Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 78-ПП от 7 февраля 2006 года

О проекте закона города Москвы «Об энергосбережении в городе Москве»

     В  соответствии  с  постановлением  Правительства  Москвы  от
28 сентября 2004 г.  N 672-ПП "О Городской  целевой  программе  по
энергосбережению  на 2004-2008 годы и на перспективу до 2010 года"
Правительство Москвы постановляет:
     1. Одобрить  проект закона города Москвы "Об энергосбережении
в городе Москве" (приложение).
     2. Рекомендовать  Мэру  Москвы внести указанный проект закона
на рассмотрение Московской городской Думы в установленном порядке.
     3. Контроль  за  выполнением  настоящего  постановления  воз-
ложить  на  первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Аксенова П.Н.  и  заместителя  Мэра  Москвы в Правительстве Москвы
Петрова А.В.


П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков

                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 7 февраля 2006 г. N 78-ПП


                                                          ПРОЕКТ


                              ЗАКОН
                          ГОРОДА МОСКВЫ

               ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ


     Настоящий Закон в целях создания экономических и  организаци-
онных условий для эффективного использования энергетических ресур-
сов регулирует отношения,  возникающие в процессе  деятельности  в
области энергосбережения.
     Настоящий Закон обеспечивает реализацию  городской  государс-
твенной  политики  в области энергосбережения,  ориентированной на
сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов.

                     Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1.  Правовая основа проведения городской государствен-
ной политики в области энергосбережения в городе Москве

     Правовую основу проведения городской государственной политики
в области энергосбережения в городе Москве составляют  Конституция
Российской  Федерации,  Федеральный  закон  "Об энергосбережении",
иные нормативные правовые акты Российской Федерации,  Устав города
Москвы,  настоящий  Закон  и иные нормативные правовые акты города
Москвы.

     Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

     В настоящем Законе используются следующие  основные  понятия:
     1) энергосбережение  - реализация правовых,  организационных,
научных,  производственных,  технических  и экономических мер, на-
правленных на эффективное использование энергетических ресурсов  и
на  вовлечение  в  хозяйственный  оборот возобновляемых источников
энергии;

     2) энергетический ресурс - носитель энергии,  который исполь-
зуется  в  настоящее  время  или  может быть полезно использован в
перспективе;
     3) топливно-энергетический баланс - система показателей,  от-
ражающая полное количественное соответствие между приходом и  рас-
ходом энергетических ресурсов в городе Москве в целом, в его адми-
нистративных округах, отдельных отраслях и организациях за выбран-
ный интервал времени;
     4) энергетическое обследование - обследование потребителей  и
производителей  энергетических ресурсов с целью установления пока-
зателей эффективности их производства,  распределения, использова-
ния,  а также потенциала энергосбережения и выработки экономически
обоснованных мер по их повышению;
     5) показатель энергоэффективности - абсолютная, относительная
или удельная величина потребления или потери энергетических ресур-
сов для продукции любого назначения;
     6) лимитирование (нормирование) энергопотребления  -  система
мер регулирования условий поставки энергетических ресурсов и дого-
воров энергоснабжения, направленная на уменьшение непроизводитель-
ного расхода энергетических ресурсов.

     Статья 3. Объект и цели городского государственного регулиро-
вания в области энергосбережения

     1. Объектом городского государственного регулирования  в  об-
ласти энергосбережения являются отношения,  возникающие в процессе
использования энергетических ресурсов  на территории города Москвы
организациями  (независимо  от  их организационно правовых форм) и
физическими лицами, направленные на:
     1) эффективное  использование  энергетических ресурсов при их
производстве, транспортировке, хранении и потреблении;
     2) развитие  производства альтернативных видов энергетических
ресурсов,  способных заменить энергетические ресурсы более дорогих
и  дефицитных видов,  а также обеспечить снижение негативного воз-
действия на окружающую среду;
     3) создание  и  использование  энергоэффективных  технологий,
топливо-,  энергопотребляющего  и  диагностического  оборудования,
конструкционных и изоляционных материалов, приборов для учета рас-

