Во исполнение пункта 6.3 Плана первоочередных законопроектных
работ органов исполнительной власти города Москвы на 2009-2010 го-
ды, утвержденного распоряжением Мэра Москвы от 31 декабря 2008 г.
N 362-РМ, а также в целях сохранения и государственной охраны объ-
ектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов
Российской Федерации Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить проект постановления Московской городской Думы "О
проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 243
Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекс Российской Феде-
рации об административных правонарушениях в части усиления адми-
нистративной ответственности за нарушение законодательства в об-
ласти охраны объектов культурного наследия" (приложение).
2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный проект поста-
новления на рассмотрение Московской городской Думы в установленном
порядке.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на председателя Комитета по культурному наследию города Москвы
Шевчука В.А. и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Виноградова В.Ю.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 31 августа 2010 г. N 764-ПП
Проект
Внесен Мэром Москвы
МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О проекте федерального закона
"О внесении изменений в статьи 243 Уголовного кодекса
Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях в части усиления
административной ответственности за нарушение
законодательства в области охраны объектов
культурного наследия"
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федера-
ции и статьей 35 Устава города Москвы
МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы
проект федерального закона "О внесении изменений в статью 243 Уго-
ловного кодекса Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях в части усиления администра-
тивной ответственности за нарушение законодательства в области ох-
раны объектов культурного наследия".
2. Поручить представление указанного законопроекта на всех
этапах его рассмотрения в Государственной Думе депутату Московской
городской Думы.
_________________________________________________________________.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его приня-
тия.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на Председателя Московской городской Думы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту постановления Московской городской Думы
"О проекте федерального закона "О внесении изменений
в статьи 243 Уголовного кодекса Российской Федерации
и Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях в части усиления административной
ответственности за нарушение законодательства
в области охраны объектов культурного наследия"
Настоящим законопроектом предлагается конкретизировать соста-
вы административного правонарушения и преступления за нарушения
требований, установленных законодательством Российской Федерации в
области охраны объектов культурного наследия по сохранению и со-
держанию объектов культурного наследия (памятников истории и куль-
туры) в случае, если указанные нарушения влекут их повреждение или
утрату.
Проектом предусматривается увеличение степени ответственности
физических и юридических лиц за совершение административных право-
нарушений и преступлений в отношении объектов культурного насле-
дия.
Законопроект направлен на реализацию Московской городской Ду-
мой установленного Конституцией Российской Федерации права законо-
дательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания
Российской Федерации.
Председатель Москомнаследия В.А.Шевчук
Приложение
к проекту постановления Московской
городской Думы "О проекте федера-
льного закона "О внесении изменений
в статью 243 Уголовного кодекса
Российской Федерации и Кодекс Рос-
сийской Федерации об администра-
тивных правонарушениях в части уси-
ления административной ответствен-
ности за нарушение законодательства
в области охраны объектов культур-
ного наследия"
ПЕРЕЧЕНЬ
постановлений Московской городской Думы,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению,
изменению или принятию в связи с принятием проекта
федерального закона "О внесении изменений в статью 243
Уголовного кодекса Российской Федерации
и Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях в части усиления ответственности
за нарушение законодательства в области охраны
объектов культурного наследия"
Принятие данного проекта федерального закона не потребует
признания утратившими силу, приостановления, изменения или приня-
тия постановлений Московской городской Думы.
Проект
N ______________
Вносится Московской
городской Думой
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статью 243 Уголовного кодекса
Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях в части усиления
административной ответственности за нарушение
законодательства в области охраны объектов
культурного наследия
Статья 1
Статью 243 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня
1996 г. N 63-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации,
1996, N 25, ст. 2954; 2003, N 50, ст. 4848) изложить в следующей
редакции:
"Статья 243. Уничтожение или повреждение объектов культурного
наследия (памятников истории и культуры), природных комплексов и
объектов, подлежащих государственной охране, а также предметов или
документов, имеющих историческую или культурную ценность
1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры), природных комплексов и объектов,
подлежащих государственной охране, а также предметов или докумен-
тов, имеющих историческую или культурную ценность, -
наказываются штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или
в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период
до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объек-
тов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов
культурного наследия (памятников истории и культуры), внесенных в
Список всемирного культурного и природного наследия, истори-
ко-культурных заповедников (музеев-заповедников), -
наказываются штрафом в размере от четырехсот до пятисот тысяч
рублей или в размере заработной платы, либо иного дохода осужден-
ного за период до двадцати четырех месяцев, либо лишением свободы
на срок от трех до пяти лет.".
Статья 2
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных пра-
вонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации,
2002, N 1, ст. 1; 2002, N 30, ст. 3029, 2003, N 27, ст.2700, 2003,
N 27, ст. 2708, 2003 N 46, ст. 4434, 2003 N 50, ст. 487, 2004 N
31, ст. 3229, 2004 N 34, ст. 3533, 2005, N 13, ст.1077, 2005, N
19, ст.1752, 2005, N 27, ст.2719, 2005 N 27, ст. 2721, 2005, N 30,
ст. 3104, 2005, N 30 , ст. 3131, 2006, N 17, ст.1776, 2006, N 18,
ст.1907, 2006, N 31, ст. 3432, 2006, N 31, ст.3438, 2006, N 45,
ст.4641, 2007, N 26, ст. 3089, 2007, N 30, ст. 3755, 2007, N 31,
ст.4007, 2007, N 31, ст. 4008, 2007, N 46, ст.5553, 2007, N41,
ст.4845, 2008, N 19 (поправка), 2008, N 20, ст. 2251, 2008, N 52,
ст.6235, 2008, N 52, ст.6234, 2009, N 7, ст. 777, 2009, N 23, ст.
2759, 2009, N 26, ст. 3120, 2009, N 29, ст. 3642, 2009, N 30, ст.
3739, 2009, N 52, ст. 6412) следующие изменения:
1) предложение второе части 1 статьи 3.12 после слов "в об-
ласти общественного порядка и общественной безопасности" дополнить
словами "в области охраны объектов культурного наследия";
2) статью 7.13 изложить в следующей редакции:
"Статья 7.13. Нарушение требований сохранения, содержания и
использования объектов культурного наследия (памятников истории и
культуры) федерального значения, выявленных объектов культурного
наследия, нарушение режима использования земель в границах терри-
тории указанных объектов, а также режима использования земель в
границах их зон охраны.
1. Нарушение требований сохранения, содержания и использования
объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) фе-
дерального значения, выявленных объектов культурного наследия, на-
рушение режима использования земель в границах территории указан-
ных объектов, а также режима использования земель в границах их
зон охраны, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в разме-
ре от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от
двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического ли-
ца, - от двадцати пяти тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на
юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или ад-
министративное приостановление деятельности на срок до девяноста
суток.
2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей
статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного
наследия народов Российской Федерации, объектов культурного насле-
дия (памятников истории и культуры), внесенных в Список всемирного
культурного и природного наследия, на их территориях, на террито-
риях историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) феде-
рального значения, а равно в зонах их охраны, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в разме-
ре пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до
пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предприниматель-
скую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати
пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пя-
тисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приос-
тановление деятельности на срок до девяноста суток.";
3) абзац второй статьи 7.14 изложить в следующей редакции:
"влечет наложение административного штрафа на граждан в раз-
мере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от
тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от
пятисот тысяч до одного миллиона рублей.";
4) статью 7.15 изложить в редакции:
"Статья 7.15. Проведение раскопок на территориях объектов
культурного наследия без соответствующего разрешения.
Проведение раскопок на территориях объектов археологического
наследия без полученного в установленном порядке разрешения (отк-
рытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разреше-
нием (открытым листом), -
влечет наложение административного штрафа на граждан в раз-
мере пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в резуль-
тате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных
для раскопок; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти
тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раско-
пок, а также инструментов и оборудования, использованных для рас-
копок; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона
рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а
также инструментов и оборудования использованных для раскопок.";
5) в статье 7.16:
а) в наименовании слова "особо охраняемых" исключить;
б) в абзаце первом слова "особо охраняемых" исключить;
6) часть 2 статьи 23.1 после цифр "6.13," дополнить цифрами
"7.13,".
Президент
Российской Федерации
Приложение 1
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в статью 243
Уголовного кодекса Российской Феде-
рации и Кодекс Российской Федера-
ции об административных правонару-
шениях в части усиления ответствен-
ности за нарушение законодательства
в области охраны объектов культур-
ного наследия"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в статью 243 Уголовного кодекса Российской Федерации
и Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях в части усиления ответственности
за нарушение законодательства в области
охраны объектов культурного наследия"
Статья 44 Конституции Российской Федерации предусматривает
обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и куль-
турного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Статьей 7 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об
объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) на-
родов Российской Федерации" гражданам Российской Федерации гаран-
тируется сохранность объектов культурного наследия в интересах
настоящего и будущего поколений многонационального народа Российс-
кой Федерации.
К сожалению, в настоящее время не редки случаи халатного, а
порой, и преступного отношения к объектам культурного наследия со
стороны собственников и пользователей таких объектов. Это выража-
ется в незаконной перестройке, перепланировке зданий-памятников,
их сносе и уничтожении, что влечет за собой утрату объектами час-
тично или в полном объеме их исторической и культурной ценности, а
также в невыполнении собственниками или пользователями объектов
культурного наследия своих обязательств по проведению ремонт-
но-реставрационных работ, надлежащему содержанию таких объектов и
сохранению их исторического облика.
Вопиющими примерами преступного отношения к объектам культур-
ного наследия являются:
1) "Усадьба В.Ф.Колесникова - Саргиных - М.Е.Шапатиной
XVIII в., 1810-е гг., сер. XIX в., 1900-е - 1910-е гг.", располо-
женная по адресу: Москва, ул.Таганская, д.88, стр.1, самовольно
перестроена собственником, в результате чего полностью искажен об-
лик памятника, а также утрачены ценные элементы объекта культурно-
го наследия;
2) "Дом, в котором 10.02.1890 родился поэт Б.Л.Пастернак",
расположенный по адресу: Москва, Оружейный пер., д.3, стр.1, в ко-
тором была возведена надстройка, исказившая исторический облик
объекта;
3) "Квартира N 16, в которой жил и работал авиаконструктор
С.А.Лавочкин", расположенная по адресу: Москва, ул.Тверская,
д.19а, в которой самовольно в отсутствие разрешительной документа-
ции и нарушение закона проведена реконструкция объекта.
Вместе с тем, во всех крупных городах, в том числе и в Моск-
ве, проявляется желание инвесторов получить новые площади путем
совершения действий, заведомо ведущих к уничтожению памятников,
либо путем полного бездействия с целью доведения памятника до ава-
рийного состояния с последующим сносом и возведением на его месте
нового здания.
Согласно статистическим сведениям Главного информационно-ана-
литического центра Министерства внутренних дел Российской Федера-
ции о преступлении, предусмотренном статьей 243 УК РФ, по состоя-
нию на 2007 год на территории Российской Федерации возбуждено 95
уголовных дел, однако в суд ни одно из них не направлено, что го-
ворит о неэффективности статьи в действующей редакции.
По состоянию на 2008 год возбуждено 86 уголовных дел, 16 из
них с обвинительным заключением направлено в суд. По состоянию на
первое полугодие 2009 года возбуждено 46 уголовных дел, только 3
из них с обвинительным актом направлены в суд.
В то же время, согласно статистическим данным Главного управ-
ления внутренних дел по городу Москве в 2008 году по ст.243 воз-
буждено 2 уголовных дела, а за первое полугодие 2009 года - 1 уго-
ловное дело.
Настоящим проектом федерального закона предлагается конкрети-
зировать составы административного правонарушения и преступления
за нарушения требований, установленных законодательством Российс-
кой Федерации в области охраны объектов культурного наследия по
сохранению и содержанию объектов культурного наследия (памятников
истории и культуры) в случае, если указанные нарушения влекут их
повреждение или утрату.
Проектом предусматривается увеличение степени ответственности
физических и юридических лиц за совершение административных право-
нарушений либо преступлений в отношении объектов культурного нас-
ледия - объектов, обладающих исторической, художественной, научной
и иной культурной ценностью, выявленных объектов, поставленных под
государственную охрану, а также объектов археологического насле-
дия, поскольку сохранение археологического наследия для грядущих
поколений рассматривается в современном мире как одно из важнейших
направлений глобальной культурной политики.
Учитывая важность сохранения объектов культурного наследия в
интересах народа Российской Федерации, предлагается привести санк-
ции за преступления и административные правонарушения в области
охраны и использования объектов культурного наследия в соответс-
твие характеру и степени общественной опасности совершаемых дея-
ний путем увеличения размеров штрафных санкций.
Принятие данного законопроекта будет способствовать сохране-
нию недвижимого культурного наследия Российской Федерации.
Московская городская Дума
Приложение 2
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в статью 243
Уголовного кодекса Российской Феде-
рации и Кодекс Российской Федера-
ции об административных правонару-
шениях в части усиления ответствен-
ности за нарушение законодательства
в области охраны объектов культур-
ного наследия"
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Принятие данного проекта федерального закона не потребует до-
полнительных затрат из федерального бюджета.
Московская городская Дума
Приложение 3
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в статью 243
Уголовного кодекса Российской Феде-
рации и Кодекс Российской Федера-
ции об административных правонару-
шениях в части усиления ответствен-
ности за нарушение законодательства
в области охраны объектов культур-
ного наследия"
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению,
изменению или принятию в связи с принятием проекта
федерального закона "О внесении изменений в статью 243
Уголовного кодекса Российской Федерации
и Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях в части усиления ответственности
за нарушение законодательства в области охраны объектов
культурного наследия"
Принятие данного проекта федерального закона не потребует
признания утратившими силу, приостановления, изменения или приня-
тия актов федерального законодательства.
Московская городская Дума