Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 721-ПП от 19 сентября 2006 года

О проекте закона города Москвы «О профилактике наркомании в городе Москве»

     В целях создания системы  профилактики,  консолидации  усилий
государственных органов, хозяйствующих субъектов, общественных ор-
ганизаций и населения в борьбе с наркоманией  Правительство Москвы
постановляет:
     1. Одобрить проект закона города Москвы "О профилактике  нар-
комании в городе Москве" (приложение).
     2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный  проект  закона
города Москвы на рассмотрение Московской городской Думы в установ-
ленном порядке.
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петрова А.В.




П.п.Исполняющий обязанности
    Мэра Москвы                                         Ю.В.Росляк

                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 19 сентября 2006 г. N 721-ПП



                                                         ПРОЕКТ


                              Закон
                          города Москвы


            О профилактике наркомании в городе Москве



     Настоящий Закон  регулирует отношения в сфере антинаркотичес-
кой пропаганды и агитации,  антинаркотического обучения и воспита-
ния, выявления, учета, лечения и реабилитации больных наркоманией,
а также иных форм профилактики наркомании в городе Москве.



                     Глава I. Общие положения


     Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

     Для целей настоящего Закона используются  следующие  основные
понятия:
     антинаркотическое обучение и воспитание граждан -  обязатель-
ная составная часть профилактики наркомании, направленная на расп-
ространение знаний о причинах заболевания наркоманией,  его прояв-
лениях, осложнениях и негативных медицинских и социальных последс-
твиях, способах противодействия вовлечению в потребление  наркоти-
ческих средств и психотропных веществ, а также на формирование на-
выков ведения здорового образа жизни;
     антинаркотическая пропаганда  - распространение и разъяснение
знаний,  взглядов и морально-этических принципов,  направленных на
формирование здорового образа жизни и негативного отношения к пот-
реблению наркотических средств,  психотропных веществ и их  анало-
гов;
     больной наркоманией - лицо, которому по результатам медицинс-
кого освидетельствования,  проведенного в соответствии с законода-
тельством Российской Федерации, установлен диагноз "наркомания";
     группа риска - лица с девиантным поведением или лица, находя-
щиеся в трудной жизненной ситуации;
     девиантное поведение  - поведение,  противоречащее принятым в
обществе правовым или нравственным нормам;
     наркологическая помощь  - комплекс мероприятий по профилакти-
ке, лечению,  медико-социальной реабилитации больных  наркоманией,
осуществляемых специализированными  государственными  медицинскими
учреждениями, получившими лицензию на указанные  виды  медицинской
деятельности;
     наркомания - заболевание,  обусловленное зависимостью от нар-
котического средства или психотропного вещества;
     наркотические средства - вещества синтетического или  естест-
венного происхождения,  препараты, растения, включенные в Перечень
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, под-
лежащих контролю в Российской Федерации,  в соответствии с законо-
дательством Российской Федерации,  международными договорами  Рос-
сийской Федерации,  в  том числе Единой конвенцией о наркотических
средствах 1961 года;
     незаконное потребление наркотических средств или психотропных
веществ - потребление наркотических средств или  психотропных  ве-
ществ без назначения врача;
     прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ - ве-
щества, используемые при производстве,  изготовлении,  переработке
наркотических средств и психотропных веществ,  включенные в  Пере-
чень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров,
подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с зако-
нодательством Российской Федерации, международными договорами Рос-
сийской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных
Наций о  борьбе против незаконного оборота наркотических средств и
психотропных веществ 1988 года;
     профилактика наркомании  -  система  социально-экономических,
правоохранительных, организационных,  педагогических, воспитатель-
ных, медицинских и иных мероприятий,  направленных на предупрежде-
ние возникновения наркомании и  устранение  условий  для  развития
возможных негативных    последствий   употребления   наркотических
средств и психотропных веществ,  а также медицинскую, социальную и
трудовую реабилитацию больных наркоманией;
     психотропные вещества - вещества синтетического  или  естест-
венного происхождения,  препараты, природные материалы, включенные
в Перечень наркотических средств,  психотропных веществ и их  пре-
курсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации,  в соответс-
твии с законодательством Российской Федерации,  международными до-
говорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотроп-
ных веществах 1971 года;
     ремиссия -  период  воздержания  наркологического больного от
употребления наркотических средств или психотропных веществ;
     социальная адаптация - процесс активного приспособления инди-
вида к принятым в обществе правилам и нормам  поведения,  а  также
процесс преодоления   последствий  психологической  или  моральной
травмы;
     эпизодическое потребление  наркотических средств и (или) пси-
хотропных веществ - потребление наркотических средств и (или) пси-
хотропных веществ  без  признаков  зависимости  с неблагоприятными
последствиями для здоровья индивида.


     Статья 2.  Основные принципы профилактики наркомании в городе
Москве

     Деятельность по профилактике наркомании в городе Москве осно-
вывается на следующих принципах:
     1) законности;
     2) соблюдения прав человека и гражданина;
     3) гуманного отношения к лицам,  употребляющим  наркотические
вещества;
     4) комплексности, систематичности и постоянства;
     5) индивидуализации подхода к профилактической деятельности;
     6) гарантий и доступности наркологической и медико-социальной
помощи больным наркоманией;
     7) гласности в деятельности субъектов профилактики наркомании;
     8) осуществления профилактики на личностном, семейном и соци-
альном уровнях;
     9) признания  особой значимости профилактики наркомании среди
несовершеннолетних;
     10) поддержки  семьи и взаимодействия с ней в вопросах профи-
лактики наркомании;
     11) государственной   поддержки  организаций,  осуществляющих
профилактику наркомании в соответствии с федеральным законодатель-
ством и законодательством города Москвы;
     12) финансового обеспечения профилактических мероприятий.


     Статья 3.  Правовое регулирование в сфере профилактики нарко-
мании в городе Москве

     Правовое регулирование в сфере профилактики  наркомании  осу-
ществляется в  соответствии  с  Конституцией Российской Федерации,
Основами законодательства об охране здоровья граждан  от  22  июля
1993 года,  Федеральным  законом  от  8 января 1998 года N 3-ФЗ "О
наркотических средствах и психотропных веществах", иными федераль-
ными  законами  и нормативными правовыми актами Российской Федера-
ции,  Уставом города Москвы, настоящим Законом, иными нормативными
правовыми актами города Москвы.


      Глава 2. Организационные, информационные и финансовые
          основы профилактики наркомании в городе Москве


     Статья 4.  Органы и учреждения городской системы профилактики
наркомании

     1. В городскую систему профилактики  наркомании  входят:  го-
родская и  окружные  межведомственные  комиссии по противодействию
злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному  оборо-
ту, образуемые в порядке, установленном настоящим Законом; уполно-
моченные органы исполнительной власти в  области  здравоохранения,
образования, социальной защиты населения, культуры, туризма, семьи
и молодежи, физической культуры и спорта, общественных связей, те-
лекоммуникации и  средств массовой информации;  правоохранительные
органы, на которые федеральным законодательством возложены функции
по предупреждению, пресечению правонарушений, связанных с незакон-
ным оборотом наркотиков.
     2. Участие  в  деятельности по профилактике наркомании других
органов, учреждений и организаций  осуществляется  в  пределах  их
компетенции в порядке, установленном федеральным законодательством
и правовыми актами города Москвы.


     Статья 5.  Планирование в сфере профилактики наркомании в го-
роде Москве

     1. Планирование в  сфере  профилактики  наркомании  в  городе
Москве осуществляется  путем разработки и принятия Городской целе-
вой программы по противодействию наркомании  в  городе  Москве,  а
также окружных,  районных  и отраслевых планов и программ противо-
действия наркомании.
     2. Городская  целевая программа по противодействию наркомании
в городе Москве (далее - городская целевая программа  по  противо-
действию наркомании) разрабатывается, утверждается и реализуется в
соответствии с Законом города Москвы  "О  государственных  целевых
программах города Москвы" и настоящим Законом.
     3. Окружные, районные и отраслевые планы и программы противо-
действия наркомании разрабатываются,  утверждаются и реализуются в
порядке, определяемом нормативными правовыми актами города Москвы.


     Статья 6. Координация деятельности по профилактике наркомании
в городе Москве

     1. Координацию деятельности  органов  исполнительной  власти,
городских государственных  и негосударственных организаций в сфере
профилактики наркомании в  городе  Москве  осуществляет  Городская
межведомственная комиссия при Правительстве Москвы по противодейс-
твию злоупотреблению наркотическими средствами  и  их  незаконному
обороту.
     2. Координацию указанной в части первой настоящей статьи дея-
тельности в  административных  округах  города Москвы осуществляют
окружные межведомственные комиссии при префектурах  административ-
ных округов   по  противодействию  злоупотреблению  наркотическими
средствами и их незаконному обороту.
     3. К полномочиям комиссий, указанных в частях первой и второй

настоящей статьи, относятся:
     1) координация и обеспечение взаимодействия органов государс-
твенной власти города Москвы,  государственных и негосударственных
организаций по профилактике наркомании;
     2) осуществление взаимодействия с федеральными  органами  ис-
полнительной власти в сфере профилактики наркомании;
     3) привлечение негосударственных организаций и граждан к про-
филактике и борьбе с распространением наркомании;
     4) содействие информационному и научному обеспечению деятель-
ности по профилактике наркомании;
     5) подготовка предложений по формированию единых подходов  по
приоритетным направлениям в сфере профилактики наркомании и сокра-
щению количества правонарушений,  связанных с незаконным  оборотом
наркотических средств;
     6) осуществление мониторинга исполнения  городской  программы
по профилактике наркомании в порядке,  определяемом Правительством
Москвы;
     7) контроль  за  исполнением  федерального законодательства и
законодательства города Москвы в области профилактики наркомании;
     8) формирование  совместно  с  органами исполнительной власти
города Единого городского банка данных о профилактике наркомании в
городе Москве;
     9) решение вопросов использования и  предоставления  информа-
ции, содержащейся  в  Едином городском банке данных о профилактике
наркомании в городе Москве;
     10) создание  и формирование персонального состава городского
и окружных экспертных советов и иных экспертных  органов  в  сфере
профилактики наркомании;
     11) иные полномочия,  осуществляемые в соответствии с  норма-
тивными правовыми актами города Москвы.
     4. Порядок формирования и деятельности указанных в частях 1 и
2 настоящей статьи комиссий и их аппаратов определяется положения-
ми о комиссиях, утверждаемыми Правительством Москвы.


     Статья 7.  Информационное обеспечение профилактики наркомании
в городе Москве

     1. Информационное обеспечение профилактики наркомании в горо-

де Москве осуществляется на основе Единого городского банка данных
о профилактике наркомании в городе Москве.
     2. В Единый городской банк данных о профилактике наркомании в
городе Москве включается информация:
     1) о распространении наркомании;
     2) о федеральных,  региональных и иных  планах  и  программах
профилактики наркомании;
     3) об известных и разрабатываемых методах профилактики, диаг-
ностики и  лечения  наркомании,  а также социальной реабилитации и
социальной адаптации лиц, больных наркоманией;
     4) о субъектах научной деятельности в сфере профилактики нар-
комании;
     5) о законодательстве в сфере профилактики наркомании;
     6) о деятельности субъектов профилактики наркомании в  городе
Москве и других субъектах Российской Федерации;
     7) иные сведения,  необходимые для  организации  профилактики
наркомании.
     3. Порядок формирования и использования  данных  Единого  го-
родского банка  данных  о  профилактике наркомании в городе Москве
определяется Правительством Москвы.


     Статья 8.  Финансирование профилактики  наркомании  в  городе
Москве

     Финансирование мероприятий, направленных на профилактику нар-
комании и  оказание  больным  наркоманией  наркологической помощи,
осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета горо-
да Москвы  и иных источников финансирования,  не запрещенных феде-
ральным законодательством.


         Глава 3. Антинаркотическая пропаганда и агитация


     Статья 9. Антинаркотическая пропаганда и агитация

     1. Антинаркотическая  пропаганда и агитация проводится в рам-
ках деятельности  телевизионных   и   радиовещательных   компаний,
средств массовой  информации и массовых коммуникаций,  организаций
культуры, спорта,  по делам семьи и молодежи,  а также в иных фор-
мах, предусмотренных  нормативными правовыми актами Российской Фе-
дерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
     2. Органы  государственной  власти города Москвы обеспечивают
формирование и размещение городского социального  заказа  в  сфере
проведения антинаркотической пропаганды и агитации.


     Статья 10.  Антинаркотическая пропаганда и агитация в городс-
ких средствах массовой информации

     Редакции средств массовой информации,  учредителями и соучре-
дителями которых являются  органы  государственной  власти  города
Москвы, обязаны  регулярно  размещать на правах социальной рекламы
материалы антинаркотической направленности в  установленных  дейс-
твующим законодательством  пределах годового объема распространяе-
мой ими рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространя-
емой в теле- и радиопрограммах,  общей рекламной площади печатного
издания).


     Статья 11. Антинаркотическая пропаганда и агитация в неперио-
дических печатных изданиях

     Антинаркотическая пропаганда и агитация в непериодических пе-
чатных изданиях  осуществляется  путем  выпуска  и распространения
книг, брошюр,  буклетов и иных непериодических  печатных  изданий,
содержащих антинаркотические сообщения и материалы.


     Статья 12.  Антинаркотическая пропаганда и агитация в области
наружной рекламы, информации и художественного оформления города

     Антинаркотическая пропаганда  и  агитация  в области наружной
рекламы, информации и оформления города осуществляется путем  раз-
мещения рекламных и информационных сообщений и материалов, а также

антинаркотической символики на рекламных  конструкциях,  средствах
городской информации и элементах художественного оформления строе-
ний, зданий и сооружений.


     Глава 4. Антинаркотическое воспитание и обучение

     Статья 13. Основы антинаркотического обучения и воспитания

     Антинаркотическое воспитание и обучение граждан осуществляют-
ся:
     1) в  процессе деятельности образовательных и культурно-досу-
говых учреждений;
     2) в ходе проведения профилактических мероприятий с организо-
ванными группами граждан;
     3) в ходе подготовки, переподготовки и повышения квалификации
специалистов всех категорий,  участвующих в деятельности по профи-
лактике наркомании, токсикомании;
     4) путем проведения иных мероприятий по воспитанию и обучению.


     Статья 14.  Антинаркотическое обучение и воспитание в образо-
вательных учреждениях города Москвы

     1. Орган исполнительной власти города Москвы в области  обра-
зования, образовательные учреждения города Москвы в рамках учебных
предметов и при проведении  воспитательного процесса  осуществляют
реализацию программ и методик, направленных на формирование у обу-
чающихся законопослушного поведения,  ценностей  здорового  образа
жизни и  внутренних запретов на потребление наркотических средств,
психотропных веществ.
     2. В Московский региональный компонент государственного обра-
зовательного стандарта по предмету "Основы безопасности  жизнедея-
тельности" включается раздел "Профилактика наркомании".


     Статья 15. Антинаркотическое воспитание и обучение в семье

     1. Антинаркотическое воспитание и обучение в  семье  осущест-
вляется родителями (иными законными представителями) несовершенно-
летних в соответствии с требованиями Семейного кодекса  Российской
Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и
нормативных правовых актов города Москвы.
     2. При осуществлении антинаркотического воспитания и обучения
родители и иные законные представители несовершеннолетних обязаны:
     1) воспитывать несовершеннолетних, разъяснять им преимущества
воздержания от незаконного потребления наркотических средств, пси-
хотропных веществ;
     2) принимать меры, исключающие потребление несовершеннолетни-
ми наркотических средств, психотропных веществ без назначения вра-
ча;
     3) принимать  меры  для осуществления в установленном порядке
медицинского освидетельствования  и  лечения   несовершеннолетних,
больных наркоманией.


     Статья 16.  Антинаркотическое воспитание в рамках организации
досуга детей и молодежи

     1. Организация досуга детей и молодежи в городе Москве должна
обеспечивать формирование внутренней системы запретов на потребле-
ние наркотических средств, психотропных веществ, негативного отно-
шения к наркомании.
     2. Органы  государственной  власти  города Москвы создают го-
родские государственные учреждения и оказывают  поддержку  негосу-
дарственным организациям,  осуществляющим антинаркотическую пропа-
ганду и агитацию в сфере организации досуга детей и молодежи в по-
рядке, установленном настоящим Законом и иными нормативными право-
выми актами города Москвы.
     3. Орган  исполнительной власти города Москвы в области семьи
и молодежной  политики   осуществляет   информационно-методическое
обеспечение и  координацию  деятельности организаций,  указанных в
части 2 настоящей статьи.
     4. Осуществление  антинаркотической  пропаганды  и агитации в
рамках проведения культурных,  зрелищных, спортивных и иных массо-
вых мероприятий  является  обязательным  условием для получения из
бюджета города Москвы средств на проведение указанных мероприятий.
     Глава 5.  Выявление и учет лиц, незаконно потребляющих
               наркотические средства, психотропные вещества


     Статья 17.  Выявление лиц, незаконно потребляющих наркотичес-
кие средства, психотропные вещества

     1. Органы  и учреждения городской системы профилактики нарко-
мании в пределах своей компетенции обязаны выявлять граждан, злоу-
потребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами,
а также незамедлительно информировать:
     1) орган управления здравоохранением - о выявлении лиц,  нуж-
дающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреб-
лением наркотических средств или психотропных веществ;
     2) орган внутренних дел -  о  выявлении  граждан,  склоняющих
других лиц  к  потреблению  наркотических средств или психотропных
веществ.
     2. Выявление лиц, незаконно потребляющих наркотические средс-
тва и психотропные вещества,  осуществляется государственными нар-
кологическими учреждениями  на  основании результатов медицинского
освидетельствования, проводимого в  порядке,  установленном  феде-
ральным законодательством.
     3. Указанное в части второй настоящей статьи медицинское  ос-
видетельствование проводится на основании:
     1) добровольного обращения лица, употребляющего наркотические
средства и/или психотропные вещества;
     2) просьбы  родителей и иных законных представителей несовер-
шеннолетних лиц, указанных в пункте 1 части 3 настоящей статьи;
     3) направления лица на медицинское освидетельствование  орга-
нами прокуратуры,  дознания,  органами,  осуществляющими оператив-
но-розыскную деятельность,  следователя или судьи или органами  по
контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
     4) решения органов и учреждений здравоохранения, принимаемого
в случаях и порядке, установленном федеральным законодательством;
     5) направления должностных лиц организаций  по  месту  работы
освидетельствуемого, в случаях и порядке,  установленном федераль-
ным законодательством;
     6) наличия иных, установленных федеральным законодательством,
показаний для освидетельствования.


     Статья 18.  Учет лиц,  потребляющих  наркотические  средства,
психотропные вещества, наблюдение за больными наркоманией

     1. Уполномоченный орган исполнительной власти города в облас-
ти образования и образовательные учреждения осуществляют совместно
с органами здравоохранения учет обучающихся (воспитанников)  обра-
зовательных учреждений,   незаконно   потребляющих   наркотические
средства и психотропные вещества, а также обеспечивают их психоло-
го-педагогическую реабилитацию,   включая  коррекцию  поведения  и
адаптацию в обществе.
     2. Уполномоченный орган исполнительной власти города в облас-
ти социальной защиты населения и учреждения социального обслужива-
ния осуществляют учет семей, находящихся в социально опасном поло-
жении в связи с употреблением наркотических средств и психотропных
веществ, а также оказывают им социально-реабилитационную помощь.
     3. Уполномоченный орган исполнительной власти города в облас-
ти семьи  и  молодежной  политики  ведет учет относящихся к группе
риска детей и представителей  молодежи,  а  также  учет  родителей
(иных законных представителей),  относящихся к группе риска.  Ука-
занный орган и учреждения в области семьи  и  молодежной  политики
принимают участие в пределах своей компетенции в проведении с ними
индивидуальной профилактической работы, путем организации их досу-
га и  занятости,  осуществления  информационно-просветительских  и
иных мер.
     4. Уполномоченный орган исполнительной власти города в облас-
ти здравоохранения на основании результатов  медицинского  освиде-
тельствования, проведенного  в  порядке,  предусмотренном  Законом
Российской Федерации "О психиатрической помощи  и  гарантиях  прав
граждан при  ее  оказании" и иными нормативными правовыми актами в
области здравоохранения:
     1) ведет единый общегородской учет лиц,  употребляющих нарко-
тические средства, и лиц, больных наркоманией;
     2) организует оказание им наркологической помощи;
     3) создает условия для обеспечения медико-социальной реабили-
тации лиц, больных наркоманией.
     Глава 6. Оказание наркологической помощи в городе Москве


     Статья 19. Оказание наркологической помощи в городе Москве

     1. Наркологическая  помощь  больным  наркоманией  оказывается
сетью специализированных  наркологических учреждений здравоохране-
ния, получивших лицензию на указанный вид деятельности в  порядке,
установленном федеральным законодательством.
     2. Орган исполнительной власти города Москвы в области  здра-
воохранения осуществляет координацию работы и контроль за деятель-
ностью городских государственных учреждений здравоохранения,  ука-
занных в части 1 настоящей статьи.
     3. Наркологическая помощь включает в себя  консультативно-ди-
агностическую, лечебную,  психопрофилактическую,  реабилитационную
помощь лицам,  страдающим наркоманией, в амбулаторных и стационар-
ных условиях.
     4. Наркологическая помощь оказывается при добровольном  обра-
щении лица или с его согласия,  за исключением случаев, предусмот-
ренных федеральным законом.
     5. Несовершеннолетним  в  возрасте до 16 лет,  а также лицам,
признанным в установленном законом порядке недееспособными, нарко-
логическая помощь  оказывается по просьбе либо с согласия их роди-
телей или иных законных  представителей  за  исключением  случаев,
предусмотренных федеральным законодательством.
     6. Больным наркоманией на территории города Москвы предостав-
ляются все виды наркологической помощи, включая обследование, кон-
сультирование, диагностику и лечение.
     7. Лечение больных наркоманией осуществляется исключительно в
учреждениях государственной системы здравоохранения  с применением
средств и методов,  разрешенных федеральным органом исполнительной
власти в области здравоохранения.


            Глава 7. Реабилитация больных наркоманией

     Статья 20. Медико-социальная реабилитация больных наркоманией

     1. Медико-социальная  реабилитация  больных  наркоманией осу-
ществляется в учреждениях государственной и частной систем здраво-
охранения.
     2. Для осуществления специализированной медико-социальной ре-
абилитации больных  наркоманией создаются наркологические реабили-
тационные центры.
     3. Целью  деятельности наркологических реабилитационных цент-
ров является закрепление терапевтического успеха,  достигнутого  в
наркологических учреждениях (отделениях), реинтеграция пациентов в
общество.
     4. Основными задачами реабилитационного центра являются:
     1) медико-психологическая поддержка пациентов;
     2) избавление от наркотической зависимости;
     3) формирование навыков здорового образа жизни;
     4) восстановление профессиональных навыков пациента;
     5) помощь в формировании здоровой микросреды пациента,  вклю-
чая деятельность  по оздоровлению семейного климата,  укреплению в
семье трезвеннических установок и адекватной  терапевтической  ат-
мосферы, способствующей вовлечению членов семьи в реабилитационные
программы по профилактике рецидивов заболевания у пациентов.
     5. В сфере профилактики наркомании наркологический реабилита-
ционный центр также осуществляет:
     1) анализ  эффективности оказываемой помощи во время пребыва-
ния больных в реабилитационном центре и после выписки из  учрежде-
ния;
     2) поддержание связи с прошедшими реабилитацию  пациентами  в
целях профилактики рецидивов и своевременного вмешательства в кри-
зисных ситуациях, а также в целях привлечения их к работе в реаби-
литационных программах центров;
     3) участие в создании общественных психотерапевтических и ре-
абилитационных ячеек и групп вне структуры центра;
     4) взаимодействие с организациями,  учреждениями  и  службами
города по  оказанию  комплексной социальной поддержки пациентов по
вопросам трудоустройства, обеспечения жильем, восстановления деес-
пособности, получения пособий;
     5) информирование общественности о  работе  реабилитационного
центра с целью привлечения пациентов,  специалистов,  общественных
организаций и населения к участию в реабилитационных программах, а
также с  целью просвещения населения относительно характера нарко-
мании, факторов, способствующих их формированию, и возможностей их
преодоления.
     6. В наркологические реабилитационные центры принимаются  ли-
ца, признанные  в установленном порядке больными наркоманией,  как
правило, по направлению наркологических учреждений. Прием в нарко-
логические реабилитационные  центры осуществляется на добровольной
основе.
     7. Порядок  работы  наркологических реабилитационных центров,
принятия в них пациентов определяется положением о наркологических
реабилитационных центрах,  утверждаемым федеральным органом испол-
нительной власти в области здравоохранения.


     Статья 21.  Социально-реабилитационное обслуживание лиц, пот-
ребляющих наркотические средства, психотропные вещества

     1. В системе социальной защиты населения создаются учреждения
социального обслуживания, специализированные и иные учреждения со-
циальной защиты по оказанию социально-реабилитационной помощи  ли-
цам, потреблявшим наркотические средства, психотропные вещества.
     2. Учреждения социального обслуживания лиц, потреблявших нар-
котические средства, психотропные вещества, создаются в форме тер-
риториальных центров социальной помощи семье и детям, центров пси-
холого-педагогической помощи населению,  центров экстренной психо-
логической помощи и в иных формах, предусмотренных федеральным за-
конодательством.
     3. Помещение несовершеннолетнего в специализированное  учреж-
дение социального  обслуживания  лиц,  потреблявших  наркотические
средства, психотропные вещества, осуществляется по личному обраще-
нию несовершеннолетнего  либо по заявлению его родителей либо лиц,
их заменяющих,  на основании заключения  лечебно-профилактического
учреждения, в  котором  несовершеннолетний прошел курс медицинской
реабилитации.
     4. Порядок  деятельности  учреждений,  специализирующихся  на
оказании социально-реабилитационной  помощи  лицам,  употреблявшим
наркотические средства,  основания  и  порядок оказания социальных
услуг определяются Правительством Москвы  в соответствии с  норма-
тивными правовыми актами Российской Федерации,  регулирующими дея-

тельность учреждений социальной реабилитации.


     Статья 22.  Социально-трудовая реабилитация лиц, потреблявших
наркотические средства, психотропные вещества

     Социально-трудовая реабилитация лиц, потреблявших наркотичес-
кие средства, психотропные вещества, осуществляется в соответствии
с социальным и трудовым законодательством Российской Федерации,  а
также условиями трехсторонних и иных договоров системы социального
партнерства в городе Москве,  которые должны содержать положения о
проведении реабилитационных  мероприятий  в  отношении работников,
отказавшихся от потребления  наркотических  средств,  психотропных
веществ.


                Глава 8. Заключительные положения


     Статья 23. Контроль за исполнением настоящего Закона

     1. Контроль за исполнением настоящего Закона осуществляют ор-
ганы государственной  власти  города Москвы,  Городская межведомс-
твенная комиссия при Правительстве Москвы и окружные  комиссии  по
противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их не-
законному обороту.
     2. Порядок осуществления контроля,  указанного в части первой
настоящей статьи, определяется Уставом, законами и иными норматив-
ными правовыми актами города Москвы.


     Статья 24. Ответственность за несоблюдение требований настоя-
щего Закона

     Несоблюдение гражданами,  должностными  и юридическими лицами
требований настоящего Закона  влечет  за  собой  административную,
дисциплинарную и иную ответственность в соответствии с федеральным
законодательством и законодательством города Москвы.
     Статья 25. Заключительные положения

     1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней с мо-
мента его официального опубликования.
     2. Нормативные правовые акты города Москвы, регулирующие воп-
росы профилактики наркомании, подлежат приведению в соответствие с
настоящим Законом в течение шести месяцев с момента его вступления
в силу.





                        Верно: