.
Учитывая системный характер преобразований, происходящих на
данном направлении, целесообразно решать поставленные задачи в
рамках городской целевой программы с использованием программно-це-
левого метода бюджетного планирования, обеспечивающего эффективное
решение системных проблем в рассматриваемой сфере за счет реализа-
ции комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и сро-
кам.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУА-
ЦИИ В РАССМАТРИВАЕМОЙ СФЕРЕ БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО
МЕТОДА
Положение русскоязычного населения в ряде стран "ближнего"
зарубежья остается фактором, существенно осложняющим развитие от-
ношений с данными государствами. Соотечественники в странах СНГ и
Балтии испытывают трудности в реализации своих гражданских прав,
не всегда имеют возможность влиять на принятие решений, касающихся
положения российской диаспоры.
Существенно ограничены для представителей нетитульных нацио-
нальностей (большинство из которых составляют русские и "русскоя-
зычные") права на труд и на занятие должностей в государственных
структурах, получение образования и информации на родном языке,
сохранение этнокультурной самобытности.
За прошедшие годы в диаспоре "нового" зарубежья произошли ка-
чественные изменения. Сформировалась социально-адаптированная
часть российской диаспоры, "вписавшаяся" в новые реалии и при этом
желающая сохранить духовные и культурные связи с Россией. При ор-
ганизации системного взаимодействия с социально адаптированной
частью российской диаспоры, заинтересованной в экономическом,
культурном, информационном сотрудничестве с организациями города
Москвы, создается не только мощный инструмент реализации российс-
ких интересов, но и появляются внутренние условия для финансовой,
социальной и политической поддержки остальных слоев диаспоры.
Российская диаспора дальнего зарубежья в целом позитивно от-
носится к России, Москве и готова оказывать содействие становлению
российской диаспоры в странах СНГ и Балтии путем передачи опыта,
накопленного в процессе выживания в инонациональной среде. Эта
часть "Русского мира" активно боролась за сохранение этнокультур-
ной идентичности, русского языка и культуры, отстаивала свои граж-
данские права, выработала свои механизмы адаптации к новым жизнен-
ным условиям.
Осуществление Программы путем комплекса конкретных мероприя-
тий по правовому, организационному, информационному и финансовому
обеспечению, являющихся составной частью общегосударственной прог-
раммы помощи соотечественникам за рубежом, позволит укрепить связи
Москвы с соотечественниками за рубежом, придаст системный целенап-
равленный характер отношениям Москвы с российской диаспорой, обес-
печит это сотрудничество конкретными механизмами и технологиями.
Реализация будет содействовать процессу дальнейшей консолида-
ции "Русского мира", сохранению русского языка и русской культуры,
привлечению экономического, творческого и духовного потенциала со-
отечественников за рубежом для укрепления экономического и куль-
турного сотрудничества города Москвы с зарубежными партнерами, а
также развитию деловых связей хозяйствующих субъектов города Моск-
вы с бизнес-структурами соотечественников.
Осуществление Программы внесет значительный вклад в совер-
шенствование деятельности Государственного учреждения города Моск-
вы "Центр гуманитарного и делового сотрудничества с соотечествен-
никами за рубежом - Московский Дом соотечественника", негосударс-
твенных некоммерческих организаций и других организаций, участвую-
щих в реализации Программы.
В рамках Программы город Москва создает условия для взаимо-
действия государственных органов и общественных организаций, хо-
зяйствующих субъектов города с общественными организациями и иными
объединениями соотечественников за рубежом, придавая особое значе-
ние мерам по поддержке молодежных организаций соотечественников,
углублению связей юношей и девушек российского зарубежья с истори-
ческой Родиной.
В рамках Программы будут достигнуты существенные результаты в
процессе активного вовлечения в сотрудничество с российской диас-
порой Международного союза общественных объединений "Международный
Совет российских соотечественников" и Международного союза общест-
венных организаций "Международная ассоциация молодежных организа-
ций российских соотечественников".
Осуществление мероприятий в рамках Программы в различных
странах мира позволит достичь определенных успехов в области реа-
лизации прав и свобод соотечественников в странах проживания, в
том числе в странах, где наблюдается негативное отношение властей
страны проживания по отношению к русскоязычной диаспоре.
Отсутствие программно-целевого метода может нанести ощутимый
ущерб в целом осуществлению государственной политики в отношении
соотечественников за рубежом, являющейся одним из национальных
приоритетов России, в реализации которой Москва занимает лидирую-
щие позиции. Это также нанесет существенный вред международному
имиджу российской столицы как центру собирания русских земель и
полноправного партнера федеральных органов власти, занимающихся
проблемами российских соотечественников.
Размытость полномочий в условиях отсутствия Программы с опре-
делением ответственности за результат приведет к падению авторите-
та Москвы и России в среде российских соотечественников за рубе-
жом, отсутствию ясного и четкого понимания скоординированной рабо-
ты органов исполнительной власти города в сфере поддержки российс-
ких соотечественников за рубежом.
4. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ, ОЦЕНКА ПРЕИМУЩЕСТВ И РИС-
КОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТАХ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Существуют следующие альтернативные варианты участия города
Москвы в осуществлении государственной политики в отношении сооте-
чественников за рубежом на 2009-2011 годы:
4.1. Участие всех органов исполнительной власти города Москвы
в процессе осуществления государственной политики в отношении соо-
течественников за рубежом при номинальном закреплении данной сферы
за Департаментом внешнеэкономических и международных связей города
Москвы.
Основным преимуществом данного варианта является отсутствие
необходимости увеличения средств финансирования данного направле-
ния деятельности города.
Основные риски данного варианта связаны с:
- отсутствием конкретных измеряемых результатов деятельности,
связанной с реализацией государственной политики в отношении соо-
течественников за рубежом;
- замедлением темпов развития в связи с отсутствием систем-
ных, комплексных мероприятий, скоординировано реализуемых несколь-
кими органами исполнительной власти города Москвы;
- возможным дублированием расходов на одинаковые по целевой
аудитории и содержанию мероприятия.
4.2. Комплексное решение проблемы в рамках Единой городской
целевой программы.
Можно выделить следующие основные преимущества данного вари-
анта решения проблемы:
- наличие четких и измеримых результатов оценки реализации
программных мероприятий;
- повышение эффективности реализуемых мероприятий за счет их
скоординированной реализации несколькими органами исполнительной
власти города Москвы;
- расширение спектра реализуемых мероприятий за счет их ско-
ординированной реализации несколькими органами исполнительной
власти города Москвы.
Основные риски данного варианта связаны с необходимостью ад-
министрирования процесса реализации Программы, а также соблюдения
графика финансирования программных мероприятий.
Таким образом, наиболее приемлемым следует считать программ-
ный метод управления, так как отказ от него создает неоправданно
высокий риск потери управляемости на направлении поддержки сооте-
чественников, проживающих за рубежом.
5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ, ЦЕЛЕВЫМ ИНДИКАТОРАМ И ПОКАЗАТЕ-
ЛЯМ, ПОЗВОЛЯЮЩИМ ОЦЕНИВАТЬ ХОД РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПО ГО-
ДАМ
Цель Программы - оказание поддержки и помощи соотечественни-
кам, содействие расширению возможностей российской диаспоры и ее
трансформации в сообщество, основанное на единстве духовных и
культурных ценностей.
5.1. Задачами Комплексной целевой среднесрочной программы
осуществления государственной политики в отношении соотечественни-
ков за рубежом на 2009-2011 годы являются:
5.1.1. Совершенствование созданной ранее городом Москвой в
рамках государственной политики Российской Федерации системы ме-
роприятий, стимулирующих объединительные процессы в российской
диаспоре и способствующих дальнейшему утверждению роли Москвы как
политического, культурного и интеллектуального центра России в
развитии культурных, деловых, научных и других связей соотечест-
венников с исторической Родиной.
5.1.2. Содействие организациям и объединениям соотечественни-
ков в самоорганизации диаспоры (консолидация "Русского мира").
5.1.3. Активизация усилий по совершенствованию и развитию
образования на русском языке, утверждению высокой роли русского
языка в мировой культуре.
5.1.4. Установление и налаживание связей хозяйствующих субъ-
ектов города Москвы с деловыми кругами российского зарубежья.
5.1.5. Создание разветвленной информационной сети, способной
обеспечить целостное представление о состоянии и развитии "Русс-
кого мира", прогнозирование социально-политических и культурных
процессов, происходящих в российском зарубежье. Деятельность Пра-
вительства Москвы по поддержке соотечественников является состав-
ной частью формирования образа столицы как главного культурного и
экономического центра "Русского мира" и должна сопровождаться со-
ответствующей информационной поддержкой.
5.2. Основными принципами достижения указанных целей являются:
5.2.1. Осуществление деятельности в рамках основных направле-
ний государственной политики Российской Федерации в отношении
соотечественников на основе федерального законодательства.
5.2.2. Уважение стандартов в области прав человека, предус-
мотренных международными соглашениями и конвенциями, регулирующи-
ми положение национальных меньшинств, а также двусторонними дого-
ворами, подписанными Российской Федерацией со странами, в которых
проживают соотечественники.
5.2.3. Содействие в обеспечении прав всех категорий сооте-
чественников на правовую, медицинскую и социальную защиту.
5.2.4. Дифференцированный подход к развитию сотрудничества
с соотечественниками в зависимости от их принадлежности к различ-
ным социальным группам и проживания в различных странах и регионах.
5.2.5. Адресность в развитии взаимодействия с организациями
и объединениями соотечественников с учетом реальных возможностей
и особенностей.
5.2.6. Определение приоритетных направлений взаимодействия
с организациями соотечественников и максимальная концентрация
усилий и ресурсов на важнейших сферах сотрудничества.
5.2.7. Открытость для сотрудничества со всеми организациями
и объединениями соотечественников во всех странах мира.
5.3. Индикатором (качественным показателем) оценки ожидаемых
результатов является фактическое выполнение всех запланированных
в Программе мероприятий, в том числе:
5.3.1. Оказание правовой помощи соотечественникам в защите
их прав в странах проживания и международных судах.
5.3.2. Безвозмездная поддержка общественных организаций и
объединений российской диаспоры при осуществлении ими культурных,
образовательных, информационных и экономических программ и проек-
тов.
5.3.3. Методическая помощь в организации общественной дея-
тельности соотечественников, в том числе оказание помощи приходам
Русской Православной Церкви, проведение молодежных мероприятий
для соотечественников.
5.3.4. Оказание помощи соотечественникам в области медицины,
в частности оказание медицинской помощи в московских лечебно-про-
филактических учреждениях и обеспечение нуждающихся соотечествен-
ников медицинской техникой индивидуального пользования.
5.3.5. Поддержка русского языка, культуры и образования, в
том числе помощь в обеспечении русскоязычных школ за рубежом
учебной литературой, аудио-, видеоматериалами, поставка компь-
ютерных классов и оборудования в учебные заведения.
5.3.6. Проведение ежегодной Открытой международной олимпиады
школьников по русскому языку среди учащихся школ.
5.3.7. Повышение квалификации и стажировка преподавателей
зарубежных школ с русским языком обучения.
5.3.8. Оказание содействия русскоязычным средствам массовой
информации.
5.3.9. Поддержка социально незащищенных слоев российских со-
отечественников (оказание материальной помощи по заявкам сооте-
чественников): ветеранов, инвалидов, малоимущих;
5.3.10. Финансирование совместных научно-исследовательских
работ ученых Москвы и соотечественников за рубежом по актуальным
проблемам российского зарубежья; проведение ежегодных встреч соо-
течественников для рассмотрения вопросов их экономического, науч-
но-технического и культурного сотрудничества.
5.3.11. Иные мероприятия, предусмотренные Программой.
5.4. В Программе предусмотрено сокращение количества мало-
бюджетных мероприятий, не дающих должного эффекта как в плане по-
литическом, так и экономическом. Вычленяется ряд крупных приори-
тетных направлений, на которые будут направлены основные объемы
финансирования.
Все мероприятия будут объединены в следующие блоки:
5.4.1. Поддержка общественных организаций и объединений рос-
сийской диаспоры.
5.4.2. Поддержка русского языка, культуры и образования.
5.4.3. Развитие экономического сотрудничества с организация-
ми и бизнес-структурами соотечественников.
5.4.4. Информационное сотрудничество с российской диаспорой.
5.4.5. Научное и экспертное обеспечение Программы.
5.5. Важнейшими направлениями решения проблемы разобщенности
"Русского мира", сохранения русского языка и русской культуры в
странах проживания российских соотечественников призваны стать
следующие векторы:
5.5.1. Организационное обеспечение. Совершенствование дея-
тельности Департамента внешнеэкономических и международных связей
города Москвы, усиление роли Межведомственной комиссии по работе
с соотечественниками за рубежом, повышение эффективности работы
Государственного учреждения города Москвы "Центр гуманитарного и
делового сотрудничества с соотечественниками за рубежом Московс-
кий Дом соотечественника", Государственного учреждения города
Москвы "Московский центр международного сотрудничества", других
организаций и фондов города Москвы, занимающихся проблемами соо-
течественников.
5.5.2. Правовая защита соотечественников, включающая оказа-
ние помощи соотечественникам в защите их прав в странах прожи-
вания; освещение в средствах массовой информации правового поло-
жения соотечественников, поддержка инициатив общественных органи-
заций города Москвы по защите прав и законных интересов сооте-
чественников за рубежом; сотрудничество с международными правоза-
щитными организациями.
5.5.3. Работа с общественными объединениями и организациями
российской диаспоры; создание и ведение базы данных об обществен-
ных структурах соотечественников за рубежом; взаимодействие с об-
щественными организациями при осуществлении ими культурных, обра-
зовательных, информационных и экономических программ и проектов,
методическая помощь в организации общественной деятельности соо-
течественников.
5.5.4. Развитие экономического сотрудничества с российской
диаспорой, включающее налаживание связей хозяйствующих субъектов
города Москвы с деловыми кругами русского зарубежья.
5.5.5. Развитие информационного сотрудничества с российской
диаспорой и странами ее проживания. Информационное обеспечение
деятельности города Москвы по поддержке соотечественников за ру-
бежом, содействие русскоязычным средствам массовой информации,
которые играют решающую роль - как в освещении деятельности орга-
нов исполнительной власти, так и в создании системы обратной свя-
зи, мониторинга общественного мнения и общественных настроений.
Целью данного вектора является освещение и разъяснение мероприя-
тий по реализации Программы, содействие формирование благоприят-
ного образа Москвы посредством проведения целенаправленной инфор-
мационной политики Правительства Москвы.
5.5.6. Научное и экспертное обеспечение Программы, включаю-
щее финансирование совместных научно-исследовательских работ уче-
ных Москвы и соотечественников за рубежом по актуальным проблемам
российского зарубежья; проведение ежегодных встреч соотечествен-
ников для рассмотрения вопросов их экономического, научно-техни-
ческого и культурного сотрудничества с городом Москвой и другими
субъектами Российской Федерации, проведение круглых столов, се-
минаров, конференций.
5.5.7. Поддержка тех категорий соотечественников за рубежом,
которые нуждаются в защите и покровительстве: ветеранов, инвали-
дов, малоимущих.
5.5.8. Поддержка социально активных слоев соотечественников,
а также молодежи, что обеспечит будущее российской диаспоры и
сохранение российского информационного и культурного пространс-
тва.
5.5.9. Активизация усилий по поддержке и развитию изучения
русского языка, образования на русском языке за рубежом, повыше-
ние роли русского языка и культуры в российской диаспоре, созда-
ние эффективных механизмов международного сотрудничества в этой
сфере. Содействие деятельности образовательных учреждений с пре-
подаванием на русском языке, налаживание их сотрудничества с мос-
ковскими образовательными и научно-исследовательскими учреждения-
ми, совершенствование механизмов реализации программ "Стипендия
Мэра Москвы" и "Московский аттестат".
6. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Расходы по финансовому обеспечению Программы включают затраты
бюджета города Москвы на реализацию мероприятий, предусмотренных
соответствующими правовыми актами города Москвы, и прочих источни-
ков.
Предполагается активное привлечение средств и ресурсов для
долевого финансирования мероприятий Программы за счет:
- участия бизнес-структур Москвы, ведущих предпринимательскую
деятельность в странах проживания соотечественников;
- привлечения средств предпринимателей соотечественников за
рубежом, заинтересованных в развитии деловых связей с городом
Москвой и организациями российских соотечественников за рубежом;
- использования возможностей негосударственных общественных
организаций.
Привлечение внебюджетных средств возможно только на основе
добровольности и взаимной заинтересованности. Затраты на каждый
год заявляются при формировании очередных проектов бюджета города
Москвы.
Сосредоточение средств на основных приоритетных направлениях
позволит высвободить значительные суммы, которые было бы целесооб-
разно перераспределить, прежде всего, на проведение значимых, име-
ющих широкое звучание акций в странах проживания соотечественни-
ков, на расширение информационного взаимодействия с нашими сооте-
чественниками (издание справочной и аналитической литературы,
электронных изданий и т.д.), что внесет значительный вклад в ук-
репление позитивного имиджа России и Москвы на мировой арене, а
также более успешное развитие экономического сотрудничества с биз-
нес-структурами диаспоры.
Предложенная структура позволит избежать дублирования с феде-
ральной программой, что уже само по себе будет способствовать рос-
ту эффективности реализации Программы Правительства Москвы.
Для повышения эффективности сотрудничества предусматривается
осуществление ряда пилотных проектов, в первую очередь в экономи-
ческой сфере, разработка действенной системы оценки эффективности
затрат.
7. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЧАСТИЮ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА
МОСКВЫ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Успешное выполнение Программы и реализация заложенных в ней
мероприятий возможны только при условии активного взаимодействия
органов государственной власти города Москвы, федеральных органов
государственной власти, участвующих в пределах своей компетенции в
выполнении Программы.
При этом возрастает координирующая роль Межведомственной ко-
миссии по работе с соотечественниками за рубежом, определяющей
стратегические направления реализации программ и проектов города
Москвы по поддержке российской диаспоры.
В осуществлении мероприятий Программы в рамках своей компе-
тенции участвуют:
- Департамент внешнеэкономических и международных связей го-
рода Москвы;
- Департамент экономической политики и развития города Моск-
вы;
- Департамент науки и промышленной политики города Москвы;
- Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы;
- Департамент здравоохранения города Москвы;
- Департамент образования города Москвы;
- Департамент поддержки и развития малого предпринимательства
города Москвы;
- Департамент социальной защиты населения города Москвы;
- Департамент культуры города Москвы;
- Департамент семейной и молодежной политики города Москвы;
- Департамент продовольственных ресурсов города Москвы;
- Департамент транспорта и связи города Москвы;
- Департамент физической культуры и спорта города Москвы;
- Комитет общественных связей города Москвы.
Для повышения эффективности реализации Программы предусматри-
вается согласование деятельности со следующими организациями:
- Правительственной комиссией по делам соотечественников за
рубежом и субъектами Российской Федерации по вопросам поддержки
соотечественников;
- региональными представительствами Управления Верховного ко-
миссара ООН по делам беженцев;
- Международной организацией по миграции и другими междуна-
родными организациями;
- международными общественными организациями по поддержке со-
отечественников за рубежом, в том числе в сфере образования - Меж-
дународной ассоциацией преподавателей русского языка (МАПРЯЛ) и ее
национальными отделениями.
В своей деятельности по осуществлению государственной полити-
ки в отношении соотечественников за рубежом Правительство Москвы
также использует потенциал авторитетных международных организаций.
Это Международный совет российских соотечественников и его кол-
лективные члены - Международная ассоциация молодежных организаций
российских соотечественников (МАМОРС) и Международное педагогичес-
кое общество в поддержку русского языка (МПО), которые объединяют
в своих рядах более 700 организаций соотечественников, действующих
в более чем 50 странах.
Важное место в координации усилий всех общественных организа-
ций по поддержке соотечественников занимает Государственное учреж-
дение города Москвы "Центр гуманитарного и делового сотрудничества
с соотечественниками за рубежом - Московский Дом соотечественни-
ка", призванный оказывать содействие всестороннему участию общест-
венных, образовательных, культурных, научных, деловых и иных объ-
единений зарубежных соотечественников и их представителей в осу-
ществлении программ города Москвы по поддержке соотечественников
за рубежом, отвечающих общегосударственным интересам Российской
Федерации.
8. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗЧИКАМ И РАЗРАБОТЧИКАМ ЦЕЛЕ-
ВОЙ ПРОГРАММЫ
Функции государственного заказчика-координатора Программы
предлагается возложить на Департамент внешнеэкономических и между-
народных связей города Москвы.
Основной разработчик Программы - Департамент внешнеэкономи-
ческих и международных связей города Москвы.
Персональным руководителем Программы предлагается назначить
руководителя Департамента внешнеэкономических и международных свя-
зей города Москвы Мурадова Г.Л.
Соисполнителями Программы являются:
- Департамент экономической политики и развития города Моск-
вы;
- Департамент науки и промышленной политики города Москвы;
- Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы;
- Департамент здравоохранения города Москвы;
- Департамент образования города Москвы;
- Департамент поддержки и развития малого предпринимательства
города Москвы;
- Департамент социальной защиты населения города Москвы;
- Департамент культуры города Москвы;
- Департамент семейной и молодежной политики города Москвы;
- Департамент продовольственных ресурсов города Москвы;
- Департамент транспорта и связи города Москвы;
- Департамент физической культуры и спорта города Москвы;
- Комитет общественных связей города Москвы.
Реализация Программы обеспечивается комплексом мероприятий по
правовому, организационному, финансовому, информационному и мето-
дическому обеспечению. Для обеспечения единого подхода к выполне-
нию системы программных мероприятий, а также целевого и эффектив-
ного расходования выделенных финансовых средств осуществляется ко-
ординация действий федеральных органов государственной власти в
сфере осуществления государственной политики Российской Федерации
в отношении соотечественников за рубежом, структурных подразделе-
ний Правительства Москвы, государственных и негосударственных уч-
реждений, принимающих участие в мероприятиях по выполнению Прог-
раммы.
9. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМАМ И МЕТОДАМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЦЕ