Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 760-ПП от 4 октября 2005 года

Об Экологической доктрине города Москвы

     Для решения городских экологических проблем была  разработана
и одобрена 19 июля 1999 г. решением Экологического консультативно-
го совета при Мэре г.Москвы  Концепция  обеспечения  экологической
безопасности города Москвы, которая стала базовым документом горо-
да, определяющим стратегические направления экологической политики
мегаполиса в увязке с эколого-градостроительным развитием.
     Определяющим экологическим документом города на 2003-2005 го-
ды стала  Целевая  среднесрочная  экологическая  программа  города
Москвы, определившая ключевые направления в области охраны окружа-
ющей среды и природопользования.  Мероприятия по улучшению состоя-
ния  окружающей среды,  намеченные к реализации указанной програм-
мой,  вошли в перечень приоритетных работ градостроительных планов
развития территорий административных округов города Москвы.
     Для реализации конституционного права жителей  города  Москвы
на благоприятную окружающую среду,  сохранения и развития комфорт-
ной среды обитания горожан,  а также в целях обеспечения  экологи-
ческой  безопасности  города  Москвы на долгосрочный период Прави-
тельство Москвы постановляет:
     1. Одобрить Экологическую доктрину  города  Москвы  (приложе-
ние).
     2. Департаменту природопользования и охраны окружающей  среды
города Москвы:
     2.1. Совместно  с  Комплексом  городского  хозяйства  Москвы,
Комплексом архитектуры,  строительства,  развития и  реконструкции
города Москвы, Комплексом экономической политики и развития города
Москвы,  Комплексом социальной сферы города Москвы и  префектурами
административных  округов  города  Москвы во втором полугодии 2005
года с учетом реализации основных положений Экологической доктрины
города  Москвы  разработать и представить в Правительство Москвы в
установленном порядке Целевую среднесрочную экологическую програм-
му города Москвы на 2006-2008 гг.
     2.2. В   трехмесячный   срок   после   утверждения    Целевой
среднесрочной  экологической  программы города Москвы на 2006-2008
гг. разработать регламенты взаимодействия с органами государствен-
ной власти (пункт 2.1).
     2.3.  В  трехмесячный  срок провести  социологический  опрос
населения   города  Москвы  по  оценке  эффективности  проводимых
природоохранных  мероприятий и определению готовности  горожан  к
участию   в   работе   по  реализации  приоритетных   направлений
Экологической доктрины города Москвы.
     2.4. Обеспечить  во втором полугодии 2005 года выпуск буклета
"Экологическая доктрина города Москвы".
     2.5. Совместно  с  Пресс-службой  Мэра и Правительства Москвы
организовать подготовку программы на телеканале ТВЦ об Экологичес-
кой доктрине города Москвы.
     3. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы оказывать содейс-
твие Департаменту природопользования и охраны окружающей среды го-
рода Москвы в освещении Экологической доктрины города Москвы в пе-
чатных изданиях и на городских радио- и телеканалах.
     4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на министра Правительства Москвы Бочина Л.А.
     О ходе  выполнения  настоящего  постановления  доложить  Мэру
Москвы в июне 2006 года.



П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков

                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 4 октября 2005 г. N 760-ПП



                  Экологическая доктрина города Москвы

     Введение

     Экологическая доктрина  города Москвы (далее - Доктрина) ори-
ентирована на устойчивость охраны окружающей среды, предупреждение
экологически  обусловленных  заболеваний населения и создание ком-
фортной среды проживания.
     Доктрина учитывает передовой отечественный и зарубежный опыт,
тенденции развития нормативной базы в  области  охраны  окружающей
среды.
     Правительство Москвы реализует городские программы по следую-
щим направлениям:
     - сокращение загрязнения атмосферного воздуха до гигиенически
приемлемых уровней на территориях, не подверженных прямому влиянию
автотрасс;
     - сокращение  площади  территорий,  подверженных  негативному
влиянию автотранспорта, в т.ч. создание зон низких выбросов;
     - сокращение  выбросов  автотранспорта и снижение уровня заг-
рязнения воздуха на автотрассах (постановления Правительства Моск-
вы от 28 декабря 2004 г. N 952-ПП "О стандартах на моторное топли-
во с улучшенными экологическими характеристиками",  от 17  августа
2004 г.  N 572-ПП "О дальнейшем развитии и повышении качества тех-
нического сервиса автомототранспортных средств и самоходной техни-
ки в городе Москве");
     - сокращение объема выбросов загрязняющих веществ  промышлен-
ными предприятиями, в т.ч. исключение несанкционированных выбросов
(постановления Правительства Москвы от 8 июля 2003 г.  N 529-ПП "О
мероприятиях по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
предприятиями и организациями, расположенными на территориях адми-
нистративных округов города Москвы (кроме Центрального администра-
тивного округа),  на период до 2006 года";  от 29 апреля  2003  г.
N 294-ПП "О мероприятиях по снижению выбросов загрязняющих веществ
в атмосферу предприятиями и организациями,  расположенными на тер-
ритории  Центрального административного округа,  на период до 2020
года");
     - сокращение площади и реабилитация  территорий  промышленных
зон (постановление  Правительства  Москвы  от  24  февраля 2004 г.
N 107-ПП "О целевой программе реорганизации производственных  тер-
риторий города Москвы на период 2004-2006 гг.);
     - улучшение качества поверхностных и подземных вод,  сокраще-
ние объема выбросов неочищенных вод,  в т.ч.  поверхностного стока
(постановление Правительства  Москвы  от  28  сентября   2004   г.
N 666-ПП "О Целевой долгосрочной программе по восстановлению малых
рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года");
     - сокращение  площади  зон  повышенного  шумового дискомфорта
(постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2001 г.  N 410-ПП
"О проекте  градостроительного плана развития территории Централь-
ного административного округа до 2020 года",  от 2 апреля 2002  г.
N 246-ПП "О Концепции развития воздушно-транспортной системы горо-
да Москвы до 2005 года",  Закон города Москвы от 12 июля  2002  г.
N 42 "Об административной ответственности за нарушение покоя граж-
дан и тишины в ночное время в городе Москве");
     - энерго-  и  ресурсосбережение  (постановления Правительства
Москвы от 1 июня 2004 г. N 365-ПП "Об основных направлениях разви-
тия  системы теплоэлектроснабжения города Москвы на период до 2020
года", от 2 декабря 2003 г.  N 999-ПП "О Концепции внедрения энер-
гоэффективных технологий в городское хозяйство");
     - увеличение доли  перерабатываемых  отходов  производства  и
потребления (постановление   Правительства   Москвы  от  23  марта
2004 г.  N 164-ПП "О Концепции обращения с отходами производства и
потребления города Москвы и проекте закона города Москвы "Об обра-
щении с отходами производства и потребления города Москвы");
     - создание  системы экологической сертификации и аудита (пос-
тановление Правительства Москвы от 13 мая 2003 г. N 353-ПП "О соз-
дании  и  внедрении  Системы добровольной сертификации "Московский
экологический Регистр",  от 22 июля 2003 г. N 568-ПП "Об утвержде-
нии  Временного положения о Системе экологического аудита в городе
Москве,  Временного порядка проведения экологического аудита, Кри-
териев отнесения организаций города Москвы к числу рекомендованных
для проведения экологического аудита");
     - реабилитация  загрязненных земель (постановление Правитель-
ства Москвы от 27 июля 2004 г. N 514-ПП "О повышении качества поч-
вогрунтов в городе Москве");
     - защита  и расширение "зеленых" зон,  охраняемых природных и
рекреационных территорий (постановления  Правительства  Москвы  от
29 июля 2003 г.  N 616-ПП "О совершенствовании порядка компенсаци-
онного озеленения в городе Москве",  от 7 декабря 2004 г. N 854-ПП
"О Схеме развития и размещения особо охраняемых природных террито-
рий в городе Москве");
     - воссоздание  и  сохранение  биоразнообразия  (постановление
Правительства Москвы от 2 марта 2004 г.  N 116-ПП "О  мероприятиях
по восстановлению естественных растительных сообществ и увеличению
численности редких животных на особо охраняемых природных террито-
риях города Москвы");
     - обеспечение экологически безопасной среды обитания человека
в жилых и общественных зданиях (распоряжения заместителя  Премьера
Правительства Москвы от 26 апреля 1995 г.  N 397-РЗП "О введении в
действие Санитарно-экологического  паспорта  строительной  продук-
ции", от 5 июня 1996 г. N 699-РЗП "Об апробации Санитарно-экологи-
ческого  паспорта строительной продукции на объектах строительства
в г.Москве");
     - усиление  роли  экологического  образования  (приложение  4
("Комплексная программа непрерывного экологического образования  в
городе  Москве до 2005 года") к постановлению Правительства Москвы
от 13 июня 1995 г.  N 537 "О подготовке системы образования города
Москвы  к  новому 1995/1996 учебному году в плане реализации прог-
раммы "Столичное образование").
     Москва - один из самых северных мегаполисов мира, климатичес-
кими особенностями которого обусловлена относительно  низкая  спо-
собность экосистем к самовосстановлению:  зеленые насаждения, мик-
робиологические системы водоемов,  почвы способны к активной асси-
миляции загрязняющих веществ и самоочищению лишь 5-6 месяцев в го-
ду.
     Город Москва  как сложная многофункциональная природно-антро-
погенная система продолжает развиваться в жестких условиях  форми-
рования  рыночной  экономики  и  остро нуждается в выработке новых
подходов к управлению качеством окружающей среды.
     В Москве  на  площади  1 080 км2 сосредоточено  около 4 тысяч
промышленных предприятий. В черте города сформировалось 66 промыш-
ленных зон, размещены 14 ТЭЦ, 63 районные тепловые станции и более
1 тысячи котельных.
     Автомобильный парк  города составляет более 3 млн.единиц,  на
территории города расположено более 2,5 тысяч автотранспортных хо-
зяйств. Суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух
в год составляет более 1 млн. тонн (83 % выброса приходится на ав-
тотранспорт, 17%  - на стационарные источники -  промышленность  и
топливно-энергетический комплекс).
     Плотность населения  в Москве приближается к 10 тысячам чело-
век на км2.  Город постоянно наращивает темпы жилищного строитель-
ства.  За  последнее  десятилетие  введено в эксплуатацию около 40
млн.м2 жилья. Генеральным планом развития города до 2020 года пре-
дусматривается дальнейший рост объемов жилищного  строительства  и
объектов  социальной  инфраструктуры.  Высокоплотная  многоэтажная
застройка,  превышение застроенной и замощенной  части  территории
над озелененными и свободными пространствами влияют на микроклима-
тические условия и на комфортность среды обитания.
     В последние годы объемы образования в Москве  отходов  произ-
водства и потребления составляют более 16 млн. тонн в год. Ежегод-
ный прирост объемов образования отходов производства и потребления
составляет 3-4 %,  при этом доля рециклинга вторичных материальных
ресурсов крайне мала,  показатель захоронения отходов на полигонах
твердых бытовых отходов (далее - ТБО) составляет 87 %. Объем обра-
зования отходов производства и потребления возрастает не только за
счет  ТБО,  но  и за счет отходов строительства и сноса (программа
реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда города  Моск-
вы).
     В 2004 году в город подавалось 4 543,1 тыс.м3 воды, из них на
долю коммунальных нужд приходится 336,4  тыс.м3,  на  промышленные
нужды направлялось 499,5 тыс.м3. Отведение на станции аэрации (Лю-
берецкую и Курьяновскую) составило 5 230,5 тыс.м3.
     Вышеперечисленные характеристики усугубляются следующими фак-
торами:
     - низкой эффективностью существующих федеральных  экономичес-
ких механизмов природопользования и охраны окружающей среды;
     - низким технологическим уровнем промышленного производства и
высокой степенью изношенности основных фондов,  отсутствием эколо-
гического менеджмента на предприятиях с высокими показателями  ре-
сурсопотребления и образования отходов производства;
     - недостаточным уровнем экологического сознания и экологичес-
кой культуры населения.
     Все это cущественно влияет на формирование экологической обс-
тановки  на территории города Москвы и должно учитываться при фор-
мировании и проведении экологической политики.
     Быстро изменяющиеся  экономические,  правовые и экологические
условия требуют корректировки предложений  и  подходов  в  решении
проблем охраны окружающей среды мегаполиса.
     Опыт реализации Концепции обеспечения экологической  безопас-
ности города Москвы и Целевой среднесрочной экологической програм-
мы города Москвы показал,  что планирование на долгосрочный период
конкретных  технологических мероприятий не имеет серьезного эконо-
мического обоснования.
     Современная государственная политика в области природопользо-
вания и охраны окружающей среды в последние  годы  претерпела  су-
щественные изменения, в частности, были значительно сокращены пол-
номочия органов государственной власти субъектов Российской  Феде-
рации в экологической сфере с передачей их на федеральный уровень.
     Для предотвращения ухудшения качества окружающей среды в  го-
роде  Москве  с учетом изменения Российской Федерацией нормативных
правовых актов в области охраны окружающей среды разработана Докт-
рина.

     I. Общие положения

     Доктрина, принимаемая  Правительством  Москвы  на  длительный
срок, состоит из:
     - целевых показателей качества компонентов окружающей среды;
     - экологических ограничений по сферам  хозяйственной  и  иной
деятельности в городе Москве.
     Улучшение качества  окружающей  среды  остается  приоритетным
направлением  для  Правительства Москвы.  Обеспечение комфортности
проживания населения без ущерба окружающей среде  требует  жесткой
увязки всех программных хозяйственных решений.
     Доктрина учитывает  региональные  особенности  взаимодействия
человека и природы в городе Москве и признает особую важность сох-
ранения природных систем города  Москвы  для  создания  комфортной
среды проживания населения. Доктрина увязана с основными направле-
ниями международной политики и международными обязательствами Рос-
сийской Федерации в сфере охраны окружающей среды,  рекомендациями
конференции ООН ("Повестка дня 21 Век" Рио-де-Жанейро, 1992  год),
решением Всемирной встречи на высшем уровне в 2002 году (Йоханнес-
бург), передовым зарубежным опытом, закрепленным в нормативно-пра-
вовой базе Европейского союза в области окружающей среды и обеспе-
чения устойчивого развития.
     II. Цели,  задачи и принципы  экологической  политики  города
Москвы

     Целью экологической  политики города Москвы является реализа-
ция функции государственного регулирования деятельности хозяйству-
ющих субъектов отраслей экономики и социально-экономической сферы,
организаций и  граждан  при принятии любых решений на всех уровнях
городского управления,  учитывающих и минимизирующих возможные не-
гативные последствия для окружающей среды и здоровья населения.
     Основные принципы  экологической политики города Москвы вклю-
чают:
     - развитие  механизмов  предупреждения возникновения потенци-
альных негативных воздействий на экологию города;
     - разработку новых технологических процессов,  обеспечивающих
совместимость с окружающей средой путем создания экологически чис-
тых  энерготехнологических комплексов для переработки и производс-
тва материалов, в том числе из техногенных и бытовых отходов;
     - компенсацию за причиненный ущерб (загрязнитель платит);
     - взаимодействие городской администрации  с  жителями  города
при решении вопросов охраны окружающей среды;
     - закрепление границ  хозяйственного  (человеческого)  вмеша-
тельства в природную среду;
     - обеспечение соблюдения природоохранного законодательства  в
организации хозяйственной деятельности;
     - предотвращение негативных экологических последствий различ-
ных видов хозяйственной деятельности;
     - отказ от хозяйственных и иных проектов,  связанных  с  неп-
редсказуемым  воздействием на природные системы и окружающую среду
в целом;
     - открытость и доступность экологической информации, прозрач-
ность системы принятия решений в области охраны окружающей среды;
     - участие  общественных  организаций  и объединений,  органов
местного самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении,
принятии  и реализации решений в области охраны окружающей среды и
устойчивого развития;
     - обеспечение условий формирования здорового образа жизни.
     Для достижения поставленной цели в  Доктрине  устанавливаются
на  срок  до 2010 года и поэтапно обеспечиваются следующие целевые
показатели:
     - снижение  уровня  загрязнения атмосферного воздуха не менее
чем на 10%  (по загрязняющим веществам - оксидам азота, оксиду уг-
лерода,  акролеину, бензолу, конденсированным ароматическим соеди-
нениям):
     є снижение  выбросов  от ТЭЦ "Мосэнерго" на 23%.  В настоящее
время на 80% территории Москвы (примерно 835 км2) выбросы ТЭЦ "Мо-
сэнерго" дают  среднесезонные  концентрации  диоксида азота - 5-10
мкг/м3,  что составляет 0,2-0,3 ПДК (в соответствии со Схемой теп-
лоэлектроснабжения города Москвы на период до 2020 года. После ре-
ализации Схемы теплоэлектроснабжения площадь с  концентрациями  5-
10 мкг/м3 сократится до 30%);
     є сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за пе-
риод 2004-2010 гг. на 27 717 тыс.тонн (Городская целевая программа
по энергосбережению на 2004-2008 годы и на перспективу до 2010 го-
да);
     є снижение выбросов от автотранспортных средств на 10% к 2007
году (в соответствии с переходом на газообразное моторное топливо,
соответствующее по  качеству  современным  европейским  нормативам
(Программа  перевода муниципального транспорта на газообразное мо-
торное топливо);
     є снижение выбросов по оксидам азота на 20%,  по оксиду угле-
рода на 35%, по углеводородам на 52% (изменение структуры автопар-
ка  позволит  реализовать переход на нормы Евро-2,  Евро-3 (проект
целевой программы города Москвы "Снижение негативного  воздействия
автомобильного  транспорта  на экологию города Москвы на 2005-2007
годы");
     є снижение выбросов на 10% от автотранспортных средств к 2007
году (в соответствии с переходом на моторное топливо, соответству-
ющее  по качеству современным европейским нормативам и в соответс-
твии с результатами расчета экологической эффективности от внедре-
ния "стандарта организации на бензин и дизельное топливо для авто-
мобильной техники, эксплуатируемой в городе Москве";
     - снижение заболеваемости населения,  в том числе пневмонией,
аллергическим ринитом и бронхиальной астмой, болезням органов кро-
вообращения,  онкологическими заболеваниями (в результате выполне-
ния намеченных природоохранных мероприятий по сокращению  выбросов
автотранспорта  наиболее  существенно  снизятся выбросы по оксидам
углерода и азота на всей территории города, а также выбросам угле-
водородов на территориях,  прилегающих к автотрассам. За счет сни-
жения выбросов в атмосферу на территории Москвы можно  прогнозиро-
вать снижение концентраций диоксида азота на 20%,  что  составляет
6 мкг/м3. Такое снижение концентраций, по данным Всемирной органи-
зации здравоохранения (далее - ВОЗ),  может  привести  к  снижению
частоты заболеваний нижних дыхательных путей на 4%);
     - реабилитация  500  га  территорий водоохранных зон (в соот-
ветствии с Целевой долгосрочной программой по восстановлению малых
рек  и водоемов города Москвы на период до 2010 года предусмотрены
работы по благоустройству водоохранных зон в 2005-2006 годах - рек
Яузы,  Городни, Сходни. Градостроительным планом развития террито-
рий  Северо-Западного  административного округа города Москвы пре-
дусмотрено осуществление мероприятий по благоустройству прибрежной
зоны  в районе Строгино вдоль реки Москвы вокруг Строгинской поймы
на площади около 100 га,  приведение в порядок  прибрежной  полосы
реки  Сходни  на  территории Куркино (проекты планировки благоуст-
ройства и озеленения согласованы Департаментом  природопользования
и охраны окружающей среды города Москвы.  Предусматривается финан-
сирование разработки проекта развития данной территории на площади
328 га);
     - реабилитация 1 500 га почвенного покрова (реабилитация поч-
венного покрова производится при осуществлении озеленительных  ра-
бот и при строительстве,  реконструкции объектов жилищного и иного
строительства;  предусматривается планируемой программой по охране
почв,  ежегодно  утверждаемыми  Правительством  Москвы программами
озеленительных работ (создание новых  объектов  озеленения,  капи-
тальный ремонт и реконструкция существующих);
     - создание новых озелененных территорий  на  площади  200  га
(предусматривается  программой реорганизации производственных тер-
риторий города Москвы на период 2004-2006 гг.,  программой восста-
новления  растительных  сообществ и биологического разнообразия на
особо охраняемых природных территориях (далее - ООПТ), градострои-
тельными  планами развития территорий административных округов го-
рода Москвы);
     - образование ООПТ на площадях 4 342 га (предложения по обра-
зованию ООПТ предусмотрены одобренной Правительством Москвы и нап-
равленной на утверждение в Московскую городскую Думу Схемой разви-
тия и размещения ООПТ в городе Москве);
     - цветочное  оформление  города (с учетом сезонной сменности)
на площадях 985 тыс.м2.  Показатели по цветочному оформлению  пре-
дусматриваются  Генеральными схемами цветочного оформления (в 2004
г.  были установлены плановые  показатели  по  объемам  цветочного
оформления  на  площади 534,68 тыс.м2 с учетом сезонной сменности,
фактически выполнены работы на площади 738,59 тыс.м2. По Централь-
ному  административному  округу города Москвы в 2004 году площадь,
занимаемая цветниками,  увеличилась на 5%  по сравнению с 2003 го-
дом, ежегодными Программами цветочного оформления,  распорядитель-
ными документами  Правительства  Москвы  по  Городским  фестивалям
цветников города Москвы).
     Ключевым условием достижения целевых показателей является га-
рантированное  финансовое обеспечение соответствующих мероприятий,
преимущественно за счет средств городского бюджета, выделенных от-
дельной строкой в разделе "Охрана окружающей среды".
     С учетом изменений,  произошедших в федеральном законодатель-
стве в области охраны окружающей среды, Правительством Москвы под-
готовлены проекты соглашений с Федеральными службами экологическо-
го  надзора  по  передаче  части полномочий Правительству Москвы и
проекты федеральных законов по внесению  изменений  в  действующее
федеральное законодательство.
     Необходима проработка возможности подготовки Федерального за-
кона  "Об  обеспечении  экологической безопасности города Москвы",
учитывающего специфику города Москвы.
    Федеральный закон должен определить:
     - статус источников питьевого водоснабжения города Москвы;
     - необходимые площади для размещения объектов по обезврежива-
нию и переработке отходов жизнедеятельности города;
     - особые  требования к автотранспорту и организации дорожного
движения в городе Москве;
     - статус  лесных  территорий в пригородной зоне,  необходимых
для обеспечения благоприятных условий развития столицы и  экологи-
ческой комфортности проживания населения;
     - статус лесопарковых и водных объектов на территории  города
Москвы  как имеющих первостепенное значение для создания благопри-
ятной среды проживания.
     Закон должен  четко устанавливать экономические и администра-
тивные взаимоотношения между Российской Федерацией,  Москвой, Мос-
ковской  областью  и иными субъектами Российской Федерации по наз-
ванным вопросам,  включая ответственность соответствующих бюджетов
и полномочия органов власти.
     III. Основные мероприятия по реализации Доктрины

     1. Обеспечение  нормативных показателей качества воздуха

     Снижение выбросов  в атмосферу будет происходить за счет двух
основных направлений:
     - от снижения выбросов ТЭЦ ОАО "Мосэнерго";
     - от снижения выбросов автотранспорта (обеспечение будет осу-
ществлено за счет перехода на использование автомобильной  техники
с нормами Евро-2, Евро-3 по токсичности выбросов.
     Для решения проблемы внедрения альтернативного  вида  топлива
до конца 2010 года потребуется не менее 2 млрд. руб.(бюджетное фи-
нансирование и средства субъектов).
     Достижению целевых показателей качества атмосферного  воздуха
будет способствовать поэтапная реализация следующих мероприятий:
     - повышение  эффективности  государственного   экологического
контроля  выбросов загрязняющих веществ от эксплуатируемого автот-
ранспорта;
     - создание эффективных механизмов (экономических, администра-
тивных,  правовых) ускорения обновления  автомобильного  парка  за
счет поступления в него автомобилей с экологическими характеристи-
ками ЕВРО-3 и выше;
     - дестимулирование поездок на личном автотранспорте (одной из
ключевых  задач  по снижению влияния выбросов от автотранспорта на
качество атмосферного воздуха является активная популяризация сре-
ди населения общественного автотранспорта. В перспективе количест-
во автомашин в городе будет устойчиво превышать пропускную возмож-
ность транспортных артерий мегаполиса.  В этих условиях, как пока-
зывает зарубежный опыт,  преимущественное  развитие  общественного
автотранспорта не имеет альтернативы.Предстоит увеличить интенсив-
ность и комфортность общественного автотранспорта (автобусы, трол-
лейбусы,  трамваи), создавать и выделять полосы приоритетного дви-
жения общественного транспорта. Дополнительно предстоит установить
отдельные экологически проблемные зоны города для пропуска  автот-
ранспорта,  соответствующего  европейским  нормативам Евро-3 и Ев-
ро-4);
     - сокращение выбросов паров бензина на автозаправочных  стан-
циях  (с увеличением парка автомашин связано увеличение количества
АЗС и объемов потребления бензина). Бензоколонки во многих случаях
расположены в зоне жилой застройки. Сокращение выбросов паров бен-
зина при заправке в емкости из  бензовозов  предполагает  развитие
системы рекуперации паров бензина "нефтебаза-бензовоз-бензозаправ-
ка-нефтебаза" (только за счет улавливания паров бензина сберегает-
ся до нескольких тысяч тонн топлива в год). Такие системы работают
в большинстве  крупных  городов зарубежных стран,  в частности,  в
Лондоне эту схему реализует компания "Бритиш Петролеум");
     - развитие системы парковок, строительство в жилых комплексах
подземных гаражей,  а  также организация дешевых муниципальных ав-
тостоянок;
     - развитие общественного транспорта, в том числе:
     * оснащение  муниципального  парка автобусами с эмиссией заг-
рязняющих веществ не ниже Евро-3 с применением топлив с улучшенны-
ми  экологическими характеристиками и использование альтернативных
видов топлива:  диметилового эфира, сжатого природного газа и сжи-
женного  углеводородного газа (пропан-бутан) с ежегодным бюджетным
финансированием не менее 600 млн.руб.;
     * развитие электрических видов транспорта,  в т.ч. метрополи-
тена,  троллейбусной сети (один троллейбус рассчитан на  перевозку
такого количества пассажиров,  которое способны перевести 20 марш-
рутных такси.  Загруженность городских магистралей,  интенсивность
движения,  наличие  "пробок" обосновывают значимость развития сети
электрического транспорта в городе);  сетей трамвайного  сообщения
(наиболее универсальным способом разгрузки метро является развитие
сети скоростных трамвайных линий);
     * развитие городского рельсового транспорта, который является
наиболее экологически чистым - малое метро,  монорельсовая дорога,
рельсовый автобус (планируется закупка рельсовых автобусов с  низ-
котоксичными двигателями, оснащенными системой нейтрализации отра-
ботанных газов и дополнительной системой шумоглушения);
     * увеличение пропускной способности дорог, оптимизация управ-
ления дорожным движением, введение на территории города Москвы от-
личительного  "Экологического  знака автотранспортного средства" с
установлением экологических классов автомобилей в  зависимости  от
их  экологических  характеристик (самостоятельные задачи,  имеющие
важное социальное и экономическое значение для города, при этом их
решение одновременно снижает и выбросы загрязняющих веществ от ав-
тотранспорта);
     - снижение  выбросов загрязняющих веществ от стационарных ис-
точников (к 2010 году крупные котлы на объектах энергетики и мусо-
росжигательных заводах должны иметь выбросы оксидов азота не более
100-150 мкг/м3 (на уровне "наилучших" из  существующих  технологий
по уменьшению оксидов азота в газо-воздушных выбросах).  Планируе-
мое развитие промышленного и жилищного строительства  прогнозирует
рост  тепловых нагрузок.  Значимость выбросов загрязняющих веществ
теплоэнергетического комплекса при формировании фонового загрязне-
ния атмосферы города диктует необходимость снижения содержания се-
ры до 1% - 1,5% в мазутном топливе (применяется в качестве резерв-
ного);
     - сокращение практики уплотнения городской застройки  (уплот-
нение застройки,  особенно в центральной части города,  приводит к
уменьшению скорости рассеивания вредных примесей и, как следствие,
негативно влияет на качество атмосферного воздуха.  При проектиро-
вании микрорайонов, отдельных зданий и сооружений фактор рассеива-
ния  (застоя) воздуха должен учитываться и рассчитываться в обяза-
тельном порядке.  Необходимо расположение  объектов  строительства
планировать с точки зрения создания эффекта "аэродинамической тру-
бы" (использовать аэродинамический эффект  многоэтажной  застройки
для увеличения скорости рассеивания вредных примесей).  При проек-
тировании  объектов  строительства  необходимо  проводить   оценку
транспортных последствий).
     Для осуществления объективной  оценки  качества  атмосферного
воздуха создана система мониторинга, включающая сеть постов наблю-
дений с автоматическим измерением  концентраций  оксидов  азота  и
мелкодисперсных частиц (РМ 10).

     2. Обоснование  предлагаемых  целевых показателей по снижению
уровня заболеваемости

     По данным ВОЗ 23%  всех заболеваний обусловлены  воздействием
факторов окружающей среды. В результате выполнения намеченных при-
родоохранных мероприятий наиболее существенно снижаются выбросы по
оксиду углерода и оксидам азота на всей территории города и выбро-
сы углеводородов на территориях, прилегающих к автотрассам.
     Для предотвращения и уменьшения вредного влияния загрязняющих
факторов среды  обитания  на  здоровье человека в Москве создана и
развивается система социально-гигиенического мониторинга, одним из
перспективных  направлений  которого  является  методология оценки
риска для здоровья населения и прогноз вероятных  социальных  пос-
ледствий  для  общества  и  здоровья граждан в результате действия
вредных экологических факторов,  ранжирования источников загрязне-
ния  среды  обитания  по величине потенциальной опасности для здо-
ровья человека и различных социальных групп.

     3. Обеспечение  рационального водопользования и защиты водных
объектов от загрязнения

     Большинство проблем в сфере рационального водопользования ус-
пешно решается в рамках принятых городских программ.
     Целевой долгосрочной программой по восстановлению малых рек и
водоемов  города  Москвы  на период до 2010 года предусматривается
защита водных объектов от загрязнения за счет:
     - уменьшения поступлений загрязняющих веществ в водные объек-
ты путем строительства очистных сооружений и благоустройства приб-
режных территорий;
     - выполнения инженерных мероприятий по предотвращению загряз-
нения, стимулированию процессов самоочищения и эффективной эксплу-
атации рек города Москвы;
     - установления специального режима хозяйственной и иных видов
деятельности в водоохранных зонах;
     - сохранения  и восстановления среды обитания объектов живот-
ного и растительного мира.
     Для обеспечения приведенных выше целевых показателей требует-
ся реализация следующих мероприятий:
     - развитие  сети  водоемов  и реабилитации малых рек (водоемы
города имеют огромное значение для создания комфортных микроклима-
тических условий городской среды в целом: способствуют рассеиванию
примесей вредных веществ в воздухе, поглощению аэрозолей, созданию
необходимых параметров влажности и т.д.);
     - принятие нормативно-правовых актов, обеспечивающих выполне-
ние в обязательном порядке требований,  предусматривающих проведе-
ние комплекса мероприятий по организации водоемов в  виде  восста-
новленного естественного или искусственно созданного объекта, либо
по реабилитации участков малых рек в процессе разработки проектной
документации застройки при реорганизации производственных террито-
рий, реконструкции кварталов старой застройки с утвержденными рас-
четными показателями на 5 и более тысяч жителей;
     - максимальное использование в хозяйственных целях  доочищен-
ных  вод  станций аэрации (мойка дорог,  полив зеленых насаждений,
обводнение малых рек и прудов);
     - создание  резервной  системы водоснабжения из подземных ис-
точников (эта проблема требует незамедлительного решения в услови-
ях повышения рисков чрезвычайных ситуаций. Столичная система обес-
печения жителей питьевой  водой  должна  отвечать  требованиям  по
уровню  безопасности.  Кроме  осуществления  проекта строительства
подземных водозаборов на юге Московской области,  в городе необхо-
дима  организация  мини-системы автономного резервного водоснабже-
ния.  Разведанные в черте города запасы артезианских вод позволяют
создать несколько сотен скважин,  при необходимости использующихся
в качестве источников питьевого водоснабжения.  Необходимо принять
отдельную программу по этой проблеме);
     - организация  экологически  приемлемой  переработки   осадка
станций  аэрации (необходимо создание крупного предприятия по про-
изводству компоста на основе осадка станций аэрации  для  зеленого
хозяйства города,  что увязывается с городской программой реабили-
тации почв.  Одновременно требуется перейти на технологию  перера-
ботки  осадка с максимальным образованием метана и последующим по-
лучением при его сжигании энергии для нужд станций аэрации. Задача
снижения выбросов  парниковых газов в системе МГУП "Мосводоканал",
по сравнению с существующей ситуацией,  может быть решена в рамках
реализации совместных проектов по Киотскому протоколу с применени-
ем рентабельных технологий);
     - рекультивация  Люберецких  полей фильтрации и Захарковского
карьера - мест размещения осадков водоподготовки.

     4. Управление отходами производства и потребления

     Москва имеет свои градостроительные и  климатические  особен-
ности  по  сравнению с другими мегаполисами мира и,  в первую оче-
редь,  с европейскими столицами.  Практически все население города
проживает в многоэтажных домах,  условия накопления отходов в кон-
тейнерах в холодные и влажные периоды года (на протяжении 8  меся-
цев) отличаются от европейских.  В этой связи стремление к системе
100-процентной многокомпонентной селекции бытовых отходов жителями
является неперспективным.  По месту образования отходов они должны
разделяться на две составляющие - пищевую и непищевую фракции, что
является  одним  из  основополагающих принципов принятой Концепции
обращения с отходами производства  и  потребления  города  Москвы.
Сортировка  непищевого мусора должна осуществляться на специальных
сортировочных комплексах (станциях) и  только  неутильные  фракции
направляются на сжигание и захоронение.
     Для реализации этой задачи необходимо определить приоритетные
мероприятия  с  использованием  бюджетных средств и инвестиционные
проекты для частного бизнеса.
     В городе  необходимо  развивать  систему  сбора и переработки
отслуживших автотранспортных  средств,  предусмотреть  ответствен-
ность  владельца транспортного средства за неправильное хранение и
утилизацию автомобиля (в Юго-Восточном административном округе го-
рода Москвы,  в муниципальном районе "Некрасовка",  в промышленной
зоне за пределами МКАД вступил в строй  производственный  комплекс
"ВТОРМЕТ", предназначенный для приемки и переработки автомобильно-
го и крупногабаритного металлолома).
     Необходимо организовать сбор наиболее токсичного малогабарит-
ного мусора, например, отработанных источников питания. (На предп-
риятиях  города  находятся трансформаторы и конденсаторы с ПХБ-со-
держащими маслами "совол",  "совтол",  "пиролен",  "орофен". Общее
количество масел составляет 356,9  тонны,  из  них  33,2  тонны  -
ПХБ-содержащие отходы).
     Предстоит разработать  и  внедрить  механизмы ответственности
производителя за управление отходами производства с жестким  конт-
ролем города в сфере учета особо опасных отходов.
     Учитывая значимый объем образования отходов  за  счет  строи-
тельного мусора, важно обеспечить захоронение только неутилизируе-
мых остатков.
     Среди индикаторов  природоохранной  деятельности  для  Москвы
представляется более важным показатель "доля отходов, подвергаемых
захоронению,  сжиганию и рециклингу",  чем "объем переработанных и
обезвреженных токсичных отходов".
     Таким образом,  реализация мероприятий по управлению отходами
требует разработки и принятия специальных программ управления  от-
ходами в городе.

     5. Управление озелененными территориями

     Традиционно особо охраняемые природные территории,  озеленен-
ные территории (парки,  скверы, бульвары, зеленые насаждения вдоль
улиц  и  во дворах) рассматриваются как "дань" экологам и дополни-
тельные затраты бюджета и инвесторов.
     Сложности управления "зеленым хозяйством" города связаны с:
     - отсутствием утвержденной Генеральной схемы озеленения горо-
да Москвы до 2020 года,  призванной определять стратегию и внедре-
ние передовых технологий,  создание новых объектов  озеленения,  а
также увеличение объема ремонта и реконструкции озелененных терри-
торий;
     - крайне  неудовлетворительной организацией учета зеленых на-
саждений в городе (за период 2001-2004 годов  проинвентаризировано
30,6% от общей площади озелененных территорий. Не создана и элект-
ронная база данных о зеленых насаждениях города);
     - недостаточным качеством озеленительных работ, проводимых на
объектах гражданского строительства;
     - отсутствием взаимодействия между различными контролирующими
структурами;
     - отсутствием  специальных правил содержания зеленых насажде-
ний и ухода за ними на ООПТ (увязанных с задачей сохранения биоло-
гического разнообразия).
     Создание ООПТ является традиционной и весьма эффективной фор-
мой  природоохранной деятельности.  Изъятие таких территорий (пол-
ностью или частично) из хозяйственного использования имеет  исклю-
чительное  значение  для  сохранения биологического и ландшафтного
разнообразия города.
     В целях реализации целевых показателей предстоит:
     - дальнейшее развитие сети особо охраняемых природных  терри-
торий;
     - повышение эффективности борьбы с нарушениями  законодатель-
ства об особо охраняемых природных территориях,  в том числе с не-
законными изъятием и использованием их территорий:
     - внесение  дополнений  в Закон города Москвы "Об особо охра-
няемых природных территориях в городе  Москве"  и  в  Положение  о
службе  охраны особо охраняемых природных территорий города Москвы
(утверждено постановлением   Правительства   Москвы  от  9  апреля
2002 г.  N 262-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы  "Об
особо охраняемых природных территориях в городе Москве"), устанав-
ливающих расширение полномочий должностных лиц службы охраны ООПТ;
     - принятие  новых  нормативных  правовых актов города Москвы,
регламентирующих вопросы организации  деятельности  службы  охраны
ООПТ, а также предусматривающих создание общественных инспекций по
контролю за особо охраняемыми природными территориями;
     - создание специализированных подразделений экологической ми-
лиции по обеспечению охраны общественного порядка на особо охраня-
емых природных территориях;
     - сохранение и восстановление биологического разнообразия  на
особо охраняемых природных территориях:
     - сохранение и восстановление популяций редких видов дикорас-
тущих растений, создание новых мест их произрастания;
     - восстановление защитных местообитаний для диких животных;
     - реинтродукция редких видов диких животных;
     - функционирование специализированных питомников по  разведе-
нию  в неволе диких животных и выращиванию редких видов растений с
целью их последующей реинтродукции;
     - проведение  специальных мероприятий по сохранению луговых и
болотных ассоциаций;
     - реабилитация  техногенно измененных участков с восстановле-
нием на них естественных растительных сообществ;
     - ежегодное  проведение  учетно-инвентаризационных  работ  на
ООПТ с целью мониторинга состояния животного и растительного мира;
     - восстановление еловых, сосновых и широколиственных насажде-
ний;
     - обеспечение зимней подкормки диких зверей и птиц в период с
ноября по апрель ежегодно;
     - укомплектование  штатов дирекций особо охраняемых природных
территорий специалистами в области биологического разнообразия;
     - совершенствование и повышение эффективности государственно-
го управления в области организации и функционирования ООПТ,  сох-
ранения биологического разнообразия:
     є объединение всех ООПТ города Москвы в единую систему;
     є обучение  и повышение профессиональной квалификации специа-
листов, работающих в системе ООПТ города Москвы;
     є внедрение практики разработки среднесрочных планов управле-
ния для каждой особо охраняемой природной территории;
     є ведение  государственного кадастра особо охраняемых природ-
ных территорий города Москвы.
     Как и для других элементов городской структуры жизнеобеспече-
ния, для зеленого хозяйства необходимо определить нормативы и ста-
бильные источники финансирования (необходимость достижения сбалан-
сированности ежегодной программы озеленительных работ  по  объемам
работ, источникам и объемам финансирования и обеспечения на стадии
планирования озеленительных работ конкретной  адресной  привязки).
Доходы и расходы должны быть как городского, так и районного уров-
ня. Требуется в течение ближайших лет разработать нормативы и тех-
нологии нетрадиционного озеленения с учетом климатических  особен-
ностей города Москвы.

     6. Охрана почв

     Важнейшим системообразующим компонентом природной среды явля-
ется почвенный покров. Современное экологическое состояние почвен-
ного покрова Москвы формировалось в результате  градостроительного
и индустриального развития.  В изменяющихся экологических условиях
техногенные процессы  почвообразования  стали  преобладающими  над
природными,  формируя  в итоге специфические группы почв и сложный
почвенный покров.  Естественных ненарушенных почв в Москве практи-
чески нет,  остались лишь островки в городских лесах (Фили-Кунцево
и т.д.).
     Факторы, усложняющие структуру почвенного покрова: фундаменты
зданий, линии метрополитена и др. В Москве площадь открытых участ-
ков земель с собственно почвенным покровом колеблется от  3%-5%  в
центре города, до 80% на его окраинах.
     Деградация почвенного  покрова  приводит к ухудшению качества
почв,  является источником загрязнения подземных  и  поверхностных
вод,  приводит к гибели зеленых насаждений,  открытые участки заг-
рязненной почвы являются источником вторичного загрязнения  атмос-
ферного воздуха.
     По оценочным данным в первоочередной  реабилитации  нуждается
порядка 25 км2 почвенного покрова территории города,  а общая пот-
ребность составляет около 160 км2.
     В настоящее время в городе отсутствует системный подход к уп-
равлению качеством почвенного покрова,  перемещаемых грунтов и ре-
культивированных земель.  Недостаточно разработана правовая норма-
тивная база контроля качества почв и почвогрунтов,  не регламенти-
руется и не компенсируется их изъятие из городской природной среды
в процессе строительной и иной деятельности,  отсутствуют  системы
мониторинга и рекультивации почвенного покрова.
     Существующая нормативная и методическая база ориентирована на
защиту  почв земель сельскохозяйственного назначения и агроэкосис-
тем. Экологические требования, учитывающие специфику использования
земель для урбанизированных и промышленных территорий,  отсутству-
ют.
     Основными мероприятиями в этой сфере должны стать:
     - принятие нормативно-правовых актов города Москвы,  в первую
очередь закона города Москвы "О городских почвах", устанавливающе-
го правовые основы регулирования отношений по сохранению,  восста-
новлению  и использованию почв как важнейшего компонента городской
среды;
     - разработка и утверждение городской целевой программы охраны
и реабилитации почв;
     - создание  в Москве адекватной системы мониторинга загрязне-
ний и деградации почв на основе исследования физического, химичес-
кого и биологического состояния как одного из элементов интегриро-
ванной городской системы экологического мониторинга;
     - установление дифференцированных нормативов качества почв по
физическому,  химическому и биологическому состоянию на территории
города  (требования к почвам городских жилых кварталов и парков не
могут быть такими же,  как и для почв индустриального  использова-
ния).

     7. Экология жилища

     В среднем,  горожанин  проводит  в помещении около 18 часов -
это его среда обитания, поэтому выработка определенных установок и
условий формирования комфортной среды проживания в жилых и общест-
венных зданиях представляется крайне важным.
     Среди параметров, определяющих среду обитания человека, выде-
ляются:  микроклимат в помещении (температура, влажность, скорость
движения воздуха), содержание вредных веществ в воздухе помещений,
физические показатели (уровень звукового давления,  параметры виб-
рации,  освещенность),  экологичность  строительных  материалов  и
конструкций,  вода питьевая,  параметры, определяющие электробезо-
пасность помещений.
     Основными мероприятиями в этой сфере должны стать:
     - организация  повсеместного  комплексного  контроля качества
среды обитания человека в жилых и общественных зданиях (санитарно-
гигиенические, экологические и инженерно-технические параметры);
     - обеспечение нормативов плотности застройки;
     - обеспечение нормативных требований по естественному освеще-
нию и инсоляционному режиму жилых помещений и придомовых  террито-
рий;
     - благоустройство придомовых территорий;
     - разработка  экологических требований для строительных мате-
риалов и конструкций, используемых в жилых и общественных зданиях.

     8. Продукты питания

     Одной из важнейших составляющих жизни человека является  пот-
ребляемая им пища.  Экология всего того, что мы потребляем внутрь,
является не менее важной, чем экология всего того, что нас окружа-
ет.
     По данным  Всемирной  организации  здравоохранения  около 70%
всех загрязняющих веществ из окружающей среды поступает в организм
человека  с  продуктами  питания.  По сути,  верна истина - что мы
едим, так мы себя и чувствуем.
     Анализ показывает,  что в торговой сети города довольно много
продуктов,  маркированных знаками с экологическими характеристика-
ми,  в том числе и с эмблемой "экологически чистые",  и  их  число
постоянно растет.
     Зачастую "экологическая" маркировка проводится  по  случайным
признакам, что только вводит покупателя в заблуждение.
     Вопрос экологической оценки продукции в создавшихся  условиях
становится еще более актуальным.
     Приобретая продовольственную продукцию,  маркированную эколо-
гическими знаками,  потребитель хочет быть уверен в ее высоком ка-
честве.
     Конкуренция среди  производителей продуктов питания постоянно
растет.  Вполне понятно, что производители пищевой продукции стре-
мятся выделить свой товар из общего потока реализуемых продуктов и
прибегают к самостоятельной маркировке своей продукции.
     До настоящего времени в России законодательно не решен вопрос
экологической  маркировки  продукции,  обеспечивающей  потребителя
достоверной информацией об экологических аспектах реализуемых про-
дуктов. В результате сложившегося правового вакуума  всевозрастаю-
щая  безосновательная маркировка продуктов питания так называемыми
"экологическими" знаками - фактический обман потребителей.
     Обеспечение здоровья  и безопасности жизни москвичей не может
быть достигнуто без системы мер,  позволяющей защитить их от нека-
чественных и загрязненных пищевых продуктов. Правительством Москвы
принято постановление от 16 сентября 2003 г.  N 783-ПП "О мерах по
экологической  оценке  продукции,  реализуемой  на потребительском
рынке города Москвы".  В целях реализации постановления Правитель-
ства  Москвы в городе введена Московская система добровольной сер-
тификации "Экологичные продукты".
     Для экологической  сертификации  продукции  в  данной системе
приняты показатели качества и безопасности,  установленные для пи-
тания детей раннего возраста. На сегодняшний день в России эти по-
казатели самые жесткие из действующих нормативов для продуктов пи-
тания.  Для производства таких продуктов допускается использование
только сырья,  выращенного без применения стимуляторов роста, пес-
тицидов, антибиотиков, химических удобрений.
     Оценка продукции в системе проводится лабораториями по  мето-
дам: высокоэффективной жидкостной хроматографии, газовой хроматог-
рафии,  атомной абсорбции,  метрическому и др.  Принятие решения о
выдаче  сертификата и права применения знака "Экологичный продукт"
принимается специальной комиссией, в состав которой входят ведущие
специалисты Территориального управления Роспотребнадзора по городу
Москве,  Института питания Российской академии  медицинских  наук,
Института экологии  и  гигиены окружающей среды им.А.Н.Сысина Рос-
сийской академии медицинских наук и других компетентных  организа-
ций по оценке качества и безопасности пищевых продуктов.
     В системе определен обязательный инспекционный контроль  про-
дукции, маркированной знаком "Экологичный продукт", не реже одного
раза в год,  предусмотрены меры административного  воздействия  за
реализацию продукции, не отвечающей требованиям системы.
     Предусмотрен контроль за правомерностью  использования  знака
"Экологичный продукт" и иными знаками с использованием экологичес-
ких характеристик.  Контроль осуществляется Территориальным управ-
лением Роспотребнадзора  по  городу  Москве,  Департаментом продо-
вольственных ресурсов города Москвы, Департаментом потребительско-
го рынка и услуг города Москвы,  Государственной инспекцией города
Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции,  сырья и продо-
вольствия,  Управлением Государственной инспекции по торговле, ка-
честву товаров  и  защите прав потребителей по г.Москве.  В случае
выявления неправомерной маркировки продукции виновные привлекаются
к административной и уголовной ответственности в порядке, установ-
ленном законодательством.
     Введение в городе Московской системы добровольной  сертифика-
ции  "Экологичные  продукты"  обеспечивает упорядочение присвоения
экологических знаков,  повышает защищенность прав граждан на полу-
чение  достоверной  информации  относительно экологических качеств
реализуемой в торговой сети города продукции.
     Основными мероприятиями в этой сфере должны стать:
     - широкая пропаганда достоинств пищевой продукции,  прошедшей
испытания  в  Московской системе добровольной сертификации "Эколо-
гичные продукты";
     - привлечение  отечественных  производителей к участию в Мос-
ковской системе добровольной сертификации "Экологичные продукты";
     - исключение  из  практики  недобросовестной  рекламы пищевых
продуктов.

     9. Обеспечение защиты населения от воздействия  шума,  вибра-
ции, инфра- и ультразвука, радиационных и электромагнитных излуче-
ний

     Неблагоприятное воздействие на живые организмы  могут  оказы-
вать техногенные физические поля. Опасными для человека и животных
могут быть такие физические агенты,  как уровень  шума,  вибрация,
электромагнитные колебания, радиационные излучения и другие.
     По имеющимся данным в различных районах  города  Москвы  воз-
действию  сверхнормативных  уровней  указанных физических факторов
подвергается от 37% до 65% населения.
     Защита населения  и  окружающей среды от вредного воздействия
шума, вибрации,  инфра- и ультразвука,  радиационных и электромаг-
нитных излучений обеспечивается посредством:
     - разработки и реализации целевых программ,  научных и  науч-
но-технических программ по обеспечению защиты населения и окружаю-
щей среды от вредного воздействия физических факторов:  шума, виб-
рации,  инфра- и ультразвука, радиационных и электромагнитного из-
лучения;
     - выполнения  мероприятий  по  защите  населения и окружающей
среды от вредного воздействия физических  факторов,  обязательного
соблюдения требований санитарного-гигиенического законодательства;
     - совершенствования санитарно-гигиенического нормирования фи-
зических факторов с учетом рисков нарушения здоровья;
     - создания экономической заинтересованности граждан,  индиви-
дуальных  предпринимателей и юридических лиц в соблюдении санитар-
ного-гигиенического законодательства  по  ограничению  воздействия
физических факторов;
     - лицензирования видов деятельности,  представляющих потенци-
альную  опасность  для  человека  в области воздействия физических
факторов;
     - проведения  социально-гигиенического  мониторинга в области
воздействия физических факторов;
     - принятия  мер  по своевременному информированию населения о
состоянии среды обитания, проводимых мероприятиях по снижению воз-
действия физических факторов.

     IV. Развитие  системы  управления  охраны  окружающей среды и
природопользования

     Основные элементы системы:
     - экологическая экспертиза;
     - нормирование в области охраны окружающей среды;
     - экономический механизм управления качеством окружающей сре-
ды (экологические платежи, возмещение ущерба);
     - экологическая сертификация;
     - экологический аудит.

     1. Экологическая экспертиза
       В    соответствии    с    требованиями    природоохранного
законодательства  органы  исполнительной  власти   при   принятии
решений о хозяйственной деятельности должны учитывать последствия
намечаемой деятельности для окружающей среды.
     Перечень объектов   обязательной  государственной  экспертизы
уровня субъекта федерации определен  ст.12 Федерального закона "Об
экологической экспертизе" и конкретизирован впоследствии Федераль-
ным законом  "Об охране окружающей среды" в ст.3 "Основные принци-
пы".
     Для обеспечения безусловного выполнения требований ст.12  Фе-
дерального закона  "Об  экологической экспертизе",  ст.3 "Основные
принципы охраны окружающей среды" и гл.7 "Требования в области ох-
раны окружающей  среды при осуществлении хозяйственной деятельнос-
ти" Федерального закона "Об охране  окружающей  среды"  необходимо
разработать регламент взаимодействия между Правительством Москвы и
федеральным специально уполномоченным органом в области охраны ок-
ружающей  среды по вопросам организации и проведения государствен-
ной экологической экспертизы.

     2. Нормирование в области охраны окружающей среды
     Действующая федеральная система  экологического  нормирования
основана на санитарно-гигиенических нормативах (предельно допусти-
мые концентрации/ориентировочно безопасные  уровни  воздействия  -
ПДК/ОБУВ и предельно допустимые уровни - ПДУ). Они включают в себя
значительное количество загрязняющих веществ (для выбросов и сбро-
сов),  подлежащих  контролю  и не обеспеченных надежными системами
контроля.
     Санитарно-гигиенические нормативы  не  обеспечивают  механизм
регулирования негативного воздействия на окружающую среду, которое
оказывают  промышленные  предприятия,  и тем более не обеспечивают
сохранение и восстановление природного потенциала города и нейтра-
лизацию поступающих загрязнений.
     Принятый в марте 2005 года Закон города Москвы "О комплексном
природопользовании в  городе  Москве"  позволит обеспечить принцип
соответствия объектов, оказывающих негативное воздействие на окру-
жающую среду,  наилучшим технологиям конкретной отрасли промышлен-
ности по основным,  характерным для  данной  отрасли,  показателям
загрязнения,  включая  комплексные показатели,  которые обеспечены
системой контроля.
     Предстоит также создать банк данных  экологически  безопасных
технологий по отраслям промышленности, в которых сосредоточены ос-
новные источники негативного воздействии на территорию.

     3. Экономические механизмы управления качеством окружающей
среды

     3.1. Экологические платежи
     В соответствии с постановлением Правительства Российской  Фе-
дерации от 28 августа 1992 г.  N 632 "Об утверждении Порядка опре-
деления  платы  и ее предельных размеров за загрязнение окружающей
природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздейс-
твия"  установлены базовые нормативы платы за загрязнение окружаю-
щей природной среды,  которые на сегодняшний день не соответствуют
уровню  цен в России и требуют пересмотра в части их дифференциро-
вания и приведения в соответствие с классами  опасности,  т.е.  со
степенью негативного воздействия на окружающую среду.
     Ставки платы в соответствии с действующим Порядком никак  не
увязаны  с  наличием или отсутствием "наилучших"  природоохранных
технологий.
     Предложенное Ростехнадзором на заседании  Правительства  Рос-
сийской  Федерации внесение изменений в действующую систему плате-
жей за негативное воздействие на окружающую среду предусматривает:
     - увязку  уровня платежей с наличием природоохранных техноло-
гий на предприятии;
     - дифференциацию  платежей  для предприятий,  непосредственно
граничащих с селитебными территориями,  и предприятий,  являющихся
сторонними  пользователями  на  особо  охраняемых природных и иных
озелененных территориях.

     3.2. Возмещение вреда окружающей среде
     Существующие методики  возмещения  ущерба  окружающей  среде,
разработанные  на федеральном уровне,  неэффективны и не учитывают
особенности субъектов федерации.
     В городе  утверждены  и  применяются  методики расчета вреда,
причиненного окружающей среде загрязнением ее компонентов:
     - методика исчисления размера ущерба, вызываемого захламлени-
ем, загрязнением и деградацией земель на территории города Москвы;
     - методика оценки вреда, вызываемого загрязнением водных объ-
ектов города Москвы;
     - методика  оценки  стоимости зеленых насаждений и исчисления
размера ущерба и убытков, вызываемых их повреждением и (или) унич-
тожением на территории города Москвы;
     - методика исчисления размера ущерба, вызываемого уничтожени-
ем (повреждением) мест обитания объектов животного мира на  терри-
тории города Москвы;
     - методика определения ущерба, причиненного нарушением правил
обращения с объектами животного и растительного мира,  занесенными
в Красную книгу города Москвы.
     В течение 2005 года планируется утверждение Методики  опреде-
ления вреда,  причиненного окружающей среде загрязнением атмосфер-
ного воздуха стационарными источниками загрязнения.
     4. Экологическая  сертификация

     Основой развития экологической сертификации в Российской  Фе-
дерации  и городе Москве являются принятые в 1998 г.  национальные
стандарты ГОСТ Р ИСО серии 14000.
     Объектами экологической  сертификации являются системы управ-
ления окружающей среды (СУОС),  а  также  продукция,  потенциально
опасная  в  экологическом  отношении на каком-либо этапе ее произ-
водства и применения.  Деятельность по экологической  сертификации
осуществляется в рамках зарегистрированных в установленном порядке
систем сертификации с выдачей экологических сертификатов соответс-
твия, экологических деклараций о соответствии и экологических мар-
кировок объектов.
     С целью стимулирования внедрения СУОС московскими организаци-
ями и их экологической сертификации Правительством Москвы  принято
постановление от 13 мая 2003 г.  N 353-ПП "О создании и  внедрении
системы  добровольной  сертификации  "Московский экологический ре-
гистр".
     Система добровольной  сертификации  "Московский экологический
регистр" (далее - система "МЭР")  осуществляет  сертификацию  СУОС
организаций  на  соответствие  требованиям  стандартам  ГОСТ Р ИСО
14001-98 "Системы управления окружающей средой. Требования и руко-
водство  по  применению",  предусматривающим наличие у организации
сформулированной экологической политики,  планов и программ по  ее
реализации,  с  целью подтверждения эффективности функционирования
СУОС.
     Системой "МЭР" проводится подготовка аудиторов-экологов,  ат-
тестация экспертов,  аккредитация экоаудиторских организаций,  ве-
дется их Реестр.
     Согласно постановлению  Правительства  Москвы  от   27   июля
2004 г. N 514-ПП "О повышении качества почвогрунтов в городе Моск-
ве" с  1 ноября 2004 г.  в рамках системы "МЭР" введена в действие
система сертификации почвогрунтов.
     В целях  обеспечения населения достоверной информацией и под-
держки отечественных производителей  высококачественной  продукции
создана  Московская система добровольной сертификации "Экологичные
продукты", зарегистрированная в Федеральной службе по техническому
регулированию и метрологии.  Создание данной системы было обуслов-
лено отсутствием на  федеральном  уровне  экологических  критериев
оценки продуктов питания.
     Критериями оценки в Московской системе добровольной  сертифи-
кации "Экологичные продукты" приняты самые жесткие из существующих
федеральных санитарных норм.  Экологичными  продуктами  считаются:
питьевая вода, расфасованная в емкости; продукт животного или рас-
тительного происхождения, произведенный из натурального продоволь-
ственного сырья,  полученного с соблюдением всех установленных са-
нитарных норм и правил, соответствующий по показателям безопаснос-
ти уровням, установленным для продуктов питания детей раннего воз-
раста.
     В целях  стимулирования  субъектов  топливного рынка Москвы к
производству и реализации на территории города  моторного  топлива
более  высокого  технического  уровня с улучшенными экологическими
показателями,  удовлетворяющими по выбросам европейским нормативам
Eвро-3 и Евро-4, постановлением Правительства Москвы от 28 декабря
2004 г.  N 952-ПП "О стандартах на моторное топливо с  улучшенными
экологическими характеристиками" утверждены стандарты на бензины и
дизельное топливо для автомобильной техники города Москвы. (Реали-
зация топлива с показателями качества, соответствующими стандартам
(пониженное содержание серы,  ароматических углеводородов, наличие
экологических  присадок)  будет  способствовать  снижению выбросов
загрязняющих веществ автомобильным транспортом на  67  тыс.тонн  в
год,  начиная с 2006 года. Предотвращенный экологический ущерб мо-
жет составить не менее 90 млн.руб. в год).
     В целях  активизации  внедрения типовых стандартов различного
вида топлива для автомобилей требуется введение на территории  го-
рода отличительного "Экологического знака автотранспортного средс-
тва" с установлением экологических классов автомобилей  в  зависи-
мости от их экологических характеристик (ведется подготовка распо-
рядительного документа Правительства Москвы).
     Согласно постановлению  Правительства  Москвы  от  12  ноября
2002 г.  N  926-ПП "О введении экологического знака для автозапра-
вочных станций города Москвы" предстоит активизировать  работу  по
присвоению "Экологического знака" автозаправочным станциям (АЗС).
     Развитию экологической  сертификации  в  городе  Москве будет
способствовать:
     - организация  взаимодействия указанных систем с другими сис-
темами экологической сертификации, действующими в Российской Феде-
рации и городе Москве, на основе соглашений по взаимному признанию
работ по сертификации, проводимых данными системами;
     - упрощение  процедуры экологической сертификации и регистра-
ции деклараций о соответствии;
     - введение для организаций, имеющих экологические сертификаты
соответствия и экологические декларации  о  соответствии,  особого
порядка осуществления контроля соблюдения ими требований по эколо-
гической безопасности.

     5. Экологический аудит

     В целях стимулирования развития экологического аудита в Моск-
ве Правительством Москвы было принято постановление от 27  августа
2002 г. N 693-ПП "Об экологическом аудите".
     С целью  создания  условий  для организации практической дея-
тельности по экологическому аудиту в городе Москве  постановлением
Правительства Москвы от 22 июля 2003 г.  N 568-ПП "Об  утверждении
Временного  положения  о  Системе  экологического  аудита в городе
Москве,  Временного порядка проведения экологического аудита, Кри-
териев отнесения организаций города Москвы к числу рекомендованных
для проведения экологического аудита" были  утверждены  документы,
регламентирующие  функционирование системы экологического аудита и
порядок его проведения.
     Позднее Департаментом природопользования и охраны  окружающей
среды  города Москвы были утверждены руководящие документы Системы
экологического аудита.
     Проводится экологический аудит хозяйствующих субъектов,  рас-
положенных на реорганизуемых территориях города,  позволяющий оце-
нить  степень  их  экологической  опасности для принятия решения о
сохранении,  выводе, ликвидации или перебазировании на другую тер-
риторию.
     Возможности активного использования экологического  аудита  в
практике государственного управления хозяйственной деятельностью в
городе Москве ограничиваются в связи с отсутствием принятых на фе-
деральном  уровне  законодательных актов,  регламентирующих данную
деятельность.
     В связи  с этим необходимо способствовать разработке и приня-
тию Федерального закона "Об экологическом  аудите",  что  позволит
законодательно обеспечить использование результатов экологического
аудита при размещении городского государственного заказа, проведе-
нии приватизации объектов недвижимости,  осуществлении экологичес-
кой сертификации и экологического  страхования  в  целях  снижения
технологических,  экологических  и  инвестиционных рисков,  потерь
бюджетных средств города  в  результате  реализации  проектов,  не
обеспечивающих  получение эколого-экономического эффекта,  а также
предотвращения загрязнения окружающей среды.

     V. Развитие системы экологического образования и просвещения

     2005-2014 годы объявлены ООН  "Десятилетием  образования  для
устойчивого развития". Наиболее актуальной в концепции устойчивого
развития является экологическая составляющая.
     Образование является  одним  из  основных инструментов защиты
окружающей среды и охватывает все более широкий круг проблем.
     Основной задачей  в этой сфере является повышение экологичес-
кой культуры населения,  образовательного уровня, профессиональных
знаний  и навыков в области экологии;  пропаганда здорового образа
жизни.
     Основными мероприятиями при реализации системы экологического
образования и просвещения в городе Москве должны стать:
     - совершенствование  системы экологического образования (под-
готовка педагогических кадров для осуществления экологического об-
разования во  всех  звеньях воспитательно-образовательной системы;
введение в рамках московского  регионального  компонента  учебного
курса  "Экология",  развитие  сети экологических экспериментальных
площадок на базе общеобразовательных учреждений города).  Практика
и продвижение образования в интересах устойчивого развития во мно-
гом зависит от усилий преподавателей,  занимающихся вопросами эко-
логического образования;
     - привлечение общественных организаций и объединений к  реше-
нию  экологических  вопросов,  определенных к реализации в городе:
работа с населением по формированию бережного отношения к природе;
участие в мероприятиях по сохранению и восстановлению естественных
растительных и животных сообществ на  особо  охраняемых  природных
территориях города;
     - развитие системы подготовки в области рационального  приро-
допользования и охраны окружающей среды для руководящих работников
в сфере городского управления, производства товаров и услуг;
     - создание  специальных программ на центральных и местных ка-
бельных каналах телевидения,  радио.  Освещение актуальных проблем
охраны окружающей среды в средствах массовой информации и при  по-
мощи социальной рекламы;
     - создание при участии общественных экологических организаций
системы окружных и районных информационно-просветительских центров
для населения;
     - развитие эколого-просветительской деятельности на базе осо-
бо охраняемых природных территорий, в том числе:
     * разработка для каждой дирекции ООПТ пакета просветительских
программ,  ориентированных на конкретные группы населения,  с  ис-
пользованием  всего  спектра  современных  форм  и  методов эколо-
го-просветительской работы;
     * работа  со школьниками как приоритетная форма эколого-прос-
ветительской деятельности на базе ООПТ;
     * создание и обустройство экскурсионных экологических троп на
территориях всех природных,  природно-исторических и экологических
парков, природных заказников и крупных памятников природы;
     * создание современных информационно-просветительских центров
для посетителей ключевых особо охраняемых природных территорий;
     * развитие института волонтеров для работы на ООПТ города;
     * использование потенциала ООПТ для производственной практики
студентов профильных вузов города,  выполнения ими курсовых и дип-
ломных работ;
     * создание и поддержание веб-сайтов в каждой дирекции ООПТ;
     - систематическое освещение вопросов сохранения биологическо-
го и ландшафтного разнообразия средствами массовой  информации,  в
первую очередь - электронными;
     - функционирование городского центра экологической пропаганды
на базе павильона N 62 ВВЦ.
     Стратегия развития  широкого  экологического  информирования,
образования и просвещения населения должна быть направлена на фор-
мирование у москвичей всех возрастов и социальных  групп  активной
общественной позиции как в деле отстаивания своих законных прав на
благоприятную окружающую среду, так и в деле практического участия
в мероприятиях по формированию такой благоприятной среды, предотв-
ращения и недопущения экологических правонарушений.

      VI. Финансовое обеспечение целевых показателей Доктрины

     Доля расходов  на экологию по-прежнему остается крайне низкой
и составляет 2,0% от всех расходов бюджета, несмотря на увеличение
финансирования на текущие расходы и мероприятия по охране окружаю-
щей среды (в 2004 году увеличение в 3 раза по сравнению с 2002 го-
дом).
     С 1994 года в бюджете города Москвы были предусмотрены следу-
ющие статьи расходов на охрану окружающей среды:
     - восстановление и капитальный ремонт зеленых  насаждений  (в
том числе лесовосстановление);
     - содержание зеленых насаждений;
     - экологический мониторинг и гидрометеорология;
     - содержание  органов управления и природоохранных учреждений
(ГПУ "Мосэкомониторинг",  ГУ "Бюро экоанализ",  инспекции по мало-
мерным судам);
     - финансирование мероприятий по рациональному  использованию,
восстановлению и охране водных объектов (для реабилитации  500  га
территорий водоохранных зон - участки Верхней и Нижней Яузы,  реки
Сетуни, реки Москвы (Братеевская пойма) - в соответствии с бассей-
новым принципом требуется около 4 млрд. руб., в границах минималь-
ных водоохранных зон - 2 млрд. руб. до 2010 года);
     - мероприятия по регулированию содержания и охране животных;
     - содержание и использование ООПТ.
     Финансирование природоохранных  мероприятий  за  счет средств
бюджета города Москвы осуществляется за счет следующих источников:
     - капитальные  вложения  (адресная  инвестиционная программа,
раздел "Охрана окружающей среды") - финансирование  нового  строи-
тельства капитальных гидроочистных сооружений,  мусоросжигательных
заводов,  работ по рекультивации полигонов ТБО. Капитальные вложе-
ния  составляют  основную  часть расходов на мероприятия по охране
окружающей среды - около 50% всех расходов бюджета на экологию;
     - финансирование работ по компенсационному озеленению, на ко-
торые выделяется около 90% всех средств целевого бюджетного терри-
ториального экологического фонда, а также по восстановлению и эко-
логической реабилитации городских водоемов, экологическому монито-
рингу, НИОКР, экологическому образованию населения;
     -  текущие расходы - финансирование мероприятий по  текущему
содержанию,   капитальному  ремонту  и   восстановлению   зеленых
насаждений, на которые направляется около 80% всех средств по ука-
занному разделу,  а также по цветочному оформлению, экологическому
мониторингу,  развитию ООПТ,  содержанию приютов для бездомных жи-
вотных.  Анализ динамики расходования бюджетных средств за указан-
ный период показывает наличие нестабильности в  выделении  средств
на текущие расходы.  Это свидетельствует о недооценке важности ме-
роприятий, финансируемых за счет данного источника.
     Объем затрат составит около 18 млрд. руб. (финансирование ме-
роприятий - внебюджетные источники, средства предприятий).

     VII. Реализация экологической доктрины города Москвы

     Реализация Доктрины требует программного подхода, который мо-
жет быть осуществлен через создание программы действий (по  анало-
гии с 6-й Программой ЕС) на период до 2010 года и внедрение систе-
мы эколого-экономических индикаторов.
     В настоящее  время многие экономически развитые страны (и ре-
гионы) при определении среднесрочных и долгосрочных целей устойчи-
вого  развития  утверждают и учитывают системы индикаторов,  в том
числе  эколого-экономические  индикаторы.  Традиционные   социаль-
но-экономические  показатели,  такие как валовый региональный про-
дукт,  доходы городского бюджета,  объем производства промышленной
продукции, ввод жилья и т.п., не могут отразить эффективность про-
водимой Правительством Москвы экологической политики (за показате-
лями экономического роста возможна  деградация  окружающей  среды,
снижение уровня комфортности проживания населения).
     Принимаемые эколого-экономические  индикаторы должны удовлет-
ворять следующим основным критериям:
     - сочетать экологические и экономические аспекты;
     - иметь однозначную интерпретацию для лиц,  принимающих реше-
ния;
     - иметь количественное выражение;
     - опираться на имеющуюся систему государственной статистики и
не требовать значительных затрат для сбора информации и расчетов;
     - быть репрезентативными для международных сопоставлений;
     - предоставлять возможность оценки во временной динамике;
     - давать сквозное представление по уровням (федеральный,  ре-
гиональный) и секторам;
     - быть гибкими;
     - иметь ограниченное число.
     Решение экологических проблем должно приносить горожанам эко-
номические результаты.  Таким образом, применение эколого-экономи-
ческих индикаторов, имеющих ясный экономический смысл, будет помо-
гать понять тенденции в развитии экологической ситуации и принятии
адекватных управленческих решений.
     Реализация основных направлений Доктрины обеспечивает  дости-
жение показателей качества окружающей среды по всем природным ком-
понентам (вода, воздух, почвы, зеленые насаждения и др.).
     Реализацию мероприятий, определяемых Доктриной, предполагает-
ся осуществить в период 2005-2010 гг.,  увязывая их с действующими
и вновь принимаемыми целевыми программами города Москвы.
     Первым этапом реализации Доктрины станет формирование Целевой
среднесрочной экологической программы на 2006-2008 годы.
     Приоритеты, определенные в доктрине,  должны учитываться  при
формировании бюджетов всех уровней, разработке новых законодатель-
ных и нормативных актов города Москвы.



                              Верно: