В целях повышения эффективности проведения государственной
молодежной политики в городе Москве, определения стратегии города
по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жиз-
недеятельности, а также обеспечения организации деятельности об-
щественных аварийно-спасательных формирований и резервистов в го-
роде Москве Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Основные направления по формированию у молодежи
города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности до 2015 года
(приложение 1).
2. Утвердить План мероприятий по формированию у молодежи го-
рода Москвы навыков безопасности жизнедеятельности на
2010-2015 гг. (далее - План) (приложение 2).
3. Одобрить Концепцию проекта закона города Москвы "Об об-
щественных аварийно-спасательных формированиях города Москвы и
статусе резервистов" (приложение 3).
4. Просить Главное управление МЧС России по г.Москве до
30 августа 2011 г. разработать проект закона города Москвы "Об об-
щественных аварийно-спасательных формированиях города Москвы и
статусе резервистов" и представить Мэру Москвы для внесения его на
рассмотрение Московской городской Думы в установленном порядке.
5. Просить Управление Федеральной службы безопасности Рос-
сийской Федерации по г.Москве и Московской области, Главное управ-
ление внутренних дел по городу Москве, Главное управление МЧС Рос-
сии по г.Москве, Управление Федеральной службы Российской Федера-
ции по контролю за оборотом наркотиков по г.Москве, Московское го-
родское отделение Общероссийской общественной организации "Всерос-
сийское добровольное пожарное общество", Совет ректоров вузов
Москвы и Московской области принять участие в реализации мероприя-
тий Плана по соответствующим направлениям.
6. Просить Главное управление МЧС России по г.Москве осущест-
влять функции координатора по реализации Плана.
7. Органам исполнительной власти города Москвы обеспечить вы-
полнение мероприятий Плана за счет и в пределах средств, предус-
мотренных в бюджете города Москвы по соответствующим направлениям.
8. Департаменту образования города Москвы совместно с Депар-
таментом семейной и молодежной политики города Москвы, Департамен-
том транспорта и связи города Москвы, Главным управлением внутрен-
них дел по городу Москве до 27 мая 2011 г. разработать и внедрить
четырехступенчатую систему обучения безопасности на дорогах детей
и подростков города Москвы дошкольного, младшего, среднего и стар-
шего школьного возраста.
9. Департаменту образования города Москвы в IV квартале
2010 г. подготовить и представить в Правительство Москвы предложе-
ния о введении с 2011 учебного года предмета "Основы безопасности
жизнедеятельности" в качестве самостоятельной дисциплины в средних
и старших классах государственных общеобразовательных учреждений
города Москвы.
10. Комитету общественных связей города Москвы обеспечить
участие городских, молодежных и детских общественных объединений в
реализации комплекса мероприятий Плана в установленном порядке.
11. Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы,
Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации го-
рода Москвы совместно с префектурами административных округов го-
рода Москвы в течении двух месяцев разработать программу проведе-
ния эффективной социально-ориентированной рекламной кампании о
пропаганде навыков безопасности жизнедеятельности и популяризации
общественных аварийно-спасательных формирований.
12. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой инфор-
мации города Москвы оказать содействие в освещении в средствах
массовой информации, в том числе регулярной трансляции на телеви-
зионных каналах "ТВ Центр", "Доверие" и "ТВ Столица", сюжетов и
информационных материалов, направленных на получение навыков безо-
пасности жизнедеятельности.
13. Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы в
установленном порядке вносить на рассмотрение Межведомственной
комиссии Правительства Москвы по вопросам распространения рекламы
заявки организатора о размещении рекламы о проводимых мероприятиях
в области безопасности жизнедеятельности молодежи в городе Москве.
14. Контроль за выполнением настоящего постановления возло-
жить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Бирюкова П.П.
О ходе выполнения постановления докладывать Мэру Москвы
ежегодно в I квартале.
П.п.Исполняющий обязанности В.И.Ресин
Мэра Москвы
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 7 сентября 2010 г. N 776-ПП
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
по формированию у молодежи города Москвы навыков
безопасности жизнедеятельности до 2015 года
I. Общие положения
Основные направления по формированию у молодежи города Москвы
навыков безопасности жизнедеятельности до 2015 года определяют це-
ли, задачи и систему мер, направленных на улучшение состояния здо-
ровья, физического и морально-психологического состояния молодежи,
повышение качества подготовки в области гражданской обороны и за-
щиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и
безопасности людей на водных объектах, совершенствование экологи-
ческого образования и воспитания, уменьшение травматизма в сфере
дорожного движения, осуществление патриотического воспитания моло-
дежи.
Основные направления по формированию у молодежи города Москвы
навыков безопасности жизнедеятельности разработаны в соответствии
с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21 де-
кабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвы-
чайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Рос-
сийской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности",
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября
2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения
населения в области гражданской обороны", постановлением Прави-
тельства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 "О под-
готовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций при-
родного и техногенного характера", Законом города Москвы от
30 сентября 2009 г. N 39 "О молодежи", другими федеральными зако-
нами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, закона-
ми и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Реализация основных направлений формирования у молодежи горо-
да Москвы навыков безопасности жизнедеятельности связана с актив-
ным привлечением молодежи к организации проведения мероприятий в
этой области и будет способствовать осуществлению в городе Москве
выполнения социально-экономических задач, а также решению проблем
сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения в чрезвы-
чайных и опасных ситуациях, организации физкультурно-оздоровитель-
ной работы, сохранения благоприятной окружающей среды и природ-
но-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей ны-
нешнего и будущих поколений жителей города Москвы.
II. Характеристика и оценка сложившейся ситуации
Одним из важных направлений, обеспечивающих реализацию госу-
дарственной молодежной политики по созданию условий и возможностей
для успешной и эффективной социализации и самореализации молодежи,
является деятельность органов государственной власти города Москвы
по обеспечению комплексной безопасности жизнедеятельности.
Специфика города Москвы, обладающего развитой промышленной,
транспортной, коммунальной, социальной, культурной инфраструкту-
рой, объективно создает ситуацию возникновения для молодежи широ-
кого круга специфических опасностей и угроз, характерных для круп-
ного мегаполиса. Недостаточность жизненного опыта, высокий темп
жизни, лавинообразный объем разноплановой информации создают усло-
вия для замедленного формирования у молодых людей социальных прио-
ритетов и в то же время вызывают притупление естественного чувства
опасности.
Вместе с тем единого мнения среди ученых и практиков по
структуре и направлениям формирования навыков безопасности жизне-
деятельности пока нет. В большинстве случаев в ходе практической
работы реализуются их составные части, посвященные вопросам безо-
пасности в чрезвычайных ситуациях и экологической безопасности.
При этом не учитываются многие аспекты безопасности и не в полном
объеме скоординированы действия органов государственной власти го-
рода Москвы по формированию навыков безопасности жизнедеятельнос-
ти.
В целях формирования навыков безопасности жизнедеятельности
создана система подготовки молодежи в области защиты от чрезвычай-
ных ситуаций, реализованная в образовательных учреждениях города
Москвы в рамках курсов "Основы безопасности жизнедеятельности" и
дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", в развитии кружков,
секций и полевых лагерей "Юный спасатель", центров "Юный пожар-
ный", организации деятельности Всероссийского детско-юношеского
общественного движения "Школа безопасности", Всероссийского добро-
вольного пожарного общества, Всероссийского студенческого корпуса
спасателей, ведется работа по развитию движения по подготовке ре-
зервистов города Москвы.
В настоящее время в городе функционируют 56 кружков, секций,
центров, специализированных классов и учреждений дополнительного
образования "Юный спасатель", "Юный пожарный" и "Юный водник", в
которых обучается 6 051 человек.
В соответствии с Государственной программой "Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы", ут-
вержденной постановлением Правительства Российской Федерации от
11 июля 2005 г. N 422, Комплексной городской целевой программой
профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения
безопасности граждан в городе Москве на 2006-2010 гг., утвержден-
ной Законом города Москвы от 19 апреля 2006 г. N 16, ежегодно с
марта по май проводятся школьные, районные и окружные соревнования
"Школа безопасности", в которых принимают участие около 70 тыс.
обучающихся государственных образовательных учреждений города
Москвы.
За последние 5 лет (период 2005-2009 гг.) было проведено
6 663 школьных, 617 районных, 50 окружных слетов-соревнований
"Школа безопасности" с общим количеством участников 482 560 чел.
В целом за период проведения соревнований и полевых лагерей в
них участвовало свыше 1 000 000 школьников и более 1 000 общеобра-
зовательных учреждений Москвы.
Эта деятельность приносит свои результаты, но гибель людей и
материальный ущерб, связанные с опасностями, возникающими в мега-
полисе, в том числе несоблюдением норм здорового образа жизни, во
многом превышают потери от чрезвычайных ситуаций. Только за
2009 год на территории города Москвы зарегистрировано 26 198 ава-
рий и происшествий, из них 28 чрезвычайных ситуаций. В результате
пострадали 19 231 человек, в том числе погибло 1 382 человека,
травмировано 17 849 человек, из которых около 7 процентов - моло-
дежь.
Большая часть потерь связана с низкой культурой поведения в
ходе учебной, трудовой и повседневной деятельности.
Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере формирования
навыков безопасности жизнедеятельности характеризуется рядом проб-
лем. К основным из них можно отнести:
- отсутствие регулирующего органа, обеспечивающего координа-
цию деятельности органов исполнительной власти города Москвы, му-
ниципальных образований и общественных организаций по формированию
навыков безопасности жизнедеятельности;
- узковедомственный подход к изучению учебного курса "Основы
безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) за счет регионального и
школьного компонентов. Отсутствие работы по совершенствованию со-
держания программ обучения по учебному курсу "Основы безопасности
жизнедеятельности" и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности",
которые перегружены, преемственность соблюдена не полностью, име-
ется дублирование;
- снижение показателей состояния здоровья и физического раз-
вития большей части подрастающего поколения;
- отсутствие единого перечня требований к физической, психо-
логической и интеллектуальной подготовленности гражданина;
- отсутствие общего подхода к направлениям по формированию
культуры безопасности жизнедеятельности;
- распространение негативной информации с помощью информаци-
онных технологий. Это прежде всего сайты с элементами пропаганды
насилия, наркотиков и алкоголя, компьютерные игры, вовлекающие де-
тей в различные неформальные группировки.
Ключевым звеном формирования навыков безопасности жизнедея-
тельности является обучение, которое наиболее эффективно в детском
и юношеском возрасте. Обучение неразрывно связано с воспитанием и
проводится оно наиболее интенсивно в образовательных учреждениях
дошкольного, общего и профессионального образования, деятельность
которых подведомственна Департаменту образования города Москвы.
Решение этих проблем требует координации усилий всех органи-
заций и ведомств по принятию дополнительных эффективных мер по со-
вершенствованию работы в области обеспечения безопасности жизнеде-
ятельности молодежи города Москвы.
III. Цель, задачи, принципы и основные направления по
формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности
жизнедеятельности
Целью формирования у молодежи города Москвы навыков безопас-
ности жизнедеятельности является создание условий для формирования
системы приоритетов и ценностей в области безопасности жизнедея-
тельности, развитие врожденных и формирование приобретенных ка-
честв личности, обеспечивающих возможность действенного предупреж-
дения угроз и опасностей, а также защиты от них, привитие знаний,
умений и навыков обеспечения безопасности во всех сферах жизнедея-
тельности, мотивирование у молодежи безопасной жизнедеятельности.
Основными задачами по формированию у молодежи города Москвы
навыков безопасности жизнедеятельности являются:
- совершенствование форм, методов и средств подготовки и вос-
питания молодежи в области безопасности жизнедеятельности;
- развитие системы морально-психологической подготовки моло-
дежи;
- активизация пропаганды знаний и развитие социальной рекламы
в области безопасности жизнедеятельности;
- систематическое информирование молодежи о правилах поведе-
ния в чрезвычайных ситуациях и при угрозе их возникновения;
- совершенствование учебно-материальной базы в области безо-
пасности жизнедеятельности;
- создание эффективной системы межведомственного взаимодейс-
твия по вопросам совершенствования деятельности в области обеспе-
чения безопасности жизнедеятельности;
- совершенствование нормативной правовой базы.
Основные направления по формированию у молодежи города Москвы
навыков безопасности жизнедеятельности должны основываться на сле-
дующих принципах:
- массовость - система подготовки в области обеспечения безо-
пасности жизнедеятельности должна охватывать подрастающее поколе-
ние, начиная с дошкольного возраста;
- системность - подготовка молодежи к безопасной жизнедея-
тельности должна строиться на целостной системе мер, направленных
на специальную физическую, нравственную и морально-психологическую
подготовку подрастающего поколения;
- активное вовлечение общественных организаций в деятельность
по обеспечению безопасности жизнедеятельности молодежи;
- скоординированность - объединение действий органов госу-
дарственной власти города Москвы и общественных организаций;
- оперативность - своевременное реагирование на изменения,
выявляемые в ходе мониторинга состояния работы по формированию у
молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности.
В настоящее время с учетом достижения целостности взаимодейс-
твия компонентов, составляющих систему навыков безопасности жизне-
деятельности, наличия определенных взаимосвязей между ними, а так-
же практической значимости свойств и закономерностей, присущих
этой совокупности, целесообразно считать основными направлениями
по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жиз-
недеятельности:
- формирование навыков здорового и безопасного образа жизни;
- формирование навыков обеспечения безопасности в области за-
щиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;
- формирование навыков обеспечения безопасности дорожного
движения;
- формирование навыков обеспечения экологической безопаснос-
ти;
- формирование навыков обеспечения информационной безопаснос-
ти молодежи.
Перечень направлений уточняется по результатам мониторинга
состояния процесса формирования у молодежи города Москвы навыков
безопасности жизнедеятельности.
IV. Механизмы реализации основных направлений по
формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности
жизнедеятельности и ожидаемые результаты
Ведущая роль по организации формирования культуры безопаснос-
ти жизнедеятельности в соответствующих сферах возлагается на орга-
ны исполнительной власти города Москвы, а также территориальные
органы федеральных органов исполнительной власти. По направлению
формирования навыков здорового и безопасного образа жизни - на Де-
партамент здравоохранения города Москвы, по направлению формирова-
ния навыков обеспечения безопасности в области защиты от чрезвы-
чайных ситуаций и пожарной безопасности - на Главное управление
МЧС России по г.Москве и Управление по обеспечению мероприятий
гражданской защиты города Москвы, по направлению формирования на-
выков обеспечения безопасности дорожного движения - на ГУВД по
г.Москве, по направлению формирования навыков обеспечения экологи-
ческой безопасности - на Департамент природопользования и охраны
окружающей среды города Москвы, по направлению формирования навы-
ков обеспечения информационной безопасности молодежи - на Комитет
по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Моск-
вы. При этом решающий вклад в формирование культуры безопасности
жизнедеятельности призван внести Департамент образования города
Москвы.
Деятельность органов исполнительной власти города Москвы по
формированию культуры безопасности жизнедеятельности молодежи сос-
редоточена на:
- совершенствовании политики Правительства Москвы в этой об-
ласти;
- обучении молодежи в области безопасности жизнедеятельности;
- духовно-нравственном, патриотическом и психологическом вос-
питании;
- контроле в области безопасности жизнедеятельности молодежи.
Основные мероприятия, проводимые в интересах формирования
культуры безопасности жизнедеятельности молодежи:
- совершенствование нормативной правовой базы;
- организация и проведение научных исследований в этой облас-
ти;
- обучение в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятель-
ности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";
- пропаганда знаний, духовных и патриотических ценностей с
использованием средств массовой информации и возможностей Общерос-
сийской комплексной системы информирования и оповещения населения
(ОКСИОН);
- совершенствование деятельности Всероссийского детско-юно-
шеского общественного движения "Школа безопасности" и других об-
щественных объединений;
- активизация деятельности музеев и библиотек в области обес-
печения безопасности жизнедеятельности;
- организация контроля и мониторинга состояния формирования
культуры безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения.
Таким образом, комплексное и системное развитие у молодежи
города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности позволит по-
высить уровень образованности молодежи не только в области безо-
пасности жизнедеятельности, но и в других смежных областях знаний,
повысить уровень духовно-нравственного и патриотического воспита-
ния.
Реализация мероприятий должна привести к следующим результа-
там:
- оздоровление обстановки на улицах и в других общественных
местах на 40%;
- снижение возможности проведения террористических актов и их
негативных последствий на 30%;
- повышение эффективности государственной системы социальной
профилактики правонарушений, привлечение к организации деятельнос-
ти по предупреждению правонарушений организаций всех форм собс-
твенности, а также общественных объединений на 50%;
- улучшение информационного обеспечения деятельности органов
государственной власти города Москвы и общественных объединений по
вопросам комплексной безопасности молодежи на территории города
Москвы на 50%;
- повышение эффективности работы органов исполнительной влас-
ти города Москвы, местного самоуправления и правоохранительных ор-
ганов по обеспечению безопасности молодежи на 50%;
- сокращение средств, выделяемых на локализацию и ликвидацию
последствий чрезвычайных ситуаций в городе Москве, на 35%;
- оптимизация бюджетных затрат на обеспечение комплексной бе-
зопасности города Москвы на 35%.
V. Финансирование мероприятий по формированию у молодежи
города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности
Финансирование мероприятий по формированию у молодежи города
Москвы навыков безопасности жизнедеятельности осуществляется за
счет и в пределах средств, предусмотренных отраслевым органам ис-
полнительной власти города Москвы в бюджете на соответствующий
год.
Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 7 сентября 2010 г. N 776-ПП
План мероприятий
по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности на 2010-2015 гг.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
N Мероприятия Ответственные исполнители Срок
п/п проведения
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 2 3 4
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Создание эффективной системы межведомственного взаимодействия
1. Создание межведомственной ра- Главное управление МЧС России по г.Москве, Управле- ноябрь
бочей группы по координации ние по обеспечению мероприятий гражданской защиты 2010 г.
планирования и реализации ме- города Москвы, Департамент образования города Моск-
роприятий по формированию у вы, Департамент семейной и молодежной политики горо-
молодежи города Москвы навыков да Москвы, Департамент здравоохранения города Моск-
безопасности жизнедеятельности вы, Департамент природопользования и охраны окружаю-
щей среды города Москвы, Комитет общественных связей
города Москвы, Комитет по телекоммуникациям и средс-
твам массовой информации города Москвы, Главное
управление внутренних дел по городу Москве, Управле-
ние Федеральной службы безопасности Российской Феде-
рации по г.Москве и Московской области, Управление
ФСКН России по г.Москве
2. Проведение заседаний коллегий Префектуры административных округов города Москвы I квартал
префектур по вопросу реализа- ежегодно
ции мероприятий по формирова-
нию у молодежи города Москвы
навыков безопасности жизнедея-
тельности
3. Создание на базе Московского Департамент образования города Москвы, Главное уп- март 2011 г.
городского психолого-педагоги- равление МЧС России по г.Москве, Управление Феде-
ческого университета Межве- ральной службы безопасности Российской Федерации по
домственного ресурсного Центра г.Москве и Московской области, Управление ФСКН Рос-
мониторинга и экспертизы безо- сии по г.Москве, Московский городской психолого-пе-
пасности образовательной среды дагогический университет
4. Организация взаимодействия Департамент образования города Москвы, Управление по I-II квартал
системы профессионального об- обеспечению мероприятий гражданской защиты города ежегодно
разования с Московским городс- Москвы, Комитет общественных связей города Москвы,
ким отделением Общероссийской Главное управление МЧС России по г.Москве, Московс-
общественной организации "Все- кое городское отделение Общероссийской общественной
российское добровольное пожар- организации "Всероссийское добровольное пожарное об-
ное общество" и другими об- щество"
щественными патриотическими
организациями города Москвы по
развитию пожарно-прикладного и
спасательного спорта
5. Осуществление контроля за под- Главное управление МЧС России по г.Москве, Управле- 2010-2015 гг.
готовкой обучающихся по пред- ние по обеспечению мероприятий гражданской защиты
мету "Основы безопасности жиз- города Москвы, Департамент образования города Москвы
недеятельности" и дисциплине
"Безопасность жизнедеятельнос-
ти" в государственных общеоб-
разовательных учреждениях и
образовательных учреждениях
среднего и высшего профессио-
нального образования
6. Осуществление контроля за ин- Главное управление МЧС России по г.Москве, Управле- 2010-2015 гг.
формированием молодежи по воп- ние по обеспечению мероприятий гражданской защиты
росам гражданской обороны, за- города Москвы, Департамент образования города Моск-
щиты от чрезвычайных ситуаций, вы, Департамент семейной и молодежной политики горо-
пожарной безопасности и безо- да Москвы, Комитет общественных связей города Москвы
пасности на водных объектах
Совершенствование форм, методов и средств подготовки и обучения молодежи
в области безопасности жизнедеятельности
7. Разработка новых и совершенс- Департамент образования города Москвы IV квартал
твование действующих программ 2011-2012 гг.
и методик подготовки и повыше-
ния квалификации педагогичес-
ких кадров для организации в
образовательных учреждениях
занятий по курсу "Основы безо-
пасности жизнедеятельности" и
дисциплине "Безопасность жиз-
недеятельности"
8. Выполнение работ по дополни- Департамент природопользования и охраны I-IV квартал
тельному экологическому обра- окружающей среды города Москвы ежегодно
зованию учащихся, повышение
квалификации педагогических
работников учреждений образо-
вания города Москвы: информа-
ционно-методическое обеспече-
ние экологического образования
9. Подготовка учителей-организа- Департамент природопользования и охраны I-IV квартал
торов экологического образова- окружающей среды города Москвы ежегодно
ния для школ города Москвы
10. Создание в образовательных уч- Департамент образования города Москвы, Главное уп- 2011-2012 гг.
реждениях города Москвы "Угол- равление МЧС России по г.Москве, Департамент здраво-
ков безопасности" охранения города Москвы, Главное управление внутрен-
них дел по городу Москве, Управление Федеральной
службы безопасности Российской Федерации по г.Москве
и Московской области, Управление ФСКН России по
г.Москве
11. Внедрение активных форм и ме- Департамент образования города Москвы, III квартал
тодов обучения в учебный про- Главное управление МЧС России по г.Москве ежегодно
цесс по формированию у молоде-
жи города Москвы навыков безо-
пасности жизнедеятельности
12. Разработка и создание для де- Департамент образования города Москвы, Департамент III-IV квартал
тей серии компьютерных вирту- здравоохранения города Москвы, Управление по обеспе- ежегодно
альных интерактивных игровых чению мероприятий гражданской защиты города Москвы,
тренажеров по отработке навы- Главное управление МЧС России по г.Москве, Управле-
ков безопасного поведения с ние Федеральной службы безопасности Российской Феде-
учетом возрастных категорий, в рации по г.Москве и Московской области, Управление
том числе для детей с ограни- ФСКН России по г.Москве
ченными возможностями здоровья
13. Организация учебных тренировок Главное управление МЧС России по г.Москве, Управле- III квартал
по гражданской обороне и в об- ние по обеспечению мероприятий гражданской защиты ежегодно
ласти защиты от чрезвычайных города Москвы, Департамент образования города Моск-
ситуаций природного и техно- вы, Департамент семейной и молодежной политики горо-
генного характера с привлече- да Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы
нием молодежи города через об-
щественные поисково-спасатель-
ные формирования в качестве
резервистов
14. Проведение мастер-класса по Главное управление МЧС России по г.Москве, Управле- II-III
безопасности ние по обеспечению мероприятий гражданской защиты квартал
города Москвы, Департамент образования города Москвы ежегодно
15. Организация и проведение ок- Департамент образования города Москвы, Главное уп- I-III квартал
ружных и городского этапов равление МЧС России по г.Москве, Управление по обес- ежегодно
Всероссийской олимпиады по ос- печению мероприятий гражданской защиты города Москвы
новам безопасности жизнедея-
тельности
Активизация пропаганды знаний и развитие социальной рекламы в области безопасности жизнедеятельности
16. Радиотрансляция в образова- Департамент образования города Москвы, Департамент 2011-2015 гг.
тельных учреждениях города здравоохранения города Москвы, Главное управление
Москвы правил безопасного по- МЧС России по г.Москве, Главное управление внутрен-
ведения в экстремальных ситуа- них дел по городу Москве, Управление Федеральной
циях службы безопасности Российской Федерации по г.Москве
и Московской области, Управление ФСКН России по
г.Москве
17. Создание в сети интернет вир- Главное управление МЧС России по г.Москве II квартал
туального музея истории граж- 2012 г.
данской обороны, пожарной ох-
раны в городе Москве
18. Размещение на школьных принад- Департамент образования города Москвы, Департамент II-IV квартал
лежностях (учебниках, школьных здравоохранения города Москвы, Главное управление 2011-2015 гг.
тетрадях и т.п.) тематических МЧС России по г.Москве, Управление Федеральной служ-
материалов по правилам безо- бы безопасности Российской Федерации по г.Москве и
пасного поведения Московской области, Управление ФСКН России по г.Мос-
кве
19. Создание видеоматериалов по Главное управление МЧС России по г.Москве, Управле- III квартал
пропаганде правил безопасного ние по обеспечению мероприятий гражданской защиты 2011-2015 гг.
поведения города Москвы, Департамент образования города Моск-
вы, Департамент здравоохранения города Москвы, Глав-
ное управление внутренних дел по городу Москве, Уп-
равление Федеральной службы безопасности Российской
Федерации по г.Москве и Московской области, Управле-
ние ФСКН России по г.Москве
20. Организация и проведение кон- Департамент семейной и молодежной политики города II-IV квартал
курсов и других массовых ме- Москвы, Департамент образования города Москвы, Де- 2011-2015 гг.
роприятий по пропаганде правил партамент здравоохранения города Москвы, Комитет об-
безопасного поведения щественных связей города Москвы, Главное управление
МЧС России по г.Москве, Управление по обеспечению
мероприятий гражданской защиты города Москвы, Глав-
ное управление внутренних дел по городу Москве, Уп-
равление Федеральной службы безопасности Российской
Федерации по г.Москве и Московской области, Управле-
ние ФСКН России по г.Москве
21. Проведение конкурсов творчес- Главное управление МЧС России по г.Москве, Управле- III-IV
ких работ среди учащихся госу- ние по обеспечению мероприятий гражданской защиты квартал
дарственных общеобразователь- города Москвы, Департамент семейной и молодежной по- 2011-2015 гг.
ных учреждений системы Депар- литики города Москвы, Департамент образования города
тамента образования города Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы,
Москвы и студентов образова- Комитет общественных связей города Москвы, Управле-
тельных учреждений высшего ние Федеральной службы безопасности Российской Феде-
профессионального образования рации по г.Москве и Московской области, Управление
в области безопасности жизне- ФСКН России по г.Москве
деятельности
22. Проведение профилактических Главное управление МЧС России по г.Москве, Управле- II квартал
мероприятий с участием молоде- ние по обеспечению мероприятий гражданской защиты ежегодно
жи города Москвы: города Москвы, Департамент семейной и молодежной по-
- по противопожарной безопас- литики города Москвы, Департамент образования города
ности; Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы,
- по безопасности молодежи на Комитет общественных связей города Москвы, Главное
водных объектах; управление внутренних дел по городу Москве
- в области экологической бе-
зопасности;
- в области безопасности до-
рожного движения
23. Проведение молодежных акций в Департамент семейной и молодежной политики города III квартал
защиту окружающей среды Москвы, Департамент образования города Москвы, Де- 2012 г.
партамент природопользования и охраны окружающей
среды города Москвы, Комитет общественных связей го-
рода Москвы
24. Организация и проведение ме- Департамент семейной и молодежной политики города ежегодно
роприятий, направленных на Москвы, Департамент образования города Москвы, Коми-
противодействие проявлениям тет общественных связей города Москвы, Главное уп-
политического, национального и равление внутренних дел по городу Москве, Управление
религиозного экстремизма в мо- Федеральной службы безопасности Российской Федерации
лодежной среде по г.Москве и Московской области
25. Проведение городского конкурса Департамент образования города Москвы, Главное уп- II квартал
"Преподаватель ОБЖ" равление МЧС России по г.Москве, Управление по обес- ежегодно
печению мероприятий гражданской защиты города Москвы
26. Проведение городского конкурса Департамент образования города Москвы, Главное уп- IV квартал
"Лучший кабинет ОБЖ" равление МЧС России по г.Москве, Управление по обес- ежегодно
печению мероприятий гражданской защиты города Москвы
Морально-психологическая подготовка молодежи в области безопасности жизнедеятельности
27. Организация и проведение тема- Департамент образования города Москвы, Департамент III-IV
тических конкурсов, викторин, здравоохранения города Москвы, Главное управление квартал
олимпиад, соревнований в об- МЧС России по г.Москве, Управление по обеспечению 2011-2015 гг.
ласти культуры безопасности мероприятий гражданской защиты города Москвы, Управ-
среди детей различных возрас- ление Федеральной службы безопасности Российской Фе-
тов и детей с ограниченными дерации по г.Москве и Московской области, Управление
физическими возможностями ФСКН России по г.Москве
28. Проведение социологических оп- Департамент образования города Москвы, Московский 2011 г.
росов среди детей, родителей, городской психолого-педагогический университет
преподавателей о состоянии
культуры безопасности жизнеде-
ятельности детей и подростков,
потребности в популярных изда-
ниях, пропагандирующих правила
безопасного поведения, для ис-
пользования в рамках семейного
воспитания
29. Проведение ежегодных мероприя- Департамент образования города Москвы, Управление по 2011-2015 гг.
тий противопожарной направлен- обеспечению мероприятий гражданской защиты города
ности с участием молодежи го- Москвы, Главное управление МЧС России по г.Москве,
рода Москвы: Московское городское отделение Общероссийской об-
- "Первенство среди юношей по щественной организации "Всероссийское добровольное
пожарно-спасательному спорту"; пожарное общество"
- "Московская городская игра
на противопожарную тематику
"Клуб веселых и находчивых";
- "Московский городской фести-
валь сценического творчества
"Таланты и поклонники";
- "Московский смотр-конкурс
художественно - изобразитель-
ного, прикладного и техничес-
кого видов творчества "Огонь-
друг, огонь-враг"
30. Создание на базе образователь- Департамент образования города Москвы, Главное уп- 2011-2015 гг.
ных учреждений города Москвы равление МЧС России по г.Москве, Московское городс-
кружков, клубов и секций "Юный кое отделение Общероссийской общественной организа-
пожарный", "Юный водник","Юный ции "Всероссийское добровольное пожарное общество"
спасатель"
31. Проведение общегородской юно- Департамент образования города Москвы, Управление по II квартал
шеской спартакиады на Кубок обеспечению мероприятий гражданской защиты города 2011 г.
Мэра Москвы по пожарно-спаса- Москвы, Главное управление МЧС России по г.Москве,
тельному спорту Департамент физической культуры и спорта города
Москвы
32. Организация и проведение Департамент образования города Москвы, Управление по II квартал
школьных, районных, окружных и обеспечению мероприятий гражданской защиты города ежегодно
городских соревнований "Школа Москвы, Главное управление МЧС России по г.Москве,
безопасности" и полевых лаге- Департамент физической культуры и спорта города
рей "Юный спасатель", "Юный Москвы
водник", "Юный пожарный"
33. Проведение всероссийских со- Департамент образования города Москвы, Управление по III квартал
ревнований "Школа безопаснос- обеспечению мероприятий гражданской защиты города ежегодно
ти" и полевых лагерей "Юный Москвы, Главное управление МЧС России по г.Москве,
спасатель", "Юный водник", Департамент физической культуры и спорта города
"Юный пожарный" с участием ко- Москвы
манд города Москвы
34. Проведение городского фестива- Главное управление МЧС России по г.Москве, Управле- III квартал
ля "Азбука безопасности" ние по обеспечению мероприятий гражданской защиты ежегодно
города Москвы, Департамент семейной и молодежной по-
литики города Москвы, Департамент образования города
Москвы, Комитет общественных связей города Москвы,
Московское городское отделение Общероссийской об-
щественной организации "Всероссийское добровольное
пожарное общество"
35. Оказание содействия в развитии Департамент физической культуры и спорта города 2011-2015 гг.
Региональной общественной ор- Москвы, Главное управление МЧС России по г.Москве
ганизации "Спортивная федера-
ция пожарных и спасателей"
36. Проведение мероприятий по по- Главное управление МЧС России по г.Москве, Управле- III квартал
жарной безопасности на базе ние по обеспечению мероприятий гражданской защиты 2011-2015 гг.
городских летних лагерей Де- города Москвы, Департамент образования города Москвы
партамента образования города
Москвы
Совершенствование системы подготовки молодежи в области безопасности жизнедеятельности
37. Создание базовых школ по курсу Департамент образования города Москвы, Главное уп- IV квартал
"Основы безопасности жизнедея- равление МЧС России по г.Москве 2011-2015 гг.
тельности" в каждом районе го-
рода Москвы
38. Создание методических пособий Департамент образования города Москвы, Департамент III квартал
и наглядных материалов по про- здравоохранения города Москвы, Управление по обеспе- 2011-2015 гг.
паганде правил безопасного по- чению мероприятий гражданской защиты города Москвы,
ведения детей дошкольного воз- Главное управление МЧС России по г.Москве, Управле-
раста и детей с ограниченными ние Федеральной службы безопасности Российской Феде-
физическими возможностями рации по г.Москве и Московской области, Управление
ФСКН России по г.Москве
39. Разработка методических посо- Департамент образования города Москвы, Департамент IV квартал
бий для преподавателей допол- здравоохранения города Москвы, Управление по обеспе- 2011-2015 гг.
нительного образования по про- чению мероприятий гражданской защиты города Москвы,
ведению тематических мероприя- Главное управление МЧС России по г.Москве, Управле-
тий в области безопасности ние Федеральной службы безопасности Российской Феде-
жизнедеятельности с детьми рации по г.Москве и Московской области, Управление
разных возрастов, в том числе ФСКН России по г.Москве
с ограниченными физическими
возможностями
40. Разработка, издание и тиражи- Департамент образования города Москвы, Управление по 2011-2015 гг.
рование пособий по популяриза- обеспечению мероприятий гражданской защиты города
ции в рамках семейного воспи- Москвы, Главное управление МЧС России по г.Москве,
тания, правил безопасного по- Управление ФСКН России по г.Москве
ведения (игры настольные,
компьютерные, виртуальные ат-
тракционы, комиксы, видеороли-
ки и т.п.)
41. Подготовка общественных сту- Главное управление МЧС России по г.Москве, Управле- II-III
денческих спасательных отрядов ние по обеспечению мероприятий гражданской защиты квартал
по программе первоначальной города Москвы, Департамент семейной и молодежной по- 2011-2015 гг.
подготовки спасателей МЧС Рос- литики города Москвы, Департамент образования города
сии и подготовка (переподго- Москвы, Комитет общественных связей города Москвы
товка) резервистов из состава
общественных студенческих фор-
мирований Московского городс-
кого отделения Всероссийской
общественной молодежной орга-
низации "Всероссийский студен-
ческий корпус спасателей"
42. Создание учебно-тренировочных Главное управление МЧС России по г.Москве, Департа- IV квартал
(тренажерных) площадок по мес- мент образования города Москвы, Департамент физичес- 2011-2015 гг.
ту учебы для развития служеб- кой культуры и спорта города Москвы
но-прикладных видов спорта,
физкультурно-спортивной дея-
тельности и массового привле-
чения детей, подростков и мо-
лодежи к профориентированным
занятиям и проведению соревно-
ваний
Оперативное информирование молодежи об угрозе возникновения и правилах поведения в ЧС
43. Оказание содействия редакциям Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой III квартал
печатных изданий в публикации информации города Москвы, Главное управление МЧС 2011 г.
материалов по пропаганде пра- России по г.Москве, Управление по обеспечению мероп-
вил безопасного поведения риятий гражданской защиты города Москвы
44. Оказание содействия в освеще- Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой II квартал
нии на телеканалах "ТВ-Центр", информации города Москвы, Главное управление МЧС 2011-2015 гг.
"ТВ Столица", "Доверие" деяте- России по г.Москве, Управление по обеспечению мероп-
льности детско-юношеского дви- риятий гражданской защиты города Москвы
жения "Школа безопасности"
45. Освещение мероприятий в облас- Главное управление МЧС России по г.Москве, Управле- 2011-2015 гг.
ти безопасности жизнедеятель- ние по обеспечению мероприятий гражданской защиты
ности в программах московских города Москвы
теле-, радиоканалов, в городс-
ких печатных изданиях и в Об-
щероссийской комплексной сис-
теме информирования и оповеще-
ния населения (ОКСИОН)
46. Размещение информации о прово- Комитет рекламы, информации и оформления города 2011-2015 гг.
димых мероприятиях с использо- Москвы, Главное управление МЧС России по г.Москве
ванием объектов наружной рек-
ламы и информации в рамках ре-
шений Межведомственной комис-
сии Правительства Москвы по
вопросам распространения рек-
ламы
47. Организация и проведение тема- Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой 2011-2015 гг.
тических пресс-конференций в информации города Москвы, Главное управление МЧС
информационном центре Прави- России по г.Москве
тельства Москвы по заявкам ор-
ганов исполнительной власти
города Москвы
Нормативная правовая работа
48. Разработка закона города Моск- Главное управление МЧС России по г.Москве III квартал
вы "Об общественных аварийно- 2011 г.
спасательных формированиях го-
рода Москвы и статусе резер-
вистов"
49. Разработка организационно-ме- Главное управление МЧС России по г.Москве, Управле- III квартал
тодических указаний о порядке ние по обеспечению мероприятий гражданской защиты 2011 г.
проведения городских спортив- города Москвы, Комитет общественных связей города
ных и творческих мероприятий с Москвы, Московское городское отделение Общероссийс-
детьми и подростками по теме кой общественной организации "Всероссийское добро-
"Пожарная безопасность" вольное пожарное общество"
50. Разработка плана мероприятий в Префектуры административных округов города Москвы, IV квартал
административных округах горо- межрайонные отделения административных округов горо- 2011 г.
да Москвы по развитию и под- да Москвы Московского городского отделения Общерос-
держке профилактических меро- сийской общественной организации "Всероссийское доб-
приятий по безопасности жизне- ровольное пожарное общество"
деятельности молодежи
Приложение 3
к постановлению Правительства Москвы
от 7 сентября 2010 г. N 776-ПП
Концепция
проекта закона города Москвы
"Об общественных аварийно-спасательных формированиях
города Москвы и статусе резервистов"
Правовое регулирование создания и деятельности общественных
аварийно-спасательных формирований и статуса резервистов
Правовую основу создания и деятельности общественных аварий-
но-спасательных формирований и деятельности резервистов в настоя-
щее время составляют Конституция Российской Федерации, федеральные
законы от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях",
от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",
от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и
статусе спасателей", от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих прин-
ципах организации законодательных (представительных) и исполни-
тельных органов государственной власти субъектов Российской Феде-
рации", а также законы города Москвы от 5 ноября 1997 г. N 46
"О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера", от 12 марта 2008 г. N 13
"О пожарной безопасности в городе Москве", от 12 марта 2008 г.
N 12 "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей города
Москвы" и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и
города Москвы.
Цели и предмет регулирования закона города Москвы
"Об общественных аварийно-спасательных формированиях
города Москвы и статусе резервистов"
Город Москва как субъект Российской Федерации характеризуется
рядом специфических особенностей, наличие которых требует специ-
ального правового регулирования вопросов, связанных с деятель-
ностью аварийно-спасательных служб на территории города. Современ-
ная жизнь характеризуется наличием угроз и опасностей для челове-
ка: чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, по-
жары, происшествия на воде, ДТП, терроризм и т.п. В таком крупном
мегаполисе, как Москва, ежесуточно происходят крупные аварии и
происшествия, сопровождающиеся гибелью или травмами людей.
Необходимость и целесообразность разработки и принятия закона
города Москвы "Об общественных аварийно-спасательных формированиях
города Москвы и статусе резервистов" обусловлена тем, что сущест-
вующее правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере
носит общий характер. Закон города Москвы от 12 марта 2008 г. N 12
"Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей города
Москвы" устанавливает организационно-правовые и экономические ос-
новы деятельности общественных аварийно-спасательных формирований,
вводит понятие "резервист". Возможность привлечения общественных
аварийно-спасательных формирований и резервистов к работам по лик-
видации последствий чрезвычайных ситуаций, оказанию помощи постра-
давшим в чрезвычайных ситуациях является принципиально новым под-
ходом в решении задач по оперативному наращиванию сил и средств
спасения.
С момента принятия указанного закона прошло два года, которые
показали, что лишь малая доля граждан в состоянии самостоятельно
реализовать себя в качестве резервиста. Сохраняется значительное
пространство правовой неопределенности в сфере общественных отно-
шений. Основной проблемой является то, что данная сфера деятель-
ности не регулируется отдельным законом, который бы определял по-
нятия, сущность, принципы данного вида деятельности, остаются не-
разрешенными правовые основы взаимоотношения органов государствен-
ной власти города Москвы с общественными аварийно-спасательными
формированиями и резервистами. Не определен механизм привлечения
общественных аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрез-
вычайных ситуаций, не определены конкретные права, обязанности и
ответственность резервистов, порядок выплаты компенсаций и обеспе-
чения гарантий социальной защиты резервистов, участвующих в ликви-
дации чрезвычайных ситуаций.
Главная цель законопроекта состоит в установлении правовых,
экономических и организационных основ деятельности общественных
аварийно-спасательных формирований города Москвы и в законодатель-
ном регулировании правового статуса резервистов.
При сохранении ведущей роли органов государственной власти
города Москвы в обеспечении защиты населения и территорий от чрез-
вычайных ситуаций, безопасности граждан на водных объектах важно
создать условия для активного участия в этом деле общественных
объединений, опираться на поддержку граждан. Учитывая положитель-
ный опыт работы Московской городской народной дружины, обществен-
ных пунктов охраны порядка в Москве, целесообразно организовать
Московскую городскую систему государственно-общественных объедине-
ний и определить единую методологию ее функционирования.
Предполагается, что Московская городская система государс-
твенно-общественных объединений должна состоять из самостоятельных
общественных аварийно-спасательных формирований, коллегиальных ор-
ганов управления и центра общественных аварийно-спасательных фор-
мирований города Москвы, призванного осуществлять общее руководс-
тво, координировать деятельность, осуществлять информационно-пра-
вовое и методическое обеспечение общественных аварийно-спасатель-
ных формирований.
Предметом регулирования закона города Москвы "Об общественных
аварийно-спасательных формированиях и статусе резервистов" являют-
ся отношения, определяющие организационные, правовые и экономичес-
кие основы создания и деятельности общественных аварийно-спаса-
тельных формирований и устанавливающие правовой статус резервис-
тов, участвующих в профилактике и предупреждении чрезвычайных си-
туаций, аварий и происшествий, а также в работах по ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Предполагаемые последствия реализации закона города Москвы
"Об общественных аварийно-спасательных формированиях
города Москвы и статусе резервистов"
Принятие указанного закона позволит осуществить правовую рег-
ламентацию отношений между общественными аварийно-спасательными
формированиями города Москвы и органами государственной власти го-
рода Москвы, организациями, общественными объединениями и гражда-
нами по вопросам создания и деятельности на территории города
Москвы общественных аварийно-спасательных формирований, а также
правовых основ участия резервистов в составе общественных аварий-
но-спасательных формирований в работах по предупреждению и ликви-
дации последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий.
Развитие существующей системы учебно-методической и практи-
ческой работы по подготовке молодежи и социально активных слоев
населения к действиям при чрезвычайных ситуациях, а также кадрово-
го резерва профессиональных аварийно-спасательных формирований бу-
дет способствовать снижению ущерба от последствий чрезвычайных си-
туаций. Привлечение резервистов к работам по ликвидации чрезвычай-
ных ситуаций и происшествий позволит в минимальные сроки значи-
тельно наращивать численность аварийно-спасательных формирований,
задействованных в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций,
без ущерба для обеспечения готовности к реагированию на иные вне-
запно возникшие аварии и происшествия в городе.
Кроме того, закрепление в законе основных направлений, поряд-
ка деятельности общественных аварийно-спасательных формирований
города Москвы, выполняемых на добровольной основе, позволит час-
тично сократить затраты финансовых средств бюджета города Москвы,
выделяемых на создание и деятельность профессиональных аварий-
но-спасательных служб.
Структура проекта закона города Москвы
"Об общественных аварийно-спасательных формированиях
города Москвы и статусе резервистов"
Предлагается следующая примерная структура проекта закона го-
рода Москвы:
Преамбула.
В преамбуле закона будет отражен предмет правового регулиро-
вания и сфера его применения.
Отдельные статьи закона.
Статьи закона должны содержать:
- основные понятия, используемые в законе;
- задачи общественных аварийно-спасательных формирований по
участию в профилактике и предупреждении чрезвычайных ситуаций,
аварий и происшествий, а также в работах по ликвидации чрезвычай-
ных ситуаций природного и техногенного характера;
- порядок создания и ликвидации общественных аварийно-спаса-
тельных формирований;
- основные принципы деятельности общественных аварийно-спаса-
тельных формирований;
- порядок взаимодействия органов государственной власти горо-
да Москвы с общественными аварийно-спасательными формированиями;
- порядок привлечения общественных аварийно-спасательных фор-
мирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- права и обязанности общественных аварийно-спасательных фор-
мирований;
- положения об ответственности общественных аварийно-спаса-
тельных формирований;
- положения о материально-техническом и финансовом обеспече-
нии деятельности общественных аварийно-спасательных формирований
города Москвы;
- порядок осуществления контроля за деятельностью обществен-
ных аварийно-спасательных формирований;
- порядок приобретения статуса резервиста;
- порядок ведения реестра резервистов;
- порядок проведения аттестации резервистов;
- порядок приостановления и прекращения статуса резервиста;
- права и обязанности резервистов;
- положения о компенсациях и гарантиях социальной защиты ре-
зервистов;
- положения об ответственности резервистов.
В соответствии с существующей правотворческой техникой закон
должен включать в себя статьи, устанавливающие порядок и сроки
вступления закона в силу.