хода  энергетических ресурсов и для контроля за их использованием,
систем автоматизированного управления энергопотреблением;
     4) обеспечение точности, достоверности и единства измерения в
части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов.
     2. Городское государственное регулирование  энергопотребления
в организациях, финансируемых из бюджета города Москвы, направлено
на:
     1) снижение расходов на энерго- и водообеспечение за счет по-
вышения эффективности использования энергетических ресурсов;
     2) установление обоснованных лимитов (нормативов) потребления
энергетических ресурсов;
     3) декларирование энергопотребления;
     4) гарантированное обеспечение  потребителей  энергетическими
ресурсами  с учетом выполнения соответствующих нормативных показа-
телей их потребления.

     Статья 4. Основные принципы городской государственной полити-
ки в области энергосбережения

     Основными принципами городской государственной политики в об-
ласти энергосбережения являются:
     1) достижение  эффективного  использования энергетических ре-
сурсов;
     2) соответствие  городской целевой программы энергосбережения
задачам и основным положениям утверждаемых  федеральными  органами
государственной власти целевых программ, направленных на обеспече-
ние энергоэффективности в экономике;
     3) инновационная направленность программ энергосбережения;
     4) привлечение к реализации программных энергосберегающих ме-
роприятий отечественных и иностранных организаций;
     5) обеспечение охраны окружающей среды при  реализации  энер-
госберегающих проектов и мероприятий;
     6) обязательность приборного учета при  производстве,  транс-
портировке, потреблении топлива, энергии и воды;
     7) внедрение нормативной системы оценок  показателей  энерго-
потребления и энергоэффективности по отраслям городского хозяйства
и видам деятельности хозяйствующих субъектов;
     8) заинтересованность производителей,  поставщиков и потреби-

телей энергетических ресурсов в повышении эффективности их исполь-
зования;
     9) сочетание интересов потребителей, поставщиков и производи-
телей энергетических ресурсов;
     10) общесистемный подход к формированию условий  функциониро-
вания  городских объектов и инфраструктуры,  обеспечивающий эффек-
тивное использование энергетических ресурсов.

     Статья 5. Управление энергосбережением

     1. Управление энергосбережением представляет  собой  комплекс
мер по организации и координации работ,  направленных на обеспече-
ние экономически обоснованной эффективности использования  энерге-
тических  ресурсов в процессе деятельности,  связанной с их произ-
водством,  транспортировкой, хранением, распределением и потребле-
нием на территории города Москвы,  а также контролю за реализацией
городской целевой программы энергосбережения.
     2. Управление энергосбережением в городе Москве осуществляет-
ся  уполномоченным  органом  исполнительной власти города Москвы в
области энергосбережения (далее - уполномоченный орган).
     3. Отраслевые, функциональные и территориальные органы испол-
нительной власти города Москвы участвуют в осуществлении городской
политики  в области энергосбережения в пределах своей компетенции.
     4. В целях повышения эффективности деятельности по управлению
энергосбережением  уполномоченный орган привлекает в установленном
законодательством о размещении заказов  для  государственных  нужд
порядке специализированные организации для:
     - участия  в разработке городских целевых программ по энерго-
сбережению и мониторингу их выполнения;
     - участия в разработке и внедрении нормативной системы оценок
показателей  энергопотребления  и  энергоэффективности по отраслям
городского хозяйства и видам деятельности хозяйствующих субъектов;
     - участия  в  разработке  проектов нормативных правовых актов
города Москвы в области энергосбережения;
     - участия в разработке механизмов экономического стимулирова-
ния энергосбережения;
     - участия в организации работ по внедрению автоматизированных
систем коммерческого учета и контроля за  расходованием  энергети-

ческих ресурсов;
     - участия в разработке типовых программ энергетических обсле-
дований организаций;
     - подготовки  предложений  по  совершенствованию   управления
энергосбережением;
     - осуществления инвестиционной деятельности,  направленной на
реализацию проектов энергосбережения.
     5. На основании предусмотренных в городской целевой программе
энергосбережения  показателей  энергопотребления и энергоэффектив-
ности уполномоченный орган устанавливает для организаций, осущест-
вляющих использование энергетических ресурсов на территории города
Москвы (независимо от их  организационно-правовой  формы),  обяза-
тельные для соблюдения показатели энергопотребления и энергоэффек-
тивности с учетом специфики отраслей городского хозяйства.
     Достижение таких показателей государственными учреждениями  и
государственными  унитарными предприятиями города Москва,  а также
хозяйственными обществами,  акции (доли в уставном капитале) кото-
рых принадлежат городу Москве,  обеспечивается представителями го-
рода Москвы в органах управления организаций, акции (доли в устав-
ном  капитале) которых принадлежат городу Москве, в пределах имею-
щихся у них полномочий,  а также решениями органов государственной
власти,  наделенных полномочиями по реализации прав собственника в
отношении имущества государственных учреждений  и  государственных
унитарных предприятий города Москвы.
     6. Порядок  осуществления  мероприятий,  предусмотренных час-
тью 5 настоящей статьи, определяется Правительством Москвы.

     Статья 6. Экологическая направленность энергосбережения

     Деятельность по энергосбережению должна обеспечивать снижение
негативного воздействия на окружающую среду в городе Москве, в том
числе за счет сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
и сбросов сточных вод при производстве,  транспортировке, хранении
и использовании энергетических ресурсов.
     Включение показателей по снижению негативного воздействия  на
окружающую среду в программы и проекты, направленные на энергосбе-
режение в городе Москве, является обязательным.
     Экологические разделы  программ  и проектов,  направленных на

энергосбережение,  в установленном порядке согласовываются с орга-
ном исполнительной власти города Москвы,  осуществляющим государс-
твенное управление в области  охраны  окружающей  среды  в  городе
Москве.

     Глава II.  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
                ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

     Статья 7. Городская целевая программа энергосбережения

     1. Городская целевая программа энергосбережения  -  увязанный
по ресурсам,  исполнителям и срокам реализации комплекс энергосбе-
регающих проектов,  мероприятий и механизмов, обеспечивающий пере-
вод экономики города на энергосберегающий путь развития с соблюде-
нием установленных экологических требований.
     При реализации городской целевой  программы  энергосбережения
должно  обеспечиваться достижение в установленные сроки определен-
ных показателей энергоэффективности в отдельных  секторах  промыш-
ленно-экономического комплекса и городского хозяйства города Моск-
вы.
     В развитие  городской целевой программы энергосбережения раз-
рабатываются программы энергосбережения  административного  округа
города Москвы (далее - окружная программа энергосбережения).
     2. Городская целевая программа энергосбережения направлена на
решение  социально-экономических,  энергетических  и экологических
проблем города Москвы и является основой проведения городской  го-
сударственной политики в области энергосбережения.
     3. Принципы и порядок разработки,  утверждения и контроля  за
реализацией  городской  и окружных целевых программ энергосбереже-
ния, показатели и критерии энергоэффективности, достижение которых
должно обеспечиваться при реализации таких программ, а также учас-
тие города Москвы в соответствующих федеральных и  межрегиональных
программах определяются Правительством Москвы в соответствии с фе-
деральным законодательством и законодательством города Москвы.
     4. Включение разделов об охране окружающей среды с  расчетами
экологической  эффективности  энергосберегающих  мероприятий в го-
родскую целевую программу энергосбережения является  обязательным.

     Разделы об охране окружающей среды городской целевой програм-
мы  по  энергосбережению в установленном порядке согласовываются с
органом исполнительной власти города Москвы,  осуществляющим госу-
дарственное  управление в области охраны окружающей среды в городе
Москве.
     5. Контроль  за реализацией городской целевой программы энер-
госбережения осуществляется уполномоченным органом  исполнительной
власти города Москвы в области управления энергосбережением.
     Контроль за реализацией  окружных  программ  энергосбережения
осуществляется территориальными органами исполнительной власти го-
рода Москвы в пределах их компетенции.
     Для целей  осуществления  контроля  за  реализацией  программ
энергосбережения привлеченными  специализированными  организациями
осуществляется мониторинг выполнения мероприятий и проектов, вклю-
ченных в программу.
     Привлеченные специализированные  организации  по  результатам
рассмотрения и оценки,  полученной для целей мониторинга  информа-
ции,  формируют и представляют на периодической основе в уполномо-
ченный орган исполнительной власти города Москвы в области  управ-
ления  энергосбережением  общий  отчет о ходе исполнения указанной
программы.
     Содержание, сроки, форма и порядок представления общего пери-
одического отчета,  а также отчетов лиц, осуществляющих реализацию
предусмотренных городской целевой и окружными  программами энерго-
сбережения мероприятий, определяются уполномоченным органом испол-
нительной власти города Москвы в области управления энергосбереже-
нием.
     Уполномоченный орган  исполнительной  власти  города Москвы в
области управления энергосбережением  представляет в Правительство
Москвы  отчеты  о  ходе  исполнения городской целевой программы по
энергосбережению в порядке и в сроки, установленные Правительством
Москвы.

     Статья 8.  Механизмы  реализации городской целевой и окружных
программ энергосбережения

     1. Включение в городскую и окружные программы  энергосбереже-
ния  финансируемых за счет бюджетных средств энергосберегающих ме-

роприятий и проектов,  а также отбор исполнителей для них осущест-
вляется на основании результатов проведенных в установленном зако-
нодательством порядке торгов, в том числе:
     по размещению заказов на поставку товаров,  работ и услуг для
государственных нужд;
     инициативных (в том числе инновационных) проектов;
     инвестиционных проектов,  реализуемых   за   счет   бюджетных
средств.
     2. Включение в городскую и окружные программы  энергосбереже-
ния  энергосберегающих  мероприятий  и проектов,  финансируемых из
внебюджетных источников,  осуществляется в порядке,  установленном
Правительством Москвы.

     Статья 9. Учет энергетических ресурсов

     1. Весь объем производимых,  перерабатываемых, транспортируе-
мых,  хранимых и потребляемых  энергетических  ресурсов  в  городе
Москве подлежит обязательному приборному учету.
     2. Балансодержатели и собственники приборов  учета  энергети-
ческих  ресурсов  осуществляют  эксплуатацию  указанных  приборов,
обеспечивают их сохранность,  поверку и замену самостоятельно  или
по договорам с сервисными или энергоснабжающими организациями.
     3. Порядок оснащения приборами для учета расхода энергетичес-
ких ресурсов, а также порядок учета потребления и объемов сэконом-
ленных энергетических ресурсов определяются уполномоченным органом
исполнительной  власти города Москвы  в области управления энерго-
сбережения и иными органами исполнительной власти города  в  соот-
ветствии  с федеральными нормативными правовыми актами и норматив-
ными правовыми актами города Москвы.

       Статья 10. Энергетические обследования

     1. Обязательным  энергетическим  обследованиям,  проводимым в
порядке,  установленном  федеральным  законодательством,  подлежат
действующие на территории города Москвы организации,  если годовое
потребление ими энергетических ресурсов составляет более шести ты-
сяч  тонн  условного топлива или более одной тысячи тонн моторного
топлива.  Энергетические обследования  организаций,  если  годовое

потребление ими энергетических ресурсов составляет менее шести ты-
сяч тонн условного топлива или менее одной тысячи  тонн  моторного
топлива,  проводятся  по  решениям  уполномоченных  Правительством
Москвы органов исполнительной власти.
    2. Результаты проведенных энергетических обследований являются
основой для формирования заданий на  проектирование  и  разработку
технико-экономических обоснований или иных документов по предлага-
емым для реализации энергосберегающим  проектам,  учитываются  при
установлении  показателей  энергопотребления и энергоэффективности
по отраслям городского хозяйства и видам деятельности  хозяйствую-
щих  субъектов,  действующих на территории города Москвы,  а также
учитываются при лимитировании  энергопотребления  и  осуществлении
органами  государственной власти и местного самоуправления регули-
рования тарифов.
     3. Уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы
в области управления энергосбережением осуществляется:
     привлечение организаций,  осуществляющих обязательные энерге-
тические обследования;
     утверждение графиков  проведения  энергетических обследований
для организаций с годовым потреблением энергетических ресурсов ме-
нее шести тысяч тонн условного топлива или менее одной тысячи тонн
моторного топлива;
     разработка типовых программ проведения обязательных энергети-
ческих обследований с учетом специфики отраслей городского хозяйс-
тва.
     Привлеченные специализированные городские  организации,  осу-
ществляют:
     участие в разработке типовых программ проведения обязательных
энергетических обследований;
     мониторинг проведения  обязательных энергетических обследова-
ний и представление результатов мониторинга  в уполномоченный  ор-
ган исполнительной власти города Москвы в области управления энер-
госбережением.
     Привлеченные специализированные организации обеспечивают фор-
мирование  и  ведение информационной базы,  содержащей сведения об
установленных в результате обязательных энергетических  обследова-
ний  показателях энергоэффективности и потенциала энергосбережения
и являющейся собственностью города Москвы.
     Представление включенных  в информационную базу  сведений  об

установленных в  результате обязательных энергетических обследова-
ний показателях энергоэффективности и потенциала  энергосбережения
по запросам заинтересованных лиц, осуществляется только в случаях,
если это не нарушает режим государственной или иной охраняемой за-
коном тайны.
     Порядок контроля за проведением  обязательных  энергетических
обследований,  а  также  порядок формирования информационной базы,
содержащей сведения об установленных в результате таких обследова-
ний  показателях энергоэффективности и потенциала энергосбережения
определяются органом исполнительной власти города Москвы,  уполно-
моченным на управление энергосбережением.

     Статья 11. Энергетический паспорт

     1. Энергетический паспорт - документ,  отражающий баланс пот-
ребления энергетических ресурсов,  показатели эффективности их ис-
пользования в процессе хозяйственной деятельности организации, по-
тенциал энергосбережения,  а также сведения  об  энергосберегающих
проектах и мероприятиях.
     2. Организация - потребитель энергетических ресурсов  состав-
ляет и ведет свой энергетический паспорт в случаях и порядке,  ус-
тановленных нормативными правовыми актами.
     3. Энергетический  паспорт организации составляется на основе
результатов энергетических обследований с учетом  отраслевых  осо-
бенностей и отражает показатели энергоэффективности в процессе хо-
зяйственной деятельности организации.

     Статья 12. Топливно-энергетические балансы

     1. Топливно-энергетические балансы используются для определе-
ния количественных и качественных показателей энергосбережения.
     2. Перспективные  топливно-энергетические  балансы  по  видам
энергетических ресурсов разрабатываются уполномоченным органом ис-
полнительной власти города Москвы в области управления  энергосбе-
режением с учетом положений Генерального плана города Москвы, пла-
нов градостроительного развития территорий административных  окру-
гов, схем энерго- и водоснабжения территорий города, нового строи-
тельства  и  реконструкции   действующих   объектов  энергетики  и

водообеспечения,  а  также организаций-потребителей энергетических
ресурсов.
     3. Показатели  экономии энергетических ресурсов учитываются в
приходной части топливно-энергетических балансов отдельной строкой
в качестве ресурсной составляющей.

     Статья 13. Энергетические декларации

     1. Энергетическая декларация - документ,  содержащий сведения
о величине и эффективности потребления организацией энергетических
ресурсов в течение года с учетом принятых программных обязательств
по повышению уровня энергоэффективности.
     2. Данные энергетических деклараций используются в целях:
     1) анализа ситуации в области энергосбережения;
     2) корректировки  программ энергосбережения организаций,  фи-
нансируемых из бюджета города Москвы;
     3) выявления  и  анализа  решений,  способствующих  повышению
уровня энергоэффективности в отдельных секторах промышленно-эконо-
мического комплекса и городского хозяйства города Москвы;
     4) составления и корректировки топливно-энергетических балан-
сов.
     3. Составление энергетических деклараций является  обязатель-
ным для организаций финансируемых из бюджета города Москвы.
     4. Подтверждение данных энергетических деклараций осуществля-
ется при проведении энергетических обследований.
     5. Порядок декларирования энергопотребления  и  использование
декларируемых  показателей в работе по энергосбережению устанавли-
ваются уполномоченным органом исполнительной власти города  Москвы
в области управления энергосбережением.

     Статья 14. Информационное обеспечение энергосбережения

     1. Информационное обеспечение энергосбережения осуществляется
путем:
     1) обсуждения  проекта городской целевой программы энергосбе-
режения с участием жителей города Москвы и специалистов в  области
энергосбережения;
     2) внедрения нормативной системы оценок  показателей  энерго-

потребления и энергоэффективности по отраслям городского хозяйства
и видам деятельности хозяйствующих субъектов с последующим контро-
лем их достижения и принятием решений по управлению энергосбереже-
нием;
     3) организации и проведения международных,  межрегиональных и
городских выставок, симпозиумов, конференций и других мероприятий;
     4) создания базы данных о технических,  экономических и соци-
альных результатах выполнения городской целевой программы в облас-
ти энергосбережения, а также о распределении и использовании лими-
тов энергопотребления организациями, финансируемыми из бюджета го-
рода Москвы;
     5) предоставления потребителям энергетических ресурсов инфор-
мации  о  работе в области энергосбережения;
     6) освещения и распространения  передового  опыта  в  области
энергосбережения с использованием средств массовой информации;
     7) использования и развития информационных и коммуникационных
технологий  в  области  энергосбережения;
     8) содействия внедрению энергоэффективных  технологий  и  ис-
пользованию энергосберегающего оборудования,  путем формирования в
рамках городской целевой программы энергосбережения  (включая  фи-
нансирование научных исследований и испытаний оборудования) инфор-
мационной системы, содержащей сведения о сравнительных характерис-
тиках указанных технологий и оборудования;
     9) раскрытия информации о результатах проведения обязательных
энергетических обследований в порядке,  установленном Правительст-
вом Москвы.
     2. Основным  направлением использования и развития информаци-
онных и коммуникационных технологий в области  энергосбережения  в
городской инфраструктуре является создание единой автоматизирован-
ной системы контроля и управления,  а также создание  информацион-
но-расчетных систем,  обеспечивающих:
     1) контроль исполнения установленных  показателей  энергопот-
ребления  и  энергоэффективности;
     2) оптимизацию и  мониторинг  использования  электрической  и
тепловой энергии, топлива и воды;
     3) сбор,  обработку данных и диспетчерское управление  произ-
водством,  транспортировкой, распределением, хранением и потребле-
нием энергетических ресурсов;

     4) накопление и анализ данных об использовании энергетических
ресурсов в городском хозяйстве.
     3. Порядок осуществления мероприятий,  предусмотренных частя-
ми 1 и 2 настоящей статьи, определяется Правительством Москвы.

     Статья 15. Подготовка кадров в области энергосбережения

     1. В программы учреждений среднего (полного) общего образова-
ния,  среднего  профессионального  и дополнительного образования в
случаях и  порядке,  установленных  Правительством  Москвы,  может
включаться преподавание предмета "Основы энергосбережения".
     2. Органы исполнительной власти города  Москвы  организуют  и
проводят повышение квалификации должностных лиц, в том числе госу-
дарственных и муниципальных служащих,  в  должностные  обязанности
которых  входит  решение  вопросов  обеспечения  города топливом и
энергией,  а также осуществления городской целевой программы энер-
госбережения.

          Глава III. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
                         ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

     Статья 16. Основные принципы финансово-экономического обеспе-
чения энергосбережения

     Основными принципами   финансово-экономического   обеспечения
энергосбережения являются:
     1) обеспечение  финансирования  энергосберегающих  проектов и
мероприятий,  включенных в городские программы энергосбережения, в
пределах средств,  предусмотренных в бюджете города Москвы на оче-
редной финансовый год;
     2) привлечение  внебюджетных средств в качестве источника фи-
нансирования программ энергосбережения;
     3) использование организациями собственных целевых инвестици-
онных средств, формируемых за счет стоимости сэкономленных энерге-
тических ресурсов,  для развития энергосбережения и для материаль-
ного поощрения персонала;
     4) осуществление  в  соответствии  с законодательством мер по
регулированию тарифов для потребителей на электрическую и тепловую

энергию  в  целях финансирования программных энергосберегающих ме-
роприятий;
     5) достижение окупаемости затрат на реализацию программ энер-
госбережения за счет первоочередного  осуществления  малозатратных
быстроокупаемых энергосберегающих проектов.

     Статья 17.  Финансирование  городской целевой программы энер-
госбережения

     1. Финансирование городской целевой программы  энергосбереже-
ния осуществляется за счет средств бюджета города Москвы,  средств
внебюджетных источников,  включая собственные и  заемные  средства
организаций  -  участников выполнения данных программ,  а также за
счет иных не запрещенных федеральным законодательством источников.
     2. За счет бюджетных средств финансируются мероприятия в бюд-
жетной сфере, иные программные мероприятия по решению Правительст-
ва Москвы, а также прикладные научные исследования для инновацион-
ного развития города Москвы в области энергосбережения.

     Статья 18.  Внебюджетные источники финансирования мероприятий
энергосбережения

     Основными внебюджетными источниками формирования средств  ме-
роприятий по энергосбережению являются:
     1) средства, образуемые за счет стоимости сэкономленных энер-
гетических ресурсов организациями производственной сферы в резуль-
тате выполнения ими программных  инвестиционных  энергосберегающих
проектов;
     2) средства,  образуемые в результате  регулирования  тарифов
для потребителей на электрическую и тепловую энергию;
     3) средства,  образуемые у организаций за счет кредитных  ре-
сурсов и проведения лизинговых операций при выполнении программных
инвестиционных энергосберегающих мероприятий;
     4) финансовые ресурсы,  полученные при реализации на террито-
рии города Москвы международных и межрегиональных энергетических и
экологических программ и проектов,  обеспечивающих повышение энер-
гоэффективности и сокращение выбросов парниковых  газов;
     5) иные  внебюджетные источники,  не  запрещенные федеральным
законодательством и законодательством города Москвы.


            Глава IV. СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ


     Статья 19. Тарифное стимулирование энергосбережения

     1. Тарифное (ценовое)  стимулирование  энергосбережения  осу-
ществляется  в  соответствии  с  федеральными и иными нормативными
правовыми актами и нормативными  правовыми  актами  города  Москвы
посредством:
     1) дифференцирования тарифов (цен);
     2) установления льготных (пониженных) тарифов (тарифов эконо-
мического развития) для отдельных потребителей города  Москвы;
     3) реализации  иных  принципов стимулирования,  основанных на
сочетании интересов производителей и  потребителей  энергетических
ресурсов.
     2. Тарифное стимулирование повышения эффективности  использо-
вания энергетических ресурсов находится в компетенции уполномочен-
ного органа исполнительной власти города  Москвы,  осуществляющего
государственное  регулирование  тарифов  (цен)  на соответствующие
энергетические ресурсы.
     3. Учет экономически обоснованных расходов потребителей энер-
горесурсов,  осуществляющих деятельность в сфере регулируемого це-
нообразования, на реализацию программ энергосбережения осуществля-
ется органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным в
области регулирования тарифов,  путем включения указанных расходов
в  необходимую валовую выручку вышеуказанных организаций при опре-
делении тарифов (цен) на их продукцию и (или) услуги.
     4. Порядок тарифного стимулирования энергосбережения, включая
механизм консолидации и использования на цели финансирования энер-
госберегающих проектов средств, полученных потребителями энергоре-
сурсов в результате действия измененных тарифов (цен), определяет-
ся  органом  исполнительной власти города Москвы, уполномоченным в
области регулирования тарифов.
     5. Реализация  уполномоченными органами исполнительной власти
города Москвы предусмотренных федеральным законодательством  и за-

конодательством  города  Москвы полномочий в области регулирования
тарифов организаций коммунального комплекса осуществляется с  соб-
людением следующих условий стимулирования энергосбережения:
     1) финансирование  за счет платы за подключение к сетям инже-
нерно-технического обеспечения расходов на увеличение их  пропуск-
ной способности и развитие допускается только в случаях, когда ли-
цами,  заинтересованными в подключении, не проводятся энергосбере-
гающие мероприятия и мероприятия, повышающие эффективность исполь-
зования энергоносителей,  обеспечивающие  техническую  возможность
подключения  без  строительства новых и увеличения пропускной спо-
собности существующих сетей;
     2) содержание, порядок, сроки и условия осуществления указан-
ных  в подпункте 1) пункта 5 статьи 19 энергосберегающих мероприя-
тий определяются в заключаемом с соответствующей организацией ком-
мунального  комплекса договоре,  на основе которого осуществляется
подключение к сетям инженерно-технического обеспечения;
     3) порядок и особенности применения платы за  технологическое
присоединение  к сетям инженерно-технического обеспечения в случа-
ях, когда лицами, заинтересованными в таком присоединении, обеспе-
чивается проведение энергосберегающих мероприятий, устанавливается
Правительством Москвы.

     Статья 20. Нетарифное стимулирование энергосбережения

     1. Организациям,  реализующим энергосберегающие проекты, осу-
ществляющим научно-исследовательские и опытно-конструкторские  ра-
боты  в  области  энергосбережения, могут предоставляться налоговые
льготы в соответствии с федеральным законодательством и  законода-
тельством города Москвы.
     2. В случаях, когда при подключении объектов к сетям инженер-
но-технического обеспечения лицами,  заинтересованными в подключе-
нии, могут быть проведены энергосберегающие мероприятия, обеспечи-
вающие техническую возможность подключения без строительства новых
и  увеличения  пропускной способности существующих сетей,  отказ в
таком подключении по основаниям отсутствия технической возможности
не допускается.
     Содержание, порядок,  сроки и условия осуществления указанных
энергосберегающих мероприятий определяются в заключаемом  с  соот-

ветствующей организацией коммунального комплекса договоре,  на ос-
нове  которого осуществляется подключение к сетям инженерно-техни-
ческого обеспечения.

     Статья 21.  Стимулирование энергосбережения  в  организациях,
финансируемых из бюджета города Москвы

     1. При включении энергосберегающих проектов организаций,  фи-
нансируемых из бюджета города Москвы,  в состав городской  целевой
программы  энергосбережения  с одновременным сохранением объемов и
структуры выполняемых работ (услуг) и соблюдением эксплуатационных
и  санитарных норм и правил указанным организациям сохраняется ба-
зовый уровень натуральных лимитов  (нормативов)  энергообеспечения
на срок, превышающий период окупаемости энергосберегающих проектов
на один год.
     2. Порядок  использования сэкономленных в результате энергос-
бережения бюджетных средств устанавливается в соответствии с феде-
ральным законодательством и законодательством города Москвы.

         Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ
                        НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

     Статья 22.  Ответственность за нарушение положений настоящего
Закона

     Несоблюдение настоящего Закона влечет ответственность в соот-
ветствии с федеральным законодательством и законодательством горо-
да Москвы.

                Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 23.  Приведение нормативных правовых актов в соответс-
твие с настоящим Законом

     1. Нормативные правовые акты города Москвы до приведения их в
соответствие с настоящим Законом применяются в части,  не противо-
речащей настоящему Закону.
     2. Нормативные  правовые акты,  указанные в части 1 настоящей

статьи,  подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом  в
течение шести месяцев со дня вступления настоящего Закона в силу.

     Статья 24. Вступление в силу настоящего Закона

     Настоящий закон города Москвы вступает в силу через  10  дней
после его официального опубликования.




                        Верно: