Эффективное управление материальными потоками предприятий,
производящих, перерабатывающих и закупающих аграрную продукцию и
продовольственные товары, является организационной основой продви-
жения продукции от региональных товаропроизводителей к покупателям
без посредников. Особенно это актуально для малых предприятий тор-
говли и общественного питания Москвы, нуждающихся в единой комп-
лексной системе управления товародвижением.
С внедрением крупных торговых сетевых структур в Москву малые
предприятия становятся не конкурентоспособными с ними по уровню
цен с превышением до 30-40%.
По данным Мосгоркомстата в Москве за 2002 год продано товаров
на 1 067 400 000 000 рублей, а произведено потребительских товаров
на 130 600 000 000 рублей, что свидетельствует о преимущественном
завозе товаров из регионов России и по импорту. Доля малых предп-
риятий потребительского рынка в розничном товарообороте составляет
60%.
В этой связи практически все 255 межрегиональных договоров и
соглашений Правительства Москвы предусматривают торговые связи и
товарообменные операции.
Наиболее емкими поставщиками товаров являются Московская,
Ярославская, Калужская, Владимирская, Волгоградская, Ленинград-
ская, Самарская области, Ставропольский и Краснодарский края, Рес-
публика Чувашия и другие, обеспечивающие столицу в значительной
мере хлебопродуктами, сахаром, крупой, цельномолочной продукцией,
яйцом, рыботоварами, маслом растительным, мясопродуктами и маслом
животным.
Вместе с тем большинство товаропроизводителей из регионов ис-
пытывают трудности внедрения на московский рынок собственных това-
ров из-за отсутствия надежности товародвижения, единой системы
поставок продукции, расчетов за товары, длительности договоров
поставок.
В целях создания действенных инструментов влияния на оптими-
зацию ценовых соотношений на товары различных поставщиков, обеспе-
чения социальной защиты москвичей постановлением Правительства
Москвы от 18 июня 2002 года N 467-ПП "О мерах по сдерживанию роста
цен на товары и услуги в городе Москве" одобрена Стратегия по
сдерживанию роста цен на товары и услуги в городе Москве до 2008
года.
При реализации пункта 4.3 постановления Правительства Москвы
от 18 июня 2002 года N 467-ПП был использован механизм биржевой
торговли продовольственными товарами московских и российских про-
изводителей с намерениями легализации объемов поставок товаров по
межрегиональным связям, устранения излишних посредников и выравни-
вания цен.
Во втором полугодии 2002 года и в текущем году проводились
межрегиональные биржевые торги. В них приняло участие 32 региона
России, республик Узбекистан, Украина, Кыргызстан, Туркмения,
представляющие интересы более 500 товаропроизводителей. Было пред-
ложено товаров на 23 млрд. руб. Предлагалось мясо птицы по 45 руб.
за кг, сахар по 12 руб. за кг и т.д., что существенно ниже приме-
няемых в Москве оптовых цен. Совершено 83 сделки по овощам, саха-
ру, крупам, мясной и молочной продукции на 328 млн.руб.
В ходе проведения торгов были подтверждены препятствия, меша-
ющие более полному освоению предлагаемых к продаже товаров.
В целях организации системного подхода к продвижению товаров
от региональных товаропроизводителей на московский рынок по опти-
мальным ценам без посредников, с гарантией поставок и расчетно-фи-
нансового обеспечения Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить предложение Департамента потребительского рынка и
услуг города Москвы и закрытого акционерного общества "Международ-
ная продовольственная биржа" (далее - ЗАО МПБ) о создании межреги-
ональной товаропроводящей системы "Московские контракты" для малых
предприятий потребительского рынка города Москвы на базе московс-
ких товарных бирж, в том числе ЗАО МПБ.
2. Принять к сведению, что на Межведомственной комиссии по
вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы 20 июня
2003 года принята Концепция межрегиональной товаропроводящей сис-
темы "Московские контракты" для малых предприятий потребительского
рынка.
3. Продолжить практику проведения в Москве межрегиональных
биржевых торгов "Московские контракты".
4. Поручить Департаменту потребительского рынка и услуг горо-
да Москвы с привлечением ЗАО МПБ провести до 1 апреля 2004 года
при поддержке префектур административных округов и управ районов
города Москвы информирование малых предприятий и региональных то-
варопроизводителей о работе в межрегиональной товаропроводящей
системе "Московские контракты" (график проведения мероприятий в
административных округах приведен в приложении 1).
5. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы
в срок до 1 апреля 2004 года внедрить расчетно-клиринговую систему
обслуживания межрегиональных сделок, разработанную ОАО "Банк Моск-
вы" и ЗАО МПБ, предусматривающую применение широкого спектра бан-
ковских продуктов и инструментов при осуществлении межрегиональных
сделок, в том числе аккредитивной формы расчетов, банковских га-
рантий, краткосрочного и овердрафтного кредитования.
6. Департаменту поддержки и развития малого предприниматель-
ства города Москвы предусматривать компенсационные выплаты про-
центных ставок малым предприятиям, участвующим в товаропроводящей
системе "Московские контракты", при получении ими банковских кре-
дитов.
7. Утвердить примерный порядок взаимодействия региональных
товаропроизводителей, биржи, оптовых предприятий, банков, малых
предприятий города Москвы при их участии на добровольной основе в
товаропроводящей системе "Московские контракты" (приложение 2).
8. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы,
Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы, Департамен-
ту поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы
до 1 января 2004 года довести до сведения участников товаропрово-
дящей системы "Московские контракты" примерный порядок взаимодей-
ствия региональных товаропроизводителей, биржи, оптовых предприя-
тий, банков, малых предприятий города Москвы при их участии на
добровольной основе в товаропроводящей системе " Московские конт-
ракты".
9. ОАО "Банк Москвы", другим банкам рассмотреть вопрос о соз-
дании подразделений банка на оптовых предприятиях - участниках то-
варопроводящей системы "Московские контракты" с учетом принципа
экономической целесообразности для банков.
10. Департаменту поддержки и развития малого предприниматель-
ства города Москвы при участии межрегиональных маркетинговых цент-
ров (ММЦ) в течение второго полугодия 2003 года провести необходи-
мую подготовительную работу в регионах по мониторингу закупок и
поставок в Москву агропродовольственных товаров для передачи ин-
формации в товаропроводящую систему "Московские контракты".
11. Принять предложение Московской торгово-промышленной пала-
ты (МТПП) об использовании имеющегося опыта в области добровольной
сертификации в рамках программы "Московское качество", а также ра-
боты торгово-промышленной палаты в регионах России, в том числе в
проведении торгов, информационном обеспечении межрегиональных свя-
зей.
12. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы
совместно с Управлением информатизации города Москвы, Департамен-
том продовольственных ресурсов города Москвы, Департаментом под-
держки и развития малого предпринимательства города Москвы и прив-
лечением ОАО "Банк Москвы" и ЗАО МПБ в срок до 1 марта 2004 года в
рамках Городской целевой комплексной программы "Электронная Моск-
ва" обеспечить разработку и представление на утверждение в уста-
новленном порядке концепции, технико-экономического обоснования и
технического задания на создание информационной системы "Московс-
кие контракты", способствующей товаропроводящим связям города
Москвы с регионами России и странами СНГ.
13. Рекомендовать всем товаропроизводителям России и стран
СНГ до 1 июля 2004 года провести добровольную сертификацию продук-
ции, поставляемой по межрегиональной товаропроводящей системе
"Московские контракты", в соответствии с Федеральным законом от
27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании":
13.1. Признать прохождение добровольной сертификации продук-
ции приоритетным правом поставок товаров региональных товаропроиз-
водителей по межрегиональной товаропроводящей системе "Московские
контракты".
13.2. Согласиться с перечнем агропродовольственной продукции
для торговли в рамках межрегиональной товаропроводящей системы
"Московские контракты" (приложение 3).
14. Принять предложение ЗАО МПБ об использовании действующей
электронной торговой площадки "Московские контракты" малыми предп-
риятиями потребительского рынка Москвы по закупке товаров в регио-
нах России и странах СНГ.
15. Возложить на Государственную инспекцию города Москвы по
качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия -
орган исполнительной власти города Москвы, Московский независимый
центр экспертизы и сертификации "Мосэкспертиза" при Московской
торгово-промышленной палате и Московский межрегиональный фонд за-
щиты прав потребителей - органы по сертификации продукции и услуг
- функции по координации вопросов обеспечения качества продукции и
разрешению разногласий, связанных с оценкой ее качества, в рамках
межрегиональной товаропроводящей системы "Московские контракты".
16. Государственной инспекции города Москвы по качеству сель-
скохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 1 декабря
2003 года подготовить предложения Мэру Москвы о создании экс-
пресс-лаборатории, ее размещении, техническом оснащении для опера-
тивного проведения анализов качества продукции, поступающей из ре-
гионов.
17. Управлению ГИБДД ГУВД г.Москвы оказать содействие Депар-
таменту потребительского рынка и услуг города Москвы в разработке
специального опознавательного логотипа на автомобильный транспорт,
осуществляющий завоз продовольствия в Москву в рамках межрегио-
нальной товаропроводящей системы "Московские контракты".
18. Утвердить план мероприятий по организации межрегиональной
товаропроводящей системы "Московские контракты" (приложение 4).
19. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы
и Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства го-
рода Москвы после введения в действие товаропроводящей системы
"Московские контракты" представить на утверждение в установленном
порядке предложения об использовании товаропроводящей системы
"Московские контракты" для реализации товаров московских товаро-
производителей в регионах России и стран СНГ.
20. Контроль за выполнением настоящего постановления возло-
жить на Вице-мэра Москвы Шанцева В.П. и министра Правительства
Москвы Малышкова В.И.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы до 1 ап-
реля 2004 года.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 23 сентября 2003 года N 790-ПП
График
проведения мероприятий в административных округах города Москвы
в 2003-2004 годах по информированию малых предприятий о работе в
межрегиональной товаропроводящей системе "Московские контракты"
и подготовке их к работе в этой системе
Административные округа Сроки проведения
Центральный 2003 г. - октябрь
Северо-Западный
Восточный 2003 г. - ноябрь
Юго-Восточный
Юго-Западный 2003 г. - декабрь
Северный 2004 г. - январь
Южный 2004 г. - февраль
Северо-Восточный
Западный 2004 г. - март
Зеленоградский
.
Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 23 сентября 2003 года N 790-ПП
Примерный порядок взаимодействия региональных
товаропроизводителей, биржи, оптовых предприятий, банков, малых
предприятий города Москвы при их участии на добровольной
основе в товаропроводящей системе "Московские контракты"
В целях увеличения продажи товаров отечественных товаропроиз-
водителей, формирования ассортимента продукции для малых предприя-
тий торговли, общественного питания Москвы, организации системного
подхода по ее продвижению на московский рынок, финансово-расчетно-
го обеспечения участники системы товародвижения "Московские конт-
ракты" взаимодействуют на основе настоящего примерного порядка.
Региональные поставщики-товаропроизводители на добровольной
основе подают заявки на продажу своих товаров на московский рынок
через биржевые торги, в том числе ЗАО "Международная продовольст-
венная биржа".
В заявках указываются ассортимент, количество товаров, опто-
во-отпускные цены, сроки и периодичность поставок.
Региональные поставщики-товаропроизводители продают товары в
соответствии с заключаемыми трехсторонними договорами: постав-
щик-биржа-малые предприятия.
Приоритетным правом поставок товаров региональных товаропро-
изводителей в рамках товаропроводящей системы признается добро-
вольная сертификация продукции.
Региональные товаропроизводители доставляют партии продукции
в Москву на оптовые предприятия-распределительные центры.
Биржа организует проведение торгов по продаже товаров регио-
нальных товаропроизводителей малым предприятиям торговли и общест-
венного питания Москвы, что подтверждается заключением договоров
между биржей - оптовыми предприятиями - распределительными центра-
ми и предприятиями торговли и общественного питания Москвы.
Информация о заключенных договорах направляется в банки и оп-
товые предприятия - распределительные центры Москвы.
На межрегиональных биржевых торгах мелкие партии объединяются
в пулы-лоты, которые соответствуют объемам биржевой оптовой тор-
говли.
Оптовые предприятия - распределительные центры Москвы обеспе-
чивают хранение и реализацию следующих товаров (на выбор):
- молоко и продукты его переработки, масло животное;
- мясо, мясная продукция, мясо птицы;
- яйцо и продукты его переработки;
- рыба и рыбопродукты, продукты моря;
- свежие плоды, овощи и продукты их переработки;
- кофе, чай, пищевкусовые и ароматические продукты, пищевые
концентраты, масло растительное, мучные,хлебобулочные, кру-
пяные и макаронные изделия, рис, кондитерские изделия, про-
дукты сахарной промышленности;
- безалкогольные и вино-водочные напитки, пиво, сиропы, мине-
ральные воды;
- табачные изделия;
- продукты консервной и овощесушильной промышленности.
Деятельность оптовых предприятий - распределительных центров
Москвы осуществляется на основе договора с биржей, предусматриваю-
щего получение товаров из регионов России и стран СНГ.
Основные требования функционирования оптовых предприя-
тий - распределительных центров Москвы включают следующее:
- наличие опыта работы у оптового предприятия в области
его деятельности;
- наличие складов для хранения товаров площадью не менее
5 тыс.кв.м или емкостью холодильников не менее 1000 куб.м;
- применение информационно-коммуникационных технологий;
- наличие квалифицированного персонала;
- возможность оказания услуг малым предприятиям по:
- доставке товаров;
- погрузо-разгрузочным работам;
- охране товаров;
- расчетно-кассовым услугам банка;
- обеспечению качества товаров;
- медицинской помощи;
- обеспечению противопожарной безопасности;
- рекламному обеспечению продажи товаров;
- информации о конъюнктуре товаров.
Финансово-расчетное обеспечение осуществляется через банки
открытием участникам торгов специальных счетов, предназначенных
для торговых операций.
"Торговые" счета необходимы для перечисления страховых сумм и
используются для регулирования позиций участников торгов. Счет яв-
ляется "нейтральным" для расчетов по отдельным операциям за това-
ры.
В целях заинтересованности участия малых предприятий в систе-
ме "Московские контракты" участники торгов могут находиться на
расчетно-кассовом обслуживании в банке и воспользоваться инстру-
ментами финансирования торговых операций через гарантию банка,
аккредитив, краткосрочное кредитование, заключение договора оверд-
рафта и др.
Малые предприятия торговли и общественного питания в рамках
межрегиональной товаропроводящей системы "Московские контракты" в
соответствии с договором между малыми предприятиями, биржей, опто-
выми предприятиями - распределительными центрами Москвы получают с
оптовых предприятий - распределительных центров Москвы мелкие пар-
тии разных видов продукции в широком ассортименте с поставкой в
разные сроки по согласованному графику.
Расчеты с поставщиками ведутся малыми предприятиями со специ-
ально открытых для этих целей счетов в банках участников, заинте-
ресованных в товаропроводящей системе "Московские контракты".
.
Приложение 3
к постановлению Правительства Москвы
от 23 сентября 2003 года N 790-ПП
Перечень
агропродовольственной продукции для торговли
в рамках межрегиональной товаропроводящей системы
"Московские контракты"
1. Молоко и продукты его переработки, масло животное.
2. Мясо, мясная продукция, мясо птицы.
3. Яйцо и продукты его переработки.
4. Рыба и рыбопродукты, продукты моря.
5. Свежие плоды, овощи и продукты их переработки.
6. Кофе, чай, пищевкусовые и ароматические продукты, пищевые
концентраты, масло растительное, зерновые, зернобобовые и
масличные культуры, мучные,хлебобулочные, крупяные и мака-
ронные изделия, рис, кондитерские изделия, продукты сахар-
ной промышленности.
7. Безалкогольные и вино-водочные напитки, пиво, сиропы, ми-
неральные воды.
8. Табачные изделия.
9. Продукты консервной и овощесушильной промышленности.
.
Приложение 4
к постановлению Правительства Москвы
от 23 сентября 2003 года N 790-ПП
План
мероприятий по организации межрегиональной
товаропроводящей системы "Московские контракты"
+------------------------------------+-----------+------------------+
| Наименование мероприятий | Сроки | Ответственный |
| |исполнения | исполнитель |
+------------------------------------+-----------+------------------+
| 1 | 2 | 3 |
+------------------------------------+-----------+------------------+
|1. Направить настоящее постановление| октябрь |Департамент |
|Правительства Москвы главам | 2003 года |потребительского |
|администраций регионов России и в | |рынка и услуг |
|Правительства стран СНГ | |города Москвы |
+------------------------------------+-----------+------------------+
|2. Проинформировать о создании |октябрь- |Департамент |
|межрегиональной товаропроводящей |2003 года |потребительского |
|системы " Московские контракты " |- март |рынка и услуг |
|малые предприятия Москвы и |2004 года |города Москвы, |
|региональных товаропроизводителей | |ОАО"Банк Москвы", |
|России и стран СНГ | |ЗАО МПБ |
+------------------------------------+-----------+------------------+
|3. Подготовить соглашения о функ- | |Департамент |
|циональном взаимодействии структур |до 1 ян- |потребительского |
|Правительства Москвы, бирж, банков| варя |рынка и услуг |
|оптовых предприятий-распределитель- |2004 года |города Москвы |
|ных центров Москвы и иных заинтере- | | |
|сованных организаций в рамках межре-| | |
|гиональной товаропроводящей системы | | |
|"Московские контракты" | | |
+------------------------------------+-----------+------------------+
|4. Провести обучение малых предприя-| |Департамент |
|тий и региональных товаропроизводи- |2003-2004гг|потребительского |
|телей технологиям участия в бирже- | |рынка и услуг |
|вых торгах, в работе расчетно-кли- | |города Москвы, |
|рингового центра,организации оборо- | |с участием |
|та товаров в оптовых предприятиях- | |ЗАО МБП и ОАО"Банк|
|распределительных центрах Москвы в | |Москвы" |
|рамках межрегиональной товаропрово- | | |
|дящей системы "Московские контракты"| | |
+------------------------------------+-----------+------------------+
+------------------------------------+-----------+-------------------+
| 1 | 2 | 3 |
+------------------------------------+-----------+-------------------+
|5. Подготовить графики проведения | |Департамент |
|семинаров-совещаний по вопросам |IVкв.2003г.|потребительского |
|участия малых предприятий в работе | I,IIкв. |рынка и услуг |
|межрегиональной товаропроводящей | 2004г. |города Москвы, |
|системы "Московские контракты" в | |Департамент под- |
|управах районов, административных | |держки и развития |
|округах города Москвы и товаропро- | |малого предприни- |
|изводителей в регионах России и | |мательства города |
|стран СНГ | |Москвы |
+------------------------------------+-----------+-------------------+
|6. Разработать Положение о расчетно-| |ОАО "Банк Москвы", |
|клиринговой системе обслуживания | декабрь |ЗАО МПБ,Департамент|
|межрегиональных сделок на базе | 2003 года |потребительского |
|ЗАО МПБ | |рынка и услуг |
| | |города Москвы |
+------------------------------------+-----------+-------------------+
|7. Организовать на базе ЗАО МПБ | декабрь |Департамент |
|Бюро экспресс-торговли в рамках |2003 года |потребительского |
|электронной торговой площадки | |рынка и услуг |
|"Московские контракты" для закупки | |города Москвы, |
|малыми предприятиями товаров по | |ЗАО МПБ |
|наиболее низким ценам | | |
+------------------------------------+-----------+-------------------+
|8. Принять участие в межрегиональной| |Департамент потре- |
|конференции "Межрегиональные това- | октябрь |бительского рынка |
|ропроводящие системы как эффектив- |2003 года |и услуг города |
|ный способ продвижения продукции | |Москвы, Комитет |
|Агропромышленного комплекса" | |межрегиональных |
| | |связей и националь-|
| | |ной политики города|
| | |Москвы, ЗАО МПБ |
+------------------------------------+-----------+-------------------+
|9.Опубликовать примерный порядок |октябрь |Департамент |
|взаимодействия региональных товаро- |2003 года |потребительского |
|производителей, биржи, оптовых пред-| |рынка и услуг |
|приятий, банков, малых предприятий | |города Москвы |
|города Москвы при их участии на доб-| | |
|ровольной основе в товаропроводящей | | |
|системе "Московские контракты" | | |
+------------------------------------+-----------+-------------------+
+------------------------------------+-----------+-------------------+
| 1 | 2 | 3 |
+------------------------------------+-----------+-------------------+
|10. Обеспечить регулярное проведение| |ЗАО МПБ, |
|межрегиональных биржевых торгов с | январь- |ОАО"Банк Москвы", |
|участием расчетно-клирингового | апрель |Департамент |
|центра для отработки программного |2004 года |потребительского |
|обеспечения товаропроводящей | |рынка и услуг |
|системы | |города Москвы |
+------------------------------------+-----------+-------------------+
|11. Подготовить и выставить в сети | январь- |Биржи, |
|Интернет веб-сайты участников бир- | февраль |ЗАО МПБ |
|жевых торгов "Московские контракты" |2004 года | |
+------------------------------------+-----------+-------------------+
|12. Организовать в регионах на базе |в течение |Департамент |
|Межрегиональных маркетинговых цент- |2004-2005 |поддержки и |
|ров структуры с функциями аналогич- | годов |развития малого |
|но оптовым предприятиям-распредели- | |предприниматель- |
|тельным центрам города Москвы для | |ства города Москвы |
|последующей концентрации товаров в | | |
|распределительных центрах Москвы | | |
+------------------------------------+-----------+-------------------+
|13. Провести мероприятия по обучению| апрель - |Департамент |
|кадров и внедрению в оптовых пред- | июль |потребительского |
|приятиях-распределительных центрах | 2004 года |рынка и услуг |
|электронных технологий контроля | |города Москвы, |
|качества и обеспечения движения | |Государственная |
|товаров | |инспекция города |
| | |Москвы по качеству |
| | |сельскохозяйствен- |
| | |ной продукции,сырья|
| | |и продовольствия, |
| | |Московский межре- |
| | |гиональный фонд |
| | |защиты прав потре- |
| | |бителей, ЗАО МПБ, |
| | |Московский незави- |
| | |симый центр экспер-|
| | |тизы и сертификации|
| | |"Мосэкспертиза", |
| | |оптовые предприятия|
+------------------------------------+-----------+-------------------+
+-----------------------------------+----------+------------------+
| 1 | 2 | 3 |
+-----------------------------------+----------+------------------+
|14. Использовать технологии страхо-|постоянно |Биржи, |
|вания в рамках межрегиональной то- | |страховые компа- |
|варопроводящей системы "Московские | |нии, Департамент |
|контракты" | |потребительского |
| | |рынка и услуг |
| | |города Москвы |
+-----------------------------------+----------+------------------+
|15. Организовать межрегиональную | апрель |Департамент |
|конференцию о ходе внедрения |2004 года |потребительского |
|межрегиональной товаропроводящей | |рынка и услуг |
|системы "Московские контракты" с | |города Москвы, |
|участием администраций регионов | |Комитет межре- |
|России и Правительств стран СНГ | |гиональных связей |
| | |и национальной |
| | |политики города |
| | |Москвы,ЗАО МПБ |
+-----------------------------------+----------+------------------+
|16. Организовать работу биржевой | июль |Московская |
|арбитражной комиссии и Третейского | 2004 года|торгово-промыш- |
|суда при Московской торгово-промыш-| |ленная палата, |
|ленной палате для внесудебного | |ЗАО МПБ |
|рассмотрения экономических споров | | |
|участников межрегиональной товаро- | | |
|проводящей системы "Московские | | |
|контракты" | | |
+-----------------------------------+----------+------------------+
Верно: