Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 776-ПП от 7 сентября 2010 года

О мерах по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности

     В целях  повышения  эффективности  проведения государственной
молодежной политики в городе Москве,  определения стратегии города
по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жиз-
недеятельности,  а также обеспечения организации деятельности  об-
щественных  аварийно-спасательных формирований и резервистов в го-
роде Москве Правительство Москвы постановляет:
     1. Утвердить  Основные направления по формированию у молодежи
города Москвы навыков безопасности  жизнедеятельности до 2015 года
(приложение 1).
     2. Утвердить План мероприятий по формированию у молодежи  го-
рода    Москвы    навыков    безопасности    жизнедеятельности  на
2010-2015 гг. (далее - План) (приложение 2).
     3. Одобрить  Концепцию  проекта  закона города Москвы "Об об-
щественных аварийно-спасательных  формированиях  города  Москвы  и
статусе резервистов" (приложение 3).
     4. Просить  Главное  управление  МЧС  России  по г.Москве  до
30 августа 2011 г. разработать проект закона города Москвы "Об об-
щественных аварийно-спасательных  формированиях  города  Москвы  и
статусе резервистов" и представить Мэру Москвы для внесения его на
рассмотрение Московской городской Думы в установленном порядке.
     5. Просить  Управление  Федеральной  службы безопасности Рос-
сийской Федерации по г.Москве и Московской области, Главное управ-
ление внутренних дел по городу Москве, Главное управление МЧС Рос-
сии по г.Москве,  Управление Федеральной службы Российской Федера-
ции по контролю за оборотом наркотиков по г.Москве, Московское го-
родское отделение Общероссийской общественной организации "Всерос-
сийское  добровольное  пожарное  общество",  Совет  ректоров вузов
Москвы и Московской области принять участие в реализации мероприя-
тий Плана по соответствующим направлениям.
     6. Просить Главное управление МЧС России по г.Москве осущест-
влять функции координатора по реализации Плана.
     7. Органам исполнительной власти города Москвы обеспечить вы-
полнение мероприятий  Плана за счет и в пределах средств,  предус-
мотренных в бюджете города Москвы по соответствующим направлениям.
     8. Департаменту образования города Москвы совместно с  Депар-
таментом семейной и молодежной политики города Москвы, Департамен-
том транспорта и связи города Москвы, Главным управлением внутрен-
них дел по городу Москве до 27 мая 2011 г.  разработать и внедрить
четырехступенчатую систему обучения безопасности на дорогах  детей
и подростков города Москвы дошкольного, младшего, среднего и стар-
шего школьного возраста.
     9. Департаменту  образования  города  Москвы  в  IV  квартале
2010 г. подготовить и представить в Правительство Москвы предложе-
ния о введении с 2011 учебного года предмета "Основы  безопасности
жизнедеятельности" в качестве самостоятельной дисциплины в средних
и старших классах государственных  общеобразовательных  учреждений
города Москвы.
     10. Комитету  общественных  связей  города  Москвы обеспечить
участие городских, молодежных и детских общественных объединений в
реализации комплекса мероприятий Плана в установленном порядке.
     11. Комитету рекламы,  информации и оформления города Москвы,
Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации  го-
рода Москвы  совместно с префектурами административных округов го-
рода Москвы в течении двух месяцев разработать программу  проведе-
ния  эффективной  социально-ориентированной  рекламной  кампании о
пропаганде навыков безопасности жизнедеятельности и  популяризации
общественных аварийно-спасательных формирований.
     12. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой инфор-
мации  города  Москвы  оказать  содействие в освещении в средствах
массовой информации,  в том числе регулярной трансляции на телеви-
зионных  каналах "ТВ Центр",  "Доверие" и "ТВ Столица",  сюжетов и
информационных материалов, направленных на получение навыков безо-
пасности жизнедеятельности.
     13. Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы в
установленном  порядке  вносить  на рассмотрение  Межведомственной
комиссии Правительства Москвы по вопросам распространения  рекламы
заявки организатора о размещении рекламы о проводимых мероприятиях
в области безопасности жизнедеятельности молодежи в городе Москве.
     14. Контроль  за  выполнением настоящего постановления возло-
жить  на  первого  заместителя  Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Бирюкова П.П.
     О  ходе  выполнения  постановления  докладывать  Мэру  Москвы
ежегодно в I квартале.



П.п.Исполняющий обязанности                              В.И.Ресин
    Мэра Москвы



                              Приложение 1
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 7 сентября 2010 г. N 776-ПП


                       ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
         по формированию у молодежи города Москвы навыков
           безопасности жизнедеятельности до 2015 года


                        I. Общие положения

     Основные направления по формированию у молодежи города Москвы
навыков безопасности жизнедеятельности до 2015 года определяют це-
ли, задачи и систему мер, направленных на улучшение состояния здо-
ровья, физического и морально-психологического состояния молодежи,
повышение  качества подготовки в области гражданской обороны и за-
щиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и
безопасности людей на водных объектах,  совершенствование экологи-
ческого образования и воспитания,  уменьшение травматизма в  сфере
дорожного движения, осуществление патриотического воспитания моло-
дежи.
     Основные направления по формированию у молодежи города Москвы
навыков безопасности жизнедеятельности разработаны в  соответствии
с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21 де-
кабря 1994 г.  N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвы-
чайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Рос-
сийской Федерации от 5 марта 1992 г.  N 2446-1  "О  безопасности",
постановлением Правительства  Российской  Федерации  от  2  ноября
2000 г.  N 841 "Об утверждении Положения об  организации  обучения
населения  в  области гражданской обороны",  постановлением Прави-
тельства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г.  N 547 "О под-
готовке  населения  в области защиты от чрезвычайных ситуаций при-
родного  и  техногенного  характера",  Законом  города  Москвы  от
30 сентября 2009 г.  N 39 "О молодежи", другими федеральными зако-
нами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, закона-
ми и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
     Реализация основных направлений формирования у молодежи горо-
да  Москвы навыков безопасности жизнедеятельности связана с актив-
ным привлечением молодежи к организации проведения  мероприятий  в
этой  области и будет способствовать осуществлению в городе Москве
выполнения социально-экономических задач,  а также решению проблем
сохранения и укрепления здоровья,  безопасного поведения в чрезвы-
чайных и опасных ситуациях, организации физкультурно-оздоровитель-
ной  работы,  сохранения  благоприятной окружающей среды и природ-
но-ресурсного потенциала в целях удовлетворения  потребностей  ны-
нешнего и будущих поколений жителей города Москвы.

         II. Характеристика и оценка сложившейся ситуации

     Одним из важных направлений,  обеспечивающих реализацию госу-
дарственной молодежной политики по созданию условий и возможностей
для успешной и эффективной социализации и самореализации молодежи,
является деятельность органов государственной власти города Москвы
по обеспечению комплексной безопасности жизнедеятельности.
     Специфика города Москвы,  обладающего развитой  промышленной,
транспортной,  коммунальной,  социальной, культурной инфраструкту-
рой,  объективно создает ситуацию возникновения для молодежи широ-
кого круга специфических опасностей и угроз, характерных для круп-
ного мегаполиса.  Недостаточность жизненного опыта,  высокий  темп
жизни, лавинообразный объем разноплановой информации создают усло-
вия для замедленного формирования у молодых людей социальных прио-
ритетов и в то же время вызывают притупление естественного чувства
опасности.
     Вместе с тем единого  мнения  среди  ученых  и  практиков  по
структуре  и направлениям формирования навыков безопасности жизне-
деятельности пока нет.  В большинстве случаев в ходе  практической
работы реализуются их составные части,  посвященные вопросам безо-
пасности в чрезвычайных ситуациях  и  экологической  безопасности.
При  этом не учитываются многие аспекты безопасности и не в полном
объеме скоординированы действия органов государственной власти го-
рода  Москвы по формированию навыков безопасности жизнедеятельнос-
ти.
     В целях формирования навыков  безопасности  жизнедеятельности
создана система подготовки молодежи в области защиты от чрезвычай-
ных ситуаций,  реализованная в образовательных учреждениях  города
Москвы  в  рамках курсов "Основы безопасности жизнедеятельности" и
дисциплины "Безопасность жизнедеятельности",  в развитии  кружков,
секций  и  полевых лагерей "Юный спасатель",  центров "Юный пожар-
ный",  организации деятельности  Всероссийского  детско-юношеского
общественного движения "Школа безопасности", Всероссийского добро-
вольного пожарного общества,  Всероссийского студенческого корпуса
спасателей,  ведется работа по развитию движения по подготовке ре-
зервистов города Москвы.
     В настоящее время в городе функционируют 56 кружков,  секций,
центров,  специализированных классов и учреждений  дополнительного
образования "Юный спасатель",  "Юный пожарный" и "Юный водник",  в
которых обучается 6 051 человек.
     В соответствии  с  Государственной программой "Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на  2006-2010  годы",  ут-
вержденной  постановлением  Правительства  Российской Федерации от
11 июля 2005 г.  N 422,  Комплексной городской целевой  программой
профилактики правонарушений,  борьбы с преступностью и обеспечения
безопасности граждан в городе Москве на 2006-2010 гг.,  утвержден-
ной  Законом города Москвы от 19 апреля 2006 г.  N 16,  ежегодно с
марта по май проводятся школьные, районные и окружные соревнования
"Школа  безопасности",  в  которых принимают участие около 70 тыс.
обучающихся  государственных  образовательных  учреждений   города
Москвы.
     За  последние  5  лет (период 2005-2009 гг.)  было  проведено
6 663  школьных,  617  районных,  50  окружных слетов-соревнований
"Школа безопасности" с общим количеством участников 482 560 чел.
     В целом за период проведения соревнований и полевых лагерей в
них участвовало свыше 1 000 000 школьников и более 1 000 общеобра-
зовательных учреждений Москвы.
     Эта деятельность приносит свои результаты,  но гибель людей и
материальный ущерб,  связанные с опасностями, возникающими в мега-
полисе,  в том числе несоблюдением норм здорового образа жизни, во
многом  превышают  потери  от  чрезвычайных  ситуаций.  Только  за
2009 год на территории города Москвы зарегистрировано 26 198  ава-
рий и происшествий,  из них 28 чрезвычайных ситуаций. В результате
пострадали  19 231 человек,  в том числе  погибло  1 382 человека,
травмировано 17 849 человек,  из которых около 7 процентов - моло-
дежь.
     Большая часть потерь связана с низкой культурой  поведения  в
ходе учебной, трудовой и повседневной деятельности.
     Сложившаяся в настоящее время ситуация в  сфере  формирования
навыков безопасности жизнедеятельности характеризуется рядом проб-
лем. К основным из них можно отнести:
     - отсутствие регулирующего органа,  обеспечивающего координа-
цию деятельности органов исполнительной власти города Москвы,  му-
ниципальных образований и общественных организаций по формированию
навыков безопасности жизнедеятельности;
     - узковедомственный  подход к изучению учебного курса "Основы
безопасности жизнедеятельности"  (ОБЖ)  за  счет  регионального  и
школьного компонентов.  Отсутствие работы по совершенствованию со-
держания программ обучения по учебному курсу "Основы  безопасности
жизнедеятельности"  и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности",
которые перегружены,  преемственность соблюдена не полностью, име-
ется дублирование;
     - снижение показателей состояния здоровья и физического  раз-
вития большей части подрастающего поколения;
     - отсутствие единого перечня требований к физической,  психо-
логической и интеллектуальной подготовленности гражданина;
     - отсутствие  общего  подхода к направлениям  по формированию
культуры безопасности жизнедеятельности;
     - распространение негативной информации с помощью  информаци-
онных технологий.  Это  прежде всего сайты с элементами пропаганды
насилия, наркотиков и алкоголя, компьютерные игры, вовлекающие де-
тей в различные неформальные группировки.
     Ключевым звеном формирования навыков  безопасности  жизнедея-
тельности является обучение, которое наиболее эффективно в детском
и юношеском возрасте.  Обучение неразрывно связано с воспитанием и
проводится  оно  наиболее интенсивно в образовательных учреждениях
дошкольного,  общего и профессионального образования, деятельность
которых подведомственна Департаменту образования города Москвы.
     Решение этих проблем требует координации усилий всех  органи-
заций и ведомств по принятию дополнительных эффективных мер по со-
вершенствованию работы в области обеспечения безопасности жизнеде-
ятельности молодежи города Москвы.

      III. Цель, задачи, принципы и основные направления по
    формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности
                        жизнедеятельности

     Целью формирования  у молодежи города Москвы навыков безопас-
ности жизнедеятельности является создание условий для формирования
системы  приоритетов  и ценностей в области безопасности жизнедея-
тельности,  развитие врожденных и формирование  приобретенных  ка-
честв личности, обеспечивающих возможность действенного предупреж-

дения угроз и опасностей,  а также защиты от них, привитие знаний,
умений и навыков обеспечения безопасности во всех сферах жизнедея-
тельности, мотивирование у молодежи безопасной жизнедеятельности.
     Основными задачами  по  формированию у молодежи города Москвы
навыков безопасности жизнедеятельности являются:
     - совершенствование форм, методов и средств подготовки и вос-
питания молодежи в области безопасности жизнедеятельности;
     - развитие системы морально-психологической подготовки  моло-
дежи;
     - активизация пропаганды знаний и развитие социальной рекламы
в области безопасности жизнедеятельности;
     - систематическое  информирование молодежи о правилах поведе-
ния в чрезвычайных ситуациях и при угрозе их возникновения;
     - совершенствование  учебно-материальной базы в области безо-
пасности жизнедеятельности;
     - создание  эффективной системы межведомственного взаимодейс-
твия по вопросам совершенствования деятельности в области  обеспе-
чения безопасности жизнедеятельности;
     - совершенствование нормативной правовой базы.
     Основные направления по формированию у молодежи города Москвы
навыков безопасности жизнедеятельности должны основываться на сле-
дующих принципах:
     - массовость - система подготовки в области обеспечения безо-
пасности  жизнедеятельности должна охватывать подрастающее поколе-
ние, начиная с дошкольного возраста;
     - системность  -  подготовка  молодежи к безопасной жизнедея-
тельности должна строиться на целостной системе мер,  направленных
на специальную физическую, нравственную и морально-психологическую
подготовку подрастающего поколения;
     - активное вовлечение общественных организаций в деятельность
по обеспечению безопасности жизнедеятельности молодежи;
     - скоординированность  -  объединение  действий органов госу-
дарственной власти города Москвы и общественных организаций;
     - оперативность  -  своевременное  реагирование на изменения,
выявляемые в  ходе  мониторинга состояния работы по формированию у
молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности.
     В настоящее время с учетом достижения целостности взаимодейс-
твия компонентов, составляющих систему навыков безопасности жизне-
деятельности, наличия определенных взаимосвязей между ними, а так-
же  практической  значимости  свойств и закономерностей,  присущих
этой совокупности,  целесообразно считать основными  направлениями
по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жиз-
недеятельности:
     - формирование навыков здорового и безопасного образа жизни;
     - формирование навыков обеспечения безопасности в области за-
щиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;
     - формирование  навыков  обеспечения  безопасности  дорожного
движения;
     - формирование навыков обеспечения экологической  безопаснос-
ти;
     - формирование навыков обеспечения информационной безопаснос-
ти молодежи.
     Перечень направлений уточняется  по  результатам  мониторинга
состояния  процесса  формирования у молодежи города Москвы навыков
безопасности жизнедеятельности.

         IV. Механизмы реализации основных направлений по
    формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности
             жизнедеятельности и ожидаемые результаты

     Ведущая роль по организации формирования культуры безопаснос-
ти жизнедеятельности в соответствующих сферах возлагается на орга-
ны исполнительной власти города Москвы,  а  также  территориальные
органы  федеральных органов исполнительной власти.  По направлению
формирования навыков здорового и безопасного образа жизни - на Де-
партамент здравоохранения города Москвы, по направлению формирова-
ния навыков обеспечения безопасности в области защиты  от  чрезвы-
чайных  ситуаций  и  пожарной безопасности - на Главное управление
МЧС России по г.Москве и  Управление  по  обеспечению  мероприятий
гражданской защиты города Москвы,  по направлению формирования на-
выков обеспечения безопасности дорожного движения  -  на  ГУВД  по
г.Москве, по направлению формирования навыков обеспечения экологи-
ческой безопасности - на Департамент природопользования  и  охраны
окружающей среды города Москвы,  по направлению формирования навы-
ков обеспечения информационной безопасности молодежи - на  Комитет
по  телекоммуникациям и средствам массовой информации города Моск-
вы.  При этом решающий вклад в формирование культуры  безопасности
жизнедеятельности  призван  внести  Департамент образования города
Москвы.
     Деятельность органов  исполнительной  власти города Москвы по
формированию культуры безопасности жизнедеятельности молодежи сос-
редоточена на:
     - совершенствовании политики Правительства Москвы в этой  об-
ласти;
     - обучении молодежи в области безопасности жизнедеятельности;
     - духовно-нравственном, патриотическом и психологическом вос-
питании;
     - контроле в области безопасности жизнедеятельности молодежи.
     Основные мероприятия,  проводимые  в  интересах  формирования
культуры безопасности жизнедеятельности молодежи:
     - совершенствование нормативной правовой базы;
     - организация и проведение научных исследований в этой облас-
ти;
     - обучение  в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятель-
ности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";
     - пропаганда  знаний,  духовных  и патриотических ценностей с
использованием средств массовой информации и возможностей Общерос-
сийской  комплексной системы информирования и оповещения населения
(ОКСИОН);
     - совершенствование  деятельности  Всероссийского детско-юно-
шеского общественного движения "Школа безопасности" и  других  об-
щественных объединений;
     - активизация деятельности музеев и библиотек в области обес-
печения безопасности жизнедеятельности;
     - организация контроля и мониторинга  состояния  формирования
культуры безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения.
     Таким образом,  комплексное и системное развитие  у  молодежи
города  Москвы навыков безопасности жизнедеятельности позволит по-
высить уровень образованности молодежи не только в  области  безо-
пасности жизнедеятельности, но и в других смежных областях знаний,
повысить уровень духовно-нравственного и патриотического  воспита-
ния.
     Реализация мероприятий должна привести к следующим  результа-
там:
     - оздоровление обстановки на улицах и в  других  общественных
местах на 40%;
     - снижение возможности проведения террористических актов и их
негативных последствий на 30%;
     - повышение эффективности государственной системы  социальной
профилактики правонарушений, привлечение к организации деятельнос-
ти по предупреждению правонарушений организаций  всех  форм  собс-
твенности, а также общественных объединений на 50%;
     - улучшение информационного обеспечения деятельности  органов
государственной власти города Москвы и общественных объединений по
вопросам комплексной безопасности молодежи  на  территории  города
Москвы на 50%;
     - повышение эффективности работы органов исполнительной влас-
ти города Москвы, местного самоуправления и правоохранительных ор-
ганов по обеспечению безопасности молодежи на 50%;
     - сокращение средств,  выделяемых на локализацию и ликвидацию
последствий чрезвычайных ситуаций в городе Москве, на 35%;
     - оптимизация бюджетных затрат на обеспечение комплексной бе-
зопасности города Москвы на 35%.

     V. Финансирование мероприятий по формированию у молодежи
       города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности

     Финансирование мероприятий  по формированию у молодежи города
Москвы навыков безопасности  жизнедеятельности  осуществляется  за
счет и в пределах средств,  предусмотренных отраслевым органам ис-
полнительной власти города Москвы  в  бюджете  на  соответствующий
год.



                                                                    Приложение 2
                                                                    к постановлению Правительства Москвы
                                                                    от 7 сентября 2010 г. N 776-ПП


                                            План мероприятий
    по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности на 2010-2015 гг.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
N               Мероприятия                   Ответственные исполнители                    Срок
п/п                                                                                        проведения
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
 1                  2                                      3                                    4
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
                     Создание эффективной системы межведомственного взаимодействия

1.   Создание межведомственной  ра-  Главное управление МЧС России по г.Москве,  Управле-  ноябрь
     бочей  группы  по  координации  ние  по  обеспечению  мероприятий гражданской защиты  2010 г.
     планирования и реализации  ме-  города Москвы,  Департамент образования города Моск-
     роприятий  по  формированию  у  вы, Департамент семейной и молодежной политики горо-
     молодежи города Москвы навыков  да Москвы,  Департамент здравоохранения города Моск-
     безопасности жизнедеятельности  вы, Департамент природопользования и охраны окружаю-
                                     щей среды города Москвы, Комитет общественных связей
                                     города Москвы, Комитет по телекоммуникациям и средс-
                                     твам  массовой  информации  города  Москвы,  Главное
                                     управление внутренних дел по городу Москве, Управле-
                                     ние Федеральной службы безопасности Российской Феде-
                                     рации по г.Москве  и Московской области,  Управление
                                     ФСКН России по г.Москве

2.   Проведение заседаний  коллегий  Префектуры административных округов города Москвы     I квартал
     префектур  по вопросу реализа-                                                        ежегодно
     ции мероприятий по  формирова-
     нию  у  молодежи города Москвы
     навыков безопасности жизнедея-
     тельности

3.   Создание на  базе  Московского  Департамент образования города Москвы,  Главное  уп-  март 2011 г.
     городского психолого-педагоги-  равление  МЧС  России по г.Москве,  Управление Феде-
     ческого   университета  Межве-  ральной службы безопасности Российской Федерации  по
     домственного ресурсного Центра  г.Москве и Московской области,  Управление ФСКН Рос-
     мониторинга и экспертизы безо-  сии по г.Москве,  Московский городской психолого-пе-
     пасности образовательной среды  дагогический университет

4.   Организация     взаимодействия  Департамент образования города Москвы, Управление по  I-II квартал
     системы  профессионального об-  обеспечению  мероприятий  гражданской  защиты города  ежегодно
     разования с Московским городс-  Москвы,  Комитет общественных связей города  Москвы,
     ким  отделением Общероссийской  Главное управление МЧС России по г.Москве,  Московс-
     общественной организации "Все-  кое городское отделение Общероссийской  общественной
     российское добровольное пожар-  организации "Всероссийское добровольное пожарное об-
     ное общество"  и  другими  об-  щество"
     щественными    патриотическими
     организациями города Москвы по
     развитию пожарно-прикладного и
     спасательного спорта

5.   Осуществление контроля за под-  Главное управление МЧС России по г.Москве,  Управле-  2010-2015 гг.
     готовкой  обучающихся по пред-  ние  по  обеспечению  мероприятий гражданской защиты
     мету "Основы безопасности жиз-  города Москвы, Департамент образования города Москвы
     недеятельности"  и  дисциплине
     "Безопасность жизнедеятельнос-
     ти"  в государственных общеоб-
     разовательных  учреждениях   и
     образовательных    учреждениях
     среднего и высшего  профессио-
     нального образования

6.   Осуществление контроля  за ин-  Главное управление МЧС России по г.Москве,  Управле-  2010-2015 гг.
     формированием молодежи по воп-  ние  по  обеспечению  мероприятий гражданской защиты
     росам гражданской обороны, за-  города Москвы,  Департамент образования города Моск-
     щиты от чрезвычайных ситуаций,  вы, Департамент семейной и молодежной политики горо-
     пожарной  безопасности и безо-  да Москвы, Комитет общественных связей города Москвы
     пасности на водных объектах

               Совершенствование форм,  методов и средств подготовки и обучения молодежи
                                в области безопасности жизнедеятельности

7.   Разработка новых и  совершенс-  Департамент образования города Москвы                 IV квартал
     твование  действующих программ                                                        2011-2012 гг.
     и методик подготовки и повыше-
     ния  квалификации педагогичес-
     ких кадров для  организации  в
     образовательных    учреждениях
     занятий по курсу "Основы безо-
     пасности  жизнедеятельности" и
     дисциплине "Безопасность  жиз-
     недеятельности"

8.   Выполнение работ  по  дополни-  Департамент природопользования и охраны               I-IV квартал
     тельному экологическому  обра-  окружающей среды города Москвы                        ежегодно
     зованию   учащихся,  повышение
     квалификации    педагогических
     работников  учреждений образо-
     вания города Москвы:  информа-
     ционно-методическое  обеспече-
     ние экологического образования

9.   Подготовка  учителей-организа-  Департамент природопользования и охраны               I-IV квартал
     торов экологического образова-  окружающей среды города Москвы                        ежегодно
     ния для школ города Москвы

10.  Создание в образовательных уч-  Департамент образования города Москвы,  Главное  уп-  2011-2012 гг.
     реждениях города Москвы "Угол-  равление МЧС России по г.Москве, Департамент здраво-
     ков безопасности"               охранения города Москвы, Главное управление внутрен-
                                     них  дел  по  городу Москве,  Управление Федеральной
                                     службы безопасности Российской Федерации по г.Москве
                                     и  Московской  области,  Управление  ФСКН  России по
                                     г.Москве

11.  Внедрение активных форм и  ме-  Департамент образования города Москвы,                III квартал
     тодов  обучения в учебный про-  Главное управление  МЧС России по г.Москве            ежегодно
     цесс по формированию у молоде-
     жи города Москвы навыков безо-
     пасности жизнедеятельности

12.  Разработка и создание для  де-  Департамент образования города  Москвы,  Департамент  III-IV квартал
     тей  серии компьютерных вирту-  здравоохранения города Москвы, Управление по обеспе-  ежегодно
     альных  интерактивных  игровых  чению мероприятий гражданской защиты города  Москвы,
     тренажеров  по отработке навы-  Главное управление МЧС России по г.Москве,  Управле-
     ков  безопасного  поведения  с  ние Федеральной службы безопасности Российской Феде-
     учетом возрастных категорий, в  рации  по г.Москве и Московской области,  Управление
     том числе для детей с  ограни-  ФСКН России по г.Москве
     ченными возможностями здоровья

13.  Организация учебных тренировок  Главное управление МЧС России по г.Москве,  Управле-  III квартал
     по гражданской обороне и в об-  ние  по  обеспечению  мероприятий гражданской защиты  ежегодно
     ласти  защиты  от чрезвычайных  города Москвы,  Департамент образования города Моск-
     ситуаций природного  и  техно-  вы, Департамент семейной и молодежной политики горо-
     генного  характера с привлече-  да Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы
     нием молодежи города через об-
     щественные поисково-спасатель-
     ные  формирования  в  качестве
     резервистов

14.  Проведение мастер-класса по     Главное управление МЧС России по г.Москве,  Управле-  II-III
     безопасности                    ние  по  обеспечению  мероприятий гражданской защиты  квартал
                                     города Москвы, Департамент образования города Москвы  ежегодно

15.  Организация и  проведение  ок-  Департамент образования города Москвы,  Главное  уп-  I-III квартал
     ружных  и  городского   этапов  равление МЧС России по г.Москве, Управление по обес-  ежегодно
     Всероссийской олимпиады по ос-  печению мероприятий гражданской защиты города Москвы
     новам  безопасности  жизнедея-
     тельности

  Активизация пропаганды знаний и развитие социальной рекламы в области безопасности жизнедеятельности

16.  Радиотрансляция в    образова-  Департамент образования города  Москвы,  Департамент  2011-2015 гг.
     тельных   учреждениях   города  здравоохранения  города  Москвы,  Главное управление
     Москвы  правил безопасного по-  МЧС России по г.Москве,  Главное управление внутрен-
     ведения в экстремальных ситуа-  них  дел  по  городу Москве,  Управление Федеральной
     циях                            службы безопасности Российской Федерации по г.Москве
                                     и  Московской  области,  Управление  ФСКН  России по
                                     г.Москве

17.  Создание в  сети интернет вир-  Главное управление  МЧС России по г.Москве            II квартал
     туального музея истории  граж-                                                        2012 г.
     данской обороны,  пожарной ох-
     раны в городе Москве

18.  Размещение на школьных принад-  Департамент образования города  Москвы,  Департамент  II-IV квартал
     лежностях (учебниках, школьных  здравоохранения  города  Москвы,  Главное управление  2011-2015 гг.
     тетрадях и т.п.)  тематических  МЧС России по г.Москве, Управление Федеральной служ-
     материалов  по  правилам безо-  бы  безопасности  Российской Федерации по г.Москве и
     пасного поведения               Московской области, Управление ФСКН России по г.Мос-
                                     кве

19.  Создание видеоматериалов    по  Главное управление  МЧС России по г.Москве, Управле-  III квартал
     пропаганде правил  безопасного  ние  по  обеспечению  мероприятий гражданской защиты  2011-2015 гг.
     поведения                       города Москвы,  Департамент образования города Моск-
                                     вы, Департамент здравоохранения города Москвы, Глав-
                                     ное управление внутренних дел по городу Москве,  Уп-
                                     равление  Федеральной службы безопасности Российской
                                     Федерации по г.Москве и Московской области, Управле-
                                     ние ФСКН России по г.Москве

20.  Организация и проведение  кон-  Департамент семейной и  молодежной  политики  города  II-IV квартал
     курсов  и  других массовых ме-  Москвы,  Департамент образования города Москвы,  Де-  2011-2015 гг.
     роприятий по пропаганде правил  партамент здравоохранения города Москвы, Комитет об-
     безопасного поведения           щественных связей города Москвы,  Главное управление
                                     МЧС России по г.Москве,  Управление  по  обеспечению
                                     мероприятий гражданской защиты города Москвы,  Глав-
                                     ное управление внутренних дел по городу Москве,  Уп-
                                     равление  Федеральной службы безопасности Российской
                                     Федерации по г.Москве и Московской области, Управле-
                                     ние ФСКН России по г.Москве

21.  Проведение конкурсов  творчес-  Главное управление МЧС России по г.Москве,  Управле-  III-IV
     ких работ среди учащихся госу-  ние  по  обеспечению  мероприятий гражданской защиты  квартал
     дарственных  общеобразователь-  города Москвы, Департамент семейной и молодежной по-  2011-2015 гг.
     ных учреждений системы  Депар-  литики города Москвы, Департамент образования города
     тамента   образования   города  Москвы,  Департамент здравоохранения города  Москвы,
     Москвы и  студентов  образова-  Комитет общественных связей города Москвы,  Управле-
     тельных   учреждений   высшего  ние Федеральной службы безопасности Российской Феде-
     профессионального  образования  рации  по г.Москве и Московской области,  Управление
     в  области безопасности жизне-  ФСКН России по г.Москве
     деятельности

22.  Проведение    профилактических  Главное управление МЧС России по г.Москве,  Управле-  II квартал
     мероприятий с участием молоде-  ние  по  обеспечению  мероприятий гражданской защиты  ежегодно
     жи города Москвы:               города Москвы, Департамент семейной и молодежной по-
     - по  противопожарной безопас-  литики города Москвы, Департамент образования города
     ности;                          Москвы,  Департамент здравоохранения города  Москвы,
     - по  безопасности молодежи на  Комитет  общественных связей города Москвы,  Главное
     водных объектах;                управление внутренних дел по городу Москве
     - в  области экологической бе-
     зопасности;
     - в  области  безопасности до-
     рожного движения

23.  Проведение молодежных акций в   Департамент семейной и  молодежной  политики  города  III квартал
     защиту окружающей среды         Москвы,  Департамент образования города Москвы,  Де-  2012 г.
                                     партамент  природопользования  и  охраны  окружающей
                                     среды города Москвы, Комитет общественных связей го-
                                     рода Москвы

24.  Организация  и  проведение ме-  Департамент семейной и  молодежной  политики  города  ежегодно
     роприятий,   направленных   на  Москвы, Департамент образования города Москвы, Коми-
     противодействие    проявлениям  тет общественных связей города Москвы,  Главное  уп-
     политического, национального и  равление внутренних дел по городу Москве, Управление
     религиозного экстремизма в мо-  Федеральной службы безопасности Российской Федерации
     лодежной среде                  по г.Москве и Московской области

25.  Проведение городского конкурса  Департамент образования города Москвы,  Главное  уп-  II квартал
     "Преподаватель ОБЖ"             равление МЧС России по г.Москве, Управление по обес-  ежегодно
                                     печению мероприятий гражданской защиты города Москвы

26.  Проведение городского конкурса  Департамент образования города Москвы,  Главное  уп-  IV квартал
     "Лучший кабинет ОБЖ"            равление МЧС России по г.Москве, Управление по обес-  ежегодно
                                     печению мероприятий гражданской защиты города Москвы

         Морально-психологическая подготовка молодежи в области безопасности жизнедеятельности

27.  Организация и проведение тема-  Департамент образования города  Москвы,  Департамент  III-IV
     тических конкурсов,  викторин,  здравоохранения  города  Москвы,  Главное управление  квартал
     олимпиад,  соревнований в  об-  МЧС России по г.Москве,  Управление  по  обеспечению  2011-2015 гг.
     ласти   культуры  безопасности  мероприятий гражданской защиты города Москвы, Управ-
     среди детей различных  возрас-  ление Федеральной службы безопасности Российской Фе-
     тов  и  детей  с ограниченными  дерации по г.Москве и Московской области, Управление
     физическими возможностями       ФСКН России по г.Москве

28.  Проведение социологических оп-  Департамент образования  города  Москвы,  Московский  2011 г.
     росов среди детей,  родителей,  городской психолого-педагогический университет
     преподавателей   о   состоянии
     культуры безопасности жизнеде-
     ятельности детей и подростков,
     потребности в популярных изда-
     ниях, пропагандирующих правила
     безопасного поведения, для ис-
     пользования в рамках семейного
     воспитания

29.  Проведение ежегодных мероприя-  Департамент образования города Москвы, Управление по  2011-2015 гг.
     тий противопожарной направлен-  обеспечению  мероприятий  гражданской  защиты города
     ности  с участием молодежи го-  Москвы,  Главное управление МЧС России по  г.Москве,
     рода Москвы:                    Московское  городское  отделение  Общероссийской об-
     - "Первенство  среди юношей по  щественной организации  "Всероссийское  добровольное
     пожарно-спасательному спорту";  пожарное общество"
     - "Московская  городская  игра
     на  противопожарную   тематику
     "Клуб веселых и находчивых";
     - "Московский городской фести-
     валь  сценического  творчества
     "Таланты и поклонники";
     - "Московский   смотр-конкурс
     художественно - изобразитель-
     ного, прикладного и техничес-
     кого видов творчества "Огонь-
     друг, огонь-враг"

30.  Создание на базе образователь-  Департамент образования города Москвы,  Главное  уп-  2011-2015 гг.
     ных учреждений  города  Москвы  равление МЧС России по г.Москве,  Московское городс-
     кружков, клубов и секций "Юный  кое отделение Общероссийской общественной  организа-
     пожарный", "Юный водник","Юный  ции "Всероссийское добровольное пожарное общество"
     спасатель"

31.  Проведение общегородской  юно-  Департамент образования города Москвы, Управление по  II квартал
     шеской  спартакиады  на  Кубок  обеспечению  мероприятий  гражданской  защиты города   2011 г.
     Мэра  Москвы по пожарно-спаса-  Москвы,  Главное управление МЧС России по  г.Москве,
     тельному спорту                 Департамент  физической  культуры  и  спорта  города
                                     Москвы

32.  Организация    и    проведение  Департамент образования города Москвы, Управление по  II квартал
     школьных, районных, окружных и  обеспечению  мероприятий  гражданской  защиты города   ежегодно
     городских  соревнований "Школа  Москвы,  Главное управление МЧС России по  г.Москве,
     безопасности" и полевых  лаге-  Департамент  физической  культуры  и  спорта  города
     рей  "Юный  спасатель",  "Юный  Москвы
     водник", "Юный пожарный"

33.  Проведение всероссийских   со-  Департамент образования города Москвы, Управление по  III квартал
     ревнований  "Школа безопаснос-  обеспечению  мероприятий  гражданской  защиты города  ежегодно
     ти" и  полевых  лагерей  "Юный  Москвы,  Главное управление МЧС России по  г.Москве,
     спасатель",   "Юный   водник",  Департамент  физической  культуры  и  спорта  города
     "Юный пожарный" с участием ко-  Москвы
     манд города Москвы

34.  Проведение городского фестива-  Главное управление МЧС России по г.Москве,  Управле-  III квартал
     ля "Азбука безопасности"        ние  по  обеспечению  мероприятий гражданской защиты   ежегодно
                                     города Москвы, Департамент семейной и молодежной по-
                                     литики города Москвы, Департамент образования города
                                     Москвы,  Комитет общественных связей города  Москвы,
                                     Московское  городское  отделение  Общероссийской об-
                                     щественной организации  "Всероссийское  добровольное
                                     пожарное общество"

35.  Оказание содействия в развитии  Департамент физической  культуры  и  спорта   города  2011-2015 гг.
     Региональной  общественной ор-  Москвы, Главное управление МЧС России по г.Москве
     ганизации "Спортивная  федера-
     ция пожарных и спасателей"

36.  Проведение мероприятий  по по-  Главное управление МЧС России по г.Москве,  Управле-  III квартал
     жарной  безопасности  на  базе  ние  по  обеспечению  мероприятий гражданской защиты  2011-2015 гг.
     городских  летних  лагерей Де-  города Москвы, Департамент образования города Москвы
     партамента образования  города
     Москвы

        Совершенствование системы подготовки молодежи  в области безопасности жизнедеятельности

37.  Создание базовых школ по курсу  Департамент образования города Москвы, Главное уп-    IV квартал
     "Основы безопасности жизнедея-  равление МЧС России по г.Москве                       2011-2015 гг.
     тельности" в каждом районе го-
     рода Москвы

38.  Создание методических  пособий  Департамент образования города  Москвы,  Департамент  III квартал
     и наглядных материалов по про-  здравоохранения города Москвы, Управление по обеспе-  2011-2015 гг.
     паганде правил безопасного по-  чению мероприятий гражданской защиты города  Москвы,
     ведения детей дошкольного воз-  Главное управление МЧС России по г.Москве,  Управле-
     раста и детей с  ограниченными  ние Федеральной службы безопасности Российской Феде-
     физическими возможностями       рации  по г.Москве и Московской области,  Управление
                                     ФСКН России по г.Москве

39.  Разработка методических  посо-  Департамент образования города  Москвы,  Департамент  IV квартал
     бий  для преподавателей допол-  здравоохранения города Москвы, Управление по обеспе-  2011-2015 гг.
     нительного образования по про-  чению мероприятий гражданской защиты города  Москвы,
     ведению тематических мероприя-  Главное управление МЧС России по г.Москве,  Управле-
     тий  в  области   безопасности  ние Федеральной службы безопасности Российской Феде-
     жизнедеятельности   с   детьми  рации  по г.Москве и Московской области,  Управление
     разных возрастов,  в том числе  ФСКН России по г.Москве
     с   ограниченными  физическими
     возможностями

40.  Разработка, издание и  тиражи-  Департамент образования города Москвы, Управление по  2011-2015 гг.
     рование пособий по популяриза-  обеспечению  мероприятий  гражданской  защиты города
     ции в рамках семейного  воспи-  Москвы,  Главное управление МЧС России по  г.Москве,
     тания,  правил безопасного по-  Управление ФСКН России по г.Москве
     ведения   (игры    настольные,
     компьютерные,  виртуальные ат-
     тракционы, комиксы, видеороли-
     ки и т.п.)

41.  Подготовка общественных   сту-  Главное управление МЧС России по г.Москве,  Управле-  II-III
     денческих спасательных отрядов  ние  по  обеспечению  мероприятий гражданской защиты  квартал
     по   программе  первоначальной  города Москвы, Департамент семейной и молодежной по-  2011-2015 гг.
     подготовки спасателей МЧС Рос-  литики города Москвы, Департамент образования города
     сии  и  подготовка (переподго-  Москвы, Комитет общественных связей города Москвы
     товка) резервистов из  состава
     общественных студенческих фор-
     мирований Московского  городс-
     кого  отделения  Всероссийской
     общественной молодежной  орга-
     низации "Всероссийский студен-
     ческий корпус спасателей"

42.  Создание  учебно-тренировочных  Главное управление МЧС России по г.Москве,  Департа-  IV квартал
     (тренажерных) площадок по мес-  мент образования города Москвы, Департамент физичес-  2011-2015 гг.
     ту учебы для развития  служеб-  кой культуры и спорта города Москвы
     но-прикладных   видов  спорта,
     физкультурно-спортивной   дея-
     тельности  и массового привле-
     чения детей, подростков  и мо-
     лодежи  к  профориентированным
     занятиям и проведению соревно-
     ваний

         Оперативное информирование молодежи об угрозе возникновения и правилах поведения в ЧС

43.  Оказание содействия  редакциям  Комитет по телекоммуникациям  и  средствам  массовой  III квартал
     печатных изданий в  публикации  информации  города  Москвы,  Главное  управление МЧС  2011 г.
     материалов  по пропаганде пра-  России по г.Москве, Управление по обеспечению мероп-
     вил безопасного поведения       риятий гражданской защиты города Москвы

44.  Оказание содействия  в освеще-  Комитет по телекоммуникациям  и  средствам  массовой  II квартал
     нии на телеканалах "ТВ-Центр",  информации  города  Москвы,  Главное  управление МЧС  2011-2015 гг.
     "ТВ Столица", "Доверие" деяте-  России по г.Москве, Управление по обеспечению мероп-
     льности детско-юношеского дви-  риятий гражданской защиты города Москвы
     жения "Школа безопасности"

45.  Освещение мероприятий в облас-  Главное управление МЧС России по г.Москве,  Управле-  2011-2015 гг.
     ти  безопасности жизнедеятель-  ние  по  обеспечению  мероприятий гражданской защиты
     ности в программах  московских  города Москвы
     теле-, радиоканалов, в городс-
     ких печатных изданиях и в  Об-
     щероссийской  комплексной сис-
     теме информирования и оповеще-
     ния населения (ОКСИОН)

46.  Размещение информации о прово-  Комитет рекламы,  информации  и  оформления   города  2011-2015 гг.
     димых мероприятиях с использо-  Москвы, Главное управление МЧС России по г.Москве
     ванием  объектов наружной рек-
     ламы и информации в рамках ре-
     шений  Межведомственной комис-
     сии  Правительства  Москвы  по
     вопросам  распространения рек-
     ламы

47.  Организация и проведение тема-  Комитет по телекоммуникациям  и  средствам  массовой  2011-2015 гг.
     тических  пресс-конференций  в  информации  города  Москвы,  Главное  управление МЧС
     информационном  центре  Прави-  России по г.Москве
     тельства Москвы по заявкам ор-
     ганов  исполнительной   власти
     города Москвы

                                      Нормативная правовая работа

48.  Разработка закона города Моск-  Главное управление МЧС России по г.Москве             III квартал
     вы "Об общественных  аварийно-                                                        2011 г.
     спасательных формированиях го-
     рода Москвы и  статусе  резер-
     вистов"

49.  Разработка  организационно-ме-  Главное управление МЧС России по г.Москве,  Управле-  III квартал
     тодических указаний о  порядке  ние  по  обеспечению  мероприятий гражданской защиты  2011 г.
     проведения  городских спортив-  города Москвы,  Комитет общественных  связей  города
     ных и творческих мероприятий с  Москвы,  Московское городское отделение Общероссийс-
     детьми  и  подростками по теме  кой общественной организации  "Всероссийское  добро-
     "Пожарная безопасность"         вольное пожарное общество"

50.  Разработка плана мероприятий в  Префектуры административных округов  города  Москвы,  IV квартал
     административных округах горо-  межрайонные отделения административных округов горо-  2011 г.
     да Москвы по развитию  и  под-  да Москвы Московского городского отделения  Общерос-
     держке профилактических  меро-  сийской общественной организации "Всероссийское доб-
     приятий по безопасности жизне-  ровольное пожарное общество"
     деятельности молодежи



                              Приложение 3
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 7 сентября 2010 г. N 776-ПП


                            Концепция
                   проекта закона города Москвы
       "Об общественных аварийно-спасательных формированиях
               города Москвы и статусе резервистов"


   Правовое регулирование создания и деятельности общественных
     аварийно-спасательных формирований и статуса резервистов

     Правовую основу создания и деятельности общественных  аварий-
но-спасательных  формирований и деятельности резервистов в настоя-
щее время составляют Конституция Российской Федерации, федеральные
законы  от 19 мая 1995 г.  N 82-ФЗ "Об общественных объединениях",
от 21 декабря 1994 г.  N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от
чрезвычайных  ситуаций  природного   и   техногенного  характера",
от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и
статусе спасателей", от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих прин-
ципах организации законодательных  (представительных)  и  исполни-
тельных  органов государственной власти субъектов Российской Феде-
рации",  а  также  законы  города Москвы от 5 ноября 1997 г.  N 46
"О защите  населения  и территорий города от чрезвычайных ситуаций
природного  и  техногенного  характера",  от 12 марта 2008 г. N 13
"О  пожарной  безопасности  в городе Москве",  от 12 марта 2008 г.
N 12 "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей города
Москвы"  и  иные  нормативные правовые акты Российской Федерации и
города Москвы.

        Цели и предмет регулирования закона города Москвы
       "Об общественных аварийно-спасательных формированиях
               города Москвы и статусе резервистов"

     Город Москва как субъект Российской Федерации характеризуется
рядом  специфических особенностей,  наличие которых требует специ-
ального правового регулирования  вопросов,  связанных  с  деятель-
ностью аварийно-спасательных служб на территории города. Современ-
ная жизнь характеризуется наличием угроз и опасностей для  челове-
ка: чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, по-
жары, происшествия на воде,  ДТП, терроризм и т.п. В таком крупном
мегаполисе, как Москва,  ежесуточно происходят  крупные  аварии  и
происшествия, сопровождающиеся гибелью или травмами людей.
     Необходимость и целесообразность разработки и принятия закона
города Москвы "Об общественных аварийно-спасательных формированиях
города Москвы и статусе резервистов" обусловлена тем,  что сущест-
вующее правовое регулирование отношений  в  рассматриваемой  сфере
носит общий характер. Закон города Москвы от 12 марта 2008 г. N 12
"Об аварийно-спасательных  службах  и  статусе  спасателей  города
Москвы"  устанавливает организационно-правовые и экономические ос-
новы деятельности общественных аварийно-спасательных формирований,
вводит  понятие "резервист".  Возможность привлечения общественных
аварийно-спасательных формирований и резервистов к работам по лик-
видации последствий чрезвычайных ситуаций, оказанию помощи постра-
давшим в чрезвычайных ситуациях является принципиально новым  под-
ходом  в  решении  задач по оперативному наращиванию сил и средств
спасения.
     С момента принятия указанного закона прошло два года, которые
показали,  что лишь малая доля граждан в состоянии  самостоятельно
реализовать себя  в качестве резервиста.  Сохраняется значительное
пространство правовой неопределенности в сфере общественных  отно-
шений.  Основной проблемой является то,  что данная сфера деятель-
ности не регулируется отдельным законом,  который бы определял по-
нятия,  сущность, принципы данного вида деятельности, остаются не-
разрешенными правовые основы взаимоотношения органов государствен-
ной  власти  города  Москвы с общественными аварийно-спасательными
формированиями и резервистами.  Не определен механизм  привлечения
общественных аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрез-
вычайных ситуаций,  не определены конкретные права,  обязанности и
ответственность резервистов, порядок выплаты компенсаций и обеспе-
чения гарантий социальной защиты резервистов, участвующих в ликви-
дации чрезвычайных ситуаций.
     Главная цель законопроекта состоит в  установлении  правовых,
экономических  и  организационных  основ деятельности общественных
аварийно-спасательных формирований города Москвы и в законодатель-
ном регулировании правового статуса резервистов.
     При сохранении ведущей роли  органов  государственной  власти
города Москвы в обеспечении защиты населения и территорий от чрез-
вычайных ситуаций,  безопасности граждан на водных объектах  важно

создать  условия  для  активного  участия в этом деле общественных
объединений,  опираться на поддержку граждан. Учитывая положитель-
ный опыт работы Московской городской народной дружины,  обществен-
ных пунктов охраны порядка в  Москве,  целесообразно  организовать
Московскую городскую систему государственно-общественных объедине-
ний и определить единую методологию ее функционирования.
     Предполагается, что  Московская  городская  система государс-
твенно-общественных объединений должна состоять из самостоятельных
общественных аварийно-спасательных формирований, коллегиальных ор-
ганов  управления и центра общественных аварийно-спасательных фор-
мирований города Москвы,  призванного осуществлять общее руководс-
тво,  координировать деятельность, осуществлять информационно-пра-
вовое и методическое обеспечение общественных  аварийно-спасатель-
ных формирований.
     Предметом регулирования закона города Москвы "Об общественных
аварийно-спасательных формированиях и статусе резервистов" являют-
ся отношения, определяющие организационные, правовые и экономичес-
кие  основы  создания  и деятельности общественных аварийно-спаса-
тельных формирований и устанавливающие правовой  статус  резервис-
тов,  участвующих в профилактике и предупреждении чрезвычайных си-
туаций,  аварий и происшествий,  а также в работах  по  ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Предполагаемые последствия реализации закона города Москвы
       "Об общественных аварийно-спасательных формированиях
               города Москвы и статусе резервистов"

     Принятие указанного закона позволит осуществить правовую рег-
ламентацию  отношений  между  общественными аварийно-спасательными
формированиями города Москвы и органами государственной власти го-
рода Москвы,  организациями, общественными объединениями и гражда-
нами по вопросам создания  и  деятельности  на  территории  города
Москвы  общественных  аварийно-спасательных формирований,  а также
правовых основ участия резервистов в составе общественных  аварий-
но-спасательных  формирований в работах по предупреждению и ликви-
дации последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий.
     Развитие существующей  системы  учебно-методической и практи-
ческой работы по подготовке молодежи и  социально  активных  слоев
населения к действиям при чрезвычайных ситуациях, а также кадрово-

го резерва профессиональных аварийно-спасательных формирований бу-
дет способствовать снижению ущерба от последствий чрезвычайных си-
туаций. Привлечение резервистов к работам по ликвидации чрезвычай-
ных  ситуаций  и  происшествий позволит в минимальные сроки значи-
тельно наращивать численность аварийно-спасательных  формирований,
задействованных  в  ликвидации  последствий чрезвычайных ситуаций,
без ущерба для обеспечения готовности к реагированию на иные  вне-
запно возникшие аварии и происшествия в городе.
     Кроме того, закрепление в законе основных направлений, поряд-
ка  деятельности  общественных  аварийно-спасательных формирований
города Москвы,  выполняемых на добровольной основе,  позволит час-
тично  сократить затраты финансовых средств бюджета города Москвы,
выделяемых на создание  и  деятельность  профессиональных  аварий-
но-спасательных служб.

              Структура проекта закона города Москвы
       "Об общественных аварийно-спасательных формированиях
               города Москвы и статусе резервистов"

     Предлагается следующая примерная структура проекта закона го-
рода Москвы:
     Преамбула.
     В преамбуле  закона будет отражен предмет правового регулиро-
вания и сфера его применения.
     Отдельные статьи закона.
     Статьи закона должны содержать:
     - основные понятия, используемые в законе;
     - задачи  общественных  аварийно-спасательных формирований по
участию в профилактике  и  предупреждении  чрезвычайных  ситуаций,
аварий и происшествий,  а также в работах по ликвидации чрезвычай-
ных ситуаций природного и техногенного характера;
     - порядок  создания и ликвидации общественных аварийно-спаса-
тельных формирований;
     - основные принципы деятельности общественных аварийно-спаса-
тельных формирований;
     - порядок взаимодействия органов государственной власти горо-
да Москвы с общественными аварийно-спасательными формированиями;
     - порядок привлечения общественных аварийно-спасательных фор-
мирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций;

     - права и обязанности общественных аварийно-спасательных фор-
мирований;
     - положения  об  ответственности общественных аварийно-спаса-
тельных формирований;
     - положения  о материально-техническом и финансовом обеспече-
нии деятельности общественных  аварийно-спасательных  формирований
города Москвы;
     - порядок осуществления контроля за деятельностью  обществен-
ных аварийно-спасательных формирований;
     - порядок приобретения статуса резервиста;
     - порядок ведения реестра резервистов;
     - порядок проведения аттестации резервистов;
     - порядок приостановления и прекращения статуса резервиста;
     - права и обязанности резервистов;
     - положения  о компенсациях и гарантиях социальной защиты ре-
зервистов;
     - положения об ответственности резервистов.
     В соответствии с существующей правотворческой техникой  закон
должен  включать  в  себя статьи,  устанавливающие порядок и сроки
вступления закона в силу.