В связи с принятием Федерального закона от 30 июня 2006 г.
N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федера-
ции, признании не действующими на территории Российской федерации
некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу неко-
торых законодательных актов (положений законодательных актов) Рос-
сийской Федерации" Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить проект закона города Москвы "О социальном парт-
нерстве в городе Москве" (приложение).
2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный проект закона
на рассмотрение в Московскую городскую Думу в установленном поряд-
ке.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецо-
ву Л.И. и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, полно-
мочного представителя Мэра Москвы в Московской городской Думе Ви-
ноградова В.Ю.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 4 августа 2009 г. N 749-ПП
Проект
Закон города Москвы
О социальном партнерстве
в городе Москве
Настоящий Закон в соответствии с трудовым законодательством
Российской Федерации регулирует правоотношения в сфере социального
партнерства в городе Москве с целью регулирования социально-трудо-
вых отношений и связанных с ними экономических отношений и дости-
жения общественного согласия.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
1. Социальное партнерство в городе Москве (далее - социальное
партнерство) - система взаимоотношений между работниками (предста-
вителями работников), работодателями (представителями работодате-
лей), органами государственной власти города Москвы, направленная
на обеспечение согласования интересов работников и работодателей
по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредствен-
но связанных с ними отношений.
2. Стороны соглашений - соответствующие профессиональные сою-
зы, их территориальные организации, объединения профессиональных
союзов, объединения территориальных организаций профессиональных
союзов или иные представители, избираемые работниками в случаях,
предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, соответс-
твующие объединения работодателей, а также органы исполнительной
власти города Москвы.
3. Система социального партнерства в городе Москве (далее -
система социального партнерства) - совокупность трехсторонних
(двусторонних) органов, формируемых работниками (представителями
работников), работодателями (представителями работодателей), орга-
нами исполнительной власти города Москвы, для реализации задач со-
циального партнерства и заключаемых ими соглашений, коллективных
договоров на различных уровнях регулирования социально-трудовых и
иных непосредственно связанных с ними отношений в городе Москве, а
также правовых актов, регламентирующих порядок, формы взаимодейс-
твия, соотношение вышеназванных органов, последовательность разра-
ботки, сроки принятия коллективных договоров и соглашений.
4. Социально-трудовые нормативы - единые на всей территории
города Москвы показатели объема и качества удовлетворения основных
потребностей работников, возникающих и реализующихся в сфере соци-
ально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
5. Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отноше-
ния с работодателем.
6. Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (ор-
ганизация), вступившее в трудовые отношения с работником.
7. Представители работников - профессиональные союзы и их
объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные устава-
ми соответствующих профсоюзов, межрегиональных профсоюзов, или
иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмот-
ренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
8. Представитель работодателя - индивидуальный предпринима-
тель, руководитель организации или уполномоченное им лицо, а также
соответствующее объединение работодателей.
9. Представители органов государственной власти города Моск-
вы - руководители органов государственной власти города Москвы или
другие уполномоченные лица.
10. Межрегиональные соглашения по социальному партнерству с
участием города Москвы (далее - межрегиональные соглашения с учас-
тием города Москвы), отраслевые (межотраслевые) соглашения с учас-
тием города Москвы - правовые акты, устанавливающие общие принципы
социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических от-
ношений, заключаемые между представителями работников города Моск-
вы, представителями работодателей города Москвы, а в случае необ-
ходимости финансирования реализации положений соглашения из бюдже-
та города Москвы и Правительством Москвы, и полномочными предста-
вителями сторон социального партнерства одного или более субъектов
Российской Федерации.
11. Московское трехстороннее соглашение - правовой акт, уста-
навливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отно-
шений и связанных с ними экономических отношений в городе Москве,
заключаемый Правительством Москвы, объединением (объединениями)
профсоюзов города Москвы, объединением (объединениями) работодате-
лей города Москвы в пределах их компетенции.
12. Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве
- правовой акт, устанавливающий размер минимальной заработной пла-
ты в городе Москве, заключаемый Московской трехсторонней комиссией
на основании переговоров между Правительством Москвы, объединением
(объединениями) профсоюзов города Москвы, объединением (объедине-
ниями) работодателей города Москвы.
13. Городские отраслевые (межотраслевые) соглашения - право-
вые акты, устанавливающие нормы оплаты и другие условия труда, а
также социальные гарантии и льготы для работников определенной от-
расли (нескольких отраслей), заключаемые отраслевыми профсоюзами,
отраслевыми объединениями работодателей и соответствующими отрас-
левыми органами исполнительной власти города Москвы.
14. Территориальные (окружные и районные) соглашения - право-
вые акты, устанавливающие условия труда, а также социальные гаран-
тии и льготы, связанные с территориальными особенностями, заключа-
емые сторонами соглашений на уровне территориальных единиц города
Москвы.
Статья 2. Правовая основа социального партнерства в городе
Москве
1. Правовую основу социального партнерства составляют Консти-
туция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации,
иные федеральные законы и нормы международного права, а также пра-
вовые акты города Москвы, содержащие положения о социально-трудо-
вых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
2. В правовую основу социального партнерства входят также Ге-
неральное соглашение, межрегиональные соглашения с участием города
Москвы, межрегиональные отраслевые (межотраслевые) соглашения с
участием города Москвы, Московское трехстороннее соглашение, Сог-
лашение о минимальной заработной плате в городе Москве, отраслевые
(межотраслевые) и территориальные соглашения, коллективные догово-
ры, заключенные в соответствии с федеральным законодательством и
законодательством города Москвы.
3. Если в сфере совместного ведения Российской Федерации и
города Москвы международные договоры, ратифицированные Российской
Федерацией, а также федеральные нормативные правовое акты содержат
положения, устанавливающие более благоприятные для работников ус-
ловия по сравнению с настоящим Законом, то реализуются положения
международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией, а
также федеральных нормативных правовых актов.
Статья 3. Принципы социального партнерства
Социальное партнерство строится на следующих основных принци-
пах:
1) уважение и учет интересов сторон;
2) заинтересованность сторон в участии в договорных отношени-
ях;
3) содействие государства укреплению и развитию социального
партнерства на демократической основе;
4) соблюдение сторонами социального партнерства и их предста-
вителями трудового законодательства и иных нормативных правовых
актов, содержащих нормы трудового права, норм международного права
и законодательства города Москвы;
5) полномочность представителей сторон;
6) полнота представительства сторон;
7) равноправие сторон и доверие в отношениях;
8) независимость в принятии решений сторонами социального
партнерства;
9) свобода выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу со-
циального партнерства;
10) добровольность принятия сторонами обязательств на основе
взаимного согласования;
11) регулярность проведения консультаций и переговоров по
вопросам, входящим в сферу социального партнерства;
12) реальность обеспечения принятых социальными партнерами
обязательств;
13) обязательность исполнения достигнутых договоренностей;
14) систематичность контроля за выполнением принятых в рамках
социального партнерства соглашений, договоров, решений;
15) ответственность сторон, их представителей, должностных и
иных лиц за невыполнение принятых обязательств, соглашений, дого-
воров, решений;
16) соблюдение предусмотренных федеральным законодательством
примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых спо-
ров;
17) обеспечение функционирования специализированных организа-
ций, созданных сторонами социального партнерства;
18) развитие социального партнерства на всех уровнях;
19) эффективность социального партнерства.
Статья 4. Сфера действия настоящего Закона
Действие настоящего Закона распространяется на работодателей
и их объединения, профсоюзные организации и их объединения, осу-
ществляющие свою деятельность на территории города Москвы, работ-
ников, органы исполнительной власти города Москвы.
Глава 2. Система социального партнерства в городе Москве
Статья 5. Задачи системы социального партнерства в городе
Москве
Система социального партнерства в городе Москве создается для
выполнения следующих основных задач:
1) содействие проведению социально ориентированных экономи-
ческих преобразований в городе Москве;
2) обеспечение эффективного механизма регулирования социаль-
но-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
3) обеспечение стабильного развития гражданского общества;
4) проведение коллективных переговоров, взаимных консультаций
сторон соглашений;
5) участие в разработке и обсуждении проектов законов и иных
нормативных правовых актов;
6) разработка и заключение соглашений, коллективных договоров
в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Зако-
ном;
7) предотвращение коллективных трудовых споров и содействие
разрешению связанных с ними конфликтов.
Статья 6. Формы социального партнерства в городе Москве
Социальное партнерство осуществляется в формах:
1) коллективных переговоров по подготовке проектов коллектив-
ных договоров, соглашений и их заключения;
2) взаимных консультаций сторон соглашений по вопросам регу-
лирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с
ними отношений;
3) участия работников, их представителей в управлении органи-
зацией;
4) участия представителей работников, работодателей и органов
исполнительной власти города Москвы в различных формах досудебного
разрешения коллективных трудовых споров.
Статья 7. Уровни системы социального партнерства в городе
Москве
Система социального партнерства в городе Москве включает сле-
дующие уровни:
1) региональный (городской);
2) отраслевой (межотраслевой) городской;
3) территориальный (окружной и районный);
4) локальный (уровень организации).
Статья 8. Двусторонние и трехсторонние органы системы
социального партнерства в городе Москве
В городе Москве стороны социального партнерства на основе
взаимной договоренности и совместно определенных правил могут фор-
мировать другие двусторонние, трехсторонние органы, способствующие
развитию социального партнерства в регулировании социально-трудо-
вых и иных непосредственно связанных с ними отношений по отдельным
направлениям.
Статья 9. Элементы системы социального партнерства в городе
Москве
В городе Москве система социального партнерства включает в
себя следующие элементы:
1) Московская трехсторонняя комиссия по регулированию соци-
ально-трудовых отношений;
2) специализированные организации по досудебному рассмотрению
коллективных трудовых споров, созданные сторонами социального
партнерства;
3) специализированные организации по оказанию консультацион-
но-правовых услуг, созданные сторонами социального партнерства;
4) Координационный комитет содействия занятости населения го-
рода Москвы;
5) территориальные трехсторонние комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений;
6) отраслевые (межотраслевые) трехсторонние комиссии по регу-
лированию социально-трудовых отношений;
7) комиссии по подготовке, заключению, контролю исполнения
коллективных договоров в организациях;
8) иные двусторонние, трехсторонние органы, формируемые
представителями работников, работодателей, органов исполнительной
власти города Москвы в целях регулирования социально-трудовых и
иных непосредственно связанных с ними отношений на различных уров-
нях;
9) коллективные договоры и соглашения;
10) правовые акты по вопросам взаимодействия сторон и заклю-
чения коллективных договоров и соглашений, принимаемые на различ-
ных уровнях системы социального партнерства.
Статья 10. Московская трехсторонняя комиссия по регулированию
социально-трудовых отношений
1. Московская трехсторонняя комиссия по регулированию соци-
ально-трудовых отношений создается для обеспечения регулирования
социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и
подготовки проектов соглашений, заключения соглашений, а также для
организации контроля за их выполнением на равноправной основе.
2. Московская трехсторонняя комиссия по регулированию соци-
ально-трудовых отношений (далее - Московская трехсторонняя комис-
сия) формируется Правительством Москвы, московскими объединениями
профсоюзов, московскими объединениями работодателей на принципах
согласия из равного количества представителей каждой из сторон не
более пятнадцати человек, уполномоченных Правительством Москвы,
объединениями профсоюзов, объединениями работодателей.
3. Московская трехсторонняя комиссия руководствуется в своей
деятельности федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, законами и иными нормативными право-
выми актами города Москвы, а также Положением и Регламентом, кото-
рые утверждаются Правительством Москвы, полномочными органами мос-
ковских объединений профсоюзов, московских объединений работодате-
лей.
4. К полномочиям Московской трехсторонней комиссии относятся:
1) выработка мер социально ориентированных экономических пре-
образований в городе Москве и их реализация, регулирование соци-
ально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений,
ведение коллективных переговоров, подготовка проекта, обсуждение и
заключение Московского трехстороннего соглашения и Соглашения о
минимальной заработной плате в городе Москве;
2) практическое и методическое содействие заключению коллек-
тивных договоров, городских отраслевых (межотраслевых) соглашений,
территориальных соглашений;
3) принятие решений о создании на городском уровне системы
социального партнерства двусторонних, трехсторонних органов для
регулирования отдельных проблем социально-трудовых отношений и
связанных с ними экономических отношений, определение порядка их
формирования и взаимодействия;
4) проведение экспертизы городских отраслевых (межотраслевых)
соглашений, территориальных соглашений в целях обеспечения коорди-
нации в регулировании социально-трудовых отношений и связанных с
ними экономических отношений с учетом специфики отраслей, профес-
сий, административных округов города Москвы и общегородских инте-
ресов;
5) участие в разработке городских отраслевых (межотраслевых)
соглашений, территориальных соглашений;
6) принятие решений о дате подписания Московского трехсторон-
него соглашения и по другим вопросам, входящим в ее компетенцию,
которые обязательны для рассмотрения органами исполнительной влас-
ти города Москвы, профсоюзами, работодателями и их объединениями,
действующими на территории города Москвы;
7) осуществление контроля за выполнением соглашений в сфере
социального партнерства;
8) принятие решений о привлечении к ответственности лиц, не
выполняющих соглашения, коллективные договоры;
9) содействие своевременному предотвращению коллективных тру-
довых споров, конфликтных ситуаций;
10) содействие разрешению разногласий по поводу заключения и
реализации соглашений, коллективных договоров, заключаемых в сис-
теме социального партнерства;
11) внесение предложений о принятии законов и иных норматив-
ных правовых актов города Москвы по вопросам социально-трудовых
отношений и связанных с ними экономических отношений;
12) участие в разработке и обсуждении проектов законов и иных
нормативных правовых актов города Москвы по вопросам социаль-
но-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений;
13) принятие решений о создании специализированных организа-
ций по досудебному рассмотрению коллективных трудовых споров и
оказанию консультационно-правовых услуг;
14) принятие иных решений.
5. Разногласия между сторонами, возникающие в ходе работы
Московской трехсторонней комиссии, разрешаются на основе взаимных
консультаций в порядке, предусмотренном федеральным законодатель-
ством.
Статья 11. Координационный комитет содействия занятости
населения города Москвы
Координационный комитет содействия занятости населения города
Москвы формируется Правительством Москвы, московскими объединения-
ми профсоюзов, московскими объединениями работодателей при участии
других заинтересованных организаций для выработки согласованных
решений по определению и реализации политики занятости, координа-
ции действий в данной области.
Статья 12. Московское трехстороннее соглашение и Соглашение о
минимальной заработной плате в городе Москве
1. Московское трехстороннее соглашение разрабатывается на ос-
нове переговоров и заключается Правительством Москвы, московским
объединением профсоюзов, московским объединением работодателей.
2. Московское трехстороннее соглашение распространяется на
работников, работодателей, органы исполнительной власти города
Москвы, которые уполномочили своих представителей заключить согла-
шение от их имени.
3. Условия, содержащиеся в Московском трехстороннем соглаше-
нии, не могут ухудшать положение работников по сравнению с феде-
ральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города
Москвы, Генеральным соглашением, общероссийскими отраслевыми (ме-
жотраслевыми), межрегиональными соглашениями с участием города
Москвы, межрегиональными отраслевыми соглашениями (межотраслевыми
соглашениями) с участием города Москвы на соответствующий период.
4. Условия, содержащиеся в Московском трехстороннем соглаше-
нии, учитываются при принятии законов и иных нормативных правовых
актов города Москвы по вопросам социально-трудовых отношений и
связанных с ними экономических отношений.
5. Разработка, согласование, принятие и утверждение Московс-
кого трехстороннего соглашения осуществляется в следующем порядке:
1) проект Московского трехстороннего соглашения разрабатыва-
ется на основе переговоров между полномочными представителями сто-
рон социального партнерства в городе Москве в соответствии с феде-
ральным законодательством, настоящим Законом и решениями Московс-
кой трехсторонней комиссии;
2) регулирование разногласий в ходе переговоров при заключе-
нии и исполнении Московского трехстороннего соглашения осуществля-
ется в соответствии с федеральным законодательством и законода-
тельством города Москвы;
3) дата принятия Московского трехстороннего соглашения Мос-
ковской трехсторонней комиссией является моментом окончания кол-
лективных переговоров по его заключению;
4) в принятый Московской трехсторонней комиссией проект Мос-
ковского трехстороннего соглашения внесение дополнений и изменений
в одностороннем порядке не допускается;
5) Московское трехстороннее соглашение подлежит подписанию до
истечения срока действия ранее заключенного соглашения, после при-
нятия полномочными органами всех сторон решения о подписании сог-
лашения.
6. Московское трехстороннее соглашение не позднее пятнадцати
дней после его подписания публикуется в официальных изданиях Пра-
вительства Москвы - в журнале "Вестник Мэра и Правительства Моск-
вы", газете "Тверская, 13" и размещается на официальном сайте Пра-
вительства Москвы.
7. Московское трехстороннее соглашение вступает в силу через
10 дней после его официального опубликования.
8. Работники и работодатели, не участвовавшие в заключении
Московского трехстороннего соглашения, имеют право присоединиться
к нему после его подписания.
9. Действие Московского трехстороннего соглашения распростра-
няется на все организации в городе Москве, не подавшие в Московс-
кую трехстороннюю комиссию в течение 30 календарных дней со дня
совместного опубликования текста соглашения и обращения руководи-
теля уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о
присоединении к нему письменное мотивированное заявление о своем
несогласии с конкретными обязательствами данного соглашения или
данного соглашения в целом.
10. Московское трехстороннее соглашение действует также в от-
ношении работодателей - федеральных государственных учреждений,
муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из
соответствующих бюджетов в случае, когда оно заключено от их имени
соответствующим органом государственной власти или органом местно-
го самоуправления.
11. При внесении в соответствии с частью 9 настоящей статьи
мотивированного заявления о своем несогласии с содержанием Мос-
ковского трехстороннего соглашения указанное соглашение действует
в отношении организации за исключением обязательств, по которым
было внесено мотивированное заявление о несогласии.
12. Срок действия соглашения определяется сторонами в согла-
шении и не может превышать трех лет.
13. Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве
разрабатывается и заключается Московской трехсторонней комиссией
на основе переговоров между Правительством Москвы, объединением
(объединениями) профсоюзов города Москвы, объединением (объедине-
ниями) работодателей города Москвы.
14. Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве
распространяется на работодателей, осуществляющих деятельность на
территории города Москвы, присоединившихся в порядке, предусмот-
ренном статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, за
исключением работников организацией, финансируемых из федерального
бюджета.
15. Размер минимальной заработной платы в городе Москве уста-
навливается с учетом социально-экономических условий и величины
прожиточного минимума трудоспособного населения в городе Москве и
не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установлен-
ного федеральным законом.
16. Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве
вместе с Обращением к работодателю, осуществляющим деятельность на
территории города Москвы, не позднее пятнадцати дней после его
подписания публикуется в официальных изданиях Правительства Москвы
- в журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы", газете "Тверс-
кая, 13" и размещается на официальном сайте Правительства Москвы.
17. Действие Соглашения о минимальной заработной плате в го-
роде Москве распространяется на все организации в городе Москве,
не подавшие в Московскую трехстороннюю комиссию в течение 30 ка-
лендарных дней со дня официального опубликования предложения о
присоединении к Соглашению письменный мотивированный отказ присое-
диниться к нему с приложением протокола консультаций работодателя с
выборным органом первичной профсоюзной организации в случае его
наличия и предложения по срокам повышения минимальной заработной
платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашени-
ем.
Статья 13. Специализированные организации по досудебному
рассмотрению коллективных трудовых споров и
оказанию консультационно-правовых услуг
Решениями Московской трехсторонней комиссии могут создаваться
следующие специализированные организации:
1) по досудебному рассмотрению коллективных трудовых споров;
2) по оказанию консультационно-правовых услуг в сфере соци-
ально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
Статья 14. Городские отраслевые (межотраслевые) соглашения
1. Городские отраслевые (межотраслевые) соглашения:
1) разрабатываются на основе переговоров и заключаются Прави-
тельством Москвы в лице уполномоченных отраслевых и функциональных
органов исполнительной власти города Москвы соответствующими от-
раслевыми объединениями профсоюзов и соответствующими объединения-
ми работодателей;
2) принимаются после принятия Московского трехстороннего сог-
лашения;
3) распространяются на работников и работодателей, органы ис-
полнительной власти города Москвы, которые уполномочили своих
представителей заключить соглашение от их имени, а также на работ-
ников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его
заключения.
2. Условия, содержащиеся в городских отраслевых (межотрасле-
вых) соглашениях, не могут ухудшать положение работников по срав-
нению с федеральными законами и иными нормативными правовыми акта-
ми Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми
актами города Москвы, Генеральным соглашением, общероссийскими от-
раслевыми (межотраслевыми) соглашениями, межрегиональными соглаше-
ниями с участием города Москвы, межрегиональными отраслевыми (ме-
жотраслевыми) соглашениями с участием города Москвы, Московским
трехсторонним соглашением на соответствующий период.
3. Городские отраслевые (межотраслевые) соглашения должны
учитываться при принятии соответствующих нормативных правовых ак-
тов города Москвы.
4. Регулирование разногласий в ходе переговоров, при заключе-
нии и исполнении городских отраслевых (межотраслевых) соглашений
производится в соответствии с федеральными законами и иными норма-
тивными правовыми актами Российской Федерации.
5. Одобренный сторонами проект городского отраслевого (межот-
раслевого) соглашения подлежит обязательной экспертизе в Московс-
кой трехсторонней комиссии в соответствии с Порядком регистрации
коллективных договоров и соглашений в городе Москве, утвержденным
Московской трехсторонней комиссией, после чего в трехдневный срок
подлежит подписанию.
6. Дата принятия соглашения является моментом окончания кол-
лективных переговоров по его заключению.
7. Представитель Правительства Москвы, подписавший соглаше-
ние, имеет право предложить работодателям и работникам организа-
ций, по тем или иным причинам не участвовавшим в заключении го-
родского отраслевого (межотраслевого) соглашения, но в организаци-
ях которых не менее пятидесяти процентов работников принадлежит к
отрасли, профессии, в рамках которых заключено соглашение, присое-
диниться к данному соглашению.
8. Если работодатели или соответствующие представители работ-
ников в течение 30 календарных дней с момента получения предложе-
ния в соответствии с частью 7 настоящей статьи не представили
письменное мотивированное заявление о своем несогласии с конкрет-
ными обязательствами данного соглашения или соглашения в целом, то
соглашение считается распространенным на данных работодателей и
работников с момента получения предложения.
9. При внесении в соответствии с частью 8 настоящей статьи
мотивированного заявления о своем несогласии с содержанием согла-
шения указанное соглашение действует в отношении организации, за
исключением обязательств, по которым было внесено мотивированное
заявление о несогласии.
10. Срок действия соглашения определяется сторонами в согла-
шении и не может превышать трех лет.
Статья 15. Территориальные соглашения
1. Территориальные соглашения:
1) разрабатываются на основе переговоров и заключаются терри-
ториальными органами исполнительной власти города Москвы, московс-
кими объединениями профсоюзов в лице полномочных представителей в
административных округах и районах города Москвы, территориальными
(окружными, районными) объединениями работодателей;
2) принимаются после принятия Московского трехстороннего сог-
лашения;
3) распространяются на работников, работодателей, территори-
альный орган исполнительной власти города Москвы, которые уполно-
мочили своих представителей разработать и заключить соглашение от
их имени.
2. Территориальные соглашения не могут ухудшать положение ра-
ботников по сравнению с федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, законами и иными норматив-
ными правовыми актами города Москвы, Генеральным соглашением, об-
щероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, межрегио-
нальными соглашениями с участием города Москвы, межрегиональными
отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями с участием города Моск-
вы, Московским трехсторонним соглашением, городскими отраслевыми
(межотраслевыми) соглашениями.
3. Условия, содержащиеся в территориальных соглашениях, учи-
тываются при принятии правовых актов сторонами соглашения.
4. Регулирование разногласий в ходе переговоров при заключе-
нии и выполнении территориального соглашения осуществляется в со-
ответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
5. Одобренный сторонами проект территориального соглашения
подлежит обязательной экспертизе в Московской трехсторонней комис-
сии в соответствии с Порядком регистрации коллективных договоров и
соглашений в городе Москве, утвержденным Московской трехсторонней
комиссией, после чего в трехдневный срок подлежит подписанию.
6. Дата принятия соглашения является моментом окончания кол-
лективных переговоров по его заключению.
7. Представитель территориального органа исполнительной влас-
ти города Москвы, подписавший соглашение, имеет право предложить
работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения,
присоединиться к нему.
8. Если работодатели или соответствующие представители работ-
ников в течение 30 календарных дней с момента получения предложе-
ния в соответствии с частью 7 настоящей статьи не представили
письменное мотивированное заявление о своем несогласии с конкрет-
ными обязательствами данного соглашения или соглашения в целом, то
указанное соглашение распространяется на данных работодателей и
работников с момента получения предложения.
9. При внесении в соответствии с частью 8 настоящей статьи
мотивированного заявления о своем несогласии с содержанием согла-
шения указанное соглашение действует в отношении организации, за
исключением обязательств, по которым было внесено мотивированное
заявление о несогласии.
10. Срок действия соглашения определяется сторонами в согла-
шении и не может превышать трех лет.
Статья 16. Коллективный договор
1. Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социаль-
но-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпри-
нимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их
представителей.
2. Организации, заключившие коллективные договоры, обладают
по представлению Московской трехсторонней комиссии и других орга-
нов социального партнерства при прочих равных условиях преимущест-
венным правом на рассмотрение вопросов обеспечения социальной и
экономической деятельности, социальной защиты работников в Прави-
тельстве Москвы, отраслевых, функциональных и территориальных ор-
ганах исполнительной власти города Москвы, объединениях работода-
телей, профсоюзов.
Статья 17. Вступление в коллективные переговоры
1. Представители сторон, получившие предложение в письменной
форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в пере-
говоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного
предложения, направив инициатору проведения коллективных перегово-
ров ответ с указанием своих представителей для участия в работе
комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий.
2. Неполучение инициатором проведения коллективных перегово-
ров ответа в соответствии с частью 1 настоящей статьи расценивает-
ся как отказ от вступления в коллективные переговоры.
Статья 18. Распространение действия соглашений, присоединение
к соглашениям
1. В случае если на работников одновременно распространяются
несколько соглашений, действуют условия соглашения, наиболее бла-
гоприятные для работников.
2. Московские организации профсоюзов и их объединения, мос-
ковские объединения работодателей, не участвовавшие в переговорах
по заключению Московского трехстороннего, отраслевого, межотрасле-
вого соглашения, могут присоединиться к ним, направив каждой из
сторон письменное уведомление об этом и принятии на себя обяза-
тельств соответствующей стороны.
Статья 19. Порядок подписания, уведомительная регистрация
соглашений и коллективных договоров в городе
Москве
1. Порядок подписания соглашений и коллективных договоров оп-
ределяется их сторонами.
2. Порядок уведомительной регистрации соглашений, коллектив-
ных договоров, а также внесения в них изменений утверждается Мос-
ковской трехсторонней комиссией.
3. Вступление коллективных договоров и соглашений в силу не
зависит от факта уведомительной регистрации.
Глава 3. Социально-трудовые стандарты и нормативы
Статья 20. Договорные социально-трудовые стандарты
1. Московским трехсторонним соглашением, городскими отрасле-
выми соглашениями, коллективными договорами могут устанавливаться
договорные социально-трудовые стандарты в области:
1) обеспечения занятости, в том числе высвобождаемых работни-
ков;
2) условий труда работников, в том числе женщин, молодежи,
инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;
3) обучения, переобучения, повышения квалификации работников
за счет работодателя;
4) гарантий и льгот работникам, совмещающим работу с обучени-
ем;
5) экологической безопасности и охраны здоровья работников на
производстве;
6) оздоровления и отдыха работников и членов их семей;
7) соблюдения интересов работников при приватизации организа-
ции;
8) в иных областях.
2. Перечень и содержание договорных социально-трудовых стан-
дартов устанавливается в коллективных договорах, соглашениях и оп-
ределяется их сторонами по итогам переговоров.
Статья 21. Содержание договорных социально-трудовых стандартов
1. Договорные социально-трудовые стандарты должны обеспечи-
вать минимизацию расходов времени, действий, количества документов
и иных ресурсов, требуемых для удовлетворения основных потребнос-
тей работников в сфере социально-трудовых отношений и связанных с
ними экономических отношений.
2. Договорные социально-трудовые стандарты должны содержать:
1) перечень документов, определяющих состав и последователь-
ность действий сторон;
2) требования к срокам совершения соответствующих действий и
принятия решений;
3) условия доступа к достоверной экономической информации;
4) перечень исчерпывающих оснований отказа;
5) описание результата, который должен получить работник;
6) требования к сторонам коллективного договора, в том числе
к их служебному поведению и квалификации по обеспечению и соблюде-
нию договорных социально-трудовых стандартов;
7) порядок подачи, регистрации и рассмотрения претензий и жа-
лоб на несоблюдение договорных социально-трудовых стандартов;
8) порядок исправления возможных недостатков договорных соци-
ально-трудовых стандартов и размер возмещения ущерба;
9) и другие по согласованию сторон.
3. Договорные социально-трудовые стандарты могут содержать
иные, помимо указанных в части 2 настоящей статьи, положения, не-
обходимые для повышения качества и доступности удовлетворения ос-
новных потребностей работников, в сфере социально-трудовых и свя-
занных с ними экономических отношений.
4. Каждая из сторон социального партнерства вправе по собс-
твенной инициативе разработать проект договорного социально-трудо-
вого стандарта и внести его на рассмотрение в соответствующую ко-
миссию по регулированию социально-трудовых отношений.
5. Договорные социально-трудовые стандарты ежегодно рассмат-
риваются Московской трехсторонней комиссией в рамках подготовки к
заключению Московского трехстороннего соглашения на очередной год.
Статья 22. Социально-трудовые нормативы в городе Москве
1. Социально-трудовые нормативы для отдельных отраслей в го-
роде Москве могут устанавливаться в соответствующих городских от-
раслевых соглашениях по итогам консультаций и переговоров.
2. Московским трехсторонним соглашением, городскими отрасле-
выми соглашениями, коллективными договорами могут устанавливаться
следующие социально-трудовые нормативы:
1) рабочего времени и времени отдыха, включая предоставления
и продолжительности отпусков;
2) размеров оплаты труда;
3) размеров пособий и компенсаций;
4) иные социально-трудовые нормативы, определенные сторонами.
3. Перечень социально-трудовых нормативов устанавливается в
коллективных договорах и соглашениях и определяется соответствую-
щими сторонами по итогам переговоров.
4. Стороны соглашений предпринимают меры по увеличению соци-
ально-трудовых нормативов и повышению их уровня.
Статья 23. Соотношение социально-трудовых нормативов с
государственными социальными и трудовыми
гарантиями, обязательствами межрегиональных
соглашений и межрегиональных отраслевых
(межотраслевых) соглашений с участием города
Москвы, Московского трехстороннего соглашения,
городских отраслевых соглашений, территориальных
соглашений и коллективных договоров организаций
1. Социально-трудовые нормативы не могут быть ниже соответс-
твующих показателей, устанавливаемых Генеральным соглашением, от-
раслевыми (межотраслевыми) соглашениями, заключаемыми на федераль-
ном уровне.
2. Социально-трудовые нормативы, установленные Московским
трехсторонним соглашением, не могут быть ниже социально-трудовых
нормативов, установленных межрегиональными соглашениями с участием
города Москвы и межрегиональными отраслевыми (межотраслевыми) сог-
лашениями с участием города Москвы.
3. Социально-трудовые нормативы, установленные иными соглаше-
ниями, заключенными в городе Москве, и коллективными договорами,
не могут быть ниже социально-трудовых нормативов, установленных
межрегиональными соглашениями с участием города Москвы, межрегио-
нальными отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями с участием го-
рода Москвы, Московским трехсторонним соглашением.
Глава 4. Права, обязанности и ответственность в сфере
социального партнерства
Статья 24. Коллективные переговоры
1. Представители работников и работодателей имеют равные пра-
ва на ведение переговоров по заключению соглашений, коллективных
договоров.
2. Инициатором переговоров по разработке, заключению и изме-
нению Московского трехстороннего соглашения, городских отраслевых
(межотраслевых) соглашений и коллективных договоров вправе высту-
пить любая сторона, имеющая право на участие в заключении соот-
ветствующего соглашения или коллективного договора.
3. Сторона соглашения, коллективного договора, получившая
письменное уведомление от другой стороны с предложением о начале
переговоров по заключению соглашения, коллективного договора, обя-
зана не позднее семи дней начать переговоры.
4. Если первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объ-
единения выступают инициаторами ведения коллективных переговоров,
то работодатели, их объединения, органы исполнительной власти го-
рода Москвы, имеющие право на участие в заключении соответствующе-
го соглашения или коллективного договора, обязаны вести с ними пе-
реговоры и заключать соглашения, коллективные договоры на согласо-
ванных сторонами условиях.
Статья 25. Получение информации
1. Стороны соглашений, коллективных договоров обеспечиваются
полной и достоверной информацией по социально-трудовым отношениям
и связанным с ними вопросам, необходимой для ведения переговоров и
консультаций, заключения соглашений, коллективных договоров, конт-
роля за ходом их исполнения, в соответствии с федеральными закона-
ми и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Стороны соглашений, коллективных договоров обязаны своев-
ременно предоставлять друг другу информацию, позволяющую предотв-
ращать конфликтные ситуации в области социально-трудовых отношений
и связанных с ними экономических отношений.
Статья 26. Посещение организаций
Представители сторон вправе посещать организации, на которые
распространяются соглашения, коллективные договоры, в случаях и
порядке, предусмотренными федеральным законодательством, соглаше-
нием, коллективным договором.
Статья 27. Инициатива в правотворчестве
Московские организации профсоюзов и их объединения, московс-
кие объединения работодателей вправе обращаться в Московскую го-
родскую Думу, органы исполнительной власти города Москвы с предло-
жениями по разработке проектов законов и иных нормативных правовых
актов города Москвы по социально-трудовым и иным непосредственно
связанным с ними вопросам в установленном порядке.
Статья 28. Взаимные консультации
1. Стороны соглашений, коллективных договоров вправе прово-
дить взаимные консультации по социально-трудовым отношениям и свя-
занным с ними вопросам, в том числе необходимые для ведения пере-
говоров, заключения соглашений, коллективных договоров, контроля
за ходом их исполнения. Инициатором проведения таких консультаций
может выступать каждая из сторон соглашения, коллективных догово-
ров.
2. Сторона соглашения, коллективного договора обязана присту-
пить к консультациям с другой стороной не позднее семи дней после
поступления от нее письменного уведомления.
Статья 29. Участие в рассмотрении социально-трудовых и иных
непосредственно связанных с ними вопросов
Стороны соглашений, коллективных договоров вправе участвовать
в рассмотрении социально-трудовых отношений и связанных с ними
вопросов.
Статья 30. Распространение информации
Московские организации профсоюзов и их объединения, московс-
кие объединения работодателей имеют право в установленном ими по-
рядке на распространение информации по социально-трудовым отноше-
ниям и связанным с ними вопросам через средства массовой информа-
ции.
Статья 31. Выполнение решений по вопросам соглашений,
коллективных договоров. Рассмотрение обращений
сторон
Стороны соглашений, коллективных договоров должны:
1) выполнять обязательства, включенные в соглашения, коллек-
тивные договоры;
2) рассматривать взаимные обращения по социально-трудовым от-
ношениям и связанным с ними вопросам;
3) принимать решения, направленные на своевременное выполне-
ние достигнутых договоренностей.
Статья 32. Эффективность функционирования системы социального
партнерства в городе Москве
В городе Москве эффективность функционирования системы соци-
ального партнерства обеспечивается путем осуществления мероприя-
тий, разработанных по результатам мониторинга в сфере социаль-
но-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений,
а также иных мер, определенных сторонами социального партнерства.
Статья 33. Ответственность сторон социального партнерства
1. Ответственность сторон социального партнерства наступает в
порядке и на условиях, предусмотренных федеральным законодательст-
вом.
2. По требованию представителей работников работодатель обя-
зан принять меры, предусмотренные федеральным законодательством, к
руководителю, по вине которого нарушаются или не выполняются усло-
вия коллективного договора.
3. По требованию работодателя представительный орган работни-
ков обязан принять меры к работникам, по вине которых нарушаются
или не выполняются условия коллективного договора.
Статья 34. Выполнение обязательств
Привлечение виновных лиц к ответственности за нарушения в
сфере социального партнерства не освобождает стороны (сторону) от
выполнения обязательств по соглашению, коллективному договору.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 35. Вступление настоящего Закона в силу
1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его
официального опубликования.
2. Признать утратившими силу:
1) Закон города Москвы от 22 октября 1997 г. N 44 "О социаль-
ном партнерстве";
2) Закон города Москвы от 19 декабря 2001 г. N 72 "О внесении
изменений в статью 24 Закона города Москвы от 22 октября 1997 года
N 44 "О социальном партнерстве";
3) Закон города Москвы от 16 января 2002 г. N 3 "О внесении
изменений в Закон города Москвы от 22 октября 1997 года N 44 "О
социальном партнерстве";
4) Закон города Москвы от 19 мая 2004 г. N 30 "О внесении из-
менений и дополнений в Закон города Москвы от 22 октября 1997 года
N 44 "О социальном партнерстве".
.
П Е Р Е Ч Е Н Ь
законов города Москвы, указов Мэра Москвы, постановлений
Правительства Москвы, имеющих нормативный характер,
постановлений Московской городской Думы, подлежащих
признанию утратившими силу или изменению в связи
с принятием закона города Москвы "О социальном партнерстве
в городе Москве"
В связи с принятием закона потребуется признать утратившими
силу:
1) Закон города Москвы от 22 октября 1997 г. N 44 "О социаль-
ном партнерстве";
2) Закон города Москвы от 19 декабря 2001 г. N 72 "О внесении
изменений в статью 24 Закона города Москвы от 22 октября 1997 года
N 44 "О социальном партнерстве";
3) Закон города Москвы от 16 января 2002 г. N 3 "О внесении
изменений в Закон города Москвы от 22 октября 1997 года N 44 "О
социальном партнерстве";
4) Закон города Москвы от 19 мая 2004 г. N 30 "О внесении из-
менений и дополнений в Закон города Москвы от 22 октября 1997 года
N 44 "О социальном партнерстве".
.
П Е Р Е Ч Е Н Ь
законов города Москвы, указов Мэра Москвы, постановлений
Правительства Москвы, имеющих нормативный характер,
постановлений Московской городской Думы, принятие которых
необходимо в целях реализации закона города Москвы "О социальном
партнерстве в городе Москве"
Принятие закона города Москвы "О социальном партнерстве в
городе Москве" не потребует принятия законов города Москвы, указов
Мэра Москвы, постановлений Правительства Москвы, имеющих норматив-
ных характер, постановлений Московской городской Думы.
.
Финансово-экономическое обоснование
проекта Закона города Москвы "О социальном партнерстве
в городе Москве"
Реализация Закона города Москвы "О социальном партнерстве в
городе Москве" не потребует выделения дополнительных средств из
бюджета города Москвы.
Верно: