Правительство Москвы отмечает, что к числу основных задач,
стоящих перед органами исполнительной власти города, относятся
обеспечение взаимодействия с федеральными и региональными органами
государственной власти в области законотворческой деятельности,
участие в разработке правовых концепций, анализ находящихся на
рассмотрении и подготовка в инициативном порядке проектов феде-
ральных законов по вопросам, затрагивающим ключевые интересы горо-
да Москвы как субъекта Российской Федерации.
Одной из основных форм реализации городских интересов на фе-
деральном уровне является участие в продвижении в Государственной
Думе проектов федеральных законов, подготовленных по инициативе и
при участии Правительства Москвы. В рамках этой работы установлено
тесное взаимодействие с депутатским корпусом Государственной Думы,
который оказывает значительную поддержку при отстаивании и продви-
жении московских инициатив. Городские законопроекты также вносятся
в Государственную Думу и от имени членов Совета Федерации, предс-
тавляющих город Москву. За период с 2000 года по настоящее время
по инициативе Правительства Москвы было подготовлено более 40 про-
ектов федеральных законов. Значительная часть из них принята или
учтена в виде поправок к уже действующим законам. В настоящее вре-
мя на рассмотрении в Государственной Думе находятся 14 законопро-
ектов, подготовленных в Правительстве Москвы.
Вторым направлением этой работы является анализ вносимых в
Государственную Думу проектов федеральных законов на предмет учета
в них интересов города. Только за 2003 год в органах исполнитель-
ной власти города Москвы было проработано более 200 законопроек-
тов, внесенных различными субъектами права законодательной инициа-
тивы. По каждому из них было подготовлено обобщенное заключение с
определением позиции города Москвы и направлено соответствующее
обращение в депутатские объединения или в профильные комитеты Го-
сударственной Думы.
Аналогичная работа велась и в Совете Федерации. По абсолютно-
му большинству законов, принятых Государственной Думой и направ-
ленных на одобрение верхней палаты парламента, были подготовлены
обобщенные заключения для представителя от исполнительного органа
власти города Москвы в Совете Федерации. В профильные комитеты па-
латы было направлено более 40 обращений по рассматриваемым зако-
нам.
Одновременно с деятельностью в Федеральном Собрании Российс-
кой Федерации организовано взаимодействие с Комиссией Правительст-
ва Российской Федерации по законопроектной деятельности. Учитывая,
что Правительство Российской Федерации является одним из наиболее
активных субъектов законодательной инициативы, такое сотрудничест-
во позволяет с большей эффективностью отстаивать интересы города
Москвы на стадии выработки совместной с заинтересованными минис-
терствами и ведомствами позиции по конкретным законопроектам еще
до их внесения в Государственную Думу.
По особо важным вопросам были подготовлены и направлены обра-
щения с конкретными предложениями по совершенствованию федерально-
го законодательства в Администрацию Президента Российской Федера-
ции.
Значительные изменения законодательства Российской Федерации,
затронувшие наиболее важные для города вопросы, позволили оптими-
зировать общие принципы взаимоотношений между Москвой и федераль-
ным центром. В значительной степени удалось отстоять принципиаль-
ные позиции Правительства Москвы при рассмотрении Государственной
Думой и Советом Федерации проектов федеральных законов о коренных
изменениях системы организации органов государственной власти в
субъектах федерации и местного самоуправления, в области межбюд-
жетных отношений, налогового законодательства и по ряду других
вопросов.
Вместе с тем, наряду с положительными результатами, следует
отметить, что руководителями органов исполнительной власти города
Москвы не в полной мере используются возможности в области зако-
нотворчества для отстаивания интересов города Москвы и продвижения
городских инициатив на федеральном уровне, остается практически не
востребованным научный потенциал ведущих московских вузов и других
научных организаций города. Как следствие, законопроекты недоста-
точно глубоко прорабатываются в концептуальном плане. На предвари-
тельном этапе не проводится согласование концептуальных предложе-
ний по изменению федерального законодательства с соответствующими
федеральными органами исполнительной власти. Отдельные руководите-
ли уклоняются от работы с депутатским корпусом при рассмотрении
отраслевых законопроектов в профильных комитетах Государственной
Думы. Имеют место нарушения порядка подготовки и представления
проектов федеральных законов ответственными органами исполнитель-
ной власти города Москвы. Не развиваются межрегиональные и между-
народные связи по вопросам законопроектной деятельности.
В целях совершенствования практики взаимодействия органов ис-
полнительной власти города Москвы с Федеральным Собранием Российс-
кой Федерации Правительство Москвы постановляет:
1. В целом одобрить работу органов исполнительной власти го-
рода Москвы по отстаиванию интересов города Москвы в Федеральном
Собрании Российской Федерации.
2. Считать работу по отстаиванию интересов города Москвы в
Федеральном Собрании Российской Федерации одним из приоритетных
направлений деятельности органов исполнительной власти города
Москвы.
3. Руководителям органов исполнительной власти города Москвы
при осуществлении взаимодействия с палатами Федерального Собрания
Российской Федерации:
3.1. Руководствоваться положениями и принципами, установлен-
ными федеральным законодательством, законодательством города Моск-
вы и иными нормативными правовыми актами.
3.2. Обеспечить комплексный подход к разработке правовых кон-
цепций и проектов федеральных законов, затрагивающих интересы го-
рода Москвы. При этом учитывать сочетание интересов города Москвы
и Российской Федерации, исключив возможность реализации узкове-
домственных интересов.
3.3. Обеспечить неукоснительное соблюдение требований, уста-
новленных регламентами Государственной Думы и Совета Федерации,
при подготовке проектов федеральных законов и их прохождении в па-
латах Федерального Собрания Российской Федерации.
3.4. Активно использовать возможности парламентских слушаний,
круглых столов, других мероприятий, проводимых при участии депута-
тов Государственной Думы и членов Совета Федерации, для доведения
и разъяснения позиции городских властей по рассматриваемым пробле-
мам.
4. Управлению по связям с органами законодательной и исполни-
тельной власти Правительства Москвы:
4.1. В целях контроля за разработкой и прохождением в Госу-
дарственной Думе проектов федеральных законов, затрагивающих инте-
ресы города Москвы, и определения по ним согласованных позиций:
- продолжить активное взаимодействие с Комиссией Правительст-
ва Российской Федерации по законопроектной деятельности и Департа-
ментом по связям с Федеральным Собранием, общественными организа-
циями и религиозными объединениями Аппарата Правительства Российс-
кой Федерации;
- принять меры по расширению рабочих контактов с федеральными
органами власти, имеющими отношение к разработке и внесению в Го-
сударственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации за-
конопроектов, затрагивающих интересы города.
4.2. Обеспечить организацию дальнейшей совместной работы с
Московской городской Думой по подготовке проектов федеральных за-
конов, затрагивающих интересы города Москвы, их внесению в Госу-
дарственную Думу и сопровождению при последующем рассмотрении.
4.3. При определении правовых концепций и подготовке проектов
федеральных законов осуществлять взаимодействие с правовыми управ-
лениями палат Федерального Собрания Российской Федерации, Прави-
тельства Российской Федерации и Администрации Президента Российс-
кой Федерации.
4.4. В целях дальнейшего совершенствования системы взаимо-
действия и координации деятельности по защите интересов города
Москвы на федеральном уровне совместно с Правовым управлением Пра-
вительства Москвы и Отделом законопроектных работ Правительства
Москвы Центра законотворчества Москвы не реже двух раз в год орга-
низовывать проведение тематических семинаров для обучения специа-
листов органов исполнительной власти города Москвы с привлечением
представителей федеральных и региональных органов государственной
власти, занимающихся законопроектной работой, и ведущих уче-
ных-правоведов.
5. Первым заместителям, заместителям Мэра Москвы в Правитель-
стве Москвы обеспечить:
- безусловное участие руководителей органов исполнительной
власти города Москвы в парламентских слушаниях по проблемам, зат-
рагивающим интересы города;
- качественную подготовку предложений по соответствующим от-
раслям федерального законодательства, затрагивающим интересы горо-
да Москвы;
- своевременную подготовку заключений на проекты федеральных
законов, направляемые в органы исполнительной власти города Моск-
вы, и представление их в Управление по связям с органами законода-
тельной и исполнительной власти Правительства Москвы для обобще-
ния.
6. Исключить самостоятельные, идущие вразрез с установленным
порядком, обращения руководителей органов исполнительной власти
города Москвы в Федеральное Собрание Российской Федерации, Прави-
тельство Российской Федерации, Администрацию Президента Российской
Федерации по вопросам изменения и совершенствования федерального
законодательства.
7. Управлению по организации работы с документами Правитель-
ства Москвы совместно с Управлением по связям с органами законода-
тельной и исполнительной власти Правительства Москвы до 1 ноября
2003 года подготовить предложения по внесению в Регламент Прави-
тельства Москвы изменений и дополнений, обеспечивающих четкое вза-
имодействие между органами исполнительной власти города Москвы при
осуществлении ими деятельности по отстаиванию интересов города в
Федеральном Собрании Российской Федерации.
8. Управлению по связям с органами законодательной и исполни-
тельной власти Правительства Москвы:
- активизировать работу с депутатами Государственной Думы,
избранными по одномандатным избирательным округам города Москвы;
- продолжить практику проведения встреч с руководителями ор-
ганов исполнительной власти города и Мэром Москвы по актуальным
городским проблемам.
9. Комитету межрегиональных связей и национальной политики
города Москвы по согласованию с Управлением по связям с органами
законодательной и исполнительной власти Правительства Москвы, Пра-
вовым управлением Правительства Москвы и Отделом законопроектных
работ Правительства Москвы Центра законотворчества Москвы при под-
готовке соглашений и договоров о сотрудничестве с субъектами Рос-
сийской Федерации предусматривать положения о взаимодействии и об-
мене опытом в области законотворческой деятельности, привлекать к
этой работе специалистов в области законодательного процесса,
представляющих различные органы исполнительной власти города Моск-
вы.
10. Департаменту международных связей города Москвы совместно
с Управлением по связям с органами законодательной и исполнитель-
ной власти Правительства Москвы, Правовым управлением Правительст-
ва Москвы и Отделом законопроектных работ Правительства Москвы
Центра законотворчества Москвы обеспечить динамичное развитие свя-
зей с зарубежными коллегами по вопросам обмена опытом взаимодейс-
твия органов государственной власти различных уровней и практики
законодательного регулирования государственно-правовых отношений.
Особое внимание уделить развитию взаимодействия с Конгрессом реги-
ональных и местных властей Совета Европы.
11. Департаменту финансов города Москвы по представлению за-
местителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, полномочного предс-
тавителя Мэра Москвы в Московской городской Думе ежегодно предус-
матривать в проекте бюджета города Москвы выделение средств на фи-
нансирование законопроектной работы и проведение правовой экспер-
тизы законопроектов.
12. Контроль за выполнением настоящего постановления возло-
жить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, полномоч-
ного представителя Мэра Москвы в Московской городской Думе Пет-
рова А.В.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в IV
квартале 2004 года.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков