В целях создания системы профилактики, консолидации усилий
государственных органов, хозяйствующих субъектов, общественных ор-
ганизаций и населения в борьбе с наркоманией Правительство Москвы
постановляет:
1. Одобрить проект закона города Москвы "О профилактике нар-
комании в городе Москве" (приложение).
2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный проект закона
города Москвы на рассмотрение Московской городской Думы в установ-
ленном порядке.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петрова А.В.
П.п.Исполняющий обязанности
Мэра Москвы Ю.В.Росляк
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 19 сентября 2006 г. N 721-ПП
ПРОЕКТ
Закон
города Москвы
О профилактике наркомании в городе Москве
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере антинаркотичес-
кой пропаганды и агитации, антинаркотического обучения и воспита-
ния, выявления, учета, лечения и реабилитации больных наркоманией,
а также иных форм профилактики наркомании в городе Москве.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие основные
понятия:
антинаркотическое обучение и воспитание граждан - обязатель-
ная составная часть профилактики наркомании, направленная на расп-
ространение знаний о причинах заболевания наркоманией, его прояв-
лениях, осложнениях и негативных медицинских и социальных последс-
твиях, способах противодействия вовлечению в потребление наркоти-
ческих средств и психотропных веществ, а также на формирование на-
выков ведения здорового образа жизни;
антинаркотическая пропаганда - распространение и разъяснение
знаний, взглядов и морально-этических принципов, направленных на
формирование здорового образа жизни и негативного отношения к пот-
реблению наркотических средств, психотропных веществ и их анало-
гов;
больной наркоманией - лицо, которому по результатам медицинс-
кого освидетельствования, проведенного в соответствии с законода-
тельством Российской Федерации, установлен диагноз "наркомания";
группа риска - лица с девиантным поведением или лица, находя-
щиеся в трудной жизненной ситуации;
девиантное поведение - поведение, противоречащее принятым в
обществе правовым или нравственным нормам;
наркологическая помощь - комплекс мероприятий по профилакти-
ке, лечению, медико-социальной реабилитации больных наркоманией,
осуществляемых специализированными государственными медицинскими
учреждениями, получившими лицензию на указанные виды медицинской
деятельности;
наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от нар-
котического средства или психотропного вещества;
наркотические средства - вещества синтетического или естест-
венного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, под-
лежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законо-
дательством Российской Федерации, международными договорами Рос-
сийской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических
средствах 1961 года;
незаконное потребление наркотических средств или психотропных
веществ - потребление наркотических средств или психотропных ве-
ществ без назначения врача;
прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ - ве-
щества, используемые при производстве, изготовлении, переработке
наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Пере-
чень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров,
подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с зако-
нодательством Российской Федерации, международными договорами Рос-
сийской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных
Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и
психотропных веществ 1988 года;
профилактика наркомании - система социально-экономических,
правоохранительных, организационных, педагогических, воспитатель-
ных, медицинских и иных мероприятий, направленных на предупрежде-
ние возникновения наркомании и устранение условий для развития
возможных негативных последствий употребления наркотических
средств и психотропных веществ, а также медицинскую, социальную и
трудовую реабилитацию больных наркоманией;
психотропные вещества - вещества синтетического или естест-
венного происхождения, препараты, природные материалы, включенные
в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их пре-
курсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответс-
твии с законодательством Российской Федерации, международными до-
говорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотроп-
ных веществах 1971 года;
ремиссия - период воздержания наркологического больного от
употребления наркотических средств или психотропных веществ;
социальная адаптация - процесс активного приспособления инди-
вида к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также
процесс преодоления последствий психологической или моральной
травмы;
эпизодическое потребление наркотических средств и (или) пси-
хотропных веществ - потребление наркотических средств и (или) пси-
хотропных веществ без признаков зависимости с неблагоприятными
последствиями для здоровья индивида.
Статья 2. Основные принципы профилактики наркомании в городе
Москве
Деятельность по профилактике наркомании в городе Москве осно-
вывается на следующих принципах:
1) законности;
2) соблюдения прав человека и гражданина;
3) гуманного отношения к лицам, употребляющим наркотические
вещества;
4) комплексности, систематичности и постоянства;
5) индивидуализации подхода к профилактической деятельности;
6) гарантий и доступности наркологической и медико-социальной
помощи больным наркоманией;
7) гласности в деятельности субъектов профилактики наркомании;
8) осуществления профилактики на личностном, семейном и соци-
альном уровнях;
9) признания особой значимости профилактики наркомании среди
несовершеннолетних;
10) поддержки семьи и взаимодействия с ней в вопросах профи-
лактики наркомании;
11) государственной поддержки организаций, осуществляющих
профилактику наркомании в соответствии с федеральным законодатель-
ством и законодательством города Москвы;
12) финансового обеспечения профилактических мероприятий.
Статья 3. Правовое регулирование в сфере профилактики нарко-
мании в городе Москве
Правовое регулирование в сфере профилактики наркомании осу-
ществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
Основами законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля
1993 года, Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О
наркотических средствах и психотропных веществах", иными федераль-
ными законами и нормативными правовыми актами Российской Федера-
ции, Уставом города Москвы, настоящим Законом, иными нормативными
правовыми актами города Москвы.
Глава 2. Организационные, информационные и финансовые
основы профилактики наркомании в городе Москве
Статья 4. Органы и учреждения городской системы профилактики
наркомании
1. В городскую систему профилактики наркомании входят: го-
родская и окружные межведомственные комиссии по противодействию
злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному оборо-
ту, образуемые в порядке, установленном настоящим Законом; уполно-
моченные органы исполнительной власти в области здравоохранения,
образования, социальной защиты населения, культуры, туризма, семьи
и молодежи, физической культуры и спорта, общественных связей, те-
лекоммуникации и средств массовой информации; правоохранительные
органы, на которые федеральным законодательством возложены функции
по предупреждению, пресечению правонарушений, связанных с незакон-
ным оборотом наркотиков.
2. Участие в деятельности по профилактике наркомании других
органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их
компетенции в порядке, установленном федеральным законодательством
и правовыми актами города Москвы.
Статья 5. Планирование в сфере профилактики наркомании в го-
роде Москве
1. Планирование в сфере профилактики наркомании в городе
Москве осуществляется путем разработки и принятия Городской целе-
вой программы по противодействию наркомании в городе Москве, а
также окружных, районных и отраслевых планов и программ противо-
действия наркомании.
2. Городская целевая программа по противодействию наркомании
в городе Москве (далее - городская целевая программа по противо-
действию наркомании) разрабатывается, утверждается и реализуется в
соответствии с Законом города Москвы "О государственных целевых
программах города Москвы" и настоящим Законом.
3. Окружные, районные и отраслевые планы и программы противо-
действия наркомании разрабатываются, утверждаются и реализуются в
порядке, определяемом нормативными правовыми актами города Москвы.
Статья 6. Координация деятельности по профилактике наркомании
в городе Москве
1. Координацию деятельности органов исполнительной власти,
городских государственных и негосударственных организаций в сфере
профилактики наркомании в городе Москве осуществляет Городская
межведомственная комиссия при Правительстве Москвы по противодейс-
твию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному
обороту.
2. Координацию указанной в части первой настоящей статьи дея-
тельности в административных округах города Москвы осуществляют
окружные межведомственные комиссии при префектурах административ-
ных округов по противодействию злоупотреблению наркотическими
средствами и их незаконному обороту.
3. К полномочиям комиссий, указанных в частях первой и второй
настоящей статьи, относятся:
1) координация и обеспечение взаимодействия органов государс-
твенной власти города Москвы, государственных и негосударственных
организаций по профилактике наркомании;
2) осуществление взаимодействия с федеральными органами ис-
полнительной власти в сфере профилактики наркомании;
3) привлечение негосударственных организаций и граждан к про-
филактике и борьбе с распространением наркомании;
4) содействие информационному и научному обеспечению деятель-
ности по профилактике наркомании;
5) подготовка предложений по формированию единых подходов по
приоритетным направлениям в сфере профилактики наркомании и сокра-
щению количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом
наркотических средств;
6) осуществление мониторинга исполнения городской программы
по профилактике наркомании в порядке, определяемом Правительством
Москвы;
7) контроль за исполнением федерального законодательства и
законодательства города Москвы в области профилактики наркомании;
8) формирование совместно с органами исполнительной власти
города Единого городского банка данных о профилактике наркомании в
городе Москве;
9) решение вопросов использования и предоставления информа-
ции, содержащейся в Едином городском банке данных о профилактике
наркомании в городе Москве;
10) создание и формирование персонального состава городского
и окружных экспертных советов и иных экспертных органов в сфере
профилактики наркомании;
11) иные полномочия, осуществляемые в соответствии с норма-
тивными правовыми актами города Москвы.
4. Порядок формирования и деятельности указанных в частях 1 и
2 настоящей статьи комиссий и их аппаратов определяется положения-
ми о комиссиях, утверждаемыми Правительством Москвы.
Статья 7. Информационное обеспечение профилактики наркомании
в городе Москве
1. Информационное обеспечение профилактики наркомании в горо-
де Москве осуществляется на основе Единого городского банка данных
о профилактике наркомании в городе Москве.
2. В Единый городской банк данных о профилактике наркомании в
городе Москве включается информация:
1) о распространении наркомании;
2) о федеральных, региональных и иных планах и программах
профилактики наркомании;
3) об известных и разрабатываемых методах профилактики, диаг-
ностики и лечения наркомании, а также социальной реабилитации и
социальной адаптации лиц, больных наркоманией;
4) о субъектах научной деятельности в сфере профилактики нар-
комании;
5) о законодательстве в сфере профилактики наркомании;
6) о деятельности субъектов профилактики наркомании в городе
Москве и других субъектах Российской Федерации;
7) иные сведения, необходимые для организации профилактики
наркомании.
3. Порядок формирования и использования данных Единого го-
родского банка данных о профилактике наркомании в городе Москве
определяется Правительством Москвы.
Статья 8. Финансирование профилактики наркомании в городе
Москве
Финансирование мероприятий, направленных на профилактику нар-
комании и оказание больным наркоманией наркологической помощи,
осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета горо-
да Москвы и иных источников финансирования, не запрещенных феде-
ральным законодательством.
Глава 3. Антинаркотическая пропаганда и агитация
Статья 9. Антинаркотическая пропаганда и агитация
1. Антинаркотическая пропаганда и агитация проводится в рам-
ках деятельности телевизионных и радиовещательных компаний,
средств массовой информации и массовых коммуникаций, организаций
культуры, спорта, по делам семьи и молодежи, а также в иных фор-
мах, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Фе-
дерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
2. Органы государственной власти города Москвы обеспечивают
формирование и размещение городского социального заказа в сфере
проведения антинаркотической пропаганды и агитации.
Статья 10. Антинаркотическая пропаганда и агитация в городс-
ких средствах массовой информации
Редакции средств массовой информации, учредителями и соучре-
дителями которых являются органы государственной власти города
Москвы, обязаны регулярно размещать на правах социальной рекламы
материалы антинаркотической направленности в установленных дейс-
твующим законодательством пределах годового объема распространяе-
мой ими рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространя-
емой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного
издания).
Статья 11. Антинаркотическая пропаганда и агитация в неперио-
дических печатных изданиях
Антинаркотическая пропаганда и агитация в непериодических пе-
чатных изданиях осуществляется путем выпуска и распространения
книг, брошюр, буклетов и иных непериодических печатных изданий,
содержащих антинаркотические сообщения и материалы.
Статья 12. Антинаркотическая пропаганда и агитация в области
наружной рекламы, информации и художественного оформления города
Антинаркотическая пропаганда и агитация в области наружной
рекламы, информации и оформления города осуществляется путем раз-
мещения рекламных и информационных сообщений и материалов, а также
антинаркотической символики на рекламных конструкциях, средствах
городской информации и элементах художественного оформления строе-
ний, зданий и сооружений.
Глава 4. Антинаркотическое воспитание и обучение
Статья 13. Основы антинаркотического обучения и воспитания
Антинаркотическое воспитание и обучение граждан осуществляют-
ся:
1) в процессе деятельности образовательных и культурно-досу-
говых учреждений;
2) в ходе проведения профилактических мероприятий с организо-
ванными группами граждан;
3) в ходе подготовки, переподготовки и повышения квалификации
специалистов всех категорий, участвующих в деятельности по профи-
лактике наркомании, токсикомании;
4) путем проведения иных мероприятий по воспитанию и обучению.
Статья 14. Антинаркотическое обучение и воспитание в образо-
вательных учреждениях города Москвы
1. Орган исполнительной власти города Москвы в области обра-
зования, образовательные учреждения города Москвы в рамках учебных
предметов и при проведении воспитательного процесса осуществляют
реализацию программ и методик, направленных на формирование у обу-
чающихся законопослушного поведения, ценностей здорового образа
жизни и внутренних запретов на потребление наркотических средств,
психотропных веществ.
2. В Московский региональный компонент государственного обра-
зовательного стандарта по предмету "Основы безопасности жизнедея-
тельности" включается раздел "Профилактика наркомании".
Статья 15. Антинаркотическое воспитание и обучение в семье
1. Антинаркотическое воспитание и обучение в семье осущест-
вляется родителями (иными законными представителями) несовершенно-
летних в соответствии с требованиями Семейного кодекса Российской
Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и
нормативных правовых актов города Москвы.
2. При осуществлении антинаркотического воспитания и обучения
родители и иные законные представители несовершеннолетних обязаны:
1) воспитывать несовершеннолетних, разъяснять им преимущества
воздержания от незаконного потребления наркотических средств, пси-
хотропных веществ;
2) принимать меры, исключающие потребление несовершеннолетни-
ми наркотических средств, психотропных веществ без назначения вра-
ча;
3) принимать меры для осуществления в установленном порядке
медицинского освидетельствования и лечения несовершеннолетних,
больных наркоманией.
Статья 16. Антинаркотическое воспитание в рамках организации
досуга детей и молодежи
1. Организация досуга детей и молодежи в городе Москве должна
обеспечивать формирование внутренней системы запретов на потребле-
ние наркотических средств, психотропных веществ, негативного отно-
шения к наркомании.
2. Органы государственной власти города Москвы создают го-
родские государственные учреждения и оказывают поддержку негосу-
дарственным организациям, осуществляющим антинаркотическую пропа-
ганду и агитацию в сфере организации досуга детей и молодежи в по-
рядке, установленном настоящим Законом и иными нормативными право-
выми актами города Москвы.
3. Орган исполнительной власти города Москвы в области семьи
и молодежной политики осуществляет информационно-методическое
обеспечение и координацию деятельности организаций, указанных в
части 2 настоящей статьи.
4. Осуществление антинаркотической пропаганды и агитации в
рамках проведения культурных, зрелищных, спортивных и иных массо-
вых мероприятий является обязательным условием для получения из
бюджета города Москвы средств на проведение указанных мероприятий.
Глава 5. Выявление и учет лиц, незаконно потребляющих
наркотические средства, психотропные вещества
Статья 17. Выявление лиц, незаконно потребляющих наркотичес-
кие средства, психотропные вещества
1. Органы и учреждения городской системы профилактики нарко-
мании в пределах своей компетенции обязаны выявлять граждан, злоу-
потребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами,
а также незамедлительно информировать:
1) орган управления здравоохранением - о выявлении лиц, нуж-
дающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреб-
лением наркотических средств или психотропных веществ;
2) орган внутренних дел - о выявлении граждан, склоняющих
других лиц к потреблению наркотических средств или психотропных
веществ.
2. Выявление лиц, незаконно потребляющих наркотические средс-
тва и психотропные вещества, осуществляется государственными нар-
кологическими учреждениями на основании результатов медицинского
освидетельствования, проводимого в порядке, установленном феде-
ральным законодательством.
3. Указанное в части второй настоящей статьи медицинское ос-
видетельствование проводится на основании:
1) добровольного обращения лица, употребляющего наркотические
средства и/или психотропные вещества;
2) просьбы родителей и иных законных представителей несовер-
шеннолетних лиц, указанных в пункте 1 части 3 настоящей статьи;
3) направления лица на медицинское освидетельствование орга-
нами прокуратуры, дознания, органами, осуществляющими оператив-
но-розыскную деятельность, следователя или судьи или органами по
контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
4) решения органов и учреждений здравоохранения, принимаемого
в случаях и порядке, установленном федеральным законодательством;
5) направления должностных лиц организаций по месту работы
освидетельствуемого, в случаях и порядке, установленном федераль-
ным законодательством;
6) наличия иных, установленных федеральным законодательством,
показаний для освидетельствования.
Статья 18. Учет лиц, потребляющих наркотические средства,
психотропные вещества, наблюдение за больными наркоманией
1. Уполномоченный орган исполнительной власти города в облас-
ти образования и образовательные учреждения осуществляют совместно
с органами здравоохранения учет обучающихся (воспитанников) обра-
зовательных учреждений, незаконно потребляющих наркотические
средства и психотропные вещества, а также обеспечивают их психоло-
го-педагогическую реабилитацию, включая коррекцию поведения и
адаптацию в обществе.
2. Уполномоченный орган исполнительной власти города в облас-
ти социальной защиты населения и учреждения социального обслужива-
ния осуществляют учет семей, находящихся в социально опасном поло-
жении в связи с употреблением наркотических средств и психотропных
веществ, а также оказывают им социально-реабилитационную помощь.
3. Уполномоченный орган исполнительной власти города в облас-
ти семьи и молодежной политики ведет учет относящихся к группе
риска детей и представителей молодежи, а также учет родителей
(иных законных представителей), относящихся к группе риска. Ука-
занный орган и учреждения в области семьи и молодежной политики
принимают участие в пределах своей компетенции в проведении с ними
индивидуальной профилактической работы, путем организации их досу-
га и занятости, осуществления информационно-просветительских и
иных мер.
4. Уполномоченный орган исполнительной власти города в облас-
ти здравоохранения на основании результатов медицинского освиде-
тельствования, проведенного в порядке, предусмотренном Законом
Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав
граждан при ее оказании" и иными нормативными правовыми актами в
области здравоохранения:
1) ведет единый общегородской учет лиц, употребляющих нарко-
тические средства, и лиц, больных наркоманией;
2) организует оказание им наркологической помощи;
3) создает условия для обеспечения медико-социальной реабили-
тации лиц, больных наркоманией.
Глава 6. Оказание наркологической помощи в городе Москве
Статья 19. Оказание наркологической помощи в городе Москве
1. Наркологическая помощь больным наркоманией оказывается
сетью специализированных наркологических учреждений здравоохране-
ния, получивших лицензию на указанный вид деятельности в порядке,
установленном федеральным законодательством.
2. Орган исполнительной власти города Москвы в области здра-
воохранения осуществляет координацию работы и контроль за деятель-
ностью городских государственных учреждений здравоохранения, ука-
занных в части 1 настоящей статьи.
3. Наркологическая помощь включает в себя консультативно-ди-
агностическую, лечебную, психопрофилактическую, реабилитационную
помощь лицам, страдающим наркоманией, в амбулаторных и стационар-
ных условиях.
4. Наркологическая помощь оказывается при добровольном обра-
щении лица или с его согласия, за исключением случаев, предусмот-
ренных федеральным законом.
5. Несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, а также лицам,
признанным в установленном законом порядке недееспособными, нарко-
логическая помощь оказывается по просьбе либо с согласия их роди-
телей или иных законных представителей за исключением случаев,
предусмотренных федеральным законодательством.
6. Больным наркоманией на территории города Москвы предостав-
ляются все виды наркологической помощи, включая обследование, кон-
сультирование, диагностику и лечение.
7. Лечение больных наркоманией осуществляется исключительно в
учреждениях государственной системы здравоохранения с применением
средств и методов, разрешенных федеральным органом исполнительной
власти в области здравоохранения.
Глава 7. Реабилитация больных наркоманией
Статья 20. Медико-социальная реабилитация больных наркоманией
1. Медико-социальная реабилитация больных наркоманией осу-
ществляется в учреждениях государственной и частной систем здраво-
охранения.
2. Для осуществления специализированной медико-социальной ре-
абилитации больных наркоманией создаются наркологические реабили-
тационные центры.
3. Целью деятельности наркологических реабилитационных цент-
ров является закрепление терапевтического успеха, достигнутого в
наркологических учреждениях (отделениях), реинтеграция пациентов в
общество.
4. Основными задачами реабилитационного центра являются:
1) медико-психологическая поддержка пациентов;
2) избавление от наркотической зависимости;
3) формирование навыков здорового образа жизни;
4) восстановление профессиональных навыков пациента;
5) помощь в формировании здоровой микросреды пациента, вклю-
чая деятельность по оздоровлению семейного климата, укреплению в
семье трезвеннических установок и адекватной терапевтической ат-
мосферы, способствующей вовлечению членов семьи в реабилитационные
программы по профилактике рецидивов заболевания у пациентов.
5. В сфере профилактики наркомании наркологический реабилита-
ционный центр также осуществляет:
1) анализ эффективности оказываемой помощи во время пребыва-
ния больных в реабилитационном центре и после выписки из учрежде-
ния;
2) поддержание связи с прошедшими реабилитацию пациентами в
целях профилактики рецидивов и своевременного вмешательства в кри-
зисных ситуациях, а также в целях привлечения их к работе в реаби-
литационных программах центров;
3) участие в создании общественных психотерапевтических и ре-
абилитационных ячеек и групп вне структуры центра;
4) взаимодействие с организациями, учреждениями и службами
города по оказанию комплексной социальной поддержки пациентов по
вопросам трудоустройства, обеспечения жильем, восстановления деес-
пособности, получения пособий;
5) информирование общественности о работе реабилитационного
центра с целью привлечения пациентов, специалистов, общественных
организаций и населения к участию в реабилитационных программах, а
также с целью просвещения населения относительно характера нарко-
мании, факторов, способствующих их формированию, и возможностей их
преодоления.
6. В наркологические реабилитационные центры принимаются ли-
ца, признанные в установленном порядке больными наркоманией, как
правило, по направлению наркологических учреждений. Прием в нарко-
логические реабилитационные центры осуществляется на добровольной
основе.
7. Порядок работы наркологических реабилитационных центров,
принятия в них пациентов определяется положением о наркологических
реабилитационных центрах, утверждаемым федеральным органом испол-
нительной власти в области здравоохранения.
Статья 21. Социально-реабилитационное обслуживание лиц, пот-
ребляющих наркотические средства, психотропные вещества
1. В системе социальной защиты населения создаются учреждения
социального обслуживания, специализированные и иные учреждения со-
циальной защиты по оказанию социально-реабилитационной помощи ли-
цам, потреблявшим наркотические средства, психотропные вещества.
2. Учреждения социального обслуживания лиц, потреблявших нар-
котические средства, психотропные вещества, создаются в форме тер-
риториальных центров социальной помощи семье и детям, центров пси-
холого-педагогической помощи населению, центров экстренной психо-
логической помощи и в иных формах, предусмотренных федеральным за-
конодательством.
3. Помещение несовершеннолетнего в специализированное учреж-
дение социального обслуживания лиц, потреблявших наркотические
средства, психотропные вещества, осуществляется по личному обраще-
нию несовершеннолетнего либо по заявлению его родителей либо лиц,
их заменяющих, на основании заключения лечебно-профилактического
учреждения, в котором несовершеннолетний прошел курс медицинской
реабилитации.
4. Порядок деятельности учреждений, специализирующихся на
оказании социально-реабилитационной помощи лицам, употреблявшим
наркотические средства, основания и порядок оказания социальных
услуг определяются Правительством Москвы в соответствии с норма-
тивными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими дея-
тельность учреждений социальной реабилитации.
Статья 22. Социально-трудовая реабилитация лиц, потреблявших
наркотические средства, психотропные вещества
Социально-трудовая реабилитация лиц, потреблявших наркотичес-
кие средства, психотропные вещества, осуществляется в соответствии
с социальным и трудовым законодательством Российской Федерации, а
также условиями трехсторонних и иных договоров системы социального
партнерства в городе Москве, которые должны содержать положения о
проведении реабилитационных мероприятий в отношении работников,
отказавшихся от потребления наркотических средств, психотропных
веществ.
Глава 8. Заключительные положения
Статья 23. Контроль за исполнением настоящего Закона
1. Контроль за исполнением настоящего Закона осуществляют ор-
ганы государственной власти города Москвы, Городская межведомс-
твенная комиссия при Правительстве Москвы и окружные комиссии по
противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их не-
законному обороту.
2. Порядок осуществления контроля, указанного в части первой
настоящей статьи, определяется Уставом, законами и иными норматив-
ными правовыми актами города Москвы.
Статья 24. Ответственность за несоблюдение требований настоя-
щего Закона
Несоблюдение гражданами, должностными и юридическими лицами
требований настоящего Закона влечет за собой административную,
дисциплинарную и иную ответственность в соответствии с федеральным
законодательством и законодательством города Москвы.
Статья 25. Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней с мо-
мента его официального опубликования.
2. Нормативные правовые акты города Москвы, регулирующие воп-
росы профилактики наркомании, подлежат приведению в соответствие с
настоящим Законом в течение шести месяцев с момента его вступления
в силу.
Верно: