В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и
статьей 35 Устава города Москвы
МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы
проект федерального закона <О внесении изменений в статью 39 части
первой и статью 251 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации>.
2. Поручить представление указанного законопроекта на всех этапах
его рассмотрения в Государственной Думе депутату Московской городской
Думы С.С.Митрохину.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
Председателя Московской городской Думы.
П.п. Председатель Московской В.М.Платонов
городской Думы
Вносится Московской
городской Думой
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статью 39 части первой и статью 251
части второй Налогового кодекса Российской Федерации
Статья 1
Внести в пункт 3 статьи 39 части первой Налогового кодекса
Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации,
1998, № 31, ст. 3824; 1999, № 28, ст. 3487; 2001, № 53, ст. 5016; 2003,
№ 23,ст. 2174; № 52, ст. 5037; 2004, № 27, ст. 2711; 2005, № 45, ст.
4585; 2006, № 31, ст. 3436; 2007, № 1, ст. 31) изменение, дополнив
подпункт 3 словами <, в том числе поступление средств товариществам
собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, иным
специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях
удовлетворения потребностей граждан в жилье, на управление общим
имуществом, его содержание, обслуживание, сохранение, текущий и
капитальный ремонт, а также на оплату коммунальных услуг, оказываемых
собственникам и пользователям помещений>.
Статья 2
Внести в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32,
ст. 3340; 2001, № 1, ст. 18; № 23, ст. 2289; № 33, ст. 3413, 3421, 3429;
№ 49, ст. 4554; № 53, ст. 5023; 2002, № 1, ст. 4; № 22, ст. 2026; № 30,
ст. 3021, 3027, 3033; № 52, ст. 5138; 2003, № 1, ст. 2, 6, 11; № 19, ст.
1749; № 23, ст. 2174; № 28, ст. 2886; № 46, ст. 4435; № 52, ст. 5030;
2004, № 27, ст. 2711, 2713;№ 30, ст. 3088; № 31, ст. 3219, 3220, 3231;
№ 34, ст. 3517, 3520, 3522, 3525;№ 35, ст. 3607; № 41, ст. 3994; № 49,
ст. 4840; 2005, № 1, ст. 30, 31; № 24, ст. 2312; № 30, ст. 3112, 3118,
3128; № 43, ст. 4350; № 52, ст. 5581; 2006, № 3, ст. 280; № 23, ст. 2382;
№ 31, ст. 3433, 3436, 3443, 3450, 3452; № 45, ст. 4627, 4630; 2007, № 1,
ст. 31, 39) следующие изменения:
1) пункт 1 дополнить подпунктом 34 следующего содержания:
<34) в виде сумм процентов по договорам банковского счета,
банковского вклада, полученных товариществами собственников жилья,
жилищными, жилищно-строительными кооперативами, иными
специализированными потребительскими кооперативами, созданными в
целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, направляемых на
осуществление их уставной деятельности.>;
2) пункт 2 дополнить подпунктом 16 следующего содержания:
<16) средства, которые получены товариществом собственников
жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом, иным
специализированным потребительским кооперативом, созданным в целях
удовлетворения потребностей граждан в жилье, на управление общим
имуществом, содержание, обслуживание, сохранение, текущий и
капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.>.
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного
месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа
очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона <О внесении изменений в статью 39
части первой и статью 251 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации>
Законопроект направлен на устранение препятствий в деятельности
товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных
кооперативов, иных специализированных потребительских кооперативов,
созданных в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.
Законопроект устраняет различное толкование закона при определении
налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Жилищные, жилищно-строительные кооперативы и товарищества
собственников жилья представляют собой основанные на членстве
некоммерческие организации, объединения собственников помещений в
многоквартирном доме. В соответствии с Жилищным кодексом Российской
Федерации целью их создания, то есть предметом их уставной деятельности,
является совместное управление собственниками общим имуществом в
многоквартирном доме, обеспечение содержания, обслуживания, текущего и
капитального ремонта и сохранения общего имущества.
Средства, поступающие указанным организациям от собственников
помещений в многоквартирном доме на обеспечение эксплуатации общего
имущества, - это средства на ведение ими своей уставной деятельности.
Если эти средства используются по своему назначению, то в соответствии с
пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации они
являются целевыми поступлениями.
Однако в перечне целевых поступлений, предусмотренном пунктом 2
статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, отсутствует такой их
вид, как средства, поступающие от собственников или пользователей
помещений на обеспечение эксплуатации общего имущества в
многоквартирном доме. Это дает представителям налоговой службы
формальное основание считать указанные средства объектом
налогообложения, что приводит к грубому искажению действительности и
неправомерному завышению бремени расходов собственников.
В письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов Российской Федерации от 5 мая 2006 года
№ 03-03-05/8 указывается, что <плата членов ТСЖ за услуги (работы) по
обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического
состояния жилого дома и придомовой территории; технической
инвентаризации жилого дома; содержанию и ремонту жилых и нежилых
помещений; капитальному ремонту жилого дома, а также плата за
коммунальные услуги является выручкой от реализации работ, услуг и,
соответственно, учитывается ТСЖ при определении налоговой базы по
налогу на прибыль организации>.
Такое толкование опровергается рядом судебных решений.
Средства, поступающие от собственников помещений на обеспечение
эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с
законом полностью расходуются на эти цели. Экономия средств
засчитывается, а перерасход возмещается в полной мере в последующий
отчетный период. Таким образом, средства на обеспечение эксплуатации
общего имущества должны признаваться целевыми поступлениями и быть
освобождены от налогообложения.
Пункт 1 статьи 2 законопроекта устанавливает, что доходы,
которые получены товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-
строительными кооперативами, иными специализированными
потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения
потребностей граждан в жилье, в виде сумм процентов по договорам
банковского счета, банковского вклада, освобождаются от уплаты налога
на прибыль организаций.
Освобождение от уплаты налога на прибыль организаций по доходам
в виде сумм процентов по договорам банковского счета, банковского вклада
создаст условия для накопления денежных средств на счетах товариществ
собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов,
иных специализированных потребительских кооперативов на капитальный
ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Московская городская Дума
Редактор проекта:
депутат
С.С.Митрохин
621-47-73
25 апреля 2007 года
Приложение 1
к проекту федерального закона
<О внесении изменений в статью 39
части первой и статью 251 части
второй Налогового кодекса
Российской Федерации>
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию
в связи с принятием проекта федерального закона <О внесении
изменений в статью 39 части первой и статью 251 части
второй Налогового кодекса Российской Федерации>
Принятие данного проекта федерального закона не потребует
признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия
актов федерального законодательства.
Московская городская Дума
Редактор проекта:
депутат
С.С.Митрохин
621-47-73
25 апреля 2007 года
Приложение 2
к проекту федерального закона
<О внесении изменений в статью 39
части первой и статью 251 части
второй Налогового кодекса
Российской Федерации>
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона <О внесении изменений в статью 39
части первой и статью 251 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации>
Принятие данного проекта федерального закона не потребует
дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств
федерального бюджета.
Принятие статьи 1 и пункта 2 статьи 2 законопроекта не повлечет
уменьшения поступлений в федеральный бюджет, так как средства,
поступающие на счета товариществ собственников жилья, жилищных,
жилищно-строительных кооперативов, иных специализированных
потребительских кооперативов на содержание, техническое обслуживание,
санитарное содержание, текущий и капитальный ремонт, управление
эксплуатацией общего имущества в многоквартирном доме, а также плата за
коммунальные услуги не должны облагаться налогом на прибыль в
соответствии с действующим Налоговым кодексом Российской Федерации.
Деятельность указанных организаций по оказанию услуг своим членам
происходит не на основе возмездного договора, а на основе членства.
Освобождение от налога на прибыль указанных средств будет
способствовать увеличению вложений в содержание жилищного фонда и его
сохранению.
Принятие пункта 1 статьи 2 проекта федерального закона может
повлечь незначительное сокращение налоговых доходов федерального
бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Однако сокращение
не окажет существенного влияния на доходы бюджетов, так как в настоящее
время накопление денежных средств на счетах товариществ собственников
жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов, иных
специализированных потребительских кооперативов, созданных для
удовлетворения потребностей граждан в жилье, практически не ведется.
Оно является невыгодным в условиях действующей системы налогообложения.
В целом данных по Российской Федерации нет, но можно
предположить, что средние остатки на счетах указанных организаций не
превышают 200 тыс. рублей, что позволяет получать доход в размере 0,01
процента в год. Примерная численность указанных организаций - 30 тысяч.
Сумма налога
(24 процента) распределяется между федеральным бюджетом и бюджетами
субъектов Российской Федерации в отношении 6,5 к 17,5.
Возможные потери федерального бюджета в результате принятия
пункта 1 статьи 2 проекта федерального закона могут составить
ориентировочно 3-4 млн. рублей в год (200 000 х 30 000 х 0,01 х 0,24 :
24 х 6,5 = 3 900 000), суммарные потери бюджетов субъектов Российской
Федерации - 10-11 млн. рублей в год (200 000 х 30 000 х 0,01 х 0,24 :
24 х 17,5 = 10 500 000).
Вместе с тем нельзя не учитывать, что принятие данного проекта
федерального закона будет способствовать созданию благоприятных условий
для деятельности указанных организаций. Освобождение их от уплаты
налога на прибыль организаций по доходам в виде сумм процентов по
договорам банковского счета, банковского вклада будет способствовать
увеличению вложений в капитальный ремонт жилищного фонда, его
сохранению.
Московская городская Дума
Редактор проекта:
депутат
С.С.Митрохин
621-47-73
25 апреля 2007 года